Хочешь поступить!? Иат журнал студента
Поданные заявления (их количество). | ГБПОУИО «ИАТ»
irkat.ru
События | ГБПОУИО «ИАТ»
Современное профессиональное образование должно обеспечивать формирование выпускников с высоким уровнем профессионализма и компетентности, способных адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. Таким образом перед профессиональным образовательным учреждением стоит задача подготовки конкурентоспособного специалиста.
Конкурентоспособность следует рассматривать в двух аспектах: первый – это наличие у специалиста высокого уровня профессионализма и компетентности, включающий определенный уровень знаний, умений, навыков, позволяющих состояться на профессиональном поприще высококлассным специалистом, интеллектуально и творчески развитым. И второй, немало важный на наш взгляд, — личностная готовность работать в условиях рынка, в условиях конкуренции. Это формирование самодостаточной личности, с адекватной самооценкой, способной самостоятельно принимать решения, брать на себя инициативу, ответственность, способной к самопрезентации, способность эффективно взаимодействовать с окружающими. Цель работы психологического сопровождения техникума — способствовать созданию условий для индивидуального развития личности студента и формирования его как конкурентоспособного специалиста, способного к самоактуализации.
Мы исходим из понятия психологического сопровождения, то есть создание условий для продуктивного движения личности по тем путям, которые он выбрал сам, помогать ему делать, осознанные личные выборы в различных ситуациях, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать индивидуальные методы познания, общения, понимания себя и других. В ходе сопровождения выделяется три компонента:
1) систематическое отслеживание динамики психического развития студента;
2) создание социально-психологических условий для развития личности студентов;
3) создание специальных социально-психологических условий для имеющих проблемы в психологическом развитии студентов.
Направления деятельности включают психодиагностическую работу, коррекционно-развивающую, консультативную, просветительскую как для студентов, так и для преподавателей и родителей.
Психологическое сопровождение включает ряд этапов:
подготовительный этап: информирование студентов и их родителей об условиях предстоящей деятельности;
первичная диагностика (диагностический минимум) при поступлении в техникум с целью выявления личностных особенностей студентов и группы;
консультирование студентов с целью информирования их об индивидуальных особенностях и выработке индивидуальной стратегии адаптации;
выработка совместных методов сопровождения с администрацией и преподавателями техникума, исходя из данных, полученных в ходе диагностики по группам;
диагностирование степени адаптации студентов.
этап заключительной диагностики.
На подготовительном этапе информирования о предстоящей деятельности осуществляется консультативно-просветительская работа с родителями и студентами с целью формирования положительной установки на предстоящие изменения в жизни первокурсников и их семьи. Также проводится работа по психологическому сопровождению для воспитательной службы техникума, преподавателей на тему «Адаптация студентов к новым условиям обучения» через семинары, совещания, консультации, где рассматриваются вопросы особенностей адаптации, условий для оптимизации этого значимого процесса, способов и методов решения этой проблемы.
На этапе первичной диагностики, с целью выявления личностных особенностей студентов нового набора, мы проводим компьютерную диагностику студентов. Компьютерная диагностика проводится в начале учебного года, однако, наиболее эффективно ее осуществлять после зачисления студентов в августе месяце для более быстрой обработки и анализа полученных данных. По результатам тестирования проводится индивидуальное консультирование студентов с целью информирования об индивидуальных особенностях и выработке оптимальной стратегии адаптации. Особое внимание уделяется студентам, имеющим в структуре личности тревожные черты, низкую эмоциональную устойчивость, низкую стрессоустойчивость, со слабой, инертной нервной системой, акцентуациями характера по тревожному, застревающему типу. С такими студентами работа на этапе адаптации строится в форме релаксационных тренингов, эмоциональной поддержке, как со стороны психологов, так и воспитателей. Помимо информирования студентов проводится работа и с преподавателями-предметниками для выработки совместных методов сопровождения студентов.
В течение сентября мы проводим адаптационные тренинги в группах нового набора. Цель их: создать атмосферу доброжелательности, терпимости, активного интереса членов группы друг к другу, стимуляция общения, сокращения эмоциональной дистанции; получение групповой информации о членах группы, получение членами группы информации о восприятии их группой, что уменьшает тревогу, формирование ожиданий к группе как социальному организму. Это помогает снятию эмоциональных барьеров между студентами, что облегчает процесс выбора актива группы, психолог, кураторы учебных групп получают информацию о социометрии в группе, что способствует дальнейшему планированию работы с данной группой.
Как уже отмечалось выше, конкурентоспособный специалист – это личность способная работать в ситуации жесткой конкуренции. Это, возможно, если личность обладает специальным набором качеств, позволяющих ей адаптироваться к изменяющимся условиям, то есть достаточно мобильная, самодостаточная личность. Т.о. встает необходимость создать условия для формирования у студентов чувства уверенности в себе, самопринятия, самодостаточности, за счет самораскрытия, самовыражения.
На следующем этапе нашей работы проводится диагностика студентов, позволяющая выявить индивидуальные особенности, наличие уровня тревожности. После этого организуется психологическое сопровождение студентов в плане их личностного роста. Цель, которого помочь студентам выразить себя своими индивидуальными средствами, создать условия для самопринятия себя, таким, какой я есть, позволить полюбить себя.
Коммуникативная компетентность является важным качеством делового человека. От этого зависит не только личная карьера, но и во многом успех дела. В связи с этим, для студентов техникума организуются тренинги общения, Психологический клуб «Познай самого себя», кружок «Ораторского мастерства» где студенты получают навыки эффективного взаимодействия, оптимального решения конфликтных ситуаций. Этому также способствуют теоретические знания, которые студенты получают на занятиях по «Обществознанию», «Культурологии» и «Психологии общения».
irkat.ru
Январь | 2013 | ГБПОУИО «ИАТ»
Современное профессиональное образование должно обеспечивать формирование выпускников с высоким уровнем профессионализма и компетентности, способных адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. Таким образом перед профессиональным образовательным учреждением стоит задача подготовки конкурентоспособного специалиста.
Конкурентоспособность следует рассматривать в двух аспектах: первый – это наличие у специалиста высокого уровня профессионализма и компетентности, включающий определенный уровень знаний, умений, навыков, позволяющих состояться на профессиональном поприще высококлассным специалистом, интеллектуально и творчески развитым. И второй, немало важный на наш взгляд, — личностная готовность работать в условиях рынка, в условиях конкуренции. Это формирование самодостаточной личности, с адекватной самооценкой, способной самостоятельно принимать решения, брать на себя инициативу, ответственность, способной к самопрезентации, способность эффективно взаимодействовать с окружающими. Цель работы психологического сопровождения техникума — способствовать созданию условий для индивидуального развития личности студента и формирования его как конкурентоспособного специалиста, способного к самоактуализации.
Мы исходим из понятия психологического сопровождения, то есть создание условий для продуктивного движения личности по тем путям, которые он выбрал сам, помогать ему делать, осознанные личные выборы в различных ситуациях, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать индивидуальные методы познания, общения, понимания себя и других. В ходе сопровождения выделяется три компонента:
1) систематическое отслеживание динамики психического развития студента;
2) создание социально-психологических условий для развития личности студентов;
3) создание специальных социально-психологических условий для имеющих проблемы в психологическом развитии студентов.
Направления деятельности включают психодиагностическую работу, коррекционно-развивающую, консультативную, просветительскую как для студентов, так и для преподавателей и родителей.
Психологическое сопровождение включает ряд этапов:
подготовительный этап: информирование студентов и их родителей об условиях предстоящей деятельности;
первичная диагностика (диагностический минимум) при поступлении в техникум с целью выявления личностных особенностей студентов и группы;
консультирование студентов с целью информирования их об индивидуальных особенностях и выработке индивидуальной стратегии адаптации;
выработка совместных методов сопровождения с администрацией и преподавателями техникума, исходя из данных, полученных в ходе диагностики по группам;
диагностирование степени адаптации студентов.
этап заключительной диагностики.
На подготовительном этапе информирования о предстоящей деятельности осуществляется консультативно-просветительская работа с родителями и студентами с целью формирования положительной установки на предстоящие изменения в жизни первокурсников и их семьи. Также проводится работа по психологическому сопровождению для воспитательной службы техникума, преподавателей на тему «Адаптация студентов к новым условиям обучения» через семинары, совещания, консультации, где рассматриваются вопросы особенностей адаптации, условий для оптимизации этого значимого процесса, способов и методов решения этой проблемы.
На этапе первичной диагностики, с целью выявления личностных особенностей студентов нового набора, мы проводим компьютерную диагностику студентов. Компьютерная диагностика проводится в начале учебного года, однако, наиболее эффективно ее осуществлять после зачисления студентов в августе месяце для более быстрой обработки и анализа полученных данных. По результатам тестирования проводится индивидуальное консультирование студентов с целью информирования об индивидуальных особенностях и выработке оптимальной стратегии адаптации. Особое внимание уделяется студентам, имеющим в структуре личности тревожные черты, низкую эмоциональную устойчивость, низкую стрессоустойчивость, со слабой, инертной нервной системой, акцентуациями характера по тревожному, застревающему типу. С такими студентами работа на этапе адаптации строится в форме релаксационных тренингов, эмоциональной поддержке, как со стороны психологов, так и воспитателей. Помимо информирования студентов проводится работа и с преподавателями-предметниками для выработки совместных методов сопровождения студентов.
В течение сентября мы проводим адаптационные тренинги в группах нового набора. Цель их: создать атмосферу доброжелательности, терпимости, активного интереса членов группы друг к другу, стимуляция общения, сокращения эмоциональной дистанции; получение групповой информации о членах группы, получение членами группы информации о восприятии их группой, что уменьшает тревогу, формирование ожиданий к группе как социальному организму. Это помогает снятию эмоциональных барьеров между студентами, что облегчает процесс выбора актива группы, психолог, кураторы учебных групп получают информацию о социометрии в группе, что способствует дальнейшему планированию работы с данной группой.
Как уже отмечалось выше, конкурентоспособный специалист – это личность способная работать в ситуации жесткой конкуренции. Это, возможно, если личность обладает специальным набором качеств, позволяющих ей адаптироваться к изменяющимся условиям, то есть достаточно мобильная, самодостаточная личность. Т.о. встает необходимость создать условия для формирования у студентов чувства уверенности в себе, самопринятия, самодостаточности, за счет самораскрытия, самовыражения.
На следующем этапе нашей работы проводится диагностика студентов, позволяющая выявить индивидуальные особенности, наличие уровня тревожности. После этого организуется психологическое сопровождение студентов в плане их личностного роста. Цель, которого помочь студентам выразить себя своими индивидуальными средствами, создать условия для самопринятия себя, таким, какой я есть, позволить полюбить себя.
Коммуникативная компетентность является важным качеством делового человека. От этого зависит не только личная карьера, но и во многом успех дела. В связи с этим, для студентов техникума организуются тренинги общения, Психологический клуб «Познай самого себя», кружок «Ораторского мастерства» где студенты получают навыки эффективного взаимодействия, оптимального решения конфликтных ситуаций. Этому также способствуют теоретические знания, которые студенты получают на занятиях по «Обществознанию», «Культурологии» и «Психологии общения».
irkat.ru