Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Медицина целевые проекты журнал


Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Медицинская профилактика и здоровье населения

Директор ГКУ «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Южного административного округа города Москвы», доктор медицинских наук Андрей Белостоцкий

 

 

Главный врач ГБУЗ «Городская поликлиника № 210 Департамента здравоохранения города Москвы», кандидат медицинских наук Владимир Винокуров

 

Заместитель главного врачаГБУЗ «Городская поликлиника № 210 Департамента здравоохранения города Москвы» по организационно-методической работе, кандидат медицинских наук Андрей Алленов

 

 

Введение

 

В 2009 году на базе существующих учреждений здравоохранения во всех субъектах Российской Федерации (в основном – поликлиниках) была создана сеть центров здоровья. Это были структурные подразделения поликлиник принципиально нового типа: в то время как другие отделения и кабинеты занимаются профилактикой «в нагрузку» к лечебно-диагностической деятельности, основными задачами центров здоровья были исключительно профилактика факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (далее – ХНИЗ) и пропаганда здорового образа жизни (наша обзорная статья, посвященная центрам здоровья, опубликована в журнале «Медицина: целевые проекты». 2013. № 14. С. 34–37).

 

В 2013 году стартовал столь же масштабный проект по созданию сети отделений медицинской профилактики.

 

Если существующую систему здравоохранения представить как трехзвенную схему «Центры здоровья» – «Поликлиническое звено» – «Госпитальное звено» [2], то основные функции отделения медицинской профилактики лежат в пределах звена «поликлиника».

 

С одной стороны, отделения медицинской профилактики должны разгрузить врачей поликлиники (в первую очередь – участковых врачей-терапевтов), с другой – координировать деятельность и осуществлять методическое руководство деятельности врачей и среднего медицинского персонала. В типовом «Положении об организации деятельности отделений (кабинетов) медицинской профилактики…» в качестве первой функции отделения медицинской профилактики приводится организация и проведение первичной профилактики ХНИЗ на индивидуальном, групповом и популяционном уровне среди населения территории обслуживания.

 

 

Нормативная база, регламентирующая работу отделения медицинской профилактики

 

Профилактическое направление занимает первое место в списке главных приоритетных действий в «Стратегии-2020» «Политика охраны здоровья», реализация которых будет иметь ключевое значение для формирования системы здравоохранения в предстоящее десятилетие. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» также определяет направление профилактики ХНИЗ как приоритетное.

 

Построение современного варианта системы профилактики ХНИЗ началось с издания приказа Минздрава РФ от 26 ноября 1997 года № 344 «О создании Координационного центра и региональных кабинетов профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска». Согласно данному приказу Координационный центр профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Министерства здравоохранения Российской Федерации создавался на функциональной основе на базе отдела многофакторной профилактики Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава России.

 

В 2003 году было издано два приказа: приказ Минздрава РФ от 23 сентября 2003 года № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации», включающий Положение об организации деятельности республиканского, краевого, областного, окружного, городского центра медицинской профилактики и Положение об организации деятельности отделения (кабинета) медицинской профилактики лечебно-профилактического учреждения), а также приказ Минздрава РФ от 31 декабря 2003 года № 650 «Об утверждении инструкций по заполнению отчетной и учетной документации центра, отделения (кабинета) медицинской профилактики».

 

Однако массовым явлением на уровне первичной медико-санитарной помощи отделения медицинской профилактики стали только в 2013 году. В декабре 2012 года Министерством здравоохранения РФ был издан ряд приказов, которые определили новую схему проведения диспансеризации: приказ от 3 декабря 2012 года № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» (зарегистрирован в Минюсте России 1 апреля 2013 года за № 27 930), приказ от 6 декабря 2012 года № 1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра» (зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 2012 за № 26 511), приказ от 21 декабря 2012 года № 1344н «Об утверждении Порядка проведения диспансерного наблюдения» (зарегистрирован в Минюсте России 14 февраля 2013 года за № 27 072). Для разъяснения отдельных пунктов данных приказов ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России были изданы методические рекомендации «Организация проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения».

 

В пункте 7 приказа № 1006н закреплен важнейший принцип проведения диспансеризации – территориальный, согласно которому гражданин проходит диспансеризацию в медицинской организации, в которой он получает первичную медико-санитарную помощь. Таким образом, сильно затруднено проведение диспансеризации на рабочем месте, которая может осуществляться только учреждением, к которому прикреплены работающие граждане. Однако при такой организации процесса сведения о результатах диспансеризации гарантированно становятся доступными для участкового врача-терапевта.

 

Департаментом здравоохранения г. Москвы 1 марта 2013 года издан приказ № 184 «Об организации деятельности отделений (кабинетов) медицинской профилактики государственных учреждений здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению», включающий Положение об организации деятельности отделений (кабинетов) медицинской профилактики, а также должностные обязанности для заведующего отделением (кабинетом) медицинской профилактики и фельдшера (медицинской сестры) кабинета доврачебного контроля, координации проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров.

 

Плановую численность части взрослого населения г. Москвы, подлежащей диспансеризации и профилактическим медицинским осмотрам в течение 2013 года, а также перечень учреждений, участвующих в проведении диспансеризации, определил приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 15 мая 2013 года № 453 «О проведении диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения в 2013 году» (вместе с Перечнем медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению, участвующих в реализации мероприятий по проведению диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров).

 

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года № 543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», отделение медицинской профилактики может входить в состав центра здоровья. Следует отметить, что данный приказ был издан до опубликования основных приказов, регламентирующих работу отделения медицинской профилактики. По мнению авторов, ключевым моментом является налаженное взаимодействие между центром здоровья и отделением медицинской профилактики, а вопросы подчиненности играют второстепенную роль и должны решаться руководителем лечебно-профилактического учреждения, исходя из местных условий. Вопрос о целесообразности такого объединения остается открытым.

 

 

Структура и функции отделения медицинской профилактики

 

Согласно приведенным выше приказам, проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации позволяет выявить лиц с факторами риска и наличием заболеваний, за которыми будет проводиться динамическое диспансерное наблюдение. При проведении диспансеризации основную координирующую роль получил участковый врач-терапевт, работающий в тесном сотрудничестве с сотрудниками отделения медицинской профилактики.

 

Следует отметить, что приказ Министерства здравоохранения от 3 декабря 2012 года № 1006н подразумевает некоторую гибкость в организации маршрутизации пациента при прохождении диспансеризации.

 

В начале проведения диспансеризации направление пациента к врачу-терапевту нежелательно в связи с высокой загруженностью последнего, хотя это и не противоречит регламентирующим приказам. С точки зрения авторов, наиболее оптимальным является посещение участкового врача-терапевта в конце первого этапа диспансеризации.

На первом этапе проведения диспансеризации пациент может быть направлен к неврологу, при необходимости проведения второго этапа – к другим врачам-специалистам.

 

По результатам диспансеризации пациенту присваивается группа здоровья (см. схему № 1). По окончании диспансеризации прошедший ее гражданин получает у участкового врача-терапевта паспорт здоровья, который можно условно считать детальным и развернутым аналогом карты здорового образа жизни, выдаваемой в центре здоровья. В паспорте здоровья указываются выявленные заболевания, факторы риска развития ХНИЗ, рекомендуемые для данного пациента профилактические мероприятия, рекомендации по здоровому образу жизни, а также памятка о порядке действий при внезапной смерти, инфаркте и острых нарушениях мозгового кровообращения.

 

 

Информационное обеспечение проведения программы диспансеризации

 

Одним из основных направлений укрепления здоровья населения и профилактики заболеваний является проведение выверенной информационной программы: на уровне Российской Федерации в целом, в субъекте РФ, муниципальном образовании и на территории отдельно взятой поликлиники.

На разных уровнях за проведение информационной программы отвечают министерства здравоохранения РФ и субъектов, ведущие научно-исследовательские институты, центры медицинской профилактики и собственно ОМП поликлиник.

 

На уровне поликлиники используются буклеты, листовки, стенды и плакаты о порядке прохождения диспансеризации, здоровом образе жизни и факторах риска; аудиовизуальные средства информации (видеоролики о факторах риска, здоровом образе жизни). Также пациенты получают рекомендации о прохождении диспансеризации, профилактических медицинских осмотров и комплексного обследования в центре здоровья от врачей-специалистов. С участием участковой службы организуется расклейка объявлений на информационных стендах в подъездах.

Широко используются разработки ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

 

При проведении дней здоровья, посвященных профилактике различных ХНИЗ, организуются интервью с ведущими специалистами, пресс-конференции и лекции.

 

Также следует отметить важность развития и других мер по привлечению населения к профилактическим программам: проведение информационной работы должно дополняться экономическими методами с привлечением к данному вопросу страховых компаний и работодателей.

 

 

Взаимодействие ОМП и других отделений городской поликлиники

 

Ключевым моментом в организации деятельности отделения медицинской профилактики является взаимодействие с центром здоровья, терапевтическим отделением поликлиники и врачами-специалистами.

 

В соответствии с вышеупомянутыми приказами Министерства здравоохранения пациент имеет право проходить комплексное обследование в центре здоровья один раз в год, профилактический медицинский осмотр – один раз в два года, а диспансеризацию – один раз в три года. Таким образом, лечебное учреждение способно предложить каждому прикрепленному на обслуживание гражданину услуги профилактического характера. В настоящее время механизмы привлечения граждан к прохождению профилактических мероприятий развиты недостаточно, и если гражданин обратился в ЛПУ для прохождения таких мероприятий, то профилактические услуги должны быть предоставлены в максимально полном объеме. Пациентов, которые в данном году проходят диспансеризацию, целесообразно также направлять на прохождение комплексного обследования в центре здоровья, а остальных – на прохождение профилактического медицинского осмотра и комплексного обследования в центре здоровья.

 

По этой причине оптимальным, по мнению авторов, является размещение отделения медицинской профилактики и центра здоровья в непосредственной близости друг от друга. Организация маршрутизации пациента может предусматривать участие в прохождении первого этапа диспансеризации специалистов центра здоровья, а также использование результатов комплексного обследования в центре здоровья для первого этапа диспансеризации.

 

Взаимодействие специалистов отделения медицинской профилактики и других отделений и кабинетов не может ограничиваться участием врачей-специалистов в проведении 1-го (неврологом) и 2-го этапа диспансеризации (неврологом, акушером-гинекологом, хирургом, колопроктологом, офтальмологом, урологом).

 

Одной из важнейших форм взаимодействия является проведение совместных акций с профилактической направленностью – дней здоровья («Всемирного дня сердца», «Дня чистого легкого», «Дня борьбы с инсультом» и т.д.).

 

Как правило, в подобные программы входят скрининговые обследования населения, публичные лекции, форумы, врачебные конференции. Опыт проведения таких акций в поликлиниках Южного административного округа г. Москвы показал, что тематические акции вызывают значительный эмоциональный отклик, позволяют привлекать большое количество населения, часть из которого проходит обследование в центре здоровья и отделении медицинской профилактики. Также на подобных акциях ведется активная работа со СМИ.

 

 

Оценка результатов работы отделений медицинской профилактики

 

Основными критериями эффективности диспансеризации взрослого населения, согласно приказу Министерства здравоохранения от 3 декабря 2012 года № 1006н, являются охват диспансеризацией населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации; уменьшение частоты выявления и регистрации факторов риска хронических неинфекционных заболеваний среди граждан, проходящих диспансеризацию; уменьшение числа граждан с первично выявленными заболеваниями на поздних стадиях их развития; снижение инвалидности и смертности от хронических неинфекционных заболеваний среди граждан, проходящих диспансеризацию; увеличение числа граждан, относящихся к I группе здоровья, и уменьшение числа граждан, относящихся ко II и III группам здоровья.

 

Анализ проведения подобных программ показывает, что первых результатов в виде достоверного улучшения показателей здоровья населения (в первую очередь – снижения смертности от ХНИЗ) следует ожидать не ранее чем через 4–5 лет от начала программы.

 

Например, программа профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в Финляндии (проект «Северная Карелия») проводилась с начала 1970-х годов и позволила снизить уровень смертности от болезней системы кровообращения с 700–750 до 100 и менее человек на 100 тысяч населения. За период проведения программы удалось достичь впечатляющих успехов: сокращения смертности мужчин от сердечно-сосудистых заболеваний на 80%, а от всех причин, на которые могла повлиять программа, – на 63%. Важно отметить и то, что с началом данного проекта в Финляндии происходили крупномасштабные реформы муниципальной системы здравоохранения, в ходе которых были созданы государственные центры здоровья, что обеспечило усиление системы предоставления услуг здравоохранения профилактического характера.

 

Краткосрочными целями проведения диспансеризации можно считать, помимо полноты охвата прикрепленного населения, получение прикрепленным населением знаний, навыков и умений по профилактике заболеваний и укреплению здоровья и полноту выявления факторов риска и заболеваний, среднесрочными – изменение у значительной части населения отношения к своему здоровью, а долгосрочными – собственно укрепление здоровья населения.

 

 

Выводы

 

За последние пять лет развития российского здравоохранения произошло значительное усиление профилактической направленности: были открыты центры здоровья, произошло увеличение числа отделений (кабинетов) медицинской профилактики, была детально проработана система диспансеризации, возвращен ее территориальный принцип.

Мировой опыт борьбы с хроническими неинфекционными заболеваниями свидетельствует о высокой эффективности программ профилактики, адаптированных к местным условиям, базирующихся как на популяционной стратегии, так и стратегии высокого риска.

Таким образом, поведение программ профилактической направленности с участием отделений медицинской профилактики, центров здоровья и других структурных подразделений учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, укрепление межсекторального взаимодействия со средствами массовой информации, страховыми компаниями и работодателями в долгосрочной перспективе позволят добиться улучшения показателей здоровья населения.

 

 

Список литературы

 

1.           А.В. Белостоцкий, В.Г. Винокуров, А.М. Алленов, А.С. Дьячкова, И.М. Уточкина.Совершенствование диспансерного метода как развитие профилактического направления российского здравоохранения // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья. Выпуск 2. Москва, 2013. С. 73–77.

2.           А.Э. Гайдашев, Ю.Ф. Сахно, И.С. Решетников.Возможности, значение и роль скрининговых исследований в центрах здоровья для снижения уровня преждевременной заболеваемости и смертности от кардиоваскулярных заболеваний // Функциональная диагностика. 2010. № 3. С. 133–136.

3.           Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. (Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика), 2011 г.[Электронный ресурс] http://2020strategy.ru/documents/32710234.html.

4.           П.Аарва, А.М. Калинина, Л.Костович, Л.Е. Сырцова.Профилактические программы. Руководство по планированию, реализации и оценке. Москва: Tacis, 2000. 140 с.

5.           П.Пуска, Э.Вартиайнен, Т.Лаатикайнен.Проект «Северная Карелия». От Северной Карелии до проекта национального масштаба. Изд-во Университета Хельсинки, 2011. 304 с.

 

 

 

www.sovstrat.ru

Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Модель здравоохранения будущего

         Федеральное медико-биологическое агентство давно доказало, что в его клиниках умеют успешно внедрять передовые методы. Вот и новое направление – персонализированную медицину – первыми начинают применять лечебные учреждения этого агентства. Одно из них – Центральная медико-санитарная часть № 165 ФМБА России, многопрофильное учреждение амбулаторно-поликлинического профиля, состоящее из 16 лечебно-диагностических отделений, где ведут прием врачи более 40 специальностей. Некоторые отделения можно назвать специализированными центрами, которые занимаются диагностикой и лечением заболеваний на современном уровне. 165-я медсанчасть имеет славную историю, более 35 лет обеспечивая охрану здоровья людей, работающих в особо опасных условиях.

          В коллективе учреждения трудятся: 4 доктора медицинских наук, 20 кандидатов, 27 врачей высшей квалификационной категории, заслуженный работник здравоохранения РФ. Немедицинский персонал включает в себя специалистов более 15 профессий.

        Чтобы понять, насколько уникально это медицинское учреждение, достаточно сказать, что на его базе находится специальная бригада быстрого реагирования Федерального медико-биологического агентства по особо опасным инфекциям. В ее распоряжении имеется изолирующий бокс с надувным модулем, палатка для проведения санитарной обработки пациентов и персонала, а также изолирующие модули для транспортировки больных. Межведомственная тренировка, которая была проведена ФМБА России в 2014 году, доказала, что с его помощью можно доставить пациента с подозрением на особо опасную инфекцию к месту оказания специализированной медицинской помощи. Опыт этого и других учений позволили написать методические рекомендации, которые в настоящее время используются эпидемиологами и инфекционистами страны.

 

Начальник ФГБУЗ ЦМСЧ № 165 ФМБА России, кандидат медицинских наук Наталья Бондаренко

 

 

  Наталья Леонидовна, на базе вашей медсанчасти осуществляет деятельность Центр диагностики и лечения хронических вирусных гепатитов. Чем было вызвано его создание?

 

    Это было обусловлено повышением заболеваемости хроническими гепатитами, вызванными вирусами гепатита В, С, дельта или их сочетанием. Основными направлениями работы центра стали изучение клинико-вирусологических вариантов вирусных гепатитов при естественном течении, уточнение заболеваний, причины которых являются мутантные и рекомбинантные формы вирусов.

     В центре занимаются прогнозом и разработкой персонифицированной противовирусной терапии с целью предотвращения прогрессирования заболевания, улучшения качества и продолжительности жизни пациентов.

     Для проведения точной диагностики врачи используют высокочувствительные иммуноферментные и молекулярно-биологические методы, современный УЗИ-аппарат, фиброгастроскан с функцией эластометрии и эластографии. Благодаря этим методам, накоплен огромный опыт в диагностике и в лечении хронических вирусных гепатитов. К нам уже обратилось за помощью более 15 тысяч человек.

      В зоне ответственности центра также профилактика хронических вирусных гепатитов. Приоритет деятельности центра – это специфическая иммунопрофилактика инфекционных болезней. Специалисты проводят вакцинацию прикрепленного населения как от инфекций, которые входят в Национальный календарь прививок, так и от гепатита А, клещевого энцефалита, желтой лихорадки, вируса папилломы человека. Кроме того, мы принимаем участие в проведении международных клинических испытаний по эффективности и безопасности комбинированной терапии у пациентов с хроническим вирусным гепатитом С.

 

   Руководитель ФМБА России Владимир Уйба поставил перед медицинскими учреждениями агентства задачу – развивать персонализированную медицину. Как реализуется данный проект на практике?

 

   Мы сразу включились в новое дело. ФМБА России – это мощная структурированная система, в которой функционируют специализированные медицинские и научные центры, где пациент, который доверил свое здоровье врачам наших медицинских организаций, получал лечение, которое учитывало бы индивидуальные особенности организма, в диагностическом обследовании при необходимости мы используем огромный потенциал учреждений ФМБА России, а это и ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, НИИ физико-химической медицины, Институт иммунологии, ФНКЦ ФМБА России и целый ряд других медицинских учреждений. Сегодня мы можем исследовать генетический статус пациента, результаты анализа генома применять в практической деятельности при формировании комплексного лечения организма индивидуума.

 

   Что это означает для конкретного пациента?

 

   Такой подход ориентирован на то, чтобы на основе объективных генетических данных формировать для каждого человека индивидуальную программу сохранения здоровья и активного долголетия. После тестирования организма пациенту назначается индивидуальное лечение. Например, подбор лекарственных препаратов ведется с учетом его генотипа. Это открывает новые возможности не только для лечения заболеваний, но и для профилактики. Мы можем провести диспансеризацию, причем всестороннее обследование займет всего один день, его объем определят врачи медсанчасти. В их распоряжении биохимические, иммунные, серологические, генетические лабораторные исследования, конечно же, лучевая и функциональная диагностика.

      Медицинская организация оснащена современным диагностическим оборудованием ведущих мировых фирм. Без преувеличения, у нас проводятся все виды ультразвуковых исследований с использованием потоковой спектральной допплерографии, а также эластометрии, эластографии тканей и органов на аппаратуре экспертного класса. Рентгенологическое отделение оснащено цифровым рентгенодиагностическим аппаратом – маммографической установкой, ортопантомографом, радиовизиографом, малодозовым цифровым флюорографом, компьютерным томографом, цифровым денситометрическим аппаратом, передвижными флюорографическими кабинами.

     В завершении курса обследования непременно разрабатываются реабилитационные мероприятия для данного пациента. Даются советы по правильному питанию, рекомендации, как следует осуществлять контроль за собственным здоровьем. И конечно, немаловажно создать комфортную атмосферу, чтобы человек чувствовал себя желанным пациентом и был уверен, что медицинская помощь будет оказана эффективно и на высоком уровне.

     Естественно, диагностика и лечение с учетом индивидуальных особенностей организма требуют дополнительной подготовки по ряду специализаций. Учитывая это, на обучение по персонализированной медицине было отправлено четыре врача-специалиста. В ближайшее время пройдут усовершенствование по курсу персонализированной медицины на базе ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна еще шесть человек. Высокая квалификация сотрудников – наш безусловный приоритет.

 

    Наверное, чтобы получить доступ к персонализированной медицине, придется купить полис ДМС или воспользоваться платными услугами?

 

  Тем, кто хочет обследоваться или лечиться с учетом предложений персонализированной медицины, мы предлагаем воспользоваться добровольным медицинским страхованием, возможностью получения платных услуг. Также для наших пациентов мы используем все возможности, заложенные в территориальной программе ОМС и в активно развивающейся модели «ОМС +».

 

Есть ли специальности, где методы персонализированной медицины уже завоевали достаточно крепкие позиции?

 

Это кардиология, неврология, эндокринология. Лечение многих заболеваний по этим профилям часто связано с применением различных методов реабилитации и физиотерапии. Особенностью нашего учреждения, которое фактически располагается в центре города, является наличие хорошей физиотерапевтической базы.В начале 2015 года после капитального ремонта мы открыли настоящий аквацентр с бассейном, комплексом ванн, душем, что позволяет расширить спектр восстановительных мероприятий, которые дают прекрасные результаты в лечении пациентов. Эффективность реабилитации повышается, если дополнительно используются методы персонализированной медицины.

          Мы разработали специальные программы по комплексному обследованию и реабилитации лиц с учетом зрелого возраста и занятости пациентов (работа с вредными и особо опасными условиями труда).

 

Современные клинические протоколы не учитывают индивидуальные схемы лечения пациентов. Не создает ли это проблем при лечении с использованием таких методов?

 

Здесь нужно понимать, о каких пациентах мы говорим. Когда на консультацию к врачу приходит больной, выбравший местом прикрепления по ОМС нашу медсанчасть, то его обследование и лечение проводятся в соответствии с действующими медико-экономическими стандартами. Персонализированная медицина предполагает более высокий уровень анализа и применения данных генетического тестирования организма. Это дает возможность, как я уже говорила, для развития и повышения уровня лечебных учреждений. ОМС финансирует рутинную клиническую практику, результаты которой может учитывать и учитывает персонализированная медицина.

 

  И все-таки медицина очень консервативная отрасль. Расскажите, пожалуйста, как это работает на практике?

 

   Пациент приходит на прием к врачу. Он может пройти обследование, а затем и лечение, воспользовавшись полисом ОМС. Но это займет какое-то время. Есть очень занятые люди, которые следят за своим здоровьем. Они могут попросить провести все исследования за один день. Точно так же и с персонализированной медициной. Если есть желание обследоваться и лечиться по стандартным схемам – эта возможность предоставляется. Но есть и другой вариант – пройти исследование генетического статуса, исследовать состояние своего здоровья более глубоко и детально. Классический пример персонализированной медицины – индивидуальный подбор антикоагулянтов. Пациенты, страдающие некоторыми сосудистыми заболеваниями, вынуждены постоянно их принимать. Но мы можем провести исследование чувствительности к основным группам препаратов, а затем подобрать наиболее подходящий препарат конкретному больному. Мои коллеги пролечили по таким принципам уже десятки человек, и результаты впечатляют.

 

     Если возможно, поделитесь с нашими читателями планами. Какие еще проекты в портфеле ЦМСЧ № 165 ФМБА России?

 

     Хорошее материально-техническое оснащение дает нам возможность расширить перечень применяемых физиотерапевтических методов.

Еще одно направление, которое мы будем развивать, – бальнеологическое. На нашей территории находится сверхглубокая скважина, позволяющая поднимать воду – целебную рапу. Уверена, процедуры с использованием уникальной воды дадут определенные результаты.

       Телемедицина еще одно очень востребованное направление. Люди, прикрепленные к нашему учреждению, – это особый контингент, они привыкли к получению максимально качественной медицинской помощи. Мониторирование состояния сердечно-сосудистой системы наших пациентов на предприятиях в режиме онлайн даст возможность постоянно следить за состоянием здоровья работников, и медики, когда в этом возникнет необходимость, без промедления придут на помощь.

       Мы будем расширять и спектр малоинвазивных эндоскопических операций, которые позволяют минимизировать операционную травму. В дневном стационаре уже проводятся вмешательства по многим направлениям: общехирургическим, флебологическим, маммологическим, гинекологическим, урологическим, офтальмологическим. Оказывается помощь больным с патологией лор-органов, челюстно-лицевой области, опорно-двигательного аппарата. Наши хирурги используют эндовидеохирургическое оборудование, наркозно-дыхательную аппаратуру для контроля за состоянием пациента во время и после операции.

       Все, что мы делаем и к чему стремимся, направлено на достижение главной цели – дальнейшего развития доступной и качественной медицинской помощи. Это обязательные слагаемые любых наших начинаний. Мы коротко представили программу развития ЦМСЧ № 165 ФМБА России, которую мы у себя называем «Здоровье в ХХI веке».

 

 

115230, Москва, Каширское шоссе, д.13г

Тел.: (499) 506-69-68, 611-11-97

Е-mail: [email protected]

http://www.cmsch265.ru

 

 

 

 

 

www.sovstrat.ru

Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Акушерская помощь в региональных программах модернизации здравоохранения

С целью реализации Послания  Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2011 года в части поддержки материнства и детства необходимо усилить работу, направленную на повышение качества и доступности медицинской помощи женщинам и детям. Необходимо провести технологическую модернизацию поликлиник, женских консультаций и стационаров, повысить квалификацию их сотрудников. Объем средств, выделяемых на совершенствование оказания медицинской помощи матерям и детям, должен составлять не менее 25% от совокупного объема средств, выделяемых на модернизацию здравоохранения.

 

 

Главный научный сотрудник ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова» Минздравсоцразвития России, лауреат премии Правительства РФ, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, президент Российского общества акушеров-гинекологов Владимир Серов

 

Главный научный сотрудник отдела медико-социальных исследований ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова» Минздравсоцразвития России, доктор медицинских наук, профессор Ольга Фролова

 

        

Региональные программы

 

  Главные задачи на 2011–2012 годы в области здравоохранения – принятие и реализация региональных программ модернизации здравоохранения, которые разрабатывают субъекты Российской Федерации. Программы включают в себя три основных направления:

 

Первое направление – укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования.

         В 2010 году стационарная акушерская помощь оказывалась в 184 родильных домах, 53 перинатальных центрах, акушерских отделениях областных, городских, районных больниц.

         В 2011 году введены в эксплуатацию 13 перинатальных центров, и один будет введен в 2014 году. Планируется в субъектах РФ построить 16 перинатальных центров.

         В программах модернизации здравоохранения предусмотрено оптимизировать трехуровневую систему оказания акушерской помощи и медицинской помощи новорожденным, с тем чтобы на Iуровне родоразрешались беременные низкой степени риска, а на III(в перинатальных центрах, родильных отделениях областных больниц) – беременные высокого перинатального риска, так как эти стационары обеспечены реанимационными отделениями для беременных и новорожденных. При перинатальных центрах организуются дистанционно-консультативные центры с выездными анестезиолого-реанимационными неонатальными бригадами для оказания скорой медицинской помощи.

         Поэтому оснащение современной аппаратурой амбулаторных и стационарных учреждений родовспоможения будет способствовать снижению материнских и перинатальных потерь.

         В то же время неоднородность акушерских стационаров не всегда позволяет выполнить единые стандарты лечебной помощи беременным и родильницам, не всегда возможно перевести женщину из стационара низкого риска в более оснащенное учреждение. Поэтому следует иметь возможность непостредственно или консультативно использовать помощь специалистов дистанционно-консультативных центров.

 

         Второе направление – внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты; внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде.

        

         Разработка концепции единого информационного пространства системы службы родовспоможения на региональном уровне является важной задачей на современном этапе модернизации здравоохранения в РФ. Актуальность формирования и утверждения на федеральном уровне такой концепции, в том числе ее принципов и схем взаимодействия, обусловлена необходимостью:

·       повышения оперативности и качества оказания акушерско-гинекологической помощи вне зависимости от места проживания беременной в рамках единых стандартов оказания медицинской помощи, снижения материнских и перинатальных потерь;

·       создания для специалистов и пациентов прозрачной информационной среды, реализуемой на основе современных и общепринятых информационных технологий;

·       соблюдения жестких юридических условий по защите данных медицинских информационных систем;

·       снижения трудовых и организационных затрат по внедрению, эксплуатации; точного прогнозирования финансовых вложений; повышения экономической эффективности; интеграции как существующих, так и планируемых технических и программных средств.

За пять лет работы интернет-системы «Мониторинг беременных» в Республике Башкортостан (РБ) создана уникальная в РФ база данных о 330 тыс. завершенных беременностей, в которой непрерывно наблюдаются 25–27 тыс. женщин. На каждую беременную региона в скрининговые сроки вводится информация по запатентованной шкале, в соответствии с которой система относит женщину к низкой, средней, высокой или экстренной группе риска возможных осложнений гестационного периода и родоразрешения. Основное назначение интернет-системы – прогнозирование возникновения осложнений на основании анализа информационной базы, гибкая система автоматических рекомендаций с учетом региональных особенностей и индивидуальных консультаций по своевременной адекватной коррекции выявленных отклонений, позволяющих оптимизировать тактику ведения беременности и родоразрешения. Кроме того, учитывая все многообразие лечебно-профилактических учреждений иных профилей, специалисты которых привлекаются к консультативно-диагностическому и лечебному процессу женщин в период гестации, особо актуальной стала возможность своевременного обмена информацией в режиме реального времени между всеми участниками многокомпонентной системы, формирования и анализа компьютерной базы данных беременных, проведение перинатального аудита. В РБ с 2006 по 2010 год достигнуто снижение материнской смертности на 73,4% (с 26,6 до 7,0 на 100 000 родившихся живыми), перинатальной – на 33,3% (с 9,6 до 6,4‰).

Система внедрена также в Свердловской и Сахалинской областях, Республиках Коми и Хакасия, проведена ее интеграция с комплексной медицинской информационной системой разработки Республики Карелия на основе обменной базы данных. Интернет-система будет наращиваться мониторинговыми модулями новорожденных, абортов, ВПР плода, а также даст возможность предоставить пациентам через Интернет информационные социальные услуги при минимальных финансовых и организационных затратах.

Анализ развития таких систем в службе родовспоможения на примере используемой с 2006 года в Республике Башкортостан интернет-системы «Мониторинг беременных» доказывает ее эффективность, соответствие поставленным выше целям и позволяет предложить основные принципы концепции:

·       максимальный отказ от использования в информационных системах персональных данных пациентов и построение информационных систем на основе единого уникального идентификатора, которым может и должен стать номер полиса ОМС;

·       функционирование в режиме реального времени через Интернет без дорогостоящих виртуальных частных сетей и средств шифрования;

·       отсутствие необходимости настройки и сопровождения на местах аппаратного и программного обеспечения – внедрение в максимально сжатые сроки;

·       модульный принцип построения и интеграции информационных медицинских систем как на основе общего интерфейса, так и на основе обменных баз данных, расположенных на интернет-серверах;

·       создание в регионах специализированных интернет-центров обработки данных как на государственной, так и на частной основе.

Мониторинг беременных позволяет обеспечить для женщин с высоким риском во время беременности и родов стационар высокого риска. Однако далеко не всегда можно выявить потенциальный риск для матери и плода. Кроме того, акушерская помощь зависит от качества дорог, транспорта и др.

 

         Третье направление – внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

 

Решая проблему повышения квалификации врачей

 

Внедрение порядков и федеральных стандартов оказания медицинской помощи требует соответствующей квалификации медицинского персонала.

С 2011/2012 учебного года будут введены новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям здравоохранения. Принципиальным отличием федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения является существенное увеличение объема клинической подготовки и приобретение в процессе обучения необходимых профессиональных компетенций – знаний и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной деятельности выпускников медицинских и фармацевтических образовательных учреждений в учреждениях первичного звена здравоохранения непосредственно после окончания учебного заведения. К этому времени будут также внесены изменения в программы обучения в соответствии с принятыми порядками и утвержденными стандартами оказания медицинской помощи.

Одним из разделов программы модернизации является обеспечение потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и повышение уровня заработной платы врачей и среднего медицинского персонала, снижение размера дефицита обеспеченности врачебными кадрами и увеличение укомплектованности должностей врачей различных специальностей.

В настоящее время дефицит врачебных кадров в отрасли составляет около 30%. Нехватку кадровых ресурсов испытывают учреждения, оказывающие амбулаторно-поликлиническую и скорую медицинскую помощь. Сохраняется высокая потребность в анестезиологах-реаниматологах, фтизиатрах, врачах скорой медицинской помощи, врачах клинической лабораторной диагностики, а также акушерах-гинекологах в сельских территориях.

Планируемые в рамках программ модернизации объемы подготовки и переподготовки врачей должны отражать потребность в дополнительном профессиональном образовании и формироваться с учетом количества специалистов, работающих в отрасли, и периодичности обучения один раз в пять лет. Планы должны быть нацелены на снижение дефицита врачей и повышение укомплектованности первичного звена здравоохранения и скорой медицинской помощи.

Однако стремление отделить педагогический процесс от лечебного – по представлениям чиновников МЗ, педагоги не врачи – чревато разрушением системы подготовки врачей. Многолетние трудности с лечебными базами для обучения студентов в последние годы стали особенно значимыми. Симуляционные центры не смогут заменить клиническое обучение.

Новым направлением приоритетного национального проекта «Здоровье» является создание симуляционных центров во всех федеральных округах. С 2011 по 2013 год планируется создание 12 симуляционных центров, которые будут решать проблему повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала за счет овладения мануальными навыками. Такой центр активно работает в Татарстане и в ФГБУ «НЦАГиП им. В.И. Кулакова» Минздравсоцразвития России.

Таким образом, в региональных программах модернизации поставлены большие задачи по повышению качества и доступности медицинской помощи. Они в полной мере относятся к акушерской помощи.

 

 

 

www.sovstrat.ru

Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: К принципам трансляционной медицины

Совещание Правительства Российской Федерации об инновационном развитии медицины с использованием механизмов частно-государственно партнерства

 

Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова

 

 

 Инновационное развитие является важнейшим инструментом повышения эффективности системы здравоохранения. За период с 2012 по 2015 год сформированы основные элементы системы инновационной медицины.

 С 2011 года существенно увеличились объемы высокотехнологичной медицинской помощи, что позволило фактически создать систему устойчивого спроса на эффективные медицинские методы. Сам факт расширения сети медицинских организаций, которые могут их применять, позволяет фактически подготовить систему здравоохранения к восприятию инновационных технологий.

 

 Активно создаются механизмы реализации инноваций, их встраивания в практическую медицину. За период с 2013 года впервые в России сформирован пул из 1200 национальных клинических рекомендаций, или протоколов, на основе которых разработаны критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные приказом Минздравом России, как обязательные во всех субъекта Российской Федерации. Процесс внедрения инновационных разработок в медицинскую практику взят под особый контроль через создание новых или обновление имеющихся клинических протоколов на основе клинической апробации.

 8 марта 2015 года был принят федеральный закон, вносящий изменения в закон «Об основах охраны здоровья граждан» в плане организации медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. В соответствии с данным законом в нашей стране впервые внедряется принцип трансляционной медицины, осуществляется формирование непрерывной инновационной цепочки, связывающей науку и практическую медицину. В случае подтверждения высокой медико-экономической эффективности инновационных лекарственных препаратов, имплантируемых медицинских изделий, биомедицинских технологий они включаются в клинические протоколы, которые широко внедряются в медицинскую практику во всех регионах нашей страны, являются матрицей для обновления программ непрерывного медицинского образования, проведения обучающих семинаров и мастер-классов для специалистов из всех регионов.

 

 Сегодня разработана вся необходимая нормативно-правовая база, и на стадии рассмотрения находятся первые 225 проектов протоколов клинической апробации новых методов, которые были представлены более чем 40 медицинскими научными и образовательными организациями.

 Интенсификация биомедицинских исследований, направленных на нужды практического здравоохранения, предусмотрена Стратегией развития медицинской науки в Российской Федерации, утвержденной распоряжением правительства в 2012 году. В соответствии со Стратегией Министерством здравоохранения Росийкой Федерации сформировано 14 медицинских научных платформ, в рамках которых реализуется более 110 актуальных научных проектов. Они включают в себя основные приоритетные направления развития. Для выбора приоритетов и экспертизы проектов совместно с Российской академией наук, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти создан и активно заработал межведомственный совет по медицинской науке.

 Среди наиболее приоритетных направлений развития биомедицины выделены: клеточная и тканевая инженерия, геномные и постгеномные технологии, персонифицированная медицина и фармакогенетика, нейрокогнитивные технологии, ядерная медицина и радиофармпрепараты, биосовместимые интеллектуальные материалы, предиктивная медицина и разработка ДНК-маркеров, биобанкинг, а также другие направления. Результатами двухлетней работы являются 63 инновационных медицинских изделия, 50 находится на стадии регистрации, а 13 уже зарегистрировано, в том числе роботизированный медицинский комплекс для полостных операций. Кроме того, результатами являются 44 инновационных лекарственных препарата, из которых 3 уже зарегистрировано, 41 находится на стадии регистрации.

 

Сегодня на стадии разработки и доклинических исследований находится 34 биомедицинских клеточных продукта. Они могут быть зарегистрированы и внедрены в практическое здравоохранение после принятия закона «О биомедицинских клеточных продуктах», который прошел первое чтение в Государственной думе в апреле 2015 года и готовится ко второму чтению в осеннюю сессию.

 Перечисленные разработки станут важными составными элементами новых медицинских технологий, среди которых наиболее значимы методы регенераторной терапии органов и тканей с использованием аутологичных стволовых и прогениторных клеток на основе биосовместимых 3D-матриксов. В настоящее время успешно закончены доклинические исследования реконструкции трахеи, мочеточника, заместительной терапии дефектов печени и поджелудочной железы и другие методы.

 Метод фантомного предоперационного 3D-моделирования дефектов черепа был показан в медицинском технопарке Новосибирска. Это позволяет провести эктопротезирование лица с опорой на внутрикостные импланты. Технология восстановления суставно-мышечного чувства и сократительной функции мышц методом биологической обратной связи у больных с различными двигательными нарушениями. Стентирование протяженного поражения коронарных артерий с помощью биоабсорбируемых сосудистых каркасов. Метод лечения пациентов с критической сердечной недостаточностью с помощью отечественной имплантируемой системы вспомогательного кровообращения левого желудочка и другие… Это прорывные технологии, которые готовы принять здравоохранение и сеть наших ведущих медицинских организаций, в том числе областных, региональных.

 

 

Правила регистрации лекарственных средств и медицинских изделий

 

Для оптимизации процедуры государственной регистрации лекарственных средств были приняты поправки в федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», регламентирующие осуществление запросов необходимых, недостающих материалов и введение механизма приостановления регистрационных процедур в случае необходимости запроса. В результате число отказов в регистрации лекарственных средств по результатам экспертиз качества и соотношения риска к пользе по сравнению с 2012 годом сократилось почти в три раза – с 93 до 30%, а число заинтересованных в лекарственных препаратах только за один 2014 год увеличилось на 25%.

 

 Полностью соблюдаются законодательно установленные сокращенные сроки выдачи разрешения на проведение клинического исследования (до 40 дней) и осуществление государственной регистрации после представления отчета о проведенном клиническом исследовании (до 120 рабочих дней), устранены наблюдавшиеся ранее, в 2011–2012 годах, нарушения сроков регистрации.

 В 2014 году внесены изменения в правила регистрации медицинских изделий. После вступления их в силу количество отказов уменьшилось в три раза. Продолжительность процедуры государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с правилами составляет до 50 дней без учета времени, необходимого для проведения клинических испытаний.

 

 

Инновационные кластеры

 

Повышению эффективности научно-инновационной деятельности способствует развитие структур кластерного типа. В Российской Федерации существует 25 инновационных территориальных кластеров, список которых утвержден поручением Председателя Правительства от 28 августа 2012 года. Из них пять расположены в Сибирском федеральном округе, в том числе успешно развиваются кластеры в Новосибирской, Томской областях, Алтайском крае. Они включают в свой состав медицинские и фармацевтические научные, образовательные и производственные организации и концентрируют свои усилия на биофармацевтике и производстве медицинских изделий.

 Одновременно с этим в рамках реализации стратегии медицинской науки Министерством здравоохранения Российской Федерации инициировано образование профильных медицинских научно-образовательных производственных кластеров. Пилотные проекты реализуются на базе Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазова (Санкт-Петербург), Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова (Москва) и Сибирского государственного медицинского университета (Томск).

 Создание кластеров, где роль ядерной структуры выполняют профильные медицинские организации, позволяет точнее учитывать запросы практического здравоохранения и сокращать сроки реализации актуальных проектов.

 

 На территории Сибирского федерального округа сосредоточен огромный медицинский, научный, образовательный потенциал, включая 21 федеральное государственное учреждение, подведомственное Министерству здравоохранения Российской Федерации, и 20 учреждений медицинской науки, подведомственных Федеральному агентству научных организаций.

 Так, одним из ведущих учреждений, расположенных в Сибирском федеральном округе, является Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени академика Е.Н. Мешалкина Министерства здравоохранения Российской Федерации, который разрабатывает целую серию перспективных проектов. Это редактирование генома и разработка синтетического клапана и других эндоваскулярных изделий, синтетического клапана сердца на основе многослойных 3D-матриксов нового поколения. Это уникальная технология: метод электроспиннинга, новый материал на основе полиуретана, рассасывающийся, биодеградируемый, то есть полностью воссоздающий чистый слой эндотелия без каких-то дефектов и без пристеночного тромбообразования.

 

 

Концессионные соглашения

 

В 2014 году Министерством здравоохранения Российской Федерации инициирован пилотный проект, предусматривающий заключение концессионного соглашения в отношении объекта здравоохранения – федеральной собственности Новосибирского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии имени Я.Л. Цивьяна. Данный проект является первым федеральным концессионным соглашением не только в здравоохранении, но и в социальной сфере в целом. Предложение было поддержано Правительством Российской Федерации, и в марте вышло соответствующее распоряжение.

 Проект позволит разрабатывать биокерамические импланты, конструкции из наноструктурированной биокерамики, биодеградируемые, основанные на ориентированных полилактидгликолидах конструкциях. Кроме того, подготавливают систему ранней генетической диагностики различных заболеваний.

 В настоящее время три эндопротеза из нанокерамики уже зарегистрировано. Важно отметить существенное, в два с половиной раза, снижение цены по сравнению с ближайшими зарубежными аналогами. К настоящему времени проведено уже 96 ортопедических операций с использованием данных конструкций. Объект концессионного соглашения должен в год обеспечить производственную мощность не менее 53 тысяч единиц медицинских изделий, компоновочных узлов и сырьевых компонентов в течение срока использования объекта. Проект не предусматривает привлечения средств федерального бюджета.

 

 Министерство здравоохранения Российской Федерации считает целесообразным внести изменения в нормативную базу, прежде всего в федеральный закон «О концессионных соглашениях», которые бы позволили федеральным учреждениям здравоохранения принимать участие на стороне концедента в обязательствах по концессионным соглашениям и осуществлять этим федеральным организациям отдельные полномочия концедента. Внесение подобных изменений существенно бы упростило подготовку объектов для концессионных соглашений. Это первое и основное.

Второй момент. Нужны изменения в постановление Правительства Российской Федерации, которое определяет список контрактов жизненного цикла в отношении различных объектов (туда пока не входят объекты здравоохранения), нашим специалистам это представляется целесообразным.

 

И кроме того, чтобы такие соглашения заключались большим количеством участников, Земельный кодекс нуждается в изменениях, позволяющих без проведения торгов земельных участков предоставлять их для осуществления деятельности, предусмотренной сделкой по привлечению инвестиций в объекты федеральной инфраструктуры, относительно которых эта сделка заключена.

 

 

 

 

 

 

www.sovstrat.ru

Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Выстроить целостную систему оказания медицинской помощи

Восточный административный округ столицы становится все более красивым, экономически развитым, в этой части мегаполиса все более комфортно и удобно жить. Немалая заслуга в этом принадлежит и медицине

 

 Директор ГКУ «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Восточного административного округа г. Москвы» Всеволод Галкин

 

 

 

 Всеволод Николаевич, оценка работы московского здравоохранения по выполнению программы модернизации недавно прозвучала из уст министра здравоохранения России Вероники Скворцовой. Она считает, что столица сумела набрать нужный темп реализации столь важного проекта. Но удастся ли исполнить все задуманное, ведь остается совсем мало времени до конца года?

 

  Комиссия Министерства здравоохранения РФ побывала перед совещанием, на котором выступила министр, в лечебных учреждениях нашего округа. Проверяющие остались довольны увиденным (на тот момент процент выполнения программы в целом по городу достигал 70%). Но мы не существуем отдельно от столичного здравоохранения, мы – его составная часть. Хотя Восточный административный округ имеет и свои особенности. Он располагает обширной сетью государственных лечебных учреждений. По приблизительным оценкам, порядка 30% московских больниц и поликлиник находятся в ВАО. У нас есть очень крупные, многопрофильные стационары, которые известны многим москвичам. Назову некоторые из них: это городские больницы № 15, 36, 14, 57, 70, в составе каждой более 1000 коек. Они оказывают медицинскую помощь не только жителям округа, столицы, но больным из Подмосковья, иногородним гражданам. О масштабе их работы свидетельствует тот факт, что, по официальной статистике, в ВАО проживают около 1,5 млн жителей, то есть практически целый город.

 Сегодня в лечебных учреждениях строители завершают ремонтные работы, а поставка медицинского оборудования идет полным ходом. Так что нет оснований опасаться, что программа модернизации в какой-то части будет не выполнена.

 

  Модернизация здравоохранения в Москве «наложилась» на его реорганизацию. Не вносит ли это дополнительные трудности в работу лечебных учреждений?

 

 Действительно, недавно была создана сеть амбулаторных центров. До начала реализации программы модернизации во всем округе только в одной поликлинике был установлен компьютерный томограф. Естественно, это влияло на ожидание исследования, доступность «хромала на обе ноги». Программа модернизации здравоохранения позволила разместить в каждом Амбулаторном центре компьютерные томографы, а в двух из них еще и магнитно-резонансные. В результате возникла новая реальность: нуждающиеся в проведении этого исследования жители округа смогут пройти его не позднее двух недель с момента получения направления в головной поликлинике или ее филиале. Речь, безусловно, не идет об экстренных случаях, здесь надо действовать быстро.

 Мы понимаем, что любая реорганизация, происходящие изменения связаны с принятием ответственных управленческих решений. Хочу сказать, что я очень признателен всем сотрудникам дирекции, руководителям лечебных учреждений. Многие из них, не считаясь с личным временем, занимались проработкой вопросов реорганизации. А само совмещение с программой модернизации позволит использовать новое оборудование с максимальной отдачей.

 Важный момент: оптимизация деятельности поликлиник назрела давно. К сожалению, сегодня лечебные учреждения выполняют достаточно много не свойственных им функций. Реорганизация, безусловно, освободит их от этого.

 Программа модернизации тесно связана с программой развития столичного здравоохранения. Последняя дополняет первую, определяет вектор дальнейшего пути московского здравоохранения в 2013–2015 годах. В качестве примера такой интеграции целевых программ можно привести капитальный ремонт детских поликлиник. В нашем округе он заканчивается сразу в пяти. Хочу уточнить, что это случай для Восточного округа беспрецедентный. Хотя ремонт проводился действительно капитальный. Износ зданий поликлиник был таким, что они не соответствовали никаким требованиям, особенно в части коммуникаций. Приведение их в порядок – наглядная демонстрация, как переплетаются программы модернизации и развития столичного здравоохранения.

 

 Тем не менее часть москвичей и медиков выразили свою обеспокоенность проводимыми изменениями…

 

  Давно известно, что более 60% посещений поликлиник приходится на пациентов, возраст которых превышает 60 лет. В Восточном округе каждый четвертый житель достиг такого возраста, а это около 26% населения. Конечно, мы должны обратить особое внимание на пожилых людей. Именно они являются основными «потребителями» медицинской помощи. Я неоднократно встречался с представителями ветеранских организаций, вел личный прием граждан. Сотрудники дирекции старались донести до них позицию Департамента здравоохранения Москвы, рассказать об истинных целях реорганизации. Давайте честно скажем: люди боятся, что будет хуже. Они привыкли обращаться в поликлиники, которые находятся в двух шагах от дома. Но никто не собирается закрывать их, они останутся в шаговой доступности, но называться будут филиалами. Реорганизация направлена на то, чтобы повысить качество медицинской помощи, а не усложнить ее получение. С 1 октября новые Амбулаторные центры заработали. Они на деле доказывают, что реформы преследовали благие цели. Пусть это звучит несколько пафосно, но модернизация столичного здравоохранения проводилась во имя укрепления здоровья москвичей…

 

 Не приведет ли это к оттоку медиков из поликлиник-филиалов? Вчера они работали в одном учреждении, а с сентября – уже в другом. Надо еще влиться в коллектив, найти взаимопонимание с руководством Амбулаторного центра. Не снизится ли уровень заработной платы?..

 

 Надо посмотреть правде в глаза: врачей в поликлиниках всегда не хватало, особенно узких специалистов. Срок ожидания консультации некоторых из них затягивался на срок больше месяца. За счет нового объединения, грамотного распределения ресурсов это время сократится до двух недель. Следующим этапом станет повышение качества медицинской помощи, благодаря усилению связи со стационарами. Сегодня укомплектованность кадрами в поликлиниках Восточного округа составляет 75–80%, это неплохие цифры. Более того, они меняются в лучшую сторону. Хотя понятно, что какой-то дефицит кадров еще долго сохранится. Причины явления лежат на поверхности. В 90-е годы произошла отмена обязательного распределения выпускников вузов, из-за низкой заработной платы молодые врачи уходили из профессии, увеличивалась доля медиков пенсионного возраста. Сегодня решением кадровой проблемы активно занялось Министерство здравоохранения РФ. Для ее решения потребуется какое-то время.

 Что касается непосредственно реорганизации, все штатные расписания Амбулаторных центров сформированы. Они не предусматривают сокращение ни одного медицинского работника, хотя оптимизация численности сотрудников действительно произошла. Но она не касалась врачей, медицинских сестер, все они без исключения остались на своих рабочих местах. В головную поликлинику филиалы передали только хозяйственные функции, что позволило высвободить часть работников.

 Я надеюсь, что на ситуацию с кадрами положительно повлияет и новая система оплаты труда. В следующем году на нее должны перейти все лечебные учреждения Москвы. Кроме того, появятся новые стимулирующие механизмы, позволяющие премировать за хорошую работу. Дополнительные выплаты предусмотрены и по программе модернизации, за внедрение федеральных стандартов. В результате заработная плата в лечебных учреждениях округа заметно повысится как в стационарном звене, так и в амбулаторном.

 Надо сказать, что большинство главных врачей остались заведующими филиалами. Смена кадров в какой-то мере происходит, это нормальный процесс, абсолютно естественный. Люди, в том числе и руководители, меняют свое местожительство, работу, идут на повышение по служебной лестнице, кто-то получает и взыскания. Думаю, заведующие филиалами станут в настоящем понимании этого слова главными врачами. Они будут заниматься исключительно лечебной работой, а остальные функции будут выполнять специально подготовленные специалисты. Однако новое всегда с трудом пробивает себе дорогу.

 

 Что можно сказать о взаимодействии поликлиник со стационарами?

 

 Думаю, что ни для кого не секрет, что существует определенный разрыв между стационарным звеном и поликлиническим. Хотя они должны функционировать как единое целое. Постепенно это взаимодействие наладится. Но оно не выстраивается так быстро, как хотелось бы.

 Первый шаг в этом направлении дирекция сделала около года назад. Мы организовали консультации пациентов в самых проблемных поликлиниках сотрудниками кафедр, работающих на базе многопрофильных стационаров ВАО. Этот прием ведется в определенном режиме, таким лечебным учреждениям оказывается и методологическая помощь. Второй этап стартует в ближайшее время. Это создание клинико-диагностических центров при городских больницах № 15 и 57. То есть создается третий уровень оказания амбулаторной помощи.

 Свой вклад в это дело обязательно внесет информатизация. Сейчас заканчивается монтаж сетей в поликлиническом звене, налаживается их электронный документооборот со стационарами. В режиме онлайн поликлиники вскоре будут обмениваться со стационарами информацией, что позволит создать запись на госпитализацию. И третий важный вопрос, который не ускользает из поля нашего зрения, – активное внедрение стационарозамещающих технологий. Хорошо известно, что в Москве по ряду профилей сохраняется избыточное количество коек. Поэтому идет их постепенное сокращение. В качестве примера могу привести 105 коек дневных стационаров, которые открыты в этом году. Таким образом, лечение некоторых заболеваний будет проводиться непосредственно в поликлинической сети, это уменьшит нагрузку на больницы.

 

 Чем может гордиться Восточный округ?

 

  Своими кадрами и применением новейших технологий как в стационарах, так и в поликлиниках. На протяжении десятилетий наши врачи работают совместно с кафедрами ведущих медицинских вузов страны. На мой взгляд, сформировались очень профессиональные, работоспособные коллективы лечебных учреждений, представляющие прославленную московскую медицинскую школу. Несмотря на определенные трудности с кадрами, сохраняется преемственность, связь поколений, которую еще больше укрепляют врачебные династии.

В нашем округе особое отношение к повышению квалификации персонала. Считаю, что общение с коллегами на конференциях или в специальных командировках, в том числе и зарубежных, приносит огромную пользу делу. Для клинициста такое «живое» обсуждение сложных случаев нужно как воздух. В округе постоянно проводятся научно-практические конференции. Мы добиваемся, чтобы подходы к диагностике и лечению были одинаковыми как в поликлиническом звене, так и в стационарном. Доктора должны разговаривать на одном языке, если мы хотим выстроить преемственность оказания медицинской помощи на всех ее этапах. Эффективная система может быть сформирована только на таких принципах.

 

 С 2013 года здравоохранение переходит на одноканальное финансирование. На ваш взгляд, готовы ли лечебные учреждения работать в новой модели?

 

 Конечно, любое реформирование может вызвать какие-то проблемы. При этом вопросы финансирования остаются одними из главных для медицины. Поэтому подготовка экономического блока, главных врачей уже ведется. По моему мнению, у руководителей лечебных учреждений есть четкое представление, как им работать в новых условиях. Преимущества одноканального финансирования очевидны. Это позволит, в отличие от постатейного финансирования, более оперативно решать многие вопросы, добавит свободы в управленческих решениях руководителям. В результате появятся новые возможности для развития лечебного учреждения. При этом каждый заведующий филиалом, главный врач должен быть хорошим хозяином, уметь считать деньги. Одним из аргументов за создание дирекций, изменение структуры столичного здравоохранения в свое время стало желание сделать их прообразами управляющих компаний.

 

  Есть ли примеры частно-государственного партнерства в здравоохранении Восточного округа? Как должна развиваться такая форма в мегаполисе?

 

  К этой форме сотрудничества государства и частного бизнеса мы готовы. Но не хотелось бы забегать вперед. Не скрою, что в стадии проработки находится ряд проектов, которые помогут привлечь в здравоохранение Восточного округа серьезные инвестиции. На мой взгляд, это абсолютно правильный, прогрессивный путь решения многих проблем. Частный бизнес может участвовать в строительстве новых поликлиник, расширении спектра медицинских услуг или их доступности. Думаю, что реализации этих проектов не за горами. Нормативная база такого сотрудничества, безусловно, нуждается в совершенствовании.

 

 Правительство России недавно утвердило правила оказания платных услуг в лечебных учреждениях. Как они применяются в больницах и поликлиниках округа?

 

  Начнем с того, что доля платных услуг в поликлиническом звене минимальна. Эта работа более активно ведется в некоторых стационарах, принося лечебным учреждениям дополнительные доходы. Хотя развиваться это направление более интенсивно стало в течение последних месяцев. Конечно, моя позиция как руководителя – медицинская помощь в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи должна оставаться бесплатной. В этом плане не может быть никакой подмены или замены одного на другое. Москвичи, да и все граждане России, не должны платить за медицинскую помощь, если она предоставляется по полису ОМС. Другой вопрос – оказание медицинской помощи большому количеству иногородних граждан, иностранцев, проживающих на территории Москвы и Восточного округа, в частности. Когда они обращаются в столичные лечебные учреждения, чтобы пройти диагностическое обследование или лечение, в этих случаях вполне уместно использовать платные медицинские услуги. При этом дирекция Восточного округа не ставит своей задачей достичь какой-то планки платных медицинских услуг в конкретные временные сроки. Сами главные врачи, учитывая особенности своего лечебного учреждения, должны сформировать такие планы. С другой стороны, со следующего года, с внедрением подушевого и одноканального финансирования, сами экономические условия заставят руководителей задуматься над решением подобных вопросов. И тогда платные услуги займут в финансировании лечебного учреждения ту долю, которую они должны составлять. Полагаю, что задействовать надо механизмы экономические, а не административные. Главные врачи должны сами разобраться, какие сервисные или дополнительные медицинские услуги им стоит внедрить во вверенных им поликлиниках. Административный диктат в этом вопросе не уместен, он может привести к перегибам и нарастанию социальной напряженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

www.sovstrat.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта