Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Хорошо забытое старое. Турбо автомобильный журнал


Турбулентность - Автомобильный журнал «Турбо»

Формула 1 подарила поклонникам такой сезон, какого они давно не видели. Один-единственный этап до финала, а на чемпионский титул 2007 реально претендуют трое – от двух команд. Накал борьбы на гоночных трассах и околоспортивные интриги дали горючую смесь, которая с минуты на минуту угрожает самовоспламенением. Потрясающий PR, о каком 2-3 года назад боссы «большого цирка» могли только мечтать.

Вернемся на месяц назад – к Большому призу Италии в Monza. Предварительный зачет чемпионата мира возглавляют пилоты McLaren: фантастический «новичок», темнокожий британец Lewis Hamilton и «обороняющийся» чемпион, испанец Fernando Alonso. Они же господствуют и в субботней квалификации 8 сентября: pole-позиция у Alonso, на сотые доли секунды отстал от него на круге Hamilton. Тогда как бразилец Felipe Massa (Ferrari) проиграл испанцу уже 0,55+ сек. Его партнер по команде, финн Kimi Raikkonen потерпел в пятницу катастрофу, и болид пришлось восстанавливать из фрагментов, – чтобы избежать наказания за замену двигателя. Так что 5-е калификационное время – прекрасный результат (ввиду экстраординарных обстоятельств).

Воскресная гонка (53 круга) так и прошла под знаком превосходства McLaren: чемпион мира лидировал от старта и до финиша – с лучшим временем на круге. Что называется «хэт трик» – и очередной «золотой дубль» для британской команды, поскольку Hamilton финишировал 2-м. Scuderia же на «домашней» трассе не смогла противопоставить архисопернику ничего: Massa сошел с дистанции на 21-м круге (подвеска), а Raikkonen поднялся на нижнюю ступеньку подиума. Разочарование итальянских «тифози» трудно себе представить; многие из зрителей стали покидать трибуны за 10 кругов до финиша.

Тогда как у «маклэрена» праздновали успех, который, между прочим, еще сильнее накалил отношения двух пилотов и обострил их конкуренцию. Fernando просто-напросто прервал общение с партнером по команде (хотя обижаться-то следовало как раз Lewis’у – за Венгрию). Очередной GP разыгрывался в Бельгии – на легендарной трассе Spa Francorchamps. Однако еще до того состоялся 2-й раунд подковерной борьбы: 13 сентября в Париже заседал Всемирный спортивный совет (World Motor Sport Council) FIA, где вновь обсуждался скандальный вопрос о «шпионской» деятельности одного из высокопоставленных фигурантов Scuderia – в пользу британской команды. В свете дополнительно выявленных обстоятельств Совет принял крутое решение: McLaren лишается всех очков, заработанных в командном зачете. Тем самым Кубок конструкторов 2007 автоматически передается Ferrari, – видимо, в порядке возмещения морального ущерба. Мало того, команда McLaren оштрафована на 100 млн (сто миллионов) долл. Они не бедные, конечно, но 100-миллионная «премия» способна обанкротить кого угодно; интересно посмотреть. В воздухе висел также вопрос о дисквалификации пилотов виновной стороны (вполне логично), однако Совет не решился на корню угробить чемпионат… Не столько закон и правосудие, сколько соображения целесообразности; «большой цирк».

Ну а на трассе в Бельгии расстановка сил изменилась (против Италии) на противоположную: 15 сентября в квалификации доминировали Raikkonen и Massa, тогда как Alonso и Hamilton заняли 2-й стартовый ряд. В воскресенье финский пилот со «светофора» возглавил гонку (44 круга) – и выиграл бельгийский GP в 3-й раз подряд! Второе, 3-е и 4-е места распределились в точном соответствии со стартовым порядком (стоило ли гонять?), так что отрыв Hamilton’а от преследователей в личном предварительном зачете еще сократился. До каких-то 2 очков перед партнером по команде, хотя Kimi оставался в 13 очках позади.

Тем самым завершилось европейское турне, и караван Формулы 1 направился к юго-востоку. GP Японии разыгрывался нынче – после перерыва в 3 десятка лет – на обновленной трассе Fuji. Погода стояла осенняя: уже субботняя квалификация 29 сентября проходила под дождем. В сложных условиях pole-позицию завоевал Hamilton – в 0,07 сек. перед Alonso; серьезное преимущество ввиду прогнозов погоды на воскресенье. Raikkonen и Massa стали во 2-м ряду; маятник соперничества двух команд опять качнулся из стороны в сторону.

Бельгия: у Kimi здесь соперников нет

В воскресенье дождь лил как из ведра, и организаторы гонки (на 67 кругов) сочли за благо дать старт с ходу – за safety car’ом. Да, «мокрые» гонки в последние годы такая редкость, что пилоты, наверное, разучились ездить под дождем. Так или иначе, официальный Mercedes водил караван под «желтым» флагом за собой 19 (девятнадцать!) кругов, пока наконец не дали «зеленый». И обладатель pole-позиции тут же начал отрываться от партнера по команде, вслед за которым в кромешном тумане двигались немец Nick Heidfeld (BMW), когда-то британская надежда Jenson Button (Honda), австралиец Mark Webber (Red Bull) и молодой Sebastian Vettel (Toro Rosso) из Германии. Пилоты Ferrari провалились из 2-го ряда далеко назад – в силу на удивление грубой ошибки с выбором резины. Raikkonen и Massa стартовали почему-то не на «экстремально» дождевых покрышках (как все остальные), а на «промежуточных», – и конечно же, им пришлось идти на досрочный pit-стоп. Ладно хоть за safety car’ом, когда пелотон идет далеко не на предельной скорости.

Что характерно для по-настоящему «мокрой» гонки, японский GP разыгрывался в крайне хаотичной обстановке. Развороты, вылеты с трассы и сходы разрушили надежды многих – в их числе и «обороняющегося» чемпиона мира. Alonso прилагал отчаянные усилия, чтобы достать уходящего вперед архисоперника, но неудачный pit-стоп отбросил его на 7-ю позицию. Вдобавок в «силовую» борьбу с чемпионом вступил Vettel, и McLaren №1 получил повреждения корпуса – в зоне перед правым задним колесом. С непредсказуемыми последствиями, но Alonso развязал узел даже раньше, чем ожидалось. Форсируя ситуацию, на 43-м круге он попал на аквапланирование, вылетел из виража – и разобрал свой болид об барьер. Чемпион в ауте – за 2 этапа до окончания сезона.

Япония: для F.Alonso гонка закончилась

Опять safety car – перед Hamilton’ом, вплотную за которым следовали… Webber и Vettel! За 2 с небольшим десятка кругов до финиша, мгновение славы для двух аутсайдеров; и вдруг обстоятельства приняли совершенно трагикомический оборот. На 46-м круге 20-летний немец… въехал в болид австралийца – под safety car’ом! Дождь, знаете ли. Оба сошли, причем Webber в неописуемом гневе, а Vettel в слезах. Его нетрудно понять.

Тем временем пилоты Scuderia подтягивались вперед (они не допускали столь нелепых промахов), и в заключительной стадии гонки Kimi жестко нажимал на шедшего 2-м финна Heikki Kovalainen’а (Renault). Однако пройти соперника не успел; фантастическая гонка закончилась убедительной победой Hamilton’а – с лучшим кругом. Еще один «хэт трик», и «новобранец» увеличил свой отрыв в предварительном зачете от партнера по команде до внушительных 12 очков! И до 17 – от Raikkonen’а (за 2 тура до финала). Многие из обозревателей поспешили объявить, что дело сделано и мы увидим нового чемпиона мира. Дебютанта – впервые в истории Формулы 1.

Япония: L.Hamilton принимает отмашку «клетчатого» флага

С точки зрения арифметики вполне правдоподобно, однако автогонки еще пока не свелись к операциям с числами. В «большом цирке» остается место для драмы; одна из них и разыгралась на китайской трассе в Шанхае. А начиналось все почти так же, как в Японии: в субботу 6 октября Lewis выиграл очередную (5-ю в сезоне) pole-позицию; 2-й стартовый ряд заняли Kimi и Felipe. Fernando показал только 4-е время на круге; исключительно благоприятный для лидера в предварительном зачете расклад.

Так и в воскресной гонке (на 56 кругов), которая как и неделю назад стартовала под дождем – хотя и без участия safety car. Hamilton ушел со «светофора» вперед, за ним устремились Raikkonen, Massa, Alonso – и другие. Дождь усиливался, а лидер последовательно наращивал отрыв от соперников; казалось, «мокрая» гонка – его естественная стихия. И в самом деле, до тех пор, пока поливало с неба, события развивались как нельзя лучше для Lewis’а.

Китай: McLaren №2 замер на pit-лэйн. Как нелепо…

После 15-го круга он одним из первых дозаправил баки, но менять резину не стал. Тем временем дождь прекратился, и трасса стала быстро подсыхать. «Мокрая» резина начала «отходить», и для многих ребром стал вопрос о pit-стопе. В том числе и для Hamilton’а: покрышки его болида «облысели», и лидера стал настигать Raikkonen. А на 28-м круге Kimi прошел соперника и захватил первую позицию.

Пилоту «макларена» №2 следовало немедленно идти на замену резины, но тут вмешались тактические соображения. Вот-вот ожидался новый приступ дождя, и казалось выигрышным как-то «пересидеть» его, – чтобы потом выбрать правильные покрышки. Тактика, тогда как мыслить-то следовало стратегически. Ну зачем, спрашивается, рисковать в борьбе за победу, когда для завоевания чемпионского титула Hamilton’у требовалось добыть в Шанхае какие-то очки. Скажем, 4-5 – и шансы его соперников в Бразилии падали практически до нуля. Впрочем, все мы сильны задним умом…

Дождь и в самом деле возобновился, и Lewis продолжал гонку на крайне потрепанной резине. Наконец на 33-м круге, когда правая задняя шина стала угрожать аварией, он направился на pit-стоп. И тут «новобранец», который до сих пор почти не совершал на трассе ошибок, допустил типовую «школьную» оплошность. Уже на pit-лэйн(!) McLaren №2 на малой скорости вынесло на обочину – в гравий, где он и застрял… Аут в сотне метров от своей «конюшни». Вот так проигрывается чемпионат – на ровном месте; молодой еще слишком. Нечто подобное произошло в 1986, когда Nigel Mansell потерял вполне заслуженный титул на заключительном этапе сезона. В азарте борьбы за победу он тоже тянул с заменой резины до последнего – пока покрышка не взорвалась.

Кто-то теряет, кто-то находит; Raikkonen уверенно выиграл Grand prix Китая; его 5-я победа в нынешнем сезоне. И 200-й GP для Scuderia; как бы то ни было, наши поздравления! Kimi сократил отставание от лидера в предварительном зачете до 7 очков и сохраняет реальные шансы на титул. Alonso финишировал 2-м и теперь отстает от архисоперника лишь на 4 очка; все решится на последнем этапе. Massa остался 3-м и выбыл из борьбы за высшую награду. А 4-м прибыл… Vettel, который стартовал в Шанхае с 17-й позиции. Чем труднее погодные условия, тем сильнее выступает юное немецкое дарование; похоже, перед нами новый кандидат на почетное звание «человека дождя».

Китай: на подиуме два претендента на титул 2007. Главный остался за кадром

Теперь Большой приз Бразилии в Сан-Паулу; год назад именно там решилась судьба чемпионата. Турбулентный сезон завершается драмой; в выигрыше сотни миллионов болельщиков.

turbonsk.ru

Приобрести авто - Автомобильный журнал «Турбо»

Какую именно машину купить и где? Как определиться с выбором? В материале «Передний, задний или полный?» автор попыталась ввести читателей-новичков в мир автомобильной техники, но решение  принимать вам – самостоятельно.

Критерии выбора

Так как выбор автомобиля – сугубо индивидуальное дело, и здесь нет каких-то четких рекомендаций по приобретению той или иной марки, все зависит от личных предпочтений покупателя и задач, которые он собирается решить, купив авто.

Попробуем назвать объективные критерии правильного и обдуманного выбора. Именно придерживаясь рационального КРИТЕРИЯ, вы безошибочно и с легкостью сможете выбрать автомобиль по себе.

Все начинается с цены. Ведь у каждого свои финансовые возможности. Второе – зачем вам автомобиль? А здесь все индивидуально: внешность, цвет и комплектация. Как говорится, на вкус и цвет – товарищей нет!

На наш взгляд, последовательность выбора выглядит примерно так:

1. Средства. Смотреть следует те автомобили, цена которых совпадает с выделенной вами суммой. Сейчас ситуация облегчается за счет кредита, в этом случае отправной точкой будут первоначальный платеж и ежемесячные взносы.

2. Задачи, которые автомобиль поможет вам решить: обозначать имидж владельца, служить помощником (например, в строительстве загородного дома), везти вас отдыхать на природу по выходным. А возможно, доставлять удовольствие от скоростного и маневренного вождения или просто вы будете ездить на нем на работу, и при этом он должен оставаться экономичным, надежным и неугоняемым. На первый взгляд, нужен автомобиль, который решает каждую из названных задач. На самом деле не так. Потому как одни из них подчас исключают другие. Стоит обдумать все варианты, тогда легче очертить круг задач, наиболее значимых именно для вас.

После задания характеристик наступает самое интересное: вы приступаете к выбору из моделей, близких по свойствам. Абсолютно нормально! Ведь новый автомобиль означает высокий уровень качества, комфорта и безопасности. А так как ценовой диапазон определен, то и предложения очень близки друг к другу. Как же выбрать? Много лет на страницах «Турбо» публикуются репортажи о тестах автомобилей: новых и подержанных. Журналисты, которые делятся своими впечатлениями, неодинаковы по темпераменту, водительскому стажу, мировосприятию, наконец, по полу и возрасту. Прислушайтесь к разным мнениям и публикациям, но не забывайте – мнений столько, сколько людей. А ездить вам.

Теперь давайте посмотрим, где в Новосибирске можно приобрести автомобиль.

Выбор новых автомобилей

Ключевой вопрос: новую машину покупать или подержанную? Выбирая новую, вы получаете гарантию, которая сейчас почти у всех дилеров не меньше 3 лет или 100 тыс. км пробега, кредит, обслуживание на авторизованной станции ТО.

На рынке Новосибирска представлен обширный список известных марок автомобилей: отечественные ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, узбекские Daewoo, надежные немецкие Audi, BMW, Mercedes, Volkswagen, утонченные французские Peugeot, Renault, роскошные Jaguar, Lexus и Range Rover, европейские Ford, Opel, Skoda, Volvo, Chevrolet. Из Страны утренней свежести – Hyundai, Kia, практически все японские брэнды – Toyota, Honda, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Suzuki, Subaru. Не так уж и мало. Одни могут похвастаться просторными светлыми салонами, другие еще строятся. Главное, вы уже сейчас можете выбрать то, что вам по душе, – если ваша точка зрения совпадает с мнением Генри Форда. Который, как известно, говорил: «Хороший автомобиль – новый автомобиль».

Выбор second hand

Если вы склоняетесь к подержанному автомобилю, то и здесь выбор достаточно богат. На рынке работает немало компаний и фирм, у которых свой имидж, офис, репутация и они могут представить соответствующие документы. У них в наличии импортные и отечественные модели – или же они привезут любое авто под заказ с аукционов Америки, Европы и Японии. Цена зависит от марки, года выпуска, двигателя, пробега и т.д. На рынке работают такие компании как: «Автосалон Сити», «Восток – Инвест», «Вербис», «СибАвтоИмпорт», «VIР Мотоrs», «Дюк и К», «СоюзМото Сибирь», «Кристалл Сибирь», «АвтоБЭСТ», «Доктор Кар», «Автоклуб 54RUS», «Автолайн плюс», «СибАвтоБрокер плюс» «Automost Japan» и другие.

Многие принимают в зачет покупки старые автомобили. Хотя другие могут помочь приобрести новую машину и в автосалоне города. К тому же почти все автофирмы сотрудничают с банками, предоставляя кредит. Действуют гибкие схемы продаж, что немаловажно для покупателя. Они позволяют приобрести машину в кредит тем, кто не может совершить покупку по ряду причин официально через банк. Здесь же застрахуют автомобиль, а также владельца-водителя – и пассажиров. Как говорится, любой каприз за ваши деньги.

Техника купли-продажи авто с аукциона – тема следующей публикации в нашем журнале. Надеюсь, она привлечет многих сибиряков (сибирячек) к еще не опробованной возможности приобретения машины через Интернет с крупнейших аукционов Японии.

Удачной вам покупки!

turbonsk.ru

Беспредел - Автомобильный журнал «Турбо»

Видите, Балаганов, что можно сделать из простой AC/Shelby Cobra 427. В такое трудно поверить, если не принимать всерьез документальные свидетельства. В курортном немецком местечке Bad Gandersheim квалифицированные специалисты Weineck Engineering строят 2-местные родстеры Cobra 780, которые способны разогнаться с места до 100 км/ч за 2,9 сек. До 200 км/ч – за 5,9 сек. А до 300 – за 10 сек.!!!

Максимальная скорость тут уже не имеет никакого значения. Безумная динамика поддерживается самым, наверное, несуразным двигателем наших дней: V-образная «восьмерка» рабочим объемом под 13 л. Отсюда и обозначение модели: 780 кубических дюймов – примерно 12,8 л. Вдвое против колоссального 12-цилиндрового Brabus, каждый из 8 «горшков» – по 1,6 с лишним л. В нашей жизни 4-цилиндровый мотор такого рабочего объема не считается малолитражным. Со степенью сжатия 11,5 «восьмерка» 780 развивает до 1100 л.с. при 7 тыс. оборотов. Наибольший крутящий момент – что-то вроде 1300 Нм! Безо всякого нагнетателя. И даже без впрыска бензина; мотор оснащен парой архаических 4-камерных карбюраторов (Holley) с падающим потоком.

V-образная «восьмерка» рабочим объемом под 13 л

Причем собирают чудовищные двигатели у Weineck сами, своими силами. Да и где такое купишь… «Восьмерка» поражает – литражом и мощностью, с одной стороны, и примитивностью конструкции, с другой. Сведения о 780-м крайне скудные и где-то даже противоречивые. Ясно лишь, что в основу положены американские big bock с их центральным распредвалом, штангами и коромыслами привода газораспределительного механизма с 16-ю клапанами на все про все. Даже базовая размерность не известна; допустим, диаметр цилиндров и ход поршней 128х125 мм, тогда рабочий объем как раз 12868 «кубиков»… И вообразите, что такой монстр развивает максимальную мощность при 7000 мин-1, а «отсечка» срабатывает только при 8 тыс. оборотов!

Конструктивный примитив в контрасте с высочайшим качеством изготовления – якобы на уровне Формулы 1. Коленчатый вал и поршни – штучной работы, сборка и настройка – вручную. Впускные клапаны – из титанового сплава, а из какого сплава блок цилиндров (алюминиевый или чугунный), неясно. И каким же образом удается добиться от простенькой конструкции столь высокой отдачи? Ценой потери. Прежде всего, создатели 780-го не озабочены экологическими вопросами, и нормы Euro для них не указ. То есть, у карбюраторов «мощностная» регулировка: топливовоздушная смесь слегка обогащена, бензин льется ручьем.

Во-вторых, тщательная настройка впускного коллектора и особенно прямоточной системы выпуска – с индивидуальными патрубками от каждого цилиндра. И никаких каталитических нейтрализаторов с их сопротивлением потоку газов. В-третьих, полированные изнутри впускные и выпускные каналы. В-четвертых, подбор фаз газораспределения – в ущерб «холостому» ходу и экономичности. Что характерно, «холостые» обороты 780-го отрегулированы довольно высоко: 1000 мин-1. Так что о расходе бензина лучше умолчать…

«Восьмерка» смонтирована на пространственной раме, как и положено, спереди – и состыкована с ручной 4-ступенчатой коробкой передач, рассчитанной на передачу крутящего момента до 2 тыс. Нм. Представьте, какое усилие нужно на педали сцепления… Да и на рычаге тоже; вот автомобиль, который определенно не назовешь «дамским». На раму «кобры» навешены кузовные панели из углепластиков, от непогоды «кокпит» защищен убирающимся (вручную) мягким верхом. Длина монстра – 4200 мм, ширина – 1745, высота – 1170 мм. Подвеска, естественно, «по кругу» на двойных поперечных рычагах; винтовые пружины, регулируемые (вручную на месте) амортизаторы, поперечные стабилизаторы. Спецрезина размером 255/40ZR спереди и 315/35ZR сзади монтируется на фирменные 18-дюймовые колеса.

Родстер Cobra 780
Могучий воздухозаборник, наверное, ограничивает водителю обзорность.Индекс 780 cid напоминает о литраже «восьмерки»

Машина оснащена мощными дисковыми тормозами Brembo, причем никакие ABS, ASR и ESP тут не предусмотрены. Неясно даже, есть ли при реечном рулевом механизме сервоусилитель. Впрочем, Weineck Cobra 780 весит лишь 1250 кг; водитель справится. Если он настоящий «мачо».

turbonsk.ru

Хорошо забытое старое - Автомобильный журнал «Турбо»

Принято считать, что из серийных легковушек раньше всех двигатель со впрыском бензина получила легендарная модель Mercedes 300SL — в 1954 году…

И в самом деле рядная «шестерка» спорт-купе 300SL (знаменитого еще своими дверями-«крыльями») первая из 4-тактных работала со впрыском бензина в надпоршневое пространство — по системе Bosch. Обратите внимание: из 4-тактных, но в 50-е выпускали немало моделей с простенькими 2-тактными моторами. Один из таких «двухтактов», которым оснащали авто под задиристым названием Superior (высший, превосходящий) никому ныне не известной немецкой марки Gutbrod, и стал первым в истории легкового автомобилестроения «инжекторным» двигателем. Еще в 1952-м; одним словом, Superior.

Симпатичный и прогрессивный Superior не добился рыночного успеха

И не случайно 2-тактный; один из коренных изъянов двигателей с симметричной возвратно-петлевой продувкой (самая обычная и распространенная схема) — унос части топливовоздушной смеси на выпуск. Попросту горючее на ветер. Считалось даже, что 2-тактный цикл годится только для дизелей, у которых топливо впрыскивается в камеру сгорания очень поздно, когда выпускные каналы уже закрыты. Отсюда идея непосредственного впрыска бензина в надпоршневое пространство — после завершения выпуска.

Тут как раз компания Robert Bosch предложила модификацию своей дизельной аппаратуры — для бензиновых двигателей. Надо сказать, ее разработали еще в годы II мировой — для авиамоторов Daimler-Benz. Так, V-образный 12-цилиндровый DB-605AS со впрыском бензина Bosch выдавал около 1800 л.с., и «мессер» Bf109 в последней версии G-10 развивал с «инжекторным» мотором скорость до 700 км/ч. Причем дело не только (и не столько) в скорости; впрыск бензина устранял характерные для карбюраторного питания «провалы» при перегрузках — не последнее дело для исхода воздушного боя.

Еще тогда пришлось преодолевать серьезное затруднение: смазка плунжеров ТНВД. У солярки неплохие смазывающие способности, и с дизелями вопросов не возникало. От бензина же смазка никакая, и о плунжерных парах следовало позаботиться особо. Организовали подачу моторного масла к плунжерам (снизу), а чтобы бензин не смывал смазку и не попадал в систему, на плунжерах устроили так называемые «масляные затворы» — кольцевые проточки, которые и перекрывали дорогу горючему.

После войны спрос на аппаратуру для авиамоторов иссяк, и к началу 50-х у Bosch подготовили вариант для автомобильных двигателей. Прежде всего — для 2-тактных, которые без непосредственного впрыска вообще не следовало выпускать и эксплуатировать. И в 1952 году бошевской аппаратурой оснастили 2-цилиндровый 600-кубовый «двухтакт» — для скромного Superior 600E (Einspritzung — впрыск). За пару лет до великолепного Mercedes 300SL.

Wilhelm Gutbrod с 1950 года выпускал свой Superior в городе Plochingen — недалеко от Штуттгарта. Двухдверное 2-местное купе, а также «кабрио-купе» (со скатывающимся мягким верхом) и даже 3-дверный «комби». Надо сказать, по тем временам довольно прогрессивная конструкция — с передним приводом. Мотор смонтирован продольно в переднем свесе в блоке с ручной 3-ступенчатой КПП; агрегаты собраны на центральной трубчатой раме. Независимая подвеска — на двойных поперечных рычагах спереди и с качающимися полуосями сзади; винтовые пружины, телескопические амортизаторы. Двигатель вроде самый обыкновенный: жидкостного охлаждения с кривошипно-камерной продувкой и симметричной возвратно-петлевой продувкой. Как у ижевских мотоциклов советских времен, но в исполнении E он работал без карбюратора!

При диаметре цилиндров и ходе поршней 71х75 мм его рабочий объем равнялся 594 «кубикам». С карбюратором Solex такой мотор развивал 22 л.с. (DIN) при 4 тыс. оборотов, а со впрыском бензина — все 27 л.с. В том же 1952-м в серию пошел Superior 700E — с цилиндрами двигателя, расточенными до 75 мм, и рабочим объемом, увеличенным до 663 миллилитров. Со степенью сжатия 6,7 карбюраторный мотор выдавал 26 л.с. при тех же 4 тыс. оборотов крутящего момента; наибольший крутящий момент — 4,7 кгм при 2400 мин-1. Двигатель со впрыском развивал уже 30 л.с. при 4400 мин-1 и 4,9 кгм при 3500 мин-1.

Двухплунжерный ТНВД (с пневматическим регулятором) подавал бензин под высоким давлением к форсункам в головках цилиндров. В системе работал отдельный насос, который питал «маслозатворы» плунжеров, а также впрыскивал масло на впуске в кривошипную камеру — для смазки самого двигателя. Без обычного для «двухтактов» примешивания масла к бензину, но все равно «на прогар».

Впрыск начинался поздно — к моменту закрытия выпускных окон, так что бензин «на ветер» при продувке цилиндров не уносило. Что и требовалось доказать; причем на «холостом» ходу питанием мотора все равно занимался простенький вспомогательный карбюратор. ТНВД не справлялся с дозированием микроскопических порций топлива при низкой нагрузке малолитражного двигателя, однако на «холостом» бензин и не уносит. А с прибавлением «газа» включался впрыск — и пресекал попытки выброса горючего на выхлоп.

Схема аппаратуры Bosch для впрыска бензина в 2-тактных двигателях.

1. Маслобак. 2. Вентиляционная трубка. 3. Бензобак. 4. Топливный фильтр. 5. Трубопровод высокого давления. 6. Маслопровод. 7. Форсунка. 8. Свеча зажигания. 9. Перепускной клапан. 10. ТНВД. 11. Пневматический регулятор. 12. Штуцер трубки, создающей разрежение у мембраны регулятора. 13. Цилиндр двигателя. 14. Вал привода бензо- и маслонасосов. 15. Тросик «газа». 16. Маслонасос с регулируемой подачей. 17. Подкачивающий бензонасос

Здорово, но даже непосредственный впрыск не отменил другого порока 2-тактных двигателей с искровым зажиганием — пропуска вспышек в цилиндрах при малой нагрузке. И с аппаратурой Bosch «двухтакт» Gutbrod Superior все равно кашлял и чихал на «холостом»; тут нужны другие средства, тогда еще не реализуемые. А 2-тактные моторы с непосредственным впрыском ставили еще на немецкие легковушки Goliath 700E и 900E, но к концу 50-х заменили их 4-тактными. Те и с самым обыкновенным карбюратором вспышек не пропускали — и бензин на ветер почти не выбрасывали.

В 1950-1954 годах собрали всего 7726 машин Superior — и с карбюраторными, и с «инжекторными» двигателями. При всей прогрессивности конструкции расходились машины Gutbrod неважно — из-за высокой цены; Superior стоил едва ли не вдвое против сравнимых моделей попроще. Так что в 1954 году W.Gutbrod прекратил выпуск Superior — и вообще ушел из автомобилестроения. А карбюраторные «двухтакты» дожили на конвейере (в Восточной Германии) аж до начала 90-х. Впрочем, тут другая история.

Двухцилиндровый 2-тактный мотор Gutbrod Superior образца 1952 года. Работал с непосредственным впрыском бензина по системе Bosch

Длина Gutbrod Superior — 3505 мм, ширина — 1490, высота — 1370; база — 2273 мм, колея — 1130/1160. Снаряженный вес «купе» 700E — 760 кг. С места до 100 км/ч Superior 700E мог разогнаться за 40 сек.!, его скорость достигала 115 км/ч. Бензина автомобильчики Superior расходовали 5,8-6,8 л на 100 км пробега — по бог весть какому способу измерения.

Впрыск бензина (в упрощенном варианте — во впускные каналы) оказался по-настоящему востребован только с середины 80-х, когда массовое и обязательное применение получили каталитические нейтрализаторы выхлопных газов. Карбюраторы просто перестали справляться с задачей. А теперь вновь по всему фронту наступает прямой впрыск в камеры сгорания (FSI, HPI) — для 4-тактных двигателей и на совершенно ином, разумеется, техническом уровне. С цифровым электронным управлением, быстродействующими пьезоэлектрическими форсунками… Однако первым дорогу давным-давно указал мелкий, но претенциозный Superior. Под маркой Gutbrod, о которой мало кто помнит.

turbonsk.ru

Открытие сезона - Автомобильный журнал «Турбо»

Часть I. СТРАСТИ ПО КАЛМАНКЕ

Кубок «МоторОйл 2007».Алтайский край, Барнаул, 26 мая 2007 года

Преамбула: «Э-э-э, оригинально…» – сказали гонщики команды Drag Team EXE, увидев разбивку барнаульского GT-club’а…

Амбула: 26 мая на поле аэропорта Калманка, близ столицы Алтайского края славного города Барнаула, съехались сильнейшие представители «дрэг»-движения со всех концов зауральских просторов. Еще бы, первый новосибирский официал сезона-2007.

Открытие сезона. Дрэг-рейсинг 2007

Официально и внушительно выглядели на полосе хозяева чемпионата; помпезно (с флагами и сиренами) подкатили «гонщики» из Кемеровской области; по-тихому прибыли участники из других городов Западной Сибири. Новосибирская команда Drag Team EXE отличилась особо. Посовещавшись и решив, что для I класса у них машин нет, ребята двинулись в Барнаул где-то в 8 утра. Соответственно на полосе аэропорта Калманка фавориты появились одними из последних. Зато встречали их бурными овациями: многие участники новосибирской команды барнаульцам уже известны.

Открытие сезона. Дрэг-рейсинг 2007

Хозяев ждал сюрприз: в колонне новосибирцев прибыл настоящий раритет – Nissan Fairlady 1972 года выпуска (его привезли для «затравки» и обкатки). Интерес к машине держался весь день, особо любопытные даже под дождем подходили. Спрашивали: что за автомобиль, как он едет и нельзя ли с ним сфотографироваться? Минут через 15 стало досадно, что машина не тонированная…

Жаль, что состав Drag Team EXE был далек от полного. «Рыжая» Toyota Supra Jun Дмитрия Павлова – «шоу-стоппер» и любимица публики, один из самых быстрых заднеприводников в России – вышла из строя за день до выезда на соревнования. Несколько авто не успели подготовить к соревнованиям. Андрей Храмцов все еще настраивал «электрического» Mark II, Павел Рауткин ждал подходящую резину для своей Toyota Supra JZA 70…

В «начальных» классах за Новосибирск выступали и независимые участники.

Заезды и «звезды»

В результате 26 мая наш город «звездил» только в 3-х классах: II, IV и в «анлимитед». Первые заезды начались по расписанию, несмотря на предсказанные синоптиками ливни и ураганные грозы. Организаторы (BRN-GT-CLUB, Барнаул) энергично зазывали «первоклассников» пройти квалификационные заезды. Долго ждать не пришлось, и вскоре начались основные заезды, по результатам которых пьедестал бодро оккупировали хозяева:

1. Денис Распопов Toyota Vitz 1,5 л МТ Барнаул
2. Александр Бентхен Toyota Corolla 1,6 л АТ Барнаул
3. Дмитрий Шадрин Toyota Sprinter 1,6 л АТ Барнаул

Во II классе в порядке мини-шоу под одобрительные возгласы зрителей на дистанции 402 м (вне квалификации) выступил тот самый Nissan Fairlady. Результат оказался не таким уж и впечатляющим – 18,668 сек. Но вообразите другой 35-летний автомобиль, который бы мог так резво преодолеть четверть мили!

Открытие сезона. Дрэг-рейсинг 2007

На треке чуть не подрались два новосибирца, боровшиеся за место во II классе: «экзешник» Михаил Ткачев (Honda Integra) и Андрей Коваленко (Toyota Altezza). Барахлящая из-за дождя аппаратура никак не хотела выдать имя победителя. Болельщики волновались. Наконец, финальный заезд и… К небу взметнулись флаги Drag Team EXE, символизируя победу своего представителя! Кстати, Новосибирск реабилитировался за I класс, весь подиум – наш:

1. Михаил Ткачев Honda Integra 1,6 л MT Новосибирск, Drag Team EXE
2. Андрей Коваленко Toyota Altezza 2 л AT Новосибирск
3. Дмитрий Калиновский Toyota MR-S 1,8 л MT Новосибирск

В III классе новосибирцам не повезло. Гонщиков от нас выступало не так много, и алтайцы, чуя вкус легкой победы, решили не отдавать гостям и другие трофеи. Забавно; теперь лидерство новосибирцев вновь сменилось превосходством барнаульцев:

1. Владимир Баздырев BMW M3 3 л МТ Барнаул
2. Сергей Круглов Honda Integra 1,8 л МТ Барнаул
3. Максим Попов Subaru Legaсy 2 л АТ Turbo Барнаул

 

Открытие сезона. Дрэг-рейсинг 2007

В IV классе всех удивил красноярский участник. Никто не ожидал от MMC Galant «лохматого» года выпуска такой прыти. Однако он объехал не только быстрых «скалок», «субариев» и «супр», но и явных фаворитов: мелкую – зато бешеную! – горно-алтайскую «тойотку» Tercel и нашего новосибирского «киборга» (MMC Mirage Cyborg). Итак:

1. Константин Окулов Mitsubishi Galant 2 л МТ Turbo Красноярск
2. Михаил Самойлов Toyota Tercel 2 л МТ Turbo Горно-Алтайск
3. Валерий Поспелов Mitsubishi Mirage 1,8 л МТ Turbo Новосибирск, Drag Team EXE

В классе IV («анлим») выступали лишь четверо гонщиков. С нашей стороны – две Subaru Impreza. Интрига гонки свелась к выяснению отношений между «субариками» двух Евгениев: Трухина и Конышко. В финале Е.Трухина подвела КПП, и его тезка и одноклубник Е.Конышко отпраздновал победу! В оконцовке:

1. Евгений Конышко Subaru Impreza 2 л МТ Turbo Новосибирск, Drag Team EXE
2. Евгений Трухин Subaru Impreza 2 л МТ Turbo Новосибирск, Drag Team EXE
3. Андрей Кельс Toyota Caldina 2 л МТ Turbo Барнаул

На заездах кубка «МоторОйл 2007» засветился еще один примечательный гость – Chevrolet Camaro из Новосибирска. Гигантский воздухозаборник чуть ли не во весь капот, ярко-красный «феррариевский» цвет. Но ничего замечательного не произошло, «американец» упорно не хотел заводиться. Хозяева молча затолкали монстра в кузов и увезли домой.

Гонки удались. Домой мы ехали весьма довольные – и заездами, и призами. Вот еще погода не устраивала бы мокрых «обеденных перерывов»… А так, сезон ААткрыт!

Часть II. БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ

Кубок Castrol EDGE.Новосибирск, 10 июня 2007 года

Лихорадка на старте и трассе

Гонок на кубок Castrol ждали долго, аж 2 недели. Ровно столько времени миновало после барнаульского этапа по «дрэг-рейсингу».

Открытие сезона. Дрэг-рейсинг 2007

Впечатления после тяжелого воскресенья противоречивые. Зрители, которые провели в Буньково часа 2, остались в восторге от такого количества быстрых машин. Участники же, отстоявшие мучительно долгую квалификацию и кое-как дождавшиеся финальных заездов, были в шоке от уровня организации. А сами организаторы скромно выставили себе «троечку» за то, как они все устроили.

В «Буньках» ваш верный корреспондент оказался чуть позже 9:00 утра. Регистрация участников шла полным ходом. Гонщики меняли колеса, проверяли датчики, облегчали салон – в общем делали все, что нужно перед стартом на 402 м. Кто прибыл раньше и закончил предстартовую подготовку, проходили техкомиссию и с изумлением узнавали, в какой класс – согласно разбивке – они попадают. Затем автомобиль перемещался в закрытую предстартовую зону, где делать с ним уже ничего не разрешалось. Регистрация проходила долго, участники все прибывали и прибывали. География – вся Сибирь.

Открытие сезона. Дрэг-рейсинг 2007

Намеченное на 12:00 торжественное открытие состоялось получасом позже, и мало кто понял, что оно уже началось. Дело в том, что с утра барахлила акустическая аппаратура, и звук периодически пропадал. Мало того, организаторы весьма оригинально расположили колонки – ближе к концу трека. Так что на старте лишь изредка раздавались какие-то невнятные звуки, понять смысл которых удавалось, только если хорошенько поднапрячь воображение. Зрители и участники оставались в полном неведении о ходе соревнований. Порой о том, кто стартует, не знали даже организаторы. Участников бестолково гоняли по техпарку – словно играли в шашки, гадая, чья очередь выступать. Квалификация шла вразнобой. Гонщики заезжали в стартовую зону группами, независимо от класса. Старт тренировочный, старт квалификационный… Конвейер затянулся.

Квалификация принесла гонщикам несколько сюрпризов. «Рыжая» Supra Jun, один из претендентов на победу, потерпела (техническое) поражение еще до заездов: не выдержала главная передача. Хозяин «супры», Д.Павлов, погрузив «рыжую» на платформу, в сопровождении механиков отбыл в город – чиниться. Причем гонщик с улыбкой обещал вернуться – и чтобы без него класс «анлим» не выпускали.

Открытие сезона. Дрэг-рейсинг 2007

За день «железа» поломалось много: привода на Honda CRX Михаила Новикова, порвался ремень ГРМ у «импрезы» Е.Конышко, вышло из строя несколько КПП. Патрубки, датчики, шланги – не в счет…

Еще об организации гонок

Задержки между заездами впечатляли. Пока организаторы пытались разобраться со зрителями, барахлящей «отсечкой» и мусором на трассе, участники маялись в закрытом парке; минус.

Стоит отметить и плюс. В качестве почетного гостя на гонках присутствовал С.В. Штельмах, начальник ГИБДД НСО. Он прибыл с солидным эскортом милиционеров, которые бдительно караулили нетрезвых и чересчур активных зрителей, чтобы те не лезли на трек «посмотреть, как летит». Тем самым (и только тем) гонки выгодно отличались от барнаульских, где заезды порой останавливали из-за зевак на трассе.

Открытие сезона. Дрэг-рейсинг 2007

Кстати, в «Буньках» крепким парням в серо-синей форме пришлось удерживать не только зрителей. Собравшиеся в немалом изумлении наблюдали, как мутузили друг друга участник и организатор соревнований. А вышло так: один из заездов вылился в спор участника и организаторов. Гонщик на Nissan Skyline GT-R с трудом справлялся с буксом ведущих колес. В результате аппарат сбил центровые фишки и, очутившись на полосе соперника (благо, тот оказался менее быстрым), порвал провода «отсечки». Техника завозмущалась, организаторы кинулись исправлять поломку. А затем началась катавасия. Пилот «ская» подошел к организаторам с невинным вопросом: почему его нет в стартовой сетке? Гонщику никто не сообщил, что за пару фальстартов и выезд на полосу соперника его дисквалифицировали. Разговор шел на повышенных тонах и завершился весомым аргументом – ударом кулака. Милиция растащила «разговорщиков». Драчун развернулся и отбыл, следом за ним самодисквалифицировались еще 2 автомобиля класса «анлим».

Открытие сезона. Дрэг-рейсинг 2007

Пробило уже 5 вечера, когда на заезды приехал класс «мото». Откатав сразу квалификацию и заезды, мотоциклисты покинули площадку, освободив трек под автомобильный финал. Каковой и состоялся под черной тучей, грозно обещавшей ливень. Благо, дождь «опоздал».

Пожалуй, еще ни одна гонка не проходила с таким количеством пострадавших машин. Под конец присутствующие делали ставки, чья очередь сломаться. Черная Toyota Celica GT-four, которую зрители уже неоднократно видели на гонках, но чьи выступления редко заканчивались успехом, наконец, поехала. Но – увы! – загорелась на финише; наверное, от переизбытка мощности. Пожарные залили бедолагу пеной по самую крышу и отправили на буксире в техпарк.

Коротко по финалам

Финалы «младших» классов проходили жарко. В первом классе за лидерство спорили Новосибирск (Toyota MR-S) и Омск (Toyota Celica). Все-таки изначально «заточенная» под спорт «целика» вырвала победу.

Класс SL
1. Алексей Томский Toyota Celica, №109 Омск
2. Дмитрий Калиновский Toyota MR-S, №101 Новосибирск
3. Алексей Казанцев Honda Integra Type R, №106 Новосибирск

В гонке II класса бились красноярцы: казалось, «великого Шому» никому не объехать, и он опять станет победителем. Однако технические неполадки молочной «двенашки» позволили завоевать победу Алексею Осипову на Honda Integra Type R.

Класс FS-A
1. Алексей Осипов Honda Integra Type R, №219 Красноярск
2. Андрей Шомелов ВАЗ 2112, №222 Красноярск
3. Дмитрий Алентьев Honda Integra Type R, №211 Новосибирск

 

Открытие сезона. Дрэг-рейсинг 2007

Третий класс запомнился. Как потом говорили на красноярском гоночном форуме: сколько мы терпели, что новосибирцы нас объезжают, а теперь, наконец, мы их «сделали»! В финальном заезде у новосибирца Евгения Трухина (Subaru Impreza WRX STi) забарахлил датчик топлива, и в результате у гонщика элементарно вышел бензин… Красноярский «эволюшн» праздновал победу!

Класс FS-B
1. Денис Пономарев MMC Lancer EVO, №310 Красноярск
2. Евгений Трухин Subaru Impreza WRX Sti, №317 Новосибирск
3. Антон Седнев MMC Lancer EVO, №319 Новосибирск

Гонки «анлима» стали «пожаром» дня. За финалами наблюдали все, ждали бешеного старта Mark Four «электрика». Восхитительное зрелище: вялая «первая»; оглушительный свист турбины на II, и… приседая на задние колеса, седан выстреливает к финишу.

Все ждали «рыжую» Supra JUN, за которой даже не успеваешь следить взглядом. Но в тот день «Супра» осталась только 3-й, подвела коробка передач. А «марковник» стал… 2-м, причины «небоевого» поведения автомобиля на треке не мог объяснить даже сам гонщик. Вы спросите: кто же первый? Черный красноярский «эво» после сопоставления времени с результатами «анлимов» оперативно перерегистрировался классом выше и завоевал победу. Наши поздравления!

Класс US
Абсолютный чемпион
1. Денис Пономарев MMC Lancer EVO №310 Красноярск

Гонки закончились, зрители разъехались, особо любопытные остались понаблюдать за награждением… Которого так и не увидели. Организаторы – все в том же духе – провели «раздачу слонов» тихо, скромно, никого не приглашая.

Открытие сезона. Дрэг-рейсинг 2007

На автомобильных порталах городов-участников 10 июня стал днем «незачета» новосибирскому РК (Racing Club). Такого не ожидал никто. Ходят слухи, что барнаульцы отменили совместный с РК этап «дрэг-рейсинга», заявив, что справятся сами. Причины вслух не называются; но все, кто присутствовал на заездах кубка Castrol, их прекрасно понимают.

turbonsk.ru

Пять этапов бездорожья - Автомобильный журнал «Турбо»

Фото автора и участников

Плодотворно и насыщенно прошло джиперское лето 2007 года. Конструктивные договоренности и реализация намеченных планов 4-х внедорожных клубов – хороший итог проведенной работы. Одним организаторам клубов Томска, Новосибирска, Барнаула и Кемерова известно, что значит провести на достойном уровне хотя бы один этап соревнований Чемпионата Сибири по трофи-рейду. Взяли на себя ответственность провести по одному этапу: «Томский внедорожный клуб 4Х4», Барнаульский клуб «Алтай 4Х4», кемеровский «Навигатор». Два других этапа провели «министры» Новосибирского клуба «МБО 4Х4».

Все трассы отличались друг от друга (чем именно – об этом ниже). Хотя, конечно, везде буераки, грязь, вода; условия – что бальзам на душу джиперу. И цель всех этапов одна – как можно больше набрать очков, не остаться ночевать где-нибудь в болотах и своим ходом добраться до заветного финиша.

В «Тимирязевском бору» (Томск, 26-27.5.2007) трасса осложнялась тем, что очень уж много было воды. Шаг вправо, шаг влево – хочу, но не могу. Только вперед или назад, и то на веревке. Когда закончился лимит времени соревнований, в базовом лагере не досчитались многих. Все живые и веселые, но где-то там…

«Тимирязевский бор»

На 2-м этапе («Черный мыс», 10-12.6.2007) в Новосибирской области трасса была смешанной и смешной. После дождя русское поле так раскисло, что на скоростных участках кто-то ехал боком, а кто-то – в стиле произвольного танца в одиночном катании. Особо невезучие все-таки нашли себе пару в облике большой березы. После таких участков монстры попадали в заболоченную «местность», поросшую камышом, и тут начинались занятия по перетягиванию каната. Правда, кто кого тянул, было непонятно; зато зрелищно!

«Черный мыс»

«Таежный трофей» (Кемеровская обл., 25-26.8.2007) напрягал джиперов изобилием кустарника, молодого и не очень леса на горных склонах, на которых и покувыркались некоторые машины.

«Таежный трофей»

Прошедший под Барнаулом (21-23.9.2007) 4-й этап с названием «Осенний марафон» был насыщен скоростными участками и действительно напоминал марафон или ралли. Судя по отзывам, участникам такой формат понравился. Иной раз скорость достигала 80 км/ч. Все прошло на ура!

«Осенний марафон»

И вот в Новосибирской области наступило «счастливое» 13 октября. И спортивные джиперы вновь собрались со всех вышеупомянутых городов, чтобы помесить грязь и посмотреть, кто лучше это делает на завершающем 5-м этапе соревнований Чемпионата Сибири по трофи-рейду. Название у него уже стало именем собственным: «Салаирское рубилово»! Третий год проходит на Салаире такое вот «рубилово» и собирает самое большое количество участников. Как назовешь соревнование, так оно и будет проходить. Порубились (в хорошем смысле) мужики, да и 2 женских экипажа – на славу! Было зарегистрировано рекордное количество экипажей (аж 101), решивших стартовать в последнем этапе соревнований. Особо хочу отметить красноярцев. Надо же, 2 экипажа этих отчаянных парней не пропустили ни одного этапа, где бы он ни проходил. Красноярск жжет! И ребята добились своего – они стали призерами чемпионата по итогам всех этапов!

«Подорожник» даже на «рубилове»

Тяжелые сутки были не только у участников, но и у ответственных за проведение последнего этапа: Альберта Комиссарова и Павла Антипова. Когда представишь себе, сколько пришлось просмотреть снимков, глаза собираются в кучку. На Салаире организаторы усложнили трассу своими «прибамбасами». Некоторые «точки» поместили так высоко, что только русская смекалка могла помочь ее достать. Ну, а какие «изощрения» были на трассе (любимая грязь, любимые броды) – это надо было приехать и посмотреть! Как всегда, кто-то остался ночевать на трассе; но под утро поехала спасательная бригада, и к награждению все (или почти все) были на месте.

А 6-й этап по своим городам!

Надо отдать должное новосибирскому экипажу – Евгению Корнильеву и его штурману, хрупкой девушке Юлии Евсеенко (УАЗ). На протяжении всех этапов через все тернии они упорно шли на своем боевом УАЗике к призовому месту. Новосибирск тоже рулит!

Наши призеры Е.Корнильев и Ю.Евсеенко

Покатались, повеселились от души, особенно при награждении. Организаторы выразили большую благодарность тем, кто всегда поддерживал «заводил» и помогал им в организации таких очумелых соревнований; эти альтруисты и помощники были награждены памятными дипломами. Ну, и участникам, конечно же, тоже досталось: медали, кубки и ценные подарки от спонсоров не обошли их стороной. Большое спасибо всем – спонсорам, организаторам и участникам – за то, что «вытаскивают» народ на такие праздники отдыха!

Клуб «МБО 4х4» благодарит за поддержку сезона-2007:
• Компанию «Подорожник»
• «Санрайз-Нск»
• «ВВИ – Электрогрупп»
• Компанию «AVD-auto»
• Интерсетевой холдинг «Glorion»
• Магазин «Jeeptoys»
• 1nsk.ru
• Oil City
• Журнал «Турбо»
• Журнал «Беркут»

 

Результаты «Чемпионата Сибири по трофи-рейду 2007» (в абсолюте по 5 этапам)
Класс «стандарт»:
1. Вячеслав Малышев, Сергей Егоров (Барнаул)
2. Александр Тимофеев, Владимир Александров (Кемерово)
3. Артем Шаров, Максим Сапрыкин (Томск)
Класс «туризм»:
1. Владимир Роор, Станислав Кузнецов (Барнаул)
2. Глеб Покровский, Евгений Кулябин (Томск)
3. Евгений Корнильев, Юлия Евсеенко (Новосибирск)
Класс экстрим:
1. Павел Переверзев, Дмитрий Лазуткин (Красноярск)
2. Дмитрий Шпанько, Павел Метлюков (Кемерово)
3. Владимир Шайдуров, Алексей Беляев (Красноярск)

 

turbonsk.ru

чудо - Автомобильный журнал «Турбо»

Одно сцепление хорошо, а два – лучше. В «Турбо» (2002, № 9, «В два сцепления») речь уже шла о невиданной коробке передач с двумя (не с 2-дисковым, а с двумя отдельными!) сцеплениями, которую грозились ставить на своих спорт-моделях Audi и Volkswagen. Что ж, они выполняют обещание: обнародованы купе TT 3.2 quattro и «заряженный» Golf RS32 с 6-ступенчатой DSG (Direct Shift Gearbox – коробка передач прямого переключения).

Рис.1. Кокпит Golf RS32 DSG: 2-педальное управление

Обе машины получают 6-цилиндровый «смещенно-рядный» 3,2-литровый мотор Volkswagen, который уже работает на New Beetle RSI и других моделях немецкого концерна. Бескомпрессорный двигатель доведен для Audi до 250 л.с. при крутящем моменте в 320 Нм в диапазоне оборотов от 2800 до 3200 мин-1; на шасси VW он развивает «только» 241 л.с. Тяга через многодисковую муфту Haldex передается на все 4 колеса.

коробка в два сцепления
Рис.2. Такой коробки передач вы еще не видели

Водитель выбирает передачи либо движением рычага на центральной консоли, либо нажимом на подрулевые «весла»; ничего особенного.

Но дело не в моторе и не в полном приводе; взгляните на рис.3. Вроде бы та же 2-вальная [В иных изданиях ее называют 3-вальной; не верьте глазам своим. Валов-то действительно три по счету, но термин «3-вальная коробка передач» давно занят. Трехвальные коробки (с прямой передачей!) стоят на «Волгах» и ВАЗовской «классике». Здесь же натуральная 2-вальная (без прямой передачи), но с двумя вторичными валами — для уменьшения длины конструкции, что чрезвычайно важно при поперечной установке силового агрегата между передними колесами. Заметьте, и главных передач две, то есть на каждом вторичном валу своя ведущая зубчатка, которая работает с общей ведомой шестерней.] 6-ступенчатая коробка с двумя вторичными валами, которая уже не первый год применяется на моделях концерна (и не только его). Ну, «роботизирована», так что сцеплением и переключением передач управляют – по командам цифрового процессора – гидравлические исполнительные механизмы; эка невидаль.

Присмотритесь: сцепление не однодисковое «сухое», а многодисковое «в масле» (хотя это вовсе не принципиально). А если еще внимательнее, то видно, что сцеплений два в общем кожухе, и связаны они каждое со своим (одним из двух соосных) первичным валом. Забавно: 1-й первичный вал, 2-й первичный вал… Первый вал работает только с нечетными передачами (с 1-й по 5-ю), 2-й – только с четными (со 2-й по 6-ю). Вот, собственно, и все; на рис.3 разгон идет на «единичке», а «двойка» уже предвключена, но 2-е сцепление пока разомкнуто.

коробка в два сцепления
Рис.3. Разгон на «единичке», «двойка» предвключена

Когда подойдет момент, 1-е сцепление разожмется, а 2-е зажмется – мягко, но одновременно. Коробка перейдет с «единички» на «двойку» без разрыва потока мощности – и «газ» нисколько не нужно убирать! На рис.4 разгон продолжается на «двойке», а «тройка» уже предвключена, и теперь своей очереди ждет 1-е сцепление. Так они, играючи, и перебрасываются передачами: с нечетной на четную – или наоборот (но не с четной на четную же, или с нечетной на нечетную).

коробка в два сцепления
Рис.4. Разгон на «двойке», «тройка» предвключена

Такого нет даже на болидах «первой» формулы: там тоже передачи переключает «робот», но с разрывом потока мощности. Очень быстро переключает, говорят, всего за 0,03 сек., – но разрывает. Вы разгонитесь с DSG (если хотите, в «автоматическом» режиме) быстрее, чем чемпион мира по ралли или шоссейно-кольцевым гонкам – с обычной коробкой передач.

Намного? Судите: с места до 100 км/ч Golf RS32 с ручной 6-ступенчатой коробкой передач разгоняется за 6,6 сек, а с DSG – за 6,4 [RS32 достигает «сотни» на «тройке», так что коробка переключается дважды. На каждом переключении DSG отыгрывает 0,1 сек. Что значит одна десятая секунды в повседневном вождении, не знаю, а вот на «кольце» или на ралли-ДОПе – верная победа.]. Какие-нибудь 0,2 сек. разницы, но не забудем, какого класса профессионалы выжимают эти доли секунды. Ни вам (не обижайтесь), ни мне к их времени и близко не подойти. А DSG в «автоматическом» режиме сделает все сама; знай, дави на «гашетку».

В общем-то то же самое делает и планетарная коробка передач в привычном гидромеханическом «автомате» – да еще и без ограничений «четная-нечетная». Но она не такая компактная, тяжелее, намного сложнее и дороже – и в ней нет никаких общих с ручной коробкой деталей и узлов. Кроме того, передаточными числами планетарных рядов не поиграешь так легко, как в коробке передач с неподвижными осями валов [Точное название обычной конструкции — в отличие от планетарной, где оси сателлитов кружатся по орбите вокруг солнечной шестерни.], что немаловажно не только в подготовке к соревнованиям, но и в организации выпуска модельного ряда.

А DSG глубоко унифицирована со стандартной коробкой передач – и передаточные числа тут подбирать так же удобно… Само совершенство? Сравним ее еще с бесступенчатым вариатором – клиноременным или новомодным тороидным. Вариатор тоже перебирает передаточные числа без разрыва тяги (на то он и бесступенчатый), но к сожалению, с порядочными потерями мощности. Там работает трение (а не зацепление зубчаток), отсюда и потери. Прикиньте: вот лучший, наверное, из вариаторов, цепной Audi Multitronic. Седан A6 с 3-литровой «шестеркой» и ручной 6-ступенчатой коробкой развивает максимальную скорость 243 км/ч, а с Multitronic – только 238 км/ч. Скажете, стоит ли блох ловить? Но вспомните: потребная мощность (на ведущих колесах) нарастает не пропорционально, а примерно по кубу скорости, так что вариатор теряет лишние 6% мощности – против обычной коробки. Конструкторы бьются над снижением расхода топлива на 6% годами!

А максимальная скорость Golf RS32 DSG, естественно, такая же – 247 км/ч, – что и со стандартной коробкой передач. Потери те же; мало того, средний расход бензина (почти 1,5-тонный автомобиль в Golf-классе) сокращается с 11,5 л на 100 км пути до 10,2 л. Больше 11% экономии! Но тут не надо обманываться; сказывается разница в способах измерения. Суровый испытательный цикл EU задает движение автомобиля (как бы в городском режиме) с ручной коробкой на пониженных передачах – на «двойке» и на «тройке», очень невыгодных по расходу топлива. А RS32 DSG проходит испытания, разумеется, в «автоматическом» режиме; «автомату» не прикажешь, и передачи он выбирает, наоборот, завышенные. Причем сильно завышенные; мотор едва не глохнет, машина идет «в натяг». А почему нет, ведь пониженная передача уже заблаговременно «подоткнута», и коробка готова в случае чего мгновенно (и без разрыва тяги) перейти «вниз». Так что ловкость рук и никакого мошенства.

Но и лишних потерь во всяком случае нет, и DSG выглядит на сегодня лучше, чем любая другая трансмиссия. Для недорогого массового автомобиля сойдет «роботизированная» коробка передач с одним сцеплением; зачем нормальному водителю отыгрывать 0,2 сек. в разгоне с места до «сотни»? Но если с претензией, то однозначно DSG. Круче, чем у Ferrari или Maserati – и не фантастика. RS32 не дешевая машина, но все же Golf. В пределах разумного. Вообразите себя за рулем такого Volskwagen, когда вы переключаетесь быстрее, чем обладатель Кубка Winston 2002 Tony Stewart на его «серийном» Pontiac Grand Prix на овале NASCAR. Дорогого стоит.

turbonsk.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта