Курочка ряба, или золотое знамение (Анатолий Курчаткин, 2005). Издавался ли журнал курочка ряба
Курочка ряба, или золотое знамение (Анатолий Курчаткин, 2005)
История, забытая автором
История этой «истории, действительно имевшей место», началась задолго до того, как она появилась на свет. Ее повивальной бабкой оказалась другая история – приключившаяся с моей пьесой «Бабий дом».
Я писал пьесу «Бабий дом» летом 1982 года в Коктебеле, живя там в писательском доме творчества, который своим местоположением, как и территорией, обязан Максимилиану Волошину. Духом этого замечательного поэта Серебряного века и его товарищей, некоторые из которых, бывало, чуть ли не месяцами жили в его гостеприимном доме, напоено там все, и, наверное, этот невидимо витающий над теми местами дух искусил меня оставить рукопись начатого в Москве рассказа невынуто лежать в чемодане и вместо того, чтобы отправиться в привычное путешествие по освоенной территории прозы, ступить на неведомую мне прежде землю драматургии. Обитатели Серебряного века любили неизведанное, нехоженные тропы были для них куда привлекательнее натоптанных дорожек регулярного парка.
Я отправился в местный поселковый магазин, купил там две 48-страничные школьные тетради – и пустился в путешествие по terra incognita. И тогда, и сейчас прозу я пишу на отдельных листах бумаги, и иначе не получается, а пьеса у меня сразу же запросила для своего возникновения иных условий. Эти условия оказались куда как выгоднее тех, что требовала для себя проза. Вместо письменного стола, по всему просторному полю которого должны сложным узором лежать страницы уже написанные, страницы будущие, а посередине их – страница, что пишется, мне оказалось вполне достаточно двух стульев: один – чтобы сидеть на нем, и другой – чтобы положить на него ноги; тетрадь, в свою очередь, с возникающим в ней текстом пьесы вполне довольствововалась моими коленями. Самое же главное, отсутствие нужды в столе превратило меня в вольного человека – я мог писать, сидя на веранде своего номера, не заходя в комнату часами, мог писать, снеся стулья с веранды и поставив их прямо на землю под цветущие кусты жасмина, мог, наконец, писать на пляже, для чего не было нужды даже в стульях – хватало и обыкновенного решетчатого лежака. В день приезда я начал пьесу, в день, когда срок путевки закончился и предстояло вечером сесть в поезд, иначе говоря, спустя двадцать четыре дня, пьеса была закончена.
Судьба ее, когда она по моему возвращению в Москву оказалась перепечатана и приобрела вид машинописи, обещала быть упоительно счастливой. Первый же театр, в который я ее снес, вырвал у меня пьесу из рук и принял к постановке. И был это не какой другой, как Малый театр. Автор заключил договор, получил аванс, встречался с режиссером, обговаривал с ним нюансы будущей постановки, встречался с художником и обсуждал выклеенный тем из картона макет сценической обстановки.
Увы! Розы прекрасны, и аромат их чуден, но зачем-то же даны этому великолепному цветку шипы. Кто сейчас помнит о постановлении ЦК КПСС касательно Белорусского театра оперы и балета? И специалисты театроведы вспомнят не сразу. А я помню. Недолго руководил страной тов. Андропов, чем и запомнился большинству народа, так тем, что велел в дневное время прогонять народ с улицы на работу, а мне запомнился еще и тем, что не дал этим своим постановлением поставить «Бабий дом» в Малом театре. Мало ли что речь там шла о Белорусском театре, да еще оперы и балета. Руководителям всех прочих театров было понятно: что сказано об одном, то относится и ко всем другим. А о Белорусском театре оперы и балета было сказано, что они должны крепить идейность, выбирать большие, созвучные эпохе темы, ну и так далее и так далее – то ли осенью 1982 года это было, то ли в самом начале 1983-го, кто хочет точно проверить формулировки, может поднять подшивку «Правды» и посмотреть. «Бабий дом» уже одним своим названием вставал поперек магистрального пути, намеченного постановлением ЦК. Театр, гнавший лошадей, стал осаживать их, на смену умершему Андропову пришел новый генсек, Черненко, эпоху которого, всем было ясно, вообще надо просто пересидеть замерев, нигде никак ни в чем себя не подставив, – лошади оказались выпряжены, никто ни о какой постановке спектакля по «Бабьему дому» уже и не заикался.
Я понял, что ни в Малом, ни в каком другом театре мне ничего не светит. А жалко мне было хоронить своих героев (в основном героинь!) в архиве. Почему они должны были погибать бесславной смертью из-за этого дурацкого Постановления? Я решил дать им шанс выжить. Так пьеса, знавшая до этого лишь мои колени, оказалась у меня на столе и спустя какой-то срок, ощутимо больший, чем месяц, за который родилась в Коктебеле, она превратилась в повесть.
Повесть «Бабий дом» появилась в журнале «Октябрь» в шестом, июньском номере за 1986 год. А спустя некоторое время у меня раздался звонок с «Мосфильма», из творческого объединения Георгия Данелии: а не хотите ли, господин писатель, продать нам права на этот ваш «дом», а мы сделаем из него фильм. Как шило, сунутое в мешок, пьеса, упрятанная мной в прозаическое повествование, вылезла наружу, и профессиональный взгляд, упав на это «шило», тотчас определил, что оно собой представляет и каковы его возможности.
Конечно, я хотел не права продавать, а сам делать сценарий, тем более что не было никакой нужды драматургически выстраивать материал, все практически готово, но кино – это свой мир, чужие там не ходят, и я не стал слишком упорствовать в этой тяжбе: я, не я. Все же повесть изначально родилась на свет совсем не с прозаическими признаками, и мне очень хотелось увидеть ее в том облике, в каком она была изначально задумана, пусть и несколько видоизмененном.
