Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Философский журнал. 2015. Т. 8. № 1. Философский журнал


Философский журнал. 2013. № 2 (11)

Весь номер в формате PDF (1,7 Mб)

В НОМЕРЕ

 

ПОИСКИ НОВОГО ЯЗЫКА В ФИЛОСОФИИ

 

Г.В. Вдовина. Бернард Лонерган: метод в теологии и гуманитарные науки

Статья посвящена концепции метода в теологии, разработанной канадским философом и теологом Бернардом Лонерганом. В первой части статьи рассматриваются предпосылки методологической концепции Лонергана: стиль мышления, в котором он сформировался как философ и методолог, последующая рефлексия Лонергана по поводу этого стиля, а также идеи, связанные с проблемой культурных смыслов. Во второй части затрагивается вопрос о необходимой соотнесенности теологии, во-первых, с уровнями и ступенями интенционального сознания и, во-вторых, со сферой гуманитарного знания.

Ключевые слова: метод, теология, интенциональность сознания, гуманитарные науки, смысл, культура

 

Ивон Бре. Привязанность (эрос и агапэ)

Доклад посвящен понятию привязанности, которое, по мнению автора, заслуживает того, чтобы играть гораздо более значительную роль в современной философской, психологической и богословской традиции, чем та, которую оно играет фактически. Для подтверждения этого тезиса автор рассматривает самые разные аспекты этого понятия, имеющие отношение к психологии животных, детской психологии, психоанализу вообще и фрейдизму в частности, мировоззрению Платона, христианскому богословию и японской культуре.

Ключевые слова: любовь, Платон, привязанность, психология, психоанализ, Фрейд, христианство, Эрос, японская культура

 

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

А.А. Столяров. Физика Посидония: новаторство или стоический канон? (К вопросу о том, был ли Посидоний «стоическим платоником»)

Довольно долгое время Посидоний был для историков античной философии таинственной и «модной» фигурой. Его считали предтечей «великого синтеза», подготовившего рождение неоплатонизма (через посредство среднего платонизма). Однако при внимательном рассмотрении базовые тексты Посидония, относящиеся к физике, свидетельствуют о том, что он был вполне каноничным стоиком и вряд ли мог сыграть столь ключевую роль в неоплатоническом синтезе, какую ему приписывали.

Ключевые слова: античная философия, Посидоний, средний платонизм, неоплатонизм

 

Бертрандо Спавента. Итальянская философия в ее отношении к философии европейской

Настоящая публикация представляет собой перевод первой и третьей лекций Бертрандо Спавенты из его знаменитого «Введения в курс лекций по философии», прочитанного в 1961 году в Неаполитанском университете. В этих лекциях Спавента ставит целью преодолеть предрассудки современного ему национального мышления и доказать общность характера и путей развития итальянской и европейской спекулятивной мысли. Для подтверждения данного тезиса автор формулирует основные положения философии Возрождения и обращается к краткому изложению идей некоторых философов этой эпохи.

Ключевые слова: Спавента, итальянская философия, европейская философия, Возрождение

 

В.П. Визгин. К обновлению истории философии: размышление ad hoc

В статье рассматривается ситуация в истории философии, для которой, по мнению автора, характерно господство «стандартного подхода», типичными чертами которого являются имманентная ориентация исследования, сводящая основную работу историка к анализу собственно философских текстов и их интерпретации, к раскрытию филиации философских идей и понятий. Иными словами, считает автор, основу такого подхода составляет истолкование философской мысли как учения, возникающего по внутренней логике из предшествовавших ему учений. В работе проводится мысль, что обновление методологии истории философии может идти по пути ее сближения с историей идей. Автор также обращает внимание на опыт истории науки и ее методологии для поисков путей обновления подходов к истории философской мысли. Культуроцентрическая ориентация, экзистенциальный тонус мысли и использование художественного ресурса в философском и историческом дискурсе и нарративе рассматриваются как основные критерии эффективности путей такого обновления.

Ключевые слова: философия и история, методология истории философии, история идей

 

 

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Никола Руссо. Нигилизм логоса. «Истинно ложное» в «Софисте» Платона

Статья Н.Руссо посвящена анализу избранных отрывков диалога Платона «Софист», в которых, по мнению автора, ставятся и по-своему решаются ключевые онтологические (соотношение сущего и не-сущего) и гносеологические (соотношение истинного и ложного) вопросы философии. Отдельно критикуются оценки позиции Платона М.Хайдеггером и Ф.Ницше, но при этом подтверждается фундаментальность положений древнегреческого мыслителя для становления проблематики соотношения онтологии и нигилизма, занимающей как в учениях этих немецких философов, так и в современной философии вообще одно из центральных мест.

Ключевые слова: Платон, Ницше, Хайдеггер, «Софист», «Бытие и время», диалог, онтология, нигилизм, бытие, вещь, сущее, логос

 

П.С. Гуревич. Векторы современного постижения человека

Автор рассматривает исторические судьбы философской антропологии в связи с радикальными изменениями в самом характере философского постижения человека в наши дни. Анализирует концепт дивидуума как урезанного индивида. Отмечает новые тенденции в разработке антропологической темы после завершения значительного этапа гуманитарной мысли, связанного со «смертью человека». В статье рассматривается феномен редуцированной личности. Особое внимание уделяется распаду идентичности в современном мире. На материале постмодернистской философии рассматривается нечеловеческое в человеке. Подчеркивается, что новые подходы в философской антропологии расширяют горизонт человеческого существования.

Ключевые слова: человек, личность, индивид, философская антропология, дивидуум, постмодернизм, нечеловеческое в человеке, субъект, целостность, идентичность

 

В.К. Кантор. Любовь к двойнику. Двойничество – миф и реальность русской культуры

В статье речь идет о двойничестве как русской проблеме, осмысляемой русской литературой и философией. Двойник – это, как правило, некий миф, создаваемый русскими интеллектуалами как средство спасения России. Но двойник обладает невероятным разрушительным потенциалом. Большевики, будучи двойником интеллигенции, губили ее от имени крестьянства и выживших рабочих, убедив и оставшийся народ, что интеллигенция – главный враг народа. Опыт правых из эпохи самодержавия в создании мифа о «гнилой интеллигенции» был использован Лениным и его партией весьма успешно. Двойник, как тень у Шварца, убивает ученого, но гибнет сам, в результате возникают русские катастрофы.

Ключевые слова: двойник, миф, реальность, русская культура, большевизм, интеллигенции, народ, тень

 

 

ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

 

Л.А. Маркова. Этика в контексте трансформаций мышления XX века (в связи с концепцией «негативной этики»)

Понятие негативного поступка в этике фиксирует внимание на той точке в деятельности человека, когда он должен сделать выбор между следованием общепринятым нормам морали и выходом за их пределы. Человек оказывается в ситуации конфликта между моралью (общее начало) и нравственностью, которая определяется его индивидуальным решением. Негативный поступок встраивается в один ряд с такими новыми для мышления последних десятилетий понятиями, как точка бифуркации, мутационные изменения, революция как перерыв постепенности, и некоторыми другими.

Ключевые слова: мораль, нравственность, поступок, добро, зло, истина, этика, наука, негативный поступок, личностная ответственность, абсолютность моральных норм

 

 

О НОВЫХ ИЗДАНИЯХ

 

М.А. Блюменкранц. К истории духовных подмен

Статья представляет собой отклик на книгу Владимира Карловича Кантора «Крушение кумиров, или Одоление соблазнов (становление философского пространства в России)». В своей статье автор размышляет над ролью мифа в исторических и культурных реалиях Нового времени, в частности в ХХ столетии. Анализируются позитивные и негативные аспекты мифотворчества, присущие религиозному и идеологизированному типам сознания.

Ключевые слова: религия, идеология, сакрализация, секуляризация, мифологическое мышление, духовные подмены, рационализм, редукции исторического сознания

 

Н.М. Савченкова. Искусство веры

В рецензии сделана попытка реконструировать герменевтическую технику, реализованную в книге А.Черноглазова «Лакан. Приглашение к реальному…», и продемонстрировать, что для автора этой книги одним из значимых источников формирования современного психоаналитического дискурса являются религиозный опыт и эстетическое переживание. При этом вера в метафору, забота о метафорах, производство метафор понимается автором как совокупность техник и практик субъективации. Обретение желания и открытость существования, явленная в опыте веры, рассматриваются автором в качестве предельно актуальной перспективы становления субъекта в контексте современной культуры.

Ключевые слова: религиозный опыт, эстетическое переживание, желание, субъект, Другой, Реальное, аскетическое испытание, «выбор худшего», евхаристическая жертва, фантазия, фантазм, наслаждение, повторение

 

Е.А. Яичникова. «Искусство участия» 1990–2000-х годов: попытка историографии и метода анализа

 

Книга британского историка и критика современного искусства Клер Бишоп посвящена рассмотрению и генеалогии «искусства участия» (participatory art) 1990–2000-х годов, в котором люди считаются основным художественным средством (media) и материалом произведений. Бишоп предлагает взглянуть на мировую историю искусства XX в. сквозь призму театра и рассматривает искусство Западной Европы, Латинской Америки, Восточной Европы и России, созданное в ключевые для становления «искусства участия» эпохи – европейского исторического авангарда 1917 года, неоавангарда 1968 года и падения коммунизма в 1989 году. Автор отстаивает необходимость оценивать «искусство участия» прежде всего с эстетической, а не этической точки зрения и предлагает применять к анализу произведений категории активный / пассивный, единоличное авторство / коллективное авторство, участники / зрители, обращая внимание на возникающее между этими понятиями напряжение (tension) и на политику зрительской вовлеченности.

Ключевые слова: «искусство участия», социально-вовлеченное искусство, эстетика, этика, зрительская вовлеченность

 

Об авторах

iphras.ru

Информация для авторов «Философского журнала»

 

«Философский журнал»

 

Правила направления научных статей в журнал

  1. К рассмотрению принимаются рукописи в виде двух файлов в форматах MS Word и pdf по адресу электронной почты [email protected], соответствующие тематике журнала и оформленные в соответствии с требованиями к оформлению рукописей (см. Правила оформления рукописей и Примеры оформления литературы). Отсутствие оформления статей согласно требованиям издания может стать причиной отказа в публикации.
  2. К рассмотрению принимаются научные статьи и переводы научных статей, обзоры новейшей литературы, рецензии на книги. К публикации не принимаются обзоры конференций, фрагменты диссертаций, тексты учебно-образовательного и научно-популярного характера, тезисы различного рода докладов и тексты, не соответствующие тематике и формату журнала или написанные в иных жанрах, кроме научного.
  3. Объем принимаемых статей:Научные статьи и переводы статей: 0,7–1,5 а.л. (включая сноски, списки литературы и аннотации)Рецензии и обзоры литературы: до 0,8 а.л. Для рецензии также требуется аннотация.(1 а.л. = 40 000 знаков, включая пробелы и сноски).Статьи другого объема рассматриваться не будут.
  4. Языки публикаций: русский, английский, французский и немецкий. При этом к публикации не принимаются статьи и рецензии, написанные на иностранных языках русскоязычными авторами.
  5. Автор гарантирует, что текст не был опубликован ранее и не сдан в другое издание.Представленные материалы должны являться оригинальными текстами, а не перепечатками фрагментов уже изданных монографий, защищенных диссертаций и т.д.Научные переводы печатаются только при наличии авторских прав и с разрешения правообладателей. Авторы переводов самостоятельно согласовывают с правообладателями передачу прав на перевод.
  6. Ссылка на «Философский журнал» при использовании материалов статьи в последующих публикациях обязательна. Автор берет на себя ответственность за точность цитирования, правильность библиографических описаний, транскрибирование имен и названий.

 

Правила рецензирования

  1. Все статьи, планируемые к публикации в журнале «Философский журнал», проходят процедуру анонимного рецензирования и утверждения на редколлегии.
  2. При поступлении в редакцию рукописи сотрудниками редакции проводится ее первичное рассмотрение и проверка на соответствие тематике издания и требованиям к оформлению рукописей. В случае несоответствия этим требованиям статья не принимается к рассмотрению, автору направляется уведомление об этом.
  3. При соответствии рукописи формальным требованиям, проводится проверка работы на наличие некорректных заимствований (плагиата). В случае обнаружения некорректных заимствований, а также в случае обнаружения, что материал был опубликован ранее в других изданиях, статья снимается с рассмотрения, автору направляется уведомление об этом.
  4. В случае соответствия публикации вышеперечисленным формальным требованиям издания статья в течение трех недель после поступления в редакцию направляется на отзыв двум рецензентам. Автору сообщается о том, что его статья отправлена на рецензирование. Рецензирование статей выполняется на добровольной и безвозмездной основе. Срок подготовки рецензии  не может превышать один месяц с момента поступления рукописи к рецензенту. Рецензент вправе отказаться от рецензирования в течение одной недели с момента поступления рукописи к нему и уведомить об этом редакцию журнала.
  5. Процедура рецензирования является анонимной и для рецензента, и для автора.
  6. Рецензирование проводится конфиденциально. Рецензенты и члены редколлегии должны хранить рецензируемый материал в тайне. Рецензенты и члены редколлегии не должны показывать материалы, присланные для экспертной оценки, третьим лицам.
  7. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов и имеют в течение последних 3 лет публикации по тематике рецензируемой статьи. Рецензентами могут быть как члены редколлегии, так и другие эксперты из различных научных учреждений и вузов страны. В качестве экспертов могут выступать также ученые из других стран. В случае если статья носит междисциплинарный характер, возможно привлечение экспертов из других областей наук.
  8. Рецензентом не может быть автор или соавтор рецензируемой работы, а также научные руководители соискателей ученой степени и сотрудники подразделения, в котором работает автор. Рецензент обязан поставить в известность редакцию о любом возможном конфликте интересов.
  9. Рецензия должна содержать квалифицированный анализ материала рукописи, его объективную аргументированную оценку и обоснованные рекомендации. В заключительной части рецензии должно содержаться итоговое решение о целесообразности публикации статьи: рекомендуется к публикации; рекомендуется с учетом исправления отмеченных рецензентом недостатков; не рекомендуется к публикации в журнале.     
  10. В случае положительных отзывов от обоих экспертов, статья должна быть утверждена на редколлегии, после чего автору по электронной почте посылается согласие на публикацию статьи с указанием изменений, которые автору необходимо внести в статью (если такие рекомендации поступили от экспертов). Редколлегия оставляет за собой право не утвердить статью даже при наличии двух положительных отзывов от рецензентов. Автору отсылается мотивированный отказ в публикации.
  11. В случае отрицательных отзывов от обоих экспертов, автору отправляется мотивированный отказ в публикации данной статьи в журнале. При поступлении двух противоположных отзывов от обоих экспертов решение о публикации принимается на редколлегии либо непосредственно главным редактором журнала. В спорных ситуациях статья может быть отправлена третьему независимому эксперту. Выбор рецензентов определяется на редколлегии или главным редактором и его заместителем.
  12. По запросу автора редакция журнала направляет ему анонимные копии рецензий на предоставленную им статью.
  13. Рецензии хранятся в редакции издания в течение 5 лет.
  14. Редакция обязуется направлять копии рецензий в Министерство образования и науки Российской Федерации при поступлении в редакцию издания соответствующего запроса.

 

Правила опубликования научных статей

  1. Решение о публикации принимается в течение двух месяцев с момента предоставления рукописи. В исключительных случаях срок рассмотрения статьи может быть продлен с согласия автора.
  2. Номер журнала, в котором будет опубликована принятая к печати статья, определяется на редколлегии. Принятие статьи к публикации не означает ее публикацию в ближайшем номере издания.
  3. После принятия решения о публикации, с автором заключается авторский договор установленного образца.
  4. Плата за опубликование рукописей не взимается.

 

iphras.ru

Философский журнал. 2014. № 1 (12)

Весь номер в формате PDF (1,53 Mб)

В НОМЕРЕ

НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ В ИНСТИТУТЕ

 

В.Н. Шевченко. Зачем нужна обществу публичная философия?

В статье раскрывается природа публичной философии, ее роль как медиатора, посредствующего звена в современном обществе между академической, профессиональной философией и идеологическими позициями различных политических движений и партий. Подчеркивается рост значимости публичной философии в современной России для достижения общенационального согласия по вопросам государственного устройства, формирования приемлемой для всего общества идеологии и нахождения оптимального вектора дальнейшего развития России.

Ключевые слова: публика, академическая философия, назначение философии, практическая философия, публичная философия, политология, политическая партия, национальное согласие, идеология

 

 

ПОИСКИ НОВОГО ЯЗЫКА В ФИЛОСОФИИ

 

Брайан Массуми. Воображая виртуальное

В статье обсуждается роль виртуального в опыте и восприятии. Виртуальное понимается как потенциальное, а значит, недоступное чувственному восприятию. В этом смысле оно абстрактно. Однако рассматривая три примера из опыта – оптическую иллюзию, зрительный опыт глубины и переживание нагруженной ситуации, – автор показывает, что во всех этих случаях виртуальное включено в опыт и воспринимается нечувственным образом. Демонстрируется взаимодополнительность виртуального и актуального. Виртуальное трактуется как «переживаемая абстракция». Анализ конститутивных для опыта отношений, обуславливающих восприятие виртуального и одновременно зависящих от него, позволяет автору рассматривать теорию виртуального как фундамент для ситуационной этики.

Ключевые слова: потенциальное, виртуальное, прагматизм

 

А.В. Смирнов. Сознание как смыслополагание

Предложен нередукционистский подход к пониманию сознания как смыслосозидающей деятельности. Смыслополагание понимается не как «придание смысла» тому, что имеется до и независимо от такого «осмысления», а как деятельность, имеющая свои основания в себе самой, благодаря которой и становится возможным представление о предзаданности подобной («объективной») реальности, неважно, верим ли мы в оправданность этого представления или нет. Исследована параллель между базовой архитектурой чувственного восприятия, изначально включающего в себя концептуализацию (конституирование «вещи»), и базовой архитектурой мысли, предполагающей форму субъект-предикатного высказывания.

Ключевые слова: сознание, смысл, смыслополагание, предикация, Я

 

 

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Ю.В. Синеокая. Путешествие как философский проект

Феномен путешествия рассматривается как форма осуществления человеком себя. Опираясь на тексты о путешествии по собственной комнате Ксавьера де Местра, Альбера Камю, Германа Гессе, Иосифа Бродского, Василия Бетаки и др., автор рассказывает об энтелехии путешествия как опыте самоидентификации.

Ключевые слова: путешествие, экзистенциализм, самоидентификация, архетипы внутреннего пространства, энтелехия, путешествие вокруг моей комнаты

 

 

МОРАЛЬ И ОБЩЕСТВО

 

Р.Г. Апресян. К базовому определению морали

Смысл морали – в согласии частных интересов во имя блага индивидов и социума. Морально положительными являются действия, подтверждающие чужое благо и способствующие ему. Обобщенный опыт таких действий отражен в ценностях – невреждении, признании, солидарности, заботе. Чувствительность личности к этим ценностям, готовность их практиковать выражаются в добродетелях и стремлении к совершенству, которые как идеи также представляют собой ценности. Моральные ценности императивны и нередко воспринимаются в первую очередь как императивы. В статье анализируются специфические особенности моральных представлений в их ценностной и императивной модальности, в частности предпринимается попытка переосмысления таких характеристик, как абсолютность и универсальность.

Ключевые слова: мораль, этика, ценности, императивы, добродетели, совершенство, коммуникативность, перфекционизм, санкция, абсолютность, универсальность, общественная мораль

 

Памяти Вадима Николаевича Садовского (1934–2012) К 80-летию со дня рождения

 

Н.И. Лапин. Смена парадигм системного мышления и антропно-деятельностное понимание неравновесных социокультурных систем

Показано, что В.Н.Садовский (1934–2012) обосновал становление нового, современного этапа системных исследований, особенность которого составляет переход от первой ко второй парадигме системного мышления – от исследования условий равновесия открытых систем к анализу неравновесных и необратимых состояний сложных систем. При этом он самокритично подтвердил обоснованность понимания И.В.Блаубергом и Э.Г.Юдиным главного вклада системных исследований в науку, технику и практическую деятельность во внедрении в эти сферы специфически системного мировоззрения и системной методологии, а не в попытках создания общей теории систем. Автор статьи показывает, что предложенный им антропный (антропосоциетальный) подход (одновременно социально-философский и общесоциологический) разработан в русле второй системной парадигмы. Этот подход применен к пониманию неравновесных социокультурных систем (российское общество, его регионы) и процессов их модернизации.

Ключевые слова: парадигмы системного мышления, неравновесная социокультурная система, антропный (антропосоциетальный) подход, факторы торможения модернизации, стратегия интегрированной модернизации

 

 

О НОВЫХ ИЗДАНИЯХ

 

Н.В. Мотрошилова. Мир мудрых мыслей Т.И.Ойзермана

Статья, посвященная книге Т.И.Ойзермана «Размышления. Изречения», концентрирует внимание на актуальных афоризмах и кратких обобщающих выводах ученого, в центре внимания которых – новые подходы к анализу сущности и достоинства человека, возможностей и ограниченностей познания, науки в их воздействии на человеческую историю и на природу. В противовес гордяческим формулам, завышенным ожиданиям и обещаниям, касающимся познания, особенно научного, якобы способного в ближайшем будущем разрешить чуть ли не все сложные проблемы индивидов и общества, Т.И.Ойзерман инициирует исследования и дискуссии во имя формулирования нового, взвешенного философского подхода к оценке возможностей и принципиальных, неснимаемых ограниченностей, трудностей познания, в том числе в его форме научного познания и исследования.

Ключевые слова: познание, наука, прогресс науки, непознанное, «принципиально непознаваемое», сциентизм, социальный утопизм, неведомые результаты научно-исследовательского процесса, mania grandiosa, фаустовский дух, экологический кризис

 

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ

 

С.Н. Корсаков, М.Г. Деборин. Борьба академика А.М.Деборина за научную и общественную реабилитацию: повесть в документах и свидетельствах

В статье на основе исторических документов показана борьба, которую основатель Института философии академик А.М.Деборин вел за отмену постановления ЦК ВКП(б) 1931 г., в котором советская школа марксистской диалектической философии была объявлена «меньшевиствующим идеализмом». Приводятся три письма по этому вопросу, которые в 1953–1956 гг. А.М.Деборин направлял Н.С.Хрущеву, а также документы, отражающие сопротивление, которое оказывали борьбе академика за десталинизацию философии философы-сталинисты и партийные чиновники. Малоизвестные страницы событий тех лет раскрываются благодаря воспоминаниям А.М.Некрича и Е.Г.Плимака, бывших в те годы референтами А.М.Деборина.

Ключевые слова: А.М.Деборин, сталинизм, советская философия, Н.С.Хрущев, «оттепель»

 

Об авторах

 

 

iphras.ru

Философский журнал. 2016. Т. 9. № 1.

Весь номер в формате PDF (1,83 Mб)

 

В НОМЕРЕ

ЛОГИКА И ФИЛОСОФИЯ

 

А.В. Смирнов. Пропозиция и предикация

Центральная тема статьи – субъект-предикатное конструирование и его отношение к языку и метафизике. Субъект-предикатное конструирование – узловой момент мышления и та решающая точка, в которой раскрывается внутренняя логика мышления и его отношение к действительности. Логика предикации отражается в языке, прежде всего – в ядерной форме высказывания. Для индоевропейских языков таковой служит предикационная формула «S есть P». Выдвинута гипотеза о том, что базовый, ядерный и вместе с тем самопонятный характер этой формулы зиждется на интуиции ограниченного пространства. Значение «есть» раскрывается как попадание субъекта в область пространства, соотносимую с предикатом (круги Эйлера). Формула «S есть P» поэтому отражает (хотя и не выражает вполне и по существу) логику образования субъект-предикатного комплекса, которая, в свою очередь, порождает субстанциально-атрибутивную метафизику (выражение Б. Рассела). Формула «S есть P» самоочевидна только в пространстве индоевропейских языков и соответствующей логики мышления. Арабский язык демонстрирует альтернативную формулу связи субъекта и предиката, которую, в свете концептуализации этой связи в арабской языковедческой традиции, предложено обозначить как «S опирание P» (формула «S есть P» невозможна в естественном арабском языке). Этой ядерной предикационной формуле соответствует базовая интуиция протекания. Соответствующая логика субъект-предикатного конструирования названа логикой процесса. Именно логика субъект-предикатного конструирования, схватываемая в ядерной предикационной формуле, представляет собой «неснижаемый остаток» нашего мышления. Отказ от метафизики не влечет отказа от базовой логики субъект-предикатного конструирования, а перекодировка языка не затрагивает эту ядерную формулу. Субъект-предикатное конструирование расщепляет единую действительность, выраженную событийным потоком, на альтернативные системы вещей. Поскольку субъект-предикатное конструирование может осуществляться на основе альтернативных логик, осмысление потока событий как систем вещей представляет собой развилку. Чувственное восприятие и, далее, теоретическое мышление дают образ действительности согласно одной из альтернативных стратегий субъект-предикатного конструирования.

Ключевые слова: пропозиция, предикация, связка, метафизика, субстанция, процесс, событие, вещь, язык, логика, мышление

 

П.С. Куслий. Кванторы и онтология естественного языка

Статья посвящена обзору онтологических сущностей, над которыми осуществляется квантификация в естественном языке. В ней представлено общее введение в теорию естественно-языковых кванторов как выражений, обозначающих множества множеств объектов, или же выражений, так или иначе вводящих квантор в семантику того предложения, в котором употребляются. Также в статье дан обзор тех типов сущностей, на которые так или иначе осуществляется референция в естественном языке. Показано, каким образом естественный язык, помимо индивидных объектов, предполагает существование таких сущностей, как возможные миры, временные интервалы, события и степени. Работа представляет читателю одно из направлений современной формальной семантики, парадигмы формального исследования структурных аспектов значения выражений естественного языка посредством теоретико-модельного (и не только) анализа. В работе на материале новейших исследований, находящихся на стыке философии языка и теоретической лингвистики, показывается, какие ответы на базовые вопросы философии языка способно давать исследование структурных аспектов значения выражений естественных языков. Так, в статье показано, что естественный язык, в отличие от абстрактно-спекулятивных или критико-методологических соображений философов языка, работавших с формализованными языками, способен продемонстрировать, какого рода метафизические сущности могут рассматриваться в качестве существующих сознательными индивидами, владеющими одним или более естественным языком. Исследование квантификации в естественных языках оказывается одним из наиболее наглядных способов демонстраций того, что существуют эмпирически фундированные основания введения в универсум сущностей (того, что существует) таких сущностей как возможные миры, события, степени сравнения.

Ключевые слова: онтология, формальная семантика, философия языка, квантификация

 

 

АНАТОМИЯ ФИЛОСОФИИ: КАК РАБОТАЕТ ТЕКСТ

 

А.Ю. Севальников. Физика и философия: старые проблемы и новые решения

Работа посвящена проблеме реализма в квантовой механике, рассматриваемой в перспективе критики распространенной точки зрения о том, что квантовая механика вынуждает отказываться от понятия реализма и реальности. Квантовые объекты существую иначе, чем классические тела. До акта измерения мы не можем приписать квантовому объекту конкретных наблюдаемых свойств, они возникают во время наблюдения, а понятие наблюдения не должно толковаться в смысле внесения в описание природы субъективных черт: оно регистрирует процессы в пространстве и времени, констатирует факт перехода от возможного к действительному. Возможное описывается волновой функцией, которая по своему смыслу не принадлежит обычному пространству и времени, а действительное описывается в рамках понятия редукции волновой функции, то есть перехода от спектра возможных состояний к единственному наблюдаемому. Наблюдаемое, напротив, уже принадлежит обычному пространству и времени и может регистрироваться прибором. В связи с этим указывается, что в квантовой механике необходимо переосмысление понятия реальности, но не отказ от реализма. Такое переосмысление проводится в рамках двухмодусной картины бытия, где вводится бытие потенциальное и бытие актуальное. Различаются квантовый уровень бытия и наблюдаемый модус бытия, описываемый в рамках классических понятий. Указывается, что такая схема может быть описана в рамках метафизики Аристотеля, на что впервые указал Гейзенберг. Акт перехода от потенциального к актуальному может быть описан как в рамках языка аристотелевской метафизики, так и современной науки. В традиционной метафизике это называется «принцип индивидуации», а в современной науке – расширенный принцип Маха. В работе показано, что развитие данных идей ведет к отказу от декартовской парадигмы, в рамках которой существование материального объекта всегда есть существование в пространстве и времени.

Ключевые слова: квантовая механика, существование, онтология, бытие в возможности, бытие в действительности, потенциальное, актуальное, декартовская парадигма

 

Ю.В. Синеокая. Спор о вере, культуре и смысле жизни («Переписка из двух углов» Вячеслава Иванова и Михаила Гершензона)

Статья посвящена анализу одного из важнейших документов культуры начала ХХ века – «Переписке их двух углов» Вячеслава Иванова и Михаила Гершензона. В 12 письмах, изданных в виде небольшой книги в 1921 году петербургским издательством «Алконост», речь идет о кризисе гуманизма, переоценке ценностей европейской интеллектуальной традиции, смысле жизни, вере и морали. ХХ век, начавшийся войнами и революциями, поставил перед интеллектуалами задачу преодоления разрыва между культурным сознанием и личной волей. Европейские и отечественные мыслители заговорили о мертвящей отвлеченности и системности классической культуры, приведшей к войне как своему логическому завершению. Несмотря на несхожесть путей разрешения антиномии творческой свободы и культурной традиции, и Иванов, и Гершензон едины в самом видении вопроса. Культура для них – феномен, нуждающийся в оправдании: моральном, социальном, эстетическом, но главное – религиозном. На Западе эту проблему впервые поднял Ницше. В России же она стала одним из центральных вопросов философской мысли в эпоху русского религиозного ренессанса на рубеже XIX–XX веков. Оптимистическое отношение к культурному наследию Вячеслава Иванова опирается на религиозную веру. Михаил Гершензон отстаивал свободу индивидуального творчества, выступая против автоматического преклонения перед тысячелетней культурной традицией, фальсифицирующей жизнь. Для Гершензона основа построения «подлинной культуры» – самобытная личность. Автор статьи обращается к истории дружбы поэта-философа и историка русской общественной мысли, анализирует эволюцию мировоззрений каждого из них, описывает духовную и социально-историческую атмосферу, в которой были созданы и опубликованы знаменитые 12 писем, а также дает панорамный обзор публичной полемики, разгоревшейся среди современников после выхода из печати «Переписки».

Ключевые слова: кризис культуры, гуманизм, нигилизм, религиозная вера, переоценка ценностей, мораль, русский религиозный ренессанс начала ХХ века, революция, дружба, диалог

 

А.В. Черняев. У водораздела русской политической мысли: Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным

Целью статьи является историко-философский анализ переписки Андрея Курбского с Иваном Грозным. Решающим пунктом расхождений между корреспондентами явилась разница не только политико-идеологических, но также культурно-эстетических приоритетов: приверженность князя Курбского ренессансному гуманизму, знакомство с которым началось еще до отъезда из России, не позволило ему принять программу культурной изоляции и политического авторитаризма, реализуемую Иваном IV. Если последний использовал религиозную идею с целью противопоставить Россию Европе, а в самой России подавить свободолюбивые устремления, то Андрей Курбский, обращаясь к выработанным европейцами научным методам, откликаясь на многообразие религиозно-философских идей Запада, реализовывал диалогическую модель и ратовал за культурное сближение России и Европы. Это позволяет назвать князя Курбского одним из первых русских европейцев. В связи с этим предлагается трактовка переписки Андрея Курбского с Иваном Грозным как манифестации драматической коллизии разнонаправленных векторов русской политической мысли, полярных версий русской духовности и русского исторического призвания. Выкристаллизовавшиеся в знаменитой эпистолярной дуэли XVI в. идейные полюса воспроизводятся практически на каждом этапе истории русского общества в качестве неизменных и неотъемлемых элементов его самосознания – и с этим внутренним противоречием связана одна из главных проблем самого бытия России. Полемика Ивана Грозного и Андрея Курбского во многом задала модели историософских рефлексий и формат политических дискуссий в России.

Ключевые слова: Андрей Курбский, Иван Грозный, Максим Грек, Иосиф Волоцкий, Россия и Европа, Ренессанс, политическое богословие, «самовластие», свобода, гуманизм

 

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

А.Р. Фокин. Аристотелевские категории в латинской тринитарной теологии (Марий Викторин, Августин, Боэций)

Начиная со второй половины IV в. н. э. латинские христианские мыслители стали пользоваться категориями Аристотеля, такими как «сущность» и «отношение», «потенция» и «акт», «материя» и «форма» и др., чтобы с их помощью описать догмат о Божественной Троичности. Так, Марий Викторин проводил различие между Отцом как чистым Бытием (esse), тождественным с Божественной сущностью, и Сыном как его определяющей формой (ens, esse formatum). Он рассматривает Отца в качестве потенции, Сына – в качестве акта, а Св. Духа как Их внутреннюю связь (connexio). Августин также относит к Богу категорию сущности и отношения и рассматривает Лица Троицы в качестве трех отношений внутри одной сущности. Боэций придал этому учению совершенную логическую форму, где отношения между Отцом, Сыном и Святым Духом интерпретируются в соответствии с законом тождества (А = А), как отношения Бога к Самому Себе. Этот вариант тринитарной доктрины, основанный на аристотелевских Категориях, был унаследован западной средневековой схоластикой, где он трансформировался в учение о «субсистентных отношениях» в Боге.

Ключевые слова: греческая философия, Аристотель, логика, категории, метафизика, теология, тринитарная доктрина, Марий Викторин, Августин, Боэций

Т.Б. Длугач. Две концепции конструктивизма XVIII века (Кант, Фихте)

Автор статьи ставит своей целью раскрыть роль принципа конструирования в работах И. Канта и И.Г. Фихте. Кант заострил внимание на активности познающего разума. Он был первым в европейской философии XVIII века, кто показал, что без активной деятельности разума познание вообще невозможно. К тому же выводу придет позже и К. Маркс, только итоги будут различны: для Канта это будет означать, что знание ограничивается только феноменами, для Маркса – что мы знаем мир как он есть на самом деле. Деятельность выступает для Канта в виде эксперимента, о чем он пишет в Предисловии ко 2-му изданию «Критики чистого разума». Реальный эксперимент, согласно Канту, определяется мысленным экспериментом, в результате которого появляется предмет чистого чувственного созерцания. Модель всеобщего предмета – схема – существует только в мышлении, и лишь на ее основе познается единичный предмет. В схематизме по сути дела раскрывается акт построения (конструирования) и познания разумом предметов. В концепции Фихте усиливается конструктивная роль разума; с точки зрения философа, сознание проходит один и тот же путь дважды: первый раз – когда оно создает из наличных состояний сознания предмет познания, и второй раз – когда оно отправляется от сконструированного таким образом предмета и создает (тоже путем конструирования) образ предмета. Исходной для Фихте является духовно-практическая, идеальная деятельность, по ее указаниям строится затем и действительная практическая деятельность.

Ключевые слова: конструирование, схема, человек, разум, Кант, Фихте, конструктивизм, реализм

Ф.О. Нофал. Философия ан-Насафи как квинтэссенция матуридитского вероучения

В статье проводится исследование философско-теологического подхода ʼАбӯ ал-Муʻӣна ан-Насафӣ и других мутакаллимов Золотого Века исламского Средневековья. Автор анализирует теории ан-Насафӣ, касающиеся проблем божественных атрибутов и «присвоения деяний», равно как и других онтологических, эпистемологических и семантических вопросов (таких, как соотношение имени и сущности, божественное Предопределение, сущность Корана, чтойность знания и др.). Также в работе прослеживается рецепция учений мутазилитов и ашаритов в матуридийской среде. Особое внимание уделено эволюции теологии матуридизма в рамках общего развития «суннитской» ветви классического калама: в частности, показан отход ʼАбӯ ал-Муʻӣна от онтологического ригоризма к метафизическим конструктам ашаризма. Вместе с тем автором дается обзор онтологической терминологии, так или иначе использованной ан-Насафӣ и получившей дальнейшее развитие в каламе и арабоязычном перипатетизме. Отдельно говорится о том, что несмотря на то, что главной целью трактатов ан-Насафӣ являлось «упорядочивание» рефлективного опыта «маз̱хаба ал-Ма̄турӣдӣ», их автор продолжил разработку краеугольных для классического калама тем, во многом находя свой, серединный путь между теориями средневековых «спорщиков» Ближнего Востока. Теологическое учение ʼАбӯ ал-Муʻӣна, квинтэссенция мысли матуридизма, послужило ориентиром для дальнейших мутакаллимов классической и постклассической эпох, не утратив своей актуальности и для суннитских богословов сегодняшнего дня.

Ключевые слова: ан-Насафӣ, матуридизм, ашаризм, мутазилизм, калам, арабоязычный перипатетизм, арабо-мусульманская философия

 

 

МОРАЛЬ, ПОЛИТИКА, ОБЩЕСТВО

 

А.В. Прокофьев. «Не упускай из виду интуиций…» (теоретические проблематизации интуитивных моральных суждений в современной этике)

В статье исследовано, каким образом в этической теории используется знание о содержании и психологических основаниях сильных, устойчивых, непосредственных убеждений в отношении морального качества определенных действий. В современной этике они часто именуются интуитивными моральными суждениями или просто моральными интуициями. Автор статьи последовательно рассматривает три теоретические модели, опирающиеся на их анализ. В качестве точки отсчета использован социальный интуитивизм Дж. Хайдта, в соответствии с которым автоматические реакции доминируют в моральном опыте, и это превращает моральное рассуждение (а с ним и философию морали) во вторичную, поверхностную и не имеющую никакой обязывающей силы деятельность. Философское исследование морали Хайдт заменяет ее психологическим или эволюционно-биологическим исследованием. Автор демонстрирует, что модель Хайдта оставляет нерешенным вопрос об обосновании морали и в силу этого не является ее полноценным объяснением. Среди теорий, которые допускают возможность обоснования и отбора моральных норм на основе рассуждения и сохраняют при этом интерес к анализу интуиций, автор выделяет два подхода: модель Ф. Кэмм и модель П. Сингера и Т. Тоншо. Кэмм осуществляет обоснование и отбор норм на основе проверки согласованности интуитивных убеждений между собой. Сингер и Тоншо пытаются отделить те интуиции, которые отвечают моральному разуму и обладают действительной императивной силой, от тех, которые являются следствием особых условий биологической эволюции человека и должны быть отброшены. В числе первых – основные положения консеквенциалистской этики, в числе вторых – деонтологические ограничения поступков. Автор демонстрирует слабость модели Сингера и Тоншо и преимущества модели Кэмм.

Ключевые слова: мораль, этика, психология морали, моральные интуиции, утилитаризм, деонтологическая этика, Хайдт, Кэмм, Сингер, Тоншо

 

 

ФИЛОСОФСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

С.Н. Корсаков. Начальный этап «дела» З.Я. Белецкого (архивная публикация)

Все авторы, писавшие о Белецком до сих пор, начинали с самого письма Белецкого Сталину. В данной статье выясняется предыстория, причины написания этого письма. Публикуется стенограмма обсуждения взглядов Белецкого в Институте философии в 1943 г. В результате обсуждения Белецкий, который десять лет был секретарем парткома Института, был уволен как несостоятельный сотрудник, перешел на философский факультет и написал письмо Сталину, которое имело далеко идущие последствия. В ходе дискуссии, имевшей место в 1943–1944 гг. в Институте философии АН СССР, обсуждался вопрос об оценке немецкой классической философии, а также о том, считать ли ее одним из теоретических источников марксизма или предтечей нацистской идеологии. С подачи З.Я. Белецкого и санкции Сталина была закреплена ложная интерпретация немецкой классической философии, что сопровождалось деструктивными административными решениями и затруднило развитие историко-философской науки в стране.

Ключевые слова: Белецкий, советская философия, сталинизм, Институт философии, философский факультет МГУ

 

 

РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ

 

И.И. Блауберг. А. Бергсон и логика воображения

В рецензируемой монографии Ю.В. Подороги предложена новая трактовка творчества А. Бергсона, основанная на исследовании роли образов в его концепции. Внимание автора нацелено на саму «технику мысли» французского философа, на характерные для него способы аргументации, стилистические особенности его произведений. Полагая, что Бергсон инициирует новую практику «мышления при помощи образов», способного выразить опыт длительности, темпорального существования человека, автор книги анализирует с этой точки зрения «Опыт о непосредственных данных сознания», «Материю и память» и «Творческую эволюцию», а также ряд методологических работ философа. В монографии показано, какое значение имеют в них те или иные образы, метафоры, схемы, как они связаны друг с другом и с понятиями, используемыми Бергсоном. На основании проведенного исследования Ю.В. Подорога выстраивает типологию образов и делает вывод о существовании особой «логики творческого воображения», которой следует философ в своем стремлении «мыслить в длительности».

Ключевые слова: образ, логика воображения, Бергсон, длительность, интуиция

 

iphras.ru

Философия. Журнал Высшей школы экономики

В четвертом номере нашего журнала вы найдете материалы, посвященные проблемам современной теоретической философии — преимущественно аналитической. Название «Основания и парадоксы» отсылает читателей к двоякой задаче всякого философского теоретизирования, включающей в себя (а) поиск предельных оснований бытия и познания и (б) вскрытие парадоксов, которые зачастую прячутся в их глубине. Содержательный вектор этого номера преимущественно связан с преодолением упрощенных метафизических моделей и разворотом в сторону деятельностных, динамических, прагматических подходов.

Логико-аналитический блок открывается статьей Паоло Валоре о высокоуровневых критериях для метаонтологии. Этот вопрос является закономерным следствием того куайновского «развода» между онтологией и метафизикой, благодаря которому первая на долгое время стала респектабельной в глазах философов-аналитиков и смогла совершенно вытеснить вторую. Однако с тех пор как куайновские редуты обветшали, возвращение метафизики (на счастье или на беду) снова фигурирует в повестке современной философии.

Продолжает логическую тематику статья Е. В. Борисова, посвященная проблеме атрибуции желаний, содержащих определенные дескрипции de dicto. Автор ведет читателя через лабиринты различных интерпретаций предложений типа «Джонс знает, что Смит был убит, и хочет, чтобы убийцу Смита арестовали», аккуратно обходя кажущиеся парадоксы и защищая квантификационный подход против возражений со стороны референциалистов. Несмотря на кажущийся узко-технический характер вопросов, данная статья напрямую связана с содержательными проблемами, рассматриваемыми в следующих текстах.

В статье С. М. Кусковой рассматриваются нормативные акты сознания, запрещающие или предписывающие какое-либо действие. Автор проводит тонкий анализ, сравнивая основные подходы европейской философии к изучению сознания с буддийской традицией. Результат этого сравнения оказывается двояким: с одной стороны, данные походы дают противоположные ответы на вопрос о существовании чистого Я; с другой стороны, они демонстрируют удивительное согласие по поводу нормативности как фундаментального условия деятельности сознания.  

Работа Е. В. Логинова посвящена одному из самых известных парадоксов в истории европейской мысли. Автор, вслед за Ч. С. Пирсом, исследует три взгляда на предложение “Это предложение неистинно”: с точки зрения его значения, его истинности и его значимости. Весьма любопытно, какими новыми гранями играет эта старая головоломка в свете других философских идей Пирса.

Отдельного внимания заслуживает научно-популярная статья К. А. Михайлова, в которой автор блестяще раскрывает неожиданный философский потенциал того класса придуманных Р. Смаллианом логических задач, который получил название шахматного ретроанализа. В каком-то смысле данный текст — творческая и искренняя дань памяти прекрасному логику, математику и философу, который (увы, вместе со многими другими великими умами ХХ века) покинул нас в уходящем 2017 году.

Блок переводов нашего журнала на этот раз оказался посвящен проблеме свободы воли. Впервые на русском языке публикуется перевод важнейшей статьи Гарри Франкфурта «Альтернативные возможности и моральная ответственность», подготовленный А. С. Мишурой. Эта работа коренным образом изменила ландшафт современных дебатов о свободе воли и давно стала классической. Франкфурт сумел представить очень ясный и убедительный контрпример против так называемого принципа альтернативных возможностей. Сопровождающая перевод статья Александра Мишуры демонстрирует значение идей Франкфурта для разработки компатибилистского понимания свободы воли, а также указывает на некоторые проблемные точки его критики принципа альтернативных возможностей.

Если Франкфурт совершил переворот в компатибилизме, то другой американский философ, Роберт Кейн, совершил настоящую революцию в лагере сторонников либертарианской позиции относительно свободы воли. Именно Кейн сумел показать, как либертарианский идеал индетерминированного агента можно реализовать в рамках сугубо натуралистической онтологии. Статья Кейна «Свобода воли: ускользающий идеал» публикуется в переводе Н. С. Поповой-Никитюк под редакцией одной из ведущих отечественных специалисток по проблеме свободы воли М. А. Секацкой.

Раздел рецензий предоставляет читателю приятную возможность сравнить три весьма различные реакции на книгу С. И. Каспэ «Политическая форма и политическое зло», представленные в рецензиях М. А. Штейнман, А. А. Тесли и А. В. Марея. Вместе с ними публикуется и ответ автора на соображения рецензентов. Помимо этого, читатель найдет в номере обнадеживающую философов рецензию А. М. Винкельман на книгу «Роботы наступают» М. Форда, из которой следует, что, возможно, на философов роботы все же не наступят.

Продолжается номер разделом «In Memoriam», в котором Е. Г. Драгалина-Черная делится своими воспоминаниями о выдающемся российском философе, логике, создательнице отечественной школы логической семантики Е. Д. Смирновой, а И. А. Карпенко рассказывает о творческой эволюции взглядов не менее значимого для отечественной науки логика А. С. Карпенко. Уход этих двух блестящих исследователей стал большим ударом для российской логической науки в 2017 году.

Наконец, в заключении представлены обзоры двух важных событий в жизни российского философского сообщества: Десятых Смирновских чтений по логике (МГУ им. М. В. Ломоносова) и общероссийской конференции «Республиканизм: теория, история, современные практики» (Европейский Университет в Санкт-Петербурге).

Виктор Горбатов и Александр Мишура, выпускающие редакторы номера

philosophy.hse.ru

Философский журнал. 2015. Т. 8. № 1.

Весь номер в формате PDF (3,39 Mб)

В НОМЕРЕ

С.В.Месяц. Метафизика Прокла: между мировоззрением и языковой игрой. Размышления над книгой Радека Члупа

Отдавая должное безусловным достоинствам монографии Радека Члупа о Прокле, автор обращает внимание на ряд содержащихся в ней спорных моментов. Прежде всего подвергается критике методологическая установка Члупа, сводящаяся к попыткам вычленить в философских системах поздней античности некие иррациональные мировоззренческие предпосылки. Автор указывает на то, что даваемое Члупом определение понятия «мировоззрение» является противоречивым, и считает неправомерным отождествление «мировоззрений» с «языковыми играми» Витгенштейна. Кроме того, несогласие вызывает и предлагаемое в книге деление неоплатонизма на западный и восточный, первый из которых якобы понимает реальность холистически, тогда как второй разлагает ее на сеть более частных отношений. Как показывает автор, изначально неверное предположение о различных мировоззренческих установках, лежащих в основе того и другого вида неоплатонизма, приводит Члупа к ошибочной интерпретации целого ряда важнейших неоплатонических доктрин, таких как учение о причастности, об исхождении и возвращении, о мистическом союзе души с Богом и т. д., рождая у читателя искаженное представление об устройстве неоплатонического универсума.

Ключевые слова: история философии, неоплатонизм, метафизические системы поздней античности, мировоззрение, Плотин, Ямвлих, Прокл, учение о причастности, мистический союз с Богом

ПОИСКИ НОВОГО ЯЗЫКА В ФИЛОСОФИИ

Е.В.Петровская. Фотография: гравитация демоса

Автор статьи отталкивается от концепции нефотографии Франсуа Ларюэля, разрабатываемой им в одноименной книге. Его основная посылка может быть развита следующим образом: любая семиотическая или эстетическая интерпретация изображения как чего-то наделенного скрытым – трансцендентальным – значением оказывается в высшей мере недостаточной. Фотографию, напротив, следует рассматривать как новую «науку», которая вполне буквально тяготеет к сообществу, понимаемому в физическом смысле. Сообщество – это выражение сил жизни или синоним совместности, «предшествующей» какому бы то ни было изображению. И задача критического наблюдателя (вспомним Вальтера Беньямина) состоит в том, чтобы обнаружить следы этого предсимволического «присутствия» в символических формах, которые делают все, чтобы его нейтрализовать, исказить или вытеснить. Несмотря на свою беспримерную удостоверяющую силу, фотография не является в этом плане исключением. Однако, если ее переопределить как науку сил, новая теория фотографии будет ближе к физике, чем к эстетической теории в ее классическом истолковании.

Обозревая различные теории фотографии, автор показывает, что у фотографии нет сущности самой по себе. Напротив, фотография позволяет распознавать отпечатки тел и их взаимодействий, что очень близко спинозовскому пониманию (отчетливых и ясных) Идей. Рассмотренная с точки зрения эпистемологии или же политической философии, фотография по-прежнему демонстрирует свою способность удостоверять. Только отныне она отсылает не к «реальности», а к физике тел, которая – опять же в духе Спинозы – выступает мерой собственно политики.

Ключевые слова: фотография, образ, идея, представление, представительство, демос, нефилософия, Спиноза, Делёз, Ларюэль

О.В.Аронсон. Аффект в координатах нефилософии

Статья призвана решить двойную задачу. С одной стороны, эта попытка прояснить некоторые из понятий нефилософии Франсуа Ларюэля, с другой стороны, выявление аффективного плана в основании науки, который игнорируется нефилософией. Отсылая к философии Спинозы, автор показывает, что аффект сопротивляется нашей способности думать о мире с точки зрения сущности и представления, т. е., нашей привычке «удвоения мира» (Ларюэль). Аффект принадлежит плану имманентности, потому что указывает на сферу мышления без субъекта и восприятия без объекта. Тем не менее само введение понятия имманентности требует постоянных актов дифференциации. Философия различия имеет два полюса: во-первых, имманентизм, который противостоит господству трансцендентности, и, во-вторых, деконструкция онто-тео-логии, в которой отношения между трансцендентальным порядком и формальной семиологией языка и текста создает многочисленные апории. Имманентизм Делёза стремится к замене философских понятий произведениями искусства, а деконструкция Деррида раскрывает скрытые основания европейского мышления и поднимает вопрос о аффективных истоках любых аксиоматических моделей. Эти две несовместимые линии сходятся в «квантовом» единстве в художественной практике Марселя Дюшана, который стремится свести к минимуму чувственные характеристики произведения искусства и определить эмоциональное содержание абстракции. Так же как Дюшан в современном искусстве, Франсуа Ларюэль интерпретирует аппарат философии как ready-made, который, хотя и теряет свою глубину, сохраняет следы философского желания трансцендентности.

Ключевые слова: аффект, нефилософия, искусство, имманентность, трансценденция, деконструкция, Единое, Реальное, Ларуэль, Делёз, Деррида, Дюшан

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Ф.О.Нофал. Понимание времени и временности в каламе

В статье рассматривается понимание сущности времени в мутазилитской и ашаритской школах калама. На примере учений о времени и темпоральности крупнейших мутакаллимов автор делает вывод об уникальности философии времени арабо-мусульманских мыслителей и их нередуцируемости к античному наследию. Последовательно анализируя различные концепции крупнейших мыслителей мусульманского Востока, исследователь прослеживает их генезис и эволюцию, а также внутреннюю взаимосвязь, позволяющую говорить о несомненной преемственности традиций калама. Отдельно показано, как до-перипатетический классический калам основывает свое понимание времени на концептах действия и процесса, тогда как поздние ашариты, испытавшие значительное влияние арабоязычного перипатетизма, предпочитают говорить о непознаваемости времени или же о его субстанциональности. Уникальным как для восточной, так и для западной традиций философствования представляется концепция ФахÔруддиôна ар-Раôзиô, введшего время в свою эманационную схему и придавшего ему особый онтологический статус. Особое внимание в статье уделено проблеме дискретности времени в каламе, а также взаимосвязи «длящегося» или «исторического времени» (заман-времени) и «сейчас-времени» (вакт-времени) с точки зрения виднейших ашаритских мыслителей.

Ключевые слова: темпоральность, время, философия времени, вакт-время, заман-время, калам, арабоязычный перипатетизм, арабо-мусульманская философия

Е.А.Полякова. Еще раз о «свободных умах», или Как возможен суверенный индивидуум?

В статье предлагается интерпретация философии Ницше в связи с введенным им понятием суверенного индивидуума или «свободного духа». При этом ставится вопрос, как возможно говорить о суверенности после проведенной самим Ницше деструкции субъекта, после того как Ницше сам показал, что индивидуальное не может стать доступным сознанию. И интерпретация философии Ницше как проповеди-призыва, и тезис о ее противоречивости представляются равно непродуктивными. Если здесь есть противоречие, то оно неслучайно, оно есть указание на возможность более глубокого понимания суверенности, нежели простая независимость от общественных норм. Перед лицом тонкой, невидимой борьбы вожделений и аффектов, перед лицом разнонаправленных борющихся друг с другом воль суверенность должна быть все снова и снова завоевываема, причем не путем противостояния внешнему давлению, но путем неустанного самопреодоления, путем преодоления собственных глубочайших желаний – того, что Ницше называет «желаниями собственного сердца». Именно они до сих пор принимались философами за доказательства. Потому ницшевский призыв к духовному освобождению обращен прежде всего к философам: они должны научиться держать свои «за» и «против» в узде, они должны научиться видеть тот интеллектуальный ущерб, которым чреваты всякие «убеждения», они должны преодолеть в себе всякую «желательность» и научиться видеть ее несправедливость. Однако это не следует понимать в смысле какого бы то ни было императива. Ибо критерий «желательности» глубоко индивидуален и в высшей степени парадоксален. Вводя его, Ницше указывает на то, что, по его мнению, все еще заслуживает названия суверенности и индивидуальности. Великое недоверие по отношению к самому себе – вектор, указывающий направление той духовной деятельности, которая, как считает Ницше, только и достойна называться философией.

Ключевые слова: Ницше, субъект, суверенный индивидуум, воля, самопреодоление, недоверие

Г.Е.Боков. Философское наследие Фридриха Ницше и теология «смерти Бога»

Предлагаемая статья посвящена проблеме кризиса христианского сознания, яркой иллюстрацией которого в 60-е гг. ХХ в. стало появление такого парадоксального проекта американской протестантской мысли, как теология «смерти Бога». Идейное становление его лидеров определено размышлениями о судьбе христианства крупнейших философов и богословов второй половины XIX – первой половины XX вв., среди которых Ф.Ницше, С.Кьеркегор, Ф.М.Достоевский, К.Барт, П.Тиллих, Д.Бонхёффер. Столкнувшись после Второй мировой войны с дискредитацией как католической, так и протестантских церквей, открыто или молчаливо поддержавших фашистские режимы, лидеры теологии «смерти Бога» выступили с концепцией «пост-христианской эры». Они по-своему пытались истолковать ницшеанский тезис «Бог умер», чтобы дать ответ на религиозно-мировоззренческие запросы послевоенного поколения. Все они признавали, что ницшеанская критика христианства является оправданной, и, обращаясь к концепции «безрелигиозного христианства» Д.Бонхёффера, ставили вопрос о самой возможности разговора о Боге в светском мире. Подобно многим другим теологическим направлениям, возникшим в этот период в западных странах, теологи школы «смерти Бога» пытались «спасти от забвения» Христа, разрабатывая концепции «кенотической христологии», среди которых самым оригинальным явился проект «христианского атеизма» Т.Дж. Дж.Олтайзера. Будучи радикальным антитринитарием, он понимал «смерть Бога» во Христе как нивелирование трансцендентного, и вслед за Ницше обосновывал, что Иисусом Христом была обретена «подлинная жизнь», тогда как церковью «обожествлено Ничто». Таким образом, поскольку Ницше, говоря о «смерти Бога», подразумевал «конец христианства», радикальные теологи пытались обнаружить присутствие Христа в средоточии секулярного мира, т. е. вне «религиозных форм», что свидетельствовало о беспрецедентных теологических и мировоззренческих трансформациях.

Ключевые слова: «Бог умер», теология «смерти Бога», «пост-христианская эра», радикальная христианская теология, «христианский атеизм», Богоявление, «безрелигиозное христианство», кенотическая христология, «Антихрист», этика ответственности, «вечное возвращение»

К.В.Ворожихина. Ницше во Франции: конфликт первых интерпретаций

Статья посвящена восприятию философии Фридриха Ницше во Франции до появления постмодернистского «французского Ницше». Отношение к немецкому мыслителю никогда не было однозначным. Автор подчеркивает, что первые рецензии на работы Ницше были весьма резкими: французские критики обвиняли Ницше в имморализме и нигилизме, хаотичная и сокрушительная стихия дионисийского экстаза отталкивала их. Интерес ницшеанские идеи вызвали главным образом в литературных кругах, в то время как профессиональные философы не уделяли им серьезного внимания. В статье дается представление о первых академических исследованиях, посвященных творчеству немецкого мыслителя, которые принадлежат выходцам из Эльзаса и Лотарингии, основоположникам французской германистики Анри Лиштанберже, придерживавшемуся правых взглядов, и социалисту Шарлю Андлеру; отмечается, что не последнюю роль в трудной судьбе наследия Ницше во Франции сыграли политика Веймарского архива и деятельность сестры мыслителя Элизабет Фёрстер-Ницше, а также две мировые войны. Вклад в реабилитацию ницшеанства внесли Жорж Батай (акцентирующий внимание на тех сторонах философии Ницше, которые были чужды национал-социалистической идеологии), представители французского постмодернизма и постструктурализма, а также Джоржо Колли и Мадзино Монтинари, издавшие рукописное наследие Ницше. Знаменитые коллоквиумы в Руайомоне (1964) и Серизи (1972) явились свидетельством особого внимания со стороны философов к фигуре Ницше. В конце 60-х гг. XX в. Ницше становится «программным» философом. В целом, оценки, которые давались творчеству Ницше, нередко бывали взаимоисключающими.

Ключевые слова: ницшеанство, Веймарский архив, эстетическое оправдание действительности, пангерманизм, милитаризм, воля к власти, вечное возвращение, имморализм, дионисийство, Жорж Батай

ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ

И.В.Валявко. Дмитрий Иванович Чижевский и его исследования по истории философии (к 120-летию со дня рождния)

В статье анализируется историко-философское наследие известного ученого, философа, слависта и историка культуры Д.И.Чижевского (1894–1977). Отвечая на вопрос о том, какие философские школы оказали влияние на формирование взглядов Д.И.Чижевского, автор приходит к выводу, что тот был «философом духа», то есть гегельянцем в широком смысле слова. В то же время его занятия в «феноменологической школе» Э.Гуссерля, а также тематика большинства научных работ, связанных с компаративистикой и проблемами истолкования, дают основания считать его представителем философской герменевтики. Несмотря на то, что Д.И.Чижевский принимал в целом гегелевскую концепцию развития философии, он внес в нее дополнительный аспект – национальность, полагая, что она оказывает заметное влияние на «структурные моменты» философских идей. По мнению ученого, не только дух нации влияет на историю, но и наоборот, нация становится тем, что она есть, в ходе исторической реализации своей национальной судьбы. Новшество, привнесенное Д.И.Чижевским в гегелевскую схему, стало впоследствии одним из ключевых моментов в его исследованиях славянской и, в частности, украинской мысли. Особое внимание в статье уделяется «пражскому периоду» (1924–1932) в творческой биографии ученого, во время которого он сотрудничает с Пражским лингвистическим кружком и активно занимается историко-философскими исследованиями, в частности, историей философии славянских народов. Работая над созданием сравнительной истории славянских литератур, занимаясь славянской лексикологией, историей церкви и «германославикой» (в рамках этого направления ученый пытается проанализировать влияние немецких мыслителей на духовную жизнь славян), Д.И.Чижевский приходит к проблематике, которой посвятил практически всю свою жизнь – исследованию духовной истории славян.

Ключевые слова: история философии славянских народов, научное и архивное наследие Д.И.Чижевского, культурно-исторический анализ, Пражский лингвистический кружок, гегелевская концепция, феноменологическая школа, «структурные элементы» философских идей, компаративные исследования, философия языка, «германославика»

ПРОБЛЕМЫ МОРАЛИ И ПОЛИТИКИ

Синиша Атлагич. К вопросу об имидже России за рубежом – на примере Сербии

Исходя из того, что ценности являются базовым элементом политики, автор подчеркивает ту роль, которую они играют в процессе развития индивидуальных представлений о политических игроках, явлениях и событиях. В статье анализируется понятие «имидж» и показывается, что, рассматриваемый с точки зрения политики, имидж оказывается потенциальным средством реализации интересов политического субъекта; при этом автор обращает внимание на недостаточное использование Россией своего устойчивого позитивного имиджа в Сербии для реализации своих интересов в этой стране.

Сербия – пример страны, в которой само упоминание о России или о каких-либо явлениях, связываемых с ней, вызывает позитивные эмоции, однако устойчивый позитивный имидж не является достаточным условием для того, чтобы сербская общественность и отдельные люди в Сербии «повернулись» в сторону России – как в политике, так и в экономике.

Ответ на вопрос, какие шаги следовало бы предпринять России, чтобы граждане Сербии оказали практическую поддержку реализации русского влияния в Сербии, автор видит в том, что, с одной стороны, имидж России в значительной мере обусловлен приоритетами ее внешней политики и её материальными вложениями в продвижение этого имиджа, а с другой стороны, речь идет о том, что в Сербии ждут «побед» России на внутреннем, прежде всего, экономическом фронте, в частности, роста экономического благосостояния населения; в этом случае российский стандарт жизни мог бы стать привлекательным.

Ключевые слова: ценности, имидж, идентичность, мягкая сила, Сербия, Россия

iphras.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта