Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Проблемы и перспективы инклюзивного образования. Инклюзивное образование статьи журналов


Проблематика инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»



Ещё Л. С. Выготский отмечал необходимость создания системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями был бы включён в общество детей с нормальным развитием. Он обращал внимание, что обладая неоспоримыми достоинствами советская коррекционная школа всё же предполагает создание замкнутого мира для своих воспитанников, приспособленного к особенностям этих детей, их дефектам и недостаткам, что не позволяет ребёнку адаптироваться в обществе. Выготский одним из первых советских педагогов обратился к проблеме изучения инклюзивного образования.

Понятие «инклюзивное образование» базируется на том факте, что в современном обществе люди с ограниченными возможностями должны быть вовлечены в социум. Любой человек имеет право на образование, независимо от индивидуальных качеств, заболеваний и других проблем. Инклюзивное образование подразумевает развитие методологии, которая считает, что каждый ребёнок является индивидуумом со своими потребностями в обучении. Инклюзивное образование должно разработать более гибкую методику преподавания и обучения, в результате внедрения которой процесс преподавания и обучения позволит успешно обучаться всем детям.

В признанных международных стандартах по правам человека — Декларации о правах умственно отсталых лиц, Всеобщей декларации прав человека, Европейской социальной хартии, Международном акте по экономическим, культурным и социальным правам — определены права детей на получение образования, ориентированного на индивидуальные потребности каждого ребёнка, развитие его личности, а также право особенных детей учиться вместе со своими ровесниками в тех же школах, что и обычные дети.

В 1990 году в Таиланде на Всемирной конференции по Образованию для всех возникло движение, которое ставит своей целью возможность предоставления всем взрослым, молодёжи и детям реализовать своё право на образование.

В 1994 в Саламанкской декларации, принятой 92 странами, включая Россию, был принят подход «школа для всех». Главной задачей в образовательной политике стало создание инклюзивного образования. В 2006 году на Генеральной Ассамблее ООН приняли Конвенцию по правам инвалидов. На основе положений этой Конвенции государства-участники для реализации прав на образование детей с особыми потребностями обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни без дискриминации и на основе равенства возможностей [2]. Педагоги, работающие в таких школах, убеждены, что все люди разные и это абсолютно нормально, соответственно, не ребёнок должен приспосабливаться к процессу обучения, а характер и темп обучения под нужды ребёнка.

В Российской Федерации инклюзивное образование регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Конвенцией о правах ребенка. В Российской Федерации реализуется проект «Интеграция лиц с особыми образовательными потребностями». В одиннадцати регионах созданы экспериментальные площадки по инклюзивному обучению учащихся с особыми образовательными потребностями. Для подготовки педагогических кадров коллегия Министерства образования Российской Федерации приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов курсов «Особенности психологии детей с особыми образовательными потребностями» и «Основы специальной (коррекционной) педагогики». Практически одновременно были разработаны рекомендации учреждениям дополнительного профессионального образования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

Одним из первых инклюзивных образовательных учреждений нашей страны является созданный в 1991 году в Москве по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№ 1321).

В Российской Федерации в настоящее время применяются одновременно три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями [1]:

‒ Интегрированное обучение, когда дети обучаются в общеобразовательных учреждениях в специальных классах (группах).

‒ Инклюзивное обучение особенных детей в классе вместе с обычными детьми.

‒ Дифференцированное обучение, когда дети с нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития обучаются в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

В федеральном законе «Об образовании» говорится о праве детей с ограниченными возможностями здоровья на специальные образовательные условия, а так же даётся разъяснение понятия инклюзивного образования как «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [4].

Система инклюзивного образования включает в себя восемь принципов [3]:

‒ Каждый человек способен чувствовать и думать;

‒ Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

‒ Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

‒ Все люди нуждаются друг в друге;

‒ Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

‒ Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

‒ Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

‒ Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В России до недавнего времени обучение детей с ограниченными возможностями осуществлялось как правило в специализированных школах-интернатах, этот факт приводит к их социальной изоляции. Таким образом, многие родители и педагоги настаивают на том, чтобы особенных детей включили в обычное детское сообщество.

Выпускники учебных заведений интернатного типа испытывают трудности в дальнейшей интеграции в социум, так как система коррекционного (специального) образования, имеющая хорошо отработанную несколькими десятилетиями методику обучения детей с ограниченными возможностями, очень мало уделяет внимания такой важной проблеме как социальная адаптация особенных детей в реальном мире, ведь в коррекционных интернатах они находятся в изоляции от социума. Адаптация детей с особенными потребностями в общеобразовательных учебных заведениях проходит лучше, чем в специализированных учреждениях, так как это даёт им возможность приобрести социальный опыт. Здоровые дети тоже получают новые возможности: развивают свою толерантность, активность, ответственность, становятся более самостоятельными, улучшают свои учебные возможности.

Таким образом, инклюзивное образование — это такой процесс обучения и воспитания, при котором абсолютно все дети, в независимости от их психических, физических, интеллектуальных и других особенностей, включаются в общую систему образования и имеют возможность обучаться по месту жительства, вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, где им также оказывается необходимую специальную поддержку.

Следует отметить, что для развития инклюзивного образования нужна серьёзная психологическая, методическая и методологическая подготовка педагогов, так как далеко не все педагоги относятся положительно к этим реформам. Многие из них не владеют необходимыми навыками для ведения уроков в «инклюзивном» классе, в котором велико различие исходных возможностей детей. Следовательно, должны быть разработаны программы переподготовки и повышения квалификации уже работающих учителей, а высшая школа должна уделить гораздо больше внимания подготовке своих студентов для работы в системе инклюзивного образования.

Немаловажную роль в реализации инклюзивного образования имеет кадровое обеспечение. Инклюзивная образовательная среда формируется не только педагогами, в том числе учителями начальных классов, но и учителями — предметниками, педагогами-психологами, специальными психологами, логопедами, инструкторами по ЛФК, медицинскими работниками, воспитателями, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования и тьюторами.

Подготовке кадров для их дальнейшей работы в системе инклюзивного образования следует уделять гораздо больше внимания.

Для подготовки учителей общеобразовательных школ в программу их образования должны быть введены дисциплины, способствующие их дальнейшему успешному взаимодействию с детьми, отличающимися различными уровнями готовности к обучению. Компетентность педагога в области интегрированного (инклюзивного) образования не в последнюю очередь определяется его способностью осуществлять свои профессиональные функции, сочетая при этом умение учитывать разные образовательные потребности своих учеников и способность создать необходимые условия для их саморазвития, развития и самоопределения.

Для осуществления интегрированного (инклюзивного) образования в общеобразовательной школе в организацию самого образовательного процесса на уровне среднего и высшего профессионального образования следует внести изменения, которые будут направлены на формирование инклюзивной компетентности будущих учителей, а так же следует начать решение данной задачи в системе повышения квалификации учителей и их педагогической переподготовки.

Из выше сказанного следует, что такая форма организации образовательного процесса как инклюзивное образование, включающая в себя реализацию общеобразовательных программ детьми с ограниченными возможностями здоровья в едином потоке с нормально развивающимися ровесниками в обычных школах, решает целый ряд комплексных социально-педагогических задач, среди которых и использование реального примера того, к чему могут стремиться дети с ограниченными возможностями здоровья, и их взаимная адаптация с нормально развивающимися сверстниками, и их совместное взаимодействие в процессе воспитания и обучения, что в свою очередь способствует успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

Литература:
  1. Алехина С. В. Инклюзивное образование в России // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки».
  2. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 дек. 2006 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/disability.shtml.
  3. Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — № 10. — С. 374–377.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.)

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, Российская Федерация, ребенок, ограниченная возможность здоровья, возможность, образование, педагог, потребность, школа, современное общество.

moluch.ru

Проблемы и перспективы инклюзивного образования

 

Ключевые слова: инклюзив, образования, знания, развития, принцип, ученик, индивид, обучения, метод, эффект, детей.

Инклюзивное образование (от фр. inclusif — себя составляющий, лат. include – включающий в себя) – является процессом общего развития образования, обеспечивающего новую форму образования для обучения детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование направлено на развитие методологии детей, а также всего детского образования, и выявляет в процессе образования индивидов, имеющих особые потребности. Инклюзивное образование нацелено на удовлетворение различных видов потребностей таких детей и разработку особого подхода к учебе. Если образование и обучение будет эффективным благодаря внесенным изменениям инклюзивного образования, это будет победой для всех детей (а не только для детей с особыми потребностями).

Несомненно, право детей, на которое никто не в силах повлиять — это право получения образования. Для детей с ограниченными возможностями есть условия для создания качественного обучения на дому, интернатах и других отдельных правительственных частных учреждениях, но иногда из-за отсутствия умения коммуникабельности эти условия остаются без спроса. В этой связи общество теряет материальное и духовное богатство, а человек с ограниченными возможностями теряет общество, становится замкнутым, начинает чувствовать себя лишным человеком.

Такое положение дел наблюдалось до тех пор, пока правительсво Республики Узбекистан не взяло данную проблему под свое наблюдение. В связи с этим были приняты некоторые решения на уровне государственных организаций. Само общество и возникающие в нем обстоятельства отделяют физически здоровых ровестников от детей с ограниченными возможностями, в связи с чем помощь государственных органов является обязательной.

Инклюзивное образование имеет 8 принципов:

           достоинство человека не связано с его способностями и достижениями;

           каждый человек имеет способность чувствовать и мыслить;

           каждый человек имеет право на общение;

           все люди чувствуют потребность в каждом;

           настоящее образование может возникнуть только при настоящих отношениях;

           каждый человек чувствует потребность в помощи и дружеском отношении ровесника;

           все обучающиеся для достижения прогресса осуществляют ту степень работы, которую они могут сделать самостоятельно;

           красочность всесторонне укрепляет жизнь человека.

Концепция инклюзивного образования заключается в том, что только при сознательном освоении учителем структурной части профессионального мышления можно добиться достойных результатов. Для осуществления требуется храбрость и упорство.

Исходя из опыта зарубежных коллег, можно сказать, что достижения, сделанные детьми с ограниченными возможностями, чаще всего удивляет их родителей. В момент прихода в школу молчаливый, замкнутый, стеснительный ребенок приспосабливается к обществу, заводит новых друзей, становясь более свободными, тем самым повышая уверенность в своих действиях.

Усилия, прилагаемые правительством и обществом в сфере развития возможностей у детей с ограниченными возможностями, введение принципов интеграции и выступления, дают хорошие результаты, но, в свою очередь предполагают ее развитие и своевременное устранение проблем. По нашему мнению, здесь проблем, ожидающих своего решения, вполне достаточно. Инклюзивное образование, осуществляющее работу с учениками на основе индивидуальных принципов, должно внедряться поэтапно. Принимая во внимание физическое и духовное состояние каждого ученика, мы должны добиться существующими у них возможностями их развития  среди ровесников, получение собственного места в обществе.

Но в некоторых случаях сложно добиться желаемых результатов, или состояние учащегося может ухудшиться. На что же еще мы должны обратить внимание, чтобы достичь желаемого результата?

Мы считаем, что для привлечения детей с ограниченными возможностями нужно учитывать степень дефектов, наблюдать за этапами развития со стороны медицины, психолого-педагогических и научных критериев. Целесообразно, основываясь на результатах, разработать стандарты показателей инклюзивного образования,

Немаловажным считается то, где именно проводить инклюзивное образование, так как только при создании благоприятной обстановки можно добиться желаемого результата.

Не стоит оставлять без внимания многочисленные вопросы, которые необходимо решать - начиная от пандусов для инвалидов до специального оборудования в кабинете. Для этого, с региональной точки зрения, было бы предпочтительнее выделить место для  имеющей специальное разрешение общеобразовательной школы.

Кто и в каком порядке должен обучать детей с ограниченными возможностями? Эта проблема является весьма актуальной. Мы считаем, что целесообразным будет внесение в список штатного расписания общеобразовательных школ, имеющих специальное разрешение, специальность дефектолога.

Принимая во внимание дефекты ученика (речевой дефект, слуховой и зрительный дефекты, умственная отсталость, дефекты духовного развития, дефекты опорно-двигательных систем и тому подобное) создать индивидуальную учебную программу, предоставить методологические и дидактические материалы, а также провести занятия на их основе, что даст еще большую эффективность.

Можно сделать вывод, что результаты внедрения инклюзивного образования в детские сады и школы могут кардинально поменять взляды на детей с ограниченными возможностями.

А это, в свою очередь, открывает для них возможности для удачливой и счастливой жизни.

Предоставление инклюзивного обучения детям с ограниченными возможностями будет способствовать их активному участию во всех мероприятиях общеобразовательного процесса.

 

Литература:

 

  1.      Материалы ежегодных региональных тренингов «Методология организации инклюзивного образования» для педагогов пилотных школ, детских садов, лицеев и колледжей в рамках проекта «Непрерывное инклюзивное образование в Узбекистане».
  2.      Инклюзивное образование: успехи и перспективы. Материалы международной конференции «Роль семьи в развитии непрерывного инклюзивного образования».
  3.      Материалы Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», Москва, 23–24 июня 2004 г.
  4.      Проект «Инклюзивное образование в Узбекистане». www. SISF. UZ, 2011.

moluch.ru

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Молот И. В. Инклюзивное образование в России // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 928-929. — URL https://moluch.ru/archive/132/36870/ (дата обращения: 26.06.2018).



Наша страна имеет богатый опыт обучения и воспитания детей, имеющих проблемы со здоровьем, восходящий еще к имперскому прошлому. Если говорить о становлении и развитии именно инклюзивного образования, то здесь следует отметить, что первые образовательные учреждения, использующие в своей деятельности данную педагогическую модель, появились у нас в конце 80-х гг. ХХ века еще на закате советской эпохи. В то же время в развитых странах Запада подобные формы обучения стали активно внедряться в педагогическую практику начиная уже с 1970-х гг.

В новой России, несмотря на серьезные экономические трудности и другие проблемы, связанные со структурными преобразованиями в социальной сфере, в 1992 году стартовала реализация масштабного проекта направленного на интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество. На базе экспериментальных площадок созданных в различных регионах страны отрабатывались различные методы и подходы в контексте интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями. Параллельно проводятся научные конференции, посвященные данной тематике. В результате, благодаря полученным наработкам в 1996 г. были разработаны и введены в учебные планы педагогических вузов, следующие специальные учебные курсы:

– «Основы специальной (коррекционной) педагогики»;

– «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья».

Анализируя уровень развития инклюзивного образования в России сегодня, с сожалением приходится констатировать, что, несмотря на то, что программы инклюзивного образования достаточно активно внедряются в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других крупных центрах, в регионах, особенно в сельской местности, их реализация сопряжена с серьезными трудностями. Среди проблем, препятствующих внедрению инклюзивного обучения можно выделить следующие основные группы:

  1. Проблемы юридического характера, связанные, прежде всего с пробелами в законодательной базе.

Так на сегодняшний день вопросы инклюзивного образования в нашей стране регулируются:

– Конституцией Российской Федерации;

– Федеральными законами «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в РФ»;

– Конвенцией ООН «О правах инвалидов» и еще рядом международных правовых актов (Конвенция «О правах ребенка», Протоколом № 1 Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод»).

К сожалению, многие положения отраженные в указанных документах направлены на решение вопросов общего юридического порядка, либо носят декларативный характер. В тоже время отсутствует четкая юридическая база (на уровне подзаконных актов), связанная с регулированием конкретных вопросов обусловленных спецификой обучения лиц с ограниченными возможностями.

  1. Проблемы, обусловленные несовершенством системы образования.

В данном контексте необходимо, прежде всего, указать как на дефицит педагогических кадров соответствующего профиля, особенно на местах, так и на недостаточный уровень квалификации имеющихся специалистов. Не секрет, что многие выпускники дефектологических факультетов педагогических вузов по разным причинам не идут работать по специальности. Кроме того следует отметить также наличие проблем связанных с отсутствием соответствующего материально-технического обеспечения образовательных учреждений, что тоже является серьезным препятствием на пути развития инклюзивного образования в России.

  1. Проблемы, общего социально-бытового характера.

Данный комплекс проблем обусловлен недостаточным уровнем социальной поддержки детей-инвалидов на бытовом уровне. Не секрет, что многие из них испытывают серьезные трудности, связанные с доступом как к образовательным учреждениям, так и к иным социально значимым объектам, в том числе к транспортной инфраструктуре.

Таким образом, приходится констатировать, что, несмотря на наметившиеся положительные тенденции, по разным причинам, оказание образовательных услуг, с использованием модели инклюзивного образования учащимся с ограниченными возможностями здоровья в современной России сопряжено с серьезными трудностями. В результате представители данной социальной группы вынуждены получать образование с использованием традиционных форм и методов обучения (в коррекционных учебных учреждениях), что приводит к их фактической изоляции от общества.

Литература:
  1. Бойков, А. Е. Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2016. № 6–1 (110). С. 11–13.
  2. Буйнов, Л. Г. Влияние курсового применения электротранквилизации центральной нервной системы на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, А. А. Благинин, О. В. Котов, Л. А. Сорокина // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2016. Т. 50. № 2. С. 69–71.
  3. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  4. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, Россия, ограниченная возможность здоровья, проблема.

moluch.ru

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Библиографическое описание:

Пономарева Г. Т. Инклюзивное образование в России // Педагогика высшей школы. — 2017. — №2. — С. 59-62. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/55/1934/ (дата обращения: 26.06.2018).



В статье рассматривается инклюзивное образование в России как переход всей системы обучения на высшую ступень развития. Разработаны мероприятия для решения проблем доступности профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы (ОДС). Определены задачи, решение которых будет способствовать успешному и динамичному развитию учебного процесса в вузах инклюзивного образования.

Ключевые слова: адаптация, опорно-двигательная система, детский церебральный паралич, инклюзивное образование, многоуровневая система подготовки

The article examines the inclusive education in Russia as a transition across learning systems to a higher level of development. Actions have been developed to solve the problems of vocational education accessibility for people with disorders of the musculoskeletal system. Defined tasks that will contribute to the successful and dynamic development of the educational process in higher educational institutions of inclusive education.

Key words: adaptation, musculoskeletal system, cerebral palsy, inclusive education, multi-level training system

Развитие инноваций в сфере образования, усовершенствование нормативно-правовой базы способствуют развитию инклюзивного образования в России.

Инклюзивное образование это процесс развития всей системы образования, который подразумевает доступность ее для лиц с особыми потребностями.

Профессиональное образование и реабилитация инвалидов представляет систему восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.

Целью профессиональной подготовки и реабилитации является помощь инвалидам в нахождении и сохранении работы, карьерном росте и содействии их интеграции в общество.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории страны регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Положения об инклюзивном образовании были включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей в 2006 г., в 2012 г., Государственной думой конвенция была ратифицирована.

Система инклюзивного образования включает в себя общеобразовательные школы, учебные заведения среднего профессионального и высшего образования. Ее целью является доступность, создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями. Это переход всей системы обучения на высшую ступень развития.

С осени 1992 г. в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению инвалидов.

Если обратиться к истокам МГГЭУ, то исследование экономической эффективности инклюзивного образования, проводимое в девяностые годы, подтверждает преимущества интегрированного образования.

Первыми инклюзивными образовательными учреждениями является школа «Ковчег» (1991г.) и Московский институт-интернат, созданный 11 октября 1990 г. по решению Совета Министров СССР № 1011 для лиц с нарушением опорно-двигательной системы, которые получили возможность реализовывать свое конституционное право на образование.

В России специальным образованием инвалидов занимаются три уполномоченных вуза:

Московский Государственный технический университет им. Н.Э Баумана, Московский государственный гуманитарно-экономический университет, Новосибирский государственный технический университет.

С 2008 г. модель инклюзивного образования внедряется в экспериментальном порядке в образовательных учреждениях ряда субъектов РФ.

Профессиональное обучение инвалидов, как и создание рабочих мест для их трудоустройства, не только представляют интерес для самих инвалидов, но и экономически выгодно государству.

В настоящее время осуществлен переход на многоуровневую систему подготовки. Номенклатура специальностей высшего и послевузовского образования постоянно расширяется и обновляется с учетом будущего трудоустройства инвалидов.

Принятая система «бакалавр-магистр» в большей степени соответствует характеру университетского образования, целью которого является подготовка широко образованных людей.

Четыре года отводится на получение общего высшего образования (по программе «Бакалавр»), и два года — на овладение специализированными знаниями и профессиональными навыками (по программе «Магистр»).

Такая система обеспечивает селекцию студентов: кто хотел бы поскорее применить свои знания на практике, через 4 года будет иметь достаточный уровень подготовки, который позволит осуществлять полноценную профессиональную деятельность.

Аспирантура дает возможность получить послевузовское образование студентам-инвалидам, которые в процессе обучения проявили способности к научной работе.

Профессиональное образование обеспечивает широкий профиль подготовки. Например, современный экономист должен обладать обширными знаниями в области теоретических основ и прикладной экономики. Экономисты должны быть подготовлены к работе в самых разных экономических структурах.

Фундаментальность университетской подготовки позволяет решать проблему подготовки специалистов на стыке наук, спрос на уникальных специалистов будет только расти. Например, четырехлетняя подготовка экономиста может сочетаться с двухлетней подготовкой юриста, так как самые крупные достижения всегда появлялись на стыке наук.

Основным объектом исследований является социально-экономическое положение инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы, их трудовая и социальная реабилитация. Например, тематическая специализация кафедр МГГЭУ позволяет вести исследования по нескольким научным направлениям:

− проблема социально-экономической адаптации молодых инвалидов;

− профессиональные проблемы обучения инвалидов высших, общеобразовательных и специальных учебных заведениях;

− научно-методические и организационные проблемы повышения качества образования инвалидов;

− специфика в обучении инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы в связи ДЦП;

− организация и обеспечение качества самостоятельной работы студентов;

− трудоустройство инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы.

Основной принцип научно-исследовательской деятельности — это концентрация усилий на приоритетных направлениях исследований, внедрение результатов в практику организации обучения и реабилитации инвалидов-опорников.

Основной целью научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и студентов, помимо чисто профессиональных направлений, является разработка проблем инклюзивного образования, а так же более широких проблем, связанных с социально-экономической реабилитацией и адаптацией инвалидов, их профессионального образования и трудоустройства.

Достижение указанных целей связано с реализацией следующих задач:

− приоритетное развитие научных прикладных исследований по трудоустройству выпускников;

− исследование рынка труда, профессиональной и социальной адаптации выпускников инвалидов.

Для решения проблем доступности профессионального образования должны быть реализованы следующие мероприятия:

  1. Организована доступная среда для инвалидов, в том числе колясочников. Созданы все условия безбарьерной среды.
  2. Организована система подготовки, переподготовки специалистов для работы со студентами-инвалидами в условиях интегрированного обучения.
  3. Разработаны программы профессионального образования, адаптированные для обучения инвалидов.
  4. Организованы производственная и преддипломная практики студентов с инвалидностью в организациях и учреждениях, в которых впоследствии инвалиды могут быть трудоустроены.
  5. Организована система повышения квалификации преподавателей по работе с инвалидами.
  6. Расширена номенклатура специальностей высшего и послевузовского профессионального образования и обновлен список приоритетных профессий и специальностей для инвалидов.
  7. Активизирована работа по профессиональному обучению инвалидов по востребованным на рынке труда специальностям.
  8. Должна проводиться реабилитационная и воспитательная работа с целью адаптации инвалидов в учебном заведении и социализации в обществе.

В настоящее время система образования во многих учебных заведениях не приспособлена для инвалидов. Инклюзивное образование предполагает реформирование и перепланировку учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям инвалидов.

Комплекс мер включает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и обучение самих педагогов и других учащихся взаимодействию с инвалидами. Необходима разработка специальных программ, направленных на ускорение процесса адаптации лиц с поражением опорно-двигательной системы с учетом их специфики.

Вузы также должны пройти общественную и экономическую оценку на предмет их приспособленности к нуждам данной категории студентов. Следует обратить особое внимание на проведение реабилитационной работы с инвалидами во всех учебных заведениях, где учатся инвалиды.

При лицензировании высших учебных заведений необходимо учитывать их подготовку к обучению будущих специалистов с инвалидностью, доступность среды и профессионального образования инвалидов, а так же наличие подготовленных преподавателей.

Для того чтобы развитие шло успешно и динамично, необходимо решить следующие задачи:

1. Значительная часть трудностей в обучении и реабилитации инвалидов связана с дефицитом квалифицированных кадров. Не каждый педагог обладает компетенциями, необходимыми для работы с инвалидами. Поэтому в аспирантуре необходимо изменить частично содержание читаемых курсов и выпускную квалификационную работу выполнять по проблемам инвалидов.

2. В рамках обновления содержания образования необходимо усилить экономико-математическую составляющую подготовки будущих экономистов. Математическая, подготовка которых недостаточна, математические методы в выпускной квалификационной работе не используется. Учебные курсы по математике должны иметь адресную направленность для экономистов.

3. Обучать иностранному языку на всем протяжении обучения, разделив преподавание языков на два уровня: базовый и профессиональный. Одну из дисциплин читать на иностранном языке. Понадобится разработка новых программ и учебных пособий.

4. Увеличить в учебном плане количество дисциплин по выбору. Выбирая дисциплину, студент осознанно реализует свои интересы, углубляет специализацию в избранном направлении.

5. Из-за большой аудиторной нагрузки (в большинстве западных университетов она не превышает 20 часов) уменьшается время на самостоятельную работу студентов. Необходимо научить студентов самостоятельно мыслить. Заниматься научной работой невозможно посредством только лекций и семинаров, необходима работа в библиотеке. Отдельные разделы курсов должны предлагаться студентам на самостоятельное изучение с последующим контролем.

6. Меняя структуру и содержание образования, необходимо менять его технологию. Следует использовать в учебном процессе активные методы обучения: деловые игры, блиц игры, разбор ситуаций, кейсы, мозговой штурм, а также компьютерные технологии. Следует перейти от педагогики вещания к педагогике сотрудничества. Совместный поиск истины наиболее эффективно находит свое проявление в проблемном обучении.

7. Критерии эффективности обучения студентов заключается в способности к самостоятельной познавательной деятельности, умении использовать полученные знания не только в процессе работы, но и послевузовском обучении, а также умении самостоятельно мыслить.

Эти критерии вызывают необходимость изменения содержательного аспекта курсов, углубления освоения предусмотренных учебным планом компетенций, активизации познавательной деятельности студента.

Статья написана на базе 24 летнего опыта работы в вузе инклюзивного образования (МГГЭУ).

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, опорно-двигательная система, профессиональное образование, Россия, инвалид, рынок труда, выпускная квалификационная работа, безбарьерная среда, иностранный язык, научная работа.

moluch.ru

Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения



В настоящее время в мире более 1 млрд. людей с ограниченными возможностями здоровья (примерно 23 % от всего населения планеты), а в России — более 12 млн. человек и из них более 2 млн. детей (около 8 % всех детей страны). Количество людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно растет из года в год в мире, так и в России. Наиболее перспективной формой образования для детей с ОВЗ является инклюзивное образование.

Под инклюзивным образованием понимают доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех обучающихся, что обеспечивает доступ к образованию для людей с особыми потребностями. Инклюзивное образование признает, что все обучающиеся это индивидуумы с различными потребностями.

Система инклюзивного образования базируется на основании международных актов, федеральных и региональных нормативных документов (рис. 1).

Рис. 1. Система формирования инклюзивного образования

«Конвенция о правах инвалидов» была принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН (2006 г.) [3], а Россия подписала ее в 2008 г. Конвенция направляет государство на обеспечение инклюзивного образования на всех уровнях обучения, а также обучение в течение всей жизни человека.

Инклюзивное образование на территории России регулируется:

‒ Конституцией РФ [4],

‒ федеральными законами «Об образовании в РФ» и «О социальной защите инвалидов в РФ» [10–11],

‒ Конвенцией о правах ребенка [3],

‒ Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [7].

Для реализации инклюзивного образования в РФ приняты ряд государственных программ и стратегий:

‒ Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы [9],

‒ Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года [8],

‒ Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011–2020 годы [6],

‒ «Основными положениями стратегии устойчивого развития России» [5].

Перечень данных стратегий и программ показывает всю необходимость эффективного развития инклюзивного образования в нашей стране на всех этапах обучения.

Инклюзивное образование — это результат развития идей гуманизма, основывающихся на ценности человеческой жизни, ее уникальном праве на достойную жизнь, каким бы ни было ее физическое состояние [1].

Этот вид образования предполагает: включение всех обучающихся в образовательную и социальную жизнь образовательного учреждения; построение системы обучения, удовлетворяющей потребности каждого обучающегося; обеспечение всех обучающихся такой психолого-педагогической поддержкой, которая позволит им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Дистанционное обучение — это образовательная система, в рамках которой осуществляются образовательные услуги детям с особыми нуждами с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждения [2].

Для включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство применяются дистанционные образовательные технологии:

‒ комплексные кейс-технологии;

‒ телекоммуникационные технологии;

‒ интернет-технологии.

Комплексные кейс-технологии — это технологии основаны на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса.

Телекоммуникационные технологии построены по модульному принципу, который предполагает разделение предмета на замкнутые блоки с контрольными мероприятиями.

Интернет-технологии — технологии, характеризующиеся широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных с помощью глобальной и локальной компьютерной сетью. В настоящее время интернет-технологии являются самой распространенной формой дистанционного обучения.

Использование интернет-технологий возможно при использовании компьютерных конференций, электронной почты, специализированных сред (например, Moodle).

Система Moodle содержит следующие инструменты:

‒ доска объявлений;

‒ чат, который предназначен для проведения дискуссии между преподавателем и обучающимся в режиме реального времени;

‒ внутренняя электронная почта, по которой возможно проведение консультаций при изучении курса лекций;

‒ инструмент для использования материалов курса.

Средствами дистанционного обучения могут быть: учебники и учебные пособия на бумажных и электронных носителях; аудио учебно-информационные материалы; видео учебно-информационные материалы; компьютерные обучающие системы; тренажеры с удаленным доступом.

Эффективность реализации дистанционного обучения зависит от четырех составляющих: эффективного взаимодействия педагога и обучаемого, используемых педагогических технологий, эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки, эффективности обратной связи.

Для эффективной реализации дистанционного обучения необходимо на каждого обучающегося составить учебный план индивидуальный обучения. В этом плане обязательно должно быть отражено: расписание занятий; объем учебного времени в неделю, отводимый на их изучение; перечень дисциплин и пр.

Особую значимость в инклюзивном образовании в рамках дистанционного обучения имеет личность педагога. Ведь педагог должен уметь учитывать индивидуальные возможности каждого обучающегося, грамотно распределять время на занятии, сможет проследить развитие отдельного обучающегося и его личный прогресс.

Еще одним ключевым фактором в организации дистанционного обучения является деятельность родителей обучающихся. Ведь все обучение реализуется в результате согласования с родителями программы обучения. В начале образовательного процесса обучающемуся необходимо помочь в освоении компьютера, принципа работы в специальных системах и средах. Соответственно необходимо заинтересовать родителей обучению в дистанционном режиме.

Получение образования является неотъемлемой составляющей благополучного общества. А получение инклюзивного образования в рамках дистанционного обучения в значительной мере повышает эффективность образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, где учитываются индивидуальные особенности обучающихся.

Литература:
  1. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. — 2016. — Т. 21. — № 1. — С. 136–145.
  2. Вержбицкий К. Г. Дистанционное образование в России за рубежом: информационно- аналитический аспект. — М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. — 78 с.
  3. Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.).
  4. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
  5. Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А. М. Шелехова. — М., 2002. — 161 с.
  6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы» от 01.12.2015 № 1297 (ред. от 21.07.2017).
  7. Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 20.03.1952 г., с изм. и доп. от 11.05.1994 г.).
  8. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015 № 996-р.
  9. Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» от 01.06.2012 № 761.
  10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017).
  11. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017).

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, дистанционное обучение, обучающийся, РФ, ограниченная возможность здоровья, Россия.

moluch.ru

Развитие инклюзивного образования в России



http://sao.mos.ru/upload/medialibrary/b42/sotsialnaya-adaptatsiya-invalidov.jpg

Человек как социальное существо нуждается в образовании. В познании себя, других людей и всего мира. Именно процесс обучения дает такую возможность. Но есть и другая сторона — учение не всегда дается легко. Предметы в школах, отношение учителей и одноклассников, новая среда, правила и режим дня. Многие ученики не могут адаптироваться к этому. Но в наше время есть люди с ограниченными возможностями, которые также хотят получить образование, развиваться и не отставать от других. Встает вопрос: как приспосабливаться к режиму учебы ученикам с ОВЗ, если даже простой ученик порой не в состоянии выдержать такую нагрузку.

Вследствие проведенных учеными исследований было приятно решение внести дополнительные условия в обучении для детей с особенностями развития.

В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст.2 п. 27 закреплено понятие «инклюзивного образования» [2], которое заключается в обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.

История становления новой системы образования в РФ небольшая, так как инклюзивное образование — явление недавнее, и процесс его развития в нашей стране еще не закончен, а находится на начальных этапах формирования.

Термин «инклюзия» получил распространение в нашей стране в 90-е годы ХХ века, когда в мире уже появились новые международные документы, ставшие руководством к действию для целого ряда развитых стран. Поэтому одними из первых причин появления инклюзивного образования в России стала разработка и распространение в Западном мире нормативно-правовых документов и законодательных актов, таких как: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, материалы Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями. На фоне этого, в 1990 году в СССР подписали Конвенцию о правах ребенка, в 1992 году появился Закон «Об образовании в Российской Федерации», а уже 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов. Также в 2008 году утверждаются Рекомендации Министерства образования и науки РФ по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в Российской Федерации. В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступает к практической работе по изменению российского законодательства в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов. В 2012 году вводятся поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные инклюзивным обучением детей с ОВЗ.

Прежде чем начать знакомство с основными принципами инклюзивного подхода в образовании, для начала разберемся в его терминологии. В широком смысле инклюзивное образование — особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого ребенка, независимо от его особых нужд и потребностей. В основе инклюзии — простая и древняя как мир идея, что школа — для детей, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное — подходить школе. Наше общество состоит из разных людей. Не каждый другой может быть одинаково принят обществом и даже должен им приниматься. Открытость другому имеет границы, одной из которых является сохранение собственной идентичности. При отсутствии этой возможности вторжение другого будет восприниматься как враждебное, как разрушительное, и оно будет встречать сопротивление.

Идея инклюзии возникла в рамках изменений в понимании прав человека. Перемена в отношении к людям с ОВЗ стала лишь одним из проявлений этих изменений. Идеология инклюзии сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми. Инклюзивное образование развивает методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Оно разрабатывает подход к преподаванию и обучению. В его основе — 8 основополагающих принципов:

– Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

– Каждый человек способен чувствовать и думать;

– Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

– Все люди нуждаются друг в друге;

– Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

– Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

– Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

– Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзия в образовании — дело новое. Не во всех школах педагоги знают об этом направлении. Довольно сложно провести грань между нормой и ОВЗ. Однако школы, должны уметь обучать всех, и делать это не только для конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других учеников. Здоровые дети должны понимать, что есть сверстники, которым меньше повезло, но они нуждаются в образовании и человеческой поддержке. С ними надо дружить и работать вместе.

http://varta.kharkov.ua/content/documents/11180/1117968/images/Image00001(1).jpg

Примером данной проблемы являются Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 177». Эта школа активно практикует инклюзивное образование с 2011 года. «В настоящее время около 4,5 % детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям»- Директор МБОУ СОШ № 177 И. М. Сысоева.

Целями и задачами этой школы являлись:

– Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющие разные возможности;

– Разработка системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

– Разработка и внедрение программы повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области инклюзивного образования;

Результаты, которые ожидала школа после завершения своего проекта:

– Разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы;

– Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ;

2012 год был для школы очень сложным. Она первый раз приняла инклюзивное образование и набралась много опыта для продолжения задуманного проекта. Общая стоимость проекта составила 1068299 рублей. Было получено оборудование на общую сумму 1497450,00 рублей: специальная электроакустическая аппаратура для терапии заикания речевой реабилитации VERBOTON G 30L, приставка интерактивная MimioTeach, столы-стулья с опорой для сидения, сиденья для дома и класса; пандусы-платформы, складные. По сегодняшний день МБОУ СОШ № 177 все также обучает детей с инклюзией по своей программе.

В заключение можно сказать, что инклюзивное образование важно в каждой стране. Его необходимо развивать, так как в настоящее время все больше детей, нуждающихся в особом подходе не только в образовании, но и в коммуникации с общественной жизнью. Для того чтобы любой ребенок с индивидуальными особенностями и возможностями мог обучаться в школе, получая должное образование и внимание, как и все дети, необходимы особые условия, т. е. условия нетипичные для наших школ. Список требований широк и разнообразен. Это условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Чем чаще будет подниматься вопрос о решение этих проблем и ряда других, возникающих в условиях общеобразовательной школы, тем быстрее это приведет к снятию барьеров в образовательной и бытовых сферах жизни детей с ОВЗ, что, в свою очередь, будет способствовать более успешному развитию инклюзивного образования.

http://www.rcmm.ru/uploads/posts/2017-01/1484832362_centr_deti.jpg

Литература:
  1. Инклюзивное образование / сост.: М. Р. Битянова; — И65 М.: «классное руководство и воспитание школьников», 2015. — 224 с.
  2. Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.19 N 181-ФЗ
  3. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.–М.РООИ «Перспектива», 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, школа, образование, особый подход, общеобразовательная школа, Россия, РФ, VERBOTON.

moluch.ru

Инклюзивное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Образование — право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…

Кофи Аннан. 1998

 

Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.

Инклюзивное образование — это, если можно так сказать, целая философия взглядов и уместить её в одно выступление не возможно. Но мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение.

Инклюзия (от inclusion — включение) — процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого. Новый универсальный словарь Вебстера.

Процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

Актуальность проблемы.

«Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним». Л. Н. Толстой.

«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить». Жан Ванье. «Из глубины»

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.

Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным актом по экономическим, культурным и социальным правам, Европейской социальной хартией, Декларацией о правах умственно отсталых лиц и другими документами.

Движение за Образование для всех возникло с момента проведения Всемирной конференции по Образованию для всех в Таиланде в 1990 году, и его целью стало предоставление всем детям, молодёжи и взрослым возможности реализовать своё право на образование.

Главный импульс инклюзивному образованию был дан 1994 г. на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями, проходившей в Испании. 10 июня там была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех». Педагоги таких школ действуют из убеждения, что разница между людьми — это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребёнка, а не ребёнок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характер обучения. Далее в документе говориться, что «лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов… Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями»

ЮНЕСКО выступает за поддержку равенства возможностей для людей-инвалидов и видит инклюзивное образование как позитивный шаг навстречу разнообразию и уникальности детей, предлагает рассматривать различия детей не как проблему, а как возможности развития процесса обучения, обеспечивающего доступность образования для любых групп детей.

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:

-          Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

-          Каждый человек способен чувствовать и думать

-          Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

-          Все люди нуждаются друг в друге

-          Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

-          Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

-          Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

-          Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Включение — это не интеграция:

-          Включение — это больше, чем интеграция

-          Молодые люди учатся вместе в обычной школе.

-          Специалисты приходят помогать детям.

-          Обычные школы изменяются.

-          Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.

-          Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные.

-          Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями.

-          Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью.

-          Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих.

Включение — это:

-          НЕТ специализированных классов в обычной средней школе

-          НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки.

-          НЕТ присутствия детей 1–2 часа в день в средней школе.

-          НЕТ закрытых учреждений интернатного типа

Основные принципы инклюзии

Инклюзивные сообщества:

-          Быть инклюзивным — означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).

-          Инклюзия — это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия означает — раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

-          В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива

-          Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Важные составляющие инклюзии:

-          Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику

-          Всесторонне планируйте инклюзию

-          В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы

-          Включайте родителей

-          Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников

-          Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т. п.)

Законодательные ресурсы:

-          Конституция Российской Федерации

-          Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266–1

-          Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф

-          Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

-          Конвенция ООН о правах ребенка

Правила инклюзивной школы:

-          Все ученики равны в школьном сообществе

-          Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня

-          У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей

-          Планируется и проводится эффективное обучение

-          Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т. е. социальную интеграцию среди сверстников

-          Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика

-          Семьи активно участвуют в жизни школы

-          Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

-          Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)

-          Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика

-          Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения

-          Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе

-          Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения

-          Составлена с целью повышения успешности ученика

 

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

-          он достаточно гибок;

-          ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы;

-          он уважает индивидуальные различия;

-          он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;

-          он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе;

-          он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.

Результаты инклюзии:

-          У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса

-          Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов

-          Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны

-          Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика

-          Появляются возможности для обобщения и передачи навыков

-          Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков

-          Существуют процедуры оценки эффективности

В заключение:

Инклюзивные сообщества включают:

1.         Изменение взглядов в целом: «Разнообразие включает каждого»

2.         Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения — чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается

3.         Возможность для каждого быть успешным

Социальные изменения:

1.         Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным

2.         Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе

3.         Начните с вашего маленького сообщества, и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения опыта

4.         Действие отличается от убеждений и теории!

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях — конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Инклюзивное образование — это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками — это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школ

 

Литература:

 

1.         Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. — М.: Просвещение, 2009.

2.         Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. — М.: Просвещение, 2011.

moluch.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта