Грани (журнал). Грани журнал
Грани (журнал) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Грани.«Гра́ни» — ежеквартальный русский межконтинентальный журнал литературы, искусства, науки и общественной мысли.
Основан 20 июля 1946 года Евгением Романовым, членом руководства Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС) и другими представителями второй эмиграции, которые попали в Германию из Советского Союза во время Второй мировой войны.
Официально «Грани» никогда не были органом НТС, но всегда ассоциировались с ним.
До 1991 года журнал издавался во Франкфурте-на-Майне (Германия) на русском языке, затем редакция переехала в Москву.
В 1992 году тираж журнала составлял 10 000 экземпляров, но уже в 1993 году упал до 3000 штук. В 1996 году издательство «Посев» прекратило выпуск журнала, и издателем стала Татьяна Жилкина. В 2000 году журнал выпускался тиражом 750 экземпляров[1].
Главные редакторы
Авторы
В числе авторов «Граней» в разные годы были такие писатели и поэты как А. Ахматова, Л. Бородин, И. Бунин, З. Гиппиус, Ю. Домбровский, Б. Зайцев, Н. Лосский,И. Ципин А. Куприн, В. Солоухин, М. Цветаева, О. П. Ильинский.[2]
Источники
- Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.</span>
Напишите отзыв о статье "Грани (журнал)"
Примечания
- ↑ [antology.igrunov.ru/after_75/periodicals/grani/ Антология самиздата]
- ↑ [library.tversu.ru/menu_2_1i.htm Научная библиотека ТГУ]
См. также
Отрывок, характеризующий Грани (журнал)
В 10 м часу вечера Вейротер с своими планами переехал на квартиру Кутузова, где и был назначен военный совет. Все начальники колонн были потребованы к главнокомандующему, и, за исключением князя Багратиона, который отказался приехать, все явились к назначенному часу. Вейротер, бывший полным распорядителем предполагаемого сражения, представлял своею оживленностью и торопливостью резкую противоположность с недовольным и сонным Кутузовым, неохотно игравшим роль председателя и руководителя военного совета. Вейротер, очевидно, чувствовал себя во главе.движения, которое стало уже неудержимо. Он был, как запряженная лошадь, разбежавшаяся с возом под гору. Он ли вез, или его гнало, он не знал; но он несся во всю возможную быстроту, не имея времени уже обсуждать того, к чему поведет это движение. Вейротер в этот вечер был два раза для личного осмотра в цепи неприятеля и два раза у государей, русского и австрийского, для доклада и объяснений, и в своей канцелярии, где он диктовал немецкую диспозицию. Он, измученный, приехал теперь к Кутузову. Он, видимо, так был занят, что забывал даже быть почтительным с главнокомандующим: он перебивал его, говорил быстро, неясно, не глядя в лицо собеседника, не отвечая на деланные ему вопросы, был испачкан грязью и имел вид жалкий, измученный, растерянный и вместе с тем самонадеянный и гордый. Кутузов занимал небольшой дворянский замок около Остралиц. В большой гостиной, сделавшейся кабинетом главнокомандующего, собрались: сам Кутузов, Вейротер и члены военного совета. Они пили чай. Ожидали только князя Багратиона, чтобы приступить к военному совету. В 8 м часу приехал ординарец Багратиона с известием, что князь быть не может. Князь Андрей пришел доложить о том главнокомандующему и, пользуясь прежде данным ему Кутузовым позволением присутствовать при совете, остался в комнате. – Так как князь Багратион не будет, то мы можем начинать, – сказал Вейротер, поспешно вставая с своего места и приближаясь к столу, на котором была разложена огромная карта окрестностей Брюнна. Кутузов в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал. На звук голоса Вейротера он с усилием открыл единственный глаз. – Да, да, пожалуйста, а то поздно, – проговорил он и, кивнув головой, опустил ее и опять закрыл глаза. Ежели первое время члены совета думали, что Кутузов притворялся спящим, то звуки, которые он издавал носом во время последующего чтения, доказывали, что в эту минуту для главнокомандующего дело шло о гораздо важнейшем, чем о желании выказать свое презрение к диспозиции или к чему бы то ни было: дело шло для него о неудержимом удовлетворении человеческой потребности – .сна. Он действительно спал. Вейротер с движением человека, слишком занятого для того, чтобы терять хоть одну минуту времени, взглянул на Кутузова и, убедившись, что он спит, взял бумагу и громким однообразным тоном начал читать диспозицию будущего сражения под заглавием, которое он тоже прочел:Журнал «Грани»
ГРАНИ – с 1946 – русский журнал литературы, искусства и общественной мысли, с 1949 – журнал литературы, искусства, науки и общественной мысли, с 1955 – журнал литературы, искусства, науки и общественно-политической мысли, периодичность до 4 номеров в год. Носил антисоветский характер, был основан Евгением Романовичем Романовым (настоящая фамилия Островский) (1914–2001). Советский гражданин, он в 1943 покинул страну вместе с отступающей немецкой армией. С 1944, уже в Германии, был членом руководства НТС (Народно-трудового союза). Впоследствии – руководитель НТС.Первые три номера журнала вышли в Менхегофе – лагере для перемещенных лиц под редакцией Е.Р.Романова, С.С.Максимова (наст. фамилия Пашин), Б.В.Серафимова (наст. фамилия Прянишников). Все – члены НТС. Впоследствии Романов вспоминал: «Ручной набор в еле освещенном бараке, нехватка бумаги, истощенные войной люди – его (журнала – Л.П.) первые авторы и редакторы». Продавался журнал за сигареты и кофе, служившие в послевоенной Германии своеобразной валютой, которой «перемещенных лиц» снабжали американцы.
Название журнала придумано его основателем – Е.Романовым. В своеобразном манифесте, открывающем первый номер, говорилось: «Легко и радостно жить тому, кто ищет в другом хорошее, ищет и находит. Исканиями своими он помогает тем, в ком ищет раскрыть и проявить светлые грани души. Но для этого он прежде всего в самом себе должен раскрыть их, должен стремиться к совершенствованию».
Официально «Грани» никогда не были органом НТС, но справедливо говорилось в одном из писем, напечатанных журналом: «Как в общественном сознании, так и практически „Грани" неизбежно останутся журналом НТС. Делать „Грани" возможно только совместно с НТС и в опоре на него».
«Грани» так же, как выходивший с 1945 журнал «Посев», издавались издательством «Посев» (начинавшим свою деятельность в лагере Менхегоф). См. ПРИЛОЖЕНИЕ.
После третьего номера журнал был запрещен оккупационными властями, а в начале 1947 практически ликвидирован лагерь Менхегоф. Однако в том же 1947 журнал был возобновлен в г. Лимбурге. До 1951 редактором был Романов. «В двух маленьких комнатках при типографии было тогда все наше издательство и оба журнала… В это время журнал выходил нерегулярно из-за материальных трудностей». (Е.Романов).
Среди первых авторов «Граней» почти не было профессиональных писателей. Пожалуй, единственное исключение – поэт и переводчик Д.И.Кленовский, печатавшийся с 1914. Но и он все наиболее значительное написал уже в эмиграции. Из тех, чьи имена вошли в историю литературы – поэт И.Елагин, прозаик и литературовед Л.Ржевский. С момента переезда журнала во Франкфурт на Майне, в 1952, Ржевский стал главным редактором «Граней»), а один из первых соредакторов – Максимов. Его роман Денис Бушуев, действие которого разворачивается в советской России, появился в журнале в 1949.
«Грани» печатали много публицистики (отделом ведал Б.Прянишников) и мемуарной литературы. Но художественные достоинства произведений, публикуемых в литературных отделах, как правило, оставляли желать лучшего. Понимая это, руководство журнала сделало все для привлечения в «Грани» писателей «первой волны» эмиграции. В 1950-е стараниями Романова и Ржевского на страницах «Граней» появились имена И.Бунина, Б.Зайцева, Тэффи, поэтов Ю.Терапиано, С.Рафальского и др. Составленный Терапиано сборник Муза диаспоры, избранные стихотворения 70-ти поэтов русской эмиграции с 1920 по 1960, был полностью опубликован в № 44, после чего вышел отдельной книгой.
«Грани» сыграли большую роль в деле слияния очень высокой культуры первой волны эмиграции и культуры послереволюционного поколения, из которого и состояла «вторая волна». Однако деятели первой эмиграции в послевоенные годы один за другим уходили в небытие. Нужно было искать и новых писателей, и новых читателей, причем те и другие находились в России.
С 1955 главным редактором вновь становится Е.Романов. В 1956 было опубликовано обращение издательства «Посев» к деятелям литературы, искусства и науки России, в котором предлагалось присылать для публикации труды, выходящие за рамки советской цензуры, определялись условия и давались гарантии сохранения тайны авторства, указывались способы пересылки.
«Первыми ласточками» стали стихи А.Есенина-Вольпина, повесть М.Нарицы Неспетая песня (под псевдонимом М.Нарымов) и Сказание о синей мухе В.Тарсиса (без указания имени автора). Но постепенно все больше и больше авторов решались печататься под своими фамилиями. В 1960–1970-е на страницах «Граней» впервые вышли к читателю такие произведения, как первая часть Чонкина В.Войновича, Все течет В.Гроссмана, Семь дней творенья В.Максимова (не полностью), Крохотки и глава из Ракового корпуса А.Солженицына, Гадкие лебеди А. и Б.Стругацких, рассказы В.Шаламова, стихи И.Бродского, Н.Коржавина, Н.Горбаневской, Б.Окуджавы, А.Галича и др. Публиковались и произведения умерших писателей. Именно «Грани» опубликованы Четвертую прозу О.Мандельштама, Котлован А.Платонова, Наводнение Е.Замятина, Елка у Ивановых В.Введенского, стихи Д.Хармса и др.
Перепечатывались и «самиздатские» журналы (См. САМИЗДАТ). Переводились произведения иностранных авторов, например 1984 Д.Оруэлла. Отдел критики и литературоведения освещал некоторые произведения современной советской литературы, например, статьи Ю.Карабчиевского о песнях Б.Окуджавы, Н.Оцупа о сб. Литературная Москва, Л.Ржевского о Докторе Живаго Б.Пастернака.
В рубриках «Очерки современности», «Дневники. Воспоминания», «Документы», «Философия и богословие», «История» в разные годы были опубликованы: воспоминания В.Ардова о встрече А.Ахматовой и М.Цветаевой, И.Шейна о последних днях С.Михоэлса, Ржевского о Тэффи, главы из книг А.Авторханова Происхождение партократии и Загадка смерти Сталина, Письмо Советскому правительству Булгакова, письма О.Мандельштама к К.Чуковскому, Письмо Солженицына IV Всесоюзному съезду советских писателей, Открытое письмо священников Н.Эшлимана и Г.Якунина Патриарху Алексию I, статьи Г.Померанца и многие другие тексты «самиздата». Журнал подробно освещал процесс А.Синявского и Ю.Даниэля, провел пресс-конференцию в Париже по Белой Книге (материалы процесса, собранные Галансковым и А.Гинзбургом).
Появилась рубрика «Отклики из Советского Союза». Две трети тиража (примерно 2000 экз.) нелегально переправлялось в Россию.
Начиная с 1960-х сотрудники НТС (их называли «курьерами») все чаще приезжали в Советский Союз, связь журнала с оппозиционно настроенными советскими литераторами все больше принимала форму личных контактов. Всего из СССР было вывезено около полутора тысяч рукописей и документов. С 1962 по 1982 главным редактором журнала была Н.Б.Тарасова.
С середины 1970-х, с появлением журнала «Континент», «Грани» перестают быть практически единственным литературным журналом на русском языке за рубежом. Для повышения авторитета издания принимается решение: искать главного редактора среди советских писателей. Выбор падает на автора «Граней» Г.Владимова, который редактировал журнал в 1984–1986. Однако он вскоре покидает свой пост, «хлопнув дверью»: объявив, что цензура НТС ничем не лучше советской цензуры.
Значительная часть русской эмиграции приняла сторону Владимова, и авторитет журнала пошатнулся. Пост главного редактора заняла Е.А.Самсонова-Брейтбарт (1986–1995).
В 1991 редакция «Граней» переезжает в Москву. В 1992 тираж журнала достигает немыслимой ранее цифры – 10 000. «Грани» по-прежнему печатают как известных писателей, так и литературную молодежь: М.Амелина, И.Кузнецову и др. Однако конкурировать с «толстыми» российскими журналами удается недолго. В 1996 российское издательство прекращает выпуск «Граней», но журнал не прекратил свое существование. С 1996 он издается Т.А.Жилкиной, ныне проживающей в Америке. Журнал в прежнем формате и с прежней периодичностью (4 раза в год) выходит в Москве, но распространяется только по подписке (примерно 750 экз.)
Юбилей журнала "Грани" - отчет. Часть 1
Юбилейный вечер "С прекрасной и трагической судьбой", посвященный 70-летию издания межконтинентального литературного журнала "Грани" состоялся 19 апреля 2015 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына.
Грани - ежеквартальный журнал литературы, искусства, науки и общественной мысли. Журнал был основан 20 июля 1946 Е. Р. Романовым, членом руководства Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС) и другими представителями второй эмиграции, которые попали в Германию из Советского Союза во время Второй мировой войны. Официально «Грани» никогда не были органом НТС, но всегда ассоциировались с ним. До 1991 издавался во Франкфурте-на-Майне (Германия) на русском языке, затем редакция переехала в Москву. В 1992 году тираж журнала составлял 10 000 экземпляров, но уже в 1993 упал до 3000. В 1996 году издательство «Посев» прекратило выпуск журнала, и издателем стала Татьяна Жилкина. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%E0%ED%E8_(%E6%F3%F0%ED%E0%EB)
"Главный редактор и издатель литературного журнала «Грани» - Татьяна Александровна Жилкина.Профессиональный литератор и журналист, Татьяна Жилкина сотрудничала в газетах и журналах Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока, в литературных журналах Киева и Москвы. Она автор материалов о Вениамине Каверине, Александре Вампилове, Валентине Распутине, Юрии Левитанском, Мстиславе Растроповиче и многих других, с кем ей посчастливилось встретиться.
Судьба Татьяны Жилкиной была щедра на яркие события и встречи с интересными людьми, но поистине судьбоносным стал ее приход в журнал «Грани», который до 1991 года издавался во Франкфурте-на-Майне на русском языке, а затем редакция переехала в Москву. Работа в журнале в качестве добровольного помощника превратилась в дело всей жизни. Журнал, основанный в 1946 году, в 90-е годы ХХ столетия чуть было не прекратил своего существования, и лишь благодаря самоотверженному служению Татьяны Жилкиной не только не умер, но обрел второе дыхание. Журнал, распространяемый в основном за рубежом, продолжает традиции российской культуры, знакомя своих читателей с лучшими образцами прозы и поэзии, публицистики и литературной критики.
Татьяна Александровна - дочь замечательной иркутской поэтессы Елены Жилкиной. Воспоминания детства и юности Татьяны связаны также с такими известными в литературной жизни Иркутска людьми, как Иван Молчанов-Сибирский, Исаак Гольдберг, Юрий Левитанский, Александр Вампилов и Валентин Распутин".http://iodb.irkutsk.ru/events/2010/jul_zhilkina.htmlhttp://kstati.net/author/tatyana_gilkina/
Татьяна Жилкина - Журнал с прекрасной и трагической судьбой:
Роль журнала «Грани» в развитии российской словесности трудно переоценить. Рожденный в условиях совершенно особого мира – в беженских бараках Менхегофа в послевоенной Германии сорок шестого года, он стал первым , в котором слились литературные потоки эмиграции старой и новой, а пятнадцать лет спустя , – первым, который, проникнув в Россию через «железный занавес», стал получать оттуда неподцензурные рукописи и печатать их.
Сразу после революции и гражданской войны в мире возникла как бы вторая Россия, неизмеримо меньшая по населению, но сохранившая в себе все проявления Духа, мысли, культуры, подавленные в отечестве. Жизнь ее проходила в условиях свободы, а порой и нищеты, но взоры ее были обращены на Родину.
Вдалеке от России, объятой пламенем пожаров храмов и крестов, сотрясаемой ужасами коллективизации, предательств, доносов и расстрелов, эмигранты сохранили для нас основу национального бытия – живую художественную речь, творческое Слово. Литература в изгнании, и в особенности публицистика, продолжая традиции независимой мысли, говорила о том, о чем вынуждена была безмолвствовать в самой России.
Это был беспримерный подвиг русской диаспоры, понять который можно, читая журнал «Грани » за первые четыре с половиной десятилетия его существования. Многие страницы журнала тех лет посвящены Серебряному веку, названному так в противовес золотому, Пушкинскому. Это красота и богатство человеческого чувства, внутренняя свобода, стихия образов, ритмов, слов.
Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Константин Бальмонт, Осип Мандельштам, Андрей Белый, Иван Бунин, Борис Зайцев, Владислав Ходасевич, Борис Пастернак – какое созвездие имен в журнале и какие трагические судьбы!
Не будем забывать, что литература изгнания, продолжая традиции великой русской литературы, отличалась глубочайшей человечностью и, по сути дела, формировала нравственность. Литература была особым университетом для тех, кто дышал ее воздухом с детства.
Не вся литература изгнания пришла к нам, но с какой радостью мы открываем для себя все новые и новые ее страницы!
Никто не знает, что ждет всех нас в будущем. Прогнозы неутешительны – ведь независимость Слова подразумевает, прежде всего, независимость от власти, а у нас ее нет. Того, что мы обрели за последние десятилетия, у нас уже не отнять. Но не надо забывать, что наследство, полученное нами от коммунистов, не дает нам до сих пор жить по чести и совести. Может быть, только поколение родившихся сегодня, обретет, наконец, в России истинную свободу Духа, и то – если не оторвется окончательно от национальных корней, ибо ему уже с колыбели уготована адская смесь так называемой масскультуры, заполонившей сегодня страну и несущей в себе агрессию. И как следствие-распад личности.
Порой кажется, что Серебряный век и последовавшая за ним литература изгнания, выразителем которой среди других достойных изданий за рубежом стал журнал «Грани», были посланы нам с Небес для того, чтобы, при всех сегодняшних мерзостях жизни нашей, мы не забывали о них и просыпались утром с ощущением радости Бытия. Есть Литература. Есть Музыка. Есть Живопись. Есть то, ради чего стоит жить, держа в сердце Серебряную нить Памяти.
Мне выпало счастье стать издателем и главным редактором журнала «Грани» в 1997 году. Не открою секрета, но удивлю, наверное, многих, если скажу, что «Грани» с тех пор издаются без спонсора.
Этим модным словом, то и дело мелькающим в средствах массовой информации, заменено забытое слово «меценатство», дабы, и по справедливости, отличить одно от другого.
Необходимые пояснения.
В начале девяносто седьмого года подписчики «Граней получили №182 журнала со вкладышем «От издательства «Посев», в котором сообщалось, что этот номер – последний. Цитирую: «После падения советской власти «Грани» вернулись на родину. Журнал всегда существовал на очень ограниченные средства, но финансовое положение в России оказалось столь плачевным, что издательство оказалось вынужденным по материальным соображениям прекратить издание журнала. Вышедший 182 номер журнала – последний номер ».
Руководствуясь единственным побуждением – невозможностью гибели уникального издания, ставшего поистине национальным достоянием, мы летом того же года выпустили в свет номер 183. Работали без средств на редактирование, корректуру, бумагу, типографские и почтовые расходы. По набору текста и верстке нам помогали совершенно бескорыстно люди, не имевшие никакого отношения к журналу .Как говорили в старину – добрые люди помогли. И номер 183 вышел.
Следующие два номера, 184 и 185, мы издали, получив грант от «Института Открытое Общество» в результате победы проекта «Россия и Запад – пути сближения » на конкурсе по программе « Культура ».
С помощью Фонда Сороса «Грани» , образно говоря, удержались на маленьком плоту русской литературы посреди бушующего океана невесть откуда хлынувшей печатной продукции сомнительного толка. Банк « Российский кредит », на счет которого были переведены деньги, забрал – иначе не скажешь- тридцать восемь процентов с гранта, после чего средств хватило в аккурат на издание двух номеров и покупку компьютера.
Но я до сих пор с благодарностью вспоминаю помощь Фонда, удержавшего «Грани» на плаву, в то время, когда трезвые голоса предвещали им погибель. Александр Исаевич Солженицын не был одинок, когда в ответ на письмо к нему о критически бедственном положении журнала «Грани» ответил телефонным звонком и сказал мне, в частности, следующее: «Грани» прожили хорошую жизнь- пятьдесят лет. И могут умереть ».
Подобное слышалось со всех стoрон. Говорили, что «с прекращением литературного подполья иссяк тот источник, который питал журнал, иссяк пафос издания».
В 1998 году у меня с Евгением Романовичем Островским, бывшим ранее председателем издательства «Посев» и к тому же – основателем журнала «Грани», наладилась переписка, длившаяся до его ухода из жизни. В одном из своих первых писем ко мне он, с чувством благодарности за то, что дело его жизни продолжается, воскликнул: «Какое счастье, что журнал жив!» И определил его путь словами «Служить всему светлому, что было, есть и будет в России».
И правда, Счастье.
После «последнего», 182 номера уже вышло из печати свыше шестидесяти номеров. Четвертый выпуск за 2013 год несет номер 248.Тираж был сокращен до необходимого минимума, и семнадцать лет подряд журнал поддерживают исключительно зарубежные подписчики, связь с которыми через зарубежные фирмы мы с трудом и не без потерь восстановили и даже развили после прекращения издания в «Посеве». Это около восьмидесяти университетов и библиотек США, Франции, Германии, Канады, Нидерландов, Великобритании, Швейцарии и других стран мира. Среди подписчиков значатся даже один университет в Южной Корее и один – в Индии.
В России журнал распространяется в небольшом количестве, в основном, бесплатно, из-за нищенского положения нашей интеллигенции, того самого мыслящего круга людей, к которому он обращен. Могу перечислить некоторые столичные библиотеки обладателей журнала: библиотека истории русской философии и культуры Дом А.Ф. Лосева, библиотека МГУ имени Ломоносова, Парламентская библиотека при Совете Федерации и Государственной Думе, Библиотека-фонд Русское Зарубежье, Российская государственная библиотека, отдел Русского Зарубежья, Библиотека Международной общественной организации Фонд Андрея Сахарова, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы М.И.Рудомино, Историческая, Театральная, Политехническая и другие…
Каждый год после вывоза тиража из типографии мы непременно передаем новые журналы в Дом-музей Марины Цветаевой, Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкине, в Российский государственный гуманитарный университет.
Отправлены за эти годы «Грани» в библиотеки Иркутска, Читы, Челябинска, Томска, Санкт-Петербурга.
Журнал выходит четыре раза в год. Стоимость для частных лиц одного номера 20 долларов плюс пересылка из Москвы четырех номеров – 20 долларов США.
Номер счета главного редактора Татьяны Жилкиной в CITY BANK, на который можно отправить деньги за подписку: 400 368 63 690.
Источник:http://kstati.net/zhurnal-s-prekrasnoj-i-tragicheskoj-sudboj/
Адрес для отправки журнала и об оплате просим сообщить по электронной почте [email protected]
je-nny.livejournal.com
Зарубежные русские журналы: "Грани", "Посев", "Континент"
Зарубежные русские журналы: "Грани", "Посев", "Континент"
Кубанский государственный университет
Факультет филологии и журналистики
Кафедра речевой коммуникации и журналистики
Реферат
по истории отечественной журналистики
на тему: «Зарубежные русские журналы: «Грани», «Посев», «Континент»
Подготовила: студентка Анастасия Крайняя
Преподаватель: Степанов О.В.
Краснодар 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Журнал русского зарубежья «Грани»
. Зарубежный русский журнал «Посев»
. Журнал русской эмиграции «Континент»
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Вторая мировая война и общий экономический упадок середины XX века подорвали и без того шаткое положение русской прессы. Особенно тяжело пришлось в те годы отечественной эмиграции. Но журналистика русского зарубежья не просто продержалась в то непростое время, но и продолжает существовать до сих пор.
Не смотря на трудности в развитии, уже в 1917 году российское «слово» представляло собой внушительных размеров социальную пирамиду. По словам автора учебника «История отечественной журналистики 1917-2000» И.В. Кузнецова, уже в начале XX века в России насчитывалось более тысячи, а к концу десятилетия - около трех тысяч газетных и журнальных изданий. В годы Первой мировой войны появилось порядка 850 новых печатных органов. Только в Петербурге и Москве выпускалось порядка тысячи периодических изданий.
Редакции новых газет и журналов открывались и в военные, и в послевоенные годы. И это не смотря на нехватку средств, профессиональных кадров и убыточности производства в целом. Особенно впечатляют рассказы о труде фронтовых журналистов, по заметкам и очеркам которых мы можем восстановить события военных лет. И записки партизан, из которых русские солдаты узнавали о намерениях вражеской армии. Не менее важная роль в то время досталась и «зарубежной русской прессе». К ней относились издания на русском языке, выходившие за границей. Некоторые из них - «Грани», «Посев» и «Континент» я исследовала подробно в своем реферате.
Цель работы - исследовать историю зарождения, планомерного развития и повседневной работы данных журналов.
Задача реферата - выявить характерные особенности русской прессы в эмиграции.
1. Журнал русского зарубежья «Грани»
«Грани» - русский журнал литературы, искусства и общественной мысли постреволюционной России, носивший антисоветский характер. Издаваться начал в 1946 году малым тиражом - всего лишь 750 экземпляров. Выпускался журнал издательством «Посев». Его основными рубриками на то время были «Публицистика. Пути России» и «Интеллигенция и власть», где публиковались материалы острой политической направленности. По уверению редакторской группы, современная версия журнала «Грани» не изменила своим основным принципам - многоголосая и неоднозначная позиция журнала и поныне помогает восстановлению «прерванных тоталитаризмом традиций русской культуры» . Примечательно, что «наряду с писателями русского зарубежья И. Буниным, 3. Гиппиус, Б. Зайцевым, В. Максимовым, В. Набоковым, И. Шмелевым в журнале регулярно печатались и советские писатели В. Гроссман, К. Паустовский, В. Солоухин и многие другие».
Журнал «Грани» был задуман и основан Евгением Романовичем Романовым-Островским (1914-2001). Он уехал из России в Германию на постоянное место жительства в 1943 году, но по духу остался преданным советским гражданином. В 1944-м стал членом руководства международной политической партии Народно-трудового союза (НТС), а позже и ее руководителем.
Название журналу дал сам Евгений Романов - тогда редактор «Граней». Первый номер начинался со слов: «Легко и радостно жить тому, кто ищет в другом хорошее, ищет и находит. Исканиями своими он помогает тем, в ком ищет раскрыть и проявить светлые грани души. Но для этого он прежде всего в самом себе должен раскрыть их, должен стремиться к совершенствованию». И хотя «Грани» никогда официально не были органом НТС, в одном из опубликованных писем, по сведениям электронного журнала «Антология самиздата», уточнялось: «Как в общественном сознании, так и практически „Грани неизбежно останутся журналом НТС. Делать „Грани возможно только совместно с НТС и в опоре на него».
Доподлинно известно, о чем пишет источник «Антология самиздата», что первые три номера журнала вышли в Менхегофе - лагере для перемещенных лиц под редакцией Е. Р. Романова, С. С. Максимова (настоящая фамилия Пашин), Б. В. Серафимова (настоящая фамилия Прянишников). Все они на тот момент были членами Народно-трудового союза. Впоследствии Романов вспоминал: «Ручной набор в еле освещенном бараке, нехватка бумаги, истощенные войной люди - первые авторы и редакторы журнала «Грани». Продавался журнал за сигареты и кофе, служившие в послевоенной Германии своеобразной валютой, которой «перемещенных лиц» снабжали американцы» 5.
В 1947 году после ликвидации лагеря Менхоф, журнал «Грани», которому удалось выпустить лишь три номера, был запрещен и закрыт властями. Но вскоре, в этом же году издание возобновило свою работу в городе Лимбурге. Вплоть до 1951 редактором остается Е. Романов. Он вспоминает: «В двух маленьких комнатках при типографии было тогда все наше издательство и оба журнала… В это время журнал выходил нерегулярно из-за материальных трудностей».
С редакцией «Граней» сотрудничали и известные по тем временам журналисты, и просто те, кто мастерски владел словом. Вместе «с писателями русского зарубежья И. Буниным, 3. Гиппиус, Б. Зайцевым, В. Максимовым, В. Набоковым, И. Шмелевым в журнале регулярно печатались и советские авторы - В. Гроссман, К. Паустовский, В. Солоухин»7 и другие.
В 1952 редакторский пост занимает литературовед Л. Ржевский, который и сам наряду с авторами пишет прозаические тексты в журнал. На первых порах в «Гранях» авторами были преимущественно молодые, начинающие писатели. Понимая это, руководство журнала стало активно привлекать к сотрудничеству писателей «первой волны» эмиграции. Так на страницах «Граней» появились имена Д. Кленовского, Д. Елагина, Тэффи, поэтов Ю.Терапиано, С.Рафальского и других.
В 1955 года в редакторское кресло возвращается Е. Романов. А через год, в 1956 году издательством «Посев» публикует текст обращения к авторам - литераторам, научным деятелям, искусствоведам с предложением «присылать для публикации труды, выходящие за рамки советской цензуры». В замен же издательство предлагало гарантии сохранения тайны авторства.
Сборник «Антология самиздата» называет некоторые опубликованные в те годы произведения и фамилии авторов, которые решились сотрудничать с журналом «Грани» под чужими именами. В числе первых публикаций стали «стихи А.Есенина-Вольпина, повесть М.Нарицы Неспетая песня, которую опубликовали под псевдонимом М.Нарымова. Также Сказание о синей мухе В.Тарсиса, напечатанное без указания имени автора. Постепенно все больше и больше авторов решались печататься под своими фамилиями. В 1960-1970-е на страницах «Граней» впервые вышли к читателю такие произведения, как первая часть «Чонкина» В.Войновича, «Все течет» В.Гроссмана, «Семь дней творень» В.Максимова, «Крохотки» и глава из «Ракового корпуса» А.Солженицына, «Гадкие лебеди» братьев А. и Б.Стругацких, рассказы В.Шаламова, стихи И.Бродского, Н.Коржавина, Н.Горбаневской, Б.Окуджавы, А.Галича и других. Публиковались и произведения умерших писателей. Именно «Грани» опубликованы «Четвертую прозу» О.Мандельштама, «Котлован» А.Платонова, «Наводнение» Е.Замятина, «Елка у Ивановых» В.Введенского, стихи Д.Хармса и прочих».
Также на страницах «Граней» переводились произведения зарубежных авторов, например «1984» Д.Оруэлла. Литературоведами рассматривались с критической стороны произведения современной советской литературы: статьи Ю.Карабчиевского о песнях Б.Окуджавы, Н.Оцупа о сборнике « Литературная Москва», Л.Ржевского о «Докторе Живаго» Б.Пастернака.
В рубриках «Очерки современности», «Дневники. Воспоминания», «Документы», «Философия и богословие», «История» в разные годы были опубликованы: воспоминания писателя В.Ардова о встрече А.Ахматовой и М.Цветаевой, И.Шейна о последних днях С.Михоэлса, Ржевского о Тэффи, главы из книг А.Авторханова «Происхождение партократии» и «Загадка смерти Сталина», «Письмо Советскому правительству» Булгакова, письма О.Мандельштама к К.Чуковскому, Письмо Солженицына IV Всесоюзному съезду советских писателей, Открытое письмо священников Н.Эшлимана и Г.Якунина Патриарху Алексию I, статьи Г.Померанца и многие другие тексты «самиздата».
С 1962 по 1982 годы главным редактором журнала была Н.Б.Тарасова. Электронный источник - сайт издательства «Посев» приводит сведения, что именно в 60-е годы XX века «большая часть тиража, выпускаемого за рубежом (примерно 2000 экз.) нелегально переправлялась в Россию».
Сотрудники Народно-трудового союза, которые «ездили в Советский Союз, чтобы лично пообщаться с оппозиционно настроенными советскими литераторами», назывались «курьерами». С их помощью из СССР было вывезено огромное количество рукописей и различных документов.
В середине 1970-х появившийся новый журнал «Континент» теснит «Грани». Чтобы хоть как-то удержать авторитет последнего на плаву, было решено найти нового главного редактора среди советских писателей. Выбор падает на автора «Граней» Г.Владимова. Но вскоре после вступления в должность, Владимиров заявляет, что «цензура НТС ничем не лучше цензуры ЦК КПСС и КГБ» и отказывается от редакторства.
С 1986 по 1995 годы пост главного редактора занимает Е.А.Самсонова-Брейтбарт.
С 1991 года редакция «Граней» обосновалась в Москве. В 1992 году тираж журнала достиг апогея - 10 000 экземпляров. Но конкуренция с «толстыми» российскими журналами планомерно душит издание. Журнал закрывается в России и в 1996 году теоретически вновь «утекает» за границу. Теперь издательством заведует Т.А.Жилкина, живущая в США. Решением нового редактора, журнал в прежнем формате и с прежней периодичностью - 4 раза в год, выходит в Москве, но распространяется только по подписке тиражом примерно 750 экземпляров.
2. Зарубежный русский журнал «Посев»
журнал пресса эмиграция сознание
«Посев» - острый общественно-политический журнал, основанный в 1945 году в эмиграции. Являлся органом Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС). Первый номер был выпущен 11 ноября 1945 года одноименным издательством. Периодичность, с которой выходил журнал, менялась: сначала это было еженедельное издание, позднее выходил 2 раза в неделю, а с 1968 года (№ 1128) журнал стал ежемесячным. Название «Континент» предложено Александром Солженицыным, который на протяжении ряда лет оставался идейным вдохновителем издания. Девизом журнала были выбраны символичные слова Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде».
По данным исторической справки, опубликованной в электронной энциклопедии «Википедия», «первый номер журнала вышел тиражом 200 экземпляров в лагере для «перемещенных лиц» у селения Менхегоф (нем. Mцnchehof) близ города Касселя в Западной Германии. Вначале он печатался на пишущей машинке. С 10 февраля 1946 года журнал издаётся типографским способом. К концу марта тираж вырос до 500 экземпляров и продолжал расти».
«Изначально целью журнала было противостояние большевистской идеологии и тоталитарной системе в СССР». Результатом чего стало скорое закрытие журнала - 31 октября 1946 года вышел последний номер «Посева», за чем последовал длительный перерыв.
А 4 мая 1947 года издание журнала возобновило работу. «В городе Лимбурге-на-Лане вышел первый номер журнала за 1947 год».
Почти полвека «Посев» слыл в советской прессе самым антисоветским журналом, и в России распространялся только нелегально. Процитировать экспрессивные настроения, царящие в редакции, нам помогает И. Кузнецов: «Мы не боялись чекистских пуль. Мы не ждали перестройки, чтобы нам разрешили говорить, что думаем. Мы не сверяли своей линии с извилистой линией партии. Мы не продавались партиям и банковским группам, чтобы выжить в послекоммунистический период. Нас читают во всем мире от Австралии до Бразилии. Среди наших подписчиков - советологи, политики, дипломаты».
О публицистической направленности «Посева» можно судить по его постоянным рубрикам: «Общество, политика, власть», «Россиеведение», «Государство. Личность. Социальные проблемы», «Идеология. Философия».
Электронная энциклопедия «Википедия» также упоминает, что в «рубрике «Хроника событий» печатались и анализировались текущие новости, информация и комментарии о жизни в СССР, Германии и всего мира. Освещались продовольственные волнения в Кемеровской области, бунт в Темиртау Карагандинской области в 1959 году, рабочие беспорядки в Донбассе, волнения в Новочеркасске в 1962 году, события 1980 года в Польше и война в Афганистане. Печатались материалы о демонстрациях молодежи в Москве, сообщения о психиатрической медицине, о неофициальных выставках художников, о становлении политических течений, о Хельсинкских соглашениях и их нарушениях, о репрессиях и голодовках, о высылках оппозиционных элементов из страны, перепечатывались различные подпольные издания».
На заре своего существования издательство «Посев нередко обращалось к читателям с просьбой о поддержке. Несколько номеров «Посева» из-за нехватки бумаги даже печатались на оборотных сторонах бланков одной немецкой компании.
За время существования «Посева», журнал сменил пятнадцать редакторов:
-1946 - Б. В. Серафимов (Прянишников)
(май-июль) - А. С. Светов (Парфёнов)
-1958 - Е. Р. Романов (Островский)
-1965 - А. Светланин (Н. Н. Лихачев)
-1967 - А. Н. Артёмов (Зайцев)
-1970 - Е. Р. Романов (Островский)
-1974 - Л. А. Рар
-1984 - Я. А. Трушнович
-1989 - Е. Р. Миркович
-1993 - А. М. Югов
-1994 - Е. Р. Миркович
- М. В. Горбаневский
-2006 (май) - А. Ю. Штамм
(июнь-октябрь) - Ю. С. Цурганов, А. Ю. Штамм
- Ю. С. Цурганов
Содержание первого номера журнала «Посев»:
От редакции.
Слово к журналу - Александр Солженицын, Эжен Ионеско, Андрей Сахаров.
Иосиф Бродский - Стихотворения.
Вл. Корнилов - Без рук, без ног. Повесть.
Странник - Два стихотворения.
Александр Солженицын - Неопубликованные главы из «В круге первом».
Россия и современность:
Абрам Терц (А. Синявский) - Литературный процесс в России.
Игорь Голомшток - Парадоксы Гренобльской выставки.
Александр Пятигорский - Заметки о «метафизической ситуации».
Восточноевропейский диалог:
Милован Джилас - Беседа.
Людек Пахман - Новая «Пражская весна» - вопрос и задача.
Редакция журнала «Культура» - «Как я понимаю «Письмо вождям».
Вниманию читателей: Справка о журнале «Культура».
Восток_Запад:
Карл Густав Штрем - Россия, Германия и будущее Европы.
Зинаида Шаховская - Общность надежды опасности.
Истоки:
Кардинал Миндсенти - Мемуары.
Колонка редактора:
Комментарий на тему года.
Книжные новинки.
Коротко об авторах.
3. Журнал русской эмиграции - «Континент»
«Континент» - российский литературный, публицистический и религиозный журнал, позиционирующий себя как христианско-либеральное издание. Журнал публикует прозу и поэзию, публицистику, литературную критику, обзоры периодики, журнальной прозы. Основан В. Максимовым в 1974 году в Берлине.
«Континент» негласно считался наиболее влиятельным в послевоенной журналистике русского зарубежья. Цели и задачи журнала были прописаны в статье «От редакции», открывавшей первый номер и формулировались следующим образом: «безусловный антитоталитаризм, безусловный демократизм, безусловная беспартийность, безусловный религиозный идеализм. Нам думается, - разъяснялось в статье, - эти четыре, так сказать, символа веры могут стать достаточно широкой, но в то же время и принципиальной основой для объединения и сотрудничества всех антитоталитаристических сил Восточной Европы в их диалоге с Западом». «Континент» журнал назван потому, что «смысловая емкость этого названия, так как «мы говорим от имени целого континента культуры стран Восточной Европы, стремясь создать вокруг себя объединенный континент всех сил антитоталитаризма в духовной борьбе за свободу и достоинство человека».
Многие известные писатели и литераторы всей душой радели за создание и процветание журнала «Континент. «Еще 40 лет назад, - писал А. Солженицын, - было бы невозможно представить, что русские, польские, венгерские, чешские, румынские, немецкие, литовские писатели имеют сходный жизненный опыт, сходные горькие выводы из него и почти единые желания о будущем. Сегодня это чудо, столь дорого нам обошедшееся, свершилось. Интеллигенция Восточной Европы говорит слитным голосом страдания и знания. Почет «Континенту», если он сумеет этот голос внушительно выразить».
В. Максимов был главным редактором «Континента» до 1992 года, когда ему на смену пришел И. Виноградов. Наряду с редактором, который писал колонки для журнала, коллектив составляли Василий Аксенов, Иосиф Бродский, Игорь Виноградов, Галина Вишневская, Алла Демидова, Фазиль Искандер, Виктор Некрасов, Булат Окуджава, Андрей Сахаров, Зинаида Шаховская.
Центральными рубриками в журнале были: «Россия и современность», «Восток-Запад», «Восточноевропейский диалог», «Литература и время», «Религия в нашей жизни», «Книжные новинки», «Колонка редактора». Появлявшаяся в каждом номере «Колонка редактора» заполнялась острыми статьями на политические темы.
С приходом И. Виноградова в журнале появляются новые рубрики: «Россия», «Факты, свидетельства, документы». В 1999 году увидел свет 100-й юбилейный номер журнала.
Сегодня журнал «Континент» выписывают в крупных библиотеках и университетах мира, где, как и в России, он пользуется известностью как «журнал независимой общественной ориентации, информирующий своего читателя о культурной и общественной жизни страны и утверждающий христианские ценности русской культуры. По инициативе и при участии журнала был проведён ряд крупных международных конференций в Москве, Париже, Риме, Нью-Йорке и Женеве, неизменно собиравшие на свои сессии видных ученых, писателей и общественных деятелей России и Запада».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс зарождения, становления и развития русской прессы за рубежом сыграл немаловажную роль в формировании общественного сознания, социальных предпочтений и личностных стремлений как российских, так и иностранных граждан. Популяризация русских зарубежных журналов и газет дала виток на возрождение прессы в России после окончания Второй мировой войны. Возвращение из эмиграции на родину популярных изданий подстегнуло патриотические чувства. Люди старались улучшить свою жизнь. И пресса всячески поддерживала эти стремления, порой даже наперекор государству.
Русские зарубежные журналы «Грани», «Посев» и «Континент», исследование которых было целью моего реферата, как нельзя лучше показывают это. Характерными чертами этих изданий можно назвать свободолюбие, выносливость, целеустремленность, патриотизм (не смотря на территориальную отдаленность от родной страны), свободомыслие и разносторонность интересов. Совокупность не только этих, а гораздо более обширных характеристик помогла русской зарубежной прессе заявить о себе во всеуслышание.
Сегодня «зарубежные русские журналы» освещают не менее острые темы, чем в постреволюционные времена. Это политические, экономические и культурные подробности государства, гражданами которого мы все являемся. Только некоторые - в некотором отдалении. Но местонахождение для прессы - не помеха, ведь «слово» всегда найдет отражение в сердцах людей, хоть в России, хоть за рубежом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Антология самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е - 1980-е. / Под общей редакцией В.В. Игрунова. Составитель: М.Ш. Барбакадзе. - М.: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2005. - В 3-х томах.
.Грани. 1946. № 1
.Издательство «Посев», Артёмова, Артёмов : 1945-1985 - 1985.
.История отечественной журналистики (1917-2000). Кузнецов И.В., Учебное пособие. Хрестоматия. М.: Флинта: Наука, 2002 г., С. 351
.Континент. 1974. № 1. С. 5
.Посев, № 5 (54), 1 июня 1947 г. С.5
7.Электронный источник, издательство «Посев»: <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ
Журнал «Грани», № 1.1946 Журнал «Посев», № 1. 2001 Журнал «Континент», № 34.1882
Журнал Континент», № 129.2006 Издательство «Посев» из-за нехватки бумаги печатает журналы на оборотной стороне ненужных форм одной немецкой компании
Журнал «Посев» № 1.2010
diplomba.ru