Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Вышел второй номер журнала «Вологодский ЛАД» за 2017 год. Вологодский журнал лад


Беловская линия журнала «Вологодский ЛАД»

 

Прошли II Всероссийские Беловские чтения под девизом: «Белов. Вологда. Россия». Впервые они приобрели всероссийский масштаб и привлекли внимание крупнейших литературоведов и писателей, которые вели заинтересованный разговор о творческом наследии Василия Ивановича Белова.

 

Мы всегда с Василием Беловым!

 

   Накануне события наш корреспондент Геннадий Сазонов встретился с главным редактором журнала «Вологодский ЛАД» Андреем Сальниковым, и разговор зашёл, естественно, о Василии Белове.

  Литературно-художественный журнал «Вологодский ЛАД» хорошо известен читателям России и не нуждается в особых представлениях. И всё же напомню, что в последние годы на его страницах увидели свет произведения не только вологодских авторов, но и писателей и поэтов, живущих в других регионах. Хотя они все разные, но их роднит любовь к русскому слову, родине, своим истокам.

   К слову, к «истоку» самого журнала имел отношение и выдающийся русский писатель Василий Иванович Белов. К его творчеству, к его жизненным и литературным заветам журнал обращается постоянно.

 

  — Андрей Константинович, что значит имя Василия Белова для вас, для журнала и его читателей?

   — Собственно говоря, именно Василию Белову наш журнал обязан своим названием. Нынешний «Вологодский ЛАД» — продолжение журнала для семейного чтения, который издавался редакцией областной газеты «Красный Север» с 1991 по 1994 год. Название тому изданию выбирали всем миром, можно сказать, собирали предложения в редакции, просили высказаться читателей. Больше всего голосов набрал «Лад» — именно в честь знаменитой книги Василия Ивановича. Это показало не только любовь вологжан к своему народному писателю, но и ожидания от нового издания: людям хотелось, чтобы речь в нём шла о ладе, а не о том раздрае, который окружил в то время нас всех.

   Журнал за это время сильно изменился, конечно. Сменился формат, оформление, периодичность, даже название чуть-чуть другое. Но суть его осталась прежней, и сейчас мы стараемся в основных публикациях рассказывать о том историческом, литературном, природном, культурном феномене, которым является Русский Север, в частности Вологодчина. Именно этому феномену была посвящена замечательная книга Василия Белова, и мы, как можем, продолжаем эту беловскую линию.

 

  — А много было за последние годы в журнале публикаций, так или иначе посвящённых Белову?

   — Ну, как тут посчитаешь… Во втором номере «Лада» — ещё того, который выходил в девяностые годы — мы опубликовали главы из романа Василия Ивановича «Год великого перелома», которые он специально для журнала передал. Возрождённый «Лад», уже в 2006 году, в первом же номере напечатал фоторепортаж о жизни Василия Ивановича в Тимонихе. В 2007 году выпустили специальный номер, посвящённый 75-летию писателя. Готовили номер к 80-летию, но, увы, пришлось делать его траурным: в декабре 2012-го Василий Иванович скончался. Интересно, что в том году финансовые трудности позволили выпустить только один номер журнала, и он был посвящён Василию Белову. Мы печатали статьи о его творчестве, воспоминания о нём, рассказы о встречах с читателями. Да что говорить: есть в журнале специальный раздел «Уроки Белова», вот недавно в нём был помещён репортаж о музее-квартире Василия Ивановича.

 

   — Белов — один из создателей «вологодской литературной школы», которая привержена народной правде, народной почве, народным традициям. Как журнал поддерживает сегодня это направление?

   — Русская литература, и не только вологодская школа, всегда привержена народной правде, если нет, то это сложно назвать русской литературой. Хорошо, что вологодские писатели в большинстве своём и сегодня стараются придерживаться традиций великой русской классической литературы, развивать их. И журнал всегда готов их поддерживать. Среди наших постоянных авторов Сергей Багров и Александр Цыганов, Геннадий Сазонов и Ольга Фокина, Ольга Кузнецова и Анатолий Ехалов, Роберт Балакшин, Александр Ломковский, Виктор Плотников и другие прозаики и поэты, известные не только на Вологодчине. Не раз публиковались у нас Владимир Личутин и Николай Зиновьев, Александр Сегень, Владимир Крупин, Владимир Костров, многие другие выдающие писатели России.

 

    — Вологодский край справедливо называют «Русской Фиваидой на Севере». Какое место тема православия, христианских традиций занимает на страницах журнала «Вологодский ЛАД»?

   — Раздел «И ныне, и присно», рассказывающий о православии, — один из основных в «Вологодском ЛАДе». Здесь публикуются беседы со священнослужителями и ответы на вопросы о Боге, вере и церкви, очерки о современной религиозной жизни, о святых. Постоянно журнал рассказывает о вологодских храмах и монастырях, были материалы о замечательном реставраторе Сергее Белове, возрождающем старинные иконы, и о представителях современного церковного искусства. Собственно, разговор о вере не ограничивается рамками православного раздела. Затрагивают эту тему и прозаические публикации, и публицистические, и искусствоведческие — ведь православие составляет основу бытия, а наш журнал старается показать важнейшие направления жизни региона и всей страны.

 

   — Андрей Константинович, как вы оцениваете I Беловские чтения, которые прошли в октябре 2014 года? Что ждёте от чтений нынче?

    — Прошлые чтения были первыми, и это, пожалуй, самое большое их достоинство. То, что на родине великого русского писателя Василия Белова начат системный и серьёзный разговор о его творчестве, о проблемах, которые раскрывали книги автора, — очень хорошо. Хотелось бы, чтобы этот разговор не оказался засыпанным показушной суетой, чтобы он имел достойное продолжение — и в изданиях, и в жизни.

 

  — Какие, на взгляд главного редактора литературно-художественного журнала, существуют тенденции в современном литературном процессе, что в них положительно, а что неприемлемо?

    — Тенденции в литературе, пожалуй, вряд ли изменились за всё время существования письменности. Как и прежде, писатели восхищаются красотой мира и страдают от несовершенства человека; точно так же одни хотят своими книгами сделать этот мир лучше, а другие стремятся улучшить только собственное существование. Говорить о технических особенностях нынешнего литературного процесса, выделять какие-то тематические или ремесленные особенности вряд ли нужно.

    Мне видится история литературы не лестницей — от плохого к хорошему, а рекой времён, как говорил великий Державин. И положительные тенденции — это как раз те, которые находятся в русле многовековых традиций. А неприемлемое — то, что эти традиции отрицает. Точнее, пытается отрицать. Влияние таких «отрицателей» на ход литпроцесса, значение громогласного ниспровержения идеалов в общественной жизни, мне кажется, очень преувеличено. Стремление шокировать читателя языком или тематикой разговора не сегодня же пришло в литературу, оно всегда было, но являлось маргинальным, малозаметным, по существу. Таковым, конечно же, и осталось.

 

    — Какие проблемы, которые необходимо решать, существуют у возглавляемого вами журнала?

    — Проблемы у всех журналов, думаю, если не одни и те же, то во многом схожие. Всем трудно, всем не хватает денег, хороших рукописей, помощников… «Вологодский ЛАД» не исключение.

  Наш журнал выходит за счёт областного бюджета, и огромное спасибо руководителям области, что они находят возможность выделять средства для издания, который является, по сути, визитной карточкой Вологодчины. О том, что такой журнал нужен людям, говорят вологжане.

  Когда в позапрошлом году выход «Вологодского ЛАДа» оказался под вопросом, многие наши читатели обратились к губернатору Олегу Кувшинникову с просьбой не прекращать издание, и это было услышано. Такая поддержка помогает, но и ко многому обязывает.

