Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Разбор статьи из бизнес журнала по теме управление как наука. Конспект статьи из журнала современный менеджмент


Разбор статьи из бизнес журнала по теме управление как наука, Менеджмент

Эссе по предмету: Менеджмент (Пример)

— Содержание

Выдержка из текста

Например, в одном предложении допущены целых три редакторские ошибки:"Но тем не менее, очевидно, что не может быть управления как таковой, если нет система связи, система согласованности, которая отвечает за функционирование общественных отношений" (курсивом выделены ошибки).

В приведенном далее абзаце каждый раз предложения строятся в отношении разного рода субъекта, не связанного с родами глаголов: «По сути, промышленный переворот явил собой крупные взаимосвязанные технические, технологические, производственные, экономические, политические и социальные перемены в жизни и деятельности человечества. Бурное развитие и применение техники, машин в жизнедеятельности общества качественным образом изменила социальную структуру общества. Она вызвала к жизни новые общественные потребности, иную систему образования и обучения, оказало существенное влияние на систему веровании и традиции общества. Расширил систему взаимосвязи хозяйствования между людьми. Наконец, создал предпосылки формирования научного понимания и научного подхода к управлению общества» (обществом — авторская редакция).

Этот перечень примеров не является исчерпывающим. В целом желательна редакторская правка статьи перед публикацией. Заключение статьи не в полной мере отражает результаты проведенного анализа. Здесь следовало бы более полно отразить выводы, к которым пришли авторы в результате исследования тематики работы.

Здесь мы опять сталкиваемся с противоречивостью заявленной в аннотации позиции о значимости ретроспективного анализа до древних времен приведенным выводом о том, что «теория управления сформировалась как научная дисциплина лишь в начале XX века, когда возникла острая потребность в решении проблем социально-экономической перестройки всего общества на основе индустриальной и научно-технической революции в обществе».Целесообразно было бы датьв заключении авторское определение управления как науки. В рамках изложенного в статье материала нам оно представляется следующим образом: — управление как наука — система упорядоченных знаний в виде концепций и теорий, которые рассматривают теоретически-методический инструментарий управления как совокупность соответствующих принципов, методов, средств и форм. В целом статья отвечает требованиям к научным публикациям, представляет интерес для изучения излагаемого в ней вопроса. Выявленные нами недостатки не снижают ее научно-практической ценности для читателя.

— список литературы

referatbooks.ru

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА | sibac.info

ОСНОВНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ  СОВРЕМЕННОГО  МЕНЕДЖМЕНТА

Адилова  Динар  Абеуовна

канд.  экон.  наук,  декан  факультета  строительных  технологий  инфраструктуры  и  менеджмента,  академический  профессор  Международной  образовательной  корпорации  (КазГАСА,  КАУ),  Республика  Казахстан,  г.  Алматы

E   -mail:  [email protected]

Бө теева  Алия  Ратбекқызы

магистрант,  Международной  образовательной  корпорации  (КАУ),  Республика  Казахстан,  г.  Алматы

 

 

HIGHLIGHTS  OF  MODERN  MANAGEMENT

Dinar  Adilova

candidate  of  Economic  Sciences,  Dean  of  Construction  Technology  of  Infrastructure  and  Management  Department,  Academic  Professor,  Independent  Kazakhstan  Quality  Assurance  Agency  for  Education,  Republic  of  Kazakhstan,  Almaty

Boteyeva  Aliya

master’s  Degree  Student,  Independent  Kazakhstan  Quality  Assurance  Agency  for  Education,  Republic  of  Kazakhstan,  Almaty

 

АННОТАЦИЯ

В  данной  статье  рассматривается  основные  особенности  современного  менеджмента.  Описаны  основные  понятия  современного  менеджмента.  Рассмотрены  виды  управления,  а  так  же  функции  и  принципы  современного  менеджмента. 

ABSTRACT

This  article  discusses  the  main  features  of  modern  management.  Describes  the  basic  concepts  of  modern  management.  The  types  of  controls,  as  well  as  the  functions  and  principles  of  modern  management.

 

Ключевые  слова:   современный  менеджмент;  особенности  современного  менеджмента,  виды  управления,  функции  менеджмента. 

Keywords:   modern  management;  features  of  modern  management,  species  management,  management  functions.

 

Основные  особенности  современного  менеджмента

Менеджмент  —  это  не  только  наука,  но  и  искусство  управления.  Управленческая  наука  дает  скорее  общие  ориентиры,  чем  конкретные  инструкции  на  каждый  конкретный  акт  управления.  Реальное  управление,  особенно  оперативное  —  скорее  искусство,  чем  наука.  Менеджеру  необходимы  не  только  знания,  но  и  интуитивное  понимание  людей,  которыми  он  управляет  [3,  c.  5].

Перейдем  непосредственно  к  теоретическим  понятиям  менеджмента.

Управление   —  это  понятие  широкое,  чем  менеджмент.  Существует  различные  виды  управления  рисунок  1.

 

Рисунок  1  Виды  управления

 

Менеджмент  —  это  управление  в  социальных  системах.  Менеджмент  —  это  процесс,  направленный  на  достижение  целей  организации  посредством  упорядочения  преобразования  ресурсов  в  требуемый  результат.  Менеджмент  —  это  особый  вид  деятельности,  превращающий  неорганизованную  толпу  в  эффективную,  целенаправленную  и  производительную  группу.  Определение,  данное  М.  Поллет:  менеджмент  —  это  обеспечение  выполнения  работ  при  помощи  других  людей  [2,  c.  3].

Менеджер  (от  англ.  "to  manage"  —  управлять)  —  наемный  профессиональный  управляющий,  специалист  по  управлению.  Задачи  менеджера  показаны  на  рисунке  2. 

 

Рисунок  2  Задачи  менеджера

 

Основные  требования,  предъявляемые  профессиональной  компетенции  менеджера:

1.  Умение  понять  природу  управленческого  труда  и  процессов  менеджмента;

2.  знание  функциональных  и  должностных  обязанностей  менеджмента,  методов  достижения  целей  и  уметь  повысить  эффективность  работы  фирмы;

3.  уметь  пользоваться  современными  информационными  технологиями  и  средствами  коммуникации,  которые  необходимы  в  управлении;

4.  владеть  искусствами  управления  людскими  ресурсами;

5.  уметь  налаживать  внешние  связи;

6.  уметь  делать  правильную  самооценку  и  правильные  выводы;

7.  постоянно  повышать  квалификацию;

Главным  фактором  повышения  результата  современного  менеджмента  является  разбивка  труда  менеджеров.  К  примеру,  разделить  всех  менеджеров  по  видам  деятельности,  разграничить  их  полномочия  и  права  и  круг  ответственности.  Существует  два  вида  разделения  всей  работы:  горизонтальное  и  вертикальное.  Менеджеры  так  же  подразделяются  по  вида  деятельности,  на  линейные  (отвечают  за  все  функции  управления)  и  функциональные  (отвечают  за  одну  конкретную  функцию).

Функции  менеджмента  очень  разнообразны,  но  основные  показаны  на  рисунке  3

 

Рисунок  3  Функции  менеджмента

 

Анализируя  постоянное  изменение  ситуаций  в  мире  и  на  рынке  производителя  потребителя  и  т.  д.  необходимо  постоянно  быть  готовым  к  изменениям  что  бы  идти  со  временем  не  отстать  от  конкурентов  необходимо  знать  и  уметь  применять  особенности  современного  менеджмента. 

Современный  менеджмент  это  управление  в  постоянно  изменяющиеся  условия  рынка. 

Особенности  современного  менеджмента:

1.    В  мире  существует  три  механизма  взаимодействия  между  людьми:

·     Первая  —  иерархия.  Она  актуально  когда  осуществляется  общественное  производство  и  для  этого  необходима  координация  действий  людей;

·     Вторая  —  идеология,  обычаи  (у  казахов  соблюдение  7  покаление  родства),  нравы,  организационная  культура,  моральные  установки  и  т.  д.;

·     Третья  —  это  рыночные  отношения,  партнерские  отношения.

2.    Учитывая  быстрые  темпы  развития  науки,  техники  и  повышения  требований  к  качеству  продукции,  необходимо  повысить  заинтересованность  работников  в  качественном  выполнении  их  работы. 

3.  Высокая  ценность  рабочего  времени,  влечет  за  собой  необходимость  четкой  организации  работы.

4.  Повышение  роли  потребителя,  вызывает  необходимость  изучить  их  спросы.

5.  Учитывать,  что  повысился  образовательный  уровень  работников  и  качество  их  жизни.  (Повысить  материальную  мотивацию,  социальный  пакет)

6.  Развитие  малого  и  среднего  бизнеса,  влечет  за  собой  необходимость  большого  количества  руководителей.

Принципы  современного  менеджмента,  сформулированные  Питером  Друкером  показаны  на  рисунке  4.

 

Рисунок  4  Принципы  современного  менеджмента

 

Рассматривая  все  рисунки  модно  сделать  вывод,  что  для  оценки  эффективности  менеджмента  требуются  разнообразные  средства,  а  также  результаты  менеджмента  достигаются  вне  самого  предприятия. 

В  любой  конкретной  ситуации  современного  менеджмента  имеются  множество  воздействующих  факторов,  которые  необходимо  уметь  найти  свой  оптимальный  способ  управления.  И  это  достигается  путем  постоянного  пополнения  знания  по  менеджменту,  постоянного  анализа  результатов  предприятия  и  изучение  зарубежного  опыта. 

 

Список  литературы:

1.Адилова  Д.А.  Адилов  А.  Статья  «Конкурентоспособность  фирмы  и  его  влияние  на  сущность  стратегического  управления»:  XLV  Международной  научно-практической  конференции  «Экономика  и  современный  менеджмент:  теория  и  практика»  (Россия,  г.  Новосибирск,  12  января  2015  г.).  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://sibac.info/17259

2.Михайлова  Э.А.    Менеджмент.  Курс  лекций.  Рыбинск.  Кафедра  экономики,  Рыбинская  государственная  авиационная  технологическая  академия.  Министерство  образования  РФ.  2000.  —  13  с.

3.Орлов  А.И.  Менеджмент.  Учебник.  М.:  Издательство  "Изумруд",  2003.  —  298  с.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.aup.ru/books/m151/

sibac.info

Основы функционального менеджмента | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье говорится о пяти основных функциях менеджмента: планировании, организации, координации, мотивации и контроле, и применение их в реальной существующей организации, а также об экономических и административных методах управления и применении этих методов.

Ключевые слова:функции управления, планирование, организация, координация, мотивация, контроль, управление, экономика, бизнес-планирование.

The article refers to the five main functions of management: planning, organization, coordination, motivation and control and their application in real-life organization of «Bird», as well as on the economic and administrative management practices and the use of these methods.

Key words: management, planning, organization, coordination, motivation, control, management, economics, business planning.

 

Одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции управления. Следовательно, для выполнения той или иной работы необходимо заранее определить, что нужно получить в итоге, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение, что является функциями управления.

Существует взаимосвязь и логическая последовательность осуществления предметных функций в процессе управления организацией.

В проделанной работе были освещены следующие функции: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. На основе перечисленных 5 функций проведено исследование на фирме ООО «Птица».

Данная фирма является обществом с ограниченной ответственностью и создана для осуществления различных видов коммерческой деятельности, в целях удовлетворения потребностей рынка и получения максимальной прибыли с вложенного капитала. Деятельность Общества осуществляется на основе внедрения и реализации новейших достижений научно-технического прогресса через заключаемые ей договоры. Миссией фирмы является обеспечение высокого качества жизни потребителей, производство экологически чистых и безопасных натуральных продуктов, укрепление своих позиций на российском рынке.

Рассмотрим все 5 функций на примере данной организации:

Функция организации.

В соответствии с предметом своей деятельности ООО «Птица»:

1.      осуществляет промышленное птицеводство;

2.      организует разработку и применение новейших технологий для практической реализации предмета деятельности Компании;

Производственное бизнес-планирование - это заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая цели, содержание, методы, сроки выполнения работ по производству и реализации той или иной продукции или оказанию услуг [1].

На основании исследования предполагаемого места размещения фермы, детально анализируется целесообразность и возможность строительства такого объекта на выбранном участке.

Цели планирования ООО «Птица»:

-          совершенствование разведения и выращивания продукции и осваивание новых видов;

-          сохранение достигнутых результатов, т.е. обеспечение и гарантия качества продукции, соответствующей высоким требованиям государственных нормативных документов и стандартов.

Организационная функция. Субъектом управления в системе управления ООО «Птица» выступают руководители, менеджеры всех уровней управления, наделенные определенными полномочиями по принятию решений [2].

Генеральный директор возглавляет администрацию, определяет финансовую и кадровую политику Общества, заключает от имени Общества трудовые договоры со всеми её сотрудниками, без доверенности выступает от имени Общества перед физическими и юридическими лицами и т. д.

Функция мотивации проявлялась в подборе персонала и мотивировании его на эффективную и результативную работу, являлась одним из важнейших звеньев работы.

При планировании и организации работы данного предприятия, руководитель определяет, что конкретно должно выполнить предприятие, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать.

Общеизвестным фактом является то, что методы мотивации персонала могут быть как материальными, так и нематериальными.

Что касается материальных методов, то первоочередное внимание следует обратить на организацию заработной платы.

На данном предприятии организация заработной платы имеет относительно упрощенный характер.

Рядовые работники (младший обслуживающий персонал (технички, грузчики, охрана)) имеют строго фиксированный оклад, не зависящий от их личного вклада в деятельность организации, а также получают премии по результатам работы всего предприятия в целом. Такая же схема оплаты труда применяется к работникам бухгалтерии и отдела кадров.

Заведующие магазинов также имеют фиксированный оклад + премия по результатам деятельности их подразделения (3000 рублей) + премия по результатам деятельности всего предприятия (5000 рублей).

Руководители служб (коммерческий директор и его заместитель, главный бухгалтер, начальник отдела кадров, начальник отдела охраны), помимо должностного оклада, имеют процент от прибыли. Процент от прибыли составляет 7500 рублей.

Таким образом, непосредственно материально заинтересованными в улучшении показателей работы ООО «Птица» являются руководящие работники, а зависимость заработной платы остальных работников от эффективности его работы явно недостаточна.

Экономическая ответственность работников ООО «Птица» реализуется путем прямого уменьшения заработной платы виновных работников на сумму предъявленных к ним претензий за упущения в работе. Шаг уменьшения заработной платы с каждым фактом упущения составляет 500 рублей. Тем самым, руководство показывает своим сотрудникам, что к работе нужно относиться ответственно.

Что касается нематериальных форм мотивации, то здесь ситуация складывается еще более плачевная. Единственным проявлением данных форм является вынесение благодарности персоналу ООО «Птица» за достигнутые результаты (объемы продаж и/или отсутствие жалоб со стороны покупателей), а также звание «Лучший работник года» (по тем же критериям). Мотивацией за звание «Лучший работник года» является бесплатная поездка в Санкт-Петербург [6].

Основными средствами осуществления контроля является реализация определенных правил, процедур. Поскольку правила вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение — это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. В качестве форм осуществления контроля используются должностные инструкции, положения о структурных подразделениях, правила трудового распорядка (разрабатываемые руководителем предприятия). В данной организации предварительный контроль используется в трех ключевых областях — по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

Контроль в области человеческих ресурсов достигается за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей.

Также еженедельно проводятся планерки в кабинете генерального директора с обсуждением достигнутых результатов и допущенных ошибок и обсуждением дальнейших направлений их действий.

По результатам анализа основных методов менеджмента, используемых в деятельности данного предприятия, сделан вывод, что генеральный директор является главным лицом по выработке управленческих решений. Основная задача директора — добиться реальных конечных результатов деятельности. Он правильно определяет, выясняет свои цели, ставит цели персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать.

Руководитель постоянно контролирует цели и результаты их достижения. В процессе управления осуществляет постоянный процесс согласования и определение взаимного соответствия целей и результатов.

Разработанные предложения по совершенствованию методов менеджмента ООО «Птица» говорят о том, что эффективное управление возможно лишь при использовании экономических, административных, социально-психологических и воспитательных методов управления.

Экономическое управление требует ясности и полноты информации не только в чисто экономической, но и во всех других областях деятельности предприятия. Экономические и административные методы управления, по сути, неразрывны и образуют единую систему рычагов, направляющих развитие предприятия к конечной его цели, позволяющих прийти к ней кратчайшим и наиболее экономным путём.

 

Литература:

 

1.         Акмаева Р. Н. Менеджмент организации на основе принятия новой управленческой парадигмы [текст] / Р. Н. Акмаева.-М.:2008.-№ 11.-98 с.

2. Захаров А. В. Программа стратегического развития стратегического научного общества как условие эффективной организации НИД в педагогическом вузе [Текст] / Международный научно-исследовательский журнал = Researsh Journal of International Studies. 2012. № 5–3. С. 36–38.

3.         Кинан К. Делегирование полномочий [текст] / К.Кинан.М.: 2008.- 145 с.

4.         Маслов В. И. Концептуальные установки менеджмента. Менеджмент в России и за рубежом [текст] / В. И. Маслов.- М.: 2009.- № 1.-68 с.

5.         Шапиро, С. А. Мотивация [текст] /С. А. Шапиро.-М.:Гросс Медиа,2009.-56 с.

6.         Функциональный менеджмент. [электронный ресурс].- Режим доступа: http://uchebnikionline.com/menedgment/menedzhment_-_rulyev_va/funktsiyi_menedzhmentu.htm. Дата обращения: 11.12.2014

moluch.ru

Лекция - Конспекты статей (на выбор).

1. Журнал «Управление персоналом».

2. Журнал «Психология для руководителя».

3. Журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования».

4. Журнал «Менеджмент сегодня».

5. Журнал «Менеджмент в Росси и за рубежом».

VIII. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Условия допуска к зачету:

Студенты очной / заочной формы обучения допускаются к сдаче зачета при условии выполнения следующих требований:

– при посещении всех практических занятий

— выполнение всех самостоятельных работ

Форма и содержание зачета.

Зачет проводится в форме защиты своих самостоятельных работ (эссе, реферат, конспект статьи) и выполнение зачетного теста.

Критерии оценивания.

Тест считается пройденным, если студент набрал от 65 % правильных ответов.

 

IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная литература

  1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. М., Финансы и статистика 2003
  2. Батурин В. К. Общая теория управления. Учебное пособие.Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика».М.: Юнити-Дана, 2012. — 488 с. // www.biblioclub.ru/117038_Obschaya_teoriya_upravleniya_Uchebnoe_posobie.html
  3. Иванова-Швец Л. Н. Международные аспекты управления персоналом. Учебно-методический комплекс.М.: Евразийский открытый институт, 2011. — 189 с.// www.biblioclub.ru/93174_Mezhdunarodnye_aspekty_upravleniya_personalom_Uchebno_metodicheskii_kompleks.html
  4. Маслов В. И. Концептуальные установки менеджмента. Сборник статей. М.: Директ-Медиа, 2012. — 87 с.// www.biblioclub.ru/book/103842/
  5. Одегов Ю.Г., Котова Л.Р. Организация службы управления персоналом: современный подход. –М., 2009, — 168 с.
  6. Под ред. А.Я.Кибанова Управление персоналом: курсовые проекты, практика, государственный экзамен, дипломный проект. М, Инфра-М, 2007
  7. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2003.

 

Дополнительная литература

1. Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации. Учеб. пособие – М.: Флинта. 2005.

2. Анисимов В.И. Кадровая служба и управление персоналом организации. Практическое пособие кадровика – М.: Экономика. 2003.

3. Армстронг М., Барон А. Управление эффективностью работы. /Performance Management: The New Realities.- Издательство: Hippo, 2005.- 384 с.

4. Верховская Е., Кошелева А. Настольная книга HR-менеджера.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.- 272 с.

5. Калошина И. П. Введение в творческую учебную и профессиональную деятельность. Электронное учебное пособие. Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия. М.: Юнити-Дана, 2012. — 296 с.// www.biblioclub.ru/119527_Vvedenie_v_tvorcheskuyu_uchebnuyu_i_professionalnuyu_deyatelnost_Elektronnoe_uchebnoe_posobie.html

6. Новиков Е.А. Организация работы службы управления персоналом. М., Альфа-Пресс, 2006.

7. Организация работы службы персонала: Методическое пособие/ сост. Наталья Володина, Юлия Милованова. – М.: ЗАО «МИЦФЭР», 2006.

8. Путь менеджера от новичка к гуру: лучшие мысли Сообщества менеджеров Executive, 2001-2005. Сб. статей-Проект М.Пикалова. М.: Манн, иванов и Фербер, 2006

 

www.ronl.ru

Актуальные проблемы развития менеджмента и практики менеджеров

Начиная с 1950 года отмечался настоящий бум развития методов управления как неотъемлемой части более масштабного бума менеджмента. В середине 1940-х годов можно было выделить лишь две компании, которые серьезно задумывались над развитием своих менеджеров [1]. Это Sears, Roebuck в США (американская международная торговая сеть, которую основали Ричард Уоррен Сирс и Алва Робак в конце XIX века) и Marks &Spencer в Англии (самый крупный британский производитель одежды).

Уже в середине 1950-х годов (то есть десять лет спустя), предпринималась попытка создать каталог с компаниями, где применяются программы по повышению квалификации персонала (менеджеров). На тот момент число таких компаний составляло более трех тысяч [2].

Во время информационного общества невозможно сосчитать компании, которые занимаются совершенствованием методов управления и самих менеджеров. Это актуально, обыденно, является обязательным для компании. Крупная солидная фирма, которая не разрабатывает методы для повышения квалификации своего персонала просто не может себе этого позволить, поэтому такая ситуация лишь исключение из правил.

Так зачем развивать менеджмент и менеджеров? Почему сейчас это актуально и необходимо?

Начнем с развития менеджмента. На практике основные решения в бизнесе требуют много времени и заставляют заглядывать в будущее. Но так как никто не может предвидеть его, руководство должно отбирать, проверять и развивать людей, которые в последующем смогли бы помочь и проанализировать ситуацию наперёд. Ими как раз и будут менеджеры [3].

В развитом обществе требования к профессиональным навыкам резко меняется: физические умения всё больше замещаются теоретическими знаниями, способностью руководить и организовывать, одним словом – организаторскими способностями. Однако компания должна ориентироваться на общество, и свою деятельность направлять так, чтобы информационному обществу данный принцип ведения бизнеса был по душе, устаивал бы их [4]. Иначе общество не будет терпеть и будет, непосредственно, заставлять менять что-то на предприятии.

Работник умственного труда, член современного общества в своей работе видит не только источник дохода. Он стремится получить не только экономическое, но и моральное удовлетворение: самоуважение, радость от достигнутого, чувство собственного достоинства [5]. Развитие менеджмента — это всего лишь иное название процесса, в ходе которого труд и производство становятся чем-то большим, чем простым источником дохода.

Потребность общества в менеджерах постоянно растёт. Поэтому развитие менеджмента необходимо для компании. Для развития необходимо [6]:

1.                       Приобретение менеджером умений и навыков, которые ему обязательно пригодятся в будущем и, соответственно, сделают его работу максимально эффективной. Если менеджер не будет совершенствоваться, то он не сможет заглядывать вперёд и проводить анализ, а, ориентируясь лишь на прошлом и настоящем, у менеджера не получится продвинуться по лестнице вверх.

2.                       Сформировать свою собственную жизнь за пределами организации. Чем старше менеджер, тем меньше интереса у него к своей работе (чаще всего так и происходит). То, что было в новинку в самом начале профессионального пути, становится рутинным и скучным занятием. Поэтому менеджер должен иметь интересы, которые помогут ему отвлечься на время от работы. Организация в своих же интересах должна идти навстречу работнику, чтобы его работа была более действенной.

Так как тема развития менеджмента и менеджеров актуальна в сегодняшние дни, то конечно будут ошибочные мнения по этому поводу, то есть то, что на самом деле не является развитием [7].

Во-первых, не посещение курсов. Курсы – это инструмент развития, а не саморазвитие. Как это понять? Дело в том, что курсы дают теоретические знания, поэтому очень часто они просто не реализуются на практике (например, не было условий для их применения). Самый лучший выход из такой ситуации – это курсы для работников непосредственно той фирмы, где они работают, чтобы эти курсы содержали как теорию, так и практику.

Во-вторых, развитие менеджмента и менеджеров не замещает планирования дальнейшего продвижения по службе, замещения или выявления потенциала. Важна продуктивная работа. Руководство не должно ориентироваться лишь на определенную часть персонала и только их поощрять, выдавать премии. Если руководство ведет такую стратегию, то другая часть работников подумает, что ей пренебрегают. Это приведет к снижению работоспособности [16].

В-третьих, совершенствование управленческой деятельности и менеджеров – не способ «создать сверхчеловека», изменив его сущность. К тому времени, когда человек приходит устраиваться на работу, он уже полностью является сформировавшейся личностью. Поэтому задача организации дать работнику раскрыть свой потенциал, а не навязывать свою деятельность.

Итак, сделаем выводы [8]:

1.                       Развитие менеджмента и менеджера – это два взаимосвязанных объекта, которые несут одинаковую функцию (обеспечения благосостояния, развития и достижения результатов). Только в развитии менеджмента подразумевается само предприятие, а в развитии менеджера полагает развитее отдельного человека.

2.                       Развитие менеджмента – это функции и деятельность организации, независимо от того, как они осуществляются на практике.

3.                       Развитие менеджера полностью зависит от человека, хотя его компания и начальник тоже при этом играют не последнюю роль.

Рыночная экономика в силу действия факторов нестабильности и повышенного риска объективно предполагает постоянное совершенствование процесса производства. Именно этой цели отвечает менеджмент — наука о рациональной организации и управлении производством [9].

Менеджер должен обладать необходимыми качествами для успешного руководства коллективом. В числе таких качеств: высокий профессионализм, предприимчивость, целеустремленность [10].

Развитие научной управленческой мысли, возникшей на рубеже XIX—XX вв., продолжается до настоящего времени. За истекший период сформировались отдельные научные направления, которые привнесли в практику менеджмента много нового. Данное обстоятельство, в конечном счете, позволило повысить эффективность системы организации и управления производством [11]. Богатый опыт стран с развитой рыночной экономикой, обеспечивающей высокую эффективность производства и реализации продукции, это подтверждает.

Наиболее известными и существенно отличающимися друг от друга являются модели менеджмента в Японии и США. Однако использование различных подходов к управлению производством не препятствовало созданию в этих странах эффективной экономики. Не менее впечатляющие результаты демонстрирует и система организации и управления производством в Германии [12].

Богатый зарубежный опыт менеджмента необходимо использовать в России при соответствующем учете особенностей страны.

Для повышения эффективности деятельности Российские менеджеры должны [13]:

  • обеспечивать жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка; добиваться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка; разработать и последовательно реализовывать программу развития коллектива предприятия, включая социальные проблемы, организовывать работу на базе современных эффективных методов;
  • совершенствовать работу предприятия на основе применения современных методов управления, улучшать организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива как единой взаимодействующей системы; разрабатывать и внедрять в практику более совершенные формы бизнеса, осваивая новые отрасли и сферы;
  • определять цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя [14];
  • уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным нейтрализовать его воздействие;
  • внедрять теоретические разработки отечественной и зарубежной науки после адаптации к конкретным условиям;
  • подходить к управлению с учетом особенностей истории страны, российских условий бизнеса и российского менталитета;
  • уметь предотвращать и успешно преодолевать кризисные явления в процессе деятельности организации [15].

Литература:

  1. Арефьева Т.С., Жидкова О.Н., Лобанова Е.И., Нисилевич А.Б., Стрижова Е.В. Открытые образовательные ресурсы: международный опыт и ситуация в России // Экономика, статистика и информатика: Вестник УМО. -2014. -№ 2. -C. 3-6.  
  2. Башкатова Ю.И. Управленческие решения. Учебное пособие. Москва, 2008.
  3. Башкатова Ю.И., Бебрис А.О. Принятие эффективных управленческих решений в венчурных фирмах. Транспортное дело России. 2013. № 5. С. 160-163.

4.      Друкер, Питер, Ф., Макьярелло, Джозеф А. Менеджмент: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2010. – 704 с.

5.      Друкер, Питер, Ф. Эффективное управление предприятием. : Пер. с англ. – М. : ООО «И.Д.Вильямс», 2008. – 224 с.

6.      Каменева Н.А. Управление знаниями в компании. Сборник научных трудов Sworld. 2009. Т. 8. № 4. С. 3-6.

7.      Каменева Н.А. Сущность и реализация инноваций в российских условиях. Инновации в науке. 2014. № 29. С. 200-206.

8.      Каменева Н.А. Инновационная активность как фактор обеспечения конкурентоспособности российской экономики. Проблемы современной экономики. 2011. № 4. С. 19-21.

  1. Сибиряев А.С. Государственная инновационная политика в Российской Федерации: подходы к разработке и реализации. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Государственный университет управления. Москва, 2011
  2. Сибиряев А.С. Государственная инновационная политика в условиях модернизации. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 20. С. 192-196.
  3. Сибиряев А.С. Проблемы реализации инновационной политики в РФ. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 11. С. 077-083.

12.  Хмелев И.Б. Формирование конкурентной среды как условие развития инновационной деятельности. В сборнике: Ценности и интересы современного общества материалы Международной научно-практической конференции. 2013. С. 244-248.

13.  Хмелев И.Б. Промышленная политика как фактор модернизации экономики России. В мире научных открытий. 2010. № 4-16. С. 150-151

14.  Яковлев А.Ю. Примеры успешных венчурных фирм. Инновации в науке. 2013. № 28. С. 195-198.

15.  Яковлев А.Ю. Рекомендации предпринимателям по созданию венчурных проектов. Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 36. С. 39-42.

16.  Яковлев А.Ю. Успех венчурной фирмы на примере компании «OZON». Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2014. № 17. С. 276-279.

moluch.ru

Современная философская и научная интерпретация управления

Автор анализирует специфику конкретно-научного, общенаучного и философского понимания управления. Им обосновывается, что менеджмент является теоретико-содержательным отражением практического регулирования взаимоотношений субъекта и объекта, а философия управления выступает как обобщенный, понятийно-смысловой анализ его теоретико-методологических проблем, чем и обусловлена ее роль в понимании управления.

Ключевые слова: философия управления, менеджмент, направления менеджмента, кибернетика, синергетика, сетевое общество, феномен управления.

Modern philosophical and scientific interpretation of management

Tikurishvilli Nugzari Avtandilovich

Research (scientific) supervisor B. V. Kovrigin

The author analyses the specification of detailed and generally scientific and philosophical understanding of management. He gives proof of the idea that management is substantial and theoretical reflection of the practical regulation of interrelation between a subject and an object. The philosophy of management is summarized and meaningful analyze of its theoretical and methodological problems. It stipulates its role in understanding of management.

Keywords: the philosophy of management, the directions of management, cybernetics, synergetic, net society, the phenomenon of management.

Актуальность темы определяется тем, что управление, являясь универсальным феноменом существования человека и общества, специфически проявляющимся на различных этапах их развития, сегодня приобретает особую значимость в обеспечении общественной жизни, что требует своего научного и философского осмысления.

В современной философии и науке управление рассматривается как сложный многофункциональный феномен, исследование которого может проводиться «на социально-философском уровне, на уровне таких общенаучных дисциплин, как системный анализ, синергетический подход, и таких специальных дисциплин, как социология, экономика, психология» [6,c.74], каждый из которых имеет свои особенности. Так, спецификой современного философского осмысления управления является включение управления как проблемы в человеко-размерные объекты постнеклассической науки, пересмотр оснований социально-гуманитарных наук, отход от традиционных парадигм, связывающих управление с исполнительной функцией власти, технологиями её осуществления, рассмотрение проблем управляемости и прогнозирования социальных процессов в широком социально-культурном контексте. «Для системного подхода и синергетики характерно рассмотрение управления как сложного системного объекта, функционирование которого включает в себя элементы самоорганизации» [8,c.62].

В середине 50-х годов ХХ века большую роль в развитии знаний об управлении сыграла кибернетика. Как научная дисциплина кибернетика занимается поведенческим исследованием биологических систем, результаты которого используются при разработке самоуправляемых технических систем. Что касается методологии, специфических методов и приемов исследования, то в кибернетике они уже более или менее четко появились, перейдя в другие научные дисциплины. «Методологической базой кибернетики являются прежде всего, абстрактные математические соотношения без обязательного учета физических особенностей в модельном представлении объекта, в основном информационные управленческие процессы» [1,c.163], поиск единственного, оптимального по какому-то критерию, пути развития объекта, его упрощенные модельные представления, когда предполагается, что стабильность состояния объекта-оригинала поддерживается в основном за счет стабильности его элементов и устойчивых связей между ними, а также разработка таких методов управления, при которых для достижения поставленной цели система функционирует заранее заданным образом. В современном мире исследованием различных видов управления занимается менеджмент, который стал синонимом “науки управления”, применимой ко всем областям жизни человека. В настоящее время используются термины финансовый менеджмент, административный менеджмент, политический менеджмент, государственный менеджмент, социальный менеджмент т. д. Общий гуманистический поворот середины 70-х годов ХХ века, отразившийся в зарождении экзистенциальной психологии, концепций «качества трудовой жизни», «человеческого капитала», «менеджмента, обращенного к личности, «менеджмента, создающего мотивацию», определил формирование новой парадигмы менеджмента.

Так, например, В. С. Диев отмечает, что, «основной тенденцией развития управленческой мысли является стремление превратить управление в науку» [2,c.35.], но возникает много препятствий к достижению цели, главное из которых — человек, всегда присутствующий в системах управления, поведение которого определяется различными факторами, которые невозможно точно описать и измерять. Эти противоречия между требованиями рациональности и реальным поведением людей и являются почвой для развития теории управления. Партнерами гуманитарных наук в исследовании управления являются точные науки, так как цели управления реальны и конкретны, и оно имеет собственный источник познания — практику, а также «пополняется знаниями из других дисциплин, необходимыми для плодотворного развития, без которых оно не смогло бы развиваться» [2,c.35.].

Являясь видом человеческой деятельности, управление рассматривается как принятие решений. Чтобы принять решение, надо осмыслить и осознать цели и способы действий, рассмотреть разные варианты. В принятии решения объединяются знания, интересы, мировоззрение человека. Любую человеческую деятельность можно рассматривать как принятие решений. Анализируя процессы принятия решений, понимаешь природу человека, так как «принимает решение, берет на себя ответственность конкретный человек — со всеми его сильными и слабыми сторонами, при этом он всегда стремится выбрать не просто решение, а «хорошее», «оптимальное», «лучшее»» [2,c.35.].

Изучение специальной литературы, которая посвящена вопросам формирования управленческого мышления, выявило следующие проблемы в данной области. Во-первых, усложнение управленческого труда на данном историческом этапе требует специальной профессиональной подготовки. Это изменения традиционной дисциплинарной и предметной формы организации управленческого мышления, которые не отвечают современным требованиям управленческой деятельности, нуждающейся в широком спектре комплексных мыслительных средств. Во-вторых, последние десятилетия очевидно существенное повышение значения управленческой деятельности и ее роли в современном обществе. Это вызвано появлением кроме «традиционного обеспечения воспроизводства кооперации деятельности таких функций, как становление и развитие коллектива, личности сотрудника, формирование способностей самоорганизации и саморазвития» [3,c.104.]. Это значит, что разработка конкретных решений в разных сферах жизни требует специальных знаний. Так как менеджмент распространяется на всевозможные области человеческой деятельности, это требует конкретного подхода. Правильно поставленное руководство в любой сфере деятельности ведет к рациональному решению поставленных проблем. «Концепция процедурной рациональности в принятии решений является аналогом концепции, давно утвердившейся как в науке, так и в сфере производства, суть которой в том, что качество продукта определяется качеством всего процесса его производства. А решения являются важнейшим продуктом человеческой деятельности» [2,c.35.]. Один из основных тезисов данного исследования заключается в том, что управление — рациональная целенаправленная деятельность. В данном контексте важно понимать, что в философии и современной науке понятие рациональности неоднократно подвергалось серьезной трансформации с учетом закономерного характера общественных и природных процессов, разнообразия типов бытия, существование различных связей и направлений самоорганизации. Для управления в начале XXI века характерен особенный возврат к рационализму, только в новом понимании. Как неорационализм в философии управления, так и неорационализм в философии науки признают изменчивость норм и предпосылок рациональности и допускают существование ее различных форм и видов. Именно с позиций социально — философского обобщения становится понятной организующая роль управления в нормальном функционировании общества как целого. На уровне современной теории управления абсолютная определенность оказывается неприемлемой. В ее логических основаниях появляются понятия «неопределенность», «многозначность», «интуитивная оценка ситуации». Организационные взаимодействия регулируются такими сугубо мировоззренческими категориями, как представления о взаимоотношении человека и природы, идеи справедливости, добра и зла, культуры и традиции. «Современное управление — это не только совокупность сугубо специализированных дисциплин, имеющих прикладное значение, но и некоторое мировоззренческое единство, вписанное в контекст современного мировосприятия» [2,c.35.].

Нужна новая стратегия формирования нового управленческого мышления. Обоснуем необходимость профессионализации управленческого труда на основе развития мышления в деятельности управления. В отечественных и зарубежных публикациях все чаще можно встретить обращение к проблеме формирования современного мышления, и, в частности, мышления управленческого. Отмечаются сложность и неустойчивость внешней и внутренней организационной среды, непредсказуемость последствий управленческих воздействий на всех уровнях управления, изменения в содержании и формах организации управленческого труда, усложнение предмета производства и соответственно всего процесса управления, повышение требований к профессионально-квалификационному уровню, деловым качествам человека, принимающего управленческое решение. В этой связи формирование управленческого мышления и компетенций в управлении человеческими ресурсами представляется одной из актуальных экономических проблем, связанных с профессионализацией управленческого труда. Во-первых, рост сложности, динамизма, неустойчивости внутренней и внешней организационной среды выдвинул новые требования к управленческой деятельности и управленческому мышлению. «Владение хорошо зарекомендовавшими себя управленческими инструментами оказалось явно недостаточным для принятия адекватных решений в условиях неопределенности. «Голова, наполненная знаниями» уступает место «хорошо устроенной голове»» [3,c.104.]. Практика показывает, что разъединенные по отдельным научным дисциплинам знания, сложившийся способ организации знаний, а также ограниченное профессиональными рамками управленческое мышление не адекватны постижению всей глубины проблем, с которыми сталкивается современная организация. Усложнение управленческого труда требует специальной профессиональной подготовки, изменения традиционной предметной и дисциплинарной формы организации управленческого мышления.

Во-вторых, в последние десятилетия отмечается существенное повышение роли и значения управленческой деятельности в современном обществе, обусловленное появлением помимо традиционного обеспечения воспроизводства кооперации деятельности таких функций, как становление и развитие коллектива, личности сотрудника, формирование способностей самоорганизации и саморазвития. Важнейшей тенденцией выступает признание возросшей роли сотрудников организации как ключевых ресурсов ее конкурентоспособности и долгосрочного развития в сложной динамичной среде. Сотрудники рассматриваются в качестве важнейшего и дефицитного ресурса. Руководитель, выступая главным носителем корпоративной идеологии, направляет, вдохновляет, «заражает» общекорпоративными ценностями коллектив. «В этой связи роль компетенции в управлении человеческими ресурсами возрастает многократно и требует специального исследования, направленного на выявление ее содержания и структуры, статуса в иерархии корпоративных компетенций» [3,c.105.]. Очевидно, что решение этой проблемы также связано с поиском междисциплинарных представлений в силу того, что понятие «компетенция» изначально определяется как интегральное качество субъекта.

Проблема профессионализации управленческого труда возникает в связи с признанием управления особым типом человеческой деятельности, что обуславливает поиск форм ее организации, осознание необходимости профессиональной подготовки кадров. Развитие информационных технологий приводит к существенным изменениям в содержании и характере управленческого труда, выявляет значимость овладения средствами интеллектуальной деятельности и осознанного их применения.

Известное многообразие областей научного исследования в сфере управления требует более глубокого изучения сложных процессов, которые определяют эффективность функционирования современного общественного производства. В настоящее время в связи с открытиями в области информатики, системного анализа, компьютерных технологий, которые снабжают ученых и практиков в этой области новыми средствами научного анализа создающих большие перспективы для исследования проблем управления. Но для этого необходимо еще изучить материалы марксистско-ленинской теории, которая позволяет понять производственное предприятие не просто как механизм, соединенных посредством того или иного технологического процесса, а как коллектив людей, соединенных между собой определенными социально-экономическими отношениями. Эти взаимоотношения обусловлены преобладающим в данном обществе способом производства. Различные и сложные проблемы, относящиеся к организации управления, делают совершенно недоступными сведение задачи совершенствования функции управления к одним только технологическим аспектам. Нужна максимальная четкость, организованность, рациональность всех без исключения составляющих, из которых складываются функции управления. Развитие управления как особенного вида деятельности, рост его роли, постоянное развитие совокупности органов управления является закономерным выражением общественно-исторического прогресса. Управление становится все более сложным занятием; постоянно растет число людей, занятых управленческой деятельностью. Многообразие функций принадлежит не только государственному управлению, но и процессам производства, потреблению, распределению, обмену, финансам, услугам и всем коммуникациям, через которые осуществляются жизненные процессы. Хотя управление образует особую область человеческой деятельности, оно не может существовать само по себе как совершенно самостоятельный процесс, а является составляющей более широкой системы, которая определяет, особенность управления. Иначе говоря, надо всегда помнить, что особенность формы управления и его технические средства определяются тем, каков предмет управления, и в какой системе оно осуществляется. Есть общие принципы, закономерностей управления, относящиеся ко всем его разновидностям. Особенность управления человеческими коллективами требует специального философско-социологического исследования, которое опирается, на экономические, психологические, правовые и другие подходы. Очевидно, что наука управления не может быть лишь суммой взятых из различных наук разделов, посвященных управленческой деятельности, она должна быть систематизированным знанием, полученным исследованием закономерностей управления. В управлении постоянно приходится согласовывать и учитывать политические, социологические организационные, технические, экономические, и психологические вопросы. Важнейшей функцией управления является объединение, интеграция всех сторон и аспектов в единое целое. Исследование этого процесса организационной интеграции, изучение управления как целостного, комплексного и исторически конкретного социального явления составляет важнейшее содержание проблематики теории управления.

Теория управления использует научные методы анализа для разработки конкретных предложений и указаний для практики управления. Однако эти предложения и рекомендации — не рецепты, их нельзя абсолютизировать. Применение этих предложений и рекомендаций находится в значимой зависимости от конкретных случаев, в которых осуществляется управленческая деятельность. К науке управления применимо строгое научное исследование: речь в данном случае идет лишь о специфике исследования, которая, не исключает применение методов других наук. В процессе становления и развития теория управления основывается не только на данных других дисциплин, но и на систематическом научном обобщении практики управленческой деятельности. Управление представляет собой сложное субъект — объектное соотношение. Несмотря на то, что управленческая деятельность становится научно обоснованной, благодаря научной теории управления, эта деятельность остается также областью творчества и искусства.

Разработка теоретических концепций, правил и принципов управленческой деятельности не исчерпывает задач науки управления, которая призвана не только изучить теоретически, но и проанализировать творческую деятельность руководителя. Как писал французский ученый, А.Файоль который исследовал процессы управления: «Беда, конечно, не в недостатке принципов: если б вслед за их провозглашением сразу наступало их господство, у нас повсюду было бы уже самое лучшее управление, какое только можно себе представить» [7,c.28–29.]. И далее: «Надо уметь оперировать людьми. Это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры» [7,c.31.].

Ядро современной научной картины мира, по мнению многих авторов, составляют универсальный эволюционизм и синергетика. «Синергетика, претендует на универсальность подхода, способного охватить как физические, так и общественные явления, исследует процессы самоорганизации систем, формирования структур порядка» [5,c.68.]. В контексте «встречи» идей эволюции…с идеями системного подхода возникла синергетика. Это новое междисциплинарное направление, ставящее своей стратегической целью открытие закономерностей, лежащих в основе самоорганизации, изучаемых различными науками. Методологической базой синергетики являются рассмотрение физических основ формирования составляющих в объекте. Синергетика ведет изучение взаимодействий составляющих объекта, путей его развития, разрабатывает методы организации способов, характеризующихся самоуправлением. «Синергетика становится источником нового взгляда на мир, нового — эволюционного холистического — видения мира» [8,c.62.]. Она формирует понятие комплексности, без которого невозможно сформулировать другие базовые понятия современной теории сети; динамической стабильности, необходимой для познания сетей. В основе концепции сетевого общества лежит представление об информации как знании, порождающем конструктивные изменения системы.

Система нуждается в информации для управления своей жизнедеятельностью. «Всякое изменение состояния является информацией, и сама информация всегда влечет за собой изменение состояния системы. Поэтому к понятию информации относится способность к трансляции, т. е. коммуникации» [5,c.62.]. Коммуникация, является не просто процессом транспортировки информации, она служит постоянным изменением состояния взаимодействующих систем и, вместе с этим, предполагает последовательный обмен между системой и окружением. В основе всех изменений лежит переход от индустриальной к информационной экономике — экономике, имеющей дело с производством и обработкой информации. Растущие оперативность, мобильность и гибкость, затронувшие все сферы жизнедеятельности человека, делают естественным переход к сетевым формам организации различных сфер человеческой активности.

В настоящее время нельзя не отметить наличие теоретического прорыва в раскрытии философской сущности феномена управления. Последние, 10–15 лет с глобальным прогрессом мобильных технологий на сайтах в Интернете появилось много понятий «философия управления», соответственно каждое из них обосновывается своим смыслом, который пригоден для их компании. Это вызвано необходимостью улучшения работы этих компаний, а значит необходимо работать над этим вопросом с помощью менеджмента.

В философии управления видна практическая направленность. Как заключает в своей статье Мирзоян В. А.: «Практичность не чужда философии; ведь в истоках своих философское мышление формировалось как ответ на практические — нравственные вопросы устройства социальной жизни, да и «практическая философия» — именно как поиски решения этических проблем — всегда была неотъемной частью общей системы философии» [4,c.43.]. Исследование философии управления очень важно для теоретического прогресса менеджмента, для требований практики управления.

Литература:

1.        Губарев В. В. Наука ли синергетика≤//Вопросы философии.–2009.№ 10.–с.159–165.

2.        Диев В. С. Управление. Философия. Общество.// Вопросы философии. –2010.№ 8.–с.35–43.

3.        Катунина И. В. Формирование управленческого мышления и компетенций в управлении человеческими ресурсами.// Вестник Московского Университета.– 2010.№ 2.–с.103–118.

4.        Мирзоян В. А. Управление как предмет философского анализа. //Вопросы философии. –2010. № 4. –с.35–47.

5.        Назарчук А. В. Сетевое общество и его философское осмысление.//Вопросы философии. –2008.№ 7.–с.61–75.

6.        Тихонов А. В. Об институционализации управления в современной России.//Управленческое консультирование. –2010.№ 1.– с.59–75.

7.        Файволь А. Общее промышленное управление. — М.:Экономика,1991.с.374.

8.        Хайтун С. Д. Трактовка энтропии как меры беспорядка и ее воздействие на современную научную картину мира.//Вопросы философии. –2013.№ 2.–с.62–74.

moluch.ru

Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Проблема искусства в науке и практике современного менеджмента

Art problem in a science and practice of modern management 

Семичастнова Алёна Андреевна

Аспирантка кафедры менеджмента

Государственный Университет УправленияSemichastnova Alena Andreevna 

Post-graduate of  Labour management

State University of Management

[email protected] 

 

В статье рассмотрены различные точки зрения на искусство современного управления. Рассмотрены проблемы человеческого капитала и интеллектуального капитала. Выявлено, что современный менеджмент соединяет науку и искусство управ­ления в единый процесс, в основе которого — личностный талант профессиональных управляющих по использованию научных и практических знаний и постоянный механизм их пополнения и об­новления. 

The various points of view are discussed in this article. The problems of the human capital assets and intellectual capital are also discussed in this article. It is revealed that the modern management connects science and art of management in a uniform process, which basis is a personal talent of the professional managing directors of using both scientific and practical knowledge and the constant mechanism of their replenishment and renovation. 

Ключевые слова: искусство менеджмента, современное управление, человеческий капитал, интеллектуальный капитал.

Keywords: management art, modern management, the human capital asserts, the intellectual capital.

Практически во всех сферах человеческой деятельности наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В связи с этим, искусство менеджмента проявляется в развитии менеджером в сотрудниках таких качеств как инициативность, обязательность, пунктуальность, умение работать в команде, открытость и гибкость к другим точкам зрения, умение слушать другого человека. Другими словами, это развитие качеств и способностей менеджеров, направленных на достижение целей организации, при­менение ими профессиональных знаний в практической работе на основе постоянного взаимодействия с работниками и создание сре­ды для наиболее полного раскрытия их потенциала.

Какие факторы формируют искусство управления - природный дар, приобретенные способности, комплекс знаний, полученных из литературных источников или специальное образование? Ответ на этот вопрос далеко неоднозначен. Каждый руководитель, имеющий успешный опыт управления выскажет свою личную точку зрения. Ясно одно - проблема определения искусства управления весьма сложна и актуальна.

Искусст­во управления можно считать одним из высших разделов теории управления, который занимает особое место среди достижений мировой управленческой мысли. Изучение искусства является научной проблемой, поскольку ему уделяется внимание всеми теоретиками менеджмента; подходы к определению искусства управления рассматривается в научной литературе.

Английский ученый и писатель Чарльз Перси Сноу (Charles P. Snow) говорил о наличии в современном обществе двух куль­тур — "гуманитарной" и "естественнонаучной". Эффективность менеджмента измеряется достигнуты­ми результатами. Тем не менее, менеджмент более всего тяготеет к гуманитарной культуре, т.к. имеет дело с людьми, их ценностя­ми, их ростом и развитием.

Кроме того, менеджмент непосредственно относится к социальной структуре общества и влияет на нее. Действительно, каждый, кому приходилось в течение длительного време­ни работать с руководителями самых разных учреждений, не сомневается, что менеджмент тесно связан с моральными проблемами — с природой че­ловека, понятиями добра и зла и прочими этическими категориями.

Таким образом, менеджмент вполне можно отнести к сфере, которую обычно называют "свободным искусством". "Свободным" — потому что менеджменту приходится иметь дело с основами самопознания, мудрости и лидерства; "искусством", "умением" — потому что менеджмент связан с конкретными навыками и практическим применением. Менеджеры впи­тывают в себя и применяют на практике все знания и выводы, наработан­ные не только в естественных, но и в гуманитарных и социальных науках: психологии, философии, экономике, истории, этике и т.д. Однако важ­нейшая задача менеджеров заключается в том, чтобы сфокусировать эти знания на повышении эффективности и достижении требуемых результа­тов: на лечении больного, обучении студента, строительстве моста, разра­ботке и продаже эффективной компьютерной программы [3].

Управляющие всех рангов находятся в постоянном контакте с изменяющейся социальной средой и разными людьми и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нестандартного решения придают управлению характерные черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков, таких как Г. Кунц, С. О'Доннел и др., категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством. Они утверждают, что «...процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки (основ организованного знания в области управления) к реальностям любой ситуации. Управление — это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному делу или футболу». Но всякое искусство использует лежащее в его ос­нове организованное знание (концепции, теории, принципы, ме­тоды) и применяет его с учетом реальной обстановки для достиже­ния желаемого практического результата: «Хотя деятельность по управлению — это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут понимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что управление — важнейшее из всех искусств» [2].

Авторы Чередниченко И. П., Тельных Н. В. В своей работе «Психология управления» приходят к заключению, что в управлении, когда в результате групповой деятельности любое решение отличается от вариантов, предложенных отдельными людьми, умение найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего. Несмотря на то, что не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы — обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня [7].

Кнорринг В. И., говоря об искусстве управления, считает, что руководитель должен быть незаурядной личностью, мастерс­ки владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости "человеческой инженерии" и владеть обширными гуманитарными, человековедческими зна­ниями. Альберт Эйнштейн отстаивал тезис о необходимости самой тесной связи науки и искусства; Нильс Бор аргументированно ут­верждал, что методы искусства расширяют и обогащают методы естествознания, а Луций Сенека пытался определить основные контуры особой науки — психагогики, которая должна была заниматься проблемами искусства управления душой человека.

Кнорринг В. И. уделяет большое внимание проблеме искусства управления в своих исследованиях. Он рассуждает: «Кажется, что все есть у этого человека: глубокие професси­ональные знания, жизненный опыт, трудолюбие, добросовестность, но стать настоящим, авторитетным лидером он так и не смог. Нужно что-то еще, чем обязательно должен владеть настоящий ру­ководитель, и в первую очередь — это талант, которым владеют мастера музыки, живописи, поэзии и прозы, и без которого искусство превращается в ремесло.

Грамотный инженер, хорошо знающий технику и технологию на своем участке работы, но не владеющий специальными знаниями и опытом управленческой работы, сможет в лучшем случае стать средним, заурядным руководителем, но если у него хватит реши­мости уйти от своего узкого, ограниченного профессиональными рамками мировоззрения специалиста, проявить настойчивость в изучении принципов и психологических основ управления, то, об­ладая талантом руководителя, он может стать настоящим органи­затором производства и признанным лидером своего коллектива.» [4].

По мнению авторов Тидор С.Н. и Лаптева А.А., искусство управления — способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и вре­мени. В основе его лежат методология и принципы науки управле­ния, которая, в свою очередь, является дисциплиной периода ин­теграции наук и опирается на достижения теории автоматического регулирования, теории информации, кибернетики, экономики и реагирует на изменения основных концепций политической жизни общества [5].

Похожую мысль высказывает Ицхак Адизес: «Менеджмент – искусство определять, к чему нужно стремиться и как воплотить эти стремления в жизнь, а не просто совокупность управленческих навыков» [1].

Однако, по мнению автора, искусство управления нельзя связывать только с аналитической работой по оценке ситуаций и поиску удачных решений. Следует помнить, что работа менеджера – это не только выбор решения, это работа с людьми, коммуникативная, мотивационная и информационная деятельность. Поэтому многие аспекты искусства управления уходят в область организационного поведения, социально-психологических факторов общения, навыков информационной работы, которая сводится не только к рациональной обработке информации, но и созданию в управляемом объекте, в управляемой группе определенного информационного поля деятельности. Оно определяет доверие, уверенность, стабильность, понимание, готовность к восприятию решений.

Коротков Э.М. в своей работе «Концепции современного менеджмента» обращает внимание на то, что существует такой подход, при котором понимание менеджмента целиком связывают с искусством управления, противопоставляя тем самым его преимущественно формальному, бюрократическому, административному, негибкому управлению.

Понятие «искусство» мы часто относим к характеристикам творческих профессий – артист, музыкант, художник и пр. Но разве работа менеджера не может и не должна быть работой творческой? Именно в понятии «творчества» находит свое истинное выражение связь искусства, научности и опыта.

Творчество – это способность создавать нечто новое, оригинальное, неожиданное. Оно отражает индивидуальность и талант, опыт и знания. Творчество присутствует в той или иной мере в любом виде деятельности человека. Оно выражается в поиске наилучших решений, в стремлении к гармонии и красоте.

Искусство имеет творческий характер. Творчество – это инициативная одухотворенная деятельность людей и их групп во имя сохранения и упрочения имеющихся ценностей, главное же – во имя их обогащения. Творческое начало присутствует едва ли не во всех формах деятельности людей – вплоть до повседневного общения. Но наиболее полно реализуются творческие импульсы и способности людей в сферах общественно значимой деятельности: научной, производственной, государственно-политической, философской и, конечно же, управленческой.

Важной для менеджмента проблемой выступает проблема построения научно-концептуального управления, опирающегося на специальную подготовку, знания, проблема профессионализации управления и сопряженная с нею проблема искусства управления. Трудно и невозможно отрицать, что помимо навыков, знаний и опыта большую роль в управлении играет искусство менеджмента, которое проявляется в развитии способностей определенного типа, способностей коммуникаций, включения интуиции, творческого подхода к решению проблем и т.д. Как формируется искусство управления, от чего зависит его реальное проявление в практике управления, как оно сочетается с необходимостью научно-концептуального подхода к управлению и с необходимостью профессиональной подготовки? Это круг проблем и вопросов, отражающих проблематику этого класса.

Менеджмент как искусство основывается на учете особенностей организационной системы, а также специфики каждой человеческой личности, группы людей, составляющих эту организацию. Любая организационная система – это сложная, как правило, открытая система, на функционирование которой оказывают влияние множество факторов и вероятностной внешней и внутренней среды. В этих условиях не каждый человек, даже профессионально подготовленный, способен управлять деятельностью других людей, оперативно и эффективно принять нужное решение, взять на себя ответственность за это решение и его реализовать. Именно в последнем заключаются проблемы менеджмента как искусства.

Современный менеджмент соединяет науку и искусство управ­ления в единый процесс, в основе которого — личностный талант профессиональных управляющих по использованию научных и практических знаний и постоянный механизм их пополнения и об­новления. Другими словами, это развитие качеств и способностей менеджеров, направленных на достижение целей организации, при­менение ими профессиональных знаний в практической работе на основе постоянного взаимодействия с работниками и создание сре­ды для наиболее полного раскрытия их потенциала.

Не следует полагать, что искусство управления – это только то, что дается человеку природой. Качества деятельности, характеризующие искусство управления, проявляются, формируются и оттачиваются постепенно и последовательно. Никто не знает, что ему дает природа, но каждый знает, что и благодаря чему ему удалось развить в себе. Искусство управления – это индивидуальный сплав следующих качеств менеджера: образование, опыт и индивидуальность.

С. Л. Рубинштейн в результате исследований пришел к выводу, что успеш­ность деятельности зависит от трех составляющих: частных способностей, одаренности и от опыта (знаний, уме­нии и навыков). При этом он выделил взаимосвязь всех этих составляющих, отмечая, что знания, умения и навыки приобретаются в процессе реализации каких-либо способностей, которые в свою очередь формируются в процессе такого приобретения. На первом месте находятся именно способности, ода­ренность, которые лежат в основе эф­фективности какой-либо деятельности [6].

Трудно и невозможно отрицать, что помимо навыков, знаний и опыта большую роль в управлении играет искусство менеджмента, которое проявляется в развитии способностей определенного типа, способностей коммуникаций, включения интуиции, творческого подхода к решению проблем и т.д.

На взгляд автора, система факторов, обеспечивающих развитие искусства менеджмента, должна включать в себя:

  • теоретические знания, полученные менеджером как в ходе профильного обучения, так и в ходе непрерывного самообразования,
  • практические навыки и полученные в результате практики управленческой деятельности профессиональные компетенции
  • личные качества, куда можно отнести не только психологические черты личности, но и здоровье,
  • нравственные и этические качества, ценности и уровень культурного развития менеджера.

Таким образом, следует различать требования к личностным и нравственным качествам руководителя, которые создают личностные предпосылки овладения профессией, и требования к его профессиональным качествам, т.е. к уровню освоения навыков и технологий управления людьми, процессами, ситуацией, ресурсами капитала, времени, труда, которые базируются на теоретических знаниях менеджера.

Сегодня многие понимают, что часто не хватает не просто человеческих ресурсов, не хватает человеческого капитала, т.е. таких специалистов, которые были бы способны к высокоэффективному труду и заинтересованы в творческой отдаче. Из идеи человеческого капитала вырастает и идея социального партнерства. Человеческие ресурсы можно рассматривать как фактор затрат, но человеческий капитал – это потенциал и гарантия успеха.

В работе с персоналом управления находит свое реальное выражение искусство менеджмента, а высшей формой его проявления является формирование человеческого капитала.

Человеческий капитал – это не просто название работников, это их качество, отражающее как индивидуальные способности, так и условия их проявления и развития.

Управление должно быть направлено не только на потребление квалификации и способностей человека, но и на их развитие, гармоничное проявление. В этом случае персонал становится капиталом.

Управление человеческим капиталом предполагает индивидуальный подход к работникам, использование индивидуальных свойств личности (особенностей психики, характера, способностей и т.п.) в целях регулирования отношений между людьми в организации. И в то же время искусство менеджмента позволяет не только эффективно использовать человеческий капитала, но и развивать его.

Потребность вложений в человеческий капитал должна осознаваться уровнем управления, и искусство менеджмента напрямую влияет на необходимость повышения творческой активности, интеллекта и образовательного уровня непосредственного исполнителя.

Библиографический список

  1. Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует. – 4-е изд.- М.: Альпина Паблишерз, 2011 – с. 231
  2. Арская Л.П. Япония: наука и искусство управления.- М.: Знание, 1992. - 186 с.
  3. Друкер, Питер Ф. Энциклопедия менеджмента.: Пер.с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 432 с.
  4. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". — 2-е изд., изм.  и доп. — М.:  Издательство НОРМА  (Издательская группа НОРМА—ИНФРА  М), 2001. — 528 с.
  5. Тидор С.Н., Лаптев А.А. Механизм управления и мышления руководителя \\ Менеджмент в России и за рубежом. - №3, 2006. С. 3-13.
  6. Чекалев М. И. Кадровый потенциал АПК. — Новгород: НГУ, 1999. С. 27.
  7. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.

uecs.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта