Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Филантроп журнал о благотворительности


Рады помочь: как счастье связано с благотворительностью

Существует два взгляда на взаимозависимость уровня счастья человека и его отношение к благотворительности. Первый заключается в том, что люди, помогая другим, становятся счастливее.

Элизабет Данн, профессор университета Британской Колубии (Канада) и соавтор книги Happy Money, доказала зависимость счастья не только от доходов, но и трат. Так, из 600 респондентов вне зависимости от уровня дохода более счастливыми себя называли те, кто в числе расходов указывал  пожертвования на благотворительность (оригинал исследования по ссылке).

Community Technology Digital Device Together Concept

Исследователи провели и другой эксперимент: студенты получали конверты в которых были 5 долларов и инструкция. Одним предлагалось потратить деньги на свои нужды и удовольствия, другим — пожертвовать на благотворительность или сделать кому-то подарок. Некоторым доставались конверты с 20 долларами и правом потратить их любым способом.  

В итоге выяснилось, что те, кто потратил деньги на других (prosocial spending) чувствовали себя счастливее.

Причем независимо от того, сколько денег было в конверте — 5 долларов или 20 — те, кто направили их на свои личные потребности, в итоге оказались менее счастливы.

На этом ученые не остановились: они сравнили уровень счастья в двух таких разных по экономическому и социальному уровню государствах, как Канада и Уганда. Результаты подтвердились — люди и там и там чувствовали себя счастливее, когда тратили про-социально, то в пользу других. «Мы доказали, что эмоциональные преимущества от помощи другим присущи всем человеческим существам независимо от их социального статуса и экономического благополучия», — заключают исследователи, отмечая, что прежде такие особенности приписывались только людям с высоким уровнем жизни.

Счастье и благотворительность

Второй взгляд на зависимость счастья и благотворительности — что счастливые люди активнее делают пожертвования (деньгами, временем или другими ресурсами) — куда менее изучен.  Первые шаги в этом направлении делают российские социологи. В январе 2018 года фонд «Общественное мнение» (ФОМ) и благотворительный фонд «Линия жизни» обнародовали первые результаты совместного проекта «Счастье и благотворительность».

В рамках всероссийского репрезентативного опроса 1500 человек попросили оценить по десятибалльной шкале уровень собственного счастья, уровень счастья окружающих, а также рассказать об участии в благотворительных проектах. Важно, что благотворительность эта должна была быть направлена не на близких или родственников.

52% опрошенных рассказали, что за прошлых год совершали поступки на благо других (помогали финансово, вещами или продуктами). При этом люди с высокими оценками уровня личного счастья оказывают помощь и занимаются благотворительностью значительно чаще. Так, среди тех, кто попал в группу «высокий уровень счастья», 57% помогали другим людям за последний год. В категории «низкий уровень счастья» благотворителей только 32%

«Я уверена, что добрые дела дарят ощущение счастья. Теперь, благодаря совместному проекту с ФОМ, мы знаем, что эта история работает и в обратном направлении. Добро и счастье – как сообщающиеся сосуды», – отметила президент благотворительного фонда «Линия жизни» Фаина Захарова.

Экономика счастья

С конца прошлого столетия понятие «счастье» перекочевало из психологии в социальные науки, а потом и в экономику. На стыке этих дисциплин появилось новое научное течение «Экономика счастья» — ученые пытаются выявить взаимосвязь между объективными экономическими показателями, такими как ВВП на душу населения, и субъективными оценками жителей государств.

Например, профессор Принстонского университета (США) Ангус Дитон стал одним из автором исследования, показавшего, что уровень счастья человека от уровня дохода. Самыми счастливыми оказались те американцы, годовой доход которых был примерно 75 тысяч долларов. И чем сильнее доход переваливал за эту цифру, тем меньше его обладателя радуют простые человеческие удовольствия: вкусная еда, общение с друзьями и близкими, путешествия.  В 2015 году Ангус Дитон получил Нобелевскую премию, правда за другую свою научную работу, которая была посвящена анализу бедности, благосостояния и потребления.

Существует несколько всемирных рейтингов государств по уровню счастья. По версии World Happiness Report—2017   (издается ООН) лидером стала Норвегия, а Россия занимает 49 место после Италии и Узбекистана.  При составлении рейтинга учитывается ВВП на душу населения, продолжительность жизни, наличие гражданских свобод, стабильность в семье, уровень коррупции, уровень доверия в обществе, великодушие и щедрость.

Согласно Всемирному индексу счастья (The Happy Planet Index)  британского исследовательского центра New Economic Foundation Россия находится на 116 месте.

Российские социологи также пытаются замерять уровень счастья граждан и регулярно проводят подобные опросы. По данным фонда «Общественное мнение», опубликованным в январе 2018 года, 35% респондентов оценивают личный уровень счастья как высокий (оценки 9–10 баллов), людей с низким самоощущением счастья (оценки 1–2 балла) – только 4%.

Другой социологический опрос проводил «Левада-центр» в декабре 2017 года. Тогда «очень счастливыми» себя назвали 13% опрошенных, а «очень несчастливыми» —2%. Для сравнения в июне 1990 года очень счастливыми себя считали 6% респондентов, а в сентябре 1998 года только 3%.

 

philanthropy.ru

9 правил работы со СМИ для благотворителей и НКО

5 марта на конференции газеты Ведомости «Благотворительность в России» говорили об особенностях взаимодействия благотворительных фондов и проектов со средствами массовой информации. Фоном для разговора стала презентация ВЦИОМ, а именно опрос об узнаваемости российских благотворительных фондов. На вопрос «Какие крупные благотворительные фонды, организации, проекты вы знаете хотя бы по названию» 70% сказали «никакие» или затруднились ответить.

В последние годы журналисты стали все больше обращать внимание на работу третьего сектора. Но должны ли СМИ выступать инициаторами разговора о благотворительных проектах и обслуживать интересы некоммерческого сектора и как НКО наладить отношения с журналистами?

Евгения Корытина, шеф-редактор «Филантропа» и автор канала в  Телеграмм #причинидобро, по итогам конференции составила список рекомендаций для НКО из  9 пунктов, которые позволят благотворителям лучше понять, с какой стороны подступиться к СМИ.

Depositphotos

1. Почему вы?