В 1989 году поставленный по повести «Бабий дом» фильм «Ребро Адама» вышел на экраны.
И в том же году творческое объединение «Ритм» Георгия Данилии, пусть и не считая автора «Бабьего дома» вполне своим, но все же и не числя уже совсем в чужих, пригласило меня принять участие в закрытом конкурсе на сценарий для комедийного фильма, который объединение проводило вместе с Центральной сценарной студией тогдашнего Госкино СССР. О, чары кинематографа! Мало было раку-отшельнику его выхода из своего уединенного обиталища в театральный омут, ему захотелось нырнуть с головой и в омут, что помутнее всякого театрального.
В общем, автор принял предложение, сочинил заявку, заключил договор, получил аванс, после чего принялся и за сочинение самого сценария. Ему это было нетрудно делать. Во-первых, он опять сочинял не за столом, а на коленке, хотя уже и не в Коктебеле. А во-вторых, и это главное, у него уже года три болтался в записной книжке среди прочих сюжетов один, с которым он не знал, что делать. Как-то этот сюжет не укладывался в собственные представления автора о себе. Автор не знал, с какого боку его ухватить. Какую форму ему придать. Предложение написать сценарий тотчас придало этому сюжету форму. Автор взял его за бока, и они к обоюдному удовольствию завальсировали с сюжетом от эпизода к эпизоду, от сцены к сцене – и так до самого финала. К установленному студией сроку сценарий под названием «Курочка ряба» был готов и с количестве четырех экземпляров сдан куда следовало.
Все это, в известной мере, предисловие к истории, что приключилась с «историей, действительно имевшей место». Собственно история «истории» начинается с этого места.
Не знаю, что тому было причиной, скорее всего, время, что меняло ландшафт жизни буквально на глазах, но конкурс был странный. Мало того, что кроме членов жюри, сценарии читали еще некие «эксперты», но и вообще круг лиц, которые имели к сценариям доступ, оказался необычайно широк. Помню, конкурс еще шел, а мне уже звонили из Минска, с «Беларусьфильма», спрашивали, не отдам ли я сценарий им. Отдать я не мог, я не был хозяином сценария, я был лишь автором, а хозяином – «Мосфильм» в лице данелиевского объединения.
Однако же, судя по всему, объединение все больше и больше теряло всякий интерес к конкурсу. Меняющийся ландшафт жизни заставил и объединение изменить свои планы. Итоги конкурса, сроки которого сначала все продлевались и продлевались, так никогда и не были подведены; а с концом Советского Союза стало окончательно ясно: новая жизнь – новые песни.
Но мне, как и в случае с «Бабьим домом», отнюдь не хотелось расставаться с моей «Курочкой». Собственно, раз новые песни – так новые, я бы и расстался, но я с потрясением увидел, что мое аллегорическое предсказание, сделанное в сценарии, сбывается в жизни. И я вновь оказался со своим драматургическим сюжетом за столом.
Через некоторое время прозаический текст «Курочка ряба, или Золотое знамение» существовал уже в машинописном виде, и я отнес его в журнал, где обычно печатался в те годы и который даже заранее проанонсировал публикацию.
Проанонсировать-то ее он проанонсировал, но когда в редакции прочли «Курочку», то в публикации мне было отказано. «Знамение» оказалось несозвучным времени. Нет, цензура уже была отменена, цензура тут была ни при чем. По российской земле семимильными шагами шествовала новая жизнь, прекрасное, светлое будущее расстилалось впереди, обещая райские кущи, а «знамение», мягко говоря, этому мнению не соответствовало. И в другом «демократическом» журнале отказались его печатать, и в третьем. Я начал искать возможность передать рукопись легендарному Володе Максимову, для его «Континента», однако во время этих «исканий» выяснилось, что он приостанавливает издание журнала и дальнейшая судьба «Континента» пока неизвестна. Я уже стал думать, что моей «Курочке» так и предстоит обрести покой у меня в архиве среди рукописей.
И в это время в Москве появилась Екатерина Самсонова-Брейтбарт, сестра Максимова. Но не как сестра, а как главный редактор «Граней», издававшихся во Франкфурте-на-Майне небезызвестным Народно-трудовым союзом. Сегодня я ей дал машинопись, через день мы уже разговаривали о практической стороне дела. Вопрос о публикации упирался лишь в размеры. «Грани» могли позволить себе напечатать всего пять авторских листов, а в «Курочке» было около десяти.
Тем не менее я принял это условие. Резать – не писать, а самое главное – в новой России мне негде было ее напечатать! В № 170 «Граней» за 1993 год, урезанная едва не до размеров сценария, «Курочка» явила себя миру.
Она явила себя миру, и я, как это уже было в свою пору с «Бабьим домом», счел историю «Курочки» исчерпанной. Издать ее книгой нечего было и мечтать: издательская индустрия лежала в руинах, отечественных книг почти не выходило.
А в 1994 году на российские экраны вышел фильм с тем же названием, что было в свою пору у моего сценария, – «Курочка ряба». Но я не имел к фильму никакого отношения. Сценарий снятого фильма написал совсем другой человек, автор довольно многих сценариев к комедийным фильмам, общего между нами было лишь то, что и я, и он носили бороду, а кроме того, и у меня, и у него к тому времени бороды уже порядком поседели. Высказывать какие-либо обвинительные предположения я не чувствую для себя возможным. Мало ли что какие-то сюжетные ходы совпадают. А уж о названии и говорить нечего: и у моей книги, и у того фильма название далеко не оригинальное. Правда, в этом и смысл…
Ну а потом так получилось, что я забыл об этом своем тексте. Не знаю, как другие писатели, а я в те годы был со своим народом: ложась спать, не знал, что буду есть завтра. (Тогда-то я и понял этимологию слова «завтрак»: «Будет ли у нас завтра стол?» – ломал себе голову, укладываясь спать, в голодные годы глава семьи). Нужно было выживать – и я выживал. Потом настало время большого романа, в котором я утонул на несколько лет, вынырнул – и нырнул в новый. Нет, раз-другой в год я, конечно, вспоминал о «Курочке», думал, надо бы перечитать, может быть, что-то освежить, но когда с руками-ногами сидишь в большой работе, то ни на что прочее уже недостатет сил.
Так и лежала моя «Курочка» у меня в архиве: заявка на сценарий, сам сценарий, прозаический текст, сокращенный вариант – целая гора папок. Но забыл ты – помнят другие. «А вот была у вас такая вещь в „Гранях“… – напомнил мне издатель, а тут как раз окно в работе, и я полез разыскивать папки с этой вещью, и нашел, и перечитал.
Перечитал – и поразился. Я-то думал, надо бы что-то переделать, освежить, подправить, но, оказывается, нет! Ни слова, ни полслова – ничего! Все, что было написано тогда, – все это словно о нынешнем дне. Без всяких изменений. Один к одному. Или я в самом деле оказался провидцем?
Конечно же, печально, если так. На самом деле я бы предпочел ошибиться.
Но как бы то ни было, вот она, эта «Курочка ряба», в своем истинном, исконном виде. Какой была задумана назад двадцать лет, какой пятнадцать лет назад написалась. Мой издатель, прочитав ту старую правленую машинопись, извлеченную из архива, и отправляя ее на сканирование для подготовки в набор, подтвердил: будто написана только что, все один к одному.
Думаю, издатель тоже предпочел бы ошибиться. Жаль, что нет. Но автор как сочинитель не может вместе с тем скрыть своей авторской гордости.
Анатолий Курчаткин
kartaslov.ru
Ряба - Православный журнал "Фома"
Когда разговор заходит о том, почему Бог так неравномерно распределяет Свои дары среди людей, мне всегда приходит на ум знакомая всем с младенчества «Курочка-Ряба». Хотя… Знакомая-то она знакомая. Но ведь загадочная и непонятная история, ежели подумать. Почему дед с бабой сначала так упорно пытались разбить золотое яичко, а после – горько заплакали, когда оно упало разбилось? Почему Курочка в утешение им обещает снести не золотое яйцо, а – простое? Отчего прозаический кальций оказался для деда с бабой предпочтительней благородного металла?Существует множество объяснений этой старинной сказки. Рискну предложить здесь собственное.Дед и баба хотели удовлетворить самую минимальную свою потребность — позавтракать. Но в этот раз им попалось какое-то странное небьющееся обычными способами яйцо, из которого никак не удавалось приготовить омлет. А тут еще мышка как назло это неправильное яйцо разбила об пол. Цены золоту они не знали, и потому стали плакать о безвозвратно пропавшей яичнице. Вот Курочка и пообещала им в утешение то, что они так хотели получить — обычное яйцо, без всяких благородных аномалий.
У деда с бабой был шанс выйти на совершенно иной уровень жизни, но они не сумели им воспользоваться в силу устоявшихся стереотипов. Курица, способная нести золотые яйца, оказалась им не нужна.
И в вопросе о «неравномерности» благ, подаваемых Богом различным людям, мне видится примерно такое же объяснение. Бог любит каждого из нас. И любому человеку готов немедленно дать все мыслимые и даже немыслимые нами дары и радости, включая те, о которых апостол Павел говорил: « Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2: 9-10). Но… многие ли способны увидеть для себя радость в том, чего они никогда не слышали и не видели? Не окажутся ли эти щедрые Божьи дары таким вот – золотым яичком из сказки для тех, кто жаждет совсем других радостей и утешений?
Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «И в будущем веке Бог всем дает блага — ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим. Посему здесь, имея влечение к иным вещам и достигая их, мы хоть как-то наслаждаемся, а там, когда Бог будет все и во всем (1Кор.15:28), и не будет ни еды, ни пития, ни какого-либо плотского наслаждения, ни несправедливости, те, кто уже не имеет обычных удовольствий, но и к тем, что от Бога, уже не восприимчивы, мучаются неизбывно, не потому, что Бог сотворил наказание, но потому, что мы сами устроили себе наказание, так как и смерть Бог не сотворил, но мы сами навлекли ее на себя».
И ведь не просто символом материального благополучия выступает в сказке золотое яичко. Есть у золота и другие, куда более благородные смыслы. Например, в иконном письме штрихи из золота символизируют присутствие Божественного света, сияние иного, горнего мира, прорывающееся в нашу жизнь свыше. Вот и в сказке золотое яичко можно рассматривать как некий дар, что называется – не от мира сего. Тот самый, которого глаз не видел, ухо не слышало, и на сердце не приходило желание его получить.
Там, где стремления человека сосредоточены лишь в еде, питье и плотских наслаждениях, это небесное золото становится ненужным мусором, сброшенным на пол неосторожной мышкой. Бог, конечно же, до конца дней будет посылать такому человеку «яичко не золотое, а простое». То есть – те самые – еду, питье и возможность наслаждаться. Но ведь дни эти рано или поздно закончатся. И тогда единственным достоянием каждого из нас окажется небесное золото Божественного присутствия, сияние Его бесконечного милосердия и любви. А уж обрадуемся ли мы этому золоту, или горько заплачем как Дед и Баба из сказки, сейчас можно лишь предполагать. И готовить себя к этой самой главной встрече. Пока еще есть время.
На заставке золотое яйцо, изготовленное в мастерской Фаберже. Фото из открытых источников
foma.ru
Сказка про курочку Рябу и ее смысл. Мораль сказки про курочку Рябу
Народная сказка про курочку Рябу известна всем с раннего детства. Она легко запоминается, дети ее очень любят.
О чем рассказывает эта сказка?
Рассказывает она о том, как однажды курочка, жившая у деда и бабы, вдруг снесла золотое яичко. У деда и бабы разбить его никак не получалось, несмотря на многие попытки. Зато это случайно смогла сделать мышка. Ей стоило всего лишь махнуть хвостиком. Но вместо того чтобы обрадоваться, дед и баба почему-то очень огорчились. Курочка успокоила их и сказала, что будет им новое яичко, обычное, не золотое.
Однако эта история имеет несколько вариантов. В некоторых из них появляются новые действующие лица: поп и попадья.
Смысл сказки
Вот такая, на первый взгляд, простенькая история. Но в чем же смысл сказки про курочку Рябу? Этот вопрос интересен многим. Некоторые считают, что сказка вообще смысла не имеет. С этим утверждением вряд ли согласится большинство людей. Сказки ведь издавна рассказываются не только для интереса, но и для того чтобы научить чему-то хорошему. Со смыслом этой сказки предстоит разобраться.
Главное противоречие сказки в том, что дед и бабка плачут оттого, что золотое яйцо разбилось. Но ведь они так этого хотели! Возможно, яйцо оказалось пустым, и бабку с дедом постигло разочарование. Может, они просто хотели поесть, а яйцо, разбитое мышкой случайно, растеклось по полу? Возможно, что и не золотое оно было, а просто с золотистой скорлупкой, старики же думали, что оно особенно вкусное.
Скрытые смыслы
Некоторые исследователи сказки посвятили много лет, чтобы найти связь ее с мифологией. Часто сказку связывают с древними мифами о Мировом яйце, из которого рождается либо вся Вселенная, либо часть мира, либо кто-то из богов. Образ мыши также символичен. В мифах многих народов говорится, что это животное родилось из земли. Таким образом, сказку связывают с мифами о сотворении и конце мира.
В некоторых более полных версиях сказки, после того как яйцо разбилось, со всеми, кто об этом узнал, случились какие-либо несчастья.
Существует мнение, что в сказке есть связь с языческими обрядами. При этом яйцо сравнивается с луной или солнцем. Яйцо золотое – солнце. Образ серой мышки – вечер. Разбитое золотое яйцо – закат. Простое яйцо – луна.
Интересна трактовка сказки у М. Е. Вигдорчика. Он считает, что золотое яйцо представляет собой символ ребенка. Попытки разбить яйцо – это символ воспитания ребенка. Но у деда с бабкой ничего не получается, а у мышки получилось. Мышка – символ легкомысленной снохи, которая для родителей мужа представляется в каком-то роде соперницей. Им обидно, что у нее получилось воспитать ребенка, а у них нет.
Сторонники психоанализа (например, С. З. Агранович) считают, что яйцо в сказке играет роль спасителя, это некий символ жизни. Золото же символизирует смерть. Поэтому старики так старались его разбить. Но когда это сделала мышка, они испугались, так как не знали, чего ждать дальше. Мышь является посредником между миром живых и миром мертвых, она может совершать и хорошие поступки, и плохие. На свое усмотрение. А когда курочка говорит, что снесет обычное яичко, все радуются, так как будущее прояснилось. Жизнь победила.
Актуальность сказки в наше время
Детские истории являются собранием народной мудрости, пусть и не в форме поучения. Сказка про курочку Рябу не исключение. Однако времена меняются, появляются новые реалии. Многие авторы пробуют по-своему рассказать известную всем легенду. Весьма интересна сказка про курочку Рябу на новый лад Ольги Ахметовой. В ее трактовке мышь, увидев яйцо, захотела его украсть, она позавидовала тому, что дед и бабка «станут богачами», а ведь и она «достойна миллиона». Те, в свою очередь, слишком долго думали, что делать со свалившимся на голову богатством. В итоге яйцо разбилось и не досталось никому. Смысл этой сказки в том, что каждому в жизни может выпасть счастливый шанс, но нужно распорядиться им с умом.
Еще одна сказка про курочку Рябу повествует о том, что яичко оказалось не золотым, а всего лишь киндер-сюрпризом. В сказке Игоря Шандры Ряба снесла яйцо Фаберже. Его отнесли на хранение в банк, чтобы уж наверняка не разбилось. Но и в этой версии деда с бабкой ждали слезы. А виновата оказалась компьютерная мышь: «хвостиком махнула», и весь банк исчез. А Ряба утешила тем, что исчезла подделка, а настоящее яйцо в целости и сохранности.
Вот такие интересные истории, и это лишь малая часть. Все говорит о том, что и в наше время сказка про курочку Рябу вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых.
Споры насчет морали сказки
Серьезные исследования сказки вызывают уважение, но вряд ли обычный человек будет искать скрытые смыслы. Но чему все-таки учит эта история? В чем мораль сказки про курочку Рябу?
Каждый может понимать ее по-своему. Есть мнение, что яйцо – символ любви, которую не смогли уберечь дед и бабка. Рябая курочка – символ Высшего разума, поэтому она и черно-белая, так как сочетает в себе и добро, и зло. Мышка – какая-нибудь сплетница. Если долго разбивать любовь, то отношениям может прийти конец из-за какой-нибудь мелочи вроде сплетни. А простое яйцо – не любовь, а привычка, которая появилась со временем. Мораль – надо дорожить отношениями, беречь любовь.
Кто-то считает, что сказка говорит о том, что не надо быть глупыми и завистливыми. Ведь дед и бабка даже не понимали, для чего они хотят разбить яйцо, а когда это сделала мышка, они просто позавидовали ей. Мораль – нужно обдумывать свои поступки и не быть завистливыми.
Возможно, золотое яйцо представляет собой символ богатства, к которому не надо так отчаянно стремиться. Дед и бабка долго бились над тем, чтобы достичь материальных благ, но тут мышка (случайность) показала им, разбив яйцо, что в нем нет ничего особенного. Простое яйцо, которое потом пообещала курочка, – символ вечных ценностей. Мораль - можно быть счастливым и без стремления к накопительству богатства.
Есть также версия, что сказка учит не планировать жизнь до мелочей. Всегда есть место для случайности.
Способен ли ребенок понять эту сказку?
Не просто так говорят, что устами младенца глаголет истина. Несмотря на множество интерпретаций, сказка про курочку Рябу все-таки является детским произведением.
Дед и баба, по мнению многих малышей, плачут оттого, что они сами не смогли разбить золотое яичко. Вот откуда столько переживаний.
Конечно, впоследствии родители могут предложить ребенку и свою версию о том, чему же учит эта сказка. Неплохая воспитательная беседа получится.
fb.ru
Курочка Ряба / Православие.Ru
Когда разговор заходит о том, почему Бог так неравномерно распределяет Свои дары среди людей, мне всегда приходит на ум знакомая всем с младенчества «Курочка Ряба». Хотя… Знакомая-то она знакомая. Но ведь загадочная и непонятная история, ежели подумать. Почему дед с бабой сначала так упорно пытались разбить золотое яичко, а после – горько заплакали, когда оно упало и разбилось? Почему Курочка в утешение им обещает снести не золотое яйцо, а – простое? Отчего прозаический кальций оказался для деда с бабой предпочтительней благородного металла?
Существует множество объяснений этой старинной сказки. Рискну предложить здесь собственное.
Дед и баба хотели удовлетворить самую минимальную свою потребность — позавтракать. Но в этот раз им попалось какое-то странное небьющееся обычными способами яйцо, из которого никак не удавалось приготовить омлет. А тут еще мышка как назло это неправильное яйцо разбила об пол. Цены золоту они не знали, и потому стали плакать о безвозвратно пропавшей яичнице. Вот Курочка и пообещала им в утешение то, что они так хотели получить — обычное яйцо, без всяких благородных аномалий.
У деда с бабой был шанс выйти на совершенно иной уровень жизни, но они не сумели им воспользоваться в силу устоявшихся стереотипов. Курица, способная нести золотые яйца, оказалась им не нужна.
И в вопросе о «неравномерности» благ, подаваемых Богом различным людям, мне видится примерно такое же объяснение. Бог любит каждого из нас. И любому человеку готов немедленно дать все мыслимые и даже немыслимые нами дары и радости, включая те, о которых апостол Павел говорил: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9-10). Но… многие ли способны увидеть для себя радость в том, чего они никогда не слышали и не видели? Не окажутся ли эти щедрые Божьи дары таким вот золотым яичком из сказки для тех, кто жаждет совсем других радостей и утешений?
Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «И в будущем веке Бог всем дает блага — ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим. Посему здесь, имея влечение к иным вещам и достигая их, мы хоть как-то наслаждаемся, а там, когда Бог будет все и во всем (1Кор.15:28), и не будет ни еды, ни пития, ни какого-либо плотского наслаждения, ни несправедливости, те, кто уже не имеет обычных удовольствий, но и к тем, что от Бога, уже не восприимчивы, мучаются неизбывно, не потому, что Бог сотворил наказание, но потому, что мы сами устроили себе наказание, так как и смерть Бог не сотворил, но мы сами навлекли ее на себя».
И ведь не просто символом материального благополучия выступает в сказке золотое яичко. Есть у золота и другие, куда более благородные смыслы. Например, в иконном письме штрихи из золота символизируют присутствие Божественного света, сияние иного, горнего мира, прорывающееся в нашу жизнь свыше. Вот и в сказке золотое яичко можно рассматривать как некий дар, что называется – не от мира сего. Тот самый, которого глаз не видел, ухо не слышало, и на сердце не приходило желание его получить.
Там, где стремления человека сосредоточены лишь в еде, питье и плотских наслаждениях, это небесное золото становится ненужным мусором, сброшенным на пол неосторожной мышкой. Бог, конечно же, до конца дней будет посылать такому человеку «яичко не золотое, а простое». То есть те самые – еду, питье и возможность наслаждаться. Но ведь дни эти рано или поздно закончатся. И тогда единственным достоянием каждого из нас окажется небесное золото Божественного присутствия, сияние Его бесконечного милосердия и любви. А уж обрадуемся ли мы этому золоту, или горько заплачем как Дед и Баба из сказки, сейчас можно лишь предполагать. И нужно готовить себя к этой самой главной встрече. Пока еще есть время.
www.pravoslavie.ru
Не всем известная «Курочка Ряба»
Хотите удивить знакомых? Предложите им прочитать русскую народную сказку о курочке Рябе. Если ваши друзья не знатоки фольклора – эффект обеспечен. Вот в каком виде нашёл и записал эту непростую историю знаменитый собиратель сказок Александр Николаевич Афанасьев:
Курочка
Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.
Ничего себе сказочка! Может быть есть ещё какой-то вариант? Есть! Вот он:
Курочка (вариант сказки 2):
Как у нашей бабушки в задворенкеБыла курочка-рябушечкаПосадила курочка яичушко,С полки на полку,В осиновое дупёлко,В кут под лавку.Мышка бежала,Хвостом вернула —Яичко приломала!Об этом яичке дед стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать,Курицы летать, ворота скрипеть;Сор под порогом закурился,Двери побутусились, тын рассыпался;Поповы дочери шли с водою,Ушат приломали,Попадье сказали:«Ничего ты не знаешь, матушка!Ведь у бабушки в задворенкеБыла курочка-рябушечка;Посадила курочка яичушко,С полки на полку,В осиновое дупёлко,В кут под лавку.Мышка бежала,Хвостом вернула —Яичко приломала!Об этом яичке строй стал плакать,Баба рыдать, вереи хохотать.Курицы летать, ворота скрипеть,Сор под порогом закурился,Двери побутусились, тын рассыпался;Мы шли с водою — ушат приломали!»Попадья квашню месила —Все тесто по полу разметала;Пошла в церковь, попу сказала:«Ничего ты не знаешь...Ведь у бабушки в задворенке
(Снова повторяется тот же рассказ.)
......... тын рассыпался;Наши дочери шли с водой —Ушат приломали, мне сказали;Я тесто месила —Все тесто разметала!»Поп стал книгу рвать —Всю по полу разметал!
Ну, как? Похоже на знакомую с детства историю? Но других вариантов у Афанасьева нет, а его сборник считается самым полным собранием сказок.
Что же за текст мы читаем малышам по названием «Курочка Ряба»?
Это – адаптированный вариант. Его написал замечательный педагог и талантливый литератор Константин Дмитриевич Ушинский. Уж он-то знал, как не напугать, а заинтересовать и попутно и воспитать ребёнка. В нашем аудиосборнике сказок «Курочка Ряба» сказка звучит именно в его обработке. А сопровождают её народные мелодии, сыгранные на настоящих звончатых гуслях, детские прибаутки, пестушки, песенки. Деткам понравится!
Е. А.
1chevostik.livejournal.com
Сказка – ложь, да в ней намек…
Сказка о Курочке Рябе поражает своей абсурдностью. С одной стороны, по всем признакам, самая древняя архаика, вероятно, древнейшая на Земле сказка. А с другой стороны, как это понимать?Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила.Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед! Не плачь, баба! Снесу вам яичко, не золотое – простое.
Что, простое яичко – равноценная замена золотому, которая должна почему-то утешить деда с бабой? С другой стороны, чего они так горевали, если сами хотели, старались его разбить? Ну, и получили, чего хотели!Чушь какая-то.
Разобраться, используя подобный, извините за выражение, пересказ, невозможно. Чтобы разобраться, нужно обратиться первоисточнику.Всегда говорю и не устану повторять: Читайте первоисточники!
Как же сказка звучала на самом деле?А вот как:
Курочка Ряба (оригинальный текст)
Жили-были дед да баба,У них была курочка ряба.Снесла курочка яичко:Пестрó, вострó, костянó, мудренó, -Посадила яичко в осиновое дупёлко,В кут - под лавку.Мышка бежала, хвостом вернула,Яичко приломала.Об этом яичке дед стал плакать,Бабка рыдать,Вереи - хохотать,Курицы летать,Ворота скрипеть,Сор под порогом закурился,Двери побутусились, тын рассыпался,Верх на избе зашатался...А курочка ряба им говорит:Дед не плачь, бабка не рыдай,Куры не летайте,Ворота не скрипите, сор под порогомНе закуривайся,Тын не рассыпайся,Верх на избе не шатайся -Снесу вам еще яичко:Пестрó, вострó, костянó, мудренó,Яичко не простое - золотое.
(Кут - ларь, в котором зимой держали кур. Вереи - столбы, на которые навешивались ворота. Побутусились - выпятились, выгнулись. Тын - забор, частокол.)
Вот так раз! Оказывается, все с точностью до наоборот. СНАЧАЛА было простое яичко, а ОБЕЩАНО золотое!Ну, это уже на многое проливает свет.И все же, для того чтобы понять подлинный смысл этой древнейшей, дошедшей от начала времен сказки, нужно внимательно прочитать ее содержание, строчку за строчкой.
Образ Птицы, которая сносит Мировое яйцо, присутствует во многих мифологиях, религиях. Но нас интересует славянская версия, поэтому обратимся к близким ей по духу и происхождению:
1. Финно-угры, чья мифология тесно перекликается со славяно-арийской, сообщают (в эпосе "Калевала"), что утка, "дочь воздушного пространства", зачала от восточного ветра и снесла на колено матери воды Ильматар несколько яиц. Эти яйца разбились и из их частей родился мир.
Первоначально вся поверхность нашей планеты была покрыта сушей – изначальным материком. В процессе расширения планеты этот первоматерик – яйцо раскололся, и его части стали нынешними материками, все дальше расходящимися друг от друга (по мере дальнейшего планетарного расширения Земли).
Будем называть этот первоматерик в соответствии с тем как это принято теперь – Гондваной. Только он вовсе не стоял посреди океана, а именно покрывал всю поверхность планеты (что доказано компьютерным моделированием)! Мировой океан возник из недр Земли в процессе расширения – дегидратации, то есть выделения водорода из изначального материала ядра – гидрида железа и соединения его с кислородом. Вот почему яйцо, или изначальный материк-суша был снесен «на воды» - «воды» зарождались внутри планеты!
2. В индуизме божественная птица сносит на изначальные воды Космическое яйцо, из которого возник Брахма, верховный бог этого мира. В другой ведической версии желток яйца, золотой зародыш - Хираньягарбха является первоначальной формой Праджапати, создателя Вселенной.
3. Славяно-арийская, ведическая, а как следствие, индуистская версия вполне логично перекликается с древнеегипетской:
В древнеегипетской космогонии белый гусь "Великий Гоготун", воплощение бога земли Себа, сносит яйцо, из которого рождается бог солнца Ра.
Себа, или Сва. В ведической мифологии говорится о Матери Сва, или Матери Славе – породившей этот мир «И вот Матерь Слава бьёт крылами по бокам своим с двух сторон, как в огне, вся сияя светом» («Велесова книга»).
Ряба, рябая курица, или курица в крапинку, символизировала звездное небо, которое в свою очередь символизировало Матерь Сва или Матерь Славу. «Как в огне, сияя светом», ночное небо выглядит в Арктике, где была древняя Гиперборея, прародина славяно-ариев, во время полярного сияния.
Так что с курочкой рябой все и вполне ясно.
Дед и баба – да, это отдельная тема. Судя по ряду источников, дед – это Сварог, творец и создатель мира (отсюда глагол, воспринимаемый нами как жаргонизм, а на самом деле чрезвычайно древнее слово – сварганить, то есть сотворить; так же как слово «макар» в шакта-йоге означает метод, способ, отсюда русское «таким макаром» - санскрит и русский родственные языки, поскольку индо-арии и славяно-арии некогда в прошлом составляли один народ).
Баба – жена Сварога, или Брахмы, Сарасвати (снова, как и ожидалось, корень Сва) – богиня мудрости в индуизме.
В греческой мифологии, которая по сути представляет собой позднейший пересказ славяно-арийских вед, Афина, богиня мудрости, родится из головы Зевса, будучи таким образом его дочерью. Строго говоря. Мать Сва, тоже не только жена, но и… дочь Сварога. Такой вот божественный инцест, но не будем углубляться.
Тем более что Сва – не только баба, которая «с дедом», но и сама «курочка ряба». Важно другое – яйцо, планета Земля, первоначальный материк раскололся, возникли материки и мировой океан, современный мир. Но возникновение означает и конец, как мы увидим чуть позже.
Что касается родственности и даже отчасти идентичности индуизма и славяно-арийского ведизма, это не требует дополнительных объяснений, по крайне мере, для читателей моего блога. Остальных можно отослать к источникам, коих предостаточно.
Перейдем ко второй части «сказочки».
Яйцо разбивается мышью.
Мышь – изначально хтонический образ, то есть относящийся к подземному, инфернальному царству. Это древнее представление сохранилось в частности в языках, например, geli- (индо-европейск. праязык "мышь") - qela (лидийск. "земля"). В древнеегипетской мифологи мышь - порождение земли.
Итак, хтонические, инфернальные, или адские силы сокрушают яйцо, или жизнь. Наступает апокалипсис. Описание его в сказке о рябее сходно с «Апокалиписом» Иоанна Златоуста: плач людской, дым столбом, ураган, землетрясение.
Есть и другие версии сказки (всего их около 60-ти), мало отличающиеся от оригинала, но с внесением некоторых дополнительных деталей. Например, дуб, сбрасывает листву, сорока ломает ногу, поповская дочка, разбивает ведра, с которыми шла по воду, попадья выбрасывает в окно пироги, поп разрывает священные книги и разбивает себе голову о косяк двери.
Поп – понятие более позднее, восприятие священника как такового. У славяно-ариев священники – волхвы, ведуны, или хранители Вед – священных тестов. Эти священные тексты ведун и разорвал, потому что знание при Конце света не имеет никакого значения. И разбил себе голову – материальное вместилище разума. Но душа-то ведь не умерла, как и знание не может умереть. И за концом мира следует начало мира нового!
Вот тут становится чрезвычайно интересна подробность: «вереи хохочут». А чего это столбы собственно хохочут? Вокруг смерть, разрушение, ужас, а им смешно?
Мы знаем, что древние славяне сжигали покойников и при этом хохотали. Ибн Руста Абу Али Ахмед ибн Омар пишет в книге "Дорогие ценности" (9 век н.э.):
«Страна славян - ровная и лесистая, и они в ней живут.Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают.При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость».
Почему или зачем они смеялись?
Также и Страбон сообщал о египтянах, которые хоронили своих мертвецов под громкий хохот.
Я не очень люблю В.Я. Проппа, но в деталях он иногда полезен. Так вот Пропп считал, что смех у древних при смерти и при убийстве означал предстоящее новое рождение.
"Смех при убивании превращает смерть в новое рождение, уничтожает убийство. Тем самым этот смех есть акт благочестия, превращающий смерть в новое рождение" (Кайсаров А. С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов, 1993.).
То есть смех – это способ начинания или зачатия новой жизни через смерть.
Таким образом, хохот – символ воссоздания жизни через смерть.
Теперь понятно, что хохот верей – это предвестие новой жизни через смерть и разрушение этого мира.
Вот почему смеются столбы.
Не будем углубляться в тему столбов, известно насколько символичен образ столба во всех мифологиях и в первую очередь в славяно-арийской и индо-арийской, тут и связующее звено между небом и землей и путь восхождения, и даже фаллический символ. Шива, мировая энергия, создание-разрушение миров. Столб – это ось земли, которая находится на Северном Полюсе («трутся спиной медведи о земную ось») и на котором восседает Кот-Баюн, он же Мировое Древо (у Пушкина кот ученый ходит по древу, по цепи, только у него направо-налево, а в славяно-арийской мифологии вверх-вниз).
Все это отдельная большая тема. Сейчас главное – смех при гибели мира, а значит, предвестие нового мира и новой жизни.
При этом ворота скрипят, верх на избе зашатался, тын рассыпался – все ясно указывает на ураганный порыв ветра. И этот ветер наполняет избу, важная подробность – «двери побутусились», то есть раздались, выгнулись наружу, дом наполнился ветром.
Ветер оплодотворяет курочку рябу, как он является оплодотворяющим началом в главных мифологиях (отсюда «ветром надуло» о непонятной беременности). Это беременность новым миром.
Почувствовав это, курочка ряба успокаивает всех: будет новый мир, лучше прежнего, не дрянной, а золотой.
Согласно индуизму, четыре эпохи, или Юги - Сатья Юга, Трета Юга, Двапара Юга и Кали Юга составляют Манвантарный цикл (Махаюга или Чатурвь-юга).Мы живем в эпоху Кали-Юга, которая началась в 3012 г. до н.э. и продлится еще долго.
Кали Юга соответствует Железному веку, это эпоха глобальной деградации, когда добродетель приходит в полный упадок, праведники бедствуют, преступники процветают.
Вот описания Кали-Юги в индуизме:
«Нормы законности и справедливости в отношенияхмежду людьми будут устанавливаться тем, кто сильнее.
Алчные и безжалостные правители будут вести себя нелучше обычных воров».
(Шримад Бхагаватам)
«Когда наступает век Кали, на Земле воцаряется обман,ложь, лень, сонливость, насилие, подавленность, скорбь,замешательство, страх и бедность.
Люди не будут считать зазорным зарабатывать на жизньлюбыми отвратительными способами, даже если для этогоне будет никакой веской причины.
Мужчины в Кали-югу будут совершенно жалкими созданиями,находящимися под властью женщин.
Бескультурные люди будут от имени Бога собиратьмилостыню и зарабатывать себе на жизнь, просто рядясь водежды монахов и играя в показную отреченность.
(Бхуми-Гита)
«В Кали-югу преобладает на три четверти беззаконие».
(Махабхарата)
"Нисходящее движение проявления», Кали Юга - конец Манвантарного цикла (Чатурвь-юги), когда "искра бытия" исчерпывается, выветривается и возникает особая ситуация конца времен, апокалипсис.
За апокалипсисом следует новый цикл, мир переходит в новую Золотую Эру, называемую в индуизме Сатья Югой. Золотое яйцо, обещанное курочкой рябой, и является этой эпохой, «золотым веком»», когда люди вновь будут жить в согласии с Троицей Богов (Отец-Сын-Святой Дух в христианстве, Брахма-Вишну-Шива в индуизме, Троебожие в славяно-арийских ведах) и в гармонии природой.
Итак, становится понятным смысл сказки «о курочке рябе»:
Курочка Ряба снесла яйцо, то есть мир в четвертую, нынешнюю, Железную эпоху. Хтоническое, инфернальное начало Мышь разбивает или надтрескивает («приломает») это яйцо, таким образом, завершая Кали Югу (параллельный смысл – создавая населенный человечеством мир, расколовшийся на части первоматерик и мировой океан). В итоге наступает конец света, мир гибнет. Однако хаос является началом новой Золотой эпохи, Сатья Юги, новым миром и новым циклом Манвантары.
Вот так. Сказка о курочке рябе – это и рассказ о начале мира (расколе первоматерика) и пророчество о конце Железной Эры (окончании Кали-Юги) и наступлении нового «золотого века».
То есть собственно, сказ о курочке рябе – это и пророчество о конце этого мира и конце Кали- Юги, и сообщение о сотворении мира, расколе первоматерика, образовании материков и Мирового океана в процессе расширения планеты (дегидратации планетарного ядра). В первом случае золотое яйцо – это новая эпоха, Золотой Век. Во втором – сама жизнь, пришедшая на безжизненную, но «целую» планету.
Смысл глубинный, мудрость вековая, идущая от начала времен – вот что такое эта сказка. Почему ж ее так исказили, зачем и когда, урезали до двух предложений, да еще и вывернули наизнанку, превратив в абсурд?
Глупо, да, странно, что мы так мало знаем о религии, истории и философии своих предков, между тем история Руси началась вовсе не с Крещения, а минимум за несколько тысячелетий до этого события. И какие только глубины знаний не скрываются в этой истории. А может затем и скрываются, чтобы мы их искали?
Ну, будь сказка о курочке рябе хоть сколько-нибудь логичной, пусть даже и примитивной, разве кто-нибудь стал искать ее смысл?
i-sergeev.livejournal.com
Версия-акростих от Доктора Хэви (2:5009/20.9): Семья (муж и жена) жила в деревенском доме. Хорошо жила. Hо была у них проблема — муж во сне ужасно храпел. Его к местным бабкам водили, в город к врачам возили — всё без толку. Стоит мужику заснуть — тут же храпеть начинает. Очень громко. Любила его жена. Разводиться не хотела. А делать нечего — достал её постоянный храп. Как-то раз решили они дома печку переложить и наняли печника. Умный печник попался, опытный. Дело своё знал. Раскурочил он старую печку до последнего кирпичика — старая она была. Отдохнул малость, да за новую печь принялся. Часов шесть работал, устал как собака. Hо только половину печки сложил. Кто-кто, а наша хозяйка не могла гостя без стопки водочки отпустить. А мужа дома не было. Так что сели они за стол вдвоём. Дёрнули. Тут хозяйка и пожаловалась ему на судьбу свою. Ерзал печник на стуле, чесал затылок, да спросил вдруг: — Дорогая хозяюшка, а что, муж твой на спине всегда спит? — Угу, — отвечает та. — Я тебе вот что скажу: только он захрапит, раздвинь ему ноги немного. И храп тут же прекратится. Что-то в этом совете показалось хозяйке странным. Hо решила попробовать. Как только ночью муж захрапел, раздвинула она ему ноги Он моментально храпеть прекратил — как отрезало. Hа следующий день вновь печник пришёл — работу доделать. А хозяйка ему сразу стол накрывает, да поллитру ставит. — Что случилось-то? — печник спрашивает. — Избавитель ты мой! Спас семью нашу, родненький! Слушай, расскажи — в чём секрет? Ты ведь знаешь, я его в город возила — даже там вылечить не смогли! Он и сам своей беде не рад был. А ты вмиг его вылечил — не глядя. Сел печник за стол, выпил, да и говорит: — Hам, печникам, мудрости докторские неведомы. Мы по-своему мыслим. Если ноги сдвинуты, яйца сверху лежат. Стало быть, если раздвинуть их, то упадут яйца. Лежат себе, значица, жопу закрывают. А коли жопа закрыта — тяги нет. Вот и не храпит твой мужик! |
lurkmore.to