Полезные ссылки для педагогов ДОУ. Психология дети сетевой журнал
Детские дневники: открытие тайны для самого себя
Дневник – это еще не литература, но может ею стать. Вести дневник – в сети или на бумаге – полезно и приятно. А вот насчет терапевтического эффекта дневника мнения наших экспертов разделились.
По поводу детских литературных дневников мы пообщались с московским драматургом и ведущей детской литературной студии «Кипарисовый ларец» при Литературном институте имени Горького Светланой Кочериной, и с двумя одесскими поэтами – Игорем Потоцким (ведет детскую литстудию в Библиотеке имени Гайдара) и Борисом Херсонским (не только пишет стихи, но работает психиатром).
Пять аргументов в пользу дневников
Нет ничего старомодного в том, чтобы вести дневник. Дневников в двадцать первом веке не меньше, а может быть, больше, чем раньше. Потому что огромная часть дневников перекочевала в Интернет, а другая огромная часть именно там и родилась. Известно, что дневники вели и ведут большинство писателей, поэтов и других людей литературного труда. Они начинали писать дневник еще в школе и продолжают делать это до глубокой старости. А вот сформировать в зрелом возрасте привычку записывать интересное, печальное, смешное и важное в дневник, на наш взгляд, намного сложнее, чем в юном.
Рассказывает поэт Игорь Потоцкий: «Всем ребятам я говорю, что надо обязательно вести дневник. Это здорово, потому что, во-первых, дневник учит регулярно работать. Во-вторых, дети рассказывают там о прочитанных книгах. Рассуждают, как в тех или иных ситуациях должны были действовать герои. В-третьих, в дневниках ребята учатся ставить цели. Как Давид Самойлов, который в 15 лет написал в своем дневнике, что он обязательно станет настоящим поэтом. И он стал поэтом. Я советую студийцам ставить СВЕРХЦЕЛИ. Дневник поможет этих целей добиться».
В студии «Кипарисовый ларец» при Литературном институте у всех юных поэтов, прозаиков и драматургов есть сетевые дневники. Кроме того, существует жж самой студии, в работе которого участвуют ребята.
Руководитель «Кипарисового ларца» Светлана Кочерина разделила детские дневники и блоги на три большие группы:
« Первая. Дневники литературные, где ребята выкладывают свои произведения. В таких дневниках и блогах убрано все личное. Авторы литературных блогов привлекают с их помощью читателей, участвуют в конкурсах внутри Живого Журнала.
Вторая группа. «Девчачьи» очень личные дневники девочек. Там пишут про родителей, учителей, мальчиков. Эти дневники обычно сильно запрятаны, под замками и кодами. И все же авторам хочется, чтобы их мысли узнали. Пару самых близких друзей допускаются к прочтению таких дневников.
Третья группа. Мальчики ведут аналогичные дневники. Но они более философские. О смысле жизни. И менее запрятанные».
Светлана Кочерина вспомнила и о других гранях пользы дневников:
- учат формулировать мысли,
- помогают анализировать события жизни.
Несколько слов про Анну
Эта история началась так: в день рождения отец подарил Анне Франк тетрадку. 12 июня 1942-го года Анне исполнилось 13 лет, этим же днем датирована ее первая запись. А вот начало записи от 14 июня, рассказывающая о дне рождения девочки:
"Воскресенье, 14 июня 1942 г.
Начну с того момента, когда увидела тебя на столе среди других подарков ко дню рождения. (То, что я накануне сама выбрала тебя в магазине, не имеет значения).
В пятницу 12 июня я проснулась в шесть утра. И не удивительно, ведь это был день моего рождения! Но встать так рано я не могла, так что пришлось усмирять свое любопытство до без четверти семь. Терпеть дольше было невозможно, и я спустилась в столовую, где меня радостно приветствовал наш кот Морши. В семь часов я заглянула к маме с папой, а потом в гостиную, чтобы рассмотреть подарки. Первым увидела тебя - мой самый лучший подарок.
Еще были букет роз и два букета пионов. От родителей я получила голубую блузку, настольную игру и бутылку виноградного сока, которое, по-моему, напоминает по вкусу вино (вино ведь тоже делают из винограда), настольную игру, баночку крема, 2.5 гульдена и талон на две книжки…»
Анна и ее семья скрывались в комнате за шкафом, когда по радио прозвучало обращение министра образования Нидерландов, он призывал жителей страны сохранять все документы, которые станут доказательством страдания народа, оккупированного фашистами. Министр образования упомянул среди важных свидетельств дневники.
Анна решила переделать дневник в роман, и все же книга, которая вошла в историю, называется «Дневник Анны Франк».
Бумажный или сетевой?
А значит, если у ребенка будет большая и красивая, чистая тетрадка (хотя она может быть маленькой и толстой, но обязательно симпатичной), это вероятно послужит толчком для хорошей привычки. Или лучше завести дневник сетевой, и бумагу с чернилами не переводить?
Отвечает поэт и психиатр Борис Херсонский: «Для самовыражения в диалоге с самим собой лучше подходит тайный дневник. Для тех, кому нужны собеседники и популярность – блог». У самого Бориса Херсонского тоже есть дневник в сети.
Поэт Игорь Потоцкий пока не привык к блогам: «Дневник – он таинственный. Его надо прятать. А сетевые дневники делаются на публику. И здесь сразу включается механизм самоцензуры. На бумаге человек может рассказать про плохие поступки, которые он совершил. Что он влюбился в девочку. На публику можно писать стихи и рассказы. Дневник – это открытие тайны для самого себя»
Лечебный эффект
Есть версия, что писание дневника – терапевтическое средство. Вот возникла проблема, и человек описывает ее в своей тетрадке. Смотрит на нее так и эдак. Пишет и плачет. Потом пишет и смеется. Проблема тем временем решается сама. Похоже на разговор с другом.
Игорь Потоцкий с нами не согласился: «На мой взгляд, дневник – это сгусток энергии. Никакое не лечебное средство».
Борис Херсонский тоже отрицает терапевтический эффект дневников: «Дневник - не лекарство. Но самовыражение может помочь узнать себя, посмотреть на себя со стороны».
Светлана Кочерина рассказала о том, как она работает с детскими проблемами, опираясь на их записи в блогах:
«Иногда родители так сильно хотят проникнуть в засекреченный блог ребенка, что идут на разные хитрости, заводят собственный блог от имени подростка, чтобы их отпрыск взял их в друзья, и они получили доступ к записям. Случаются целые детективные истории! Мне, как ведущей студии, дети доверяют свои тайные коды.
За записями студийцев я слежу очень пристально. Они дают мне возможность не пропустить какие-то болезненные моменты: в школе, общении, связанные с самоидентификацией. И потом, – конечно, не в прямую – я могу вынести проблему на обсуждение во время нашей встречи.
Я работаю с вундеркиндами. Представьте себе детей, которые пишут стихи всю свою жизнь. Стихи рождаются у них сами собой, и они к этому привыкли. Потом ребенку исполняется 14 лет – и ни звука. Он не может написать ни строчки! Этот момент важно не пропустить, потому что здесь поломались многие вундеркинды. Я рассказываю студийцам, что такое может произойти, что нужно быть готовым и как пережить эту полосу. Вот одна из ситуаций, на которую указывает дневник».
Образцовые дневники
А еще мы поинтересовались у наших экспертов, какие из литературных – как детских, так и взрослых – дневников повлияли на их жизнь.
Борис Херсонский: "Дневник Анны Франк - одна из самых трагических книг, которые были прочитаны мной".
Светлана Кочерина: "В юности на меня произвел грандиозное впечатление дневник Марии Башкирцевой. Заставил пересмотреть всю мою жизнь".
Игорь Потоцкий: "Есть дневники интересные, а есть скучные. Например, Блок в своих дневниках иногда совсем не талантлив, описывает, как он встал, поел… Но в тех местах, где он рассказывает о встречах с замечательными современниками – это просто захватывающе! Потрясающий дневник у Делакруа. Его мысли о творчестве впитали поколения художников. Образцовый дневник у Эккермана. Эккерман был секретарем Гете и записывал свои впечатления от встреч с Гете, идеи, фразы поэта. И получилась отличная книга-дневник - «Разговоры с Гете»".
Коллекция дневников
Блоги и страницы сетевых журналов, наверное, так и будут висеть в сетях, даже если автор перескочил на другой ресурс, а о старых записях и думать забыл.
Другое дело тетради! Постепенно их образуется огромное количество. Что делать с бумажными дневниками?Свой вариант предлагает Игорь Потоцкий: «Надо найти коробку, ящик, сундук. Запереть и открыть лет через двадцать. Через двадцать лет подросший ребенок захочет сочинить повесть о своей юности – и весь материал будет у него под рукой»!
_ Читайте также:Из чего же, из чего же сделаны девочки?Диафильмы - снотворное нашего детства_
letidor.ru
Влияние интернета на детей. Советы детского психолога.
( детский психоаналитик Сапегина Д.Л. 2011)
В определенный момент, когда ребенок подрастает и начинает пользоваться компьютером, перед мамами и папами встают следующие вопросы:
- Стоит ли позволять ребенку пользоваться Интернетом?
- С какого возраста можно разрешать ребенку Интернет ?
- Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы безопасно пользоваться Интернетом и получать от него пользу?
На эти и другие вопросы, вы сможете получить ответы в этой статье.
Стоит ли позволять ребенку пользоваться Интернетом?
Интернет-пространство — это часть нашей теперешней жизни. Для родителя, выполняя свои функции, важно дать ребенку возможность получать блага этого мира, научить его пользоваться благами, которые есть в мире, и защитить, и научить его защищаться от опасностей, которые есть в мире. Интернет-пространство, так же как и все, что нас окружает, может быть как полезным, так и вредным.
Из полезных вещей в Интернете:
Во-первых, большое количество информация обо всем на свете. Не надо ходить в библиотеку, искать энциклопедии, если ты хочешь подробнее разобраться в том или ином вопросе. Можно просто найти в Интернете соответствующие книги, статьи, выдержки из энциклопедий.
Во-вторых, Интернет облегчает общение между людьми, как в пространственном, так и в психологическом плане. Т.е. мы можем сейчас уже спокойно переписываться и даже теперь уже видеть и разговаривать с собеседником, который находится на другом конце земного шара. Можем делать это легко и бесплатно, в неограниченных количествах.
В психологическом плане Интернет облегчает коммуникацию в том смысле, что снимает барьеры общения. Под анонимным ником можно быть более открытым, свободным, выражать себя как мечтал. Для многих людей это шанс удовлетворить свою потребность в общении.
Скажем, в Интернете в общении не имеет значения: как ты выглядишь, сколько тебе лет, и т.д. Например, мальчик-подросток с ДЦП может чувствовать себя в Интернете совершенно на равных с остальными подростками, писать свои мысли, общаться.
Кроме того, в Интернете многие люди получили возможность реализовать себя. Кто-то пишет статьи, ему не надо искать возможности их публикации, кто-то находит работу, кто-то получил возможность обучать других людей тому, что у него получается хорошо.
Например, одна моя знакомая девочка 10 лет снимает свои собственные передачи и выкладывает их в Интернете. И так далее, список можно продолжать. Безусловно, в Интернет-пространстве есть и вред или негативные стороны.
Скажем, для неопытного пользователя, человека, не разбирающегося в вопросе, трудно определить качество информации, представленной по тому или иному вопросу. Она может быть совершенно неграмотно представленной, ложной, и люди могут этому верить. Например, с этим можно встретиться, когда человек ищет информацию о каком-либо заболевании и его лечении.
То, что Интернет облегчает общение, может сыграть и негативную роль. Например, человек сильно зажатый, с большими проблемами в общении может полностью перейти в Интернет-пространство и сократить количество контактов с людьми в реальной жизни. Контакты с незнакомыми людьми облегчаются и это могут быть опасные контакты. Нельзя узнать точно, кто на самом деле с тобой общается.
В Интернете детям может быть доступна информация, от которой в обычной жизни взрослые их оберегают. Я говорю о порно, насилии и прочих вещах.
Есть онлайн игры, которые очень сильно затягивают. Да и просто Интернет очень соблазнительная среда. Нажал кнопочку и тут же получил ответ, результат. Человеку трудно себя контролировать, многие проводят в Интернете неоправданно много времени, это засасывает, откладываются какие-то на самом деле важные дела. Вместо того, чтобы пойти погулять, подросток сидит за компьютером, портит зрение и осанку. В Интернете даже можно совершить преступление, стать хакером, например.
С какого возраста можно разрешать своим детям пользоваться Интернетом?
Похоже, принятие этого решения зависит от родительской позиции. Есть родители, которые адаптируют мир под ребенка. А есть те, кто адаптируют ребенка под мир.
Если мы пытаемся создать для ребенка «тепличные» условия, оградить его от опасностей путем лишь ограничения его передвижений, общения, введения цензуры с Интернете и т.д., то мы пытаемся адаптировать мир под ребенка. Вернее сказать, строим для него особенный мир. Но ведь невозможно все проконтролировать и рано или поздно ребенок столкнется с миром реальным. А как ему себя в этом мире вести, у него представления и способностей нет. Вот тогда и может случиться какая-либо неприятность.
Поэтому с точки зрения детской психологии самое главное, чтобы ребенок обладал некими внутренними качествами, с помощью которых он сможет получать пользу в Интернете и избегать вреда и опасностей. А так же у него безусловно должен быть опыт пребывания в Интернете и навыки поиска нужной информации, навыки общения там, иначе он не будет полноценным членом современного общества. Это как на детской площадке, там тоже можно пораниться, или встретить извращенца. Но ребенок, который понимает и знает, что стекло трогать руками опасно и к незнакомым подходить не следует, будет получать максимум пользы от игры с другими детьми во дворе, избегая опасностей.
Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы безопасно пользоваться Интернетом и получать от него пользу?
Давайте подумаем, что это могут быть за внутренние качества, а так же к какому возрасту, они могут быть сформированы, чтобы можно было пускать ребенка в Интернет-пространство.
Во-первых, это определенное развитие интеллекта. Чтобы ребенок понимал, как там все устроено, где что иcкать, умел писать и читать как минимум. Соответственно дошкольники по этим критериям не подходят. Учитываем, что пик развития интеллектуальных способностей у ребенка приходится на возрастной промежуток от 8 до 12 лет. И потребности узнать что-то углубленно и дополнительно появятся примерно в этом возрасте.
Во-вторых, ребенок должен обладать определенным уровнем развития моральных качеств и нравственности. Он должен понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Он должен взять эти нормы «внутрь». Потому что есть стадия развития нравственности, когда дети ориентируются только на внешний мир. Они ведут себя хорошо только когда рядом взрослые, а когда взрослых нет, то могут нарушать правила. Поэтому чтобы ребенок не лазил по порно-сайтам и другим, не предназначенным для детей сайтам, он должен находиться на этой стадии. Ее дети достигают с 10 до 13 лет в среднем.
В-третьих, ребенок должен обладать способностью к контролю над своими желаниями и импульсами для того, чтобы мог сказать себе «стоп», не сидеть в Интернете бесконечно. Чем старше ребенок, тем больше у него уровень контроля в норме.
Исходя из этих размышлений, я бы разрешила своему ребенку пользоваться Интернетом примерно с 10 лет под контролем взрослых. Нужно ограничивать не доступ, а свободу поиска в этом возрасте. Есть специальные детские социальные сети. Почему бы и нет, если у ребенка сформированы вышеперечисленные качества, то он справится.
Ну а подросток уже может пользоваться Интернетом как взрослый, единственное — ограничить это по времени, чтобы не причиняло вред его здоровью психологическому и физическому. Жесткое ограничения для подростка может вызвать обратную реакцию, «запретный плод сладок» или протест.
Подводя итог, хочется сказать, что немаловажную роль здесь играет доверие своему ребенку и тому, что Вы в него вложили. Потому что с определенного момента ребенок начинает обретать независимость, и Вы уже никак не можете защитить его, повлиять на его поведение. Работает только то, что Вы вложили в него до этого.
Понравилась статья - поделись в социальной сети с друзьями
Другие статьи по психологии:
mp-34.ru
![]() |
"Российский образовательный портал" Министерства образования и науки российской федерации - сборник методических разработок для школы |
![]() |
Виртуальный реабилитационный центр "Особый ребенок" - информационная помощ по реабилитации детей с различными нарушениями в развитии. |
![]() |
"Раннее развитие детей" - информационный портал, содержит большое число презентаций для коррекции и развития детей |
![]() |
"Детские презентации" - большая коллекция презентаций для развития психических процессов. |
![]() |
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - разработки уроков и занятий |
![]() |
"Эффектон" - большая коллекция тестов |
![]() |
"Психологический городок" - психологические методики, игры и упражнения, а также научные и популярные статьи, книги, ссылки на полезные ресурсы по психологии. |
![]() |
"Энциклопедия школьного психолога" - психологические методики, игры и упражнения, научные и популярные статьи, книги, ссылки на полезные ресурсы по психологии. |
![]() |
"Уроки психологии в школе" с 1 по 11 классы. К каждому уроку прописаны: цель, задачи, ход урока, вывод, контрольные вопросы и домашнее задание. |
![]() |
"Педагогическая библиотека" - постоянно пополняющееся собрание литературы по всем наукам, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей. |
![]() |
"Психея"- библиотека статей, текстов по психологии. |
![]() |
"Мир психологии" - новости психологии, тренинги, семинары, психологические тесты, психологический форум, библиотека, психологический клуб, коллекция рефератов. |
![]() |
"Институт коррекционной педагогики" - сетевое издание по коррекционной педагогике и специальной психологии: научно-методический журнал. |
![]() |
"Школьная пресса" - подписка на журналы и книги по школьной психологии и коррекционной педагогике. |
![]() |
"Топ-книга" - книжный интернет-магазин |
| "Библиотека Альдебаран"- библиотека «Альдебаран» большой выбор популярных книг по разной тематике вы можете взять для чтения сами и своим детям | |
![]() |
"СКАЗКА для НАРОДа" - большой выбор народных, авторских сказок, а также стихов вы можете взять для чтения своим детям |
![]() |
"СКАЗКИ" - большой выбор народных, авторских сказок вы можете найти на этом сайте для чтения своим детям |
![]() |
"Психологическая газета" - Всероссийское издание для психологов. Большой выбор диагностического инструментария, статьи, большая элетронная библиотека по психологии и т.д. |
![]() |
"РАДУГА" - "Развитие, активность, доброта, уважение, гуманизм, адаптация" - учителям начальных классов, работающим по программам VII и VIII видов. На сайте можно найти нормативные документы, тематические планы для учителей, работающих в 1-4 классах VII и VIII вида, психокоррекционные, логопедические программы и много других материалов, которые могут пригодиться в вашей работе |
![]() |
"Два берега" - Социально-методическая сеть Невского района Санкт-Петербурга. Порталсоздает открытое пространство, где каждый сможет найти сообщество по интересам, проконсультироваться со специалистом, обсудить с коллегами возникшую проблему и т.д. |
![]() |
"Методисты" - Профессиональное сообщество педагогов. Представлены методические разработки, сценарии, презентации и много другое |
iemcko.ru
Исследования — Фонд Развития Интернет
Исследования
Фонд Развития Интернет с 2007 года проводит исследования по проблемам восприятия и использования цифровых технологий детьми и подростками, их социализации в развивающемся информационном обществе.
Год от года мы совершенствуем методы, география исследований постоянно расширяется, а охват респондентов увеличивается. Благодаря этому на сегодняшний день мы располагаем самыми актуальными данными об интенсивности и характере интернет-активности детей и подростков, об основных факторах риска, с которыми их приходится сталкиваться на просторах Интернета, а также об уровне их реального владения различными цифровыми технологиями.
Цифровая компетентность российских подростков и родителей (2013 год)
Общероссийское исследование цифровой компетентности подростков и родителей подростков, проводившееся в 2013 г. Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google.
Цель исследования — определение уровня цифровой компетентности у российских подростков и родителей подростков, а также изучении компонентов цифровой компетентности (знаний, умений, мотивации и ответственности) и ее сфер (информация, коммуникация, потребление, техносфера) у детей и родителей.
В исследовании приняло участие 1203 подростков 12–17 лет и 1209 родителей детей этого возраста, проживающих в 58 городах из 45 регионов 8 федеральных округов России с населением от 100 тысяч человек и более. Опрос проводился Аналитическим центром Юрия Левады по специально разработанной методике Фонда Развития Интернет.
По результатам исследования была издана монография «Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования» / Г.У.Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И.Рассказова, Е.Ю.Зотова. — М. : Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.
Скачать книгу
Подробнее об исследовании
Дети России онлайн (2010 год)
Для эффективного построения информационного общества необходимо понимать, кто будет его строителями через несколько лет. Изучению данной проблемы в нашей стране были посвящены первые исследования Фонда. Наряду с этим, сравнительные исследования в мировом контексте позволяют осмыслить особенности формирующегося информационного общества в России, спрогнозировать его перспективы и возможные проблемы. В то же время на начало 2010 г. в России не было реализовано ни одного исследования по этой проблеме, позволяющего провести надежное сравнение с другими странами.
Для проведения сравнительного международного анализа Фонд Развития Интернет и факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова на правах самостоятельных участников вошли в исследовательский проект EU Kids Online II, проводившийся в 2009-2011 гг. и охвативший 25 стран Европы, а также Россию и Австралию.
Координатор проекта — Лондонская школа экономики и политических наук (LSE), Факультет медиа и коммуникаций. Руководители проекта — профессор Соня Ливингстон и доктор Лесли Хэддон. Проект финансировался Программой Безопасного Интернета Еврокомиссии.
Цель проекта — исследование детского и родительского опыта столкновения с интернет-угрозами и безопасного использования Интернета и новых онлайн-технологий в Европе и других странах мира.
В каждой стране-участнице были проведены интервью с детьми 9-16 лет и их родителями с целью получения точных, пригодных для кросс-культурного сравнения количественных данных относительно использования Интернета в Европе.
Исследование в России проводилось на основе общей методики, разработанной в рамках проекта EU Kids Online II. Вопросы охватыватили разные проблемные области: интернет-грамотность детей и их родителей, их осведомленность об онлайн-рисках и способах борьбы с ними, их личный опыт обеспечения безопасности в Интернете, проблемы формирования идентичности в виртуальном пространстве. Для российского исследования методика была переведена, культурно адаптирована и валидизирована сотрудниками Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Выборка исследования составила 1025 детей в возрасте от 9 до 16 лет и 1025 их родителей. Исследование охватило 11 регионов России: Забайкальский край, Кемеровскую, Кировскую области, Москву, Московскую область, Республику Дагестан, Республику Коми, Ростовскую область, Санкт-Петербург, Саратовскую, Челябинскую области.
Материалы исследования представлены на русском и английском языках.
Скачать отчёт на русскомСкачать отчёт на английском
Подробнее об исследовании
Моя безопасная сеть (2009 год)
С какими интернет-угрозами сталкиваются дети и подростки России в сети и как их воспринимают? Насколько опасно отечественное киберпространство? Каковы способы защиты детей и подростков от рисков и опасностей Интернета? Это важнейшие вопросы современного этапа развития информационного общества в России, на которые необходимо обратить внимание специалистам, исследователям, родителям и педагогам. Серия исследований, осуществленных Фондом Развития Интернет, позволила провести социально-психологический анализ представлений детей и подростков о рисках и опасностях Интернета, осведомленности их родителей и компетентности педагогов в отношении безопасности детей в Сети.
В исследовании приняло участие 4336 подростков в возрасте 14–17 лет, 816 родителей и 1003 педагога из 18 регионов России.
Результаты исследования представлены в книге : Солдатова Г., Зотова Е., Чекалина А., Гостимская О., «Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете» Под редакцией Г.В. Солдатовой.- М., 2011.- 176 с.
Скачать книгу
Подробнее об исследовании
Интернет глазами школьника (2007 год)
Взаимодействие в школьном коллективе не ограничивается учебным процессом и неформальными контактами учащихся. Современные школьники все чаще обращаются к ресурсам Интернета, имея различную мотивацию: поиск информации, развлечения, общение и многое другое.
Каким видят школьники Интернет? Каким они хотят его видеть? Как оптимизировать Сеть и сделать ее удобной и безопасной для школьников? — Ответы на эти и многие другие вопросы дает исследование «Интернет глазами школьника».
В рамках данного исследовательского проекта нами было опрошено 460 респондентов, учащихся школ Москвы и Московской области.
Подробнее об исследовании
www.fid.su
Дети в социальных сетях.
Интернет так прочно вошел в нашу повседневную жизнь, что мы с трудом представляем себя вне социальных сетей. А наши дети, взрослеют в виртуальном пространстве, вопреки всем запретам и ограничениям. Глупо отрицать влияние интернета на воспитание детей. Тогда стоит подумать о том, как правильно использовать интернет в целях воспитания.
Вопрос, нужно ли родителям интересоваться чем живут их дети в социальных сетях, далеко не праздный. Ведь для нормальных родителей всегда (ещё и до наступления эпохи интернета) было важно знать, чем занимается ребенок в школе, во дворе, в компании сверстников и т.д. Социальные сети – это тот же двор, только виртуальный, в котором может присутствовать кто угодно, поэтому вопрос «Быть ли в курсе?» не обсуждается. Вопрос только в том, в каком возрасте и в каком количестве детям необходимо наше присутствие рядом с ними в социальных сетях. Вот с этим, пожалуй, стоит разобраться подробно.
Одним из важных факторов становления личности является социализация (формирование социальных контактов ребенка за пределами семейного пространства). В норме, этот процесс начинается с трёх лет, когда ребенок идет в детский сад. Там он начинает учиться строить взаимоотношения с окружающими, что является немаловажной частью подготовки его к школе. Дети, ограниченные до школы в социальных контактах, часто бывают эмоционально не готовы к социальной активности в период школьного обучения.
В дошкольном возрасте, с трёх до шести лет, родители всегда должны быть в курсе, что происходит с ребенком в социуме, потому, что в этот период ребенок усваивает социальные нормы (хорошо-плохо, можно-нельзя). И уж если дошкольник оказался в социальной сети, что само по себе вызывает недоумение, то родители должны быть всегда рядом. По мере роста и взросления ребенка, мы все больше даем ребенку самостоятельности и ответственности. Это не означает, что мы всё должны пустить на самотёк. Интересы детей от семи до двенадцати лет полезно вовремя направлять в нужную сторону, корректировать его понятия о нравственности, сексуальности, мужественности, женственности, которые только ещё начинают формироваться в этом возрасте. В этот период дети очень нуждаются в советах взрослых, часто сами просят помощи, задавая вопросы на разные темы, тем более, что в социальных сетях любая информация доступна детям в неограниченных количествах. Если в этом возрасте родители не участвуют в процессах формирования нравственности, то к подростковому возрасту бывает поздно объяснять ребенку, что прилично, а что не прилично.
До двенадцати-пятнадцати лет, следует активно обсуждать с ребенком все, что он комментирует, что выкладывает в сети, для чего он это делает, чего тем самым он хочет добиться. Это ключевые вопросы, которые помогают ребенку действовать осмысленно и целенаправленно. По этому поводу вспоминается недавний сюжет передачи «Пусть говорят», где два подростка сняли видео, на котором они убивают собаку, и выложили его в интернет. На самом деле они нашли труп собаки и решили сыграть роль убийц. На вопрос, для чего они это сделали, они давали странный ответ: «Просто так, ради шутки». Когда же они поняли, что им грозит реальный срок в колонии для несовершеннолетних, они начали возмущаться: «Мы ведь ничего не делали, собака уже была мёртвая».
В возрасте от тринадцати до восемнадцати лет, в формировании личности подростка играет роль ещё один немаловажный фактор – границы личного пространства. На это стоит обратить особое внимание, поскольку границы личности чаще всего отсутствуют вовсе, либо размыты у людей, склонных к зависимому поведению. Формирование личных границ и личного пространства является профилактикой всех форм зависимости. На этом я хочу сделать особый акцент, потому что, наркотическая и алкогольная зависимости, с которой все так яростно борются, формируется именно в этот период и всё зависит от того, насколько независимой, а значит самостоятельной и ответственной становится личность. Родителям стоит помнить, что формирование личных границ ребенка может выглядеть как отказ следовать их советам по типу «я сам знаю», «не нужно мне указывать», «это моё личное дело», «спасибо, все свободны» и так далее. С этим стоит считаться, потому что без личных границ невозможно сформировать целостной личности, чёткого представления о себе (Я-образа). Подростковый период самый чувствительный к внешним воздействиям (учителей, родителей, сверстников) и тут нужно быть особенно гибкими, чтобы не нарушить, не сломать своим давлением, но и не упустить возможных деструктивных влияний (сект, маньяков, наркоманов, экстремистов). Вот здесь социальная сеть может оказать огромную помощь в получении информации о контактах пока ещё неокрепшей личности. В этот период необходимо уметь держать подростка под контролем, и в то же время не вмешиваться, не давить, а просто быть в курсе происходящего. Подросток должен знать, что родители являются для него поддержкой в любой ситуации, поэтому детям периодически нужно говорить: «Я всегда готов тебе помочь. В любой ситуации ты можешь на меня рассчитывать». Это придаёт подростку уверенности в себе и чувство защищённости. Запреты родителей пользоваться интернетом, попытки удалить нежелательные контакты или комментарии могут только навредить, если это делается без объяснений и в категоричной форме. Дети чаще всего перестают быть доступными для взрослых, начинают скрывать от них всю информацию, которая вызывает у родителей бурю негодования. И это касается не только социальных сетей.
Что же касается совершеннолетних людей, от восемнадцати лет и старше (они уже не дети), и если родители считают, что их нужно контролировать, возможно, они сомневаются в их полноценности, либо, на бессознательном уровне, делают детей эмоционально зависимыми от своего мнения. А значит, не позволяют детям иметь личное пространство, взрослеть, быть личностью.
По большому счёту, социальные сети расширяют возможности родителей получать информацию о своих детях, которая помогает вовремя откликнуться на тревожный сигнал. Если мы используем эту информацию грамотно, в меру необходимости и без фанатизма, то социальные сети могут быть отличными помощниками в воспитании детей, в формировании их личности и обеспечении безопасности.
Марина Никитина.
www.all-psy.com
Полезные ссылки для педагогов ДОУ
Челябинский дошкольный портал - на сайте представлены презентации, игры с детьми, папки-передвижки, сценарии и конспекты, картотеки, сказки, аудиосказки, наглядно-дидактический материал.
Психологический центр "Адалин"- большое количество развивающих игр
коррекционные методики, тесты для детей.
Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду- конспекты занятий, консультации для воспитателей детских садов, рекомендации по воспитанию детей, сценарии праздников, дидактические игры, подвижные и сюжетно-ролевые игры для детей.
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"- конспекты на данном сайте представлены конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми.
Мультимедиа для дошколят - большое количество мультимедийных презентаций для дошкольников
Педсовет- на форумах даннго сайта в течение года идут обсуждения педагогических тем. На сайте можно найти методические материалы, условия проводящихся конкурсов.
Сеть творческих учителей - этот веб - сайт создан для того, чтобы дать возможность педагогам внутри своей страны и за её пределами общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий.
«Детская психология для родителей» - психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей, профилактике нарушений личностного развития.
Родительский клуб "Растим вместе!" - присоединяйтесь к родительскому клубу "Растим вместе" На сайте есть статьи детского психолога для родителей, консультирование в виде ответов на вопросы, фото, форум и т.д.
BabyLib - на сайте собраны сказки разных народов и авторов, чтобы донести знания поколений до малышей. Есть произведения на любой выбор: известные и простые сказки, редкие, или которые необходимо осмыслить с родителями. Также собраны сказки любимых детских писателей, таких как Александр Пушкин, Ганс Христиан Андерсен, Шарль Перро.
Азбука для родителей - этот сайт для мам и пап! Материнство или отцовство- важнейшая часть жизни каждого человека. Как подготовится подготовиться к ответсвенному событию - рождению малыша? Как воспитывать подрастающего кроху?
"Семейная психология" - этот сайт посвящен психологии отношений в семье. На нем собраны ресурсы и материалы, помогающие в решении семейных проблем.
Академия родителей - сайт для любящих мам и пап, где собрана различная информация о воспитании и развитии детей. Здесь вы найдёте советы, связанные с физическим и психо - эмоциональным развитием малыша, познакомитесь с развивающими играми и творческими приёмами.
Баюшки.ру - сайт посвящён вопросам нарушения сна ребенка. Детский энурез глазами психолога. Советы как уложить малыша спать, как выбрать и где расположить детскую кроватку, когда и как ребенка приучить спать одного, сколько должен спать ребенок в разном возрасте. А также: Вредно ли укачивание? Библиотека колыбельных и сказок: тексты и MP3.
«7я. ру» - информационный проект по семейным вопросам: воспитание детей, образование, отдых, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ежедневно публикуются статьи.
Психология - консультация детского психолога - психологический портал: консультации детских психологов по интернету, психологические тесты, статьи по психологии.
Сайт и форум родителей с СДВГ- наши невнимательные гиперактивные дети. Международный русскоязычный сайт и форум для родителей детей с СДВГ - синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Институт практической психологии "Иматон"- комплексное обеспечение психологической практики. Семинары и тренинги, дополнительное образование, дистанционное обучение.
Детская психология для специалистов - статьи, книги, методические пособия и исследования по отраслям возрастной и детской психологии.
"Психологический практикум"- методики, тесты,опросники, бланки, анкеты
Журнал практической психологии и психоанализа - публикации по психологическому консультированию, психотерапии и психоанализу
Вопросы психологии - на сайте представлены статьи российских и зарубежных психологов.
"Культурно-историческая психология» - периодическое специализированное научное издание для психологов. Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований.
"Мир психологии" - новости психологии, тренинги, семинары, психологические тесты, психологический форум, библиотека, психологический клуб, коллекция рефератов.
Журнал "Школьный психолог"- адресован практическим психологам
образования.
Научная и популярная психология: история, теория, практика - психологическая библиотека оригинальных текстов по общей, возрастной и социальной психологии. Научная и популярная литература по психологии. Справочные материалы.
Психологическая газета - Всероссийское Интернет-издание для психологов. Большой выбор диагностического инструментария, статьи, большая элетронная библиотека по психологии и т.д.
Российский общеобразовательный портал
Федеральное агентство по образованию
Сайт Высшей аттестационной комиссии (ВАК)
zinoveva.jimdo.com




























