Документ без названия. Педагогика журнал архив
Педагогика. Научно-теоретический журнал » № 10 2017
Вы можете купить этот номер журнала.
ПЕДАГОГИКА № 10 2017
Научные сообщения
Актуальные проблемы методологии современных диссертационных исследований по педагогическим наукам И.Д.Лельчицкий, Н.С.Пурышева, А.П.Тряпицына
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые особенности методологии педагогических исследований на постнеклассическом этапе развития педагогической науки; анализируется содержание начального этапа исследования; приводятся примеры исследовательских методов, редко используемых в диссертационных исследованиях по педагогике; подчеркивается значимость разработки комплексных исследовательских программ и активизации научной коммуникации для развития педагогической науки. In the article some features of methodology of pedagogical researches are considered at the post-nonclassical stage of the development of pedagogical science; the content of the initial stage of the study is analyzed; examples of research methods rarely used in dissertation research on pedagogy are given; the importance of developing comprehensive research programs and enhancing scientific communication for the development of pedagogical science is emphasized in the article
Ключевые слова. Педагогическая наука, методология педагогического исследования, этапы исследования, количественные и качественные методы исследования. Pedagogy, methodology of pedagogical research, stages of research, quantitative and qualitative research methods.
Концептуальные основания формирования функциональной грамотности в образовании Т.С.Назарова Conceptual bases of formation of functional literacy in education T.S.Nazarova
Аннотация. В статье в рамках педагогической аксиоматики и исследовательских стратегий рассматриваются концептуальные основания формирования функциональной грамотности как отдельной категории дидактики. Выделены уровни и компоненты функциональной грамотности в контексте обновления содержания образования − междисциплинарности, целостного мировоззрения и когнитивных технологий. In the article within the framework of pedagogical axiomatics and research strategies, the conceptual foundations of the formation of functional literacy as a separate category of didactics are considered. Levels and components of functional literacy are highlighted in the context of updating the content of education - interdisciplinarity, holistic worldview and cognitive technologies
Ключевые слова. Функциональная грамотность, познание, фундаментальное знание, целостное мировоззрение, синергетика, междисциплинарные коммуникации, исследовательские стратегии, когнитивные технологии, учебно-методические комплексы. Functional literacy, cognition, fundamental knowledge, interdisciplinary approach, worldview, communication, research strategies, cognitive technologies, educational and methodical complexes.
Современный урок: тенденции развития В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова Modern lesson: tendency of development V.S.Danushenkov, O.V.Korshunova
Аннотация. В статье решается задача анализа сущности определений феномена «урок»; обозначаются три основные тенденции в развитии современного урока – психодидактические, возрастания вариативности организационно-процессуальной и содержательной сторон урока и информационно-семиотическая. Раскрыты признаки и процессы современного урока, подтверждающие проявление данных тенденций. Дано авторское определение урока. The article solves the problem of analyzing the essence of the definitions of the phenomenon "lesson"; three main trends in the development of the modern lesson are described: psychodynamic, increasing variability of the organizational and procedural and content aspects of the lesson, and information-semiotics. The signs and processes of the modern lesson, confirming the manifestation of these trends, are revealed. The author's definition of the lesson is given.
Ключевые слова. Урок, тенденция, психодидактика, вариативность, образовательная технология, информационно-семиотическая компетентность. Lesson, tendency, psycodidactic, variability, educational technology, informational semiotic ompetencies.
Научный сотрудник: удовлетворенность материальным статусом В.С.Собкин, А.И.Андреева, Ф.Р.Рзаева
Аннотация. В статье представлены результаты социологического исследования по оценке своего материального статуса учеными, проводящими исследования в сфере образования. Опрос проведен в разных городах России среди сотрудников с разным уровнем научной квалификации и разным стажем профессиональной деятельности. Полученный в ходе опроса материал анализируется относительно влияния социально-демографических характеристик и показателей социально-профессионального статуса (ученая степень, научное звание, занимаемая должность, публикационная активность). The article presents the results of a sociological study of the assessment of their material status by scientists conducting research in the field of education. The survey was conducted in different cities of Russia among respondents with different levels of scientific qualifications, as well as with different experience of scientific activity. The received data were analyzed with respect to the influence of socio-demographic characteristics (age) and a number of indicators of professional activity (academic degree, scientific title, position held, publications activity).
Ключевые слова. Научный сотрудник, социологический опрос, материальное положение, источники дохода, справедливость оплаты труда. Researcher, sociological study, financial situation, sources of income, labor remuneration.
Психолого-педагогическое обеспечение современной антикоррупционной стратегии России А.П.Лиферов
Аннотация. В работе рассматриваются некоторые проблемы усиления психолого-педагогического обеспечения антикоррупционной стратегии России в условиях разрастания и самоорганизации коррупции. The paper discusses some problems of strengthening psychological and pedagogical support for Russia's anticorruption strategy in the context of the proliferation and self-organization of corruption.
Ключевые слова. Психология коррупции, психологический профиль коррупционера, детерминанты коррупционного поведения, коррупционные сети, дуализм в восприятии коррупции, антикоррупционное образование и воспитание. Psychology of corruption, psychological profile of the corrupt official, determinants of corruption behavior, corruption networks, dualism in perceptions of corruption, anti-corruption education and upbringing.
Вопросы обучения и воспитания
Развитие этнической толерантности студентов в поликультурной образовательной среде О.Г.Смолянинова, Ю.В.Попова Тhe Students’ Ethnic Tolerance Development in a Multicultural Educational Environment O.G.Smolianinova, Yu.V.Popova
Аннотация. В статье анализируются практики формирования и развития этнической толерантности студентов в поликультурной образовательной среде. Описаны ресурсы электронной платформы непрерывного образования. Представлены результаты психолого-педагогической диагностики и экспертной оценки этнической толерантности как элемента поликультурной компетенции студентов Сибирского федерального университета. The article analyzes practices of formation and development of ethnic tolerance of students in a multicultural educational environment. The resources of the electronic platform of continuous education are described. The results of psychological and pedagogical diagnostics and expert evaluation of ethnic tolerance as an element of the multicultural competence of students of the Siberian Federal University are presented.
Ключевые слова. Поликультурная компетенция, этническая толерантность, электронная образовательная платформа, образовательная среда вуза. Intercultural competence, ethnic tolerance, digital educational platform, University educational environment.
Воспитание как социокультурный контекст здоровьесозидающей позиции индивидуума Н.Н.Малярчук, А.Г.Маджуга, Р.Р.Агзамов
Аннотация. В статье рассмотрены концептуально-теоретические основы, принципы и целевые ориентиры здоровьесозидающего воспитания, детерминанты, оказывающие влияние на его результативность. Особое внимание уделяется формированию здоровьесозидающей позиции индивидуума, характеризуются ее основные структурные элементы. Раскрывается сущность социально-личностного подхода, выступающего в качестве методологической основы здоровьесозидающего воспитания, которое рассматривается в контексте формирования духовно-нравственных качеств растущего человека. The article deals with the conceptual and theoretical foundations, principles and targets of health education, the determinants that influence its effectiveness. Particular attention is paid to the formation of a person's health-building position, its basic structural elements are characterized. The essence of the social-personal approach, which acts as the methodological foundation of the health-building upbringing, is considered, which is considered in the context of the formation of the spiritual and moral qualities of a growing person.
Обучающий или услуживающий? Размышления в связи с Федеральным законом «Об образовании в РФ» Кочетков М.В.
Аннотация. В статье рассматриваются последствия отношения к образованию как к сфере образовательных услуг, исследуются соответствующие терминологические противоречия. The article examines the effects of relationship education as a field of educational services, explores relevant terminological contradictions.
Ключевые слова. Воспитание, образование, обучение, обучаемый, обучающийся, образовательная услуга, педагог, педагогическое воздействие, педагогическая деятельность, дистанционное обучение, информатизация, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Moral training, education, teaching, learning, student, educational service, teacher, educational assistance, educational interventions, educational activities, distance learning, information, Federal law «On education in Russian Federation».
Кадры науки, культуры, образования
Проблемы взаимодействия педагога с родителями в дошкольной образовательной организации и возможности их решения М.М.Безруких, Н.В.Жадько, М.П.Суслова
Аннотация. В ходе опроса педагогов и родителей выявлены основные причины и возможности решения проблем взаимодействия воспитателей ДОО и родителей. В качестве наиболее сложных выделены различные ситуации индивидуального взаимодействия. Разработаны алгоритмы эффективного взаимодействия в трех ситуациях индивидуального взаимодействия воспитателей с родителями, которые легли в основу тренинга для воспитателей. In the course of the survey of teachers and parents, the main reasons and opportunities for solving the problems of interaction between the educators of the DOE and parents have been identified. As the most complex, different situations of individual interaction are distinguished. The algorithms of effective interaction in three situations of individual interaction of educators with parents, which formed the basis of training for educators, are developed.
Ключевые слова. Коммуникативные навыки, взаимодействие воспитателей и родителей, сложные ситуации общения, причины трудностей взаимодействия, алгоритмы обучения. Communicative skills, interaction of educators and parents, complicated situation of communication, the reasons for the difficulty of interaction, learning algorithms.
Формирование медиативной компетенции при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в неязыковом вузе Т.Е.Змеёва Formation of mediative competence in professionally-oriented teaching a foreign language in a non-linguistic higher education institution T.E.Zmeeva
Аннотация. Статья посвящена вопросам, связанным с формированием медиативной компетенции при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Медиативная компетенция рассматривается как неотъемлемая составляющая профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции и, следовательно, как элемент профессиональной компетентности современного специалиста нелингвистического профиля. The article is devoted to issues related to the formation of mediative competence in professionally-oriented teaching a foreign language in a non-linguistic higher education institution. Mediative competence is seen as an integral component of professional foreign language communicative competence and, consequently, as an element of professional competence of modern specialist of non-linguistic profile.
Ключевые слова. Компетенция, профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция, медиативная компетенция, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку. Сompetence, professional foreign language communicative competence, mediative competence, professionally-oriented teaching a foreign language.
История школы и педагогики
Дескриптивный анализ историко-педагогического пространства на основе парадигмального подхода А.А.Федоров, Е.Ю.Илалтдинова, Е.А.Слепенкова, С.В.Фролова, С.И.Аксенов The descriptive analysis of education space on the basis of paradigm approach A.A.Fedorov, E.U.Ilaltdinova, E.A.Slepenkova, S.V.Frolova, S.I.Aksenov
Аннотация. Представлена интерпретация парадигмального подхода для методических целей овладения содержанием педагогических дисциплин на трех уровнях с помощью электронного научно-образовательного сервиса. Описан инструмент аппроксимальной визуализации характеристик педагогических идей на основе девяти дуалистических критериев и результаты первого этапа его апробации. Interpretation of paradigm approach is presented for the methodical purposes of mastering the content of education courses at three levels by means of electronic scientific and educational service is proved. The instrument of approximate visualization of characteristics of the pedagogical ideas on the basis of nine dualistic criteria and results of the first stage of its approbation are presented.
Ключевые слова. Дескриптивный анализ, историко-педагогическое пространство, парадигмальный подход, дуализм, дихотомический подход, инструмент дескриптивного анализа. Descriptive analysis, education space, paradigm approach, dualism, dichotomy approach, descriptive analysis tool.
Сравнительная педагогика
Пути совершенсвования педагогического образования в России и Болгарии А.А.Орлов, Н.С.Колишев
Аннотация. В статье на основе анализа научных публикаций по проблемам образования и имеющихся практик подготовки современного учителя в Российской Федерации и Республике Болгария представлены авторские концепции путей совершенствования педагогического образования на основе системно-деятельностного подхода. В качестве важнейшего пути определена необходимость углубления теоретической и практической психолого-педагогической подготовки будущего учителя к решению типовых и нестандартных педагогических задач. In the article, author's concepts of ways to improve pedagogical education on the basis of the system-activity approach are presented on the basis of the analysis of scientific publications on the problems of education and available practices of training a modern teacher in the Russian Federation and the Republic of Bulgaria. As the most important way, it is determined the need to deepen the theoretical and practical psychological and pedagogical preparation of the future teacher for the solution of typical and non-standard pedagogical tasks.
Ключевые слова. Педагогическое образование, личность педагога, компетенции, компетентность, образовательная ситуация, педагогическая задача, педагогические умения, прагматическая дидактика. Pedagogical formation, personality of teacher, scope, competence, educational situation, pedagogical task, pedagogical skills, pragmatic didactics.
Образовательные реформы в Финляндии Жарковская Т.Г.
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые принципы реформирования образования в Финляндии, показана роль куррикулума в образовании страны. Особое внимание уделено таким направлениям реформирования последних лет (2014−2016), как альтернативная обучающая среда, интегративный подход. The article deals with some principles of educational reforms in Finland. The role of curriculum in education of the country is also shown. The special attention is paid to such problems of reforms of last years (2014−16) as alternative learning environment and integrative approach.
Ключевые слова. Принципы реформирования образования, куррикулум, обучающая среда, система оценивания, интегративное обучение. Рrinciples of educational reform, curriculum, learning environment, system of assessment, integrative approach.
Новый взгляд на понятийно-терминологический аппарат педагогики И.В.Кичева
Аннотация. Статья представляет собой рецензию на новый педагогический словарь. Критический анализ касается проблемы упорядочения терминологии педагогики, систематизации терминов, отбора новых терминов, описания терминов из других отраслей науки. Охарактеризованы современные факторы активного развития отдельных понятийных областей в педагогике. Abstract: The article is a review of the new pedagogical dictionary. Critical analysis concerns the problem of ordering the terminology of pedagogy, the systematization of terms, the selection of new terms, the description of terms from the other branches of science. Modern factors of active development of separate conceptual areas in pedagogy are characterized.
Ключевые слова. Термин, словарь, понятийно-терминологический аппарат педагогики, идеографический подход, систематизация, новые понятия Keywords: term, vocabulary, conceptual and terminological apparatus of pedagogy, ideographic approach, systematization of new concepts
pedagogika-rao.ru
Педагогика. Научно-теоретический журнал » № 7 2017
Вы можете купить этот номер журнала.
