Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Статья в методический журнал "Декоративно-прикладное искусство на уроках технологии". Декоративно прикладное искусство журнал


Статья в методический журнал "Декоративно-прикладное искусство на уроках технологии"

Разделы: Технология

Декоративно-прикладное искусство, служащее украшением предметов быта, в художественно-техническом отношении является результатом творчества не одного лица, а целого ряда поколений отдельной народности. Вещи, обслуживающие быт деревни, прежде чем стать предметом торговли, выполнялись как предметы для самообслуживания. Естественное стремление любого народа украсить свой быт содействовало развитию производственного искусства, разнообразию вариантов и орнаментов, их тонкости художественного выполнения и даже изощренности.

Растущий интерес к национальным традициям в прикладном искусстве послужил толчком к разработке и внедрению в программу по технологии блока «Художественно – декоративное искусство».

Опираясь на свой педагогический опыт, хочется сказать: «Чем больше содержание уроков отвечает интересам учащихся, тем шире у них возможность проявить свою индивидуальность». Чтобы учащиеся начали творчески применять полученные знания, у них должна возникнуть потребность в креативном мышлении. Занятия ручной вышивкой, вязание крючком, декоративной работой открывают детям возможность для самовыражения, пробуждают фантазию, воспитывают художественный вкус, духовно обогащают, а также формируют настойчивость, терпение, аккуратность в работе. Владение видами ДПИ может впоследствии пригодиться и в индивидуальной трудовой деятельности.

Работая учителем технологии 6 лет, руководствуюсь простой истиной: знания можно извлечь из книг, а мастерству научит учитель. Поэтому цель уроков технологи – научить учеников на собственном примере и опыте последовательно выполнять все технологические операции.

Темы по декоративной работе систематизированы таким образом, чтобы дать возможность школьникам решать новые задачи формирования художественного облика предмета, показать умения владеть различными материалами. В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, учащиеся последовательно осваивают приемы вышивания, декоративной работы с тканью.

Так в 5-м классе они знакомятся с различными отделочными материалами, с декоративными швами, которые могут использоваться для создания достаточно сложных изобретений; мережками, с помощью которых можно отделывать одежду, белье, скатерть и другие предметы быта.

В 6-м классе большое внимание уделяется классификации вышивок, так учащиеся знакомятся со счетными вышивками, которые относятся к наиболее древним и распространенным видам вышивки. Узор выполняется по счету нитей: крест, двойной крест, полукрест.

Ребята учатся выполнять своими руками множество различных дорожек, вышивать наволочки для подушек, маленькие, простые в исполнении, картинки, а также более сложные и трудоемкие модели скатертей и сюжетных картин.

Свободные вышивки требуют внимание не только к аккуратности, но и хороших навыков владения приемами, художественного вкуса. Поэтому большое внимание на уроках технологии уделяется цветоведению, т.к. неудачная расцветка вышивки может испортить рисунок, в то время как умелый подбор цветов может сделать эффективным даже не особенно интересный узор. Особое внимание следует обратить и на подбор ниток для вышивания, так как необходимо учитывать не только сочетание цветов, но и их влияние друг на друга.

Самая эффективная и самая интересная из всех вышивок – гладь, которая требует не только знание всех гладьевых швов, но и умение правильно применять и распределять цвета.

Знакомство с техникой выполнения гладьевых швов начинается в 8-м классе и продолжается по 11-й класс включительно. Так учащиеся вышивают владимирской, александровской, белой и художественной гладью, что позволяет ближе познакомиться с культурой и самобытностью русского народа.

Большое место в программе отведено вязанию крючком, т.к. это очень увлекательное искусство.

Семиклассницы знакомятся только с петлями и простейшими узорами, а одиннадцатиклассницы вяжут шали, пончо, палантины, что очень модно в нынешнее время.

Много уроков посвящено изучению краеведения. Так, например, тема в 10-м классе, связанная с работой над эскизом народного костюма Тверской области, дает широкий простор творческому мышлению педагога и учащихся. Покрой и силуэт костюма, узоры, украшающие разные части одежды, вызваны к жизни укладом крестьянского быта, связаны с понятием национального стиля, с особенностью художественного мышления.

Совершенно другой мир открывается перед школьниками на уроках знакомства с кружевоплетением. Учащиеся погружаются в атмосферу изящных «линий» и «паучков», Горьковского гипюра и разнообразия форм кружева на картоне.

Еще более расширяются эстетические познания о сущности образного мышления в декоративном искусстве, если раскрыть перед ними технологию изготовления цветов, деревьев, панно из ткани, кожи, меха и бросового материала.

Видовой состав этих украшений практически неограничен. Сколько существует в природе цветов, сколько вариантов этой отделки можно изготовить. Кроме того букетик приколочных цветов, орехов может быть смешанным, так как предназначен для украшения любого дома или дамского туалета.

При подготовке к занятиям планируются не только действия учителя, но и учитывается содержание работы учащихся, что позволяет предусмотреть возможные трудности и пути их преодоления, а также индивидуальные особенности учеников.

Ценным подспорьем является методическая копилка, представляющая собой по каждой теме папку с разработками уроков, с тематическим планированием, рисунками и эскизами, интересными разработками, технологическими картами с вышитыми образцами и изделиями.

Большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Главная особенность этого метода – активизировать обучение, придать ему исследовательский и творческий характер, передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Те из учащихся, кто заинтересовался различными видами рукоделия, продолжают работу после уроков на дополнительном объединении «Декоративная работа с тканью». Многие наши работы украшают стены кабинета и рекреаций школы.

Учитель технологии многое может сделать для того, чтобы детские руки стали умелыми. Не случайно известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное».

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Журнал «Декоративное искусство», выставка «Стекло–2011» и конкурс мастерства…

Как часто мы с грустью вспоминали о нем:«Декоративное искусство»

И вот журнал возрожден. Перед вами пилотный номер 1/412. Зима 2011/2012.Фоном для названия служит тонированный фрагмент гобелена Татьяны Черновой «Россия» (2010)«Декоративное искусство»

Крупные буквы слова «Декоративное» как будто прорываются к нам из небытия, а «искусство» вот-вот исчезнет с обложки…Изыски дизайна или символ времени?

Теперь журнал будет называться «Декоративное искусство стран СНГ». Он роскошный, толстый (160 стр.), большого формата (24х29 см.).Презентация журнала прошла на Международном форуме «Декоративно-прикладное и народное искусство России и стран СНГ в современных реалиях культуры и рынка» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Форум проходил в дни празднования З0-летия музея. О Форуме.В конце поста можно послушать две аудиозаписи с форума.

Содержание журнала:«Декоративное искусство»

Некоторые из страниц, посвященных текстилю:«Декоративное искусство»

«Декоративное искусство»

Купить новинку можно в редакции: Москва, Крымский Вал, д. 8, стр. 2, оф. 352.Тел./факс +7 (499) 230-37-39.Подробнее о задачах журнала – на сайте Фонда поддержки современного искусства «Артпроект».  О биеннале в Венеции.

Радио «Роскультура» 27.10.2011: разговор с А. Д. Сафаровой главным редактором журналов «Академия», «Диалог искусств» и «Декоративное искусство», искусствоведом, членом-корреспондентом Российской академиии искусств о тенденциях в современном российском искусстве, в том числе об обновленном журнале.

В музее с 30 ноября 2011 г. по 23 января 2012 г. проходит V Российское триеннале художественного стекла «Стекло–2011». В выставке принимают участие более 100 художников из России, ближнего зарубежья, Европы и Америки. Есть прекрасный каталог.Видео с открытия выставки.

Несколько фотографий с выставки.Вверху: Манукян Овик. Россия, Московская обл.Пробуждение. 2011. Стекло цветное, металл. Авторская техника. Высота 200 см.Внизу: Мерзликина Юлия. Россия, Москва.Извне. 2011. Стекло бесцветное, спекание, прогибание, металл. 120х200х200 см.«Стекло–2011»

Канн Айсян. Китай, Пекин. (Окончила МГХПУ им. С. Г. Строганова в 2009 г.)Птицы. 2009. Стекло листовое, склейка, пескоструйная обработка. 60х60х35 см.Канн Айсян. Птицы

Подскажете авторов этих работ?«Стекло–2011»

«Стекло–2011»

И третье событие: в музее объявлен конкурс профессионального мастерства в сфере декоративно-прикладного и народного искусства  среди художников, художественных предприятий и коллективов. Конкурс проводится с ноября 2011 по октябрь 2012 года. Тема – «Образы войны и победы 1812 года в работах современных художников декоративно-прикладного искусства». Подробности на сайте музея.

Выступление первого директора музея А. Я. Степановой.

Выступление искусствоведа Л. Г. Крамаренко.

irinadvorkina.livejournal.com

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ



В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ.

Материалы адресованы студентам, магистрантам, педагогическим работникам дополнительного художественного образования, заинтересованным в повышении практической, практикоориентированной направленности обучения, а также стремящимся разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование, изобразительное искусство, бумагопластика, многоуровневая аппликация

В повседневной жизни мы привыкли очень часто использовать слова, обозначающие эмоционально-ценностное отношение к окружающему и к самому себе: «красивый», «хороший», «мне нравится». Мы об этом не задумываемся, но данные категории показывают способности к эстетическому восприятию действительности.

О важности эстетического воспитания пишет Л. А. Ивахнова: «Художественное образование и эстетическое воспитание учащихся входят в систему ключевых понятий модернизации содержания общего среднего образования [1, c. 188].

Действительно, роль творческой деятельности к приобщению к красоте и пониманию гармонии сложно переоценить. Посредством создания, восприятия, и интерпретации произведений искусства, человек становится ценителем прекрасного, обогащается духовно. Стоит оговориться, что пассивного погружения в среду недостаточно для полноценного художественного развития ребёнка. Хотя и отрицать её роль тоже не представляется возможным. Важно как окружить ребёнка предметами искусства, так и помочь в развитии его художественных способностей.

Для педагогов в художественных школах важно организовать учебный процесс так, чтобы на уроках царила атмосфера творчества, приподнятости, воодушевления, а ребёнок в процессе обучения становился активным и стремился к саморазвитию.

Но важно понимать, что человек в разном возрасте способен по-разному понять предметы искусства. Если в младшем школьном возрасте художественные средства осваиваются, как средства художественной выразительности, то в возрасте 10–15 лет, в котором чаще всего занимаются дети в школах дополнительного художественного образования, идёт уже освоение различных видов художественных языков. Кроме того, нельзя приравнивать образы, созданные детьми, к образам, которые были сделаны взрослыми, так как ребёнок пока не способен сделать глубокий анализ и обобщение того, чем он занимается.

Но чем выше будет общее развитие способностей и уровень приобретённых навыков, тем выше будет и выразительность образа. Поэтому, без сомнения, способности детей необходимо развивать, этому уделяется большое внимание на уроках декоративно-прикладного искусства (ДПИ) в художественных школах.

Декоративно-прикладное искусство, в данном случае, способно обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, повысить уровень понимания подлинного искусства, красоты окружающей действительности.

Термин декоративно-прикладное искусство произошёл от лат. dеcоrо — украшать. Данный вид искусства, кроме художественного смысла, непосредственно связан с бытом и окружающим миром людей, поскольку то, что имеет какое-либо отношение к бытовому, утилитарному предмету со временем стало называться прикладным. Всем нам известно, насколько разнообразен быт человека. Сюда входят домашние, рабочие, общественные и культурные занятия, поэтому не вызывает удивления и огромное разнообразие бытовых предметов, входящих в сферу декоративно-прикладного искусства.

Рассмотрим, как посредством ДПИ возможно организовать развитие художественных способностей у учащихся.

Психолог О. М. Дьяченко считает, что «развитие художественных способностей школьников зависит от овладения ими средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов» [2, с. 48].

Сущность же декоративно-прикладного искусства состоит в том, что оно существует в единстве и гармонии творчества и окружающей действительности. Традиционно к материалам ДПИ относятся дерево, камень, ткань, стекло, металл. Методами данного вида искусства могут выступать отделка изделий росписью, резьбой, художественное литьё из металла, гипса, гончарное ремесло, работа с бумагой. Поэтому дети не только осваивают навыки работы с различными материалами, но и приобщаются к культуре различных народов, глубже понимают народное творчество. Ведь ДПИ имеет глубокие исторические корни и бережно сохраняет традиции, свидетельствующие о духовном величии и созидательных возможностях народа.

Педагогу, занимающемуся художественно-эстетическим воспитанием необходимо включать в работу задания, помогающие развитию эмоционально-чувственной среды. Кроме того, необходимо формировать навык восприятия разных видов искусства путём посещения различных выставок, музеев и т. д. Эти действия помогают сформировать художественный вкус, умение оценивать различные произведения с эстетической точки зрения.

Поскольку в декоративно-прикладном искусстве наиболее ярко проявляется живая душа народа, то работа над формированием художественных способностей учащихся не может быть успешно выполнена без глубокого познания народной культуры. Познание народного творчества позволяет раскрыть национальные особенности представлений об окружающем мире. В систему занятий необходимо включать уроки, знакомящие с местными художественными промыслами, историю национального костюма, предметов быта, особенности обычаев.

В отечественной педагогике национальное воспитание имеет глубокие корни, педагоги всегда стремились привить любовь к родине, воспитать у детей чувство гордости за место, где они родились и выросли. Одним из педагогов, говорившим о необходимости прививать поэтапно любовь к народному творчеству, был П. П. Блонский. Сначала это должно быть «пропитывание ребенка продуктами национального творчества, затем всё прогрессирующее собственное национальное творчество» [3, с. 50].

Кроме того, не стоит забывать и о богатстве общечеловеческой культуры. Так, С. И. Гессен подвергал критике позицию «педагогических националистов», склонных, «возвеличивая и усиленно подчеркивая достоинства национального воспитания, замалчивать и умалять необходимость и значение воспитания общечеловеческого» [4, с. 11]. Необходимо показывать детям богатство и достижения всей мировой культуры. У детей должна быть возможность знать истоки не только национальной культуры, но и культуры других стран.

Если у учеников поддерживать высокий интерес к национальным истокам, традициям, культуре, то многократно возрастёт желание что-то создавать своими руками. Педагогу необходимо со своей стороны организовать знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с фактурными свойствами материалов, способами их обработки.

Огромный плюс данного вида творчества состоит в том, что практически в каждом доме сохранились различные сплетенные, вязаные, вышитые, вырезанные, глиняные изделия. Эти доставшиеся по наследству от предков изделия и есть подлинники декоративно-прикладного искусства, знакомство с которыми способствует формированию чувств национальной принадлежности и освоению национальной культуры.

Декоративно-прикладное искусство, являясь частью отечественной и мировой культуры, впитало в себя мудрость и талант многих поколений. Именно этот вид искусства позволит организовать широкий простор для творчества и развития учащихся. Сформировав интерес к традициям декоративно-прикладного искусства, можно развить у учащихся историческое самосознание, обогатить их знания сведениями из различных областей знаний, а также развить навык по художественной обработке материалов.

На занятиях с детьми мы изучаем различные виды ДПИ. На данный момент у детей огромным спросом пользуются различные техники и приёмы работы с бумагой.

Несмотря на древнюю историю развития бумаги, в Европе первые абстрактные объёмно-пространственные построения из бумажной плоскости возникают лишь в XX веке в среде русских конструктивистов, когда стали появляться первые работы в технике бумажной пластики [5, с. 7].

Она была популярна как среди зарубежных, так и российских художников. Чуть менее сто лет спустя бумагопластику признали как отдельный вид искусства. В бумагопластике используются преимущественно готовые лекала для вырезки деталей создаваемой композиции (например, растений, животных, предметов интерьера и т. п.). Бумага обретает новый смысл, она становится активным элементом в объемно-пространственных построениях.

Об одной из использованных техник бумагопластики, под названием «Объёмная многоуровневая аппликация», хочется рассказать подробнее. Работа в данной технике была выполнена учащимися Детской художественной школы г. Калачинска.

На этапе подготовки необходимо подобрать литературу по бумагопластике, иллюстрированные книги на выбранную тематику. В нашем случае тем было две: «Сказочный лес» и «Иллюстрация к сказке», из которых для дальнейшей разработки каждый из детей мог выбрать одну.

Для работы в технике аппликации необходимо иметь следующие инструменты. Во-первых, это хорошо заточенные ножницы. Для того чтобы делать отверстия, используется шило. Помимо ножниц полезным инструментом будет канцелярский нож. Во-вторых, для приклеивания деталей на основание понадобится клей. Подойдёт любой: клей-карандаш, клей на жидкой основе или ПВА. В-третьих, для измерения понадобится линейка, полезно иметь под рукой линейку с готовыми шаблонами для обвода.

После выбора темы ученики приступают к зарисовкам и эскизам. (рис. 1а). На этапе изготовления эскиза важно уделить внимание подбору цвета и плотности бумаги. В качестве основы лучше всего выбирать прочную бумагу или картон. Для многоуровневой аппликации большое значение следует уделить такому свойству бумаги, как эластичность, чтобы избежать образования трещин на сгибах.

Выбрав самый удачный эскиз, ребята приступают к следующему этапу — «раскадровке» (рис. 1б). «Раскадровка» — процесс разбиения рисунка на 7–10 уровней и отрисовывания их на бумаге. За счёт многоуровневости происходит превращение плоского изображения в объёмное.

Затем, начиная с заднего плана, ребята приклеивают детали изображения. Заканчивают аппликацию изготовлением деталей для переднего плана (рис. 1в).

P1060249

а)

б)

в)

Рис. 1. Процесс выполнения многоуровневой аппликации: эскиз (а), «раскадровка» (б) и приклеивание элементов аппликации (в)

В рамках занятий дети научились видеть образы в сочетаниях различных фактур, линий, материалов, а занятие превратилось в интересный и захватывающий творческий процесс. Поскольку ДПИ основывается на на глубоких художественных традициях, оно способно воспитать чуткое отношение к прекрасному, в нём удачно сочетаются новые оригинальные решения с народным творчеством, отражая национальные традиции и устои. Примеры готовых работ приведены на рисунке 2 (а и б).

а)

б)

Рис. 2. Примеры готовых работ, выполненных в технике многоуровневой аппликации

Эти изделия характеризуются художественно-эстетическими свойствами, имеют непосредственное практическое применение в жизни человека и основаны на народных традициях. Поэтому эффективным средством формирования художественных способностей учащихся является декоративно-прикладное искусство.

Литература:
  1. Ивахнова Л. А., Концепция и содержание программы подготовки магистра по направлению «Художественное образование. Изобразительное искусство» // Омский научный вестник. Серия: Общество, история, современность. — Омск, 2011. — № 3(98). — с. 188–192.
  2. Дьяченко, О.М., Воображение дошкольника. — М.: Знание, — 1996. — 211 с.
  3. Плеханов А. В., Национальные лики педагогических универсалий: проблемы теории и истории русской педагогики: сборник научных статей. — Владимирский гос. педагог. университет, 2005–331 с.
  4. Девин П. О., О национальном русском воспитании. // Русская школа. 1916. № 2–3. с. 11.
  5. Шатунова О. В., Современные виды декоративно-прикладного творчества: Учебное пособие / О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева. — Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. — 148 с.

Основные термины (генерируются автоматически): художественных способностей, декоративно-прикладного искусства, художественных способностей учащихся, формирования художественных способностей, учащихся детских художественных, детских художественных школ, способностей учащихся детских, вид искусства, Декоративно-прикладное искусство, декоративно-прикладное искусство, художественных школах, дополнительного художественного образования, роль творческой деятельности, художественных способностей школьников, развитие художественных способностей, формированием художественных способностей, художественных школах важно, уроках декоративно-прикладного искусства, средство формирования художественных, сферу декоративно-прикладного искусства.

moluch.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта