Профильное обучение. Система электронных журналов 2098
Основные сведения, ГБОУ Школа № 2098 имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора, Москва
Вид (дошкольное/школьное/специализированное) |
sch2098s.mskobr.ru
Документы, ГБОУ Школа № 2098 имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора, Москва
Дата проверки
Проверяющая организация / Представитель
Цель проверки
Заключение по результатам проверки
30 мая 2014г.
Госавтоинспекция САО
Ст. лейтенант Сафронов А.А.
Состояние обучения несовершеннолетних правилам безопасного поведения на дорогах и профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Работа по профилактике ДДТТ и ПДД ведется на должном уровне
3 июня 2014г.
ГКУ Дирекция ДОгМ
Инженер
Деулин А.И.
Исполнение обязательств по Государственному контракту на оказание услуг по осуществлению комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объектов , обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов для государственных образовательных учреждений подведомственных ДОгМ в 2013-2015гг.
Замечаний нет
8 июня 2014г.
ОМВД России по р-ну Западное Дегунино
Капитан полиции Чуб Д.П.
Проверка объекта
На момент проверки посторонних предметов не обнаружено, общественный порядок не нарушен. Объект защищен.
21 августа 2014г.
ОМВД России по р-ну Западное Дегунино
Майор полиции Полинский Б.А.
Проверка объекта
Объект соответствует требованиям безопасности
25 августа 2014г.
1РОНД Управления по САО ГУ МЧС России по г.Москве
Инженер капитан
Касапчук О.Н.
Внеплановый выезд. Проверка противопожарного состояния объекта
Помещения школы находятся в удовлетворительном противопожарном состоянии, обеспечен огнетушителями, системой АПС и Стрелец-Мониторинг. С Сотрудниками проведен инструктаж.
10 декабря 2014г.
1РОНД Управления по САО ГУ МЧС России по г.Москве
Инженер капитан
Касапчук О.Н.
Внеплановый выезд. Проверка противопожарного состояния объекта
Помещение школы находится в удовлетворительном противопожарном состоянии, обеспечен огнетушителями, системой АПС и Стрелец-Мониторинг. С Сотрудниками проведен инструктаж по проведению новогодних мероприятий.
23 декабря 2014г.
ОУУП ОМВД России по р-ну Западное Дегунино
Майор полиции Милованов К.Н., совместно с сострудниками УУП Тетеуца А.А., Решетняком Е.Е.
Проверка объекта
На момент проверки, предметов категории ВВ, брошенного автотранспорта на территории объекта не обнаружено. С персоналом из числа руководящего состава проведена беседа о действиях при возникновении внештатных ситуаций.
21 января 2015г.
ГКУ Дирекция ДОгМ
Инженер
Деулин А.И.
Исполнение обязательств по Государственному контракту на оказание услуг по осуществлению комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объектов , обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов для государственных образовательных учреждений подведомственных ДОгМ в 2013-2015гг.
Состояние технических средств охраны – удовлетворительное. Журнал приема-сдачи материальных ценностей сотрудниками ЧОП ведется не по образцу
sch2098s.mskobr.ru
Профильное обучение, ГБОУ Школа № 2098 имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора, Москва
С 5 июня 2017 года 10Л класс ( классный руководитель Зайцева О.А.) проходит практику в прославленном Московском политехническом университете подробнееобновлено: 13 июня 2017
Подведены итоги ежегодной открытой Всероссийской акции «Totales Diktat-2017», которая проводится с целью популяризации немецкого языка и развития культуры грамотного письма подробнееобновлено: 21 апреля 2017
Будущие инженеры из профильного 10Л класса ГБОУ школы №2098 (ШО №5) проходят технический лабораторный практикум в МВТУ имени Баумана подробнееобновлено: 04 апреля 2017
25 марта 2017 года ученица 10К посетила в Московском Государственном Лингвистическом университете открытую лекцию по теме «Совершенствование навыков перевода»
подробнееобновлено: 29 марта 2017
6 марта 2017 года дети группы № 6 детского сада «Надежда» посетили школу, где познакомились с медицинским оборудованием, дети группы № 3 детского сада «Радуга» познакомились с инженерным оборудованием. подробнееобновлено: 15 марта 2017
В начальной школе ГБОУ Школа №2098 успешно прошли родительские собрания по выбору модуля комплексного учебного курса ОРКСЭ. подробнееобновлено: 19 февраля 2017
В ГБОУ Школа № 2098 имени героя Советского Союза Л.М. Доватора учащиеся 10 и 11 профильных медицинских классов провели мастер – класс «Дом занимательный Медицины» для обучающихся комплекса и родителей.
подробнееобновлено: 16 февраля 2017
11 февраля команда профильных медицинских классов ГБОУ Школа № 2098 имени героя Советского Союза Л.М. Доватора приняла участие в Биомедицинском турнире имени И.М. Сеченова
подробнееобновлено: 16 февраля 2017
Благодаря участию ГБОУ Школа №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора в проекте «Инженерный класс в московской школе» учащиеся образовательного комплекса получили самую современную образовательную площадку для знакомства с основными направлениями проектной и исследовательской деятельности, лежащей в основе профессиональной деятельности инженера 21 века.
подробнееобновлено: 16 февраля 2017
12 февраля 2017 года ученики инженерных 10 и 11 классов ГБОУ Школа №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора ответили на вызов, сделанный МФТИ, и приняли участие в Первой Всероссийской физико-технической контрольной работе.
подробнееобновлено: 16 февраля 2017
13 февраля 2017 года дети группы № 6 детского сада «Надежда» посетили школу, где их познакомили с инженерным оборудованием. подробнееобновлено: 15 февраля 2017
8 февраля 2017 года в школе состоялся День науки, который объединил педагогов, школьников, воспитанников детских садов, родителей с целью популяризации научных знаний. подробнееобновлено: 15 февраля 2017
16.11.2016 года в здании 5 ГБОУ Школа № 2098 прошло мероприятие в рамках проекта «Профессиональная среда» подробнееобновлено: 22 ноября 2016
26 октября 2016 года началась совместная работа обучающихся нашего комплекса с Российским государственным архивом социально-политической истории. подробнееобновлено: 02 ноября 2016
22 октября 2016 года обучающиеся инженерных классов школы стали участниками программы обучающих мероприятий в рамках проекта «Наука как профессия» подробнееобновлено: 26 октября 2016
16 октября 2016 года состоялся первый EduCTF. Capture the Flag – это игра, в которой несколько команд соревнуются друг с другом. В игре проверяются способности специалистов защитить сложную незнакомую систему с сохранением необходимой функциональности. подробнееобновлено: 20 октября 2016
6, 7 октября 2016 года обучающиеся медицинских классов школы стали участниками медицинских практикумов на базе Медицинского центра РНИМУ им.Н.И.Пирогова. подробнееобновлено: 14 октября 2016
11 октября 2016 г. обучающиеся ГБОУ Школа № 2098 побывали на экскурсии в Электродепо «Сокол» метрополитена города Москвы. подробнееобновлено: 12 октября 2016
8 октября 2016 г. в рамках профориентационного марафона «Карьерный навигатор: масштаб город» обучающиеся ГБОУ Школа № 2098 побывали на Дне открытых дверей «Сто дорог – одна твоя» в Колледже автомобильного транспорта № 9 подробнееобновлено: 12 октября 2016
4 октября 2016 года в рамках проекта "Технонавигатор" ученики 10В посетили инновационное образовательное учреждение "Политехнический колледж № 8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова" подробнееобновлено: 12 октября 2016
01 октября 2016 г. в рамках городского проекта «Университетские субботы» обучающиеся Школы № 2098 посетили мастер-класс «Классическая музыка в мультфильмах» в ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных» подробнееобновлено: 12 октября 2016
Элективные курсы, поддерживающие профиль 2016-2017 учебный год
подробнееобновлено: 05 октября 2016
Профили и профильные группы. 2016-2017 учебный год.
подробнееобновлено: 05 октября 2016
20 мая текущего учебного года 16 обучающихся нашей школы 6-8 классов сдавали международный экзамен по немецкому языку.И вот получены результаты! подробнееобновлено: 02 июня 2016
Юноши 10-х классов ГБОУ Школы №2098 с 10-го по 14-ое мая 2016г прошли учебные сборы по основам военной службы, на базе учебного центра в/ч. 75384 ( п. Зюзино, Раменского р-на Московской области). подробнееобновлено: 23 мая 2016
Даже не смотря на сильную учебную загруженность и подготовку к экзаменам, мы не смогли оставить в стороне Московский Международный Салон Образования 2016. 13 апреля, учащиеся нашей школы получили прекрасную возможность посетить это знаковое мероприятие, проходящее на ВВЦ в павильоне № 75. подробнееобновлено: 18 апреля 2016
09.04.16 г. группа учащихся 8а класса в рамках единого дня профориентации «Свой путь – своя дорога», посетила политехнический колледж №8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова. подробнееобновлено: 16 апреля 2016
Обучающиеся 10-11 классов ГБОУ Школы № 2098 посетили День открытых дверей в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Это мероприятие традиционно проходит в 12 апреля, в День космонавтики. подробнееобновлено: 14 апреля 2016
9 апреля 2016 года учащиеся 9 «В» класса приняли участие в Едином дне профориентации «Сто дорог-одна твоя». подробнееобновлено: 14 апреля 2016
30 марта 2016 года состоялась презентация по теме «Парки развлечений Америки» на английском языке в 9 классе. Презентация была представлена учащимися 9 класса «Г» Гориной Анастасией и Голосовой Александрой под руководством учителя английского языка Л.Ф. Старцевой. подробнееобновлено: 02 апреля 2016
18 марта 2016 года обучающиеся старших классов ГБОУ Школа № 2098 посетили День открытых дверей Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России. подробнееобновлено: 22 марта 2016
5 марта 2016 года учащиеся 10б класса социально-гуманитарного профиля побывали на дне открытых дверей образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» Департамента иностранных языков Высшей школы экономики. подробнееобновлено: 17 марта 2016
13 февраля 2016 года обучающиеся инженерного класса ГБОУ Школы № 2098 побывали на Дне открытых дверей НИТУ «МИСиС» подробнееобновлено: 25 февраля 2016
Итоги 1 триместра. Профильное обучение.
подробнееобновлено: 19 ноября 2015
Учебно- методические пособия профильных предметов. 2015-2016гг.
подробнееобновлено: 17 ноября 2015
В ГБОУ «Школа № 2098» имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора в 2015-2016 учебном году открыты профильные классы ( группы)
подробнееобновлено: 17 ноября 2015
Сведения о преподавателях, преподающих профильные предметы
подробнееобновлено: 18 ноября 2015
sch2098s.mskobr.ru
Московские чиновники обещали доработать систему электронных журналов за два месяца
Молчание – знак несогласия
Руководитель Департамента информационных технологий города Москвы Артем Ермолаев как главный и весьма ожидаемый спикер мероприятия в начале отметил, что весьма показательно, как с течением времени меняется риторика обсуждения вопроса. Еще четыре года назад слышались сомнения в том, что электронный журнал – необходимый элемент образовательного процесса. Сегодня мы обсуждаем, как плохи предложенные технологии, которые отбрасывают нас в эпоху чуть ли не доисторического бумажного журнала, как плохо, когда ограничивается выбор поставщика услуг и т.д.
Тем не менее, по мнению директора московской школы №1298 Ольги Ярославской, разговор об этой теме начался не четыре, а еще семь лет назад, и сегодня те школы, которые до недавнего времени считались флагманами в области внедрения электронных систем, оказались пострадавшей стороной. Чтобы соответствовать правилам игры, заставляющим их работать в МРКО, и в то же время, чтобы не нарушать логичный ход образовательного процесса, им ни много ни мало приходится вести два журнала…
Первое оперативное решение проблемы, которое приходит в голову многим директорам – а почему бы не предложить МРКО и коммерческим электронным школьным системам решить вопрос об экспорте данных? Но, как утверждают директора, Департамент информационных технологий предпочитает не обсуждать эту тему.
Однако Артем Ермолаев решил не молчать. Он отметил, что все должны понимать, что электронный журнал обязан обеспечивать не только бесперебойное сопровождение образовательного процесса, но его информационную безопасность. Если говорить о последнем критерии относительно коммерческих проектов, то у Департамента информационных технологий есть сомнения. Правительство обеспокоено тем объемом персональных данных, которые сегодня расположены на побочных мощностях, в то время как им самое место на городских и государственных платформах.
К тому же уровень обеспеченности семей в Москве различный, и, пожалуй, многим хотелось бы, чтобы не нарушались их права на доступ к информации об успеваемости, коль скоро бумажные дневники канули в Лету. В то же время не каждая коммерческая организация, ведущая проект электронного дневника, готова предложить родителям бесплатную рассылку сообщений с оценками детей.
В то же время, по словам Артема Ермолаева, государство и городская власть навсегда связаны с системой образования. Они в отличие от коммерческих организаций не могут отказаться от поддержки МРКО просто потому, что нет отдачи от инвестиции или потому что изменилось настроение.
Возразить этому решил присутствовавший на круглом столе руководитель проекта электронных журналов «ЭлЖур» Денис Кузнецов. Он отметил, что по закону «Об образовании в РФ» школа имеет право выбора и по идее никто не должен за нее решать, каким электронным инструментом пользоваться. Если же говорить об обвинении в незащищенности персональных данных – это абсурд: ни одна компания, которая занята образовательными проектами, не заинтересована в том, чтобы передать эти сведения третьим лицам.
Кроме того, как отметил Денис Кузнецов, едва ли государство сможет так же оперативно реагировать на вал пользовательских запросов, как это делает, в частности, «ЭлЖур». Ежедневно кому-то требуется помощь, доработка каких-то процессов или создание новых элементов системы.
Денис Кузнецов подчеркнул, что вполне понимает стратегические и политические основы принятого решения по внедрению МРКО, но, почему кого-то так пугает вопрос интеграции, ему неясно…
И, тем не менее, Артем Ермолаев согласился максимум на обмен опытом и участие компании в аутсорсинговой работе, мотивируя это тем, что каждому пользователю все равно не угодишь – кому-то хочется кнопки слева, кому-то – справа. Главное, чтобы все было бесплатно, а уж об этом в департаменте позаботятся.
Председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин выразил мнение третьей стороны, отметив, что действительно, электронные журналы и дневники - не место для коммерческой конкуренции. Но дело в том, что новый предложенный продукт, лишь «гудит, но не пашет». Сколько же денег было потрачено на его разработку? И главное, кому они достались? Ответов на эти вопросы не прозвучало.
Сначала проблемы, потом идеи
Попытался Артем Ермолаев ответить на другой вопрос – о том, когда система заработает в нормальном режиме. Объяснил он и, через какие трудности пришлось пройти самому департаменту, чтобы понять какое же наследие им неожиданно досталось.
Понятно, что для обиженной в этом вопросе стороны – директоров, учителей и родителей – они не идут ни в какое сравнение с тем, через что пришлось пройти им. Новая система, по многочисленным признаниям присутствующих, не постеснявшихся интернет-жаргона, «страшно тормозит». Более того, нередки случаи потери внесенных данных, путаница с рассылкой информации – данные по одному ребенку иногда приходили в совершенно другую семью, а это уже вновь вопрос защиты персональной информации. После всех этих происшествий система закрывалась на технические работы и туда было невозможно зайти… Перечислять проблемы непродуманной системы можно бесконечно, но хуже всего то, что, по меткому выражению учителя истории московской школы «Интеллектуал» Александра Кондрашова, в обязанности педагогам каким-то образом вменили альфа- и бетатестирование МРКО.
Тем не менее, Артем Ермолаев подчеркнул, что не всегда во всем виновата система. Никто не застрахован от неверного ввода данных. Привычка к интерфейсу – дело времени. Самое главное не стесняться, звонить и консультироваться. Уже сейчас, по его словам, обращений по поводу исчезновения данных нет.
Если же говорить о медлительности работы системы, то за две последние недели, судя по графикам скорости, не было и «торможения». Впрочем, кое-кто из собравшихся попросил представителей департамента не обольщаться – во многом, по их мнению, на это сыграли наступившие каникулы.
Впрочем, некоторые директора уже готовы вознестись над проблемами и заглянуть в будущее. Они попросили об отмене распечатки журнала в конце года. Идею Артем Ермолаев поддержал, правда, сказал, что все дело не только в работе их департамента. Важно договориться с федеральным министерством о внесении изменений в нормативно-правовые акты. А сам департамент уже к концу учебного года будет готов предложить школам свои возможности для архивирования данных
Правда для начала надо уладить все проблемы МРКО. По словам Артема Ермолаева, когда его ведомству пришлось принимать систему у Департамента образования города Москвы, они сразу же подключили к решению вопроса всю необходимую инфраструктуру, создали колл-центр, ресурсы по поддержке системы.
Сегодня, по словам Артема Ермолаева, в МРКО ежедневно работает порядка 300 тысяч пользователей. И объем трафика только растет, поэтому останавливаться на достигнутом нельзя. Плановый уровень пользователей – 1 миллион.
В итоге, для того чтобы обеспечить полноценную работу системы, выйдет три релиза программного обеспечения. Первый из них будет доступен уже на этой неделе – он восстановит стабильность системы. Два других появятся в течение пары месяцев и расширят функционал МРКО. Постепенно его интерфейс будет сближаться с тем, к чему уже привыкли директора и педагоги.
Если же говорить о конкретных сроках, то на стабилизацию системы, оснащение ее нужным программным и аппаратным обеспечением Артем Ермолаев официально отвел 61 день с момента проведения круглого стола.
Наращивание нового функционала произойдет в будущем году и будет длиться вплоть до летних каникул, за время которых все участники образовательного процесса смогут проанализировать сделанное и понять, чего еще не хватает.
Пожалуй, мнение многих здесь вновь выразил Александр Кондрашов, отметив, что не иметь гарантий стабильности до конца полугодия – просто страшно. Кроме того, уже за то, что сделано, школы ждут хотя бы извинений, а в лучшем случае – официального заявления о том, что санкций за незаполненные журналы не будет.
Правда, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Александр Гаврилов не согласился с тем, что выдача такой индульгенции необходима – никто не сможет точно определить, не сработала система, потому что пользователь нажал не ту кнопку, или потому что в тот момент она испытывала технические трудности. Так что, и здесь участники круглого стола не договорились, кто больше неправ.
Ищите не виноватых, а помощников
Сегодня ответственность за все происходящее в МРКО уже лежит на плечах Департамента информационных технологий. А как быть с тем, что случилось прежде? Когда не удалось внести сведения о проведенных уроках, о заменах преподавателей? Что делать с отсутствием доступа к отчетам? И дело здесь не только в том, что невозможно подать точные данные в вышестоящие инстанции, сами завучи школ оказываются из-за этого не в состоянии проконтролировать еженедельный рабочий процесс.
Более того, отлаживать систему до конца учебного года, по мнению присутствовавших директоров, просто недопустимо, особенно в Москве. Это будет означать лишь то, что школам придется до самого лета сдерживать натиск и без того недовольных родителей. А кто ответит за это?
Отвечать вновь согласился Артем Ермолаев. Он пообещал, что на днях будет опубликован весь план мероприятий по стабилизации МРКО и тогда те, кто сейчас вынужден верить на слово, сами смогут контролировать работу департамента.
Александр Кондрашов поддержал это предложение, отметив, что, вероятно, и правда, не стоит с такой критикой и эмоциями обращаться к представителям Департамента информационных технологий, которые, по сути, пытаются спасти положение.
Однако ощущения еще слишком свежи. Особенно от того, как система не принимала правильный пароль или вдруг принимала и открывалась, но под именем другого пользователя. И смешно, и грустно было видеть в графе отметок вместо выставленных четверок и пятерок сплошные… девятки.
А в московской школе №2098 система позволила хотя бы виртуально, но «встретиться» с коллегами и учениками, которые там давно уже не числятся. А иногда кто-то из ребят закреплялся в системе не с первого сентября, и теперь при предоставлении отчетности придется другими документами доказывать, что эти обиженные МРКО дети, пошли в школу наравне с другими. Но самым загадочным случаем в 2098-й стала некая Юля Прохорова, которую система «зачислила» во все классы с 1-го по 11-й.
А в гимназии №1505 еще с 16 октября числятся в обработке специалистами МРКО 24 инцидента с контингентом. И не понятно, когда им все-таки уделят внимание.
На самом деле же несоблюдение технического регламента работ, которое почти закономерно при таком вале проблем, не такая уж безобидная вещь. В конечном итоге это скажется на деятельности школ, когда они начнут отчитываться о выполнении госзадания и, упаси боже, представят статистически необъективную картину.
Артем Ермолаев пообещал, что до конца недели регламент реагирования на запросы будет скорректирован и размещен в общем доступе. Однако вопрос контингента натолкнул его на другую мысль. Он предостерег директоров от решения каких-то других проблем под видом технических.
Кроме того, он отметил, что уже сейчас при входе на портал разработчики поместили форму, где можно сообщить об имеющиеся проблемах. Обработка запросов из этой формы, по его словам, занимает буквально часы, и экономит время каждого.
На фоне всеобщего уныния некоторые директора начали предаваться воспоминаниям. Представители школы №2121 подчеркнули, что уже на протяжении последних 5 лет использовали разные версии электронного журнала и старались выбрать ту, что была им удобна. Единая система МРКО – это конечно, по их мнению, хорошо, но только не в таком виде, в каком она есть сейчас – без дополнительных возможностей и сервисов.
А в школе №1298 отметили, что пользуются другой системой «NetSchool» еще дольше – уже более 7 лет. И, по сути, она даже настраивалась программистами специально под школу, а в школе под нее принимались свои локальные акты. Вот если бы что-то можно было все-таки экспортировать в МРКО…
Директора вновь и вновь поднимали вопросы интеграции данных и сервисов. Правда, Артем Ермолаев остался непреклонен: система будет доработана без какого-либо постороннего вмешательства в то защищенное пространство, которое она создает. Директорам нужно лишь осознать и описать те особенности других систем, которые им нравятся, и программисты дополнят необходимыми инструментами имеющуюся. И, конечно же, повысят ее мобильность – чтобы заходить в МРКО было удобно даже с телефона.
Послесловие
Круглый стол завершился достаточно быстро, несмотря на остроту темы. Уважая время друг друга, его участники поделились проблемами и договорились о взаимном контроле. И если понять, «что делать», участникам обсуждения все же удалось, то «кто виноват», пока остается загадкой. Представители двух департаментов затрагивать эту тему не стали…
Фото автора
Читайте также по теме на нашем сайте
Артём Морозов, Москва: Возвращаемся к лучине: московские школы переходят от электронного журнала к бумажному
www.ug.ru
Московские чиновники обещали доработать систему электронных журналов за два месяца 24.11.14
20 ноября Комиссия по образованию Московской городской думы собрала заседание по весьма наболевшей теме, касающейся работы информационно-аналитической системы «Московский регистр качества образования» (МРКО)
20 ноября Комиссия по образованию Московской городской думы собрала заседание по весьма наболевшей теме, касающейся работы информационно-аналитической системы «Московский регистр качества образования» (МРКО). То, что испытывают сейчас в отношении этой системы педагоги и директора школ, было бы слишком скромно называть негативным настроем. Так кого же обвинять в непроработанности и некачественности навязанного инструмента и где просить неотложной технической помощи? Кажется, хотя бы на один из этих вопросов в ходе круглого стола удалось дать ответ.
Молчание – знак несогласия
Руководитель Департамента информационных технологий города Москвы Артем Ермолаев как главный и весьма ожидаемый спикер мероприятия в начале отметил, что весьма показательно, как с течением времени меняется риторика обсуждения вопроса. Еще четыре года назад слышались сомнения в том, что электронный журнал – необходимый элемент образовательного процесса. Сегодня мы обсуждаем, как плохи предложенные технологии, которые отбрасывают нас в эпоху чуть ли не доисторического бумажного журнала, как плохо, когда ограничивается выбор поставщика услуг и т.д.
Тем не менее, по мнению директора московской школы №1298 Ольги Ярославской, разговор об этой теме начался не четыре, а еще семь лет назад, и сегодня те школы, которые до недавнего времени считались флагманами в области внедрения электронных систем, оказались пострадавшей стороной. Чтобы соответствовать правилам игры, заставляющим их работать в МРКО, и в то же время, чтобы не нарушать логичный ход образовательного процесса, им ни много ни мало приходится вести два журнала…
Первое оперативное решение проблемы, которое приходит в голову многим директорам – а почему бы не предложить МРКО и коммерческим электронным школьным системам решить вопрос об экспорте данных? Но, как утверждают директора, Департамент информационных технологий предпочитает не обсуждать эту тему.
Однако Артем Ермолаев решил не молчать. Он отметил, что все должны понимать, что электронный журнал обязан обеспечивать не только бесперебойное сопровождение образовательного процесса, но его информационную безопасность. Если говорить о последнем критерии относительно коммерческих проектов, то у Департамента информационных технологий есть сомнения. Правительство обеспокоено тем объемом персональных данных, которые сегодня расположены на побочных мощностях, в то время как им самое место на городских и государственных платформах.
К тому же уровень обеспеченности семей в Москве различный, и, пожалуй, многим хотелось бы, чтобы не нарушались их права на доступ к информации об успеваемости, коль скоро бумажные дневники канули в Лету. В то же время не каждая коммерческая организация, ведущая проект электронного дневника, готова предложить родителям бесплатную рассылку сообщений с оценками детей.
В то же время, по словам Артема Ермолаева, государство и городская власть навсегда связаны с системой образования. Они в отличие от коммерческих организаций не могут отказаться от поддержки МРКО просто потому, что нет отдачи от инвестиции или потому что изменилось настроение.
Возразить этому решил присутствовавший на круглом столе руководитель проекта электронных журналов «ЭлЖур» Денис Кузнецов. Он отметил, что по закону «Об образовании в РФ» школа имеет право выбора и по идее никто не должен за нее решать, каким электронным инструментом пользоваться. Если же говорить об обвинении в незащищенности персональных данных – это абсурд: ни одна компания, которая занята образовательными проектами, не заинтересована в том, чтобы передать эти сведения третьим лицам.
Кроме того, как отметил Денис Кузнецов, едва ли государство сможет так же оперативно реагировать на вал пользовательских запросов, как это делает, в частности, «ЭлЖур». Ежедневно кому-то требуется помощь, доработка каких-то процессов или создание новых элементов системы.
Денис Кузнецов подчеркнул, что вполне понимает стратегические и политические основы принятого решения по внедрению МРКО, но, почему кого-то так пугает вопрос интеграции, ему неясно…
И, тем не менее, Артем Ермолаев согласился максимум на обмен опытом и участие компании в аутсорсинговой работе, мотивируя это тем, что каждому пользователю все равно не угодишь – кому-то хочется кнопки слева, кому-то – справа. Главное, чтобы все было бесплатно, а уж об этом в департаменте позаботятся.
Председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин выразил мнение третьей стороны, отметив, что действительно, электронные журналы и дневники - не место для коммерческой конкуренции. Но дело в том, что новый предложенный продукт, лишь «гудит, но не пашет». Сколько же денег было потрачено на его разработку? И главное, кому они достались? Ответов на эти вопросы не прозвучало.
Сначала проблемы, потом идеи
Попытался Артем Ермолаев ответить на другой вопрос – о том, когда система заработает в нормальном режиме. Объяснил он и, через какие трудности пришлось пройти самому департаменту, чтобы понять какое же наследие им неожиданно досталось.
Понятно, что для обиженной в этом вопросе стороны – директоров, учителей и родителей – они не идут ни в какое сравнение с тем, через что пришлось пройти им. Новая система, по многочисленным признаниям присутствующих, не постеснявшихся интернет-жаргона, «страшно тормозит». Более того, нередки случаи потери внесенных данных, путаница с рассылкой информации – данные по одному ребенку иногда приходили в совершенно другую семью, а это уже вновь вопрос защиты персональной информации. После всех этих происшествий система закрывалась на технические работы и туда было невозможно зайти… Перечислять проблемы непродуманной системы можно бесконечно, но хуже всего то, что, по меткому выражению учителя истории московской школы «Интеллектуал» Александра Кондрашова, в обязанности педагогам каким-то образом вменили альфа- и бетатестирование МРКО.
Тем не менее, Артем Ермолаев подчеркнул, что не всегда во всем виновата система. Никто не застрахован от неверного ввода данных. Привычка к интерфейсу – дело времени. Самое главное не стесняться, звонить и консультироваться. Уже сейчас, по его словам, обращений по поводу исчезновения данных нет.
Если же говорить о медлительности работы системы, то за две последние недели, судя по графикам скорости, не было и «торможения». Впрочем, кое-кто из собравшихся попросил представителей департамента не обольщаться – во многом, по их мнению, на это сыграли наступившие каникулы.
Впрочем, некоторые директора уже готовы вознестись над проблемами и заглянуть в будущее. Они попросили об отмене распечатки журнала в конце года. Идею Артем Ермолаев поддержал, правда, сказал, что все дело не только в работе их департамента. Важно договориться с федеральным министерством о внесении изменений в нормативно-правовые акты. А сам департамент уже к концу учебного года будет готов предложить школам свои возможности для архивирования данных
Правда для начала надо уладить все проблемы МРКО. По словам Артема Ермолаева, когда его ведомству пришлось принимать систему у Департамента образования города Москвы, они сразу же подключили к решению вопроса всю необходимую инфраструктуру, создали колл-центр, ресурсы по поддержке системы.
Сегодня, по словам Артема Ермолаева, в МРКО ежедневно работает порядка 300 тысяч пользователей. И объем трафика только растет, поэтому останавливаться на достигнутом нельзя. Плановый уровень пользователей – 1 миллион.
В итоге, для того чтобы обеспечить полноценную работу системы, выйдет три релиза программного обеспечения. Первый из них будет доступен уже на этой неделе – он восстановит стабильность системы. Два других появятся в течение пары месяцев и расширят функционал МРКО. Постепенно его интерфейс будет сближаться с тем, к чему уже привыкли директора и педагоги.
Если же говорить о конкретных сроках, то на стабилизацию системы, оснащение ее нужным программным и аппаратным обеспечением Артем Ермолаев официально отвел 61 день с момента проведения круглого стола.
Наращивание нового функционала произойдет в будущем году и будет длиться вплоть до летних каникул, за время которых все участники образовательного процесса смогут проанализировать сделанное и понять, чего еще не хватает.
Пожалуй, мнение многих здесь вновь выразил Александр Кондрашов, отметив, что не иметь гарантий стабильности до конца полугодия – просто страшно. Кроме того, уже за то, что сделано, школы ждут хотя бы извинений, а в лучшем случае – официального заявления о том, что санкций за незаполненные журналы не будет.
Правда, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Александр Гаврилов не согласился с тем, что выдача такой индульгенции необходима – никто не сможет точно определить, не сработала система, потому что пользователь нажал не ту кнопку, или потому что в тот момент она испытывала технические трудности. Так что, и здесь участники круглого стола не договорились, кто больше неправ.
Ищите не виноватых, а помощников
Сегодня ответственность за все происходящее в МРКО уже лежит на плечах Департамента информационных технологий. А как быть с тем, что случилось прежде? Когда не удалось внести сведения о проведенных уроках, о заменах преподавателей? Что делать с отсутствием доступа к отчетам? И дело здесь не только в том, что невозможно подать точные данные в вышестоящие инстанции, сами завучи школ оказываются из-за этого не в состоянии проконтролировать еженедельный рабочий процесс.
Более того, отлаживать систему до конца учебного года, по мнению присутствовавших директоров, просто недопустимо, особенно в Москве. Это будет означать лишь то, что школам придется до самого лета сдерживать натиск и без того недовольных родителей. А кто ответит за это?
Отвечать вновь согласился Артем Ермолаев. Он пообещал, что на днях будет опубликован весь план мероприятий по стабилизации МРКО и тогда те, кто сейчас вынужден верить на слово, сами смогут контролировать работу департамента.
Александр Кондрашов поддержал это предложение, отметив, что, вероятно, и правда, не стоит с такой критикой и эмоциями обращаться к представителям Департамента информационных технологий, которые, по сути, пытаются спасти положение.
Однако ощущения еще слишком свежи. Особенно от того, как система не принимала правильный пароль или вдруг принимала и открывалась, но под именем другого пользователя. И смешно, и грустно было видеть в графе отметок вместо выставленных четверок и пятерок сплошные… девятки.
А в московской школе №2098 система позволила хотя бы виртуально, но «встретиться» с коллегами и учениками, которые там давно уже не числятся. А иногда кто-то из ребят закреплялся в системе не с первого сентября, и теперь при предоставлении отчетности придется другими документами доказывать, что эти обиженные МРКО дети, пошли в школу наравне с другими. Но самым загадочным случаем в 2098-й стала некая Юля Прохорова, которую система «зачислила» во все классы с 1-го по 11-й.
А в гимназии №1505 еще с 16 октября числятся в обработке специалистами МРКО 24 инцидента с контингентом. И не понятно, когда им все-таки уделят внимание.
На самом деле же несоблюдение технического регламента работ, которое почти закономерно при таком вале проблем, не такая уж безобидная вещь. В конечном итоге это скажется на деятельности школ, когда они начнут отчитываться о выполнении госзадания и, упаси боже, представят статистически необъективную картину.
Артем Ермолаев пообещал, что до конца недели регламент реагирования на запросы будет скорректирован и размещен в общем доступе. Однако вопрос контингента натолкнул его на другую мысль. Он предостерег директоров от решения каких-то других проблем под видом технических.
Кроме того, он отметил, что уже сейчас при входе на портал разработчики поместили форму, где можно сообщить об имеющиеся проблемах. Обработка запросов из этой формы, по его словам, занимает буквально часы, и экономит время каждого.
На фоне всеобщего уныния некоторые директора начали предаваться воспоминаниям. Представители школы №2121 подчеркнули, что уже на протяжении последних 5 лет использовали разные версии электронного журнала и старались выбрать ту, что была им удобна. Единая система МРКО – это конечно, по их мнению, хорошо, но только не в таком виде, в каком она есть сейчас – без дополнительных возможностей и сервисов.
А в школе №1298 отметили, что пользуются другой системой «NetSchool» еще дольше – уже более 7 лет. И, по сути, она даже настраивалась программистами специально под школу, а в школе под нее принимались свои локальные акты. Вот если бы что-то можно было все-таки экспортировать в МРКО…
Директора вновь и вновь поднимали вопросы интеграции данных и сервисов. Правда, Артем Ермолаев остался непреклонен: система будет доработана без какого-либо постороннего вмешательства в то защищенное пространство, которое она создает. Директорам нужно лишь осознать и описать те особенности других систем, которые им нравятся, и программисты дополнят необходимыми инструментами имеющуюся. И, конечно же, повысят ее мобильность – чтобы заходить в МРКО было удобно даже с телефона.
Послесловие
Круглый стол завершился достаточно быстро, несмотря на остроту темы. Уважая время друг друга, его участники поделились проблемами и договорились о взаимном контроле. И если понять, «что делать», участникам обсуждения все же удалось, то «кто виноват», пока остается загадкой. Представители двух департаментов затрагивать эту тему не стали…
Анна Данилина
Ссылка на публикацию на сайте: Независимая педагогическая Учительская газета
schvu1282.mskobr.ru