Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал учета трудовых книжек как правильно вести. Как вести журнал учета трудовых книжек


Журнал учета трудовых книжек можно ли вести в печатном виде

Данные исправления подтверждаются записью «Исправленному верить» и подписью ответственных лиц и даты изменения, а также реквизитов документа-основания (например, свидетельства ЕГРЮЛ).Шестой шаг: особых правил исправления ошибок в Журнале нет, поэтому применяются правила, характерные для исправления в первичных документах: ошибка зачёркивается одной сплошной линией, над зачёркнутым вносится правильный вариант текста, запись «Исправленному верить», подпись ответственного лица и дата изменения. Читайте также статью: → «Исправления в трудовой книжке в 2018: алгоритм исправлений, пример». Новый Журнал учёта и нормативная база, связанная с Журналом учёта Заведение нового Журнала учёта трудовых книжек может быть обосновано только завершением прежнего.

Можно ли вести журнал учета трудовых книжек в электронном виде

ТК России, трудовая книжка оформляется на сотрудника, проработавшего в данной компании не менее пяти дней}

  • согласно п. 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, на работника, впервые трудоустроившегося, трудовую книжку оформляют в недельный срок после того, как его взяли на работу.

При обнаружении факта несовпадения даты, когда сотрудника взяли на работу, и произведения записи в его трудовую книжку или вкладыша к ней, делопроизводителем в книгу учета вносится дата приема на работу. В пятой графе указывается фамилия сотрудника, которому принадлежит трудовая книжка, имя и отчество полностью.

При предъявлении сотрудником трудовой книжки образца 1938 года вы увидите, что серия и номер в них отсутствуют. В данной ситуации в шестой графе следует поставить прочерк.

Если это невозможно, то заведенную книгу закройте, пояснив после последней записи причину прекращения регистрации сведений о принимаемых книжках, а также укажите общее количество зарегистрированных трудовых книжек сотрудников. Затем начните учет трудовых книжек по установленной (корректной) форме. Переписывать в новую книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них сведения из прежней книги не нужно. Такой вывод следует из пунктов 40, 41 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225. Внимание: прежнюю книгу некорректной формы ни в коем случае не уничтожайте, поскольку в ней содержатся не только сведения о трудовых книжках ранее принятых сотрудников, но и отметки о получении книжек уволившимися сотрудниками. Кроме того, такую книгу необходимо вести и далее для сбора подписей тех сотрудников, трудовые книжки которых зарегистрированы именно в ней.

Журнал учета трудовых книжек как правильно вести

Прямого указания законодательства на запрет не имеется, но вести электронную книгу нет возможности. В документ должны быть внесены оригинальные подписи лиц – руководителя предприятия, ответственного работника и сотрудника, получившего документ. Можно ли пропускать строчки? Записи, внесенные в документы, производятся в хронологическом порядке с соблюдением сквозной нумерации. Ведение кадровым работником записи с пропуском строк не считается нарушением при условии сохранения порядка нумерации.

Оформление титульного листа Титульный лист книги должен быть в наличии в обязательном порядке. Лист позволяет идентифицировать предприятие и дату открытия документа.

На титуле указывают наименование организации или ИП, день, месяц и год начала ведения журнала. При закрытии учета на титуле фиксируется дата окончания ведения документа.

Как правильно вести журнал учета движения трудовых книжек

Инфо

В дальнейшем книга подлежит архивации по акту. Вопрос о дальнейшем ведении книги часто возникает при реорганизации, проводимой в компании. Если структура продолжает действовать при сохранении численности, состава работников, документы передаются на вновь созданное предприятие.

Передача журнала производится по акту одновременно с трудовыми книжками, договорами, карточками и прочими формами, открытыми на сотрудников. Ответственность работодателя При отсутствии книг учета или в случае, если форма не скреплена сургучной печатью или пломбой, работодателя можно привлечь к ответственности.

Штрафу могут подвергнуть:

  • Должностных лиц организации в размере суммы от 1 до 5 тысяч рублей.
  • Организацию на сумму от 30 до 50 тысяч рублей.

Административные наказания налагаются по ст. 5.27 КоАП. Повторное нарушение влечет дисквалификацию руководителя на срок от 1 до 3 лет.

Обязателен ли в организации журнал трудовых книжек?

Сведения должны соответствовать штатному расписанию и записи в книжке.

  • В графе 8 указывают подразделение, в которое принят работник (можно не заполнять).
  • В колонку 9 вносятся данные о приказе, на основании которого сотрудник принят. Сведения не заполняются при выдаче дубликата или вкладыша.
  • Графа 10 предназначена для подписи лица, ответственного за ведение журнала.
  • Колонка 11 заполняется только при внесении платы за выдачу трудовой, вкладыша работнику. Внимание Если плата не взималась, в разделе ставится прочерк.
  • Графы 12 и 13 заполняются при увольнении работника и получении им трудовой книжки. Подпись и дата свидетельствуют о соблюдении работодателем трудового законодательства.
  • При отправке документа при увольнении работника почтой в графы 12 и 13 вносятся номер и дата отправления.

    Журнал учета трудовых книжек (образец)

    Каждый работодатель, будь то организация, или индивидуальный предприниматель, должны вести и сохранять журнал регистрации трудовых книжек. Эта обязанность работодателя закреплена законом — в сороковом пункте инструкции по оформлению, ведению и хранению документов (Постановление правительства РФ от 2003 года, за номером 225), а так же типовой инструкцией по делопроизводству № 536 от 8 ноября 2005 года.

    В случае смены ответственного за ведение журнала учета, производится операция передачи документации с составлением акта приема-передачи журнала и фактического контроля наличия всех имеющихся в делопроизводстве предприятия бланков трудовых книжек, вписанных в журнал учета трудовых книжек. После этой процедуры издается приказ, освобождающий от ответственности предыдущего сотрудника и налагающего ее на нового ответственного.

    Главная → Бухгалтерские консультации → Трудовая книжка Обновление: 8 февраля 2017 г. У кадровиков и бухгалтеров, впервые приступающих к работе с трудовыми книжками, нередко возникает вопрос, что такое журнал учета трудовых книжек.

    Рассмотрим подробно, каким образом закон регламентирует порядок действий работодателя в этом случае. Нормативные акты в области учета трудовых книжек Обязанность работодателя вести строгий учет трудовых книжек установлена изданными на основании ст.

    66

    Важно

    Трудового кодекса РФ Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225) (далее – Правила).

    Журнал учета трудовых книжек можно ли вести в печатном виде

    В организацию кадрового делопроизводства компании входит составление обязательных документов. Грамотный делопроизводитель должен иметь всю необходимую документацию и уметь делать в ней соответствующие записи правильно. В частности, ему необходимо знать правила ведения книги учета движения трудовых книжек сотрудников. Книга учета представляет собой журнал, в котором регистрируются по специальной форме следующие данные: создание, отправление или получение трудовых книжек сотрудниками организации. Книга хранится 75 лет в соответствии со статьей 695 Перечня типовых управленческих архивных документов, утвержденного 25 августа 2010 г. Форму книги, состоящую из 13 граф, установило постановление Минтруда Российской Федерации в 2003 г. Способ заполнения книги отличается от заполнения других регистрационных книг, которые ведутся и соответственно заполняются в течение одного календарного года.Записи, касающиеся выдачи новых трудовых книжек, должны быть внесены только после прохождения бланка по книгам учета и расходным документам. Разделы В стандартной форме, предложенной к применению, имеется 13 граф. В составе информации разделов указываются:

    • В графе 1 указывают номер записи в журнале.
    • Графы 2,3,4 несут сведения о дате трудоустройства или внесения записи в трудовую книжку. Заполнение документа производится после 5 дней работы.
    • Графа 5 содержит данные о ФИО в полной форме без сокращений.
    • Графа 6 – серия и номер книжки, вкладыша или дубликата документа.
    • Колонка 7 информирует о должности, на которую принят сотрудник.

    Можно ли книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них вести в электронном виде? Нередко персонифицированный учет сотрудников различных компаний и организаций проводится как в электронном варианте, так и в бумажном виде. Это касается личных дел сотрудников, книги приказов, книги движения трудовых книжек.

    Чиновники не имели возражений против ведения электронной документации уже давно. На практике это стало осуществимым после принятия Федерального закона в 2002 году «Об электронной цифровой подписи», в соответствии с которым для организаций Российской Федерации предусматривается возможность хранения документов в электронном виде, что в первую очередь было связано с ведением регистров налоговой отчетности.

    Книга учета и выдачи трудовых книжек в excel заводится в организации на добровольных началах.

    В Книге можно узнать о поступлении и выдаче трудовых книжек, информации о должности их владельцев, отделе в котором проходила(проходит) их работа, дата приёма на работу работника и дата его увольнения, и прочее. Согласно одному из основных требований, указанных в Правилах, данная Книга учёта трудовых книжек должна быть опломбирована.

    Некоторые ответственные за это специалисты не знают, как это правильно сделать, — об этом и пойдёт речь в данной статье, а также об алгоритме заполнения, штрафах, нормативной базе и ответственных лицах. Алгоритм (инструкция) ведения журнала учёта трудовых книжек Первый шаг — шнуровка и нумерование Самое первое, что следует сделать перед внесением записей в Книгу учёта – это прошнуровать её и пронумеровать все листы.

law-uradres.ru

Журнал учета трудовых книжек как правильно вести

в 5-й графе записываются имя, фамилия и отчество сотрудника без сокращения;

  • 6-я графа служит для записи серии и номера книжки. Когда работник в преклонном возрасте, его трудовая книжка может не иметь серию и номер. В этом случае работник службы кадров обозначает прочерком отсутствие нужных данных;
  • в 7-й графе записывается специальность и профессия рабочего. Вместе с этим указывается категория, разряд и квалификация;
  • 8-я графа нужна для записи наименования предприятия, куда поступил работник;
  • 9-я графа служит для записи того, на каком основании принят рабочий и для записи номера приказа, соответствуя которому он начал выполнение своих обязанностей;
  • 10-я графа – для подписи кадровика, которому передавалась трудовая книжка;
  • в 11-ю графу заносят сведения о сумме, которую заплатил сотрудник за трудовую книжку (бланк), либо за вкладыш к ней.

Menu

Нарушение правил его ведения наказывается штрафом. Давайте ознакомимся с тем, что представляет собой этот ответственный документ. Содержание

  • Зачем нужен журнал регистрации трудовых книжек и правила его ведения
  • Образец ведения журнала трудовых книжек
  • Учет трудовых книжек на предприятии — инструкция
  • Журнал регистрации трудовых книжек — исправление ошибок
  • Ответственное лицо за журнал учета движения трудовых книжек

Зачем нужен журнал регистрации трудовых книжек и правила его ведения Зачем существуют нормы заполнения документации, в том числе, учет трудовых книжек на предприятии? Как сказано выше, журналы, регистрирующие документы сотрудников, в полном виде хранятся 50 лет, в течение которых возможно восстановить, или найти документ по записям о его движении (выдача, оформление).

Основные правила заполнения журнала движения трудовых книжек

Для упрощения процедуры используют пломбиратор – простое в применении устройство. Предприятие может устанавливать на документ пломбу – самозапирающий элемент одноразового применения.

Внимание

После опломбирования в журнал необходимо внести номер контрольной пломбы рядом с заверяющей надписью. Если книга испорчена Журнал, не пригодный для дальнейшего использования, испорченный в процессе ведения деятельности, подлежит замене.

Важно

Для документального оформления процесса оформляется акт комиссии, созданной на предприятии. В документе указывается причина порчи документа и лицо, ответственное за восстановление данных.

Инфо

Новый документ должен содержать сведения о трудовых книжках работников, трудоустроенных на момент создания новых данных. Если журнал закончился Законодательством не установлены правила, как вести новую книгу учета после окончания старого журнала.

Как правильно вести журнал учета движения трудовых книжек

Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 Зачем нужна? В журнале производится регистрация трудовых книжек работников:

  • переданных в кадровый орган на хранение при трудоустройстве;
  • открытых для сотрудника первого рабочего места;
  • оформленных работодателем вкладышей — в случае выдачи вкладышей на предыдущем месте работы регистрируется только книжка.

Записи в книге учета позволяют контролировать поступление, выдачу трудовых книжек. Законодательством установлена обязанность работодателя выдавать книжки сотрудников в день увольнения, что подтверждают дата и подпись получателя документа.

Обязательно ли вести? Отсутствие книг учета документов, связанных с трудом или выплатой вознаграждения, приравнивается к нарушениям трудового законодательства.

Журнал учета трудовых книжек — правила хранения и заполнения

В одной ему следует поставить дату увольнения, а в другой – подпись, подтверждающую получение трудовой книжки. В случае отказа от ее получения либо невозможности выдачи нужно отправить работнику уведомление о необходимости явки или дачи согласия на пересылку ее почтой.

В этой ситуации в 12 и 13 колонках нужно указать дату и номер уведомления, а также дату отправки согласия работника на пересылку книжки почтой. Также можно вписать номера почтовых квитанций. Требования к регистрационным журналам Срок хранения книги учета движения трудовых книжек установлен Перечнем типовых управленческих архивных документов, утвержденным Министерством культуры в 2010 году.

Согласно ему, эти документы должны храниться значительное количество времени, а именно – 75 лет.

Как правильно оформить и вести книгу учета движения трудовых книжек?

Она обладает одним незначительным отличием, заключающемся в объединении 11 и 12 колонки в одну – отражающую сумму денежных средств в рублях, полученную от сотрудника за бланк трудовой книжки либо вкладыша. Также следует обратить внимание на то, что регистрационный журнал нового образца может заполняться не один год, а несколько лет, до полного использования всех страниц. На основании этого можно сделать вывод, что нет необходимости незамедлительно заменять регистрационную книгу старой формы на новую, можно продолжать пользоваться ею до окончания страниц. Однако если ранее она велась в произвольной форме, не соответствующей официальной, ее нужно закрыть. Это можно сделать, проставив после последней записи отметку о причине прекращения ведения и указав число зарегистрированных трудовых книжек сотрудников. Далее оформить новый журнал и начать учет по официальной форме.

Журнал учета трудовых книжек как правильно вести

Новая книга должна быть по аналогии со старой пронумерована, опломбирована и заверена руководителем. Практики кадрового делопроизводства предлагают 2 варианта подсчета листов:

  • нового журнала — ведется с 1 номера;
  • нумерация ведется со следующего, указанного в качестве конечного в старом журнале, номера.

Выбор порядка нумерации определяется кадровой службой. Журнал, не имеющий места для записей, продолжает использоваться для удостоверения выдач книжек, ранее принятых на учет. После увольнения последнего работника, чей документ отмечен в журнале, ее закрывают и хранят положенный срок. Сколько хранится документ в организации? Срок хранения книги составляет 75 лет. Длительность периода хранения обусловлено спецификой информацией журнала, связанной с трудоустройством работников. Документ хранится в непосредственном доступе до выдачи последней книжки, указанной в форме.

Журнал учета трудовых книжек (образец)

Каждый работодатель, будь то организация, или индивидуальный предприниматель, должны вести и сохранять журнал регистрации трудовых книжек. Эта обязанность работодателя закреплена законом — в сороковом пункте инструкции по оформлению, ведению и хранению документов (Постановление правительства РФ от 2003 года, за номером 225), а так же типовой инструкцией по делопроизводству № 536 от 8 ноября 2005 года.

В случае смены ответственного за ведение журнала учета, производится операция передачи документации с составлением акта приема-передачи журнала и фактического контроля наличия всех имеющихся в делопроизводстве предприятия бланков трудовых книжек, вписанных в журнал учета трудовых книжек. После этой процедуры издается приказ, освобождающий от ответственности предыдущего сотрудника и налагающего ее на нового ответственного.

10 правил заполнения журнала учета трудовых книжек

Образец заполнения: Бланк: Книга движения трудовых книжек Дополнительные материалы Работник может предоставить открытую ранее трудовую книжку образца разных лет. В бланках, изданных по образцу 1938 года, отсутствует личный номер документа.

Эту особенность необходимо учитывать при заполнении графы 6 журнала. При внесении записи в колонке ставится прочерк. Можно ли сделать самим? Лицо, ответственное за ведение учета, может использовать готовые журналы типографского производства или скачать образец из сервисов кадровой специализации.

При использовании печатного образца необходимо обратить внимание на длительный период использования или архивации журнала и использовать обложку из плотной бумаги или картона. Можно ли вести электронно? Ведение журнала регистрации трудовых книжек в электронной форме не допускается.

Журнал учета трудовых книжек — скачать образец заполнения

В избранноеОтправить на почту Журнал учета трудовых книжек — скачать образец заполнения в готовом виде вы можете на нашем сайте. Однако кадровому работнику более важно знать, как корректно его заполнить самостоятельно, ведь необходимость в этом постоянна, поскольку у любого, даже небольшого по масштабам, работодателя процесс движения трудовых ресурсов непрерывен.

Для чего предназначен журнал регистрации трудовых книжек Журнал учета движения и выдачи трудовых книжек: правила заполнения Книга учета трудовых книжек: скачать образец заполнения Итоги Для чего предназначен журнал регистрации трудовых книжек По общему порядку, когда сотрудник приходит на работу, он отдает в отдел кадров свою трудовую книжку, куда работодатель вносит запись о приеме в штат. Если же специалист ранее нигде не работал, работодатель сам заводит для него трудовую книжку и, соответственно, заполняет ее.

1privilege.ru

Как вести учет трудовых книжек? | Вопросы подписчиков

Вопрос про учет трудовых книжек.В компании несколько томов книги учета движения трудовых книжек. Многие из них велись с ошибками:- пропущены записи о работниках;- трудовой договор аннулирован - как правильно сделать об этом отметку, и нужно ли ставить подпись о получении книжки в таком случае?. Подскажите как исправить такие ошибки?Так же, за предыдущие периоды в книгах присутствуют записи о совместителях, при этом номера трудовой книжки вписать нет возможности, как поступить с такими записями?Далее вопрос про оплату за бланки трудовых книжек. Наша организация не взыскивает данную сумму с работников, как нам это правильно оформить, приказом?За предыдущие годы бухгалтерией не велись приходно-расходные книги по учету бланков трудовых книжек. Принято решение восстановить с текущего года данные книги, но что делать с прошлым периодом? какие документы подготовить в обоснование заведения новых журналов?И, наверное, самый главный вопрос: у нас несколько юр.лиц и ведением кадрового делопроизводство занимается одна из компаний по договору аутсорсинга. Все кадровики трудоустроены в указанной компании (пусть будет компания А). От каждого юр.лица, кадровику, ответственному за трудовые книжки выданы доверенности, и так же изданы приказы о назначении ответственным данного сотрудника. Но фактически данный сотрудник трудоустроен только в компании А. Как вы думаете, насколько серьезна такая ошибка, грозит ли нам штраф? Дело в том, что трудоустраивать кадровика в каждую из компаний не целесообразно. Подскажите, как правильно оформить данный аутсорсинг, может быть есть примеры такого оформления.

Ответ на вопрос:

Вопрос: В компании несколько томов книги учета движения трудовых книжек. Многие из них велись с ошибками:- пропущены записи о работниках;- трудовой договор аннулирован - как правильно сделать об этом отметку, и нужно ли ставить подпись о получении книжки в таком случае? Подскажите как исправить такие ошибки?

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

Как заполнять книгу учета трудовых книжек: пошаговая инструкция.

Читать статью

Рассмотрев Ваш вопрос, можно сказать, что нумерацию записей в книге учета движения трудовых книжек необходимо вести в сквозном порядке. Следовательно, поскольку в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса РФ трудовая книжка предъявляется сотрудником при трудоустройстве, то в графе два, три и четыре укажите дату получения книжки от сотрудника или дату ее оформления, если сотрудник трудоустраивается впервые.

При этом, отметим, что внесение записи в книгу учета движения трудовых книжек позже приема сотрудника на работу не будет являться нарушением. А вот за не внесение записи о приеме вообще, трудовая инспекция может оштрафовать организацию и ее должностных лиц.

Таким образом, Вам необходимо зарегистрировать пропущенные трудовые книжки работников в книге учета обязательно. Данные о незарегистрированных трудовых книжках нужно внести за следующими порядковыми номерами. По факту обнаружение незарегистрированных трудовых книжек нужно оформить докладную записку. В данном случае, устранение нарушения законодательства до прихода проверяющих органов не повлечет административной ответственности работодателя.

Читайте о восстановлении кадрового делопроизводства больше информации в статье по ссылке.

При аннулировании трудового договора трудовую книжку сотруднику верните в общем порядке в день аннулирования договора (ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ). Вносить в нее какие-либо записи при аннулировании не следует (письмо Роструда от 19 марта 2012 г. № 395-6-1). В книге учета работник должен расписаться, что книжку ему отдали на руки.

Вопрос: За предыдущие периоды в книгах присутствуют записи о совместителях, при этом номера трудовой книжки вписать нет возможности, как поступить с такими записями?

Записи о совместителях в книгу учета трудовых книжек не вносятся. Так как ранее сведения были внесены, необходимо сделать отметку, что это совместитель, трудовая книжка по основному месту работы.

Вопрос про оплату за бланки трудовых книжек. Наша организация не взыскивает данную сумму с работников, как нам это правильно оформить, приказом?

По общему правилу организация вправе требовать у сотрудника возмещения стоимости выданной ему трудовой книжки (п. 47 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).

Не взимать с работников стоимость бланков работодатель может, если такое условие будет закреплено в локальном нормативном акте, например, в правилах внутреннего трудового распорядка.

Вопрос: За предыдущие годы бухгалтерией не велись приходно-расходные книги по учету бланков трудовых книжек. Принято решение восстановить с текущего года данные книги, но что делать с прошлым периодом? какие документы подготовить в обоснование заведения новых журналов?

Нужно написать докладную на имя руководителя учреждения об отсутствии данной книги и о том, что она будет начата с текущего года. За прошлый период данные внести уже вряд ли получится.

Вопрос: У нас несколько юр.лиц и ведением кадрового делопроизводство занимается одна из компаний по договору аутсорсинга. Все кадровики трудоустроены в указанной компании (пусть будет компания А). От каждого юр.лица, кадровику, ответственному за трудовые книжки выданы доверенности, и так же изданы приказы о назначении ответственным данного сотрудника. Но фактически данный сотрудник трудоустроен только в компании А. Как вы думаете, насколько серьезна такая ошибка, грозит ли нам штраф? Дело в том, что трудоустраивать кадровика в каждую из компаний не целесообразно. Подскажите, как правильно оформить данный аутсорсинг, может быть есть примеры такого оформления.

Согласно ч. 1 и 3 ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае когда работа у данного работодателя является для работника основной.

Согласно ч. 2 ст. 66 ТК РФ форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" и Постановление Минтруда России от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек" также предусматривают ведение трудовых книжек именно работодателем.

Более того, в силу п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением N 225, ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя.

Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя. В отношении лица, не состоящего в трудовых отношениях локальные и распорядительные акты работодателя не могут применяться. Нельзя издать приказ о возложении обязанности на лицо, не состоящее в трудовых отношениях.

Из данной нормы следует, что ведение трудовых книжек может осуществлять только лицо, состоящее в штате организации-работодателя.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1.Ответ: Как учитывать и хранить трудовые книжки

И.И. Шкловец

Плата за новый бланк трудовой книжки

Может ли организация взимать с сотрудника плату за новый бланк трудовой книжки или вкладыша в нее

При выдаче трудовой книжки сотруднику организация вправе взимать плату за бланк (п. 47 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).

Плата за бланк трудовой книжки взимается с сотрудника, принятого на работу впервые. А плата за бланк вкладыша – с сотрудника, у которого закончились все страницы трудовой книжки раздела «Сведения о работе».

Деньги сотрудник может заплатить наличными по приходному ордеру или перечислить на счет организации через банк. Кроме того, работодатель может удержать стоимость бланка из зарплаты по заявлению сотрудника.

Стоимость бланка, которую должен возместить сотрудник, определяется фактическими затратами работодателя на его приобретение.

Бланки трудовых книжек оформите сотрудникам бесплатно, если:

  • произошло чрезвычайное происшествие (пожар, наводнение), в результате которого трудовые книжки сотрудников были повреждены;
  • бланк трудовой книжки испортил сотрудник организации, ответственный за кадровый учет, при первичном заполнении. В таком случае именно виновный должен возместить организации стоимость испорченного бланка.

Об этом сказано в пунктах 34 и 48 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225, и подтверждено письмом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2010 г. № 12-3/10/2-6752 (в отношении трудовых книжек, которые были утрачены при пожарах в июле–августе 2010 года).

Вопрос из практики: Какую стоимость должен возместить работник за оформление нового бланка трудовой книжки или вкладыша

При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с него плату, размер которой определяется размером расходов на их приобретение (п. 47 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225). То есть берется сумма, по которой данные книжки или вкладыши оприходованы в бухучете. Как правило, это стоимость трудовых книжек по договору с поставщиком за вычетом НДС, если поставщик книжек работает с НДС, а организация имеет право на вычет.

Стоимость трудовых книжек должна быть отражена в приходно-расходной книге по учету бланков трудовых. И именно ее должен возместить работодателю сотрудник.

Внимание: в ряде случае оформление новых трудовых книжек и вкладышей в них происходит бесплатно.

Вопрос из практики: можно ли удержать стоимость бланка трудовой книжки или вкладыша в нее из зарплаты по заявлению сотрудника

Да, можно.

Организация вправе потребовать у сотрудника возмещения стоимости выданной ему трудовой книжки (п. 47 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225). Сделать это он может в удобной ему форме. Сотрудник может погасить долг, заплатив деньги в кассу или перечислив их на счет организации. Кроме того, он вправе попросить уменьшить сумму зарплаты, причитающуюся ему к выплате. Сотрудник может распорядиться своей еще не выплаченной зарплатой, поскольку начисления за отработанное время являются его собственностью (ст. 1, п. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ).

Имейте в виду, что без такого заявления сотрудника вы не имеете права вычесть стоимость бланка из зарплаты. Удержания в бесспорном порядке производятся только в случаях, перечисленных в статьях 137 и 248 Трудового кодекса РФ. Перечень этих случаев исчерпывающий и выдачи бланка трудовой книжки среди них нет.

Вопрос из практики: можно ли не брать деньги за покупку бланков трудовых книжек с сотрудников бюджетных учреждений

Законодательство не содержит ответа на этот вопрос.

По общему правилу организация вправе требовать у сотрудника возмещения стоимости выданной ему трудовой книжки (п. 47 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225). Однако прямой обязанности брать деньги за выдачу бланков трудовых книжек с сотрудников законодательство не содержит.

В бюджетных учреждениях бесплатная выдача сотрудникам трудовых книжек, приобретенных за счет бюджетных средств, может привести к нарушению исполнения бюджетного процесса (ст. 28, 34 Бюджетного кодекса РФ).

Это связано с тем, что учреждение (в рамках выполнения бюджетных полномочий) должно обеспечить достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ).

Бесплатная выдача трудовых книжек, приобретенных за счет бюджетных средств сотрудникам, приведет к увеличению расходов учреждения (средства, оплаченные за трудовую книжку сотрудника, не будут возмещены в бюджет). То есть заданные результаты будут достигнуты с использованием большего (неминимального) объема средств, что является нарушением принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 28, 34 Бюджетного кодекса РФ).

Популярные вопросы

Подобные нарушения, например, Росфиннадзор отражает в акте ревизии (проверки) и выносит предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (ст. 282, 283, абз. 6 п. 2 ст. 284.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 4 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 75н).

Следовательно, условие о взимании денег за выдачу бланков трудовых книжек с сотрудников работодатель организации может установить по своему усмотрению. Такое условие можно закрепить в локальном нормативном акте организации (например, в Правилах трудового распорядка).

Учет трудовых книжек

Как организации вести учет трудовых книжек

Трудовые книжки являются документами строгой отчетности, поэтому законодательством определен порядок их учета и хранения (раздел VI Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).

Каждая организация обязана вести специальные книги по учету трудовых книжек. Первая из них – приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее (приложение 2 к постановлению Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69). Вторая – книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (приложение 3 к постановлению Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).

Приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, как правило, ведут в бухгалтерии организации. Записи в нее вносят сразу после получения бланков от поставщика. В книге обязательно укажите сведения обо всех операциях, связанных с приобретением и расходованием закупленных трудовых книжек и вкладышей в них с указанием серий и номеров. А также внесите информацию о стоимости бланков, ее же должен будет возместить и работник.

Книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них должна вести кадровая служба организации. Но если такой службы нет, то эта обязанность обычно возлагается на бухгалтерию. В эту книгу внесите сведения о дате приема сотрудника на работу, его фамилию, имя, отчество, серию и номер трудовой книжки и вкладыша, должность, место работы, а также реквизиты документа, на основании которого оформлен прием сотрудника на работу. См. детали заполнения.

Все листы в обеих книгах должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, а также скреплены сургучной печатью или опломбированы.

Такой порядок установлен в пункте 41 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225.

Внимание: ведение учета движения трудовых книжек для организаций и предпринимателей Крыма и Севастополя имеет некоторые особенности.

Так, до 1 января 2015 года такие работодатели вели книги учета трудовых книжек по украинскому законодательству (п. 2 ст. 2 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ). А с 1 января 2015 года они должны вести учет трудовых книжек по формам, утвержденным российским законодательством (п. 1 ст. 2 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ). При этом в новую форму книги учета движения трудовых книжек нужно вносить сведения только по вновь принятым в организацию сотрудникам. Сведения из прежней книги учета, которую организация вела по украинскому законодательству, в новую переносить не нужно. Поскольку такая обязанность действующим трудовым законодательством не установлена. Такую позицию поддерживают специалисты Роструда в устных разъяснениях.

Пример оформления книг учета трудовых книжек

Е.В. Иванова впервые устраивается на работу, поэтому организация оформила ей трудовую книжку.

Ответственная в организации за учет трудовых книжек Н.В. Зайцева оформила новую трудовую книжку на Иванову и сделала записи в приходно-расходной книге по учету бланков трудовой книжки и вкладышей в них и книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Вопрос из практики: как заполнить книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них

Книга учета движения трудовых книжек является обязательным для заполнения документом. Если книга ранее в организации не велась, то ее необходимо оформить. Форма книги приведена в приложении 3, утвержденном постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69. В первую очередь оформите титульный лист книги. Для этого укажите наименование организации, дату начала ведения книги. Затем пронумеруйте, прошнуруйте, заверьте подписью руководителя организации, а также скрепите сургучной печатью или опломбируйте.

Далее заполните графы в самой книге. При этом необходимо соблюдать следующие правила.

В первой графе книги указывайте порядковые номера вносимых записей о движении трудовых книжек и вкладышей. Нумерацию записей ведите в сквозном порядке.

Во второй, третьей и четвертой графах поставьте дату (число, месяц, год) приема сотрудника на работу, заполнения трудовой книжки или вкладыша в нее. Следует отметить, что фактически упомянуты две даты, чаще всего не совпадающие, это объясняется следующим:

  • в статье 66 Трудового кодекса РФ говорится о ведении трудовых книжек на сотрудников, проработавших в организации свыше пяти дней;
  • в пункте 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225, указано, что оформление трудовой книжки сотруднику, принятому на работу впервые, осуществляется работодателем в присутствии сотрудника не позднее недельного срока со дня приема на работу.

Поскольку в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса РФ трудовая книжка предъявляется сотрудником при трудоустройстве, в данной графе укажите дату получения книжки от сотрудника или дату ее оформления, если сотрудник трудоустраивается впервые.

В пятую графу книги впишите фамилию владельца трудовой книжки, а также полностью его имя и отчество.

Серию и номер трудовой книжки или вкладыша в нее занесите в шестую графу.

В седьмой графе отразите должность (профессию, специальность) сотрудника, указанную в трудовом договоре. Вместо должности (профессии, специальности) может быть указана конкретная трудовая функция (ст. 57 ТК РФ).

Наименование структурного подразделения организации, в которое принят сотрудник, внесите в восьмую графу, если оно указано в трудовом договоре. Если организация имеет сложную структуру с разделением структурных подразделений на более мелкие, то во избежание путаницы и ошибок следует указать не только подразделение, куда непосредственно принят сотрудник, но и вышестоящее отделение, в состав которого оно входит, например: «отдел маркетинга, сектор рекламы».

В девятую графу впишите дату и номер документа (приказа, распоряжения, протокола), на основании которого сотрудник принят на работу. Необходимо отметить, что девятая графа заполняется только при приеме на работу. При регистрации вкладышей в трудовые книжки уже работающему в организации сотруднику никаких ссылок на приказы (распоряжения) быть не может, в этом случае в девятой графе можно поставить прочерк.

В десятой графе книги ответственный за ведение трудовых книжек должен поставить личную подпись.

Содержание одиннадцатой графы показывает, какая сумма (в рублях) была уплачена сотрудником за бланк трудовой книжки или вкладыша. В Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225, эта сумма прямо не установлена. Однако в пункте 47 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225, указано, что при выдаче сотруднику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с него плату, размер которой определяется расходами на ее (или его) приобретение. Таким образом, данная графа заполняется только при регистрации трудовых книжек, оформленных впервые, или при регистрации выданных сотрудникам вкладышей. В остальных случаях, то есть при регистрации предъявляемых сотрудниками трудовых книжек, работодатель будет ставить в этой графе прочерк, показывая, что деньги с таких сотрудников не взимались. Если организация считает возможным выдавать своим сотрудникам бланки трудовых книжек и вкладышей в них безвозмездно, закрепив это положение в Правилах трудового распорядка, то в одиннадцатой графе также будет стоять прочерк.

Двенадцатую и тринадцатую графы заполняйте при увольнении сотрудника. В графе 12 сотрудник ставит дату выдачи ему трудовой книжки, по общему правилу она должна совпадать с датой увольнения, а в графе 13 он расписывается в получении книжки.

Такие выводы следуют из пунктов 41, 47 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225.

Ответственность за отсутствие учета

Какая ответственность предусмотрена за отсутствие книг учета трудовых книжек

За отсутствие книг учета трудовых книжек или неправильное их оформление трудовая инспекция может оштрафовать организацию и ее должностных лиц.

Размер штрафа составляет:

  • для должностных лиц (например, руководителя организации) от 1000 до 5000 руб.;
  • для организации от 30 000 до 50 000 руб.

За повторное совершение нарушения могут быть применены следующие административные наказания:

  • для должностных лиц (например, руководителя организации) – штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
  • для организации – штраф от 50 000 до 70 000 руб.

Такие меры ответственности предусмотрены в частях 1 и 4 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Хранение трудовых книжек

Как организации хранить трудовые книжки

Трудовые книжки храните в организации как документы строгой отчетности и лучше всего в несгораемом сейфе. Если такой возможности нет – то в шкафу, запирающемся на ключ. Бланки выдавайте лицу, ответственному за ведение трудовых книжек по его заявке, составленной в произвольной форме.

По окончании каждого месяца сотрудник, ответственный за ведение трудовых книжек, должен представить в бухгалтерию отчет о наличии бланков и о суммах, полученных за оформленные трудовые книжки и вкладыши, с приложением приходного ордера. Отчет о наличии бланков и о суммах, полученных за оформленные трудовые книжки и вкладыши, составляют в произвольной форме.

Такой порядок установлен в пункте 42 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225.

При этом работодатель обязан постоянно иметь в наличии необходимое количество бланков трудовой книжки и вкладышей в нее (п. 44 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).

Пример выдачи под отчет бланков трудовых книжек и оформления отчета о наличии бланков и о суммах, полученных за оформленные трудовые книжки и вкладыши

19 октября руководителю отдела кадров Е.Э. Громовой на основании заявки были выданы под отчет:

  • бланк трудовой книжки;
  • вкладыш в трудовую книжку.

21 октября Громова представила в бухгалтерию отчет о наличии бланков и о суммах, полученных за оформленные трудовые книжки и вкладыши.

www.kdelo.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта