Проект ПДВ и НМУ (неблагоприятные метео условия). Нму журнал
Об утверждении порядка организации и проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Московской области, Распоряжение Минэкологии Московской области от 09 февраля 2016 года №92-РМ
Об утверждении порядка организации и проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Московской области
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 04.05.99 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12 "Об утверждении Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области", с целью организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Московской области:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Московской области.
2. Отделу государственной гражданской службы, мобилизационной подготовки, взаимодействия с общественными организациями Министерства экологии и природопользования Московской области организовать официальное опубликование настоящего распоряжения в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" и размещение (опубликование) на Интернет-портале Правительства Московской области.
3. Управлению охраны окружающей среды Министерства экологии и природопользования Московской области:
3.1. Направить копию настоящего распоряжения в семидневный срок со дня его принятия в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области для проведения правовой экспертизы и включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя министра экологии и природопользования Московской области Вьюркова А.Е.
Министр экологии иприродопользованияМосковской областиА.Б.Коган
Порядок организации и проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Московской области
УТВЕРЖДЕНраспоряжением Министерстваэкологии и природопользованияМосковской областиот 9 февраля 2016 года N 92-РМ
I. Общие положения
Настоящий Порядок организации и проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Московской области (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 04.05.99 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12 "Об утверждении Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области", в целях предотвращения угрозы жизни и здоровью населения при изменении состояния атмосферного воздуха, снижения негативного воздействия на окружающую среду выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Московской области в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ).Порядок определяет общие правила организации и проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ и является обязательным для Министерства экологии и природопользования Московской области, органов местного самоуправления Московской области и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Московской области.На территории Московской области организацию и проведение работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ осуществляют Министерство экологии и природопользования Московской области и органы местного самоуправления Московской области.Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется с учетом прогноза о наступлении НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха с целью его предотвращения. В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения трех степеней опасности (первой, второй и третьей степени), которым должны соответствовать три режима работы предприятий в периоды НМУ.Необходимая эффективность мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ (сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы) устанавливается:- по первому режиму работы предприятия не менее 15%;- по второму режиму работы предприятия не менее 20%;- по третьему режиму работы предприятия не менее 40%.
II. Порядок разработки и согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ
Мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (далее - мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ) разрабатывают юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты), с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области.Разработка мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ является обязательной составной частью проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и проводится как для действующих, так и для проектируемых объектов хозяйственной деятельности. Мероприятия подлежат пересмотру при изменении технологии производства и объемов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются, утверждаются руководителем хозяйствующего субъекта или иным должностным лицом, уполномоченным на то руководителем хозяйствующего субъекта, и согласовываются с Министерством экологии и природопользования Московской области в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством экологии и природопользования Московской области государственной услуги по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
III. Порядок передачи предупреждений о наступлении НМУ
В Московской области предупреждение о наступлении НМУ составляется в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.11.2011 N 899 "Об утверждении Порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам" Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Центральное УГМС").ФГБУ "Центральное УГМС" представляет предупреждение о наступлении НМУ в Министерство экологии и природопользования Московской области. Министерство экологии и природопользования Московской области в течение 1 часа:подтверждает факт получения предупреждения о наступлении НМУ с использованием тех же средств связи, посредством которых было получено предупреждение о наступлении НМУ;направляет предупреждение о наступлении НМУ в органы местного самоуправления Московской области, на территории которых прогнозируются НМУ по межведомственной системе электронного документооборота (МСЭД), электронной почте;размещает предупреждение о наступлении НМУ на Интернет-портале Московской области в разделе Министерства экологии и природопользования Московской области (www.mep.mosreg.ru).При получении предупреждения о наступлении НМУ органы местного самоуправления Московской области в течение 1 часа:подтверждают факт получения предупреждения о наступлении НМУ с использованием тех же средств связи, посредством которых было получено предупреждение о наступлении НМУ;доводят предупреждение о наступлении НМУ до хозяйствующих субъектов, расположенных на подведомственной территории (перечень хозяйствующих субъектов, имеющих согласованные Министерством экологии и природопользования Московской области мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ, размещен на Интернет-портале Московской области в разделе Министерства экологии и природопользования Московской области (www.mep.mosreg.ru)).Органы местного самоуправления Московской области информируют Министерство экологии и природопользования Московской области о доведении предупреждения о наступлении НМУ до хозяйствующих субъектов не позже 1 часа до наступления НМУ по адресу электронной почты [email protected].
Для организации оперативного доведения предупреждения о возникновении НМУ до всех хозяйствующих субъектов органы местного самоуправления Московской области утверждают схему оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении НМУ на территории муниципального образования, согласованную с Министерством экологии и природопользования Московской области, а также назначают лиц, ответственных за соблюдение указанной схемы.Схема оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении НМУ должна включать в себя:контактные данные лиц (ФИО, должность, телефон, электронная почта), ответственных за доведение предупреждения о возникновении НМУ до хозяйствующих субъектов;перечень хозяйствующих субъектов, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ, включая контактные данные лиц (ФИО, должность, телефон), ответственных за прием предупреждений о НМУ.За нарушение порядка передачи предупреждений о возникновении НМУ органы местного самоуправления Московской области несут административную ответственность в соответствии с законодательством Московской области.Перечень хозяйствующих субъектов, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ, подлежит сверки с информацией о согласованных Министерством экологии и природопользования Московской области мероприятиях по уменьшению выбросов в периоды НМУ, размещенной на Интернет-портале Московской области в разделе Министерства экологии и природопользования Московской области (www.mep.mosreg.ru), при наступлении НМУ, но не реже 1 раза в квартал.Для приема предупреждений о возникновении НМУ на объектах хозяйственной деятельности назначаются ответственные лица, которые, по факту поступления предупреждений, регистрируют их в специальном журнале, форма которого приведена в Приложении N 1 к Порядку, и сообщают его содержание всем цехам, участкам и производствам, где осуществляется регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для проведения мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ, согласованных с Министерством экологии и природопользования Московской области.Информация об изменении сроков и степени НМУ, преждевременном прекращении НМУ передается в том же порядке, что и информация о наступлении НМУ.
IV. Контроль за выполнением мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ ватмосферный воздух в периоды НМУ
Контроль за выполнением мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ осуществляется Министерством экологии и природопользования Московской области в форме плановых (рейдовых) осмотров объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в периоды НМУ.Производственный контроль за выполнением мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ осуществляется хозяйствующими субъектами в соответствии с утвержденными планами-графиками контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ непосредственно на источниках выбросов и на контрольных точках (граница санитарно-защитной зоны и/или жилой зоны).Хозяйствующие субъекты в двухдневный срок по окончании периода НМУ представляют в органы местного самоуправления отчет о проведенных мероприятиях по уменьшению выбросов в периоды НМУ, включая результаты инструментальных замеров при их наличии.Форма отчета о проведении мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ приведена в Приложении N 2 к Порядку. Отчет представляется в формате MS Word.Органы местного самоуправления обобщают информацию о проведенных хозяйствующими субъектами мероприятиях по уменьшению выбросов в периоды НМУ и в трехдневный срок представляют ее в Министерство экологии и природопользования Московской области по адресу электронной почты [email protected] для анализа и выработки мер повышения эффективности организации работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.В случае выявления нарушений проведения мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ, ответственными лицами Министерства экологии и природопользования Московской области принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Приложение N 1. Форма журнала для записи предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)
Приложение N 1к Порядку организации проведенияработ по регулированию выбросоввредных (загрязняющих) веществв атмосферный воздух в периоднеблагоприятных метеорологическихусловий на территорииМосковской области
N п/п | Дата, время приема | Текст предупреждения о НМУ | Фамилия, имя, отчество принявшего предупреждения о НМУ | Фамилия, имя, отчество передавшего предупреждения о НМУ | Проведенные мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Приложение N 2. Форма отчета о проведении мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ
Приложение N 2к Порядку организации проведенияработ по регулированию выбросоввредных (загрязняющих) веществв атмосферный воздух в периоднеблагоприятных метеорологическихусловий на территорииМосковской области
N п/п | Наимено-вание организации | Дата, время приема предуп-реждения о НМУ | ФИО, должность, телефон, принявшего предупреж-дения о НМУ | Режим работы при НМУ | Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ, согласованные Минэкологии Московской области | Проведенные мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | * | 5 | 6 | 7 |
_______________ * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных. | |||||||
Электронный текст документаподготовлен АО "Кодекс" и сверен по:официальный сайт Министерства экологиии природопользования Московской областиhttp://mep.mosreg.ru/по состоянию на 30.06.2016
docs.cntd.ru
Проект ПДВ и НМУ (неблагоприятные метео условия)
Подписаться на Будни эколога
Всем известно, что работа эколога опирается на экологическое законодательство, стандарты и нормативы, которые имеют свойства часто дополняться и меняться. Поэтому не удивительно слышать от людей данной профессии множество вопросов: как? зачем? почему? когда?
На сегодняшний день остается актуальной проблема о согласовании мероприятий в период неблагоприятных метео условий (НМУ). Впервые с этим вопросом мы столкнулись в 2012 году, когда на проект ПДВ, зарегистрированный в Департаменте ФС Росприроднадзора, был получен отказ с требованием: «В разделе «Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» представить конкретные мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с п.3 ст.19 Федерального закона от 04.05.99. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»».
И так, стоит или нет, согласовывать «Мероприятия по регулированию выбросов при НМУ как обособленный документ перед утверждением проекта ПДВ?
Наш ответ: нет.
Для того чтобы разобраться насколько правомерными являются отказы Департамента Росприроднадзора по УРФО в согласовании проектов ПДВ при отсутствии согласования с МПР СО раздела «Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» специалистами «ЭкологияРазвитияБизнеса» был направлен запрос в Федеральную Службу по надзору в сфере природопользования и в дальнейшем получен ответ ( РПН_от 27.08.2012 (405 Кб)). Смысл которого заключается в том, что действующие в настоящее время нормативные акты не предусматривают необходимости такого согласования в качестве предварительного условия для установления нормативов выбросов.
Кроме этого, по всей видимости, этот вопрос беспокоит не нас одних. В научно-практическом журнале «Экология Производства», №8 август 2015 г., представлено официальное письмо Росприроднадзора «О рассмотрении обращения», касающегося данной проблемы (ссылка на письмо). Цитата из письма: «… отсутствие согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, включаемых в состав проекта ПДВ, не является причиной для отказа в утверждении нормативов ПДВ».
А стоит ли вообще разрабатывать и согласовывать «Мероприятия по регулированию выбросов при НМУ»?
Наш ответ: да, стоит, но данная процедура не связана с утверждением проекта ПДВ.
Согласно инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты Госкомприроды СССР от 11.09.1989 при разработке проекта ПДВ следует руководствоваться «Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия», утвержденными Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды от 28.08.1987 (далее – Рекомендации). В свою очередь, п. 3.9 Рекомендаций определяет, что в состав проекта ПДВ включаются мероприятия по регулированию выбросов при НМУ, разработанные в соответствии с руководящим документом РД 52.04.52-85. Стоит отметить, что при составлении плана мероприятий по регулированию выбросов на тепловых электростанциях и в котельных необходимо руководствоваться другим РД 153-34.0-02.314-98.
16 августа 2011 года было выпущено Постановление правительства Свердловской области «Об утверждении порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий на территории Свердловской области» № 1081-ПП. В соответствии с п. 9 данного постановления юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрабатывают мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ и план-график контроля выбросов в атмосферный воздух в период НМУ в составе проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Требование данного пункта соответствует требованиям Рекомендаций.
В соответствии с п. 11 Постановления № 1081-ПП юридические лица и ИП, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласовывают разработанные мероприятия при НМУ с Министерством природных ресурсов Свердловской области в порядке, установленном Правительством Свердловской области. Однако данный пункт не предусматривает согласования данных мероприятий в рамках процедуры утверждения проекта ПДВ.
Согласно письма Росприроднадзора от 15.11.2012 г. № ВК-03-01-36/15437 «О направлении Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха» при проведении проверки на предприятии наличие мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (в случае установления таких мероприятий), согласованных в установленном порядке обязательно.
К документам, подтверждающим реализацию мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ, для предприятий, имеющих такие источники выбросов относятся:
· приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды НМУ на заданные режимы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приема оповещений и введения мероприятий по снижению выбросов;
· мероприятия по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от предприятия в периоды НМУ из раздела нормативов ПДВ (с пояснительной запиской).
· журнал для записи предупреждений (оповещений) о НМУ, в котором в числе прочих указываются принятые меры по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
· документы, подтверждающие получение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями информации о прогнозе неблагоприятных метеорологических условий;
· документы, подтверждающие проведение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Сопутствующие услуги:
- Разработка, согласование и утверждение проекта ПДВ
- Разработка и согласование мероприятий при НМУ
- Проведение производственного инструментального контроля на источниках выбросов и на территории СЗЗ.
тел. 8(343)212-71-37
Приложение
Перечень нормативно-правовых актов, в которых содержится информация о НМУ
со ссылками на конкретные статьи
|
НПА |
Статья |
|
№96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 |
Статья 19 |
|
Приказ Минприроды России от 17 ноября 2011 г. № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (Зарегистрировано в Минюсте РФ 8.02.2012, №23173) |
Все |
|
«Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия», утвержденные Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды 28.08.1987 |
Пункт 3.9 |
|
РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» |
Пункт 7 |
|
РД 153-34.0-02.314-98 «Положение о регулировании выбросов в атмосферу в период неблагоприятных метеорологических условий на тепловых электростанциях и в котельных» |
Все |
|
Письмо Росприроднадзора «О направлении Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха» от 15.11.2012 г. № ВК-03-01-36/15437 |
3.8.4, 3.8.10 |
|
Постановление правительства Свердловской области «Об утверждении порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий на территории Свердловской области» от 16.08.2011 № 1081-ПП |
Все |
РПН от 21.05.2105 (218 Кб)
РПН_от 27.08.2012 (405 Кб)
1.eco-bis.ru
Мероприятия по регулированию выбросов при НМУ
В случае невыполнения плана уменьшения выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) государственным инспектором по охране природы, осуществляющим государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, может быть выдано предписание о приостановлении выбросов и вредных физических воздействий.
Данная норма содержится в п. 4 и 6 Положения об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 847 (в ред. от 22.04.2009).
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 25.06.2012; далее — Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха») при получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — субъект РФ), уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
СЛОВАРЬ. Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) — метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Информация о НМУ представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Порядок представления информации о НМУ, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.
Загрязнение приземного слоя воздуха, создаваемое выбросами промышленных предприятий, тепловых электростанций, транспорта и других объектов, в большой степени зависит от метеорологических условий. В отдельные периоды, когда метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы, концентрации примесей в воздухе могут резко возрастать. Чтобы в эти периоды не допускать возникновения высокого уровня загрязнения, необходимы заблаговременное прогнозирование таких условий и своевременное сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу.
К сведению. Согласно абз. 1 разд. 1 РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (далее — РД 52.04.52-85) под регулированием выбросов вредных веществ в атмосферу понимается их кратковременное сокращение в периоды НМУ, приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха. Регулирование выбросов осуществляется с учетом прогноза НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения.
В соответствии с абз. 1 разд. 2 РД 52.04.52-85 при разработке мероприятий по регулированию выбросов следует учитывать вклад различных источников в создание приземных концентраций примесей. В каждом конкретном случае необходимо определить, на каких источниках следует сокращать выбросы в первую очередь, чтобы получить наибольший эффект.
При разработке мероприятий по кратковременному сокращению выбросов в периоды НМУ необходимо учитывать следующее:
- мероприятия должны быть достаточно эффективными и практически выполнимыми;
- мероприятия должны учитывать специфику конкретных производств. В связи с этим их следует разрабатывать главным образом непосредственно на предприятиях и в отраслевых институтах;
- осуществление разработанных мероприятий, по возможности, не должно сопровождаться сокращением производства. Такое сокращение в связи с выполнением дополнительных мероприятий допускается только в редких случаях, когда угроза интенсивного скопления примесей в приземном слое атмосферы особенно велика.
Соблюдение указанных принципов способствует практическому осуществлению мероприятий по регулированию выбросов и предотвращению роста концентраций в периоды НМУ.
В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения трех степеней, которым соответствуют три режима работы предприятий в периоды НМУ.
Для определения необходимого снижения выбросов в периоды НМУ следует исходить из прогностических значений концентрации и тех установленных значений, которые должны быть достигнуты в результате выполнения мероприятий.
Обратите внимание. Проводимые на предприятии мероприятия должны обеспечить снижение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы:
- при первом режиме работы — на 15–20 %;
- при втором — на 20–40 %;
- при третьем — на 40–60 %.
Согласно абз. 1 разд. 5 РД 52.04.52-85 разработка мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях, являющихся источниками загрязнения атмосферы, в проектных и отраслевых институтах промышленных министерств с учетом специфики конкретных производств. Разработки проводятся как для действующих, так и для проектируемых предприятий. При разработке мероприятий учитываются особенности рассеивания примесей в атмосфере и в связи с этим вклад различных источников в создание концентраций примесей в приземном слое воздуха.
В периоды НМУ следует добиваться необходимого для каждого из трех режимов работы предприятия снижения концентраций при наименьших усилиях. Учитывается также приоритетность загрязняющих веществ.
Мероприятия по сокращению выбросов в периоды НМУ могут быть:
- общими, применимыми на любом предприятии;
- специфическими, относящимися к конкретным производствам.
На заметку. Примеры специфических мероприятий на предприятиях отдельных отраслей промышленности содержатся в приложении 6 к РД 52.04.52-85.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОКРАЩЕНИЮ ВЫБРОСОВ ПРИ ПЕРВОМ РЕЖИМЕ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Согласно подразд. 5.1 разд. 5 РД 52.04.52-85 при первом режиме работы предприятия мероприятия должны обеспечить сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 15–20 %. Эти мероприятия носят организационно-технический характер. Их осуществление не требует значительных временных и материальных затрат и не приводит к снижению производительности предприятия.
При разработке данных мероприятий необходимо учитывать мероприятия общего характера:
- усилить контроль за точным соблюдением технологического регламента производства;
- запретить работу оборудования на форсированном режиме;
- рассредоточить во времени работу технологических агрегатов, не участвующих в едином непрерывном технологическом процессе, при работе которых выбросы вредных веществ в атмосферу достигают максимальных значений;
- усилить контроль за работой контрольно-измерительных приборов и автоматических систем управления технологическими процессами;
- запретить продувку и чистку оборудования, газоходов, емкостей, в которых хранились загрязняющие вещества, ремонтные работы, связанные с повышенным выделением вредных веществ в атмосферу;
- усилить контроль за герметичностью газоходных систем и агрегатов, мест пересыпки пылящих материалов и других источников пылегазовыделения;
- усилить контроль за техническим состоянием и эксплуатацией всех газоочистных установок;
- обеспечить бесперебойную работу всех пылеочистных систем и сооружений и их отдельных элементов, не допускать снижения их производительности, а также отключения на профилактические осмотры, ревизии и ремонты;
- обеспечить максимально эффективное орошение аппаратов пылегазоулавливателей;
- проверить соответствие регламенту производства концентраций поглотительных растворов, применяемых в газоочистных установках;
- ограничить погрузочно-разгрузочные работы, связанные со значительными выделениями в атмосферу загрязняющих веществ;
- использовать запас высококачественного сырья, при работе на котором обеспечивается снижение выбросов загрязняющих веществ;
- интенсифицировать влажную уборку производственных помещений предприятия, где это допускается правилами техники безопасности;
- прекратить испытание оборудования, связанного с изменениями технологического режима, приводящего к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- обеспечить инструментальный контроль степени очистки газов в пылегазоочистных установках, выбросов вредных веществ в атмосферу непосредственно на источниках и на границе санитарно-защитной зоны.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОКРАЩЕНИЮ ВЫБРОСОВ ПРИ ВТОРОМ РЕЖИМЕ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
В соответствии с подразд. 5.2 разд. 5 РД 52.04.52-85 при втором режиме работы предприятия мероприятия должны обеспечить сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 20–40 %.
Эти мероприятия включают в себя:
– мероприятия, разработанные для первого режима;
– мероприятия, влияющие на технологические процессы и сопровождающиеся незначительным снижением производительности предприятия.
При разработке данных мероприятий целесообразно учитывать мероприятия общего характера:
- снизить производительность отдельных аппаратов и технологических линий, работа которых связана со значительным выделением в атмосферу вредных веществ;
- в случае если сроки начала планово-предупредительных работ по ремонту технологического оборудования и наступления НМУ достаточно близки, следует провести остановку оборудования;
- уменьшить интенсивность технологических процессов, связанных с повышенными выбросами вредных веществ в атмосферу на тех предприятиях, где за счет интенсификации и использования более качественного сырья возможна компенсация отставания в периоды НМУ;
- перевести котельные и ТЭЦ, где это возможно, на природный газ или малосернистое и малозольное топливо, при работе с которыми обеспечивается снижение выбросов вредных веществ в атмосферу;
- ограничить использование автотранспорта и других передвижных источников выбросов на территории предприятия и города согласно ранее разработанным схемам маршрутов;
- прекратить обкатку двигателей на испытательных стендах;
- принять меры по предотвращению испарения топлива;
- запретить сжигание отходов производства и мусора, если оно осуществляется без использования специальных установок, оснащенных пылегазоулавливающими аппаратами;
- запретить работы на холодильных и других установках, связанные с утечкой загрязняющих веществ.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОКРАЩЕНИЮ ВЫБРОСОВ ПРИ ТРЕТЬЕМ РЕЖИМЕ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
Согласно подразд. 5.3 разд. 5 РД 52.04.52-85 при третьем режиме работы предприятий мероприятия должны обеспечить сокращение концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 40–60 %, а в некоторых особо опасных условиях предприятиям следует полностью прекратить выбросы.
Эти мероприятия включают в себя:
– мероприятия, разработанные для первого и второго режимов;
– мероприятия, осуществление которых позволяет снизить выбросы загрязняющих веществ за счет временного сокращения производительности предприятия.
При разработке данных мероприятий следует учитывать мероприятия общего характера:
- снизить нагрузку или остановить производства, сопровождающиеся значительными выделениями загрязняющих веществ;
- отключить аппараты и оборудование, работа которых связана со значительным загрязнением воздуха;
- остановить технологическое оборудование в случае выхода из строя газоочистных устройств;
- запретить производство погрузочно-разгрузочных работ, отгрузку готовой продукции, сыпучего исходного сырья и реагентов, являющихся источником загрязнения;
- перераспределить нагрузку производств и технологических линий на более эффективное оборудование;
- остановить пусковые работы на аппаратах и технологических линиях, сопровождающиеся выбросами в атмосферу;
- запретить выезд на линии автотранспортных средств (включая личный транспорт) с неотрегулированными двигателями;
Обратите внимание. Состав отработанных газов не должен превышать предельно допустимые выбросы вредных веществ, указанных, например, в ГОСТ 21393-75 «Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности» и ОСТ 37.001.234-81 «Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы измерений».
- снизить нагрузку или остановить производства, не имеющие газоочистных сооружений;
- провести поэтапное снижение нагрузки параллельно работающих однотипных технологических агрегатов и установок (вплоть до отключения одного, двух, трех и т.д. агрегатов).
ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ВРЕМЕННОМУ СОКРАЩЕНИЮ ВЫБРОСОВ
Мероприятия по временному сокращению выбросов оформляют в виде табл. П.1.1, П.2.1 из приложений 1, 2 к РД 52.04.52-85 (формы таблиц и порядок их заполнения приведены в данных приложениях) и пояснительной записки.
В пояснительную записку должны быть включены следующие основные положения:
- сущность технологии для каждого конкретного мероприятия с учетом выбросов загрязняющих веществ и реальных условий эксплуатации;
- необходимые расчеты и обоснования мероприятий, их экономическая оценка;
- возможный диапазон регулирования выбросов по каждому мероприятию;
- перечень применяемой измерительной аппаратуры, контролирующей технологический процесс и режим работы пылегазоочистной аппаратуры;
- карта-схема промплощадки с указанием точек контроля (отбора проб в период НМУ), диапазона концентраций загрязняющего вещества (мг/м3, г/м3) на контролируемом источнике выброса;
- план-график контроля выбросов вредных веществ в атмосферу непосредственно на источниках в периоды НМУ;
- перечень приборов, оборудования и методических документов, принимаемых для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу;
- перечень оборудованных точек контроля за выбросами загрязняющих веществ непосредственно на источниках выброса;
- оценка степени эффективности разработанных мероприятий на периоды НМУ по каждому вредному веществу, мероприятию в отдельности (в целом по предприятию, объединению, организации), которую определяют по формулам раздела 6 РД 52.04.52-85. Результаты расчетов заносят в табл. П.1.1.
В пояснительной записке должно быть указано:
- какое количество вредных веществ выбрасывается в атмосферу и насколько сокращаются выбросы каждого конкретного вещества в периоды НМУ в целом по предприятию;
- по каким загрязняющим веществам проводится сокращение выбросов и по каким не проводится;
- какое количество источников имеет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и на каком количестве источников сокращаются выбросы в периоды НМУ;
- какова эффективность разработанных мероприятий для 2-го и 3-го режимов;
- каковы необходимые средства для достижения критерия качества атмосферного воздуха в периоды НМУ.
О.А. Розанова, начальник отдела охраны окружающей среды МОУ ГСОШ
www.profiz.ru