ПЕДАГОГИКА № 7, 2017
Совершенствование качества подготовки и аттестации кадров высшей квалификации по педагогическим наукам В.В.Лаптев Perfection of quality of preparation and certification of the staff of the highest qualification in pedagogical sciences V.V.Laptev
Аннотация. В статье анализируется проблема снижения эффективности аспирантуры и докторантуры, указываются некоторые причины ее возникновения. Рассматриваются направления совершенствования подготовки научных кадров с учетом особенностей уровней высшего образования. Раскрывается тезис о необходимости разработки механизмов привлечения талантливой молодежи в науку. Анализируются проблемы оценки качества диссертаций по педагогике. Раскрываются типичные недостатки диссертационных исследований и предлагаются направления для совершенствования экспертизы. The article presents the analysis of the problem of decreasing the effectiveness of postgraduate studies and doctorate, and some reasons for its occurrence are indicated. The directions of improving the training of scientific personnel are considered, taking into account the peculiarities of the levels of higher education. The thesis of the need to develop the mechanisms for attracting talented young people to science is disclosed. The problems of assessing the quality of dissertations on pedagogy are analyzed. Typical shortcomings of dissertational research are revealed and directions for improving the expertise are proposed.
Ключевые слова. Высшее образование, аспирантура, докторантура, эффективность подготовки, диссертация, мотивация к научной деятельности, статус аспирантуры, критерии оценки качества диссертации, система аттестации научных кадров. Higher education, postgraduate studies, doctorate, training effectiveness, thesis, motivation for scientific work, postgraduate status, criteria for assessing the quality of a dissertation, the system of attestation of scientific personnel.
Научные сообщения
Инновационное образовательное пространство – важнейшее условие эффективного развития региона: опыт Республики Башкортостан С.Т.Сагитов Innovative educational space is the most important condition for effective development of the region: the experience of the Republic of Bashkortostan S.T.Sagitov
Аннотация. В статье анализируются процессы модернизации и реформирования системы образования в Республике Башкортостан с учетом социально-экономических, геополитических, демографических, национальных и культурных особенностей региона. Рассматривается опыт реализации региональной модели профессионального образования на основе кластерного принципа. The article considers the analysis of the processes of modernization and reform of the education system in the Republic of Bashkortostan, taking into account the socio-economic, geopolitical, demographic, national and cultural characteristics of the region. The experience of implementing the regional model of professional education on the basis of the cluster principle is considered.
Ключевые слова. Система образования Республики Башкортостан, инновационное образовательное пространство, кластерный подход. The education system of the Republic of Bashkortostan, an innovative educational space, a cluster approach.
Человек как концепт современной педагогической мысли Р.М.Асадуллин, О.В.Фролов Person as a concept of modern pedagogical thought R.M.Asadullin, O.V.Frolov
Аннотация. В статье предпринята попытка выявить смыслы современной педагогики, определяемые фундаментальным перерождением социальной и физической природы человека. Авторы считают, что человек как концепт современной педагогики не получил должного освещения в теоретических исследованиях. Разрешение противоречия между необходимостью формирования чувств человека и духовно атрофичных компетенций средствами педагогики позволит возродить контекст «переоткрытия» человека как ее концепта в совокупности его аксиологических, этико-нормативных, психологических ориентаций, учет которых будет способствовать эффективному функционированию педагогических систем. The article attempts to reveal the meanings of modern pedagogy, determined by the fundamental degeneration of the social and physical nature of person. The authors believe that a person as a concept of modern pedagogy has not received adequate coverage in theoretical studies. The resolution of the contradiction between the need to form human feelings and spiritually atrophic competences through pedagogy will allow us to revive the context of a person's "rediscovery" as a concept in the aggregate of his axiological, ethical-normative, psychological orientations, which will contribute to the effective functioning of pedagogical systems.
Ключевые слова. Педагогика, педагогическая мысль, педагогическая наука, образование. Pedagogy, pedagogical thought, pedagogical science, education.
Удовлетворенность родителей школьным образованием В.С.Собкин, Д.В.Адамчук, Е.А.Калашникова, Ю.О.Коломиец, Т.А.Лыкова Parents' satisfaction of school education V.S.Sobkin, D.V.Adamchuk, E.A.Kalashnikova, Yu.O.Kolomiets, T.A.Lykova
Аннотация. В статье на материалах социологического опроса 3 563 родителей учащихся начальной, основной и старшей школы рассматривается ряд аспектов, характеризующих их удовлетворенность школьным образованием: отношение к школе, оценка школьных знаний, объективность учительских оценок, востребованность услуг репетиторов. In the article on the materials of sociological poll of 3563 parents of students in primary, secondary and high school examines a number of aspects characterizing their satisfaction with the school: attitude toward school, evaluation of school knowledge, the objectivity of teachers ' evaluations, the demand for the services of private tutors.
Ключевые слова. Удовлетворенность школьным образованием, родители, тип образовательного учреждения, социально-стратификационные факторы, академическая успешность, ориентация на тип профессионального образования, объективность учительской оценки, репетиторство. Satisfaction with school, parents, the type of educational institution, socially-stratification factors, academic success, orientation to the type of vocational education, objectivity of teacher's evaluation, private tutors.
Проблемы обновления регионального образования Д.А.Данилов, А.Г.Корнилова Problems of renewal of regional education D.A.Danilov, A.G.Kornilova
Аннотация. В статье характеризуются концептуальные основы обновления регионального образования в условиях глобализации, анализируются возникающие при этом проблемы. Приоритетность воспитания в содержании образования рассматривается как один иp основных путей обновления. The article describes the conceptual basis for the renewal of regional education in the context of globalization, and аt the same time, the emerging problems are analyzed. The priority of upbringing in the content of education is considered as one of the main ways of updating.
Ключевые слова. Обучение, воспитание, развитие; саморазвитие ученика; регионализация образования. Teaching, education, development; self-development of a student; regionalization of education.
Вопросы обучения и воспитания
Выявление литературно одаренных обучающихся и развитие их филологических способностей Г.А.Обернихина, Т.В.Емельянова, К.В.Савченко Identification of literally gifted students and the development of their philological abilities G.A.Obernikhina, T.V.Emelyanova, K.V.Savchenko
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к определению понятий «одаренные дети», «литературно одаренные дети», проводится обзор публикаций по проблеме, существующего педагогического опыта, предлагаются некоторые методы выявления одаренных детей и формы работы с ними, описывается роль Всероссийского конкурса сочинений и Всероссийской олимпиады школьников по литературе в выявлении литературно одаренных обучающихся и развитии их филологических способностей. The article considers the approaches to the definition of the concepts of «gifted children», «literally gifted children», it is reviewed the publications on the problem, the existing pedagogical experience, it is suggested some methods for identifying gifted children and the forms of working with them, described the role of the All-Russian essay competition and the All-Russian School Olympiad Literature in the identification of literate gifted students and the development of their philological abilities.
Ключевые слова. Одаренные дети, литературно одаренные дети, выявление литературно одаренных детей, опыт работы, рабочая концепция одаренности, элективные курсы, конкурсы, олимпиады, Всероссийский конкурс сочинений. Gifted children, literary gifted children, the identification of literary gifted children, work experience, a working concept of giftedness, elective courses, competitions, Olympiads, the All-Russian essay contest.
Этнокультурные педагогические технологии в формировании гражданской идентичности личности И.В.Кожанов, Т.Н.Петрова Ethnocultural pedagogical technologies in the formation of the civil identity of the individual I.V.Kozhanov, T.N.Petrova
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования гражданской идентичности личности. Авторами дается определение понятия «этнокультурные педагогические технологии», раскрывается их сущность, обосновывается необходимость использования этнокультурных педагогических технологий в формировании гражданской идентичности личности. The article is devoted to the problem of civil identity formation of a personality. The authors gives a definition of «ethnocultural pedagogical technologies», reveals their essence, the necessity of using ethnocultural pedagogical technologies in formation of civil identity of a personality.
Ключевые слова. Идентичность, гражданская идентичность, технологии, педагогические технологии, этнокультурные педагогические технологии. Identity, civil identity, technology, pedagogical technologies, ethnocultural pedagogical technologies.
Коррекционная поддержка младших школьников с аутистическими расстройствами О.С.Никольская, И.А.Костин Correction support for junior schoolchild with autistic disorders O.S.Nikolskaya, I.A.Kostin
Аннотация. В статье рассматриваются задачи и направления психокоррекционной поддержки, в которой нуждается интегрируемый в общеобразовательную школу ученик младших классов с РАС (расстройства аутистического спектра). Перечислены необходимые задачи и направления психокоррекции, ориентиры в психическом развитии, на достижение которых должна быть направлена такая работа. Подчеркивается, что оказывающий психокоррекционную помощь специалист не должен сосредоточиваться на механической работе с отдельными психическими функциями. This article concerns targets and directions of the psychological correctional support of primary schoolchildren with ASD attending mainstream school. Some important signs of the psychological development of an autistic child are listed, which should be milestones for a psychological correction process. A specialist, the authors are sure, should not focus on meaningless training of separate psychological functions.
Ключевые слова. РАС, системное нарушение развития, начальная школа, осмысленная совместная деятельность, психокоррекционная помощь, эмоциональное сопереживание, эмоциональный контакт, тьютор. ASD, system disorder, primary school, psychological correctional aid, emotional compassion, joint meaningful activity, emotional contact, tutor.
Кадры науки, культуры, образования
Инклюзивное пространство высшего образования Ефимова Г.З., Волосникова Л.М. Inclusive space of higher education Efimova G.Z., Volosnikova L.M.
Аннотация. Статья основана на результатах социологического исследования, направленного на оценку инклюзивного образовательного пространства Тюменской области, выявление уровня психологической готовности академического персонала вузов работать в инклюзивной образовательной среде и их отношения к инклюзии. Дана оценка качества инклюзивной образовательной среды; определены наиболее значимые препятствия широкомасштабному введению инклюзии в вузах. The article based on the results of a sociological study aimed at assessing the inclusive educational environment of the Tyumen higher education institutions, identifying the level of psychological readiness of the academic staff of universities to work in an inclusive learning environment and their attitudes towards inclusion. The authors revealed the level of readiness of teachers to work in conditions of inclusive education; the presence and quality of the inclusive educational environment; identified the most significant obstacles for widespread introduction of inclusion.
Ключевые слова. Интеграция, инклюзия, инклюзивное обучение, интегрированное образование, инвалиды, лица с ограниченными возможностями, инклюзивное образовательное пространство, социальные условия интегрированного обучения, социология образования. Integration, inclusion, inclusive education, integrated education, persons with disabilities, persons with disabilities, inclusive educational environment, social conditions of integrated education, sociology of education.
К вопросу о подготовке научных журналистов В.В.Макашова, Н.В.Малкова To the issue of training of scientific journalists V.V.Makashova, N.V.Malkova
Аннотация. В статье ставится проблема подготовки кадров для СМИ, занимающихся популяризацией научного знания. Авторы обобщили имеющийся опыт подготовки «научных журналистов», сравнили образовательные подходы, применяемые в нашей стране и за рубежом. This article reports the issue of educating employees of Mass Media who will be dealing with drawing attention to achievements of science; there is solid generalization of academic programs experience, comparison of educational approaches both in Russia and abroad.
Ключевые слова. Медиаобразование, научно-популярная журналистика, популяризация научного знания, научные коммуникации. Media education, science journalism, science popularization, science communication.
История школы и педагогики
Развитие технического творчества и изобретательства в отечественном образовании С.З.Занаев, И.А.Иванов, С.С.Доржиев, Е.Г.Базарова Development of technical creativity and invention in the domestic education S.Z.Zanaev, I.A.Ivanov, S.S.Dorzhiev, E.G.Bazarova
Аннотация. В статье показаны исторические особенности развития технического творчества и изобретательства как важнейшей составляющей всеобщего политехнического образования. Обращается отдельное внимание на современное состояние и тенденции развития этого направления образования в России в сравнении с зарубежным опытом. The article presents historical features of development of technical creativity and invention, which is the most important component of general polytechnic education. Special attention is paid to current trends of a condition of this direction in Russia in comparison with foreign experience and future developments.
Ключевые слова. Техническое творчество, изобретательство, всеобщее политехническое образование. Technical creativity, invention, general polytechnic education.
Педагогика свободного воспитания Людвига Гурлитта (1855−1931) Л.В.Образцова, О.А.Тарасова Pedagogy of free education of Ludwig Gurlitt (1855-1931) L.V.Obraztsova, O.A.Tarasova
Аннотация. Статья посвящена одному из первых представителей движения свободного воспитания и основателю нескольких «новых» школ, известному немецкому педагогу Людвигу Гурлитту, работавшему в контексте реформирования обучения и воспитания. This article is devoted to one of the first representatives of movement of free education, a German teacher and the founder of several «new» schools, a well-known German teacher Ludwig Gurlitt, who worked and created in the context of reforming of training and education.
Ключевые слова. Движение «свободное воспитание», «новые» школы, реформирование обучения и воспитания, воспитательная работа, жизнедеятельность ребенка.
Сравнительная педагогика
Международные сравнительные исследования успеваемости школьников Л.И.Писарева International comparative studies of pupil`s performance L.I.Pisareva
Из редакционной почты
Технологии гармонизации детско-родительских отношений в различных типах сельских семей. Л.А.Дементьева Technologies of harmonization of children and parents relations in different types of the village families L.A.Dementieva
pedagogika-rao.ru
Педагогика. Научно-теоретический журнал » № 2 2014
Вы можете купить этот номер журнала.
Вербицкий А.А, Рыбакина Н.А. АннотацияВ статье анализируются причины слабой реализации основных направлений модернизации (реформы) российского образования. Основная причина в том, что принимаемые решения не затрагивают основы традиционной образовательной парадигмы. Авторы доказывают, что в качестве методологической основы становления нового типа обучения могут выступить идеи непрерывного образования, компетентностного подхода и теории контекстного обучения.
The authors of the article analyze the reasons for poor realization of key areas of Russian education modernization. The major reason is the fact that the taken decisions don’t change the basis for traditional education paradigm. The authors prove that the ideas of life-long education, competent approaches and contextual education theory may serve a methodological basis for the formation of education of a new type.
Ключевые словаИнформационное общество; модернизация (реформа) образования; непрерывное образование; компетентностный подход; теория контекстного обучения; компетентностно-контекстная модель образовательного процесса.
Information society, modernization of education, life-long education, competence approach, contextual education theory, competence-context model of the learning process.
Ибрагимов Г.И. АннотацияДается анализ научных представлений о предмете дидактики в отечественной педагогике, раскрывается авторская позиция, опирающаяся на современное представление о предмете педагогики.
An analysis of the scientific understanding of the subject of didactics in national pedagogics, reveals the author's position, based on the current understanding of the subject of pedagogy.
Ключевые словаДидактика, предмет дидактики, обучение, образование, учебная деятельность, дидактическая деятельность.
Didactics, subject of didactics, training, education, educational activity, didactic activity.
Мишатина, Н.Л., Цыбулько И.П. АнотацияВ статье рассматривается антропологический поворот в лингвометодике, прологом которого авторы считают методическую лингвоконцептологию. Вписаться в «антропологический тренд» современной методики – это значит решить на интегральном уровне проблему антропологизма от постановки задач обучения до диагностики и контроля. При этом диагностика должна сместиться из области чистой рациональности в сферу языкового мышления, в процессе которого и происходит построение «практической философии» растущей личности.
The article deals with an anthropological shift in linguistic methodology the prologue of which the authors consider as that developed within the normative linguo-conceptual framework. To fit into "an anthropological trend" of modern technique means solving problem of anthropologism at integrated level from setting goal of training up to the diagnostics and control. At the same time, diagnostics should be transferred from the sheer efficiency level to the sphere of lingual mentality where a growing person’s “experiential philosophy” is being developed.
Ключевые словаАнтропологический поворот, антропологическая методика, психологический закон развития души человека в единстве познания, чувства и воли, образовательные результаты, диагностика и контроль.
Аnthropological shift, anthropological methodology, psychological law of mental development on the basis of cognition-sensibility-willpower triad, training results, diagnostics and control.
Полонский В.М. АннотацияВ статье анализируются методики и предложения оценки результатов научной деятельности профессорско-преподавательского состава научно-образовательных учреждений, показаны их возможные последствия для развития науки, дифференцированной оценки труда сотрудников. Предлагается альтернативный подход на основе единого описания результатов научной деятельности, систематизации полученных данных и включения их в общенаучный фонд.
The article analyzes different methods and proposals in evaluation of scientific activity’s results among the teaching staff of educational and research institutions, showing their possible consequences for the development of science, and differentiated assessment of the work of employees. An alternative approach based on the common description of the results of scientific works, systematization of the received data and their inclusion into the General scientific Fund is offered.
Ключевые словаОценка научной деятельности, оценка публикаций, методики количественной оценки, профессиональный рост, баллы, рейтинг журналов, критерии оценки.
Estimation of scientific activity, assessment of publications, methods of quantitative evaluation, professional development, scores, ranking of magazines (journals), evaluation criteria.
Стерлягова Е.В. АннотацияВ статье описывается содержание психолого-педагогического сопровождения обучения старшеклассников по индивидуальным учебным планам. Особое внимание уделяется процессу формирования у старшеклассников навыков выбора, связанного с самопознанием, самореализацией и ответственностью. Статья может быть использована педагогическими коллективами школ, внедряющих технологию индивидуальных учебных планов или переходящими на новые ФГОС в старшей школе.
In article the content of psycho-pedagogical maintenance of seniors' training by individual curricula is described. The special attention is paid to formation process at seniors of skills of the choice connected with self-knowledge, self-realization and responsibility. Article can be used by pedagogical staff of the schools introducing technology of individual curricula or passing to new FSES in high school.
Ключевые словаПсихологическое сопровождение, инновация, выбор, индивидуализация, индивидуальный учебный план (ИУП), модель.
Psychological maintenance, innovation, choice, individualization, individual curriculum (IC), model.
Клепиков В. Н. АннотацияВ предлагаемой статье делается попытка восстановления живого отношения к этике и этическим занятиям в единстве обучения, воспитания и развития учащихся, а значит – гуманного отношения к детям.
In offered article an attempt of restoration of the live relation to ethics and ethical occupations in the unity of training, education and development of pupils which means the humane attitude towards children becomes.
Ключевые словаЭтика, этические занятия, «живой предмет», единство обучения, воспитания и развития, методика, нравственное самосовершенствование, модель этического занятия.
Ethics, ethical occupations, unity of training, education and development, methodology, moral self-improvement, model of ethical occupation.
Змеева Т.Е. АннотацияВ статье анализируются роль иностранного языка в профессиональной подготовке современного специалиста, недостатки существующей практики преподавания иностранных языков в неязыковых вузах, некоторые проблемы, связанные с применением технологии обучения взрослых в процессе обучения иностранному языку в высшей школе. Автор анализирует особенности андрагогической модели обучения, специфику деятельности и функции преподавателя-андрагога, применимые к деятельности преподавателя иностранного языка в высшей школе, требования к его личным и профессиональным качествам, параметры оценки его профессиональной компетентности.
The article analyzes the role of foreign language in the modern specialist’s professional formation, faults in the existent practice of foreign languages teaching in nonlinguistic higher education establishments, some problems connected with using technology of adult learning in the foreign language learning process in higher education. The author analyses andragogical model’s of learning particularities, specificities of teacher-andragogue’s activities and functions applicable to the foreign language teacher’s activity in higher education, his/her personal and professional characteristics, evaluation parameters of his/her professional competence. Ключевые слова
Обучение иностранному языку, высшая школа, андрагогика, преподаватель-андрагог, профессиональная компетентность преподавателя.
Foreign languages teaching, higher education, andragogy, teacher-andragogue, teacher’s professional competence.
Цаллагова АннотацияВ статье рассматриваются воспитательные идеи нартского эпоса, определяются основные характеристики совершенного эпического героя, предлагаются пути и формы использования этнопедагогического потенциала нартских сказаний в практике современного учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений Северной Осетии.
This paper discusses educational ideas of Nart epic, identifies the main characteristics of a perfect epic hero, proposes ways and forms of potential ethnopedagogical Nart sagas in the practice of modern educational process of educational institutions in North Ossetia.
Ключевые словаНартский эпос, воспитательные идеи эпоса, идеал совершенной личности.
Nart epic, epic educational ideas, the ideal of a perfect person.
9 октября 2013 г. в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете состоялся «круглый стол», посвященный проблемам современного педагогического образования. В качестве предмета обсуждения были предложены вопросы: учитель сегодня: что изменилось в его деятельности и личности? Что его ждет завтра? Учитель в свете ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»; наши ожидания от профессионального стандарта педагога; роль стандарта в отборе и подготовке педагогических кадров; возможности и риски; состояние педагогического образования. Привел ли ФГОС к новому качеству? Сохранить традиции или искать новые модели подготовки педагогических кадров? Нужны ли России педагогические университеты? Оценка опыта «реконструкции» педагогических вузов. Каковы дальнейшие шаги? Рейтинг вузов и его социальные последствия. Нужны ли критерии, учитывающие специфику подготовки педагогических кадров? Какие проблемы педагогического образования выступают как «заказ» для педагогической науки?
On October 9, 2013 at the Volgograd state social and pedagogical university "the round table", devoted to problems of modern pedagogical education took place. As a subject of discussion questions were offered: teacher today: what changed in its activity and the personality? What waits it tomorrow? The teacher in the light of Federal Law No. 273 "About education in the Russian Federation"; our expectations from the professional standard of the teacher; standard role in selection and preparation of pedagogical staff; opportunities and risks; condition of pedagogical education. Whether resulted FSES to a new quality? To keep traditions or to look for new models of preparation of pedagogical staff? Whether pedagogical universities are necessary to Russia? Assessment of experience of pedagogical higher education institutions' "reconstruction". What are further steps? Rating of higher education institutions and its social consequences. Whether the criteria considering specifics of preparation of pedagogical staff are necessary? What problems of pedagogical education act as "order" for pedagogical science?
Перминова Л.М. АннотацияВ ноябре 2011 г. российская и мировая общественность отмечала 300-летие со дня рождения великого русского ученого-энциклопедиста М.В.Ломоносова, по праву названного А.С.Пушкиным «нашим первым университетом». 19 февраля 2014 г. исполняется 190 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, которого определенно можно назвать нашим первым национальным педагогическим университетом.
In November 2011, Russian and international community celebrated the 300th anniversary of the birth of the great Russian scholar and lexicographer MV Lomonosov rightfully named by A.S. Pushkin «our first university." February 19, 2014 marks the 190th anniversary of the birth of Konstantin Dmitrievich Ushinsky, which definitely can be called our first National Pedagogical University.
Ключевые словаПедагогическое наследие К.Д.Ушинского, ценностные основы педагогики и образования, народность воспитания, дидактика, родной и иностранный язык, труд, народный учитель, педагогическая литература, педагогический национальный университет.
K.D. Ushinskij's pedagogical heritage, valuable bases of pedagogy and education, public education, didactics, native and foreign language, labor, public teacher, educational literature, Pedagogical National University.
Беляев В.И. АнотацияВ статье предпринята попытка обосновать один из вариантов системного подхода в исследовании педагогической концепции С.Т.Шацкого. Исходной посылкой является следующее: системообразующим компонентом концепции выступает цель — она определяет все остальные ее элементы; цель как идеальное представление результатов деятельности порождает определенные идеи; они, в свою очередь, связаны, опираются и реализуются через свой (коренной) принцип или систему принципов.
In article an attempt to justify one of the options of system approach in research of the pedagogical concept of S.T.Shatsky is made. Initial message is the following: as backbone component of the concept the purpose acts — it defines all its other elements; the purpose as an ideal representation of results of activity generates certain ideas; they, in turn, are connected, lean and realized through the (radical) principle or system of the principles.
Ключевые словаСвободное воспитание, народность,принцип ненасилия в педагогике,принцип открытости, трудовая школа
Non-formal education, nationality, non-violence principle in pedagogics, principle of openness, labor scholar.
Джуринский А.Н. АннотацияВ статье рассмотрены методологические проблемы современной сравнительной педагогики. Анализируются дискуссии о научном статусе сравнительной педагогики, рассмотрена эволюция объекта, предмета, цели, задач, функций, понятийно-терминологического аппарата сравнительно-педагогических исследований. Охарактеризованы междисциплинарные связи сравнительной педагогики, ответы педагогической компаративистики на вызовы глобализации и мультикультурализма.
In article methodological problems of modern comparative pedagogics are considered. Discussions about the scientific status of comparative pedagogics are analyzed, evolution of object, a subject, the purpose, tasks, functions, conceptual terms framework of comparative and pedagogical researches are considered. Interdisciplinary connections of comparative pedagogics, answers of pedagogical comparativistics as a challenge of globalization and multiculturalism are characterized.
Ключевые словаСравнительная педагогика; научный статус сравнительной педагогики; объект и предмет сравнительной педагогики; цель, задачи и функции сравнительной педагогики; междисциплинарность сравнительной педагогики; вызовы глобализации и мультикультурализма.
Comparative pedagogics, scientific status of comparative pedagogics, object and subject of comparative pedagogics, the purpose, tasks, functions comparative pedagogics, multiculturalism of comparative pedagogics, challenge of globalization and multiculturalism.
Белов И.С. АннотацияВ статье представлен взгляд учителя на развитие педагогической науки и её отражение на страницах журнала. Автор считает, что журнал в своей истории прошёл генезис от идеологического рупора до научного органа, во многом определившего тенденции формирования методологии и теории педагогики. Показана роль журнала в образовательной практике страны.
The teacher's poit of view on development of pedagogical science and its reflection is presented in article on journal's pages. The author considers that the journal passed genesis in its history from an ideological loud-hailer to the scientific body which has mainly defined tendencies of methodology formation and the theory of pedagogics. The journal's role in educational practice of the country is shown.
Ключевые словаСоветская педагогика, педагогическая наука, практика, школа, учительство.
Soviet pedagogics, pedagogical science, practice, scholar, teaching.
pedagogika-rao.ru
Педагогика. Научно-теоретический журнал » № 9 2016
Вы можете купить этот номер журнала.
ПЕДАГОГИКА № 9, 2016
Научные сообщения
Концептуальная модель проектной деятельности в начальной школе В.С.ЛазаревConceptual model of project-based activity at elementary school V.S.Lazarev
Аннотация. В статье представлена концептуальная модель проектного обучения в начальной школе; описаны теоретико-методологические основания модели, состав и содержание учебных задач, структура учебных действий, принципиальная технология обучения. The conceptual model of project-based learning at elementary school is presented in the article; the theoretical and methodological bases of model, structure and the maintenance of educational tasks, structure of educational actions, basic technology of training are described.
Ключевые слова. Деятельностный подход в образовании, метапредметные результаты, проектная деятельность, развивающее обучение, задачи, структура, содержание, технологии проектного обучения. Activity approach in education, metasubject results, project-based activity, the developing education, tasks, structure, contents, technologies of project-based education.
Компетентностный подход: проблемы реализации с позиций методологического анализа В.П.ЛукьяненкоCompetence-based approach: realization problems from methodological analysis point of view V.P.Lukyanenko
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению острых проблем, сопровождающих внедрение компетентностного подхода в современную российскую образовательную действительность, которые, по мнению автора, не находят своего должного отражения и обсуждения как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. Автором представлены объективные факты, а также логические, теоретические и методологические основания для серьезных сомнений по поводу обнадеживающих перспектив реализации такого подхода в российском образовательном пространстве. The article is devoted to consideration of the acute problems that accompany the introduction of competence-based approach in the modern Russian educational reality, which, according to the author, had not been adequately explained and discussed in the media. The author presents object facts, logical, theoretical and methodological basis for big doubts about positive perspectives of such approach in Russian education.
Ключевые слова. Модернизация образования, компетентностный подход, профессиональная компетентность, универсальные учебные действия, знаниевая парадигма. Modernization of education, competence approach, professional competence, universal educational actions, the meaning paradigm.
Образование и устойчивое развитие: холистическая парадигма В.Н.Никитенко Education and sustainable development: holistic paradigm V.N.Nikitenko
Аннотация. Образование представлено не только как социально-педагогическое, а как всеохватное явление. Автор рассматривает понятия «образование» и «народное образование» как общее и особенное. С позиций холистического мировоззрения и синергетики обосновывает концепцию целостного и устойчивого существования и развития гетерогенной системы «человек−общество−природа». Обосновывает потенциал народного образования и его ведущую роль в преодолении глобальных системных кризисов. Education is presented not only as a socio-pedagogical, and as an inclusive phenomenon. The author considers the notions «education» and «public education» as the General and the particular. From the standpoint of holistic worldview and synergetics substantiates the concept of a holistic and sustainable existence and development of heterogeneous system «man−society-nature». Substantiates the potential of public education and its leadership role in addressing global systemic crises.
Ключевые слова. Образование, народное образование, холизм, гетерогенная система, устойчивое развитие. Education, public education, holism, heterogeneous system, sustainable development.
Методическая наука: миф или реальность? Г.И.Саранцев Methodical science: myth or reality? G.I.Sarantsev
Аннотация. В данной статье предпринята попытка ответить на вопрос, поставленный в ее названии, раскрывается смысл понятия «методическая наука»: ее функции, объект, предмет, методы исследования. This article attempts to answer the question posed in the title, reveals the meaning of the concept «methodological science»: its functions, object, subject, research methods.Ключевые слова. Предметные методики, методическая деятельность, методическая наука, объект, предмет, функции, методы исследования. Subject methods, methodical activities, methodical science, object, subject, functions, research methods.
Вопросы обучения и воспитания
Понятие времени в обучении и воспитании Р.Н.Щербаков Concept of time of training and upbringing R.N.Scherbakov
Аннотация. Загадка времени привлекает к себе практически каждого учащегося. Формирование в процессе обучения знаний о времени, его толкование наукой и восприятие самими учащимися служат приобретению объективных представлений о роли времени как в жизнедеятельности человечества и Вселенной в целом, так и в личной жизни: его учете и планировании. The mystery of time attracts to itself each student practically. Forming knowledge about time in training process, its interpretation by science and perception by students themselves serve to acquire objective notions about time role both at life activity of humanity and universe as a whole, and in personal life of student: its calculation and planning.
Ключевые слова. Универсальное значение времени в осмыслении учащимися бытия; понимание времени классической и современной физикой и учет его в обучении; психологическое время как фактор успешности учебного познания; мировоззренческие представления о времени в оценке своего будущего. The universal meaning of time in make sense of being by students; understanding of time by classic and modern physics and its calculation in training; psychological time as a factor of educational cognition success; world outlook notions about time at value of our future.
Проблема переключения внимания при работе с учебником Г.Г.Граник, М.А.Борисенко Problema of attention switching during the work with the textbook G.G.Granik, M.A.Borisenko
Аннотация. В статье рассматривается такое свойство внимания учащихся, как непроизвольное отвлечение в процессе обучения. Авторами впервые ставится и решается проблема предупреждения отвлечения внимания, замены его переключением на другой вид деятельности. Такие условия удалось создать с помощью учебников нового типа, включив в них структурный компонент, получивший название «перемена». Анализируется содержание «перемен» и их функции в обучении. In this article such characteristic of pupils’ attention as unconscious distraction in the process of study is analyzed. For the first time the authors raise and resolve the issues of prevention of distraction and its replacement by switching attention to other activities. It has been possible to create such conditions by means of innovative textbooks, having supplemented them with a structural component called «a change». The contents of «changes» and their roles in teaching are analyzed.
Ключевые слова. Внимание, отвлечение и переключение внимания, предупреждение отвлечения, структурный компонент учебника нового типа «перемена», дидактические требования к текстам. Attention, distraction attention, switching attention, prevention of distraction, «a change» element in innovative textbooks, didactic requirements to texts.
Использование технологических стратегий и приемов для организации самостоятельной деятельности учащихся Э.В.Хачатрян Use of technological strategies and procedures for the organization of independent activity of pupils E.V.Hachatryan
Аннотация. В статье рассматриваются технологические стратегии и приемы, используемые в организации самостоятельной деятельности учащихся в контексте требований профессионального стандарта «Педагог». Характеризуется практическая работа с разработанной автором концептуальной технологической картой, ее использование на различных стадиях урока. In article the technological strategy and procedures used in the organization of independent activity of pupils in the context of requirements of the professional Teacher standard are considered. Practical work with the conceptual flow chart developed by the author, its use at various stages of a lesson is characterized.
Ключевые слова. Технологические стратегии и приемы, самостоятельная деятельность обучающихся, профессиональный стандарт, технология развития критического мышления, концептуальная технологическая карта, образовательный результат. Technological strategy and procedures, independent activity of students, professional standard, technology development of critical thinking, conceptual technology card, educational result.
Духовно-нравственное воспитание как средство развития взаимодействия семьи, школы и конфессий И.В.Метлик, О.М.Потаповская Spiritual and moral education as a mean of interaction's development of a family, school and faiths I.V.Metlik, O.M.Potapovskaya
Аннотация. В статье представлены результаты формирования компетенций родителей и педагогов в области духовно-нравственного воспитания, социального партнерства в ходе реализации экспериментальных программ духовно-нравственного образования в школах, детских садах. Обоснованы выводы об эффективности опережающих практик духовно-нравственного образования для формирования устойчивой системы социального партнерства в духовно-нравственном воспитании школьников и воспитанников дошкольных учреждений. The results of parents’ and teachers’ formation of competences in spiritual and moral education, social partnerships during implementation of the experimental programs of spiritual and moral education at schools, kindergartens are provided. Valid conclusions about efficiency of advancing practices of spiritual and moral education for formation of stable system of social partnership in spiritual and moral education of pupils and pupils of preschool institutions.
Ключевые слова. Воспитание, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное образование, общее образование, образовательные организации, семья, религиозные организации (конфессии), взаимодействие школы, семьи и конфессий в образовании, социальное партнерство, инновационная практика. Education, spiritual and moral development of the personality, spiritual and moral education, the general education, the educational organizations, a family, the religious organizations (faith), interaction of school, a family and faiths in education, social partnership, innovative practice.
Этнология воспитания у осетин З.Б.ЦаллаговаEducation ethnology at the Ossetians Z.B.Tsallagova
Аннотация. В статье с позиции этнологии рассматривается традиции осетинского народа, его понятия о воспитании, которые формулировались и обобщались в фольклоре. In article from ethnology point of view traditions of the Ossetians are considered , its concept about education which were formulated and generalized in folklore.Ключевые слова. Этнология, народные традиции, этнокультурный контекст, народная мудрость, традиции, этнопедагогические воззрения. Ethnology, national traditions, ethnocultural context, popular wisdom, traditions, ethnopedagogical views.
Кадры науки, культуры, образования
Этические проблемы реформы высшего образования в России Ю.М.Беспалова Ethical problems of higher education's reform in Russia Yu.M.Bespalova
Аннотация. Статья посвящена этическим проблемам в реформировании российского высшего образования. Показательно, что современная реформа высшего образования во многом подрывает моральную суть образования, препятствует передаче этических знаний, ведет к обесцениванию образования. Проблема развития высшего образования в России должна быть связана с устранением духовного и нравственного вакуума, а именно − с четкой формулировкой национальных целей, идеалов, а также идентификацией личности с ценностями своей культуры. The article is devoted to the ethical issues in the reform of Russian higher education. Modern higher education reform undermines the essence of moral education, prevents transmission of ethical knowledge, leads to the devaluation of education. The problem of development of higher education in Russia should be associated with the elimination of the spiritual and moral vacuum, namely, a clear statement of the national goals, ideals, and identification of a personality with the values of their culture.Ключевые слова. Этика, мораль, нравственность, высшее образование, «болевые точки» высшего образования, добро, долг, человечность. Ethics, morals, morality, higher education, «pain points» of higher education, goodness, duty, humanity.
О ведущих ориентирах подготовки педагогических кадров в университете В.И.ЗагвязинскийAbout the leading reference points of preparation of a pedagogical personnel at university V.I.Zagvyazinsky
Аннотация. К перспективным тенденциям в подготовке педагогических кадров, позволяющим обеспечить реализацию социального запроса к образованию завтрашнего дня, следует отнести универсализацию, отечественную идентификацию, дифференцированность, культуронасыщенность, технологизацию. Эти тенденции либо взаимодополняют, либо отражают противоположные характеристики развития и взаимопроникают друг в друга, обеспечивая продуктивность и гармоничность образовательного процесса и его результатов. Традиционно подготовка такого педагога (чаще всего учителя) происходила в университете, такой педагог способен выполнять многие, в том числе и обновляемые функции ныне востребованных педагогов-наставников, воспитателей, учителей-предметников, педагогов инклюзивного образования, технологов-консультантов, тьюторов, владеющих техникой, но готовых к продуктивному воспитывающему личностному воздействию на обучающихся и воспитанников. Коренные вопросы подготовки педагога как творческой личности и как неутомимого и вдумчивого исследователя заключаются в сочетании университетской фундаментальности и творческой практической деятельности по организации и наполнению педагогического процесса, научной разработке совершенствования образовательного процесса, разных форм практики в постоянно изменяющемся мире. Такая работа продуктивно осуществляется в научно-образовательном комплексе, который функционирует в Тюменском государственном университете. It is necessary to carry a universalization, domestic identification, differentiation, a cultural intention, technologization to the perspective tendencies in preparation of a pedagogical personnel allowing to provide implementation of a social request to education of tomorrow. These tendencies either complement, or reflect opposite characteristics of development and interpenetrate each other, providing productivity and a harmony of educational process and its results. Traditionally training of such teacher (most often teachers) happened in university, such teacher is capable to carry out many including the updated functions of nowadays popular teachers-mentors, tutors, subject teachers, teachers of inclusive education, the technologists consultants, tutors owning the equipment, but ready to the productive bringing-up personal impact on students and pupils. Radical questions of training of the teacher as creative person and as tireless and thoughtful researcher consist in a combination of university fundamental nature and creative practical activities on the organization and filling of pedagogical process, scientific development of enhancement of educational process, different forms of practice in constantly changing world. Such work is productively carried out in a scientific and educational complex which functions at the Tyumen state university.
Ключевые слова. Универсализация и дифференциация образовательного процесса, сочетание фундаментальности и методического оснащения образования, технология образования, актуальная и перспективная ориентации педагогического процесса. Universalization and differentiation of educational process, combination of fundamental nature and methodical equipment of education, technology of education, urgent and perspective orientations of pedagogical process.
Учебник как инструмент реализации ФГОС М.А.ЛытаеваTextbook as instrument of implementation of FSES M.A.Lytayeva
Аннотация. В статье описывается концепция учебника иностранного языка для старшей школы, которая учитывает основные требования ФГОС в отношении развития личностных и метапредметных компетенций. Это находит воплощение как в отборе содержания, так и в организации процесса обучения, направленного на применение в различных коммуникативных ситуациях усвоенных способов деятельности. Основное внимание уделяется реализации принципа дифференциации обучения в учебнике, что дает возможность обучаемым выстраивать индивидуальную траекторию овладения предметом. In article the concept of the textbook of a foreign language for high school which considers the main requirements of FSES for development of personal and metasubject competences is described. It finds its embodiment both in content selection, and in the organization of the training process directed to application in various communicative situations of the acquired activities methods. The main attention is paid to implementation of the principle of differentiation of training in the textbook that gives the chance to trainees to build an individual trajectory of mastering a subject.
Ключевые слова. Учебник иностранного языка, старшая ступень среднего образования, личностные и метаредметные компетенции, дифференциация обучения, классификация упражнений. Textbook of a foreign language, senior step of secondary education, personal and metasubject competences, training differentiation, classification of exercises.
История школы и педагогики
Ортогеническая школа Бруно Беттельхайма (1903−1990) Л.В.Образцова, О.А.ТарасоваOrthogenic school of Bruno Bettelkhaym (1903−1990) L.V.Obraztsova, O.A.Tarasova
Аннотация. В статье сделана попытка определить место и роль оптимальной среды жизнедеятельности детей в контексте реформирования обучения и воспитания в Ортогенической школе Сони Шенкман в Чикаго, проанализировать теорию и практику работы с детьми и подростками с асоциальным поведением известного педагога-психоаналитика Бруно Беттельхайма (1903−1990). In this article the author makes an attempt to define the place and a role of the optimum environment of vital activity of children in the context of the reforming of training and education at Orthogenic school of Sonia Shankman in Chicago and is given the analysis of the theory and practice of working with children and adolescents with untypical behavior of the well-known teacher-psychoanalyst Bruno Bettelheim (1903−1990).
Ключевые слова. Психоаналитическая педагогика, антиавторитарное (свободное, новое) воспитание, детский дом, Ортогеническая школа, Бруно Беттельхайм, асоциальное поведение, воспитательная работа, оптимальная среда, жизнедеятельность. Psychoanalytic pedagogics, antiauthoritarian (free, new) education, orphanage, Ortogenic sсhool, Bruno Bettelheim, asocial behavior, educational work, optimum environment, vital activity.
Анна Пек Сил (1816−1889): к 200-летию со дня рождения М.В.СавинAnna Peck Sil (1816−1889): to the 200 anniversary since birth M.V.Savin
Аннотация. Статья посвящена 200-летней годовщине со дня рождения выдающегося американского педагога и основателя известного Рокфордского колледжа Анны Пек Сил. Представлены основные биографические сведения, описываются этапы педагогической деятельности, дана характеристика педагогических взглядов Сил. This article is devoted to 200-year anniversary of the birth of great American educator and the founder of well-known Rockford college of Anna Peck Sill. In the article main biographic events and stages of pedagogical deeds of А. Sill are shown. In the text the author also gives the characteristic to Sill’s pedagogical views.
Ключевые слова. Анна Пек Сил, женское образование, история педагогики и образования, гуманистическая педагогика. Anna Peck Sill, women education, history of pedagogic and education, humanistic pedagogic.
Сравнительная педагогика
Категория «развитие» в западных теориях обучения И.А.ТагуноваCategory "development" in the western theories of education I.A.Tagunova
Аннотация.Категория «развитие» в теориях обучения рассматривается в контексте двух современных подходов в науке: трансдисциплинарного и технонаучного, т.к. мировая наука уходит от монодисциплинарности и становится более технологичной, тесно связывая теорию с практикой. Корректировка способов познания и содержания исследований сравнительной педагогики, по мнению автора, должна сегодня ориентироваться на эти тенденции развития науки, соответствовать им. The current situation in science is characterized by the rethinking of its scientific approaches. Comparative pedagogy can not ignore this trend. Its methodology can not help but focus on the new ways of the object of study. An adjustment of the methodology of the comparative research in this article is based on a transdisciplinary approach, which runs through the entire study. In this article a category of «development» in the western theories of learning is considered in the context of a transdisciplinary approach. The author also focuses on such new trend as technoscience appearance. She describes this phenomenon as an example of learning theories development. Ключевые слова. Педагогика, психология, трансдисциплинарный подход, технонаука, теории обучения, категория «развитие». Pedagogy, psychology, transdisciplinary approach, technoscience, learning theory, category «development».
Из редакционной почты
Использование информационных технологий в самостоятельной работе учащихся И.В.ВорванинаUse of information technologies in independent work of pupils I.V.Vorvanina
Памяти ученого
Памяти Бориса Львовича Вульфсона (1920−2016)In memory of L.Wolfson Boris (1920-2016)
pedagogika-rao.ru