На протяжении всей конференции говорили об оценке эффективности благотворительных проектов. Практически единогласно участники сошлись на том, что «оценка — это боль». Как оценивать, по каким критериям, внешний или внутренний оценщик, что важно,а что второстепенно? Ответа нет. Просто боль и все.

Но как бы вам ни было это неприятно, нам, журналистам, приходится оценивать ваши проекты и инициативы. И если вы сами не предлагаете прозрачных критериев для такой оценки, то нам приходится опираться на субъективные ощущения.  По данным Минюста в России зарегистрировано более 220 тысяч НКО. Когда мы обсуждаем с редколлегией, о чем именно написать, мы всегда задаемся этим вопросом: «Почему именно об этом (проекте, фонде, человеке)?».

Ответы могут быть разными. Мы оцениваем сколько денег вы собрали, новизну идеи, уникальность истории или опыта, оцениваем ваши предыдущие выступления и даже страницы в социальных сетях. У нас есть своя забота — читатель. Мы боремся за его внимание, время и лояльность. Мы хотим рассказать ему новое, уникальное, интересное и важное.

Да, журналисты оценивают вас. И хорошо, если вы поможете нам в этом и подскажете наиболее важные на ваш взгляд критерии.

2. Серьезно отнеситесь к коммуникационной стратегии

У каждого издания есть свое лицо и своя повестка. Присмотритесь и  попытайтесь и соотнеситесь с этим. Тогда вероятность, что ваш проект заметят существенно возрастает. Вообще-то это входит в компетенции пиарщика и если есть возможность — возьмите себе такого в штат. Потому что PR — это отдельная профессия со своими подводными камнями и лайфхаками, это умение работать с журналистами, находить информационные поводы и яркие повороты. Кому-то важна история вашего подопечного, а кому-то – светская хроника. И тогда не будет возникать ситуаций, когда у двух разных изданий появляются одинаковые тексты. А это дурной тон. Жураналисты любят эксклюзив.

3. Не бойтесь говорить о деньгах

У фондов практически нет проблем в том, чтобы сказать, сколько денег нужно на ту или иную программу. Открывая массовый сбор в интернете или обращаясь непосредственно к спонсору, обычно озвучивается вполне конкретная сумма. Когда же дело доходит до разговора с журналистами, особенно если речь заходит о расходовании средств — об это предпочитают в лучше случае неловко молчать. Бывали случаи, когда на меня обижались и обвиняли в недоверии. Мол, мы здесь про добро, а вы нам не верите, хотите наши деньги считать! Да, хочу. Все говорят о кризисе доверия (правда это касается не только НКО, но и общества в целом). Но если вы хотите доверия — будьте прозрачны. Прозрачность в том числе касается открытого разговора о деньгах.

Если про деньги по какой-то причине не получается (хотя сложно себе такое представить), попробуйте найти другие достоверные цифры, которые покажут, как эффективна ваша работа. Ссылки на исследования, опросы, количество препаратов или человек в регистре костного мозга – журналисты любят цифры.

4. Не стесняйтесь рассказывать о провалах и ошибках

Не пытайтесь казаться идеальными. Во-первых, это отдает пиаром или джинсой. Во-вторых, так не бывает. Сразу хочется изучить ваши отчеты и найти таки в вас какой-то изъян. В голове профессионального журналиста автоматически запускается программа «сомнение» и «попытка быть объективным». Ничего личного, просто сохранения баланса в информационной вселенной.  В-третьих, это может быть просто скучно. Проблема часто куда более интересный повод для разговора.

5. Повышайте уровень своей экспертности

Публикации в СМИ бывают разные, и не обязательно они должны касаться непосредственно вашего проекта, чтобы он стал более узнаваем у читателя (зрителя или слушателя).  Вы можете выступать экспертом в других новостных материалах или историях. Но для этого неплохо бы знать, что вы есть и вы лучше других разбираетесь, например, в проблемах вымирания «перепончатокрылого серпеня».  Когда случится наш локальный «День Радио», вы станете главным экспертов в нашей передаче. Используйте для налаживания таких связей, например, сервис Pressfeed

6. Мыслите масштабнее

Попробуйте посмотреть на свою работу со стороны. Любая проблема встроена в контекст — исторический, политический, общемировой и даже научный. Важно этот контекст увидеть, осознать свое место в неком процессе или тренде. Умение обозреть ситуацию с нескольких углов зрения добавит вам экспертности (см п.6), инфоповодов и в целом пригодится в работе.

7. Учитесь писать колонки (и складно говорить)

Часто в печатных СМИ редакция вроде бы и не против рассказать о какой-то очень важной проблеме некоммерческого сектора. Но свободных рук нет. Мы точно также как и вы существуем в режиме ограниченных ресурсов. Иногда в редакции нет свободного или достаточно погруженного в тему корреспондента. Но есть, например, такой формат как авторская колонка. Казалось бы — возьмите да пишите. Но, нет. И ситуации бывают очень разные: кто-то просто не умеет писать складные интересные тексты, а иные и просто считают, что это работа журналистов, которые должны вас «обслужить». И если в первом случае все может быть поправимо, то отношение к СМИ, как к обслуживающему ресурсу — не самая лучшая коммуникационная стратегия, мягко говоря.

Кстати, когда вы пишете колонку, вспомните про пункт 4 этого списка и не старайтесь казаться святыми. Такое обычно не доходит до публикации.

8. Спокойно относитесь к редактуре

Вообще-то, редактор всегда прав. В учебнике Financial Times написано: «Новость – это то, что таковой считает редактор». Так и есть. Редактор может менять заголовки, удалять и менять местами абзацы. Он в конце концов может решить, что текст непригоден. Это его работа, он носитель смыслов в издании, он понимает формат и аудиторию. В общем, его не зря тут держат. У журналистов, конечно, есть обязательства перед спикерами, например, согласование интервью и цитат.  Но уж точно мы имеем полное право не показывать итоговый материал и не утверждать каждую запятую и кавычку. И вообще, кто-то тут говорил про доверие, да? Доверие и в том, чтобы позволить каждому сделать свою часть работы.

9. Не обижайтесь на отказ

Да, бывает так, что нам неинтересно, мы не можем придумать, как «повернуть» эту новость или ваш проект, но это не значит, что такое решение принимается раз и навсегда. Не обижайтесь. И уж точно не стоит делать далеко идущие выводы, что «все журналисты такие» и принимать решения «никогда больше не общаться с прессой».

philanthropy.ru

Вячеслав Бахмин: «Филантропия – один из немногих языков, на котором мы можем говорить с миром»

Что мы реально знаем о благотворительности в нашей стране? И что знают о ней в других странах? Как мы хотели бы представить Россию за границей в свете благотворительности, должны ли мы быть частью глобального филантропического сообщества, и, если да, то зачем? Знаем ли мы о благотворительности в других странах и зачем нам эти знания? Согласитесь, вопросы эти не простые, но именно их обсуждали эксперты и практики в сфере благотворительности на встрече, которая состоялась 6 февраля в «Благосфере». Речь шла о российской благотворительности на международной арене, насколько мы там видны и востребованы и почему мы столь скромны и робки, когда нам есть что сказать и чем поделиться.

Вячеслав Бахмин,

Замечательным поводом для такой встречи стал недавно представленный публике подробный обзор о состоянии филантропии в России, основанный на экспертных интервью и анализе доступных данных. Автор исследования — Кэролайн Хартнелл (Caroline Hartnell), опубликовано оно организацией «Филантропия за социальную справедливость и мир» (Philanthropy for Social Justice and Peace) в сотрудничестве с CAF Россия, журналом «Alliance» и организацией «Worldwide Initiatives for Grantmaker Support (WINGS)». Полная версия доклада на английском языке, а также краткое изложение отчета на русском представлены на сайте CAF Россия.

Развитие и анализ

Известно, что в России фактически отсутствует статистика, относящаяся к развитию филантропии, а значит понять, что происходит в этой сфере, непросто. Приходится опираться только на экспертные мнения и анализ информации, доступной в интернете и социальных сетях, включая иногда плохо совместимые данные социологических опросов. Так что создать общую картину состояния благотворительности в стране во всем её разнообразии очень сложно. Тем ценнее каждая такая попытка.

Опубликованный обзор по России является частью большого проекта, начавшегося в 2016 году, цель которого представить текущее состояние благотворительности в развивающихся экономиках. В октябре 2017 года было опубликовано исследование о филантропии в Индии. И вот теперь дошла очередь до нашей страны.

Поскольку мне повезло быть одним из опрошенных Кэролайн экспертов, я с большим интересом познакомился с получившимся документом. Это более полусотни страниц, представляющих нынешнюю сложную и разнообразную картину развивающейся отечественной филантропии, включая экспертный анализ как драйверов, так барьеров её развития.

Я не припомню за последние годы столь подобного экспертного анализа общей ситуации с филантропией в России.

Не буду пересказывать содержание документа. С ним можно и, как мне кажется, стоит ознакомиться всем, кто хотел бы увидеть, чего удалось достичь за последние 25 лет нашим благотворительным организациям и социально ответственному бизнесу, понять, чем мы можем гордиться, а что всем нам предстоит еще развивать.

Как развивается благотворительность в России

Хочу лишь упомянуть некоторые моменты доклада, которые мне показались важными и интересными.

Разнообразие экспертов

Прежде всего, стоит отметить разнообразие экспертных голосов, представляющих разные аспекты благотворительности. В таком составе их редко услышишь. Хотя все опрошенные эксперты были из России, их мнения воспринимались и представлялись читателю зарубежным исследователем, и российскую картину мы наблюдаем через эту оптику. Для меня было необычно увидеть среди экспертов по благотворительности Наталью Таубину, возглавляющую правозащитную организацию «Общественный вердикт», которая, в частности, борется с пытками в полиции, или Григория Охотина, соучредителя ОВД-Инфо. Оказывается, в понимании автора отчета и других зарубежных исследователей деятельность подобных организаций относится к сфере «филантропии социальной справедливости», что кажется вполне разумным. Возможно, нам тоже стоит использовать такую классификацию, а в исследовании было бы полезно подробнее остановиться на этой концепции.

Примеры благотворительных технологий

В отчете приводится немало примеров благотворительных программ и технологий. И хотя это только малая часть того, что реально используют благотворительные организации в России, масштаб достигнутого впечатляет. Исследование стоит прочитать хотя бы для получения такого приятного впечатления. Особенно мне запомнились приведенные в отчете выдающиеся достижения фандрайзинговых фондов, которые смогли сдвинуть с мертвой точки решение некоторых важнейших проблем, заставили государство обратить на них внимание. Это касается проблемы хосписов, которых фактически не было в стране, и в целом паллиативной помощи; проблемы детских домов и детей сирот, на которые по-новому заставили посмотреть именно благотворительные организации; проблемы ухода за стариками и тяжело больными, разработки стандартов долговременного ухода для больниц и домов престарелых.

Конечно, в отчетах подобного рода большее внимание уделяют достижениям, а не проблемам. Именно о достижениях обычно и говорят эксперты, хотя в целом картина развития филантропии в стране выглядит сложнее, и проблем в отрасли, кроме хорошо известного закона об «иностранных агентах», тоже немало. К тому же, сектор активно развивается, и некоторые данные уже сейчас можно откорректировать. Впрочем, автор отчета это хорошо понимает и рассматривает свой отчет как рабочий документ, как начальную точку продолжающегося исследования.

«Россия на международной арене» — тема «Бесед о благотворительности» в Благосфере

Россия на международной арене

Но вернемся к встрече в «Благосфере». За полтора часа откровенного разговора в аудитории, где были и эксперты, привлеченные для упомянутого исследования, удалось друг для друга что-то прояснить. Конечно, нам надо взаимодействовать с другими странами и международными организациями.

Филантропия – один из немногих языков, на котором мы можем говорить с другим миром. У нас так много общих сложностей и успехов.

Мы уже, по сути, являемся частью глобального филантропического мира. Если посмотреть международные доклады с обзором ситуации в разных странах, то видно, что мы такие же как все. И это хорошая новость.

Россия вполне видима на международной арене, как-то она там представлена. Но есть проблема языка, и из-за этого про Россию пока еще мало знают. Как же продвигать себя в международном масштабе? Что для этого нужно сделать? Можно переводить информацию о нашей филантропии на английский язык, можно сделать даже что-то вроде дайджеста российской благотворительности.

Полезно иметь свой сайт также и на английском, писать посты на языке, наряду с со своим родным. Но полезно знать и разные зарубежные кейсы в той или иной сфере.

Мы часто варимся в своем соку, и это мешает развитию.

Так что нужно приглашать экспертов и самим активно участвовать в разных международных мероприятиях, находить для этого возможности. При этом правильно приходить туда не в качестве наблюдателей, а со своим интересным содержанием. И оно у нас есть, как есть и важные ошибки, знать которые другим тоже будут полезно. Обычно обоим сторонам привлекательно взаимодействие на уровне практик. Это стажировки и образовательные курсы в ту и другую сторону. Такое уже делается, но пока мало. В завершении дискуссии общий вывод был единодушен: нам надо продвигать себя за границей. И лучше это делать совместно.

Ну, а беседы о благотворительности в «Благосфере», как обещают организаторы, продолжатся.

 

philanthropy.ru

Как помогают мужчины: спецпроект "Филантропа" и Благо.ру

Журнал о благотворительности «Филантроп» накануне 23 февраля представляет спецпроект в поддержку марафона на Благо.ру —  «Сильные помогают» и опрос о том, как мужчины участвуют в благотворительности, а также семь историй мужчин-волонтеров, которые помогают фондам «Волонтеры в помощь детям-сиротам», «АдВита», «Детские сердца», «Ночлежка» и детскому хоспису «Дом с маяком».

По данным опроса выяснилось, что самая активная возрастная группа среди мужчин, участвующих в благотворительности, 25-34 лет. К этой группе относятся 45% всех участников опроса. Вторая по активности группа — 35-44 года, таких мужчин в благотворительности — 31%.

Как начали помогать

Участники опроса рассказали, как впервые стали участвовать в благотворительности.

Среди ответов были такие:

«Узнал о движении, понял, что так жить нельзя, пришёл помогать».

«В какой-то момент я повзрослел и понял, что могу помочь другим людям. Сперва периодически помогал, потом стал делать это чаще».

«Просто стал переводить незначительные для себя суммы, которые, складываясь с деньгами других таких же людей, позволяют лечить и пристраивать животных. Подумал, что для меня не меняется ничего, а дело делается».

«Прочитал хорошую статью про фонд «АдВита». Запала мысль стать волонтером. Потом оказалось, что работал в образовательном проекте вместе с директором фонда. Хоть лично не общался, но доверие появилось. Трудно представить коварного учителя литературы такого, как Грачева. После этого пошел волонтерить».

«Это было очень давно, я уже не помню почему оказывать помощь. Может наверное потому что сам был вситуациях, когда приходилось обращаться за помощью,и мне не отказывали».

«Был вдохновлён женой».

«Увидел ссылку на благотворительный сайт известного человека».

«Хотел поучаствовать в благотворительной акции. Нашел. Поучаствовал. Втянулся».

«Появились деньги — стал жертвовать».

«Мы в школьные года помогали ветеранам ВОВ и детским домам, и мне это понравилось. С этого момента я и занимаюсь благотворительностью».

«Стал перечислять деньги на адресную помощь по просьбам на сайте miloserdie.ru».

«Привёз бездомного кота в приют».

«Увидел передачу по телевизору. Решил помочь ребенку».

«Когда я заканчивал школу и учился в институте, я был участником небольшой социально-педагогической организации. Уже тогда было понятно, что подобным — и вообще любым — социально-ориентированным организациям надо помогать, т.к. они делают важное, но совершенно не прибыльное дело. Потом, и когда работал в найме, и когда открыл свою компанию, связи с такими организациями оставались и всегда находились какие-то возможности им помогать».

«Чувствую потребность в этом».

«Работодатель предложил простую схему перевода денег в надёжные фонды».

«Я с детства знаю, что есть люди, оказавшиеся в сложных ситуациях, которые не могут обойтись без помощи».

Почему помогают мужчины

72% участников опроса на вопрос о мотивах их помощи ответили, что ощущают потребность делиться.

23% сказали, что их друзья и близкие участвуют в благотворительности.

65 % — ответили, что чувствуют себя хорошо, когда помогают.

9 % сказали, что окружение ценит причастность к благотворительности.

Кому помогают мужчины

Большая часть опрошенных —  55% — поддерживает детей с тяжелыми заболеваниями.

40% помогают бездомным и малоимущим.

36% — взрослым людям (инвалиды или люди, нуждающиеся в дорогостоящем лечении).

25% помогают животных.

По 24 % поддерживают детей-сирот и пожилых людей.

16 % помогают медицинским учреждениям — больницам, хосписам.

14 % — участвуют в помощи организациям по защите окружающей среды, а 13 % — поддерживают правозащитные организации.

Как помогают мужчины

83 % совершают пожертвования.

40% — волонтеры организаций.

20% — интеллектуальные волонтеры.

Присоединиться к марафону на Благо.ру можно по ссылке. 

Спецпроект «Сильные помогают» по ссылке. 

 

philanthropy.ru

Развитие, диалог, волонтерство: тренды года в благотворительности

Важные тренды прошлого года, которые перейдут в 2018 год, по мнению представителей сектора.

Иллюстрация — Екатерина Селиверстова

Мария Черток, директор Фонда КАФ Россия:

«Интерес к развитию инфраструктуры благотворительности, который демонстрируют разные участники рынка — государство, компании, частные фонды и сами НКО. Значительная часть президентских грантов, к примеру, предназначена для различных проектов в сфере укрепления НКО и развития благотворительности. Мне кажется, диалог для выработки картины будущего благотворительности в России, который инициируют инфраструктурные организации, будет продолжаться и дальше, при участии разных заинтересованных сторон.

Долгосрочный взгляд и амбициозные планы. Все больше НКО выходят на публику с очень важными долгосрочными планами, будь то развитие национального регистра доноров костного мозга или изменение политики в отношении заботы о пожилых людях. Это новая стадия зрелости сектора, свидетельство его силы, устойчивости и экспертного потенциала.

Рост неформальных движений, городских проектов, инициативны групп. Наряду с институциональным укреплением сектора на первый план выходят молодые неформальные группы, готовые действовать в конкретных населённых пунктах или по конкретным темам. Эта новая волна социальной мобилизации очень важна, потому что она вовлекает в свою орбиту молодых активных людей, которые хотят изменить жизнь к лучшему в очень конкретных областях».

Закончился ли кризис в сфере пожертвований?

Евгения Белотелова, исполнительный директор фонда «Друзья»:

«Консолидация профильных сообществ, формирование коммьюнити. Несколько лет назад фонды были разрознены: многие либо не знали друг друга, либо знали, но не стремились к объединению ради решения общих задач. К примеру, наш экспертный совет собрал глав крупнейших некоммерческих организаций, и все они активно участвуют в жизни фонда. Любопытно, что во время первого заседания совета многие из этих людей не знали друг друга лично. Фонды узнают друг друга, большие организации обучают малые. Появились и преемственность, и партнерство.

Как продолжение первого тренда – появление совместных фандрайзинговых мероприятий фондов. Например, Фонд Константина Хабенского уже не впервые проводил открытие катка на ВДНХ вместе с другими благотворительными организациями. Рост социального предпринимательства. В качестве примера приведу площадку Meet for Charity. Некоторое время назад социальное предпринимательство зачастую встречало негативную реакцию – «на благотворительности кто-то пытается заработать!». Сейчас мы видим принятие этого типа бизнеса обществом, в конечном счете выигрывают все: и социальные бизнесмены, и, безусловно, сами фонды.

Осознание рынком благотворительности необходимости в обучении, привлечении профессионалов.

Фонды ищут консалтинг, ищут внешнюю экспертизу, проводят стратегические сессии, договариваются с попечителями о финансировании найма высокопрофессиональных сотрудников.

Рост волонтерства среди малого и среднего бизнеса. Волонтерские движения находят поддержку внутри компаний. Некоторые организации дополнительно поощряют волонтерство. Примером может служить наш партнер компания Mastercard – компания оплачивает своим сотрудникам пять дней волонтерской работы».

«Это мы с вами влияем на мировой капитализм, изменяя его к лучшему, а не наоборот»

Елена Грачева, программный директор фонда AdVita:

«Индивидуализация работы с потенциальными жертвователями. Как в коммерческой сфере все движется в сторону i-commerce, так и в благотворительности выживут только те фонды, который уйдут от ковровых бомбардировок в интернете или телевизоре к максимально индивидуализированной работе со своими сторонниками. Причем именно сторонниками конкретного фонда – с его ценностями, не благотворительности как таковой.

Выживут те фонды, которые поставят рефлексию на профессиональную основу и будут пробовать разные варианты коммуникации с жертвователями, извлекать опыт и учиться на ходу.

Конечно, те фонды, у которых есть административный или медийный ресурс, почувствуют, что это необходимо, гораздо позже, чем мы. Но почувствуют обязательно».

Елена Грачева: «Никто не обязан нас слушать»

Елена Альшанская, директор благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»:

«В 2017 году был переформатирован фонд президентских грантов, и возникла более прозрачная и честная система распределения финансов для НКО. Весь год на самых высоких уровнях обсуждался вопрос доступа НКО к осуществлению социальных услуг для населения. Следующий год — объявлен годом Добровольца. Внимание государства к общественному сектору очевидный тренд, который сохранится и продолжится.

Главное для нас — чтобы это был тренд поддержки существующих НКО, а не попытка создать псевдоНКО для выкачки государственных средств.

В конце года было принято решение о пособиях при рождении первого ребенка. Это хорошо, но я считаю, что этого недостаточно. Пособие должно выплачиваться на любого новорожденного и до 3 лет, поскольку во многих регионах просто нет дошкольных учреждений, которые берут детей с 1,5 лет. И родители остаются без возможности работать, и сидеть дома с ребенком. Пособия позволят особенно одиноким родителям заниматься воспитанием ребенка в период до 3 лет».

Елизавета Олескина, директор благотворительного фонда «Старость в радость»:

«Мы заметили, что к волонтерской работе стал постепенно подтягиваться бизнес. Предприниматели, правда, еще не готовы включаться серьезно в системные изменения социальной сферы ни организационно, ни финансово. Но бизнес постепенно начинает проявлять свою социальную ответственность, организуя и участвуя в разнообразных акциях, поездках.

Мы также хотим отметить активное взаимодействие между фондом и сотрудниками ведомств социального блока: федеральных и региональных. Такой диалог, само собой, очень непростая штука. Мы часто говорим на разных языках. Но есть и прорывы. Они как раз связаны с работой над подготовкой пилотного проекта. Там, где начинается совместная работа, проще и общий язык находить, и от стереотипов избавляться».

Елизавета Олескина: «Очень надеюсь, что мы еще успеем помочь тому поколению, которое меньше всего просит»

Варвара Пензова, директор фонда «Дети наши»:

«Надеюсь, что сохранится тренд на поддержку кровных семей и профилактику попадания детей в учреждения. Причём и широкая общественность насчёт больше сочувствовать кризисным семьям – мы много работаем на просвещение в этом направлении.

Надеюсь, что сохранится тренд осознанного отношения к благотворительности частных лиц и организаций, что все больше их будет задумываться об этом не в момент встречи с нищим на улице, а заранее изучать информацию и обращаться к профессиональным организациям.

В этом году мы заметили, что нет обычных предновогодних звонков в фонд «дайте нам детей, чтобы мы устроили им праздник»; и всё больше компаний приходит к нам с запросом «хотим помочь детям, но по-настоящему, без подарков». И будет развиваться тренд говорить о своем участии в благотворительности, а не действовать почти тайно!».

Дмитрий Поликанов, президент фонда поддержки слепоглухих «Соединение»:

«В следующий год, хочется верить, перейдут два тренда. Первый — это рост популярности благотворительной деятельности. Поскольку 2018 уже объявлен Годом волонтера, то совершенно очевидно, что будет и медиа-интерес к этой тематике, и повышенная активность органов власти на разных уровнях, да и общество в целом правильно воспримет эти сигналы.

Второй — это дальнейшее совершенствование механизмов саморегулирования и укрепления партнерств для продвижения интересов сектора в целом».

Виктория Агаджанова, директор благотворительного фонда «Живой»:

«Фонд «Нужна помощь» и портал «Такие дела» презентовали русский перевод книги Дэна Паллотты «Неблаготворительность», и это является одним из главных трендов года. Мы наблюдаем качественно новый подход в благотворительности. Если мы о себе заявляем, как о секторе, то должны принимать условия игры и по-настоящему быть сектором. Надеюсь, что мы все начнем работать с меньшим личным надрывом и большей результативностью».

5 идей, которые мешают развитию благотворительности

 

Юрий Белановский, руководитель Добровольческого движения «Даниловцы»:

«Поручение президента РФ, касающееся доработки законодательной базы. Исполнители поручения — Общественная палата, Агентство стратегических инициатив, Минэкономразвития. Результат их труда сработает на десятилетия вперед и определит развитие волонтерства. Несмотря на то, что представители волонтерского движения участвуют в обсуждении, мы не знаем, что будет на выходе. Определяющим фактором будут не философские дефиниции добровольчества или оплата проезда волонтеров в общественном транспорте, а допуск волонтеров в казенные учреждения и их статус.

Многие чиновники воспринимают волонтеров в качестве бесплатной рабочей силы, предъявляют к ним требования, как к персоналу. Волонтеры в данном случае отвечают: мы не сотрудники учреждения, мы – друзья тех, кто находится там, и кому нужна помощь. Какие могут быть требования к посетителям пациентов, кроме разумных.

Пока маятник не качнулся ни в сторону волонтеров, ни в сторону чиновников. В этом году к дискуссии подключилась совершенно отдаленная от добровольчества госструктура – Роспотребнадзор. Он выставил кучу требований для казенных учреждений, обоснованных ситуацией в стране. Требования коснулись и волонтеров, чего не было за всю историю постсоветской России. Если требования будут жесткими, то люди просто не смогут попасть в социальные учреждения».

Катя Бермант, директор благотворительного фонда «Детские сердца»:

«Интернет-технологии. Некоммерческий сектор стремительно перемещается из оффлайна в онлайн. Сюда я отношу рост онлайн платежей, проведение мероприятий в Интернете (праздники, лотереи и так далее).

К примеру, новогодняя лотерея «Делись добром» проходила оффлайн, в этом году она будет разыграна в Интернете».

Топ-модель: как модные ярмарки собирают миллионы для «Дома с маяком»

Анастасия Ложкина , директор отдела по привлечению средств благотворительного фонда «Арифметика добра»:

«Главные тренды связаны с развитием интернета: рост числа пожертвований онлайн, проведение фандрайзинговых акций в Сети (к примеру, акция фонда «Стань Дедом Морозом»). Большие перспективы имеет система p2p фандрайзинг, когда сторонники фонда собирают средства на программы, проводят чаепития в поддержку проекта».

Екатерина Панова, директор благотворительного фонда «РЭЙ»:

«Для нас очень важно, что в сфере зоозащиты наконец появился интерес к поддержке системных проектов. Что люди начали понимать, что, безусловно, важно помогать на лечение отдельно взятой собаке или кошке, но если не поддерживать системные проекты, то проблема бездомных животных в нашей стране не решится никогда. Как раз-таки системные проекты мы и стараемся реализовывать.

И радостно отметить, что по сравнению с 2015 годом людям стала понятнее программа стерилизации животных, на это направление деятельности стало проще собирать пожертвования.

Также мы отмечаем возросший интерес организаций и корпоративных доноров к деятельности зоозащитных фондов — думаем, здесь сыграла роль и некоторая «профессионализация» зоозащиты, фонды помощи животным стали активно расти и развиваться, предлагая действительно профессиональные проекты, интересные бизнесу. Надеемся, что подобная тенденция сохранится и в следующем году».

Друзья человека: как собаки помогают людям в библиотеках, больницах и хосписах

Наталья Быстрова, глава благотворительного фонда «Не просто собаки»:

«Cобаки (не нашего фонда, а многих других организаций) начали ездить в московские хосписы, библиотеки, дома престарелых, это тренд, который мы усиленно «насаждали» последние 3-4 года тренд брать животных из приюта продолжает набирать обороты. Покупать животных становится всё более и более странно, люди начинают понимать, что в приютах можно найти совершенно любую собаку или кошку, щенка или котенка».

philanthropy.ru

Вклад долгосрочный: как организовать инфраструктуру благотворительности

Участники ХIII ежегодной конференции газеты «Ведомости» «Благотворительность в России» обсудили перспективы развития инфраструктуры на ближайшие три года.

img_8010Модератор пленарной сессии, президент, председатель правления благотворительного фонда «Система» Елена Чернышкова задала участникам сессии глобальные и важные вопросы: как мы развиваем свою профессиональную среду? В чем основные препятствия для укрепления инфраструктуры сектора? Какова роль государства в поддержке благотворительности? Как сформировать в обществе позитивное отношение к благотворительной деятельности? Как выглядит опыт России в создании благотворительной инфраструктуры на фоне опыта развитых стран?

Пленарная сессия стала дискуссионной площадкой для полярных мнений – эмоциональных и взвешенных, оптимистических и обеспокоенных.   

О среде

Мария Черток, директор Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ»: «Инфраструктура – это среда, необходимая для достижения целей и потенциала филантропии, создания благоприятных условий для филантропической деятельности. С начала прошлого века институты поддержки филантропии стали создаваться в Великобритании и США и поначалу существовали только там. Бурный рост создания этих институтов начался в 90-х и 2000-х годах вimg_7904о всем мире, в том числе и в России. В последние годы он несколько замедлился, но эти организации продолжают появляться и развиваться. Программа развития фондов местных сообществ в малых городах и сельских территориях фонда «КАФ» – прекрасный пример совместных усилий и успешной филантропической деятельности. В среднем такие структуры живут довольно скромно, финансирование поступает, как правило, из трех основных источников: благотворительных фондов, частных корпораций и государственных институтов, в основном местных.

Проблема, актуальная для многих стран – создание благоприятной законодательной среды для филантропической деятельности. Поскольку Россия испытывает те же проблемы, то можно сказать, что мы «в тренде».

Есть мнение, что главная проблема наших благотворительных инфраструктурных организаций – обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость. Но если их деятельность не публична, то и финансовые перспективы у них будут не самыми радужными, поскольку сложно объяснить, чем они занимаются, каковы результаты работы, в чем их ценность. Один из важнейших приоритетов – это оценка влияния инфраструктурных организаций. Международное объединение инфраструктурных организаций WINGS, председателем совета директоров которого я являюсь, предложила инструмент оценки 4С, в  четырех областях, где инфраструктура дает заметные результаты. Сapacity – увеличение собственных филантропических ресурсов, capability – знания, навыки и умения, connection – связи, которые она развивает в своем секторе, например членские организации, и credidility – репутация, доверие к инфраструктурной организации.

О государстве

img_7835Артем Шадрин, директор департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития РФ: «На сегодняшний день государство вносит свой вклад в развитие инфраструктуры, поддерживая ресурсные центры, обеспечивая взаимодействие с государственными СМИ, оказывая НКО образовательную поддержку, помощь в создании новых организаций, привлечении студентов, школьников  к волонтерству, формировании положительного отношения к благотворительности и НКО в обществе. Сегодня, благодаря помощи государства,  активно работают более 20 региональных ресурсных центров поддержки некоммерческих организаций, не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Новосибирске, Архангельске, Нижнем Новгороде, Тюмени, Пермском крае и тд. Они помогают качественно улучшить условия для поддержки благотворительности на всей территории страны, являясь основой для развития сектора. Многие из них работают не только на территории базирования, но и в соседних регионах. Хорошую возможность для развития инфраструктуры предоставляет  система распределения президентских грантов: она обладает потенциалом для того, чтобы обеспечить создание всех необходимых условий для поддержки и развития инфраструктуры некоммерческого сектора и благотворительности и на федеральном уровне и на уровне регионов.

Есть общефедеральные объединения, с которыми мы сотрудничаем. Это Форум доноров, клуб «Целевой капитал», Ассоциация «Партнерство фондов местных сообществ», Ассоциация фандрайзеров, Благотворительное собрание «Все вместе».

Примером координации и привлечения внимания к благотворительным организациям служит кампания «Щедрый вторник» – мы как государственный орган направили письма во все субъекты Российской Федерации, и несколько сот городов приняли участие в этом событии, что позволило сформировать интересный информационный повод для СМИ.

Мы сформировали рабочую группу с участием федеральных органов власти, СМИ, НКО, благотворительных фондов  и социально ответственных компаний, чтобы содействовать координации и продвигать подобные информационные кампании в обществе.

Государство активно поддерживает добровольческое движение. Агентство стратегических инициатив и Общественная палата к концу первого полугодия готовят проект документа по развитию добровольчества. По итогам прошлого года по статистике Росстата у нас было 2,5 млн добровольцев. Это внушительная сила, хотя от международного уровня мы пока отстаем. Еще одно направление по созданию инфраструктуры – это поддержка стартапов, по аналогии с моделью бизнес-инкубаторов. Площадкой для возникновения новых НКО в инновационном и технологическом плане могут стать университеты. Например, в Казани на базе университета есть ресурсный центр для развития социального предпринимательства, где студенты работают волонтерами и набирают опыт.  Мы всегда готовы помочь, главное – делать полезные дела, используя ресурс позитивной энергии».

О ресурсах

img_7846Елена Тополева, директор Агентства социальной информации: «Самая важная проблема и в то же время вызов – это сохранение того, что было создано за последние  20 лет. Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, общество сегодня более ответственно относится к  благотворительной деятельности, а государство впервые серьезно осознало приоритеты в плане поддержки некоммерческого сектора. С другой стороны, существование инфраструктуры сегодня под угрозой, потому что известные, старейшие, доказавшие свою эффективность организации находятся в худшем состоянии и менее устойчивы, чем 5-7 лет назад. Возможности международного финансирования по понятным причинам урезаны, программа Минэкономразвития  хотя и продолжает играть ведущую роль в содействии инфраструктуре, но уже не имеет финансового ресурса для ее поддержки.

Другой большой проблемой инфраструктуры я считаю ее фрагментарность. В Москве у нас есть система ресурсных центров, включающая районные организации, а вот региональные ресурсные центры действуют очень неравномерно – где-то они существуют, а где-то совсем пусто.

На фоне этой «фрагментарности» появляются попытки создавать какие-то новые элементы инфраструктуры – например, для развития добровольчества или даже региональную инфраструктуру для развития благотворительности. Я считаю, что надо аккумулировать те ресурсы, которые уже есть, вместо того чтобы плодить неустойчивые элементы инфраструктуры, которые непонятно как поддерживать.  Государство сделало важнейший шаг, создав корпорацию поддержки малого и среднего бизнеса, а вот в отношении НКО этого пока не произошло. Нужно общими усилиями подтолкнуть государство к созданию института поддержки на базе Минэкономразвития. Если такая структура не будет создана или если не будет поддержана негосударственная структура, занимающаяся развитием некоммерческого сектора, то прекрасных перемен, о которых все сегодня говорят и которые вписаны в многочисленные нормативно-правовые акты, мы не дождемся».

О бизнесе

img_7707Юлия Мазанова, директор по социальной политике и корпоративным коммуникациям УК «Металлоинвест»: «Когда мы говорим в целом об инфраструктуре благотворительности, то задаем вопросы государству, а когда обсуждается состояние благотворительности в регионах – приглашаем крупный бизнес, потому что он заинтересован в устойчивом развитии на территориях, в малых городах.

Однако для того чтобы развивать благотворительность в регионах, нужно найти, кроме финансовых ресурсов, еще партнеров, профессионалов с горящими глазами, которые могли бы решать проблемы своего региона. Неравнодушных людей достаточно, они видят и знают проблематику, но уровень образования и структурированность их работы не позволяют им стать более эффективными.

Поэтому в первую очередь нужно образовывать и развивать некоммерческий сектор в регионах.

У нас есть надежный инструмент – это грантовые конкурсы, позволяющие выявлять проблемы территорий и находить единомышленников, помогающих их решать. Конкурсы запускают цепочку действий, о которой мы говорим: сначала формирование НКО, затем переход к социальному предпринимательству, которое сделало бы из этих людей грантополучателей. Развитие компетенции НКО происходит через вовлечение профессионалов федерального уровня, которые в региональных условиях выступают как тьюторы. А затем мы вместе с компаниями холдинга проводим ежегодную конференцию по поддержке благотворительных фондов на наших территориях, чтобы поставить и обсудить все вопросы. Я считаю, что инфраструктура не должна концентрироваться только в Москве и крупных городах, она должна двигаться  дальше в регионы, работая на развитие компетенции местных организаций».

img_7737Светлана Ивченко, директор департамента социальной политики ГМК «Норильский никель»: «Еще 20 лет назад мы овладели инструментарием, возможным для применения на территории, это хрестоматийный набор навыков и инструментов нашей работы, но все это время мало что менялось – все упирается в менталитет наших людей и отношение к благотворительности. Однако мы делаем упор на то, чтобы от патернализма перейти непосредственно к партнерству, развивать некоммерческий сектор, опираться на общественные инициативы и интересы граждан. А граждане скорее пожертвуют деньги на лечение детям, приюты для животных, помощь пожилым людям, чем на развитие чего-то абстрактного. Компетенция и те самые горящие глаза, о которых говорила Юлия Мазанова, важны для юных инфраструктурных организаций, ведь чтобы получить финансирование, нужно быть продвинутыми, знать, как изыскивать средства на неочевидные вещи.

Все наши грантовые конкурсы являются системообразующими для территорий. Они позволяют развивать проектное мышление и партнерство – базовые техники для сектора. Мы используем такую модель, как обучение социальному проектированию, управлению проектами. У нас был интересный опыт социально-проектного бюро, когда за три дня участники тренинга готовили проект и на третий день выходили в город с небольшой акцией. Потом им было проще участвовать в большом конкурсе и делать крупные проекты. У инициативных групп должно проснуться желание не только стать профессионалами в своей сфере, но  и учить других. Вот пример одного из таких проектов: обучение жителей более отдаленных территорий, куда можно добраться только вертолетами, тому, как написать заявку на грант. Это здорово, потому что они развивают этот навык и потом получают финансирование в президентской программе или краевом конкурсе, становятся компетентными и устойчивыми.

Зачем все это нужно? Мы верим, что любая инициатива должна родиться изнутри. Если компания сама становится инициатором создания ресурсного центра, то гражданам легко попасть в зависимость от нас как от единственного источника финансирования.

Поэтому им важно научиться диверсифицировать источники и стать более независимыми финансово и для себя и для сектора, опираться на свои силы и возможности».

О проблемах

img_8029Авдотья Смирнова, президент Фонда содействия решению проблем аутизма «Выход»: «Наш фонд работает не в эмпиреях, а «на земле», и у нас другая реальность. Во-первых, аутизм – межведомственная проблема, она касается и образования, и здравоохранения, и социальной защиты. Мы идем в регионы с программой, снабженной дорожной картой, привязанной к местным учреждениям и организациям. А дальше вопрос: кто будет оператором, «единым окном» и надзором этой программы? Благотворительный фонд обладает большими компетенциями и более современной экспертизой и методиками, нежели специалисты государственной сферы, но он не считается авторитетным. А государство, как правило, оперирует более устаревшими инструментами.

Пробуем предложить новейшую методику, а нам говорят – зачем, когда у нас есть наш великий Выготский? Да, но Выготский умер в 30-х годах прошлого века, а с тех пор придумано много нового…

Нужна модель проектного офиса, куда вошли бы представители государства и негосударственных организаций, своего рода «летучая бригада», которая работает до тех пор, пока сопровождение программы становится ненужным, – тогда она перекидывается на другую программу. Но в Белгородской или Ивановской областях никто не знает, что такое проектный офис. Они думают, что надо создавать отдельный департамент по аутизму… Не надо. Опираться на существующие государственные  инфраструктуры невозможно, те же ПНД, например, – это чудовищно, настоящие тюрьмы…». 

О профессионализме

img_8027Мария Морозова, генеральный директор благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко: «Все программы фонда реализуются в регионах, малых городах и селах, где острота проблем высока и дефицит инфраструктуры налицо. Нельзя управлять масштабными проектами из Москвы. Поэтому мы стараемся работать со всеми группами партнеров. Первая – это региональные власти и ведомства, потому что если нет интереса со стороны властей, то нет эффективности. Правда, взаимодействие с ними имеет определенный риск: это зависимость от договоренности с конкретными людьми. Только договоришься, чиновник уже сменился и надо начинать все с начала. Поэтому мой рецепт таков: надо работать с командами и вовлекать их в работу, реализуя наши грантовые конкурсы. К примеру, местные власти заинтересовались программой «Активное поколение» и уже по-другому работают с ветеранскими организациями. Те не просто приходят и просят деньги, а уже бойко пишут заявки на гранты.  

Вторая проблема власти – недостаточная информированность и компетентность сотрудников социальных учреждений. И поэтому второй рецепт – наш вклад в обучение этих людей. Третья проблема – это ведомственная разобщенность.

Проблема не в отсутствии средств, а в узковедомственной логике, которая делает программы  неэффективными и дорогими. И поэтому третий рецепт – организация пилотных проектов, где отрабатывается межведомственный подход на системном уровне. Сейчас мы отрабатываем в пилотных регионах межведомственную систему гериатрической помощи. Мы работаем и с ресурсными центры – хотя их и немного, но мы рассматриваем как партнеров и ценим их вклад, и с малыми организациями местного уровня. Например, проект «Культурная мозаика городов и сел» – это программа, способная объединять небольшие инициативные группы и организации, и это также путь к объединению регионов».

О стратегии и целях

img_7796 Оксана Орачева, генеральный директор благотворительного фонда В. Потанина: «Развитие благотворительности – одна из наших стратегических целей. Зачем донорам поддерживать именно инфраструктуры? Сегодня мы все говорили об организациях, которые могут быть инфраструктурами, а могут и не быть. Многие примеры как раз касались обычных некоммерческих организаций, которые объединяют тему или направление, членских организаций, или тех, кто осуществляет сервисную поддержку нашему сектору, например, предоставляют услуги по проведению грантовых конкурсов.

Поддерживать их необходимо, потому что все это формирует среду. Для того чтобы общество развивалось, нужно опираться на самые разнообразные ресурсы.

Мы видим, что 90% доноров поддерживают прежде всего проектную деятельность. Нам хотелось бы, чтобы НКО становились устойчивыми, и одновременно вкладывать как можно меньше денег на их институциональное развитие. Но это очень серьезное противоречие. Для ресурсных центров, членских или академических организаций, которые не занимаются конкретными проектами, важны свободные деньги, чтобы вкладываться в новые знания, исследовать новые практики, продвигать их. Как это совместить? Раньше в это вкладывались иностранные фонды, теперь все изменилось.

Донорам надо пересмотреть собственное отношение к финансированию и объяснению, что такое проект, закладывать в каждый проект возможности для дальнейшего развития инфраструктуры. Тогда мы сможем через проектное финансирование развивать и организации, предлагая им новые методы. И доноры могут предлагать дополнительные площадки для развития: образовательные программы, встречи, конференции. Государство не может быть единственным заказчиком, но оно должно быть нашим помощником и союзником. Оно тоже заинтересовано в том, чтобы мы объединяли усилия. Ему проще взаимодействовать с несколькими крупными организациями, которые выражают мнение сообщества, чем с разрозненными мелкими организациями, – и при этом каждый раз изобретать велосипед».

philanthropy.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта