Столица моды. Рижская мода журналы
Столица моды
Рижане, да и латыши в целом, следят за модой, хотя им не так просто угнаться за Парижем, Миланом и Лондоном, где мода – это целая индустрия. Так обстоят дела сегодня, но в советские времена Рига была настоящей «столицей западной моды» всего СССР, когда еще были живы воспоминания о довоенном процветании и сохранялась преемственность, благодаря старым мастерам и качественной школе дизайна. В Риге находился легендарный Рижский дом моделей и его не менее легендарное издание – журнал «Ригас модес».
Тогда моды не было…
Молодежь знает: это были времена тотальной идеологии и дефицита – какая тут мода? Но это не так. Никакой дефицит не может удержать женщину от желания выглядеть красиво и модно, тем более в Риге, где дамы еще помнили бурлящую довоенную жизнь, которая своим блеском не уступала большим городам Европы. В двадцатые и тридцатые годы модники и владельцы магазинов готовой одежды садились в поезд и ехали в Берлин или в Париж за последними новинками и свежими коллекциями. В Риге кипела светская жизнь: балы и ночные клубы, театры, вернисажи, кино и кафе, салоны красоты и ателье. Модникам и модницам было где продемонстрировать новые наряды и затейливые аксессуары.
Первая мировая война была болезненным рубежом и тяжелым воспоминанием. Для Латвии она закончилась в 1920 году после окончательного обретения независимости. Общество изо всех сил стремилось изжить страшный опыт – и радовалось свободе. В живописи ярко проявляется романтизм, а в архитектуре и одежде господствует стиль Art Deco, с его блеском, геометризмом, стремлением к роскоши и верой в технический прогресс.
Роман Сута, «Улица в Париже», 1925
С середины тридцатых годов над Европой снова начинают сгущаться тучи, начинается война, за годом советской оккупации следует немецкая, а за ней опять советская. Но и под тяжелым покровом военного времени и оккупации теплится жизнь, и среди разрухи и нищеты женщины хотят выглядеть красивыми – почти в каждой семье есть швейная машинка, большую популярность приобретают курсы кройки и шитья. Женщины в ту пору умели не только вязать и шить, но и перешивать, «перелицовывать» одежду. Не все сейчас знают этот термин, означающий, что одежда распарывалась и сшивалась заново изнанкой наверх, ведь изнанка изнашивается меньше и одежда выглядит почти как новая: из старого твидового пальто получался неплохой жакет, а из бального платья довоенной эпохи – вполне приличное коктейльное платье. Это неправда, что в советские времена все одевались серо и одинаково – просто нужно было приложить намного больше усилий, чтобы выглядеть стильно и модно.
Журнал «Ригас модес», 1957.
Фото: Архив Музея моды
Фрагмент выкройки в журнале «Ригас модес».
Фото: Архив Музея моды
В Риге, в Югле, работала фабрика «Ригас аудумс» («Рижская ткань»), основанная еще в двадцатые годы, – там производили прекрасные ткани. Большая часть тканей расходилась по всему СССР, где они растворялись как капля в море, но кое-что оставалось на местном рынке. Нехватку тканей можно было преодолеть, используя некоторую изобретательность или полезные связи, которые помогали «достать» дефицит. Сложнее было с выкройками. Они-то и стали основной ценностью – их перерисовывали друг у друга, охотились за журналами, где были специальные вкладки, адаптировали старые выкройки под современные модели. Журнал «Ригас модес» стал, без преувеличения, самым популярным журналом в СССР, посвященным моде, не только из-за рисунков и фотографий, но также благодаря удобным выкройкам, которые были в каждом номере.
С журналом «Ригас модес» у многих женщин связаны очень личные и яркие воспоминания. Журнал начали издавать в 1948 году в Латвийском государственном издательстве. Он анонсировался как «помощник для семей и швейных мастерских в создании красивой одежды со вкусом». В то время модели были рисованными.
Позже издание журнала перешло к Рижскому дому моделей – это был период расцвета «Ригас модес». Журнал выходил до 1992 года – четыре раза в год, на латышском и на русском. Тираж достигал внушительной цифры – 220 тысяч экземпляров, но этого, конечно, не хватало для всего Советского Союза. Журнал передавался из рук в руки, зачитывался до дыр, а листы с выкройками имели огромную ценность. Они подклеивались калькой на месте сгибов, поскольку из-за частого употребления рвались и затирались.
Чертежи одежды давали модницам возможность самим мастерить наряды, ведь предложение магазинов не радовало ни разнообразием, ни красотой, ни качеством. К тому же красивой одежды и обуви просто не хватало на всех, в магазинах импортные вещи расхватывались как горячие пирожки. Товары заграничного производства можно было купить, только пользуясь знакомством в магазинах и на базах, или же получить в посылке от эмигрировавших на Запад родственников. Некоторые рисковали и покупали одежду с рук – в Риге торговлей такого рода часто подрабатывали моряки и работники порта, однако «спекуляция», как это тогда называлось, преследовалась по закону.
«Ригас модес» не был единственным путеводителем в мире моды, но самым влиятельным точно был, особенно в шестидесятые и семидесятые – как для женщин, так и для мужчин. Не случайно историк моды и коллекционер Александр Васильев на своей выставке «Мода за железным занавесом» представляет этот журнал как «советский Vogue». Значение журнала было намного шире, чем просто распространение моделей и выкроек: он формировал чувство вкуса и стиля, демонстрировал эталон красоты.
Моделей (или, как их тогда называли, манекенщиц) было немного, но им всем была свойственна особая, немного экзотическая и запоминающаяся красота – как у Аснаты Смелтере, Галины Пахно, Гунты Гигуле, Байбы Пузины, Йевы Лукины, Инесе Гулбе и примы советского времени Регины Позвольской. На страницах журнала можно было увидеть и актрис, например Регину Разуму и Майю Кирсе.
Модель обложки журнала – знаменитая Регина Позвольская.
Фото: Архив Музея моды
Что в моде? Рига!
Рижский дом моделей, в котором работали лучшие модельеры Латвии, был основан в 1949 году и подчинялся Министерству легкой промышленности. Его задачей являлась разработка моделей одежды и обуви для массового производства. Дом моделей создавал репрезентационные коллекции и дважды в год организовывал показы, которые проходили во Дворце спорта и собирали массу народа. Долгие годы художественным руководителем Рижского дома моделей была дизайнер Александра Грамолина, которая после смерти Сталина вернулась из эмиграции – из Китая. Кстати, несколько ее работ есть в коллекции Александра Васильева.
Модельер и бывшая манекенщица Рижского дома моделей Аснате Смелтере вспоминает: «Не будет преувеличением сказать, что в шестидесятые и семидесятые Рига диктовала моду всему огромному Советскому Союзу. Художники Рижского дома моделей создавали дизайн одежды, которую показывали на выставках и дефиле; некоторые модели попадали и в массовое производство. Наш «Ригас аудумс» производил ткани, которые достойны отдельной выставки, а швейные заводы Латвии одевали весь СССР».
Журнал «Ригас модес», 60-е годы.
Фото: Архив Музея моды
Но не все шло так гладко. Многолетняя сотрудница журнала «Ригас модес» и Рижского дома моделей Илга Суна, которой удалось в прекрасных фотографиях запечатлеть закулисную жизнь создателей моды того времени, в одном интервью вспоминает, что в ту пору моделирование было связано с соблюдением бесчисленных норм и непрерывным подсчетом метров ткани и катушек с нитками: «В моделировании массовой продукции превыше всего был план, нормирование, подсчет и измерение. Это было создание эталонов для швейных фабрик. Надо было предусмотреть даже степень сложности пошива. Не дай бог предложить блузку с округленным воротничком! Потому что это сложно. Технологии безжалостно ограничивали – ты не мог и шагу ступить». В журнале, в свою очередь, проблемы создавала нехватка качественного фотооборудования – трудно было соответствовать запросу на качественные фотографии.
Как в Рижском доме моделей, за «железным занавесом», узнавали о тенденциях моды за границей? Для этой цели был создан особый отдел «разведки», или, официально, перспективного моделирования. Задачей его сотрудников был просмотр зарубежных журналов, перевод статьей и создание эскизов. В Доме моделей была и так называемая творческая группа, которая создавала модели для выставок и показов. Иногда эти модели даже возили за границу, чтобы показать, что жизнь в Советском Союзе не так уж плоха – мода стала чем-то вроде идеологического оружия. Это продолжалось до распада СССР и смены экономического строя. Единственное, что осталось от Рижского дома моделей, – салон моды «Салон А» (теперь «Новый Салон А»), который создала Аснате Смелтере.
Аксессуары, предлагаемые журналом «Ригас модес», 1955–56.
Фото: Архив Музея моды
Встречаемся у «Ригас модес»!
Рижане постарше до сих пор иногда говорят: «Встречаемся у «Ригас модес»! Для тех, кто не знает, поясним, что это обозначение не имеет прямой связи с легендарным журналом. Речь в данном случае идет о большом здании на улице Бривибас 49/53. Теперь там находятся разные магазины, учреждения и Рижская центральная библиотека, но с 1974 по 1992 год здесь располагалась мекка индивидуального пошива советских времен – ателье «Ригас модес». Задолго до этого на этом месте находилась гостиница «Франкфурт-на-Майне». В 1970 ее снесли и построили здание ателье.
«Ригас модес», как и все остальные ателье Риги, было государственным предприятием, относящимся к Министерству бытового обслуживания. В нем работали сотни сотрудников, а около дверей уже с самого утра, а то и с предыдущего вечера, толпилась очередь: люди жаждали заказать костюмы, шубы, платья или пальто. Да, очереди – одна из характерных примет советских лет, в очереди нужно было стоять за всем: за паспортом, за квартирой и автомобилем, за продуктами, за книгами и одеждой, за шампунем и колготками… Можно сказать, что человек стоял в очереди всю жизнь, терпеливо ожидая, когда она дойдет до него, и покидал ее, осчастливленный очередным «дефицитом», а жизнь меж тем незаметно проходила.
Ателье «Ригас модес» в 70-х.
Фото: Валдемарс Упитис
Но возвращаемся к моде и к пошиву в престижном ателье – пределу мечтаний каждой женщины. Там можно было заказать все, начиная от платьев и костюмов и кончая шубами, корсетами и париками: в помещениях салона в центральном здании за столами сидели художники-модельеры и выслушивали пожелания клиентов, а потом рисовали эскизы. С эскизами нужно было идти к закройщикам. «Многоэтажное здание было очень хорошо спроектировано – лестницы, лифты, огромное фойе. В салоне, где принимали индивидуальные заказы, на красивом паркетном полу стояли кадки с пальмами, красные кожаные диваны и черная мебель. Тогда это считалось шикарным», – вспоминает художник моды Илзе Лидере.
«Ригас модес» было самим дорогим и престижным ателье в Риге, поэтому и публика была соответствующей. Здесь шили костюмы для кинофильмов и для звезд, например для Раймонда Паулса и Вии Артмане.
В рамках ателье работала и экспериментальная лаборатория, которая каждый год создавала две новаторские коллекции – их презентовали публике на показах моды. Яркий художник Элита Патмалниеце, одна из модельеров, рассказывает: «Это была целая империя. Художники выдавали идеи, рисовали эскизы одежды, а исполнением занималась другая команда. Каждый этаж был отведен под что-то свое: на одном был зал показов, на другом – экспериментальный цех. Отдельный этаж занимала мастерская мехов, мужской одежды. А на первом этаже находился салон, где продавали аксессуары – пояса, парики, искусственные цветы. Начальство сидело на шестом этаже».
Об объеме работы в советские годы, когда на полках магазинов пылились одинаковые произведения массового производства, свидетельствует бесстрастная статистика: в восьмидесятые производственное объединение «Ригас модес» обслуживало 350 тысяч клиентов в год – это половина населения Риги!
Ателье «Ригас модес», так же как и Рижский дом моделей, прекратили свое существование в 1992 году, и причина тому была – смена государственного и экономического строя. Теперь в Риге уже не найти таких крупных производителей дизайнерской одежды – зато есть яркие и узнаваемые за рубежом дизайнеры, и небольшие салоны, где создают одежду, обувь, сумки, шляпы и украшения для модниц и модников, желающих купить что-то особенное. Приезжайте в Ригу, побродите по старому, но всегда молодому городу, зайдите в маленькие лавочки и большие торговые центры – вы сами убедитесь, что искусство создания модной и оригинальной одежды живо по сей день.
Рассказать друзьям
fashionmuseumriga.lv
20-й век. Элегантность пятидесятых - Brunch.lv
|
Семейная реликвия – ветхий журнал мод сезона 1953/1954: “Rīgas modes. Рижские моды.”. О это торжество женственности! Осиные талии и пышные юбки, сборки и оборки, плиссе и накидки… Домашние халаты в пол и кокетливые кухонные фартучки, изящные деловые костюмы с национальным орнаментом и роскошные вечерние туалеты, отделанные кружевом и вышивкой… Листаю пожелтевшие страницы и вспоминаю.
У мамы, как у большинства женщин той поры, был всего один выходной наряд: черная плиссированная юбка и шелковая блузка нежно-бирюзового цвета с вышивкой гладью и отложным воротником ришелье. А к ней — нитка искусственного жемчуга. О-очень красиво! У маминой подруги, жены фотографа, и того хлеще — платье из вишневого пан-бархата – предел моих мечтаний аж лет до 18! Такие вещи шили только очень хорошие портнихи, а они были редки и попасть к ним было непросто. Поэтому многие наряды, вплоть до пальто, модницы пятидесятых мастерили своими руками.
Мы с мамой ходили в магазин тканей на Кришьяна Барона – рядом с Кукольным театром. Там на прилавках теснились бесконечные рулоны яркого крепдешина, штапеля, ситца, сатина, креп-жоржета, маркизета, шелка, репса, маркизета, сукна и шерстяных тканей сорта «люкс». Вообще всех названий тканей тех лет и не вспомню уже. Но замечу, все они были натуральными. Носить их было приятно, но мялись они безбожно.
Машинка «Зингер», доставшаяся маме по случаю, служила нашей семье верой и правдой несколько десятилетий. Мое первое пальтишко, в котором я запечатлена на черно-белой фотографии, кажется, 58-го года, перешито из сношенного папиного габардинового макинтоша. И фасончик очень даже симпатичный – с отделкой какими-то каракулевыми обрезками. Мама часто перелицовывала залоснившиеся вещи, получались как новые и носились еще не один год. Чего-чего — а ткани были очень прочными.
Хорошие выкройки были большой ценностью. Это уже много позже появилась немецкая “Burda” с ее универсальными вкладышами выкроек. А до того их рисовали, как учили на курсах кройки и шитья. И не всегда удачно. Приходилось по нескольку раз что-то подгонять во время примерок прямо по фигуре.
Планку стиля вплоть до конца 80-х годов прошлого века задавал журнал «Ригас модес». Рижский Дом моделей был самым передовым в Союзе. Латвийские модельеры всегда шли в ногу с мировыми модными тенденциями. Довоенные традиции Риги и новое поколение дизайнеров одежды влияли на повседневную уличную моду.
Рижанки всегда славились хорошим вкусом и умением одеваться с изюминкой. Какой-нибудь там шейный платочек, атласный воротничок, вязанный цветок на шляпке пикантно меняли даже самый заурядный наряд массового пошива.
Ну а уж те рукодельницы, которые умели хорошо шить, а главное — строить выкройки, порой демонстрировали настоящий шик.
Курсы кройки и шитья были страшно популярны. На них записывалась каждая уважающая себя рижская девушка. Я уже в семидесятых тоже отмучилась на них целый месяц, пока после серии неудачных попыток не поняла, что с иголкой никогда не подружусь — не мое это.
А вот вязанье было поголовным увлечением всех дам. Большинство ограничивались носками и беретами, — но были и настоящие виртуозы, которые создавали из шерсти кардиганы, платья и даже купальники. Кстати, очень экологичные — вода с них моментально испарялась, а тело дышало. Но чаще, конечно, купальные комплекты шили из веселенького ситца. И здесь очень важен был хороший крой бюстгальтера, ибо твердые пластмассовые чашечки появились позже, вместе с бикини из синтетики.
Моя мама обвязывала меня по полной программе. Из мягкой беленой крестьянской пряжи получались теплые лыжные свитера и шапочки (их иногда начесывали металлическими щеточками, чтобы были пышными), из тонкой шерсти «гублан» вязали джемпера и жилеты «на выход».
Когда сейчас приходится читать фантазии молодых латышей о том, что в беспросветные оккупационные времена люди ходили чуть ли не в фуфайках, это вызывает смех. Ну что вы, уважаемые! Наши латвийские женщины и пятьдесят лет назад знали толк в моде. На работу, в театры и на банкеты надевали приличествующие случаю наряды. Посмотрите старые семейные фотографии — убедитесь сами.
Конечно, шкафы у наших родителей и бабушек не ломились от тряпок, но и оборванцами они не были. И с креативностью по части одежды у них было получше чем у нас, сегодняшних, избалованных магазинным изобилием. Помню свой фантастический экспромт во времена дефицита уже середины 70-х. Нет, тканей вообще-то было полно, но в моду вошел небеленный лен, а достать его было негде. Тогда я купила шесть почтовых мешочков — в таких отправляли посылки. И сварганила из них блайзер с кантом из бязи в красно-белую клетку. Красные пуговицы дополнили это произведение. Оно произвело фурор среди университетских подруг. Правда, больше ни разу мне не удалось повторить этот феноменальный успех, все получалось то вкривь, то вкось, и кройка и шитье были в конце концов благополучно заброшены.
Самые фантастически безупречные вещи рождались под руками портних довоенного поколения. Поскольку мама была медсестрой и ходила по визитам в дома пожилых рижан, то свела знакомство с отдельными мастерицами. Помню, как она восторгалась блузкой из шифона, которую по заказу сшила ей старая еврейская портниха. Весь перед был выстрочен миллимитровыми строчками — как под линеечку. Казалось бы, такая точность по силам только автоматике. А тут все вручную! Это какой же глазомер и насколько твердую руку надо иметь!
Недавно в Риге в Музее прикладного искусства экспонировалась выставка историка моды Александра Васильева. В экспозиции было и платье работы ателье «Ригас модес». Автор — Александра Грамолина, которая, вернувшись из эмиграции в Китай, работала главным художником Рижского дома моделей. У Васильева есть еще одна выставка «Мода за железным занавесом». В прошлом году она экспонировалась в России, в Царицино, но до Риги пока не доехала. На ней журнал «Ригас модес» был представлен как советский «Вог».
В сентябре Александр Васильев заявил об открытии в Вильнюсе музея моды. Вопрос: почему, там, если и «Ригас модес» – советский «Вог», и Рижский Дом моделей, известный на весь союз был у нас? Очевидно, наши соседи оказались более отзывчивыми к предложению историка. Надо срочно перехватить и литовцев пальму первенства! Вот этот обтрепанный журнал с десятками прекрасных моделей сезона 1953-54-го годов мог стать первым экспонатом такого музея.
brunch.lv
VINTAGE: Rigas Modes (1964-1965). Осень-зима.
21 июля 2013
VINTAGE: Rigas Modes (1964-1965). Осень-зима.
В детстве я очень любила рассматривать необыкновенной красоты старые мамины журналы "Rigas Modes".В СССР бешеным успехом пользовался журнал «Рижские моды», издаваемый с 1952 года Домом моделей Риги.Рижские дизайнеры во все времена были своеобразным ретранслятором модных веяний из Европы в Россию. Сказывалось непосредственное соседство с европейскими государствами. Рижская мода – это особый бренд, грамотно соединивший в себе передовые модные новинки и, в то же время, не страдающий излишней крикливостью, вычурностью, истеричностью. История Рижской моды неразрывно связана с историей мировой «высокой» моды, получившей свое начало и развитие в Париже.В тот период журналом руководила профессиональный дизайнер Ольга Грохольцева. Она долго работала в Харбине, а после войны вернулась в СССР и была назначена главой Рижского дома моделей. Более того, родная сестра Грохольцевой, жившая в Сан-Франциско, регулярно присылала ей журнал «Vogue», так что неудивительно, что рижские моды отличались необычайной актуальностью и изысканностью.Качество латышских публикаций на темы моды и одежды было превосходным.
veil-m.livejournal.com
Женские журналы мод в России (продолжение): e_shevardina
Стоит ли говорить о том, как тяжело в послевоенные годы купить какую-либо одежду? И до моды ли было в то время? Женственность стала актуальной лишь в начале 1950-х. Приобрести хорошие вещи было по-прежнему трудно, поэтому одежду чаще всего шили или перешивали, иногда у портних, а часто самостоятельно. В каждой семье обязательно была незаменимая вещь - швейная машинка.С середины 1950-х гг. Министерство легкой промышленности возобновляет издание журнала «Моды сезона», который выпускался черно-белым на оберточной бумаге в карманном формате. В нем были представлены перепечатки из американских и, как ни странно, немецких модных журналов. Описываемыми в этих журналах модными тканями были панбархат и паншифон (шифон с бархатным рисунком), крепдешин, креп-жоржет и креп-марокен. Многие из этих тканей уже в 1945-м г. стали появляться в комиссионных магазинах как трофеи из Венгрии, Чехословакии, Румынии, Маньчжурии, Харбина.
В свою очередь в Москве бешеным успехом пользуется журнал «Рижские моды», издаваемый с 1952 года Домом моделей Риги. Это связано прежде всего с тем, что Рига была самым европейским городом из всех советских, в довоенное время ее называли «маленьким Парижем» из-за бурной культурной жизни и элегантности рижанок. «Рижские моды» считались в тот период верхом совершенства – журналом руководила профессиональный дизайнер Ольга Грохольцева. Она долго работала в Харбине, а после войны вернулась в СССР и была назначена главой Рижского дома моделей. Более того, родная сестра Грохольцевой, жившая в Сан-Франциско, регулярно присылала ей журнал «Vogue», так что неудивительно, что рижские моды отличались необычайной актуальностью и изысканностью.Качество латышских публикаций на темы моды и одежды заметно превосходило остальные советские аналоги, – об этом до сих пор вспоминают представительницы старшего поколения.
В 1970-е гг. набирает обороты профессиональный журнал о моде «Стиль», предназначавшийся промышленным производителям модной одежды, дизайнерам, студентам текстильных училищ. В середине 1990-х гг. его наследником стал журнал «NRG» («Новый русский гид»), который постепенно утратил статус профессионального.
В 1980-е гг. издается ежеквартальный журнал Общесоюзного дома моделей «Кузнецкий мост, 14», который распространяется по всем союзным республикам.
8 марта 1987 года советские женщины открывают для себя первый западный журнал мод на русском языке – «Burda moden». Это был первый западный журнал, появившийся в Советском Союзе. Говорят, произошло это благодаря личному участию жены Президента СССР Раисы Горбачевой. До этого журнал читали на немецком языке, а обладание им считалось большой удачей.
С 1994 года в России начал выходить журнал «Cosmopolitan», выпускаемый издательским домом Independent Media & Sanoma Magazines.C 1996 на российском рынке появились «Elle» и «Harper’s Bazaar», а с 1998 – русскоязычная версия журнала «Vogue».
Можно с уверенностью сказать, что современный российский рынок модной периодики достаточно пестр и разнообразен. Здесь, как на восточном базаре, есть все, что душе угодно: газеты, еженедельники, журналы, информационные агентства, вестники, специализированные модные журналы (например, «Счастливая свадьба» со страницами, посвященными свадебной моде).
При сегодняшнем ассортименте модных журналов и насыщенности рынка, специалисты модной индустрии любят поднимать вопросы терминологии. Например, нет полного согласия, какие периодические издания следует называть журналами мод, а какие нет. К примеру, «Cosmopolitan» традиционно называют журналом мод, хотя по тематике это типично женский журнал с рубрикой моды. Есть журналы только о моде (или преимущественно о моде) – «Vogue», «l’Officiel», «Harper’s Bazar», и есть журналы в том числе о моде – «Elle», «Cosmopolitan», «Marie Claire». Журналы, пишущие только о моде или преимущественно о моде, строго говоря, и являются журналами мод.Честно говоря, не хочется уходить в частности и тонкости терминологии. Сейчас доступны любые журналы. Причем не обязательно на русском языке: мы можем объективно сравнить освещение моды в различных странах. Что читать, какое издание выбрать в качестве модного путеводителя, каждый решает сам. Критерием являются лишь личные пристрастия. И как бы скептики не относились к модным журналам, они все равно будут сопровождать нас всю жизнь, и, наверное, не найдется ни одной женщины, которая не заглянула бы в такой журнал хоть «одним глазком».
Мода, как и журналы мод, являются историческими артефактами, по которым будут учить историю новые поколения. И когда-нибудь современные журналы о моде, попав в руки представительниц новых поколений, расскажут им о временах их мам и бабушек.
Евгения ШевардинаВ статье использованы материалы Евгении Ласкиной
e-shevardina.livejournal.com
Модный журнал - Предметы советской жизни
Profile
Name: Предметы советской жизни
Entry Tags
"полезные советы", "сделай сам", 1 мая, 1940-е годы, 1950-е годы, 20-годы, 20-е годы, 23 февраля, 30-годы, 30-е годы, 40-годы, 40-е годы, 50-годы, 50-е годы, 60-е годы, 70-е годы, 70-е-годы, 8-е марта, 80-е годы, 90-е годы, \"полезные советы\", \"сделай сам\", БАМ, Баку, Брежнев, ВДНХ, ВИА, ВУЗ, Великая Отечественная, Великая отечественная, Военная форма, Волго-Донской канал, Дети, ЖД, КГБ, КПСС, Киев, Лениград, Ленин, Ленинград, Москва, Московские картинки, Новый год, Одесса, Олимпиада-80, Подмосковье, Пхеньян, СССР, Советская архитектура, Сталин, Сталинская архитектура, Сумгаит, Туркестан, Фотографы, Чернобыль, ЭВМ, Эстония, авиация, автобус, автомобили, автомобиль, азартные игры, аптека, армия, архитектура, аудиозапись, бабушка, белье, бельё, билеты, брелок, бублик, буфет, бухгалтерия, быт, бытовые приборы, велосипеды, внешняя политика, военная техника, воздухоплавание, воспоминания, выборы, газеты, газировка, география, гигиена, гимн, гипсовые статуи, головные уборы, город, городской транспорт, гражданская война, грамота, графический редактор, дата, дача, двор, день Победы, деньги, дети, детсад, детская коляска, детская одежда, детские игрушки, детские игры, детские книжки, детское питание, дефицит, диафильмы, дирижабль, документы, доска почета, дуршлаг, еда, елочные игрушки, железнодорожник, живопись, жилье, журналы, за границу, зима, знаки различия, значки, зонтик, игольница, игра в бутылочку, игрушки, идеология, иностранцы, интерьер, искусство, календарь, калькулятор, канализация, карандаши, карикатуры, карточки, картошка, карусель, качели, квартплата, керосин, килька в томате, кино, кинофильмы, книги, книжная графика, книжная иллюстрация, ковер, коврик, ковры, колбаса, колготки, колхоз, командирские часы, коммуналка, комсомол, консервы, коньки, коробки от печенья, космос, кровать, купальник, курорт, курорты, кухня, лампа, лейка, ленинградская блокада, ленинский зачет, льготы, магазин, магнитофон, марки, мебель, медицина, мода, монументальная пропаганда, мороженое, музеи, музей, музыка, мульфильмы, награды, наука, научный атеизм, носки, ноты, облигации, обувь, общепит, объявление, одежда, октябрьская революция, октябрята, отдых, открытка, очереди, очки, парад, парикмахерская, парк культуры и отдыха, парфюмерия и косметика, патефон, перестройка, песни, печка, пионерлагерь, пионеры, пирожки, пишмашинки, плакат, пластинки, плита, подарок первокласснику, подстаканник, политические деятели, портсигар, посуда, почта, почтовые конверты, праздник, пресса, прикладное искусство, примус, прическа, продам, пропаганда, пропуск, пылесос, пятилетка, радио, радиоприемник, радиоприёмник, раскладушка, реклама, реконструкция Москвы, ресторан, садик, самиздат, самовар, самодеятельность, санатории, санитария, санпост, свадьба, сделай сам, сектанты, село, сельское хозяйство, семейные истории, семья, сервант, сигареты, сигары, скульптура, сленг, собрание, советская торговля, советские художники, социалистическая экономика, соцреализм, спичечные этикетки, спички, спорт, справочник рыболова-любителя, ссылка, ссылки, старые фотографии, стиляги, стихи, стройка, студенты, стул, счастливое детство, счеты, считалки, сыр, табуретка, талоны, танцы, театр, телевидение, телевизор, телефон, техника, торговля, трамвай, транспорт, троллейбус, трудодни, туалет типа сортир, тумбочка, туризм, удостоверение, умывальники, упаковка, учебники, училки, фельетоны, фольклор, фотоаппараты, фотографии, фотография, фотографы, хлопок, ходики, холодная война, художественное творчество, цирк, чайник, частушки, часы, чемодан, чулки, швейная машинка, шестидневка, шкаф, школа, школьная форма, шляпы, экономика, эмиграция, эстрада, юзерпик, юмор(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
soviet-life.livejournal.com