 

 

 

 

olg-msps.ru

Вышел второй номер журнала «Вологодский ЛАД» за 2017 год

Обложка журнала

Главный редактор издания Андрей Сальников рассказывает о публикациях нового номера:

«В нынешнем году юбилеи и памятные даты текут обильно, и вологодский журнал не проходит мимо важнейших из них. Век исполнился «Красному Северу», столько же – Октябрьской революции. Газета, кстати, основана на полгода раньше, чем произошли политические события, кардинально перетряхнувшие и нашу страну, и весь мир. Впрочем, в Вологде, городе тихом, перемены прошли довольно спокойно. Об этом рассказывает исследователь Анна Коншина в своих статьях по материалам областного государственного архива. Анна Борисовна использует бурную переписку властей вологодских и петроградских, а также свидетельства очевидцев и участников событий. Переписка была, действительно, горячей и острой, а вот события, казалось, обещали только радость обновления, новую счастливую и свободную жизнь…

Политика меняла мир, а газета эти изменения фиксировала, отражала, меняясь вместе с ними. «Красный Север» не только рассказывал о жизни, он и был во многом самой жизнью. Во многих семьях вырезали и хранили материалы главной областной газеты. С литераторами «Красный Север» дружит издавна. Здесь печатались классики нынешней русской литературы Василий Белов и Ольга Фокина, чьи юбилеи отметили осенью. «Вологодский ЛАД» публикует раздел «Беловские чтения» – в него вошли воспоминания о детстве писателя его сестры Александры Мартьяновой и беседа Геннадия Сазонова с петербургским исследователем творчества Василия Белова Леонидом Пантелеевым. Конечно, рассказывает журнал и о Всероссийских Беловских чтениях, в очередной раз состоявшихся в Вологде.

Ольга Фокина специально для журнала передала подборку новых стихов. «“Вологодский ЛАД” – мой любимый журнал, – говорила Ольга Александровна на торжестве в честь 100-летия «Красного Севера», – я всё новое там публикую…»

Поэзия Ольги Фокиной близка и понятна вологжанам всех возрастов; это показал и доказал конкурс среди школьников, проведенный областным обществом книголюбов. Журнал публикует выдержки из работ нескольких юных критиков, которые ясно говорят: призыв поэтессы «Лелей лоскут отеческой земли!» находит живой отклик в душах нынешних вологодских детей.

Среди литературных публикаций «Вологодского ЛАДА», разумеется, – не только юбиляры. Сергей Багров и Роберт Балакшин представили новые рассказы, Анатолий Ехалов – отрывок из новой книги «Душа на безмене». Опубликована новая повесть Ольги Селезнёвой из Череповецкого района «Из глубин». В разделе «Книга в журнале» – повесть устюжанки Любови Даниловой «Река прозрачного времени». Она рассказывает об экспедиции известного русского палеонтолога Владимира Амалицкого в ее родные присухонские места. Кроме напряженного сюжета, проза Любови Николаевны дарит читателю выразительные описания деревенской жизни в начале XX века, северных нравов и обычаев, знакомит с яркими характерами.

В очередном томике «Вологодского ЛАДА» читатель найдет, кроме того, стихи Юрия Максина из Устюжны и жителя Молочного Констатина Козлова, вологжан Виктора Зайкова и Валерия Архипова, шекснинцев Николая Дегтерёва и Григория Шувалова. Григорий, правда, ныне москвич, но родные края не забывает.

«Искусство» представлено обширной и хорошо иллюстрированной статьей искусствоведа Владимира Воропанова «Экслибрисы. Люди и знаки». Есть в журнале, разумеется, и публицистика. На одном дыхании читается очерк Алексея Колосова «Михаил Сопин: Я рождаюсь вот здесь, в сорок пятом…» – о путешествии родных Михаила Сопина на родину поэта, на Белгородчину, там стихи Михаила Николаевича знают и любят.

В разделе «И ныне, и присно» – статья журналистки из Сыктывкара Натальи Прокофьевой, о жизненном подвиге новомученика Павла Малиновского. Профессор Александр Камкин рассказал о вологжанах, подвизавшихся в афонских монастырях».

Журнал можно прочитать в Вологодской областной научной библиотеке, а также в библиотеках районов. Купить издание можно в киоске редакции газеты «Красный Север» (Вологда, ул. Козленская, 33). Новый номер также будет выложен на сайт ВОУНБ в течение месяца.

cultinfo.ru

Вышел первый номер журнала «Вологодский ЛАД» за 2017 год

Обложка нового номера

Вышел первый номер литературно-художественного журнала «Вологодский ЛАД» за 2017 год.

Главный редактор издания Андрей Сальников рассказывает о публикациях нового номера:

«Прозаический раздел журнала нередко представляет читателям рассказы и повести на исторические темы, причем рассказывают они о самых разных временах. Известный вологодский писатель Сергей Багров уже несколько лет пишет повести об одном из самых тяжких периодов жизни России – времени уничтожения крестьянства в 1920-е – 30-е годы. В первом номере нынешнего года очередная повесть о горе великого перелома – «Повиновение». В грозах, одна за другой гремевших над родной для автора Тотемской землей, чтобы выжить, люди оставляют дома и семьи, меняют фамилии и имена… «Чёрт с дьяволом поссорились, а мы расхлёбывай», – говорит герой «Повиновения» Маков своему приятелю Пылаеву, и тот соглашается: «Надо же кому-то»…

Повести Сергея Багрова невелики по объёму, но читать их порой страшновато: как только русские люди друг над другом не издевались, каким только унижениям не подвергали…

Конечно, страшные годы Россия переживала не только в XX веке. О бедах смутного времени XVII века рассказывает повесть «Путеводительница». Её автор – священник из Кичменгского Городка Сергий Щепелин – историей родного края занимается с молодости. Потомственный учитель, отец Сергий преподавал историю, был директором школы, организовал в райцентре краеведческий музей и был его первым директором. История и привела его к пониманию того, что основа русской жизни – вера православная, и опора на неё поможет преодолеть любые испытания.

Перед битвой с поляками, напавшими на Кичменгский Городок, главный герой повести Василий беседует со своим молодым товарищем Петрухой, и тот спрашивает, как быть, если враг наземь упадет – добивать? «Если он раненый упадёт, ведь нельзя же лежачего», – с надеждой в голосе проговорил Петруха. Думается, это надежда на то, что в любой битве, даже в самой страшной, нельзя нарушать заповеди, позволяющие оставаться человеком.

Кичменжане защищали от врагов свою родную землю, свои семьи – они опирались на веру, твердо верили в божью помощь и победили умелого и мощного противника. В повестях Сергея Багрова о 1930-х годах – другая ситуация. Люди здесь лишены веры, они оказались в обезбоженном мире и надеются только на себя.

Исторические повести о прошедших бедах с особым интересом читаются в пору кризисную, пору очередного испытания. Сейчас мы тоже переживаем совсем не легкие времена, особенно тяжкие неизвестностью, которую они нам несут. Авторы повестей «Вологодского ЛАДА» говорят о разных возможностях для человека устоять в бушующем мире. Выбирать, конечно, каждому самостоятельно…

И еще о писателях в свежем номере: письма Александра Романова из Вологды в Никольск Василию Мишеневу. Вот один кусочек: старый поэт пишет молодому своему соратнику о новой книжке Василия: « “Клевовые листья” грустно и тепло пали в мою душу и с долгимим радумьями я склонялся над твоей новой книгой.

Ничего себе не требуй, Не пытай судьбу во мгле – Голова плывет по небу, Ноги ходят по земле...

Ныне редкий человек так ощущает себя... Да, поэзия – это поведение нашей совести». Чтобы так писать, мало быть поэтом – надо быть глубоким, чутким, совестливым человеком. Каким и был Александр Александрович, большой русский поэт, к сожалению, не дочитанный нами.

Хочется еще упомянуть небольшую статью Алексея Колосова в разделе «Год экологии». Она называется «О рыбаках и рыбках, или Новое прочтение старой сказки». Это приглашение к разговору о проблемах нашей рыбалки. Автор собирает мнения и рыбаков-профессионалов, и любителей, и рыбоохрану, и ученых, и читателей – как прошел сезон, чего ждут от нового... Так что пишите нам (и не только о рыбалке, разумеется), читайте «Вологодский ЛАД», и, как писал в свое время журналу известный русский прозаик Владимир Крупин, всё наЛАДится!».

Журнал можно прочитать в Вологодской областной научной библиотеке, а также в библиотеках районов. Купить издание можно в киоске редакции газеты «Красный Север» (Вологда, ул. Козленская, 33). Новый номер также будет выложен на сайт ВОУНБ в течение месяца.

cultinfo.ru

Журнал о культуре Вологодской области

2015 Осень

Литературные журналы возникли в России в конце XVIII века и за двести с лишним лет прошли огромный путь, изменяясь и эволюционируя. Крыловскую «Почту духов» или пушкинский «Современник» трудно сравнить с нынешним «Новым миром» или «Знаменем». Поначалу журналы в основном обеспечивали досуг образованной элиты, но постепенно обретая авторитет, они начали во многом определять литературный процесс и интеллектуальную жизнь в целом, стали своего рода общественной трибуной. В середине прошлого столетия издания подобного рода, печатающие новинки современной литературы, критические материалы и публицистику, стали называть «толстыми журналами». Вторая половина ХХ века – время их расцвета, а рубеж тысячелетий – время вопросов и раздумий об их настоящем и будущем.

О феномене толстых журналов размышляет редактор литературно-художественного журнала «Вологодский ЛАД» Андрей Сальников.

Андрей Константинович, как, на ваш взгляд, чувствуют себя толстые журналы сегодня, когда авторы и читатели активно перемещаются в виртуальное пространство?

Для авторов публикация в толстом журнале по-прежнему престижна, хотя сейчас опубликоваться не проблема, и журналы давно уже не монополисты в этом процессе. Но люди все-таки хотят видеть свои произведения не только в Интернете, но и на бумаге, и это не атавизм, а дань традиции, прочно вошедшей в сознание каждого пишущего человека.

Хотя теперь толстые журналы – это не столько площадка для публикации, сколько место для разговора об общественной, литературной и культурной жизни, место встречи единомышленников. 

В советское время толстые журналы издавались огромными тиражами, а к началу нулевых практически утратили свои позиции. Редактор «Знамени» Сергей Чупринин, выступая недавно в Вологде, говорил, что сегодня тираж его журнала в 500 (!) раз меньше, чем был в конце восьмидесятых: две тысячи вместо миллиона. В чем, на ваш взгляд, причина?

В 50-е – 60-е годы ХХ века, в период оттепели, журналы переживали небывалый подъем: появилась возможность публиковать ранее не публиковавшихся авторов, и читатели буквально охотились за каждым новым номером. 1960-е годы. Слева направо: Сергей Чухин, Нина Груздева; крайний справа - Николай Рубцов. Фото из архива Александра ГрязеваОт любого журнала ждали какого-то нового честного слова, каждый номер был событием не столько литературной, сколько общественной жизни. Хотя журналов было много, каждый из них имел свое более или менее узнаваемое лицо – это чувствовали и авторы, и публика. В перестроечный период стали печатать так называемую возвращенную литературу. Фантастические миллионные тиражи как раз и объяснялись тем, что именно журналы тогда публиковали то, что еще недавно нельзя было и представить напечатанным. Думаю, что Солженицына, например, в то время читали больше, чем сейчас, когда изданы собрания его сочинений.

Сегодня ситуация изменилась, и нынешнее падение тиражей – естественный процесс, я здесь никакого тревожного сигнала не вижу. Заметьте, почти все толстые журналы, выходившие в советское время, живы и сегодня. Настораживать, на мой взгляд, должно не малое число экземпляров, а то, что все разбрелись по своим собственным «тусовкам»: журналы утратили глобальность, их интересы и темы стали более частными.

«Вологодский ЛАД» начинал свою историю в 1991 году как журнал для семейного чтения, который издавала областная газета «Красный Север». В 1995-м его издание прекратилось, а в 2006-м журнал возродился уже в формате «толстяка». Как пришло осознание того, что подобный журнал в регионе необходим?

Наш журнал не является журналом только литературным. Литература – это лишь часть спектра наших интересов; важнейшая, но часть. Когда в 2006 году тогдашнее руководство областного комитета по печати решило возобновить издание журнала, появилась возможность воплотить в жизнь довольно смелую идею. Нина Железняк. Автопортрет. К 100-летию художницы журнал поместил обстоятельную статью о ее творчествеВместо небольшого журнала для семейного чтения, издававшегося, как говорится, на медные деньги, мне виделся журнал, способный вести серьезный разговор о насущных проблемах бытия, знакомить читателей не только с лучшими произведениями поэтов, прозаиков и публицистов, но и рассказывать о важнейших событиях художественной, театральной и музыкальной жизни, причем не только вологодской. Конечно, для такого разговора нужна была гораздо более солидная площадка, чем у прежнего «Лада». Формат и объем выбирали по предполагавшемуся количеству и характеру публикаций – и оказалось, что это один к одному повторяет формат всех толстых журналов.

Нынешний учредитель «ЛАДА» – Вологодский областной информационный центр. Когда решался вопрос о нужности подобного издания, по поручению Комитета информационной политики мы искали аналоги в других регионах – вдруг мы единственные? Оказалось, что нет – в целом по стране выходит больше 20 местных толстых журналов. Поскольку издается «Вологодский ЛАД» за счет областного бюджета, бóльшая часть его тиража распространяется бесплатно: 900 из полутора тысяч экземпляров передаются в областную библиотеку, а оттуда рассылаются в библиотеки в районах. Поэтому, хотя подписки у нас сейчас нет, возможность почитать журнал имеют практически все жители области.

Ольга Белова проводит экскурсию по музею-квартире Василия Белова. «Вологодский ЛАД» публиковал большую беседу с вдовой писателя, рассказывал о создании музея-квартиры вологодского классикаНазвание журнала ассоциативно отсылает к книге «Лад» Василия Белова – это определенная установка вологодскому читателю?

Конечно, это от Белова, причем решение назвать журнал именно так было принято нашими читателями. Начиная издавать журнал малого формата, редакция проводила конкурс на его название, которое и было выбрано большинством голосов. Василий Иванович Белов тогда активно писал, и, конечно, его прозу и публицистику мы публиковали постоянно, начиная со второго номера. Беловская тема звучит в журнале и сейчас: регулярно появляется раздел «Уроки Белова», в котором помещаются и воспоминания о Василии Ивановиче, и материалы о его творчестве.

У любого толстого журнала есть «свое лицо» – концепция развития, редакционная политика, литературные и тематические предпочтения. Что в этом плане можно сказать о «Вологодском ЛАДЕ»?

Фотографии профессора Уильяма Брумфилда журнал публиковал неоднократно. Снимок, сделанный американским исследователем в древнем северном селе Кимже, помещен на обложке четвертого номера за 2011 годЧестно говоря, с 1991 года и по сей день я пытаюсь делать один и тот же журнал. Он посвящен тому культурному, литературному, художественному, общественному, историческому феномену, которым является Русский Север в целом и Вологодчина в частности. Это не значит, что журнал – площадка для освещения только вологодских тем и публикации только вологодских авторов: у нас печатались и московские, и архангельские, и белорусские писатели и поэты. На страницах «ЛАДА» были и Крупин, и Личутин, и Прилепин. У Владимира Крупина, например, о Вологде ничего не написано, но он очень «вологодский» человек. И именно у нас, в доме отдыха в Харовском районе, он написал одну из лучших своих вещей – повесть «Живая вода».

На Бобришном угоре. Столетию со дня рождения Александра Яшина был посвящен первый номер за 2013 год. Фото Алексея КолосоваРусский Север интересен не как некий заповедник, а как место, где в силу многих причин оказалась сконцентрирована русская жизнь. И задача журнала, на мой взгляд, – показать уникальность этой земли и ее значение в истории, культуре, литературе России.

С первого номера в «Вологодском ЛАДЕ» существует раздел «Родиноведение» – для публицистических материалов о нашем крае. Много раз публиковали в ней, например, фрагменты книг Вадима Дементьева, в прошлом году начали печатать цикл Дмитрия Ермакова «По старой Кирилловской дороге». Хотя, по большому счету, всё, что мы печатаем, – о родине. Почти в каждом номере мы публикуем документальные материалы. Примечательны, на мой взгляд, дневники солдата времен Первой мировой – Александра Кобылина из Никольского уезда; они напечатаны во втором номере за прошлый год. Это вторая подобная публикация, а первая – «Дневник-воспоминания унтер-офицера Евгения Гусева» – состоялась в 2007 году. Редакция снабдила эти интереснейшие документы небольшими комментариями и множеством иллюстраций, вписывающих события частной жизни в общий контекст того времени.

Леонид Зорин - один из героев публикации Татьяны Смирновой о харовской деревне Варламово. Фото Галины РевскойВ первом номере за нынешний год есть пример потрясающей практики – воспоминания о Великой Отечественной, написанные дедами специально для внуков. Оба этих человека, Михаил Кумзеров и Александр Кирюшин, выросли в Кубеноозерье, неподалеку друг от друга, но у каждого – своя война и совершенно разные судьбы.

Постоянно публикуем материалы тотемского краеведа Александра Кузнецова, учителя из Усть-Печеньги – села на берегу Сухоны. Недавно появилась рубрика «О всякой живности»: в ней помещаем охотничьи и рыбацкие истории, очерки о природе. Журнал и раньше время от времени публиковал такие материалы – вспомним, например, интереснейшие статьи известного вологодского журналиста и издателя Ивана Королёва. Теперь подобные тексты будут появляться регулярно.Сергей Михеенков представил в Вологде свою книгу о маршале Коневе. Беседа с писателем и фрагмент его книги о маршале Жукове опубликованы в первом номере журнала за 2015 год

Очень важны для журнала материалы о вологодских диалектах – о них в разделе «Язык мой» интересно пишет профессор ВоГУ Людмила Зорина: мы хотим, чтобы читатели понимали, какое богатство заключено в нашем языке, и что сегодня оно, увы, уходит.

Первый номер нынешнего года почти целиком посвящен 70-летию Победы, и не просто потому, что нам хотелось отметить эту дату. Убежден, что значение этого события – Великой Отечественной войны – в нашей сегодняшней жизни столь велико, что она до сих пор в нас отзывается и будет отзываться еще очень долго. Об этом надо говорить, раскрывая тему с разных сторон. Вот, например, очерк Татьяны Смирновой «Война. Деревня Варламово» – о судьбах всех односельчан автора, ушедших на войну из ее родной деревни в 12 километрах от Харовска. В некоторых материалах удалось совместить тему войны и Год литературы – как в интервью с Сергеем Михеенковым, автором замечательных книг о маршалах Коневе и Жукове, вышедших в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей».

Многие номера открываются материалами, посвященными духовной жизни, – это тоже определенная позиция. Как вы можете ее прокомментировать?

Крестный ход на Спасо-Каменном острове в день 750-летия Спасо-Каменного монастыря - старейшей островной обители на Русском Севере. 18 августа 2010 года. Фото Алексея КолосоваУбежден, что это одна из главных тем для нашего издания. Мы как народ сформировались на православии, а русская литература вообще вся насквозь православная, хотя она может быть очень разной. Но нужно признать, что сегодня у нас появилась своеобразная «мода» на православие. После периода гонений на Церковь наступили, казалось бы, благодатные времена: храмы возрождаются, приходы растут. В то же время у огромного числа людей, называющих себя верующими, нет ясного представления о том, как вера должна изменять мировоззрение, повседневную жизнь, формировать новое отношение к себе и к окружающим. Зачастую оказывается достаточно соблюдать какие-то внешние правила, чтобы искренне считать себя православными, – и возникает феномен, получивший название «православие лайт». Это поверхностное отношение к религии – серьезная проблема и для Церкви, и для общества. Чтобы как-то противостоять этой тенденции, нужен обстоятельный разговор о вере – и мы ведем его из номера в номер.

Если говорить о художественных текстах – чем определяется выбор авторов? Какие тексты никогда не появятся на страницах «ЛАДА»?

Ольга Фокина и Инга Чурбанова – любимые авторы журналаОднозначно не будет опубликован какой-нибудь хамский непристойный текст – к сожалению, таких немало среди новинок последнего времени, некоторые даже удостаиваются престижных премий. А в целом принцип отбора прост: печатаем всё хорошее. Особо хочу отметить, что «ЛАД» – это не рупор какой-либо писательской организации: для нас на первом месте – достоинства текста, а не членский билет автора. Конечно, у меня есть свои читательские пристрастия, но они не являются определяющими. Как редактор, я прекрасно понимаю, что журнал должен отражать – по возможности – весь спектр тем, жанров и стилей современной литературы в ее «региональном воплощении» и максимально полно представлять всех авторов, пишущих сегодня. Человек, который взял в руки наш журнал, должен видеть, какова современная русская литература. Так что у нас публикуются Ната Сучкова и Александр Цыганов, Сергей Багров и Ольга Кузнецова, Валерий Архипов и Ольга Фокина – перечислять можно долго. Журнал старается говорить о единстве, а не подчеркивать различия.

Назовите самые примечательные, на ваш взгляд, имена, «открытые» журналом за годы его существования.

На мой взгляд, один из самых ярких примеров последних лет – Ольга Селезнёва. Это и прозаик, и поэт, каких мало, – очень серьезный и интересный. Живет она на кордоне, в лесничестве в Череповецком районе, пишет стихи и прозу. У нас в свое время начинала Мария Маркова – помню ее первое письмо из Кадуя со стихами. Известен сегодня Дмитрий Ермаков – его рассказ мы впервые опубликовали в 1995-м. А вообще «делать открытия» – одна из главных задач журнала, у нас и специальный раздел есть – «Новые имена». Причем это не всегда молодые по возрасту люди. Вот, например, Зоя Кокарева, специалист ВИРО с огромным стажем, прислала прекрасный рассказ о харовской деревне в годы войны.

Многим молодым, увы, не хватает образования, культуры. Может, причина в том, что литература – это не главное для них занятие? Сейчас – не знаю, к сожалению или к счастью – практически нет писателей и поэтов, «женатых на литературе». Хотя талантливо пишущих много. Причем, появляются они как-то независимо от того, есть рядом какое-то литературное объединение или нет – это тоже интересно.

Какое место в журнале занимает публицистика?

В 2010 году Спасо-Каменному монастырю исполнилось 750 лет. Фото Алексея КолосоваПублицистика представлена гораздо меньше, нежели художественные тексты – она менее востребована сегодня, а найти хороших авторов сложнее. (Кстати, хороших критиков еще меньше, чем публицистов). В советские времена журнальная публицистика развивалась намного активнее, но в толстых журналах это всё равно был своего рода «гарнир». Собственно публицистикой жили такие издания, как еженедельник «Огонёк» – одна из предтеч нынешнего глянца. Нам сложно публиковать такие материалы из-за периодичности: острое и горячее перестает быть таковым через месяц, и то, что сегодня актуально, через полгода безнадежно устареет. Но всё это говорит не о том, что мы отказываемся от публицистики, а о высоких требованиях к ней. Статьи и очерки «Вологодского ЛАДА» должны быть интересны и сегодняшнему читателю, и будущему.

Есть ли у редакции «обратная связь» с читателями, и если да, то как учитываются их отклики и предложения?

Пишут нам не так уж много, но раздел «Письма в редакцию» мы сохраняем. В прошлом году даже объявляли конкурс на лучшее письмо – наряду с лучшей прозой и лучшим стихотворением. Чаще всего люди хотят поделиться воспоминаниями. Хотелось бы, конечно, получать отклики на наши публикации, но это бывает редко. Возможно, и нам, и читателям не хватает встреч друг с другом.

Одна из наград «Вологодского ЛАДА» - диплом лауреата конкурса журналистов «Вечные ценности в зеркале СМИ». Фото Алексея КолосоваУ журнала недавно появилась электронная версия. Будучи редактором, как вы относитесь к необходимости ее иметь?

С пониманием. Не было ее у нас до сих пор только потому, что не были решены технические вопросы. Спасибо большое Тендряковской библиотеке – они осуществили эту идею. Осталось решить проблему перевода в электронный вид номеров, вышедших ранее 2010 года.

Какое будущее, на ваш взгляд, ждет толстые журналы?

Толстые журналы давно стали частью нашего мироощущения. Может показаться, что сегодня они издаются по инерции, но это не так. Любой такой журнал – это явление культуры. Причем явление не местное, будь то петрозаводский «Север», екатеринбургский «Урал» или «Вологодский ЛАД», – ведь литература не имеет территориальных границ. Не знаю, какое именно будущее ждет толстые журналы, но уверен, что это будущее у них есть – есть уже хотя бы потому, что журналы объединяют нас, собирая вокруг себя всех, у кого есть потребность в творчестве, в развитии, в разговоре о смысле жизни, в конце концов.

cultinfo.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта