Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Музыкальный журнал Европейского Севера 2, 2015. Музыкальный журнал европейского севера


Музыкальный журнал Европейского Севера

Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова предлагает отечественным и зарубежным исследователям (докторантам, аспирантам, соискателям учёных степеней, учёным, преподавателям) опубликовать результаты своей научно-исследовательской и научно-практической деятельности в научном электронном журнале «Музыкальный журнал Европейского Севера».

Основной целью данного периодического научного издания является публикация исследований по проблемам истории, теории и исполнительской практики музыкального искусства. Задачи издания:

  • отразить результаты научно-исследовательской и научно-практической деятельности отечественных и зарубежных учёных, соискателей учёных степеней;
  • осветить проблемы и тенденции современной музыкальной науки в разных ракурсах: история и теория музыки, социология и психология музыкального восприятия, философия музыки, этномузыкология, музыкальное источниковедение и текстология, музыкальный менеджмент;
  • организовать открытую научную дискуссию, способствующую повышению качества диссертационных исследований, эффективности экспертизы научных работ;
  • обеспечить информационное сопровождение научных инновационных проектов в сфере музыкальной культуры;
  • совершенствовать издательскую деятельность Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова в научно-исследовательской сфере в соответствии с требованиями, предъявляемыми Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ, а также международных индексов научного цитирования, в частности Web of science, Web of Knowledge, Scopus.

Редакция журнала принимает научные статьи по тематике:

  • Современные проблемы музыкознания и композиторского творчества;
  • Исторические и современные формы музыкальной практики;
  • Классическая музыка в современном мире;
  • Музыкознание в контексте гуманитарных наук;
  • Этномузыкальные культуры финно-угорского мира;
  • Музыкальная культура Европейского Севера;
  • Образовательные технологии в творческом вузе.

Редакция также принимает к публикации рецензии на издания (монографию, учебник, учебное пособие) и материалы обзорного характера научной жизни.

Журнал выпускается четыре раза в год. Все материалы проходят процедуру рецензирования, что призвано обеспечить качество публикуемых в журнале научных статей в области музыковедения.

muznord.ru

Музыкальный журнал Европейского Севера 4 (8), PDF

40 ЛЕТ СЛУЖЕНИЯ БЕЛОРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

40 ЛЕТ СЛУЖЕНИЯ БЕЛОРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Ю. П. Бондарь, ректор Белорусского государственного университета культуры и искусств, профессор 40 ЛЕТ СЛУЖЕНИЯ БЕЛОРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Уважаемые сотрудники Белорусского государственного университета культуры

Подробнее

Володя И конечно, наших почетных гостей!

Володя И конечно, наших почетных гостей! ( Фанфары) Ведущий 1 Ведущий 2 Сценарий праздничного концерта, посвященного дню Учителя Добрый день, дорогие друзья! Как приятно видеть светящиеся глаза, улыбающиеся лица! Ведь сегодня самый удивительный,

Подробнее

ПОЗДРАВЛЕНИЯ А.К. СУХОТИНУ

ПОЗДРАВЛЕНИЯ А.К. СУХОТИНУ ПОЗДРАВЛЕНИЯ А.К. СУХОТИНУ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА Доктору философских наук, академику Международной академии наук высшей школы, профессору кафедры истории философии

Подробнее

исследований: XIX века.

исследований: XIX века. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 210.012.01 НА БАЗЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ» МИНИСТЕРСТВА

Подробнее

Министерство обриомиия

Министерство обриомиия I 1 Республика Карелнд Министерство обриомиия Государственно* бюджетное обшеобрдю аат ельмос учреждение Республики Карелия яспецмалюироммкм школа нскуссг»" (ГВОУ РК «Специалюироиммая школа искусств») ОГРН

Подробнее

Поповская Ольга Ивановна

Поповская Ольга Ивановна Поповская Ольга Ивановна Ольга Ивановна кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки, проректор по учебной и воспитательной работе консерватории Астраханской государственной консерватории.

Подробнее

Личность которой я восхищаюсь сочинение

Личность которой я восхищаюсь сочинение Личность которой я восхищаюсь сочинение Сочинение на тему человек которым я восхищаюсь на английском языке тему человек личность сочинение на тему человек на которого я хочубыть. Школьные знания.com это

Подробнее

Организаторы конкурса

Организаторы конкурса Приложение к приказу 229 о/д от 30 сентября 2014 года Положение о региональном этапе детского исполнительского конкурса, посвященного 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского Организаторы конкурса Государственное

Подробнее

Здравствуйте дорогие друзья!

Здравствуйте дорогие друзья! 1, выпуск 1 Октябрь 2017 Школа им. Артёма Боровика (Здание 3) Здравствуйте дорогие друзья! Мы рады сообщить вам о выпуске нашей газеты. Кружок «Юный журналист» совсем недавно начал свою работу. Мы пока

Подробнее

«Голова седая, да душа молодая»

«Голова седая, да душа молодая» «Голова седая, да душа молодая» Осень нежно коснулась опавшим листом, Над рекою туманы прозрачным мостом. В этот день октября все для вас, дорогие, Пожилые в годах, а в душе молодые. Международный день

Подробнее

Проект «Тайны симфонического оркестра»

Проект «Тайны симфонического оркестра» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 45 компенсирующего вида Невского района Санкт- Петербурга Проект «Тайны симфонического оркестра» Иванова Ольга Вадимовна музыкальный

Подробнее

Международный День Учителя

Международный День Учителя ВШколе Выпуск 13 октябрь 2017 год Международный День Учителя Одна из самых уважаемых, трудных и ответственных профессий в мире это учитель. Это люди, которые отдают свое время, знания и душу педагогике,

Подробнее

Витебская область, г. Поставы, ул. 17 Сентября, 90 тел/факс

Витебская область, г. Поставы, ул. 17 Сентября, 90 тел/факс Витебская область, г. Поставы, ул. 17 Сентября, 90 тел/факс 4-26-33. E-mail: [email protected], http://gptk.by 2 Учитель достояние страны! Вы знаете, мне по-прежнему верится, Что, если останется жить Земля,

Подробнее

«Волшебный мир музыки»

«Волшебный мир музыки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» Мастер класс для педагогов по слушанию музыки «Волшебный мир музыки» Выполнила: Горюнова Елена Владимировна Музыкальный

Подробнее

«Музыкальное путешествие»

«Музыкальное путешествие» «Музыкальное путешествие» 13 апреля 2016 года в государственном учреждении образования «Радунская детская школа искусств» состоялся концерт с участием артистов Гродненской областной филармонии. На сцене

Подробнее

Урок музыки. 2 класс

Урок музыки. 2 класс Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптивные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат 2» Раздел: «День, полный событий». г. Хабаровск Урок музыки

Подробнее

Праздничный выпуск в день Учителя.

Праздничный выпуск в день Учителя.

Праздничный выпуск в день Учителя. «Дорогие наши педагоги! В этот праздник День учителей Позабудьте все свои тревоги И на мир смотрите веселей. Содержание номера: 1. В прекрасном звании, Учитель! 2. Улыбнитесь.

Подробнее

Колонка редактора С ПРАЗДНИКОМ!!!

Колонка редактора С ПРАЗДНИКОМ!!! Колонка редактора Дорогая наша Ольга Михайловна! Вот и Вам жизнь ставит сплошные «пятёрки», вот и на Вашей улице ПРАЗДНИК!!! Школьный журнал «Планета 42» сердечно поздравляет Вас с этим СОБЫТИЕМ и желает

Подробнее

И ПУСТЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ ДЕТСТВО...

И ПУСТЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ ДЕТСТВО... И ПУСТЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ ДЕТСТВО... 11 марта в Детском филиале Гродненской областной научной библиотеки им. Е.Карского состоялся бенефис детской писательницы Татьяны Сучковой. Ребята получили истинную радость

Подробнее

Система менеджмента качества

Система менеджмента качества

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» ООП-30Б-ПВИ/04-2016

Подробнее

Арановская Ирина Владленовна

Арановская Ирина Владленовна Арановская Ирина Владленовна Зав. кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов, окончила Ленинградскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского- Корсакова по специальности «Музыковедение»,

Подробнее

docplayer.ru

Главная

Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова предлагает отечественным и зарубежным исследователям (докторантам, аспирантам, соискателям учёных степеней, учёным, преподавателям) опубликовать результаты своей научно-исследовательской и научно-практической деятельности в научном электронном журнале «Музыкальный журнал Европейского Севера».

Основной целью данного периодического научного издания является публикация исследований по проблемам истории, теории и исполнительской практики музыкального искусства. Задачи издания:

  • отразить результаты научно-исследовательской и научно-практической деятельности отечественных и зарубежных учёных, соискателей учёных степеней;
  • осветить проблемы и тенденции современной музыкальной науки в разных ракурсах: история и теория музыки, социология и психология музыкального восприятия, философия музыки, этномузыкология, музыкальное источниковедение и текстология, музыкальный менеджмент;
  • организовать открытую научную дискуссию, способствующую повышению качества диссертационных исследований, эффективности экспертизы научных работ;
  • обеспечить информационное сопровождение научных инновационных проектов в сфере музыкальной культуры;
  • совершенствовать издательскую деятельность Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова в научно-исследовательской сфере в соответствии с требованиями, предъявляемыми Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ, а также международных индексов научного цитирования, в частности Web of science, Web of Knowledge, Scopus.

Редакция журнала принимает научные статьи по тематике:

  • Современные проблемы музыкознания и композиторского творчества;
  • Исторические и современные формы музыкальной практики;
  • Классическая музыка в современном мире;
  • Музыкознание в контексте гуманитарных наук;
  • Этномузыкальные культуры финно-угорского мира;
  • Музыкальная культура Европейского Севера;
  • Образовательные технологии в творческом вузе.

Редакция также принимает к публикации рецензии на издания (монографию, учебник, учебное пособие) и материалы обзорного характера научной жизни.

Журнал выпускается четыре раза в год. Все материалы проходят процедуру рецензирования, что призвано обеспечить качество публикуемых в журнале научных статей в области музыковедения.

muznord.ru

Музыкальный журнал Европейского Севера

Алпатова Ангелина Сергеевна – кандидат искусствоведения, профессор ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных» (Москва, Россия)

Васильева Елена Юрьевна – доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Северный медицинский университет» директор исследовательского центра системного мониторинга образовательной среды Европейского Севера России, Федеральный эксперт качества высшего профессионального образования (Архангельск, Россия)

Высоцкая Марианна Сергеевна – доктор искусствоведения, профессор ФГБОУ ВПО (университет) «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского»

Герасимов Олег Михайлович – доктор искусствоведения, профессор ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» (Йошкар-Ола, Россия )

Долгушина Марина Геннадьевна – доктор искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный университет» (Россия, Вологда)

Крылова Александра Владимировна – доктор культурологии, профессор, проректор по научной работе, заведующий кафедрой музыкального менеджмента ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова» (Ростов-на-Дону, Россия)

Людько Мария Германовна – кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой камерного пения Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, заслуженный артист Российской Федерации (Санкт-Петербург, Россия)

Мациевский Игорь Владимирович – композитор, доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник, заведующий сектором инструментоведения ФГБНИУ «Российский институт истории искусств» (Санкт-Петербург, Россия)Мин Хон – доктор философии, доцент Шанхайского Педагогического университета (Шанхай, Китай)

Нуриева Ирина Муртазовна – доктор искусствоведения, старший научный сотрудник отдела филологических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, доцент кафедры музыкального искусства Института искусств и дизайна ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» (Ижевск, Россия)

Пантиелев Григорий Яковлевич – кандидат искусствоведения, профессор Бременского университета (Бремен, Германия)

Пашина Ольга Алексеевна – доктор искусствоведения, ученый секретарь ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания» (Москва, Россия)

Петрусёва Надежда Андреевна – доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки, руководитель Информационного центра современной музыки ФГБОУ ВПО «Пермская государственная академия искусства и культуры», член «Союза композиторов» России (Пермь, Россия)

Пекка Хутту-Хилтунен – Ph.D., директор Академии рунопения (Кухмо, Финляндия)

Римантас Слюжинскас – Ph.D., профессор, старший научный сотрудник Института музыкологии Факультета Искусств Клайпедского университета, заведующий отделом Музыкальной антропологии (Клайпеда, Литва)

Смирнов Дмитрий Николаевич – композитор, член Московского отделения Союза композиторов Российской Федерации, член Ассоциации современной музыки (Москва), действительный член (Fellow) Сент-Джонс колледжа в Кембридже, приглашённый профессор Килского университета в Стаффордшире (с 1993 по 1997), преподаватель композиции и русской музыки в Голдсмитс-колледже при Лондонском университете (с 2002 года) (Сент-Олбанс, Англия)

muznord.ru

Музыкальный журнал Европейского Севера

 

Главный редактор – Косырева Светлана Витальевна, кандидат искусствоведения, директор Института традиционной музыки, доцент кафедры истории музыки ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова» (Петрозаводск, Россия): Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 8142 672367

Заместитель главного редактора – Екименко Татьяна Сергеевна, кандидат искусствоведения, проректор по научной работе, доцент по кафедре теории музыки и композиции ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова» (Петрозаводск, Россия): Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Горная Ирина Николаевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова» (Петрозаводск, Россия)

Окунева Екатерина Гурьевна, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой теории музыки и композиции ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова» (Петрозаводск, Россия)

Хилько Наталья Павловна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова» (Петрозаводск, Россия)

Копосова Ирина Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент по кафедре теории музыки и композиции ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова» (Петрозаводск, Россия)

Технический секретарь – Войтович Алевтина Аркадьевна, преподаватель кафедры музыки финно-угорских народов ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова» (Петрозаводск, Россия)

Редактор: Великанова Екатерина Александровна, кандидат филологических наук

Редактор английского текста: Орлов Сергей Валентинович

Переводчик: Конова Юлия Валерьевна: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Веб-работы, администрирование сайта: Косырев Владимир Михайлович: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Веб-работы: Забабурин Станислав Андреевич: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дизайн: Растатурин Илья Юрьевич

muznord.ru

Музыкальный журнал Европейского Севера 2, PDF

Транскрипт

1 УДК Вера Анатольевна Швецова этномузыковед, старший преподаватель кафедры музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова Ольга Владимировна Лебедева этномузыковед, преподаватель детской школы искусств имени М. А. Балакирева Vera Anatolyevna Shvetsova ethnomusicologist, senior lecturer at the Department of Music of the Finno-Ugric Nations of the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire Olga Vladimirovna Lebedeva ethnomusicologist, teacher at the Petrozavodsk Children s School of Arts ПИИРИЛЕЙККИ БЕЛОМОРСКИХ КАРЕЛОВ: ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ PIIRILEIKKI BY WHITE SEA KARELIANS: PROBLEMS OF TERMINOLOGY AND EXISTENCE Аннотация В статье рассматриваются проблемы терминологии и функционирования музыкально-хореографической формы пиирилейкки (в переводе с финского и карельского языков, «круговая игра» или «игра в кругу»), которая распространилась на территории Беломорской Карелии в конце XIX века. Термин, введенный финляндским исследователем Ю. Рейнхолмом для обозначения всех круговых танцев и игр, органично влился в народную терминологию беломорских карелов вместе с самим культурным явлением. Пиирилейкки, по мнению ученых (А. Асплунд и др.) вобравшие в себя элементы европейских танцев польки, мазурки и вальса, осваивались беломорскими карелами в соответствии с нормами собственной этнической культуры и стали частью местной музыкально-фольклорной традиции. Abstract The article covers the problems of terminology and existence of piirileikki, a musical and choreographic folk genre. The term piirileikki translated from the 22

2 Finnish and Karelian languages means a round dance-game or a game in a circle. These circle games accompanied by songs became widespread on the territory of the White Sea Karelia in the middle of the 19th century. This term, introduced by the Finnish folk researcher J. Reinholm to define all round dances and games, naturally blended into the White Sea Karelian terminology, along with the cultural phenomenon piirileikki. According to folk researchers (A. Asplund and others) piirileikki originates from the Swedish and Finnish traditional round dances that imbibed the features of the European dances such as polka, mazurka, and waltz. White Sea Karelians absorbed and assimilated this singing-dancing genre in accordance with the ethnic norms of their own culture, thus making the genre a part of the local musical folk tradition. Ключевые слова: пиирилейкки, беломорские карелы, игра в кругу. Keywords: piirileikki, White Sea Karelians, round dance-game. Жанровая система певческого фольклора Беломорской Карелии включает в себя как традиционные жанры, входящие в сферу музыкальной архаики, так и более поздние, в основном представляющие собой культурные заимствования. К области традиционной музыки относятся обрядовая и необрядовая причеть, огромный пласт рунических форм эпические руны, свадебные и колыбельные песни, а также старинные песенные импровизации йойги. Происхождение остальных образцов певческого фольклора беломорских карелов, так или иначе, связано с музыкальными культурами народов, с ними соседствующих (русских, финнов). К ним относится и музыкально-хореографическая форма пиирилейкки 1 (в переводе с финского и собственно карельского piirileikki «круговая игра», или «игра в кругу»), распространившаяся на территории Беломорской Карелии примерно со второй половины XIX века. В отличие от раннефольклорных жанров (причитаний, рун и йойг) коренным населением пиирилейкки воспринимались как «новые» песни, под 23

3 которые было принято танцевать. Уже в 30-х годах XIX века фольклористы были обеспокоены грядущим забвением древних рун карелов и финнов, вытеснявшихся, по словам Э. Лённрота, «полурусскими, полушведскими и другими новейшими песнями» [9, с. 165]. Действительно, процессы усвоения карелами некоторых иноэтничных культурных форм протекали довольно активно. Этому немало способствовала разносная торговля, которой беломорские карелы занимались на территории Финляндии вплоть до конца XIX столетия. Примечательно, что термин «пиирилейкки» не является народным и родился позднее, чем само явление. Он был введён финляндским исследователем Ю. Рейнхольмом в конце XIX века для обозначения целого ряда музыкально-хореографических форм, куда вошли парно-массовые танцы круговой структуры и игры с элементами танца в сопровождении песен. Как отмечала А. Асплунд, в середине XIX столетия в Финляндии были распространены традиционные «круговые танцы» шведов и финнов (от шведск. ringadans и финск. rinkitanssi). Уже в конце XIX века в финляндской литературе и рукописях по отношению к этим танцам наряду с термином rinkitanssi и в качестве его синонима стали использоваться термины народного происхождения hyppy и piirihyppy (в переводе с финского, соответственно, «прыжок» и «прыжок в кругу»), непосредственно отражавшие особенности хореографии танцев [11, с. 184]. По всей вероятности, Ю. Рейнхольм стремился преодолеть языковую «пестроту» в определении типологически близких явлений традиционной культуры финнов и шведов и, заменив термин rinki на piiri (оба слова имеют значение «круг»), объединил все круговые игры и танцы одним термином piirileikki. За песнями, которые их сопровождали, в литературе (преимущественно, финляндской) закрепилось, соответственно, название 1 В дальнейшем в работе термин «пиирилейкки» используется именно в таком написании, полученном методом транслитерации. По этой причине термин, имеющий иностранное 24

4 piirilaulu («круговая песня»), хотя карелы и песни, и игру называют пиирилейкки. Несмотря на искусственное происхождение, новый термин был благополучно освоен и надёжно закрепился как в традиционном обиходе беломорских карелов, так и в научной литературе. Шведские и финские танцы в кругу проникли на карельскую «почву» не в первозданном виде. К тому времени они уже вобрали в себя элементы полски 2, мазурки и вальса европейских танцев, ставших «придворными» [11, с. 181]. Об этом говорят прыжки, акцентирующие третью долю, и кружение в парах, свидетельствующие о родстве с финской и шведской полской. Влияние европейских танцев нашло отражение не только в хореографической лексике, но и в народной терминологии, описывающей хореографическую специфику пиирилейкки: по свидетельству информантов, в паре нужно держаться «как в вальсе» [ФА ИТМ ПГК] 3. Игры в кругу исполнялись в сопровождении песен в перерывах между танцами, сопровождаемыми музыкантами-инструменталистами. Причём, как правило, девушки приглашали партнёра. Э. Лённрот в своих путевых заметках описывал игры, в которые играла молодёжь в 1835 году в дер. Рукаярви Муезерского района и в 1837 году в дер. Елетъярви Лоухского района под русские песни. Уточним, что учёный называет игру танцем и наоборот, танец игрой, считая их синонимичными. При этом он указывал: «танцы происхождение, не подлежит склонению. 2 Под полской исследователи обычно понимают народный танец польского происхождения, в трёхдольном или двудольном метре, по ритму близкий мазурке. Полска распространилась на большей части Европы только в XVII столетии [6, с. 87]. Известно, что в Финляндии полска изначально была церемониальным свадебным танцем-хороводом и танцем-цепочкой. Но к середине XIX века она выделилась из свадебного обряда и стала самостоятельным народным массовым танцем, приобретя черты парных танцев: прыжки, кружение танцоров в паре [4, с. 47]. 3 Из материалов ФА ИТМ ПГК (здесь и далее ФА ИТМ ПГК Фольклорный архив Института традиционной музыки Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова), Калевальский район, п. Юшкозеро. Записано Швецовой В. А., Страчевской Э., Пуговкиной Н., Денежкиной Э., Васильевой А., Лебедевой О. от В. Г. Метелевой в 2006 г. См.: Каталог коллекций основного аудиофонда фольклорного архива ИТМ. Петрозаводск, Коллекция 115, ОКАФ 117 (ОЦФ CD 150). 25

5 сопровождаются песнями. Более быстрые танцы исполняются под песни на ломаном русском языке. А медленные как под песни на русском, так и на финском (карельском) языках» [9, с. 142, 190]. Возможно, именно совмещение игровых и танцевальных элементов в пиирилейкки позволяет некоторым исследователям проводить аналогии с русским хороводом. На наш взгляд, эти типологически сходные явления восходят к наиболее древним хореографическим формам, генетически связанным с обрядом. Праформой поздних круговых танцев карелов, наряду с пришедшими из Европы танцами, несомненно, является старинная крууга. Как известно, под этим названием в разных районах Карелии объединялись танцы с различным рисунком. Так, В. Мальми даёт описания крууги из Падан (Медвежьегорский район), которая «идёт по кругу», заканчивают её девушки, хотя в круг их собирают парни. В Толвуе (Заонежье) в крууге только стояли и разговаривали. В Кестеньге крууга более разнообразна, для неё характерна импровизационность. Как отмечает хореограф, все крууги исполнялись под русские протяжные песни [7, с. 9]. Отметим, что на свадьбе в Беломорской Карелии круугу водил патьвашка (главный сват, руководитель свадебного ритуала) или пара, достойная вести этот торжественный танец. Построение крууги не имеет замкнутого круга, а метрическая структура песен не совпадает с шагом, рисунок же зависел от фантазии ведущего. Приведём описание кругового танца, которое предлагает А. Асплунд. Ринкитанец, по словам исследовательницы, представлял собой простой танец под песню, в котором главный элемент (ход рядами, цепочками) был известен еще до XIX века. Основная позиция все участники стоят в кругу, держась за руки, или руки свободно опущены. В кругу танцуют одна-две пары. Пары менялись в то время, когда начинали петь следующую песню. Руководством к действию служили и слова, встречавшиеся в тексте песен: «дай руку, становись рядом, танцуй, возьми за шею, поцелуй, танцуй еще» [11, с. 181]. Эти 26

6 словесные указания, на наш взгляд, служат иллюстрацией того, что основной функцией пиирилейкки изначально являлось общение неженатой молодёжи с целью создания пары. У беломорских карелов женихи зачастую выбирали себе невест во время больших праздников, на которые съезжались жители и окрестных, и далёких деревень. Участие в круговых играх как раз предоставляло молодым людям возможность для знакомства. Пиирилейкки приобрели такую популярность среди деревенских жителей, что вошли и в свадебный ритуал. Вместе с финскими и (реже) русскими лирическими песнями и танцами, пиирилейкки стали неотъемлемой частью молодёжных гуляний, устраивавшихся сразу после просватания невесты у неё в доме, и продолжавшихся на протяжении всего ритуала, в том числе, и в доме жениха. Вхождение пиирилейкки в свадебный ритуал, по нашему мнению, ещё раз демонстрирует преемственность этого жанра с древней севернокарельской круугой. Как известно, «для получения наиболее адекватного знания о народной музыкальной культуре необходимо сочетать взгляд на неё извне с позиции исследователя и изнутри с позиции её носителей» [2, с. 408]. Так, В. Г. Метелева из дер. Юшкозеро пояснила: «песню поём, значит, мы уже танцуем» [ФА ИТМ ПГК] 4. Из общего контекста беседы с информантом понятно, что танцевать начинали, когда запевали песню. На массовость этих молодёжных игр и характер движения (шаг) указывает сообщение Тайто Малинена, жителя той же деревни: «по человек по кругу на улице ходили, песни пели без музыки < > могли всей деревней их танцевать» [ФА ИТМ ПГК] 5. Замечание Т. Малинена о том, что «пели без музыки», следует понимать как пение песен без инструментального сопровождения (гармошки). Беседы с информантами и в настоящее время вносят некоторые коррективы в уже устоявшиеся формулировки. Так, например, известную 4 См.: Указ. Каталог коллекций 5 См.: Указ. Каталог коллекций 27

7 песню «Pappani talo», помещенную, например, в сборнике Т. В. Краснопольской «Песни Карельского края» в разделе «Неприуроченные лирические, плясовые песни. Пиирилейкки» 6, многие жители Юшкозера называют «римпа» «прыжок». Действительно, основным движением, сопровождающим песню, является «подпрыгивание» на одной ноге с приземлением на эту же ногу и последующим шагом. По сведениям Ю. А. Гладышева, в Калевале римпой называют парный массовый танец, основным движением которого является мелкий бег с подскоком на третьей доле каждого такта. «Положение рук танцующих крест-накрест. Пары двигаются по кругу против часовой стрелки» [1, с. 104]. В карельской деревне Панозеро, как пишет И. Б. Семакова, распространён парный «лёгкий танец» rimppa [10, с. 433]. Исследователь не относит этот танец к карельским и финским играм в кругу. Добавим, что в сборнике «Карельские песни Калевальского края» песня «Pappani talo», напротив, помещена в раздел «Пиирилейкки» под Опираясь на записи собирателей, можно сделать вывод, что хореография пиирилейкки, бытовавших в Беломорской Карелии во второй половине XIX первой половине XX веков, не только вобрала в себя движения заимствованных танцев вальса (кружение в парах), польки и полски (прыжки) и песенных круговых игр (бег на полупальцах). Всю эту заимствованную лексику карелы осваивали, подчиняя местной манере исполнения. Римпа, по нашему мнению, может рассматриваться как явление, родственное пиирилейкки, хотя и не идентичное. Прыжок, составляющий основу римпы, у беломорских карелов выглядит довольно сдержанным, невысоким, также как и своеобразный бег пиирилейкки, похожий скорее на подвижный шаг. Отнесение же этого танца многими этномузыкологами к разряду пиирилейкки обусловлено, вероятно, особенностями песенной композиции. Для окончательного решения вопроса о 6 См.: [8]. 7 См.: [3]. 28

8 принадлежности римпы к играм в кругу необходим больший объём сопоставительного материала. Добавим, что, по мнению О. А. Пашиной и Е. А. Дороховой, «в отечественной этномузыкологии классификация жанров русского музыкального фольклора складывалась преимущественно на базе народных обозначений той или иной группы песен. При этом совершенно не учитывалось то обстоятельство, что народная терминология, во-первых, имеет яркую локальную специфику, во-вторых, отражает культурные функции текстов, но редко их структурные особенности. Кроме того, к одному и тому же музыкально-фольклорному тексту может применяться сразу несколько терминологических определений» [2, с. 408, 409]. Приведённое высказывание как нельзя лучше соотносится с нашими наблюдениями над особенностями народной терминологической системы беломорских карелов. Особенности хореографической лексики пиирилейкки и система народных терминов, с помощью которых носители традиции описывают музыкально-хореографическую форму, свидетельствуют о разных историкокультурных напластованиях. Пиирилейкки беломорских карелов, с одной стороны, представляют собой культурное заимствование, являясь образцами позднего или «нового стиля». С другой стороны, пиирилейкки локализовались на местной почве, не нарушая принципов традиционной хореографии. Во второй половине ХХ века пиирилейкки начали выходить из естественного быта беломорских карелов и перестали являться формой досуга молодежи добрачного возраста, сохранившись в памяти людей пожилого возраста. В настоящее время практика исполнения песен с танцами почти полностью переместилась на сцену, в репертуар фольклорных коллективов, при этом пиирилейкки подвергаются сценической обработке. Изменилось положение корпуса исполнителей, подчёркивается соответствие шага ритму песен, а главное, утратилась основная культурная функция пиирилейкки, направленная на знакомство молодых людей и создание пар [5, с. 71]. Несмотря 29

9 на эти метаморфозы, жанр пиирилейкки по-прежнему представляет интерес для исследователей традиционной молодёжной культуры. Литература 1. Гладышев Ю. А. «Музыка Калевалы» антология музыки для кантеле // Художественное образование в местах компактного проживания финно-угорских народов Карелии: Материалы научно-практической конференции мая 2008 г. Петрозаводск, С Дорохова Е. А., Пашина О. А. Народная «теория» музыки и терминология // Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О.А. Пашина. СПб: Композитор, С Зелинский Р. Ф. Карельские песни Калевальского края. Петрозаводск, с. 4. Кокка В. В. О шведской и финской полске // Семизвездье: Сборник материалов научно-практической конференции «Культура финно-угорских народов в современном мире: становление, возрождение, развитие, межэтнические связи». Петрозаводск: КЦНТ, С Лебедева О. В. Пиирилейкки беломорских карел: первый опыт комплексного исследования традиции. Дипломная работа. Петрозаводск, с. 6. Линг Я. Шведская народная музыка. Москва: Музыка, с. 7. Мальми В. В. Народные танцы Карелии. Петрозаводск: КЦНТ, с. 8. Песни Карельского края. Сборник. Сост. и автор вступ. статьи Т. В. Краснопольская. Петрозаводск: Карелия, с. 9. Путешествия Элиаса Лённрота: Путевые заметки, дневники, письма гг. / Пер. с фин. В. И. Кийранен и Р. П. Ремшуевой. Стихи в пер. О. Мишина. Научн. ред., вступ. ст. и примеч. У. С. Конкка. Петрозаводск: Карелия, с. 10. Семакова И. Б. Из наблюдений за музыкальной и хореографической традициями жителей карельской деревни Панозеро // Панозеро: сердце Беломорской Карелии. Петрозаводск: ПетрГУ, С Asplund A. Rinkitanssista piirileikiksi // Pelit jа leikit. Helsinki, С References 1. Gladyshev Ju. A. «Muzyka Kalevaly» antologija muzyki dlja kantele // Hudozhestvennoe obrazovanie v mestah kompaktnogo prozhivanija finno-ugorskih narodov Karelii: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii maja 2008 g. Petrozavodsk, P Dorohova E. A., Pashina O. A. Narodnaja «teorija» muzyki i terminologija // Narodnoe muzykal'noe tvorchestvo: Uchebnik / Otv. red. O. A. Pashina. SPb: Kompozitor, P Zelinskij R. F. Karel'skie pesni Kaleval'skogo kraja. Petrozavodsk, p. 30

10 4. Kokka V. V. O shvedskoj i finskoj polske // Semizvezd'e: Sbornik materialov nauchnoprakticheskoj konferencii «Kul'tura finno-ugorskih narodov v sovremennom mire: stanovlenie, vozrozhdenie, razvitie, mezhjetnicheskie svjazi». Petrozavodsk: KCNT, P Lebedeva O. V. Piirilejkki belomorskih karel: pervyj opyt kompleksnogo issledovanija tradicii. Diplomnaja rabota. Petrozavodsk, p. 6. Ling Ja. Shvedskaja narodnaja muzyka. Moskva: Muzyka, p. 7. Mal'mi V. V. Narodnye tancy Karelii. Petrozavodsk: KCNT, p. 8. Pesni Karel'skogo kraja. Sbornik. Sost. i avtor vstup. stat'i T. V. Krasnopol'skaja. Petrozavodsk: Karelija, p. 9. Puteshestvija Jeliasa Ljonnrota: Putevye zametki, dnevniki, pis'ma gg. / Per. s fin. V. I. Kijranen i R. P. Remshuevoj. Stihi v per. O. Mishina. Nauchn. red., vstup. st. i primech. U. S. Konkka. Petrozavodsk: Karelija, p. 10. Semakova I. B. Iz nabljudenij za muzykal'noj i horeograficheskoj tradicijami zhitelej karel'skoj derevni Panozero // Panozero: serdce Belomorskoj Karelii. Petrozavodsk: PetrGU, P Asplund A. Rinkitanssista piirileikiksi // Pelit ja leikit. Helsinki, S

docplayer.ru

Музыкальный журнал Европейского Севера

Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова предлагает отечественным и зарубежным исследователям (докторантам, аспирантам, соискателям учёных степеней, учёным, преподавателям) опубликовать результаты своей научно-исследовательской и научно-практической деятельности в научном электронном журнале «Музыкальный журнал Европейского Севера».

Основной целью данного периодического научного издания является публикация исследований по проблемам истории, теории и исполнительской практики музыкального искусства. Задачи издания:

  • отразить результаты научно-исследовательской и научно-практической деятельности отечественных и зарубежных учёных, соискателей учёных степеней;
  • осветить проблемы и тенденции современной музыкальной науки в разных ракурсах: история и теория музыки, социология и психология музыкального восприятия, философия музыки, этномузыкология, музыкальное источниковедение и текстология, музыкальный менеджмент;
  • организовать открытую научную дискуссию, способствующую повышению качества диссертационных исследований, эффективности экспертизы научных работ;
  • обеспечить информационное сопровождение научных инновационных проектов в сфере музыкальной культуры;
  • совершенствовать издательскую деятельность Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова в научно-исследовательской сфере в соответствии с требованиями, предъявляемыми Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ, а также международных индексов научного цитирования, в частности Web of science, Web of Knowledge, Scopus.

Редакция журнала принимает научные статьи по тематике:

  • Современные проблемы музыкознания и композиторского творчества;
  • Исторические и современные формы музыкальной практики;
  • Классическая музыка в современном мире;
  • Музыкознание в контексте гуманитарных наук;
  • Этномузыкальные культуры финно-угорского мира;
  • Музыкальная культура Европейского Севера;
  • Образовательные технологии в творческом вузе.

Редакция также принимает к публикации рецензии на издания (монографию, учебник, учебное пособие) и материалы обзорного характера научной жизни.

Журнал выпускается четыре раза в год. Все материалы проходят процедуру рецензирования, что призвано обеспечить качество публикуемых в журнале научных статей в области музыковедения.

muznord.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта