Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

55. Специфика работы журналиста в кадре и эфире. Особенности работы журналиста в журнале


Особенности работы в печатных сми

 

Печатные издания имеют ясно выраженную специфику как элементы системы СМИ. Она определяется тем, что основной рабочий материал прессы – это слово и изображение, оставленные на бумаге или другом «твердом» носителе информации. Газета, журнал, альманах, книга хранятся годами без видимого разрушения. Они в любой момент могут быть востребованы потребителем. Их легко анализировать комплектно, сравнивать, многократно перечитывать, возвращаться к одной и той же важной мысли. Естественно поэтому, что, отставая от радио и телевидения в оперативности, печатные СМИ превосходят их в аналитичности, даже если их руководители исповедуют так называемую журналистику новостей. В периодических изданиях высока требовательность к стилю и точности словоупотребления. Как показывает практика, «совокупный читатель» обращает внимание на любую ошибку, даже если она допущена в выходных данных.

Конечно, у каждого из печатных изданий есть свои особенности. Старая поговорка «газета живет один день» верна лишь отчасти, но она подчеркивает требование к оперативности репортера, работающего в ежедневной газете. Иногда ее сравнивают с конвейером, где каждый выполняет свою операцию, а в итоге получается нечто общее. Здесь наряду с проблемными и публицистическими выступлениями важное место занимает короткая информационная заметка, заставляющая читателей обратить внимание на то или иное событие или явление. Еженедельнику уже не столь необходима высокая оперативность, зато здесь чрезвычайно уместны обзоры, аналитические материалы.

Журнал, в отличие от газеты, редко публикует материалы «по горячим следам». Дело в том, что здесь технологический цикл значительно длиннее, чем в газете. Зато у журнала есть свои достоинства. Так, один и тот же номер (одну и ту же книжку, как говорили раньше) журнала читает примерно в пять раз больше людей, чем экземпляр газеты. Принято считать, что журнал может предоставить автору больше места, чем газета. Это далеко не всегда так, поскольку существуют различия между «толстыми» и «тонкими» журналами. Но у них есть и общее – это четко установленная периодичность выхода. Альманах, в отличие от журнала, выпускается по мере накопления материала и редко имеет четко выраженную периодичность.

Редакционно-организаторская работа в журналах и альманахах идет под руководством редакционных коллегий, каждая из которых имеет в своем составе главного редактора и его заместителей, ответственного секретаря (он координирует работу отделов), заведующих отделами, редакторов и представителей общественности. Численность штатных сотрудников зависит от типа журнального издания. «Толстые» журналы часто привлекают к сотрудничеству экспертов и консультантов.

Различия между печатными средствами массовой информации лишь подчеркивают то общее, что есть между ними. А именно – необходимость тщательной работы над словом, четкостью выводов и обобщений. Читатель лишен возможности присутствовать на месте события. Репортер – не только его глаза, но и уши, нос, органы осязания и вкуса. Вот почему «картинка», которую рисует журналист, должна обладать и всеми другими необходимыми качествами жизнеподобия, а не только быть «зримой».

В любом печатном издании журналист обязан самым тщательным образом сверять имена, фамилии, цифры, даты, цитаты. Короче, все то, что в случае ошибки может ввести читателей в заблуждение. На диктофон и другие технические средства особенно надеяться не стоит: далеко не всегда фамилия, скажем, пишется так, как слышится. И память может подвести. Вот почему опытные журналисты важные детали записывают печатными буквами в обычный блокнот и не забывают перепроверить.

И еще одна особенность: работник газеты или журнала должен быть обучен умелому использованию средств оформления – ведь чаще всего у читателя единственным органом, дающим ему представление о том или ином материале, да и издания в целом, являются глаза. Современные печатные средства информации редко обходятся без иллюстраций. Поэтому автор при подготовке произведения должен подумать о том, как можно оживить и дополнить текст иллюстративным материалом. Поскольку мы живем в эпоху «экранной цивилизации», изобразительный ряд печатных изданий чрезвычайно важен. Кроме того, иллюстрация, в отличие от слова, психологически воспринимается как документальное и неопровержимое свидетельство подлинности сообщения. Событийно-информационные, документальные, познавательные, развлекательные, сатирико-юмористические и другие фотографии, рисунки, диаграммы могут не только иллюстрировать текстовый материал, но и иметь самостоятельное значение.

Текст и иллюстрации, заголовочные комплексы, анонсы, врезки, выделения – все это и многое другое делает газету, журнал, альманах не просто «собранием слов и картинок», а единым организмом, живущим мыслями и чувствами авторов. Любой газетчик знает, что шрифтовое оформление заголовков и текста может выделить или, наоборот, сделать почти невидной на полосе его работу. Старая истина – форма содержательна, а содержание должно быть оформлено –предопределяет особые требования к подбору шрифтов заголовочных комплексов. «Слепой» заголовок может привести к тому, что даже важнейшая информация не будет замечена и воспринята читателями, а излишне яркий, крикливый превратит второстепенный материал в главный на полосе. Забывать об этом нельзя. Вот почему имеет смысл заранеепредставить себе место материала на полосе и подобрать к нему заголовочный шрифт, соответствующий размеру и содержанию.

В последние годы все больше изданий переходит к так называемой моногарнитурной верстке, когда для текстов и заголовков избирается один шрифт, а выделения осуществляются изменением кегля или начертания (то есть насыщенности, наклона, плотности). Это технологически оправдано, хотя и значительно снижает выразительность облика издания.

Еще сохранились редакции, в которых работают по старой классической схеме: материалы, подготовленные к опубликованию, и эскизный макет номера сдаются в издательство, где на основе рукописей и иллюстраций изготавливаются оригинал-макеты, пленки или фотоформы, которые затем передаются в типографию. Но компьютеризация журналистского труда делает такую схему экономически нецелесообразной. Вот почему все большее число редакций начинает самостоятельно готовить как минимум оригинал-макеты номера. Это требует от газетчиков освоения компьютерной техники, приобретения навыков обращения с ней.

studfiles.net

55. Специфика работы журналиста в кадре и эфире.

Прямая трансляция бросает репортеру серьезный вызов: ему надо одновременно думать не только о содержательной, но и о технической стороне передачи. Надо иметь ответы на все, даже самые неожиданные вопросы ведущего программы, а иногда единственным ответом бывает: "Пока я не располагаю этой информацией, но постараюсь ее получить".

Телерепортер, особенно работая перед камерой, должен передать значимость и атмосферу события. Наиболее сложно и важно убедить аудиторию в достоверности информации. Репортер должен знать то, о чем он рассказывает, и зритель должен это узнавать.

Начинающий журналист обычно заранее пишет и запоминает то, что скажет перед камерой. Со временем нужда в этом пройдет, но большинство даже опытных репортеров готовят и заучивают запутанные и важные факты, а также цифры, прежде чем встать перед камерой.

Запись выступлений перед камерой начинается с отсчета: Три, два, один... Отсчет помогает репортеру найти нужный ритм, настроить себя на своего рода глубокое дыхание, необходимое для работы перед камерой. Если магнитофон оснащен автоматическим регулированием, обратный отсчет предотвращает искажение звука.

Для получения удовлетворительного результата требуется два-три дубля с разными формулировками и акцентами. Оператор помогает определить, какой дубль наиболее удачен, а в каком голос репортера звучит напряженно или вяло, в каком он выглядит излишне серьезным или безразличным и т. п.

Если сюжет предполагается показать в двух выпусках новостей, репортер должен приготовить два варианта, подающих новость под разными углами. Чтобы разнообразить материалы, в первом выпуске фрагмент "репортер в кадре" открывает сюжет, а во втором — служит мостиком между двумя видеозаписями.

Собственный стиль у каждого репортера вырабатывается со временем. К сожалению, нет готовых формул, с помощью которых журналисты могли бы завоевать расположение зрителей.

Как правило, прямой репортаж используется для освещения важного или интересного события, происходящего в данный момент. Выбирая подходящее место для съемки, репортер и оператор следят за тем, чтобы в поле зрения камеры было какое-нибудь действие, хотя бы на заднем плане.

В эфире. Репортер и оператор узнают от режиссера о том, что они в эфире, через наушники. Если их репортаж содержит видеозапись, режиссер дает для репортера обратный отсчет до начала ленты и оговоренного места включения. Если записанный раздел сообщения поступает в редакцию слишком поздно, репортеру приходится импровизировать. Если ленту включают раньше, слова репортера обрезаются.

Читая с блокнота текст видеозаписи, репортер следит за "картинкой" по монитору. После звукового сигнала об окончании видеофрагмента продолжается прямой репортаж. При отсутствии сигнала репортер включается в передачу в нужный момент по монитору. Во время прямого эфира иногда поступает команда от режиссера удлинить или сократить репортаж.

"Журналист в кадре":

— не отходить от главной темы сообщения, не затрагивать ее второстепенные аспекты, не отвлекаться;

— сосредоточиться лишь на нескольких важных моментах. Если в тексте освещены три-пять основных вопросов, репортеру удастся всю важную информацию уложить в полторы-две минуты, которые обычно отводятся под фрагмент "журналист в кадре";

— заблаговременно готовиться к выходу в эфир. От репетиции репортаж только выигрывает;

— предвидеть, что первые прямые выходы в эфир всегда трудны. Репортер и оператор работают в тесном контакте

Шоумен – ведущий массовой (обычно студийной) передачи, ток-шоу. Важнейший элемент этого жанра – зрелищность, поэтому шоумен – это массовик-затейник высокого класса. Очень непросто держать большую группу участников передачи в заданном русле общего разговора, создавая из этого общения единое действо, интересное аудитории. Кстати, есть мнение, что шоумен – не столько журналист, сколько драматический актер, и, может быть, в этом мнении немало истины.

Ведущий новостной программы – это её лицо, голос, стиль. Основные характеристики работы ведущего – это престижность и ответственность. Телеведущий делает то же, что и диктор: читает строчки, бегущие по телесуфлеру. Но его главная задача – передать зрителю чувство, вызвать эмоции.

Ведущий новостей должен внушать симпатию и свободно держаться в кадре. Его поведение должно быть демократичным, но не вульгарным. Задача ведущего – умело, с пониманием и тактично подать новости, подготовленные его коллегами. Очень важными являются четкая дикция и выразительная интонация. Профессиональный ведущий интеллигентен и эрудирован, умеет «сохранить лицо» в любых ситуациях, дает зрителям уверенность в том, что они получают самую достоверную, самую объективную информацию.

РАДИО. Работа в прямом эфире, позволяющая, действительно, использовать все возможности радио, должна предусматривать некое равенство между ведущим и аудиторией. Успех передачи определяется не только емкостью и оперативностью информации, ее оценкой слушателями, признанием правоты журналиста или, по крайней мере, попыткой понять его точку зрения, прислушаться к ней, но и умением ведущего найти форму искреннего разговора и желанием выслушать оппонента.

Этот настрой на общение – решающее качество, которое необходимо вырабатывать в себе ведущему прямого эфира, ибо никто не захочет слушать человека, не заинтересованного в поддержании процесса взаимодействия с аудиторией.

Прямой эфир, в том числе и в форме прямого репортажа, – это доходчиво и живо поданная звуковая картина происходящего, донесение существа ситуации до аудитории. Млушатель вместе с ведущим еще не знает, что произойдет в следующую минуту. Отсюда и особое обостренное внимание аудитории, которая как бы «входит» в атмосферу происходящего в реальном времени и становится его непосредственным свидетелем, более того, участником, думающим и решающим самостоятельно.

Умелое построение материала позволяет уйти от поверхностного изложения репортажа. Задача журналиста здесь не только описывать происходящее, но и предусматривать возможную реакцию слушателя, мгновенно реагировать на ход его мыслей.

Обычно на прямой эфир с места события информационная программа на любом канале выделяет не более 2–3 минут, за исключением, возможно, спортивных и протокольных репортажей, и это рождает стремление к точности, выразительности, а главное – к емкости речи.

Вообще стремление передать одной-двумя фразами суть происходящего (наряду с описанием и звуковой картиной) – одно из самых плодотворных направлений в практике прямого эфира. Такой «словесный концентрат», по сути, становится образным осмыслением события.

Стремясь к максимальной насыщенности и точности языка, нужно помнить, что слушатель всегда оценивает не только характер события и его составляющие, но и самого журналиста именно в силу важнейшего свойства специфики радио – его личностного характера воздействия на аудиторию.

Журналист на радио должен постоянно ощущать, что современный прямой эфир (в отличие, скажем, от дикторского текста), во многом из-за телевидения, все более тяготеет к аналитичности. И это относится ко всем жанрам. Так, во время беседы корреспонденту постоянно приходится следить за ходом мысли, решая на ходу, на какие не заданные еще вопросы его собеседник уже ответил, не стоит ли отказаться от некоторых запланированных вопросов из-за того, что в процессе интервью возникли новые, появились какие-то другие повороты темы, о которых журналист не догадывался ранее.

Ведущий музыкальных программ (ди-джей) «локальной» коммерческой информационно-музыкальной радиостанции – ее визитная карточка. ди-джей прежде всего должен достаточно хорошо разбираться в той музыке, которая изо дня в день звучит на его родной радиостанции. Это обязательное условие, так как независимо от того, что перед глазами у ведущего плей-лист и композиции подобраны с помощью компьютерной программы, он должен пусть немного, но знать об исполнителе, о месте данной композиции в хит-параде, знать последнюю новость из его личной или светской жизни, чтобы можно было «оформить» пребывание композиции в эфире и чтобы слушатель по возможности обратил на нее внимание, особенно если это новая песня.

Не менее важно для ди-джея такое качество, как гибкость, мобильность, умение жить интересами своих слушателей или хотя бы поставить себя на их место. Желательно, чтобы он был постарше целевой аудитории, хорошо ориентировался в ее пристрастиях и привычках, в молодежной музыке и моде. Ведущему полезно знать язык, на котором общаются его потенциальные слушатели, их слэнговые слова (жаргон) – не для того, чтобы пользоваться ими в эфире, а чтобы хотя бы понимать позвонивших в эфир молодых людей.

Ди-джей должен обладать определенными душевными качествами: быть незлобивым, уметь слушать других людей, любить и понимать их. Слушатель всегда все подмечает: и промахи ведущего, и его достижения, часто обращая его внимание на то, что он сам не заметил. Поэтому ведущему поневоле приходится быть и психологом, помогая «идти по жизни» не только слушателю, но и самому себе.

Ведущему новостей, важно помнить, что написанные новости легко воспринимаются на слух, если предложения короткие, слова понятные, яркие и четкие. Только в этом случае слушатель сможет нарисовать себе «картинку» новости (она должна остаться у него в голове). Новости следует писать разговорным стилем, они должны быть структурированными и организованными. Каждая новость должна отвечать на пять основных вопросов: кто? что? когда? где? почему? и содержать интересные подробности. В противном случае слушатель переключится на другую радиостанцию. Важно также, чтобы ведущий прочитывал свой новостной выпуск вслух перед эфиром, это поможет ему выделить для себя главную мысль, правильно расставить логическое ударение. Новостной персонал должен «чувствовать» свои новости, предварительная же подготовка к выходу в эфир избавляет и ведущего, и слушателей от неприятных сюрпризов в эфире.

Одно из основных требований профессии ведущего – никогда не показывать своего истинного настроения в эфире, всегда оставляя неприятности «за кадром». Надо помнить: твоя жизнь принадлежит тебе, а эфир – слушателю.

Как уже говорилось, «основой» эфира «многопрофильных» станций являются информационные и аналитические передачи, развернутые интервью и комментарии с участием различных специалистов в области политики, экономики, финансов, культурно-просветительские программы, а также передачи, посвященные новостям науки, культуры, новым технологиям, проблемам языка и т.д.

Основная функция журналистов – не формирование настроения у слушателя, а информирование, непосредственное общение как со слушателями, так и с гостями студии, просвещение, анализ текущих событий. При этом ведущему данной станции нужно помнить, что ему следует не «рекламировать» себя и свои знания, а помогать аудитории получать информацию, комментарии аналитиков, компетентных гостей программы. Его задача – быть посредником между слушателем и источником информации.

Ведущий эфира, как правило, хорошо разбирается в людях, так как ему приходится много общаться с ними, соответственно ему важно быть интересным собеседником, умеющим чувствовать людей, к каждому найти свой подход.

Лучшие радиожурналисты обладают приятным, «теплым» голосом, вызывающим только положительные эмоции (что роднит их с ди-джеями коммерческих радиостанций «взрослых» форматов). Голос, интонация не должны утомлять аудиторию, тем более раздражать ее, так как слушатель, устав от тембра голоса ведущего, может переключиться на другую радиостанцию, чтобы отдохнуть от него.

Голос в эфире не должен быть слишком резким, с агрессивными «нотками» или слишком медленным, занудным. Иногда люди, даже обладающие энциклопедическими знаниями и всеми перечисленными выше достоинствами, из-за плохих голосовых данных не могут быть ведущими эфира.

Неписаный закон для ведущего «многопрофильных» информационно-музыкальных радиостанций – называть свои имя и фамилию, имя и фамилию звукоинженера (звукорежиссера).

Ведущему «традиционного» эфира можно слегка расслабиться: иногда вздохнуть, случайно прошелестеть страницей – главным остаются качество и достоверность информации, а не непрерывность музыки и звуковых спецэффектов.

studfiles.net

3.1 Особенности работы в печатных СМИ. Особенности журналистики как профессиональной деятельности

Похожие главы из других работ:

Виды многополосной продукции, их преимущества и недостатки

2. ПРОГРАММЫ ВЕРСТКИ ИХ ОСОБЕННОСТИ, ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

...

Журналистское расследование: особенности развития жанра в современных российских СМИ

3. Особенности работы журналиста-расследователя с информацией

Выполнение журналистского расследования подразумевает затраты большого количества времени, сил и использования разных уловок профессиональных журналистов. Как было упомянуто раньше...

Интернет как средство информации

Особенности Интернет-версий печатных изданий.

Internet вобрал в себя все важные свойства информационных систем. Отличительной чертой Internet является интерактивность, т.е. возможность немедленно отреагировать на обращение. Таким образом...

Особенности журналистики как профессиональной деятельности

Глава ІІІ. Особенности работы в разных типах СМИ

...

Особенности журналистики как профессиональной деятельности

3.2 Особенности работы на телевидении

Развитие технологий массовых коммуникаций открыла большие горизонты перед телевидением. Компьютеризация дала в руки телевизионщиков такие неожиданные и недоступные ранее возможности, как мультимедиа, компьютерную анимацию...

Особенности журналистики как профессиональной деятельности

3.3 Особенности работы на радио

С момента изобретения радио этот вид связи и средство массовой информации непрерывно развивается и совершенствуется...

Подход к освещению украинских событий 2014 на примере Live News и Россия-24

1.1 Особенности работы журналиста в горячих точках

Журналисты, профессиональный долг которых - находиться там, где происходит вооруженное столкновение, и принимать непосредственное участие в освещении этих событий...

Профессия – телевизионный и радиожурналист

1.4 Особенности работы обозревателем

Обозрение один из самых устойчивых и традиционных жанров тележурналистики. Как правило, обозрение строго фактологично, причем, факты отобраны и сгруппированы в соответствии с определенной авторской концепцией. Кроме того...

Работа журналиста в прямом эфире на примере программ "Город сегодня" и "Как жить будем"

1.1 Особенности работы журналиста на телевидении

О светлом будущем заботятся политики, О светлом прошлом - историки, О светлом настоящем - журналисты. Жарко Петан Телевидение обладает значительно большей эффективностью воздействия, чем пресса и радио...

Работа редактора и художника при подготовке изданий для детей

Глава 1. Особенности детской литературы и работы над ней.

...

Разработка и продвижение интернет–сайта как один из вариантов работы пресс–службы

2. Типы сайтов и особенности их работы

Как таковой классификации, закрепленной в каких-либо книгах, не существует. Но для удобства использования, наполнения и разработки нужного контента и поиска информации принято выделять следующие классификации. Первый из них...

Роль омбудсмена в современных СМИ

1.2 Особенности работы омбудсмена в России

Сегодня, омбудсмен - «лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц» Россия...

Спортивный журналист и его работа

2.1 Особенности работы в печатных СМИ

Печатные издания ярко выделяются из всех систем СМИ. Это определяется тем, что основа лежит в слове и изображении. Газета, журнал, книга, очень долго хранятся, поэтому в любой момент могут быть интересны читателю...

Спортивный журналист и его работа

2.3 Особенности работы на телевидении

Революция в технологии массовых коммуникаций открыла перед телевидением большие горизонты: благодаря кабельному телевидению, изображение стало более качественным, а спутниковое вещание сократило расстояния...

Спортивный журналист и его работа

2.4 Особенности работы в интернете

Тенденции развития средств массовой коммуникации заставляют редакции и журналистов идти в ногу со временем и активно участвовать в таком перспективном деле, как использование интернета...

jour.bobrodobro.ru

Работа ж в прессе

  1. специфика работы журналиста в прессе

Печатные издания имеют ясно выраженную специфику как элементы системы СМИ. Она определяется тем, что основной рабочий материал прессы – это слово и изображение, оставленные на бумаге или другом «твердом» носителе информации. Газета, журнал, альманах, книга хранятся годами без видимого разрушения. Они в любой момент могут быть востребованы потребителем. Их легко анализировать комплектно, сравнивать, многократно перечитывать, возвращаться к одной и той же важной мысли. Естественно поэтому, что, отставая от радио и телевидения в оперативности, печатные СМИ превосходят их в аналитичности, даже если их руководители исповедуют так называемую журналистику новостей. В периодических изданиях высока требовательность к стилю и точности словоупотребления. Как показывает практика, «совокупный читатель» обращает внимание на любую ошибку, даже если она допущена в выходных данных.

Конечно, у каждого из печатных изданий есть свои особенности. Старая поговорка «газета живет один день» верна лишь отчасти, но она подчеркивает требование к оперативности репортера, работающего в ежедневной газете. Иногда ее сравнивают с конвейером, где каждый выполняет свою операцию, а в итоге получается нечто общее. Здесь наряду с проблемными и публицистическими выступлениями важное место занимает короткая информационная заметка, заставляющая читателей обратить внимание на то или иное событие или явление. Еженедельнику уже не столь необходима высокая оперативность, зато здесь чрезвычайно уместны обзоры, аналитические материалы.

Журнал, в отличие от газеты, редко публикует материалы «по горячим следам». Дело в том, что здесь технологический цикл значительно длиннее, чем в газете. Зато у журнала есть свои достоинства. Так, один и тот же номер (одну и ту же книжку, как говорили раньше) журнала читает примерно в пять раз больше людей, чем экземпляр газеты. Принято считать, что журнал может предоставить автору больше места, чем газета. Это далеко не всегда так, поскольку существуют различия между «толстыми» и «тонкими» журналами. Но у них есть и общее – это четко установленная периодичность выхода. Альманах, в отличие от журнала, выпускается по мере накопления материала и редко имеет четко выраженную периодичность.

Различия между печатными средствами массовой информации лишь подчеркивают то общее, что есть между ними. А именно – необходимость тщательной работы над словом, четкостью выводов и обобщений. Читатель лишен возможности присутствовать на месте события. Репортер – не только его глаза, но и уши, нос, органы осязания и вкуса. Вот почему «картинка», которую рисует журналист, должна обладать и всеми другими необходимыми качествами жизнеподобия, а не только быть «зримой».

В любом печатном издании журналист обязан самым тщательным образом сверять имена, фамилии, цифры, даты, цитаты. Короче, все то, что в случае ошибки может ввести читателей в заблуждение. На диктофон и другие технические средства особенно надеяться не стоит: далеко не всегда фамилия, скажем, пишется так, как слышится. И память может подвести. Вот почему опытные журналисты важные детали записывают печатными буквами в обычный блокнот и не забывают перепроверить.

И еще одна особенность: работник газеты или журнала должен быть обучен умелому использованию средств оформления – ведь чаще всего у читателя единственным органом, дающим ему представление о том или ином материале, да и издания в целом, являются глаза. Современные печатные средства информации редко обходятся без иллюстраций. Поэтому автор при подготовке произведения должен подумать о том, как можно оживить и дополнить текст иллюстративным материалом. Поскольку мы живем в эпоху «экранной цивилизации», изобразительный ряд печатных изданий чрезвычайно важен. Кроме того, иллюстрация, в отличие от слова, психологически воспринимается как документальное и неопровержимое свидетельство подлинности сообщения. Событийно-информационные, документальные, познавательные, развлекательные, сатирико-юмористические и другие фотографии, рисунки, диаграммы могут не только иллюстрировать текстовый материал, но и иметь самостоятельное значение.

studfiles.net

Особенности работы радиожурналиста | Статья в журнале «Молодой ученый»

В современном мире радио является весьма оперативным средством передачи информации. Обратимся к понятию «радиожурналистика». Радиожурналистика является видом журналистской деятельности, который основан на использовании технических средств радиовещания. Также радиожурналистика выступает как совокупность радиопередач в области журналистики и как результат творческой деятельности журналистов [8, c. 46].

Радиожурналистика как вид журналистской деятельности отличается высоким уровнем оперативности, что позволяет эффективно и в краткие сроки передавать актуальную информацию. Радиожурналистика эффективно воздействует на аудиторию посредством акустики.

К техническим выразительным средствам радиожурналиста относятся формообразующие и стилеобразующие группы [7, c. 27]. Формообразующая группа включает в себя звуковой «материал», не подвергаемый изменениям. Это слово, музыка, бытовые шумы и внестудийные документальные записи. Стилеообразующая группа включает в себя выразительные средства радиожурналистики. К ним относят монтаж, голосовой ритм, звуковую мизансцену, технические способы звукообразования. С помощью этих выразительных средств происходит формирование стиля программы [6, с. 84].

Рассмотрим выразительные средства, применяемые в радиожурналистике.

Реверберация основана на придании голосовому звучанию дополнительных эффектов с помощью компьютерных технологий. Данный прием в радиожурналистике используется для концентрации внимания целевой аудитории к речи журналиста или деталям произошедшего события. Примером реверберации может служить журналистский репортаж, посвященный 50 годовщине со дня расстрела великого режиссера В. Э. Мейерхольда. Программа радиопередачи включала в себя репортаж из Бутырской тюрьмы. Записанные звуки капель, падающих из крана в камере, где содержался Мейерхольд, корреспондент при монтаже передачи пропустил через ревербератор и усилитель, что привело к поразительному эффекту: капли сначала звучали как отсчет времени, а потом как выстрелы, прервавшие жизнь гениального театрального мастера [6, с. 93].

Еще одним выразительным средством можно назвать прием «буратино», основателем которого является режиссер Роза Марковна Иоффе. Впервые этот прием был применен при записи детского спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино», откуда и пошло название приема. Прием «буратино» основан на убыстрении или замедлении хода магнитофонной пленки. С помощью убыстрения и замедления речи персонажа были созданы и скороговорка деревянного человечка, и грубая речь Карабаса Барабаса, и шум толпы, и голоса кукольных артистов, и пр. Хотя за всем этим был голос одного и того же актера. В современности данный прием используется радиожурналистами для придания иронического отношения корреспондента к речи интервьюируемых.

Немаловажное значение в радиожурналистике имеет такой прием, как звуковая мизансцена. Он основан на расположении микрофона в сторону участников событий, непосредственно имеющих к ним отношение. При использовании данного приема микрофон может передаваться из рук в руки, приближаться и отдаляться от работающего механизма, для создания эффекта присутствия. Так же для микрофона можно выбрать одну точку, в которой какой-либо звук или отдельный голос будет выходить на первый звуковой план. В данном случае голос или звук станет сюжетным стержнем радиопередачи.

Голосовой грим как выразительное средство пришло в радиожурналистику из радиотеатра. Этот прием направлен на придание речи радиожурналиста ритмических особенностей и эмоциональной окраски. Примером может служить радиорепортаж с авто гонок. В зависимости от тембра и эмоциональности речи будет зависеть успех радиорепортажа. С одной стороны, можно вести репортаж из комментаторской кабины, без оценочных суждений передавать смысл происходящего, объясняя целевой аудитории, что происходит на трассе. С другой стороны, можно вести репортаж с самой гущи событий, создавая своей речью, эмоциональностью, выразительными репликами эффект присутствия. В данном случае репортаж приобретает яркие краски, заинтересовывая слушателей и привлекая их в гущу событий [1, с. 45]. Несомненно, такое ведение репортажа требует от корреспондента определенных актерских качеств, позволяющих передать суть происходящего и вовлечь слушателей в атмосферу азарта автогонок.

Несомненно, данный прием применителен не только к ведению спортивных репортажей. Любое освещение социально значимых событий всегда являются творческой задачей. Именно голосовой грим позволяет креативно подойти к решению поставленной задачи. Иногда «журналист ищет и находит голосовой грим, контрапунктный по отношению к атмосфере события, что позволяет придать репортажу иронический оттенок» [1, с. 57].

Таким образом, профессионализм радиожурналиста, в первую очередь, определяется умением оперативной подачи информации, определения степени актуальности подаваемого материала, компетентного проникновения в суть социальных проблем. Радиожурналист должен оперировать фактами общественной жизнедеятельности, умело аргументировать и емко подавать их в эфире.

К особенностям работы радиожурналиста обращались многие исследователи: В.В. Лизанчук, В.Я. Миронченко, А.С. Москаленко, В.П. Олейник, Г.Г. Почепцов другие [4, c. 65]. В основе их исследований лежат обоснованные и аргументированные факты о представителях журналистской среды, о творческой подоплеке журналистского творчества.

По мнению исследователя Ю. Г. Шаповала, журналистика — это профессия, к которой предъявляется целый ряд требований. Профессия журналист предполагает квалифицированное решение задач в области информационного общества с помощью творческих навыков. В современном мире радиожурналистика является формой бизнеса и действует в условиях рыночной экономики. Этим и обусловлено наличие значительного пласта рекламы во время радиоэфира. Как и в любом бизнесе, радиожурналистика на медиарынок представляет медиатовар и получает на этом прибыль [5, c. 19]. Таким образом, в этом контексте радиожурналистика выступает как творческо-производственный процесс, в рамках которого радиожурналисту приходится совмещать технические и творческие навыки [3, c. 96].

На основании вышесказанного, можно определить, что радиожурналист будет востребован в своей профессии только в том случае, если его творческое начало будет подкреплено основной технической базой в области деятельности радиокомпании. Это относится к выбору диапазона радиоволн, канала и частоты вещания, спецификации эфирного оборудования, знанию компьютерных программ и обеспечения эфирного вещания, аудио- и звукорежиссерским навыкам.

Виды радиопрограмм в журналистской работе должны отвечать определенным требованиям журналистского творчества. Если говорить о литературных программах на радио, то здесь в основе должен лежать авторский проект с привлечением интересных персонажей в обсласти литературного творчества. Прямой эфир как вид журналистской программы на радио является самым сложным и непредсказуемым. Репортер при ведении прямого эфира говорит от авторского (своего) лица, описывает свои чувства. В данном виде программы немаловажное значение приобретает тембр, эмоциональность и индивидуальность речи репортера. Целевая аудитория должна с первых минут программы узнавать автора передачи. Голосовое ведение должно отличаться уникальностью, привлекать внимание слушателей [2, c. 102]. При ведении прямого эфира следует всегда помнить о том, что процесс общения направлен на получение интересной информации для целевой аудитории. Именно в прямом эфире возникают сложности, которые корреспондент должен предотвратить. Слово, сказанное в прямом эфире, уже не вернется. Поэтому корреспондент должен четко соблюдать правила ведения беседы.

Радиожурналист как представитель общественной профессии должен обладать следующими чертами характера. Во-первых, журналист должен быть уверен в себе и в фактах, которые выносит в эфир. Тем не менее, следует отличать уверенность и самоуверенность. Самоуверенность в работе журналиста выглядит вызывающе и отталкивает целевую аудиторию, так как корреспондент в данном случае противопоставляет себя аудитории. Во-вторых, журналист должен быть сдержан. Данная черта характера помогает журналисту быть экономным в проявлении эмоций, выражении симпатий и антипатий к объекту репортажа, умении корректно выражать свои суждения в ответ на провокации. Тем не менее, сдержанность журналиста не должна переходить в эмоциональную скупость. В этом случае прямые эфиры потеряют свою занимательность, интерес, станут бесцветными и потеряют своих слушателей. В-третьих, журналист должен быть тактичен. Корреспондент должен руководствоваться чувством уважения и понимания чувств собеседника. В-четвертых, журналист должен быть мобилизованным, уметь держаться без фамильярности и чрезмерного напряжения при выполнении творческой деятельности [6, c. 49].

Таким образом, работа радиоведущего — это, в-первую очередь, его умение практически использовать свои знания на практике.

 

Литература:

 

1.      Андроников И. Слово написанное и сказанное//Я хочу рассказать вам. — М., 2013.

2.      Бараневич Ю. Д. Жанры радиовещания: Проблемы становления, формирования, развития. — Киев; Одесса, 2012.

3.      Барманкулов М. К. Познать современника: Очерк в газете, на телевидении, радио, в документарном кино. — Алма-Ата, 2012.

4.      Беляев С.В., Коробицын В.И. Радиостанции России / Государственное и независимое вещание. — М., 2012.

5.      Гаспарян В.В. Работа журналиста: учебное пособие. — М., 2010.

6.      История советской радиожурналистики / Документы. Тексты. Воспоминания. — М., 2011.

7.      Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. — М., 2011.

8.      Минков М. К проблеме жанров в радиовещании//Телевидение и радиовещание за рубежом. — М., 2013.

moluch.ru

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ПЕЧАТНЫХ СМИ - ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Печатные издания имеют ясно выраженную специфику как элементы системы СМИ. Она определяется тем, что основной рабочий материал прессы – это слово и изображение, оставленные на бумаге или другом «твердом» носителе информации. Газета, журнал, альманах, книга хранятся годами без видимого разрушения. Они в любой момент могут быть востребованы потребителем. Их легко анализировать комплектно, сравнивать, многократно перечитывать, возвращаться к одной и той же важной мысли. Естественно поэтому, что, отставая от радио и телевидения в оперативности, печатные СМИ превосходят их в аналитичности, даже если их руководители исповедуют так называемую журналистику новостей. В периодических изданиях высока требовательность к стилю и точности словоупотребления. Как показывает практика, «совокупный читатель» обращает внимание на любую ошибку, даже если она допущена в выходных данных.

Конечно, у каждого из печатных изданий есть свои особенности. Старая поговорка «газета живет один день» верна лишь отчасти, но она подчеркивает требование к оперативности репортера, работающего в ежедневной газете. Иногда ее сравнивают с конвейером, где каждый выполняет свою операцию, а в итоге получается нечто общее. Здесь наряду с проблемными и публицистическими выступлениями важное место занимает короткая информационная заметка, заставляющая читателей обратить внимание на то или иное событие или явление. Еженедельнику уже не столь необходима высокая оперативность, зато здесь чрезвычайно уместны обзоры, аналитические материалы.

Журнал, в отличие от газеты, редко публикует материалы «по горячим следам». Дело в том, что здесь технологический цикл значительно длиннее, чем в газете. Зато у журнала есть свои достоинства. Так, один и тот же номер (одну и ту же книжку, как говорили раньше) журнала читает примерно в пять раз больше людей, чем экземпляр газеты. Принято считать, что журнал может предоставить автору больше места, чем газета. Это далеко не всегда так, поскольку существуют различия между «толстыми» и «тонкими» журналами. Но у них есть и общее – это четко установленная периодичность выхода. Альманах, в отличие от журнала, выпускается по мере накопления материала и редко имеет четко выраженную периодичность.

Редакционно-организаторская работа в журналах и альманахах идет под руководством редакционных коллегий, каждая из которых имеет в своем составе главного редактора и его заместителей, ответственного секретаря (он координирует работу отделов), заведующих отделами, редакторов и представителей общественности. Численность штатных сотрудников зависит от типа журнального издания. «Толстые» журналы часто привлекают к сотрудничеству экспертов и консультантов.

Различия между печатными средствами массовой информации лишь подчеркивают то общее, что есть между ними. А именно – необходимость тщательной работы над словом, четкостью выводов и обобщений. Читатель лишен возможности присутствовать на месте события. Репортер – не только его глаза, но и уши, нос, органы осязания и вкуса. Вот почему «картинка», которую рисует журналист, должна обладать и всеми другими необходимыми качествами жизнеподобия, а не только быть «зримой».

В любом печатном издании журналист обязан самым тщательным образом сверять имена, фамилии, цифры, даты, цитаты. Короче, все то, что в случае ошибки может ввести читателей в заблуждение. На диктофон и другие технические средства особенно надеяться не стоит: далеко не всегда фамилия, скажем, пишется так, как слышится. И память может подвести. Вот почему опытные журналисты важные детали записывают печатными буквами в обычный блокнот и не забывают перепроверить.

И еще одна особенность: работник газеты или журнала должен быть обучен умелому использованию средств оформления – ведь чаще всего у читателя единственным органом, дающим ему представление о том или ином материале, да и издания в целом, являются глаза. Современные печатные средства информации редко обходятся без иллюстраций. Поэтому автор при подготовке произведения должен подумать о том, как можно оживить и дополнить текст иллюстративным материалом. Поскольку мы живем в эпоху «экранной цивилизации», изобразительный ряд печатных изданий чрезвычайно важен. Кроме того, иллюстрация, в отличие от слова, психологически воспринимается как документальное и неопровержимое свидетельство подлинности сообщения. Событийно-информационные, документальные, познавательные, развлекательные, сатирико-юмористические и другие фотографии, рисунки, диаграммы могут не только иллюстрировать текстовый материал, но и иметь самостоятельное значение.

Текст и иллюстрации, заголовочные комплексы, анонсы, врезки, выделения – все это и многое другое делает газету, журнал, альманах не просто «собранием слов и картинок», а единым организмом, живущим мыслями и чувствами авторов. Любой газетчик знает, что шрифтовое оформление заголовков и текста может выделить или, наоборот, сделать почти невидной на полосе его работу. Старая истина – форма содержательна, а содержание должно быть оформлено – предопределяет особые требования к подбору шрифтов заголовочных комплексов. «Слепой» заголовок может привести к тому, что даже важнейшая информация не будет замечена и воспринята читателями, а излишне яркий, крикливый превратит второстепенный материал в главный на полосе. Забывать об этом нельзя. Вот почему имеет смысл заранее представить себе место материала на полосе и подобрать к нему заголовочный шрифт, соответствующий размеру и содержанию.

В последние годы все больше изданий переходит к так называемой моногарнитурной верстке, когда для текстов и заголовков избирается один шрифт, а выделения осуществляются изменением кегля или начертания (то есть насыщенности, наклона, плотности). Это технологически оправдано, хотя и значительно снижает выразительность облика издания.

Еще сохранились редакции, в которых работают по старой классической схеме: материалы, подготовленные к опубликованию, и эскизный макет номера сдаются в издательство, где на основе рукописей и иллюстраций изготавливаются оригинал-макеты, пленки или фотоформы, которые затем передаются в типографию. Но компьютеризация журналистского труда делает такую схему экономически нецелесообразной. Вот почему все большее число редакций начинает самостоятельно готовить как минимум оригинал-макеты номера. Это требует от газетчиков освоения компьютерной техники, приобретения навыков обращения с ней.

intellect.ml

Специфика работы журналиста в отраслевом издании на примере журнала RUБЕЖ

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО» Кафедра общего литературоведения и журналистики Специфика работы журналиста в отраслевом издании на примере журнала RUБЕЖ АВТОРЕФЕРАТ МАГИСТЕРСКОЙ РАБОТЫ студентки 2 курса 255 группы направление «Журналистика» Института филологии и журналистики Афониной Натальи Викторовны Научный руководитель: канд. филол. н., доцент И.В Бибина подпись, дата Заведующий кафедрой: д. филол. н., профессор В. В. Прозоров подпись, дата Саратов 2016

2 Введение. Отраслевые издания это издания, созданные для профессионалов. Они, в первую очередь, должны быть полезны и интересны людям, занимающимся той отраслью, которой посвящено СМИ. Особенность отраслевых журналов в том, что они задумывались и выпускаются в большинстве своем как издания, которые предназначены людям дела: разработчикам, главным инженерам, техническим специалистам, юристам, врачам, журналистам, руководителям и т. д. Таким образом, отраслевые журналы занимают важное место на современном рынке печатных СМИ. Журнал RUБЕЖ это отраслевое издание, являющееся инвестиционным проектом. Редакция не зависима от какой-либо компании и не обязана отстаивать ничьи интересы. На рынке отраслевых изданий по теме безопасности RUБЕЖ не является монополистом. Также существуют отраслевые журналы и сайты. Среди наиболее крупных РИА «Индустрия безопасности», «Гротек», «Директор по безопасности», Security News. Внимание исследователей журналистики к отраслевой прессе связано с неуклонным развитием рыночных отношений в современном обществе, а также с динамикой роста различных отраслей экономики нашей страны. Вместе с тем работ, посвященных детальному рассмотрению особенностей специализированных изданий в соответствии с их тематической направленностью, пока еще немного. На текущий момент отраслевая пресса в России является востребованным, интенсивно развивающимся типом СМИ. Она затрагивает самые разные сферы жизнедеятельности человека от медицины до рынка систем безопасности, который является объектом освещения журнала RUБЕЖ. Цель работы исследовать особенности работы журналиста в отраслевом журнале, обусловленные специфическими задачами СМИ такого типа. 2

3 Приблизиться к достижению поставленной цели мы предполагаем путем осуществления следующих задач: раскрыть понятие «отраслевая пресса» в многообразии его трактовок и выбрать из них оптимальную для нашего исследования; охарактеризовать аудиторию журнала и сайта RUБЕЖ; сравнить структуру и тематику сайта и журнала RUБЕЖ и описать работу их редакций; понять, в чём заключаются отличия работы журналиста отраслевого издания от работы журналиста издания общей направленности; на основании анализа печатной версии журнала и сайта и интервью главного редактора журнала RUБЕЖ сформировать представление о работе журналиста в отраслевом издании. Систематических и обобщающих исследований, которые детально изучают работу журналиста в отраслевом издании на примере журнала RUБЕЖ, нет, и наше исследование это первая попытка объективного взгляда на это издание. Также не удалось обнаружить исследовательские работы, которые анализировали бы отраслевые издания «изнутри», с точки зрения журналисткой деятельности, а не в контексте системы СМИ, чем определяется новизна работы. Актуальность темы обусловлена тем, что количество отраслевых изданий продолжает расти, как и исследовательский интерес к ним. Кроме того, журнал RUБЕЖ является не только федеральным отраслевым изданием по теме безопасности, но и международным проектом официальным партнером журнала a&s Magazine в России, что также указывает на важность освоения этой темы. Кроме того, на примере анализа работы журналиста в редакции RUБЕЖа интересно посмотреть, каким образом сегодня организована работа журналиста в отраслевом издании и остается ли место для творчества в СМИ, посвященном рынку технических средств безопасности. 3

4 Объектом исследования в нашей работе является специфика работы журналиста в отраслевом издании, а предметом изучения выступает печатная версия журнала RUБЕЖ и сайт журнала. Основной круг наших источников будут составлять: 1. Журналы RUБЕЖ за годы; 2. Социальные сети, которые ведет редакция журнала; 3. Интервью с главным редактором журнала Михаилом Динеевым и опрос журналистов, работающих в редакции. Структура работы включает введение, три главы, заключение, библиографию и приложение, которое содержит интервью с главным редактором журнала RUБЕЖ Михаилом Динеевым. Положения, выносимые на защиту: 1. Специфика работы в отраслевом издании заключается в том, что журналист становится коллегой, партнером тех компаний и людей тех профессий, с которыми он работает и о которых пишет. Журналист отраслевого издания вчера, сегодня и завтра воспринимается, как свой человек, человек из этой отрасли. Только тогда ему начинают доверять, а он сам понимает нюансы того, о чем пишет. 2. Плюсом работы в отраслевом издании является свобода в подаче материалов и в создании форматов. Отраслевой журналист обладает большей свободой, чем журналист федерального или регионального издания. Минусом работы журналиста в отраслевом издании является то, что в специализированной журналистике записная книжка работает на корреспондента только в пределах этого издания. Журналист становится специалистом, профессионалом, но узким профессионалом. 3. Удачный вариант отраслевого СМИ это когда сайт является основной площадкой, и там размещается контент всех форматов, от новостей и до аналитики, а журнал наполняется как раз за счет опубликованного на сайте контента. 4

5 Первая глава «Отраслевые издания как особый тип средств массовой информации» представляет собой теоретическую базу исследования. В ней рассматриваются научные работы Г.С. Мельник, С.М. Виноградовой, А.В Вырковского, С.Г Антонова, Б.А Играева, Д.А Мурзина А.Г Бочарова, Л.И Калашниковой, и других авторов. В первой главе рассмотрены понятия «отраслевая пресса», «деловая пресса» и «lifestyleжурнал». Также в первой главе рассматривается место отраслевого издания в системе СМИ, так как в настоящее время отраслевая пресса в России интенсивно развивающийся тип средств массовой информации. Это совпадает с мировыми тенденциями последнего десятилетия. Современный международный рынок отраслевых СМИ переживает бурный рост. В настоящее время отраслевые СМИ часто рассматриваются как часть системы деловой журналистики, поэтому необходимо прояснить, что представляет собой это явление. Ее возникновение связано с появлением в 1990-х годах прослойки общества, занятой бизнесом и финансами. Естественно, что у данной категории населения сформировалась потребность в информации, которая была бы надежным проводником в финансовом мире. По закону о соответствии спроса и предложения неизбежно должен был возникнуть отдельный сегмент печатного рынка, который удовлетворял бы информационные потребности бизнес-класса, который можно назвать деловой прессой. По оценкам экспертов, данная категория населения численно увеличивается. Поэтому заметный всплеск в области деловой журналистки не является случайным, ведь она рассчитана на наиболее платежеспособную аудиторию, а значит, очень привлекательна для потенциальных рекламодателей. Прежде всего, необходимо определить, что представляет собой деловая журналистика. По определению Г.С. Мельник и С.М. Виноградовой, деловая журналистика это «вид журналистской деятельности, целью которой является удовлетворение потребностей общества, его граждан, организаций 5

6 государственного, политического или коммерческого характера, групп и лиц, ответственных за принятие решений в управленческой сфере бизнеса <...> в особом виде информации деловой» 1. По словам А.В. Вырковского, деловую прессу можно определить «как тип качественной прессы, предоставляющей информацию, критически необходимую читателю для принятия наиболее эффективных решений в финансовой, корпоративной (управленческой) либо профессиональной деятельности» 2. Поэтому можно утверждать, что задача делового журнала быть для читателей «лоцманом» в бурном море бизнеса, то есть смотреть вперед и указывать верный курс. Одной из разновидностей деловой прессы являются отраслевые издания. Вопросам профессионально ориентированных отраслевых и корпоративных изданий уделяется достаточно внимания в научных трудах современных исследователей, в частности, на эту тему пишут Л.С. Агафонов, С.Г Антонова, В.А. Волкоморов, А.Ю. Горчева, Е.В. Григорьев, Б.А. Играев, А.Д. Кривоносов, Д.А. Мурзин, Е.П. Прохоров, Л.Н. Рыжикова, Л.Н. Федотова, Ю.В. Чемякин и ряд других авторов. Согласно классификации по целевому назначению рода отраслевых журналов, описанной С.Г Антоновой в учебнике «Редакторская подготовка изданий», отраслевые журналы делятся на два основных вида научные и профессиональные (1-я ступень классификации). Решающими предпосылками формирования современного российского отраслевого журнала как особого типа отечественной прессы стала трансформация экономических отношений в России в конце прошлого века, развитие рынка и, как следствие, появление устойчивой среды: бизнессообщества деловых людей, нуждающихся в качественной деловой 1 Мельник, Г.С., Виноградова, С.М. Деловая журналистика: учебное пособие // Г.С. Мельник, С.М. Виноградова. СПб.: Питер, С Вырковский, А.В. Деловые журналы США и России: прошлое и настоящее / А.В. Вырковский. М., С

7 информации. Именно в это время начался процесс формирования современной системы отраслевых журнальных изданий. Также в первой главе мы рассматриваем специфику отраслевых изданий, так как они охватывают достаточно широкий спектр услуг по сбору, обработке и предоставлению информации. При этом сфера предоставляемых услуг определяется размерами самого издания, количеством корреспондентов, масштабностью редакции и другими не менее важными факторами. Как правило, информация в отраслевом издании распространяется при помощи собственных структур, будь то сайт, периодическое издание или социальные сети, а также посредством партнеров. Отраслевой журнал по безопасности RUБЕЖ на данном этапе представляет собой печатную версию издания и информационноаналитический портал с постоянным обновлением контента. Непрерывный поток информации, публикация рейтинга новинок, тендеров и регулярное общение со спикерами способствует тому, что информация в полном объеме сразу поступает в распоряжение потребителя. Стоит отметить, что основная масса отраслевых печатных изданий выходит раз в 1 3 месяца, и в большинстве из них существуют рубрики новостей, новинок. В таком ключе соревнование с новостями, публикуемыми в электронной версии издания, кажется бессмысленным. Бесспорно, радикальные перемены, события, формирующие рынок, достойны отражения в новостных рубриках печатной прессы, но не более того. В такой ситуации наполнение печатных изданий неумолимо сводится к аналитическим, авторским материалам, от качества которых во многом будет зависеть спрос на эти издания. Не последнюю роль в отраслевых изданиях играют их структура, дизайн, содержание. Так, исследователи отмечают, что пресса не способна решать коммуникативные задачи, если она «не задействовала активное понимание читателями информации; не имела целевых стереотипов, которые 7

8 нужно было сформировать; не пыталась затронуть читательские эмоции» 3. При разработке дизайна, по мнению исследователей, необходимо осуществлять модернизацию подачи информации, создавать эффект «множественности информации», увеличивать эмоциональную насыщенность издания, отходить от отчетной информации в сторону презентационной, создавать эффект присутствия читателя на страницах издания. Во второй главе «Журнал RUБЕЖ как отраслевое издание» мы подробно останавливаемся на журнале RUБЕЖ как на отраслевом издании. За три с небольшим года существования данного СМИ вышло 16 номеров журнала и 1 тестовый. Темы, выбранные редакцией и объединяющие весь номер, всегда актуальны. Журналисты RUБЕЖа берут интересную тему и рассматривают ее со своей точки зрения. Редакция журнала всегда реагирует на изменения в законодательстве и на то, что происходит в стране. Так, с 1 января 2014 года в России в силу вступил 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На смену аукционам пришли контракты. Ещё за полгода до вступления в силу ФЗ журналисты RUБЕЖа подготовили номер на эту обширную и значимую не только для отрасли систем безопасности тему. Отдельное внимание привлекают заголовки, к созданию которых редакция подходит с большим интересом. Часто журналисты используют игру слов, пословицы или поговорки. «Прощай, MIPS, здравствуй, MIPS/Securica!» - «Король умер, да здравствует король!»: сотрудники редакции для создания заголовка использовали традиционную французскую фразу. Фраза происходит из текста закона, который регламентирует передачу верховной власти непосредственно в момент смерти предыдущего монарха. Первое 3 Федотова, Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Н. Федотова. - СПб.: Питер, С

9 предложение «Король умер» является объявлением о смерти умершего монарха. Второе предложение «Да здравствует король!» относится к его преемнику, который в этот же момент наследует монарший трон. «Королем» в данном случае выступает выставка MIPS, сменившая свое название на MIPS/Securica. Для заголовка материала из рубрики «Один день из» журналисты выбирают «LEDниковый период», тем самым играя с написанием слова «Ледниковый» и вписывая в него аббревиатуру LED, означающую определенное светодиодное освещение, являющееся как раз темой рубрики. В то же время этот заголовок содержит отсылку к широко известному мультипликационному фильму «Ледниковый период», что само по себе привлекает внимание читателя и заинтересовывает его в прочтении данного материала. Журналисты также используют игру слов например, в заголовке «Аргументы и контрафакты», отсылающем к названию газеты «Аргументы и факты». Ещё одна киноаллюзия содержится в названии статьи «Туда не ходи, сюда ходи», которое вызывает у читателя улыбку и заставляет вспомнить любимый всеми фильм «Джентльмены удачи» и фразу одного из главных героев: «Эй, гражданина! Ты туда не ходи ты сюда ходи. А то снег башка попадёт совсем мёртвый будешь...». Используются в заголовках и русские пословицы: «Долг платежом красен» - название материала из рубрики «Личный опыт», посвященного тому, что в 2015 году не все владельцы смогли рассчитаться в полном объеме за установку систем безопасности на объектах, невыплаты достигали 50% от стоимости выполненных работ. Среди иллюстраций к материалам журналисты иногда также используют нестандартный для отраслевой прессы подход. Например, для темы номера в восьмом выпуске, обозначенной как «Время для умных», 9

10 журналисты RUБЕЖа используют картину Сальвадора Дали «Постоянство памяти». Помимо печатной, у журнала также существует электронная версия, опубликованная на тематическом сайте. Мы также подробно останавливаемся на изучении сайта ru-bezh.ru. В третьей главе «Особенности работы журналиста в издании RUБЕЖ» мы останавливаемся на особенностях работы журналиста в издании RUБЕЖ. Редакция журнала находится в Москве и Саратове. Московская часть редакции отвечает за печатную версию журнала, саратовская за наполнение и ведение сайта. Однако журналисты, работающие в редакции, универсальны, и как саратовская редакция занимается журналом, так и московская помогает вести сайт. Редакция, выпускающая раз в 2 месяца качественный федеральный отраслевой журнал и ежедневно ведущая отраслевой сайт, малочисленна. Также в редакции нет штатного корректора, и если для вычитки печатной версии журнала приглашается корректор, то за грамотностью наполнения всего сайта журнала редакция следит сама, общаясь в Skype. Мы провели опрос среди журналистов, работающих в редакции. Оказалось, что высшее образование по специальности есть только у 50% сотрудников. Остальные 50% только получают высшее образование, причем 25% - по смежным специальностям (PR, маркетинг). Аудитория читателей журнала RUБЕЖ часто не перекликается с аудиторией посетителей интернет-версии издания. И если журнал к читателям доставляется по подписке и на специализированных выставках по системам безопасности, то на сайт журнала в 70% случаев заходит случайный читатель. Также нам удалось взять интервью у главного редактора журнала RUБЕЖ Михаила Динеева. На основе этой беседы мы сделали следующие выводы: 10

11 Специфика работы в отраслевом издании заключается в том, что журналист становится коллегой, партнером тех компаний и людей тех профессий, с которыми он работает и о которых пишет. Журналист отраслевого издания вчера, сегодня и завтра воспринимается, как свой человек, человек из этой отрасли. Только тогда ему начинают доверять, а он сам понимает нюансы того, о чем пишет. Успех работы в журнале RUБЕЖ заключается в неленивом подходе в общении с людьми из освещаемого рынка и в изучении источников, в постоянном поиске ответов на вопросы, которые возникают все время. Чем охотнее журналист разыскивает ответы на эти вопросы, тем глубже он погружается в отрасль и тем лучше ее узнает, соответственно, тем профессиональнее ее освещает. Плюсом работы в отраслевом издании является свобода в подаче материалов и в создании форматов. Отраслевой журналист обладает большей свободой, чем журналист федерального или регионального издания. Рубрики можно менять, чередовать, предлагать новые форматы подачи. Сейчас в российской журналистике существует гораздо больше возможностей реализовать себя в отраслевом издании, чем в федеральном СМИ бизнес-формата. Отраслевая редакция всегда меньше по составу, чем стандартная. Удачный вариант отраслевого СМИ это когда сайт является основной площадкой, и там размещается контент всех форматов, от новостей и до аналитики, а журнал наполняется как раз за счет опубликованного на сайте контента. Отраслевую прессу не нужно путать с корпоративной. Отраслевое издание укрупняет информационные поводы для конкретных сообществ и аудиторий. Заключение. Понятие «отраслевая пресса» в журналистике существует давно, и явление это заслуживает внимания и внимательного исследования благодаря своей обширности и многогранности. Отраслевая пресса явление 11

12 уникальное: это целый перечень характеристик и понятий, приемов и особенностей выстраивания работы журналиста, из которых складывается понятие «отраслевая журналистика». Чтобы разобраться в специфике работы журналиста в отраслевом издании, необходимо разобраться в структуре редакции, в выстраивании задач, ставящихся перед журналистом при подготовке очередного номера журнала или в наполнении сайта. Не бывает понятия «отраслевая журналистика» без понятия «журналистика» в принципе. На примере журнала RUБЕЖ мы увидели, что отраслевое издание по теме безопасности это СМИ, обладающее ярким набором уникальных качеств, находящих воплощение в журнале и сайте. В этом издании, несмотря на узкую, и, казалось бы, ограниченную тематику, есть место творчеству, а возможностей реализовать себя профессионально подчас намного больше, чем в традиционных СМИ. Трактовок и версий того, что из себя представляет отраслевая пресса, много, но можно смело утверждать, что специфика работы журналиста в отраслевом издании в том, что журналист должен в чем-то стать коллегой, партнером тех людей, о которых и для которых он пишет. Только тогда ему начинают доверять, а он сам понимает нюансы того, о чем пишет. Структура отраслевого издания также отличается от структуры СМИ, рассчитанных на широкую аудиторию. Это обусловлено как особой тематикой отраслевой прессы, так и специфическими запросами её аудитории. В итоге хотелось бы назвать возможные перспективы для дальнейшего исследования данной темы. Журнал RUБЕЖ не единственный на рынке отраслевых СМИ по теме безопасности, и в дальнейшем хотелось бы провести подробный анализ и выявление специфики работы журналиста в отраслевых изданиях, не относящихся к рынку технических средств безопасности. 12

docplayer.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта