Как писать обзоры правильно: осваиваем нестандартное направление. Как составить обзор журнала
Как писать обзоры правильно: осваиваем нестандартное направление
Перед тем как писать обзоры нужно понять, что это за тексты, какие функции они выполняют и для чего вообще нужны? Постараюсь максимально близко подвести вас к сути написания текстов этого направления.
Что такое обзор?
Это краткое изложение большого текста. Например, чтобы привлечь внимание пользователей к выходу какого-либо продукта пишутся рецензии. Человек, прочитав чем полезна для него выставка, описанная в рецензии, будет понимать нужно ли ему посещать ее. Это пример.
В случае с обзором, читатель поймет, как воспользоваться информацией, например, написанной на 50 странице журнала, и стоит ли ему покупать это издание? В общем – это краткое описание большого письменного материала.
Допустим, абитуриент поступает в Академию и приносит свою дипломную работу. Профессор, чтобы не читать ее полностью, просит написать краткий обзор, чтобы понять, нужно ли ему открывать папку и вчитываться?
Это «корявый» пример о том, как писать обзоры и вообще для чего они нужны? На самом деле профессиональные описания встречаются в различных направлениях и от правильности их составления зависит многое.
Важный и, я не побоюсь этого выражения основной критерий – логическая оценка общей темы статьи. Она должна конкретизироваться и поддерживаться аргументами, побуждающими к доскональному изучению.
Читайте также: Как правильно писать аналитические статьи?
Где используются обзоры?
Как тексты этой направленности используются? Это, наверное, более конкретный вопрос. Наряду с рецензиями, писать обзоры нужно в различных ситуациях. Это и краткое описание вашего блога, какой-то статьи на сайте.
Мы живем в эпоху зависимости читателя от печатной и визуальной информации. Прежде чем выбрать что-то, потребитель перечитывает массу информации и думает, как выбрать подходящий товар?
Например, вам нужен ноутбук. Но чтобы определить хорошую модель, недостаточно только знать, что сделан экземпляр из прочного пластика и внутри используются современные модули от известных компаний.
Хорошее описание ноутбука можно растянуть не на одну печатную страницу, а как заставить читателя изучить все досконально? Конечно, нужно писать обзор описания ноутбука, в котором будет вся информация нужная ему.
Как и рецензии я причисляю обзоры к продающим текстам. Они отлично продаются и хорошо оплачиваются. Только писать на продажу их нельзя. Только по заказу клиента и строго о том, что нужно заказчику.
Как писать обзоры правильно?
Есть несколько тонкостей в написании обзоров. Помните, что в тексте преподносится не ваше мнение. Необходимо досконально изучить продвигаемый продукт и на его основе писать обзоры. Как это сделать? Вот несколько моих наработок:
- Вначале продумываем структуру прочитав исходный документ. От него вы и будете отталкиваться, думая, как написать обзор?
- Выведите для себя итог из полученных знаний. Выделите важные моменты и запишите их в отдельном документе. На них нужно будет делать особый акцент.
- Читая материал постарайтесь найти противоречия. Даже в самом идеальном продукте они найдутся.
- Подумайте достаточно ли информации предоставлено, чтобы по ней можно было писать обзор? Если что-то непонятно – спрашивайте у заказчика.
После прочтения исходного документа нужно проанализировать полученную информацию. Подумайте – узнали ли вы что-то новое? Не противоречит ли информация той, которую вы знали раньше? Как данные могут восприниматься человеком? Есть ли явные недостоверные данные, по которым понятно, что они выходят за рамки правил?
В общем, вам нужно четко понять, о чем статья, чтобы писать по ней обзор и понять, как правильно это сделать. Если с первого раза вы не поняли – перечитывайте текст еще раз. Выпишите ключевые моменты, к которым причисляются следующие типы:
- Цели, поставленные статьей.
- Теоретические и базовые предложения потребителю.
- Если четкая концептуальная линия?
- Выделены ли факты и имеют ли они вес?
- Рассказывает ли статья о проблеме относительно которой она написана?
- Как и насколько понятно написан текст?
Правильно определяем структуру обзора
Если вы все определили для себя и наметили четкую линию, нужно подумать, как поступать дальше? В техническом плане нужно придумать хороший заголовок обзора. В этом плане можно выбрать два типа:
- Утвердительный;
- Вопросительный;
- Описательный заголовок.
Тип определяется по тому, как и в каком ключе написана статья? Говорит ли она четко о том, что человек сможет получить в конкретном случае, спрашивает читателя о проблеме и о том, хочет ли он решить ее или описывает продвигаемый продукт.
Далее идет вступление и здесь тоже нужно подумать, как правильно написать его? В обзоре во вступлении часто оставляют ссылки на основной материал. Для тех кому не терпится получить информацию.
Вступление пишется в любых ключах. это может быть и утверждение информации как актуальной, описание ваших впечатлений о продукте и другое, что может зацепить читателя. Все от третьего лица, никаких я. Введение составляет максимум 20% обзора, и вы должны уложиться в эти цифры.
В теле статьи нужно писать основные мысли предварительно суммировав их. Как это сделать если продвигаемый текст небольшой? Выделите в обзор основные мысли, подкрепив их фактами исследования или доказательствами актуальности информации.
Хотя писать обзоры рекомендуется с использованием цитат из основного документа, старайтесь реже использовать такие выделения. Максимум два раза – только самых основных момента. Если в продукте много важных моментов, можно выделить один самый весомый, не забыв упомянуть как доказательство отзывы покупателей или факты производителей.
Важны в написании обзоров цитаты из других источников. Если таковые есть, поинтересуйтесь у заказчика и спросите, как вы можете использовать их? Никогда не пишите, что продукт понравился именно вам. Только доводы со сторонних источников.
Интеллектуальное завершение
В конце пишите обзор основных параметров суммируя все положительные стороны, описанные в статье, а также подтвердите еще раз ценность информации фактами из других источников. То есть сделайте уклон на то, как пригодится вам информация или продвигаемый продукт? Какие знания почерпнет пользователь? И не забывайте, что завершение составляет не более 10% от обзора.
В конце, хочу немного дополнить от себя. Писать обзоры начал где-то после двух лет работы в копирайтинге. Сегодня этим не занимаюсь, но четко помню, что такие тексты приносили неплохой доход, если найти клиентов.
Но вот до сих пор я не понимаю разницы в рецензии и в обзоре. Как разделяются эти два типа статей? Буду рад если кто в комментариях дополнит мои знания.
kopiraitery.ru
Как писать обзор: правила и рекомендации.
Пользу обзоров сложно переоценить. Это хорошая работа для тех, кто пишет тексты, и полезная информация для потенциальных покупателей. Однако, чтобы обзоры действительно приносили пользу, необходимо знать о том, как правильно их писать.

Разработка термина
Чтобы понять, как писать обзор, нужно разобраться, что же это такое. Прежде всего, обзор - это короткое изложение, можно сказать, конспект текста. Для привлечения внимания к выходу продукта служат рецензии. Например, прочитав рецензию об экспозиции, человек сможет решить, идти на нее или нет.
Воспользовавшись обзором, читатель сможет понять, будет ли ему полезна информация, написанная на нескольких десятках страниц какого-либо журнала. Обзор - это короткое изложение большого текста. Проще всего понять разницу на примере: абитуриент при поступлении в Академию предоставляет свою дипломную работу. Как правило, чтобы не читать всю работу полностью, профессора просят написать обзор, чтобы понять, стоит ли вообще открывать папку. Грамотно написанный обзор может стать ключом к успеху всей работы, и прежде всего стоит логически оценить общую тему статьи, затем подтвердить ее аргументами, которые будут побуждать читателя к изучению целого текста.

Использование обзоров
Подобные тексты применяются сейчас довольно широко. Обзор может использоваться в описании блога или какой-либо статьи на сайте, он может представлять товар или книгу.
Люди сейчас доверяют визуальной и печатной информации. Прежде чем приобрести товар, потребитель перечитывает массу статей о нем, смотрит видео и отзывы, и только после этого решает, подходит ли ему этот товар: именно поэтому каждый копирайтер должен знать, как правильно писать обзоры. К примеру, студенту необходим букридер. Чтобы понять, насколько он хорош, недостаточно просто посмотреть на внешний вид. Многие недостатки выявляются только в процессе работы, и покупатель ориентируется на отзывы других людей, читает статьи. Что может побудить его к такому детальному изучению товара? Конечно же, хороший обзор. Поэтому рецензии и обзоры можно причислить к продающим текстам.

Несколько правил
Есть правила о том, как писать статью-обзор. Прежде всего, нужно хорошо изучить продукт, о котором пойдет речь и помнить, что обзор - не личный отзыв. После прочтения исходного документа или просмотра видео необходимо придумать структуру обзора. Выводя из полученных знаний итоги, нужно выделить основные моменты и записать их, чтобы сделать на них акцент. У каждого продукта есть как достоинства, так и недостатки: и те, и другие должны быть отражены в обзоре. Если информации для обзора недостаточно, различные моменты можно уточнять у заказчика.
Анализ информации
Всю полученную из исходников информацию нужно подвергуть анализу. Если найдены противоречия, а это возможно даже в самом хорошем тексте, следует уточнить ее в других источниках или у самого заказчика, отделить явно недостоверные факты. Все это поможет сделать обзор понятным и удобным для восприятия.
Вот еще несколько правил о том, как писать обзоры. Ключевым моментом в работе является определение целей, поставленных статьей. Обязательно должны быть выделены самые весомые факты, а статья действительно должна рассказывать о той проблеме, которая отражается в обзоре. Текст должен быть написан понятно. Если исходный материал ориентирован на профильную аудиторию, то в обзоре допустимо определенное количество терминов. Если же тема более общая, не стоит перегружать его сложными конструкциями.

Заголовок - наше все
Хорошее название - один из ключей к успеху, это еще одно правило, как писать обзор. Классическими являются три вида заголовков: описательный, утвердительный и вопросительный, хотя некоторое время назад стали популярны отрицательные заголовки, например "Не покупайте эту куртку".
Такое название было использовано в рекламной кампании одного американского бренда. Во время грандиозных распродаж в Черную пятницу с помощью такого названия создатели пытались привлечь внимание к проблемам экологии. Неизвестно, добились ли они в этом какого-либо успеха, а вот продажи курток этой модели выросли вдвое.
Тип названия можно подобрать, если проанализировать, в каком ключе написана статья. Например, она может говорить о том, что получит человек в данном случае, спрашивать о решении задач или описывать что-либо. Далее следует вступление, в котором можно дать ссылку на основной материал. Вступление можно написать в любом ключе, но оно должно быть интересным, зацепить читателя, иначе он не станет читать обзор. Можно добавить личное впечатление о продукте, но только в третьем лице. Введение не должно составлять более 20 % от общего объема обзора.

Литобзор
Как правило, сталкиваются с обзорами не только копирайтеры, но и студенты. О том, как писать обзор литературы, можно узнать у научного руководителя или на общих консультациях, однако возможность явиться туда есть не у всех, а тем более при заочной форме обучения. Есть два основных типа литобзоров. Хронологический подход подразумевает изложение материалов в порядке их исторического развития, ключевые моменты рассматриваются в том порядке, в каком они происходили, также указываются весомые гипотезы, альтернативные и конфликтующие течения, вклад автора гипотезы в общую картину произошедшего. Логический подход включает в себя подразделы, в которых описывается объект исследования, характеристика его связи с другими областями практики и науки, его значимость.
Не рефератный, а аналитический характер работы подскажет, как писать обзор литературы. Пример хорошей работы - это умение увязать данные из различных источников с целями своего исследования. Важно умение выявить и показать проблемные места в общей массе информации по данной теме, например противоречия в суждениях ученых или аспекты, разработанные недостаточно хорошо. Все это должно быть в обзоре.
fb.ru
Как написать обзорную статью?
Обзорная статья – это научный метод, цель которого познакомить читателя с результатами исследований, идеями и дискуссиями по разным темам в сжатой форме. Фактически – это сбор, анализ и обсуждение опубликованной информации по определенной теме.

Обзорная научная статья - полезный доступный инструмент. Особенно для студентов и аспирантов. Обзорные статьи выполняют определенные функции в области развития науки и техники, такие как:
- систематизация разрозненных знаний;
- сбор информации о состоянии вопроса, обзор литературы, сравнение информации из разных источников;
- обзор новых знаний с указанием тенденций в развитии этих знаний;
- выделение новых направлений исследований;
- обзор перспективных идей.
Обзор литературы – это кропотливое изучение библиографии и других материалов, которые полезны для целей исследования и из которых можно извлечь необходимую информацию, относящуюся к исследовательской проблеме. Обзор всегда носит избирательный характер: ежедневно в мире публикуют тысячи научных статей, и среди них надо выбрать только самые важные и последние публикации по этой теме.
Как написать научный обзор?
Обзорная статья требует тщательной подготовки и следования основным этапам в работе над ней, которые заключаются в следующем:
- корректное определение предмета и темы;
- разработка плана работы;
- поиск литературы;
- подбор и доступ к документам;
- обогащение документации путем личных обменов;
- анализ документов;
- обобщение информации;
- написание обзорной статьи.
Прежде чем писать обзорную статью, выберите форму обзора. Они бывают следующие:
- исчерпывающий обзор – это комментарии к библиографии, которые не предлагают точной исчерпывающей информации для профессионального ответа на конкретный вопрос;
- описательный обзор дает представление о состоянии постоянно развивающегося научного знания на сегодняшний день и является полезным материалом в учебных заведениях;
- оценочный обзор - это оценка научных результатов для науки и общества;
- обзор литературы по конкретной проблеме.
Далее подготовьте сценарий, который поможет организовать статью. Этот сценарий должен предшествовать работе над текстом обзора для соблюдения логики изложения при его написании. Сценарий представляет собой не что иное, как развернутый, подробный план составленный в соответствии со структурой научной статьи.
Одной из наиболее распространенных слабых сторон в составлении обзоров является отсутствие логической структуры в статьях. Если автор владеет научным стилем изложения, то ее отдельные части будут гармонично и логично согласованы.
После того как определены основные разделы и порядок их рассмотрения, необходимо рассмотреть тезисы статьи под углом зрения её структурной организации.
Структура обзорной статьи
Обзорная статья – это научная статья, которая должна иметь принятую в научной периодике структуру. Поэтому обзорные статьи должны включать в себя следующие структурные элементы:
- Название. Важный элемент, который должен заинтересовать читателя.
- Аннотация. В аннотации дается общее, краткое представление о работе. На момент написания аннотации автор долженхорошо представлять себе о чем будет статья и что в ней может быть интересного и важного для читателя. Некоторые авторы оставляют написание этого раздела на конец работы. Но если вы ясно видите все идеи, которые будут отражены в работе, то можно написать ее и сначала. При этом помните, что аннотацию также тяжело читать, как и писать, поскольку ее объем ограничен 200 словами.
- Введение. Введение дает читателю информацию о структуре и взаимосвязи элементов работы, экономя его время. Если читателя интересуют какие-то отдельные разделы обзора – он прочтет именно их.
- Основная часть. Помните, что обзорная статья – это не библиографический обзор. Ваша задача – показать уровень изученности научной проблемы, по возможности дать критическую оценку опубликованных по рассматриваемой проблеме работ и сделать выводы, основанные на этих работах.
- Выводы. Выводы обзорной статьи – это рекомендации для дальнейших исследований или предложения о внедрении научных инноваций для решения конкретных проблем.
Зачем писать обзорные статьи?
Подготовка и публикация обзорных статей помогает автору расширить свой научный кругозор. На обзорные статьи существует хороший спрос со стороны издательств и читательской аудитории. Выбирайте тему обзорной статьи в области своих научных интересов. Это поможет лучше изучить, понять, а может и найти что-то новое в своей работе. Если обзор будет интересен, полезен и понравится читателям, то это приведет к увеличению ссылок на ваши работы. А это позволит повысить ваш индекс Хирша.
Возможно, Вам будет интересно:
Индекс Хирша
www.ru-science.com
Как написать обзор по правилам. Особенности обзорных статей.
«А напишите-ка мне обзорную статью о зонтах!»
Большинство копирайтеров, услышав такое от заказчика, не впадают ни в какие сложные раздумья и сомнения. Нужна обзорная статья? Сейчас будет!
Берём перо для написания шедевров. Обмакиваем в свежие мысли. Итак…
«Вряд ли на свете найдётся такой человек, который не пользуется зонтом. Ведь именно зонт помогает не промокнуть во время дождя. С наступлением осени дождей становится всё больше. А это значит, что и без зонта не обойтись».
Что ж, неплохое начало. Грамотно, доступно и не с чем поспорить. Вот только читатель уже успел понять одну грустную для себя истину.
Не пишем, какой формы яблоко. Даже если хочется.Прочитав этот текст до конца (как бы далеко конец ни располагался), он абсолютно точно НЕ узнает ничего нового.
Серьёзно: можно ли поверить, что статья, который так начинается, станет сокровищницей интересных фактов и новых мыслей? Да если бы у автора были факты и мысли, то он бы начал вставлять их с первого слова. А если в сокровищнице самого веб-райтера только избитые фразы и общеизвестные истины о том, что зонт помогает не промокнуть, то чего можно ждать от его текстов?
«Сегодня многие держат дома кошек. Кошка станет вашим другом и поднимет настроением своим мурлыканьем. Но каждая кошка нуждается в полноценном питании. А значит, вам необходим кошачий корм».
«Если вы собрались строить дом, то вам наверняка понадобится кирпич. Ведь без кирпича, как известно, ничего не построить. Чем выше качество кирпича, тем более крепким получится дом».
Вот такие «примеры обзорных статей» можно обнаружить почти на любом сайте. Пользы ноль, интересности ноль, зато уж желание автора скорее сдать свою статью сквозит в каждой строчке. Зачем что-то читать, зачем работать с информацией? Просветим человечество насчёт того, что строителям нужен кирпич, кошка хочет есть, а осенью дождливая погода.
Но всё это, как вы понимаете, нельзя назвать хорошими обзорами. Поэтому давайте разберёмся, как написать обзорную статью достойного качества и что это вообще такое.
Правила написания обзорной статьи
Чтобы сделать статью по-настоящему хорошей, добавляем в неё всё то, что отсутствует в приведённых выше примерах.
- Интересные факты. «Изначально зонты были деревянными. А в некоторых странах пользовались гигантскими грибами».
Добавим немного фактов и цифр- Цифры. Не обязательно перегружать цифрами текст, если вы пишете на лёгкие темы, где не требуются чертежи и схемы. Но пару статистических чисел упомянуть можно. Например:
«Кошек в России примерно столько же, сколько и людей – около 150 миллионов. А значит, по одной на каждого».
Читатель узнал что-то новое. А узнавать новое всегда интересно.
- Юмор. Про что бы вы ни писали, пусть даже про строительство моста, немного оживить текст никогда не помешает. Любой лектор, политик знает, что нужно разряжать атмосферу, иначе слушатели просто уснут.
«Кошек в России столько же, сколько людей. Получается, что почти каждая кошка заводит себе человека»
Если вы приводите большое количество цифр и данных, то обязательно разбавляйте их чем-то весёлым. Это увеличит вероятность того, что кто-то из читателей доберётся живым до конца вашего текста.
- Иллюстрации. Графики, схемы позволят лучше понять технические тексты. А картинки, забавные фотографии украсят собой абсолютно любую обзорную статью. Не стоит жалеть своего времени на то, чтобы подобрать качественный визуальный контент. Ваш обзор с ним будет ярким и красивым, его запомнят – как и вас – с лучшей стороны.
Что ещё должно быть в хорошей статье, вы можете узнать вот в этой мини-книге от тренеров Академии. На неё можно ориентироваться как при написании, так и при проверке готовой статьи.
А сейчас давайте продолжим.
О структуре хорошего обзора
Если вы задумали заняться написанием статей и обзоров, то заранее нужно продумать и структуру. Многие авторы допускают большую ошибку, бросаясь в словесное творчество, как в омут, и не планируя заранее, куда нужно выплыть. На самом деле, перед написанием обзорной статьи всегда составляем ПЛАН!
Сначала обдумываем начало статьи и вывод.
- Что такое кирпич и зачем он нужен.
- Кирпич – лучший материал для постройки дома.
Хороший обзор всегда логично выстроенМы взяли такой вывод, потому что часто целью написания обзорной статьи на сайт является, так или иначе, продажа его продукции.
Но наш план ещё далёк от совершенства. Поэтому добавляем дополнительных элементов.
- Что такое кирпич и зачем он нужен.
- Виды кирпича.
- Кирпич в сравнении с другими строительными материалами.
- Кирпич – лучший материал для постройки дома.
Такая структура уже претендует на то, чтобы обзорная статья в итоге была полезна для читателя. Но впереди ещё большая работа. Если сам веб-райтер не очень разбирается в кирпичах, то у него есть три модели действий: две хороших и одна плохая.
- отказаться от написания такой статьи.
- потратить время (не две минуты, а много времени), чтобы разобраться и выдать хороший результат.
- потратив две минуты на поиск данных, выдать шедевр о том, что кирпич – это изделие вытянутой формы, без которого не построить дом.
Поиск фактов – альтернатива тому, чтобы писать о форме яблокЕсли вы пойдёте по второму пути, то наша структура ещё улучшится и приобретёт подобный вид:
- Что такое кирпич и зачем он нужен.
- Виды кирпича: керамический и силикатный, пескоцементный и керамзитобетонный, полнотелый и пустотелый. Типоразмеры и их стандарты в разных странах.
- Преимущества и недостатки кирпича в сравнении с другими строительными материалами: брусом и пеноблоками.
- Кирпич – лучший материал для постройки дома.
План почти готов
Почему «почти»? Потому что первый пункт не несёт в себе новой информации, и мы его убираем.
Бестолковое вступление в стиле «Яблоко представляет собой плод яблони шаровидной формы» всегда меняем на толковое!
Как это сделать? Ставим проблему, интересную целевой аудитории.
Например, если заказчик обзора продаёт кирпич мелким оптом, то пытаемся достучаться до тех, кто планирует строительство коттеджей.
«Хотите возвести свой загородный дом, но не знаете, какой материал лучше? Мы расскажем вам, почему стоит подумать про кирпич и как правильно выбрать его тип».
Постановка проблемы в самом начале позволит вам намного меньше путаться и блуждать во время написания статей и обзоров, а также сделает текст более «стройным» и гармоничным.
Составить план не так сложно. Вполне допустимо пользоваться шаблонами.
При написании обзора одного продукта:
- Виды продукта
- Преимущества и недостатки
- Как правильно выбрать
При написании обзора, затрагивающего несколько продуктов:
- Преимущества и недостатки каждого продукта
- В каких случаях используется первый, в каких второй
- Какой лучше
Если у вас нет чёткой задачи рекламы, то на последний вопрос лучше не давать однозначного ответа, а предоставить читателю решить этот вопрос самому, исходя из полученных им только что новых данных (которые, конечно же, должны быть!)
Эмоциональная цель написания обзора
Наконец, не забываем и про то, как должен наш обзор воздействовать на читателя. Обычно вариантов три:
- рекламное действие (продающий текст).
- информативное действие (как можно больше новых данных).
- развлекательное действие (больше юмора, эмоций, иллюстраций. Но новые данные всё равно обязаны быть, пусть и в меньшем количестве).
Текст должен заинтересовать читателяЕсли всё это держать в голове, то есть шанс, что у вас получится неплохой или даже хороший обзор, который не будет в миллионный раз объяснять читателю, что яблоко круглое, а без кастрюли не сварить суп, а подарит ему интересное чтение и позитивные эмоции. А вам – чувство удовлетворения от того, что вы помогаете наполнять интернет полезным контентом, за который кто-то вас обязательно поблагодарит.
А как вы пишете обзорные статьи? Что для вас важнее – новая информация или развлекательная часть?
Получите удобный инструмент оценки качества статьи
free-writing.ru
Копающаяся в методиках: Библиографический обзор
автору блога очень хотелось бы расширить раздел консультации, касающийся подготовки тематического обзора. Но материала, к сожалению, нет.Уважаемые читатели, если вы знаете, где можно найти подробную методику подготовки тематического обзора, то подскажите путь поиска. Спасибо заранее. Наталья ДабарскаяБиблиографические обзоры как устная форма информирования возникли в массовых библиотеках в 20-е годы, тогда они назывались «вечерами живой библиографии».
В начале подготовки библиографического обзора необходимо решить, какой характер будет иметь обзор: информационный или рекомендательный. Как правило, обзор литературы для специалистов носит информационный характер, для широкого читательского круга – рекомендательный. В обзор информационного характера входит больше книг, чем в рекомендательный. Здесь очень важно раскрыть каждую книгу, дать ей такую характеристику, чтобы вызвать интерес у слушающего обзор. Весьма уместным можно считать здесь применение различных средств и приёмов, оживляющих обзор: показ иллюстраций, фотографий, постеров; использование музыкальных произведений, литературных записей и т.д.
Представление рекомендательного обзора читателям также требует соблюдения определённых правил. Как правило, он состоит из трех частей: вводной, основной (центральной) и заключительной.
В водной части необходимо дать характеристику самой темы, обосновать актуальность и привлекательность, связать с интересами слушателей обзора. То есть доступными словами из старого учебника: «Библиотекарь заинтересовывает детей темой, практической целью обзора литературы». Иногда эта часть включает знакомство с детской аудиторией, выяснение: какого возраста, класса присутствующие учащиеся? Что они уже читали по данному вопросу. Такое начало помогает дальнейшему настроению и содержанию беседы-обзора.
Центральная часть обзора может строиться по-разному. Это зависит от тематики, от своеобразия рекомендуемой литературы и подготовленности аудитории. В этой части обзора даются характеристики отобранных книг. Важно, чтобы обзор представлял собой связный рассказ, это очень привлекает читателей. Рассказывая о той или иной книге, следует взять её в руки, продемонстрировать обложку, показать, как ты, библиотекарь, просматриваешь новую книгу, на что обращаешь внимание, как даже при самом беглом просмотре определяешь многое. Важно внятно проговорить выходные данные, а то и лишний раз произнести термины, обозначающие элементы книги, приёмы оформления, типы издания («форзац», «суперобложка», «репринт», «гравюра»). Причём проделывать это, как считает Татьяна Рудишина (ЦГДБ им. Гайдара Москва), необходимо «в любой аудитории, в том числе и для маленьких читателей, которым эти данные пока ещё ничего толком не скажут, а останутся в памяти какие-то привлекательные магические действия» (Библиотека в школе. – 2001. - № 10. – С.12). В работе с детской аудиторией обзор легко и удачно, что подтверждает и опыт ЦГДБ им. Аксакова г. Трехгорного, сочетается такими формами как беседа, игра. Очень ярким получается библиографический обзор с элементами театрализации, с сюжетной линией (даже самой простой). В работе с младшими школьниками это может стать настоящей находкой. Итак, если обзор проводится на детскую аудиторию, будет оправданным и привлекательным использование таких приёмов:
• начать рассказ с самого интересного;
• рассказать об авторе, напомнить о других произведениях;
• показать иллюстрации;
• предложить несколько интригующих вопросов, на которые можно получить ответы, прочитав книгу;
• дочитать до самого интересного места, почувствовав, что книга захватила, оборвать чтение, предложив дальше читать самим;
• привлечь отзывы других читателей или рецензий на книгу;
• игровых приёмов (маленькая викторина, загадки, ребусы и т. д в зависимости от содержания литературы).
Обзоры (и новых поступлений и тематические) для детей могут строиться с использованием нескольких игровых элементов или же подаваться целиком в виде игры. Здесь следует учитывать возраст аудитории и тему мероприятия;
• показать несколько книг, сходных по тематике, имеющихся в библиотеке, и обратить внимание на то, чем отличается именно эта;
• рассказать о прототипах героев или о реальных событиях, которые легли в основу книги; • обратить внимание на переводчика. Быть может, даже сравнить разные переводы и т. д.
В обзоре следует чередовать разные приемы: они должны быть и простыми, и более сложными, серьезными и развлекательными. Такое чередование полезно, как некоторая разрядка для напряженно слушающих детей. Если библиотекарь замечает, что содержание обзора утомило учащихся, он может прибегнуть к приемам, которые несколько оживят, развлекут аудиторию, задать интригующие вопросы, показать интересный иллюстрирующий материал, выразительно прочесть текст из книги.
Бледно выглядит библиотекарь, пересказывающий аннотации. Прочитать всё нет возможности и необходимости. О непрочитанной книге лучше сказать примерно следующее: «Я ещё не успела прочитать её, судя по аннотации (предисловию, послесловию, рецензии на книгу, отзывам других читателей), в ней говорится о…, она затрагивает проблемы…, автор обращается…». Но нельзя рассказывать о книге слишком подробно, иначе слушателя ждёт некоторое разочарование: всё уже пересказано, а стоит ли читать? Раскрывая по задуманному плану содержание книг, библиотекарь широко пользуется их оформлением, внутрикнижным справочным аппаратом.
Заключительная часть (или концовка) обзора содержит обобщение рассказанного о книгах, советы, как читать рекомендуемую литературу. Очень важно, чтобы конец обзора воспринимался детьми как естественно вытекающие выводы из всего сказанного, нацеливающие на чтение. И это самое трудное из итого, чего требует методика обзора, - в заключение дать так называемую «установку на чтение»: «когда будете читать, попытайтесь ответить на вопрос…».
Любой обзор в библиотеке – это элементы привития библиографической культуры, как составляющей общей культуры человека.
Выделяют два вида рекомендательных библиографических обзоров: обзоры новых поступлений и тематические обзоры литературы. Остановимся несколько подробнее на особенностях их построения.
ОБЗОРЫ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ проводятся библиотеками разных типов, как правило, в определённые дни и часы. Эта форма предоставления информации даёт возможность читателю оперативно получать новые сведения о новых изданиях. Методически обзор новых поступлений строится довольно просто. Он состоит из двух частей. В первой – вводной – в нескольких фразах библиотекарь сообщает, какая литература (каких отраслей) и за какой период пришла в библиотеку и включена в настоящий обзор. Во второй – главной – части даётся краткая, но ёмкая характеристика самих книг. Главная трудность для библиотекаря состоит в том, чтобы в нескольких фразах охарактеризовать книгу, заинтересовать ею читателя. Для этого существует множество приёмов. Например, привлечение внимания читателя к необычной биографии автора, обращение к иллюстрациям книги, цитирование и т. д. Такие обзоры сопровождаются выставками новых поступлений. К обзорам новых поступлений можно отнести и ОБЗОРЫ НОВЫХ ЖУРНАЛОВ, поступающих в библиотеку. Обзор журнала предполагает рассказ о его рубриках, о наиболее интересных произведениях, которые там публикуются… Обзор может охватывать не только конкретный номер журнала, но и несколько номеров, если там, например, печатается роман с продолжением, и даже вся подборка журнала за год: в этом случае даётся характеристика деятельности журнала как научного или культурного феномена, его роль в развитии научного или культурного процесса и т. п. Близкой по сути к обзору является презентация книги – форма, широко используемая в последнее время. Как правило, презентации книг проходят в присутсвие автора, издателя и т. п., которые весьма заинтересованы в продвижении книги. В ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях, причастных к этому и т. д. Зачастую презентации книги сопутствует её продажа. Целью ТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЗОРА является знакомство пользователя с литературой (как новой, так и вышедшей ранее) по какой-либо теме (в том числе научно-популярной литературой). При подготовке такого обзора огромное значение придаётся выбору темы и определению читательского назначения, т. к. любая тема может быть подана на разном уровне: более или менее популярно. Обзоры научно-популярной литературы должны проводиться очень продуманно для учащихся одного возраста, класса. В смешанной по возрасту аудитории такие обзоры возможны только по очень широко популярным темам, интересным и доступным пониманию детей разного уровня развития и знаний.
Существует апробированная методика подготовки тематического обзора. Она требует довольно глубокого проникновения в тему, определения её основных «узлов», понимания того, кто внёс в изучение данной темы наиболее весомый вклад, знания основных концепций в освещении данной темы и т. п. Исходя из этого библиотекарь и должен подобрать литературу для обзора. Готовя обзор необходимо, если не прочитать каждую книгу, то детальное просмотреть, обратив внимание на всё, что поможет выигрышно раскрыть книгу: фотографию, цитату и т. п. Надо показать, как пользоваться иллюстрациями, схемами, картами, чертежами, внутрикнижным справочным материалом, как обращаться при чтении такой литературы к словарям и энциклопедиям.
Целесообразно привлечь сопутствующий теме книги другой иллюстративный материал. Заканчивая беседу, стоит назвать другие новые книги по теме, доступные данной возрастной категории учащихся. Обзор нескольких научно-популярных произведений на одну тему лучше всего вести по выставке, используя ее план, как путь чтения для читателей. Необязательно говорить о каждой книге с выставки. Можно ограничиться несколькими, основными по теме.
Список использованной литературы
1. Житомирова Н. Н. Руководство чтением детей в библиотеке : учебник для студентов библиотечных факультетов институтов культуры / Н. Н. Житомирова, В.А. Воронец, Н.С. Серова. – М. : Советская Россия, 1964. – С.209-214
2. Мелентьева Ю. Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов : лекция 7 : технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов // Библиотека в школе. – 2004. - ; 23. – С. 54-58
3. Рудишина Т. Библиографический обзор. Это просто?!.. // Библиотека в школе. – 2001. - № 10. – С. 12-13
Подготовила Н.А. Дабарская, методист ЦГДБ
mei--blog.blogspot.ru
пример составления, требования к написанию
Для многих учащихся ВУЗов, аспирантов и научных сотрудников вопрос написания различных работ является довольно проблемным. В частности, бывает трудно учесть все требования и грамотно составить отзыв на публикацию. Сегодня я решил разместить информацию о том, как пишется рецензия на научную статью, пример которой можно будет увидеть далее.
Что такое рецензия
Перед публикации статьи в серьезном издании, требуется написание рецензии на нее. При этом рецензирование считается одной из наиболее важных частей при отборе и утверждении работ. Кроме того, это повышает качество публикуемых статей.
Чтобы опубликовать в журнале из Перечня ВАК статью, требуется не меньше двух рецензий. Такие же требования имеются у ряда изданий, которые готовятся подавать документы, чтобы их включили в этот перечень. Однако подобные отзывы требуются и для других целей в рамках получения высшего образования и подачи научных публикаций. Это касается и гуманитарных, и технических специальностей, и вводит в затруднение как студентов, к примеру, магистрантов, так и научных сотрудников.

Кому-то кажется термин «рецензирование» замысловатым, но его можно описать достаточно просто: статью проверяют на логичность и подлинность содержания, а также на соответствие требованиям к оформлению. Однако такая несложная процедура связана с субъективным усмотрением рецензентов. Поэтому нужно совершенно точно знать, как правильно оформить документ, и что в нем должно содержаться.
Рецензия – это специальный документ, который составляется рецензентом. Последним может быть ученый со степенью, который разбирается в вопросах содержания публикации, а также работает в той же сфере, специализируется в той же дисциплине, что и автор.
Рецензентом приводится в краткой форме анализ публикации, оценка. Все это делается в соответствии с особыми критериями. Также оценивают объем, составление аннотации, выбор ключевых слов на разных языках. Еще смотрят на то, насколько грамотно написаны ссылки, как оформлена библиография.
Разновидности рецензий
В зависимости от цели составления, документ могут писать разные рецензенты. Он бывает следующих разновидностей:
- Внутренняя рецензия составляется научным руководителем. Подпись преподавателя заверяет университет или то учреждение, в котором проходит обучение или работает автор.
- Внешняя рецензия – для этого рецензентами назначаются редакторы журналов или члены редакторской коллегии. Так или иначе, документ должны составлять специалисты с авторитетом и ученой степенью. Ряд организаций требует у того, кто будет его писать, наличие напечатанных публикаций в профильных журналах за последние несколько лет (как правило, за три года).
Примерный план составления
Есть два варианта плана, как написать рецензию на статью. Первый вариант можно назвать упрощенным, а второй — уже несколько сложнее и более развернутый. Если вас интересует более простой план, который позволяет понять, как грамотно писать рецензию, то он включает такие пункты:
- Вступление о предмете исследования.
- Личные впечатления о прочитанном, основные аспекты, которые формируют ход публикации.
- Степень важности проблемы, которая освещается.
- Выводы.
Этот план больше подходит студентам и начинающим рецензентам, у которых нет достаточного опыта для написания критических замечаний.
В развернутом плане будет такая структура:
- Сведения о рассматриваемой статье.
- Степень важности проблемы и ее актуализация.
- Указание на основной рассматриваемый аспект в публикации (возможен краткий анализ содержания).
- Собственные аргументы и впечатления от исследования.
- Конструктивная критика и отрицательные стороны.
- Выводы.
Объем
Вопрос объема является неоднозначным, так как этот нюанс будет во многом зависеть от конкретной темы и научной дисциплины. Обычно отзыв занимает до трех с половиной тысяч печатных знаков. Это соответствует приблизительно 1,5 страницам вордовского текста с 12 кеглем.
Чтобы придать отзыву стилистическую завершенность, обязательно используйте специальные обороты и тематические выражения, который подчеркнут ваш профессионализм и осведомленность в тематике и дисциплине.
Краткий словарь фраз
Если вы хотите грамотно написать отзыв, используйте следующие слова и предложения, которые можно вставить в текст:
- В статье автора или в работе…
- Научное исследование посвящено следующей проблеме…
- Важным аспектом статьи, в котором автор достиг положительного результата…
- Подводя итоги всего исследования или его отдельной части…
- Можно указать на несовершенство статьи в том…
В последнем пункте важно сказать не только про недостатки, но и сказать о положительных сторонах публикации.
Добавьте следующую фразу: «Однако, нельзя не сказать о … »
Вместо многоточия укажите на то, в чем автор достиг определенной степени мастерства, что ему удалось доказать, и к какому выводу он пришел.
Чем должен руководствоваться рецензент
Если вы хотите сделать все грамотно, придерживайтесь особых правил составления документа. В таком случае ваш отзыв будет принят в специализированном издании. Составляя рецензию, обращайте внимание на следующие требования:
- Описывая важность тематики в современных условиях и ее актуальность, делайте это максимально лаконично.
- Указывая на основной аспект, выбирайте тот тезис, который вы считаете главным, без дополнительных и второстепенных нюансов.
- Во время краткого пересказа содержания помните, что нужно указать на выводы исследования и акцентировать внимание на удачных тезисах автора.
- Указывая на отрицательные стороны, пишите исключительно по теме, без ссылок на дополнительные источники.
- В заключительных фразах скажите про положительные стороны.
- В обязательном порядке скажите про даты и точные факты, но без ущерба доходчивости и краткости документа.

В качестве дополнительных требований, по которым следует делать отзыв, можно использовать следующие:
- Укажите на оригинальность публикации.
- Перечислите основные недочеты и ваши критические замечания.
- Скажите про ваши личные впечатления во время прочтения научного труда, но делайте это аргументированно.
- Руководствуйтесь беспристрастностью и старайтесь быть объективным.
- Рекомендуется также лично пообщаться с автором.
Если вы будете соблюдать указанные выше требования, ваш отзыв будет принят к печати в журнале или для размещения на сайте, и т. п.
Что не допускается при составлении рецензии
Помимо обязательных пунктов, есть также определенные моменты, которые ни в коем случае не должны встречаться в тексте, а именно:
- Никогда не пишите ругательные высказывания или радикальные призывы с насильственным характером.
- Не стоит попросту пересказывать текст исследования, так как это могут сделать читатели, но никогда – критики и люди со специальной подготовкой.
- Не допускается включение личного мнения без аргументации.
- Не стоит писать пространные отвлеченные рассуждения.
- Всегда четко оформляйте мысли и не уделяйте чрезмерно много внимания нюансам, которые можно посчитать второстепенными.
- Не допускается неподготовленность рецензента, наличие орфографических и фактических ошибок.
- Не пишите исключительно в негативном духе, указывайте и на положительные аспекты.
- Не стоит писать о личных вкусах и предпочтениях.
Обратите внимание на эти пункты, и вас не обвинят в неграмотности или необъективности.
Пишем рецензию легко: критерии к содержанию
При написании для начала укажите на общую оценку статьи. Она будет состоять из нескольких критериев, каждый из которых можно оценить как «достаточно», «слабо», «недостаточно» и включить в текст. Критерии будут следующими:
- Проблемность. Исследование должно быть посвящено отдельной проблематике и указывать на ее сущность, указывать на варианты решения.
- Актуальность. Статья должна соответствовать современным научным и социальным реалиям.
- Научность. Автор должен рассматривать предмет исследования с точки зрения ученого, даже если он сам по себе прикладной и технический.
- Новизна. Результаты и выводы, к которым пришел автор, должны иметь научную новизну. Она может заключаться и в применении новых методов, которые раньше не использовали при рассмотрении той или иной тематики.
- Завершенность. Исследование должно быть целостным. Так, автору нужно начать с постановки задач и цели, а завершить текст – их решением.
- Обоснованность. Результат нужно обосновать, используя определенный инструментарий – конкретные методы, эксперименты, математическое моделирование, и пр.
- Структурированность. В статье должна быть четкая и понятная структура, которая в публикациях соответствует наличию разделов и подразделов. Они могут быть посвящены актуальности, анализу фактов и теорий, постановке задачи, обсуждению в ученых кругах и литературе, заключению, и пр.
- Характеристика формулировок. Положения публикации должны быть сформулированы в качестве четких лаконичных фраз и строго определять сущность вклада исследования в науку и развитие дисциплины.
- Понятность. Статьи нужно писать таким языком, который будет понятен средним специалистам в той или иной сфере. Требуется использование общепринятых терминов.
- Компактность. Научный труд не должен быть чрезмерно объемным. Размер текста регулируется содержанием в нем четкой выверенной информации.
После оценки данных критериев можно включить и замечания по существу. Дополнительные советы вы сможете почерпнуть из следующего видео:
Пример рецензии
Сегодня готовый пример документа можно бесплатно скачать. Приведем образец краткого отзыва на публикацию в области психологии. Напомним, что это лишь приблизительный пример, и вы можете (и скорее всего, даже должны!) включать дополнительные подпункты в зависимости от конкретной тематики. Итак, текст может быть следующим:
- Рецензия на статью «Психологические аспекты обучения в школьных учреждениях» аспиранта кафедры психологии Педагогического университета, Лапушкиной Натальи Васильевны.
- В статье рассматриваются главные психологические аспекты, которые направлены на улучшения успеваемости и обучаемости детей в школе, проводится поведенческий анализ конкретных групп школьников по возрасту.
- Актуальность исследуемой проблемы не подлежит сомнениям, потому как современный уровень школьного обучения значительно отстает от реалий времени, и в значительной степени это зависит от неграмотного подхода педагогов к ученикам.
- Автор провел глубокую работу и предоставил рекомендации в отношении нормализации психологического климата в учебных заведениях. Присутствует вывод о том, что психологические знания преподавателей недостаточны, и учителя не желают искать контакт с детьми.
- Научная статья в полной мере соответствует ряду требований и ее можно рекомендовать для публикации.
- ФИО рецензента, другая личная информация, подпись и печать.
Рис.1 Образец рецензии на научную статью. Нажмите, для просмотра в полном размере…В заключение
Составление рецензии – это проблемная процедура, так как четко сформулировать свое мнение в отношении исследования и выразить его в нескольких страницах бывает трудно не только для студентов-магистрантов или аспирантов, но и для серьезных ученых. Такие документы составляются как для одобрения публикации статьи, так и для внутреннего пользования при защите дипломов, курсовых, для выполнения студенческих проектов, а также просто в качестве тренировки для учащихся ВУЗов.
Процесс написания можно сделать значительно проще, если следовать определенному плану и писать собственную оценку, в соответствии с критериями. Готовый образец также помогает определиться с формулировками.
biznessobzor.ru
Как правильно составить обзоры научных публикаций?
Написание обзора научных публикаций — работа, востребованность которой увеличивается по мере роста количества новых научных исследований и разработок. С учетом скорости появления и объема новых данных, ученые физически не способны изучить огромное количество новой информации не только по своей, но и по смежным областям. По этой причине многие редакции журналов предлагают ученым издавать обзоры, в которых объединяются последние научные достижения.
Обзор на научную публикацию пишется разными учеными, имеющими собственный опыт и практику в той или иной области, по следующей приблизительной схеме:
1. Выбор темы обзора. Она должна быть актуальной и интересной в первую очередь для автора обзора. В работе должны рассматриваться четко обозначенные вопросы и проблемы. Также желательно заранее определиться с целевой аудиторией;
2. Поиск необходимой информации литературы. В идеале нужно использовать несколько разных поисковиков и баз данных научной информации. Заранее определяются критерии нужных статей – импакт-факторы, ключевые слова и прочие. Можно просмотреть обзоры, написанные по данной или близкой тематике – это позволит не повторяться и даст пищу для размышлений.
3. Пометки на полях. При прочтении новой статьи можно оставлять на полях пометки и примечания – так будет проще разобраться в информации при написании обзора и выделить главные моменты. В итоге за время прочтения статьи сформируется черновик готового обзора. В будущем он подвергнется изменениям и переработкам, но при этом автор обзора получит минимальное представление о том, как именно ему писать свою работу и какого плана придерживаться;
4. Определение типа обзора. К концу прочтения научной статьи должен сформироваться приблизительный объем обзора за счет оставленных пометок. Существует два основных обзорных типа – мини-обзор и полноразмерный. Многие научные журналы в последнее время стараются публиковать только короткие обзоры, основанные на последних вышедших статьях, с ограничением по количеству цитат и слов. Минусом таких маленьких обзоров является невозможность полностью раскрыть проблему.
У полноразмерного обзора имеются свои преимущества: автор может привести большее количество информации и сделать акцент на тех деталях, которые считает интересными или важными. Но и у него есть свой минус: из-за достаточно большого объема его могут отложить на дальнюю полку для последующего прочтения.
Обзоры также делятся на концептуальные и описательные. Авторы первых стараются выдвинуть новые концепции и идеи, являющиеся следствием прочитанной статьи. Описательные же обзоры представляют собой конспект данных с интерпретаций каждого проведенного исследования. Чтобы написать качественный концептуальный обзор, нужно быть настоящим гением в определенной научной области;
5. Рассмотрение проблемы с разных точек зрения. При анализе конкретного вопроса можно взять сопутствующие данные из других источников и областей науки: это позволит охватить больший материал и сделать работу более интересной;
6. Критичность и последовательность. Хороший обзор представляет собой не просто обобщение литературных источников, но и их критический анализ, который позволяет указывать пробелы в исследованиях и искать решения проблем. Идеальный вариант – привлечь соавторов, которые помогут в написании статьи;
7. Структура. В обзорах зачастую придерживаются собственной структуры автора, а не подгоняют работу под структуру научной статьи. Несмотря на то, что единого формата оформления не существует, вся работа должна быть разделена на несколько логических пунктов, которые будут иметь небольшое вступление и выводы.
8. Отзывы рецензентов. Литературные обзоры обычно рецензируются так же строго, как и научные статьи. Первоначальный вариант обзора можно значительно улучшить за счет мнения критиков и рецензентов. Их советы не менее важны, поэтому желательно получить критику от специалистов в разных областях науки;
9. Включение в обзор собственных исследований автора. Обзоры на научные статьи в основном пишут ученые, уже добившиеся определенных успехов в той или иной области и опубликовавшие свои работы. При написании обзора желательно объективно соотнести собственные данные и информацию коллег;
10. Использование не только актуальных, но и классических данных. Несмотря на быстрое увеличение количества научных обзоров, далеко не все из них действительно теряют свою актуальность. Даже спустя пять лет выпущенный обзор, даже не содержа новой информации, станет отправной точкой для написания нового;
11. Практика. Молодым ученым лучше всего стараться самостоятельно писать обзоры и набивать руку: многие электронные журналы с радостью принимают написанные статьи. Такие издания публикуют обзоры, присланные молодыми авторами, если затронутая тема действительно оказалась оригинальной и интересной.
Публикация статей под ключ в журналах РИНЦ, ВАК, Scopusopen-resource.ru


