Носов Николай Николаевич: детство, юность и творчество. Мой старший брат когда учился в институте стал печататься в журнале юность
Думаем,пишем,говорим по-русски | Litera-T
Думаем,пишем,говорим по-русски
Материалы для ознакомления.Приглашаем принять участиев викторине по частям речи:Дай ответ — задай вопрос
Понаблюдаем за семантикой приставки рас- в стихотворенииМ.Цветаевой «Рас-стояния — версты,мили…»
ПамяткаКак выполнять домашнее задание
1. Читаем текст параграфа в учебнике “Теория,” отвечаем на вопрос, с какой темой познакомились, что нового узнали (устно).2. Читаем (выразительное чтение вслух) тексты упражнений параграфа в учебнике “Практика” и отвечаем на вопросы заданий (устно), ВЫПИСЫВАЕМ в грамматическую тетрадь 1) трудные для написания слова в раздел: Орфография; 2) значения незнакомых слов по толковому словарю в раздел: Лексика.3. В рабочей тетради выполняем упражнение письменно по заданной теме по образцу классной работы. Образец оформления записи в тетради: Число, вид работы, тема (обязательно), упражнение номер (точки в конце записи не ставятся). Второе сентябряДомашняя работаРоль русского языка в современном миреУпражнение №144. Грамматическое задание выполняется в соответствии с формулировкой в задании к упражнению и цифровыми индексами. После записи текста упражнения ВСЕГДА (независимо от формулировки задания) выписываем в столбик ВСЕ слова с пропущенными буквами и обозначаем изученные орфограммы в соответствии с обозначением орфограммы в грамматической тетради ( список изученных орфограмм имеется также в конце учебника в разделе “Приложения” с отсылкой на страницы в учебнике).Виды тетрадей:1) Грамматическая тетрадь для записи теории (необходима с 5-11 кл.), может быть общая, приносим на каждый урок.2) Две рабочие тетради по 12 листов (обычные зеленые) для работ по русскому языку.3) Тетрадь для самостоятельной работы (черновик).4) Тетрадь для самооценки знаний (записываем пройденные темы и ведем запись слов, в которых допущены ошибки, или разборов).
Критерии для подготовки и самооценивания устных и письменных ответов
ТемаДата, вид работы
Критерии оценки:1\ Соответствие высказывания темеТема раскрыта, 3-4 тезиса обоснованы — 1 баллТема не раскрыта, ошибки в обосновании — 0 баллов
2\ Использование терминологииТермины темы использованы не менее 3 — 1 баллИспользованы менее 3 — 0 баллов
3/Использование источниковЦитаты и ссылки на текст использованы — 1 баллСсылки на текст не использованы — 0 баллов
4/Композиция,логикаЛогических ошибок нет — 1 баллИмеются нарушения логики и композиции — 0 баллов
5/Речевое оформлениеРечевых недочетов не более 2 — 1 баллБолее 2 ошибок — 0 баллов
Итого:Максимум 5 баллов
ГИА 9 класс. Русский язык.
1.Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужно тире?», прочитав предложенный текст.
(1)В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. (2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. (3)Я помнила, но, когда пожилой дядька в камзоле с пышными рукавами, с большим бархатным животом, колыхавшимся над тоненькими ножками, грозно, как классный руководитель, вопросил: «Скажи, Лаура, который год тебе?» – и грузная тётенька гавкнула в ответ: «Осьмнадцать лет!», – ужасное смятение и стыд смяли меня, и все мои старания полюбить театр были окончательно перечёркнуты.(4)А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. (5)Да, храм. (6)Наверное. (7)Но это не мой храм, и боги в нём не мои.(8)А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это – счастье. (14)Это – кино.(15)Медленно гасят свет. (16)Стрекотание проектора, удар луча – и всё, понеслось. (17)Перейдена черта, прошёл этот неуловимый миг, когда плоский и туповатый экран растворился, исчез, стал пространством, миром, полётом. (18)Сон, мираж, мечта. (19)Преображение.(20)Да, я, безусловно, простой и примитивный кинозритель, как большинство людей. (21)От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда». (22)Театр на это не способен, да и не претендует.(23)Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. (24)Кино для тех, кто любит сны и чудеса. (25)Театр не скрывает, что всё, что вы видите, – притворство. (26)Кино притворяется, что всё, что вы видите, – правда. (27)Театр – для взрослых, кино – для детей.(По Т. Толстой)*
* Толста́я Татьяна Никитична (род. в 1951 г.) – современная писательница, телеведущая, филолог.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1.«Умка»
Найдем предложения, различные по цели высказывания
Окуджава. Пожелание друзьям
Стихи про осень
litera-t.ru
Урок русского языка на тему "Строение сложноподчиненных предложений"
Конспект открытого урока по русскому языкув 9Б классе
Тема: « Сложноподчинённое предложение. Строение СПП.»
Приготовила:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ г.Иркутска СОШ № 36
Карцева О.В.
Иркутск - 2015
Урок № 17
Дата___________
Тема: Сложноподчинённое предложение. Строение СПП
Тип урока: комбинированный.
Методическая цель: показать приемы дифференциации на этапе повторения.
Цель использования ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя.
Задачи:
совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы СПП;
определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным;
развивать навык правильной постановки знаков препинания в СПП, орфографическую зоркость;
проверить умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор СПП;
воспитывать интерес к искусству, бескорыстие, желание оказывать помощь людям.
Планируемый результат: (элемент ФГОС)
обучающиеся:
знают основные понятия темы.
определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
преобразовывают информацию: предложение – схема
формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку “Сложноподчиненное предложение”, раздаточный материал.
1.Орг. момент. (Приветствие, эмоциональный настрой учащихся на работу).
II. Повторение.
- Ребята, мы с вами закончили изучение раздела «Сложносочиненные предложения». Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что мы знаем о ССП.
Дифференцированные задания:
1 группа (повышенный уровень) На доске даны три предложения. Задание: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, произведите их синтаксический разбор, определите вид союза, смысловые отношения, начертите схемы. (Трое учащихся работают у доски самостоятельно)
А) Грядущие годы таятся во мгле, но вижу твой жребий на светлом челе.
Б) То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь
В) Звали вдаль журавлиные стаи, и орлиный мне слышался крик.
2 группа (средний уровень) Учащиеся пишут графический диктант (учитель зачитывает предложения, учащиеся на слух определяют ССП, их грамматические основы и чертят схемы, определяют вид союза, смысловые отношения) Среди ССП одно попадется – СПП. (Ловушка, переход к новой теме – элемент ФГОС)
Графический диктант
1. Солнышко село, и зорька погасла.
2. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.
3. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.
4.Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову
5. Песня над домом смолкла, зато над рекой соловей заводил свою.
3 группа (слабые учащиеся) Работа по индивидуальным каточкам. Задание: Перепишите ССП, вставьте пропущенные запятые, выделите грамматические основы, начертите схему.
Проверка:1.Отчет учащихся, работавших у доски, (в это время один из учащихся 2 группы чертит схемы на доске)
2. Проверка графического диктанта (учащиеся обмениваются карточками, проверяют друг друга по доске), затем, сверяют с вариантом, который открывает учитель.
3. Учащиеся 3 группы сдают работы на проверку учителю.
- При проверке графического диктанта:
1. Почему затруднились начертить схему данного предложения или начертили неверно? Правильно, потому что это не ССП. А какое оно, кто знает? Какие виды сложных предложений мы знаем? Мы говорили об этом, когда изучали тему виды сложных предложений
- Восстановите схему:
- А чем отличаются ССП и СПП?
- Правильно, части СПП – равноправны, в СПП есть главное предложение и зависимое (придаточное), части ССП связывают сочинительные союзы, а СПП – подчинительные союзы и союзные слова. А чем отличаются их схемы?
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?
- Совершенно верно, тема нашего урока «Сложноподчиненные предложения. Строение СПП», давайте запишем ее.
Слайд №1.
Наша задача сегодня научиться устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять их схемы, определять место придаточных в сложноподчиненном предложении и средства их связи с главным; развивать навык правильной постановки знаков препинания в СПП,
III. Изучение нового материала.
А)Объяснение учителем нового материала.
Посмотрите внимательно на слайд.
Слайд № 2.
На слайде дано предложение:
Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения русских художников, носит имя П.М.Третьякова.
_ Кто такой П.М.Третьяков, почему галерея носит его имя?( Третьяков П.М. (27 декабря 1832 - 16 декабря 1898) – российский предприниматель, меценат*, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель художественной галереи).
Слайд № 3 (портрет П.М.Третьякова, пояснения):
- А как вы относитесь к искусству, кто из вас был в Третьяковской галерее, а кто хотел бы там побывать?
- Знаете ли вы значение выделенного * слова (меценат)?
В первом веке до нашей эры жил в Риме богач Меценат (это имя собственное, то есть так его звали)(между 74 и 64 г. до н. э.). Он служил при дворе императора Августа [1], был умелым дипломатом и ловким политиком. Но, главное, Меценат был ценителем искусства и оказывал покровительство поэтам, художникам и артистам: помогал им деньгами, давал работу, приглашал на пиры... И именно этим обессмертил своё имя. Со временем меценатами стали называть всех богатых людей, помогающих искусству.В Толковом словаре под редакцией Ожегова и Шведовой статья гласит, что это
богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию.
- Достойны ли такие люди уважения? Нужно ли помогать людям?
- Давайте вернемся к нашему предложению, запишем его, произведем его синтаксический разбор попробуем доказать, что это СПП.
Слайд № 4,5
Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения русских художников, носит имя П.М.Третьякова.
(Повест., невоскл, сложное, союзное, состоит из 2-х простых:1. Простое, двусоставное, распр.. 2.Простое, двусоставное, распр.)
- Что является средством связи двух предложений?
- В каком предложении содержится главная информация?
- А добавочная? От какого предложения к какому мы будем задавать вопрос? Какой?
- А могут ли эти предложения существовать отдельно?
- Какое предложение будет главным? (первое)
- А придаточным? (второе)
- Где находится придаточное? (внутри главного)
Главное предложение -Придаточное – ( )
- Давайте начертим схему :
- Подведем итог и сделаем вывод: предложение сложное, так как состоит из двух простых, союзное, т.к. связано союзным словом, СПП, так как одно предложение главное, а второе придаточное, вопрос задаем от главного к придаточному, средство связи находится в придаточном предложении, придаточное находится внутри главного.
Б) Работа с учебником ( стр. 49, 52 параграфы 18,19,20)
- А теперь, давайте посмотри, а что расскажет нам учебник о строении СПП?
Работа в группах: 1ряд – параграф 18, 2 ряд – 19, 3 ряд – 20.
- Что нового узнали, прочитав материал учебника? Правильно, место придаточного по отношению к главному. Давайте попробуем это доказать.
IV. Закрепление изученного.
Слайд № 6
А) - Запишите СПП. Объясните графически постановку знаков препинания. Постройте схемы предложений:
1. Отец вернулся из экспедиции в день, когда началась война.
2. Когда Архип проснулся, он увидел Дубровского и низко поклонился ему.3. Мой старший брат, когда учился в институте, стал печататься в журнале
« Юность».
4. Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой гремучий ручей, который безмолвно сливался с Сурою.
- Сколько придаточных мы обнаружили? Где они находятся?
- Итак, посмотрите на схемы, сделаем вывод, что придаточное предложение может находиться перед главным, внутри главного и после него, придаточных может быть несколько.
Физминутка
Б) Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?
Слайд № 7
1. И нищий наездник таится в ущелье,
1. как осенняя паутина блестит на солнце.
2. Наступила минута,
2. что слоны в диковинку у нас.
3. В ясный день вы увидите в лесу,
3. где Терек играет в свирепом веселье.
4. Известно,
4.и в саду было холодно
5.Солнце ещё не успело подняться,
5. когда я почувствовал страшную усталость.
Слайд №8
Ответ: (1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-4). 5-4 (ССП лишнее)
В) Схематический диктант. (Один чертит схемы на доске) (Запасной вариант)
1.Воздух мы замечает тогда, когда его начинает не хватать.
2.В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.
3.Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику.
4. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.
5.На дворе было холодно, хотя ярко светило солнце.
Г) Тест. Контроль знаний
Слайд № 9
1. Укажите неверные утверждения. Сложные предложения бывают:
а) союзные; б) сложноподчинительные; в) сложносочинённые;
г) бессоюзные.
2. Укажите верное утверждение. Сложноподчиненные предложения состоят
а) только из придаточных предложений; б) из 2 независимых предложений; в) из главного и придаточного.
3. Укажите верное утверждение. Придаточные стоят:
а) только после главного; б) перед главным, разрывает главное, после главного предложения. в) только перед главным
Слайд №10
№ задания
ответ
проверка
1
б
2
в
3
б
Взаимоконтроль, результат фиксируется в графе проверка.
Д) Подготовка к ОГЭ. В тестовой части экзаменационной работы есть задания, при выполнении которых нам понадобятся полученные сегодня знания. Давайте проверим себя.
Слайд №11
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру (-ы ), обозначающую (-ие ) запятую (-ые ) между частями сложноподчинённого предложения . Вся Россия по -русски говорит , (1) а ты что за бестолочь такая ? Ну назови мне кого -нибудь в нашей семье , (2) чтоб русского не знал ? Эх , (3) бедный твой дед , (4) который , (5) семь лет прожив в России , (6) по -русски говорил лучше самого начальника почты Ивана !
Слайд №12
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру (-ы ), обозначающую (-ие ) запятую (-ые ) между частями сложноподчинённого предложения . Вся Россия по -русски говорит , (1) а ты что за бестолочь такая ? Ну назови мне кого -нибудь в нашей семье , (2) чтоб русского не знал ? Эх , (3) бедный твой дед , (4) который , (5) семь лет прожив в России , (6) по -русски говорил лучше самого начальника почты Ивана !
V. Итог урока.
- Плодотворно ли, по – вашему мнению, прошел наш урок?
- Что показалось важным на уроке? Над чем еще нужно поработать? Загляните в свои листы самооценки, выскажите свое мнение.
VI. Домашнее задание: выучить теорию по теме «Строение СПП».
Слайд №13
1гр. Выписать из любого худ. текста 6 СПП, составить схемы.
2гр. Упр. 88
3гр. Упр. 86
№ задания
ответ
проверка
1
2
3
№ задания
ответ
проверка
1
2
3
№ задания
ответ
проверка
1
2
3
№ задания
ответ
проверка
1
2
3
№ задания
ответ
проверка
1
2
3
№ задания
ответ
проверка
1
2
3
Тест.
1. Укажите неверные утверждения. Сложные предложения бывают:
а) союзные; б) сложноподчинительные; в) сложносочинённые;
г) бессоюзные.
2. Укажите верное утверждение. Сложноподчиненные предложения состоят
а) только из придаточных предложений; б) из 2 независимых предложений; в) из главного и придаточного.
3. Укажите верное утверждение. Придаточные стоят:
а) только после главного; б) перед главным, разрывает главное, после главного предложения. в) только перед главным
Тест.
1. Укажите неверные утверждения. Сложные предложения бывают:
а) союзные; б) сложноподчинительные; в) сложносочинённые;
г) бессоюзные.
2. Укажите верное утверждение. Сложноподчиненные предложения состоят
а) только из придаточных предложений; б) из 2 независимых предложений; в) из главного и придаточного.
3. Укажите верное утверждение. Придаточные стоят:
а) только после главного; б) перед главным, разрывает главное, после главного предложения. в) только перед главным
Тест.
1. Укажите неверные утверждения. Сложные предложения бывают:
а) союзные; б) сложноподчинительные; в) сложносочинённые;
г) бессоюзные.
2. Укажите верное утверждение. Сложноподчиненные предложения состоят
а) только из придаточных предложений; б) из 2 независимых предложений; в) из главного и придаточного.
3. Укажите верное утверждение. Придаточные стоят:
а) только после главного; б) перед главным, разрывает главное, после главного предложения. в) только перед главным
Карточки для 3 группы (этап повторения)
Карточка № 1
Запиши предложения, расставь знаки препинания, подчеркни главные члены предложения, составьте схемы.
1). Месяц под косой блестит а во лбу звезда горит.
2). Тревожно зашумел сад и заскрипела под окном старая черёмуха.
Карточка № 2
Запиши предложения, расставь знаки препинания, подчеркни главные члены предложения, составьте схемы.
1) Подул ветерок и сразу стало свежо.
2) Солнце зашло за горы но было ещё светло.
Карточка № 3
Запиши предложения, расставь знаки препинания, подчеркни главные члены предложения, составьте схемы.
1) Пришла осень и леса оделись в золотой наряд.
2). Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою.
Лист самооценки _________________________
№
Этап, задание
Знал
Узнал,
получилось
Нужно еще поработать
1
Повторение
2
Теория (учебник)
3
«Найди вторую половину»
4
Схемы (закрепление)
5
Тест
6
ОГЭ
Лист самооценки _________________________
№
Этап, задание
Знал
Узнал,
получилось
Нужно еще поработать
1
Повторение
2
Теория (учебник)
3
«Найди вторую половину»
4
Схемы (закрепление)
5
Тест
6
ОГЭ
Лист самооценки________________
№
Этап, задание
Знал
Узнал,
получилось
Нужно еще поработать
1
Повторение
2
Теория (учебник)
3
«Найди вторую половину»
4
Схемы (закрепление)
5
Тест
6
ОГЭ
infourok.ru
Краткое содержание повести "Юность" Толстого по главам (краткий пересказ) |LITERATURUS: Мир русской литературы
Николенька Иртеньев.Художник К. А. Клементьева |
В этой статье представлено краткое содержание повести "Юность" Толстого по главам (краткий пересказ).Смотрите: Все материалы по повести "Юность"
Краткое содержание повести "Юность" по главам (краткий пересказ)
Глава I. Что я считаю началом юности. Главный герой повести - 16-летний дворянин Николенька Иртеньев, добрый, умный и чуткий юноша. Он дружит с Дмитрием Нехлюдовым, умным и интересным молодым человеком. Николенька восхищается своим другом. Эта дружба вдохновляет его быть лучше. Весной Николенька готовится к поступлению в университет.Глава II. Весна.Наступает весна. Николенька любуется красотой весенней природы. Весна пробуждает в нем прекрасные чувства.
Глава III. Мечты.Весна вдохновляет Николеньку на мечтания. Он мечтает о том, как он поступит в университет, как будет отдавать стипендию бедным, как откажется от роскоши, чтобы помогать беднякам и т.д. Он мечтает стать известным и всеми любимым человеком.
Глава IV. Наш семейный кружок.Отец Николеньки редко бывает дома. Когда он бывает дома, то находится в хорошем настроении. Все дело в том, что в последнее время ему везет в игре в карты (отец является заядлым игроком). Николенька и его старший брат Володя все больше отдаляются, хотя и любят друг друга. Любочка (сестра Николеньки) и Катенька (дочь гувернантки Мими) повзрослели и уже думают о замужестве.
Глава V. Правила. Николенька составляет для себя "правила жизни", которые хочет соблюдать, чтобы быть безупречным, добрым человеком. Отец приглашает домой старика-монаха (духовника), чтобы вся семья могла исповедаться.
Глава VI. Исповедь.
Все члены семьи по очереди заходят к монаху и исповедуются. Николенька исповедуется и чувствует себя счастливым. Перед сном он вспоминает, что скрыл от монаха один свой грех. Николенька помнит, что утаивать грех на исповеди - это большой грех. Он решает завтра же ехать в монастырь, чтобы снова исповедаться.
Глава VII. Поездка в монастырь.
Николенька просыпается очень рано. Впервые он выходит на улицу один, без сопровождения взрослых. Николенька берет извозчика и едет в монастырь. В монастыре Николеньке становится неловко: ему кажется, что все монахи смотрят на его с недоумением. Николенька приходит в келью к монаху и ждет его полчаса.
Глава VIII. Вторая исповедь.
Наконец в келью приходит старик-монах. Николенька объясняет, зачем он приехал, и исповедуется. Он высказывает монаху все, что у него наболело на душе. Монах благословляет мальчика. Николенька уезжает из монастыря счастливым, но дома это счастье тут же рассеивается из-за мелких проблем.
Глава IX. Как я готовлюсь к экзамену.Отец, сестра Любочка, Катенька и ее мать, гувернантка Мими, уезжают в деревню. В доме остаются Николенька, его старший брат Володя и гувернер Сен-Жером. Свобода и весеннее настроение мешают Николеньке готовиться к экзаменам.
Глава X. Экзамен истории.
16 апреля Николенька едет на экзамен истории - один из экзаменов для поступления в университет. Николенька волнуется. Ему попадается вопрос по русской истории. Этот предмет он знает хорошо. Он отвечает блестяще на вопрос и получает "5".
Глава XI. Экзамен математики.
Николенька приезжает на экзамен по математике. Он знает предмет, за исключением 2 вопросов. Перед началом экзамена друг Дмитрий Нехлюдов объясняет Николеньке одну из невыученных тем - бином Ньютона. На экзамене Николеньке достается другой невыученный билет - теория сочетаний. Николенька в отчаянии. Он меняется билетом с другим мальчиком, и ему достается вопрос о биноме Ньютона. Николенька сдает экзамен на "5".
Глава XII. Латинский экзамен.На экзамене по латинскому языку профессор просит Николеньку перевести текст, который никто не готовил к экзамену. Николенька с трудом справляется. Ему обидно, что профессор только что незаслуженно поставил "4" другому мальчику. Николенька получает "2" - низший бал, с которым можно продолжить экзамены. С этого момента он сдает экзамены без интереса, не стремясь быть первым.
Глава XIII. Я большой.
8 мая Николенька успешно сдает последний экзамен по закону божьему. Теперь у Николеньки появляется своя лошадь и кучер. Он впервые сам едет на Кузнецкий мост и делает покупки. Затем он с Нехлюдовым едет в ресторан праздновать свое поступление в университет.
Глава XIV. Чем занимались Володя с Дубковым.
Перед рестораном Николенька с Нехлюдовыс заезжают к Дубкову. Николенька видит, как его старший брат Володя и его приятель Дубков играют в карты. Володя проигрывает. После этого молодые люди едут в ресторан.
Глава XV. Меня поздравляют.
Приятели приезжают в ресторан у Яра, пьют шампанское. Все поздравляют Николеньку с началом "взрослой жизни".
Глава XVI. Ссора.
В ресторане Николенька ссорится с одним из посетителей, господином Колпиковым. Колпиков ведет себя нахально. Николенька жалеет, что не дал отпор нахалу, и чувствует себя трусом. Об этой неотплаченной обиде Николенька будет вспоминать еще много лет. Под "горячую руку" Николеньке попадается Дубков со своими шутками. Николенька жестко высказывает Дубкову свое недовольство.
Глава XVII. Я собираюсь делать визиты.
Николенька собирается в отпуск в деревню. Перед отъездом он по просьбе отца должен сделать визиты знакомым.
Глава XVIII. Валахины.
Николенька приезжает к Валахиным. Когда-то Николеньке нравилась юная Сонечка Валахина. Они не виделись 3 года. Увидев 17-летнюю Сонечку, Николенька снова чувствует себя влюбленным.
Глава XIX. Корнаковы.
У Корнаковых Николенька беседует с одной из княжон. Затем появляются другие княжны, мать и отец. Мать Корнаковых сообщает Николеньке, что семья Корнаковых и семья Николеньки являются единственными наследниками князя Ивана Иваныча. Корнакова советует Николеньке вести себя с князем почтенно.
Глава XX. Ивины.
Николенька приезжает к Ивиным. Он общается с сыном Ивиных, а также с родителями-Ивиными. Николеньке не нравится, как Ивины принимают его. Мать плачет, а отец с сыном ведут себя холодно и безразлично с гостем. Николенька решает больше не посещать их.
Глава XXI. Князь Иван Иваныч.
Николенька приезжает к князю Ивану Иванычу. Николенька замечает, что старик ласков с ним, но это притворная ласка. Николеньке кажется, что старик плохо относится к нему из-за того, что он - один из его наследников.
Глава XXII. Задушевный разговор с моим другом.
Николенька едет на дачу к своему другу, Дмитрию Нехлюдову. По дороге друзья беседуют по душам. Нехлюдов признается, что влюблен в Любовь Сергеевну, девушку, живущую у них в семье. Герои приезжают на дачу.
Глава XXIII. Нехлюдовы.На даче Николенька знакомится с матерью, сестрой и тетей Дмитрия, а также с их "приживалкой", "старой девой" Любовью Сергеевной, в которую влюблен Дмитрий. Николенька не находит ничего красивого и особенного в Любови Сергеевне.
Глава XXIV. Любовь.
Николеньке очень нравится тетя Дмитрия, добрая "старая дева" Софья Ивановна. Софья Ивановна любит остальных членов семьи настоящей, деятельной любовью. Это восхищает Николеньку.
Глава XXV. Я ознакомливаюсь.
В день приезда в семье Нехлюдовых разгорается небольшой спор. Николенька видит, что в семье Нехлюдовых больной темой является любовь Дмитрия к Любови Сергеевне. Мать и сестра Дмитрия не одобряют этих отношений. Несмотря ни на что, Николеньке нравится у Нехлюдовых: к нему здесь относятся серьезно, а не как к ребенку.
Глава XXVI. Я показываюсь с самой выгодной стороны.
После чая вся семья идет гулять в сад. Николенька в очередной раз смотрит на сестру Дмитрия, Вареньку. Она ему нравится, но он напоминает себе, что уже влюблен в Сонечку.
Глава XXVII. Дмитрий.Николенька мечтает о том, чтобы жениться на Вареньке и стать частью милой семьи Нехлюдовых. Вечером у Дмитрия болит зуб. В порыве бешенства Дмитрий при Николеньке ударяет мальчика-слугу. Ему тут же становится стыдно перед Николенькой. После этого друзья беседуют до утра.
Глава XXVIII. В деревне. Наконец Николенька и его брат Володя приезжают к себе в деревню, где проводит лето вся семья. Здесь Николенька снова видит отца, сестру Любочку, Катеньку и ее мать, гувернантку Мими. Отец кажется Николеньке особенно счастливым последнее время.Глава XXIX. Отношения между нами и девочками.
Николенька и Володя мало общаются с "женской половиной" семьи, то есть с Любочкой и Катенькой. Девочки кажутся мальчикам глуповатыми существами и притворщицами. Зато между Николенькой и Володей царит полное взаимопонимание.
Глава XXX. Мои занятия. В это лето Николенька увлекается игрой на фортепиано. С помощью этого умения он надеется очаровывать барышень. Катенька учит Николеньку нотам, и тот начинает неплохо играть. Также летом Николенька увлекается чтением французских романов.Глава XXXI. Сomme il faut.
Читая романы, Николенька хочет быть похож на героев романов и быть "comme il faut". Для Николеньки человек "comme il faut" - это человек, который отлично говорит по-французски, чистит ногти, элегантно одевается и т.д. Николенька одержим желанием быть "comme il faut". Позднее он поймет, что все это глупости.
Глава XXXII. Юность.
Николенька проводит лето почти счастливо. Он наслаждается природой, плавает в реке, читает романы, есть фрукты и овощи с грядок, катается на лошади и т.д. Николенька мечтает о будущей любви и счастье.
Глава XXXIII. Соседи.
Отец Николеньки становится дружен с соседями Епифановыми. Николеньку удивляет это, так как он с детства считал Епифановых врагами из-за земельной тяжбы. Семья Епифановых состоит из пожилой вдовы Анны Дмитриевны и ее взрослых детей - сына Петра и дочери Авдотьи. Николеньке не очень нравятся эти люди.
Глава XXXIV. Женитьба отца.
Николенька и вся семья замечает, что отец ухаживает за красавицей-соседкой Авдотьей Васильевной Епифановой. Отцу в это время 48 лет. Авдотья молода и красива.
Глава XXXV. Как мы приняли это известие.
Володя рассказывает Николеньке, что отец женится на Авдотье из-за какой-то темной истории. Также Володя сообщает брату, что их отец когда-то имел любовную связь с гувернанткой Мими. Наконец отец официально объявляет детям, что собирается жениться на Авдотье.Глава XXXVI. Университет.
В сентябре Николенька и Володя едут в Москву, чтобы посещать университет. Тем временем в деревне отец женится на Авдотье. Николенька начинает ездить на занятия в университет. Он с трудом сходится с товарищами и не примыкает ни к каким компаниям.
Глава XXXVII. Сердечные дела.
В эту зиму Николенька много влюбляется. Он влюбляется в незнакомых дам. Он снова влюбляется в Сонечку. Он влюбляется в барышню, в которую влюблен его брат Володя. Однако все эти влюбленности несерьезны и проходят очень быстро.
Глава XXXVIII. Свет.
Этой зимой Николенька впервые едет на взрослый бал к Корнаковым. На балу он сильно робеет, от волнения говорит глупости и ведет себя неестественно. Глава XXXIX. Кутеж.Этой же зимой Николенька впервые участвует в студенческом кутеже, который устраивает один из сокурсников. Кутеж проходит скучно и глупо, но все притворяются, что им весело. На следующий день участники кутежа рассказывают товарищам по университету, что кутеж прошел прекрасно.
Глава XL. Дружба с Нехлюдовыми.
В эту зиму Николенька ездит почти каждый день к другу Дмитрию Нехлюдову и его семье. Сестра Дмитрия, Варенька, кажется Николеньке не очень красивой, но умной девушкой. Ему нравится общаться с ней. В семье Нехлюдовых Николенька чувствует себя как дома.Глава XLI. Дружба с Нехлюдовым.
Тем временем дружба Николеньки с самим Дмитрием Нехлюдовым держится на волоске. Они больше не так близки. Николеньку начинает раздражать характер Нехлюдова. Однажды между друзьями происходит ссора.Глава XLII. Мачеха.
Отец с мачехой Авдотьей приезжают из деревни в Москву. Николенька не любит и не уважает мачеху за ее характер и привычки. Мачеха многого не понимает и ведет себя не так, как нужно. Мачеха любит отца, но на деле лишь причиняет ему неприятности. Ее отношения с отцом портятся.Глава XLIII. Новые товарищи.
В университете Николеньке предстоят экзамены. Николенька и несколько его сокурсников вместе готовятся к экзаменам. Новые товарищи - небогатые, но интересные ребята.Глава XLIV. Зухин и Семенов.
Один из новых товарищей Николеньки - Зухин, небогатый 18-летний юноша, умный и пылкий. Учеба дается ему легко. В свободное время он любит кутить. Другой товарищ, Семенов, редко бывает на лекциях и много кутит. В конце концов он, чтобы расплатиться с долгами, бросает учебу и идет в солдаты. Глава XLV. Я проваливаюсь. Наступает экзамен по математике. Николенька не готов к экзамену и проваливается на нем. Профессор не переводит его на второй курс. Николенька 3 дня плачет, не выходя из комнаты. Семья советует ему перейти на другой факультет и продолжить учебу. Успокоившись, Николенька решает начать новую жизни и не тратить время на глупости.Конец. Таково краткое содержание повести "Юность" Толстого по главам (краткий пересказ).
Смотрите: Все материалы по повести "Юность"
www.literaturus.ru
Мой старший брат — физик. Рассказы
Мой старший брат — физик
Посвящается доброй памяти моего покойного старшего брата, доктора физико-математических наук, профессора Михаила Абрамовича Листенгартена
Большинство молодых людей индифферентны в выборе профессии, для многих большую роль в этом деле играет случай. Часто, закончив школу, ребята и девушки поступают учиться в тот вуз, в котором наименьший конкурс. Некоторые дети идут по стопам родителей, и создаются династии геологов, инженеров, врачей, а в СССР пропагандировалось создание еще и «рабочих династий». Однако иногда молодым людям не безразлично, какую выбрать стезю. Чаще всего это касается будущих музыкантов, литераторов, врачей, физиков и математиков. Мой брат Миша относился именно к этой категории абитуриентов. Он закончил школу в Баку в 1939 году и интересовала его только физика. Это не удивительно, так как в 1920-1940-е годы в физике произошел прорыв: на основе теории относительности Эйнштейна и квантовой механики возникла фактически новая наука, приведшая в дальнейшем к созданию атомной энергетики, атомной бомбы. Мой брат бредил физикой и не представлял своего будущего без нее. В Москве в те годы существовало какое-то привилегированное высшее учебное заведение, которое готовило физиков-теоретиков. Но, несмотря на наличие у моего брата золотой медали об окончании школы, его в это заведение не приняли. Приватно ему объяснили, что нужна рекомендация от кого-либо из правительства, например, от Молотова. Естественно, такой бумаги у брата не было, и достать ее было невозможно. Он был очень расстроен и заявил отцу, что раз уж не попал туда, куда хотел, ему безразлично, где и на кого учиться. Наш отец был врачом и поэтому сразу же отправил брата в Московский медицинский институт. Прошел месяц, и наша мать получила от Миши отчаянное письмо, которое заставило ее опасаться за его жизнь. К счастью, у отца, который в это время был в Ленинграде, был знакомый — проректор Ленинградского университета, который согласился зачислить его сына на первый курс Физического факультета даже до того, как удалось получить необходимые документы из медицинского института и переслать их в Ленинград.
Сразу же возникла проблема с жильем. Родители решили ее кардинально: была куплена комната в коммунальной квартире, где Мишу и прописали.
В 1939 году началась война с Финляндией, всех студентов младших курсов Ленинградских вузов мобилизовали и отправили на фронт. А как только закончилась эта война, началась Великая Отечественная война. Миша шесть лет провел на фронте, был в блокаде Ленинграда, откуда его, умирающего от цинги, перед самым прорывом блокады по Дороге жизни, проходившей по Ладожскому озеру, эвакуировали на Большую землю. Через все фронтовые будни он пронес с собой книги по теоретической физике, с которыми никогда не расставался. В сентябре 1945 года он восстановился в Университете и продолжил учебу. Когда он пришел в свою комнату, то оказалось, что она занята какой-то женщиной с ребенком. Никто из тех, кто жил в этой коммунальной квартире до войны, не выжил. Подняли домовую книгу и убедились, что комната несомненно принадлежит моему брату. Но управдом сказал ему:
— Выселять женщину с ребенком неудобно, а вы студент, вам еще учиться пять лет, вы можете пока жить в общежитии, а мы вас поставим на очередь, и через пять лет или даже раньше вы получите квартиру в новом доме!
Моего брата интересовала физика и только физика, в житейских делах он разбирался плохо. Доводы управдома показались ему вполне обоснованными, и он согласился. К сожалению, в Советском Союзе принимаемые законы часто имели обратную силу. Не прошло и двух лет, как вышел новый местный закон: числиться в очереди на квартиру имеют право только те, кто был прописан в Ленинграде до 1938 года, а моего брата прописали только в 1939-м. И его выкинули из очереди.
Вскоре Миша женился на бакинке, закончил университет и стал работать на кафедре теоретической физики Ленинградского университета. Квартиру приходилось снимать. Вдвоем они кочевали из одной квартиры в другую, не имея собственного угла. Это, конечно, расстраивало молодого ученого, но только с той точки зрения, что мешало ему нормально работать дома: для него, по-прежнему, главным делом в жизни была физика. Его жене, Женечке, постоянно приходилось ему напоминать, что надо зайти в кассу университета и получить свою зарплату, Миша о таких «мелочах» постоянно забывал. Но зато выходили из печати все новые его научные книги, статьи, он стал хорошо известен среди физиков-теоретиков во всем мире.
Для решения любого, даже самого простого, дела, мой брат всегда использовал научный подход. Вот, например: все наверное помнят советские ручные часы, в которых, если открыть заднюю крышку, была маленькая стрелка между минусом и плюсом, с помощью которой можно было регулировать ход часов. Как поступал обычный человек, если у него отставали часы? Открывал крышку, переводил стрелку на одно или два деления к плюсу и удовлетворялся этим. Если надо было — переводил еще раз. Но не так поступал Миша. Он ставил стрелку на максимальное минусовое значение, потом через сутки — на нейтральное, еще через сутки на максимальное плюсовое. Отмечал, как идут часы, на сколько отстают или спешат, строил график, находил точку, при которой ход часов должен был быть наиболее точным, и уж затем ставил стрелку в нужное положение. Так же он относился и к своей работе, и это в научных исследованиях приносило свой положительный результат. Все свое время и силы он отдавал любимой науке, забывая часто о себе, о жене и дочери.
Однажды его вызвал к себе заведующий кафедрой — профессор Л. Слив. Он сказал:
— Михаил Абрамович, вы у нас работаете уже пять лет, но до сих пор не написали и не защитили кандидатскую диссертацию. Имейте в виду, мы не сможем вас больше держать на кафедре без ученой степени!
— Но кому нужна диссертация! Ее написание — пустая трата времени, которое я могу посвятить настоящим исследованиям, а все научные результаты я регулярно публикую в книгах и журналах, важно двигать вперед науку, а не получать всякие надуманные степени!
— Как хотите, я вас предупредил.
— Ну хорошо, хорошо, раз выхода нет, дайте мне полгода.
Через полгода, скомпоновав результаты своих опубликованных трудов, Миша успешно защитил кандидатскую диссертацию.
Со временем в Университете начали ставить на учет сотрудников, не имевших жилья. Прошли годы скитаний по съемным квартирам, выросла дочка, моя племянница, которая вынужденно жила у бабушки и дедушки в Баку, и вот однажды Мишин коллега, который входил в комиссию по распределению квартир, вызвал его к себе:
— Михаил Абрамович, я поднял ваше заявление с просьбой поставить вас на квартирный учет, но что вы пишите? Просите дать вам однокомнатную квартиру! И как вы собираетесь жить в одной комнате с женой и дочерью? Напишите новое заявление на двухкомнатную квартиру, поставьте старую дату, и я заменю ваше заявление.
И вот, наконец, получена двухкомнатная квартира на Малой Охте, на пятом, последнем, этаже «хрущевки».
Вновь прошли годы. Моему брату исполнилось 65 лет и снова его вызвал к себе заведующий кафедрой, которым стал к тому времени член-корреспондент АН СССР Б. Джелепов.
— Михаил Абрамович, мы вас очень ценим и уважаем, но вы вошли в пенсионный возраст, а в этом возрасте мы можем продолжать держать на работе только докторов наук. Вам грозит увольнение в ближайшее время.
В свои 65 лет мой брат был здоровым человеком, он мог пешком дойти от Малой Охты до центра города. Потерять работу, потерять возможность заниматься теоретической физикой для него было равносильно смерти.
— Дайте мне год, я все подготовлю.
Свое обещание он сдержал и через год защитил докторскую диссертацию.
В начале 1990-х годов перестал существовать Советский Союз, канула в Лету советская власть, наступили смутные годы, когда оплата труда ученых и даже профессоров вузов сократилась настолько, что не покрывала даже прожиточного минимума. Определенным подспорьем для семьи брата стала пенсия блокадника. Дом, в котором он жил, с годами обветшал, входящие пугались замызганного и обшарпанного темного парадного с выбитыми оконными стеклами. При отсутствии лифта стало очень тяжело подниматься по выщербленным ступенькам лестницы на пятый этаж. Комнаты были настолько малы, что в спальне, например, кроме двуспальной кровати ничего не помещалось, а небольшая гостиная была настолько завалена научными журналами и книгами, что через нее приходилось пробираться боком. Большую часть места занимал секретер, за которым Миша работал, в основном, по ночам, когда стояла полная тишина и никто ему не мешал, и диван, на который он ложился спать под утро. Кухонька была сверхминиатюрной — за микроскопическим столиком могли с трудом втиснуться три человека, прижавшись к стене и друг к другу.
В 1989 году я с семьей эмигрировал в Америку, но мой брат уехать отказался. Он за прошедшие десятилетия прирос к Ленинграду (Санкт-Петербургу), к своему Университету, к своей кафедре. В эти годы мы с ним постоянно вели дискуссии. Не имея ни копейки за душой, живя в замызганной «хрущевке», Миша, тем не менее, до конца жизни был бесконечно благодарен советской власти за то, что она дала ему эту квартиру, в которой он мог спокойно заниматься любимой наукой. Я убеждал его, что если бы он жил в Америке и в течение десятков лет работал профессором какого-либо университета, он несомненно имел бы собственный дом и солидный счет в банке, а заниматься теоретической физикой с успехом можно и не в Советском Союзе, сидя не за секретером, а за нормальным письменным столом в комнате, где по стенам были бы шкафы, в которых в полном порядке были бы расставлены его книги и журналы.
В 1994 году в Далласе проходила международная конференция по физике. Воспользовавшись помощью фонда Сороса, мой брат, один из докладчиков на этой конференции, приехал в Америку и имел возможность повидать меня и мою семью. Коллеги, американские физики, хорошо знавшие его работы, организовали для него поездку по штатам Новой Англии, он побывал в Нью-Йорке и других городах, его принимали профессора университетов в собственных больших домах. Но все это не произвело на него впечатления. Он по-прежнему считал, что советская власть его облагодетельствовала, дав простому советскому профессору, маленькую государственную, то есть не принадлежащую ему, квартиру. Мишу возмущало наличие в мире миллионеров и миллиардеров. Я ему говорил:
— Вот возьмем Гейтса, он миллиардер, потому что под его руководством были созданы компьютерные программы, которыми пользуется весь мир, потому что он создал компанию, которая эти программы разрабатывает и распространяет.
— Ну и что? Конечно, твой Гейтс — молодец, но надо было ему дать не деньги, а орден!
— Зачем ему орден? Вот ты сидишь в своем Петербурге, — отвечал я, — со своими орденами и медалями, но без копейки денег!
Но переубедить его было невозможно.
Один из учеников моего брата, профессор Ф. Карпешин, после его смерти написал в некрологе, что он — «один из старейших сотрудников отдела ядерной физики [Петербургского Университета], широко известный в нашей стране и за рубежом физик-теоретик, внесший важный вклад в развитие ядерной и атомной физики, активный член и организатор ежегодных Совещаний по ядерной спектроскопии и теории ядра, играющих важную роль в коммуникации российских ученых-ядерщиков». В приватной беседе со мной Федор Федорович добавил:
— Михаил Абрамович был крупным ученым-физиком, но к практической жизни он был совершенно не приспособлен.
И, к сожалению, это сущая правда.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
biography.wikireading.ru
Десять шестидесятников о своей молодости • Arzamas
А когда я пошел работать, в 1960 году, в отдел сатиры на радио, мне кажется, уже не оттепель была, а нечто другое началось, впоследствии получившее название «движение шестидесятников». На радио мы как бы высмеивали. Но разрешалось высмеивать только бытовые неурядицы, человеческие взаимоотношения на уровне очень поверхностном. Я помню анекдот тех лет. Приходит в поликлинику человек и говорит: «Запишите меня к доктору „ухо‑глаз“». — «Наверное, вы хотите к „ухо-горло-нос“?» — «Нет-нет-нет! Мне нужно к „ухо-глаз“». — «А на что вы жалуетесь, больной?» — «Понимаете, большая разница между тем, что я вижу, и тем, что я слышу!» Но по радио мы такое не читали: посадили бы к чертовой матери!
Вот тому, что меня взяли туда работать, я до сих пор удивляюсь. Меня принимал лично товарищ Кафтанов на работу, то есть главный! У него был огромный кабинет. И огромный стол, пустой совершенно, на нем только мраморный бокал, а в нем — остро отточенные карандаши! Очень остро! Вот если взять карандаш и так ткнуть, скажем, в горло, то можно проткнуть человека. А он был такой грузный человек, килограммов на сто сорок. Кафтанов — председатель Гостелерадио. Меня посадили в такое мягкое низкое кресло, тогда были в моде торшеры, первые кожаные кресла. И вот помню: я сел в кресло, и мой нос где-то на высоте его пупка. Значит, он наверху где-то, а я где-то внизу. Вдруг он из-под стола вынимает мое дело. Листает и говорит: «А почему вы грек?» Я отвечаю: «У меня мама — гречанка». Он засопел, сделал паузу. «А папа у вас кто?» — «А папа — инженер!» Вот так я сморозил. Я же не мог сказать, что папа еврей. Так я попал в разряд «верных сынов отечества». В главную редакцию пропаганды Всесоюзного радио. Это я-то, со своими убеждениями! Я тогда уже, конечно, не принадлежал им. Да и страна уже дышала другим воздухом. Климат будто поменялся.
И через год я ушел, меня сам Катаев пригласил в журнал «Юность», я стал редактором «Пылесоса» — отдела сатиры и юмора журнала «Юность». И тут началась другая совсем жизнь, потому что журнал «Юность» — популярнейший молодежный журнал. Рядом с Аксеновым, Балтером работает вся великая поэтическая когорта: Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский. Будучи редактором, я стал публиковать своих друзей. Гришу Горина, Аркашу Арканова, Витю Славкина, Сашу Курляндского, Аркашу Хайта, Эдика Успенского. Сейчас это известные писатели, лауреаты всякие, их знает сейчас страна, а тогда это были авторы капустников, сделавшиеся писателями, драматургами, мастерами слова.
arzamas.academy
Носов Николай Николаевич: детство, юность и творчество
Носов Николай Николаевич родился в 1908 году, 10 ноября по старому стилю. Раннее детство его прошло в городе Ирпень. В то время это была железнодорожная станция, размещённая недалеко от Киева. Жители Киева снимали здесь дачи на лето, строили дома, так как природа в этом районе была очень красивая. Станция находилась в лесной местности, на берегу реки Ирпень. В современное время это город Киевской области, очень красивый и уютный, с множеством парков и аллей, домов отдыха, санаториев и пансионатов. Он является всеукраинской здравницей с богатой культурной жизнью.
Семья
Семья Николая в то время состояла из него самого, родителей и старшего брата. Отец, Николай Петрович, работал артистом, давал концерты в составе квартета "Сибирских бродяг", иногда гастролировал. Мама, Варвара Николаевна, занималась домашним хозяйством. Старший брат Петр являлся погодком Николая. Поэтому они всегда были неразлучными друзьями - и в игре, и в шалости, и на рыбалке, и в путешествии. Время было беззаботное, счастливое. Приезд отца всегда для братьев был чудесным праздником.
Мама их была спокойной и счастливой женщиной. Дни малышей были заполнены играми или еще чем-нибудь интересным. Через много лет писатель Николай Носов в своем произведении "Тайна на дне колодца" в мельчайших подробностях опишет это время, вплоть до яркости солнца, цвета скатерти на веранде, куда он утром, маленький и заспанный, бежал пить чай вместе с мамой. И станет понятно, как, наверно, тосковал писатель по тому времени, почему пронес эту память через всю жизнь. И как отразилась она во всех произведениях автора. Известно, что немного позднее у Николая появились младшие брат и сестра.
Киев
Когда Николаю Носову исполнилось 6 лет, семья решила переехать в Киев, так как детям надо было поступать в гимназию. И следующим этапом в жизни писателя стала частная гимназия-семилетка в городе Киеве. Обучение в школе проходило с переменными успехами. Времена менялись: Первая мировая война, Февральская революция, затем Октябрьская революция, Гражданская война... Все это пришлось на школьные годы ученика Носова Николая.
Не хватало еды, тепла, одежды, перестали работать фабрики, заводы, транспорт. Вся семья писателя перенесла сыпной тиф. Гимназия работала, и учителя, хоть и неполным составом, но старались детям дать знания. Увлечений у писателя в это время было множество: он научился играть на мандолине, пытался полюбить скрипку, но оставил это занятие. Также с друзьями выпускал журнал "Икс", вернее, ежемесячную тетрадь с рассказами, картинками, байками. Одновременно увлекся шахматами, театром, ходил с братом на все представления, где участвовал отец. Но больше всего его увлекла химия. Даже с одноклассником вместе он создал лабораторию у того дома.
И поэтому пришло решение: после семилетки окончить вечернюю школу для получения среднего образования, а потом поступить в Киеве в политехнический институт на химический факультет. Но за время учебы в вечерней школе Носов Николай Николаевич всерьез увлекся фотоделом и поступил в Киевский художественный институт на кино-фото отделение. Это был уже 1927 год, а через два года Николай решил перевестись в Московский институт кинематографии.
Москва
В 1932 году студент Носов Николай окончил институт и устроился на работу в "Союзкино" режиссером учебных, научно-популярных и мультипликационных фильмов. Далее он женился, родился сын. Начал творческую деятельность. В 1943 году получил государственную награду - орден Красной Звезды - за серию учебных фильмов для Красной армии.
Творчество писателя
С творчеством писателя мы знакомы с детства. У каждого советского школьника с раннего детства в шкафу или столе лежали книги Николая Носова. У некоторых они были с разбухшей от времени обложкой, залистанными страницами. Многие читали и перечитывали смешные, легкие, добрые рассказы Николая Носова. Кроме книг, печатался он в журналах "Мурзилка", "Костер", в газете "Пионерская правда". Первая публикация его творчества произошла в 1938 году.
Начал Николай свое творчество с написания рассказов "Затейники", "Живая шляпа", "Огурцы", "Мишкина каша" и так далее. Все они собраны в сборник "Тук-тук-тук", который вышел в 1945 году. Далее были написаны повести "Веселая семейка", "Витя Малеев в школе и дома" (за последнюю повесть писателю была вручена госпремия). Следующую госпремию писатель получил в 1969 году за роман-сказку, трилогию, созданную в пятидесятых годах. В ней рассказывается о приключениях маленьких человечков, живущих в Цветочном городе. Части этого романа назвал так Николай Носов: "Незнайка в Солнечном городе", "Приключения Незнайки и его друзей", "Незнайка на Луне".
Самый солнечный и цветочный город, который находится в душе у писателя, кажется, это то место, где он родился и вырос.
Читая его произведения, можно понять, насколько добр, талантлив и ответственен автор. Видно, что Николай - это человек с огромной душой, желанием всем помочь, научить несмышленышей. С самого детства он отличался такими положительными чертами характера. Их можно разглядеть тогда, когда он тянул в школу младших брата и сестру или когда учил беспризорников читать стихи, чтобы в дальнейшем их труд был лёгок. Или когда после войны для детей, переживших боевые действия, он начал писать рассказы и повести с воспитательной целью. Забота и любовь к людям, тоска по дому, думается, есть во всех произведениях Николая Носова.
fb.ru