Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

№ 3 2016. Педагогика научно теоретический журнал


Педагогика. Научно-теоретический журнал » № 7 2016

Вы можете купить этот номер журнала.

ПЕДАГОГИКА №7 2016

Первый съезд Общества русской словесности

25-26 мая 2016 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в столице прошел Первый съезд Общества русской словесности. Его делегатами и гостями  стали школьные учителя, вузовские преподаватели, писатели, ученые, деятели культуры, политики, представители духовенства, родительского сообщества и общественных организаций.    

25 мая в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова на секционных заседаниях были обсуждены актуальные темы: «Общество русской словесности – миссия и ответственность перед российским обществом», «Русский язык и литература в школе», «Профессиональные объединения русистов в жизни общества», «Роль родителей, родительских сообществ и общественных организаций в сохранении русского языка», «Культура и искусство как проводники и хранители русской словесности», «Фундаментальные исследования в области русского языка», «Дополнительное образование: проблемы, достижения. Перспективы развития», «Преподавание русского языка и литературы в вузах как стратегический приоритет образовательной политики в многонациональном государстве».

26 мая в Колонном зале Дома Союзов состоялось пленарное заседание,  которое вели  Святейший  Патриарх  Московский и Всея Руси Кирилл и Президент Российской академии образования, доктор филологических наук, профессор Л.А.Вербицкая.  В заседании принял участие Президент Российской Федерации В.В.Путин. 

Приводим выступления на пленарном заседании в той последовательности, как они прозвучали

First congress of the Russian literature Society

On May 25-26 in 2016 under the chairmanship of the Most Saint Patriarch of Moscow and all Russia Kirill in Moscow the First congress of the Russian literature Society took place. School teachers, high school teachers, writers, scientists, cultural figures, politicians, representatives of clergy, parent community and public organizations became it's delegates and guests. On May 25 at Moscow State University of M.V.Lomonosov hot topics have been discussed at the section meetings: "The Russian literature Society – mission and responsibility to the Russian society", "Russian and literature at school", "Professional associations of specialists in Russian philology in life of society", "A role of parents, parent communities and public organizations in preserving Russian", "Culture and art as conductors and keepers of the Russian literature", "Basic researches in the field of Russian", "Additional education: problems, achievements. Prospects of development", "Teaching Russian and literature in higher education institutions as a strategic priority of educational policy in the multinational state".

On May 26 in the Columned hall of the House of the Unions plenary meeting which was conducted by the Most Saint Patriarch of Moscow and all Russia Kirill and Prezident of the Russian Academy of Education, the Doctor of Philology, professor L.A.Verbitskaya has taken place. The President of the Russian Federation V.V.Putin has participated in a meeting. We give performances at plenary meeting in that sequence as they have sounded

 

Научные сообщения

Организационно-экономические инновации в государственном секторе науки и образования Э.А.Манушин, А.В.Тодосийчук Organizational and economic innovations in a public sector of science and education E.A.Manushin, A.V.Todosiychuk

Аннотация. В статье характеризуются организационно-экономические инновации в государственном секторе науки и образования. Названы причины отсутствия связи между ростом финансового обеспечения науки за счет средств федерального бюджета и результативностью научной и научно-технической деятельности. Приводятся подтверждающие это статистические данные и результаты анализа нормативной правовой базы ряда учредителей бюджетных научных учреждений. Обозначены пути решения задачи повышения результативности научной и научно-технической деятельности. In еру article organizational and economic innovations in a public sector of science and education are characterized. Communication absence reasons between growth of financial provision of science at the expense of means of the federal budget and productivity of scientific and scientific and technical activities are called. Statistics and results of regulatory legal base analysis made by founders of budgetary scientific institutions are given. Solutions for increasing productivity of scientific and scientific and technical activities are designated.

Ключевые слова. Организационно-экономические инновации, государственный сектор науки и образования, финансовое обеспечение, государственное задание, бюджетные учреждения, нормативно-правовая база, результативность научной и научно-практической деятельности. Organizational and economic innovations, public sector of science and education, financial provision, state task, budgetary institutions, regulatory framework, productivity of scientific and scientific practical activity.

 

Авторская позиция педагога Ю.В.Сенько Teacher's position as an author Yu.V.Senkov

Аннотация. В статье предпринята попытка определить  авторскую позицию педагога,  которая заключается в понимающем преображении встречи «Учитель–Ученик» и является потенциальной точкой вхождения их обоих в культуру. Со-авторство «педагог–обучающийся»  должно выстраиваться как особая работа в пространстве субъективной реальности человека, совместно-распределенной деятельности, со-бытийной общности, рефлексивного сознания и  основываться на принципах другодоминантности, понимания, диалогичности, рефлексии, метафоричности. An attempt was made to determine the position of teacher as an author, which is to understand the transformation of the meeting «Teacher–Student» and a potential point of entry of both of them in culture. Co-author of «teacher-student» should be built as a special work in the space of the subjective reality of the person in space co-distributed activity in the space of co-existent community, in the space of a reflexive consciousness and is based on the principles of friend-dominancy, understanding, dialogueness, reflection, metaphoricity.

Ключевые слова.Технократическая и гуманитарная парадигмы образования, авторская позиция педагога, гуманитаризация педагогического процесса, со-авторство«педагог–обучающийся». Technocratic and humanitarian paradigm of education, the author's position of a teacher, humanization of educational process, the co-author of «teacher–student».

 

К вопросу оценки  качества диссертационных работ В.М. ПолонскийTo a question of an assessment of dissertation works quality V.M.Polonsky

Аннотация. Выявлены проблемы, решение которых будет способствовать повышению эффективности диссертационных исследований. Предложены методы, позволяющие подойти к оценке качества исследований с единых методологических позиций: объектно-компонентный (описания результатов), визуализации исследований, классификации работ, Problems the solution of which will improve the quality and efficiency of dissertation research are revealed. The methods allowing to approach an assessment of researches quality from uniform methodological positions are offered: object and component (descriptions of results), visualization of researches, classifications of operations

Ключевые слова. Критерии, актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость, визуализация, стандартизация, классификация исследований, описание результатов, рубрикатор «Народное образование. Педагогика». Criteria for relevance, novelty, theoretical and practical importance, visualization, standardization, classification of studies, description of results, Index «Public Education. Pedagogics».

 

Вопросы обучения и воспитания

Знание и вера в представлении учащихся Р.Н.ЩербаковKnowledge and belief in  pupils comprehension R.N.Scherbakov

Аннотация. Роль образования состоит в том, чтобы на уроках вводился материал о сущности науки и антинауки и показывался вред увлечения учащимися антинаукой для их мышления и поступков. Для этого реализуется методика анализа антинаучных фактов, близких учебному предмету.  The role of education consists in introducing the material about the essence of science and anti-science at lessons and showing the harm of pupil’s interest in anti-science for their thinking and actions. For this purpose, the method of anti-science facts analysis near to educational subject is realized.

Ключевые слова. Наука и вера в антинауку, религию и «чудеса»; усилия образования по ослаблению влияния антинаучных настроений на общество; общепринятая и специальная методика воспитания у учащихся на уроках критического отношения к антинаучным фактам. Science and belief in anti-science, religion and « miracles»; the efforts of education by weakening of influence anti-scientific moods on society; generally accepted and special method of education with students at lessons of critical attitude to anti-scientific facts.

 

Студенты из стран Северной Африки в вузах РФ: проблемы адаптации В.В.ГрибановаStudents from the Countries of North Africa in the Russian High Schools: Problems of Adaptation V.V.Gribanova

Аннотация. В статье рассматриваются история и перспективы обучения в вузах России студентов из стран Северной Африки как одного из наиболее перспективных направлений продвижения российских образовательных услуг в мире. В этой связи важным представляется процесс адаптации арабских студентов к жизни и обучению в России. В статье дается анализ этнокультурных особенностей и способностей студентов из стран Магриба. Установлено, что к числу наиболее болезненных для арабских студентов социально-адаптационных проблем относятся: языковой барьер, национализм и расизм, проблемы безопасности, незнание российских законов, климат. Для более успешного продвижения в мире услуг российского образования необходимо привлечение современных подходов, адаптация педагогических методик к этническим и психологическим особенностям обучающихся.  The article discusses the history and prospects of studying in Russian universities students from North Africa as one of the most promising areas of promotion of Russian educational services in the world. In this regard Arab students process of adaptation to life and education in Russia is important. The article analyzes the ethnocultural characteristics and abilities of students from the Maghreb. It was defined that the most painful for the Arab students' socio-adaptation problems are: the language barrier, nationalism and racism, security concerns, lack of knowledge of Russian laws, climate. For the successful promotion of services in the world of education in Russia is necessary to use modern approaches, adapting teaching methods to the ethnic and psychological characteristics of students.

Ключевые слова. Образование, иностранные студенты, Северная Африка, социокультурная адаптация, этнокультурные особенности, педагогические методики. Еducation, foreign students, North Africa, sociocultural adaptation, ethno-cultural characteristics, teaching methods.

 

Среднее профессиональное образование: реалии и перспективы А.А.Листвин Secondary professional education: realities and prospects A.A.Listvin

Аннотация. В статье проведен анализ нормативных и программных документов в области среднего профессионального образования, позволяющий представить новую систему профессионального образования, выявить явные и скрытые противоречия в ходе ее модернизации, а также факторы, способствующие формированию эффективных региональных систем, отвечающих потребностям инновационной экономики.   The analysis of normative and program documents in the field of secondary professional education allows to understand the image of new system, to reveal the obvious and hidden contradictions during its modernization, promotes formation of the effective regional systems of professional education meeting requirements of economy.

Ключевые слова. Региональная модель среднего профессионального образования; система «рабочий – техник – инженер»; образовательный стандарт; перечень профессий и специальностей; профессиональный стандарт; квалифицированный рабочий; специалист среднего звена. Regional model of secondary professional education; system «worker – technician – engineer»; educational standard; a list of jobs and professions; professional standard; Skilled Worker; mid-level technician.

Кадры науки, культуры, образования

Стратегия и методология профессионального развития педагогов в течение всей жизни А.Ю.БелогуровStrategy and methodology of teachers' professional development during all life A.Yu.Belogurov

Аннотация.В статье рассмотрены вопросы организации системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.  На основе опыта организации высшего и послевузовского педагогического образования, особенностей подготовки преподавательского корпуса в системе корпоративных университетов определены принципы, подходы и технологии, которые являются наиболее эффективными в решении поставленных профессиональных задач. In the article the questions of organization of training system and further training of pedagogical personnel are revealed. Based on the experience of organizations of higher and postgraduate teacher education, training of teaching staff in the system of corporate universities identified principles, approaches and technologies that are most effective in solving professional problems.

Ключевые слова. Педагог, профессиональное развитие, образование, повышение квалификации. Teacher, professional development, education, further training.

 

Педагогическое проектирование информационной образовательной среды для учителя Е.В.ЧернобайPedagogical design of the information educational environment for the teacher E.V.Chernobay

Аннотация. Статья посвящена вопросам проектирования информационной образовательной среды для подготовки учителя к новым видам профессиональной деятельности. В ней освещены особенности и основные принципы педагогического проектирования информационной образовательной среды, приводятся ее дидактические характеристики, значимые для организации учебного процесса, направленного на достижение новых образовательных результатов. Article is devoted to the questions of designing the information educational environment for training of the teacher for new types of professional activity. It lights out features and the basic principles of pedagogical design of the information educational environment. Its didactic characteristics, significant for the organization of the educational process directed to achiev new educational results are provided.

Ключевые слова. Педагогическое проектирование, информационная образовательная среда, подготовка учителя, профессиональная деятельность педагога, средства информационно-коммуникационных технологий. Pedagogical design, information educational environment, training of the teacher, professional activity of the teacher, means of information and communication technologies.

 

История школы и педагогики

Образование, устремленное в будущее: к 90-летию М.И.Махмутова И.Ф.СибгатуллинаThe education directed to the future: to M.I.Makhmutov's 90 anniversary I.F.Sibgatullina

Аннотация. Наследие академика М.И.Махмутова (1926 – 2008)  является для меня особой ценностью. Диалоги с Мирзой Исмаиловичем послужили истоком формирования моего научного мировоззрения, размышлений об общественной и дипломатической силе научной педагогики с точки зрения интеллектуального и культурологического аспектов развития человека. The heritage of the academician M.I.Makhmutov (1926 – 2008) is a special value for me. Dialogues with Mirzoy Ismailovich have served as a source of forming of my scientific outlook, reflections about the public and diplomatic force of scientific pedagogics from the intellectual and culturological aspects of person's development point of view.

 

Педагогическая профилактика зависимого поведения подростков Е.Г.ШубниковаPedagogical prophylaxis of dependent behavior of teenagers E.G.Shubnikova

Аннотация. В статье представлен исторический анализ опыта предупреждения школьного алкоголизма в России и за рубежом. Автором показана ведущая роль врачей в становлении медицинской модели профилактики в рамках гигиенической науки. После 1917 г. профилактическая работа вновь осуществляется под руководством медиков в русле социальной гигиены. В1990-е гг. в России было дано теоретическое обоснование новых психосоциальных подходов в профилактике употребления психоактивных веществ. The article presents a historical analysis of school prevention of alcoholism in Russia and abroad. The author shows the leading role of physicians in establishing a medical model of prevention in the framework of hygienic science. After 1917, the newly preventive work is carried out under the leadership of medics in the mainstream of social hygiene. In the 1990-s in Russia was given theoretical justification of new psychosocial approaches in the prevention of substance abuse.

Ключевые слова. Психоактивные вещества; гигиена; медицинская и психосоциальная модели профилактики; педагогическая профилактика; ресурсы личности; образовательная среда. Psychoactive substances; hygiene; medical and psychosocial models of prevention; a pedagogical prevention; the resources of the person; educational environment.

 

Сравнительная педагогика

Современные направления сравнительных исследований образовательного пространства С.В.ИвановаModern trends for comparative research of educational space S.V.Ivanova

Аннотация. В статье рассматриваются новые задачи и особенности сравнительных исследований в настоящее время, которое характеризуется автором с позиций медиалогии. Направления современных сравнительных исследований раскрываются в сопоставлении с традиционными направлениями развития сравнительной педагогики. The paper considers the new objectives and special features of comparative study at present time, which is characterized by the author from the perspective of medialogy. The author discloses modern comparative research tendencies in comparison with the traditional directions of comparative education development.

Ключевые слова. Образовательное пространство, компаративные исследования, сравнительная педагогика, эпоха медиа, медиалогия. Еducational space, comparative study, comparative education, media epoch, medialogy.

 

Турецкие учебные заведения в Иракском Курдистане Н.З.МосакиThe Turkish educational institutions in the Iraqi Kurdistan N.Z.Mosaki

Аннотация. В статье анализируется деятельность турецких образовательных учреждений в Иракском Курдистане, которые пользуются большой популярностью среди значительной части местной элиты. Показано, что посредством турецких школ в Курдистане формируется протурецкая прослойка. В статье уделяется внимание методам работы преподавателей турецких школ. The article analyzes the activities of Turkish educational institutions in Iraqi Kurdistan. It is shown that due to the Turkish schools in the Kurdistan formed pro-Turkish lobby. The paper focuses on the methods of teachers’ work  at the Turkish schools.

Ключевые слова. Турецкие школы в Иракском Курдистане, структуры Гюлена, образовательная экспансия Турции. Turkish schools in Iraqi Kurdistan, Gyulen's structures, Turkish educational expansion.

 

«Терапия привязанности» в США, или беззащитность усыновленных детей В.А.Попов“Attachment therapy” in the USA or defenseless adopted children V.V.Popov

Аннотация. В статье очерчены проблемы в области реализации терапевтических методов воздействия на усыновленных детей. Теория и практика лженаучных методов воспитания рассмотрена на примере отечественного и зарубежного опыта. The text deals with the problem of therapeutic methods implementation and their influence on the adopted children. The theory and practice of pseudo-scientific methods of upbringing, such as «attachment therapy», are considered on the example of domestic and foreign experience.

Ключевые слова. Терапия привязанности, приемные дети, телесные наказания, гибель детей. Аttachment therapy, adopted children, corporal punishments, children death.

 

Школа молодого ученого

Гипотеза в историко-педагогическом исследовании                                            Е.Н.Хрыков Hypothesis in historical and pedagogical research                                            E.N.Khrykov

Аннотация. Статья посвящена обоснованию подходов к использованию гипотетической модели проведения историко-педагогических исследований. В статье рассмотрено значение гипотезы, требования к ее обоснованию, формулированию и проверке. На основе анализа диссертационных работ проведена классификация задач историко-педагогических исследований и разработаны модельные образцы формулирования гипотез для каждой из пяти групп этих заданий. Определены особенности использования гипотезы в историко-педагогических исследованиях. This paper is devoted to the substantiation of approaches to using a hypothetical model of the historical and pedagogical research. The article considers the significance of the hypothesis, the requirements for its justification, formulation and testing. On the basis of the analysis of theses, tasks of historical and educational researches are classified and model samples of formulating of hypotheses for all of these five groups of tasks are developed. The features of the use of hypotheses in the historical and pedagogical researches are defined.Ключевые слова. Гипотеза, историко-педагогические исследования, классификация задач историко-педагогических исследований. Hypothesis, historical and pedagogical researches, classification of tasks of historical and pedagogical researches.

 

Особенности представления результатов научных исследований в международных тематических журналах А.К.Р.Ван Рил, Л.А.Ефимова,  Д.С.Новикова Features of research results presentation into international thematic journals A.C.R.van Riel, L.A.Efimova, D.S.Novikova

Аннотация. Целью работы является изучение особенностей представления результатов научных исследований в журналах, входящих в международные реферативные базы данных Scopus и WebofScience. Авторы предлагают структуру научной статьи, которая рассматривается редколлегиями мировых изданий как «успешная». The aim of this article is to study the features of presentation of research results into journals included in the database of citations Scopus and Web of Science. The authors propose a structure of a scientific article, which is considered the world's media editorial boards as «successful».

Ключевые слова. Конкурентоспособность университета, рейтинги вузов, рейтинги журналов, «успешная статья», базы цитирований Scopus и Web of Science. Competitiveness of the University, Rankings of Universities, Rankings of Journals, a Good Article, Database of Citations Scopus and Web of Science.

 

Тематический обзор литературы

Педагогическая мысль в современной Польше: тематический обзор литературы (2008–2016 гг.) В.П.ТарантейPedagogical thought in modern Poland: thematic review of literature (2008-2016) V.P.Tarantey

Аннотация. В тематическом обзоре литературы в области польской педагогики сделана попытка донести до заинтересованных читателей журнала новые подходы польских ученых в исследовании актуальных педагогических проблем. In the thematic review of literature in the field of the Polish pedagogics is made an attempt to inform the interested readers of the magazine about new approaches of the Polish scientists in research of actual pedagogical problems.

Ключевые слова. Педагогическая мысль, педагогическая проблема, тематический обзор литературы, инновационные подходы в педагогике. Pedagogical thought, pedagogical problem, the thematic review of literature, innovative approaches in pedagogics.

 

Из редакционной почты

Изучение иностранных языков как способ развития памяти студентов М.Б.Григорьева Learning of foreign languages as a way of development of students memory M.B.Grigorieva

pedagogika-rao.ru

Педагогика. Научно-теоретический журнал » № 3 2016

Вы можете купить этот номер журнала.

ПЕДАГОГИКА № 3 2016

 

 

Воспитание в современной образовательной парадигме

А.А.Вербицкий

 

Аннотация.  В статье показано, что современная система образования продолжает функционировать в рамках знаниевого подхода и не отвечает современным потребностям общества. По мнению автора, основой для решения создавшейся ситуации может стать психолого-педагогическая теория контекстного образования, которая дает возможности раскрывать и развивать творческий потенциал обучающихся.

 

Ключевые слова. Обучение, воспитание, компетентностный подход, контекстное образование, творчество, поступок, социальная ситуация развития.

 

 

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

 

Проектирование системы  методического обеспечения  функционирования образовательных стандартов

В.М.Монахов

 

Аннотация. В статье дан анализ  приоритетных направлений исследований РАО, прогнозируется  продуктивность отдельных результатов приоритетных исследований и технология их достижения. Особое внимание  уделено  инновационной значимости функций стандартов второго поколения для модернизации методической системы обучения. Обосновываются методологические подходы к методическому обеспечению образовательных стандартов. Даны варианты конкретизации отдельных направлений предстоящих исследований РАО.

 

Ключевые слова. Прогнозирование; модели развития; приоритетные исследования; развитие, технологизация и инструментализация методики и дидактики; опережающая модель  методического обеспечения  стандартов.

 

 

Аудит качества образования

Ю.Б.Рубин

 

Аннотация.  В статье рассматривается  становление аудита качества образования как специализированного направления профессиональной деятельности в российской  образовательной системе. Формулируются задачи внутреннего и внешнего независимого аудита качества результатов обучения,  институциональных условий его обеспечения. Излагаются требования к экспертам, подразделениям учебных заведений и экспертным организациям, действующим в этой сфере.

 

In the article are described problems of quality of education audit evolution as a specific track of professional activity in Russia. The attention has been focused on special tasks for internal and independent external audit of learning outcomes and institutional factors procedures. Also one can find description of mandatory requirements to experts, internal audit departments of educational institutions and QA agencies.  

 

Ключевые слова. Качество образования, внутренний и внешний аудит, мониторинг и оценка качества образования, результаты и ресурсы обучения, экспертные и аккредитационные организации.

 

Quality of education audit, quality assurance, monitoring and quality evaluation in education, internal and external audit, learning outcomes and resources, quality assurance and accreditation agencies.

 

 

Создание примерных основных образовательных программ и критерии их экспертизы.

И.М.Реморенко, С.Н.Вачкова

 

Аннотация. На основании анализа действующих Федеральных законов РФ показано, что изменение регламентации содержания образования требует разработки примерных основных образовательных программ (ПООП), соответствующих федеральным государственным  образовательным стандартам. Предложены основные подходы к определению критериев экспертизы примерных рабочих программ учебных предметов в рамках ПООП общего образования. Описана структура построения предметных результатов базового и углубленного уровней в ПООП среднего общего образования.

 

Current national laws of Russian Federation shows that the change in the educational content of rulemaking requires approximate basic educational programs (ABEP) development corresponding to the federal state educational standards. The paper describes the basic definitions of the criteria for expert review of the approximate school subjects work programs in the field of basic education ABEP. The article defines the structure of objective results achievement of basic and advanced levels in secondary education ABEP.

 

Ключевые слова. Содержание образования, методология образования, примерная основная образовательная программа, критерии экспертизы примерных рабочих программ учебных предметов в рамках ПООП общего образования, структура построения предметных результатов.

 

Сontent of education, educational approach, approximate basic educational programs, the criteria for expert review of the approximate school subjects work programs in the field of basic education ABEP, the structure of objective results achievement.

 

 

Интернет как социокультурное пространство жизни и развития человека

Н.С.Крамаренко

 

Аннотация.  В статье обосновывается необходимость научного осмысления интернет-среды как нового социокультурного пространства жизни и развития современного человека, сферы самореализации, субъектности, самоосуществления. Анализируются данные, полученные современными учеными, приводятся результаты собственного исследования автора.

 

Ключевые слова. Интернет, социокультурная среда, субъектность, самореализация, самоосуществление.

 

 

Дидактическое наследие М.И.Махмутова и современность (к 90-летию со дня рождения)

Г.И.Ибрагимов

 

Аннотация. В статье выделены основные идеи в области проблемного обучения, разработанные выдающимся специалистом в области дидактики М.И.Махмутовым, показано влияние его исследований на развитие современной дидактики.

 

The article highlights the main ideas in the area of problem-based learning, developed an outstanding expert in the field of didactics, M.I.Makhmutova, shows the influence of his research on the development of modern didactics.

 

Ключевые слова. Образование, дидактика, проблемное обучение, принцип проблемности, методы проблемно-развивающего обучения, структура современного урока.

 

Education, didactics, problem-based learning, the principle of problematic methods of problem-developmental education, the structure of a modern lesson.

 

 

ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 

Патриотическое воспитание молодежи в Арктической зоне

Н.В.Чичерина

 

Аннотация: В статье рассматриваются концептуальные основы патриотического воспитания молодежи в контексте подготовки кадров для Арктической зоны Российской Федерации. Обобщен опыт работы Северного (Арктического) федерального университета имени М.В.Ломоносова и приведены лучшие практики по воспитанию патриотизма и готовности к «служению Арктике».

 

The article presents conceptual foundations of developing patriotism of young people in the context of training specialists for the Arctic Zone of the Russian Federation. The author describes the experience and best practices of Northern (Arctic) Federal University in preparing students for «Arctic Stewardship».

 

Ключевые слова. Арктика, Арктическая зона Российской Федерации, патриотическое воспитание, служение Арктике.

 

The Arctic, the Arctic zone of the Russian Federation, development of patriotism, Arctic stewardship.

 

 

Формирование и развитие интереса к чтению у современных школьников

О.С.Казеева

 

Аннотация.  В статье рассматривается актуальная проблема  формирования и развития интереса к чтению у современных школьников – учащихся 7 – 9 классов. На основе проведенного анкетирования и анализа творческих работ прослеживается динамика этого процесса, определяются причины, по которым дети любят или не любят читать и писать сочинения.

 

Ключевые слова. Интерес к чтению, речемыслительная деятельность; осмысление, восприятие, интерпретация текста, читательская позиция, потенциал гуманизма  и нравственности.

 

 

КАДРЫ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ

 

Эмоциональный аспект обучения иностранному языку

Т.Е.Змеёва                                        

The emotional aspect of learning of foreign language

T.E.Zmeeva

 

 Аннотация.  В статье  анализируется роль эмоционального фактора в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Рассматривая юмористические тексты как элемент эмоционального компонента образовательного процесса, обосновывая их высокий дидактический потенциал, автор предлагает стратегию организации учебно-познавательной деятельности студентов на  базе юмористических текстов.

 

The article analyzes the role of emotional factor in learning a foreign language in nonlinguistic higher education institution. Considering humorous texts as an element of emotional component of the educational process, proving their high didactic potential, the author offers a strategy of organization of educational cognitive activity of students based on   humorous texts.

 

Ключевые слова. Эмоциональный  аспект обучения, обучение иностранному языку, юмористический текст, дидактический потенциал, учебно-познавательная деятельность.

 

The emotional aspect of learning, learning a foreign language, humorous text, didactic potential, educational cognitive activity.

 

 

Организационно- педагогическая культура  бакалавра в контексте транзитивности образования М.Г.Янова, В.В.Игнатова

 

Аннотация.  В статье изучается проблема профессионального становления бакалавра в контексте формирования его организационно-педагогической культуры и рассматривается сущность организационной деятельности. Раскрывается понятие транзитивности и определяется ее значимость для формирования исследуемого качества в образовательном процессе.

 

In the given paper the problem of professional formation of bachelor  in context of forming his organizationally-pedagogical culture is studied and the meaning of organizational activity is considered. The notion of transitivity and its importance for forming of investigative quality in educational process are defined.

 

Ключевые слова. Организационно-педагогическая культура, организационная культура организации, образовательный процесс в вузе, профессиональное становление бакалавра, транзитивность образования.

 

Оrganizationally-pedagogical culture, organizational culture of organization, educational process in high school, professional formation of bachelor, transitivity of education.

 

 

Управление формированием профессиональной мобильности выпускников в техническом вузе

Т.Г.Цуникова, Ю.В.Чепурная, Е.В.Пугачева

 

Аннотация.  Рассматривается сущность и механизмы  управления формированием профессиональной мобильности выпускников на основе организационно-деятельностного подхода.

 

The essence of the concept and mechanisms of formation of professional mobility of graduates on the basis of organizational-active approach is provided.

 

Ключевые слова: дорожная карта формирования профессиональной мобильности, субъектная мыследеятельность, механизмы детерминации деятельности, технологический метод, развитие инновационного мышления.

 

Radmap formation of professional mobility, subjective mental activity, mechanisms of determination activities, technological methods, the development of innovative thinking.

 

 

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ

 

Проблема национального и общечеловеческого в работах отечественных педагогов

 В.В.Колпачев, О.Ю.Колпачева

 

Аннотация.  Статья посвящена анализу идей дореволюционных отечественных педагогов о воспитании подрастающих поколений, о соотношении национального и общечеловеческого в формировании человека и гражданина, о гармонизации на этой основе межнациональных отношений.

 

Ключевые слова. Национальные основы воспитания, национальное и националистическое воспитание, взаимодействие национального и общечеловеческого в представлениях о личности, народность, идеал человека.

 

 

Взгляды В.И.Фармаковского на обучение в трудовой школе

В.Б.Помелов

 

Аннотация.  В статье рассматривается вклад видного российского ученого-педагога В.И.Фармаковского в развитие отечественной педагогической науки. Особое внимание уделяется анализу его педагогических воззрений в области трудового  воспитания.

 

The article considers the main biographical facts of the prominent Russian scientist of pedagogics V.I.Farmakovsky, his contribution into the development of the native science is characterized. The main attention is given to his scientific views in the field of labour education.

 

Ключевые слова. В.И.Фармаковский, Вятская губерния, трудовое воспитание, метод проектов, система трудового воспитания.

 

V.I.Farmakovsky, Vyatskaya gubernia, labour education, the project method, the system of labour education.

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

 

Проблемы образования в Португалии

Э.Г.Ермольева

 

Аннотация.  Португалия вошла в число государств, попавших в водоворот мирового кризиса 2008−09 гг. и глубоко испытавших на себе его тяжелые последствия. Однако именно он стал тем «моментом истины», который заставил взглянуть критически на национальную модель образования, послужил стимулом для ее модернизации.

 

Portugal was one of the European countries, most affected by the protracted economic crisis started in 2008−09 and suffered its severe consequences. At the same time, the crisis serves as a crucial point to revise the national education system and to start modernization reform.

 

Ключевые слова. Португалия, последствия кризиса, национальная модель образования, программы модернизации.

 

Portugal, consequences of the world crisis, national model of education, modernization reform.

 

 

Культурная революция в Китае и преодоление ее негативных последствий

Н.Е.Воробьев, А.Р.Тарасов

The Cultural revolution in China and overcoming of its negative consequences

N.E.Vorobyov, A.R.Tarasov

 

Аннотация.  Статья посвящена образовательным реформам в Китае во время культурной революции. Ключевые события культурной революции описаны во взаимосвязи с развитием китайского образования в целом. Основное внимание в работе автор акцентирует на анализе предпосылок, хода и результатов культурной революции в сфере общего образования.

 

The article is devoted to educational reforms in China during the Cultural Revolution. The description of the Cultural Revolution’s milestones is given in connection with the progress of Chinese education as a whole. The author concentrates on the analysis of preconditions, progress and results of the Cultural Revolution in the region of general education.

 

Ключевые слова. Культурная революция, образовательные реформы, общее образование, ведущие школы, образовательные законы.

 

Cultural Revolution, educational reforms, general education, key-point schools, educational laws.

 

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

Сравнительная педагогика с позиций XXIвека

Н.Н.Найденова, И.А.Тагунова

 

ИЗ РЕДПОЧТЫ

 

Читательский опыт личности как общекультурная компетенция

В.Н.Руднев

 

Изучение истории Магаданской области на уроках истории

А.А.Афанасьев

 

Деятельностная педагогика и педагогическое образование

А.В.Боровских

 

ЮБИЛЕЙ УЧЕНОГО

Льву Всеволодовичу Тодорову – 85!

 

pedagogika-rao.ru

Педагогика. Научно-теоретический журнал » № 1 2016

Вы можете купить этот номер журнала.

Аннотации и ключевые слова № 2, 2016Научные сообщенияScientific messagesДахин А.Н. Проекты образования и образование через проектыDakhin A.N. Projects of education and education through projectsАннотация. В статье рассматриваются вопросы развития проектно-технологической культуры школьников средствами компетентностного подхода к обучению. В основе изложения – ретроспективный анализ проектного обучения и соотнесение основных идей с современной педагогической практикой. Ключевые слова. Проектное образование, продуктивный диалог, проектно-преобразовательная деятельность, открытые результаты обучения.Summary. In article the author reveals questions of design and technological culture development of school students by means of competence-based approach to training. At the heart of a statement is the retrospective analysis of design training and correlation of the main ideas with modern student teaching. Keywords. Design education, productive dialogue, design and converting activity, open results of training.Новикова Г.П. Факторы готовности организаций дошкольного образования к введению ФГОСNovikova G. P. Factors of readiness of preschool education institutions for introduction of FSES Аннотация. В статье анализируются факторы и организационно-педагогические условия, определяющие различия в готовности организаций дошкольного образования (ОДО) к инновационной деятельности и влияющие на качество их деятельности по введению ФГОС в условиях модернизации системы дошкольного образования.Ключевые слова. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), Федеральный закон «Об образовании в РФ», дошкольное образование как первое звено в системе общего непрерывного образования, преемственность с начальным школьным образованием, основные характеристики дошкольного детства, готовность ОДО к инновационной деятельности.Summary. Factors and organizational and pedagogical conditions defining the distinctions in readiness of preschool educational institutions (PEI) for innovative activity and influencing quality of their activities for introduction of FSES in the conditions of preschool education system modernization are analyzed.Keywords. The federal state educational standard of preschool education (FSES PE), the Federal law "About education in the Russian Federation", preschool education as the first link in the system of the general continuous education, continuity with primary school education, the main characteristics of the preschool childhood, readiness of IPE for innovative activity.

Корчажкина О.М. Метапредметное содержание образования во ФГОС общего образованияKorchazhkina O. M. The metasubject content of education in FSES of the general educationАннотация. Рассматривается роль деятельностных компонентов метапредметного содержания образования, отраженных в Федеральных образовательных стандартах общего образования второго поколения и обсуждается связь между ними. Излагается трактовка и описываются различные способы классификации общеучебных умений и навыков на уровне универсальных учебных действий. Ключевые слова. ФГОС, метапредметные образовательные результаты, системно-деятельностный подход, общеучебные умения и навыки (учебно-познавательные / метапредметные компетенции), универсальные учебные действия

Summary. The article examines a role of and the relationships between the activity components of the interdisciplinary educational content reflected in the Federal educational standards for General education belonging to the second generation. It also interprets and describes various ways of classification of general learning skills concerning multipurpose educational operations. Keywords. The Federal educational standards for General education, interdisciplinary educational outcomes, system-activity approach, general learning skills (learning and cognitive/metasubjective competence), multipurpose educational operations

Маджуга А.Г., Синицина И.А. Концептуальные основы фрактальной педагогикиMadzhuga I.A., Sinitsyna A.G Conceptual fundamentals of fractal pedagogicsАннотация. В статье теоретически обо¬снованы идеи фрактальной педагогики, впер-вые дано определение названного понятия, рассмотрены базовые принципы фрактальной педагогики, психолого-педагогические детер¬минанты, оказывающие влияние на формиро-вание конструктивно-творческой доминан¬ты участников образовательного процесса, преобразующей ресурсный потенциал лично¬сти в аспекте ее созидательной активности. Авторы теоретически обосновывают необхо¬димость введения в категориальный аппарат современного социально-гуманитарного зна¬ния понятия «фрактальная педагогика», что позволит интегрировать естественнона¬учные и социально-гуманитарные представ¬ления о человеке как многомерном феномене, обосновать выбор средств, обеспечивающих раскрытие реальных и потенциальных воз¬можностей и самореализацию личности.The article theoretically grounded ideas of fractal pedagogy, first given a definition of these concepts, the basic principles of fractal pedagogy, psychological determinants that influence the formation of con- structive and creative dominant participants in the educational process, which converts the resource potential of the personality in the aspect of its creative activity. The authors theoretically justify the need for the introduction of categorical apparatus of modern social and humanitarian knowledge of the concept of «fractal pedagogy», which will integrate science and social-humanitarian understanding of man as a multidimensional phenomenon, to justify the choice of means providing for the disclosure of actual and potential opportunities and personal fulfillment. Ключевые слова. Фрактал, фрактальная педагогика, фрактальный подход, принципы фрактальной педагогики, парадигма, современ¬ные образовательные парадигмы, культурно-феноменологический компонент педагогики. Fractal, fractal pedagogy, fractal approach, the fractal principles of pedagogy, paradigm, modern educational paradigm, cultural and phenomenological component of pedagogy.Вопросы обучения и воспитанияQuestions of training and educationЛызь Н.А. Способы воспитательного влияния и риски их реализацииLiz N. A. Ways of educational influence and risks of their realizationАннотация. В статье охарактеризованы три группы воспитательных влияний: пря¬мое воздействие, опосредованное влияние че¬рез организацию деятельности воспитанни¬ка, контекстное влияние через управляемые факторы воспитательной среды. Показано, что в настоящее время повышается значи¬мость контекстных способов влияния и ра¬стут риски выбора оптимальных воспита¬тельных действий и риски предоставления ребенку свободы в современной социальной и информационной среде.The article characterizes three groups of educational influence: direct impact, indirect influ- ence through the organization of pupils’ activities, contextual influence through the controlled factors of educational environment. It is shown that at pre sent the importance of contextual methods of influence increases and risks of choosing the optimal educational actions and the risks of the child’s freedom in modern informational and social environment grow.Ключевые слова. Методы воспитания, педагогическое влияние, развитие личности, социализация в информационной среде.Methods of education, pedagogical influence, personal development, socialization in the information environment.Пугач В.Е. О содержании школьного литературного образованияPugach V. E. About the content of school literary educationАннотация. В статье уточняется зна¬чение термина «содержание литературного образования», предлагаются принципы от¬бора литературного материала и рассма-триваются способы его интериоризации. The article is devoted to such question like the content of literary education. The author makes more accurate a meaning of this term, proposes the principles of the literary material`s selection and considers the ways of its internalization.Ключевые слова. Содержание образова¬ния, компетентность, креативность, ли-тературный канон, интериоризация, соци¬ализация, психический процесс, ценностные ориентации. Тhe content of education, competence, creativity, literary Canon, internalization, socialization, men- tal process, value orientations.Мапельман В.М. Является ли школьный курс «Естествознание» интегрированной дисциплинойMapelman V. M. Whether the school course "Natural sciences" is an integrated disciplineАннотация. Статья посвящена анализу содержания дисциплины «Естествознание». Оценивается возможность с помощью раз¬работанных учебных и методических ма-териалов способствовать формированию у старшеклассников «целостной картины мира» и попытка авторского коллектива создать интегрированный курс соответ-ствующего содержания. The article is devoted the analysis of maintenance of discipline «Natural science». Possibility is estimated by the developed educational and methodical materials instrumental in forming for the senior pupils of «integral picture of the world» and attempt of author collective to create the computer-integrated course of the proper maintenance.Ключевые слова. Естествознание; фило¬софия; картина мира; наука; естественно-научная картина мира; образование; педаго¬гика в старших классах. Natural science; philosophy; world picture; science; estestvenno-nauchnaya picture of the world; education; pedagogics is in senior classesБогданова Е.С. Аксиология как методология обучения текстовой деятельностиBogdanova of E.S. Axiology as methodology of training of text activityАннотация. В статье говорится об аксио¬логии как методологии обучения школьника текстовой деятельности, рассматривает¬ся аксиологический потенциал художествен-ного текста и литературы в целом, указы¬ваются условия реализации аксиологического подхода к формированию умений текстовой деятельности школьников.The article concerns axiology as methodology of teaching textual activity and axiological potential of the literary text and literature in general. The author analyzes the conditions necessary to realize the axiological approach to develop students' skills in textual activity.Ключевые слова. Старший школьник, художественный текст, аксиологический под- ход в обучении, система ценностей, тексто¬вая деятельность, формирование ценност¬ных установок.Senior schoolchildren, literary text, axiological teaching approach, value system, textual activity, formation of value system.Левитес Д.Г. Личность и технология в обученииLevites D. G. Personality and technology in trainingАннотация. В статье поднимается про¬блема технологизации личностно-ориенти-рованного образования. Предлагается модель управления процессом обучения на основе принципа динамизма — опосредованного про¬ектирования и диагностики результатов личностно-ориентированного обучения.The article raises the problem technologizing of student-centered education. A model of management of educational process on the basis of the principle of dynamism-mediated design and diagnostics of results of student-centered learning.Ключевые слова. Образование, развитие личности, образовательная технология, прин-цип динамизма, пролонгированные результа¬ты обучения.Education, personal development, educational technology, the principle of dynamism, prolonged training results.Лупарев Г.П. Народная педагогика в пословицах и поговоркахLuparev G. P. National pedagogics in proverbs and sayingsАннотация. Люди давно заметили воспи¬тательный потенциал пословиц и погово¬рок, которые имеют прямую или косвенную назидательность. Такое деление уточня¬ет воспитательное значение мудрословий и служит ключом к дальнейшему анализу сути и инструментария многовековой на¬родной педагогики. Тесно связанная с обыча¬ями, культурой и менталитетом народов, такая педагогика является важнейшей ос¬новой их духовного бытия. Бережное отно¬шение людей к своим фольклорным источни¬кам, в том числе пословицам и поговоркам, хранящим мудрость предков, является зало¬гом формирования человеческого в человеке. Thinkers of different times and people noticed the educational potential of proverbs and sayings long ago. Paremias can have direct or indirectedification. Such division specifies educational value of proverbial wisdom and serves as a key to a further analysis of an essence and instrumentarium of centuries-old national pedagogics. Such pedagogics which is closely connected with customs,culture and mentality of the people is the most important basis of their spiritual life. Careful attitude of people to the folklore sources, including the proverbs and sayings storing wisdom of ancestors is pledge of human information in the person.Кадры науки, культуры, образованияStaff of science, culture, educationЛобанов В.В. Человекомерная экспертиза современного образованияLobanov V. V. Human measuring examination of modern educationАннотация. Рассмотрены история, воз¬можности и практика человекомерной экспертизы образования с позиции педаго¬гического сопоставления «человека» и «тех-нологии». Для проведения такой экспертизы использовалась модификация метода Дель-фи, подходящая для применения на акаде¬мических занятиях. Проанализированы ре-зультаты экспертной работы студентов педагогического вуза и ее образовательные эффекты.The history, possibilities and practice of human-measure expertize of education were examined from the standpoint of «the human» and «the technology» pedagogical comparison. A modification of the Delphi method suitable for use in academic studies was used to carry out such an examination. The results of pedagogical university students' expert work and the educational effects of expert reviewing process were analyzed.Ключевые слова. Образование, антич¬ность, человекомерность, экспертиза, тех-нология, метод Дельфи, студенты, учителя.Еducation, classical antiquity, human-measure, expertize, technology, Delphi method, students, teachers.Данилов Г.В., Рочев К.В. Семинарская форма контроля знаний студентовDanilov G. V., Rochev K.V. Seminar form of control of students' knowledgeАннотация. В статье проанализирова¬ны недостатки существующей системы экзаменов и их последствия, предложена методика проведения официального проме-жуточного контроля знаний студентов в форме учебно-научных семинаров с публич¬ной защитой работ по каждому семестро¬вому модулю, причем в выставлении оценок участвуют как экзаменаторы, так и сами студенты; представлены результаты апро-бации подобной формы контроля.The paper describes the current system of examinations shortcomings and their con- sequences analyze, the technique of the interim control of students' knowledge in the form of educational and scientific seminars with the public defense of a semester work for each module, in grading involves both the examiners and the students themselves; the results of testing of similar forms of control. Ключевые слова. Экзамен, семинар, мо¬дульная оценка знаний, промежуточный контроль, высшее образование, шкала оце¬нок.Еxam, seminar, modular evaluation of the knowledge, the interim control, higher education, grading scale.История школы и педагогикиHistory of school and pedagogicsГриценко Л.И. Развитие воспитанников А.С.Макаренко в контексте гуманитарного подходаGritzenko L.I. Development of pupils of A.S.Makarenko in the context of the humanitarian approachАннотация. В статье рассматривается процесс развития индивидуальности вос-питанников и их социализации в условиях педагогически организованной развивающей среды макаренковских учреждений, ядром ко¬торых выступает воспитательный коллек-тив педагогов и воспитанников; выявляются особенности организации производственно-го труда в коммуне им. Дзержинского на ос¬нове профессиогенетического подхода и роль производственного коллектива в гуманном воспитании через опосредованное педаго-гическое влияние; раскрывается единство общеобразовательной, профессиональной и культурно-образовательной подготовки воспитанников.The article deals with the process of personality development of pupils and their socialization in a pedagogically organized by developing environment makarenkovskih institutions, the core of which stands the educational team of teachers and pupils; identified characteristics of the organization of production work in the commune of Dzerzhinsky professiogeneticheskogo based approach and the role of the production team in the implementation of humane education indirectly through indirect pedagogical influence; It reveals the unity of secondary, vocational, cultural and educational institutions in the preparation of students of the teacher and reformer.Ключевые слова. Развитие личности, профессиогенетический подход, развиваю¬щая среда, производственный труд как сред¬ство социализации воспитанников.Personal development, trade genetic approach, developing environment, the manufacturing labor as a means of socialization of students.Сравнительная педагогикаComparative pedagogicsТагунова И.А. Подходы к разработке современных теорий обучения и воспитания в западных странахTagunova I.A. Approaches to development of modern theories of training and education in the western countriesАннотация. В статье выделены и описа¬ны подходы западных ученых к разработке теорий обучения и воспитания. Анализ по¬ставленной проблемы осуществлялся на ос-новании рассмотрения особенностей типа мышления, типичного для западной науки. В своем исследовании автор статьи опирает¬ся на результаты исследований выдающихся российских и зарубежных нейропсихологов.The article highlights the approaches of western scientists to develop theories of learning and models of education. Analysis of the problem is based on the type of thinking of western researchers. The theoretical fundament of this article are the research results of prominent Russian and foreign neuropsychology.Ключевые слова. Подходы, теории, обуче¬ние, воспитание, тип мышления.Аpproaches, theory, learning, education, type of thinking.Писарева Л.И. Немецкая модель непрерывного образованияPisareva L.I. German model of continuous education Аннотация. Созданный в структурах меж -дународных организаций Европейского Со¬юза проект «Обучение в течение жизни для всех» определил направления развития об¬разовательной политики, конкретные цели и требования для их выполнения Германи¬ей и другими европейскими странами на национальном уровне. Это содействовало дальнейшей интеграции государств при со-хранении их национальных традиций и осо¬бенностей в создании «своей» модели непре-рывного образования.The project created in structures of the international organizations of the European Union «Lifelong Learning» defined the directions of development of educational policy, specific goals and requirements of their performance by Germany and other European countries at the national level that promoted their further integration at preservation of national traditions and features at a solution creating «the» model of continuous education. Ключевые слова. Образование длиною в жизнь, европейский проект, образователь¬ная стратегия, национальные традиции, модель непрерывного образования, нацио¬нальные особенности.Lifelong learning, European project, educational strategy, national traditions, model of continuous education, national features.Эришген Л.Р. Исламизация системы турецкого образованияErishgen L.R. Islamization of Turkish education system Аннотация. В статье идет речь об исла¬мизации системы турецкого образования, ставшей особенно активной в последние несколько лет и вызывающей в турецком обществе волну острых дискуссий. The article is devoted to Islamization of Turkish educationthe system which became especially active in the last some years and causes a wave of heated debates in the Turkish society. Ключевые слова. Исламизация, религиозное обучение, ношение хиджаба, М.К.Ататюрк, Р.Т.Эрдоган, образовательная политика. Islamization, religious training, wearing hijab, M. K. Ataturk, R. T. Erdogan, educational policy.

 

 

pedagogika-rao.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта