Иван Сергеевич Тургенев: жизнь и творчество. Современник журнал и тургенев
Тургенев и "Современник": сотрудничество и разрыв / Тургенев И.С.
В декабре 1853 года Тургенев возвращается в Петербург из своего имения Спасское-Лутовиново, куда он был сослан за публикацию статьи, написанной им на смерть Н.В. Гоголя. В Петербурге Тургенев тесно сотрудничает с журналом «Современник». Н.А. Некрасов, возглавлявший журнал, регулярно привлекает его к работе. Знаток европейской литературы, Тургенев советует, какие переводы заказывать и печатать, привечает также и русских поэтов. По инициативе Тургенева в 1854 году более сотни стихотворений Ф.И. Тютчева впервые были напечатаны именно в «Современнике» и вскоре вышли отдельным сборником. В 1856 году вместе с другими сотрудниками и писателями И.С. Тургенев даже подписал специальное «обязательное соглашение» об исключительном сотрудничестве с «Современником».
Однако две публикации вызвали активное неприятие Тургенева: трактат Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и «Губернские очерки» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Тургенев начинает подумывать о переходе в другой журнал. На это же время приходится и обновление журнала «Библиотека для чтения», к руководству которым приходит известный критик русской и западноевропейской литературы А.В. Дружинин (затем его сменил прозаик А.Ф. Писемский).
1850-е годы — томительное ожидание реформ, их бесконечное обсуждение. В декабре 1857 года Александр II публикует рескрипты о реформах — открытые письма к своим подданным, в которых объявляет о предстоящих «милостях». Тургенев в момент публикации рескриптов находится в Риме. Теперь он спешит вернуться. Его письма той поры всё чаще посвящены отмене крепостного права и последствиям этого шага. Он пишет Л.Н. Толстому, что готов «посвятить весь будущий <1858> год на окончательную разделку с крестьянами; хоть всё им отдам, — а перестану быть "барином". — На это я совершенно твердо решился — и из деревни не выеду, пока всего не кончу». Однако появление манифеста всё откладывается. Лишь 5 марта 1861 года, когда Тургенев был в Париже, публикуется подписанный царём манифест. Тургенев пишет Герцену: «Дожили мы до этих дней, а всё не верится, и лихорадка колотит, и досада душит, что не на месте».
Отношения с Александром Ивановичем Герценом занимали особое место в жизни Тургенева, но складывались непросто. Они познакомились в Москве весной 1844 года, затем часто встречались в Париже в 1848 году, потом последовал многолетний перерыв. 1 июля 1857 года в Лондоне в основанной Герценом Вольной русской типографии вышел первый выпуск «Колокола», с которым начал сотрудничество и Тургенев. Через него передавали свои материалы люди, по тем или иным соображениям, чаще всего из осторожности, не желавшие контактировать непосредственно с Герценом - открытым политическим оппозиционером самодержавию. Правда, и сам Тургенев не забывал об осторожности: когда в «Колоколе» печатались информационные письма Тургенева, то подпись никогда не ставилась.
Непросто складывались отношения Тургенева с писателями и критиками, которых принято относить к революционно-демократическому направлению. Тургенев был уверен, что правительство неуклонно движется к реформированию России и отмене крепостного права. Пусть движение это не столь быстрое, но нет сомнений в его направленности: крепостное право будет отменено наверняка, уверял друзей Тургенев. Любое давление на власть излишне и может привести только к обратному результату. Его друзьям из демократического лагеря подобные уверения казались по меньшей мере наивными, а иногда и попросту чуждыми. Всё это в конце концов привело Тургенева к разрыву с журналом «Современник». Поводом для разрыва с «Современником» стала готовившаяся в нём публикация статьи Н.А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?». Тургенев увидел статью в гранках, то есть в тот момент, когда публикацию ещё можно было остановить. Тургенев крайне редко прибегал к языку ультиматумов, но тут он поставил Некрасова, который тогда был главным редактором журнала, перед выбором: либо он, либо Добролюбов. Статья Добролюбова была опубликована. Таким образом, последним тургеневским произведением на страницах «Современника» стала в январе 1860 года статья «Гамлет и Дон-Кихот».
Произошёл раскол, Тургенев ушёл из «Современника», а редакция опубликовала меморандум, в котором объяснила, что некоторые покинувшие журнал сотрудники «не хотят признавать новых требований жизни» и настаивают «на прежнем направлении», тогда как «Современник» не может изменить «своим основным идеям».
classlit.ru
Иван Сергеевич Тургенев: жизнь и творчество
Иван Тургенев (1818-1883) - всемирно известный русский писатель-прозаик поэт, драматург, критик, мемуарист и переводчик XIX века, признанный классиком мировой литературы. Его перу принадлежит множество выдающихся произведений, ставших литературной классикой, чтение которых обязательно для школьной и вузовской программ обучения.
Родом Иван Сергеевич Тургенев из города Орла, где он родился 9 ноября 1818 года в дворянской семье в родовом поместье его матери. Сергей Николаевич, отец - отставной гусар, служивший до рождения сына в кирасирском полку, Варвара Петровна, мать — представительница старинного дворянского семейства. Кроме Ивана в семье был еще один старший сын Николай, детство маленьких Тургеневых проходило под неусыпным присмотром многочисленной челяди и под влиянием довольно тяжелого и несгибаемого нрава их матери. Хотя матушка и отличалась особой властностью и суровость нрава, она слыла женщиной довольно образованной и просвещенной, именно она заинтересовала своих детей наукой и художественной литературой.
Поначалу мальчики обучались на дому, после переезда семьи в столицу они продолжили свое обучение у тамошних учителей. Затем следует новый виток судьбы семьи Тургеневых — поездка и последующая жизнь за границей, где Иван Тургенев живет и воспитывается в нескольких престижных пансионатах. По приезду на родину (1833 год), в пятнадцатилетнем возрасте он поступает на факультет словесности Московского государственного университета. После того как старший сын Николай становится гвардейским кавалеристом, семья переезжает в Санкт-Петербург и младший Иван становится студентом философского факультета местного университета. В 1834 году из под пера Тургенева появляются первые поэтические строки, пропитанные духом романтизма (модного в то время направления). Поэтическая лирика по достоинству была оценена его учителем и наставником Петром Плетневым (близким другом А. С. Пушкина).

После окончания Петербургского университета в 1837 году Тургенев уезжает для продолжения своего обучения за границу, там он посещает лекции и семинары в Берлинском университете, параллельно путешествуя по Европе. Вернувшись в Москву и удачно сдав магистерские экзамены, Тургенев надеется стать профессором Московского университета, однако вследствие упразднения кафедр философии во всех университетах России, этому желанию не суждено сбыться. В то время Тургенев все больше увлекается литературой, публикуются его несколько стихотворений в газете «Отечественные записки», весна 1843 года — время появления его первой небольшой книжки, где была напечатана поэма «Параша».
В 1843 году по настоянию матери он становится чиновником в «особенной канцелярии» при министерстве внутренних дел и служит там на протяжении двух лет, затем выходит в отставку. Властная и амбициозная мать, недовольная, тем что сын не оправдал её надежд как в карьерном так и в личном плане (не нашел себе достойную партию, и даже имел незаконнорожденную дочь Пелагею от связи с белошвейкой), отказывается от его содержания и Тургеневу приходится жить впроголодь и влезать в долги.

Знакомство со знаменитым критиком Белинским повернуло творчество Тургенева в сторону реализма, и он начинает писать стихотворные и иронично-нравоописательные поэмы, критические статьи и рассказы.
В 1847 году Тургенев приносит в журнал «Современник» рассказ «Хорь и Калиныч» который Некрасов печатает с подзаголовком «Из записок охотника», так начинается настоящая литературная деятельность Тургенева. В 1847 году он из-за любви к певице Полине Виардо (с ней он познакомился в 1843 году в Петербурге, куда она приезжала на гастроли) надолго уезжает из России и живет сначала в Германии, затем во Франции. Во время жизни за границей было написано несколько драматических пьес: «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка».

В 1850 году писатель возвращается в Москву, работает критиком в журнале «Современник», в 1852 году выпускает книгу своих очерков под названием «Записки охотника». Тогда же впечатленный смертью Николая Васильевича Гоголя, пишет и публикует некролог, официально запрещенной царской цезурой. Затем следует арест на один месяц, высылка в родовое имение без права покидать пределы Орловской губернии, запрет выезда за границу (до 1856 года). Во время ссылки были написаны повесть «Муму», «Постоялый двор», «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков», «Переписка», роман «Рудин» (1855 год).
После окончания запрета на выезд за границу, Тургенев уезжает из страны и два года живет в Европе. В 1858 году он возвращается на Родину и публикует свою повесть «Ася», вокруг неё среди критиков сразу же разгораются жаркие диспуты и споры. Затем появляется на свет роман «Дворянское гнездо» (1859), 1860 год - «Накануне». После этого происходит разрыв Тургенева с такими радикально настроенными писателями как Некрасов и Добролюбов, ссора с Львом Толстым и даже вызовом последнего на дуэль, который в итоге закончился миром. Февраль 1862 — печать романа «Отцы и дети», в котором автор показал трагизм нарастающего конфликта поколений в условиях набирающего обороты социального кризиса.

С 1863 года по 1883 года Тургенев живет сначала с семьей Виардо в Баден-Бадене, затем в Париже, не переставая интересоваться происходящими событиями в России и выступая своеобразным посредником между западноевропейскими и российскими литераторами. За время жизни за границей были дополнены «Записки охотника», написаны повести «Часы», «Пунин и Бабурин», самый крупный по объему из всех его романов «Новь».
Вместе с Виктором Гюго Тургенева избрали сопредседателем Первого международного конгресса писателей, проходившего в Париже в 1878 году, в 1879 году происходит избрание писателя почетным доктором старейшего университета Англии — Оксфорда. На склоне лет Тургеневский не перестает заниматься литературной деятельностью, и за несколько месяцев до его смерти в свет выходят «Стихотворения в прозе», прозаические фрагменты и миниатюры отличающиеся высокой степенью лиричности.
Умирает Тургенев в августе 1883 года от тяжелой болезни во французском Буживале (пригород Парижа). В соответствии с последней волей покойного, записанной в его завещании, его тело было перевезено в Россию и похоронено на петербургском кладбище Волково.
xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
[Тургенев И.С.] Вечер. Дума. «Современник». Том девятый. Спб,1838. стр. 151-152.
[Тургенев И.С.] Вечер. Дума. «Современник», литературный журнал, издаваемый П.А. Плетневым. Том девятый [нумерация томов сохранилась с пушкинского «Современника» — в этом случае получается, что он январско-мартовский]. Санкт-Петербург, в типографии А. Воейкова и комп., 1838. стр. 151-152. Подписано: ---въ. Датировано: июль 1837 г. Цензоры А. Никитенко и В. Лангер. Цензурное разрешение датировано 29 марта 1838 года. В ц/к переплете того времени с тиснением золотом на корешке. Формат: 24х15 см. Экземпляр из библиотеки для чтения, справок и выписок «Для любознательных», основанной в 1858 году. Первое печатное произведение великого русского писателя!


Библиографические источники:
1. Смирнов-Сокольский Н.П. «Моя библиотека», Т.1, М., «Книга», 1969, стр. 455.
2. Богословский Н. «Тургенев», Москва, 1959. стр. 38 и стр. 404.
В отлогих берегах реки дремали волны;
Прощальный блеск зари на небе догорал;
Сквозь дымчатый туман вдали скользили чолны —
И грустных дум, и странных мыслей полный,
На берегу безмолвный я стоял.
Тургенев, Иван Сергеевич [28 октября (9 ноября) 1818, Орел — 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге], великий русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.
По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь» (1860). Незадолго до неожиданной смерти отца 30 декабря 1834 года от апокалиптического удара, Тургенев начал работать над драматической поэмой «Стено». Это был один из первых его поэтических опытов. Небольшие стихотворения, написанные, по-видимому, еще годом раньше в Москве, как и эта фантастическая драма, отмечены печатью романтизма, навеянного чтением Байрона. Сюжет драмы взят из итальянской жизни. Она полна мелодраматических эффектов во вкусе Кукольника — тут и убийства, и безумие, и самоубийство. Монологи героя о тщете человеческих усилий перед лицом смерти проникнуты безысходным пессимизмом. Позднее Тургенев не мог без иронической улыбки вспоминать о первых пробах своего пера. «Стено» он назвал «нелепым произведением, в котором с детской неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому «Манфреду». Так оно и было, конечно. Но в пору написания драмы, да и" некоторое время спустя юному Тургеневу ранний «плод его музы» был дорог и, вероятно, казался чем-то значительным. Во всяком случае, через два года он решился представить свою поэму на суд профессору Плетневу, лекции которого слушал в Петербургском университете. К первому году жизни Тургенева в Петербурге относится его встреча с поэтом Жуковским, надолго оставшаяся ему памятной. Произошло это при следующих обстоятельствах. Варваре Петровне захотелось напомнить о себе Василию Андреевичу. Она вышила ко дню его именин красивую бархатную подушку, на которой была изображена девица в средневековом костюме, с попугаем на плече, и послала сына с нею к Жуковскому в Зимний дворец, наказав ему назвать себя, объяснить, чей он сын, и поднести подарок. Пора восторженного преклонения Тургенева перед прославленным автором «Ундины» и «Громобоя» уже миновала, но все-таки он очень волновался, готовясь исполнить поручение матери. «Когда я очутился в огромном, до тех пор мне незнакомом дворце, — писал впоследствии Тургенев, — когда мне пришлось пробираться по каменным длинным коридорам, подниматься на каменные лестницы, то и дело натыкаясь на неподвижных, словно тоже каменных, часовых; когда я, наконец, отыскал квартиру Жуковского и очутился перед трехаршинным красным лакеем с галунами по всем швам и орлами на галунах, — мной овладел такой трепет, я почувствовал такую робость, что, представ в кабинет, куда пригласил меня красный лакей и где из-за длинной конторки глянуло на меня задумчиво-приветливое, но важное и несколько изумленное лицо самого поэта, — я, несмотря на все усилия, не мог произнести звука... и, весь сгорая от стыда, едва ли не со слезами на глазах, остановился как вкопанный на пороге двери, и только протягивал и поддерживал обеими руками — как младенца при крещении — несчастную подушку... Смущение мое, вероятно, возбудило чувство жалости в доброй душе Жуковского; он подошел ко мне, тихонько взял у меня подушку, попросил меня сесть и снисходительно заговорил со мною. Я объяснил ему, наконец, в чем было дело, — и, как только мог, бросился бежать».
Несмотря на такой неожиданный исход свидания с поэтом, Тургенев, придя домой, «с особенным чувством припоминал его улыбку, ласковый звук его голоса, его медленные и приятные движения». «Певец таинственных видений», рисовавшийся прежде воображению мальчика болезненно худым и бледным, предстал перед ним совсем иным: он заметно постарел, в фигуре было уже что-то от осанки придворного, полное лицо дышало умиротворением и спокойствием. Для Тургенева было достаточно этой минутной встречи, чтобы впоследствии несколькими штрихами набросать мастерский портрет стареющего поэта, так знакомый всем по изображению Брюллова. «Он держал голову наклонно, как бы прислушиваясь и размышляя; тонкие, жидкие волосы всходили косицами на совсем почти лысый череп; тихая благодать светилась в углубленном взгляде его темных, на китайский лад приподнятых глаз, а на довольно крупных, но правильно очерченных губах постоянно присутствовала чуть заметная, но искренняя улыбка благоволения и привета...». Тургеневу не исполнилось еще и восемнадцати лет, когда в «Журнале министерства народного просвещения» в 1836 году появилось его первая печатная публикация — небольшая критическая статья, написанная «в виде пробы пера» о книге А.Н. Муравьава «Путешествие к Святым Местам». Но это еще не было его личным произведением, а всего лишь рецензия на чужое произведение.
В 1836 Тургенев принес литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу несколько стихотворений в романтическом духе, из которых тот отметил два — «Вечер» и «К Венере Медицейской» — как наиболее удачные. Профессор подал начинающему поэту надежду, что стихотворения его, может быть, удастся напечатать , и пригласил его прийти к нему на литературный вечер. Тургенев долго потом не мог простить себе, что, замешкавшись дома, явился к Плетневу с некоторым опозданием. В передней профессорской квартиры он столкнулся с человеком среднего роста, который, уже надев шинель и шляпу и прощаясь с хозяином, звучным голосом воскликнул:
— Да! Да! Хороши наши министры! Нечего сказать! — засмеялся и вышел.
Тургенев успел только разглядеть его белые зубы и живые, быстрые глаза. Это был тот, кого Иван Сергеевич привык считать чем-то вроде полубога... Это был Пушкин. Тургенев никогда прежде не видел Пушкина и не сразу понял, кто только что был перед ним. Горькое чувство охватило Ивана Сергеевича, когда все разъяснилось.
Правда, вскоре судьба отчасти вознаградила его — ему довелось еще раз увидеть Пушкина на утреннем концерте в зале Энгельгардта, совсем незадолго до роковой дуэли. То была самая мучительная и трудная полоса в жизни поэта...
«Он стоял у двери, опираясь на косяк, и, скрестив руки на широкой груди, с недовольным видом посматривал кругом. Помню, — говорит Тургенев, — его смуглое, небольшое лицо, его африканские губы, оскал белых, крупных зубов, висячие бакенбарды, темные, желчные глаза под высоким лбом почти без бровей и кудрявые волосы... Он и на меня бросил беглый взор; бесцеремонное внимание, с которым я уставился на него, произвело, должно быть, на него впечатление неприятное: он словно с досадой повел плечом — вообще он казался не в духе — и отошел в сторону. Несколько дней спустя я видел его лежавшим в гробу и невольно повторял про себя:
"Недвижим он лежал...
И странен Был томный мир его чела..."
Не в связи ли с гибелью Пушкина зародился у Тургенева в феврале 1837 года замысел так и оставшегося нам неизвестным произведения, озаглавленного «Наш век»? В 1838 году П.А. Плетнев печатает в 9-м томе «Современника» тургеневское стихотворение «Вечер» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»). В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т.Н. Грановским, Н.В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М.А. Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т.А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел. В 1843 появляется поэма — первая книга автора на современном материале — «Параша», получившая высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846 Тургенев стал крестным его сына), сближение с его знаменитым окружением — цветом русского литературного бомонда, значительно ускорило процесс приобщения Ивана Сергеевича к элите русского культурного общества.

www.raruss.ru


