Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Методика и методология преподавания истории в средней и старшей школе. Методика преподавания истории в школе журнал


Содержание журнала № 10 2017 — Преподавание истории в школе

Актуальная тема: Виды обобщения

Э.Н. Абдулаев, А.Ю. Морозов. Виды обобщения в обучении истории. Практический аспект.Статья посвящена очень важной, но мало разработанной в отечественной методике теме-видам и формам обобщения в преподавании истории. Авторы называют три вида обобщения и представляют варианты и алгоритмы организации учебной деятельности с указанными видами обобщения.Ключевые слова: урок обобщения, методика преподавания истории, урок обобщения, блок обобщения.

История и обществоведение

О.Ю. Стрелова. Столетие российской революции 1917 года и актуальные проблемы исторического образования школьников.Автор статьи предлагает в вести в тезаурус педагогов понятие «проект памяти» и раскрывает образовательный потенциал дискурса «Юбилеи российской революции 1917 г. в СССР и Российской Федерации» в школьных курсах истории.Ключевые слова: столетие российской революции 1917 г., проект памяти, содержательная линия «История и память».

В.Г. Бурков. Знакомьтесь: вексиллология.Статья посвящена вексиллологии — вспомогательной исторической дисциплине.Ключевые слова: вексиллология, специальная (вспомогательная) историческая дисциплина, знамя, флаг, штандарт.

Б.Н. Найденко. Октябрьская революция 1917 года в России: взгляд через столетие.В статье речь идет о роли Октябрьской революции в России в истории нашего Отечества и ее историческом значении для судеб многих стран мира в ХХ веке; становления и развития нового миропорядка и международных отношений с участием СССР — страны, чья родина — Великий Октябрь.Ключевые слова: Великий Октябрь, теоретическое наследие В.И. Ленина, успехи построения социализма, воспитание молодежи, два мира — две системы; «холодная война».

Методика

И.П. Ереметова. Задания для региональной олимпиады по истории для учеников VI-VIII классов.Вариант региональной предметной олимпиады по истории.Ключевые слова: олимпиада, Древний мир, Древняя Русь, Удельная Русь, Московский период, Российская империя.

Н.С. Смолыгина. Технологическая карта урока «Страна восходящего солнца», VI класс.Авторская разработка технологической карты урока.Ключевые слова: технологическая карта урока, Япония, критическое мышление.

М.В. Деревицкий. Работа с фальшивыми монетами на уроке, как пример взаимодействия истории и химии.Статья содержит разработку урока по Отечественной истории XX в., основанную на межпредметных связях истории и химии.Ключевые слова: межпредметные связи, урок, нумизматика, химия.

ЕГЭ и ОГЭ

Я.В. Соловьев. Проблемы задания 25 экзаменационной работы ЕГЭ по истории в отражении методических рекомендаций Федерального института педагогических измерений.Методический материал по совершенствованию формулировки и критериев для подготовки к сдаче ЕГЭ.Ключевые слова: историческое сочинение, Единый Государственный экзамен, история России.

Ю.В. Першина, Т.Ю. Ерёмина, Е.В.Кузнецова, Н.В. Пономарева. К вопросу об особенностях заданий ГИА по истории в IX классе.В статье анализируются особенности заданий ГИА по истории в IX кл. Авторы указывают на сложность заданий ГИА по истории в IX кл.Ключевые слова: государственная итоговая аттестация по истории в IX кл., особенности заданий ГИА по истории в IX кл., задания базового уровня.

Труды молодых ученых

А.А. Педько. Использование приемов исторического моделирования в определении атрибутики чиновничества как элемента государственной службы.В статье описывается принцип проведения исторического моделирования по типу форсайт-сессии.Ключевые слова: специальные исторические дисциплины, историческое моделирование, чиновничество, игровые формы, высшая школа.

Ю.В. Григорьева. Материальное положение сельских учителей в эпоху становления начального образования на юге Дальнего Востока России в конце XIX — начале XX века.В статье рассматривается материальное благосостояние сельских учителей на юге Дальнего Востока России в конце XIX -начало XX вв. К самой бедной категории дальневосточных педагогов относились учителя, работающие в учебных заведениях сельской местности.Ключевые слова: Святейший Синод, министерство народного просвещения, псаломщик, церковноприходские школы, Епархиальный Училищный совет.

И.А. Потёмкин. Министерство внутренних дел в борьбе со спекуляцией и дороговизной в годы Первой мировой войны.В статье раскрывается деятельность Министерства внутренних дел в борьбе со спекуляцией и дороговизной в годы Первой мировой войны.Ключевые слова: полиция, Первая мировая война, Министерство внутренних дел, борьба со спекуляцией и дороговизной.

Также в номере

Проверить знания легко! (Дидатктические материалы издательства «Вако»)

pish.ru

Проблемы методики преподавания истории и современные задачи

М.Т. Студеникин – кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания истории МПГУ, Москва.

Методика преподавания истории, реализуя цели исторического образования, выработанные государством и обществом и зафиксированные в Госстандарте, помогает отобрать содержание исторического образования (в том числе школьных учебников), приспособить это содержание к возрасту и познавательным возможностям учащихся, определить методы и приемы каждого конкретного урока в соответствии с его целями, реализовать задачу познавательного интереса, определить качество исторического образования в процессе выявления результатов преподавания.

         В последнее время учителя делают упор  на внедрение современных технологий обучения истории, и, прежде всего, применение компьютерных информационных технологий, программ. Однако это только часть учебного процесса, не отменяющая все многообразие достижений методической науки прошлых десятилетий и даже столетий. Успех заключается в разнообразии методов и приемов, средств обучения, а также в интересе на уроках. Важным остается личное общение учителя и ученика, которое не смогут заменить никакие дистанционные технологии. На такое взаимодействие влияет профессиональная подготовка учителя, его интеллект, развитая речь, внешний вид и многое другое.

         С подготовкой квалифицированного учителя дело обстоит не так просто. Сократился срок обучения студентов: вместо 5 лет обучения специалиста перешли к 4 годам подготовки бакалавра, уменьшили учебную практику в школе. Многие выпускники школ не блистают знаниями по истории, не умеют правильно говорить и грамотно писать. И это не мудрено, ведь теперь стал не нужным устный экзамен по истории. Часто крайне слабы  знания студентов-договорников, оплачивающих свое обучение. Поступив на дневное отделение, они вынуждены работать, некоторые из них, доучившись до 3 курса,  даже преподают в школах. Такой учитель-самоучка не получает систематических знаний и варится в собственном соку. Хорошо, если в  школке есть опытные педагоги-историки, которые могут помочь ему с методикой, дать советы по педагогике.

         Оценка работы вуза, прежде всего, зависит от мнения работодателя, т. е. школы, о качестве подготовки выпускника. Сам же молодой учитель должен представлять возможности своего карьерного роста.

         Не так просто обстоит дело и с подготовкой аспирантов: многие из них поступают в аспирантуру и бросают обучение или завершают обучение, так и не подготовив диссертации. У аспирантов нет  материальных стимулов, ведь в школе они могут больше заработать, чем в вузе. Очевидно, с  аспирантами надо заключать договоры о возврате полученных стипендиальных средств в случае незавершения обучения по их вине.

         Еще одна проблема – это обеспечение учебного процесса литературой. К сожалению, мы не можем обеспечить студентов современными учебниками (даже выпустить электронные учебники), а также литературой для практических и семинарских занятий. Такую литературу частным издательствам публиковать не выгодно, государство же осталось в стороне от этих дел. Теперь уже нет глубоких теоретических исследований по актуальным проблемам методики, какие регулярно проводились в советское время. В лучшем случае, выходят поурочные методические разработки к учебникам. С экспериментальными исследованиями дело обстоит крайне плохо. Даже школьные учебники внедряются в жизнь без апробации в отдельных регионах, без кропотливого анализа их пригодности для массового обучения в школе. Боюсь, что и новый, так называемый единый учебник истории, попадет в школу явочным порядком, без должной апробации. Кстати, лучшие учебники истории всегда писали методисты или маститые ученые в союзе с методистами.

         К единому учебнику можно относиться по-разному: одобренная в нем сверху идеология уже была в советское время, и она, как известно, не спасла государство от развала, а правящую элиту от поражения. Если нет конкуренции учебников, то нас ждет застой, поскольку у учителя отберут право выбора книги, хотя и сейчас оно не всегда имеется. Но расстраиваться не приходится: у учителя есть многообразие исторических документов и источников для анализа, нужно только правильно отобрать их на урок и организовать методически грамотную работу учеников. Многие документы стали  доступны школе благодаря Интернету. Их можно анализировать в процессе проектной деятельности.

         О подготовке и  реализации проектов написано много. Следует обращать внимание не только на обучающую, но и на воспитательную сторону проектов. В педагогическом плане важно не только тщательно проанализировать содержание проекта, но и реализовать воспитательные задачи. Например, в проекте о 28 героях панфиловцах важно обратить внимание на  массовость  героизма в годы ВОВ, на готовность защитника Родины ради победы над врагом пожертвовать самым дорогим, что у него есть – своей жизнью. И в меньшей степени юного исследователя будет интересовать,  сколько человек на самом деле было среди героев панфиловцев, точность в количестве подбитых немецких танках, и совсем не будет интересовать вопрос о предательстве одного из участников сражения, поступившего на службу к фашистам.

         К сожалению, за последние годы уменьшилось воспитательное воздействие школы на учащихся, несмотря на то, что историческое содержание урока позволяет ненавязчиво оказывать положительное воспитательное воздействие на ученика. Нам бывает трудно преодолеть то отрицательное воздействие, которое ученик получает в неблагополучной семье, или когда бесконтрольно путешествует по жестоким и бесчеловечным сайтам Интернета. Иногда такое воздействие приводит к самому трагичному – суициду среди подростков. Это значит, что ребенку не с кем было поговорить по душам ни в школе, ни дома. Это значит, из уроков истории и других дисциплин он не смог понять, что самое дорогое, что есть у человека – это жизнь, что надо беречь свою жизнь и жизнь родных и близких, знакомых и незнакомых людей. В школе не должно быть места апатии и безразличию.

         Во многом с проблемой воспитания связана проблема качества нашего повседневного быта. Мы не научили детей аккуратности, трудолюбию, ответственности за свое дело, не выработали прилежание и многие другие свойства личности, необходимые для качественного труда. Зачем иметь хороший почерк, если есть клавиатура компьютера, зачем аккуратно работать на школьной доске, если есть электронная доска, зачем тщательно вести записи в рабочей тетради, если ее потом можно просто выбросить. Отсутствие воспитания и самовоспитания приводит к тому, что со временем  мы получаем безответственного работника-неумеху. Естественно, мы не хотим покупать вещи от такого производителя, не хотим пользоваться услугами безответственных и даже преступных сограждан. Это они приложили свои руки к  падающим ракетам и разбивающимся самолетам. Борьбу с разгильдяйством, безответственностью надо вести на протяжении всех лет пребывания детей в школе при изучении всех школьных дисциплин, в том числе истории. На сегодняшний день это одна из важнейших задач.

         Наверное, по иному следует оценивать результаты деятельности учебного заведения. Можно проводить итоговый и единый экзамены, писать контрольные работы, выполнять тестовые задания. Все это хорошо, но это еще не окончательный итог. Свою точку над «и» должна поставить дальнейшая жизнь выпускника. Когда-то в дореволюционных гимназиях к их 50-летию или столетию выпускали юбилейные сборники, в которых показывали достижения учебного заведения за прошлые годы. В конце таких сборников помещали приложения с именами учеников, добившихся особых достижений в карьерной лестнице и в своей жизни. По количеству таких учеников и  судили о результативности работы данного учебного заведения. Правда, из гимназий нещадно исключали двоечников, лентяев, всех, кто совершил безнравственные поступки. Тогда не могло быть и речи о переводе неуспевающего ученика в следующий класс. Выпускник гимназии знал несколько иностранных языков, включая древнегреческий, отлично разбирался в событиях истории, помнил множество дат и имен, по многим позициям имел свою точку зрения. Именно такой выпускник мог поступить в университет.

         Если идентичный подход применить к нашей действительности, то для учебного заведения будет крайне важно собрать сведения о своих выпускниках хотя бы за 5 лет. Тогда станет ясно, кого выпускает школа или вуз: или это достойные граждане нашего общества, или контингент, пополняющий исправительные учреждения, не нашедший своего места в жизни.

         Как-то к нам в университет с презентацией пришли ученики VII кл. школы, изучающие испанский язык. Мы спросили их о будущих планах, на что они ответили, что мечтают закончить школу в России и уехать на постоянное место жительства в Испанию. К сожалению, из страны выезжает за границу большое количество талантливых и наиболее подготовленных молодых людей. Во многом такой результат зависит от школы, от изучения истории нашей страны и ее народа, сопереживания успехам и неудачам, жалости и сострадания к погибшим героям, гордости за их свершения, желания внести свой вклад в развитие и улучшение жизни родного края.

Ключевые слова: современные технологии обучения, преподавание истории, воспитание гражданина.

Key words: modern educational technologies, the teaching of history, education of the citizen.

pish.ru

Указатель статей за 2009 год — Преподавание истории в школе

Преподавание  истории в школе 2009

Указатель статей

Актуальная тема

Курс российской истории XX века

Аксютин Ю.В. «Большой террор»: девятая версия. № 1.

Алафаев А.А. Скрытые цели сталинских депортаций. № 1.

Бельский Э.Н. Вождь и элита: попытка визуализации отношений. № 1.

Гросул В.Я. Как создавался СССР. № 1.

Данилов А.А. Ответы на вопросы редакции журнала «Преподавание истории в школе». № 1.

Морозов А.Ю. Курс истории России ХХ века как система учебных задач. № 1.

Элективные курсы

Абдулаев Э.Н. Элективные курсы: нормативно-правовое регулирование и литература. № 2.

Гераскина Е.В. Элективный курс «Путешествие по магической спирали мифа». № 2.

Мостяева Л.В., Беляков А.В. Критерии экспертизы и формат программ элективных курсов. Примеры элективных курсов. № 2.

Смирнова М.Ю. «Ау, предки!» Опыт составления родословной. № 2.

Стрелова О.Ю. История границ – границы в истории человечества. № 2.

ЕГЭ по обществознанию

Встреча с Председателем Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ  по обществознанию Е.Л. Рутковской. № 3.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: учительский опыт. № 3.

Рекомендации по совершенствованию методики преподавания обществознания с учетом результатов ЕГЭ 2008 г. № 3.

Семенов В.В. Из опыта подготовки экспертов ЕГЭ по обществознанию в Московской области. № 3.

Воспитание на уроках обществознания и истории

Абдулаев Э.Н. Школьные учебники истории как инструмент гражданской социализации: зарубежный опыт. № 4.

Бутенко И.В. Конституционные права и свободы (интерактивное занятие в IX классе). № 4. 

Гугнина О.В. Диалог добра и зла: реализация герменевтического метода. № 4.

Иоффе А.Н. Воспитание толерантности и уважения к культурному многообразию. № 4.

Кольчугин С.Е. Задания по теме «Обычаи, мораль и право» для старшей школы. № 4.

Крицкая Н.Ф., Подавалова И.В. Процесс формирования гражданственности на уроках истории и обществознания. № 4.

Крутова И.В. Формирование ценности толерантности на уроках истории и обществознания. № 4.

Пахомов В.П., Кобелева Т.И. Воспитательные эффекты социального проекта «Гражданин». № 4.

Государственная символика

Братусь Д.В. Политическая символика: проблема классификации. № 5.

Интернет-ресурсы по символике России и других стран. № 5.

Крицкая Н.Ф., Лосев С.А., Мостяева Л.В. Символы Российского государства (урок в IX–XI классах). № 5.

Наумов О.Н. Государственный герб России как проблема исторического знания. № 5.

Мотивация

Ершова О.Ю. Использование интерактивных приемов развития мотивации (на примере урока по эпохе Николая I). № 6.

Ивонина А.И. Обществознание: как ненужное сделать нужным? № 6.

Иоффе А.Н. Мотивация в обучении истории и обществознанию. № 6.

Кудрявцева Т.Ю. Индуктор в технологии педагогической мастерской как средство мотивации. № 6.

Ляпина Н.Н. Структурированная дискуссия и другие способы развития мотивации. № 6.

Эсаулова В.В. Мотивация учащихся в форме творческого зачета (на примере обобщающего занятия по реформам Петра I). № 6.

К 70-летию начала Второй мировой войны

Абдулаев Э.Н, Морозов А.Ю. Изучение темы «Вторая мировая война» в школьном курсе истории. № 7.

Вторая мировая война в Интернете. № 7.

Марк Блок о вступлении немецких войск в Ренн в 1940 г. № 7.

Мягков М.Ю. От Мюнхенского соглашения до советско-германского пакта 1939 г.: предыстория Второй мировой войны. № 7.

Невежин В.А. Вторая мировая война в новейшей российской историографии. № 7.

Хусаинов Р.Р. Международные отношения накануне Второй мировой войны (урок – ролевая игра в старшей школе). № 7.

Новые государственные стандарты

Вяземский Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности. № 8.

Трифонова Е.В. Недостающий камень в фундамент исторического образования. № 8.

Фундаментальное ядро содержания истории и обществознания (проект). № 8.

Межпредметные связи

Беренфельд Б.С. История с интеграцией. № 9.

Виноградова М.В., Лебедева В.А. Проектная деятельность учащихся Х класса на уроках истории и информатики. № 9.

Калуцкая Е.К. Интегрированные уроки по истории и праву как одно из средств преодоления правового нигилизма. № 9.

Крицкая Н.Ф., Петухова М.В. Межпредметные связи как способ  формирования обществоведческих знаний. № 9.

Статьина Т.Н., Имангалиева С.М. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как  историко-литературный памятник эпохи. № 9.

ЕГЭ по истории

Е.Е. Вяземский. ЕГЭ–2009: достижения и проблемы. № 10.

Интервью В.В. Зверева и Е.А. Гевурковой главному редактору журнала «Преподавание истории в школе» Э.Н. Абдуллаеву. № 10.

Соловьев Я.В. Анализ результатов Единого государственного экзамена 2009 года по истории. № 10.

Фомин С.А. Схемы и задания по объединению русских земель вокруг Литвы и Москвы (XIV век) для подготовки к части С ЕГЭ. № 10.

История и обществоведение

Айрапетов А.Г. Американская и Французская революции XVIII века: современный взгляд. № 5.

Аникеев Т.Е. Русский бунт в историко-художественной литературе XIX века. № 5.

Аркин Н.О. Кто такие хасиды? № 6.

Базанов С.Н. Генерал Лавр Георгиевич Корнилов. № 10.

Барашев М.А. Добродетели и пороки домашних слуг русского дворянина второй половины XVIII – начала XIX века. № 10.

Баскаков В.И. Армия Великой французской революции. № 3.

Белов А.В. Историческая география: развитие городов и городская сеть в истории России. № 9.

Болтаевский А.А. Русские войска на чужбине в годы Первой мировой войны. № 4.

Болтенкова И.Н. Социальная природа обычая почитания старших у народов Северного Кавказа. № 6.

Валиахметова Г.Н. За кулисами «высокой» политики:  борьба за  нефть. № 6.

Волин А.Н. Политические системы как продукт взаимодействия личности, государства и общества. № 2.

Воронин В.Е. Либеральные и консервативные преобразования в сфере образования (конец 1850-х –1860-е годы). № 7.

Вяткин В.В. Три эпохи в диалоге государства и церкви. № 1.

Гаврилов А.Ю. Меньшевики в 1920-е годы о перспективах российской и мировой революций. № 7.

Галлямова А.Г. Заметки по изложению истории России ХХ века в федеральном учебнике. № 2.

Гвоздев И.А. Реклама в дореволюционной России. № 5.

Головченко Е.И. Пропагандистское воздействие на советское население в начале Великой Отечественной войны. № 7.

Гущина М.Н. Детская беспризорность в РСФСР в 1917–1941 годы. № 7.

Дашдаваа Ч. История Монгольской империи в российской учебной литературе начала XXI века. № 3.

Дупате Х.И., Панин Е.Н. «Пятая колонна» гитлеровской Германии в Латвии в  начале 1940-х годов. № 1.

Жиронкина Л.Н. Управление губернией в дореформенной России: теория и практика. № 5.

Золотухина Л.И. Продовольственная политика в период «военного коммунизма». № 6.

Кравцова E.С. Налоговая система России в конце XIX – начале ХХ века. № 5.

Кучерук И.В. Американский менталитет вчера и сегодня. № 8.

Македонский А.В. Общеобразовательный уровень начальствующего состава РККА в 1930-е годы. № 2.

Морова О.В. Исторический опыт местного самоуправления в Московском царстве. № 5.

Мусорина M.Л. Основные тенденции политического развития Ирака в 20–30-е годы XX века. № 3.

Наек Е.Л. Календарный вопрос в дореволюционной России. № 3.

Назипов И.И. Легитимность власти Улуса Джучи (Орды) над русскими землями. № 8.

Новиков И.А. Горный генерал Георг Вильгельм де Генин. № 10.

Овечкин П.А. Эсеры в русской армии накануне Первой мировой войны. № 2.

Осипов А.С. Развлечения англичан: и пьянство, и охота на лис… № 5.

Романова И.В. Иосифляне и «заволжские старцы». № 6.

Романова И.В. Церковь и формирование Российского государства. № 4.

Сайтанов С.В. «Речи бунтовщика» П.А. Кропоткина. № 3.

Соболев А.В. Декабристы в Сибири: кооперация в тюрьме и на каторге. № 9.

Стрелова О.Ю., Цыренова М.Г. Международный образовательный проект как способ формирования профессиональной компетентности учителя. № 3.

Стрелова О.Ю., Цыренова М.Г. Школьное историческое образование в современной Монголии. № 3.

Ходнев А.С. К 90-летию Версальского мира и создания Лиги Наций. № 6.

Шавлохова Е.С. Становление и эволюция авторитарного правления в самодержавной России. № 1.

Шапарина О.Н. Государственная политика в области исторического образования в России в 1901-1917 годах. № 9.

Шарифжанов И.И. История России в британских школьных учебниках XXI века. № 2.

Яснитский Н.А. Что такое Просвещение: историографический обзор. № 4.

Методика

Алмаев Р.З. Система школьного образования СССР и западных стран в 1950–1960-е годы. № 4.

Байкова Г.В. Стихотворения по русской и мировой истории. № 2.

Борщева В.Н. Еще раз о школьных дебатах. № 3.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Словарь понятий и терминов исторического образования. № 1–3, 6, 8.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. А.И. Солженицын в школьном курсе отечественной истории. № 5.

Гончаров В.В. Формирование новой исторической памяти переселенцев через школьное историческое образование: польский опыт. № 8.

Динерштейн Е.Е. Проблема понимания учениками текста. № 5.

Жеравина А.М. Урок по теме «Политические партии» на базовом и профильном уровнях. № 5.

Закиров О.А. Использование в преподавании исторических фильмов сталинского времени. № 6.

Ивонина А.И. Структура современного урока права. № 3.

Идатчиков Н.Н. Политинформация как метод актуализации знаний на уроке истории. № 1.

Каракурчи Ю.В. Мультимедийные средства обучения на уроках истории. № 7.

Кожин Ю.А. Становление доктрины правового образования школьников в современной России. № 8.

Константинова Г.И. Познавательная деятельность учащихся при изучении гражданского права в XI классе. № 6.

Крицкая Н.Ф. Организация и проведение предметных олимпиад по истории в V–VIII классах. № 2.

Кудрявцева Т.Ю. Учебный суд «Типы правосудия в СССР в 1930-е годы и в Российской Федерации в начале XXI века». № 7.

Култашева Н.В., Новокрещенова Л.П. Некоторые приемы контроля на уроках истории. № 10.

Легко ли найти хорошего правителя? № 4.

Лукутин А.В. Эссе о коварности любви… № 8.

Морозов А.Ю. Курс истории России ХХ века как система учебных задач. № 1–5.

Найденова И.С. Современные стандарты обучения истории в школах США. № 5.

Новый исторический боевик – «Адвокат» (фильм основан на реальных событиях). № 2.

Петрович В.Г. Нет безликой истории. № 4.

Скотный двор – 2, или Дидактическая сказка про перестройку (немножко по Оруэллу). № 8.

Филатова С.Д. Устная история как ученический проект. № 9.

Фролова С.Л. Диагностика профессиональных идеалов. № 1.

Хрипков Н.А. Историческая путаница, или Работа над ошибками. № 6.

Чернобай Е.В. Формирование мотивации учителя истории к использованию средств ИКТ. № 9.

Шибанов А.В. День семьи вятского купца XIX века до и во время Пасхи (урок интеграции химии и истории). № 3.

Школа у зверей. № 3.

Эсеналиева И.Б.. Смутное время (интегрированный урок истории, литературы, музыки, изобразительного искусства в VII классе). № 10.

Ялышева Л.В. Организация деятельности школьного музея. № 10.

ЕГЭ

Артасов И.А. Работа с тестовыми заданиями закрытого типа. № 2.

Григоренко Т.Ф. Некоторые практические рекомендации при подготовке к ЕГЭ по обществознанию. № 4.

Мостяев Ю.Н. ЕГЭ по обществознанию: взгляд со стороны. № 1.

Федорова Е.В. Сценарий родительского собрания по проблеме подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. № 4.

Фомин С.А. Схемы и задания по истории Древней Руси для подготовки к части С ЕГЭ. № 7.

Фомин С.А. Схемы и задания по началу раздробленности и монголо-татарскому нашествию для подготовки к части С ЕГЭ. № 8.

Фомин С.А. Схемы и задания по нашествиям XIII века и монголо-татарскому игу для подготовки к части С ЕГЭ. № 9.

Фомин С.А. Схемы по истории: теоретический аспект. № 6.

Хлытина О.М. Задание ЕГЭ по истории России на анализ исторических версий и оценок. № 1.

Щенина О.Г. Элективный курс по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. № 5.

Сегодня в журнале – завтра на уроке

Гаврилина Ю.Г. Народные ополчения и выход из Смуты (урок групповой работы в VII классе). № 8.

Демичев А.А. Повседневность российских горожан второй половины XIX – начала ХХ века в дореволюционных анекдотах. № 7.

Калуцкая Е.К. Изучение  избирательного права в старших классах: компоненты тематического модуля. № 4.

Камакин О.Н. Экономическая деятельность подростков (урок обществознания в VI классе). № 8.

Кололеева Е.В. Поэмы Гомера и религия древних греков (урок повторения и обобщения в V классе). № 8.

Мендубаев Р.М. Использование динамических схем на уроках истории России. № 2.

Митькин А.С. Реализация технологии дидактического цикла на уроке истории. № 1.

Петроченко С.В. Россия в XVIII веке (итоговое занятие в VIII классе в форме викторины). № 3.

Прокофьева П.Д. Что таится в  черном ящике, или фокус творческого мышления (Практикум по творчеству для старшеклассников). № 6.

Цапина И.В. Викторина «Как на поле Куликовом…». № 10.

Труды молодых ученых

Болотов С.В. Русская православная церковь после войны. № 9.

Боярчук А.В. Изменения в сельском хозяйстве после отмены крепостного права в России. № 9.

Волобуева Т.О. Русский купеческий костюм второй половины XIX — начала ХХ века. № 10.

Гаврилов А.Ю. Меньшевистская эмиграция и переосмысление итогов российских революций первой четверти ХХ в. (к постановке проблемы). № 8.

Назарьева О.Е. Проблемы в народном образовании в начале ХХ века. № 8.

Никонов О.А. Русско-иранские отношения в XVIII веке. № 10.

Северинец П.А. Советская агитация в Прибалтийских республиках в 1940–1941 годах. № 8.

Соколов И.А. Чай в России. № 9.

Федорова Е.В. Об организации обучения пожилых людей. № 10.

Среди книг и журналов

Бондаренко Д.Я. Революция 1917 года и Гражданская война в современных украинских учебниках истории. № 10.

Васильева С.В. История старообрядчества в учебной литературе российской школы (критические заметки на актуальную тему). № 1.

Инновационное пособие по истории региона. № 10.

Новое качественное пособие по гражданскому образованию. № 8.

Новое о конкистадорах. № 2.

Школьный учебник истории и государственная политика. № 6.

Шокирующие будни американской школы? № 9.

ПИШ-информбюро

Аннотации. № 10.

К 300-летию Полтавской битвы. № 5.

Новости науки. № 1–10.

Общественно-педагогический форум в Санкт-Петербурге. № 5.

Пример безобразного рецензирования. № 7.

pish.ru

Методика и методология преподавания истории в средней и старшей школе.

Методика и методология преподавания истории в средней и старшей школе.

Учитель истории и обществознания

Римская Анна Георгиевна

Методика преподавания истории, реализуя цели исторического образования, выработанные государством и обществом и зафиксированные в Госстандарте, помогает отобрать содержание исторического образования (в том числе школьных учебников), приспособить это содержание к возрасту и познавательным возможностям учащихся, определить методы и приемы каждого конкретного урока в соответствии с его целями, реализовать задачу познавательного интереса, определить качество исторического образования в процессе выявления результатов преподавания.

         В последнее время учителя делают упор  на внедрение современных технологий обучения истории, и, прежде всего, применение компьютерных информационных технологий, программ. Однако это только часть учебного процесса, не отменяющая все многообразие достижений методической науки прошлых десятилетий и даже столетий. Успех заключается в разнообразии методов и приемов, средств обучения, а также в интересе на уроках. Важным остается личное общение учителя и ученика, которое не смогут заменить никакие дистанционные технологии. На такое взаимодействие влияет профессиональная подготовка учителя, его интеллект, развитая речь, внешний вид и многое другое.

         С подготовкой квалифицированного учителя дело обстоит не так просто. Сократился срок обучения студентов: вместо 5 лет обучения специалиста перешли к 4 годам подготовки бакалавра, уменьшили учебную практику в школе. Многие выпускники школ не блистают знаниями по истории, не умеют правильно говорить и грамотно писать. И это не мудрено, ведь теперь стал не нужным устный экзамен по истории. Часто крайне слабы  знания студентов-договорников, оплачивающих свое обучение. Поступив на дневное отделение, они вынуждены работать, некоторые из них, доучившись до 3 курса,  даже преподают в школах. Такой учитель-самоучка не получает систематических знаний и варится в собственном соку. Хорошо, если в  школке есть опытные педагоги-историки, которые могут помочь ему с методикой, дать советы по педагогике.

         Оценка работы вуза, прежде всего, зависит от мнения работодателя, т. е. школы, о качестве подготовки выпускника. Сам же молодой учитель должен представлять возможности своего карьерного роста.

         Не так просто обстоит дело и с подготовкой аспирантов: многие из них поступают в аспирантуру и бросают обучение или завершают обучение, так и не подготовив диссертации. У аспирантов нет  материальных стимулов, ведь в школе они могут больше заработать, чем в вузе. Очевидно, с  аспирантами надо заключать договоры о возврате полученных стипендиальных средств в случае незавершения обучения по их вине.

         Еще одна проблема – это обеспечение учебного процесса литературой. К сожалению, мы не можем обеспечить студентов современными учебниками (даже выпустить электронные учебники), а также литературой для практических и семинарских занятий. Такую литературу частным издательствам публиковать не выгодно, государство же осталось в стороне от этих дел. Теперь уже нет глубоких теоретических исследований по актуальным проблемам методики, какие регулярно проводились в советское время. В лучшем случае, выходят поурочные методические разработки к учебникам. С экспериментальными исследованиями дело обстоит крайне плохо. Даже школьные учебники внедряются в жизнь без апробации в отдельных регионах, без кропотливого анализа их пригодности для массового обучения в школе. Боюсь, что и новый, так называемый единый учебник истории, попадет в школу явочным порядком, без должной апробации. Кстати, лучшие учебники истории всегда писали методисты или маститые ученые в союзе с методистами.

infourok.ru

Содержание журнала № 4 2015 — Преподавание истории в школе

Актуальная тема: Гражданственность

А.Н. Иоффе. Гражданские предрасположенности и ценности российских школьников: программа оценки граждановедческого образования в России (8 класс).В статье рассматриваются вопросы оценки качества граждановедческого образования в современной России. Показаны возможные подходы к оценке предрасположенностей и ценностей гражданско-патриотической направленности у современной молодежи.Ключевые слова: граждановедческое образование, гражданственность, патриотизм.

М.А. Малафеева. Вопросы гражданственности в стратегии государственной и национальной политики РФ.В статье рассматривается и анализируется Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, с целью выявления уровня освещенности, а значит и актуальности, вопросов, связанных с гражданственностью.Ключевые слова: этнос, гражданственность, государственная национальная политика, образование.

О.Н. Мачехина. Реализация воспитательного потенциала образовательных технологий в деятельности учителя.Статья обращает внимание на отражение вопросов становления гражданина России в современной системе образования и нормативно-правовую базу государственной политики в данном направлении. Автор рассматривает воспитательный потенциал образовательных технологий в деятельности учителя.Ключевые слова: воспитание, гражданин России, образовательные технологии, деятельность, социально-контекстное образование.

История и обществоведение

А.М. Родин. Из истории школьных учебников истории.В статье освещается кампания 1932-1937 гг. по созданию стабильных школьных учебников истории, которая под прямым руководством Политбюро ЦК ВКП (б) при непосредственном участии В.И. Сталина, секретаря ЦК партии А.А. Жданова и наркома просвещения А.С. Бубнова. Авторами учебников выступили известные отечественные историки.Ключевые слова: учебники истории, начальная и средняя школа, Народный комиссариат просвещения, ЦК партии, И.В. Сталин, А.А. Жданов, А.С. Бубнов, М.Н. Покровский, А.М. Панкратова.

М.С. Айдемирова. Преступление и наказание: подростковая преступность в Англии в первой половине XIX века.В статье рассмотрена эволюция представлений о подростковой преступности в британском обществе в конце XVIII — первой половине XIX в. в связи с общими изменениями в отношении к детям. Ключевые слова: подростковая преступность, причины, воровство, тюрьма, исправление.

Навстречу 70-летию Великой ПобедыВ.П. Попов. Приграничные сражения начального этапа Великой Отечественной войны.В статье раскрываются события начального этапа Великой Отечественной войны, причины неудач Красной армии, значение приграничных сражений.Ключевые слова: Великая Отечественная война, приграничные сражения, Красная армия, превентивная война.

И.Н. Шумейко. Городское самоуправление и хозяйство Москвы от истоков до реформ князя В.М. Голицына.Статья рассматривает  особенности хозяйственной и политической  жизни Москвы,  складывавшиеся методы и  стиль управления городом, менталитет представителей городской элиты. Особое внимание уделяется преодолению патриархальных методов руководства городом.Ключевые слова:  Московская городская дума,  Московский городской голова, городское самоуправление,  инфраструктура Москвы рубежа ХIX-XX вв.

H.М. Сязи. Теория полиэтнической культуры: содержание и сущность.Представлены основные положения теории полиэтнической культуры. Проанализированы определения понятия «полиэтническая культура» и предложена его авторская трактовка. Ключевые слова: полиэтническая культура, сущность полиэтнической культурны, этнос, этническое самосознание, духовные ценности народа.

Методика

О.Д. Мишина. Методика преподавания обществознания в старших классах на основе технологии полного усвоения.В статье описаны основные этапы реализации технологии полного усвоения на уроках обществознания.Ключевые слова: методика преподавания обществознания, технология полного усвоения.

Н.В. Боровикова. Предпринимательство и бизнес: методическая разработка урока по обществознанию в VI классе.В статье представлена методическая разработка урока по теме «Предпринимательство и бизнес».Ключевые слова: бизнес, предпринимательство, инновация, капитал, менеджер.

И.А. Ульянов, И.В. Чернакова. Программа дополнительного образования школьников «Музыкальная летопись».Статья посвящена описанию методической разработки кружка «Музыкальная летопись», посвященного изучению героических страниц истории нашей Родины на основе произведений российской классической музыкальной школы.Ключевые слова: внеучебная работа, межпредметные связи, личность в истории.

ЕГЭ и ОГЭ

А.Ю. Морозов. Историко-географический тренинг по внешней политике СССР в послевоенный период.Географически ориентированный тренинг для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.Ключевые слова: ЕГЭ, межпредметные связи.

Труды молодых ученых

А.Т. Сабитова. Кинодокументалистика в помощь учителю истории на примере Татарстана.Статья посвящена проблеме повышения качества образования посредством использования кинодокументалистики на уроках истории. Автор показывает, как можно при помощи видеоуроков эффективно сочетать региональный компонент с базовым курсом истории России. Ключевые слова: видеоурок, кинодокументалистика, региональный компонент содержания образования, ТАССР (Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика), Казанская студия кинохроники.

С.Б. Манышев. Основные тенденции развития военной медицины на Северном Кавказе в первой половине XIX века.В статье на основе большого фактического материала, извлеченного как из опубликованных, так и впервые вводимых в научны оборот архивных материалов, дается обзор становления системы здравоохранения на Северном Кавказе в первой половине XIX в.Ключевые слова: история здравоохранения, Кавказская война, госпиталь.

Также в номере

  • Проверить знания легко! (контрольно-измерительные материалы издательства «Вако»)
  • Это интересно

pish.ru

Содержание журнала № 3 2018 — Преподавание истории в школе

Актуальная тема: Проектная деятельность

А.Н. Иоффе, М.В. Никитаева. Проектирование в современном образовании: возможности и проблемные зоны социальных проектов.Статья обращает внимание на место проектирования в современном образовании. Показываются различные подходы к структурированию элементов проекта и отличительные особенности проектной деятельности. Представлены критерии и показатели для оценки результативности проектной деятельности.Ключевые слова: проектирование, проект, исследование, проблема, критерии, показатели.

Л.В. Бычкова. Методический проект как средство подготовки учителя истории и обществознания.В статье рассматриваются особенности методического проекта как способа повышения эффективности подготовки будущего учителя обществознания. Приводится фрагмент проекта «Как реализовать межпредметные связи в курсе обществознания», разработанного студентами.Ключевые слова: методический проект, подготовка учителя истории и обществознания, межпредметные связи, учебный процесс.

История и обществоведение

А.С. Божич. Генерал А.М. Стессель: штрихи к историческому портрету.Статья посвящена генералу А.М. Стесселю и его роли в сдаче крепости Порт-Артур.Ключевые слова: генерал А.М. Стессель, карьера, война, крепость.

И.Ю. Зая. История социологии и перспективы развития обществознания.Для прояснения перспектив развития обществознания автор статьи прослеживает общую линию развития истории социологии. Читателю предлагается оригинальная версия периодизации истории социологии.Ключевые слова: обществознание, глобализация, парадигма, структурный функционализм, постструктурализм, модерн-проект, периодизация социологии.

Методика

И.П. Ереметова. Задания для региональной олимпиады по истории для учеников X классов.Вариант региональной предметной олимпиады по истории.Ключевые слова: олимпиада, Древняя Русь, Удельная Русь, Московский период, Российская империя, Советский союз.

Р.В. Пазин, И.В. Крутова. Системный подход в формировании умений школьников на примере обучения истории.В статье объясняется необходимость реализации системного подхода при формировании учебных умений школьников. Авторами рассмотрены пути поэтапного формирования отдельных умений в обучении истории.Ключевые слова: ФГОС, умения, системный подход.

О.В. Гугнина. Технология развития критического мышления через чтение и письмо в преподавании истории.В статье рассмотрена практика реализации технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на примере урока истории России, а также раскрыты методические приемы на отдельных этапах работы — вызов, осмысление и рефлексия.Ключевые слова: РКМЧП, ФГОС, диаманта, драмогерменевтика, урок истории.

О.Н. Мачехина. Преподавание истории в условиях диджитализации.В данной статье исследуется роль информационно-коммуникационных технологий в обучении истории в средней школе в ХХI в. Новые ИКТ — Интернет и мультимедиа, интегрируясь в образование, будут вынуждать модифицировать методику преподавания и обучения, но, в то же время, дадут возможность повысить качество образования и уровень подготовки выпускников.Ключевые слова: история, преподавание, обучения, информационно-коммуникационные технологии, образование.

А.О. Нагимова. Универсальная схема для изучения военных конфликтов на уроках истории.В данной статье автор дает представление об универсальной схеме графического выражения ассоциативного мышления на уроках истории при изучении военных конфликтов, есть обоснование, почему выбрана именно эта педагогическая методика, автор подробно знакомит со структурой универсальной схемы, имеются методические рекомендации для учителей-предметников, приводится технологическая карта урока с использованием универсальной схемы.Ключевые слова: универсальная схема, урок истории, военный конфликт.

О.К. Шиманская, Д.И. Колесов. Интерактивные игры: проецирование прошлого через настоящее – революция 1917 года в России.Статья рассматривает опыт изучения революционных событий 1917 г. в России в формате интерактивных исторических игр с элементами исторической олимпиады, в которой в качестве организаторов выступают студенты, а участниками являются как студенты, так и старшие школьники.Ключевые слова: интерактивные игры, Революция 1917 г., студенты, школьники, историческая память.

Среди книг, журналов и сайтов

А.С. Чернышёв. «История СССР» Андреа Грациози в контексте современного научного знания.В статье-рецензии подробно рассказывается о монографии профессора истории Неаполитанского университета Федерико II Андреа Грациози «История СССР» в контексте современных научных знаний по проблеме изучения истории СССР.Ключевые слова: историография, история СССР, советология, СССР, рецензия.

Труды молодых ученых

Д.А. Гармышев. Почему Россия продвигалась на Северный Кавказ?В данной статье автор рассматривает основные причины продвижения Российской империи на Кавказ. Автором рассмотрены основные подходы историков по данной проблеме и проведен анализ имеющихся источников.Ключевые слова: Кавказ, геополитика, интеграция.

В.Г. Фарис. Особенности выстраивания внутриобщинных отношений в ассирийской среде Москвы до завершения процесса ее советизации.В статье дается описание и проводится анализ специфических особенностей выстраивания отношений внутри ассирийской диаспоры Москвы.Ключевые слова: ассирийская община, ассирийцы Москвы, локальное самосознание, идентичность.

pish.ru

«Актуальные вызовы методологии преподавания истории в школе» — Преподавание истории в школе

Cтатья В.Э. Багдасаряна «Методология школьного учебника истории: опыт экспериментального подхода» была взята за основу обсуждения актуальных вызовов методологии преподавания истории в школе. Участникам обсуждения было предложено представить свое видение по следующим вопросам.

1. Как должны излагаться в ходе преподавания истории в школе исторические факты? Какая система их изложения с вашей точки зрения более целесообразна: хронологический перечень событий, исторические очерки, экстраполируемые в прошлое современные проблемы, причинно-следственная процессная развертка, иной вариант? Оцените перспективы применения на уроках истории методики факторной декомпозиции в раскрытии причинно-следственных связей исторического процесса.

2. Должно ли быть преподавание истории ценностно ориентированно? Целесообразно ли вынесение оценок историческим явлениям и персоналиям в учебной литературе? Если да, то на каких ценностях должна быть основана программа преподавания истории в школе? Не будет ли реализация ценностно ориентированного подхода навязыванием обучающимся субъективных мнений учителя или автора учебника?

3.Должна ли быть представлена в школьной учебной литературе галерея исторических героев России, образцов для подражания? Не приведет ли такая героизация к продуцированию исторических мифов? По какому критерию должны отбираться в учебник исторические герои России? Каков критерий отбора положительных и отрицательных, значимых и незначимых исторических персоналий?

4.Как соотносится преподавание истории и государственная идеология? Может ли быть неидеологичным учебник истории? Как вы оцениваете идеологию (если таковая есть) большинства современных учебников истории? Что нужно предпринять государству (и есть ли такая необходимость) для изменения сложившегося положения в преподавании истории в школе?

Асонов Николай Васильевич, доктор политических наук, кандидат исторических наук, профессор, МПГУ.

История всегда выступает как процесс, включающий в себя три главных компонента: момент зарождения (генезис), последующую эволюцию с неизбежной затем деградацией (дискредитацией) и гибель изучаемого объекта, которая либо уже произошла, либо происходит на наших глазах, либо должна произойти в будущем. Изучение всех трех компонентов немыслимо без учета причинно-следственных связей не только потому, что все элементы любой социальной системы самым тесным образом связаны между собой, и пренебрежение каждым из них ведет исследователя к искаженным выводам. Но еще и потому, что такой подход развивает у преподавателя и формирует у школьника комплексно-диалектический взгляд на мир, в котором каждая его часть представляет особую сферу, находящуюся в автономном положении по отношению к другим частям. В итоге учащийся вырабатывает в себе не отрывочное, а системное понимание того, что различные сферы бытия составляют звенья одной исторической цепи, имя которой общество. Вот почему здесь логика факторной декомпозиции представляется не только желательной, но и обязательной. Отрадно, что сейчас наметился положительный поворот в этом направлении, свидетельством чего стал выложенный в интернете учебник для учителей по истории России.

История всегда была и остается наукой политизированной. Ведь она, изучая прошлое, изучает эффективность власти. Она же на примерах прошлого формирует в нас конкретную систему ценностей и целей. Не СМИ, а уроки истории в первую очередь делают из подавляющей части граждан либо патриотов, готовых отдать за свою страну жизнь, либо дельцов, ставящих свои интересы выше любви к Родине. Если мы не научим детей любить Россию, то в скором времени не будет и самой России.

В отличие от художественной литературы, где действуют выдуманные авторами персонажи, в историческом поле все герои реальны. Задача учителя состоит в том, чтобы показать их как живых участников исторического процесса с их сильными и слабыми сторонами, от проявления которых зависело укрепление или ослабление России. Хочется надеяться, что готовящийся к изданию учебник для учителей даст начало целому направлению в научно-методическом поиске и со временем даст добрые всходы государственного значения.

 

Орлов Игорь Борисович, доктор исторических наук, профессор, НИУ-ВШЭ.

Процесс преподавания истории в школе должен отвечать ряду требований. Во-первых, школьные курсы должны закладывать прочную базу знаний об истории. Для этого факты должны излагаться системно, в хронологической последовательности. Но эти факты не должны представлять собой набор событий, а соединяться в единый исторический поток посредством понимания причинно-следственных связей. Только при таком подходе может сформироваться понимание сути исторического процесса в единстве всех его аспектов. Во-вторых, исторические дисциплины в школе должны коррелировать между собой. То есть у школьника, помимо вертикали, должна быть и горизонтальная разверстка – знание о том, какие события в данный период происходили в разных регионах мира. При современной системе преподавания этого не происходит. Выпускник школы, к сожалению, не обладает пространственным мышлением, не имеет навыков компаративистского исследования. В-третьих, смысл знания о прошлом заключается в умении переносить исторический опыт на современность. Ученик должен вынести из стен школы понимание того, что актуализация исторического знания заключается прежде всего в том, в какой степени прошлое способно объяснить современное общество. Назрела необходимость дополнить прежний методический опыт методикой факторной декомпозиции, позволяющей выстраивать многоуровневую систему причинно-следственных связей и учитывать как можно большее число исторических фактов. Подобная «объективизация» исторического знания оставляет меньше пространства для исторических спекуляций, идеологических пристрастий и конъюнктурных предпочтений.

Не стоит путать ценностно ориентированное знание с субъективностью и тем более с идеологизированностью. Конечно, можно в очередной раз озвучить избитую фразу о том, что отказ историческому знанию в ценностной нагрузке сам по себе есть другая система ценностей. Очевидно, что связь времен (исторический опыт и современность) неминуемо вводит нас в область оценочных суждений. Конечно, всегда существует опасность навязывания тех или иных идеологических предпочтений, но нельзя сводить ценности к идеологическим конструктам.

Отказ истории в формировании образцов для подражания логично ведет к отрицанию этой функции у литературы и искусства. Тем самым из истории, превращенной в простое собрание «объективных» фактов (вот уж пища для постмодернистских упражнений), исчезает человек как личность. При таком подходе не только теряется смысл понятий «добро» и «зло», но и исчезает широкая палитра оценок исторических деятелей и событий. Ведь ценностно ориентированный подход не делит исторических персонажей на злодеев и героев. Он дает возможность оценить их деяния с точки зрения устойчивых на протяжении «долгого исторического времени» ценностей человеческого общежития. В этой связи возникает вопрос о соотношении общечеловеческих ценностей с ценностными накоплениями того или иного народа, с критериями его исторического выживания.

 

Карпухин Дмитрий Вячеславович, кандидат исторических наук, доцент, ФТА, г.Королев.

С учетом возрастных особенностей школьников целесообразно осуществлять преподавание истории в V–VII кл. на основе анализа хронологического перечня событий и исторических очерков. В старших классах на первый план изучения истории выходит теоретический анализ фактического материала, поэтому целесообразно использовать методики экстраполяции в прошлое современных проблем и причинно-следственной процессной развертки.

Методика факторной декомпозиции сочетает в себе компоненты, необходимые для успешного усвоения исторического материала – наглядности и причинно-следственной разверстки. «Древо факторов»  позволяет понимать суть исторических событий посредством восхождения от «корней к ветвям», т. е. отталкиваясь от первопричин, анализировать их последствия. С другой стороны, возможен и обратный процесс усвоения – путь от «ветвей к корням», который представляет собой экстраполяцию в прошлое современных проблем. Недостатком указанного метода является высокий уровень теоретических обобщений, который оставляет на периферии изучения собственно исторические факты, которым отводится роль подтверждения объективности выстроенного «древа».

Преподавание истории всегда ценностно ориентированно, т. к. любой учебник истории содержит не только констатацию исторических фактов, но и дает оценки историческим явлениям и персоналиям. Приоритетным фактором в ценностном выборе содержания исторических учебников является политика государства в образовательном пространстве, в том числе в сфере издания учебной литературы по истории. Государство должно сформулировать фундаментальные ценностные ориентации в образовательном процессе и выступить в роли социального заказчика на издание учебной литературы по истории.

В школьной учебной литературе должна быть представлена галерея исторических героев России, являющихся образцом для подражания. Однако основной методологической проблемой данного вопроса является определение понятия «исторический герой». Критерием отбора должен стать реальный вклад конкретной личности в той сфере, к которой она принадлежит. Критерием значимости исторической персоналии должна выступать востребованность идей, концепций, поведенческих стереотипов последующими поколениями.

Учебник истории не может быть полностью деидеологизирован с содержательной точки зрения, так как исторические факты, изложенные в нем, не только описываются, но и интерпретируются, то есть содержат ценностно-мировоззренческую ориентацию. В основе подавляющего большинства современных российских учебников истории лежит либеральная оценочная парадигма, что априори предполагает негативную оценку роли российского государства в общественной жизни на дореволюционном и советском этапах его исторического развития. Для изменения сложившегося состояния преподавания истории в школе необходимо пересмотреть либеральную ценностно-идеологическую ориентацию школьных исторических учебников и сделать акцент на традиционные духовно-нравственные ценности российского общества.

 

Татаринова Вероника Юрьевна, учитель истории Первомайской средней общеобразовательной школы № 2, г. Королев.

Учителю истории хорошо известно, что история как предмет несет в себе, кроме познавательной и обучающей функций, важную идеологическую нагрузку. Как результат это позволяет сформировать у ученика понимание того, что он является частью великого наследия многовековой истории своей страны и что именно ему продолжать славные традиции своих предков, созидая страну, в которой хочется жить. Учитель в своей повседневной работе должен всегда придерживается правила, что преподавание истории в школе должно быть ценностно ориентированно, ибо такой подход является ментальнообразующим для гражданского сознания ученика. Но при этом нельзя однобоко, в смысле ориентации учителя на какую-либо одну парадигму, будь то либеральная, социалистическая, консервативная или какая-нибудь еще, подходить к преподаванию истории в школе, ибо такой подход формирует зашоренность сознания ученика, превращает его в раба одной идеи. Поэтому необходимо сохранить в учебниках истории и правильный оценочный подход к историческим явлениям и персоналиям.

В вынесенной на общественное обсуждение коллективной работе «История России. Учебник для учителя» такой подход к преподаванию истории в школе, несомненно, присутствует. В целом данное учебное пособие является не рядовым событием и вызовет заслуженный интерес со стороны учительского сообщества страны. В качестве замечания отмечу, что предлагаемое к изданию учебное пособие значительно по объему, поэтому его желательно разбить для удобства пользователя на несколько книг.

 

Маслов Дмитрий Владимирович, доктор исторических наук, зав. кафедрой филиала МГИУ, г. Сергиев Посад.

Говоря о системе изложения фактов в учебной литературе, начинать надо с принципов их отбора. Ни один учебник, ни один урок объективно не в состоянии вместить все многообразие исторического процесса. Но отбор не следует путать с подгонкой фактов под заранее заданную линию. В основе отбора – научная концепция. Именно концепция способна помочь учащимся в раскрытии связей между историческими фактами.

Предложенная в экспериментальном учебнике для учителя методика факторной декомпозиции, едва ли не впервые представленная в подобного рода изданиях, может иметь положительный эффект. Данная методика помогает учащимся наглядно (что важно в школе) представить связи между историческими фактами и историческими процессами, понять развертывание тех и других во времени и пространстве. Главное, чтобы к использованию этой методики был подготовлен учительский корпус.

Учебник основан на ценностном подходе к преподаванию истории. Такой подход, если учесть, что история выполняет в том числе и мировоззренческую функцию, представляется вполне оправданным. Но здесь возникают вопросы как содержания, так и методики преподавания. Какие ценности и каким образом прививать молодежи, при этом не в ущерб исторической правде?

Термин «герой» применительно к истории мы употребляем, во-первых, для обозначения крупного исторического деятеля и, во-вторых, в отношении лица, совершившего что-то существенное во благо Отечества. От смешения этих смыслов нередко происходят недоразумения. К примеру, крупнейшим историческим деятелем был Сталин, и в этом смысле он очевидный герой нашей (и не только нашей) истории. А что касается предъявления «нравственного счета» к оценке исторической личности, то здесь учащимся важно показать необходимость конкретно-исторического подхода. Давать такие оценки надо не с позиций сегодняшнего дня, как это сплошь и рядом происходит, а в контексте того времени, когда эти люди действовали. С критериями отбора героев как крупных исторических деятелей особой проблемы, на мой взгляд, нет. Любой специалист может назвать тех, кто оставил в своей сфере деятельности определенный след. Сложнее с делением на положительных и отрицательных. Реальные (а не мифологизированные) исторические персонажи так же противоречивы, как и обычные граждане. Поэтому в их деятельности можно выделять и положительные, и отрицательные моменты, а также дискутировать о том, какие из этих моментов преобладали.

Идеологизированность учебника истории зависит прежде всего от установок государства на этот счет. Если в советское время была узаконена государственная идеология, то, естественно, и учебники не могли не быть идеологизированными. Сейчас ситуация другая. Идеологизация учебника в любом направлении (даже если это считать обоснованным в воспитательном плане) неизбежно породит раскол в обществе. А это негативно скажется на преподавании истории. В данной ситуации полагаю более разумным воздерживаться (насколько это вообще возможно) от идеологизации учебной литературы.

 

Ларионов Алексей Эдиславович, кандидат исторических наук, доцент, РГУТиС.

Само содержание исторического знания, уводящее человека от сиюминутного в сторону прошлого, препятствует его утилитаризации. Следовательно, значимость истории как школьного предмета лежит в области внеутилитарной, т. е. ориентированной в сторону высших ценностей, определяющих мотивационные доминанты социальной деятельности человека. Критериями эффективности преподавания истории в школе служат показатели гражданского национального самосознания в каждом поколении, его способность и готовность поддерживать национально-государственную и духовно-культурную идентичность страны и народа как субъектов исторического бытия в темпоральной перспективе. Очевидным является и тот факт, что способность школьников к долговременному запоминанию больших массивов конкретно-исторической информации достаточно ограниченна. Забывание неактуализированного в повседневной деятельности знания является нормой. Следовательно, традиционный упор школьного исторического образования на усвоение фиксированного массива материала контрпродуктивен. Ясно, что основная задача должна сводиться к формированию целостного комплекса позитивных образов национального прошлого, которые в момент преподавания подкреплялись бы достаточной доказательственной базой с учетом новейших достижений российской исторической науки.

Будущие граждане России должны иметь перед своим мысленным взором не только позитивные образцы для подражания, но и предостережение относительно того, какое социально-нравственное поведение недопустимо ни при каких обстоятельствах. Такой подход позволит создавать четкие ценностные ориентации внеутилитарного характера в историко-культурном пространстве России с учетом как исторической ретроспективы, так и перспективы. Важный шаг в таком направлении уже сделан авторским коллективом «История России. Учебник для учителя». Лейтмотивом данного издания является отчетливо выраженная государственнически-патриотическая позиция. Но отличительная особенность заключается в том, что патриотические интенции высказываются не априорно, а аргументированно. Каждый тезис верифицирован системной совокупностью исторических фактов, выстроенных в логической последовательности и взаимосвязи. Большая часть излагаемых фактов общеизвестна, но сама их совокупность подводит читателя к определенным выводам государственнического и патриотического характера. При этом каждая из глав являет собой самостоятельный модуль, который может использоваться при организации преподавания конкретного тематического блока либо периода российской истории в рамках школьного курса.

Безусловно, что даже ценностная ориентированность школьного курса истории и учебника не самоцель. Необходим внешний критерий. Таким критерием является уровень витальности социальной системы, т. е. способность народа к устойчивому воспроизводству жизни в рамках существующих общественно-политических, духовно-культурных и социально-экономических структур. Данный критерий подспудно доминирует в рамках названного выше пособия. Практически каждый этап истории России может быть оценен по степени соответствия этому критерию.

Важной проблемой является формирование целостного представления об историческом процессе, способности учеников воспринимать события в их причинно-следственной взаимосвязи и во взаимодействии. Дискретность восприятия исторического контекста является традиционно одной из главных трудностей школьного исторического образования. Как один из новаторских способов ее разрешения может быть рекомендован метод факторной декомпозиции, позволяющий разложить событие на массу составляющих его компонентов, представить их в схематичном виде, после чего на новом уровне осмысления произвести умозрительный синтез. Однако, необходимо учитывать конкретную специфику изучения истории школьниками. На протяжении обучения в школе соотношение образно-эмоционального и логико-рационального восприятия школьниками учебного материала постепенно меняется в пользу второго. Следовательно, наибольший эффект метод факторной декомпозиции способен принести в старших классах.

 

Хорихин Вячеслав Валерьевич, кандидат исторических наук, проректор МГОУ.

История как предмет школьного курса имеет значение особой цементирующей основы, являя собой, по сути, главную скрепу процесса социализации. Этим обстоятельством обусловлена очевидная «генетическая» близость истории и идеологии. Формируя социально-значимый контент ретроспективного экскурса, человечество всегда исходило из некоей идеологической данности, в которой нет места чему-то случайному. Трактовка прошлого вне идеологии – это миф. Объективный, абсолютно свободный от тенденциозных оценок взгляд на историю представляется, скорее, идеальной моделью знания. Разрушать сложившийся веками союз истории и идеологии, разрабатывая многочисленные рецепты «производства» внеоценочных суждений, бессмысленно. Не только интерпретация (трактовка) фактов, но и элементарная их подборка несут в себе ярко выраженный идеологический посыл.

В случае со школьным курсом истории его идеологическая составляющая и есть самоценное содержательное зерно. Учебник истории (в полном соответствии со спецификой жанра) не может быть неидеологизированным. Все попытки добиться мнимой внеидеологической «чистоты» обречены на провал. Более того, в результате подобных усилий мы получаем крайне вредный для потребителя материал, исполненный идеологических противоречий и непоследовательности. Яркий пример – большая часть тех далеких от совершенства дидактических продуктов, которыми заполнены сегодня полки магазинов учебной литературы. Между тем Россия сегодня буквально нуждается в обновлении идеологической канвы национальной истории, способной окончательно и бесповоротно очертить главные направления поступательного движения страны в будущее.

Вместе с тем, учебная литература должна лишь подводить читателя к искомому оценочному суждению. Но сам вывод и, что чрезвычайно важно, вывод однозначный, учащийся должен сделать сам. В отношении подрастающего поколения метод, завещанный Сократом, действует как нельзя лучше.

То, в чем как никогда нуждается наша молодежь – это создание галереи исторических героев, образцов для подражания. Создать ее можно лишь с опорой на соответствующее содержание, и героизация истории в данном случае не только не возбраняется, но показана и всячески приветствуется. Что же касается критериев отбора, то они очевидны – прежде всего соответствие заявленной ценностной шкале, а уже потом масштаб личности и масштаб содеянного.

 

Куршина Татьяна Васильевна, учитель истории Костинской Основной общеобразовательной школы, Дмитровский район, Московская область.

Опыт преподавания истории в школе привел меня к выводам относительно состояния и принципов содержания данного предмета. Современные структура и содержание школьного курса отечественной истории не формируют целостного и позитивного взгляда на исторический путь собственной страны. Подавляющая часть конкретных знаний не то чтобы забывается, но как бы размывается, грани дат и событий, имен, понятий и эпох могут стираться. В этой связи встает вопрос: что мы хотим получить на выходе? Каков конечный продукт, остающийся в «сухом остатке» у учеников после ответа на уроке и получения оценки? Мой ответ: только доминирование патриотической составляющей и формирование конечного положительного образа страны, любви и готовности служить ей в горе и в радости, национальной гордости и чувства собственного достоинства является как основной целью, так и оправданием изучения школьниками отечественной истории. Все остальное – вторично!

Могут возразить, что излагать историю следует без прикрас, ничего не скрывая, не навязывая ученикам какую-то определенную версию прошлого и т. д. Но посмотрим правде в глаза: пресловутая объективность давно превратилась в право безнаказанно поливать грязью свою страну. Отказ от идеологии не есть панацея от предвзятости, только в этом случае начинают формировать мировоззрение телеверсии русской истории по Познеру, Млечину, Сванидзе и пр., что фактически убивает наше прошлое, а значит, отказывает нам в праве дальнейшего существования как субъекта мировой истории. Потому я стою за преобладание ценностного подхода в изучении истории России в его государственнически-патриотической трактовке. Могу только приветствовать подготовку к публикации изученной мной в электронной версии книги «История России: учебник для учителя».

pish.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта