Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Уроки веры. Уроки веры журнал


О ЖУРНАЛЕ. — Уроки веры

Нет нужды нам тужить И причин горевать, Если Бог – наш Отец И земля – наша мать. ( Из стихотворения Любови Кожевниковой).

Чем отличается талантливый человек от неталантливого? Мы обычно говорим: вот этого Бог наградил… А что ж, Бог не наградил другого? Бог, вне всякого сомнения, любит каждое своё дитя и награждает талантами и духовными дарами. Но вот дальнейшая судьба развития талантов зависит во многом от земных обстоятельств и среды. Если ребёнок имел заботу, внимание взрослых, если есть рядом с ним образованные учителя – его таланты несомненно раскроются. А вот если дитя попало в тяжёлые жизненные условия, то таланты разовьются и дадут плоды лишь у самых сильных  сердец. У остальных Божьи дары могут остаться до конца не раскрыты или раскрыты неверно. А ведь  человек призван принести в мир что-то красивое. И все люди, а не только  некие отдельные одарённые личности, получили от Господа способность творить – в самых разных областях  жизни.

Пусть раскроется талант и душа каждого человека. И пусть каждый сможет подарить людям  свои стихи, музыку, прозу…

Это одна из целей нашего издания. Но она — не главная. Главную цель нашего издания определяет название: УРОКИ ВЕРЫ.

Печально, когда вера является для человека не истинной жизнью, а всего лишь выдуманным обрядом, суеверием или тяжким жизненным испытанием. Больно и то, когда люди приходят к Богу не в радости, а в горести, получив собственный трудный опыт. А ведь можно было использовать опыт других  и не испытать столько бед в жизни. Очень многие понимают веру неправильно: «верю в душе», «можно и дома помолиться», «зачем так часто причащаться?»…и т.д.  Иной раз человек принципиально не хочет ознакомиться с канонами церкви. Он живёт в «своей вере». Бывает и по-другому: когда человек с радостью знакомится с трудами отцов церкви и пытается поразмыслить над ними. Но ему говорят: как ты можешь? кто ты такой, чтобы «сметь своё суждение иметь»? Бывает ещё одна печальная ситуация: когда верующий читает всё подряд из духовного наследия и старается всё это немедленно воплотить в жизнь, забывая, что прочитанная им книга предназначена для монахов, а сам он и его близкие – мирские люди. Монашеские подвиги им не по силам. Да и не нужны… В результате подобных ситуаций люди теряют веру и отходят от Бога. Их душа может потерять вечность. И это тяжелейшая потеря и для Господа, и для человечества. Ведь каждый человек значим и для чего-то рождён в этот мир. Чтобы помочь людям разобраться в вопросах веры, мы публикуем обзорные статьи по свято-отеческим книгам, помогаем с  помощью свидетельств святых  найти ответы на интересующие вопросы, даём людям возможность высказать  собственное мнение, рассказать о своих душевных переживаниях. Человек сотворён для сорадования Богу. И эта радость должна начинаться уже здесь на земле.

Авторы – простые люди. Среди них есть служащие церкви, врачи, продавцы, учителя, столяры, домохозяйки, водители, музыканты… Люди самых разных профессий. Этот журнал для вас и создаётся вами. Не бойтесь высказать своё мнение по интересующему вас вопросу – ведь Господь каждому из нас даровал разумение. В то же время каноны церкви помогают нашему разуму не заблудиться. Не бойтесь поделиться своим творчеством. Ведь Господь наделил каждого человека способностью творить в той или иной области. Не бойтесь узнать новое и отказаться от старых суеверий и предрассудков. Мы ждём Вас на страницах нашего журнала и как читателей, и как авторов. Не думайте, что в журнале пишет некая элита, особо отмеченная Богом. Помните: Господь возлюбил до конца  (Ев. От Иоанна, гл. 13 -1) людей… и конкретно Вас!

Бумажная версия журнала печатается малым тиражом. Распространяется в Успенском храме — бесплатно. Можно заказать по почте с оплатой почтовых услуг.

Интернет-версия в файле PDF доступна для свободного скачивания.

Материалы издания защищены авторским правом.

При некоммерческом использовании указание автора и активная ссылка на сайт обязательны. При коммерческом использовании необходимо письменное разрешение редакции. 

Журнал издается на пожертвования прихожан Успенского храма и читателей

 Марина Попова — главный редактор журнала

14 просмотров

Похожее

xn--b1aghhtlfr3f.xn--p1ai

10 лет журналу УРОКИ ВЕРЫ — Уроки веры

Архимандрит Киприан Керн

«…Творчество есть тайна, как тайна есть и жизнь. Мы – образ Творца, наш ум пронизывается искрами-брызгами Вечного Логоса, нам повелено быть творцами. Мы ждем в ночной тишине этих звуков, осколков из иного мира. Они сверкают, приходят, пронзают наш логос. Мы им внимаем, но что суть они и что есть самое творчество, мы не знаем и не узнаем никогда…» (Архимандрит Керн; Восхождение к Фаворскому свету; Сретенский монастырь, 2006)

На Светлую Пасху десять лет назад вышел первый номер журнала «Уроки веры». За минувшие годы многие православные братья и сёстры стали нашими друзьями, читателями, авторами. Хотелось бы подвести итог десятилетней общей работы, но сделать это не своими размышлениями, а обратившись к трудам Константина Эдуардовича Керна – архимандрита Киприана.

Родился в Туле 23 мая 1899 года. В 20-е годы эмигрировал из России в Сербию. Умер 11 февраля 1960 года в Париже. Его известные труды – «Антропология святого Григория Паламы», «Литургика», «Отец Антонин Капустин», «Крины молитвенные», «Восхождение к Фаворскому свету» и многие другие.

Остановимся на тех мыслях архимандрита Киприана, кои видятся особенно важными для нас сейчас − в пору размышлений над издательскими трудами в 10-летний юбилей православного журнала.Наше общее дело можно назвать литургическим. Кто-то спросит: отчего так? Журнал не имеет ничего общего с Литургией. Архимандрит Киприан объясняет: слово «литургия» в древнегреческом языке означало «общее дело». Таким образом, литургия – это не только Евхаристия, а любое совместное дело, христианское дело. Литургическое общение – общение не только во время Евхаристии. Потому все мы – читатели, благотворители, авторы, редакция, благословляющие нас священники – в течении 10 лет совершали свою литургию: наш журнал «Уроки веры».

Проблема современных верующих людей – в достаточно сильной неграмотности. Даже на саму Евхаристию многие прихожане смотрят лишь как на обряд. А что есть обряд? «Бессодержательное внешнее действие», — пишет в своём труде «Литургика» архимандрит Киприан. Заметьте: бессодержательное! Действие чисто внешнее, не имеющее для участвующих в нём особого смысла: делаю, потому что повторяю то, что все делают, потому что раньше так делали. Так же многие люди относятся и к творчеству: это просто «блажь», которая иной раз от нечего делать посещает некоторых людей. Но если бы они были заняты серьёзным делом, то не занимались бы стихами, песнями… К поэтам, писателям, композиторам, музыкантам издавна относились с лёгким пренебрежением. Часто бывает и так: в молодости люди уделяют внимание творчеству, а потом, в зрелые годы, машут рукой и говорят: да не до этого уже!

Но мы трудились не бессодержательно и не бессмысленно. Мы литургически совершали очень нужное дело! И смысл создания журнала, где авторы – простые люди, глубок. Почему? Это нам объяснит труд архимандрита Керна «Антропология святого Григория Паламы».

Что есть антропология? Это изучение человека. Что же есть человек и для чего он живёт? Многие христиане привыкли унижать человека и человеческие ум, плоть, чувства. Думают, что так «больше смирения». Но верно ли думать подобным образом? Это псевдодуховность, не настоящая, но лживая духовность. Не умея, а точнее, не желая, подняться выше над самим собой, человек оправдывается: мол, что с плотяного сердца возьмёшь? «Прах и кал» мы есть. И потому наше дело – по жизни лишь плакать и скорбеть о своих грехах. Но удивительную особенность замечает архимандрит Киприан: чем выше подвижник, тем выше он ценит человека! Высоким подвижникам Господь более и более открывает тайны человечества. В человеке заложена загадка богословия!

Было бы Боговоплощение, если бы Адам не согрешил? Да! Оно определено от века Предвечным Советом. Прежде сложения мира Предвечным Советом было изволено, чтобы Сын Божий стал Сыном Человеческим. Ошибочно полагать, что Бог, сокрушаясь о падении своего любимого чада Адама, решил в конце концов, едва не от безысходности, принять плоть и сойти на землю в облике человека. Плоть никак не может умалить человека, поскольку изначально она предназначена быть соединённой со Словом Божиим. Через плоть человек соединён с Богочеловеком. Бог во Плоти вознёсся на Небеса. Образ Божий дан не Ангелам, но человеку. Ошибка стараться представить Бога как образ Ангельский. Ангелы лишь служебные духи. А человеку дана способность сочетаться с Богом. Через что? Через сам образ плотской и через дар творчества. Человеку дано продолжить дело Божие на земле. Господь творил, доселе делает и нам заповедал творить.

«Монофизитство, несомненно, типично восточная и типично монашеская ересь. Характерно, что Восток породил докетизм, энкратизм, манихейство и монофизитство. Соблазн малокровного, худосочного аскетизма легко мог завлечь именно пустынножителей, и они-то именно с такою непримиримостью и кинулись в омут христологического спора. И, как уже было выше указано, если Халкидонский орос победил Евтихову ересь догматически, то самая жизнь, народное сознание, умонастроение церковного обывателя не всегда до конца преодолевало умонастроение монофизитства психологического.

Зачарованность бесплотным, ангелоподобным, или, точнее, тем, что казалось и воспринималось как подлинно духовное, была слишком сильна. Не могли, не хотели уступать человеческому, плотскому, тварному того, что в Предвечном Совете было предопределено, как достойное сочетания со Словом Божиим, достойное для освящения и прославления. На религиозное сознание легло некоторое боязливое отношение к человеку и плоти.»

Господь творит из ничего. Мы творим, имея нечто: это могут быть сочетанные частицы Богом данной материнской и отцовской плоти – рождение ребёнка; может быть материя, из которой мы создаём предметы, ранее не существовавшие; а могут быть тайные энергии творческого Духа Параклита, Духа Творчества и Красоты, улавливаемые нами… и изливающиеся из нас в виде музыки, стихов, духовных размышлений, написанных нашей рукою икон и картин…Да, человеку дано продолжить дело Бога – творить и украшать мир.Чем более ясно мы осознаём своё богоподобие, тем более проникаемся в Божественные тайны. Человек есть связь мира, связь космоса. Человеку во Вселенной, сотворённой Богом по Любви, предлагается важное предназначение: развивать Вселенную и наполнять её добротой, красотой, гармонией, разумом, новыми творениями.

Святой Григорий Палама собрал открывшиеся ему тайны человеческого богоподобия и сказал, что человек есть самый дорогой и прекрасный цветок мироздания, ибо человек сам может творить. Но наш творческий дар, который роднит нас с Творцом, налагает на нас великие обязанности, которые с гордостью рядом не живут.

Для чего всё же человеку дана жизнь? Чтобы по жизни он прошёл, прежде всего, как творец. И прежде всего – творец своей собственной жизни. Личная жизнь в руках каждого человека! Никакой фатум, никакая «судьба» и «на роду написано» не смогут взять человека в плен. Человеку дана свобода сотворить жизнь такой, какой он её видит, какой хочет. А как же «всё по воле Божией»? Но именно по воле Божией мы и творим жизнь на земле сами! Да, человек не может себе прибавить на локоть роста и все волосы сочтены. Но человеку дан дар свободы. И это и есть воля Божья: чтобы мы сами строили свою жизнь. Быть творцом собственной жизни – повеление Бога человеку.

Свобода наша не абсолютна и не родня анархии. У нас есть Сверхначало, с которым мы должны жить в гармонии. Сам же дар свободы, размышляет архимандрит Киприан, таит в себе проблему. Дар свободы нам дан несвободно, но принудительно! Нас никто не спрашивает при рождении: ты хочешь сам делать свою жизнь или хочешь, чтобы тебя по жизни водили? Ты хочешь быть свободным или хочешь жить по чужим распоряжениям? Мы несвободно выбрали свободу. И в этом кроется трагедия для человека до той поры, пока он не осознал свои величие и богоподобность. Именно поэтому нам, порою, очень хочется всё переложить на Бога и представить себя несвободным, заложником у Бога: так Бог дал – не везёт по жизни! Так Бог дал: — много бед по жизни!

Но Бог творил нас не для бед. Нам нужно самостоятельно победить рабство диаволу. Человек может приблизиться затем к Первообразу, к Первоисточнику Света. К этому призваны все люди. Потому люди и именуются святыми – светлыми. Так называют всех нас во время Евхаристии: Святая – святым! Наша задача при земной жизни – как можно полнее усовершенствовать себя и помочь в личном усовершенствовании другим людям. Как и с помощью чего? В первую очередь через наше творчество.

Творить – это не просто дар Бога человеку, это задание Бога для человека: творить нечто новое, совершенствуя всё вокруг себя. Ангелы служат любви. А человек творит любовь. С любовью. Творчество есть величайшая тайна жизни. И мы находимся внутри этой тайны, совершаем её, даже не вполне понимая сию тайну. Вдохновение – энергия Параклита; вдохновение – наш проводник по земному пути.

Творчество дано человеку не просто как дар, но как послушание. Святой Григорий Палама радостно и восторженно учит о человеке. И этот гимн человеку повторяет архимандрит Киприан («Восхождение к Фаворскому свету»): » У Паламы в одной из его проповедей есть очень восторженное место, в котором он говорит о воплощении Слова Божия. Им перечисляются многие цели вочеловечения: чтобы мы не превозносились, что сами по себе победили свое рабство диаволу, чтобы Слову стать посредником, согласующим свойства обоих естеств, чтобы разрушить узы греха, чтобы показать любовь Бога к нам, чтобы стать примером унижения, чтобы сделать людей сынами Божиими и т.д. В очень длинном перечислении этих целей, в таком патетическом нарастании своего богословского вдохновения, он заканчивает небывалым в святоотеческой литературе таким прославлением святой телесности: «чтобы почтить плоть, и именно смертную плоть, чтобы высокомерные духи не смели считать и думать, что они честнее человека и что они смогут обожиться вследствие своей бесплотности и кажущегося бессмертия…» Это можно считать исключительным по высоте и, может быть, единственным в аскетике христианства гимном человечеству и плоти. Каким смелым и решительным протестом против тусклого и чахлого восприятия жизни и твари должен показаться этот вдохновенный возглас из безмолвия афонской пустыни, с равноангельных высот монашеского подвига!

И в самом деле, такая твердая вера в человека открывает необозримые и светлые дали. Тогда возможно и осмысленно нравственное совершенствование, тогда благословенно и творчество, тогда не зря дан нам разум, слово, чувства, тяготение к прекрасному.

Святая Троица есть Неопалимая Купина вечно горящей любви. Такое именно символическое понимание ветхозаветного образа дает нам святитель Григорий Палама в своей XI беседе на Честный Крест.

Бог есть неисследимая пучина тайны и бездна несказанного и непостижимого. Следовательно, и созданный по этому Божественному образу человек носит в себе печать этого непостижимого и эту тайну. Человек есть таинственная криптограмма, которую никто никогда не сможет до конца разгадать и удовлетворительно прочитать. И все происходящее из этой тайны и загадочности, то есть в том числе и проблема творчества, его смысл и оправдание, – все это проникнуто тайной, приближаться к которой нам дозволено, но постичь до конца не дано.

Думаем, что если богословствующая мысль и призвана не бояться вопрошать и думать, если она не должна укрываться от волнующих и трудных проблем, то все же у какого-то предела она должна смириться перед непостижимым, должна преклониться перед закрываемой ангельскими крыльями тайной и умолкнуть…»

Творчество человека – бездна тайны. Человеку следует творить, пользуясь даром Слова, приближаться к Богу. Ефрем Сирин учил, что нужно войти в себя. И когда мы войдём сами в себя, мы увидим, сколько творческих сил нам дано, сколь талантов отпущено нам Творцом. Жить и не творить человеку нельзя, потому что человек Богоподобен. Именно поэтому жизнь без различного вида творческой деятельности – грех. Каждому отпущены самые разные дары и подобает их при земной жизни развить, приумножить, совершенствуя жизнь на земле.

Не будем лениться, не будем страшиться. Нам дано счастливое послушание творить и быть в этом деле подобными Первообразу – Богу!

11 просмотров

Похожее

xn--b1aghhtlfr3f.xn--p1ai

Урок №11 — Журнал УРОКИ ВЕРЫ

О Промысле Божием

121. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕМ БОЖИИМ?Предопределением Божиим называется изволение Божие о предназначении человека к вечному блаженству.122. ОСТАЕТСЯ ЛИ ЭТО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ КО БЛАЖЕНСТВУ НЕИЗМЕННЫМ И СЕЙЧАС?

Предопределение Божие о блаженстве человека остаётся неизменным даже сейчас, когда человек не блаженствует. Уклонившемуся от пути блаженства человеку Бог по предведению и по бесконечному милосердию Своему изволил открыть новый путь к блаженству через единородного Сына Своего Иисуса Христа. Избрал нас в Нем прежде создания мира (Еф 1: 4), — говорит ап. Павел.123. КАКОВО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ ВООБЩЕ, И К КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ЧАСТНОСТИ?Бог предопределил и даровал всем людям предваряющую благодать и средства к достижению блаженства. Непосредственно к блаженству Он предопределил тех, кто подаваемую Им благодать добровольно приемлет, употребляет подаваемые Им спасительные средства и идёт к блаженству указанным Им путем.124. Слово Божие говорит об этом так: Кого Он предузнал, тем и предопределил (Рим 8:29).125. В изложении веры Восточных Патриархов об этом сказано: Поскольку Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волей, а другие плохо, то одних предопределил к славе, а других осудил (член 2-й).

Преп. Иоанн Дамаскин пишет так: «Следует иметь в виду, что Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели. Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предведении. Бог, по Своему предведению, предопределяет то, что не находится в нашей власти; ибо Бог уже предопределил по Своему предведению все так, как того требует Его благость и справедливость.

Следует принять к сведению то, что добродетель дана нам Богом вместе с нашей природой и что Он сам есть начало и причина всякого блага. И без Его содействия и помощи для нас невозможно ни хотеть, ни делать добра. Но в нашей власти или остаться в добродетели и последовать Богу, Который к ней призывает, или оставить добродетель, т.е. жить порочно и последовать дьяволу, который — правда, без принуждения — нас к этому призывает; ибо порок есть не что иное, как удаление от добра, подобно тому, как тьма есть удаление от света. Итак, оставаясь верными нашей природе, мы живем добродетельно; уклоняясь же от своей природы, т.е. от добродетели, вы приходим в противоестественное состояние и становимся порочными» (Точное изложение Православной веры. Кн.2.30).

126. ЗА СОТВОРЕНИЕМ МИРА И ЧЕЛОВЕКАМЫ КАКОЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО СЛЕДУЕТ ДЕЙСТВИЕ БОЖИЕ В ОТНОШЕНИИ К МИРУ, И В ОСОБЕННОСТИ К ЧЕЛОВЕКУ? Промысел Божий.127. ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫСЛ БОЖИЙ? Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.

Святитель Григорий Богослов так пишет о Промысле Божием, опровергая выдумки о существовании судьбы и о влиянии звезд на людей: «Так водружен широко основанный мир великим бесконечным Умом, Который все носит в Себе и Сам превыше всего. Но что за помысел объять необъятное? Бог, как скоро устроил мир, с первого же мгновения, по великим и непреложным законам, движет и водит его, как кубарь (волчок, юлу. — Ред.), ходящий кругами под ударом. Ибо не самослучайно естество сего обширного и прекрасного мира, которому нельзя и вообразить чего-либо подобного, и в продолжение такого времени предоставлен он не самослучайным законам. Видал ли кто дом, или корабль, или быструю колесницу, или щит и шлем, которые бы не были сделаны руками? Мир не простоял бы столько времени, если бы в нем было безначалие. И хор певцов расстроится, если никто им не правит. Вселенной же не свойственно иметь иного Правителя, кроме Того, Кто устроил ее.

Ты, который представляешь звезды вождями нашего рождения, нашей жизни и целого мира, скажи: какое еще иное небо прострешь над самыми звездами и над ним поставишь ли еще новое и новое, чтобы было кому водить водящих? Под одною звездою родится один царь и много других людей, из которых иной добр, а другой худ, один вития, другой купец, третий бродяга, иного же высокий престол делает надменным. Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинаковый конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина… Необходимо надобно кому-нибудь управлять – или Богу, или звездам.

А я знаю следующее: Бог управляет Вселенной. Божие Слово и здесь и там распределяет все, чему положено в Его совете быть на небесах и на земле; и одним тварям даны навсегда неизменно постоянная стройность и течение, а другим уделена жизнь изменяющая и принимающая многие виды. О них — иное явил нам Бог, а иное блюдет в тайниках Своей премудрости, чем хочет обличить пустое тщеславие смертного; одно поставил Он здесь, а другое явится в последние дни. И земледелец пожинает все зрелое; так и Христос, наилучший Судия моей жизни.

Таково мое слово; оно независимо от звезд и идет своим путем. Говори ты мне о своих гороскопах, о мелких частях зодиакального круга и о мерах пути; разоряй у меня законы жизни — страх злочестивых и надежду добрых, борющуюся до конца! Если все дает звездный круг; то и я влекусь его же вращением. И самое хотение производится во мне тем же кругом; нет у меня никакой силы воли или ума, которые бы вели меня к добру; но и к этому влечет меня небо.

Не упоминай мне о великой славе Христовой – звезде — благовестнице, которая с востока путеводила волхвов в тот город, где воссиял Христос — безлетный Сын смертного рода! Она не из числа тех, истолкователями которых астрологи, но необыкновенная и не являвшаяся прежде сего, а замеченная в еврейских книгах. Из них предузнав о звезде, посвятившие жизнь астрологии халдеи, когда с удивлением отличили ее от множества наблюдаемых ими звезд и приметили, что с новым сиянием несется она с востока по воздуху в еврейскую землю, заключили о рождении Царя. И в то именно время, как вместе с небожителями поклонились Царю астрологи, отпало у них попечение о своем искусстве.

Но пусть текут своим путем, какой указал им Царь-Христос, сии огнистые, вечнодвижущиеся, несовратимые со своих путей звезды, как неподвижные, так и блуждающие, описывающие, как говорят, одни и те же круги» (Песнопения таинственные. Слово 5. О Промысле).

128. КАК ГОВОРИТСЯ О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ В СВ. ПИСАНИИ?О промысле Божием в св. Писании Сам Господь Иисус Христос говорит: Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф 6:26). В этих словах виден как общий промысел Божий о тварях, так и особый — о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного промысла Божия о человеке.

«Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты [сказал]: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». (Пс.90:1-16)

Читателей — (82)

journal.cerkov.ru

Инструкция — Уроки веры

Добавить запись.

Для того, чтобы самостоятельно публиковать свои материалы на сайте журнала «Уроки веры» (после регистрации и входа на сайт):

  1. Активируйте вкладку «+Добавить», затем — «Запись» вверху страницы.Откроется окно редактора.
  2. Введите заголовок. Копируйте или введите текст.

  • Если ваш черновик был создан в текстовом редакторе (MS Word, Word-Pad и т.п.) то при копировании в окно редактора сохраняется форматирование.
  • Внимание: Каждый абзац отделен от предыдущего дополнительным интервалом, что не удобно при публикации стихов.
  • При публикации стихов, необходимо открыть вкладку «ТЕКСТ». При этом изначальное форматирование не сохраняется. После копирования или ввода текста, перейдите во вкладку «ВИЗУАЛЬНО» и отформатируйте запись, если необходимо.
  1. В текст можно добавить картинку, документ или видео. Для этого активируйте функцию «Добавить медиафайл» В открывшемся окне выберите файл из библиотеки, либо загрузите свой с компьютера, либо из интернета (контент может быть защищен авторским правом. Будьте внимательны). Видео-контент загружать непосредственно в библиотеку сайта запрещено. Загружаются ссылки с любого видео-хостинга (YouTube, Vimeo и т.п.)
  2. Введите название рубрики, выбрав из списка, либо, добавив новую. (Рубриками на сайте «Уроки веры» являются имена авторов и жанр)
  3. Добавьте метки через запятую, либо выберите из «часто используемых»
  4. Добавьте изображение записи. (Откроется библиотека, аналогичная п.3, только вставка картинки из интернета отсутствует) Это изображение будет отображаться вверху страницы перед текстом.
  5. Перед публикацией можно посмотреть, как будут видеть вашу запись посетители сайта. Для этого нужно нажать кнопку «Просмотреть» во вкладке «Опубликовать». Если вы не закончили оформление записи нажмите кнопку «Сохранить» Запись сохранится в статусе «черновик».
  6. На вкладке «Автор» выберите себя из списка.
  7. После окончательного оформления записи нажмите кнопку «Опубликовать»

При необходимости внести изменения после публикации записи, необходимо перейти в консоль сайта – записи – все записи – выбрать запись – изменить.

25 просмотров

Похожее

xn--b1aghhtlfr3f.xn--p1ai

Анафора — Журнал УРОКИ ВЕРЫ

Александр Юдин

№2 2015

EVHARISTIJA OHRIDSKA FRESKA b

 

Первая часть Литургии – проскомидия — ещё называется Принесение. В древности христиане приносили хлеб и вино в храм для совершения таинства.

Самая главная и самая древнейшая часть Литургии называется Евхаристический канон, Возношение или Анафора. Иногда в просторечии эту часть Литургии миряне называют «Милость мира» по словам песнопения. Анафора представляет собою одну молитву, которая, начиная с 6 века, читается священником в алтаре. Первая её часть — благодарение за создание мира и человека, за спасение человека. Затем вспоминается Тайная Вечеря и Крестное Искупление. Затем — призвание Святаго Духа, прошение освятить Дары и претворить их в Тело и Кровь Христову для нашего спасения.

О том, что Причастие есть Тело и Кровь Христовы, конечно, верующие знают. А вот о том, что наша литургическая жизнь протекает не так, как в старые времена – об этом знают не все.

В древности молитва Анафоры читалась не тайно, но вслух. Все верующие эту молитву слышали. А затем причащались у самого престола, поскольку иконостаса не было. (Кстати, в церкви города Бари нет алтаря и Литургия служится по древней традиции на мощах – на гробнице Николая Чудотворца). Верующие знали: Литургия есть дело не одних священников, но дело всей церкви. Евхаристия соборна. В нашем сознании больше закрепилось католическое представление о священнике: священник освящает хлеб и вино с водою и они становятся Телом и Кровью Христовой. Меж тем, это не православное представление о Литургии и о роли священника в Литургии. Православные всегда считали, что священник – это не «заместитель» Христа: сам священник ничего не освящает. Священник есть водитель православного народа. Он предстоит пред Господом и молит Господа о помощи, о благодати, об освящении принесённых Даров. Священник есть пастырь. А что такое пастырь без паствы? Потому священник не должен быть один. Он вместе с народом, а народ вместе со священником. Это единое звено, единое целое.

Так же люди сами без священника, без пастыря, не могут служить Литургию. Право предстоять перед Божьим престолом даруется только епископу или священнику, которого епископ благословил. Но внутреннее состояние каждого человека, молящегося на Литургии, очень важно. Большинство людей ПРОСТО СТОИТ в храме, ожидая конца службы. Кто-то нудится: как всё долго! Душно! Когда кончится? Кто-то молится о своих житейских нуждах, скорбит, переживает о каких-то проблемах… кто-то искренне благодарит за житейские успехи, за добрые счастливые события, случившиеся в его жизни… Но ещё на Херувимской песне нам было велено отложить всякие земные попечения! Однако же мы эти слова никак не воспринимаем. У каждого свои мысли в голове. В результате: мы на Литургии – пассивные слушатели и зрители. Хор – поёт. Священник служит. Мы стоим в храме. Значит, всё в порядке. Литургия воспринимается в одном ряду с молебнами, чтением акафиста. Именно поэтому очень много верующих людей в храм не ходят: «Я и дома помолюсь». Действительно: если Литургия – это обыкновенная молитва, то почему надо непременно идти в храм? Почему дома нельзя помолиться? И аргументы, вроде бы, весомы: в храме я отвлекаюсь – то душно, то кто-то толкнул, то «бабушки мешают». Ох уж эти «бабушки»! Послушать тех, кто в храм не ходит – в храме только одни «бабушки» и стоят. И больше ничем они не заняты, как только кричат на пришедших! Меж тем мы видим, что в храме сейчас больше людей средних лет, мам с детьми (которым особо некогда следить за прихожанами, углядеть бы за своими детьми!)… И никто так уж активно и не поучает никого, даже бабушки — в основном молятся.. Так что в храме не так уж и «страшно». Но люди не всегда ходят на службу, потому что не видят отличия Литургии от обыкновенных молитв. Ведь внешнее благочестие – «ходить в храм» — давно заменило подлинную литургическую жизнь.

Начнём с того, что Литургия – самое высшее таинство. Потому оно никогда не стояло в ряду с молебнами и прочими церковными требами. Кстати, само название ТРЕБЫ – говорит за себя: это то, что ТРЕБУЕТСЯ людям. Не требуется – служить батюшки не станут. Литургия служится всегда. К тому же, многие святые настаивали на ежедневном служении, а не только по воскресеньям и праздникам. Был и такой благочестивый обычай: молебны служатся ДО Литургии. После Литургии уже не служат ничего, поскольку выше Литургии быть ничего не может.

Вторая беда: Литургию рассматривают, как некий ритуал, обрядность. Если нет времени и желания выстоять весь обряд – можно прийти к концу службы, можно просто подать записку, поставить свечку, приложиться к иконе… И уйти…а потом ждать, что жизнь кардинально поменяется. Что же, иногда Бог даёт и такое чудо: поставил человек свечу и всё наладилось. Но не это главное. Главное в том, что каждый мирянин – УЧАСТНИК Божественной Литургии. Литургия может совершаться только, как уже было сказано, епископом или священником, но миряне – народ Божий, который священник ведёт за собой. Мы уже говорили, что священник – это пастырь, а пастырь без паствы быть не может. Паства должна быть рядом.

Третья беда современного сознания: христианские ценности подменяются общечеловеческими моральными ценностями. Представление: религия полезна, так как она учит не воровать, не убивать, не прелюбодействовать и т.д. – укоренилось прочно. Потому сейчас светские власти обычно помогают церкви, поскольку пытаются с помощью церкви улучшить моральный облик современной молодёжи, настроить её на гуманистические ценности. Но христианство – это не просто призывы уважать старших или не красть чужого! Ведь и многие атеисты говорят о том же. Бытует представление, что коммунизм, якобы, то же самое, что и христианство. И что Евангелие или Ветхий завет ничем не отличаются от коммунистического манифеста. В самом деле: земля и вода – общие, даны Богом для всех людей и так далее… И потом, разве кто-то может сказать, что среди иноверцев, язычников или коммунистов никогда не было честных бессребреников, порядочных, добрых людей, готовых прийти на помощь? Были, конечно. Но коммунизм не говорит о главном, о том, о чём говорит христианство: о вечной жизни со Христом и во Христе!

Итак, Евхаристический канон – главная часть Литургии. Диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом…» Хор поёт «Милость мира». Священник обращается с прошением ко Господу за нас всех: он просит для нас, предстоящих: у Господа Иисуса Христа – благодати, у Бога-Отца – любви, у Духа Святаго – причастия… Это всё для нас. Литургия есть молитва общая, соборная. Священник просит Господа освятить принесённые Дары. Когда хор поёт «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и нераздельней», — вся церковь становится на колени, ибо именно в этот момент святые Дары Господом претворяются в истинные Тело и Кровь Христову. Именно в то самое Тело, Которое было распято, ибо тел у Господа было не много, но одно. Святые говорят, что ангелы мириадами слетаются в храм, где служат Божественную Литургию, ибо сейчас в храме Христос! Умершие христиане, все святые – небесная церковь, ангелы, мы – живые люди и, наконец, Сам Христос – собираются вместе. Ленты времени больше нет. Все прошедшие события переживаются вновь, как реальность. Будущее – второе пришествие Христа — переживается тоже, как настоящее. Мы переходим в иную реальность: мир Христоцентричен. Все живые и умершие собираются во Христе. И это воистину так: все люди в час Литургии собираются у Христа. Ещё древние учёные писали об открытой им тайне: Бог – Отец отдал Вселенную Сыну. Бог-Сын распростёрся во Вселенной Х-образным крестом, удерживая её, связывая, объединяя. «Вся сила и мудрость в Распятом Царе».

Мы знаем, что наша обыкновенная земная пища становится нашим телом, отдавая телу витамины, микроэлементы и прочее. Принимая Тело и Кровь Христову, мы обретаем бессмертие. Наши тела начинают, благодаря Литургическому кормлению, сочетать в себе земное и небесное, тварное и нетварное, божественное и небожественное. Благодаря нетварному и божественному питанию мы воскреснем телом. Оно будет изъято из земли Духом Святым. Ведь жизнь человека без тела – неполная. Господь нам дарует полноценную жизнь, которая много богаче, нежели сейчас жизнь души человека после смерти (без плоти). В Причащении – закон воскрешения и залог жизни в вечности. Тело Бога, которому Бог даровал бессмертие, входит в наше тело и изменяет его. Для живых причащение есть единственный путь обожения. «Божественное Тело обожает мя и питает. Обожает ум, дух же питает странно…» Т. е. наши ум, дух, тело обретаю свойства Бога – это называется обожение.

Причастившиеся входят в Тело Христово. У тех, кто причастился, в крови течёт общая кровь, которая роднит всех и делает братьями и сёстрами. Обращение «брат», «сестра» — это буквально, не для красного словца. Это не иносказание. Причастившиеся становятся сокровными и сотелесными. За причастников молится священник ко Господу: собрать «освящённую церковь в Царствие Твое». Личное сознание каждого всё больше раскрывается Истине. Строго говоря, здание, в котором молятся христиане – это храм. Храмом христиане называют и человеческое тело, обоженное Христом – иными словами, тело есть дом (храм) для божественного. А вот собрание молящихся людей именуется Церковью. Церковь есть Тело Христово. Так что народ, предстоящий в храме, это не просто сбившиеся в одно стадо овечки, но народ есть ТЕЛО ХРИСТОВО! Церкви, как Телу Христову, принадлежит ВСЁ МИРОЗДАНИЕ! В Божьем храме соединяются весь ангельский собор и человеческий род – живые и умершие, последние суть тоже живые, но пребывающие в данное время не с нами. Восстанавливается единство, нарушенное грехопадением. И мы проживаем час Литургии в этом единстве! Время превзойдено… И все мы равны и ЦЕННЫ у Бога. Бог с нами и любит нас. А это значит, что негоже христианину стоять и нудиться в храме, будто он в очереди в магазине. Или осознавать себя столь недостойным, кто может лишь бессловесно, без понимания, без радости стоять в храме. А молиться и соединяться с Господом будет один батюшка.

В Троице, как в первообразе соединены свойства Церкви – единство, соборность, святость. Таинство Литургии, возвращает нас хотя бы на час в неделю в состояние единства, какое было до грехопадения; Таинство Литургии установлено Самим Христом. Мы не поклоняемся на Литургии Христу и даже не молимся Ему, а соединяемся с ним! Осуществляется и единение всего народа. В этом таинстве Христос присутствует не только лишь по благодати, не образно, а истинно и действительно. В каждой Святой частице Господь присутствует всецело. Претворившиеся в Тело и Кровь Христову Дары уже не возвращаются в прежнее состояние, но остаются таковыми. Господь «смешал Самого Себя с нами», «растворил Тело Своё в нас», чтобы мы составили нечто единое. Причастие принимается «во оставление грехов, в жизнь вечную». Мы же приносим жертву хваления и благодарения за наше спасение. Жертва бескровная. Бог уже однажды и навсегда принёс Себя за нас в жертву. И потому жертва совершается не через заколение, не через кровь, но через преложение хлеба в закланного Агнца.

Литургия совершается в храме, Святые Дары освящаются на престоле. Престол знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы. Престол должен располагаться только посредине алтаря, являясь как бы центром тварного бытия — центр сотворённого мира, но не прилепляться к стене. Ставить престол у стены может быть дозволено лишь в крайнем случае при сильном недостатке места в алтаре. На престоле лежит антиминс — плат с зашитыми в него мощами. Он сложен и завёрнут. Лишь во время освящения Даров антиминс разворачивается. Антиминс – святыня церкви. Когда дают антиминс для новой церкви, священник несёт его в свой храм на груди. Он никогда не выносится из храма. Антиминс разрешается выносить из храма лишь при крайней нужде: когда храму грозит стихийное бедствие, пожар, захват иноверцами или безбожниками. При угрозе, скажем, пожара антиминс выносят из храма и, положив его, допустим, на камень, продолжают служить Литургию, ибо Литургия должна быть обязательно завершена. При нужде Литургия может совершаться и без престола. Так совершали Литургии во время гонений на церковь – в лесу, в концлагерях… Слово «антиминс» переводится: вместопрестолие.

День раньше начинался с Литургии. Лишь отстояв Литургию, христиане расходились по своим мирским делам. Мужчины, и женщины причащались ежедневно у престола, болящим причастие разносили на дом, чтобы никто из христиан не остался без Святых Даров. Кто долго не причащается – отпадает от тела Церкви, от Тела Христова. Вообще, вся Литургия – это молитва о призвании на нас благодати. Потому считалось великим грехом, отстояв Литургию, уйти из храма, не причастившись. Получается: просили для себя от Бога дар; Господь даёт нам этот дар: Своё святое Тело и Свою святую Кровь, чтобы и мы стали святы, — а мы говорим: нет, принимать не будем! Потому и говорят многие священники, что сейчас, при редкой практике причащения, положение христиан в храме двусмысленное.

Сейчас Церковь, то есть миряне, редко ощущают свою богочеловечность. Раньше вся церковь на Евхаристическом каноне горячо молилась о том, чтобы Господь подал каждому бессмертные Дары, восклицая вместе с дьяконом: троекратным «Аминь!» Главной иконой после Троицы считалась икона Евхаристии. Верующие все сослужили со священником, горячо молясь не каждый о своих нуждах, но об одном и том же: благодарили Бога за сотворение мира и сотворение человека, за спасение человечества, просили освятить их, чтобы жить вечно. Батюшка Вениамин Федченков так говорил прихожанам о Святой Литургии: «Паства моя… берегите благоуханную розу Христову!», — ибо Литургия есть величайший дар Христа людям. Будем помнить об этом и будем стараться исправить свою Литургическую жизнь.

Читателей — (44)

journal.cerkov.ru

Урок №40 — Журнал УРОКИ ВЕРЫ

О первой заповеди.

499. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “Я — ГОСПОДЬ БОГ ТВОЙ”?Словами Я — Господь Бог твой — Бог как бы указывает на Себя Самого человеку и, следовательно, повелевает познавать Господа Бога.500. КАК МЫ ДОЛЖНЫ ПОЗНАВАТЬ БОГА?Из повеления познавать Бога можно вывести особые обязанности: учиться богопознанию как важнейшему из всех знаний; прилежно слушать поучения о Боге и о делах Его в Церкви и благочестивые разговоры об этом дома; читать или слушать книги, научающие богопознанию, во-первых, св. Писание, во-вторых, писания св. отцов.501. ЧТО ПРЕДПИСЫВАЕТСЯ СЛОВАМИ “НЕ ДОЖНЫ БЫТЬ У ТЕБЯ ДРУГИЕ БОГИ, КРОМЕ МЕНЯ”?Словами не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня, предписывается обращаться и стремиться к единому истинному Богу, или, что то же, благоговейно почитать Его.502. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ОТНОСЯТСЯ К ВНУТРЕННЕМУ БОГОПОЧИТАНИЮ?К внутреннему богопочитанию относятся следующие обязанности: верить в Бога; ходить перед Богом, т.е. помнить о Боге и всегда поступать осмотрительно, потому что Он видит не только дела, но и сокровеннейшие наши мысли; бояться Бога, или благоговеть перед Ним, т.е. считать гнев Отца небесного величайшим для себя несчастьем, и потому стараться не прогневлять Его; надеяться на Бога; любить Бога; повиноваться Богу, т.е. непрестанно быть готовым делать то, что Он повелевает, и не роптать, когда Он делает с нами не то, чего бы мы желали; поклоняться Богу как существу высочайшему; прославлять Бога как всесовершенного; благодарить Бога как Творца, промыслителя и Спасителя; призывать Бога как всеблагого и всемогущего помощника во всяком добром начинании.503. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ОТНОСЯТСЯ К ВНЕШНЕМУ БОГОПОЧИТАНИЮ?К внешнему богопочитанию относятся следующие обязанности: исповедовать Бога, т.е. признавать, что Он — наш Бог, и не отрекаться от Него, даже если за Его исповедание предстояло бы пострадать и умереть; участвовать в общественном богослужении, установленном от Бога и учреждённом Православной Церковью.504. КАКИЕ ГРЕХИ ПРОТИВ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ?Грехи против первой заповеди следующие: 1. Безбожие, когда люди, справедливо называемые псалмопевцем безумными, желая избавиться от страха суда Божия, говорят в сердце своем: нет Бога (Пс 13:1). 2. Многобожие, когда вместо единого истинного Бога признают многие мнимые божества. 3. Неверие, когда, признавая, что Бог есть, не верят Его провидению и откровению. 4. Ересь, когда люди к учению веры примешивают мнения, противоречащие Божественной истине. 5. Раскол, т.е. своевольное уклонение от единства богопочитания и от Православной Кафолической Церкви Божией. 6. Богоотступление, когда отрекаются от истинной веры от страха или для выгоды. 7. Отчаяние, когда совсем не надеются получить от Бога благодать и спасение. 8. Волшебство, когда, оставляя веру в силу Божию, верят тайным и большей частью злым силам тварей, и особенно злых духов, и стараются ими действовать. 9. Суеверие, когда верят, что какая-нибудь обычная вещь имеет Божественную силу, и на неё вместо Бога надеются или её боятся (так, например, верят старой книге и думают, что только по ней, а не по новой, можно спастись, хотя новая содержит то же учение и то же богослужение). 10. Лень по отношению к учению благочестия, молитве и общественному богослужению. 11. Любовь к чему-либо больше, чем к Богу. 12. Человекоугодие, когда угождают людям в ущерб угождению Богу. 13. Человеконадеяние, когда кто-либо надеется на способность и силы свои или других людей, а не на милость и помощь Божию.505. ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ И ЧЕЛОВЕКОНАДЕЯНИЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ?Человекоугодие и человеконадеяние противоречат первой заповеди, потому что человек, которому мы угождаем или на которого надеемся и забываем Бога, некоторым образом есть для нас иной бог, вместо Бога истинного.506. В св. Писании так говорится о человекоугодии: Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал 1.10).507. Св. Писание говорит о человеконадеянии: Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа (Иер 17.5).508. КАК ИСПОЛНИТЬ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД БОГОМ?Чтобы исполнить свои обязанности перед Богом, нужно отречься от самого себя. Кто хочет идти за Мною, — говорит Господь Иисус Христос,— отвергнись себя (Мк 8.34).509. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ОТРЕЧЬСЯ ОТ САМОГО СЕБЯ?По объяснению св. Василия Великого: От себя отречётся тот, кто в себе победит истлевающего в обольстительных похотях ветхого человека и преодолеет все мирские пристрастия, препятствующие благочестию. Полное же отречение от себя состоит в том, чтобы и к самой жизни быть беспристрастным и думать, на себя не надеясь, о смерти (Пространные нравственные ответы, 8).510. ОТРЁКШИЙСЯ ОТ СЕБЯ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ЛИ УТЕШЕНИЕ?Отрёкшийся от себя и лишённый многих естественных удовольствий человек может иметь благодатное Божественное утешение, которое не в силах нарушить даже страдания. По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор 1:5).511. КОГО ЕЩЁ МЫ ДОЛЖНЫ ПОЧИТАТЬ, НЕ НАРУШАЯ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ?Заповеди, предписывающей благоговейно почитать единого Бога, соответствует также правильное почитание Ангелов и святых, поскольку мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и через них просим помощи у Бога.

Вопросы к занятию:

ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “Я — ГОСПОДЬ БОГ ТВОЙ”?КАК МЫ ДОЛЖНЫ ПОЗНАВАТЬ БОГА?ЧТО ПРЕДПИСЫВАЕТСЯ СЛОВАМИ “НЕ ДОЖНЫ БЫТЬ У ТЕБЯ ДРУГИЕ БОГИ, КРОМЕ МЕНЯ”?КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ОТНОСЯТСЯ К ВНУТРЕННЕМУ БОГОПОЧИТАНИЮ?КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ОТНОСЯТСЯ К ВНЕШНЕМУ БОГОПОЧИТАНИЮ?КАКИЕ ГРЕХИ ПРОТИВ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ?ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ И ЧЕЛОВЕКОНАДЕЯНИЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ?КАК ИСПОЛНИТЬ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД БОГОМ?ЧТО ОЗНАЧАЕТ ОТРЕЧЬСЯ ОТ САМОГО СЕБЯ?ОТРЁКШИЙСЯ ОТ СЕБЯ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ЛИ УТЕШЕНИЕ?КОГО ЕЩЁ МЫ ДОЛЖНЫ ПОЧИТАТЬ, НЕ НАРУШАЯ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ?

Читателей — (17)

journal.cerkov.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта