Красаускас, Стасис. Красаускас стасис эмблема журнала
От спорта к искусству: Стасис Красаускас
Короткая и яркая судьба: смена профессии, головокружительный взлет творческой карьеры и резкий, внезапный обрыв. Сегодня — рассказ о нестандартном книжном графике из Литвы.
Стасис Красаускас родился 1 июня 192 года в Вильнюсе. После окончания школы в 1948 году поступил в Вильнюсский институт физкультуры и спорта и за время учебы восемь раз завоевывал звание чемпиона Литовской ССР по плаванию. Но в 1952 году он круто меняет свою судьбу — поступает Государственный художественный институт Литовской ССР, который в 1958 году заканчивает с отличием. С этого момента начинается путь Красаускаса как художника. Всего за год он становится ведущим графиком республики.
В 1950-е годы Литва переосмысливает связь современного искусства с культурным наследием и именно поэтому многие художники в это время обращаются к национальной культуре как неисчерпаемому источнику идей. По этой причине в конце 1950-х пробуждается интерес к гравюре — в том числе и по дереву. И Стасис Красаускас становится одним из лучших мастеров.
Наиболее заметными и известными работами художника стали циклы илюстраций к «Песне песней», произведениям Э. Межелайтиса, Шекспира, А. Венцловы (1964), Ю. Марцинкявичуса (1960). Также Красускас иллюстрировал произведения Вайжгантаса, А. Йонинаса и других литовских писателей.
Однако многие представители старшего поколения вспомнят Стасиса Красаускаса как автора хорошо знакомого и актуального до сих пор логотипа журнала «Юность» (1961) — тонкого женского портрета, в котором понятия «весна», «красота», «юность» сплавляются воедино.
Удивительно, но будучи одним из самых известных советских графиков, Красаускас почти не касался идеологии — единственной его работой такого рода стали иллюстрации к «Владимиру Ильичу Ленину» Владимира Маяковского (1970).
Его работы пронизаны движением. Оно завораживало художника. Сам будучи спортсменом, он понимал его в малейших оттенках. Одним из ярких, но при этом малоизвестных циклов в его творчестве стала серия работ «Движение» (1971), в которой художник как бы «раскадровывал» движения спортсменов. Но за этой раскадровкой — глубокое размышление о воле к победе и солидарности.
Как правило в центре работ Красаускаса человек — человек как бесконечная тема для размышений. Здесь и тревога за человека и человечество в целом, разлад с миром и самим собой, гармония человека с природой, беспрерывность и вечность жизни, предназначение мужчины и женщины и многие-многие другие острые, волнующие темы.
Его стиль — резкая белая линия на черном фоне. Именно она задает легкость, динамичность, полёт. С помощью, казалось бы, такого простого приема художник создал целый мир, в который окунаешься сразу и с головой. Вот как писал о работах художника его близкий друг поэт Роберт Рождественский: «...я смотрел на быстрый рисунок и почти не видел линий. Но зато ясно видел и понимал мысль. Точную, яркую, захватывающую! Она необъяснимо и странно рождалась на, моих глазах, вдруг становилась зримой, объемной, потом укрупнялась, заполняла комнату, улицу, город. Она уже принадлежала Земле, и от этого становилась еще больше...»
Именно творческий союз Рождественского и Красаускаса породил потрясающую по своей силе книгу — альбом гравюр и стихов «Вечно живые» (1975). Повторяющийся в этой серии работ мотив — лежащий под землей солдат — заимствован с фрески в разрушенной кирхе Borchersdorf в Калининградской области и творчески переосмыслен. Этот же мотив присутствует и в более ранней (1961) серии иллюстраций Красаускаса к поэме Рождественского «Реквием» (отдельный цикл работ, не вошедший в альбом «Вечно живые»). Иллюстрации Красаускаса к произведениям Роберта Рождественского по праву можно назвать самыми известными его работами.
В это же время художник тяжело заболевает и следующие два года проходят в борьбе с болезнью, которую, к величайшему сожалению, он так и не смог победить. Последней работой художника стали иллюстрации к книге Л. Левчева «Пристрастия».
Стасис Красаускас скончался в Москве 10 февраля 1977 года и был похоронен в Вильнюсе — городе, где прошла столь короткая, но невероятно интересная жизнь. На его надгробии выбита «Юность», портрет девушки с пшеничными колосьями в волосах...
okultureno.ru
Стасис Красаускас - биография и семья
Биография
Литовский советский художник-график, лауреат Государственной премии Литовской ССР(1965), заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1968), лауреат Государственной премии СССР (1976), народный художник Литвы (1977).
Среднюю школу закончил в Каунасе. В 1948—1952 годах учился в Вильнюсском государственном институте физкультуры и спорта. Неоднократно завоёвывал звание чемпиона Литовской ССР по плаванию в различных стилях на разные дистанции.
Художественное образование получил в Художественном институте Литовской ССР в Вильнюсе (1952—1958). С 1961 года преподавал в Художественном институте.
Похоронен на Антокольском кладбище в Вильнюсе.
Создавал в различных техниках (ксилография, литография, линогравюра, офорт) станковые гравюры и иллюстрации к литературным произведениям. Произведениям свойственна метафоричность, лаконизм и экспрессия белых линий на чёрном фоне. К наиболее известным произведениям Красаускаса относится линогравюра «Юность» (1961), использованная в качестве эмблемы журнала «Юность» («круглое девичье лицо с пшеничными колосьями вместо волос»[1]). Она воспроизведённа и на надгробии художника.
Автор циклов иллюстраций к поэмам Юстинаса Марцинкявичюса «Кровь и пепел» (ксилография, 1960), «Стена» (автоцинкография, 1969), к книге стихов Эдуардаса Межелайтиса «Человек» (ксилография, 1961—1962; бронзовая медаль на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге, 1962; Государственная премия Литовской ССР, 1965), к книгам Межелайтиса «Кардиограмма», «Авиаэтюды», к книге А. Венцловы «Знаешь ли ты тот край?» (1964), а также к поэме Роберта Рождественского «Реквием» (1961), «Сонетам» Уильяма Шекспира (автоцинкография, 1966), «Песне песней», поэме Владимира Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1970).
Среди других работ — цикл серия гравюр «Движение» (1971), цикл эстампов «Вечно живые» (1975; Государственная премия СССР, (1976).
Награды и звания
Награждён орденом «Знак Почёта».
* бронзовая медаль на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге (1962)
* Государственная премия Литовской ССР(1965)
* заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1968)
* Государственная премия СССР (1976)
* народный художник Литвы (1977)
facecollection.ru
Стасис Красаускас Википедия
Стаси́с А́льгирдо Краса́ускас (лит. Stasys Krasauskas, 1929—1977) — литовский советский график. Лауреат Государственной премии СССР (1976). Народный художник Литовской ССР (1977).
Биография
Родился 1 июня 1929 года в Каунасе. Там же окончил среднюю школу. В 1948—1952 годах учился в Вильнюсском государственном институте физкультуры и спорта. Неоднократно завоёвывал звание чемпиона Литовской ССР по плаванию в различных стилях на разные дистанции.
Художественное образование получил в Художественном институте Литовской ССР в Вильнюсе (1952—1958). С 1961 года преподавал в Художественном институте.
С. А. Красаускас умер от рака гортани 10 февраля 1977 года в Москве в онкологическом институте имени П. А. Герцена. Похоронен на Антакльнисском кладбище в Вильнюсе (координаты могилы 54°41′57.43″N 25°19′18.53″E).
Был близким другом поэта Р. И. Рождественского.
Творчество
Создавал в различных техниках (ксилография, литография, линогравюра, офорт) станковые гравюры и иллюстрации к литературным произведениям. Произведениям свойственна метафоричность, лаконизм и экспрессия белых линий на чёрном фоне. К наиболее известным произведениям Красаускаса относится линогравюра «Юность» (1961), использованная в качестве эмблемы журнала «Юность» («круглое девичье лицо с пшеничными колосьями вместо волос [тут Дину Рубину подвела память: и лицо скорее овальное, чем круглое, и волосы изображены не в виде колосьев, а в виде тонких, гибких ивовых ветвей с узкими листьями. — Ред.]»[1]). Она воспроизведена и на надгробии художника.
Автор циклов иллюстраций к поэмам Ю. Марцинкявичюса «Кровь и пепел» (ксилография, 1960), «Стена» (автоцинкография, 1969), к книге стихов Э. Межелайтиса «Человек» (ксилография, 1961—1962), к книгам Э. Межелайтиса «Кардиограмма», «Авиаэтюды», к книге А. Т. Венцловы «Знаешь ли ты тот край?» (1964), а также к поэме Р. И. Рождественского «Реквием» (1961), «Сонетам» У. Шекспира (автоцинкография, 1966), «Песне песней», поэме В. В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1970).[2]
Среди других работ — цикл серия гравюр «Движение» (1971), цикл эстампов «Вечно живые» (1975).
В основу цикла «Вечно живые» лёг сюжет фрески, созданной неизвестным германским художником на фасаде кирхи в Зеленополье (Калининградская область) (фреска посвящена памяти погибших в Первой мировой войне[3][4]).
Награды и звания
- орден «Знак Почёта»
- Бронзовая медаль на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге (1962) — за иллюстрации к книге Э. Межелайтиса «Человек»
- Государственная премия Литовской ССР (1965) — за иллюстрации к книге Э. Межелайтиса «Человек»
- заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1968)
- Государственная премия СССР (1976) — за цикл гравюр «Вечно живые» (1973—1975)
- народный художник Литовской ССР (1977)
Ссылки
Примечания
wikiredia.ru
| Profile Name: sergej_manit Entry Tags 1000 псто :), 1917, hopper, livejournal, livre d'artiste, nemgosisdat, pin-up, А, Абрамцево, Аверин, Аврора, Австралия, Австрия, Азбука, Аземша, Айвазовский, Алексеев, Алелекова, Алиса, Алиса в стране чудес, Алтай, Алфеевский, Алые паруса, Алянский, Америка, Англия, Андерсен, Андреев, Андриевич, Анисфельд, Антарктида, Антоненков, Аралова, Аржекаев, Артюшенко, Архипов, Арцеулов, Астафьев, Астрель, Афанасьев, Афанасьева Е., Африка, Б, БУМ, Бабиков, Бажов, Байкал, Бакст, Барбье, Барвинок, Барто, Басманова, Басов, Баумволь, Бах, Беломлинский, Бем, Бенвенути, Бенуа, Бергамаско, Берестов, Бернар, Библиотека приключений, Библия, Билибин, Битный, Блок, Блюм, Богаевская, Богдеско, Боим, Бордзиловский, Брак, Брей, Брейгель, Брехт, Бриллиант, Бродский, Брок, Брукс, Бруни, Брюханов, Бубнов, Будный, Булатов, Булгаков, Булла, Бунин, Бурдель, Бушен, Быков, Быльев, Бычков, Бёклин, ВК, Васенко, Василенко, Васильковский, Васин, Васнецов, Васнецов В., Ватагин, Ваулин, Венеция, Венкова, Вергилий, Верейский, Верещагин, Веркин, Вертинский, Веселов, Веселье, Византия, Винокур, Вита Нова, Владимиров, Владимирский, Вламинк, Власов, Власова, Волков, Волкова, Воллар, Вологда, Волошин, Волянская-Уханова, Воробьёв, Врубель, Выборг, Высоцкий, Вятка, ГМИИ, ГРМ, ГТГ, Галей, Галич, Галле, Гальба, Гальдяев, Ганф, Гауди, Гейслер, Герасимова, Герман, Германия, Гершкович, Гнедич, Гоголь, Голландия, Головинская, Гольц, Гончарова, Горбатов, Гориславцев, Горлов, Горький, Горяев, Горячева, Греция, Григорьев, Григорьевы, Гудзенко, Гумилев, Гуревич, Гурченко, Гусев, Гюго, ДДТ, ДЕТГИЗ, Давыдова А, Дали, Данько, Дейнека, Декамерон, Демидов, Демурова, Дени, День Победы, Депардье, Дерен, Детмольд, Детский мир, Дехтерев, Диво Остров, Диккенс, Динотопия, Диньимо, Диодоров, Дмитрюк, Добужинский, Доре, Достоевский, Дошо, Драгунский, Дрезден, Дубинский, Дувидов, Дулево, Дюлак, Дюфи, Евган, Евдокименко, Езучевский, Елагин, Елинсон, Елисеев, Емельянов, Епишин, Ермолаев, Ерёмина, Ефимов, Ефремов, ЖЖ, Жозефина, Жуков, Журнал, Забила, Загадка, Зайчик, Закржевская, Заходер, Зверев, Златоуст, Зусман, ИДМ, Иванов, Ильинский, Инбер, Индия, Испания, Италия, Иткин, Кабаков, Кабинет книги художника, Кавказ, Кайботт, Калаушин, Калевала, Календарь, Калинина, Калиновский, Калинычева, Калмаков, Кандинский, Каневский, Капустина, Караффа-Корбут, Карлов, Касаткин, Катаев, Квитко, Кедрин, Кемпион, Кеш, Кибрик, Киев, Ким, Кино, Киселев, Киселева, Китаев, Клаве, Климт, Клодель, Клузо, Клушанцев, Кнебель, Книга знаний, Книжка-игрушка, Ковенчук, Ковчег, Кокорин, Колобок, Колокол, Коломенское, Кольцова, Комильфо, Компас Гид, КомпасГид, Конашевич, Кононов, Конёк-горбунок, Копейко, Копылков, Корж-Радько, Коровин, Костер, Костров, Котовский, Кочергин, Кранах, Красаускас, Крейн, Крейцер, Криммер, Крокодил, Кронштадт, Круглый год, Крылов, Кубашта, Кудашева, Кузнецов, Кузьмин, Культура, Купка, Куприянов, Курдов, Курёхин, Кусково, Кустодиев, ЛФЗ, Лабас, Лаврова, Лаврухин, Лагерлёф, Ладонщиков, Лазаревская, Ланской, Лаптев, Лебедев, Левитан, Левицкий, Лейхтенбергская, Лемкуль, Ленинград, Лермонтов, Лесков, Лизочек, Литвиненко, Лифшиц, Ломаев, Лондон, Лоренс, Лосин, Луганский, Лурье, Любарский, Маврина, Магомаев, Мазрухо, Мазурин, Майоль, Майорова, Макаревич, Малевич, Малютин, Манизер, Марайя, Маримба, Маркарян, Марсо, Маршак, Массон, Мастрояни, Матисс, Матюх, Маугли, Маяковский, Медведев, Межелайтис, Мейсен, Мелик-Пашаев, Мешков, Мигунов, Мир искусства, Митрофанов, Митрохин, Митурич, Михалков, Михаэлис, Моне, Монин, Моро, Москва, Москвоведение, Мочалов, Мошковская, Мук, Мунц, Мурзилка, Муха, Набоков, Наполеон, Нарбут, Неаполь, Незнайка, Некрасов, Немгосиздат, Нестеров, Нивинский, Нигма, Николаев, Николаенко, Никольский, Нобель, Новая школа, Новгород, Новожилов, Новый год, Норнштейн, Носкович, Носов, О, О Коннелль, Облака, Озон, Окуджава, Олег Попов, Олимпиада, Орлова, Островой, Остроумова, Открытки, Оцуп, П, Павлишин, Павловск, Пажу, Пан пресс, Панов, Париж, Пахомов, Первая мировая, Перцов, Петербург, Петергоф, Петров, Петров-Водкин, Петрова, Петроградская сторона, Петропавловская крепость, Петропавловский собор, Пиаф, Пикар, Пикассо, Пилецкая, Пименов, Пиранези, Питер, Пластов, Погани, Погодин, Пожарский, Покровский, Поленова, Полетика, Полунин, Попов, Порет, Порхов, Почтовая карточка, Прагер, Приозерск, Прокудин-Горский, Проспект, Прутков, Псков, Пух, Пушкин, Р, РГДБ, РОСМЭН, Радаков, Радиге, Радлов, Рафаэль, Рачёв, Рейпольский, Рекхем, Рембрандт, Ренуар, Репин, Репкин, Рерих, Речь, Рига, Рид, Рим, Рипол, Робинзон, Родари, Роден, Родченко, Рожанковский, Роквел, Роскин, Россия, Россия жжет, Ротов, Рубинштейн, Рублев, Рудаков, Румянцев, Руо, Рыбченкова, Рябушкин, С. Петербург, СССР, Савченко, Салиенко, Салтыков, Самокат, Самокиш, Самохвалов, Сандлер, Сапгир, Сахарнов, Сверстники, Свирин, Свое издательство, Семенов, Семёнова, Серебрякова, Серов, Сибирь, Синани, Сингапур, Слепков, Слуцкая, Смеляков, Смирнов, Смольников, Сморгон, Снежная королева, Солнечный луч, Сомов, Сотников, Союз художников, Старасте, Старое фото, Стацинский, Стивенсон, Стругацкие, Стыка, Суворов, Суриков, Сутеев, Талашкино, Тамби, Тарасенко, Таубер, Твардовский, Тиссо, Токмаков, Толкин, Толстой, Траугот, Тризна, Троице-Сергиева лавра, Трофимов, Трухина жжет, Туве Янссон, Турция, Тырса, Уайет, Узбяков, Украина, Уорхол, Успенская, Устинов, Фаберже, Фаворский, Фарджон, Фейерабенд, Фейнберг, Фелиш, Филипповский, Фини, Фитингоф, Флинт, Форд, Фордевинд, Фраерман, Франция, Фролов, Хайкин, Хармс, Хоббит, Хогард, Ходлер, Холин, Холмс, Храпковский, Художники детской книги СССР, Царицыно, Царское Село, Цветы, Цейтлин, Центомирский, Цигаль, Цирк, Чарли Харпер, Чарушин, Челищев, Челушкин, Черемных., Чехов, Чехонин, Чешка, Чижиков, Чиполлино, Чуковский, Чухлома, |
sergej-manit.livejournal.com
Красаускас, Стасис — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Стаси́с А́льгирдо Краса́ускас (лит. Stasys Krasauskas, 1929—1977) — литовский советский график. Лауреат Государственной премии СССР (1976). Народный художник Литовской ССР (1977).
Биография
Родился 1 июня 1929 года в Каунасе. Там же окончил среднюю школу. В 1948—1952 годах учился в Вильнюсском государственном институте физкультуры и спорта. Неоднократно завоёвывал звание чемпиона Литовской ССР по плаванию в различных стилях на разные дистанции.
Художественное образование получил в Художественном институте Литовской ССР в Вильнюсе (1952—1958). С 1961 года преподавал в Художественном институте.
С. А. Красаускас умер от рака гортани 10 февраля 1977 года в Москве в онкологическом институте имени П. А. Герцена. Похоронен на Антакльнисском кладбище в Вильнюсе (координаты могилы 54°41′57.43″N 25°19′18.53″E).
Был близким другом поэта Р. И. Рождественского.
Видео по теме
Творчество
Создавал в различных техниках (ксилография, литография, линогравюра, офорт) станковые гравюры и иллюстрации к литературным произведениям. Произведениям свойственна метафоричность, лаконизм и экспрессия белых линий на чёрном фоне. К наиболее известным произведениям Красаускаса относится линогравюра «Юность» (1961), использованная в качестве эмблемы журнала «Юность» («круглое девичье лицо с пшеничными колосьями вместо волос»[1]). Она воспроизведена и на надгробии художника.
Автор циклов иллюстраций к поэмам Ю. Марцинкявичюса «Кровь и пепел» (ксилография, 1960), «Стена» (автоцинкография, 1969), к книге стихов Э. Межелайтиса «Человек» (ксилография, 1961—1962), к книгам Э. Межелайтиса «Кардиограмма», «Авиаэтюды», к книге А. Т. Венцловы «Знаешь ли ты тот край?» (1964), а также к поэме Р. И. Рождественского «Реквием» (1961), «Сонетам» У. Шекспира (автоцинкография, 1966), «Песне песней», поэме В. В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1970).
Среди других работ — цикл серия гравюр «Движение» (1971), цикл эстампов «Вечно живые» (1975).
В основу цикла «Вечно живые» лёг сюжет фрески, созданной неизвестным германским художником на фасаде кирхи в Зеленополье (Калининградская область) (фреска посвящена памяти погибших в Первой мировой войне[2]).
Награды и звания
- орден «Знак Почёта»
- Бронзовая медаль на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге (1962) — за иллюстрации к книге Э. Межелайтиса «Человек»
- Государственная премия Литовской ССР (1965) — за иллюстрации к книге Э. Межелайтиса «Человек»
- заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1968)
- Государственная премия СССР (1976) — за цикл гравюр «Вечно живые» (1973—1975)
- народный художник Литовской ССР (1977)
Ссылки
Примечания
wikipedia.green
| Каунас, Литва |
| 10 февраля 1977(1977-02-10) (47 лет) |
| Москва, СССР |
| Литва Литва → СССР СССР → Литва Литва |
| графика, иллюстрация |
| народный художник Литовской ССР (1977) |
www.turkaramamotoru.com
Красаускас Стасис Вики
Стаси́с А́льгирдо Краса́ускас (лит. Stasys Krasauskas, 1929—1977) — литовский советский график. Лауреат Государственной премии СССР (1976). Народный художник Литовской ССР (1977).
Биография[ | код]
Родился 1 июня 1929 года в Каунасе. Там же окончил среднюю школу. В 1948—1952 годах учился в Вильнюсском государственном институте физкультуры и спорта. Неоднократно завоёвывал звание чемпиона Литовской ССР по плаванию в различных стилях на разные дистанции.
Художественное образование получил в Художественном институте Литовской ССР в Вильнюсе (1952—1958). С 1961 года преподавал в Художественном институте.
С. А. Красаускас умер от рака гортани 10 февраля 1977 года в Москве в онкологическом институте имени П. А. Герцена. Похоронен на Антакльнисском кладбище в Вильнюсе (координаты могилы 54°41′57.43″N 25°19′18.53″E).
Был близким другом поэта Р. И. Рождественского.
Творчество[ | код]
Создавал в различных техниках (ксилография, литография, линогравюра, офорт) станковые гравюры и иллюстрации к литературным произведениям. Произведениям свойственна метафоричность, лаконизм и экспрессия белых линий на чёрном фоне. К наиболее известным произведениям Красаускаса относится линогравюра «Юность» (1961), использованная в качестве эмблемы журнала «Юность» («круглое девичье лицо с пшеничными колосьями вместо волос [тут Дину Рубину подвела память: и лицо скорее овальное, чем круглое, и волосы изображены не в виде колосьев, а в виде тонких, гибких ивовых ветвей с узкими листьями. — Ред.]»[1]). Она воспроизведена и на надгробии художника.
Автор циклов иллюстраций к поэмам Ю. Марцинкявичюса «Кровь и пепел» (ксилография, 1960), «Стена» (автоцинкография, 1969), к книге стихов Э. Межелайтиса «Человек» (ксилография, 1961—1962), к книгам Э. Межелайтиса «Кардиограмма», «Авиаэтюды», к книге А. Т. Венцловы «Знаешь ли ты тот край?» (1964), а также к поэме Р. И. Рождественского «Реквием» (1961), «Сонетам» У. Шекспира (автоцинкография, 1966), «Песне песней», поэме В. В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1970).[2]
Среди других работ — цикл серия гравюр «Движение» (1971), цикл эстампов «Вечно живые» (1975).
В основу цикла «Вечно живые» лёг сюжет фрески, созданной неизвестным германским художником на фасаде кирхи в Зеленополье (Калининградская область) (фреска посвящена памяти погибших в Первой мировой войне[3][4]).
Награды и звания[ | код]
- орден «Знак Почёта»
- Бронзовая медаль на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге (1962) — за иллюстрации к книге Э. Межелайтиса «Человек»
- Государственная премия Литовской ССР (1965) — за иллюстрации к книге Э. Межелайтиса «Человек»
- заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1968)
- Государственная премия СССР (1976) — за цикл гравюр «Вечно живые» (1973—1975)
- народный художник Литовской ССР (1977)
Ссылки[ | код]
Примечания[ | код]
ru.wikibedia.ru











