Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Особенности портретного очерка на примере журнала "Биография" (стр. 1 из 6). Портретный очерк в журнале


Особенности портретного очерка на примере журнала "Биография"

Особенности портретного очерка на примере журнала "Биография"

Оглавление

Введение

Глава I. Жанры журналистики и место в них портретного очерка

1.1 Система жанров журналистики

1.2 Очерк и его разновидности

1.3 Особенности портретного очерка

Введение

Портретный очерк очень интересный и благодатный жанр в современной журналистике.

Популярные глянцевые издания любят говорить об известных персонах, это увеличивает их рейтинги, тиражность. Правдивость, реальность – уходят на второй план, иногда важнее экспрессивность, интересность.

- что это расплыв жанрообразующих границ или чисто коммерческая уловка? Ведь очерк – художественно публицистический материал, в котором автор обязан высказать свое мнение, представить свой взгляд на ситуацию.

Вопрос о достаточной мере субъективности в портретном очерке – один из главных аспектов данной курсовой работы.

Объектом исследования данной курсовой работы будут являться жанры.

Предмет – особенности портретного очерка в журнале «Биография».

Целью данной курсовой работы будет являться выявление особенностей портретного очерка в журнале «Биография».

Задачи:

Изучить структуру портретного очерка и его место в системе жанров.

Проанализировать журнал «Биография» по содержанию, отбору персоналий, рубрикам.

Провести анкетирование.

Анализ стилистических средств используемых в журнале «Биография».

Гипотеза исследования - очерк в журнале «Биография» более обладает объективностью, чем субъективностью. Из этого последует то, что история человека интересна сама по себе, без выдумок. Чтобы не ошибиться и не принять интерес к фамилии за интерес к истории, проведем социологическое анкетирование. В анкетах будут два вида вопросов:

1. Какой сюжет вас больше заинтересует

2. О ком вам было бы интереснее прочитать

Таким образом, будет решен вопрос о достаточности «материала» для подобных изданий. Ведь существует мнение, что интересные люди «заканчиваются», и программа, журнал прекращают свое существование. Здесь добавим, что логотип журнала «Биография» - это «каждая жизнь – история».

Используемые методы : анкетирование, лингвистический анализ.

Сегодня, в дни массовой культуры, данная проблема является актуальной. В то, что материальные ценности для современного человека важнее, чем духовные, не хочется верить. Люди, на которых мы хотим быть похожими, чьей судьбе мы завидуем, должны указать степень нашей «массовости». Так кто же Перис Хилтон или Клара Цеткин?

Глава I. Жанры журналистики и место в них портретного очерка

Общая характеристика понятия «жанр» и групп жанров.

Жанр – это род произведений в области какого-нибудь искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками [10, с.185].

Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов.

Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.

Из фактов компонуется информация.

Существует три ступени стереотипа восприятия информации:

1. Первая ступень - информация, особо не затрагивая сознания, только на краткий миг будоражит воображение реципиента.

2. Вторая ступень - информация, слегка затрагивая сознание и подсознание, только привлекает внимание реципиента.

3. Третья ступень - информация, запечатлевшись и в сознании и в подсознании, вызывает у реципиента активный творческий отклик, завершающийся реальным действием, меняющим облик действительности в позитивную сторону.

В современной науке жанры принято классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, по предмету познания и отображению объекта публицистом. Вторым признаком выделяют конкретное назначение материала. Третий признак связан с широтой освещения действительности и масштабами выводов и сообщений. Немаловажное значение в классификационных признаках занимает и определение характера литературно-стилистических средств, используемых в материале [3]. (Сюда же можно отнести и степень восприятия информации.) И, наконец, размеры материала на газетной полосе. Для того чтобы не ошибиться в определении жанра, нужно обратиться ко всем этим признакам в совокупности, а не рассматривать каждый из них в отдельности.

Если все публицистические материалы разобрать по этим признакам, то можно выделить три основных родовых группы.

Первые, информационные, объединяет между собой событийный повод для выступления. Они, как правило, оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события. Поэтому главная их цель - оперативно сообщить о факте, событии, явлении. В числе определяющих признаков информационных жанров, прежде всего, выделяется новизна.

Аналитические представляют собой глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов журналист проводит анализ-синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.

Художественно-публицистическим жанрам свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом.

Таким образом, мы можем сказать, что информационные материалы - констатируют, аналитические - осмысливают и обобщают, художественно-публицистические - типизируют реально-документальную действительность[3]. Аналитические жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе. Индукция, или анализ это когда какая-то проблема рассматривается путем разложения на части, от общего - к частному. Дедукция, или синтез - это когда сначала рассматриваются части проблемы по отдельности, а затем в общем плане.

По сравнению с информационными жанрами, аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений. Аналитические жанры за последнее десятилетие, наряду с информационными жанрами, стали занимать основную нишу журналистских выступлений в информационно пространстве. Появились газеты, в которых присутствуют в основном только аналитические жанры.

Сегодня исследователи журналистики расширяют диапазон аналитических жанров, вводя в их число беседу, журналистское расследование, эксперимент, версию, консультацию, социологическое резюме, аналитический пресс-релиз, рейтинг [2, с.213].

Структуры жанров по их признакам. Не смотря на то, что существуют характерные признаки, о которых говорит С.И. Ожегов, исследователи вопроса о систематизации в жанрах журналистики разнятся в своих мнениях.

Л.Е. Кройчик утверждает, что жанр – это особая форма организации жизненного материала, категория исторически конкретная, типологическая, гносеологическая, морфологическая, аксиологическая, творческо-созидательная. Он вытесняет слова «жанр» словом «текст», и следовательно разбивает на группы не жанры, а тексты. Вот они:

· Оперативно-новостные – заметка во всех её разновидностях;

· Оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты;

· Исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;

· Исследовательские – статья, письмо обозрение;

· Исследовательско-образные (художественно-публицистические) – очерк, эссе, памфлет.

М.И. Шостак пишет о журналистике новостей, интервью, оперативном комментировании, репортерском расследовании, а также о публицистике – аналитической, художественной (эссе, очерк) и сатирической (фельетон, памфлет, пародия, сатирическая реплика, сатирический комментарий).

А.А. Тертычный включает: в информационные жанры – заметку, отчет, корреспонденцию, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог; к аналитическим относит – аналитический отчет, корреспонденцию, интервью, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендацию (совет), аналитический пресс-релиз; а к художественно-публицистическим – очерк, фельетон, памфлет, пародию, сатирический комментарий, житейскую историю, легенду, эпиграф, эпитафию, анекдот, шутку, игру.

Преподаватели кафедры переодической печати факультета журналистики Санкт-Петербургского университетажанровая палитра такова: информационные жанры – репортаж (проблемный, познавательный и событийный), интервью (-монолог, -диалог, -полилог, -беседа, -сообщение, -зарисовка), отчёт; аналитические- корреспонденция, статья (передовая,теоретико-популялизаторская,проблемно-публицистическая), публицистический комментарий, рецензия, обозрение; художественно-публицистические – фельетон и памфлет [1, с.217].

Ворошилов выделяет информационные жанры – новость, заметка, интервью, беседа, реплика, репортаж, отчет [1, с.218].

Аналитические – корреспонденця, статья, рецензия, обозрение. Художественно-публицистические – очерк, зарисовка, фельетон, памфлет [1, с.233].

В условиях информационного рынка и конкуренции средств массовой информации возрастают требования к методологической культуре журналиста, его умению отбирать факты социальной действительности, выявляя их взаимосвязь, интерпретировать собранный эмпирический материал, выдвигать концепцию проблемы, делать прогноз. При этом журналистское выступление можно сделать проще и лучше, если соблюдать требования избранной его формы – жанра.

mirznanii.com

ОЧЕРК МАЛАХЕЕВ

1.3. Особенности портретного очерка

Термин «портрет», первоначально означающий «описание внешности человека», со временем трансформировался в более объемное понятие. В публицистическом творчестве он стал обозначать не только внешние, но и внутренние особенности человека, - все, что связано с. духовной жизнью личности. Поэтому объектами отображения в портретном очерке могут выступать как социальные отношения человека с его непосредственным окружением (социологический аспект), так и внутренние психологические процессы, происходящие в жизни отдельного индивида. Социологический анализ личности, дополненный психологическим, безусловно, расширил возможности портретного очерка в плане целостного изображения человека [8, с.116].

Портретный очерк - это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Написать его непросто, и также непросто за несколько часов общения понять другого человека. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя» [5].

Существует вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк?

Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере. Очеркист ищет в реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью мысли (так считает Д.В. Туманов). И уже затем создает не фотографическое изображение, а художественно-публицистическое отображение индивидуального образа.

Это не простая биографическая справка. Жизнь человека нельзя раскрыть в ее нравственной красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя [3].

В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств. В том случае, когда такой «участок» обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала [11, с.251]. Так полагает исследователь А.А. Тертычный. У писателя и журналиста Константина Паустовского другое мнение о том, о каждом ли человеке можно написать портретный очерк, - Чтобы написать хороший очерк, надо обладать способностью открыть в человеческом сердце то, что может быть давно забыть, потонуло в сутолоке ежедневных забот. Хороший очерк заставляет читателей вспомнить, кто они сами по своей сути, чего хотят о чем мечтают

Естественен вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк? Да. Главное - суметь найти в своем собеседнике какую-то «изюминку», подчеркнуть особенность его профессии или хобби, рассказать о его необычных взглядах. Одним словом, создать живой образ, который не оставит читателя равнодушным. Запомните, что портретный очерк не должен быть похож на краткое изложение биографии. Настоящий очерк возникает в результате художественного анализа личности героя и похож на рассказ или новеллу [5].

Основная цель очерка - познакомить читателей с человеком. Прежде чем приступать к написанию очерка, следует провести беседу с этим человеком, поговорить с людьми, знакомыми с ним. Портретный очерк -- это рассказ о человеке (или группе людей), не следует ограничиваться только перечислением фактов из его (их) жизни, интересов и успехов или только интервью с ним (с ними) [12].

Чтобы портретный очерк занял целую газетную страницу, нужна такая личность, которая была бы очень значительной. Ведь журналист лишь в деталях, штрихами намечает портрет своего героя. Однако и менее, чем в 300-400 строк очеркист вряд ли уложится: относительный лаконизм жанра сочетается здесь с публицистической разработкой актуальной проблемы, анализом психологии героя [3].

Мы разобрались в том, как следует писать портретный очерк, теперь рассмотрим виды портретного очерка и более подробные характеристики по данному поводу.

Журналисты обращают внимание на наиболее важные вехи в судьбе героя (имеются в виду биографические сведения), на его духовные искания, жизненный опыт, наконец, на особенности его профессиональной деятельности. Конкретная человеческая жизнь представляет многоуровневое образование, поэтому перед автором стоит сверхзадача показать героя не просто как носителя определенных социальных ролей или функций, а в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально-психологическими процессами в обществе. Учитываются такие понятия, как среда и обстоятельства, воспитание, характер и т.п., влияние которых на жизнь человека имеет исключительное значение. Но, согласитесь, что показать всю «многоэтажность» человеческой натуры в очерке невозможно в силу его малого объема. Многоплановость в изображении человека обусловила видовое многообразие портретного очерка. Среди них можно выделить: биографический портретный очерк, портретно-проблемный, психологический и политический портрет. У каждой разновидности портретного очерка есть конкретные задачи, свои формы публицистического жизнеописания, специфические возможности в показе героя произведения, способы психологической и социальной характеристики, типизации человеческих натур, наконец, приемы композиционного построения произведения. Рассмотрим, что же лежит в основе той или иной разновидности портретного очерка.

Биографический портретный очерк. Здесь ведущее место занимает биография. Обратившись к ней, журналист может получить разнородные сведения о наиболее значимых для человека этапах жизни, о его жизненном опыте, о смене социальных статусов, о жизненных приоритетах и целях и т.п. Посредством этого субъективного материала и воссоздается в конечном итоге история жизни одного человека. Чтобы она не напоминала развернутую биографическую справку, журналисты стараются отобрать наиболее типичные и характерные для героя произведения факты, раскрывающие внутреннюю динамику духовного роста человека, его нравственные поиски, социальные ориентации и взаимоотношения с окружающим миром. Кроме этого, в очерке показывается взаимосвязь индивидуальной истории жизни человека и истории общества, соотносится социальный опыт индивида с опытом его поколения, выявляются специфические особенности индивидуальной жизни героя.

Используя биографические сведения, очеркист может описать сложные процессы социализации личности в меняющемся мире, объяснить природу психологического и социального поведения человека, рассказать о генеалогии героя, реконструировать через жизнь одного человека некие исторические события и т.п. Здесь, как видим, четко проглядывается связь между биографией как субъективной конструкцией и биографией как социальной действительностью. Когда биографический портретный очерк создается именно в этой взаимосвязи, он, как правило, вызывает наибольший интерес, побуждая читателей к соразмышлению.

Юбилейный портретный очерк. Поводом для написания подобного произведения является празднование юбилея известного деятеля культуры, искусства, литературы, науки и т.д. В данном случае важно показать тот позитивный вклад, который внес человек в жизнь общества. Чтобы очерк не получился «парадным», от публициста требуется особое мастерство. Юбилейная дата должна быть лишь поводом к размышлению о судьбе человека. Главное, на чем должен сконцентрироваться публицист - это духовные искания личности.

Как показывает практика, особой популярностью пользуются у читателей очерки о писателях, деятелях культуры, искусства и науки. И это понятно. О людях творческих профессий читать всегда интересно, потому что их жизнь представляет постоянный творческий поиск. Но в данном случае интерес для читателей представляет не анализ художественных, искусствоведческих или научных произведений, а личность творца, его индивидуальный портрет. Диапазон обрисовки героя может быть самым широким, начиная от характеристики его художественной или научной деятельности и кончая сведениями о творческих замыслах и фактах биографии. В юбилейном портретном очерке речь может идти как об уже сложившемся мировосприятии героя, так и о его новых творческих устремлениях и планах. Очеркисты в подобного рода произведениях, как правило, сосредоточивают внимание на различных аспектах творческой деятельности человека, выявляют наиболее значимые моменты духовного становления личности, оценивают его творческий путь, наконец, рассматривают труды человека в контексте духовной жизни общества.

В эстетические задачи очерка, пусть даже и юбилейного, не входит обыкновенный пересказ о судьбе человека. Здесь планка намного выше. Чтобы рассказать людям что-то новое об известной всем личности, необходимо ознакомиться с архивными материалами, перепиской, свидетельствами современников и т.п. Все это позволит очеркисту по-новому и нестандартно осмыслить судьбу человека, его дела, поступки и свершения, а главное - выявить различные проявления человеческой души [8, с.121].

Теперь рассмотрим художественные элементы портретного очерка, которые помогают наиболее полно создать образ героя.

Пейзаж. Наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретных очерках скорее исключение, чем правило. Ведь внимание очеркиста в большей степени направлено на биографические аспекты жизни человека, на раскрытие его характера, на показ его душевных особенностей и т.д. Поэтому пейзажные компоненты если и присутствуют в произведении, то обычно выступают в качестве фона, характеризующего место действия. Введение пейзажных элементов в портретный очерк необходимо только в тех случаях, когда без этих выразительных средств невозможно передать атмосферу происходящего, проникнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т.д. В этом случае пейзаж становится смыслообразующим элементом.

В портретных очерках пейзаж применяется:

? в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой;

? как средство в раскрытии человеческого характера;

? в качестве фона для портрета героя;

? как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д.

Деталь. Деталь служит также эффективным средством типизации очерковых образов. Чтобы деталь заняла в произведении достойное место, стала «ключевой», способствовала созданию художественного образа, характеристике героев и художественно-эстетическому осмыслению действительности, журналист должен овладеть различными методами обыгрывания детали.

Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других - для создания символического образа, в третьих - для ассоциативных связок, в четвертых - для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

Портретные характеристики. Портрет в публицистике зачастую выступает в качестве своеобразного аналога характера героя. Он дает возможность наглядно, зримо увидеть героя и в этом плане он стимулирует читательское воображение. Другая его функция - помочь через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств. Портретная характеристика напрямую связывается с психологическими особенностями личности. Действительно, внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика и т.п. могут при внимательном взгляде многое сказать о человеке. Основное требование, которое предъявляется к любой портретной характеристике - это документальная точность отображения. В данном случае очеркист не имеет права что-то выдумать в обрисовке внешности человека, но не стоит отказываться и от показа типического. Именно сочетание строгого документализма и художественного обобщения и рождает полноценный очерковый образ.

В портретных характеристиках журналисты активно используют достижения современной психологии. Например, выяснив, к какому психологическому типу относится тот или иной человек: сангвиник, флегматик, холерик или меланхолик, они могут определить, как те или иные качества проявляются в облике и поведении личности. Вот так, исходя из определенных психологических характеристик, воссоздается портрет человека. В описании облика используются также различные портретные штрихи. Они необходимы, когда журналисту нужно подчеркнуть какое-либо психологическое состояние героя, его привычные жесты и мимические реакции, наконец, манеру одеваться и держаться с людьми.

Художественные средства изображения необходимы не только для обрисовки внешней среды, но и внутреннего состояния человека. В современной публицистике усиливаются психологические начала в показе духовного мира личности [8, с.128].

Очерк - жанр, наиболее ярко демонстрирующий публицистичность в текстах СМИ. Здесь присутствует воспитание нравственности, культуры, не сухие факты. Кроме того у очерка кроме его постоянной информационной функции (о которой мы пока говорить не будем) имелась дополнительная социальная функция - наградная. Публикация очерка о человеке была равноценна помещению его портрета на доску почета, это было награждение славой. И читатели привыкли к тому, что в очерке дается пример для подражания [6].

Ресурсы художественной публицистики: а) образ как эмоционально просветленная мысль активно воздействует на аудиторию, побуждая ее к активному сотрудничеству; б) образ как обобщенная картина действительности значительно расширяет возможности смыслового постижения действительности; в) образ как система знаков, как некий код, создавая определенную модель окружающего мира, интеллектуально обогащает аудиторию представлениями об эстетических возможностях воспроизведения действительности. Художественность публицистики воплощается как в целостном образе человека и образе-тезисе (образе-понятии), так и в «говорящих» деталях - предметном описании натуры, репликах действующих лиц, подробностях воспроизводимых ситуаций.

Фантазийный элемент в очерке (и в фельетоне) не противоречит рабочему признаку публицистического текста - его нацеленности на определенный результат, рассчитанному воздействию на аудиторию [4].

Последний пункт вызывает вопросы - где границы дозволенного, может ли фантазия соединится с достоверностью, объективностью, или лучше не рисковать? Это мы попытаемся рассмотреть на примере журнала «Биография».

2.3 Специфические художественные элементы портретного очерка в журнале «Биография»

В журнале «Биография» материалы подаются в жанре биографического портретного очерка (не считая интервью и фотожанры). Естественно, что журнал претендует на достоверность информации.

Как мы уже выяснили, жанр портретного очерка порой подразумевает некоторое фантазийное начало, авторский вымысел и т.п. Но, когда читаешь журнал биография, создается впечатление, что все написанное является безоговорочными фактами. Как это удается авторам публикаций?

Приемы используемые журналистами для создания наибольшей достоверности при написании данных произведений можно выявить и распределить на несколько групп:

1. Документальные фотографии

2. Цитаты

3. Версификационность

На ряду с данными приемами имеются и другие выразительные средства характерные как раз для исследуемого издания, они касаются композиции, их мы рассмотрим позже, на примере анализа публикаций, а сейчас обратимся к художественным элементам, используемым для достижения достоверности.

studfiles.net

Любой портретный очерк (из журнала, интернета)

ЗАДАНИЕ:

Любой портретный очерк (из журнала, интернета)

Портретный очерк "Лучший Друг".

Вот уже три года, как я знаю этого человека. Из всех близких для меня людей он по-особому дорог мне. На первый взгляд, это типичный студент, ничем не выделяющийся из общей массы. Невысокий рост, приятные черты лица, светлые волосы пшенично-золотистого оттенка и голубые-голубые глаза. И все же он для меня особенны. Это мой лучший друг Андрюшка. В его глазах светится неугасимый огонёк — это его желание, стремление к чему-то новому, жажда жизни. Он никогда не упустит возможности послушать интересные лекции и семинары, а также научиться новому ремеслу. Это неудержимое стремление помогло ему в свои 20 лет многого добиться в жизни, в учебе, где он и стал «Студентом года-2000». Но окружающие тянутся к нему вовсе не потому, что он достаточно знаменит в своей среде и пользуется большим авторитетом, а потому, что в нем очень много положительной энергии, которой он делится с людьми. По своей натуре это сильный, волевой оптимистичный и жизнерадостный человек, умеющий ставить перед собой цели и добиваться их. Но в то же время он немного по-детски наивен и эмоционален. Сочетание этих качеств и помогает ему лучше понимать и разбираться в людях. Ему можно довериться в любой ситуации, зная, что он всегда выслушает, даст совет или просто скажет доброе слово. Он легкостью находит общий язык совершенно незнакомыми ему людьми. А людей в свою очередь притягивает его живость и незаурядность. Конечно он такой не всегда. Ведь иногда просто хочется отдохнуть и понаблюдать за жизнью со стороны. Именно в эти минуты он отправляется в театр. Там он словно не в зрительном зале, а на сцене вживавается вроль героев, проживает моменты их жизни, а затем возвращаясь домой, любит поговорить о сегодняшней постановке. А самое главно приятное то, что этот серьезный молодой человек ценит и уважает обычную человеческую дружбу, где, несмотря на разницу в возрасте, он все равно остается младшим братиком — Андрюшкой.

ПОХОЖИЕ ЗАДАНИЯ:

uhschool.ru

Жанр портретного очерка в современном медиадискурсе: к постановке проблемы

Современная научная парадигма в языкознании имеет функциональный характер, в центре исследований находится речевая деятельность человека во всем ее многообразии. Становление в лингвистике антропоцентрической парадигмы послужило причиной усиления исследовательского интереса к функционированию языковых форм в речи: объектами коммуникативной лингвистики становятся высказывание как функциональная единица речевого общения и речевые жанры как типы высказываний. Общий процесс гуманизации происходит во всех областях человеческого знания, границы между дисциплинами размываются, появляются смежные дисциплины и междисциплинарные понятия. Одним из таких понятий является понятие дискурса, в широком смысле понимаемого как устойчивая, социально и культурно определенная традиция человеческого общения [9], как всё, что людьми говорится и пишется [6]. Для изучения, описания того или иного дискурса важны такие его конститутивные признаки, как участники, условия, организация, способы и материал общения, сфера общения, цели, стратегии, канал, режим, тональность, стиль и жанр общения [3].

Проблема жанров общения (речевых жанров) в последние десятилетия активно разрабатывается в языкознании. Обозначенная М.М. Бахтиным [1] в 1950-х гг. и поднятая Т.В. Шмелевой [12] в 1990-х гг., она становится всё более актуальной, получает осмысление с различных позиций. Речевой жанр как инструмент лингвистического анализа позволяет избежать линейного взгляда на текст, дает возможность адекватной интерпретации коммуникации, позволяет найти единую плоскость для систематического изучения речи. Реализуя на практике идею Т.В. Шмелевой о создании энциклопедии речевых жанров, в рамках диссертационных исследований лингвисты уже осуществили монографические описания многих жанров: благодарность (А.Г. Бердникова), отказ (О.В. Бычихина), осуждение и обвинение (Т.В. Дубровская), похвала и порицание (И.Г. Дьячкова), обвинение и оправдание (Е.В. Лаврентьева), мемуары (Н.А. Орлова), инструкция (Л.В. Рехтин), брачное объявление (О.С. Рогалева), семейная беседа (Я.Т. Рытникова), шутка (Ю.В. Щурина), просьба, приказ, предложение, убеждение, уговоры (Г.М. Ярмаркина), жанры диалектной речи [2] и т. д.

Начав в 1990-е гг. активно изучать разговорную речь, в настоящее время жанроведы всё больше обращают внимание на тексты книжной речи, в том числе предметом жанроведческого исследования становится язык газеты (И.В. Силантьев [9], И.Ю. Мясников [7], М.А. Сидорова [8] и др.).

При изучении публицистического дискурса для современной филологической науки принципиально важной является тенденция рассмотрения публицистических жанров, крупных жанровых форм как «книги жизни» – «формы времени». На острие исследовательского интереса публицистическая картина мира, с одной стороны, отражающая действительность и воплощение ее в различных языковых формах, с другой – генерирующая определенный образ современности, определяющая направление ее восприятия. В этом смысле важное место в исследовании современной публицистической картины мира занимает изучение личностно-ориентированных жанров, проецирующих определенный поведенческий текст успешной личности, героя времени. Средства массовой информации в начале XXI в. переживают всплеск интереса к человеку: популярно большое количество передач, ставящих в центр отдельного человека как активную личность в современном обществе; в газетах и журналах публикуются портретные очерки, существуют целые издания региональной и центральной печати, публикации в которых полностью посвящены отдельным личностям.

С учетом всего вышесказанного представляется возможным и необходимым разноаспектное изучение жанра портретного очерка в современном медиадискурсе. Портретный очерк представляет собой публицистический жанр, предметом которого является личность. Цель портретного очерка заключается в том, чтобы дать читателям определенное представление о герое текста, показать, каким ценностям служит этот герой, в чем он видит смысл своего существования [10]. Объектами отображения в портретном очерке выступают социальные отношения человека с его непосредственным окружением и/или внутренние психологические процессы, происходящие в жизни личности [4].

Целью данного исследования является целостное, разноаспектное лингвистическое описание жанра «портретный очерк» в современном медиадискурсе (как этап создания энциклопедии речевых жанров), а также реконструкция концепта «человек – герой времени» в медиадискурсе, выявление образа успешной личности, формируемого современной публицистикой.

Исследование осуществляется в русле актуальной тенденции взаимодействия научных парадигм в современной филологии: методологическую основу составляет интегративный лингво-литературоведческий подход к явлениям языка. В качестве центрального критерия параметризации и анализа дискурса рассматривается речевой жанр, под которым понимается особая модель высказывания, имеющая набор конкретных способов речевого воплощения, формирующаяся комплексом жанрообразующих признаков [13].

В жанроведческих работах речевые жанры рассматриваются в различных аспектах: общефилологическом (М.Ю. Федосюк, Т.В. Шмелева), дискурсивном (И.Н. Борисова, М.Л. Макаров), стилистическом (М.Н. Кожина, Т.В. Матвеева, В.А. Салимовский), психолингвистическом (К.Ф. Седов), лингвокультурологическом (А. Вежбицкая, В.И. Карасик), риторическом (Я.Т. Рытникова, О.Б. Сиротинина, Г.М. Ярмаркина), социопрагматическом (В.В. Дементьев, К.А. Долинин, К.Ф. Седов), коммуникативно-деятельностном (В.Е. Гольдин, О.Н. Дубровская), семантико-прагматическом (О.В. Бычихина, Н.В. Орлова), когнитивном (А.Н. Баранов, А.Г. Бердникова, Г.Г. Слышкин) и др. В последние годы всё больше заявляет о себе так называемая когнитивная генристика, объединяющая функциональный подход к языку, представленный в теории речевых жанров, и когнитивный подход, реализуемый в лингвокультурологии и в теории концептов.

В целом исходя из общефилологического подхода к изучению речевых жанров, авторы данной работы опираются на следующие методологические предпосылки:

1) разработки дискурсивного, коммуникативно-деятельностного и когнитивного подходов;

2) методы теории текста, коммуникативной лингвистики;

3) с целью реконструкции жанра «портретный очерк» представляется возможной опора на приемы структурального анализа, на формалистские подходы, социокультурный подход;

4) спецификой материала обусловлено использование в работе достижений теории моделирования периодических изданий;

5) реконструкция концепта «человек – герой времени», формируемого современным медиадискурсом, возможна с привлечением методов и подходов литературоведения. Методологически важным здесь представляется семиотический подход к анализу материала.

Одной из центральных категорий исследования становится категория поведенческого текста [5]. Под поведенческим текстом понимается цепь осмысленных поступков, заключенная между намерением и результатом. Представление о поведенческом тексте связано с анализом специфических форм исторического и социального поведения человека, эпохальных и социальных типов реакций, представлений об успешных и неуспешных, правильных и неправильных поступках, характере ценностей. При этом принципиально важен характер отражения поступков индивида в общественном сознании, т. е. для общества существуют только те поступки индивида, которым в данном культурном контексте придается определенное культурное значение. Общество в процессе осмысления поведения отдельной личности в соответствии со своими социальными кодами типизирует его, одновременно вбирая в себя сформированную модель поведения, и таким образом поведение становится неким «типом», отличающимся особым характером действий, речи, реакций. Данный подход позволяет рассматривать жанр портретного очерка, функционирующий в современном медиадискурсе, как генератор программы реального будущего поведения адресата.

В качестве материала исследования рассматриваются тексты портретных очерков, опубликованные в центральных изданиях и в популярных периодических изданиях регионального уровня; аудио-, видеозаписи телепередач и документальных фильмов, посвященных отдельным личностям.

Диахроническим аспектом исследования жанра портретного очерка в современном медиадискурсе становится анализ материалов журналистики первой трети XIX века – периода, в который зародилась форма профессионального, «толстого» журнала, вобравшего широкий спектр авторских позиций и читательских ожиданий. Журнальная литература данного периода представляла собой живой голос эпохи и имела влияние на читательскую аудиторию, сопоставимое с влиянием современного медиадискурса на своего реципиента. Функционируя на переломе культурной и исторической парадигмы (как и в настоящее время), журналы генерировали и по-своему «лоббировали» различные варианты образа героической личности.

Так, образ героя времени последовательно и многосторонне разрабатывался в пушкинском журнале «Современник»: доминантными характеристиками героя времени стали честь, толерантность, способность к самостоянию, особый историзм [11]. Формируя обобщенный образ «со-временника» – героя времени, авторы и редакторы журнала особым образом пытались программировать поведение своих современников. Следует подчеркнуть, что изучение концепта «человек – герой времени» в медиадискурсе XXI в. в сопоставлении с образом героя времени в журналистике начала XIX в. представляет особый интерес для гуманитарных исследований в целом и позволяет более емко раскрыть лингвистическую составляющую изучаемой проблемы в частности.

Таким образом, исследование жанра портретного очерка в современном медиадискурсе представляется чрезвычайно перспективным, имеющим серьезную теоретическую значимость и широкие возможности практического применения. Результаты исследования внесут вклад в решение теоретических проблем современного жанроведения, в разноаспектное изучение жанровой палитры современного медиадискурса, позволят составить портрет «героя нашего времени», а также будут иметь практическое значение для лингводидактики: представляется интересным рассмотрение публицистического портретного очерка как дидактического материала в обучении иностранному и родному языкам, позволяющего реализовать как практические, так и воспитательные и образовательные цели обучения.

Литература:

  1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 249–299.
  2. Казакова О.А. Диалектная языковая личность в жанровом аспекте: монография. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 200 с.
  3. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – М.: Гнозис, 2004. – 389 с.
  4. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 335 с.

5.      Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни (бытовое поведение как историко-психологическая категория) // Литературное наследие декабристов: Сб. под ред. В.Г. Базанова и В.Э. Вацуро. – Л.: Наука, 1975. – С. 25–74.

  1. Макаров М.Л. Анализ дискурса в малой группе: учеб. пособие. – Тверь, 1995. – 82 с.
  2. Мясников И.Ю. Жанры речи в дискурсе периодического издания: специфика дискурса и описательная модель речевого жанра: Автореф. … канд. филол. наук. – Томск, 2005. – 22 с.
  3. Сидорова М.А. Публицистический вариант речевого жанра «портрет человека»: Дис. … канд. филол. наук. – Омск, 2005. – 238 с.
  4. Силантьев И.В. Текст в системе дискурсных взаимодействий. – Новосибирск, 2004. – 188 с.
  5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. [Электронный ресурс] / URL: http://evartist.narod.ru/text2/01.htm (дата обращения: 28.10.2010).
  6. Фрик Т.Б. «Современник» А.С. Пушкина как единый текст: монография. – Томск: Изд-во ТПУ, 2009. – 192 с.
  7. Шмелева Т.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. Berlin, 1990. – № 2. – С. 20–32.
  8. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. – Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. – Вып. 1. – С. 88–99.

moluch.ru

Особенности портретного очерка на примере журнала "Биография"

Портретный очерк , в центре которого стоит личность либо группа лиц, характер человека.

Судебный очерк. Характерной чертой данного вида очерка является реконструкция состава преступления, совершенного конкретным человеком или группой лиц. В судебных очерках дается не правовая оценка преступления (это прерогатива суда), а морально-нравственная. Задача журналиста состоит в том, чтобы помочь людям разобраться в феномене человеческого зла, а главное – показать те условия и обстоятельства, которые привели человека к совершению преступления. К основным содержательным элементам судебного очерка можно отнести обрисовку морального облика преступника и анализ мотивов преступления. В нем могут быть рассмотрены различные авторские версии в объяснении состава преступления, детали и подробности уголовно наказуемого деяния, свидетельские показания и др. Весь этот многоплановый материал объединяется в судебном очерке авторским замыслом и идеей произведения.

Очерк-расследование . Данный вид очерка нацелен на исследование скрытых сторон различных явлений действительности и человеческой деятельности. В очерке-расследовании используется социологическая методика по сбору первичной информации, предполагающая выработку целей и задач исследования, выдвижение различных гипотез и версий, проверку исходных данных и т.п. Журналистское расследование, по определению американских ученых, представляет собой основанный, как правило, на собственной работе и инициативе журналистский материал на важную тему, которую отдельные лица или организации хотели бы сохранить в тайне. Журналистское расследование требует от очеркиста определенной квалификации не только по сбору первичной информации. В отличие от аналитика, который, разработав ту или иную тему, дает развернутую характеристику вскрытого им явления, очеркисту помимо этого необходимо создать определенный образ человека.

Проблемный очерк. Данный вид очерка нацелен на раскрытие сложных и противоречивых человеческих взаимоотношений. Центральное место здесь занимает проблемная или конфликтная ситуация. В очерке могут быть рассмотрены самые разнородные конфликты: межличностные, межгрупповые, производственные, моральные и т.п. Любой конфликт драматичен по своему характеру. Он побуждает человека к действию, к принятию важных решений, что и позволяет в конечном счете обрисовать характер героя или его поступок. Очеркист может проанализировать конфликтную ситуацию, начиная от ее зарождения и кончая ее разрешением; сконцентрировать внимание на самоанализе человеком собственных поступков, или же, наоборот, показать различные позиции конфликтующих сторон, последовательно объясняя суть происходящих событий; вскрыть мотивационно-личностные факторы, побуждающие человека к противоборству с идейными противниками и т.д. Во всех этих случаях его сверхзадача – показать суть индивидуальных целей героя произведения, обосновать мотивы его поведения, выявить противоположные и взаимоисключающие тенденции развития события, а главное – обрисовать субъективные и объективные предпосылки конфликта. К субъективным предпосылкам относят характерологические особенности личности: устойчивые качества, черты характера, которые предрасполагают человека к столкновению с окружающими [8, с.115].

Термин «портрет», первоначально означающий «описание внешности человека», со временем трансформировался в более объемное понятие. В публицистическом творчестве он стал обозначать не только внешние, но и внутренние особенности человека, – все, что связано с. духовной жизнью личности. Поэтому объектами отображения в портретном очерке могут выступать как социальные отношения человека с его непосредственным окружением (социологический аспект), так и внутренние психологические процессы, происходящие в жизни отдельного индивида. Социологический анализ личности, дополненный психологическим, безусловно, расширил возможности портретного очерка в плане целостного изображения человека [8, с.116].

Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Написать его непросто, и также непросто за несколько часов общения понять другого человека. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя» [5].

Существует вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк?

Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере. Очеркист ищет в реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью мысли (так считает Д.В. Туманов). И уже затем создает не фотографическое изображение, а художественно-публицистическое отображение индивидуального образа.

Это не простая биографическая справка. Жизнь человека нельзя раскрыть в ее нравственной красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя [3].

В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств. В том случае, когда такой «участок» обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала [11, с.251]. Так полагает исследователь А.А. Тертычный. У писателя и журналиста Константина Паустовского другое мнение о том, о каждом ли человеке можно написать портретный очерк, - Чтобы написать хороший очерк, надо обладать способностью открыть в человеческом сердце то, что может быть давно забыть, потонуло в сутолоке ежедневных забот. Хороший очерк заставляет читателей вспомнить, кто они сами по своей сути, чего хотят о чем мечтают

Естественен вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк? Да. Главное - суметь найти в своем собеседнике какую-то «изюминку», подчеркнуть особенность его профессии или хобби, рассказать о его необычных взглядах. Одним словом, создать живой образ, который не оставит читателя равнодушным. Запомните, что портретный очерк не должен быть похож на краткое изложение биографии. Настоящий очерк возникает в результате художественного анализа личности героя и похож на рассказ или новеллу [5].

Основная цель очерка - познакомить читателей с человеком. Прежде чем приступать к написанию очерка, следует провести беседу с этим человеком, поговорить с людьми, знакомыми с ним. Портретный очерк — это рассказ о человеке (или группе людей), не следует ограничиваться только перечислением фактов из его (их) жизни, интересов и успехов или только интервью с ним (с ними) [12].

Чтобы портретный очерк занял целую газетную страницу, нужна такая личность, которая была бы очень значительной. Ведь журналист лишь в деталях, штрихами намечает портрет своего героя. Однако и менее, чем в 300-400 строк очеркист вряд ли уложится: относительный лаконизм жанра сочетается здесь с публицистической разработкой актуальной проблемы, анализом психологии героя [3].

Мы разобрались в том, как следует писать портретный очерк, теперь рассмотрим виды портретного очерка и более подробные характеристики по данному поводу.

Журналисты обращают внимание на наиболее важные вехи в судьбе героя (имеются в виду биографические сведения), на его духовные искания, жизненный опыт, наконец, на особенности его профессиональной деятельности. Конкретная человеческая жизнь представляет многоуровневое образование, поэтому перед автором стоит сверхзадача показать героя не просто как носителя определенных социальных ролей или функций, а в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально-психологическими процессами в обществе. Учитываются такие понятия, как среда и обстоятельства, воспитание, характер и т.п., влияние которых на жизнь человека имеет исключительное значение. Но, согласитесь, что показать всю «многоэтажность» человеческой натуры в очерке невозможно в силу его малого объема. Многоплановость в изображении человека обусловила видовое многообразие портретного очерка. Среди них можно выделить: биографический портретный очерк, портретно-проблемный, психологический и политический портрет. У каждой разновидности портретного очерка есть конкретные задачи, свои формы публицистического жизнеописания, специфические возможности в показе героя произведения, способы психологической и социальной характеристики, типизации человеческих натур, наконец, приемы композиционного построения произведения. Рассмотрим, что же лежит в основе той или иной разновидности портретного очерка.

Биографический портретный очерк. Здесь ведущее место занимает биография. Обратившись к ней, журналист может получить разнородные сведения о наиболее значимых для человека этапах жизни, о его жизненном опыте, о смене социальных статусов, о жизненных приоритетах и целях и т.п. Посредством этого субъективного материала и воссоздается в конечном итоге история жизни одного человека. Чтобы она не напоминала развернутую биографическую справку, журналисты стараются отобрать наиболее типичные и характерные для героя произведения факты, раскрывающие внутреннюю динамику духовного роста человека, его нравственные поиски, социальные ориентации и взаимоотношения с окружающим миром. Кроме этого, в очерке показывается взаимосвязь индивидуальной истории жизни человека и истории общества, соотносится социальный опыт индивида с опытом его поколения, выявляются специфические особенности индивидуальной жизни героя.

mirznanii.com

Особенности портретного очерка на примере журнала "Биография"

Используя биографические сведения, очеркист может описать сложные процессы социализации личности в меняющемся мире, объяснить природу психологического и социального поведения человека, рассказать о генеалогии героя, реконструировать через жизнь одного человека некие исторические события и т.п. Здесь, как видим, четко проглядывается связь между биографией как субъективной конструкцией и биографией как социальной действительностью. Когда биографический портретный очерк создается именно в этой взаимосвязи, он, как правило, вызывает наибольший интерес, побуждая читателей к соразмышлению.

Юбилейный портретный очерк. Поводом для написания подобного произведения является празднование юбилея известного деятеля культуры, искусства, литературы, науки и т.д. В данном случае важно показать тот позитивный вклад, который внес человек в жизнь общества. Чтобы очерк не получился «парадным», от публициста требуется особое мастерство. Юбилейная дата должна быть лишь поводом к размышлению о судьбе человека. Главное, на чем должен сконцентрироваться публицист – это духовные искания личности.

Как показывает практика, особой популярностью пользуются у читателей очерки о писателях, деятелях культуры, искусства и науки. И это понятно. О людях творческих профессий читать всегда интересно, потому что их жизнь представляет постоянный творческий поиск. Но в данном случае интерес для читателей представляет не анализ художественных, искусствоведческих или научных произведений, а личность творца, его индивидуальный портрет. Диапазон обрисовки героя может быть самым широким, начиная от характеристики его художественной или научной деятельности и кончая сведениями о творческих замыслах и фактах биографии. В юбилейном портретном очерке речь может идти как об уже сложившемся мировосприятии героя, так и о его новых творческих устремлениях и планах. Очеркисты в подобного рода произведениях, как правило, сосредоточивают внимание на различных аспектах творческой деятельности человека, выявляют наиболее значимые моменты духовного становления личности, оценивают его творческий путь, наконец, рассматривают труды человека в контексте духовной жизни общества.

В эстетические задачи очерка, пусть даже и юбилейного, не входит обыкновенный пересказ о судьбе человека. Здесь планка намного выше. Чтобы рассказать людям что-то новое об известной всем личности, необходимо ознакомиться с архивными материалами, перепиской, свидетельствами современников и т.п. Все это позволит очеркисту по-новому и нестандартно осмыслить судьбу человека, его дела, поступки и свершения, а главное – выявить различные проявления человеческой души [8, с.121].

Теперь рассмотрим художественные элементы портретного очерка, которые помогают наиболее полно создать образ героя.

Пейзаж. Наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретных очерках скорее исключение, чем правило. Ведь внимание очеркиста в большей степени направлено на биографические аспекты жизни человека, на раскрытие его характера, на показ его душевных особенностей и т.д. Поэтому пейзажные компоненты если и присутствуют в произведении, то обычно выступают в качестве фона, характеризующего место действия. Введение пейзажных элементов в портретный очерк необходимо только в тех случаях, когда без этих выразительных средств невозможно передать атмосферу происходящего, проникнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т.д. В этом случае пейзаж становится смыслообразующим элементом.

В портретных очерках пейзаж применяется:

 в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой;

 как средство в раскрытии человеческого характера;

 в качестве фона для портрета героя;

 как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д.

Деталь. Деталь служит также эффективным средством типизации очерковых образов. Чтобы деталь заняла в произведении достойное место, стала «ключевой», способствовала созданию художественного образа, характеристике героев и художественно-эстетическому осмыслению действительности, журналист должен овладеть различными методами обыгрывания детали.

Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других – для создания символического образа, в третьих – для ассоциативных связок, в четвертых – для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

Портретные характеристики. Портрет в публицистике зачастую выступает в качестве своеобразного аналога характера героя. Он дает возможность наглядно, зримо увидеть героя и в этом плане он стимулирует читательское воображение. Другая его функция – помочь через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств. Портретная характеристика напрямую связывается с психологическими особенностями личности. Действительно, внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика и т.п. могут при внимательном взгляде многое сказать о человеке. Основное требование, которое предъявляется к любой портретной характеристике – это документальная точность отображения. В данном случае очеркист не имеет права что-то выдумать в обрисовке внешности человека, но не стоит отказываться и от показа типического. Именно сочетание строгого документализма и художественного обобщения и рождает полноценный очерковый образ.

В портретных характеристиках журналисты активно используют достижения современной психологии. Например, выяснив, к какому психологическому типу относится тот или иной человек: сангвиник, флегматик, холерик или меланхолик, они могут определить, как те или иные качества проявляются в облике и поведении личности. Вот так, исходя из определенных психологических характеристик, воссоздается портрет человека. В описании облика используются также различные портретные штрихи. Они необходимы, когда журналисту нужно подчеркнуть какое-либо психологическое состояние героя, его привычные жесты и мимические реакции, наконец, манеру одеваться и держаться с людьми.

Художественные средства изображения необходимы не только для обрисовки внешней среды, но и внутреннего состояния человека. В современной публицистике усиливаются психологические начала в показе духовного мира личности [8, с.128].

Очерк – жанр, наиболее ярко демонстрирующий публицистичность в текстах СМИ. Здесь присутствует воспитание нравственности, культуры, не сухие факты. Кроме того у очерка кроме его постоянной информационной функции (о которой мы пока говорить не будем) имелась дополнительная социальная функция - наградная. Публикация очерка о человеке была равноценна помещению его портрета на доску почета, это было награждение славой. И читатели привыкли к тому, что в очерке дается пример для подражания [6].

Ресурсы художественной публицистики: а) образ как эмоционально просветленная мысль активно воздействует на аудиторию, побуждая ее к активному сотрудничеству; б) образ как обобщенная картина действительности значительно расширяет возможности смыслового постижения действительности; в) образ как система знаков, как некий код, создавая определенную модель окружающего мира, интеллектуально обогащает аудиторию представлениями об эстетических возможностях воспроизведения действительности. Художественность публицистики воплощается как в целостном образе человека и образе-тезисе (образе-понятии), так и в «говорящих» деталях – предметном описании натуры, репликах действующих лиц, подробностях воспроизводимых ситуаций.

Фантазийный элемент в очерке (и в фельетоне) не противоречит рабочему признаку публицистического текста – его нацеленности на определенный результат, рассчитанному воздействию на аудиторию [4].

Последний пункт вызывает вопросы – где границы дозволенного, может ли фантазия соединится с достоверностью, объективностью, или лучше не рисковать? Это мы попытаемся рассмотреть на примере журнала «Биография».

Журнал «Биография», это глянцевый журнал; его размеры 17 на 25, содержит 78 страниц, цена около пятидесяти рублей.

На обложке фотография известного человека, чаще крупным планом, внизу его имя и цитата, которая по мнению автора раскрывает сущность «персонажа», либо говорит о его яркой грани характера. С лева – анонсы, которые представляют собой перечень нескольких имен и «подписи» к ним.

Логотип журнала – «каждая жизнь – история» - оправдывает себя, так как практически (есть несколько исключений, но это постоянные рубрики) все материалы представленные в данном издании представляют собой портретные очерки, биографические.

Перечень рубрик сохраняется из номера в номер с незначительными изменениями, это –

· Шоу-бизнес

· Обложка

· Биография вещей

· Литература

· История одной любви

· Интервью месяца

· Фотобиография

· Загранпаспорт

· Власть

· Легенды XX века

· Искусство

· Семейный фотоальбом

· Бизнес

Выделенные рубрики являются постоянными.

Кроме того все портретные очерки обильно «снабжены» фотографиями.

Рекламы в журнале много, но она не навязчива. Материалы размещаются в двух либо в трех колонках.

В теоретической части мы уже рассмотрели какими методами пользуется журналист, создавая портретный очерк, так сказать элементы портретного очерка, сейчас же мы рассмотрим то как эти методы используются в публикациях исследуемого журнала.

mirznanii.com

Очерк в журналистике - Основы Журналистики

очерк в журналистике

Очерк называют “королем” художественно-публицистических жанров. Это, пожалуй, наиболее трудный жанр, потому что он требует от журналиста настоящего литературного мастерства. В очерке соединяется аналитическое и образное начало. Иными словами, поднимая какую-то проблему или создавая портрет какого-то человека, журналист, работающий в этом жанре, должен опираться не только на фактический материал, но и использовать художественные методы выразительности.

Существует три главных типа очерка –

* портретный очерк;

* проблемный очерк;

* путевой очерк;

В центре портретного очерка – личность человека, его жизнь, его устремления, радости и огорчения. Помимо интереса к герою (если это известная личность), портретные очерки нужны читателям для того, чтобы сравнить свою систему нравственных ценностей со взглядами другого человека. Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Написать его непросто, и также непросто за несколько часов общения понять другого человека. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя».

«Чтобы написать хороший очерк, - заметил писатель и журналист Константин Паустовский, - надо обладать способностью открыть в человеческом сердце то, что может быть давно забыть, потонуло в сутолоке ежедневных забот. Хороший очерк заставляет читателей вспомнить, кто они сами по своей сути, чего хотят, о чем мечтают».

Естественен вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк? Да. Главное - суметь найти в своем собеседнике какую-то «изюминку», подчеркнуть особенность его профессии или хобби, рассказать о его необычных взглядах. Одним словом, создать живой образ, который не оставит читателя равнодушным. Запомните, что портретный очерк не должен быть похож на краткое изложение биографии. Настоящий очерк возникает в результате художественного анализа личности героя и похож на рассказ или новеллу.

Пример портретного очерка:

Счастье – это понятие не географическое

Дверь открылась, и он встретил меня в «сценическом образе», который делала его похожим на одного из героев Михаила Булгакова. Мурлыкал и терся о его ноги абсолютно белый без пятнышка кот по имени Маркиз. В доме пахло свежезаваренным чаем, пирогами и еще еле уловимо чем-то. Я поняла чем, когда вошла в маленькую выборочно освещенную комнату. И увидела березу, доверчиво раскрывшую ветки с осенними листьями. А за окном была зима, и снежинки пристали к стеклу. Новый год давно был отпразднован, но береза стояла принаряженная конфетами, елочными игрушками и даже парой бананов. Что поделать – дом, где живет художник, сотрудник телевидения, немножко актер, любитель розыгрышей и хорошей музыки – не может быть обычным...

------------------------------------------------------------------------

В проблемном очерке в центре внимания журналиста стоит какая-то проблема. Именно за ходом ее развития он и следит в своем материале. Проблема в очерке может выступать как конфликт, который пытаются разрешить его герои. По своей логической структуре проблемный очерк может напоминать статью, но в отличие от последней , здесь уместны параллели и отступления от темы, анализ проблемы производится больше при помощи художественных средств, чем статистической информации.

Путевой очерк относится к наиболее ранним формам текстов, которые появились в те времена, когда только зарождалась журналистика. Путевые очерки писал Александр Пушкин, Александр Радищев (сразу вспоминается «Путешествие из Петербурга в Москву»), Антон Чехов, Илья Ильф и Евгений Петров, Илья Эренбург, В.Песков и многие другие. Путевой очерк – это описание каких-то событий, происшествий, встреч с людьми , которые происходят во время путешествия автора. Это жанр, позволяющий журналисту в наибольшей мере проявлять фантазию и литературное мастерство. Главная проблема – это всегда отбор информации, ибо впечатлений в результате поездок обычно бывает много, и задача журналиста – отобрать самое интересное и важное. У путевого очерка может быть несколько целей – к примеру, показать, как живут люди в других городах и странах.

 

zhurnalistika.net


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта