Юрист за рулем — юридическая защита автовладельцев. Юрист журнала за рулем
Ответы юриста — журнал За рулем
ОТВЕТЫ ЮРИСТА
На вопросы читателей отвечает юрист журнала «За рулем» Сергей ВОЛГИН. Вопросы ему вы можете задать письменно, по телефону (095) 208-30-27 (ежедневно с 15 до 18 часов, кроме субботы и воскресенья) или E-mail: [email protected].
После ДТП мой автомобиль, как говорится, восстановлению не подлежит. Виновник платить отказывается. Как мне возместить убытки?
Москва А. Мосесов
Начнем с того, что после аварии первым делом нужно вызвать сотрудников ГИБДД. Во-первых, это обязанность водителей, предусмотренная п. 2.5 Правил дорожного движения. А во-вторых, факт регистрации происшествия в ГИБДД — неоспоримое доказательство того, что оно случилось.
Теперь о распространенных ошибках. Нередко от виновника аварии требуют расписку с обязательством возместить вред в течение определенного срока. Однако для суда эта бумажка ничего не значит. Обвиняемый, к примеру, заявит, что ему угрожали и будет считаться потерпевшим. А если пострадавший заберет у виновника в залог документы, то против него могут возбудить уголовное дело по ст. 163 УК РФ «Вымогательство». Так что подобные пути неприемлемы.
В отличие от административного законодательства (область права, регулирующая отношения «власть-гражданин»), в гражданском используется принцип состязательности сторон. Это значит, что все обстоятельства, необходимые для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела необходимо доказывать. Утверждение «Он меня ударил» должно быть обосновано.
Таким образом, нужно доказать сам факт ДТП, а затем вину одного из участников. Повторю, неоспоримым доказательством считается справка ГИБДД, которая выдается после вынесения постановления о привлечении виновного к административной ответственности. Учтите, в течение десяти дней виновник ДТП имеет право обжаловать постановление.
При проведении калькуляции должны присутствовать все участники аварии. Любые замечания (вплоть до несогласия с оценкой повреждений) нужно записать в акт осмотра автомобиля. О своих возражениях можно заявить и суду. В этом случае будет назначена повторная экспертиза.
Аксиома: владельцы источника повышенной опасности (автомобиля) несут ответственность независимо от своей вины. Поэтому если водитель ездит по доверенности, можно, кроме него, привлечь в качестве ответчика и собственника автомобиля. Если машина принадлежит фирме и водитель — наемный рабочий, то ответчиком будет только юридическое лицо.
Несколько слов о моральном вреде. Подразумеваются те физические и нравственные страдания, которые причинены потерпевшему в результате аварии. Возмещается моральный вред только в денежной форме, сумма определяется судом. Пострадавший лишь указывает в исковом заявлении, во сколько он оценивает свои страдания.
Итак, суд вынес решение «возмещать». Теперь главное — так называемые меры обеспечения иска. Самая распространенная — наложение ареста на имущество ответчика. Как правило, в исковом заявлении просят принять эти меры. Если у ответчика не хватает средств для возмещения вреда, судебный пристав-исполнитель будет продавать арестованное имущество с публичных торгов. Один нюанс: для ареста необходимо, чтобы имущество принадлежало ответчику на праве собственности. Если такого имущества нет, единственная возможность возместить вред — удержание из зарплаты ответчика.
ОБРАЗЕЦ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ
В _________________________ суд.
Истец: ________________________
Адрес: ________________________
Ответчик: _____________________
Адрес: ________________________
(Если ответчиков несколько, указать всех)
Исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного
дорожно-транспортным происшествием
(Изложить обстоятельства дела: когда, где и при каких обстоятельствах произошло ДТП).
В результате столкновения принадлежащему мне на праве собственности автомобилю __________________ причинены механические повреждения. Согласно решению _____________ ГИБДД, виновным в данном ДТП признан ответчик _____________________________.
Согласно калькуляции от ____________, стоимость восстановительного ремонта составляет _____________________________ рублей
(если калькуляция составлена в долларах, то следует написать «сумму в рублях,
эквивалентную _______________________________ долларам США").
Утрата товарного вида составила _____________________ рублей.
За составление калькуляции и определения утраты товарного вида мною уплачено __________________________ рублей.
Общая сумма материального вреда составила ____________ рублей.
В результате этого происшествия я был лишен возможности пользоваться своим автомобилем, мне были причинены значительные физические и нравственные страдания (моральный вред), которые я оцениваю в ____________________________ рублей (для возмещения моральног
www.zr.ru
Юрист за рулем - юридическая защита автовладельцев |Юрист за рулем
Компания «Юрист за рулем» осуществляет защиту автовладельцев г. Рязани и области на протяжении 7 лет. У нас за плечами огромный опыт юридической практики по данному направлению.Страховая не платит или платит мало — с нашей помощью страховые компании заплатят больше.
Коротко о главном:
Специализация
Занимаемся именно защитойавтовладельцев
Гарантия результата
Взялись за ваше дело — значитстраховая 100% заплатит
Хватит ли на ремонт?
Вернем 120% от суммы ремонта.На ремонт точно хватит
Хорошая репутация
За годы работ получили уважениеу юристов страховых компаний
С вас денег не берем
Юридические услуги иэкспертизу оплатит страховая
Делаем быстро
Налаженая системаделопроизводста позволяетсократить сроки до минимума
Все деньги ваши
Вся сумма иска переходит к вамне 50% а все 100%,мы получаем деньгиисключительно за нашу работу
Без вашего участия
Мы ценим ваше время и нервы.Держим в курсе но не беспокоим

Вот как бывает:
Как правило к нам приходят люди за помощью и юридической защитой с грустными глазами, которые ехали, ни кого не трогали, и тут «на тебе». Машина помята, настроение испорчено, день потерян. Затем ждали ГИБДД. И это только начало. Дальше начинается самое интересное – страховая компания. Заявление подали, эксперты посмотрели. И это еще не все. Дальше Ждем. Ждем, ждем. И вот наконец… 5000 р, ну образно, в целом дали столько, что смешно. Смешно и обидно. В итоге настроения нет, денег — ноль, машина разбита.
Вот такими мы встречали своих клиентов.
Думаем вы нас понимаете, не дай Бог конечно.
У нас есть:
yuristzarulem.ru
Слово — юристу — журнал За рулем
СЛОВО — ЮРИСТУ
Напоминаем: у нас действуют «Общественная приемная журнала „За рулем“ и юридическая фирма „Правозащита „За рулем“, где любой наш читатель может получить бесплатную квалифицированную юридическую консультацию. Предварительная запись в „Общественную приемную“ по телефону 208-30-27 и по адресу: Москва, Селиверстов пер., д. 8 (с 11 до 21 часа). Кроме того, можно задать вопросы письменно или по E-mail: [email protected]
На вопросы читателей отвечает юрист журнала «За рулем»,
заместитель директора юридической фирмы «Правозащита „За рулем“
Сергей ВОЛГИН.
Я управляю автомобилем по доверенности на право управления, написанной от руки. Могу ли я передать управление этим автомобилем в своем присутствии еще кому-либо?
Калуга М. Юдин
Доверенность на право управления можно рассматривать как документ на управление имуществом. Под этим термином понимается совершение одним лицом, от своего имени и на свое усмотрение действий по пользованию, владению или распоряжению имуществом другого лица, в интересах последнего. Значит, в нашем случае под управлением автомобилем следует понимать совершение любых действий, но исключительно в интересах собственника автомобиля, в том числе и по перемещению, то есть непосредственно по управлению этим автомобилем. И здесь управляющий (а теперь он должен так называться) может передать непосредственное управление автомобилем любому, если посчитает, что это будет в интересах собственника. Кстати, называть такую «доверенность» доверенностью не совсем верно. Скорей, это некий договор на управление имуществом, конкретно — автомобилем, а при наличии такого договора управляющий может делать с автомобилем все, что посчитает нужным — и продавать, и проходить техосмотр, и снимать с учета, и т. д.
Между прочим, в Правилах дорожного движения нет ни слова о доверенностях на право управления. Там говорится (п. 2.1.1) о документе, «подтверждающем право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством». Следовательно, независимо от того, как озаглавлен документ, выражающий волю собственника, если там содержатся полномочия какого-либо лица по пользованию, владению или распоряжению автомобилем, его вполне будет достаточно и для непосредственного управления автомобилем. Кроме того, управляющий вправе в своем присутствии передать управление автомобилем кому угодно.
Именно так и складывается практика в настоящее время. В подавляющем большинстве случаев сотрудники ГИБДД не возражают против такой передачи. При наличии претензий можно смело обращаться в суд.
Я обучал сына вождению в своем квартале. Автомобиль был оборудован знаками «У» и дополнительным зеркалом заднего вида. Нас остановили сотрудники ГИБДД и, обвинив в нарушении Правил дорожного движения (в жилых зонах запрещено обучаться вождению), составили протокол на меня и на сына. Но ведь никаких знаков не было! Теперь мы должны будем заплатить по четыреста рублей штрафа. Правомерны ли действия инспекторов?
Краснодар А. Воронков
Конечно, нет. Сначала рассмотрим ситуацию с точки зрения ПДД. Действительно, Правилами дорожного движения запрещается обучение вождению в жилых зонах. Запрещена учебная езда и во дворах. Однако, согласно п. 17.1 Правил, под жилой зоной понимается территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.38 и 5.39. Так как никаких знаков не было, определять эту территорию как «жилая зона» нельзя. Поэтому претензии инспекторов неправомерны.
Теперь о размере штрафа. Судя по сумме, вас обвинили в нарушении требований ст. 119 КоАП «управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления». Это неверно! Даже если предположить, что вы все-таки находились в жилой зоне (или во дворе), то наказывать вас должны были по ч. 8 ст. 115 КоАП «нарушение водителями иных правил дорожного движения», так как действующим законодательством специального состава правонарушения в вашем случае не предусмотрено. Санкция по этой статье намного мягче — предупреждение или штраф в размере 0,2 МРОТ.
Недавно купил автомобиль «Ока». После хорошего дождя обнаружил, что «текут» двери. То же самое, по рассказам знакомых владельцев «Оки», происходит и на их машинах. На Западе существует практика, когда заводы отзывают автомобили, имеющие конструктивные дефекты. Возможно ли у нас такое?
Москва Д. Песков
За рубежом такая практика действительно существует. И в нашем законе «О защите прав потребителей» (ст. 7) тоже предусмотрена обязанность «изготовителя (исполнителя, продавца), если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работ
www.zr.ru
История про юридическую "помощь" журнала "За рулем", оказанную одному из его постоянных читателей | Блог Алексей Кулаков
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Рассказ об особенностях отечественного автосервиса, а также о наличии пафосных и, одновременно, никчёмных псевдо-юристов в России
"...Видит Бог - не хотел я создавать эту тему. Но пришлось. Потому как страна должна знать…
История эта началась летом 2014 года, когда я обратился в один из автосервисов Москвы для покраски нескольких деталей моего автомобиля марки Хёндэ. Покрасили, мягко говоря, отвратительно, однако переделывать или возвращать деньги владельцы сервиса отказались, при этом вели себя крайне по-хамски.
По образованию я "технарь". Закончил автомобильный вуз. Более 20 лет читаю журнал "За рулем" и нахожу в нём для себя много полезного и интересного.
С 2006 года журнал публикует статьи Сергея Смирнова, посвящённые вопросам правовой безопасности автомобилистов. Материалы его выходили с пометками "Ответы юриста", "Советы юриста", "Буква закона", "Следствие ведёт ЗР", "Юристконсульт", "Ваше право", "Изменения в законодательстве".

Сергей Смирнов - редактор отдела правовой информации журнала "За рулем".
Журнал рекламировал его как консультанта и юриста, выигрывавшего судебные процессы, связанные с ДТП, деятельностью ГИБДД, дорожных служб, автодилеров, возмещением убытков потерпевшим автомобилистам. На страницах журнала рядом с именем этого человека много лет фигурировало слово "юрист" (дальше будет понятно, почему я делаю акцент на это) и долгое время присутствовал его прямой телефон.
Речь об этом человеке: http://www.zr.ru/users/283/, http://wiki.zr.ru/%D0%A1%D0%BC... … 0%B8%D1%87
После многолетнего чтения в журнале его материалов у меня и возникло решение обратиться к нему с просьбой представлять мои интересы в судебном процессе против упомянутого выше автосервиса.
Встретившись с г-ном Смирновым С.В., я изложил ему ситуацию. Он сказал мне, что дело имеет хорошую судебную перспективу и процесс на 100% выигрышный. Для начала необходимо было сделать независимую экспертизу, после чего её выставить, на основании неё, досудебную претензию и, если она не будет удовлетворена, обращаться в суд. 29 июля 2014 г. между мною и Смирновым был заключен Договор поручения о представлении последним моих интересов в суде и сотрудничество началось.
Экспертиза по настоянию юриста была проведена в организации "Кримэкспертиза" экспертом Гладышевым А.Ю. Покраску всех семи окрашенных деталей этот эксперт признал ненадлежащего качества, что соответствует истине, потому как дефекты покраски есть абсолютно на всех деталях. На этапе досудебного урегулирования с ответчиком договориться не получилось, и мы подали исковое заявление в Чертановский суд.
Суд первой инстанции результаты этой экспертизы отверг, указав, что обследование проводилось без извещения ответчика, что эта экспертиза судом не назначалась и, к тому же, эксперт не был предупреждён об уголовной ответственности за дачу ложного заключения. Расходы истца на оплату услуг Гладышева суд к издержкам, связанным с рассмотрением дела, не отнёс. Кроме этого, судом был приведён аргумент о том, что истец не был обязан доказывать факт некачественного ремонта, а обязанность опровергать мои доводы о ненадлежащем качестве работ в силу Закона РФ лежит на ответчике. Другими словами, необходимость проведения этой экспертизы оказалась сомнительной, как и мои расходы на неё. При этом суд назначил экспертизу в ИНАЭ-МАДИ, стоимость которой составила в итоге 52200 руб.
Эксперт ИНАЭ-МАДИ указал в своём исследовании, что есть незначительные дефекты лишь на двух деталях, дав тем самым по сути ложное заключение. Подтвердил он это и в ходе процесса лично, будучи вызванным для дачи пояснений, и дав соответствующую подписку.
На основании заключения этого эксперта суд мои требования удовлетворил лишь по двум деталям из семи, что меня не устроило как по сути дела, так и по сумме, т.к. при таком раскладе с ответчика взыскивается лишь 25% от заявленной в иске суммы, неустойка — в таком же размере, а стоимость услуг эксперта Гладышева и моего представителя взыскать с сервиса и вовсе не получится.
Далее, была подана апелляционная жалоба в Мосгорсуд, который 10 августа 2015 г. вынес определение об оставлении решения районного суда без изменения. Тем же днём оно вступило в силу (ч.5 ст.329, ст. 335 ГПК). Со следующего дня, согласно ч. 3 ст.107 ГПК, начался отсчёт шестимесячного срока для подачи кассационной жалобы (то есть не с момента получения решения на руки, как позже уверял меня юрист). Эту жалобу в ходе разговора со Смирновым было решено подать, что он и обещал сделать.
И вот тут началось самое интересное! А именно — отсутствие каких-либо действий со стороны юриста.
Я неоднократно звонил ему с просьбами не затягивать момент подачи жалобы, одновременно напоминая о себе. В ответ слышал: "да-да, конечно", "помню-помню, просто очень много работы", "подам, конечно, сейчас сильно занят, освобожусь-сделаю", "только из командировки приехал, подам непременно" и т.д. В итоге 10 февраля 2016 г. письмом на электронную почту Смирнов мне сообщил, что жалобу в Мосгорсуд отправил. Позже я узнал, что он сделал это через почту (что допустимо) 5 февраля, т.е. за шесть(!) дней до конца отведённого законом срока.
А 25 марта мне пришёл ответ из Мосгорсуда, из которого я узнал, что моя кассационная жалоба оставлена без рассмотрения и возвращается заявителю, так как подана с нарушениями требований ч.4-5 ст. 378 ГПК, то есть: доверенность на Смирнова должным образом ИМ не была заверена, что является самостоятельным поводом для отказа, равно как и не заверены судом первой инстанции (печатью суда, подписью судьи/председателя/секретаря) копии прилагаемых судебных постановлений из моего дела (это тоже должен был сделать он).
Времени для исправления всех этих замечаний не осталось, полугодовой срок прошёл, закончившись 11 февраля (ст. 108 ГПК)!!!
В итоге, процесс на этом был завершён.
В тот же день я позвонил Смирнову и рассказал про ответ из Мосгорсуда. Он попросил отправить ему копию определения на электронную почту, пообещав, что ознакомится с ним и перезвонит мне.
А далее от юриста - никаких вестей.
Спустя неделю, исчерпав остаток терпения, позвонил ему сам, а в ответ услышал невразумительные фразы про придирки со стороны суда, плохое настроение у судьи, слова о том, что "так иногда бывает" и прочее словоблудие.
На мой вопрос к "юристу", почему он тянул с подачей жалобы, Смирнов от прямого ответа пытался уклониться, ответив при этом, что жалоба, якобы, была им подана в срок. В конце нашей беседы с его стороны прозвучало предложение мне самому съездить в суд, заверить там должным образом документы и отправить жалобу ещё раз, но уже от своего имени! Это предложение позже было продублировано им и на моюэлектронную почту. При этом им было сказано, что с вероятностью в 99% я получу отказ.
Забавно, не правда ли?
Для очистки совести и чтобы использовать последний шанс (а вдруг!), я съездил в суд, всё заверил, и 5 апреля документы отправил. Поездка в суд, посещение почты, отправка документов заняла у меня не более 3 (трёх) часов. Три часа и полгода… Как говорится — почувствуйте разницу!
Но в итоге я снова получил отказ из Мосгорсуда, теперь уже из-за истекшего срока обжалования.
Теперь у меня на руках судебное решение, которое меня не устраивает, и я не имею возможности его оспорить ни в Мосгорсуде, ни в Верховном суде, где зачастую и удаётся людям добиться справедливости. А ведь подобных историй всё больше и больше.
Я был готов идти до конца, и юрист знал об этом.
Смирнов фактически лишил меня такой возможности! И для меня совершенно очевидно, что сделано им это было либо по недомыслию, либо умышленно...
Юрист, имеющий практику, регулярно посещающий судебные заседания, пишущий в уважаемом тысячами читателей журнале статьи по правовым вопросам, не может не знать, в какие сроки отправляются в судебные инстанции и как оформляются подаваемые документы.
Впоследствии, другие юристы пояснили мне: вероятнее всего, после фактического проигрыша в районном суде, я, как клиент стал Смирнову просто не интересен. Но ведь ничто не мешало ему информировать меня о нежелании или невозможности вести дальше этот процесс. Я бы обратился к другому юристу и использовал бы все предусмотренные законом способы защитить свои права.
Хотя, возможен и другой вариант. Какой? Догадайтесь сами.
В сухом остатке по данному процессу имею прямые расходы в размере 64000 руб. А по решению суда за экспертизу МАДИ с меня взыскивается более 47000 руб.
И впредь эти суммы я не имею возможности оспорить!
При этом Смирнов считает, что всё сделал правильно и угрызений совести не испытывает. По крайней мере, так он заявил мне в ходе нашего последнего разговора.
Таков итог работы юриста знаменитого на всю страну авторитетного автомобильного журнала в "100% выигрышном" деле. Браво!
А дальше ещё забавней.
Я обратился с письмом к главному редактору журнала г-ну Максиму Кадакову, в котором изложил ситуацию и предложил оценить действия Смирнова и поставить вопрос о компенсации мне моих затрат и потерь вследствие его деятельности в этом процессе.
Потому как если дело на "100% выигрышное", то извольте выигрывать!
И уж точно не бросайте его на полпути и не совершайте откровенного вредительства!
На что получил такой ответ.
"Уважаемый Дмитрий!
К сожалению, ничем не могу вам помочь.
Более того, вы обращаетесь не совсем по адресу.
Журнал "За рулем" не оказывает своим читателям платных юридических услуг.
Если мы, как редакция журнала, беремся за какие-то дела, то исключительно ради того, чтобы "раскрутить" дело и довести его до печати — если такое дело по каким-то причинам нам кажется интересным, резонансным, полезным, поучительным для многих читателей. При этом мы действуем исключительно на добровольных началах — безвозмездно.
Вы же по неизвестной мне причине заключили договор с частным лицом, а именно с Сергеем Смирновым, который не является юристом редакции "За рулем" (по должности), хотя имеет большую юридическую практику.
Заключив частный договор с любым физическим лицом вы несете ответственность непосредственно по этому договору.
Равно, как несет ответственность вторая сторона договора — в данном случае, Сергей Смирнов.
Но причем здесь редакция?
С таким же успехом вы могли договориться о том, чтобы кто-то из сотрудников "За рулем" в свободное от работы время отремонтировал вам автомобиль за некое вознаграждение. Если ремонт окажется некачественным, вы тоже будете жаловаться главному редактору?
Понимаю вашу ситуацию, но ничем помочь не могу. Разве что посочувствовать.
С уважением,
Максим Кадаков
Главный редактор журнала "За рулем"".
О как!
И деньги с меня, выходит, взяли непонятно за что, раз подобные услуги оказываются якобы бесплатно. И юрист, оказывается не юрист, а непонятно кто — некое частное лицо.
И договор я заключил не с тем. А с кем должен был? Если юрист не имел полномочий на заключение подобных договоров, тогда выходит, что, подписав со мной такой договор от своего имени, Смирнов превысил полномочия и совершил служебный подлог.
И редакция не считает нужным нести ответственность за действия своего сотрудника. А наоборот, покрывает его.
И никаких извинений, никаких компенсаций. Словно так и надо!
Мною было написано г-ну Кадакову ещё одно письмо, в котором я просил переадресовать меня к тому человеку, в чьей компетенции разрешить данную ситуацию. Также я просил проинформировать меня о том, правомочен ли был Смирнов заключать со мной договор на юридическое обслуживание и брать с меня деньги. А если нет, то с кем я должен был его заключить. Плюс ещё несколько вопросов.
На это письмо я ответ не получил вообще.
Вот так в моём случае выглядит юридическая поддержка журнала "За рулем"!
По-моему, подобная ситуация не совсем нормальна.
На мой взгляд, не должны читатели известного журнала, издающегося с 1928 года, обращаясь к его специалистам за профессиональной помощью, да за немалые деньги, получать подобное непрофессиональное и наплевательское отношение.
А как кажется вам?...".
Остаётся лишь посочувствовать доверившемуся псевдо-юристу Смирнову автовладельцу и одновременно порекомендовать ему и другим, столкнувшимся с недобросовестным, некачественным оказанием услуг гражданам впредь идти более надёжным и простым путём, а именно, обратиться, например, сюда:
http://роспотреб-на...
× cont.ws
Слово — юристу — журнал За рулем
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
СЛОВО — ЮРИСТУ
На вопросы читателей отвечает юрист отдела автомобильной жизни журнала «За рулем» Сергей ВОЛГИН. Вопросы ему вы можете задать письменно, по телефону (095) 208-55-81 (ежедневно с 15 до 18 часов, кроме субботы и воскресенья) или E-mail: [email protected].
Недавно на стационарном посту мой автомобиль остановили сотрудники ГИБДД. После проверки документов попросили открыть багажник. Объясните, в каких случаях они имеют право обыскивать транспортные средства?
Петрозаводск А. Иванов
Прежде всего разберемся, что такое досмотр и что такое обыск. Внешне две эти малоприятные процедуры похожи, однако при досмотре сотрудник милиции (в том числе и ГИБДД) не имеет права сам ни до чего дотрагиваться. Он может только попросить вас достать или показать что-либо. При обыске сотрудник все делает сам, с обязательным присутствием двух свидетелей. (Последние обязательны и при досмотре.)
Обыск может осуществляться только в рамках уголовного дела и с санкции прокурора. В уголовном законодательстве перечислены основания для производства обыска. Но это уже другая тема. Важно одно — остановивший вас на посту сотрудник ГИБДД не имеет права обыскивать автомобиль. Он может только произвести досмотр.
Досмотр — мера административного характера. Применяется в исключительных случаях. Например, если нет другой возможности установить личность, составить протокол и т. д.
Напомню: при досмотре обязательно должны присутствовать два свидетеля. В этом качестве могут выступать и сотрудники ГИБДД. В обязательном порядке должен быть составлен протокол с указанием оснований для проведения досмотра (либо в протоколе об административном правонарушении делается запись о проведенном досмотре).
Если сотрудник ГИБДД провел досмотр с нарушениями (не составил протокол, отсутствовали или не внесены в протокол свидетели), вы вправе обратиться в суд. Сложность в том, что сам факт проведения досмотра вам придется доказывать. Если это удастся сделать, у вас есть все основания предъявить требования о возмещении морального и материального вреда.
У меня в водительском удостоверении есть штамп: «Очки обязательны». Сейчас пользуюсь контактными линзами, но каждый остановивший меня сотрудник ГИБДД говорит, что «права» надо заменить. Так ли это?
Московская область Ю. Капитанов
Да, это требование правомерно. Необходимо взять у врача справку о допуске вас к управлению автомобилем в контактных линзах, после чего обратиться в ГИБДД с заявлением о замене водительского удостоверения. Иначе у любого сотрудника ГИБДД будут все основания для привлечения вас к ответственности по ст. 119 КоАП «Управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления». Наказание — штраф в размере от трех до пяти МЗ.
Наша автошкола готовит водителей категории «В». В одной группе учится несколько семнадцатилетних ребят, которым к моменту сдачи экзаменов исполнится 18. Однако местная ГИБДД требует исключить их из школы. Правомерны ли их требования? Слышал, что Дума приняла поправки к закону «О безопасности дорожного движения», разрешающие допускать к экзаменам с 17 лет. Так ли это?
Кемеровская область Е. Николаев
Действия ГИБДД неправомерны. Обучаться вождению транспортного средства можно и с 16 лет. Это положение закреплено в п. 21.4 Правил дорожного движения. Однако к экзаменам на получение права управлять транспортными средствами категории «В» могут быть допущены только лица, достигшие 18-летнего возраста.
В конце прошлого года 9 октября Дума действительно приняла Федеральный закон «О внесении изменений в статью 25 Федерального закона „О безопасности дорожного движения“. В этом документе право на допуск к экзаменам (речь о транспортных средствах категорий „В“ и „С“) предоставлялось с 17 лет. Кроме того, предусматривалось, что военнослужащие, проходящие службу по призыву, могут получить право управлять транспортными средствами категории „D“ с 19 лет (остальные граждане РФ — только с 20 лет). Проект закона был одобрен Советом Федерации и направлен президенту РФ на подпись, однако он его отклонил, как противоречащий Конституции РФ.
Ехал по дороге во время сильного снегопада. У поста меня остановил инспектор и наказал за нечитаемый номер. Неужели виноват я, а не капризы погоды?
Уфа В. Корчагин
На это можно ответить коротко — вы не виноваты. Но давайте все-таки выясним, что относится к правонарушению (собственно за это вас наказал инспектор). Таковым, согласно ст. 10 КоАП, признается «противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок...». Это означает, что ваши действия будут считаться правонарушением, если в них присутствует вина (
www.zr.ru
Слово — юристу — журнал За рулем
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
СЛОВО — ЮРИСТУ
На вопросы читателей отвечает юрист отдела автомобильной жизни журнала «За рулем» Сергей ВОЛГИН. Вопросы вы можете задать письменно, по телефону (095) 208-55-81 (ежедневно с 15 до 18 часов) или E-mail: [email protected].
Суд признал меня виновным в ДТП. Истец требует возместить ему ущерб в размере 12 тысяч рублей. Однако в калькуляции, составленной с учетом износа, он немногим более 8 тысяч. Суд требования истца удовлетворил. Почему я должен платить больше, чем указано в калькуляции?
Пензенская область В. Фомин
Согласно действующему законодательству, причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме. Это означает, что потерпевший вправе потребовать компенсации реально понесенных убытков. Эксперт, производя оценку причиненного вреда, ориентируется на средние значения стоимости запасных частей и работ по восстановлению поврежденного имущества. Понятно, что реальные затраты могут колебаться как в одну, так и в другую сторону. Разумеется, потерпевший должен документально подтвердить затраты на восстановление автомобиля. Суд также может уменьшить размер возмещения вреда, учитывая вину потерпевшего (если она есть) и имущественное положение виновника аварии. Однако суд не вправе уменьшить сумму ущерба, если вред причинен умышленно или если в результате ДТП потерпевший получил телесные повреждения.
Я продал свой автомобиль в мае прошлого года. Через пять месяцев из налоговой инспекции пришла бумага с требованием заплатить налог на перепродажу автомобиля в размере 10% от суммы сделки.
Должен ли я платить этот налог?
Москва М. Шеляев
Законом «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 предусмотрено, что на территории РФ взимаются федеральные налоги, налоги субъектов РФ и местные налоги. К местным налогам как раз и относится налог на перепродажу ТС (ст. 21). Размер этого налога не должен превышать 10% от суммы сделки.
Вместе с тем 06.08.98 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.98 № 150-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ „Об основах налоговой системы в РФ“. Новый закон ввел налог с продаж. Отныне, как только местные власти вводят налог с продаж, автоматически отменяются некоторые другие налоги, предусмотренные пунктом 1 ст. 21 Закона РФ „Об основах налоговой системы в РФ“, в том числе и налог на перепродажу ТС.
Однако пока местные власти не введут этот налог, придется платить старый.
Купил машину в автосалоне. Между мной и магазином был заключен договор купли-продажи, в котором на автомобиль предоставлялась годовая гарантия. При этом ТО необходимо проходить в техническом центре фирмы-продавца — разумеется, не бесплатно. Первое ТО я прошел там, а вот второе — на другой станции.
Спустя несколько месяцев «загудела» коробка передач. Когда обратился в салон, мне отказали в бесплатном ремонте, сославшись на то, что второе ТО я проходил не у них. Могу ли я обратиться в суд и потребовать выполнения условий гарантийного договора или придется платить за ремонт?
Ростовская область А. Гужев
Смело обращайтесь в суд. Ни завод-изготовитель, ни продавец не имеют права принуждать вас к выполнению ТО на каких-то конкретных предприятиях сервиса, тем более, за плату.
Закон «О защите прав потребителей» четко установил, что условия договора, ущемляющие права потребителя, признаются недействительными (ст. 16). Повторю: нет такого нормативного акта, который предоставляет право обусловливать гарантию обязательным обслуживанием автомобиля в строго определенном месте.
ТО предусмотрено заводом-изготовителем и является обязательным при эксплуатации автомобиля. Где его проводить — личное дело владельца машины. Главное — выполнить в полном объеме в сроки, предусмотренные заводом.
Если продавец отказал вам в выполнении своих гарантийных обязательств, то в суде ему придется доказывать, что второе ТО проведено с нарушениями, которые и стали причиной неисправности коробки передач.
Как известно, общегражданский паспорт теперь выдают с 14 лет. Знакомые утверждают: слышали в какой-то радиопередаче, что «права» на легковой автомобиль можно получить с 16-ти. Так ли это?
Алтайский край В. Соловьев
Нет. Условия для получения права на управление транспортным средством оговорены в статье 25 Закона «О безопасности дорожного движения». К сдаче экзаменов могут быть допущены граждане РФ, не имеющие медицинских ограничений к управлению ТС, прошедшие соответствующую подготовку и достигшие возраста:
для категории «А» — 16 лет;
для категорий «В» и «С» — 18 лет;
для категории «D» — 20 лет;
для категории «Е» — имеющие право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «D», при стаже управления транспортным средством соответ
www.zr.ru
Слово — юристу — журнал За рулем
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
СЛОВО — ЮРИСТУ
На вопросы читателей отвечает юрист отдела автомобильной жизни журнала «За рулем» Сергей ВОЛГИН. Вопросы вы можете задать письменно, по телефону (095) 208-55-81 (ежедневно с 15 до 18 часов) или E-mail: [email protected].
«За рулем» неоднократно писал, что вышел приказ, согласно которому сотрудники ГИБДД теперь не имеют права останавливать транспортные средства для проверки документов вне стационарных постов. Но вот совсем недавно меня остановили просто на дороге, около патрульной машины и, проверив документы, отпустили. Правомерны ли действия инспекторов?
Татарстан Г. Шаймерденов
На данный вопрос однозначно не ответишь. Существует приказ МВД № 329 от 01.06.98, четко регламентирующий, когда можно останавливать транспортное средство. В частности, проверка документов разрешена только на стационарных постах. Однако из вашего вопроса не ясно, по какой причине сотрудники ГИБДД остановили автомобиль. Скажем, основанием для этого может служить отсутствие в правом нижнем углу ветрового стекла талона о прохождении государственного технического осмотра, поскольку это нарушение ПДД. Или у инспектора имелись данные о причастности автомобиля или водителя к преступлению или правонарушению. Но в любом случае сотрудник ГИБДД должен представиться и сообщить причину остановки. Если предъявить документы потребовали вне поста, вы имеете полное право обжаловать действия инспектора в суде или вышестоящей ГИБДД.
На задней полке моей «99-й» я установил проблесковый маячок синего цвета, купленный совершенно легально в одном из московских магазинов. Подключил его к противоугонной сигнализации, чтобы при ее срабатывании хоть как-то выделить машину среди многих других. В движении маячком никогда не пользуюсь. Остановившие меня сотрудники ГИБДД маячок конфисковали, изъяли водительское удостоверение и наложили штраф. Правомерны ли их действия?
Тамбовская область А. Погосян
Да, правомерны. Согласно п. 11 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации...», запрещается эксплуатация ТС, оборудованных проблесковыми маячками без разрешения ГИБДД. Такие разрешения выдают органы внутренних дел в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.01.96 № 3 «Об упорядочении использования специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков на автотранспорте» и инструкцией «О порядке выдачи разрешений на оборудование автотранспорта специальными световыми и звуковыми сигналами» (приказ МВД от 03.03.97 № 116). Упомянутым постановлением Правительства определен перечень транспорта оперативных и иных служб, который может быть оборудован специальными сигналами — световыми и звуковыми.
В данном случае неважно, для чего вы используете маячок. Само его подключение уже является правонарушением, предусмотренным ст. 114.1, и влечет наказание в виде штрафа в размере от 5 до 7 МРОТ, налагаемого на владельцев транспортных средств, и от 2 до 3 МРОТ — на водителей. Конфискация в данном случае применена как дополнительное административное взыскание.
Слышал, что теперь за нарушение Правил номера с машин не снимают. Так ли это?
Ивановская область Д. Рафков
Да. Снимать номерные знаки отныне запрещено. Указ Президента РФ № 711 от 15.06.98 не предоставляет такого права Государственной инспекции безопасности дорожного движения. В связи с этим, однако, родилось заблуждение, что можно техосмотр не проходить — достаточно заплатить штраф 41 рубль и спокойно ездить до следующего ТО. Это не так. Если транспортное средство не прошло технический осмотр, то водителя смогут наказать, действительно, только один раз, наложив штраф в размере от 0,2 до 0,5 минимальной зарплаты. Однако при этом право запрещать эксплуатацию транспортного средства у сотрудников ГИБДД никто не отбирал. Отказ подчиниться их требованию может повлечь за собой ответственность по ст. 165 КоАП «Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции».
Однажды ехал на своем автомобиле. Неожиданно машину занесло. Я не смог удержать ее на дороге и в результате оказался в кювете. Прибывшие работники ГИБДД оформили происшествие и вынесли постановление о привлечении меня к ответственности по ст. 118 ч. 1 КоАП. Правильно ли они поступили?
Московская область Р. Симонов
Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. На практике именно так и наказывают водителей, разбивших свои же автомобили. Однако это не совсем правильно. За подобные правонарушения ответственность должна наступать не по ст. 118 КоАП («Нарушение водителями Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений или материального ущерба»), а по статье за соответствующие нарушения ПДД
www.zr.ru








