Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Понятие и сущность государственной службы как административно-правового института. Государственное управление статьи в журналах


ОБЗОР ЖУРНАЛОВ ПО ВОПРОСАМ ГОСУДАСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Транскрипт

1 ОБЗОР ЖУРНАЛОВ ПО ВОПРОСАМ ГОСУДАСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Вестник российской нации... 2 Вопросы государственного и муниципального управления... 2 Государственная власть и местное самоуправление... 3 Государственная служба... 4 Государство и право... 5 Муниципальная власть... 6 ПРАВО И ПОЛИТИКА... 6 Право и управление. XXI век... 7 Проблемы теории и практики управления... 8 Связи с общественностью в государственных структурах... 8 Власть и управление на Востоке России... 9 Социология власти Социум и власть Федерализм. Теория. Практика. История Научная библиотека ДВИУ РАНХ и ГС 1

2 Вестник российской нации Научный и общественно-политический журнал. Журнал «Вестник Российской нации» учрежден Общероссийским союзом общественных объединений «Российская нация». Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия 19 декабря 2007 г. Журнал издается с сентября 2008 г. и выходит раз в два месяца. Рассылается руководителям федеральных и региональных органов государственной власти, крупнейших городов и бизнес-структур, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, в гуманитарные институты РАН и ВУЗы, библиотеки, общественные и религиозные объединения, загранучреждения РФ. В журнале публикуются статьи по актуальным вопросам внутренней и внешней политики; нациестроительству; по проблематике этнокультурного развития народов Российской Федерации,межэтнических и религиозных отношений, федеративной политике, региональной политике. нациестроительство и национализм; российская нация: история и современность; вопросы этнокультурного многообразия гражданской нации; национальные символы и национальное самосознание - российская нация: социологический портрет; национальная экономическая политика; Вопросы государственного и муниципального управления Научный журнал, издаваемый в Национально-исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Журнал выходит четыре раза в год на русском языке. C 2015 будет выпускаться пятый номер на английском языке. Цель журнала создание профессиональной площадки для обсуждения комплексной проблематики государственного и муниципального управления. Редакционная политика исходит из необходимости обеспечить достаточно четкую фокусировку на специфическом предмете (чтобы избежать дублирования тематики других изданий) и вместе с тем уделять внимание взаимосвязям проблематики государственного и муниципального управления со смежной проблематикой: экономической, правовой, политологической, менеджериальной и т.д., а также с вопросами взаимодействия государства и гражданского общества. На страницах журнала ученым и государственным деятелям предоставляется возможность активного обмена идеями, информацией и мнениями по актуальным проблемам государственного управления, таким как: Научная библиотека ДВИУ РАНХ и ГС 2

3 реформирование и развитие государственной службы, разработка и проведение в жизнь административной реформы, совершенствование деятельности органов местной власти, модернизация бюджетной сферы и государственного сектора в целом. Тематика журнала: Внедрение управления по результатам в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления; Совершенствование системы предоставления государственных услуг; Проблема доверия граждан к деятельности государственных служащих; Проблемы повышения эффективности государственной службы; Система оценок эффективности деятельности органов исполнительной власти РФ; Различные аспекты государственно-частного партнерства; Деятельность НКО; Проблемы обеспечения информационной открытости как одного из основных факторов развития государства; Государственное прогнозирование; Проблемы формирования кадров государственного и муниципального управления; Актуальные вопросы и проблемы преподавания ГМУ. Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки России для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по направлениям: экономика, социология, право. Государственная власть и местное самоуправление Практическое и информационное издание. Периодичность: ежемесячно. Учредитель : издательская группа «Юрист». В журнале рассматриваются вопросы местного самоуправления в системе органов власти, работа муниципальных образований, соотношение муниципального и регионального законодательства, публикуются комментарии и разъяснения законодательства, обобщение практики работы муниципальных образований, соотношение регионального и федерального законодательства, зарубежный опыт организации законодательных и представительных органов власти, избирательное право и избирательные системы. анализируются актуальные проблемы государственной службы и деятельности служащих. Виды публикуемых материалов : научные статьи, аналитические обобщения, мнения экспертов, законопроекты и их анализ, проекты и действующие нормативно-правовые документы, обобщение практической деятельности Научная библиотека ДВИУ РАНХ и ГС 3

4 органов государственной власти и МСУ, отрывки из монографий, рецензии на научные издания; книжные обозрения, споры по актуальным вопросам юридической деятельности, материалы судебной практики. Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки России для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Основные рубрики : Теория и практика местного самоуправления; Выборы и референдумы; Государственное строительство; Законодательная власть; Аналитика. Государственная служба Научно-политический журнал, издается с 1998 г. Учредитель и издатель : Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации(РАНГиГС). Выходит шесть раз в год на русском и английском языках. Является органом периодической печати, прошедшим в установленном порядке государственную регистрацию, завоевавшим среди специалистов, представителей органов государственной власти, бизнес-сообщества и некоммерческих организаций свой авторитет как солидное издание, объективно и с исследовательской основательностью анализирующее историю и современностью функционирования государственной службы и государственного управления. Журнал освещает также текущие общественно-политические события. Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 23 декабря 2011 г. Определен Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации как рецензируемый и рекомендованный для публикации статей, подготовленных в рамках диссертационных исследований на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по направлениям: политология, философия, социология, культурология, экономика, история, педагогика, психология, право; находится также в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 23 декабря 2011 г. С 2002 г. находится в перечне ведущих рецензируемых научных журналов Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Министерства образования и науки России и в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ). Научная библиотека ДВИУ РАНХ и ГС 4

5 Государственность; Методы управления; Государство и бизнес: Пространство образования; Власть и общество; Информационная эпоха; Культурный императив; - Зарубежный опыт; Страницы истории; Выношу на защиту. Государство и право Научный журнал, посвященный проблемам создания правового государства и реализации правовой реформы. Публикует все важные государственные документы. Ведущий ежемесячный научный журнал, посвящённый актуальным теоретическим и практическим проблемам юриспруденции. Входит в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание учёной степени кандидата и доктора наук. Основан в феврале 1927 г. Периодичность 12 номеров в год. Журнал издается под руководством Отделения общественных наук РАН. Автор/создатель: Институт государства и права РАН (Москва). Дискуссии и обсуждения Права и свободы человека и гражданина Суд, прокуратура, адвокатура Право и экономика Правовая, политическая и религиозная мысль Право и международные отношения Страницы истории Научные сообщения Научная жизнь Государство и церковь Хозяйство, труд, право Право Европейского союза В государствах участниках СНГ Трибуна молодых ученых Научная библиотека ДВИУ РАНХ и ГС 5

6 Критика и библиография Муниципальная власть Российский журнал местного самоуправления. Иллюстрированное научнометодическое и публицистическое издание для муниципальных работников, представительных и исполнительных органов власти. Периодичность: 6 раз в год. Журнал «Муниципальная власть» методическое издание, посвященное разнообразным аспектам муниципальной жизни: социально-экономическому развитию муниципальных образований, правовому регулированию и финансовым основам деятельности органов местного самоуправления, муниципальному менеджменту, взаимодействия органов местного самоуправления с гражданским обществом, становления выборной местной власти и др. Авторами журнала являются ведущие эксперты и практики местного самоуправления, представители федеральных органов власти. Также публикуются материалы съездов всероссийских союзов и ассоциаций местных властей и другие официальные документы. Журнал ориентирован на руководителей и сотрудников органов местного самоуправления и государственной власти, преподавателей и студентов факультетов вузов, готовящих специалистов в области местного самоуправления. Теория для всех; Закон и право; Муниципальная лаборатория; Территория: практика местного самоуправления; Человек во власти; Зарубежные параллели; Былое и думы; Библиографическая лоция ПРАВО И ПОЛИТИКА Журнал «Право и политика» один из самых популярных российских периодических журналов политико-правовой направленности. Научный журнал «Право и политика» имеет академический характер и, несмотря на свое двойственное название, в основном все же юридический. Авторы журнала высококвалифицированные юристы, видные ученые и известные политики, крупные бизнесмены и госслужащие самого высокого ранга. В своих статьях они расасматривают процессы общественно-политических преобразований в современном мире с точки зрения права и закона. Русская версия журнала «Право и политика» большую часть материалов посвящает вопросам России. Научная библиотека ДВИУ РАНХ и ГС 6

7 Журнал «Право и политика» вошел в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук в дисциплинах юриспруденция и политология. Материалы журнала включены в систему Российского индекса научного цитирования. Издается с 1999 года. Периодичность 12 раз в год. Рубрики: Власть и управление Закон и правопорядок Международные отношения Человек и общество История государства и права Системы стабилизации Общественное мнение Международные альянсы Транснациональные интересы Европейское право Системы международной безопасности Государственные институты и правовые системы Трансформации правовых и политических систем Система государственной безопасности Человек и окружающая среда Правовая и политическая мысль Правоведение Общественные коммуникации Теория Научная жизнь Приглашение к дискуссии Право и управление. XXI век Научно-правовой, публицистический журнал «Право и управление. XXI век». Периодичность 4 раза в год. Учредитель: Международный институт управления МГИМО(У) МИД России. В журнале публикуются статьи, посвященные актуальным проблемам формирования институтов гражданского общества и демократического правового государства, опыту зарубежных демократических стран, Научная библиотека ДВИУ РАНХ и ГС 7

8 международным отношениям и международному сотрудничеству в различных областях. Особое внимание уделяется правовому положению личности в России и ее правовой защищенности и в этой связи процессу становления реальной независимой судебной власти. а также проблемам развития парламентаризма и претворению принципа разделения власти в России, теории и практике управления, особенно правовым и социологическим ее аспектам. Право в современном мире; Государственное управление: проблемы и перспективы; Внешняя политика; Трибуна молодого ученого; - Научная жизнь. Проблемы теории и практики управления Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» - официальное издание Международного научно-исследовательского института проблем управления, издается с 1983 года.. Периодичность ежемесячно. Журнал освещает мировой опыт и современные тенденции в области управления, экономики, маркетинга. Тематика журнала: экономическая политика, процессы глобализации и интеграции, системы хозяйствования, стратегическое и оперативное управление, менеджмент и маркетинг, социальное партнерство. Государственное управление; Управление социальным развитием; Инвестиции и инновации; Международный опыт; Региональное развитие; Информационные технологии; Менеджмент и маркетинг; Точка зрения. Связи с общественностью в государственных структурах Единственный специализированный журнал о пиаре для сотрудников органов власти, местного самоуправления, силовых структур, судов, министерств, ведомств, департаментов, а также госкорпораций, ГУПов, МУПов и бюджетных организаций. Периодичность 1 раз в два месяца. Научная библиотека ДВИУ РАНХ и ГС 8

9 Авторы делятся своими наработками в области продвижения: практические советы, кейсы, результаты исследований все это поможет представителю пресс-службы или PR-подразделения государственного учреждения систематизировать свою деятельность и взять лучшее из чужого опыта. На страницах журнала освещаются следующие темы: разработка стратегии коммуникаций государственных структур; повышение лояльности СМИ к решениям власти; оценка эффективности PR-деятельности в государственных структурах; имидж, репутация, бренд в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; формирование имиджа государственного лица; организация работы пресс-центров и пресс-служб в госаппарате; технологии создания сайтов государственных органов; проблемы применения PR-технологий в государственных учреждениях; технология информационной работы с различными целевыми группами; процедуры коммуникации с журналистским пулом; форматы прессмероприятий и их особенности; маркетинг территорий (город, область, страна). мониторинг СМИ, эффективность формирования паблисити представительного органа власти, имидж политика в пространстве новых медиа, PR в реализации информационной политики судебной системы, интернет-среда и новые политико-коммуникационные технологии в деятельности властных и силовых структур. отраслевая специфика государственного пиара. Власть и управление на Востоке России Научный журнал «Власть и управление на Востоке России» издаётся Дальневосточным институтом управления филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы совместно с Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе и Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье» с декабря 1997 г. Учредитель журнала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Периодичность: 4 раза в год. Научная библиотека ДВИУ РАНХ и ГС 9

10 Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзоре) 1 июня 2004 г. С 2006 г. научный журнал «Власть и управление на Востоке России» находится в Перечне ведущих рецензируемых научных журналов Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Научный журнал «Власть и управление на Востоке России» это специализированное научное издание, ориентированное на работников органов государственной власти и местного самоуправления разных уровней, деловые круги, экономистов, финансистов, социальных работников, юристов, кадровиков, аналитиков, преподавателей, аспирантов и студентов вузов. Журнал публикует результаты теоретических и эмпирических исследований, информационно-аналитические материалы. Благодаря связке науки и практики, читатели имеют возможность знакомиться с результатами исследований, в которых научное знание преломляется через социальные практики. Приоритетные темы: вопросы государственного и муниципального управления и менеджмента производственно-хозяйственного комплекса на Востоке России; кадровая политика и практика ее реализации в органах государственного, муниципального и производственно-хозяйственного управления; вопросы региональной экономической, социальной, демографической и национальной политики. Теория и практика управления Экономика и управление История и современность Социология и философия Правовое поле Представляю к защите Социология власти Научный и общественно-политический журнал. Дата основания издания 10 сентября 1989 г. C 2013 г. выходит 4 раза в год. Учредитель: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНГХиГС).Научный журнал «Социология власти» публикует статьи и переводы, а также рефераты, обзоры, рецензии по социологии и смежным дисциплинам. Решением Президиума ВАКа Министерства образования и науки России журнал «Социология власти» включен в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и Научная библиотека ДВИУ РАНХ и ГС 10

11 кандидата наук по социологии, политологии, философии, культурологии, праву, психологии. Статьи. Теория Статьи. Исследования. Переводы. Рецензии. Социум и власть Научный журнал посвящен проблемам государственного и муниципального управления, философии, социологии, политологии, юриспруденции, экономики, менеджмента. Публикуются материалы, касающиеся различных (политического, социального, экономического, правового и др.) аспектов состояния социума и его взаимоотношений с государственной и муниципальной властью Учредитель ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Периодичность: 6 номеров в год. В соответствии с решением президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ (ВАК) журнал включен в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук. Журнал входит в систему Российского индекса научного цитирования. Социум; Власть; Государство и право; Экономика и управление. Федерализм. Теория. Практика. История Научный журнал. Выходит с 1996 года, один раз в квартал. Учредитель: Институт экономики РАН РФ. Публикации в журнале по ключевым проблемам развития федеративных отношений в России определяют содержание его рубрик-разделов. Авторами журнала "Федерализм" выступали главы регионов, члены Совета Федерации и Государственной Думы, многие ответственные сотрудники федеральных Научная библиотека ДВИУ РАНХ и ГС 11

12 министерств и ведомств, аппарата и аналитического управления Совета Федерации, видные ученые страны, руководители институтов РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова и других вузов страны, руководители Дальневосточного и Уральского отделений РАН, сотрудники региональных научных центров, республик Коми, Татарстана и Башкортостана, Вологодской, Самарской, Саратовской и других областей. Издаёт статьи по историческим наукам, экономическим наукам, философским наукам, юридическим наукам, социологическим наукам, политическим наукам, культурологи. Издание рассчитано на народных избранников в органы власти всех уровней, сотрудников аппарата властных структур, на специалистов, занятых в организациях исполнительной ветви власти, на широкие круги научных работников, преподавателей и студентов гуманитарных вузов, общественный актив. Жуцрнал включен в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук. Журнал входит в систему Российского индекса научного цитирования. Национальные инновационные системы: Пространственная экономика; Вопросы права; Бюджетный федерализм; Зарубежный опыт. Научная библиотека ДВИУ РАНХ и ГС 12

docplayer.ru

Современное состояние форм государственного управления: административно-правовой аспект

Библиографическое описание:

Завьялова И. С. Современное состояние форм государственного управления: административно-правовой аспект [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 61-63. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/39/898/ (дата обращения: 13.07.2018).

Изучение российского законодательства позволяет нам отметить, что на сегодняшний день в нем отсутствуют специальные нормативно-правовые акты, чётко регламентирующие и устанавливающие формы управленческой деятельности. Это, в свою очередь, порождает трудности в признании той или иной классификации соответствующих форм основополагающей, господствующей. Безумно тревожит тот факт, что именно то, что направлено на упорядочение всей управленческой деятельности, на ее оформленность, не имеет легального закрепления. О каком же правовом государстве мы можем говорить, если нет четкого представления о том, как и в каких формах осуществляется управленческая деятельность в России. Отсутствие легальной дефиниции форм управленческой деятельности делает их бездейственными, поскольку они лишь фрагментарно разработаны в теории, а в законодательстве – практически, нет.

Современная наука административного права определяет формы государственного управления по-разному. Так, например, Ю.Н. Старилов отмечает, что форма управления может иметь юридическое содержание, то есть может устанавливаться нормативным правовым актом – такая форма называется правовой; а в некоторых случаях формы управления не устанавливаются нормативно, следовательно, их нельзя относить к числу правовых.

Козлов Ю.М. определяет форму государственного управления как «внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществлённое в рамках его компетенции и вызывающее определённые последствия»[1]. Такого мнения придерживается большинство учёных, в том числе Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов, Е.А. Котельникова, И.А. Семенцова, М.Б. Смоленский, А.В. Богданов, И.Б. Богородицкий, Б.В. Россинский и др.

На основании изложенного выше материала, легко заметить тот факт, что юридическую науку интересуют не все формы управленческой деятельности, а только лишь те, которые влекут юридические последствия – то есть правовые формы управления. Представители административной науки объясняют это тем, что реализация исполнительной власти возможна только в административно–правой форме, а государственно–управленческая деятельность может быть выражена как правовой, так и неправовой формой[2].

В результате таких рассуждений неправовые (например, организационные) формы управления значительно обделены вниманием юридической науки. Нет определённой структуры в их познании, несмотря на то, что в управленческой деятельности они занимают большое место.

На наш взгляд такое положение дел нельзя признать допустимым, поскольку все формы государственного управления имеют большое значение, как для теории государственного управления, так и для юридической науки и практической деятельности в целом. Игнорирование неправовых форм порождает значительные проблемы. Так, например, на использование организационных форм затрачиваются крупные материальные и финансовые ресурсы, но отдача от них нередко очень низка. Кроме того, в государственных органах многие формы являются юридически корректными только в случае их принятия посредством установленных организационных форм. «Строгие организационные процедуры … значимы в деятельности коллегиальных органов исполнительной власти…. Нарушение таких организационных форм делает ничтожными правовые акты, которые принимаются органами исполнительной власти»[3].

Учитывая изложенное и те обстоятельства, что, во-первых, обе категории форм государственного управления должны применяться в сочетании, с учётом сильных и слабых сторон каждой их них, дифференцировано и конкретно, исходя из управленческой проблемы и ситуации, а во-вторых, то, что нет форм, применимых к любому случаю, каждая форма содержит лишь присущий ей потенциал решения определённой управленческой проблемы[4], разрешение этой проблемы мы видим в системном подходе к правовым и неправовым формам управленческой деятельности.

Обозначив свой подход к формам государственного управления, попытаемся выявить их сущность. Сразу же оговоримся, что в своём исследовании мы исходим из понимания государственного управления в узком смысле, а именно как деятельность органов исполнительной власти и других, наделённых властными исполнительно-распорядительными полномочиями субъектов по организующему воздействию на общественные процессы. Соответственно формы государственного управления, применительно к законодательной и судебной властям в данной работе рассматриваться не будут.

По нашему мнению сущность формы государственного управления заключается в следующем:

1. Форма государственного управления это всегда действие, то есть волевое поведение государственного органа (должностного лица). Это действие должно быть внешне выражено, то есть оформлено. Внешняя оформленность определённым образом гарантирует открытость государственного управления, «несмотря на то, что она связана с бюрократизацией и преувеличением роли «бумажки» в жизни государственного организма»[5]. Действительно, должностное лицо органа исполнительной власти, реализуя свои полномочия, выбирает одну из форм государственного управления – даёт ответ на жалобу, издаёт акт, выдаёт документ и т.д.

Деятельность органов государственного управления может проявляться как в форме словесных действий (письменных и устных – например, издание индивидуального акта), так и в форме конклюдентных действий (жесты сотрудника ГИБДД, сигналы, установка дорожных знаков, запрещающих табличек и т.д.). Однако, наиболее часто, формы государственного управления – это документы, то есть письменные действия.

Необходимо отметить, что любое действие должно быть законно, то есть отвечать требованиям законности. Именно законность выступает неотъемлемой основой развития демократически организованного общества и обязательна для всех элементов государственного механизма, гражданского общества и для всех граждан.

Когда уровень законности низок в практики управления, то даже «если иные компоненты государственного механизма неукоснительно выполняют юридические предписания, есть основания говорить о разрушении, кризисе законности в стране»[6]. Главное в «законности в государственном управлении состоит в том, что законы и подзаконные акты должны неукоснительно соблюдаться теми, кому доверено их применение – органами государства, их должностными лицами»[7].

2. Вторым признаком формы государственного управления является совершение этих действий определённым субъектом государственного управления, а именно органом государственного управления (должностным лицом). В административной науке под органом государственного управления понимается учреждённое в структуре аппарата государственного управления в установленном порядке образование, которое характеризуется определёнными задачами, функциями, структурными особенностями и специальной компетенцией [8]. Должностное лицо органа государственного управления – это служащий аппарата государственного управления, предприятий, учреждений, организаций, который правомочен совершать юридически значимые действия, влекущие за собой установление, изменение и прекращение правоотношений.

3. Другой основной чертой, характерной для формы государственного управления является то, что действия органов государственного управления (должностных лиц) должны осуществляться в рамках закреплённой за ним в установленном порядке, компетенцией. Компетенция государственного органа – это круг вопросов, предусмотренных нормативным правовым актом, которые правомочен разрешать конкретный государственный орган; другими словами: принадлежащий государственному органу круг ведения и пределы его действия по осуществлению государственных функций и решению государственных задач; в компетенцию включаются полномочия государственного органа, его ответственность, правовые средства, формы и методы реализации прав и исполнения обязанностей[9]. Компетенции государственного органа соответствуют полномочия должностного лица. Полномочия – это конкретные права, характеризующиеся распорядительством и наличием административных функций и позволяющие государственному служащему осуществлять задачи государственных органов. Полномочия – это своего рода возможности, принадлежащие государственному органу и государственному служащему, действовать в различных ситуациях в соответствии с их компетенцией. Компетенция органов государственного управления выражена в нормативных актах, что придаёт им (органам государственного управления) определённую самостоятельность и отличает их от негосударственных органов, организаций и общественных объединений.

4. К числу признаков формы государственного управление можно отнести и реализацию функций государственного управления. Основное содержание управленческой деятельности определяют функции государственного управления. Следовательно, говоря о формах государственного управления, мы имеем в виду те внешние проявления, в которых реализуются функции государственного управления. Формы управления обеспечивают возможность реализации управленческих функций и мероприятий практически во всех сферах и отраслях управления. В теории государственного управления и юридической науке представлено большое многообразие форм государственного управления. Каждая форма управленческой деятельности должна соответствовать содержанию управленческой деятельности, то есть форма должна быть наиболее целесообразной для реализации той или иной функции управления.

5. Посредством форм государственного управления достигаются цели государственного управления. Целям управления подчинены все используемые субъектами управления формы управления. Цель управления – это исходная категория управления, поскольку именно она отражает желаемое, возможное и необходимое состояние управляемого объекта, которое должно быть достигнуто. «Цель – это предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия»[10]. Цель без деятельности мертва.

Таким образом, на основании выделенных нами основных характеристик формы государственного управления, предлагаем определять данную категорию в науке административного права как внешне выраженное (оформленное) действие органа государственного управления (должностного лица), которое осуществляется им в рамках, закреплённой за ним компетенции, для реализации функций государственного управления и достижения целей и основных задач государственного управления.

Такое понимание форм управленческой деятельности, по нашему мнению, успешно может быть использовано законодателем при разработке базового нормативно-правового акта в данной сфере.

Очевидно, что в этом направлении предстоит ещё серьёзнейшая и кропотливая работа, результатом которой будет общепризнанный подход к трактовке понятий рассматриваемой категории, их сущности, а самое главное все эти явления достигнут высокого уровня действенности.

Литература:

1. Административное право/ Под ред. Л.Л. Попова. - М., 2002. - С. 247.

2. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М., 1996. - С. 224.

3. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М., 1996. - С. 224.

4. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М., 1996. - С. 245.

5. Административное право: Учебник. / Под ред. Дмитриева Ю.А.– М., 2005. - С. 231.

6. Бахрах Д.Н. Административное право России. - М., 2002. - С. 603.

7. Курашвили Б.П. Принципы советского государственного управления // Совесткое государство и право. - 1980. - № 11. - С. 57.

8. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т.I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. – М.,2002. - С. 195.

9. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т.I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. – М., 2002. - С. 199.

10. Философский словарь. - М., 1975. - С. 452.

Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, управленческая деятельность, государственный орган, должностное лицо, исполнительная власть, юридическая наука, форма управления, действие, орган, административная наука.

moluch.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ ПОИСКОВ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

Управление, как особый вид человеческой деятельности, имеет длительную историю, связанную с тем, что совместный труд людей требовал планирования, распределения обязанностей и полномочий между его участниками, а также разъяснения его выгод или необходимости участия в нем, контроле работы со стороны знающих. В процессе реформирования системы государственного управления в России в XYIII в. Петром I был введен «Табели о рангах»[1] 1722 года. В нем особое внимание уделялось механизмам повышения эффективности государственного управления, его чиновников с целью преодоления медлительности и непрофессионализма. Целью реформ, начатых Петром I в XVIII веке, было на увеличение военной и экономической мощи российского государства, для чего требовалось создание профессионального административного и судебного аппаратов. В условиях крепостного права и необразованности большинства российского общества, практически невозможно было введение новых административных и судебных порядков по западноевропейскому образцу. В стране не хватало образованного и профессионально подготовленного чиновничьего аппарата и, соответствующей правовой базы для его функционирования. Кроме того, служилое дворянство не стремились к тому, чтобы их личная власть была ограничена нормами права а, следовательно, контролируема, поэтому они противились любым попыткам ограничить свободу их действий.

Российское государство и управление в XYIII-XIX вв. имело военизированный характер, дворянство получало в основном военное образование. В процессе создания административных и судебных учреждений и должностей, на них зачастую назначались офицеры, не имевшие для этого специальных знаний. Ввиду сложившегося положения, основная работа возлагалась на секретарей, которые должны были вести делопроизводство, готовить документы, отвечать за их качество, предлагать нововведения, при этом, будучи зависимыми от начальства, они нуждались в личной протекции. Их произвольные и бесконтрольные действия приводили к состоянию всеобщего беззакония и коррупции в системе государственной власти и управления. С другой стороны, представители дворянства, как привилегированного сословия, могли легко получать все, что они хотели, в то время как для других слоев населения это было трудно, а то и невозможно защищать свое право. Результатом такой системы стали непотизм, коррупция, превышение должностных полномочий и взяточничество, к чему относилось как к должному. Любые попытки бороться с этими явлениями во власти и управлении были обречены на неудачу.

В России XIX вв. история государственного управления изучалась без самостоятельного дисциплинарного оформления в рамках общей истории или учений о праве и государстве. После появления в России работ Дж. Милля в 50-х гг. XIX в., в которых особое внимание уделялось проблеме контроля государственного и местного управления, данные теоретические положения на практике привели к образованию в 1861 г. Совета министров. Он стал средством контроля деятельностью отдельных министерств: на его заседаниях рассматривались вопросы реорганизации аппарата министерств и главных управлений, заключения особых комиссий, созданных императором для рассмотрения отчетов министерств.

В 1801 году Александром I был учрежден «Совет непременный» во главе с генерал-фельдмаршалом Н.И. Салтыковым, а с 1810 г. начал свою деятельность Государственный совет, как законосовещательный орган при императоре. Война 1812 года оказала влияние на развитие российского общества, государства и права. Во время военного похода, прогрессивным слоям русского общества удалось более близко познакомиться с западноевропейским государственным управлением, культурой и цивилизацией. Это нашло отражение в требованиях модернизации русского общества и его управления в соответствии с западноевропейскими образцами.

В начале XIX века М.М. Сперанским (1772-1839) была представлена программа рационализации государственной службы, предполагавшая отмену системы выслуги лет, заложенную в «Табеле о рангах», и введения обязательного образования, учета профессиональных, нравственных качеств чиновников как критериев карьерного роста. Он писал, что «самый лучший образ управления, не имея исполнителей, не только не произведет никакого полезного действия, но по необходимости родит два весьма важные и столь редко законодателями измеряемые неудобства: 1) Недоверчивость и неуважение к правительству. 2) Разрушив прежний вещей порядок, хотя и несовершенный, но с привычками народными сообразный, если порядок вновь установленный, не будет обеспечен разумом исполнителей, то он по необходимости родит во всех классах народа неустройство и самые обыкновенные, упущения ему приписаны будут»[2]. М. М. Сперанскому принадлежит идея создания специального закрытого учебного заведения с целью подготовки кадров для высшего звена государственного управления — знаменитого Царскосельского лицея и системы таких учреждений в крупных городах.

Отличительной чертой российских школ государственного управления являлся философский подход к анализу хозяйственной деятельности как к объекту управления, являющемуся системой, состоящей из различных подсистем. В теории управления шел поиск эффективных его форм, акцентирование на междисциплинарное направление научных исследований, в которых общие закономерности процессов перехода от хаоса к порядку и обратно, процессы самоорганизации и дезорганизации в открытых нелинейных системах социального бытия, должны были найти свое место. С одной стороны, это стремление вывести духовное и культурное основания управленческой деятельности на уровень государственной политики, то есть максимальным образом обеспечить условия для самостоятельного воспроизводства всей системы социальных отношений, включая отношения государства, управления и местного самоуправления.

Идеи теории местного самоуправления в системе государственного управления были обоснованы в работах А.И. Васильчикова и В.Н. Лешкова. В первой своей брошюре «Русский администратор новейшей школы», с предисловием Ю. Ф. Самарина (Берлин, 1868). А.И. Васильчиков выступил против вмешательства администрации в земское самоуправление. В последующих работах им сделан анализ определения пределов взаимоотношений самоуправления и государства на основе сравнения общественного и государственного устройства Франции, Англии и Германии[3].

Теория общественного права появилась в середине XIX века как оппозиционная идеям полицейского государства и полицейского права, как реакция на «всевластие полиции» и государственное вмешательство во все сферы жизни общества. Необходимость защиты общественных организаций народа и органов местного самоуправления от административной опеки, а также предоставление им возможности свободной деятельность, — это «… те скрытые пружины, какие побудили создать теорию особого общественного или социального права», пишет В.Н. Лешков в книге Русский народ и государство[4].

Впрочем, концепцию общественного права первым начал разрабатывать польско-австрийский ученый Людвиг Гумплович (1838-1909), считавший, что взаимоотношения между социальными группами определяются борьбой за материальные ценности, что определяет жизнь социума в целом. В историческом развитии эта борьба привела к образованию государств, что в дальнейшем сменилась борьбой между ними, социальными группами, классами, сословиями и политическими партиями. Причинами социальных конфликтов, считал Л. Гумплович[5], являются экономические отношения, как стремление к удовлетворению материальных потребностей.

Заслуга фундаментальной разработки концепции соотношения народа и государства принадлежит В.Н.Лешкову, который работе «Опыт теории земства и его земских учреждений по Положению 1864 г.», объясняет Положение о земской реформе 1864 г. как закон, содержащий нормы «общественного права» и юридически обосновывающий теорию общественного права.

Современный этап истории государственного управления связан с возрастающей ролью информационных технологий и отношений, составляющих информационную инфраструктуру, позволяющую субъектам управления активно влиять на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих управления безопасностью государства. Современное государственное управление ориентировано на повышение качества жизни граждан посредством предоставления услуг населению в сфере правового сервиса, что становится новой функцией государства, заключающейся в упрощении системы взаимодействия граждан и государства и повышения эффективности его управления.

Библиографический список

  1. См.: Хрестоматия по истории по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. /Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. М., 1990.
  2. Сперанский М.М. Проекты и записки. — М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 112-113.
  3. См.: Васильчиков А. И., кн. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений / в 3-х тт. — СПб., 1872.
  4. [1] См.: Лешков В. Н. Русский народ и государство. — М., 2010.
  5. [1] См.: Гумплович Л. Социология и политика. — М., 1895.

[1] См.: Хрестоматия по истории по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период.  /Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. М., 1990.

[2] Сперанский М.М. Проекты и записки. — М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 112-113.

[3] См.: Васильчиков А. И., кн. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений / в 3-х тт. —  СПб., 1872.

[4] См.: Лешков В. Н. Русский народ и государство. — М., 2010.

[5] См.: Гумплович Л. Социология и политика. — М., 1895.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ ПОИСКОВ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

Статья посвящена анализу становления системы государственного управления в России, ее функций, противоречий и способов их преодоления на основе построения научных теорий. В результате показано, что государственное управление, является процессом организации деятельности людей в соответствие с историческим временем и законами развития социума на основе чего субъект управления должен строит свою управленческую деятельность.

Written by: Андреева О.А.

Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА

Date Published: 01/05/2017

Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.11.16_31

Available in: Ebook

euroasia-science.ru

Эффективность государственного и муниципального управления

 

В современной России очень важно уметь определять и следовать методам оценки результативности и эффективности государственного и муниципального управления. В работе, уточнен понятийный аппарат регламентации деятельности государственных и муниципальных органов. Заданы стандарты деятельности государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: результативность государственного (муниципального) управления, эффективность государственного (муниципального) управления, государственная (муниципальная) функция, государственная (муниципальная) услуга

 

Когда происходит формирование органов государственного и муниципального управления, живущее население требует и ждет от них полное обеспечение товарами и услугами в зависимости от своих потребностей. Абсолютно все слои населения, с разным уровнем дохода должны почувствовать, что качество жизни растет, все органы государственного и муниципального управления работают эффективно, услуги предоставляются качественно и своевременно.

Для улучшения, повышения и результативности всех ветвей государственного и муниципального управления, направлены реформы, проводимые в стране согласно системе государственной и муниципальной власти.

Задачи и цели реформирования государственной и муниципальной службы были сформированы президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в 2001 году, в концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации [2]. В переходном периоде, реформирующем структуру организации власти, были заложены экономические, организационные и правовые основы функционирования государственной гражданской службы, а также военной и правоохранительной службы [3,5]. Заданы новые подходы к формированию муниципальной службы в Российской Федерации. [4]. Начиная с 2006 года, в России стало проводиться административное реформирование, предусматривающее внедрение процедур и методов управления, с целью ориентации на результат, а также проектного управления в Правительстве Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ и подведомственных государственным органам организациям [1]. Такая система и разработка государственного управления должна была внедряться параллельно с новыми комплексами, целями, достижениями и бюджетированием основанным на результат.

Время шло, и в 2009 году вновь встал вопрос о реформировании всей системы государственной службы в Российской Федерации. Особым указом президента Дмитрия Анатольевича Медведева утверждена федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы). Данная необходимость реформирования системы была обусловлена тем, что граждане России стали предъявлять требования, которые заметно возросли, а вот профессиональная деятельность государственных служащих была еще довольно слаба по качеству предоставляемых услуг [6]. Новейшие методы регламентирования и планирования труда не получили широкой популярности, полное отсутствие заложенных стандартов качества, а главное доступности государственных услуг (например в электроном виде) в Российской Федерации не позволяет внести ясность в действия исполнительной власти перед гражданским обществом, а также внедрить процедуры контроля и оценки общей деятельности исполнительной власти [1]. Все эти факторы не позволяют обеспечить увязку реформы государственной службы с бюджетной, административной, реформой местного самоуправления и другими изменениями в сфере государственного управления. Также фактором реформирования государственной службы является ее закрытость, некоторая недоступность для общества, что способствует развитию бюрократии и коррупции, должного профессионального обучения государственных служащих, отсутствием научно обоснованных и опробованных методик применения норм законодательства Российской Федерации [6].

Как правило, вниманию придаются различные подходы определения эффективности деятельности органов государственной власти. Из них можно выделить два аспекта: либо идет анализ уровня деятельности организации (соотношение «затраты — выпуск»), либо все внимание приковано исключительно к результатам, без рассмотрения учета затрат на их выполнение. При всем этом подходы затрудняют разработку измеримых показателей оценки деятельности органов государственного и муниципального управления, для граждан страны делается недоступным понимание ожидаемых результатов. Я думаю, что эти самые показатели результативности и эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти управления обязаны иметь свою собственную смысловую нагрузку.

Надо понимать, что под результативностью управления подразумевается степень удовлетворения граждан и их потребностей в нужных им видам товаров и услуг, соответствующих поставленным и согласованным целям управления.

Какой смысл конкретно вкладывается в термин «эффективность управления»? Многие ученые интересуются теорией эффективности управления, однако однозначного ответа на наиболее важные вопросы до сих пор не получено. Считаю, что понятие «экономическая эффективность» применяется исключительно для характеристики полученного результата деятельности хозяйствующего объекта или системы. Эффективность управления — это степень результативности управления с наименьшими затратами на выполнение этих самых управленческих функций. Общую эффективность государственного и муниципального управления стоит определять как пропорцию результатов и общественных задач, результатов и затраченных государственных ресурсов.

Довольно серьезным и важным можно считать критерий определяющий результативность и эффективность деятельности органов государственного и муниципального управления при выборе показателей.

Что же касается эффективности государственного и муниципального управления, то ее можно определять следующим образом:

–                    затратами на предоставление всему населению в целом услуг, их количество, а главное качество этих самых услуг

–                    затратами на полученный результат профессиональной служебной деятельности гражданского служащего или гражданской и муниципальной власти в целом

–                    уровнем производительности в государственном аппарате

–                    неконфликтностью и согласованностью бюджетирования и результативной деятельностью государственных и муниципальных органов управления.

Все перечисленные выше методы определения эффективности государственного и муниципального управления требуют серьезного методологического обоснования, так как в научной литературе еще не выработан общий подход к данной проблеме.

Что касается других стран, то например, в Европе, накоплен значительный опыт приближения государственных и муниципальных служб, их внутренних органов и учреждений к гражданскому населению. В ряде государств Евросоюза приняты хартии о предоставлении ряда услуг гражданам, позволившие установить показатели, отображающие деятельность государственных органов.

В Финляндии хартия о предоставлении услуг населению была принята в 1995 году. Она основывается на четко выраженных принципах:

–                    обеспечение высокого качества

–                    забота

–                    гибкость предоставления услуг.

В Бельгии хартия была принята в 1993 году. В ней прописаны принципы, которые находят реализацию в жизни посредством специальных правовых процедур.

Благодаря анализу и исследованиям зарубежного опыта разработки стандартов государственных и муниципальных услуг и их надобности относительно нужд и потребностей населения, позволяет определить основные направления организации такой работы в государственных структурах Российской Федерации.

Уверен, что при определении эффективности деятельности государственных и муниципальных исполнительных органов управления по количеству и качеству предоставляемых услуг обществу надо различать государственные и муниципальные услуги и государственные и муниципальные функции. Любая государственная услуга определяется как деятельность органа государственной власти по исполнению запроса как юридического, так и физического лица, с последующим получением материальных, либо финансовых средств, в случаях, предусмотренным законодательством, а также полное представление и сопровождение документооборотом и информацией.

Общепринято, что государственная функция характеризуется, как деятельность органа исполнительной власти по принятию управленческого решения и его исполнению в установленные сроки.

Предоставление муниципальных и государственных услуг, а также предоставление государственных и муниципальных функций на всей территории Российской Федерации должно проходить единообразно и соответствовать всем нормам качества, удовлетворяющим потребности населения. Для этого нужно разработать государственный стандарт и его исполнение. Такой стандарт государственной или муниципальной услуги утверждается самостоятельно или в составе административного регламента нормативно-правового акта органа исполнительной власти. Пошаговые действия в развитии данного процесса можно определить следующим образом:

–                    организационная подготовка

–                    общий сбор информации

–                    полное исследование

–                    разработка проекта требований к порядку предоставления услуги

–                    обсуждение и проверка проекта

–                    утверждение общих стандартов

–                    внедрение регламентов

–                    мониторинг исполнения до полного завершения процесса.

Начиная разработку данных регламентов, следует учитывать качество предоставляемой услуги и качество обслуживания.

Совокупность предоставляемой услуги, определяющей ее способность удовлетворять потребности граждан, в плане содержания и результата является качеством государственной и муниципальной услуги. Доступность и качество услуги определяется ее конечным получателем. Качество услуги определяется следующими критериями:

–                    доступность получения услуги

–                    потраченное время на получение и реализацию данной услуги

–                    удобство графика работы учреждения

–                    условия и длительность ожидания приема обратившегося

–                    организация очереди

–                    компетентность обслуживающих специалистов.

Внедрение административных регламентов и предоставления услуг и исполнения функций является стандартом деятельности органов исполнительной власти и служит основой для разработки показателей деятельности и эффективности органов исполнительной власти и их работников. В данной ситуации рассматриваются показатели максимального снижения бюджетных расходов на предоставление единицы услуги, а также стандартизация выполнения функции и показатели сокращения времени обслуживания получателя услуги.

 

Литература:

 

  1.                Концепция административной реформы в РФ в 2006–2008 годах: одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 года № 1789-р.
  2.                Концепция реформирования системы государственной службы РФ: утв. Президентом РФ 15 августа 2001 года № Пр-1496.
  3.                О государственной гражданской службе РФ: федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.
  4.                О муниципальной службе РФ: федеральный закон от 2 марта 200 года № 25-ФЗ.
  5.                О системе государственной службы РФ: федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ.
  6.                О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы в РФ (2009–2013 годы)»: указ Президента РФ от 10 марта 2009 года № 261.
  7.                Повышение эффективности деятельности органов государственной власти: подходы к проведению административной реформы в РФ. Москва, 2005 год.
  8.                Эффективность государственного управления: пер. с англ. / общ. ред. С. А. Батчикова, С. Ю. Глазьева. — М.: 1998 год

moluch.ru

Понятие и сущность государственной службы как административно-правового института

Библиографическое описание:

Эскиев М. А. Понятие и сущность государственной службы как административно-правового института // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 54-57. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/44/1403/ (дата обращения: 13.07.2018).



Today, the public service is entering a new stage of reform and development, during which to decide not less important tasks related to the improvement of the civil service system as an integral state-legal mechanism for the creation of public service management system, the implementation of the public service efficient technologies and modern methods of personnel management, improving the efficiency and effectiveness of public service occupational performance of employees.

Keywords: Public service, administration, personnel structure, control

«Государственная служба — это конституционный государственный институт (п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации)», согласно ч.4 ст.32, Конституции Российской Федерации: «граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Названные положения сближают конституционное право и административное право.

Ст. 32 Конституции Российской Федерации закрепляет публичные права граждан Российской Федерации, которые в целом объединены в ч.1 этой статьи институтом участия граждан в управлении делами государства. В ч.4 этой статьи определено: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе».

Как справедливо отмечает профессор И. Д. Хутинаев, «не является государственной службой профессиональная деятельность на госпредприятиях, не имеющих властных функций. Таковой не является и работа во властных органах на должностях, не относящихся к государственным».

Конституционное установление права народа на участие в управлении делами государства — традиционная для западной цивилизации норма права, опирающаяся на римскую традицию республики — «Respublica est res populi» (Республика является делом народа). Данная норма получила международное правовое закрепление в актах международного публичного права, Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.

Государственная служба в актах международного публичного права и в российской Конституции регулируется в рамках института публичных прав граждан в составе института участия граждан в управлении государством наряду с входящими в него институтами избирательного права и воли народа как основы для власти правительства.

Государственная служба устанавливается международным правом еще не как институт, но как публичное право, т. е. право народа на участие в управлении делами государства наряду с другими публичными правами граждан — избирать и быть избранными, обеспечивать связь воли правительства с волей народа.

Государственная служба — стержень, поддерживающий как правовое государство (во всей сложности его элементов), так и свободное гражданское общество. В послании Президента Российской Федерации 2005 года говорится: «Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно. Быть с обществом в ответственном диалоге — политически целесообразно. И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества. Языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии. Это — наша базовая позиция, и мы будем ей строго следовать». Поддерживать Конституцию Российской Федерации, конституционный строй, обеспечивать прямое действие ее норм по всей территории страны способна только должным образом организованная государственная служба.

Государственная служба как правовой институт и различные аспекты ее деятельности рассмотрены во многих работах. В Конституции Российской Федерации отсутствует статья, развернуто определяющая статус этого важного института. Понятие «служба» имеет несколько значений.

В определении Б. М. Лазарева формулировка «служение государству» придает новые импульсы этому сложному явлению. И одновременно сохраняет, резервирует потенциал для расширения диапазона этой формулы.

Смысл, назначение, цель, задачи и функции государственной службы, не сводятся только к служению одному государству, а предполагают более широкое толкование: служение гражданскому обществу; активное содействие развитию рыночных отношений и борьбе с монополизмом; обеспечение гарантий единства экономического пространства, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых потоков, конкуренции.

Существенное значение имеет адекватное, четкое и достаточно полное определение феномена «государственная служба», что предлагает раскрытие сущности государственной службы как определенного явления, воспроизводящего в себе предназначение государства как гаранта суверенитета, целостности и безопасности страны, а также обеспечивающего эффективное управление общественными процессами.

Прохождение государственной службы — карьера, организационное ее оформление, культура поведения и деловой этикет, правовые статусы и социально-экономическое обеспечение государственных служащих и другие аспекты — производные от места и роли, предназначения и потенциала государственной службы как института.

Государство — сложнейшее общественное явление, отражающее во взаимосвязях с людьми многогранные и разные свои элементы и свойства. Поэтому оно имеет множество определений. В разных языках имеет свое происхождение. В русском языке оно ведет свое начало от слова «государь» (властитель, правитель, верховное лицо).

Государственная служба должна быть совместима с частной собственностью, с многообразием форм собственности вообще. Надо искать и находить направления, сферы, способы и средства их развития, улучшающие благосостояние общества. Чтобы успешно решать стоящие перед Российской Федерацией проблемы, государственные служащие должны иметь соответствующие взгляды, мнения, ценностные ориентиры.

Кадровый состав государственной службы (федеральной и субъектов Российской Федерации) — это граждане, специально отобранные, профессионально подготовленные, назначенные в установленном порядке (по контракту) на должности государственной службы, осуществляющие профессиональную служебную деятельность и получающие денежное содержание (вознаграждение, довольствие) из средств государственного бюджета Российской Федерации или государственных бюджетов ее субъектов. Наниматель федерального государственного служащего — Российская Федерация; наниматель государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации. Кадровый состав государственной службы потенциально обладает огромными властно-бюрократическими возможностями и интеллектуально- производственным ресурсом. По состоянию на 1 января 2015 г., только в структурах гражданской службы было занято 653,6 тыс. человек. Если добавить к ним политический руководящий состав и служащих государственных структур, то число специалистов, профессионально занятых государственным и муниципальным управлением, возрастет до 1318,6 тыс. Это число из года в год растет примерно на 10–15 %. Средний возраст гражданских служащих — 39 лет; почти 72 % — женщины; 61 % имеет стаж работы в органах государственного и муниципального управления более 15 лет. Более 78 % имеют высшее образование (среди экономически занятого населения страны этот показатель 23 %, т. е. в три раза ниже). Сфера государственной власти и государственного управления в принципе должна укомплектовываться исключительно качественными и квалифицированным кадрами.

На вопрос социологов «Чьи интересы, на Ваш взгляд, в первую очередь реально защищают государственные служащие?» ответы от общего числа опрошенных распределились в процентах следующим образом: государства — 32,1; свое ведомство — 23,3, граждане — 17,2; свои собственные — 13,8, своего непосредственного начальства — 10,1, коммерческих структур — 3,12.

То есть интересы и потребности граждан, оказались на третьей позиции. Лишь каждый третий отдает предпочтение интересам государства, каждый восьмой откровенного говорит, что его интерес лежит в сфере собственной выгоды и личного благополучия. Отсюда берут начало безответственность, коррупция, круговая порука, нежелание слышать человека и адекватно реагировать на его боли и тревоги.

По категориям должностей кадровая структура госаппарата соответствует научным критериям управления: 17,1 % служащих занимают руководящие должности; 2,6 % — исполняют обязанности помощников, консультантов и советников; 65,7 % -обслуживающие специалисты. К концу 2006 г. практическим всем из них присвоены соответствующие чины, звания и разряды.

Удельный вес работников, занимающих государственные должности в органах исполнительной власти превышает 78 %. В органах судебной власти и прокуратуры занято 19 %; в структурах законодательно-представительной власти — 2 %; в других органах — 1 %. Четко просматривается тенденция постепенного сокращения кадровой численности центрального аппарата федеральных органов власти (с 39,4 тыс. в 2004 г. до 35,6 тыс., в 2015 г.) и ее увеличения в регионах.

Законодательством строго регламентированы правовой статус служащих, квалификационные требования, права, обязанности, юридическая ответственность, ограничения и запреты, связанные с прохождением службы, гарантии, порядок отбора и назначения на должность, система профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, отставка.

Управление и повседневное регулирование кадровых процессов организуют соответствующие кадровые службы. На них возложены обязанности по формированию кадрового состава и резерва для замещения должностей гражданской службы; подготовке проектов нормативных актов, связанных с отбором и поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, заключению служебных контрактов, назначению и освобождению служащих от замещаемых должностей гражданской службы; ведению реестров, списков резерва, трудовых книжек и личных дел служащих; обеспечению деятельности комиссий по урегулированию конфликтов интересов; организации конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов; организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации; формированию кадрового резерва и организации работы с этим резервом.

Не все формы участия граждан в осуществлении целей и функций государства можно отнести к государственной службе. В демократическом государстве государственный аппарат должен быть широко и тесно связан с обществом, воспринимать его социальный состав, интересы, настроение, взгляды, получать от общества доверие. В нем преобладают государственные должности политического характера. Посредством их исполнения формируется государственная политика, осуществляется законотворчество или иное нормоустановление. Для них устанавливается особый порядок замещения — выборы обществом (гражданами) или по его поручению представительными органами государственной власти. Главный выделяющий и определяющий признак государственной службы — ее привязанность к государственной должности.

В юриспруденции, в административно-правовой науке государственная служба наиболее важная — административно-правовая категория, отражающая свойства и характерные черты административно-правовой деятельности.

Таким образом, государственная служба — важнейший элемент государственного аппарата — и административно-правовой институт, создаваемый в интересах государства; является олицетворением государства, служит государству и обществу, подконтрольна народу. Государственный служащий становится добросовестным служащим для общества, защитником интересов общества и каждого человека. Человек, его права и свободы для него главная ценность и главный приоритет.

Литература:
  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. — 1993 г. — № 237.
  2. Федеральный закон от 27 мая 2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003 г. — № 22. — ст. 2063.
  3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004 г. — № 31. — ст. 3215.
  4. Закон Чеченской Республики от 6 октября 2006 г. N 29-рз «О государственной гражданской службе Чеченской Республики»
  5. Административное право: Учебник/ Под общ. ред. Г.В Атаманчука.- М.: Изд-во РАГС, 2013. С. 111.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, Российская Федерация, управление делами, государство, гражданин, служащий, государственная власть, государственный аппарат, муниципальное управление, кадровый состав.

moluch.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта