Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Каркас сайта, или модульная сетка в веб-дизайне. Модульная сетка журнала примеры


анализ, расчет и построение / Хабр

Intro

Краткая предыстория

Привет, Хабр. Я читаю тебя без малого 10 лет, но ни разу не писал статей. Сначала сказать было нечего, потом — некогда. Но сегодня звёзды сошлись и подвернулась подходящая тема. Модульная сетка.

Казалось бы, набросать сетку — дело пяти минут. Всё разжёвано до нас, и бутстрапы есть на любой вкус, и «Аннушка уже пролила своё масло...». Но на практике у дизайнеров частенько возникают вопросы. Многих вводят в ступор даже небольшие отступления от привычных 12-колоночных сеток, потому что им не до конца понятны принципы построения.

Когда-то эту тему хорошо раскрывал цикл статей Алексея Черенкевича, но тексты пропали из открытого доступа. И хотя их ещё можно найти в архивах, сами тексты за прошедшие годы несколько устарели.

Словом, в очередной раз отвечая на вопрос по модульной сетке и не найдя ни одной подходящей ссылки, решил как-то обобщить в заметке всё, что размазывалось по десяткам комментариев на разных сайтах.

Как работает сетка

Любой макет содержит элементы. И порой их очень много. Между элементами возникают оптические связи и притяжения, которые подчиняются теории близости и, в частности, правилу внешнего и внутреннего.

Сетка помогает соблюдать это правило, не вычисляя каждое расстояние и размер в отдельности. Вы закладываете ключевые закономерности один раз, при построении сетки, а затем просто придерживаетесь их.

В отличие от колоночной, модульная сетка задает вертикальный ритм и основные пропорции элементов, поддерживая их во всем макете. Это удобная, гибкая и довольно простая система. При условии, что вы достаточно вникли в ее принципы.

Чем определяется структура сетки

Модульная сетка строится в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном. Грубо говоря, это комбинация колонок и рядов с разлиновкой макета на строки.

Последнее интуитивно понятно всем пожилым аксакалам, которым доводилось с помощью карандаша и линейки сотнями чертить горизонтальные линии на листах для рефератов. Впрочем, не удивлюсь, если студенты делают это до сих пор.

Итак, если вам нужно построить сетку с нуля, вы будете отталкиваться от двух вещей. Во-первых, от контента, который нужно разместить в макете: текстов, иллюстраций, таблиц, перечней, медиафайлов. Во-вторых, от пропорций и площади носителя: бумажного листа, экрана, холста или чего-то более экзотического.

Если контент простой и неизменный, и известен вам заранее, то проще всего будет отталкиваться именно от него. Если же контент сложный и непредсказуемый (например, user-generated — пользовательский), то сетка в большей степени будет определяться форматом носителя и общими принципами типографики и композиции.

Начало построения. Вертикальный ритм

Когда речь идёт о сайтах или печатной продукции, дизайн во многом зависит от типографики и свойств текста. Поэтому построение сетки удобно начинать с вертикального ритма.

В первую очередь вам нужно нащупать два взаимосвязанных ключевых параметра: базовую высоту строки и базовый размер шрифта. Проще говоря (хи-хи), базовые интерлиньяж и кегль. И вот эта простенькая задача постоянно вводит людей в ступор. «Как мне узнать нужную высоту строки?», «А какой шрифт брать?», «А сколько строк нужно делать для буклета? А для визитки?» и т.п.

Вариант «А». Подход «от строки»

Если у вашего носителя фиксированный размер и вам уже известен весь ключевой контент, то интерлиньяж можно прикинуть заранее.

Для этого нужно представить, что каждый элемент дизайна, включая отступы, занимает по высоте некоторое количество абстрактных строк. Потом сложить все строки вместе и разделить на них высоту макета. А затем каждую абстрактную строку разбить на N реальных строк, соответствующих нужному интерлиньяжу — так, чтобы в них адекватно поместился заданный текст.

Простой, но подробный пример с картинкой

Допустим, вам нужно сверстать на листе А4 список лучших работников месяца. Их у вас трое. Для каждого сотрудника вы делаете блок-карточку: слева фото, справа текст. Фотография крупнее, поэтому высота карточки равна ее высоте. Кроме того, на листе нужно разместить шапку с заголовком, а внизу — блок контактной информации [профсоюза гениев].

Вы анализируете задачу и мысленно прикидываете относительные высоты всех элементов. Вы предполагаете, скажем, что будущая шапка по высоте займет примерно половину высоты фотографии. А в подвале окажется много всего, и он получится где-то равным фотографиям по высоте. Плюс-минус лопата. Вы пересчитаете это снова, если понадобится.

Если теперь принять высоту шапки за одну «строку», получится, что весь ваш контент занимает 9 абстрактных «строк». Если вам трудно абстрагироваться от интерлиньяжа, назовите эти «строки» рядами или горизонтальными блоками. Предположим, вы еще захотите добавить по 1/2 строки воздуха перед верхним и нижним краями листа. Итого, ваш макет нужно делить на 10 строк:

image

В результате вы делите ваш носитель (лист A4) по высоте на 10 «строк». Получаются блоки высотой около 3 сантиметров. Очевидно, что это слишком крупная разлиновка, чтобы верстать по ней тексты, контактную информацию и прочие мелочи.

Вы смотрите на свои текстовки и понимаете, что возле каждой фотографии у вас получается описание где-то на 10—12 строчек текста. То есть, каждый блок нужно разделить еще на 5—6 частей. Предположим, вы перестраховываетесь и берете большее значение, чтобы по одной строчке ушло на отступы. Бинго. Теперь ваш макет представляет собой 10 блоков по 6 строк в каждой. То есть 60 строк. С учетом высоты листа (~300 мм), каждая строка получилась высотой ~5мм. Всё, можно прототипировать прототип, а затем дизайнить дизайн.

image

А как же быть с размером шрифта? О, теперь всё очень просто! По всё той же логике «правила внешнего и внутреннего», интерлиньяж должен составлять примерно 150—200% от высоты кегля. То есть размер вашего шрифта будет в 1,5—2 раза меньше высоты строки. А это от 2,5 до 3,3мм. Этот размер несложно подобрать в пунктах или даже просто на глаз.

Подчеркну, что не обязательно вымерять тысячные доли с калькулятором. У вас есть глазомер и чувство пропорции — их должно быть достаточно. И даже если они пока не развиты, спустя сотню-другую макетов вы сможете попадать в сетку пальцем с точностью до 1-2 пикселей, даже при скрытых направляющих и отключенной привязке. И не забывайте, что человеческий глаз воспринимает размеры и расстояния с поправками на физиологию. Поэтому и сама сетка — не догма, а лишь грубое подспорье в расчетах. Последнее слово всегда за оптической компенсацией. К этой теме вернёмся ниже.

Ещё момент. Бывает так, что после всех расчетов выясняется, что шрифт слишком крупный или интерлиньяж слишком мелкий. В этом случае вы либо делаете перерасчет сетки, либо просто используете пропорциональные значения. Как правило, компромиссный вариант — это половинный или полуторный интерлиньяж.

Вариант «Б». Подход «от кегля»

Далеко не всегда у вас будет предсказуемый контент и фиксированный холст. В веб-дизайне вы куда чаще работаете с тотальной неопределенностью.

Иногда это похоже на художественную лепку из соплей. Высота вашего макета условно бесконечная, ширина — плавающая, основной контент пользовательский, встраиваемые виджеты предоставлены артелью «Пупкин и сыновья», а реальные тексты страниц заказчик собирается показать вам где-то примерно за день до запуска сайта. Но это не точно.

В таких условиях, очевидно, нет смысла пытаться определять количество строк. Зато можно танцевать от обратного: от размера шрифта (кегля). И это даже проще.

Всё, что вам нужно, это выбрать для проекта базовый кегль, который будет достаточно крупным, чтобы хорошо читаться, и при этом достаточно компактным, чтобы в строку основных текстовых блоков помещались 7—8 слов. Строго говоря, для русского языка достаточно и 5—6 слов, потому что в среднем у нас, конечно, длиннее и тверже. Но это ориентир, а не догма. Опираться нужно на конкретный макет, конкретный шрифт плюс собственное зрение и опыт.

В общем случае, ваш базовый кегль для десктопных версий сайта окажется в диапазоне от 14 до 22 пикселей. Причем тенденция идёт в сторону укрупнения.

Для педантов отмечу: таки да, для кегля уже изобретены относительные единицы измерения, и это прекрасно. Но если мы углубимся в это здесь, то старость наступит незаметно, и первую сетку наш юный читатель достроит примерно к тому моменту, когда в полной мере прочувствует бесперспективность своих отчислений в пенсионный фонд. Поэтому и здесь, и далее по тексту «px» — простые квадратные пиксели. Без учёта ретин, без учета адаптивностей, а также «без колонок, без усилка и без защиты от дурака, которого ты здесь валяешь». Сразу ответ на частый вопрос: «базовый» не означает «самый мелкий». В любом макете почти всегда будут и менее заметные надписи: сноски, примечания, подстрочники и т.п. Здесь же речь идет о том шрифте, которым вы будете набирать основную массу текста. Вспомните любой текстовый редактор. Вы открываете новый файл и начинаете печатать каким-то «просто шрифтом», лишенным какого-либо специального форматирования — это и есть базовый шрифт, basefont. Если вам нужно сделать надпись помельче, никто не запрещает использовать мелкий кегль, это нормально.

Итак, определились с базовым шрифтом. Что дальше? А дальше — интерлиньяж. По уже упомянутым традициям современной типографики он составит 150—200% от кегля. А иногда и более.

(Подчеркну: речь о современных реалиях. Просьба не попрекать Брингхерстом и другими классиками книжной типографики — они, безусловно, взорвали свой танцпол, но с тех пор мир немного изменился. Те 120—180% всё-таки рассчитывались для книг, да ещё и в латинице).

Таким образом, ваш базовый интерлиньяж почти всегда окажется где-то в диапазоне от 22 до 40 пикселей.

По личному опыту, для простых коммерческих сайтов довольно удобен базовый интерлиньяж 15px. (Подразумевается 30px, но на уровне верстки удобнее сразу работать с половинчатым, т.к. он дает хорошие отступы в 15px и 45px. Важно понять, что в контексте модульной сетки 15 и 30 суть одно и то же — вы просто работаете либо с половинным значением «тридцатки», либо с целым значением «пятнашки»). Хотя при всей любви к классическим модульным сеткам, не отрицаю плюсы той же трендовой 4-пиксельной сетки для UI-дизайна. Сетки разные нужны, сетки разные важны. Это инструмент, а не религия.

Результат по вертикали

Теперь, когда у нас есть базовый интерлиньяж, мы можем разлинеить макет и следовать, наконец-то, вертикальному ритму. Это значит, что каждый элемент дизайна будет занимать по высоте некоторое число строк. С ритмом становится удобно и легко работать. Не нужно вычислять точные значения в пикселях. Вы меряете всё строками. Заголовок первого уровня — 4 строки, иллюстрация — 8 строк, аватар — 3 строки, кнопка — 3 строки, меню — 5 строк, отступ — 1 строка и т.п. (Надеюсь, вы понимаете, что это фигуральный пример, а не рецепт успеха).

К слову, жесткий ритм особенно удобен для верстки с CSS-препроцессорами. Верстальщику достаточно заменить одну переменную с базовым интерлиньяжем, чтобы весь сайт пропорционально уменьшился или увеличился. Это не означает, что на этом его работа закончится, но избавит от тонны рутинных операций по адаптации каждого компонента дизайна в отдельности.

Колонки и межколоночный интервал

От чего зависит число колонок

В первую очередь, от контента. Здесь всё проще, чем с высотой. Если речь идёт о печатной продукции, вы в подавляющем большинстве случаев можете предположить число колонок еще на стадии первых черновиков.

Например, если вы верстаете блок про времена года, вашим магическим числом наверняка будет 4. Вы можете сгруппировать их в один ряд или в два. При этом число колонок получится кратным либо двум, либо четырем. То есть есть смысл опираться на числа 2, 4, 6, 8, 12 или 16.

Усложним. Предположим, под блоком с временами года у вас идёт блок с тремя рекламными объявлениями. Очевидно, для этой части макета удобнее было бы число колонок, кратное трем: 3, 6, 12… Но сетка в 3 колонки явно неудачна для времен года. Поэтому нужно искать для них какой-то общий знаменатель. Предыдущий абзац подсказывает, что вам нужна сетка на 6 или 12 колонок.

*Еще пример. Вам нужно сверстать типовой блок-визитку, состоящий из логотипа/аватара (слева) и контактной информации (справа). Сколько нужно колонок? Давайте прикинем.

Если мы хотим сделать равновесную композицию, то можно обойтись даже двумя колонками. В этом случае выравнивание лого будет центральным, а текст придется размещать на глаз. А можно предположить, что текст по ширине занимает места примерно вдвое больше, чем логотип, и соответственно сделать блок в три колонки. А можно пойти еще дальше и заложить в сетку еще и отступы. Допустим, слева и справа будет поля по 1 колонке, логотип займет 2 колонки, текст 4, плюс 1 колонка отступа между лого и текстом — итого 8 колонок.*

image

Вот таким нехитрым образом вы рассуждаете, продумывая сетку. Если контента много, а глаз не намётан, можно с первого раза пролететь и по мере проработки деталей макета понять, что сетка не годится. Это нормально. Ничего страшного.

Когда речь идёт об отдельно взятом макете, подогнать дизайн под новую сетку нетрудно. Если же проект большой и предполагает изобилие страниц или макетов с единой канвой (сайт, брошюра, книга и т.д.), лучше заложить в сетку некоторый запас прочности и хорошенько протестировать ее со случайным контентом из разных страниц. Запас прочности, как правило, достигается кратным увеличением числа колонок: например, вам сейчас нужно только 3, а вы закладываете 6 или 9.

Отмечу один нюанс. Если вы делаете нечто с выраженной центральной композицией и активно используете горизонтальное выравнивание по центру, выгоднее сделать число колонок нечетным. Это позволит равномернее распределять отступы и контент. Совет касается и внутреннего дробления колонок. В примере выше, если у вас было 3 колонки и вам понадобилось их детализировать, при центральной композиции вы разобьете каждую колонку еще на 3, а вот при симметричной — на 2 или 4. В итоге, в первом случае колонок станет 9, а во втором — 6 или 12.

Почему все любят 12-колоночные сетки

Тут всё просто. Число 12 делится на: 12, 6, 4, 3, 2, 1. Поэтому сетка получается гибкой и позволяет органично верстать блоки почти любого количества или ширины. Более того, отбрасывая по краям макета 1 или 2 колонки в качестве полей, вы получаете в центре блок, который делится ещё и на 10, 5 или 8.

Из личного опыта добавлю, что очень удобно рисовать адаптивные макеты, отталкиваясь от ширины в 1200 пикселей, особенно без межколоночных интервалов. Вы получаете 12 колонок с приятной шириной ровно в 100 пикселей и постоянно оргазмируете от круглых чисел в процессе работы. И когда вам нужно поместить на макет плашку кнопки, вы не тянете границы прямоугольника туда-сюда, а мгновенно и не задумываясь вбиваете размер: 300 на 60 и кликаете на макет. К слову, полезно приучить себя позиционировать элементы не мышкой и стрелками, а вбиванием цифры отступов по иксу и игреку — макеты станут опрятнее.

Если контент не подразумевает верстку встык, бывает удобно сделать 24 колонки и работать с ними так же, как с межколоночным интервалом, просто отступая при необходимости полную колонку в 50px. Это создает вокруг контента достаточно воздуха, и макет смотрится дорого. Если же требуется интервал помельче, берется ровно половина колонки, то есть 25px. Все расчеты на лету, числа удобные.

Межколоночное расстояние (gutter)

Зачем и когда нужно делать отступы между колонками?

Мы не всегда делаем мозаику. Чаще всего контент не верстается встык — между двумя блоками должно быть какое-то расстояние, чтобы они не слиплись и не перекрыли друг друга.

Кроме того, для снятия нагрузки с глаза зрителя бывает нужен воздух, белое пространство. Когда в макете мало места и много информации (в газете, например), увеличение межколоночного интервала становится практически единственным способом хоть как-то размежевать текстово-графическую кашу.

В большинстве случаев, межколоночный интервал значительно меньше ширины колонки. Его размер тоже определяется особенностями контента. Если вы верстаете интерфейс, где много классических элементов управления, узкое межколоночное расстояние служит удобным разделителем. Например, между поисковой строкой и кнопкой, или между чекбоксом и его лейблом. (Хотя в целом здесь есть смысл подумать о «квадратной» сетке: 4px или иной, вообще без всяких колонок, и для этого тоже есть причины). Если же вы верстаете страницу с крупными текстовыми блоками, организованными всего в 2—3 колонки, то межколоночное расстояние имеет смысл сделать большим, чтобы дать контенту максимум воздуха.

Как уже говорилось выше, из личного опыта, очень многие вещи можно сверстать с нулевым межколоночным расстоянием при большом числе колонок. В этом случае за отступ принимается ширина целой колонки и все маргиналии получаются крупными, характерными для «благородной» типографики.

Только пусть вас не подкупает приятное слово «благородный» — в коммерческом сегменте такой дизайн не всегда хорош. В целом, чем активнее и агрессивнее схема продаж, чем голоднее и злее маркетологи заказчика, тем плотнее будет верстка и тем меньше там останется воздуха. Предельный (или, скорее, запредельный) случай — газеты бесплатных объявлений а ля «Из рук в руки», где занятая площадь напрямую определяет заработок. Разумеется, там не нужны эстетические изыски с гигантскими полями. С тем же успехом можно просто залезть в карман учредителю и позаимствовать оттуда пару сотен долларов до следующей зимы. Разницы никакой, а согласовывать меньше.

Модуль

Собственно, вот таким непростым путём мы с вами добрались до определяющего понятия «модуль», в честь которого и названа модульная сетка. Обычно с него начинают, но судя по вопросам дизайнеров, такой подход не работает. Так что же это вообще такое и зачем оно нужно?

image

По сути, это просто пропорция. Ширина модуля равна ширине колонки, а высота — нескольким строкам. Скольким именно? Зависит от вашего дизайна и от эффекта, которого вы хотите добиться.

*Несколько лет назад мне довелось делать сайт, посвященный пилонам — шестам для танцев. Естественно, модуль там был сильно вытянут по вертикали. Я использовал соотношение ширины и высоты почти 1:3. Во-первых, потому что подавляющее большинство иллюстраций было портретной ориентации и тоже вытянуто. Во-вторых, потому что сам продукт и весь стиль предполагал некоторую долю фаллической символики. Модуль определяется и контентом, и композицией, и стилем.

Если вы делаете нечто «стабильное», то наоборот: есть смысл подумать о модуле, чуть вытянутом по горизонтали. Если же вы верстаете огромную длинную таблицу, которая служит основным контентом в макете, то очевидно, что за модуль нужно принимать одну или две базовых строки этой самой таблицы. Словом, думайте.*

В принципе, никто не мешает вам строить и более сложные сетки. В них, например, могут чередоваться модули разной высоты. Главное, чтобы в этом была какая-то логика и закономерность, сохраняющая вертикальный ритм.

Допустим, вы делаете портал. У вас есть меню высотой в 3 строки, затем следует баннер главной новости высотой в 9 строк, затем ряд каких-то цифр (курсов валют, погоды и др) в 3 строки, затем ряд из нескольких новостей второго плана на 9 строк. То есть весь контент чередуется: 3-9-3-9-3-9-3… На практике этот прием редко оправдан, он не очень-то гибок. Но стоит держать в голове, что ритм может быть сложным.

Сетка в сетке

Да, бывает и такое. Когда проект сложный и многокомпонентный, вы можете использовать несколько вложенных сеток. Простейший пример: общая раскладка макета (layout) использует гигантские колонки с крупным текстом, а внутри одной из них лежит форма калькулятора с кучей элементов управления, сверстанных по квадратной сетке в 4px. В этом нет ничего особенно криминального.

Более того, когда речь идёт о сайтах, часть вашего контента может быть вообще посторонней и встраиваемой: плееры, онлайн-карты, виджеты, платежные фреймы и т.д. Миллион вариантов. У этих элементов будут свои внутренние сетки, которые вы не контролируете. И это тоже нормально.

Что вы можете сделать, так это соблюсти правило внутреннего и внешнего для контейнеров, содержащих эти блоки. Конкретнее, дать вокруг достаточно воздуха (в том числе и по вертикали), чтобы они не лепились к остальному контенту, выглядели обособленно и не перетягивали посторонние элементы в свою визуальную зону. Все расстояния и пропорции в вашем макете относительны, поэтому, грубо говоря, вы можете сбалансировать чужой контент «снаружи» почти с тем же успехом, как если бы меняли размеры его содержимого «внутри».

Оптическая компенсация

Дизайнерам-перфекционистам бывает трудно понять этот момент. Сетка — это просто методология для упрощения расчетов. Это не символ веры, не закон мироздания, и не панацея. Более того, математические пропорции по чисто физиологическим причинам не являются идеальными для человеческого восприятия. Сетка не учитывает возникновение оптических иллюзий и искажений.

Поэтому, если ваш глаз сообщает вам, что какой-то элемент нужно сдвинуть на пару пикселей правее направляющей сетки, вы можете сделать это. (Не факт, что верстальщик заметит и сохранит ваш оптический костыль, но всё же).

Отдельный важный момент: элементы в сетке выравниваются по визуальной массе, а не по габаритным границам. Это значит, что (в идеале) круг, выровненный по левому полю, почти всегда окажется на несколько пикселей левее квадрата, который выровнен по тому же полю. А мелкий подстрочник под крупным заголовком почти всегда нужно смещать вправо, потому что оптически левый край первой буквы заголовка окажется правее, чем «по расчетам». Это частности оптической компенсации.

Таких тонкостей довольно много. Но важно понимать, что в случае с веб-дизайном вы почти никогда не получите идеальную картинку. Веб-верстка зачастую формализована, она опирается на формульные зависимости фреймворков, чтобы гибко адаптироваться под разные устройства и платформы. И адекватно масштабировать ваше 3-пиксельное смещение заголовка с учетом всех особенностей сглаживания, антиалиасинга и прочих ругательных слов практически невозможно. Это нужно воспринимать философски.

Резюме

Пожалуй, изя всё. Текст и без того объемный, особые выводы не нужны: тут либо вникать, либо нет. В любом случае, спасибо за ваше внимание и интерес к основам дизайна и типографики. Успехов.

habr.com

Модульная сетка в веб-дизайне | Данил Фимушкин

Модульная сетка

Использование модульной сетки поможет начинающим дизайнерам не перегружать сайт. Если впервые слышишь понятие «модульная сетка» или не знаешь как ей пользоваться, обязательно прочти эту статью.

Понятие модульной сетки

Модульные сетки — система верстки, которая строит определенную композицию вашего сайта. Не совсем понятно, понимаю 🙂 Разбираю на примере. Заходи на сайт 960 и нажми на любом представленном сайте «show grid».

пример модульной сетки

Пример модульной сетки

По сути модульная сетка представляет собой набор вертикальных (возможно и горизонтальных) линий, к которым привязаны основные элементы сайта. Надеюсь, теперь ясно, что это такое. На примере четко видно, что все элементы выстроены по определенным колонкам. Использование модульной сетки актуально для большинства современных сайтов.

Преимущества использования модульной сетки

1. Легче создавать дизайн. Не нужно долго думать что и где расположить, долго и хаотично перемещая элементы по макету. Есть определенные направляющие, которые уже интуитивно подсказывают где лучше расположить элементы. Можно добавлять элементы не перегружая дизайн всего макета.2. Чёткая и быстрая вёрстка. Когда верстальщик будет делать из твоего макета работающий сайт, то используя готовые css-генераторы, он может быстро сделать готовый макет для верстки. Когда я начинал делать макеты сайтов, для меня модульная сетка была непонятной штукой. Сейчас я понимаю, что она упрощает жизнь и дизайнеру, и верстальщику. Кстати, модульные сетки используются не только при верстке сайтов, но и в полиграфии для верстки журналов, книг и прочих печатных изданий.

Примеры модульных сеток

Начну с упрощенного примера для верстки книги. У вас есть квадрат, который разделен на 9 клеток. модульная сетка для книгиКак использовать это в работе? Для статьи мне надо распределить картинки и текст по квадратами. Получается некая композиция. модульная сетка для книги В вебе та же история. Некоторые помимо вертикальной модульной сетки дополнительно используют горизонтальные вспомогательные. Использовать горизонтальную модульную сетку или нет, решать тебе. За её отсутствие никто тебя ругать не будет.

модульная сетка для веба

Пример модульной сетки для веба с вертикальными и горизонтальными вспомогательными линиями

Классический пример использования модульной сетки — интерфейс операционной системы windows.

модульная сетка для операционной системы

На телефоне видно использование модульной сетки в 4 колонки

Какую модульную сетку использовать для своих сайтов

На сайтах могут быть использованы разные версии модульной сетки. Нет универсального решения использования какой-то одной сетки. Количество колонок надо выбирать исходя из задач проекта. На сайте apple может показаться, что используется всего одна колонка. На самом же деле, тут есть модульная сетка, но её использовали очень грамотно. Информации в интернете всё больше и больше, поэтому не стоит отвлекать читателя от предоставляемой информации. На этом сайте при прокрутке текст чередуется с картинкой. Никакие картинки не отвлекают слева или справа. Это очень удобный дизайн для блога, например, или для лендинга, где вам надо довести клиента до покупки не перегружая его лишней информацией.

Как внедрить модульные сетки в работу

Я использую 960 grid system, кто-то говорит, что таким разрешением мониторов уже никто не пользуется. Не соглашусь. Некоторые сидят с рабочих ноутов с разрешением 1024 px, поэтому есть смысл разрабатывать дизайн сайтов начиная с 960 px, дальше вы можете сделать сайт большего размера, увеличив модульную сетку. Нельзя игнорировать людей с 960 px, потому что конверсия в покупки с маленьких мониторов бывает больше, чем с больших. На больших (домашних) компах люди смотрят фильмы или еще как-то себя развлекают. На работе же у большинства маленькие мониторы и в обед частенько они шастают по сайтам и совершают покупки. Сначала проанализируйте какие разрешения популярны у вашей целевой аудитории.

Скачайте с сайта архив, нажав на большую кнопку «download». В архиве есть папка «templates» нам туда.

папка templates

Открываем папку templates

Там есть файлы для всех графических редакторов, я работаю в фотошоп, поэтому открываю соответствующую папку.

модульная сетка для фотошоп

Открываем папку для Фотошоп

Здесь есть макеты с разным количеством колонок, 12, 14 и 24 соответственно. Я обычно использую 12 колонок. Открываем этот файл, в нем есть 2 слоя: 12 колонок (слой «grid») и слой фон.

модульная сетка в фотошоп

Открываем файл модульной сетки в Фотошоп

Слои модульной сетки заблокированы, чтобы их случайно не подвинуть. Если нажать ctrl + ; , то появится направляющая (на маке cmnd + ;). Нажимаем новый слой и начинаем проектировать сайт. Например так.элементарный макет сайтаНаверху шапка, слева меню, какой-то рекламный баннер под шапкой, а дальше карточки товаров. Они уже выстроены по сетке, остается только детализировать, добавить фотографии и информацию. Придавать значимость вашему проекту.

Обязательно придерживайтесь линий сетки. Чтобы изображение или текст шли четко по одной из линий модульной сетки.

Модульные сетки можно скачать готовые, поищите в интернете готовые psd файлы (или нужный вам формат для других графических редакторов). Есть и другой способ построения модульных сеток. Нужно скачать  action (плагин) для фотошопа, который будет строить модульную сетку, согласно вашему проекту. После установки плагина (это нужно сделать 1 раз) просто нужно будет нажать alt+9, выбрать нужную сетку из панели, нажать play и сетка построится. Затем вам нужно будет просто выровнять ваш сайт по этой сетке.

На мой взгляд, готовый файл с модульной сеткой гораздо проще, чем использование плагина. Возможно, это потому что, когда я начал применять модульные сетки, не знал о его существовании 🙂

Кидай в комментарии ссылки на сайты, где можно скачать модульные сетки. Или делись другими простыми способами их создания.

fimushkin.com

Модульная сетка в веб-дизайне, каркас и структура web-сайта

Каркас сайта, или модульная сетка в веб-дизайне

От автора: к сожалению, многие модные и эффектные веб-дизайнеры часто забывают о том, что результатом их деятельности должен быть удобоваримый сайт, а не красивый скриншот, годный разве что для портфолио. В данной статье я сформулировал требования, которые нужно учитывать в процессе проектирования и оформления веб-интерфейса.

Модульная сетка в веб-дизайне является основополагающим решением, которое не только улучшит юзабилити сайта, но и существенно упростит жизнь разработчикам.

Что такое модульная сетка?

Объясню на привычном для вас примере. Откройте любую бумажную книгу. Видите, текст, проходящий через всю ширину страницы, исключая поля? Так вот, перед вами типичная одноколоночная верстка. А теперь загляните в журнал или газету. В журнале информация традиционно разделена на две колонки, а в газете — на три-четыре, а то и больше.

Вообще веб-дизайн довольно много разных «фишек» наследовал от полиграфического дизайна. Это и принципы работы со шрифтами, и правила композиции, и модули. Сайты-визитки и сайты-презентации вполне могут довольствоваться одноколоночной структурой, домашние страницы — двухколоночной, более сложные информационные проекты должны, соответственно, иметь более сложный и продуманный макет.

Практический курс по созданию дизайна сайтов в Photoshop

Станьте профессиональным веб-дизайнером, создавая востребованные макеты сайтов.

Узнать подробнее

Модульная сетка в web-дизайне представляет собой единую схему расположения всех элементов и блоков сайта. Этот каркас проходит через все веб-страницы и помогает создать визуальный порядок на сайте.

Сетки могут быть простыми и сложными, фиксированными или динамическими, но это не столь важно. Если в процессе создания веб-дизайна вы задали определенную модульную структуру, будьте добры, придерживайтесь ее от первой до последней страницы сайта.

Что делать, если во время прорисовки внутренних страниц у вас появились блоки или элементы, которые не подходят к вашему каркасу? Не хочу вас огорчать, но это свидетельствует о том, что ваша сетка никуда не годится, и вы недостаточно времени уделили ее проектированию.

Какие бывают сетки?

Давайте рассмотрим виды сеток для веб-дизайна.

1. Блочная сетка — грубая разметка площади на блоки.

2. Колоночная — имеющая колонки в своей структуре.

3. Модульная — состоящая из пересекающихся прямых, которые образуют модули.

4. Иерархическая — сетка с интуитивным размещением блоков, без какой-либо логической структуры.

В отличие от полиграфического дизайна, сетка в веб-дизайне может быть не только фиксированной, но и динамической. К примеру, вы можете сделать одну или несколько колонок макета растягиваемыми, резиновыми, задав их ширину в процентах, а размер остальных колонок зафиксировать.

Практический курс по созданию дизайна сайтов в Photoshop

Станьте профессиональным веб-дизайнером, создавая востребованные макеты сайтов.

Узнать подробнее

Сетка для веб-дизайна 960 Grid System (http://960.gs) отвечает концепции «статического» макета, а для создания «резинового» можно обратить внимание на сетку фреймворка Bootstrap (http://getbootstrap.com/css/#grid). Модульный каркас 960 GS делит веб-страницу на 12, 16 и 24 колонки.

При разработке «резиновой» структуры не забывайте про максимальную ширину экрана. Ее обычно ограничивают 1280 пикселями. Если не учесть максимальное значение по ширине, то на больших мониторах содержимое сайта будет сильно растянуто, что негативно повлияет на его восприятие.

Наиболее популярной и легкой в реализации является двухколоночная модульная сетка, пропорции которой рассчитываются с учетом следующих допущений:

самое распространенное разрешение экрана —1024х768;

ширина макета не должна превышать 770 пикселей, для того чтобы на экране с разрешением 800х600 внизу не появлялась полоса прокрутки;

колонка, выполняющая функции информационного модуля, должна иметь большую ширину, чем колонка, которая определена как навигационный модуль (меню).

Исходя из этого, пропорция выглядит так: 200 пикс. + 550 пикс. или 150 пикс. + 620 пикс.

В большей колонке предполагается разместить меню навигации, в меньшей — каталог, или содержание.

Смотрите и учитесь — модульная сетка сайта BBC

Рассмотрим в качестве примера сетку веб-дизайна известного сайта. На всех сайтах BBC используется универсальная структура с колонками размером 61 х 16 пикселей, что соответствует стандартным фото и видео бренда.

Как можно увидеть на картинке, сетка BBC довольно гибкая и позволяет разместить любую информацию: от серьезной аналитики до развлекательных новостей. Данная модульная сетка является визитной карточкой компании, так как является стандартной для всех ее сайтов. Кстати, эта штука представляет собой компонент гайдлана «Global Experience Language», если кому интересно.

Разработчики BBC охотно дают советы по поводу проектирования модульных сеток в веб-дизайне. Велосипед, конечно, они для нас не изобрели, но, я думаю, новичкам в карьере веб-дизайнера это будет интересно.

1. Процесс начинается с определения мест для блоков высшей иерархии. Представляем себя эдакими Шерлок Холмсами – мастерами дедукции и соблюдаем правило «От общего к частному, от большего к меньшему».

2. Спускаемся на следующий уровень и размещаем блоки, следующие в иерархии. При этом базируемся на приоритетах контента, для определения которых анализируются ожидания пользователей и выявляются собственные конкурентные преимущества.

3. Таким образом, вначале прорабатываем общую композицию и самые крупные элементы. Затем — уточняем, дорабатываем, детализируем. Для этого нам понадобится нарисовать серию черновых эскизов. Только после детальной проработки идеи сайта с помощью карандаша и бумаги наконец-то садимся за компьютер.

4. Распределяем информацию по блокам, группируем контент. Например, на сайте BBC практически у каждой группы контента есть название, которое отражается в категориях меню навигации. Названия блоков служат визуальными якорями, позволяющими бегло просматривать веб-страницу, а также помогающими понять, к какой категории материалов относится та или иная новость.

Такой подход широко используется как новичками, так и мастерами веб-дизайна. Он позволяет не только сэкономить кучу времени, но и найти оригинальные решения сложных задач.

Итак, в нашем сегодняшнем курсе молодого бойца веб-дизайнера мы рассмотрели понятие модульной сетки и особенности ее применения. По сути, это некая визуальная абстракция, с помощью которой мы располагаем все элементы и блоки контента на приемлемом расстоянии друг от друга и удобном для пользователя уровне. Визуализировать модульную сетку можно с помощью отдельного слоя с изображением направляющих.

Напоследок, хочу напомнить, что веб-дизайн — это создание не только красивой, но и практичной, удобной системы. Вот почему каждый уважающий себя веб-дизайнер должен уметь проектировать систему модульной навигации, структурировать информацию и разбивать ее на блоки. Благодаря этому пользователю будет приятно «сёрфить» ваш сайт и легко воспринимать его содержимое.

Подписывайтесь на обновления нашего блога и делитесь ценной информацией с друзьями. Всем удачных модульных сеток и до новых встреч!

Практический курс по созданию дизайна сайтов в Photoshop

Станьте профессиональным веб-дизайнером, создавая востребованные макеты сайтов.

Узнать подробнее

Хотите научиться создавать шикарные дизайны сайтов?

Получите пошаговую обучающую систему по веб-дизайну

Получить

webformyself.com

Модульные сетки в веб-дизайне

"Сетка — это система помощи, но она не является гарантией, а всего лишь имеет ряд возможных применений, и каждый дизайнер сам может искать решение, соответствующуе его индивидуальному стилю.  Но надо научиться использовать сетку. Это искусство, которое требует практики ".

— Йозеф Мюллер-Брокман

 

По сути, само использование сетки  связано с одним из старейших и самых основных принципов дизайна — выравнивания. Наш мозг хочет всё упрощать и делать более понятным. Вот почему мы стараемся навести порядок в вещах, которые кажутся хаотичными.

Естественно, чем быстрее мы всё правильно организуем, тем быстрее наш мозг сможет определить модель и двигаться дальше. Сетки настолько упорядоченны, что почти не требуют интерпретации с нашей стороны.

Рассмотрим два макеты страниц представлена ​​на рисунке ниже:

скриншот

Хотя оба эти изображения — всего лишь несколько прямоугольников, набор в верхней части кажется принципиально лучше чем в нижней. Мы можем мгновенно распознать модель, принять её и двигаться дальше. Изображение внизу же вызывает визуальный дискомфорт, так как не имеет четкой картины, порядка, или цели и выглядит как случайный набор форм.

Следует отметить, что неорганизованность также ​​может быть и красивой. В природе, например, нет чётких линий. Сетки выглядят холодными и жесткими, но помните, что они являются очень эффективным и действенным методом не позволить вашему воображению увязнуть в структурах.

Взгляните на некоторые из самых популярных сайтов с первоклассным дизайном. Скорее всего, они использовали сетку. Сетки позволяют стабилизировать  структуру веб-страницы и предоставляют дизайнеру логический шаблон для создания сайта.

Использование сетки не означает, что ваш дизайн будет иметь скучный дизайн. Хороший дизайнер должен знать и уметь применять основные правила использования сетки, но это не означает, что он не может нарушать правила.

Проще говоря, сетка — это разделение макета вертикальными и / или горизонтальных направляющими включая поля, пространство и некоторое количество столбцов для того, чтобы заложить основу для организации контента.

Сетки традиционно используется в полиграфии, но также часто применяется и в веб-дизайне. Сетка  — это просто инструмент, который помогает в конструкции.

Начиная изучать новые навыки в той или иной сфере, вы должны сначала следовать рекомендациям. Обучение основам гарантирует то, что вы сможете применять принципы эффективно. То есть, сначала — теория, а затем — практика.

Стоит отметить, что существует два способа создания сетки шаблона:

Способ №1: Создайте свою собственную сетку

Есть много различных способов создать свою собственную сетку, но в конце концов, вы в праве выбрать тот вариант, который больше подходит .

Вы можете разделить пустой документ математически, создавая четное или нечетное число столбцов для работы. Ваша сеть может быть сложной или простой, вы можете использовать правила третей или золотого сечения,  как вам больше нравится.

Возможно, в этом вам помогут следующие статьи:

Вот несколько примеров сетей, созданных в Photoshop с помощью направляющих (View> New Guide):

Создайте свою собственную сетку

Плагины для создания сеток в Фотошопе

1. GuideGuide — полезный плагин для дизайнеров, которые вручную чертят сетки.  Есть версии для Photoshop CS4 и CS5+. Подробнее читайте здесь.

2. Modular Grid Pattern

3.  GridMaker 2

4. Скрипт для создания сетки из шейпов в Фотошопе

Способ №2: Скачайте готовый шаблон сетки

В интернете есть много готовых шаблонов сеток, которые вы можете использовать при  создании сайта. Они помогают существенно сэкономить время. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Сетки фиксированной ширины

1. 960.gs — пожалуй, самый популярный инструмент для создания сеток. О том, как пользоваться этим фреймворком читайте здесь.

2. Сеточные шаблоны для Photoshop

3.  Modular Grid Pattern (о том, как использовать этот сервис,  читайте  здесь )

4. Grid Designer

5. Grid System Generator -генератор таких популярных сеток, как 960.gs, Golden Grid, 1Kb Grid, Simple Grid/ установите нужные параметры и нажмите «GENERATE».

6. Grid Calculator — калькулятор, который позволяет рассчитать параметры сетки.

Grid Calculator

 

Сетки для резиновых/ адаптивных сайтов

Адаптивный веб-дизайн пользуется огромной популярностью на сегодняшний день. Основным из его принципов считается использование резиновой сетки. Более подробно о них вы можете прочитать здесь, а мне бы хотелось немного дополнить эту подборку и добавить ещё несколько ресурсов.

1. Gridpak — генератор адаптивной сетки

2. Fluid grid calculator — сервис, который позволяет создать резиновую сетки. Введите параметры и получите готовый код.

3. Fluid Baseline Grid — резиновая сетка с базовой линией

Учимся работать с сеткой

Для закрепления материала рекомендуем серию уроков на английском языке по созданию сайта, который построен на сетке

Смотрите демонстрацию

Часть1 — рисуем макет в  Фотошопе

Часть2 — верстка

Часть3 — натягиваем на Wordpress

Полезные статьи и ресурсы:

 

При написании статьи использованы материалы из :

www.dejurka.ru

Модульная сетка в веб-дизайне с примером

Приветствую Вас друзья.

Наконец я добрался и до сайта все как-то времени маловато, вот решил написать статью на тему модульных сеток в веб-дизайне, может, кому информация будет полезна и интересна. Модульная сетка это очень полезный инструмент для веб-дизайнера, и многие начинающие пренебрегают им почему-то, а зря.

Постараюсь в сегодняшнем материале рассказать о том, что такое модульная сетка, какие задачи она выполняет, как ее можно построить самому, а также покажу пример создания макета дизайна сайта на ее примере.

В качестве примера я создал несложный макет дизайна блога. Конечно же, рассматривать все мелочи создания дизайна в рамках этой статьи я не буду, покажу лишь общий принцип как можно использовать сетку для создания дизайна сайта.

модульная сетка в веб-дизайне

Что такое модульная сетка?

Модульная сетка — это система модульной верстки, которая представляет собой сетку с вертикальным и горизонтальным ритмом, пересечения ритмов образуют модули. Таким образом, вся сетка состоит из таких модулей отсюда и появилось ее название.

Модулем можно назвать единицу измерения, создаваемую для придания соразмерности и пропорциональности.

Наверное, слишком заумно написал. Попробую объяснить простым языком, в нашем мире достаточно много примеров модульных сеток, к примеру, кирпичная стена в полкирпича она как раз будет модульной сеткой, а кирпич будет модулем.

Плитка в ванной комнате, тоже, вся стена модульная сетка (при условии, что вся плитка одного размера), а одна плитка это модуль или единица измерения как в нашем случае.

Думаю так более понятно, итак идем дальше, давайте определимся, для чего нам необходима сетка.

Для чего нужна сетка, и какие задачи она выполняет?

Сетка необходима для быстрой разработки макета, прототипа, дизайна сайта или приложения. Она значительно экономит время на разработку, структурирование, шаблонизирование макета. Убирает необходимость рутинной работы по позиционированию и выравниванию блоков дизайна. Упрощает работу как дизайнеру, верстальщику так и команде разработчиков в целом.

  • Ускоряет процесс разработки. Нам требуется гораздо меньше времени на подборку места для блоков в макете.
  • Помогает в позиционирование. Все элементы выравниваются относительно друг друга по сетке, и позиционирование занимает минимум времени.
  • Позволяет шаблонизировать. Разработав модульную сетку, мы создаем шаблонную основу для всего проекта, как при разработке, так и для решений на будущее. А также предоставляем возможности быстрой модификации.
  • Исключает ошибки. Сетка позволяет избежать ряда самых обычных ошибок с позиционированием, структурированием, размерами и отступами между блоков.
  • Является единой системой пропорций. Благодаря модулям все элементы в макете пропорциональны и соизмеримы между собой.
  • Структурирует и упорядочивает. Благодаря модульной сетке макет становится более структурированный и упорядоченный, дизайн воспринимается более комфортным.
  • Приводит к более эстетичному виду. Четкая и логическая структура получаемого сайта придает более эстетичный вид.
  • Помогает в дальнейшей разработке другим участникам проекта. Дизайн, построенный посредством модульной системы верстки, верстать значительно легче, нежели макет, построенный без сетки. Сетка дает верстальщику стандартизацию решений, ускоряет процесс верстки. Позволяет легче работать большой команде над масштабными проектами. А так же позволяет гораздо быстрее разобраться в макете новым разработчикам участникам проекта. Что в свою очередь приводит к получению более целостного результата работы.

Строим модульную сетку

Первым делом перед началом создания модульной сетки нам необходимо определиться с размерами макета будущего сайта. Определяемся, под какое минимальное разрешение мы создаем макет.

Минимальным разрешением чаще всего принимаются разрешения монитора в 1024х768 и 1280х720 пикселей. Конечно, могут быть выбраны и другие разрешения, все как всегда зависит от стоящей перед Вами задачи. Исходя из этих параметров, нам и придется создавать размеры макета сайта. Из них нам наиболее важна ширина, так как она зачастую фиксирована у сайтов, а высота наоборот варьирует из-за наполнения сайта.

В данном случае я создам холст с шириной в 1000 пикселей под минимальное разрешение в 1024х768 пикселей. Контентную часть сделаю в 960 пикселей, по 20 пикселей отступы по краям (ширина наших полей).

размер холста

Создаем шрифтовую сетку

Первым делом мы создаем шрифтовую сетку. Выбираем одну высоту строки для всего макета сайта. Разлиновываем его как тетрадь в пропись, на которой у нас будут располагаться все тексты, списки, иллюстрации, заголовки, абзацы и прочие плашки. Высоту строки я создаю обычно в 18 пикселей, но может быть и другой размер все зависит от выбранного кегля и шрифта.

Межстрочный интервал ( в css line‑height) можно рассчитать двумя способами:

  1. Размер основного шрифта для контента (16пт.) / 2 + размер основного шрифта для контента (16пт.) = 24пт.
  2. Размер основного шрифта для контента (16пт.) x 1.5 = 24пт.

шрифтовая сетка

Строим вертикальное членение или колоночную сетку

Теперь самое интересное, нам необходимо создать колоночную сетку. Ширина колонки определяет ширину нашего модуля. Итак, нам необходимо определить эту самую ширину, как это можно сделать.

  1. Если на сайте планируется присутствие блока с постоянной величиной (баннера, видео, иллюстрации и т.д.). Эти блоки имеют фиксированные размеры и зачастую включают в себя несколько модулей. Таким образом, зная их размер, мы можем с легкостью определить ширину модуля, достаточно понимать, что блок должен находиться в пределах ширины модулей.
  2. Второй способ это когда у Вас есть конкретные задачи, на которые можно опираться. Например, по задаче стоит расположить в линию на всю ширину тела сайта определенное количество блоков, скажем 6. Тогда, зная этот параметр, мы можем прикинуть, что один такой блок включает в себя два модуля по ширине. Соответственно нам подойдет 12 колоночная сетка.

Дополнительно нам необходимо определить расстояние между модулями или колонками. Я в основном использую размер строки шрифтовой сетки, в данном случае это 18 пикселей.

Таким образом, у нас получается ширина модуля равная 63,5 округлим до 63 пикселей. У нас остается по 0,5 пикселей на каждый модуль их у нас 12 итого 6 пикселей, раскидаем их на поля по 3 пикселя, тем самым наши поля увеличатся и станут равные 23 пикселям, а не 20, соответственно и контентная часть станет равная 954 пикс.

Примечание: количество колонок зависит от потребностей и задач и может отличаться. Однако стоит учесть такой факт, что удобнее работать с модулями средних размеров, нежели крупных или мелких. Крупные модули, получаются громоздкими и менее гибкими в обращение, а мелкие очень сильно рассеиваются и теряются, отчего также становится неудобными в работе.

колоночная сетка

Делаем горизонтальное членение

Тут все просто берем несколько строк и объединяем их в одну линию, далее пропускаем одну строчку и снова объединяем несколько строк. В нашем случае я буду объединять по три. Все линии создаются в полупрозрачном виде, тем самым в местах их пересечения образуются квадраты, которые и будут нашими модулями. Вот в принципе и все модульная сетка создана.

модульная сетка

Создаем прототип макета

Теперь на небольшом примере я покажу, как эту сетку можно использовать. Очень часто рисую первым делом эскиз на бумаге, так просто получается быстрее набросать варианты исходя из поставленной задачи, а когда уже есть некая структура, переношу ее на сетку, делаю прототип сайта. Создавая прототип, где необходимо объединяю по несколько модулей в регионы и накидываю плашками все блоки.

прототип сайта

Оформляем, детализируем, прорабатываем

Имея прототип с легкостью можно представить структуру дизайна, блоков сайта. Можно прикинуть удобство, юзабилити, и если необходимо быстро подправить. Далее после того как прототип нас устраивает полностью, можно переходить к отрисовке самого дизайна, прорисовке деталей.

дизайн сайта с модульной сеткой

А вот так макет выглядит уже без модульной сетки в итоге после всей проделанной работы.

дизайн сайта

Макет делался исключительно для данной статьи. Для того чтобы показать на примере, как использовать модульную сетку в веб-дизайне. Хочется заметить, что сетку можно использовать в комплексе с направляющими, данный метод еще более эффективен.

И в заключение хочу сказать, использовать сетки в своих работах или нет дело Ваше, я лишь немного хотел рассказать об этом инструменте веб-дизайнера, который мне очень помогает в работе.

Ниже можно ознакомиться с пошаговым процессом создания дизайна от прототипа до готового макета сайта из этой статьи.

Видео процесс по созданию дизайна сайта с использованием модульной сетки:

fotodizart.ru

Модульная сетка для web-дизайнеров - Программирование и не только

В начале, разберемся с понятием, что же такое модульная сетка и для чего она применяется в web-дизайне.

Модульная сетка

Что такое модульная сетка?

Модульная сетка — это визуальная сетка, состоящая из модулей, под которыми понимается любая мера длины, площади или объема, взятая за их единицу. Модульная сетка применяется для правильного позиционирования элементов дизайна.

Преимущества использования модульной сетки

  1. Ускоряет процесс разработки, т.к. нет необходимости другим разработчикам тратить время на подборку места для блоков в макете дизайнера.
  2. Облегчает позиционирование элементов. Все элементы выравниваются относительно друг друга.
  3. Структурирует и упорядочивает дизайн.
  4. Шаблонизация. У вас вырабатывается единый шаблон, который удобно использовать в новых проектах или модифицировать уже существующий.
  5. Исключение стандартных ошибок. Исчезнут проблемы с неправильными отступами и размерами между блоками и т.п.
  6. Эстетичный вид. Дизайн макета приобретает красивый, аккуратный и удобный для работы вид.
  7. Стандарт. Вы в самом начале макета закладываете стандарт в дизайне, что облегчает дальнейшую разработку для других участников проекта.

В этой статье не будем рассматривать вопросы по поводу того, какой же ширины стоит делать размеры макета сайта. Будет ли дизайн фиксированным или резиновым — это уже решать вам. Обычно размеры сайта выбирают либо в зависимости от содержимого, либо от размера мониторов, с которыми заходят на ваш сайт.

Создать сетку можно вручную или при помощи сервисов. Я рекомендую не тратить время и воспользоваться сторонними сайтами для решения данной задачи. Конечно, если у вас уже нет готовых шаблонов.

1. 960 Grid System

960 Grid System

Многим известный сайт, позволяющий скачать сетку размером до 960px для большинства популярных графических редакторов: Acorn, Fireworks, Flash, InDesign, GIMP, Inkscape, Illustrator, OmniGraffle, Photoshop, QuarkXPress, Visio, Exp Design.

Вашему вниманию предлагается 2 варианта сеток:

  1. Разделение участков на 12 столбцов по 60px в ширину.
  2. Разделение участков на 16 столбцов по 40px в ширину.

Каждая колонка имеет отступ по 10px слева и справа. В сумме ширина между столбцами составляет 20px. Здесь вы можете посмотреть пример 12-ти и 16-тиколонной сетки.

2. Grid Calculator

Grid Calculator

Простой генератор модульной сетки для популярных программ Adobe Photoshop и Adobe Illustrator. Ничего лишнего, задаете ширину шаблона, количество столбцов, ширину отступа и расстояние между ними. Нажимаете на кнопку и все сохраняется в виде готового шаблона на ваш компьютер. На сайте есть три примера с популярными размерами верстки.

3. Modular Grid Pattern

Плагин модульная сетка

На данном сайте вы можете создать сетки под любые разрешения экрана. Также здесь доступен плагин для модульной сетки в программе Photoshop. Минимальные требования плагина Adobe Photoshop CS5.1.

Для тех кто хочет использовать сетку прямо в Photoshop и программно управлять размерами — еще одно бесплатное и интересное расширение для Photoshop от другого разработчика.

Вот так все просто и без лишней траты времени. Для кого-то это пригодится, кто-то уже использует свои готовые шаблоны. Я думаю не стоит тратить время на рисование сетки, если только для практики. А лучше потратить свое время на что-то полезное и оплачиваемое.

sitkodenis.ru

Модульная сетка - Блог дизайнера

Тема статьи: Применение модульной сетки в создании интерфейсов.

Итак начнем. В рунете можно найти множество статей на тему создания  модульной сетки. На мой взгляд, гораздо проще скачать уже готовую.

Скачать сетку можно на сайте: http://mybootstrap.ru в разделе  "Шаблон". Из списка в левом меню кликаем по  "Сетка."На данном сайте есть примеры сетки для адаптивного дизайна. Размеры экранов с разрешением: 768px, 980px,  1200px.

Как, правило, стандартная сетка имеет 12 колонок. Ширина сайтов бывает разных размеров. Минимальный, наиболее часто используемый, размер 960px. Эта пропорция золотого сечения.

razmery-sechenia

Не стоить забывать, что использование сетки с размером 960px это не правило, а всего лишь совет от профессионалов. Ширина сайта зависит от ширины монитора также. Сайт шириной 960px будет выглядеть слишком узким на широких мониторах. Я считаю, что под каждый сайт "просится" разная ширина.

Если все сайты делать одной ширины, они становятся однотипными. Выбирайте ширину на свое усмотрение. На мой взгляд ширины 960 часто бывает не достаточно, особенно если речь идет о мониторах с разрешением на 1920px. Для таких мониторов лучше взять размер ширины побольше. Например 1093px.

Переходим к практике

Создаем в фотошопе документ с размером 1920 px 1298px. Разрешение 72. В дальнейшем, длину сайта всегда можно изменить инструментом кадрирования. Итак, мы берем сетку, которую скачали с сайта шириной на 768px Если вы занимаетесь разработкой не адаптивного дизайна, Сетка шириной 768px  это то, что вам нужно.

Посередине холста создаем слой, на нем чертим прямоугольник, шириной 1093px. Это и будет будущий контент сайта. Открываем загруженную с сайта сетку, и в ручную растягиваем под нужную ширину сайта. с сохранением пропорций, естественно. Зажимаем Ctrl+t (трансформация) и с зажатой клавищей Shift растягиваем до нужной ширины как на картинке. Обратите внимание, что я оставила небольшие поля, не дотянула сетку до краев. Это расстояние – будущие поля сайта.

сетка1

В пределах сетки создаем будущую структуру главной страницы. Размещаемые блоки, в идеале, должны быть размещены в полях сетки, с сохранением отступов. На картинке показан простой пример структуры сайта.

блоки

блокиОсобенность в том, что даже если вы используете нестандартную геометрию (ромбы, круги) они все равно должны быть в пределах сетки.

блоки-2При поиске нужной композиции, не забывайте проверять вид сайта в натуральном масштабе. В программе Фотошоп, да и во всех других это размер  100% масштаб. на протяжении всего процесса работы над сайтом необходимо проверять, как он будет выглядеть в натуральную величину. Чтобы скрыть все панели, нажмите клавишу Tab.

Далее покажу примеры использования сетки на своих сайтах

сетка3сетка-2пример1пример-2

arcana-artist.livejournal.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта