Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Настольные игры советского времени. Настольные игры из журналов ссср


Наши настольные игры / Назад в СССР / Back in USSR

Настольные игры были популярны в нашей стране и при царях, и при генеральных секретарях. Но если при царях игры были просто играми, средством скоротать досуг, то в советские времена игры стали нести еще и воспитательную и пропагандистскую нагрузку. Но давайте рассмотрим советские настольные игры подробнее…

«Перелет Москва-Китай». (1925)

В 1910-ые годы и в годы Первой мировой самолеты в нашей стране строили, но в элитный клуб ведущих авиационных держав наша страна не входила. Почему? Ну, например, вот одна из причин — всем известно, что самолет не летает без двигателя, а двигателестроение находилось в царской России в зачаточном состоянии. И самую важную «деталь» для российских самолетов приходилось закупать за рубежом. Новая власть решила покончить с технологической отсталостью. Лозунг «догнать и перегнать» вошел в обиход ближе к концу двадцатых — в эпоху индустриализации. А вот акционерское общество «Добролет» (Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота) появилось уже в 1923 году.
Целью основателей общества было содействие развитию отечественной гражданской авиации — пассажирской, почтовой, грузовой. Общество просуществовало 7 лет. За это время самолеты «Добролета» налетали почти 10 миллионов километров, перевезли 47 тысяч пассажиров и 408 тонн груза (очень неплохой результат для авиакомпании двадцатых годов). Свою деятельность «Добролет» рекламировал и при помощи настольных игр. Игра «Перелет Москва-Китай» предельно проста — кидая кубики, игроки должны как можно быстрее добраться до Пекина, вылетев с московского аэродрома.

«Электрификация» (1928)

«Коммунизм — это Советская власть плюс электрификация всей страны» — говорил В. И. Ленин. Слова у первого руководителя Страны Советом не расходились с делом. В феврале 1920 был принят план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России). Результатом этого плана стали широко разрекламированные «лампочки Ильича», загоревшиеся даже в самых глухих деревнях нашей необъятной страны. Разумеется, «электрификация всей страны» не могла не найти отображение и в настольных играх.
Играть в «Эликтрификацию» могли от двух до четырех игроков. К услугам игроков большие и маленькие карточки с картинками. Больших всего четыре — деревня, город, аул, порт. Эти карточки делятся между игроками — это объекты, которые они должны электрифицировать. Маленькие карточки перемешиваются и раздаются игрокам. Игроки вытягивают карточки у своих соседей и откладывают парные картинки. В конце концов у них должны остаться не имеющие пары картинки с электрическими лампочки. По числу таких карточек на игровом поле открываются закрытые кружками поля — электрифицированные объекты. Тот, кто электрифицировал свою часть игрового поля первым, тот и оказался победителем.

«Дадим сырье заводам» (1930)

1930 год — самом разгаре Первая Пятилетка, полным ходом идет индустриализация, в стране строятся заводы — гиганты, возникают буквально на пустом месте огромные промышленные районы. Разумеется, не могли обойти стороной тему индустриализации и производители настольных играх.
В игре «Дадим сырье заводам» игрокам нужно было, бросая кубики, перемещаться по игровому полю и собирать различное вторсырье, которое будет переработано на игровых заводах. Побеждал, разумеется, тот, кто дал заводам больше сырья.

«Ленин идет в Смольный» (1970)

А теперь из двадцатых — тридцатых давайте перенесемся в эпоху «развитого социализма». В апреле 1970 года наша страна отмечала столетие со дня рождения вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Не мог остаться в стороне от этого празднества и детский журнал «Веселые Картинки». На страницах журнала в «юбилейном» апрельском номере была опубликована игра «Ленин идет в Смольный». Игра представляла собой классический «лабиринт» — игрокам предстояло провести Ильича в историческую ночь с 24 на 25 октября по старому стилю из конспиративной квартиры в Смольный. Ночной Петроград изобиловал опасностями — патрули, конные юнкера. Впрочем, многим игрокам прогулка по ночному предреволюционному Питеру показалась занятием скучным, и почти сразу же появилась «многопользовательская версия» этой игры. И игроков, и Лениных было уже несколько, и побеждал тот игрок, чей Ленин добрался до Смольного первым. Настольные игры в первые десятилетия существования советской власти были и средством пропаганды и своего рода средством допризывной подготовки. И ничего плохого в этом нет. В двадцатые годы в нашей стране готовились к отражению новой интервенции (разрыв дипломатических отношений с Англией, ультиматум Керзона, «военная тревога»). После 30 января 33-го года не нужно было быть великим провидцем или гениальным аналитиком, чтобы догадаться — новая мировая война неизбежна (достаточно было прочитать по касательной двести страниц текста Версальского договора или прочитать его краткое изложение в газетах). Так что, настольная военно-патриотическая пропаганда, рассчитанная на будущих солдат и командиров, была делом совсем не лишним. Не приходится удивляться обилию «варгеймов» (военных игр или попросту настольных стратегий), вышедших в нашей стране в двадцатые-тридцатые годы. Про правила этих игр долго распространяться не будем — «варгейм» он есть «варгейм». Посмотрим лучше на отсканированные коробки игр.
Настольные игры были популярны и в царской России и в Советском Союзе. Многие игры оказались долгожителями — после смены власти и государственного строя у них менялось только название и оформление, а «геймплей» оставался неизменным. Но в 1985 году в нашей стране в очередной раз сменилась власть и началась так называемая «перестройка». Вместе с политикой партии и правительства изменились и настольные игры. Итак, игры эпохи перестройки.

«Заколдованная страна»

В 1970 году американцы Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон выпустили первую настольную игру из бесконечной серии Dungeon & Dragons (или сокращенно D&D — Подземелья и Драконы). Игроки попадали в мир героического фэнтэзи, и вживались в роли могучих воинов, мудрых магов, бессмертных эльфов и других героев популярных в ту пору книг о мирах, которыми правят меч и магия.Карта Закодованной страны В Советском Союзе такое историческое событие, как появление на свет D&D прошло незамеченным. Настольные ролевые игры в нашей стране популярностью не пользовались (из ролевых игр у нас пользовалась популярностью разве что полевая игра «Зарница» в пионерлагерях). Причина такой непопулярности проста — полное отсутствие настольных ролевых игр. Ознакомиться с чем-то похожим на D&D граждане нашей страны смогли только в 1990 году, когда кооператив «Осень» издал тиражом в 40 тысяч экземпляров настольную игру «Заколдованная Страна». Игра представляла собой вольную вариацию на тему самых первых и самых простых вариантов «Подземелий и Драконов».
Есть игровое поле с локациями, есть книга ведущего с подробным описанием того, что ждет игроков на этих локациях, есть персонажи, которых могут отыгрывать игроки, есть карточки с монстрами и их «тактико-техническими характеристиками», и, есть, наконец, кубики, при помощи которых решались исходы игровых поединков. Игра мгновенно обрела «культовый» статус — путешествия по «Заколдованной Стране» увлекли очень многих. Как и многое другое в последние годы существования СССР, игра относилась к разряду «дефицита» (дефицитом тогда были не только настольные игры, но и многие продукты питания). Но те, кто с ней ознакомился, делали буквально «на коленке» свои версии игры. Во многом благодаря именно «Заколдованной Стране» в России зародилось ролевое движение.

Конверсия

Знаменитая «Монополия», созданная в Америке в самый разгар Великой Депрессии, моментально стала хитом продаж во всем мире. Еще бы — каждый желающий при помощи этой игры мог почувствовать себя магнатом или олигархом (особенно актуальной эта игра была именно в начале тридцатых годов, в самый разгар самого масштабного кризиса в истории мировой экономики — в Америке, самой богатой стране мира, миллионы людей остались без средств к существованию). Но в нашей стране была социалистическая плановая экономика, кризисы на нас никак не сказывались, но и «Монополия» никак не соответствовала «генеральной линии партии». Первым советским настольным экономическим симулятором стала «Конверсия».
В последние годы существования Советского Союза слово «конверсия» было очень популярным. В переводе с латыни оно означает «обращение» или «превращение». В первую очередь в ту пору говорили о конверсии в военной промышленности — превращении военных заводов в заводы, выпускающие сугубо мирную продукцию. А то ракет, самолетов и танков у нас много, а, например, бытовой техники мало. Не будем говорить о том, как проводилась эта конверсия — это тема для отдельной предельно политизированной статьи, поговорим об игре. При первом взгляде на коробку игры становится ясно еще одно значение слова «конверсия». Да всем ясно, что речь идет о конвертируемости рубля. В истории Советского Союза была конвертируемая валюта — червонцы, обеспеченные золотом (и курс червонца на международных валютных биржах иногда почти догонял курс британского фунта стерлингов). Но к моменту выхода «Конверсии» в стране была одна денежная единица — рубль, который называли в ту пору «деревянным», т. к. за пределами нашей страны что-либо купить на рубли было невозможно. Нет, опять-таки, не будем говорить о том, хорошо это или плохо, когда национальная валюта конвертируема и ее можно с легкостью вывести за рубеж. Поговорим о игре.
Игровое поле Это не клон «Монополии», а вполне самостоятельная игра. Играют несколько человек. Один из игроков берет на себя обязанности банкира — раздает остальным игрокам стартовый капитал. Обязанность банкира названа в правилах игры «добровольной и бескорыстной». Но согласно тем же правилам банкир в игре не совсем бескорыстен — во время любого из ходов, он может дать любому игроку ссуду под грабительский процент — взял 100 тысяч, верни на следующем ходу 150 тысяч. Стартовый капитал можно тратить на покупку сырья, заводов, транспортных средств. И в дальнейшем заниматься производством товаров, добычей сырья или транспортировкой сырья или товаров. Все произведенное или добытое из земли можно продавать или на внутреннем рынке за рубли, или на внешнем — за доллары (была и возможность менять рубли на доллары по игровому курсу). Во время каждого из ходов игрок должен совершить одно из действий — купить, продать, отправить груз заказчику, взять ссуду. Играли ли в «Конверсию» российские олигархи, регулярно попадающие в список миллиардеров журнала «Форбс», доподлинно неизвестно.
Так в игре выглядит внутренний рынок СССР А так в игре выглядит американский рынок, на который можно прийти со своим товаром

«Гласность»

Пожалуй, это первый случай издания в нашей стране «лицензионной» и «локализованной» игры. Пусть еще не компьютерной, а настольной (сама мысль о том, что у компьютерных игр есть какие-то там правообладатели, которые хотят каких-то денег, показалась бы в конце восьмидесятых гражданам нашей страны просто смешной).
Настольная игра Glasnost вышла в Америке в 1989 году. В ту пору все, что связано с Советским Союзом пользовалось в Америке популярностью. Нельзя сказать, что и ранее «советская» тема не всплывала в американских настольных играх, фильмах, мультфильмах, комиксах. Но в годы холодной войны с точки зрения американцев советские русские были звероподобными злодеями, безжалостными кровожадными агрессорами, мечтающими о господстве над миром и о массовых необоснованных репрессиях. В годы «перестройки» на непродолжительное время образ русских в американской массовой культуре сменил «полярность». Если в 1984 году хитом американского кинопроката стал «Красный Рассвет» — фильм об отважных американских подростках, организовавших партизанский отряд, на территории, оккупированной советскими захватчиками, то в 1988 году кино-хитом стала «Красная Жара» — фильм, в котором сугубо положительный образ советского милиционера воплотил на экране сам Арнольд Шварцнеггер. Игра Glasnost как раз и была посвящена налаживанию мирных политических и экономических взаимоотношений между двумя сверхдержавами. Игрокам предстояло вжиться в роли лидеров Советского Союза и Соединенных Штатов, вести политические дебаты, заключать экономические сделки. На политические и экономические аспекты игры оказывали влияние карточки с новостями о том, что происходит в мире, в Советском Союзе и в Америке. У игроков была возможность действительно наладить равноправные партнерские отношения между Америкой и нашей страной, не сдавая одну позицию за другой, как это сделал «неигровой» Горбачев. Игра была оперативно переведена на русский язык и издана в нашей стране большим тиражом. Ныне эта игра давно и прочно забыта по обе стороны Атлантики — Советский Союз прекратил свое существование, и настольные игры про него стали не актуальны. И на последок: Подборка фотографий советских настольных игр и конструкторов разных годов

back-in-ussr.com

Настольные игры советских детей / Назад в СССР / Back in USSR

Настольные игры были популярны в нашей стране и при царях, и при генеральных секретарях. Но если при царях игры были просто играми, средством скоротать досуг, то в советские времена игры стали нести еще и воспитательную и пропагандистскую нагрузку. Но давайте рассмотрим советские настольные игры подробнее… «Перелет Москва-Китай». (1925) В 1910-ые годы и в годы Первой мировой самолеты в нашей стране строили, но в элитный клуб ведущих авиационных держав наша страна не входила. Почему? Ну, например, вот одна из причин — всем известно, что самолет не летает без двигателя, а двигателестроение находилось в царской России в зачаточном состоянии. И самую важную «деталь» для российских самолетов приходилось закупать за рубежом. Новая власть решила покончить с технологической отсталостью. Лозунг «догнать и перегнать» вошел в обиход ближе к концу двадцатых — в эпоху индустриализации. А вот акционерское общество «Добролет» (Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота) появилось уже в 1923 году. Целью основателей общества было содействие развитию отечественной гражданской авиации — пассажирской, почтовой, грузовой. Общество просуществовало 7 лет. За это время самолеты «Добролета» налетали почти 10 миллионов километров, перевезли 47 тысяч пассажиров и 408 тонн груза (очень неплохой результат для авиакомпании двадцатых годов). Свою деятельность «Добролет» рекламировал и при помощи настольных игр. Игра «Перелет Москва-Китай» предельно проста — кидая кубики, игроки должны как можно быстрее добраться до Пекина, вылетев с московского аэродрома. «Электрификация» (1928) «Коммунизм — это Советская власть плюс электрификация всей страны» — говорил В. И. Ленин. Слова у первого руководителя Страны Советом не расходились с делом. В феврале 1920 был принят план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России). Результатом этого плана стали широко разрекламированные «лампочки Ильича», загоревшиеся даже в самых глухих деревнях нашей необъятной страны. Разумеется, «электрификация всей страны» не могла не найти отображение и в настольных играх. Играть в «Эликтрификацию» могли от двух до четырех игроков. К услугам игроков большие и маленькие карточки с картинками. Больших всего четыре — деревня, город, аул, порт. Эти карточки делятся между игроками — это объекты, которые они должны электрифицировать. Маленькие карточки перемешиваются и раздаются игрокам. Игроки вытягивают карточки у своих соседей и откладывают парные картинки. В конце концов у них должны остаться не имеющие пары картинки с электрическими лампочки. По числу таких карточек на игровом поле открываются закрытые кружками поля — электрифицированные объекты. Тот, кто электрифицировал свою часть игрового поля первым, тот и оказался победителем. «Дадим сырье заводам» (1930) 1930 год — самом разгаре Первая Пятилетка, полным ходом идет индустриализация, в стране строятся заводы — гиганты, возникают буквально на пустом месте огромные промышленные районы. Разумеется, не могли обойти стороной тему индустриализации и производители настольных играх. В игре «Дадим сырье заводам» игрокам нужно было, бросая кубики, перемещаться по игровому полю и собирать различное вторсырье, которое будет переработано на игровых заводах. Побеждал, разумеется, тот, кто дал заводам больше сырья. «Ленин идет в Смольный» (1970) А теперь из двадцатых — тридцатых давайте перенесемся в эпоху «развитого социализма». В апреле 1970 года наша страна отмечала столетие со дня рождения вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Не мог остаться в стороне от этого празднества и детский журнал «Веселые Картинки». На страницах журнала в «юбилейном» апрельском номере была опубликована игра «Ленин идет в Смольный». Игра представляла собой классический «лабиринт» — игрокам предстояло провести Ильича в историческую ночь с 24 на 25 октября по старому стилю из конспиративной квартиры в Смольный. Ночной Петроград изобиловал опасностями — патрули, конные юнкера. Впрочем, многим игрокам прогулка по ночному предреволюционному Питеру показалась занятием скучным, и почти сразу же появилась «многопользовательская версия» этой игры. И игроков, и Лениных было уже несколько, и побеждал тот игрок, чей Ленин добрался до Смольного первым. Настольные игры в первые десятилетия существования советской власти были и средством пропаганды и своего рода средством допризывной подготовки. И ничего плохого в этом нет. В двадцатые годы в нашей стране готовились к отражению новой интервенции (разрыв дипломатических отношений с Англией, ультиматум Керзона, «военная тревога»). После 30 января 33-го года не нужно было быть великим провидцем или гениальным аналитиком, чтобы догадаться — новая мировая война неизбежна (достаточно было прочитать по касательной двести страниц текста Версальского договора или прочитать его краткое изложение в газетах). Так что, настольная военно-патриотическая пропаганда, рассчитанная на будущих солдат и командиров, была делом совсем не лишним. Не приходится удивляться обилию «варгеймов» (военных игр или попросту настольных стратегий), вышедших в нашей стране в двадцатые-тридцатые годы. Про правила этих игр долго распространяться не будем — «варгейм» он есть «варгейм». Посмотрим лучше на отсканированные коробки игр. Настольные игры были популярны и в царской России и в Советском Союзе. Многие игры оказались долгожителями — после смены власти и государственного строя у них менялось только название и оформление, а «геймплей» оставался неизменным. Но в 1985 году в нашей стране в очередной раз сменилась власть и началась так называемая «перестройка». Вместе с политикой партии и правительства изменились и настольные игры. Итак, игры эпохи перестройки. «Заколдованная страна» В 1970 году американцы Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон выпустили первую настольную игру из бесконечной серии Dungeon & Dragons (или сокращенно D&D — Подземелья и Драконы). Игроки попадали в мир героического фэнтэзи, и вживались в роли могучих воинов, мудрых магов, бессмертных эльфов и других героев популярных в ту пору книг о мирах, которыми правят меч и магия. Карта Закодованной страны В Советском Союзе такое историческое событие, как появление на свет D&D прошло незамеченным. Настольные ролевые игры в нашей стране популярностью не пользовались (из ролевых игр у нас пользовалась популярностью разве что полевая игра «Зарница» в пионерлагерях). Причина такой непопулярности проста — полное отсутствие настольных ролевых игр. Ознакомиться с чем-то похожим на D&D граждане нашей страны смогли только в 1990 году, когда кооператив «Осень» издал тиражом в 40 тысяч экземпляров настольную игру «Заколдованная Страна». Игра представляла собой вольную вариацию на тему самых первых и самых простых вариантов «Подземелий и Драконов». Есть игровое поле с локациями, есть книга ведущего с подробным описанием того, что ждет игроков на этих локациях, есть персонажи, которых могут отыгрывать игроки, есть карточки с монстрами и их «тактико-техническими характеристиками», и, есть, наконец, кубики, при помощи которых решались исходы игровых поединков. Игра мгновенно обрела «культовый» статус — путешествия по «Заколдованной Стране» увлекли очень многих. Как и многое другое в последние годы существования СССР, игра относилась к разряду «дефицита» (дефицитом тогда были не только настольные игры, но и многие продукты питания). Но те, кто с ней ознакомился, делали буквально «на коленке» свои версии игры. Во многом благодаря именно «Заколдованной Стране» в России зародилось ролевое движение. Конверсия Знаменитая «Монополия», созданная в Америке в самый разгар Великой Депрессии, моментально стала хитом продаж во всем мире. Еще бы — каждый желающий при помощи этой игры мог почувствовать себя магнатом или олигархом (особенно актуальной эта игра была именно в начале тридцатых годов, в самый разгар самого масштабного кризиса в истории мировой экономики — в Америке, самой богатой стране мира, миллионы людей остались без средств к существованию). Но в нашей стране была социалистическая плановая экономика, кризисы на нас никак не сказывались, но и «Монополия» никак не соответствовала «генеральной линии партии». Первым советским настольным экономическим симулятором стала «Конверсия». В последние годы существования Советского Союза слово «конверсия» было очень популярным. В переводе с латыни оно означает «обращение» или «превращение». В первую очередь в ту пору говорили о конверсии в военной промышленности — превращении военных заводов в заводы, выпускающие сугубо мирную продукцию. А то ракет, самолетов и танков у нас много, а, например, бытовой техники мало. Не будем говорить о том, как проводилась эта конверсия — это тема для отдельной предельно политизированной статьи, поговорим об игре. При первом взгляде на коробку игры становится ясно еще одно значение слова «конверсия». Да всем ясно, что речь идет о конвертируемости рубля. В истории Советского Союза была конвертируемая валюта — червонцы, обеспеченные золотом (и курс червонца на международных валютных биржах иногда почти догонял курс британского фунта стерлингов). Но к моменту выхода «Конверсии» в стране была одна денежная единица — рубль, который называли в ту пору «деревянным», т. к. за пределами нашей страны что-либо купить на рубли было невозможно. Нет, опять-таки, не будем говорить о том, хорошо это или плохо, когда национальная валюта конвертируема и ее можно с легкостью вывести за рубеж. Поговорим о игре. Игровое поле Это не клон «Монополии», а вполне самостоятельная игра. Играют несколько человек. Один из игроков берет на себя обязанности банкира — раздает остальным игрокам стартовый капитал. Обязанность банкира названа в правилах игры «добровольной и бескорыстной». Но согласно тем же правилам банкир в игре не совсем бескорыстен — во время любого из ходов, он может дать любому игроку ссуду под грабительский процент — взял 100 тысяч, верни на следующем ходу 150 тысяч. Стартовый капитал можно тратить на покупку сырья, заводов, транспортных средств. И в дальнейшем заниматься производством товаров, добычей сырья или транспортировкой сырья или товаров. Все произведенное или добытое из земли можно продавать или на внутреннем рынке за рубли, или на внешнем — за доллары (была и возможность менять рубли на доллары по игровому курсу). Во время каждого из ходов игрок должен совершить одно из действий — купить, продать, отправить груз заказчику, взять ссуду. Играли ли в «Конверсию» российские олигархи, регулярно попадающие в список миллиардеров журнала «Форбс», доподлинно неизвестно. Так в игре выглядит внутренний рынок СССР А так в игре выглядит американский рынок, на который можно прийти со своим товаром «Гласность» Пожалуй, это первый случай издания в нашей стране «лицензионной» и «локализованной» игры. Пусть еще не компьютерной, а настольной (сама мысль о том, что у компьютерных игр есть какие-то там правообладатели, которые хотят каких-то денег, показалась бы в конце восьмидесятых гражданам нашей страны просто смешной). Настольная игра Glasnost вышла в Америке в 1989 году. В ту пору все, что связано с Советским Союзом пользовалось в Америке популярностью. Нельзя сказать, что и ранее «советская» тема не всплывала в американских настольных играх, фильмах, мультфильмах, комиксах. Но в годы холодной войны с точки зрения американцев советские русские были звероподобными злодеями, безжалостными кровожадными агрессорами, мечтающими о господстве над миром и о массовых необоснованных репрессиях. В годы «перестройки» на непродолжительное время образ русских в американской массовой культуре сменил «полярность». Если в 1984 году хитом американского кинопроката стал «Красный Рассвет» — фильм об отважных американских подростках, организовавших партизанский отряд, на территории, оккупированной советскими захватчиками, то в 1988 году кино-хитом стала «Красная Жара» — фильм, в котором сугубо положительный образ советского милиционера воплотил на экране сам Арнольд Шварцнеггер. Игра Glasnost как раз и была посвящена налаживанию мирных политических и экономических взаимоотношений между двумя сверхдержавами. Игрокам предстояло вжиться в роли лидеров Советского Союза и Соединенных Штатов, вести политические дебаты, заключать экономические сделки. На политические и экономические аспекты игры оказывали влияние карточки с новостями о том, что происходит в мире, в Советском Союзе и в Америке. У игроков была возможность действительно наладить равноправные партнерские отношения между Америкой и нашей страной, не сдавая одну позицию за другой, как это сделал «неигровой» Горбачев. Игра была оперативно переведена на русский язык и издана в нашей стране большим тиражом. Ныне эта игра давно и прочно забыта по обе стороны Атлантики — Советский Союз прекратил свое существование, и настольные игры про него стали не актуальны. И на последок: Подборка фотографий советских настольных игр и конструкторов разных годов

back-in-ussr.com

Настольные игры в СССР: amarok_man

  1   В прошлый раз мы вспоминали (ну или узнавали J) как было в СССР с книгами,журналами, газетами и музыкой. Ну, а сегодня вспомним (или узнаем J) как же обстояла ситуация с настольными играми с 80 по 90 год в Советском Союзе.

    Отдельную касту в настольных играх составляли шахматы и шашки (общественность одобряла), домино (общественность с трудом терпела) и карты (общественность усиленно боролась). Домино, это отдельная тема – это азарт, крики, маты, стук костяшек по столу. Настоящая брутальная мужская игра того времени…

1

Также особняком стоят настольные спортивные игры. Это футбол (футболисты оптом на железном прутике или отдельно на индивидуальной пружинке), хоккей (с почти настоящей маленькой шайбой) и баскетбол (у особо продвинутых пацанов аэробаскетбол – как в игровых автоматах за 15 копеек. Только в миниатюре). Если по телевидению шли какие-нибудь чемпионаты, то часто эти спортивные игры воспроизводились в миниатюре на игровом поле.

     Ну и плавно переходим к классическим настольным играм. Фишки, кубики, игровые поля. По традиции того времени (и правы же) эти игры считают развлечениями для детей и подростков. Это сейчас огромное разнообразие «настолок», которые интересны (а часто и чертовски сложны!) даже очень искушенным игрокам любого возраста и вкуса. Но вернемся в 80е годы прошлого века Советского Союза.  

1     Да, после распада СССР многое хлынуло в бывшие республики Союза. В том числе и настольные игры. Но некоторые уверенны, что интересные «настолки» появились именно в то время, но это не так. Для примера приведу классический клон, не менее классической игры

«Монополия», под названием «Менеджер» (1988).

1   А так же «Скрабл» (он же «Эрудит», она же «Крестословица») – аж конец 60 годов прошлого века! Ну и естественно настольная игра, которая и была первой ласточкой к моему увлечению настольными играми – «Заколдованная страна». Про эту игру можно говорить много, как-нибудь я ей посвящу отдельную заметку.

    Так же часто компании «рубились» в морские приключения на полях из журнала «Пионер» под названием «Захват колоний» и «Пираты». Абордажи, бои, паруса (с). Кстати, художником этой "великолепной пары" был самый настоящий князь Владимир Голицын (1904-1941). Удивительно что эти игры дожили и до нашего времени!

1

1

А в какие настольные игры вы играли или играете?

P.S. Я специально не упоминал несколько популярных настольных развлчений-игр того времени. Уверен, что вы сможете без труда дополнить список. Тем более это и сейчас известные и популярные игры ;)

Фото из Интернета

amarok-man.livejournal.com

Советские настольные игры - Предметы советской жизни

Profile

Name: Предметы советской жизни

Entry Tags

"полезные советы", "сделай сам", 1 мая, 1940-е годы, 1950-е годы, 20-годы, 20-е годы, 23 февраля, 30-годы, 30-е годы, 40-годы, 40-е годы, 50-годы, 50-е годы, 60-е годы, 70-е годы, 70-е-годы, 8-е марта, 80-е годы, 90-е годы, \"полезные советы\", \"сделай сам\", БАМ, Баку, Брежнев, ВДНХ, ВИА, ВУЗ, Великая Отечественная, Великая отечественная, Военная форма, Волго-Донской канал, Дети, ЖД, КГБ, КПСС, Киев, Лениград, Ленин, Ленинград, Москва, Московские картинки, Новый год, Одесса, Олимпиада-80, Подмосковье, Пхеньян, СССР, Советская архитектура, Сталин, Сталинская архитектура, Сумгаит, Туркестан, Фотографы, Чернобыль, ЭВМ, Эстония, авиация, автобус, автомобили, автомобиль, азартные игры, аптека, армия, архитектура, аудиозапись, бабушка, белье, бельё, билеты, брелок, бублик, буфет, бухгалтерия, быт, бытовые приборы, велосипеды, внешняя политика, военная техника, воздухоплавание, воспоминания, выборы, газеты, газировка, география, гигиена, гимн, гипсовые статуи, головные уборы, город, городской транспорт, гражданская война, грамота, графический редактор, дата, дача, двор, день Победы, деньги, дети, детсад, детская коляска, детская одежда, детские игрушки, детские игры, детские книжки, детское питание, дефицит, диафильмы, дирижабль, документы, доска почета, дуршлаг, еда, елочные игрушки, железнодорожник, живопись, жилье, журналы, за границу, зима, знаки различия, значки, зонтик, игольница, игра в бутылочку, игрушки, идеология, иностранцы, интерьер, искусство, календарь, калькулятор, канализация, карандаши, карикатуры, карточки, картошка, карусель, качели, квартплата, керосин, килька в томате, кино, кинофильмы, книги, книжная графика, книжная иллюстрация, ковер, коврик, ковры, колбаса, колготки, колхоз, командирские часы, коммуналка, комсомол, консервы, коньки, коробки от печенья, космос, кровать, купальник, курорт, курорты, кухня, лампа, лейка, ленинградская блокада, ленинский зачет, льготы, магазин, магнитофон, марки, мебель, медицина, мода, монументальная пропаганда, мороженое, музеи, музей, музыка, мульфильмы, награды, наука, научный атеизм, носки, ноты, облигации, обувь, общепит, объявление, одежда, октябрьская революция, октябрята, отдых, открытка, очереди, очки, парад, парикмахерская, парк культуры и отдыха, парфюмерия и косметика, патефон, перестройка, песни, печка, пионерлагерь, пионеры, пирожки, пишмашинки, плакат, пластинки, плита, подарок первокласснику, подстаканник, политические деятели, портсигар, посуда, почта, почтовые конверты, праздник, пресса, прикладное искусство, примус, прическа, продам, пропаганда, пропуск, пылесос, пятилетка, радио, радиоприемник, радиоприёмник, раскладушка, реклама, реконструкция Москвы, ресторан, садик, самиздат, самовар, самодеятельность, санатории, санитария, санпост, свадьба, сделай сам, сектанты, село, сельское хозяйство, семейные истории, семья, сервант, сигареты, сигары, скульптура, сленг, собрание, советская торговля, советские художники, социалистическая экономика, соцреализм, спичечные этикетки, спички, спорт, справочник рыболова-любителя, ссылка, ссылки, старые фотографии, стиляги, стихи, стройка, студенты, стул, счастливое детство, счеты, считалки, сыр, табуретка, талоны, танцы, театр, телевидение, телевизор, телефон, техника, торговля, трамвай, транспорт, троллейбус, трудодни, туалет типа сортир, тумбочка, туризм, удостоверение, умывальники, упаковка, учебники, училки, фельетоны, фольклор, фотоаппараты, фотографии, фотография, фотографы, хлопок, ходики, холодная война, художественное творчество, цирк, чайник, частушки, часы, чемодан, чулки, швейная машинка, шестидневка, шкаф, школа, школьная форма, шляпы, экономика, эмиграция, эстрада, юзерпик, юмор

12-авг-2013 12:47 pm

У меня любимая была про Мюнхаузена - как он там на ядре летал и утку в дымоход бил ) Но где-то с 5-6 класса все это становилось совсем неинтересным

12-авг-2013 01:06 pm

Раньше их была моя любимая - "Твои знакомые" 60-х годов с огромным Дядей Степой и опасностью провалиться с волком в котел к поросятам на предпоследний, кажется, уровень. Там были герои сказок. Всегда продавалась в московском "Детском мире", большая коробка.

12-авг-2013 01:58 pm

А я вот всё думаю...Неужели нет такого энтузиаста, который бы кинул клич по ЖЖ, собрал бы эти игры (50-60-70-х годов) с возвратом, перефотографировал бы поля и коробки - и выложил бы в сети в хайрезе, чтобы все желающие могли распечатать себе их на плоттере?

12-авг-2013 02:15 pm

у меня была любимая "Зоопарк" - картинки животных и птиц и описание - 2 проводка, если правильное соединение - загорается лампочка

12-авг-2013 05:12 pm - Советские настолки

В СССР подходили строго и профессионально ко всему, что делали. Игрушками занимались и педагоги и медики. Настольных игр было, конечно, намного меньше чем сейчас, но все были выполнены на высоком (для того времени) уровне и обязательно имели воспитательно-познавательный уклон.

soviet-life.livejournal.com

Советские настольные игры и конструкторы

Данная подборка фотографий наглядно покажет, что лежало на полках "Детских миров" и во что играли дети во времена СССР. В этой коллекции собраны только настольные игры и конструкторы.

Лично у меня не было подобных игр, но некоторые из них я очень хорошо помню по моим знакомым и по какому-то детскому санаторию. Ребёнку же повезло больше: весь этот игровой раритет ему обломился от некой, более бережливой, советской семьи. Далее...

Это что-то совсем древнее.

В эту коробку подмешался ещё один набор.

Крокет есть ещё большой, для залы или лужайки.

От электрики мало чего осталось.

После просмотра мульта "Выбрит наголо", ребёнку срочно понадобилось из этого констуктора собрать механического пса.

Гордые прибалты, под гнётом оккупантов, бынуждены были также работать на мелочь пузатую, как какие-нибудь китайцы.

Помимо всевозможной кукольной мебели, есть также огромная прорва кукольной посуды.

Не удержались и решили покрасить крышу.

Правда иногда, чтобы вспомнить детство, ребёнок достаёт пыльный Мак-бук и запускает какой-нибудь BubbleShooter, Luxor, Angry Birds, Demolotion, Spirits, Cogs… и прочую игровую фигню, которая, как правило, устаревает ещё быстрее самого компьютера.

И еще немного:

В древности в pinball играли не на компьютерах Улыбка

Домино:

Походные шахматы, складные, магнитные:

Дорогие, кстати, были. Целых 5 рублей:

Другие дорожные шахматы. Карманные, пластмассовые, на штифтах:

Йога. По сути это что-то типа шашек, там надо было съедать фишки противника, перепрыгивая через них:

Лото:

Рекомендуется к просмотру: 

www.stena.ee

Настольные игры советских детей / Всё самое лучшее из интернета

Настольные игры были популярны в нашей стране и при царях, и при генеральных секретарях.Но если при царях игры были просто играми, средством скоротать досуг, то в советские времена игры стали нести еще и воспитательную и пропагандистскую нагрузку. Но давайте рассмотрим советские настольные игры подробнее… "Перелет Москва-Китай". (1925)В 1910-ые годы и в годы Первой мировой самолеты в нашей стране строили, но в элитный клуб ведущих авиационных держав наша страна не входила. Почему? Ну, например, вот одна из причин — всем известно, что самолет не летает без двигателя, а двигателестроение находилось в царской России в зачаточном состоянии. И самую важную "деталь" для российских самолетов приходилось закупать за рубежом.Новая власть решила покончить с технологической отсталостью. Лозунг "догнать и перегнать" вошел в обиход ближе к концу двадцатых — в эпоху индустриализации. А вот акционерское общество "Добролет" (Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота) появилось уже в 1923 году. Целью основателей общества было содействие развитию отечественной гражданской авиации — пассажирской, почтовой, грузовой. Общество просуществовало 7 лет. За это время самолеты "Добролета" налетали почти 10 миллионов километров, перевезли 47 тысяч пассажиров и 408 тонн груза (очень неплохой результат для авиакомпании двадцатых годов).Свою деятельность "Добролет" рекламировал и при помощи настольных игр. Игра "Перелет Москва-Китай" предельно проста — кидая кубики, игроки должны как можно быстрее добраться до Пекина, вылетев с московского аэродрома."Электрификация" (1928)"Коммунизм — это Советская власть плюс электрификация всей страны" — говорил В. И. Ленин. Слова у первого руководителя Страны Советом не расходились с делом.В феврале 1920 был принят план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России). Результатом этого плана стали широко разрекламированные "лампочки Ильича", загоревшиеся даже в самых глухих деревнях нашей необъятной страны. Разумеется, "электрификация всей страны" не могла не найти отображение и в настольных играх. Играть в "Эликтрификацию" могли от двух до четырех игроков. К услугам игроков большие и маленькие карточки с картинками. Больших всего четыре — деревня, город, аул, порт. Эти карточки делятся между игроками — это объекты, которые они должны электрифицировать.Маленькие карточки перемешиваются и раздаются игрокам. Игроки вытягивают карточки у своих соседей и откладывают парные картинки. В конце концов у них должны остаться не имеющие пары картинки с электрическими лампочки.По числу таких карточек на игровом поле открываются закрытые кружками поля — электрифицированные объекты. Тот, кто электрифицировал свою часть игрового поля первым, тот и оказался победителем."Дадим сырье заводам" (1930)1930 год — самом разгаре Первая Пятилетка, полным ходом идет индустриализация, в стране строятся заводы — гиганты, возникают буквально на пустом месте огромные промышленные районы. Разумеется, не могли обойти стороной тему индустриализации и производители настольных играх. В игре "Дадим сырье заводам" игрокам нужно было, бросая кубики, перемещаться по игровому полю и собирать различное вторсырье, которое будет переработано на игровых заводах. Побеждал, разумеется, тот, кто дал заводам больше сырья."Ленин идет в Смольный" (1970)А теперь из двадцатых — тридцатых давайте перенесемся в эпоху "развитого социализма". В апреле 1970 года наша страна отмечала столетие со дня рождения вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Не мог остаться в стороне от этого празднества и детский журнал "Веселые Картинки".На страницах журнала в "юбилейном" апрельском номере была опубликована игра "Ленин идет в Смольный". Игра представляла собой классический "лабиринт" — игрокам предстояло провести Ильича в историческую ночь с 24 на 25 октября по старому стилю из конспиративной квартиры в Смольный. Ночной Петроград изобиловал опасностями — патрули, конные юнкера. Впрочем, многим игрокам прогулка по ночному предреволюционному Питеру показалась занятием скучным, и почти сразу же появилась "многопользовательская версия" этой игры. И игроков, и Лениных было уже несколько, и побеждал тот игрок, чей Ленин добрался до Смольного первым.Настольные игры в первые десятилетия существования советской власти были и средством пропаганды и своего рода средством допризывной подготовки. И ничего плохого в этом нет. В двадцатые годы в нашей стране готовились к отражению новой интервенции (разрыв дипломатических отношений с Англией, ультиматум Керзона, "военная тревога").После 30 января 33-го года не нужно было быть великим провидцем или гениальным аналитиком, чтобы догадаться — новая мировая война неизбежна (достаточно было прочитать по касательной двести страниц текста Версальского договора или прочитать его краткое изложение в газетах). Так что, настольная военно-патриотическая пропаганда, рассчитанная на будущих солдат и командиров, была делом совсем не лишним.Не приходится удивляться обилию "варгеймов" (военных игр или попросту настольных стратегий), вышедших в нашей стране в двадцатые-тридцатые годы. Про правила этих игр долго распространяться не будем — "варгейм" он есть "варгейм". Посмотрим лучше на отсканированные коробки игр. Настольные игры были популярны и в царской России и в Советском Союзе. Многие игры оказались долгожителями — после смены власти и государственного строя у них менялось только название и оформление, а "геймплей" оставался неизменным.Но в 1985 году в нашей стране в очередной раз сменилась власть и началась так называемая "перестройка". Вместе с политикой партии и правительства изменились и настольные игры. Итак, игры эпохи перестройки."Заколдованная страна"В 1970 году американцы Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон выпустили первую настольную игру из бесконечной серии Dungeon & Dragons (или сокращенно D&D — Подземелья и Драконы).Игроки попадали в мир героического фэнтэзи, и вживались в роли могучих воинов, мудрых магов, бессмертных эльфов и других героев популярных в ту пору книг о мирах, которыми правят меч и магия. Карта Закодованной страныВ Советском Союзе такое историческое событие, как появление на свет D&D прошло незамеченным. Настольные ролевые игры в нашей стране популярностью не пользовались (из ролевых игр у нас пользовалась популярностью разве что полевая игра "Зарница" в пионерлагерях). Причина такой непопулярности проста — полное отсутствие настольных ролевых игр.Ознакомиться с чем-то похожим на D&D граждане нашей страны смогли только в 1990 году, когда кооператив "Осень" издал тиражом в 40 тысяч экземпляров настольную игру "Заколдованная Страна". Игра представляла собой вольную вариацию на тему самых первых и самых простых вариантов "Подземелий и Драконов". Есть игровое поле с локациями, есть книга ведущего с подробным описанием того, что ждет игроков на этих локациях, есть персонажи, которых могут отыгрывать игроки, есть карточки с монстрами и их "тактико-техническими характеристиками", и, есть, наконец, кубики, при помощи которых решались исходы игровых поединков.Игра мгновенно обрела "культовый" статус — путешествия по "Заколдованной Стране" увлекли очень многих. Как и многое другое в последние годы существования СССР, игра относилась к разряду "дефицита" (дефицитом тогда были не только настольные игры, но и многие продукты питания).Но те, кто с ней ознакомился, делали буквально "на коленке" свои версии игры. Во многом благодаря именно "Заколдованной Стране" в России зародилось ролевое движение.КонверсияЗнаменитая "Монополия", созданная в Америке в самый разгар Великой Депрессии, моментально стала хитом продаж во всем мире.Еще бы — каждый желающий при помощи этой игры мог почувствовать себя магнатом или олигархом (особенно актуальной эта игра была именно в начале тридцатых годов, в самый разгар самого масштабного кризиса в истории мировой экономики — в Америке, самой богатой стране мира, миллионы людей остались без средств к существованию).Но в нашей стране была социалистическая плановая экономика, кризисы на нас никак не сказывались, но и "Монополия" никак не соответствовала "генеральной линии партии". Первым советским настольным экономическим симулятором стала "Конверсия". В последние годы существования Советского Союза слово "конверсия" было очень популярным. В переводе с латыни оно означает "обращение" или "превращение".В первую очередь в ту пору говорили о конверсии в военной промышленности — превращении военных заводов в заводы, выпускающие сугубо мирную продукцию. А то ракет, самолетов и танков у нас много, а, например, бытовой техники мало.Не будем говорить о том, как проводилась эта конверсия — это тема для отдельной предельно политизированной статьи, поговорим об игре.При первом взгляде на коробку игры становится ясно еще одно значение слова "конверсия". Да всем ясно, что речь идет о конвертируемости рубля.В истории Советского Союза была конвертируемая валюта — червонцы, обеспеченные золотом (и курс червонца на международных валютных биржах иногда почти догонял курс британского фунта стерлингов). Но к моменту выхода "Конверсии" в стране была одна денежная единица — рубль, который называли в ту пору "деревянным", т. к. за пределами нашей страны что-либо купить на рубли было невозможно.Нет, опять-таки, не будем говорить о том, хорошо это или плохо, когда национальная валюта конвертируема и ее можно с легкостью вывести за рубеж. Поговорим о игре. Игровое полеЭто не клон "Монополии", а вполне самостоятельная игра. Играют несколько человек. Один из игроков берет на себя обязанности банкира — раздает остальным игрокам стартовый капитал.Обязанность банкира названа в правилах игры "добровольной и бескорыстной". Но согласно тем же правилам банкир в игре не совсем бескорыстен — во время любого из ходов, он может дать любому игроку ссуду под грабительский процент — взял 100 тысяч, верни на следующем ходу 150 тысяч.Стартовый капитал можно тратить на покупку сырья, заводов, транспортных средств. И в дальнейшем заниматься производством товаров, добычей сырья или транспортировкой сырья или товаров. Все произведенное или добытое из земли можно продавать или на внутреннем рынке за рубли, или на внешнем — за доллары (была и возможность менять рубли на доллары по игровому курсу).Во время каждого из ходов игрок должен совершить одно из действий — купить, продать, отправить груз заказчику, взять ссуду. Играли ли в "Конверсию" российские олигархи, регулярно попадающие в список миллиардеров журнала "Форбс", доподлинно неизвестно. Так в игре выглядит внутренний рынок СССР А так в игре выглядит американский рынок, на который можно прийти со своим товаром"Гласность"Пожалуй, это первый случай издания в нашей стране "лицензионной" и "локализованной" игры. Пусть еще не компьютерной, а настольной (сама мысль о том, что у компьютерных игр есть какие-то там правообладатели, которые хотят каких-то денег, показалась бы в конце восьмидесятых гражданам нашей страны просто смешной). Настольная игра Glasnost вышла в Америке в 1989 году. В ту пору все, что связано с Советским Союзом пользовалось в Америке популярностью.Нельзя сказать, что и ранее "советская" тема не всплывала в американских настольных играх, фильмах, мультфильмах, комиксах. Но в годы холодной войны с точки зрения американцев советские русские были звероподобными злодеями, безжалостными кровожадными агрессорами, мечтающими о господстве над миром и о массовых необоснованных репрессиях.В годы "перестройки" на непродолжительное время образ русских в американской массовой культуре сменил "полярность". Если в 1984 году хитом американского кинопроката стал "Красный Рассвет" — фильм об отважных американских подростках, организовавших партизанский отряд, на территории, оккупированной советскими захватчиками, то в 1988 году кино-хитом стала "Красная Жара" — фильм, в котором сугубо положительный образ советского милиционера воплотил на экране сам Арнольд Шварцнеггер. Игра Glasnost как раз и была посвящена налаживанию мирных политических и экономических взаимоотношений между двумя сверхдержавами.Игрокам предстояло вжиться в роли лидеров Советского Союза и Соединенных Штатов, вести политические дебаты, заключать экономические сделки. На политические и экономические аспекты игры оказывали влияние карточки с новостями о том, что происходит в мире, в Советском Союзе и в Америке.У игроков была возможность действительно наладить равноправные партнерские отношения между Америкой и нашей страной, не сдавая одну позицию за другой, как это сделал "неигровой" Горбачев.Игра была оперативно переведена на русский язык и издана в нашей стране большим тиражом. Ныне эта игра давно и прочно забыта по обе стороны Атлантики — Советский Союз прекратил свое существование, и настольные игры про него стали не актуальны.И на последок: Подборка фотографий советских настольных игр и конструкторов разных годов

klikabol.com

Настольные игры советского времени: dmgusev

Настольные игры были популярны в нашей стране и при царях, и при генеральных секретарях. Но если при царях игры были просто играми, средством скоротать досуг, то в советские времена игры стали нести еще и воспитательную и пропагандистскую нагрузку. Но давайте рассмотрим советские настольные игры подробнее…

"Перелет Москва-Китай". (1925)

В 1910-ые годы и в годы Первой мировой самолеты в нашей стране строили, но в элитный клуб ведущих авиационных держав наша страна не входила. Почему? Ну, например, вот одна из причин - всем известно, что самолет не летает без двигателя, а двигателестроение находилось в царской России в зачаточном состоянии. И самую важную "деталь" для российских самолетов приходилось закупать за рубежом.

Новая власть решила покончить с технологической отсталостью. Лозунг "догнать и перегнать" вошел в обиход ближе к концу двадцатых - в эпоху индустриализации. А вот акционерское общество "Добролет" (Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота) появилось уже в 1923 году.Целью основателей общества было содействие развитию отечественной гражданской авиации - пассажирской, почтовой, грузовой. Общество просуществовало 7 лет. За это время самолеты "Добролета" налетали почти 10 миллионов километров, перевезли 47 тысяч пассажиров и 408 тонн груза (очень неплохой результат для авиакомпании двадцатых годов).

Свою деятельность "Добролет" рекламировал и при помощи настольных игр. Игра "Перелет Москва-Китай" предельно проста - кидая кубики, игроки должны как можно быстрее добраться до Пекина, вылетев с московского аэродрома.

"Электрификация" (1928)

"Коммунизм - это Советская власть плюс электрификация всей страны" - говорил В. И. Ленин. Слова у первого руководителя Страны Советом не расходились с делом.

В феврале 1920 был принят план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России). Результатом этого плана стали широко разрекламированные "лампочки Ильича", загоревшиеся даже в самых глухих деревнях нашей необъятной страны. Разумеется, "электрификация всей страны" не могла не найти отображение и в настольных играх.

Играть в "Эликтрификацию" могли от двух до четырех игроков. К услугам игроков большие и маленькие карточки с картинками. Больших всего четыре - деревня, город, аул, порт. Эти карточки делятся между игроками - это объекты, которые они должны электрифицировать.

Маленькие карточки перемешиваются и раздаются игрокам. Игроки вытягивают карточки у своих соседей и откладывают парные картинки. В конце концов у них должны остаться не имеющие пары картинки с электрическими лампочки.

По числу таких карточек на игровом поле открываются закрытые кружками поля - электрифицированные объекты. Тот, кто электрифицировал свою часть игрового поля первым, тот и оказался победителем.

"Дадим сырье заводам" (1930)

1930 год - самом разгаре Первая Пятилетка, полным ходом идет индустриализация, в стране строятся заводы - гиганты, возникают буквально на пустом месте огромные промышленные районы. Разумеется, не могли обойти стороной тему индустриализации и производители настольных играх.

В игре "Дадим сырье заводам" игрокам нужно было, бросая кубики, перемещаться по игровому полю и собирать различное вторсырье, которое будет переработано на игровых заводах. Побеждал, разумеется, тот, кто дал заводам больше сырья.

"Ленин идет в Смольный" (1970)

А теперь из двадцатых - тридцатых давайте перенесемся в эпоху "развитого социализма". В апреле 1970 года наша страна отмечала столетие со дня рождения вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Не мог остаться в стороне от этого празднества и детский журнал "Веселые Картинки".

На страницах журнала в "юбилейном" апрельском номере была опубликована игра "Ленин идет в Смольный". Игра представляла собой классический "лабиринт" - игрокам предстояло провести Ильича в историческую ночь с 24 на 25 октября по старому стилю из конспиративной квартиры в Смольный.

Ночной Петроград изобиловал опасностями - патрули, конные юнкера. Впрочем, многим игрокам прогулка по ночному предреволюционному Питеру показалась занятием скучным, и почти сразу же появилась "многопользовательская версия" этой игры. И игроков, и Лениных было уже несколько, и побеждал тот игрок, чей Ленин добрался до Смольного первым.

Настольные игры в первые десятилетия существования советской власти были и средством пропаганды и своего рода средством допризывной подготовки. И ничего плохого в этом нет. В двадцатые годы в нашей стране готовились к отражению новой интервенции (разрыв дипломатических отношений с Англией, ультиматум Керзона, "военная тревога").

После 30 января 33-го года не нужно было быть великим провидцем или гениальным аналитиком, чтобы догадаться - новая мировая война неизбежна (достаточно было прочитать по касательной двести страниц текста Версальского договора или прочитать его краткое изложение в газетах). Так что, настольная военно-патриотическая пропаганда, рассчитанная на будущих солдат и командиров, была делом совсем не лишним.

Не приходится удивляться обилию "варгеймов" (военных игр или попросту настольных стратегий), вышедших в нашей стране в двадцатые-тридцатые годы. Про правила этих игр долго распространяться не будем - "варгейм" он есть "варгейм". Посмотрим лучше на отсканированные коробки игр.

Настольные игры были популярны и в царской России и в Советском Союзе. Многие игры оказались долгожителями - после смены власти и государственного строя у них менялось только название и оформление, а "геймплей" оставался неизменным.

Но в 1985 году в нашей стране в очередной раз сменилась власть и началась так называемая "перестройка". Вместе с политикой партии и правительства изменились и настольные игры. Итак, игры эпохи перестройки.

"Заколдованная страна"

В 1970 году американцы Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон выпустили первую настольную игру из бесконечной серии Dungeon & Dragons (или сокращенно D&D - Подземелья и Драконы).

Игроки попадали в мир героического фэнтэзи, и вживались в роли могучих воинов, мудрых магов, бессмертных эльфов и других героев популярных в ту пору книг о мирах, которыми правят меч и магия.

Карта Закодованной страны

В Советском Союзе такое историческое событие, как появление на свет D&D прошло незамеченным. Настольные ролевые игры в нашей стране популярностью не пользовались (из ролевых игр у нас пользовалась популярностью разве что полевая игра "Зарница" в пионерлагерях). Причина такой непопулярности проста - полное отсутствие настольных ролевых игр.

Ознакомиться с чем-то похожим на D&D граждане нашей страны смогли только в 1990 году, когда кооператив "Осень" издал тиражом в 40 тысяч экземпляров настольную игру "Заколдованная Страна". Игра представляла собой вольную вариацию на тему самых первых и самых простых вариантов "Подземелий и Драконов".

Есть игровое поле с локациями, есть книга ведущего с подробным описанием того, что ждет игроков на этих локациях, есть персонажи, которых могут отыгрывать игроки, есть карточки с монстрами и их "тактико-техническими характеристиками", и, есть, наконец, кубики, при помощи которых решались исходы игровых поединков.

Игра мгновенно обрела "культовый" статус - путешествия по "Заколдованной Стране" увлекли очень многих. Как и многое другое в последние годы существования СССР, игра относилась к разряду "дефицита".

Но те, кто с ней ознакомился, делали буквально "на коленке" свои версии игры. Во многом благодаря именно "Заколдованной Стране" в России зародилось ролевое движение.

КонверсияЗнаменитая "Монополия", созданная в Америке в самый разгар Великой Депрессии, моментально стала хитом продаж во всем мире.

Еще бы - каждый желающий при помощи этой игры мог почувствовать себя магнатом или олигархом (особенно актуальной эта игра была именно в начале тридцатых годов, в самый разгар самого масштабного кризиса в истории мировой экономики - в Америке, самой богатой стране мира, миллионы людей остались без средств к существованию).

Но в нашей стране была социалистическая плановая экономика, кризисы на нас никак не сказывались, но и "Монополия" никак не соответствовала "генеральной линии партии". Первым советским настольным экономическим симулятором стала "Конверсия".

В последние годы существования Советского Союза слово "конверсия" было очень популярным. В переводе с латыни оно означает "обращение" или "превращение".

В первую очередь в ту пору говорили о конверсии в военной промышленности - превращении военных заводов в заводы, выпускающие сугубо мирную продукцию. А то ракет, самолетов и танков у нас много, а, например, бытовой техники мало.

Не будем говорить о том, как проводилась эта конверсия - это тема для отдельной предельно политизированной статьи, поговорим об игре.

При первом взгляде на коробку игры становится ясно еще одно значение слова "конверсия". Да всем ясно, что речь идет о конвертируемости рубля.

В истории Советского Союза была конвертируемая валюта - червонцы, обеспеченные золотом (и курс червонца на международных валютных биржах иногда почти догонял курс британского фунта стерлингов). Но к моменту выхода "Конверсии" в стране была одна денежная единица - рубль, который называли в ту пору "деревянным", т. к. за пределами нашей страны что-либо купить на рубли было невозможно.

Нет, опять-таки, не будем говорить о том, хорошо это или плохо, когда национальная валюта конвертируема и ее можно с легкостью вывести за рубеж. Поговорим о игре.

Игровое поле

Это не клон "Монополии", а вполне самостоятельная игра. Играют несколько человек. Один из игроков берет на себя обязанности банкира - раздает остальным игрокам стартовый капитал.

Обязанность банкира названа в правилах игры "добровольной и бескорыстной". Но согласно тем же правилам банкир в игре не совсем бескорыстен - во время любого из ходов, он может дать любому игроку ссуду под грабительский процент - взял 100 тысяч, верни на следующем ходу 150 тысяч.

Стартовый капитал можно тратить на покупку сырья, заводов, транспортных средств. И в дальнейшем заниматься производством товаров, добычей сырья или транспортировкой сырья или товаров. Все произведенное или добытое из земли можно продавать или на внутреннем рынке за рубли, или на внешнем - за доллары (была и возможность менять рубли на доллары по игровому курсу).

Во время каждого из ходов игрок должен совершить одно из действий - купить, продать, отправить груз заказчику, взять ссуду. Играли ли в "Конверсию" российские олигархи, регулярно попадающие в список миллиардеров журнала "Форбс", доподлинно неизвестно.

Так в игре выглядит внутренний рынок СССР

А так в игре выглядит американский рынок, на который можно прийти со своим товаром

"Гласность"

Пожалуй, это первый случай издания в нашей стране "лицензионной" и "локализованной" игры. Пусть еще не компьютерной, а настольной (сама мысль о том, что у компьютерных игр есть какие-то там правообладатели, которые хотят каких-то денег, показалась бы в конце восьмидесятых гражданам нашей страны просто смешной).

Настольная игра Glasnost вышла в Америке в 1989 году. В ту пору все, что связано с Советским Союзом пользовалось в Америке популярностью.

Нельзя сказать, что и ранее "советская" тема не всплывала в американских настольных играх, фильмах, мультфильмах, комиксах. Но в годы холодной войны с точки зрения американцев советские русские были звероподобными злодеями, безжалостными кровожадными агрессорами, мечтающими о господстве над миром и о массовых необоснованных репрессиях.

В годы "перестройки" на непродолжительное время образ русских в американской массовой культуре сменил "полярность". Если в 1984 году хитом американского кинопроката стал "Красный Рассвет" - фильм об отважных американских подростках, организовавших партизанский отряд, на территории, оккупированной советскими захватчиками, то в 1988 году кино-хитом стала "Красная Жара" - фильм, в котором сугубо положительный образ советского милиционера воплотил на экране сам Арнольд Шварцнеггер.

Игра Glasnost как раз и была посвящена налаживанию мирных политических и экономических взаимоотношений между двумя сверхдержавами.

Игрокам предстояло вжиться в роли лидеров Советского Союза и Соединенных Штатов, вести политические дебаты, заключать экономические сделки. На политические и экономические аспекты игры оказывали влияние карточки с новостями о том, что происходит в мире, в Советском Союзе и в Америке.

У игроков была возможность действительно наладить равноправные партнерские отношения между Америкой и нашей страной, не сдавая одну позицию за другой, как это сделал "неигровой" Горбачев.

Игра была оперативно переведена на русский язык и издана в нашей стране большим тиражом. Ныне эта игра давно и прочно забыта по обе стороны Атлантики - Советский Союз прекратил свое существование, и настольные игры про него стали не актуальны.

И на последок: Подборка фотографий советских настольных игр и конструкторов разных годов

dmgusev.livejournal.com


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта