Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Красаускас, Стасис. Стасис красаускас эмблема журнала


Красаускас, Стасис Википедия

Стаси́с А́льгирдо Краса́ускас (лит. Stasys Krasauskas, 1929—1977) — литовский советский график. Лауреат Государственной премии СССР (1976). Народный художник Литовской ССР (1977).

Биография

Родился 1 июня 1929 года в Каунасе. Там же окончил среднюю школу. В 1948—1952 годах учился в Вильнюсском государственном институте физкультуры и спорта. Неоднократно завоёвывал звание чемпиона Литовской ССР по плаванию в различных стилях на разные дистанции.

Художественное образование получил в Художественном институте Литовской ССР в Вильнюсе (1952—1958). С 1961 года преподавал в Художественном институте.

С. А. Красаускас умер от рака гортани 10 февраля 1977 года в Москве в онкологическом институте имени П. А. Герцена. Похоронен на Антакльнисском кладбище в Вильнюсе (координаты могилы 54°41′57.43″N 25°19′18.53″E).

Был близким другом поэта Р. И. Рождественского.

Творчество

Создавал в различных техниках (ксилография, литография, линогравюра, офорт) станковые гравюры и иллюстрации к литературным произведениям. Произведениям свойственна метафоричность, лаконизм и экспрессия белых линий на чёрном фоне. К наиболее известным произведениям Красаускаса относится линогравюра «Юность» (1961), использованная в качестве эмблемы журнала «Юность» («круглое девичье лицо с пшеничными колосьями вместо волос [тут Дину Рубину подвела память: и лицо скорее овальное, чем круглое, и волосы изображены не в виде колосьев, а в виде тонких, гибких ивовых ветвей с узкими листьями. — Ред.]»[1]). Она воспроизведена и на надгробии художника.

Автор циклов иллюстраций к поэмам Ю. Марцинкявичюса «Кровь и пепел» (ксилография, 1960), «Стена» (автоцинкография, 1969), к книге стихов Э. Межелайтиса «Человек» (ксилография, 1961—1962), к книгам Э. Межелайтиса «Кардиограмма», «Авиаэтюды», к книге А. Т. Венцловы «Знаешь ли ты тот край?» (1964), а также к поэме Р. И. Рождественского «Реквием» (1961), «Сонетам» У. Шекспира (автоцинкография, 1966), «Песне песней», поэме В. В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1970).[2]

Среди других работ — цикл серия гравюр «Движение» (1971), цикл эстампов «Вечно живые» (1975).

В основу цикла «Вечно живые» лёг сюжет фрески, созданной неизвестным германским художником на фасаде кирхи в Зеленополье (Калининградская область) (фреска посвящена памяти погибших в Первой мировой войне[3][4]).

Награды и звания

  • орден «Знак Почёта»
  • Бронзовая медаль на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге (1962) — за иллюстрации к книге Э. Межелайтиса «Человек»
  • Государственная премия Литовской ССР (1965) — за иллюстрации к книге Э. Межелайтиса «Человек»
  • заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1968)
  • Государственная премия СССР (1976) — за цикл гравюр «Вечно живые» (1973—1975)
  • народный художник Литовской ССР (1977)

Ссылки

Примечания

wikiredia.ru

Стасис Красаускас - Чтобы помнили

Comments:

"Вечно живые" в детстве меня просто потрясли. Спасибо.

меня тоже. жаль, что нынешнему молодому поколению он практически неизвестен

Спасибо, что вспомнили. Было еще стихотворение Р.Рождественского, где звучали строки "Стаська, не умирай!"

[User Picture]From: rhal2009-12-06 03:24 pm

это?

(Link)

Этого стихотворенияТы не прочтешьНикогда…В город вошли, зверея,Белые холода.Сколько зима продлится,Хлынувши через край?ТихоВ твоей больнице…-Стаська,не умирай!..Пусть в коридоре голом,Слова мне не сказав,Ставший родным онкологВновь отведет глаза.В тонкой броне халатаМедленно я войдуВ маленькую палатуВ тягостнуюБеду…Сделаю все как нужно,Слезы сумею скрыть.Буду острить натужно,О пустяках говориь,Врать, от стыда сгорая!..Так и не разберу:Может быть, мы играемОбаВ одну игру?!Может, болтая о разном, -Очень еще живой-Ты между тем прекрасноЗнаешь диагноз свой.Может, смеешься нарочноВ этот и в прошлый раз.Голову нам мороча,Слишком жалея нас?!В окнах больших и хмурых,Высветится ответ.Как на твоих гравюрах - Белый и черный цветИ до безумия просто Канет в снежный февральСтрашная эта просьба:-Стаська, не умирай!

[User Picture]From: sevbal2009-12-06 03:27 pm

Re: это?

(Link)

Да! Спасибо большое.

Очень хорошо помню потрясение от цикла "Вечно живые". Спасибо, что показали. И спасибо за стихи, я их не знала.

Спасибо за сообщение.Прекрасный художник!

И меня "Вечно живые" потрясли когда-то и на всю жизнь. Храню подшивки "Юности" с этими сюжетами. Раз в год приношу их детям на урок. Еще не видела не задетых... (несмотря на нынешние веяния)

Удивительный художник, где-то лежит у меня издание его открыток. Очень любила его работы. Спасибо, что вспомнили.

[User Picture]From: alex_vinokur2017-10-30 02:56 pm

Стасис Красаускас - график, художник

(Link)

***Стасис Красаускас - график, художник Шестидесятых годов. Линий язык, до него невозможный, Освобождённый от слов.

Контуров магия. Росчерк небрежный - И, подавая пример, Тел и вещей оболочки мятежно Пересекают барьер.

Там, выходя за границы пространства, Преобразуют его, Чтобы потом, возвратившись из странствий, Не узнавать ничего.

https://alex-vinokur.dreamwidth.org/20048.html

Спасибо, потрясающие работы. А я кроме эмблемы "Юности" их и не знала раньше...

тут ниже дают ссылку на более развернутый пост. Рекомендую))

Что-то рано умер.

да, к сожалению.

Ах, спасибо, что написали о нём. Любимый с детских лет. Прекрасный график.

Спасибо. Я тоже про него помню. И стихи помню. Это настоящее: и его творчество, и стихи Рождественского. Но, по-моему, в них было всё же "Стасис". Или ошибаюсь?...

[User Picture]From: rhal2009-12-06 06:31 pm

ошибаетесь)

(Link)

http://natabutterfly.narod.ru/robert.htmа если не доверяете интернету, то эти стихи есть практически в любом сборнике стихов Роберта Рождественского

Знаете, возможно, я запомнила так вот из-за чего: я слушала эти стихи в исполнении самого Рождественского по ТВ. Может, тогда ему сказали ТАК читать? Впрочем, я, конечно же, не настаиваю - лет очень много прошло, вполне возможно, что я неправильно запомнила )

[User Picture]
From: rhal2009-12-06 07:40 pm

Re: ошибаетесь)

(Link)

а ведь точно, читал их Рождественский по ТВ в далекие 70-е. Спасибо, что напомнили))

Да, очень известные работы. Спасибо за этот пост. Сейчас, как раз, перечитываю "Лирические этюды" Межелайтиса, 1969 года издания...

Спасибо. Помню и люблю.

замечательно. мне так не написать))

Спасибо что вспомнили. Я когда жил в Вильнюсе был на выставке его картин. Очень нравились. Имею репродукции

А мне вспомнился один рисунок, увиденный в подростковом возрасте. Там были изображены мужчина и женщина, сидящие в обнимку под землей, а на холмике над ними сидит маленький ребенок, тянущийся к солнцу. Т.е. как бы, родители ушли из жизни, но их любовь породила новую жизнь. Рисунок был выполнен в манере, очень близкой той, что на изображениях в этом посте, и автор, вроде бы, был из Прибалтики. Подозреваю, что это Красаускас. Может быть, кто-то помнит тот рисунок, или даже знает, где его можно увидеть в Сети? Заранее спасибо.

да, именно это, большое спасибо

chtoby-pomnili.livejournal.com

Сквозь инферно - Стасис Красаускас

Что-то захотелось мне поговорить об искусстве, о его силе воздействия... Было мне лет семь, а, может, и меньше. Однажды родители взяли меня с собой в гости, а поскольку других детей там не было, чтобы не скучать, хозяева дали мне гору книжек, с которыми я и уединилась в хозяйской спальне. Среди прочих была книга, иллюстрированная литовским художником Стасисом Красаускасом. Увиденное там ошеломило и врезалось в память на всю жизнь. Я была ребенком, выросшим на творчестве Микеланджело и Вермеера Делфтского, Босха и Делакруа, любимой книжкой по искусству были "Музеи Ватикана. Рим", меня трудно было чем-то удивить. Но те работы как лезвие ножа вспороли тонкие покровы души, поселив там, в глубине сознания очень много мыслей... Я даже не читала стихов подле иллюстраций, я жила и умирала в них. Много лет спустя, в 2005 году, разыскивая в Интернете нужную мне информацию, я наткнулась на работы художника и мгновенно их узнала, узнав, наконец, и его имя. Но тогда не было полного собрания тех иллюстраций, всего одна или две из цикла. В этом году появились все, и хочу их вам показать - такими, как увидела тогда, без текста. Но смотреть надо не спеша, следуя за каждой линией, и тогда они будут говорить с вами. Обидно, что художник почти забыт в наше время...

Я не помню порядка этих рисунков, но, возможно, он был таким... Качество не очень - их, видимо, снимали фотоаппаратом, не сканировали, но даже и так ощущается сила и эмоциональность линий... Но я умолкаю, просто смотрите:1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Вот эта книга:

Роберт Рождественский. "Вечный огонь". Стасис Красаускас. "Вечно живые. Память"http://blogrider.ru/communities/2125/posts/id/499916/robert_rozhdestvenskiyvechniy_ogonstasis_krasauskasvechno_zhiviepamyat.php

В 1975 году Стасис Красаускас создал, пожалуй, самую знаменитую свою серию - цикл эстампов "Вечно живые". http://100.sovietmuseum.ru/krasauskas.htm

Знаменитый цикл гравюр Вечно живые, за которые художник получил премию Ленинского Комсомолаhttp://www.alib.ru/bs.php4?uid=585e5611a40d47603c389f6c7f6f1001473

Стихотворение Александра Винокура о художнике:

Стасис Красаускас - график, художникШестидесятых годов.Линий язык, до него невозможный,Освобожденный от слов.

Контуров магия. Росчерк небрежный -И, создавая пример,Тел и вещей оболочки мятежноПересекают барьер.

Там, выходя за границы пространства,Преобразуют его,Чтобы потом, возвратившись из странствий,Не узнавать ничего.http://zhurnal.lib.ru/w/winokur_a_b/krasauskas.shtml

Основной текст поста взят отсюда: http://www.ikleiner.info/lib/painter/painter-0035.shtml - а дополнительные вставки в текст ниже выделены другим цветом и дана ссылка на источник.

Вот и сам художник:

Родился Стасис Красаускас 1 июня 1929 года в Каунасе. Там же окончил среднюю общеобразовательную школу. В 1948-1952 годах учился в Вильнюсском государственном институте физкультуры и спорта, восемь раз завоевывал звание чемпиона Литовской ССР по плаванию в заплывах на разные дистанции и в разных стилях. Мало кто знает, что Красаускас много лет отдал спорту, был профессиональным спортсменом.

Превращая образы в символы и метафоры, что бы ни воплощал Стасис Красаускас - космические метаморфозы поэзии Э. Межелайтиса или трагическую реальность "Вечно живых", человека или птицу,- он был заворожен тайной движения, которое стремился передать не только в пластике, но даже в настроении своих образов. Одна из выполненных им в 70-е годы графических серий так и называлась - "Движение". В этих автоцинкографиях Красаускас как в замедленной съемке показал остановленные мгновения движения спортсменов - баскетболиста, вратаря, гандболиста.

В 1952 году он поступил в Государственный художественный институт Литовской ССР в Вильнюсе и окончил его в 1958 году, получив диплом с отличием. В 1953 году женился на чудесной женщине Ниеле Лещукайтите, которую не раз рисовал и чей образ незримо присутствовал во многих его работах. В 1955 году у него родилась дочь Раса, а в 1960 - Айсте Юрга.

Это портрет Айсте в детстве:

Айсте в наши дни. Посмотрите, как точно художником было схвачено печально-недовольное выражение лица...

Частную коллекцию семьи Красаускаса представляет дочь художника Айсте Юрга Красаускайте. http://www.artmuseum-klgd.ru/news/3.22/

С 1961 года Стасис Красаускас начал преподавать в Государственном художественном институте Литовской ССР, а в 1962-м получил бронзовую медаль на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге. Этой награды он был удостоен за иллюстрации к поэме Э. Межелайтиса "Человек", которые, как и сделанные приблизительно в это время иллюстрации к поэме Ю. Марцинкявичюса "Кровь и пепел", стали ключевыми во всем творчестве литовского графика. В них впервые в полную силу прозвучала главная тема его творчества - преодоление страданий во имя осуществления великой мечты о счастье. В этих работах гармонично были соединены две пластические системы - плоскостно-линеарная и скульптурно-объемная. В музыкальных, пластически выверенных линиях его гравюр трепетно, чувственно воплощаются даже сложные философские идеи, метафоры, поэтические обобщения.

Сильные крестьянские руки защищают в пространстве не только Земли, но, кажется, и всей Вселенной фигурку народного "бога". Это очень созвучно строкам Э. Межелайтиса:

В шар земной упираясь ногами,Солнца шар я держу на руках.Я - как мостМеж землей и солнцем...

Именно в 50-е годы литовские художники как бы наново открыли для себя традиционную народную культуру, резьбу по дереву, деревянную скульптуру. При внешней статичности, сдержанности, во всех произведениях Красаускаса проявляются характерные для литовской народной традиции экспрессия и пластическая выразительность. С самого начала Красаускас пробовал себя в рисунке, потом в эстампе, книжной графике. В 50-е годы именно в рисунке больше всего начала проявляться его индивидуальность. Постепенно переосмысление литературных образов стало главным направлением его творчества.

Иллюстрируя Межелайтиса, Красаускас даже линией подчеркивает ритмическое единство человека с природой. Округлость женского тела вызывает у него ассоциацию с округлостью яблока. А нежно стекающие волосы - с переплетением ветвей...Как считают искусствоведы, именно с иллюстрациями к поэме Межелайтиса генетически связаны более поздние работы Красаускаса. Икар стал внутренним прообразом серии "Полет", а Ева - иллюстративного цикла "Рождение женщины".

В 1961-1963 годах в творчестве Красаускаса можно выделить Два направления пластических поисков. С одной стороны, в серии "Материнство" акцентируется материальность, скульптурный объем и даже массивность формы. С другой, например, в линогравюре "К звездам" делаются главными штрих, линия.Объем как бы дематериализуется, а штрих указывает траекторию движения предмета. Таким образом, женщина остается для художника символом жизни, а мужчина - символом творчества.В это время Красаускас проиллюстрировал поэму Р. Рождественского "Реквием" и книгу Э. Межелайтиса "Кардиограмма".

В 1962 г. получил бронзовую медаль на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге за иллюстрации к поэме Э. Межелайтиса "Человек", Лауреат Государственной премии СССР (1976).http://www.kuncinas.com/About_all/antakalnio_cemetery.htm

В 1964 году художник выполнил серию линогравюр "Песнь песней", в которой вновь, как в иллюстрациях к "Реквиему", подчеркнута одна из главных в философской системе Красаускаса мыслей - жизнь вырастает из смерти.

Красаускас часто ездил в творческие командировки, в 1966 году появилась серия его эстампов "Дальний Восток". В том же году он работал над сериями иллюстраций к "Авиаэтюдам" Э. Межелайтиса, "Песни песней" царя Соломона и к "Сонетам" В. Шекспира. Традиции европейского экспрессионизма переосмыслены Красаускасом в иллюстрациях к книге Ю. Марцинкявичюса "Стена".

Иллюстрации к “Песни песней Соломона” были выполнены в 1966 г. литовским графиком Стасисом Красаускасом в технике автоцинкографии http://esoserver.narod.ru/sol_song.htm

К своему удивлению я не нашла в интернете работ Красаускаса, то есть нашла очень мало, в основном на тему войны. Поэтому решила внести свою лепту - отсканировала открытки. Когда-то очень-очень любила эти работы. Жаль, что он рано ушёл из жизни. Талантливый мастер.Посмотрите: http://blogs.privet.ru/user/chandra/tags/167605

Плоскостное и глубинное видение соединяются в серии эстампов Красаускаса "Детские открытия". С традициями эпохи Возрождения связан стиль иллюстраций к книге А. Венцловы "Знаешь ли ты тот край?".

В серии литографий "Лето" предметы и образы как бы растворяются в солнечном свете, а в выполненной в 1968 году серии эстампов "Окна" и иллюстрациях все громче, выразительней звучит тема окрыленности человека.

В конце 60-х годов в творчестве Красаускаса начали звучать трагические ноты. В рисунке "Материнство" главной делается не радость, а ужас перед тем, какие страданий могут выпасть на долю ребенка.

Красаускас создал много своих автопортретов, но особенно глубок его автопортрет "Кто я?". Здесь внешне физически сильный человек как бы скован внутренним своим бессилием от неразрешимости вопроса о своем назначении в этом мире и вообще о цели всего бытия.

И если литографии "Лето" 60-х годов были полны оптимизма, уверенности в своей силе, ощущения полноты жизни, то выполненная в 1971 году серия гравюр "Движение" заключает в себе внутренний драматизм. Каждое движение здесь - преодоление мускульного нервного напряжения. Близки по настроению к "Движению" и эстампы "Бегство от себя", "Земля и небо".

"Этюды на свободную тему" можно считать продолжением полных жизни иллюстраций к "Песни песней" царя Соломона, а вот серия эстампов "Полет" в творчестве Красаускаса - одна из самых мрачных. Ужас бытия в том, что человек, который Сначала мечтает, а потом пробует избавиться, вырваться из оков земного притяжения и взлететь, неминуемо встретится с парящей над землей безжалостной птицей зла... Эта птица ассоциативно связана с той, что была в серии Чюрлениса "Знаки зодиака".

В творчестве Красаускаса постоянно звучала тема земного предназначения мужчины и женщины. "Куда идешь, человек?" - спрашивает он в выполненной в 1973 году серии станковых автоцинкографий. Сильный, могучий мужчина сам приходит в ужас от сотворенных им бед. На плечах искалеченного титана - такой хрупкий, еще живой земной шар... Цикл автоцинкографий "Рождение женщины" - это поэма о красоте жизни, о гармонии бытия. Именно женщина воспринимается художником как одухотворенный образ вечного бытия.

В годы Второй мировой войны он был еще ребенком, но величайшая трагедия XX века осталась незаживающей раной, шрамом на его сердце. Всю жизнь он пытался понять причины страшных заблуждений человека, причины жестокости.

В 1975 году Стасис Красаускас создал, пожалуй, самую знаменитую свою серию - цикл эстампов "Вечно живые".

Здесь образы предельно обобщены, приподняты над конкретно-земным их значением, чувствуется безграничная вера в торжество жизни над смертью. Лежащий в земле погибший солдат будто не умер, а уснул. И над ним - тревожные и прекрасные видения - его сны, его земная жизнь, его неосуществленные мечты... Прекрасные женщины с глубокой печалью и скорбью в глазах, его товарищи-солдаты, с которыми шел он в бой, чудный конь, оседлать которого он, лежащий, бессилен... Как раз в это время Красаускас тяжело заболел и 10 февраля 1977 года его не стало.

Для тех, кто понимает - в тех работах было много инферно, и Стрела Аримана поразила его... Там такая энергетика, что мне думается, что он просто сжег себя...

Последней работой Красаускаса были иллюстрации к книге Л. Левчева "Пристрастия", в которой с особой силой звучит мысль о слиянии человека и природы, мысль о гармоничном начале бытия. В бесконечной, стекающей в космическое пространство реке света мужчина и женщина прислушиваются к дивной, едва уловимой музыке вечности...

С 60-х годов эмблемой одного из самых популярных всесоюзных литературно-художественных журналов "Юность" стала литогравюра Стасиса Красаускаса. Юное, нежное девичье лицо рождалось в таинственном переплетении встревоженных дуновением ветра линий-веточек, а один из листочков преображался в загадочную улыбку. Сама весна улыбалась нам, и в застойные 70-е привнося дух недавней оттепели 60-х.

С. Красаускас. «Юность». Линогравюра. 1961.

Именно эта работа повторена на могиле художника:

Дань художника социалистической идеологии – лишь несколько циклов иллюстраций (в том числе иллюстрации к поэме В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин»). Другие иллюстрации, среди них – «Реквием» (1961) Р. Рождественского, выходят за узкие пределы идеологии. В своих произведениях Стасис Красаускас создал своеобразную схему композиции графических работ, расширил границы жанра. Творчество Стасиса Красаускаса несет в себе печать вечности. Художник говорил не только на языке пульсирующей жизненной энергией линии, чистой знаковости, но и на языке визуализированных поэтических метафор, почти не изменившемся со времен библейских песней или элегий Ренессанса.http://www.artmuseum-klgd.ru/exhibitions/exhibition1-5/2/

В 2005 году по этой ссылке на литовском языке была большая статья о художнике и в конце – список персональных выставок. Кто это все убрал? :-( http://lt.wikipedia.org/wiki/Stasys_Krasauskas

А на русском, к сожалению, по Интернету растиражированы только эти несколько строчек из БСЭ: http://bse.sci-lib.com/article065687.html

Выставка в Эстонииhttp://www.hot.ee/vladui/S_Krasauskas/s_krasauskas.htm

Этот пост я пыталась сделать дважды, в 2005 году на одном форуме, а затем в ЖЖ 29 сентября 2007 года, но не хватало главного - той серии "Вечно живых", что вы видели вначале. Так пост и лежал в запасниках до сегодняшнего дня. Это к тому, что то, о чем пишу в ЖЖ, дается не просто, каждым постом проживается и переживается многое, какими бы сухими ни казались порой познавательные строчки. Надеюсь, что и вам будет близко творчество этого художника...

renatar.livejournal.com

Красаускас, Стасис - WikiVisually

1. Каунас – Kaunas is the second-largest city in Lithuania and has historically been a leading centre of Lithuanian economic, academic, and cultural life. Kaunas was the biggest city and the centre of a county in Trakai Municipality of the Grand Duchy of Lithuania since 1413, in the Russian Empire it was the capital of the Kaunas Governorate from 1843 to 1915. It became the temporary capital city in Europe during the interwar period. Now it is the capital of Kaunas County, the seat of the Kaunas city municipality and it is also the seat of the Roman Catholic Archdiocese of Kaunas. Kaunas is located at the confluence of the two largest Lithuanian rivers, the Nemunas and the Neris, and near the Kaunas Reservoir, the citys name is of Lithuanian origins and most likely derives from a personal name. Before Lithuania regained independence, the city was known in English as Kovno, the traditional Slavicized form of its name, the Polish name is Kowno. An earlier Russian name was Ковно Kovno, although Каунас Kaunas has been used since 1940, the Yiddish name is Kovne, while its names in German include Kaunas and Kauen. The city and its elderates also have names in other languages, an old legend claims that Kaunas was established by the Romans in ancient times. These Romans were supposedly led by a patrician named Palemon, who had three sons, Barcus, Kunas and Sperus, Palemon fled from Rome because he feared the mad Emperor Nero. Palemon, his sons and other relatives travelled all the way to Lithuania, after Palemons death, his sons divided his land. Kunas got the land where Kaunas now stands and he built a fortress near the confluence of the Nemunas and Neris rivers, and the city that grew up there was named after him. There is also a region in the vicinity named Palemonas. On 30 June 1993, the coat of arms of Kaunas city was established by a special presidential decree. The coat of arms features a white aurochs with a cross between his horns, set against a deep red background. The aurochs is the heraldic symbol of the city since 1400. The heraldic seal of Kaunas, introduced in the early 15th century during the reign of Grand Duke Vytautas, is the oldest city heraldic seal known in the territory of the Grand Duchy of Lithuania. The current emblem was the result of study and discussion on the part of the Lithuanian Heraldry Commission. An aurochs has replaced a wisent, depicted in the Soviet era emblem, blazon, Gules, an aurochs passant guardant argent ensigned with a cross Or between his horns

2. Литва – Lithuania, officially the Republic of Lithuania, is a country in Northern Europe. One of the three Baltic states, it is situated along the shore of the Baltic Sea, to the east of Sweden. It is bordered by Latvia to the north, Belarus to the east and south, Poland to the south, Lithuania has an estimated population of 2.9 million people as of 2015, and its capital and largest city is Vilnius. The official language, Lithuanian, along with Latvian, is one of two living languages in the Baltic branch of the Indo-European language family. For centuries, the shores of the Baltic Sea were inhabited by various Baltic tribes. In the 1230s, the Lithuanian lands were united by Mindaugas, the King of Lithuania, and the first unified Lithuanian state, with the Lublin Union of 1569, Lithuania and Poland formed a voluntary two-state union, the Polish–Lithuanian Commonwealth. The Commonwealth lasted more than two centuries, until neighboring countries systematically dismantled it from 1772–95, with the Russian Empire annexing most of Lithuanias territory. As World War I neared its end, Lithuanias Act of Independence was signed on 16 February 1918, in the midst of the Second World War, Lithuania was first occupied by the Soviet Union and then by Nazi Germany. As World War II neared its end and the Germans retreated, Lithuania is a member of the European Union, the Council of Europe, a full member of the Eurozone, Schengen Agreement and NATO. It is also a member of the Nordic Investment Bank, the United Nations Human Development Index lists Lithuania as a very high human development country. Lithuania has been among the fastest growing economies in the European Union and is ranked 21st in the world in the Ease of Doing Business Index, the first people settled in the territory of Lithuania after the last glacial period in the 10th millennium BC. Over a millennium, the Indo-Europeans, who arrived in the 3rd – 2nd millennium BC, mixed with the local population, the first written mention of Lithuania is found in a medieval German manuscript, the Annals of Quedlinburg, in an entry dated 9 March 1009. Initially inhabited by fragmented Baltic tribes, in the 1230s the Lithuanian lands were united by Mindaugas, after his assassination in 1263, pagan Lithuania was a target of the Christian crusades of the Teutonic Knights and the Livonian Order. Despite the devastating century-long struggle with the Orders, the Grand Duchy of Lithuania expanded rapidly, by the end of the 14th century, Lithuania was one of the largest countries in Europe and included present-day Belarus, Ukraine, and parts of Poland and Russia. The geopolitical situation between the west and the east determined the multicultural and multi-confessional character of the Grand Duchy of Lithuania, the ruling elite practised religious tolerance and Chancery Slavonic language was used as an auxiliary language to the Latin for official documents. In 1385, the Grand Duke Jogaila accepted Polands offer to become its king, Jogaila embarked on gradual Christianization of Lithuania and established a personal union between Poland and Lithuania. It implied that Lithuania, the fiercely independent land, was one of the last pagan areas of Europe to adopt Christianity, after two civil wars, Vytautas the Great became the Grand Duke of Lithuania in 1392. During his reign, Lithuania reached the peak of its expansion, centralization of the state began

3. Москва – Moscow is the capital and most populous city of Russia, with 13.2 million residents within the city limits and 17.8 million within the urban area. Moscow has the status of a Russian federal city, Moscow is a major political, economic, cultural, and scientific center of Russia and Eastern Europe, as well as the largest city entirely on the European continent. Moscow is the northernmost and coldest megacity and metropolis on Earth and it is home to the Ostankino Tower, the tallest free standing structure in Europe, the Federation Tower, the tallest skyscraper in Europe, and the Moscow International Business Center. Moscow is situated on the Moskva River in the Central Federal District of European Russia, the city is well known for its architecture, particularly its historic buildings such as Saint Basils Cathedral with its brightly colored domes. Moscow is the seat of power of the Government of Russia, being the site of the Moscow Kremlin, the Moscow Kremlin and Red Square are also one of several World Heritage Sites in the city. Both chambers of the Russian parliament also sit in the city and it is recognized as one of the citys landmarks due to the rich architecture of its 200 stations. In old Russian the word also meant a church administrative district. The demonym for a Moscow resident is москвич for male or москвичка for female, the name of the city is thought to be derived from the name of the Moskva River. There have been proposed several theories of the origin of the name of the river and its cognates include Russian, музга, muzga pool, puddle, Lithuanian, mazgoti and Latvian, mazgāt to wash, Sanskrit, majjati to drown, Latin, mergō to dip, immerse. There exist as well similar place names in Poland like Mozgawa, the original Old Russian form of the name is reconstructed as *Москы, *Mosky, hence it was one of a few Slavic ū-stem nouns. From the latter forms came the modern Russian name Москва, Moskva, in a similar manner the Latin name Moscovia has been formed, later it became a colloquial name for Russia used in Western Europe in the 16th–17th centuries. From it as well came English Muscovy, various other theories, having little or no scientific ground, are now largely rejected by contemporary linguists. The surface similarity of the name Russia with Rosh, an obscure biblical tribe or country, the oldest evidence of humans on the territory of Moscow dates from the Neolithic. Within the modern bounds of the city other late evidence was discovered, on the territory of the Kremlin, Sparrow Hills, Setun River and Kuntsevskiy forest park, etc. The earliest East Slavic tribes recorded as having expanded to the upper Volga in the 9th to 10th centuries are the Vyatichi and Krivichi, the Moskva River was incorporated as part of Rostov-Suzdal into the Kievan Rus in the 11th century. By AD1100, a settlement had appeared on the mouth of the Neglinnaya River. The first known reference to Moscow dates from 1147 as a place of Yuri Dolgoruky. At the time it was a town on the western border of Vladimir-Suzdal Principality

4. Союз Советских Социалистических Республик – The Soviet Union, officially the Union of Soviet Socialist Republics was a socialist state in Eurasia that existed from 1922 to 1991. It was nominally a union of national republics, but its government. The Soviet Union had its roots in the October Revolution of 1917 and this established the Russian Socialist Federative Soviet Republic and started the Russian Civil War between the revolutionary Reds and the counter-revolutionary Whites. In 1922, the communists were victorious, forming the Soviet Union with the unification of the Russian, Transcaucasian, Ukrainian, following Lenins death in 1924, a collective leadership and a brief power struggle, Joseph Stalin came to power in the mid-1920s. Stalin suppressed all opposition to his rule, committed the state ideology to Marxism–Leninism. As a result, the country underwent a period of rapid industrialization and collectivization which laid the foundation for its victory in World War II and postwar dominance of Eastern Europe. Shortly before World War II, Stalin signed the Molotov–Ribbentrop Pact agreeing to non-aggression with Nazi Germany, in June 1941, the Germans invaded the Soviet Union, opening the largest and bloodiest theater of war in history. Soviet war casualties accounted for the highest proportion of the conflict in the effort of acquiring the upper hand over Axis forces at battles such as Stalingrad. Soviet forces eventually captured Berlin in 1945, the territory overtaken by the Red Army became satellite states of the Eastern Bloc. The Cold War emerged by 1947 as the Soviet bloc confronted the Western states that united in the North Atlantic Treaty Organization in 1949. Following Stalins death in 1953, a period of political and economic liberalization, known as de-Stalinization and Khrushchevs Thaw, the country developed rapidly, as millions of peasants were moved into industrialized cities. The USSR took a lead in the Space Race with Sputnik 1, the first ever satellite, and Vostok 1. In the 1970s, there was a brief détente of relations with the United States, the war drained economic resources and was matched by an escalation of American military aid to Mujahideen fighters. In the mid-1980s, the last Soviet leader, Mikhail Gorbachev, sought to reform and liberalize the economy through his policies of glasnost. The goal was to preserve the Communist Party while reversing the economic stagnation, the Cold War ended during his tenure, and in 1989 Soviet satellite countries in Eastern Europe overthrew their respective communist regimes. This led to the rise of strong nationalist and separatist movements inside the USSR as well, in August 1991, a coup détat was attempted by Communist Party hardliners. It failed, with Russian President Boris Yeltsin playing a role in facing down the coup. On 25 December 1991, Gorbachev resigned and the twelve constituent republics emerged from the dissolution of the Soviet Union as independent post-Soviet states

5. Графика – Graphics are visual images or designs on some surface, such as a wall, canvas, screen, paper, or stone to inform, illustrate, or entertain. In contemporary usage it includes, pictorial representation of data, as in computer-aided design and manufacture, in typesetting and the graphic arts, images that are generated by a computer are called computer graphics. Examples are photographs, drawings, Line art, graphs, diagrams, typography, numbers, symbols, geometric designs, maps, engineering drawings, Graphics often combine text, illustration, and color. Graphic design may consist of the selection, creation, or arrangement of typography alone, as in a brochure, flyer, poster, web site. Clarity or effective communication may be the objective, association with cultural elements may be sought, or merely. Graphics can be functional or artistic. C, many of these were found to record astronomical, seasonal, and chronological details. Records from Egypt predate these and papyrus was used by the Egyptians as a material on which to plan the building of pyramids, they also used slabs of limestone, from 600–250 BC, the Greeks played a major role in geometry. They used graphics to represent their mathematical theories such as the Circle Theorem, in art, graphics is often used to distinguish work in a monotone and made up of lines, as opposed to painting. Drawing generally involves making marks on a surface by applying pressure from a tool, in which a tool is always used as if there were no tools it would be art. Graphical drawing is an instrumental guided drawing, woodblock printing, including images is first seen in China after paper was invented. In the West the main techniques have been woodcut, engraving and etching, etching is an intaglio method of printmaking in which the image is incised into the surface of a metal plate using an acid. The acid eats the metal, leaving behind roughened areas, or, if the surface exposed to the acid is very thin, the use of the process in printmaking is believed to have been invented by Daniel Hopfer of Augsburg, Germany, who decorated armour in this way. Etching is also used in the manufacturing of printed circuit boards, Line art is usually monochromatic, although lines may be of different colors. An illustration is a visual representation such as a drawing, painting, the aim of an illustration is to elucidate or decorate a story, poem or piece of textual information, traditionally by providing a visual representation of something described in the text. The editorial cartoon, also known as a cartoon, is an illustration containing a political or social message. Charts are often used to make it easier to understand large quantities of data, a diagram is a simplified and structured visual representation of concepts, ideas, constructions, relations, statistical data, etc. used to visualize and clarify the topic. A symbol, in its sense, is a representation of a concept or quantity, i. e. an idea, object, concept, quality. A map is a depiction of a space, a navigational aid which highlights relations between objects within that space

6. Иллюстрация – The origin of the word “illustration” is late Middle English, via Old French from Latin illustratio, from the verb illustrate. Contemporary illustration uses a range of styles and techniques, including drawing, painting, printmaking, collage, montage, digital design, multimedia. Most illustrators work on a freelance basis, depending on the purpose, illustration may be expressive, stylised, realistic or highly technical. This may include exploded views, cutaways, fly-throughs, reconstructions, instructional images, component designs, in contemporary illustration practice, 2D and 3D software is often used to create accurate representations that can be updated easily, and reused in a variety of contexts. In the art world, illustration has at times been considered of less importance than graphic design, original illustration art has been known to attract high prices at auction. The US artist Norman Rockwells painting Breaking Home Ties sold in a 2006 Sothebys auction for USD15.4 million, many other illustration genres are equally valued, with pinup artists such as Gil Elvgren and Alberto Vargas, for example, also attracting high prices. Historically, the art of illustration is closely linked to the processes of printing and publishing. The illustrations of medieval codices were known as illuminations, and were hand drawn. With the invention of the press during the 15th century, books became more widely distributed. Subjects included traditional folk tales, popular figures and every day life, hokusai’s The Great Wave of Kanazawa is a famous image of the time. During the 16th and 17th centuries in Europe, the main reproduction processes for illustration were engraving and etching, in 18th Century England, a notable illustrator was William Blake, who used relief etching. By the early 19th century, the introduction of lithography substantially improved reproduction quality, in Europe, notable figures of the early 19th Century were John Leech, George Cruikshank, Dickens illustrator Hablot Knight Browne, and, in France, Honoré Daumier. All contributed to both satirical and “serious” publications, at this time, there was a great demand for caricature drawings encapsulating social mores, types and classes. Although all fine art trained, their reputations were gained primarily as illustrators, in common with similar magazines such as the Parisian Le Voleur, Punch realised good illustration sold as well as good text. With publication continuing into the 21st Century, Punch chronicles a gradual shift in popular illustration, from the early 1800s newspapers, mass market magazines, and illustrated books had become the dominant consumer media in Europe and the New World. By the 19th Century, improvements in printing technology freed illustrators to experiment with color, in America, this led to a golden age of illustration from before the 1880s until the early 20th Century. A small group of illustrators became highly successful, with the imagery they created considered a portrait of American aspirations of the time

7. Государственная премия СССР – The USSR State Prize was the Soviet Unions state honor. It was established on September 9,1966, after the breakup of the Soviet Union, the prize was followed up by the State Prize of the Russian Federation. The State Stalin Prize, usually called the Stalin Prize, existed from 1941 to 1954 – some sources give an incorrect date of 1952. It essentially played the role, therefore upon the establishment of the USSR State Prize. In 1944 and 1945, the last two years of the Second World War the award ceremonies for the Stalin Prize were not held, instead, in 1946 the ceremony was held twice, in January for the works created in 1943–1944 and in June for the works of 1945. Often the prize was awarded to specific works rather than to individuals, each constituent Soviet republic and autonomous republic also had a State Prize. The Stalin Prize was a different from the Stalin Peace Prize. The latter was created on 21 December 1949 and was awarded to foreign recipients rather than to Soviet citizens. It should also not be confused with the Lenin Prize, rameyev, N. Trubnikov, A. Tsygankin, Yu. Isaak Dunaevsky, Music to the film The Kuban Cossacks Gevorg Emin, book of poetry New Road Bruno Freindlich, algis Petras Piskarskas, nonlinear optics Eugen Doga

8. Антакальнисское кладбище – Antakalnis Cemetery, sometimes referred as Antakalnis Military Cemetery, is an active cemetery in the Antakalnis district of Vilnius, Lithuania. 12 of the 14 victims of Soviet Army forces attacks during the January Events of 1991 and the Medininkai Massacre are buried here. Other graves include those of Polish soldiers perished in 1919–20, a memorial of Lithuanian as well as German and Russian soldiers fallen in World War I, the remains of 18 more soldiers from the army who were dumped into a different area were reburied in November 2010. It is the old cemetery of St. Peter and St. Paul Church, established in 1830 and is the place of rest of many noble Poles. Rasos Cemetery Bernardine Cemetery Visitors guide to Antakalnis Cemetery Gallery of the cemetery

9. Вильнюс – Vilnius is the capital of Lithuania and its largest city, with a population of 542,664 as of 2015. Vilnius is located in the southeast part of Lithuania and is the second largest city in the Baltic states, Vilnius is the seat of the main government institutions of Lithuania as well as of the Vilnius District Municipality. Vilnius is classified as a Gamma global city according to GaWC studies and its Jewish influence until the 20th century has led to it being described as the Jerusalem of Lithuania and Napoleon named it the Jerusalem of the North as he was passing through in 1812. In 2009, Vilnius was the European Capital of Culture, together with the Austrian city of Linz, the name of the city originates from the Vilnia River. The city has also known by many derivate spellings in various languages throughout its history. The most notable names for the city include, Polish, Wilno, Belarusian, Вiльня, German, Wilna, Latvian, Viļņa, Russian, Вильнюс, Yiddish, ווילנע ‎, Czech. A Russian name from the time of the Russian Empire was Вильна/Вильно, the name Vilna is still used in Finnish, Portuguese, Spanish, and Hebrew. Wilna is still used in German, along with Vilnius, the neighborhoods of Vilnius also have names in other languages, which represent the languages spoken by various ethnic groups in the area. Historian Romas Batūra identifies the city with Voruta, one of the castles of Mindaugas, during the reign of Vytenis a city started to emerge from a trading settlement and the first Franciscan Catholic church was built. These letters contain the first unambiguous reference to Vilnius as the capital, According to legend, Gediminas dreamt of an iron wolf howling on a hilltop and consulted a pagan priest for its interpretation. He was told, What is destined for the ruler and the State of Lithuania, is thus, the Iron Wolf represents a castle and a city which will be established by you on this site. This city will be the capital of the Lithuanian lands and the dwelling of their rulers, the location offered practical advantages, it lay within the Lithuanian heartland at the confluence of two navigable rivers, surrounded by forests and wetlands that were difficult to penetrate. The duchy had been subject to intrusions by the Teutonic Knights, Vilnius was the flourishing capital of the Grand Duchy of Lithuania, the residence of the Grand Duke. Gediminas expanded the Grand Duchy through warfare along with strategic alliances and marriages, at its height it covered the territory of modern-day Lithuania, Belarus, Ukraine, Transnistria, and portions of modern-day Poland and Russia. His grandchildren Vytautas the Great and Jogaila, however, fought civil wars, during the Lithuanian Civil War of 1389–1392, Vytautas besieged and razed the city in an attempt to wrest control from Jogaila. The two later settled their differences, after a series of treaties culminating in the 1569 Union of Lublin, the rulers of this federation held either or both of two titles, Grand Duke of Lithuania or King of Poland. In 1387, Jogaila acting as a Grand Duke of Lithuania and King of Poland Władysław II Jagiełło, the city underwent a period of expansion. The Vilnius city walls were built for protection between 1503 and 1522, comprising nine city gates and three towers, and Sigismund August moved his court there in 1544

wikivisually.com

Красаускас Стасис |

Карикатурист, художник-график

Среднюю школу закончил в Каунасе. В 1948—1952 годах учился в Вильнюсском государственном институте физкультуры и спорта. Неоднократно завоёвывал звание чемпиона Литовской ССР по плаванию в различных стилях на разные дистанции.Художественное образование получил в Художественном институте Литовской ССР в Вильнюсе (1952—1958). С 1961 года преподавал в Художественном институте.Похоронен на Антокольском кладбище в Вильнюсе.ТворчествоСоздавал в различных техниках (ксилография, литография, линогравюра, офорт) станковые гравюры и иллюстрации к литературным произведениям. Произведениям свойственна метафоричность, лаконизм и экспрессия белых линий на чёрном фоне. К наиболее известным произведениям Красаускаса относится линогравюра «Юность» (1961), использованная в качестве эмблемы журнала «Юность» («круглое девичье лицо с пшеничными колосьями вместо волос»). Она воспроизведённа и на надгробии художника.Автор циклов иллюстраций к поэмам Юстинаса Марцинкявичюса «Кровь и пепел» (ксилография, 1960), «Стена» (автоцинкография, 1969), к книге стихов Эдуардаса Межелайтиса «Человек» (ксилография, 1961—1962; бронзовая медаль на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге, 1962; Государственная премия Литовской ССР, 1965), к книгам Межелайтиса «Кардиограмма», «Авиаэтюды», к книге А. Венцловы «Знаешь ли ты тот край?» (1964), а также к поэме Роберта Рождественского «Реквием» (1961), «Сонетам» Уильяма Шекспира (автоцинкография, 1966), «Песне песней», поэме Владимира Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1970).Среди других работ — цикл серия гравюр «Движение» (1971), цикл эстампов «Вечно живые» (1975; Государственная премия СССР, (1976).В основу цикла «Вечно живые» лёг сюжет фрески, созданой неизвестным германским художником на фасаде кирхи в Зеленополье (Калининградская область). Заменив германскую каску М-16 на изображение советского шлема СШ-40, Красаускас адаптировал образ погибшего солдата для советской аудитории.

Награды и званияНаграждён орденом «Знак Почёта».Бронзовая медаль на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге (1962)Государственная премия Литовской ССР(1965)Заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1968)Государственная премия СССР (1976)Народный художник Литовской ССР (1977)Лауреат Государственной премии Литовской ССР(1965), заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1968), лауреат Государственной премии СССР (1976), народный художник Литовской ССР (1977).

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%81,_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%81

 

За его плечами — широкими плечами сильного жизнерадостного человека — не стоят долгие десятилетия упорного творческого труда. Стасис Красаускас молод, ему всего 35 лет, и лишь десять из них он отдал самостоятельному творчестау. Но прошел он большой, очень большой путь, на ноторый иным, возможно, потребовались бы десятилетия.

Что больше всего поражает в этом признанном, широко  уже  известном  литовском  мастере  графики? Во-первых,  многогранность таланта  и   неуемность творческих дарований! Вот вы знакомитесь с тонким солнечным лириком и уже настраиваетесь на  следующую «лирическую» встречу, а перед вами вдруг встает реалист с резкими, как бы  преувеличенно  яркими деталями  бытаи  характеров.

Драматическую взволнованность иллюстрации к поэме Ю. Марцинкявичюса «Кровь и пепел» сменяет трагедийний пафос и напряженная графическая простота гравюр  к «Реквиему» Р. Рождественского. А в блестящих циклак работ к «Человеку» и «Кардиограмме» Эдуардаса Межелайтиса он словно собрал воедино и перевоплотил все   разные  свои «Лики». Перед нами   интимный и  вместе с  тем монументальный сплав  поэзии и философской мысли. Красота и мысль передаются удивительно тонкой и изящной линией на черном массиве. Художник никогда слепо не следует воле автора, он расширяет его мысль, обогащает ее, иногда  даже   спорит с ним. Пассивность   и инертность чужды С. Красаускасу.

Казалось бы, чего уже нельзя ждать от Стасиса Красаускаса, так это сатиры. Но, к счастью, это не так, и даже бывало на оборот: в начале его пуги  иные  видели  в  нем  исключительно  сатирика. Как и для каждого большого художника, так и для С. Красаускаса не существует «низкик» и «высоких»  жанров. Он  любит сатирический задор, смелую, гротескную форму. Его шаржи, зарисовки, карикатуры поражают, веселят, вызывают гнев. Пороки людские, отрицательные черты быта — это не только теневая сторона нашей чудесной жизни. Для художника это и область фантастического.   Беспощадный, добрый  и увлекающийся в своих гиперболах и сравнениях — таким предстает перед нами С. Красаускас-сатирик.

Наверное, завтра раскроются новые грани а того бурного таланта. Мы горячо желаем, чтобы и в его сатирической струе засверкали новые блики.

М. СЛУЦКИС из сборника «Сатира Шаржи Иллюстрации», Издание крокодила, 1964 г.

 

cartoonia.ru

Красаускас, Стасис Вики

Стаси́с А́льгирдо Краса́ускас (лит. Stasys Krasauskas, 1929—1977) — литовский советский график. Лауреат Государственной премии СССР (1976). Народный художник Литовской ССР (1977).

Биография[ | код]

Родился 1 июня 1929 года в Каунасе. Там же окончил среднюю школу. В 1948—1952 годах учился в Вильнюсском государственном институте физкультуры и спорта. Неоднократно завоёвывал звание чемпиона Литовской ССР по плаванию в различных стилях на разные дистанции.

Художественное образование получил в Художественном институте Литовской ССР в Вильнюсе (1952—1958). С 1961 года преподавал в Художественном институте.

С. А. Красаускас умер от рака гортани 10 февраля 1977 года в Москве в онкологическом институте имени П. А. Герцена. Похоронен на Антакльнисском кладбище в Вильнюсе (координаты могилы 54°41′57.43″N 25°19′18.53″E).

Был близким другом поэта Р. И. Рождественского.

Творчество[ | код]

Создавал в различных техниках (ксилография, литография, линогравюра, офорт) станковые гравюры и иллюстрации к литературным произведениям. Произведениям свойственна метафоричность, лаконизм и экспрессия белых линий на чёрном фоне. К наиболее известным произведениям Красаускаса относится линогравюра «Юность» (1961), использованная в качестве эмблемы журнала «Юность» («круглое девичье лицо с пшеничными колосьями вместо волос [тут Дину Рубину подвела память: и лицо скорее овальное, чем круглое, и волосы изображены не в виде колосьев, а в виде тонких, гибких ивовых ветвей с узкими листьями. — Ред.]»[1]). Она воспроизведена и на надгробии художника.

Автор циклов иллюстраций к поэмам Ю. Марцинкявичюса «Кровь и пепел» (ксилография, 1960), «Стена» (автоцинкография, 1969), к книге стихов Э. Межелайтиса «Человек» (ксилография, 1961—1962), к книгам Э. Межелайтиса «Кардиограмма», «Авиаэтюды», к книге А. Т. Венцловы «Знаешь ли ты тот край?» (1964), а также к поэме Р. И. Рождественского «Реквием» (1961), «Сонетам» У. Шекспира (автоцинкография, 1966), «Песне песней», поэме В. В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1970).[2]

Среди других работ — цикл серия гравюр «Движение» (1971), цикл эстампов «Вечно живые» (1975).

В основу цикла «Вечно живые» лёг сюжет фрески, созданной неизвестным германским художником на фасаде кирхи в Зеленополье (Калининградская область) (фреска посвящена памяти погибших в Первой мировой войне[3][4]).

Награды и звания[ | код]

  • орден «Знак Почёта»
  • Бронзовая медаль на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге (1962) — за иллюстрации к книге Э. Межелайтиса «Человек»
  • Государственная премия Литовской ССР (1965) — за иллюстрации к книге Э. Межелайтиса «Человек»
  • заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1968)
  • Государственная премия СССР (1976) — за цикл гравюр «Вечно живые» (1973—1975)
  • народный художник Литовской ССР (1977)

Ссылки[ | код]

Примечания[ | код]

ru.wikibedia.ru

Красаускас Стасис Википедия

Стаси́с А́льгирдо Краса́ускас (лит. Stasys Krasauskas, 1929—1977) — литовский советский график. Лауреат Государственной премии СССР (1976). Народный художник Литовской ССР (1977).

Биография

Родился 1 июня 1929 года в Каунасе. Там же окончил среднюю школу. В 1948—1952 годах учился в Вильнюсском государственном институте физкультуры и спорта. Неоднократно завоёвывал звание чемпиона Литовской ССР по плаванию в различных стилях на разные дистанции.

Художественное образование получил в Художественном институте Литовской ССР в Вильнюсе (1952—1958). С 1961 года преподавал в Художественном институте.

С. А. Красаускас умер от рака гортани 10 февраля 1977 года в Москве в онкологическом институте имени П. А. Герцена. Похоронен на Антакльнисском кладбище в Вильнюсе (координаты могилы 54°41′57.43″N 25°19′18.53″E).

Был близким другом поэта Р. И. Рождественского.

Творчество

Создавал в различных техниках (ксилография, литография, линогравюра, офорт) станковые гравюры и иллюстрации к литературным произведениям. Произведениям свойственна метафоричность, лаконизм и экспрессия белых линий на чёрном фоне. К наиболее известным произведениям Красаускаса относится линогравюра «Юность» (1961), использованная в качестве эмблемы журнала «Юность» («круглое девичье лицо с пшеничными колосьями вместо волос [тут Дину Рубину подвела память: и лицо скорее овальное, чем круглое, и волосы изображены не в виде колосьев, а в виде тонких, гибких ивовых ветвей с узкими листьями. — Ред.]»[1]). Она воспроизведена и на надгробии художника.

Автор циклов иллюстраций к поэмам Ю. Марцинкявичюса «Кровь и пепел» (ксилография, 1960), «Стена» (автоцинкография, 1969), к книге стихов Э. Межелайтиса «Человек» (ксилография, 1961—1962), к книгам Э. Межелайтиса «Кардиограмма», «Авиаэтюды», к книге А. Т. Венцловы «Знаешь ли ты тот край?» (1964), а также к поэме Р. И. Рождественского «Реквием» (1961), «Сонетам» У. Шекспира (автоцинкография, 1966), «Песне песней», поэме В. В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1970).[2]

Среди других работ — цикл серия гравюр «Движение» (1971), цикл эстампов «Вечно живые» (1975).

В основу цикла «Вечно живые» лёг сюжет фрески, созданной неизвестным германским художником на фасаде кирхи в Зеленополье (Калининградская область) (фреска посвящена памяти погибших в Первой мировой войне[3][4]).

Награды и звания

  • орден «Знак Почёта»
  • Бронзовая медаль на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге (1962) — за иллюстрации к книге Э. Межелайтиса «Человек»
  • Государственная премия Литовской ССР (1965) — за иллюстрации к книге Э. Межелайтиса «Человек»
  • заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1968)
  • Государственная премия СССР (1976) — за цикл гравюр «Вечно живые» (1973—1975)
  • народный художник Литовской ССР (1977)

Ссылки

Примечания

wikiredia.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта