Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

В 1937 году в СССР выходил детский юмористический цветной журнал «Сверчок»! Сверчок журнал


Сверчок (журнал) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Специализация:Периодичность:Язык:Главный редактор:Учредители:Издатель:Страна:Дата основания:
Сверчок
Обложка журнала Сверчок. 1937 г.

для детей

ежемесячный

русский

Н. Олейников

ЦК ВЛКСМ

Детиздат

СССР СССР

1937

К:Печатные издания, возникшие в 1937 году

«Сверчо́к» — юмористический детский журнал, выходивший под редакцией Н. Олейникова в 1937 году. Всего вышло 5 номеров. Имел подзаголовок «Весёлые картинки для маленьких ребят».

Авторы: С. Маршак, Д. Хармс, А. Введенский, Б. Житков, Л. Липавский (Л. Савельев), С. Михалков.

Художники: Б. Малаховский, В. Конашевич, Н. Радлов, Н. Травин, В. Горяев, А. Налётов, А. Успенский, Э. Будогоский.

В рубрике «Приключения маленьких человечков» публиковались истории в картинках с короткими подписями.

Критика обвинила журнал в «клевете» и «вредительстве»[1], и вскоре он был закрыт.

«Сверчо́к» - сатирический журнал, выходил в Москве в 1886 - 1891 гг . Издатели - Вернер Евгений Антонович (ок. 1856 - ?) и его родной брат Вернер Михаил Антонович. Антон Чехов начинал печатать свои первые смешные рассказы в этом сатирическом журнале, а его издателю Михаилу Вернеру дал кличку «Собачий воротник».

Напишите отзыв о статье "Сверчок (журнал)"

Литература

  • Колесова Л. Н. Детские журналы Советской России. 1917—1977. — Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1993. — С. 97-98. — ISBN 5-230-08999-7.

Примечания

Отрывок, характеризующий Сверчок (журнал)

– Так, так, – проговорил Багратион, что то соображая, и мимо передков проехал к крайнему орудию. В то время как он подъезжал, из орудия этого, оглушая его и свиту, зазвенел выстрел, и в дыму, вдруг окружившем орудие, видны были артиллеристы, подхватившие пушку и, торопливо напрягаясь, накатывавшие ее на прежнее место. Широкоплечий, огромный солдат 1 й с банником, широко расставив ноги, отскочил к колесу. 2 й трясущейся рукой клал заряд в дуло. Небольшой сутуловатый человек, офицер Тушин, спотыкнувшись на хобот, выбежал вперед, не замечая генерала и выглядывая из под маленькой ручки. – Еще две линии прибавь, как раз так будет, – закричал он тоненьким голоском, которому он старался придать молодцоватость, не шедшую к его фигуре. – Второе! – пропищал он. – Круши, Медведев! Багратион окликнул офицера, и Тушин, робким и неловким движением, совсем не так, как салютуют военные, а так, как благословляют священники, приложив три пальца к козырьку, подошел к генералу. Хотя орудия Тушина были назначены для того, чтоб обстреливать лощину, он стрелял брандскугелями по видневшейся впереди деревне Шенграбен, перед которой выдвигались большие массы французов. Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись с своим фельдфебелем Захарченком, к которому имел большое уважение, решил, что хорошо было бы зажечь деревню. «Хорошо!» сказал Багратион на доклад офицера и стал оглядывать всё открывавшееся перед ним поле сражения, как бы что то соображая. С правой стороны ближе всего подошли французы. Пониже высоты, на которой стоял Киевский полк, в лощине речки слышалась хватающая за душу перекатная трескотня ружей, и гораздо правее, за драгунами, свитский офицер указывал князю на обходившую наш фланг колонну французов. Налево горизонт ограничивался близким лесом. Князь Багратион приказал двум баталионам из центра итти на подкрепление направо. Свитский офицер осмелился заметить князю, что по уходе этих баталионов орудия останутся без прикрытия. Князь Багратион обернулся к свитскому офицеру и тусклыми глазами посмотрел на него молча. Князю Андрею казалось, что замечание свитского офицера было справедливо и что действительно сказать было нечего. Но в это время прискакал адъютант от полкового командира, бывшего в лощине, с известием, что огромные массы французов шли низом, что полк расстроен и отступает к киевским гренадерам. Князь Багратион наклонил голову в знак согласия и одобрения. Шагом поехал он направо и послал адъютанта к драгунам с приказанием атаковать французов. Но посланный туда адъютант приехал через полчаса с известием, что драгунский полковой командир уже отступил за овраг, ибо против него был направлен сильный огонь, и он понапрасну терял людей и потому спешил стрелков в лес.

wiki-org.ru

Сверчок (журнал) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Специализация:Периодичность:Сокращённоеназвание:Язык:Адрес редакции:Главный редактор:Учредители:Издатель:Страна:История издания:Дата основания:Последний выпуск:Объём:Комплектация:Тираж:ISSN печатнойверсии:ISSN веб-версии:Доступ:Индекс по каталогу «Роспечати»:Индекс по каталогу «Пресса России»:Награды: [[s:Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).|Сверчок]] в Викитеке
Сверчок

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Обложка журнала Сверчок. 1937 г.

для детей

ежемесячный

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

русский

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Н. Олейников

ЦК ВЛКСМ

Детиздат

СССР22x20px СССР

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

1937

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
К:Печатные издания, возникшие в 1937 году

«Сверчо́к» — юмористический детский журнал, выходивший под редакцией Н. Олейникова в 1937 году. Всего вышло 5 номеров. Имел подзаголовок «Весёлые картинки для маленьких ребят».

Авторы: С. Маршак, Д. Хармс, А. Введенский, Б. Житков, Л. Липавский (Л. Савельев), С. Михалков.

Художники: Б. Малаховский, В. Конашевич, Н. Радлов, Н. Травин, В. Горяев, А. Налётов, А. Успенский, Э. Будогоский.

В рубрике «Приключения маленьких человечков» публиковались истории в картинках с короткими подписями.

Критика обвинила журнал в «клевете» и «вредительстве»[1], и вскоре он был закрыт.

«Сверчо́к» - сатирический журнал, выходил в Москве в 1886 - 1891 гг . Издатели - Вернер Евгений Антонович (ок. 1856 - ?) и его родной брат Вернер Михаил Антонович. Антон Чехов начинал печатать свои первые смешные рассказы в этом сатирическом журнале, а его издателю Михаилу Вернеру дал кличку «Собачий воротник».

Напишите отзыв о статье "Сверчок (журнал)"

Литература

  • Колесова Л. Н. Детские журналы Советской России. 1917—1977. — Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1993. — С. 97-98. — ISBN 5-230-08999-7.

Примечания

Отрывок, характеризующий Сверчок (журнал)

– Вот видишь – это он! Это тот же «маленький мальчик»... только уже через много, много лет, – тихонько прошептала Стелла. – А откуда ты знаешь, что это точно он? – всё ещё не совсем понимая, спросила я. – Ну, как же, это ведь очень просто! – удивлённо уставилась на меня малышка. – Мы все имеем сущность, а сущность имеет свой «ключик», по которому можно каждого из нас найти, только надо знать, как искать. Вот смотри... Она опять показала мне малыша, сына Гарольда. – Подумай о его сущности, и ты увидишь... И я тут же увидела прозрачную, ярко светящуюся, на удивление мощную сущность, на груди которой горела необычная «бриллиантовая» энергетическая звезда. Эта «звезда» сияла и переливалась всеми цветами радуги, то уменьшаясь, то увеличиваясь, как бы медленно пульсируя, и сверкала так ярко, будто и вправду была создана из самых потрясающих бриллиантов. – Вот видишь у него на груди эту странную перевёрнутую звезду? – Это и есть его «ключик». И если ты попробуешь проследить за ним, как по ниточке, то она приведёт тебя прямо к Акселю, у которого такая же звезда – это и есть та же самая сущность, только уже в её следующем воплощении. Я смотрела на неё во все глаза, и видно заметив это, Стелла засмеялась и весело призналась: – Ты не думай, что это я сама – это бабушка меня научила!.. Мне было очень стыдно чувствовать себя полной неумёхой, но желание побольше узнать было во сто крат сильнее любого стыда, поэтому я запрятала свою гордость как можно глубже и осторожно спросила: – А как же все эти потрясающие «реальности», которые мы сейчас здесь наблюдаем? Ведь это чья-то чужая, конкретная жизнь, и ты не создаёшь их так же, как ты создаёшь все свои миры? – О, нет! – опять обрадовалась возможности что-то мне объяснить малышка. – Конечно же, нет! Это ведь просто прошлое, в котором все эти люди когда-то жили, и я всего лишь переношу нас с тобой туда. – А Гарольд? Как же он всё это видит? – О, ему легко! Он ведь такой же, как я, мёртвый, вот он и может перемещаться, куда захочет. У него ведь уже нет физического тела, поэтому его сущность не знает здесь препятствий и может гулять, где ей захочется... так же, как и я... – уже печальнее закончила малышка.

o-ili-v.ru

Архив журнала «Сверчок» - @ramin

Большое место в моей жизни занимает детская литература и журналистика. То, что предназначено для детей всегда делалось с особой любовью, с большим чаянием. Это лучшие работы художников, писателей и поэтов, которые составляют цвет искусства XX века в СССР и в России.

И вот, издательство "ТриМаг" выпустило многотомный архив "Мурзилки", после этого они занялись другими детскими журналами, довольно забытыми, таких как "Чиж" и "Ёж". Прекрасные совершенно были журналы для самых маленьких, но они довольно быстро прекратили свое существование.Не так давно вышел в свет абсолютный раритет, потрясающая вещь и одновременно настоящий памятник. Эта книга называется "Архив "Сверчка" 1937 год", книга посвящается памяти Николая Олейникова. Кто такой Николай Макарович Олейников всем любителям русской поэзии объяснять не надо - это один из выдающихся поэтов нашей страны, трагически погибший в 1937 году. И журнал "Сверчок" - это очень короткая история к сожалению, только пять небольших номеров, которые не найти уже ни в одной библиотеке целиком, только 4 номера есть в Ленинке, а 5-й в Санкт-Петербурге. Но если собрать их по архивам, то станет понятно, что журналу суждена была великолепная участь, он был бы достоин лучших образцов детской журналистики и детской прессы, какие только были в Советском Союзе.Но, к сожалению, события развивались стремительно и ужасающе. Олейников был арестован, обвинен и расстрелян в считанные месяцы. Последний, пятый номер журнала, выходил уже без него, а после он и вовсе был закрыт. Этому предшествовала традиционная - советская травля. Тяжело оценить масштаб этого явления (травли), глубину этого гниения, когда "топтать" чужого, чтобы выделиться, считалось достойным. Это было "правильным" поведением, было той моделью, которая создавала иллюзию безопасности "я же свой, я за первое дело". Вот в этом "горячем пожаре", в нем "сгорели" лучшие достижения искусства XX века. Олейникова очень жалко, у него страшная судьба и листая страницы архива журнала "Сверчок", понимаешь, как много мы потеряли.Здесь есть огромная вступительная статья "Невеселая судьба веселого журнала". Она называется так, словно речь пойдет о "Сверчке"... В журнале были лучшие на тот момент люди из детской литературы, они почти все имели отношение к редакции Маршака, да и сам Олейников сотрудничал с журналами "Чиж" и "Ёж" и он собрал бы под "свое крыло" всех самых лучших детских поэтов и писателей. Но статья начинается очень из далека, с восемнадцатого века, с истории детской журналистики в России - это совершенно потрясающий архивный материал. Эта научная статья достойна отдельной темы на любом семинаре, любого филологического факультета и представляет, на мой взгляд, научную ценность.Журнал "Сверчок" сначала назывался "Веселые картинки для маленьких ребят" - это был подзаголовок, первые слова которого стали названием легендарных "Веселых картинок", архив которых также начал выходить в издательстве "ТриМаг". И этот девиз "Веселые картинки для маленьких ребят", действительно стал жанрообразующим, потому что это огромный пласт детской журналистики и детской литературы в России.О самом журнале можно сказать, что не смотря на бездну лет, которые нас разделяют, все-таки 1937 год - это очень далеко, не смотря на огромную разницу в социальных реалиях, ведь уже ничего из того, что существовало тогда в Советской России практически не сохранилось, ну Кремль по прежнему Кремль, а вот все остальное, все эти советские аббревиатуры, учреждения, все кануло в лету. Несмотря на огромную разницу в полиграфии "Сверчок" смотрится не просто живо, он словно нарисован и издан вчера. Листая эти страницы понимаешь, что это делалось не просто с любовью к детям, а делалось прямо "на живую нитку" , прямо сейчас. Великолепные комиксы, картинки, которым позавидовал бы Бидструп. И я ничуть не преувеличиваю, полистайте сами и убедитесь. В журнале действительно придумано очень много оригинального и стилистически нейтрального, видимо это была одна из тех "заноз", которая заставила травить Олейникова и закрыть журнал.Здесь есть великолепная "Война усачей с рогачами", вспоминается автор первых российских мультфильмов (до 1917 года). Здесь есть приключения лесных человечков, из этих историй вышел Мурзилка. Это истоки, тут можно найти аллюзии и параллели со многими сказочными явлениями и просто забавными, которые потом реализовали в советской литературе.В конце архива есть приложение, в нем воспроизведены "замечательные" статьи, которые и способствовали аресту и расстрелу Олейникова. На основании этих статей, критики, была загублена судьба человека и совершенно замечательный журнал "Сверчок". И когда это все читаешь, то понимаешь, хорошо что все сохранилось, чтобы будущие поколения учились на этих ошибках и никогда их не повторяли. Чтобы в названии таких книг была не одна дата (1937), а через черточку и интервал между ними, как можно более долгий.

goldvoice.club

Сверчок (журнал) - WikiVisually

1. Олейников, Николай Макарович – Nikolay Makarovich Oleynikov was a Russian editor, avant-garde poet and playwright who was arrested and executed by the Soviets for subversive writing. During his writing career, he used the pen names Makar Svirepy, Nikolai Makarov, Sergey Kravtsov, NI chief engineer of the mausoleums, Kamensky. Nikolay Oleynikov was born in the village of Kamenskaya into a prosperous Cossack family and he graduated from Donetsk College and in 1916 entered the Kamensky Teachers College. In December 1917 he joined the Red Guards and in March 1918 enlisted in the Red Army, fighting against the Germans, in 1920 he joined the Russian Communist Party. He worked on the board of the Red Cossack newspaper. With Petrograd writers Mikhail Slonimsky and Evgeny Shvarts, he organized the literary magazine Zaboi in 1925 in Bakhmut, from 1926-28 he was active in Leningrad magazines, and organized broadcasts for children. In 1928 he was appointed to the Gosizdat, Childrens Department of State Publishing House and he also wrote for the childrens magazine Hedgehog. From 1926-1937, Oleynikov was active in official duties of staging childrens theater with Shostakovich and Schwartz, including Wake Lena, Helen and Grapes and he also wrote humorous but satirical poems like The Carp, The Beetle and Cockroach. Early in 1937, Oleynikov became editor of Cricket, another childrens magazine and he began to privately write ironic verse and parodies which reflected mockery and criticism of the Soviet ideals, counter to his official role as a manufacturer of Party propaganda for children. Some of his efforts are lost and the first surviving poems include Head, followed by others including Gluttony, In the Art Gallery and Vulcan. Only three of these poems were published in Oleynikovs lifetime, in 1934, he published Service Science, The Fly and Praise to Inventors in the journal Thirty Days. These were immediately identified as subversive, and he dropped the idea of publishing any others, on 3 July 1937, Oleynikov was arrested as a counter-revolutionary and the editors of the Gosizdat were investigated. After several months of torture, Oleynikov was sentenced to death, was shot in on 24 November 1937 and his widow received a death certificate from the registry office that listed his death as 5 May 1942 of fever. Regardless of the light and humorous nature of his work, Oleynikov is considered one of the darkest and most philosophically uncompromising of the Russian avante-garde poets. He was rehabilitated by the Soviets in 1957, and after 1964, the first exhaustive collection of his poetry was published in 1989. In the summer of 2006, English translations of some of his appeared in the USA, published in OBERIU. In 1997 Russian composer and director Alexey Kolomiytsev wrote an opera titled Vivisection based on Oleynikovs poems about animals. 1990 Poems and Poems,2000 Vulcan and Venus,2004 Circle of smart guys,2008 Website for the opera Vivisection

2. Союз Советских Социалистических Республик – The Soviet Union, officially the Union of Soviet Socialist Republics was a socialist state in Eurasia that existed from 1922 to 1991. It was nominally a union of national republics, but its government. The Soviet Union had its roots in the October Revolution of 1917 and this established the Russian Socialist Federative Soviet Republic and started the Russian Civil War between the revolutionary Reds and the counter-revolutionary Whites. In 1922, the communists were victorious, forming the Soviet Union with the unification of the Russian, Transcaucasian, Ukrainian, following Lenins death in 1924, a collective leadership and a brief power struggle, Joseph Stalin came to power in the mid-1920s. Stalin suppressed all opposition to his rule, committed the state ideology to Marxism–Leninism. As a result, the country underwent a period of rapid industrialization and collectivization which laid the foundation for its victory in World War II and postwar dominance of Eastern Europe. Shortly before World War II, Stalin signed the Molotov–Ribbentrop Pact agreeing to non-aggression with Nazi Germany, in June 1941, the Germans invaded the Soviet Union, opening the largest and bloodiest theater of war in history. Soviet war casualties accounted for the highest proportion of the conflict in the effort of acquiring the upper hand over Axis forces at battles such as Stalingrad. Soviet forces eventually captured Berlin in 1945, the territory overtaken by the Red Army became satellite states of the Eastern Bloc. The Cold War emerged by 1947 as the Soviet bloc confronted the Western states that united in the North Atlantic Treaty Organization in 1949. Following Stalins death in 1953, a period of political and economic liberalization, known as de-Stalinization and Khrushchevs Thaw, the country developed rapidly, as millions of peasants were moved into industrialized cities. The USSR took a lead in the Space Race with Sputnik 1, the first ever satellite, and Vostok 1. In the 1970s, there was a brief détente of relations with the United States, the war drained economic resources and was matched by an escalation of American military aid to Mujahideen fighters. In the mid-1980s, the last Soviet leader, Mikhail Gorbachev, sought to reform and liberalize the economy through his policies of glasnost. The goal was to preserve the Communist Party while reversing the economic stagnation, the Cold War ended during his tenure, and in 1989 Soviet satellite countries in Eastern Europe overthrew their respective communist regimes. This led to the rise of strong nationalist and separatist movements inside the USSR as well, in August 1991, a coup détat was attempted by Communist Party hardliners. It failed, with Russian President Boris Yeltsin playing a role in facing down the coup. On 25 December 1991, Gorbachev resigned and the twelve constituent republics emerged from the dissolution of the Soviet Union as independent post-Soviet states

3. Хармс, Даниил Иванович – Daniil Kharms was an early Soviet-era surrealist and absurdist poet, writer and dramatist. Daniil Ivánovich Yuvatchov was born in St. Petersburg, into the family of Ivan Yuvachev, by the time of his birth, the elder Yuvachev had already been imprisoned for his involvement in subversive acts against tsar Alexander III and had become a philosopher. Daniil invented the pseudonym Kharms while attending Saint Peters School, while at Saint Peters, he learned the rudiments of both English and German, and it may have been the English harm and charm that he incorporated into Kharms. Throughout his career, Kharms used variations on this name and the pseudonyms DanDan, Khorms, Charms, Shardam, in 1924, he entered the Leningrad Electrotechnicum, from which he was expelled for lack of participation in socially conscious activities. After his expulsion, he gave himself entirely to literature. He joined the circle of Aleksandr Tufanov, a sound-poet, and he met the young poet Alexander Vvedensky at this time, and the two became close friends and collaborators. In 1928, his play Elizaveta Bam premiered, it is said to have foreshadowed the Theatre of the Absurd, in 1927, the Association of Writers of Childrens Literature was formed, and Kharms was invited to be a member. From 1928 until 1941, Kharms continually produced childrens works, to great success, in 1928, Daniil Kharms founded the avant-garde collective Oberiu, or Union of Real Art. He embraced the new movements of Russian Futurism laid out by his idols, Khlebnikov, Kazimir Malevich and their ideas served as a springboard. His aesthetic centered around a belief in the autonomy of art from real world rules and logic, Kharms was arrested in 1931 and exiled to Kursk for most of a year. He was arrested as a member of a group of childrens writers. Kharms continued to write for magazines when he returned from exile. His plans for more performances and plays were curtailed, the OBERIU disbanded, in the 1930s, as the mainstream Soviet literature was becoming more and more conservative under the guidelines of Socialist Realism, Kharms found refuge in childrens literature. Many of his poems and short stories for children were published in the Chizh, Yozh, Sverchok and his adult works were not published during his lifetime with the sole exception of two early poems. His reputation in the 20th century in Russia was largely based on his work for children. Kharms adult works were picked up by Russian samizdat starting around the 1960s, a complete collection of his works was published in Bremen in four volumes, in 1978–1988. In Russia, Kharms works were published only from the late 1980s. Now, several editions of Kharmss collected works and selected volumes have been published in Russia, in 2004, a selection of his works appeared in Irish

4. Введенский, Александр Иванович (поэт) – Alexander Ivanovich Vvedensky was a Russian poet with formidable influence on unofficial and avant-garde art during and after the times of the Soviet Union. Vvedensky is widely considered as one of the most original and important authors to write in Russian in the early Soviet period and he is placed on par with writers such as Andrei Platonov for innovation in the language. Vvedensky considered his own poetry a critique of reason more powerful than Kants, Vvedensky was born in St. Petersburg, Russia, and took an interest in poetry at an early age. An admirer of Velemir Khlebnikov, Vvedensky sought apprenticeships with writers connected to Russian Futurism, in the early 1920s he studied with well-known avant-garde artists from Futurist circles such as Matiushin and Tufanov and Terentiev, at the newly formed GInHuK state arts school. In Tufanovs sound-poetry circle he met Daniil Kharms, with whom he went on to found the OBERIU group. Together Kharms and Vvedensky, along several other young writers, actors, and artists, staged various readings, plays. Vvedensky, as written in the OBERIU manifesto, was considered the most radical poet of the group, Vvedensky, like Kharms, worked in childrens publishing to get by, and was also quite accomplished in the field. He wrote vignettes for childrens magazines, translated books of childrens literature and he was arrested for a short while in 1931–1932 on charges of belonging to a faction of anti-Soviet childrens writers. During interrogations he was accused of encoding anti-Soviet messages in zaum or sound poetry. After the arrest and an exile in Kursk, he returned to Leningrad. In the mid-1930s he moved to Kharkov, there, in 1941, at the start of World War II, he was unable to board a crowded evacuation train. He stayed on in Kharkov hoping to catch up later with his family, with other prisoners evacuated from Kharkov he was shipped to Kazan but died of pleuritis on the way. His place of burial is unknown, the bulk of Vvedenskys extant works survived in the archive of Daniil Kharms. Most of Vvedenskys poetry was not widely known during his lifetime and he was known in small circles of writers in Leningrad — Anna Akhmatova praised one of his later poems, Elegy, very highly. A two-volume collected works came out first in America, and then in Moscow in 1991 and his idiosyncratic, morbidly humorous, and linguistically innovative work has slowly begun to be translated into English and anthologized with other OBERIU writers. Full text article on Vvedensky The Meaning of the Sea translated into English by Alex Cigale Essay and a few English translations in Germ #6, On Vvedensky, I regret that Im not a Beast, Frother

5. Житков, Борис Степанович – Boris Stepanovich Zhitkov was a Russian author, mainly of childrens books. Zhitkov was born in Novgorod, his father was a mathematics teacher and his works include numerous books in which he, in a figurative form, described various professions. His books are based on his experience as a sailor, ship captain, scientist. Between 1916 and 1924 he was a sailor and, later and he also worked as a navigator, an ichthyologist, a metal worker, a shipbuilding engineer, a teacher of physics and drafting, and a technical college headmaster. In 1924 Zhitkov started to be published and soon became a professional writer and he is best known for the hugely successful childrens travel book What I Saw about the summer vacation adventures of a curious little boy nicknamed Pochemuchka. He was a friend of Korney Chukovsky, who wrote in his diary entry for 28 December 1931. He says that at the meeting where Eikhenbaum was asked to practice self-criticism, Eikhenbaum responded, Self-criticism should be practiced before one writes, not after. Zhitkovs interpretation of the now famous meeting runs as follows, Were all just so many sons of bitches, so lets pull down our pants, Zhitkov also featured as a character in Samuil Marshaks childrens poem Post. The poem was adapted for screen in a 1964 animated film, —1928 Zhitkov B. Stone seal. About an elephant, short stories / Illustrations by N. Petrova, seven fires, sketches, short stories, narrative, plays —1982 Zhitkov B. How I used to catch men, Short stories. Biography at Russia-InfoCentre Works by Boris Zhitkov Boris Zhitkov at Library of Congress Authorities, with 23 catalogue records

6. Литературная газета – Literaturnaya Gazeta is a weekly cultural and political newspaper published in Russia and Soviet Union. The current newspaper bears a name with proud literary roots dating back to the 19th century, the first paper to bear the name of Literaturnaya Gazeta was founded by a literary group led by Anton Delvig and Alexander Pushkin, whose profile to this day adorns the papers masthead. The first issue appeared on January 1,1830, the paper appeared regularly until June 30,1831, reappearing in 1840-1849. Pushkin himself published some of his most famous works in this paper, Literaturnaya Gazeta was the first to publish Gogol, and published works by Baratynsky, Belinsky, Nekrasov and many other well-known Russian authors. After the Russian Revolution, the Soviet literary establishment decided to resume Pushkins venture on April 22,1929, in 1947, the format of Literaturnaya Gazeta was changed from a purely literary publication into a newspaper with political and social content as well. It was published weekly in an edition of sixteen pages, the first thick newspaper in a country where most newspapers were four to eight pages in length. The expanded newspaper not only took on a new look, but also acquired greater influence, becoming one of the most authoritative, the newspaper published stories and poems that were often mundane and unimpressive, but occasionally published poetry and prose of quality. Most interesting to its readers were reports on the political scene. Especially popular was the last page of issue, which contained a variety of satirical articles. Under the protective guise of good-natured, constructive satire, various frustrating, in 1990, with the end of the Soviet Union, the newspaper became an independent collective, and in 1997 formed itself into a publicly traded company. Much of the content of this article was translated and adapted from www. lgz. ru/about_lg/aboutus. htm Literaturnaya Gazeta website

wikivisually.com

Издательство "ТриМаг" представляет: АРХИВ журнала «СВЕРЧОК». Весёлые картинки для маленьких ребят

КНИГА ДЛЯ ВСЕХ – ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ, СТУДЕНТОВ, КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ

 

Дорогие друзья! В 2014-2017 годах издательство «ТриМаг» выпустило антологию «АРХИВ МУРЗИЛКИ» в 7 книгах.

А с 1 июня 2017 года в продаже появится  «АРХИВ „СВЕРЧКА“. Весёлые картинки для маленьких ребят, 1937».

Издательство принимает предзаказы: +7 (495) 9658683,

+7 (495) 9656666, [email protected]

В 1936 году в Москве выходила детская газета «Ванька-Встанька». У газеты было и подзаглавие: «Весёлые странички для маленьких ребят». После того, как вышло 5 номеров газеты, было решено её преобразовать в журнал «Сверчок». Создавал журнал  известный писатель Николай Олейников (1898-1937), который работал в знаменитых детских журналах «Новый Робинзон», «Ёж» и «Чиж». Работа над новым журналом началась ещё осенью 1936 года, а первый номер вышел в начале 1937 года. «Сверчок», как и «Ванька-Встанька», был адресован детям дошкольного возраста. Как и у «Ваньки-Встаньки», у него тоже было своё подзаглавие – «Весёлые картинки для маленьких ребят».

«Сверчок» отличался от других малышовых изданий своей юмористической направленностью, преобладанием рисунка над текстом. В «Сверчке» печатались небольшие рассказы, было много комиксов. Для журнала писали Б. Житков,                   М. Зощенко, Н. Олейников,     С. Михалков, С. Маршак,         А. Введенский, Д. Хармс,       Н. Саконская и другие. Детей радовали рисунки

Б. Малаховского, Н. Радлова, А. Налётова, Н. Травина,

В. Лебедева, А. Успенского,

Э. Будогосского, В. Горяева, М. Розуловича, Г. Шевлякова, В. Конашевича, Л. Юдина и других. Тексты и рисунки вызывали у малыша добрые чувства, учили помогать слабым и беззащитным, бороться со злом, проявляя храбрость и смекалку.

«Сверчок» задумывался как юмористический журнал. Но время его издания, 1937 год, плохо совмещалось с юмором. Николай Олейников «не оправдал» возложенные на него надежды: журнал никак не вписывался в дело воспитания «нового советского человека». Это не могло остаться без внимания. В прессе начали появляться ничем не обоснованные критические статьи о журнале, о его вредном воздействии на подрастающее поколение. Сгущались тучи и над Н. Олейниковым. Летом 1937 года события начали развиваться стремительно. В ночь на 3 июля 1937 года

Н. Олейников был арестован. Последний, пятый номер «Сверчка» редактировал уже другой человек, а после его выхода журнал был закрыт. Не замедлили с арестами и некоторых других сотрудников редакции журнала, а остальных вынудили написать заявления об уходе «по собственному желанию». Н. Олейников был объявлен «врагом народа», а всех сотрудников вместе назвали «контрреволюционной вредительской шайкой врагов народа, сознательно взявших курс на диверсию в детской литературе».

19 ноября 1937 года Н. Олейникова как «участника контрреволюционной троцкистской организации» приговорили к расстрелу. 24 ноября того же года приговор привели в исполнение. Не стало талантливого писателя, и исчез замечательный детский журнал.

Время всё расставляет на свои места. Часто люди и события объективно оцениваются только по прошествии времени. Через 20 лет после уничтожения «Сверчка» вдруг «обнаружилось», что в стране нет весёлого периодического издания для малышей. Ситуацию надо было срочно исправлять, и вот, в 1956 году, создаётся журнал, названием которого стали первые слова подзаголовка «Сверчка» – «Весёлые картинки». Как по содержанию, так и по оформлению «Сверчок» и «Весёлые картинки» практически идентичны друг другу. Разве что судьба «Весёлым картинкам» была уготовлена совершенно иная – грандиозный успех сопровождал журнал на протяжении нескольких десятилетий. Два очень похожих детских журнала и две разные судьбы.

А что с Николаем Олейниковым? Да всё то же самое: на целых двадцать лет его имя просто забыли. И только в 1957 году писателя полностью реабилитировали, его произведения начали издавать, о его творчестве стали писать книги.

Сегодня практически невозможно найти номера «Сверчка». Все пять номеров сохранились только в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, а в фондах «Ленинки» лишь только один, пятый номер журнала. Мы предполагаем, что первые четыре номера, которые редактировал Н. Олейников, после разгрома журнала и ареста писателя были изъяты из хранилищ главной библиотеки страны.

Вот мы и решили: журнал «Сверчок» не должен раствориться в небытии, он должен «вернуться» к нам из далекого прошлого, его должны увидеть все! Тем более, что 2017 год – юбилейный, журналу 80 лет! Вот так родился наш проект.

Некоторые развороты из книги

«АРХИВ „СВЕРЧКА“. Весёлые картинки для маленьких ребят, 1937»

 

 

murzilka.org

публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

 

В 1937 году в СССР выходил детский юмористический цветной журнал «Сверчок». У журнала было интересное подзаглавие – «Вёселые картинки для маленьких ребят». Ничего вам не напоминает? А если добавим, что «Сверчок» предназначался для дошколят, что в нём было много иллюстраций и мало текстов, в основном в виде подписей под рисунками, похожих на комиксы?..Конечно, сразу вспоминается другой знаменитый журнал – «Весёлые картинки». Да, именно так: по мнению экспертов, «Весёлые картинки» вышли из «Сверчка», хотя их и отделяют друг от друга почти 20 лет. А если копнуть ещё глубже, то узнаем, что прародителем «Сверчка», в свою очередь, была детская газета «Ванька-Встанька», которая выходила с апреля по август 1936 года. Всего вышли 5 номеров газеты, по 4 страницы в каждом, формат – 285х410 мм. У нас в издательстве хранятся сканы всех пяти номеров. Кстати, обратите внимание на подзаголовок «Ваньки-Встаньки» – «Весёлые странички для маленьких ребят»!

У «Сверчка» тоже было 5 номеров. Главный редактор, талантливый писатель Николай Олейников успел выпустить 4 из 5. Потом в «Литературной газете» в рубрике «Трибуна читателя» была напечатана разгромная статья Л. Кон «Клеветнический журнал». Мы читали эту статью, у нас есть и все номера самого журнала и хотим заявить: ни одно слово из неё не является правдой, и это – очень мягко говоря! Тогда Олейникова сняли, пятый номер редактировал Н. Шер, а потом журнал и вовсе закрыли. Вскоре бывшего главного редактора осудли по надуманному обвинению и в ноябре того же года – расстреляли. Только спустя 20 лет, в сентябре 1957 года, Н. Олейникова реабилитировали. 

Все 5 номеров «Сверчка» мы нашли только в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Даже в самой Ленинке хранится всего один, пятый номер журнала. 

 

Мы уже готовим «Сверчок» для издания в виде отдельной книги. Сейчас все изображения обрабатываются, а сам журнал будет воспроизведён полностью, все номера, 80 страниц в натуральном формате. В книгу войдёт также очень интересная и богато иллюстрированная статья известного учёного, доцента Петрозаводского университета Колесовой Ларисы Николаевны, автора монографий и многочисленных научных трудов о российской и советской детской журналистике. С Ларисой Николаевной мы сотрудничаем не первый раз: это удивительно интересный и безгранично влюбленный в своё дело человек, настоящий профессионал и Интеллигент с большой буквы, каких наверное мало! 

В том далёком 1937 году кто-то решил, что «Сверчок» должен просто исчезнуть. Но нельзя вырывать из нашей культуры, из истории детской публицистики такие яркие страницы! Они нам нужны! «Сверчок» должны видеть все. И мы сделаем достойное издание!

www.livemaster.ru

Книги - Товар

Состав книги:

- издательская статья;

- статья Л.Н. Колесовой «Невесёлая судьба весёлого журнала». Статья богато иллюстрирована;

- факсимиле всех номеров детской юмористической газеты «Ванька-Встанька», 1936;

- факсимиле всех номеров журнала «Сверчок», 1937;

- факсимиле двух критических статей (1937), сыгравших роковую роль в судьбе журнала;

- факсимиле документов, связанных с реабилитацией главного редактора «Сверчка» Н.М. Олейникова;

- «Список русских детских журналов в порядке их возникновения с 1785 по 1909 год». Н.В. Чехова;

- информация об авторе статьи Л.Н. Колесовой.

 

 

В 1936 году в Москве выходила детская газета «Ванька-Встанька». У газеты было и подзаглавие: «Весёлые странички для маленьких ребят». После того, как вышло 5 номеров газеты, было решено её преобразовать в журнал «Сверчок». Создавал журнал  известный писатель Николай Олейников (1898-1937), который работал в знаменитых детских журналах «Новый Робинзон», «Ёж» и «Чиж». Работа над новым журналом началась ещё осенью 1936 года, а первый номер вышел в начале 1937 года. «Сверчок», как и «Ванька-Встанька», был адресован детям дошкольного возраста. Как и у «Ваньки-Встаньки», у него тоже было своё подзаглавие – «Весёлые картинки для маленьких ребят».

          «Сверчок» отличался от других малышовых изданий своей юмористической направленностью, преобладанием рисунка над текстом. В «Сверчке» печатались небольшие рассказы, было много комиксов. Для журнала писали Б. Житков, М. Зощенко, Н. Олейников, С. Михалков, С. Маршак, А. Введенский, Д. Хармс, Н. Саконская и другие. Детей радовали рисунки Б. Малаховского, Н. Радлова, А. Налётова, Н. Травина, В. Лебедева, А. Успенского, Э. Будогосского, В. Горяева, М. Розуловича, Г. Шевлякова, В. Конашевича, Л. Юдина и других. Тексты и рисунки вызывали у малыша добрые чувства, учили помогать слабым и беззащитным, бороться со злом, проявляя храбрость и смекалку.

          «Сверчок» задумывался как юмористический журнал. Но время его издания, 1937 год, плохо совмещалось с юмором. Н. Олейников «не оправдал» возложенные на него надежды: журнал никак не вписывался в дело воспитания «нового советского человека». Это не могло остаться без внимания. В прессе начали появляться ничем не обоснованные критические статьи о журнале, о его вредном воздействии на подрастающее поколение. Сгущались тучи и над Н. Олейниковым. Летом 1937 года события начали развиваться стремительно. В ночь на 3 июля 1937 года Н. Олейников был арестован. Последний, пятый номер «Сверчка» редактировал уже другой человек, а после его выхода журнал был закрыт. Не замедлили с арестами и некоторых других сотрудников редакции журнала, а остальных вынудили написать заявления об уходе «по собственному желанию». Н. Олейников был объявлен «врагом народа», а всех сотрудников вместе назвали «контрреволюционной вредительской шайкой врагов народа, сознательно взявших курс на диверсию в детской литературе».

         19 ноября 1937 года Н. Олейникова как «участника контрреволюционной троцкистской организации» приговорили к расстрелу. 24 ноября того же года приговор привели в исполнение. Не стало талантливого писателя, и исчез замечательный детский журнал.

          Время всё расставляет на свои места. Часто люди и события объективно оцениваются только по прошествии времени. Через 20 лет после уничтожения «Сверчка» вдруг «обнаружилось», что в стране нет весёлого периодического издания для малышей. Ситуацию надо было срочно исправлять, и вот, в 1956 году, создаётся журнал, названием которого стали первые слова подзаголовка «Сверчка» – «Весёлые картинки». Как по содержанию, так и по оформлению «Сверчок» и «Весёлые картинки» практически идентичны друг другу. Разве что судьба «Весёлым картинкам» была уготовлена совершенно иная – грандиозный успех сопровождал журнал на протяжении нескольких десятилетий. Два очень похожих детских журнала и две разные судьбы.

          А что с Николаем Олейниковым? Да всё то же самое: на целых двадцать лет его имя просто забыли. И только в 1957 году писателя полностью реабилитировали, его произведения начали издавать, о его творчестве стали писать книги.

       Сегодня практически невозможно найти номера «Сверчка». Все пять номеров сохранились только в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, а в фондах «Ленинки» лишь только один, пятый номер журнала. Мы предполагаем, что первые четыре номера, которые редактировал Н. Олейников, после разгрома журнала и ареста писателя были изъяты из хранилищ главной библиотеки страны.

            Вот мы и решили: журнал «Сверчок» не должен раствориться в небытии, он должен «вернуться» к нам из далекого прошлого, его должны увидеть все! Тем более, что 2017 год – юбилейный, журналу 80 лет! Вот так родился наш проект.

Обзор Дмитрия Гасина на книгу "Архив "Сверчка" 1937. Весёлые картинки для маленьких ребят".

Чем интересна и ценна книга? Как судьба журнала и его главного редактора связана с историей нашей страны?

murzilka.su


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта