Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнальная и газетная графика. Графический журнал


Создание индивидуального облика издания

10 - 2001

Евгения Карамашева

Графические модели верстки

Элементы и приемы графического оформления

Приемы графического оформления

Художественно-графическая концепция издания определяет круг изобразительных средств, принятых редакцией для полиграфического воплощения издания; принципы и правила их использования и соотношения на полосах; форматы полос и набора; характер разверстки материалов; стиль рисунков и прочее. Наличие такой концепции дает возможность найти индивидуальное «лицо» издания. Вырабатывается она всей редакцией при ведущей роли арт-директора.

Из всего диапазона имеющихся полиграфических возможностей каждая редакция выбирает те, что лучше всего подходят данному журналу, соответствуют его содержанию, характеру публикуемых материалов. Делается это для того, чтобы, во-первых, журнал выделялся из общей массы, а во-вторых, чтобы по графическому облику можно было определить в общих чертах характер журнала. Одна из функций художественно-графической концепции состоит в том, чтобы в форме издания точно выявить его тип. Однако перед создателями внешнего облика издания стоит и другая, не менее важная задача — внутри своего типа журнала найти черты, которые определят его индивидуальное художественно-графическое лицо.

Графические модели верстки

Приступая к созданию художественно-графической модели журнала, дизайнер должен прежде всего определить модель верстки, свойственной данному изданию и способной наилучшим образом выразить информационно-содержательную сущность журнала в целостной многостраничной композиции.

При поверхностном знакомстве с множеством разнообразных журналов на первый взгляд может показаться, что и моделей таких существует едва ли не столько же, сколько журналов. Между тем каждый в художественном смысле грамотно сделанный журнал в своем построении непременно подчиняется определенным принципам. К примеру, журнал может основываться на «статичной» или на «динамичной» модели верстки.

Говоря о «статичной модели», исследователи обычно подчеркивают, что она всегда тяготеет к горизонтали, каждый материал подается сам по себе, он не «цепляет» соседние; статьи подаются спокойно, без громких заголовков, которые к тому же набираются шрифтами сравнительно небольших кеглей, часто одной гарнитуры; в качестве отбивок применяются, как правило, светлые газетные линейки; иллюстраций немного. Иное дело — «динамичная модель».

Уже само название говорит за себя — полосы «движутся»: материалы «цепляются» друг за друга, выделяются своими оформительскими украшениями (тут и розыгрыши крупных заголовков, и отбивочные линейки разной жирности, и обилие иллюстраций). Эта модель в основном тяготеет к вертикали.

Нельзя сказать, что одна модель лучше или хуже другой. Все дело здесь в уместности. Молодежные журналы часто тяготеют к динамичной модели, нередко в ущерб читабельности — здесь можно встретить варианты верстки с таким обтеканием текстом, которое не оставляет ни малейшей надежды на его прочтение. Деловая пресса, напротив, может позволить себе придерживаться статичной модели и не отягощать себя декоративными излишествами, поскольку ее покупают для того, чтобы читать, а не просматривать.

Когда модель выбрана, можно приступать к выбору манеры оформления основных элементов журнальной полосы.

При выборе различных компонентов дизайна требуется наличие хорошего вкуса, чувства меры, а также особая тщательность — однажды выбранные, эти компоненты сохраняются в каждом номере журнала. Меняют их только при изменении всего дизайна издания.

Макет. Это фиксированные элементы полосы. Например, — колонцифра, строка с датой, номером и названием журнала, способ оформления рубрик, число колонок на полосе.

Шрифт основного текста и заголовков. Существуют сотни тысяч различных шрифтов, и некоторые издания меняют шрифт заголовков настолько часто, что кажется, будто они решили за возможно более короткое время перепробовать их все. Журналы же, обходящиеся одним базовым набором шрифтов, обычно выглядят более цельно.

Вид заголовков. Это объем и форма заголовков, принятые в вашем издании. Существует бесчисленное множество их комбинаций: заголовки в одну строку, с поясняющими строчками над или под основой, многострочные заголовки и прочее. Крайне важно, чтобы выбранный стиль позволял получать заголовки, необходимые для ваших статей.

Подача иллюстраций. Это и преобладание какого-либо типа иллюстраций в журнале (либо соотношение этих типов), и манера их подачи — спокойная или агрессивная, и многое другое.

Декоративные элементы оформления. Под этим понятием подразумеваются все повторяющиеся элементы оформления: линейки, подложки, буквицы, рубрики и т.д.

Элементы и приемы графического оформления

Основным элементом журнальной полосы являетcя текст. Поэтому главной проблемой, которую нужно решить при разработке художественно-графической концепции журнала, является выбор шрифтов.

Остановимся сначала на основных параметрах шрифтов. По своим функциональным характеристикам гарнитуры подразделяются на текстовые и акцидентные [1]. Первые предназначены для набора больших объемов текста, вторые — для выделений и заголовков.

Текстовые гарнитуры строятся таким образом, чтобы максимально облегчить читателю восприятие текста. Основное требование, предъявляемое к текстовым шрифтам, — максимальная удобочитаемость. Читатель не должен испытывать ни малейшего дискомфорта при чтении. Поэтому, несмотря на широкие технические возможности, большинство редакций предпочитают пользоваться привычными неброскими гарнитурами — Балтикой, Прагматикой, Литературной, Таймсом [2].

Выбирая шрифт, необходимо учитывать, что традиционно привычными для читателя являются шрифты с засечками.

Рубленые шрифты в качестве текстовых и воспринимаются труднее, и смотрятся менее изящно. Однако, если полиграфическая техника, используемая при печати, далека от совершенства и на тираже засечки «стираются», лучше использовать четкий рубленый шрифт. Шрифт должен быть таким, чтобы текст читался легко, без малейшего напряжения. Другой фактор, влияющий на удобочитаемость, — это кегль набора.

«До недавнего времени практически все отечественные издания применяли для набора петит — шрифт с кеглем 8 пунктов. При этом в отечественной полиграфии использовался «европейский» пункт, равный 0,376 мм. Переход на компьютерный набор заставил редакции внести в этот процесс некоторые коррективы. Дело в том, что в современном программном обеспечении, разрабатываемом, как правило, фирмами США, используется «англо-американский» пункт, равный 0,351 мм. Следовательно, «компьютерный петит» выглядит несколько мельче, чем традиционный. По этой причине редакции повсеместно стали переходить на более крупный кегль набора — в 8,5 и 9 пунктов» [3].

Данная тенденция оказалась устойчивой. В настоящее время существует масса газет и журналов, где для набора текста используется шрифт с кеглем 9,5 и 10 пунктов.

Необходимо, однако, учитывать, что резкое увеличение кегля набора сразу же отражается на всех элементах оформления газеты. Увеличивается объем материала, а следовательно, растет величина «серого фона», снижающая внешнюю привлекательность полосы.

Итак, подведем итог. Нельзя использовать шрифты просто ради красоты. Выбирая шрифт, необходимо оценить содержание текстов, условия чтения и возможности печатного оборудования.

Если оценивать различные элементы издания по их способности привлекать и удерживать внимание читателя, то заголовок, наряду с иллюстрацией, безусловно окажется на первом месте. Это один из важнейших элементов полосы. Оформление заголовков играет определяющую роль при формировании индивидуального облика газеты; именно с чтения заголовков начинается знакомство читателя с очередным номером.

Говоря о современных тенденциях в оформлении заголовочных комплексов (заголовок, подзаголовок, рубрика), необходимо прежде всего отметить, что заголовки в периодических изданиях стали значительно крупнее. Эта тенденция объективна, ведь основной функцией заголовка является привлечение внимания читателя. Однако не следует забывать, что принцип соотнесенности различных элементов оформления по масштабу сохраняет свою актуальность и поныне. Неоправданно крупные заголовки могут стать одной из причин негативного отношения к изданию в целом.

Другой важной особенностью современного подхода к оформлению заголовочных комплексов является резкое возрастание роли используемого шрифта. Появление огромного количества компьютерных шрифтов, практически неограниченные возможности их видоизменения, предоставляемые современными издательскими программами, — все это привело к тому, что сегодня вопросу подбора шрифтов, их компоновки, соответствия общей концепции оформления издания уделяется гораздо больше внимания, чем прежде.

При этом важнейшим требованием, предъявляемым к оформлению заголовочных комплексов, остается соответствие стиля оформления содержанию заголовка. Форма должна «работать» на содержание, вызывать у читателя подсознательное ощущение целостности всей композиции, заинтриговывать и привлекать его внимание.

Для заголовков чаще всего используют акцидентные гарнитуры, которым свойственно разнообразие форм. Существуют так называемые декоративные шрифты, многие из которых появились сравнительно недавно. В эпоху компьютерной разработки шрифтов стремительно набирает силу тенденция к созданию неправильных начертаний, иногда даже в ущерб читаемости.

Выбирая шрифты для заголовков, необходимо учитывать и такой аспект, как количество используемых гарнитур на номер журнала. Современный стиль оформления, получивший в научных исследованиях название просветленного, характеризуется ограниченным использованием различных оформительских приемов и средств [4]. Прошла эпоха «пестрого» стиля, и это неудивительно. Использование на полосе огромного количества шрифтовых гарнитур, различных видов линеек, разнокегельного и разноформатного набора — все это серьезно затрудняло восприятие содержания. И главное — ничуть не способствовало формированию «лица» издания, его неповторимого графического облика.

Сегодня для оформления как текста, так и заголовков рекомендуется использовать не более двух-трех гарнитур на весь номер. Некоторые издания вообще применяют для этих целей только одну гарнитуру. Разнообразие достигается путем использования различных начертаний, кегля, но рисунок шрифта остается единым. И это нисколько не обедняет их внешний вид, а, напротив, усиливает ощущение строгости и продуманности всей композиции.

В последнее время конструкция заголовочного комплекса становится все более усложненной. В нее все чаще включаются различные графические элементы иллюстрации, геометрические фигуры, стрелки. Активно используется предоставляемая современным программным обеспечением возможность верстки по кругу, под углом, по кривой.

Новой составной частью заголовочного комплекса стал лид. Для его оформления чаще применяются такие приемы, как набор более крупным шрифтом, выключка, врезание в текст, наложение на фон или иллюстрацию, разнокегельный набор и прочие типографические приемы.

Заголовок, в отличие от фотографии или рисунка, присутствует на полосе всегда, это обязательный элемент оформления. Заголовок самым непосредственным образом (то есть графически) должен быть связан с текстом, с содержанием публикуемых материалов, ведь именно привлечение внимания читателя к содержанию публикации является ключевой задачей в деятельности любого издания.

Иллюстрации являются неотъемлемой частью графического облика страницы. У иллюстраций в журнале много функций. «Они несут дополнительную информацию, передают настроение или атмосферу событий, описанных в статье, привлекают внимание к статье, разбивают текст, останавливают мгновенье и позволяют изучить его так, как не позволил бы этого сделать движущийся образ. К тому же они и сами по себе обладают художественной ценностью» [5].

Условно иллюстрации можно разделить на три основных вида — иллюстрации, сюжетно связанные с текстом, художественно-образные иллюстрации (коллажи, рисунки) и инфографика. Иллюстрации, сюжетно связанные с текстом, — это прежде всего информационный материал, несущий в себе определенное сообщение. Назначение такой иллюстрации — дать визуальное представление о том событии или человеке, о котором идет речь в размещенном рядом репортаже или интервью. Ее важнейшая задача — не украшать, а информировать. Основным жанром такой иллюстрации является событийная, репортажная фотография.

С содержательной точки зрения наиболее привлекательно на полосе смотрятся снимки, показывающие объект в движении. Это относится не только к фоторепортажу, но и к фотопортрету. Снимок, на котором герой материала пойман в момент, когда он улыбается, жестикулирует, куда-то показывает, сразу привлекает внимание читателя и одновременно является эффективным средством украшения публикации. Статичные снимки выглядят, как правило, гораздо менее эффектно.

Графические иллюстрации являются очень интересным и привлекательным элементом дизайна, способным значительно повысить уровень оформления того или иного издания. К числу наиболее распространенных графических иллюстраций следует отнести рисунки и так называемую информационную графику.

Привлекательность информационной графики (карты, таблицы, диаграммы, графики) определяется двумя факторами. С одной стороны, она легко увязывается с содержанием материала, обеспечивая наглядное и удобное представление конкретной информации, с другой — служит превосходным оформительским средством, особенно в тех случаях, когда журнал выходит в полноцветном исполнении.

Используя инфографику в журнале, необходимо помнить, что она не должна быть слишком сложной. Содержание диаграммы или таблицы должно пониматься читателем без напряжения, ведь основная ее задача — наглядно демонстрировать самые сложные, чаще всего статистические, выкладки.

Иногда вместо ставших привычными фотографий на полосе появляется рисованный портрет героя материала. Но это может быть и опасно, поскольку неумело исполненный или поданный рисунок легко может разрушить стилистическое единство оформления полос. Карикатура является одним из первых материалов полосы, на котором останавливается взгляд читателя. Поэтому публикация слабых или не подходящих по жанру и стилю карикатур и рисунков всегда влечет за собой негативные последствия. На журнальной полосе отлично смотрится коллаж (конечно, если он сделан профессионально). Часто можно увидеть и полутоновые изображения, используемые в качестве фона для статей.

Независимо от типа, каждая иллюстрация должна удовлетворять двум условиям: соответствовать теме и быть профессиональной по качеству. И, кроме того, иллюстрации должны быть разнообразными. То есть не просто различаться по объему и формату, быть горизонтально и вертикально вытянутыми: они также должны быть различными по своей природе.

Помимо фотографий нужно использовать также карандашные рисунки и компьютерную графику, осветленные снимки и полутоновые изображения, таблицы и графики. Ведь решая, покупать журнал или не покупать, читатель часто его сначала просматривает, то есть знакомится с иллюстративным материалом. И если последний наряду с заявленными темами его заинтересовал, то выбор решится в пользу покупки.

При оформлении журналов, помимо иллюстраций, принято использовать всевозможные декоративные элементы оформления текста, например: врезки, буквицы, подложки, линейки, стрелки, рамки, штриховку. Использование буквиц — эффективный способ привлечь внимание к началу новой статьи и создать визуальный контраст на странице.

Подложки наиболее эффектно смотрятся в полноцветном издании, где уравновешиваются «пятнами» других цветов. Но цвет не спасет, если у дизайнера недостаточно развито чувство меры — страница, загроможденная плашками всех цветов радуги, смотрится еще более ужасно.

И напротив, разумное использование подложек — например, инверсное выделение рубрик и размещение на полутоновых подложках коротких справочных (или занимательных) материалов приводит к упрочению структуры журнала, облегчает читателю путешествие по его страницам и фактически стало уже стандартным приемом оформления подобного вида материалов.

Логотип является важнейшим графическим элементом журнала. С него начинается знакомство читателя с новым журналом. Логотипы известных изданий читатели обычно знают, что называется, в лицо. Логотип — это визитная карточка. И так как роль логотипа чрезвычайно велика, остановимся чуть подробнее на вопросе его создания.

Логотип в нашем случае — это название журнала, поданное в определенной графической форме. По своей сути логотип — это не только слово, но и изображение. С одной стороны, логотип призван выражать индивидуальность издания, а с другой — подчеркивать принадлежность журнала к какой-либо сфере, например к искусству, бизнесу или промышленности. Достигается это работой со шрифтами и цветом. Работа эта должна поручаться профессионалу, что стоит немалых денег. Но как показывает практика, ни на логотипе, ни на художественно-графической концепции в целом экономить нельзя — выйдет себе дороже.

Для художественного восприятия логотипа важен образ, может быть метафора, заложенная в логотипе. Иногда логотип может представлять собой достаточно абстрактную картинку, но, тем не менее, каждый должен суметь прочитать заложенное в нем слово.

Часто логотип выполняется простым шрифтом для более быстрого и четкого прочтения. Иногда используется совмещенный вариант с приложением рисунка к логотипу. Допустимы и часто используются приемы положительного и отрицательного кернинга.

Создание логотипа — это искусство в полном смысе слова, более того — искусство во многом непредсказуемое.

Конкретной методики создания логотипов, как и методики написания шедевров живописи, пока не придумано. Важны фантазия, умение подойти нестандартно к обычному чаще всего слову и, конечно, насмотренность, то есть визуальная память о множестве виденных ранее, понравившихся или непонравившихся логотипах.

В журнале, как и в хорошем человеке, все должно быть прекрасно и... соразмерно, то есть выдержано в едином стиле. И в то же время эффектно.

Поскольку визуальные средства (фото, шрифты, линейки, цвет) несут такую большую нагрузку, они должны всегда предлагать читателю что-нибудь интересное. Визуальные средства всегда должны выполнять по крайней мере одну из следующих задач: привлечь внимание читателя, обозначить основную мысль страницы, выделить среди читателей тех, кому предназначена страница, позволяя прочим пропустить ненужное им содержание, если они того пожелают. Не секрет, что одна и та же информация может оказаться для одних самой интересной, а для других ненужной и бессмысленной.

И одна из главных задач — создать благоприятное впечатление о странице и ее содержании, а также обеспечить непрерывность воздействия всех страниц в журнале путем использования одних и тех же стилевых приемов.

Приемы графического оформления

Цветовые эффекты. К цветовым эффектам относятся градиентные и текстурные заливки, орнаменты, просвечивание сквозь буквы элементов фотографических изображений и т.д. Создаются цветовые эффекты в графических редакторах. Цветовые эффекты можно использовать с различными гарнитурами. При этом для малоконтрастных предпочтительнее «жирные» начертания. Нередко цветовые эффекты применяются в сочетании с другими эффектами, в особенности трехмерными.

Изменения формы участка текста. Существуют приемы работы с текстом, модифицирующие не отдельные символы, а форму текстового блока. К ним относятся: расположение строки вдоль линии и заключение текста в оболочку.

Расположение текста вдоль линии. Ряд эффектов, выполняемых в графических редакторах, позволяют изменить расположение текста (выстроить его вдоль линий или объектов). Подобные способы оформления значительно ухудшают разборчивость текста, поэтому их применение оправданно только в том случае, когда текст является естественной частью сюжета. Для подобных преобразований лучше выбрать малоконтрастный, но не очень насыщенный шрифт с максимально упрощенным контуром.

Заключение текста в оболочку. Эффект хорошо смотрится только при удачном сочетании с графическими элементами страницы. Целесообразно использовать его для текста, состоящего не более чем из одного-двух слов. Чем проще шрифт и форма оболочки, тем выше вероятность удачного решения.

Орнаменты и обои на основе букв. Использование букв во всевозможных орнаментах, обоях и т.д. — отдельная тема. Главное, чтобы такие обои не слишком отвлекали внимание от остальных компонентов полосы.

Рассмотренная классификация эффектов, конечно, весьма условна, да и сами эффекты нередко используются в сочетании друг с другом, например, объем редко используют для черно-белой печати. Применяя любые эффекты, необходимо помнить, что наилучшие результаты достигаются при использовании наиболее простых шрифтов.

Выделения в тексте. Помимо работы со шрифтами и их начертаниями, дизайнеру приходится работать с большими массивами текста, как-то структурировать его; при этом широко применяются разные виды выделений.

По характеру выделения подразделяются на следующие группы: логические усиления; имена авторов; цитаты; дополнительная информация; реплики «по теме» и т.д.

На выбор конкретных приемов выделений в издании наибольшее влияние оказывают: тип публикации, ее содержание и особенности изложения, в том числе сложность текста, количество иллюстраций и пр. В качестве приемов оформления выделений в тексте применяют: шрифты начертаний, отличных от основного начертания шрифта; иную форму набора по сравнению с набором всего текста; комбинированный способ, сочетающий шрифтовые и наборные нешрифтовые приемы, а иногда и цветовое выделение краской. Кроме шрифтовых выделений для разбивки и лучшего восприятия текста используются отбивки, врезки, нумерация абзацев.

Оформление текста — вопреки массовому мнению — сложная и ответственная работа. Возможности шрифтового оформления и выделения колоссальны. Главное — использовать их по назначению. Прежде чем остановить свой выбор на том или ином варианте, нужно ответить на вопрос — поможет ли это лучше воспринять смысл.

Приемы работы с иллюстрациями. Удачная фотография или рисунок, особенно выполненные в цвете, сами по себе являются эффектным оформительским средством. И потому иногда иллюстрации размещаются по принципу «лучше плохая, чем никакой», ставятся невпопад, рядом с материалами, не имеющими к данному изображению никакого отношения.

При размещении иллюстраций важно учитывать такие параметры, как направление и размер. Направление снимка определяется тем, в какую сторону «смотрит» большинство изображенных на нем объектов. Располагать иллюстрации в общем случае следует так, чтобы они были направлены внутрь полос, а не наружу. Таким образом, достигается целостность всей композиции.

Изменение размеров иллюстраций может служить одним из эффективных средств управления вниманием читателя. Здесь действует тот же закон, что и при оформлении заголовков. Значимая и качественная иллюстрация может быть увеличена и поставлена на открытие полосы. В комбинации с крупным заголовком она сразу же привлечет внимание и обеспечит аудиторию размещенному рядом материалу.

Фотография в газете представляет собой, как правило, блок прямоугольной формы. Однако верстка снимков «в полный рост» сегодня выглядит достаточно шаблонной. По мнению исследователей, более выигрышно и привлекательно на полосе смотрится снимок, представляющий собой вытянутый по вертикали или горизонтали прямоугольник. «Квадратная форма скучна. Чем дальше мы уйдем от квадрата, тем более интересно будет выглядеть фотография» [6].

Если снимок содержит ненужные детали, то его можно обрезать, придав ему форму упомянутого прямоугольника. Это позволит решить сразу две задачи: оригинально оформить полосу и сделать больший акцент на значимых элементах иллюстрации. Однако применять этот прием нужно осторожно. Жертвовать содержанием иллюстрации в угоду оформлению недопустимо так же, как и в случае с текстовыми материалами. «Говоря о верстке иллюстраций, их размещении на полосе, исследователи выделяют два основных метода: комплексный (групповой) или раздельный» [7].

Комплексный метод применяется при верстке большого количества иллюстраций, связанных одним сюжетом, фоторепортаж с выставки, отчет о пресс-конференции. В этом случае снимки располагаются рядом, образуя единый иллюстративный блок. Наиболее выигрышно подобный блок смотрится в центре или в верхней части полосы. При использовании комплексного метода не рекомендуется разделять фотографии текстом или заголовком, так как в этом случае, во-первых, снижается сила их воздействия, во-вторых, затрудняется восприятие материала. Напротив, применяя раздельный метод верстки (когда каждая из иллюстраций представляет собой самостоятельный материал), рекомендуется «разносить» снимки по всей полосе, уравновешивая ее отдельные части.

Новейшие графические пакеты и приложения к ним предоставляют такие возможности, что трудно их даже осмыслить. За пару минут можно создать эффектное изображение «в духе Пикассо или Гойи» из снимка Невского проспекта в полдень. А поработав над ним еще немного, превратить в старую писанную маслом картину, с потертостями от времени и сырости.

При таком разнообразии средств и относительной легкости исполнения велика вероятность превращения журнал в беспорядочное множество автономных страниц. Так что помимо чувства меры, вкуса и знания программ, дизайнер должен обладать еще и знаниями в области композиционного построения журнальных страниц. Об этом — в заключительной части материала.

Окончание в следующем номере

  1. Буковецкая О. Дизайн текста. М., 2000. С. 14.
  2. Самолетов А.С. Дизайн современной газеты. СПб, 1997. С. 8.
  3. Там же. С. 16.
  4. Буковецкая О. Дизайн текста. М., 2000. С. 43.
  5. Рэндалл Д. Универсальный журналист. М, 2000. С. 137.
  6. Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж, 1996. С. 67.
  7. Там же. С. 73.

КомпьюАрт 10'2001

compuart.ru

Журнальная и газетная графика

И.Грабовский, Н.Шебуев. 1905К сему руку приложил генерал ТреповСатира на Манифест от 17 октября 1905г.

Первые образцы газетно-журнальной графики относятся к XVI–XVII векам — периоду становления периодической печати как средства массовой коммуникации. Являясь одним из наиболее доступных и наглядных видов творчества, этот жанр имел и имеет широкое распространение в разных странах и пользуется особым вниманием общества в периоды политической напряженности. Так было в Европе и Америке, то же произошло и в России в период назревания первой российской революции 1905–1907 годов.

Начиная с XVII века в России распространялись сравнительно дешевые графические изображения происходящих в стране событий и иллюстрации к зарубежной хронике. Материалом для гравюр служило дерево — лубок. Простота и дешевизна лубка способствовали его популярности в народной среде. С другой стороны, запреты на открытые высказывания и изображение многих событий российской действительности приводили к тому, что такие иллюстрации распространялись нелегально или привозились из-за границы. Накануне событий 1905 года царское правительство, пытаясь ослабить напряженность в стране, наряду с другими мерами издает указ (от 14 декабря 1904 года), смягчающий цензурные ограничения и разрешающий выпуск различных массовых периодических изданий.

Быстрая смена событий в стране, возможность использования мощного полиграфического оборудования и растущая потребность в критической информации определили в России спрос на печатное слово. В этой связи бум политической сатиры следует рассматривать как проснувшуюся в народе жажду самовыражения. Страницы журналов и иллюстрированных приложений к газетам, открытки и лубки превратились в трибуны, с которых обличалась власть.

В их создании принимали участие известные сотрудники, редакторы, художники-графики и живописцы, поэты и писатели. В июне 1905 года в Петербурге появилось первое издание этого жанра — журнал «Зритель», который издавался и в большей части иллюстрировался популярным графиком Юрием Арцибушевым. Его предшественники — журналы «Стрекоза» и «Осколки» — конечно, не могли позволить себе тех вольностей, которые появились в период революции.

И.Билибин. 1906Сиятельный осел в 1/20 величиныПрямая сатира на дом Романовых и их родовой герб

З.Гржебин. 1905Орел-оборотень, или Политикавнешняя и внутренняя.Злая сатира на государя и государственный герб

Первые осторожные сатирические уколы «Зрителя» вызвали большое беспокойство властей, и уже осенью журнал был закрыт. Однако его популярность породила множество имитаций. Вслед за «Зрителем» в столице, Москве и провинциальных городах появляются сотни сатирических журналов. Только в Петербурге осенью 1905 года выходило более 200 сатирических журналов. Вот названия некоторых из них: «Жупел», «Пулемет», «Адская почта», «Дикарь», «Леший», «Маски», «Борцы», «Сатира», «Серый волк», «Сигнал», «Спрут». Возобновляется издание «Зрителя» и «Стрекозы».

Самые неожиданные образы вызывали бурную реакцию у читателей сатирических журналов. Например, изображения ослов или слонов в сознании людей трансформировались в образы царской семьи, придворных генералов и полицейских. Цензура была так напугана этой «эпидемией» всеобщего осмеяния, что запретила публикацию портрета Николая II в номере, посвященном тезоименитству царя. Кроме того, в Царском Селе, резиденции императора, была запрещена продажа журналов с обложкой красного цвета, поскольку считалось, что она напоминает цвет революционного знамени.

М.Михайлов. 1906Гамаюн - птица вещая.Реплика картины Васнецова

Опыт приобретали обе вовлеченные в конфликт стороны. Художники и редакторы иллюстрированных журналов создавали все новые графические образы и тексты, увязанные с революцией, критикующие царских бюрократов и неудачи во внутренней и внешней политике. Многие из них вошли в золотой фонд отечественной графики, став неотделимой частью культурного наследия страны. Среди таких работ обложки сатирических журналов, работы известных художников — В. Серова, И. Билибина, М. Добужинского, Б. Кустодиева, Н. Шебуева, С. Чехонина, И. Бродского. Признанными шедеврами русской графики, возникшими благодаря революционной сатире, являются карикатуры И. Грибовского и Н. Шебуева «К сему руку приложил генерал Трепов», И. Билибина «Осел в 1/20 натуральной величины», рисунки Б. Кустодиева и М. Добужинского, посвященные образному осмыслению усмирения декабрьского восстания в Москве, серия шаржированных портретов К. Победоносцева, Ф. Дубасова, работы Б. Кустодиева и З. Гржебина, впервые открыто появившиеся в прессе портреты вождей и участников революции — К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Либкнехта.

Это одна из замечательных страниц истории нашего изобразительного искусства. К данному периоду можно с полным правом отнести слова одного из крупнейших французских историков XIX века Жюля Мишле: «Рисунок художника порой имеет такое же значение, как и тысяча выстрелов с баррикад».

Революция 1905–1907 годов стала поворотной точкой фундаментального переосмысления русского революционного контекста.

art.dkg-web.com

20 ресурсов, которые должен знать каждый графический дизайнер

Профессия графического дизайнера подразумевает уникальный коктейль из творчества, мастерства, терпения, коммуникабельности и доли деловой хватки, причём все эти качества нуждаются в постоянной тренировке и совершенствовании.

Пролистываете ли вы блоги в поисках вдохновения, смотрите обучающие видео, читаете о тенденциях в дизайне – дизайнерские ресурсы имеют жизненно важное значение для успеха.

Независимо от вашего опыта – собираетесь ли вы поступать в ВУЗ или ведёте свой бизнес уже много лет, некоторые сайты всегда будут одинаково полезны для вас всегда. Ниже вы можете видеть 20 из них.

Ваша жизнь скоро станет гораздо легче.

Kuler – основной инструмент для всего, что связано с подборкой цветов. Пытаетесь ли вы определить цвета, подходящие уже выбранным, или создаёте палитру с нуля, Adobe Kuler будет для вас сродни манны небесной. Просто перемещая точки по цветовому колесу, вы сможете подобрать необходимые цвета. Более того, вам доступны несколько систем выбора (последовательная, монохромная, оттенки, треугольник и прочее). После этого Kuler предоставит вам коды выбранных цветов в RGB и HEX, так что вы сможете быстро вернуться к созданию своего шедевра.

В Skillshare такие мастера, как Джессика Хиш, Сет Годин, Брэд Вудворд, Джек Зерби и Таль Сафран учат простых людей всему – от каллиграфии до кодирования. А со смешной ценой в 20 долларов за курс нет оправдания тем, кто еще не знает, как создать собственный веб-сайт или шрифт.

Шрифты сейчас можно найти повсюду. Однако, совсем немного сервисов, которые могут предоставить такие возможности, как FontShop. Тестер позволяет вам видеть, как будет выглядеть ваша работа, а в меню связанных шрифтов вы можете найти другие шрифты, которые могут быть вам интересны. И всё это – в FontShop.

Созданная профессором Эндрю Ванде Муре Information Aesthetics – мечта любого информационного дизайнера. Здесь можно найти лучшие примеры инфографики и множество источников вдохновения для вашей следующей работы. В дополнение к блогу, сайт содержит магазин, в котором можно приобрести необходимые для инфодизайна книги (например, Тафти, DataFlow).

Для тех из вас, кто занимается книжным дизайном, будь то ваш первый опыт или сотый, необходимо вдохновение. И Book Cover Archive предоставляет вам его: он содержит тысячи новых и классических обложек, удобно сортированных по фотографу, арт-директору, дизайнеру, названию, автору или жанру. Данный сайт будет не просто вдохновлять, но и обучать вас.

The Noun Project – отличный ресурс для иконографики. Создатели называют себя глобальными переводчиками, помогающими людям со всего мира общаться друг с другом. Их сайт – чрезвычайно полезная вещь для дизайнеров, которым нужны готовые иконки или вдохновение для создания своих. Кстати – если вы дизайнер иконок, вы можете загружать свои работы для продажи.

Известный своей способностью идентифицировать практически любой шрифт, Fonts in Use – прекрасный ресурс для работы с типографикой. Всё что вам нужно для определения – это загрузить изображение шрифта.

Сайт Марии Поповой рассчитан на творческих людей, стремящихся расширить свои горизонты. Хоть он и включает больше информации для общего творческого развития и вдохновения, чем о графическом дизайне, Brain Pickings всё равно важен и интересен.

Grain Edit основан почти 10 лет назад. Ориентированность на дизайн, вдохновлённый 50-70-ми годами делает его лучшим ресурсом для тех, кто ищет хорошее ретро. Редактор сайта Дэйв Казнер проводит вдумчивые интервью с дизайнерами, рассказывает о новых тенденциях, делает обзоры и даёт дельные советы.

Существует множество наград в области дизайна, но сайтов на данную тематику представлено немного. Awwwards – это как «hot or not» для веб-дизайна. Он позволяет пользователям голосовать за работы, а потом выбирает лучших дизайнеров за день, месяц и год.

Основанный в 2007 году, It’s Nice That является новостным ресурсом об искусстве и дизайне. Проект вращается вокруг центрального блога, но также имеет раздел событий, работ дизайнеров и прочее. От элитарной до массовой культуры – у It’s Nice That найдётся понемногу для каждого.

Digital Arts – британский журнал, имеющий печатную и электронную версию. Он посвящен всему цифровому и креативному: в этот разряд попадают графический дизайн, 3D, анимация, видео, спецэффекты, веб-дизайн и интерактивный дизайн. Мало того, что сайт – отличный источник новостей и статей, он также имеет раздел с учебными материалами, который содержит множество уроков для дизайнеров.

Dribble относится к той категории сайтов, про который много кто знает, но не все используют его на полную мощность. Сайт позволяет выставлять на всеобщее обозрение свои работы, но одна из интереснейших фишек Dribble – возможность поиска по цвету. Если вы видите сайт, который вам действительно нравится, и вы хотите найти проекты с аналогичными цветами, Dribble позволяет выбрать этот цвет и найти похожие работы. Данный инструмент отлично подходит для создания цветовых палитр.

Все мы знаем Flickr – он нужен для хранения, организации и обмена изображениями. Креативные сообщества во Flickr – прекрасный способ найти вдохновение, а также поделиться своими работами.

TutorialZone предлагает широкий спектр обучающих программ и ресурсов для разработчиков и дизайнеров с упором на веб-дизайн. Данный ресурс ставит своей целью создание лучших веб-разработок для масс. Туториалы здесь очень продуманные и простые для понимания. Ресурс также предоставляет демо-версию каждого курса, так что вы можете увидеть, что вас ждёт, прежде чем начать.

Tutsplus — огромное сообщество дизайнеров, программистов, иллюстраторов и представителей различных прочих профессий, которые пишут платные и бесплатные уроки, сложность которых начинается от самых-самых простых для начинающих, до довольно сложных, которые будет интересно выполнять даже профессионалам.

Один из лучших обучающих сайтов нашего времени, Линда может научить вас тому, что вы должны знать касательно дизайна: InDesign, Flash, кодирование, макетирование, ттипографика, технологии печати, управление проектами и бизнес-решения. Если вы жаждете знаний, Lynda станет вашей лучшей подружкой.

Чрезвычайно умный сайт о типографике. Позволяя пользователям задавать свою гео-локацию, он создаёт виртуальную карту типографики, отслеживающую использование шрифтов по всему миру. Типографика в значительной степени связана с культурой, и благодаря Typeify, пользователи могут увидеть, где определённые стили шрифтов более популярны.

Рочестерский технологический институт, возможно, не самая известная школа графического дизайна, но его архивы просто поражают. Они хранят в себе работы более 25 дизайнеров, включая Сола Басса, Уилла Буртина, Эстель Эллис и многих других. Таким образом, архивы RIT Design – обязательная вещь для дизайнеров, стремящихся расширить свои горизонты.

Снова пытаетесь определить тот шрифт, который бы идеально подошёл к вашему следующему проекту? Идентификация шрифта Typophile – то, что вам нужно. Большое количество пользователей и экспертов помогут вам решить практически любую типографическую проблему быстро и легко.

Автор: Василий Федотовский

infogra.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта