Рубрика: Правильное питание. Здоровье школьника журнал
Рубрика журнала «Правильное питание» | Журнал «Здоровье Школьника»
Кто из нас не любит полакомиться сладким! Единственное, что нас обычно останавливает, – это мысль о том, что частое употребление десертов может повредить нашему здоровью и фигуре. Однако для сладкоежек есть хорошая новость: существуют блюда, которые можно употреблять не только безо всякого вреда, но и с пользой для организма!
Автор: Ольга АНДРЕЕВА
Ну, вот и дождались – в разгаре сезон арбузов. Купил, помыл, отрезал ломоть, вознзил зубы в прохладную сахаристую мякоть... Какое же наслаждение! Однако эта самая большая в мире ягода (да-да, именно ягода, а не фрукт!) – не только любимое многими лакомство, но и натуральное лекарство. Арбузотерапия используется для профилактики и лечения многих болезней. Хотите узнать подробности? Пожалуйста!
Автор: Ольга ПЕТРОВА
Мясо с макаронами или чашка ароматного бульона под пирожок с мясом... Пальчики оближешь! Но аппетит отбивают страшилки: продукты не сочетаются, и это опасно для здоровья. Что с чем из еды совместимо, можно прочитать в Интернете. Мясо с картошкой, оказывается, есть нельзя, так как вредно соединять белки с углеводами. Почему? Одним продуктам для расщепления нужна кислая среда, другим – щелочная. Съел вместе – затрудняется пищеварение, повышается нагрузка на поджелудочную железу.
Автор: Ирина МОИСЕЕВА
За праздничным столом всем хочется чего-нибудь особенного, но в то же время – чтобы лакомства были несложными в приготовлении. Ведь так приятно их делать вместе с детьми! Это становится настоящим семейным развлечением. Тем более что каждому, даже самому маленькому ребёнку, найдется дело по душе! А ещё рождественские угощения можно дарить родным и близким...
Автор: Ирина МОИСЕЕВА
Рождество – самый любимый россиянами праздник. Его принято встречать изобильным застольем, которое продолжается до конца зимних каникул. В эти дни взрослые и дети дарят и получают подарки, желая друг другу счастья, здоровья, добра. К наилучшим пожеланиям мы добавляем праздничные рецепты – эти блюда так приятно готовить вместе с детьми!
Автор: Валерия ДАРАГАН
В апреле мы отмечаем великий праздник Пасхи. Главным блюдом на столе наравне с куличом будет творожная пасха. А значит, и главным продуктом месяца можно смело назвать творог – полезный, вкусный, разнообразный. Его можно выбрать любой – помягче или посуше, рассыпчатый, сладковатый, солоноватый, с кислинкой… И использовать как самостоятельное блюдо, начинку для пирогов, основу для салатов и десертов…
Автор: Марьяна БЕЗРУКИХ
О том, что культура еды – полноправная и важная часть общечеловеческой культуры, что от нее во многом зависит здоровый образ жизни, в нашем обществе заговорили сравнительно недавно. Заслуга в позитивных переменах отчасти принадлежит внедряемой в детских садах и школах образовательной программе «Разговор о правильном питании».
Автор: Соня ШВАРЦМАН
Когда дни становятся короче, а погода холоднее, все – взрослые и дети – нуждаются в тепле и хорошем настроении. И лучший помощник в этом – горячий суп. В каждой семье и стране супы свои, особенные – от прозрачных бульонов до нежных супов-пюре и густых похлебок. Все они замечательно помогут согреться в непогоду и настроят на позитивный лад.
Автор: Наталия БЕЗЪЯЗЫКОВА
Жизнь школьников, даже самых младших, не столь беззаботна и безоблачна, как может показаться взрослым. Вспомним фильмы «Ох уж эта Настя!», «Чучело», «В моей смерти прошу винить Клаву К.»… Даже детям, растущим во вполне благополучных семьях, подчас приходится очень нелегко. И домашние не всегда об этом знают…
Автор: Соня ШВАРЦМАН
Хорошо, когда ребенок завтракает в школьной столовой. Но вдруг – ведь бывает же такое! – она закрылась на ремонт. Или то, что там подают, вашему школьнику противопоказано. Что дать с собой на перекус, чтобы еда не раскрошилась в рюкзаке, была съедена с аппетитом и принесла пользу? Вот несколько советов.
Автор: Соня ШВАРЦМАН
Кабачки с полным правом могут называться лечебными овощами. Они богаты витаминами и минеральными веществами, а людям с избыточным весом помогают похудеть, поскольку выводят из организма лишнюю жидкость и токсины. Если кабачковая икра – единственное блюдо, которое вы умеете готовить из этих замечательных овощей, прислушайтесь к советам Сони Шварцман.
Автор: Наталия БЕЗЪЯЗЫКОВА
Десерт из тертой морковки и коктейль из обезжиренного молока – кошмарный сон любого сластены. Неужели сладкая жизнь отменяется даже в Новый год? Конечно, нет!
Автор: Наталия БЕЗЪЯЗЫКОВА
Десерт из тертой морковки и коктейль из обезжиренного молока – кошмарный сон любого сластены. Неужели сладкая жизнь отменяется даже в Новый год? Конечно, нет!
Автор: Наталия БЕЗЪЯЗЫКОВА
Десерт из тертой морковки и коктейль из обезжиренного молока – кошмарный сон любого сластены. Неужели сладкая жизнь отменяется даже в Новый год? Конечно, нет!
Автор: Наталья Безъязыкова
Оказывается, плохое настроение и скверный характер часто являются следствием неправильногопитания, а вкусные и полезные завтрак, обед и ужин даже самого вредного ребенка делают веселым и покладистым.
Автор: Мария Евсеева
Для того, чтобы сохранить здоровье, вырасти сильным и крепким, не "ловить ворон" на уроках, ребенок должен каждый день получать здоровое и сбалансированное питание с учетом потребностей его организма.
www.za-partoi.ru
Архив номеров | Журнал «Здоровье Школьника»
О чём говорят родители подросших детей в социальных сетях? Уроки, которые надоело контролировать (по-моему, сами дети говорят о домашке куда меньше), непослушание, дни рождения, детские книжки... Что читать детям? Моральный облик безнадзорной Пеппи Длинный чулок кого хочешь поставит в тупик, и правильно её хотели определить под опеку к уважаемому дрессировщику Стефенсену. Карлсон – обманщик, обжора и изменщик кроткому и наивному Малышу. Про Тома Сойера я вообще молчу: он дружил с бомжом и трогал немытыми руками дохлых кошек и крыс. Даже народные сказки про Крошечку-Хаврошечку и Царевну-Лягушку, а особенно про Финиста Ясна Сокола и Марью Моревну вселяют ужас. «Красная Шапочка» – просто кладезь правонарушений: мамаша оставила заведомо беспомощную дочку в опасности, охотники допустили жестокое обращение с животным типа волк. И никому ничего не было – ни маменьке, ни живодёрам. Как тут быть?
Особо предусмотрительные мамы на ходу сочиняют свои варианты развития сюжета, чтобы не было так страшно жить. Дети, пока не научились читать, так и думают, что Колобка не съели, Иванушка послушался сестрицу и воду пил только бутилированную (тут и сказке конец), а Карлсона вообще не было. Потому что очень хочется защитить детей от вселенского зла и сразу же обеспечить победу добра, а главное – правды и безопасности. А если ребёнку давать всё только полезное и красивое, а ничего вредного и безобразного даже не показывать, то вырастет молодец и всему миру образец. Намерения, понятное дело, благие, мы не хотим плохого своим детям. Но рано или поздно они оказываются в мире, где зло по-прежнему есть, и не узнают его в лицо. Могут нечаянно проявить жестокость или стать её жертвой – и растеряться. Как тут быть? В нашем ноябрьском номере есть ответы на эти вопросы.
Ваш главный редактор Алла Виноградова
Тема номераДевочки, не ссорьтесь!!
Не реже, чем мальчики, девочки в классе выясняют отношения между собой. Но если у мальчиков борьба за лидерство проходит в открытой форме и сводится к дракам на переменах, то в девичьем мире всё сложнее. Почти в каждом классе есть «звезда», на которую с восхищением смотрят одноклассники. Вокруг неё формируется кружок приближённых. Одни девочки тоже стремятся попасть в круг избранных, другие остаются в стороне от этой группы. Какие роли исполняют дети, от чего это зависит и в чём таится опасность такого деления?
Часто бывает, что одна из девочек становится лидером класса и оказывается наверху социальной пирамиды. Как правило, это девочка, которая считается самой красивой, или та, которая добилась определённых успехов (в учёбе, спорте, самодеятельности), или дочка обеспеченных родителей.
Лидер может хорошо учиться, но это не обязательное условие, главное – умение общаться и производить впечатление на других. Вокруг популярной девочки формируется свой круг, в который входят близкие подруги и почитательницы. Королева диктует моду: одноклассницы начинают одеваться, подражая ей, копируют её увлечения, играют в те же компьютерные игры, слушают ту же музыку.
Само по себе лидерство не хорошо и не плохо: если лидер позитивный, то он может стать примером для остальных, организовать, сдружить одноклассников, сделать их жизнь интересной и насыщенной. Таких харизматичных школьников учителя обычно поддерживают и используют их организаторские способности в благих целях. Если лидер в классе отрицательный, то ситуация складывается не лучшим образом. Королеве пытаются подражать другие, и если, например, в подростковом возрасте она начинает курить, остальные тоже следуют её примеру.
Но хуже всего, когда королева в целях своего самоутверждения выбирает себе жертву среди одноклассников и вместе с подругами устраивает травлю.
ДошколёнокУчиться? А что это значит?
«Мамочка, ну объясни, какое отношение имеют эти квадратики к моему будущему образованию?» – спрашивает сын подготовишка, подняв страдальческие глаза от тетрадки с прописями...
Такой вопрос может рассмешить родителей: ну уж спросил так спросил! Где дошкольные прописи и где образование? Или вызвать раздражение у замотанной мамы – нечего тут рассуждать, делай что говорят, да поскорее. Но, к сожалению, подавляющее большинство родителей вряд ли воспримет его всерьёз. А зря. Ведь такой вопрос – верный знак того, что дошколёнок осознанно относится к тому, что делает, пытается разобраться в смысле и цели предложенного задания. То есть пытается стать не безвольным объектом учебного процесса, а его субъектом и активным участником. По сути дела, именно этому и должен научиться будущий первоклассник, а квадратики-кружочки – лишь средство на пути к истинной цели подготовки к школе, формированию активного или, как теперь принято говорить, деятельностного подхода к обучению.
Несмотря на солидность терминологии, для этого вполне достаточно привычных заданий, которые предлагает любое методическое пособие по подготовке к школе. Важно лишь правильно расставить акценты, ну и, конечно, несколько изменить собственное отношение к учебному процессу.
ТехнологииКак научить ребёнка выступать публично
Перед выступлением волнуются все – от первоклашки, читающего стихотворение у доски, до актёра, который много лет каждый день выходит на сцену. Само по себе волнение не плохо – оно даёт дополнительные силы и энергию. Но если слишком волноваться, начинают дрожать колени, пересыхает во рту, путаются мысли – и с таким состоянием нужно уметь справляться.
Сезонные заболеванияПростуда или пневмония – как отличить?
Воспаление лёгких – заболевание весьма коварное. Оно нередко маскируется под обычную простуду или грипп. Спровоцировать пневмонию могут разные вирусы и бактерии, в том числе возбудители кори, ветрянки, а также грибковые инфекции. Самый популярный сценарий развития болезни – осложнения респираторно-вирусных инфекций. Заболевание стартует в верхних дыхательных путях, а следом в лёгких начинается воспалительный процесс. Как его самостоятельно обнаружить?
Трудный возрастВысшая мера
Три года назад в Москве десятиклассник Сергей убил учителя географии, ранил охранника и держал в заложниках одноклассников. Год назад в Стругах Красных, деревне под Псковом, девятиклассники Катя и Денис стреляли в полицейских и были готовы ко всему. В этом году грянули события в Ивантеевке. Снова школьный класс, снова пронесённое оружие, готовность убивать и, возможно, погибнуть самому – и снова старший подросток, уже не ребёнок, но ещё не юноша.
Почему все они так легко были готовы проститься с жизнью, почему не видели для себя иного выхода, кроме необратимого? «Мы натворили дел, нас всё равно теперь разлучат, вся жизнь уже поломана», – говорили одни, пытаясь убедить себя самих, что по-другому нельзя. «Сотрите мою жизнь», – писал на своей странице в соцсетях другой. Они были обычными, нормальными подростками – не злобными маргиналами, не правонарушителями. Так почему же?
2017 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2016 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2015 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2014 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2013 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2012 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2011 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2010 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2009 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2008 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2007 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
www.za-partoi.ru
Рубрика журнала «Справимся сами?» | Журнал «Здоровье Школьника»
Автор: Марина БЕБИК, психолог
1-й класс, трудовые будни школьника. Домашних заданий, вроде бы, не задают, но по факту они уже есть. Каждый вечер после работы мама и папа новоиспечённого ученика несут ещё одну трудовую вахту. А ко второму классу вечера превращаются в пытку для всей семьи. По 4 часа делаем каждый день уроки, что же дальше будет? «Идти домой не хочется, как вспомню, что уроки ещё с ребёнком делать», – вздыхает мама.
Автор: Ольга ТРОИЦКАЯ, семейный психотерапевт
Почему мы поощряем бесконтрольное пользование компьютером? Странный вопрос. Родители, учителя, эксперты в СМИ вроде бы единодушны в обратном: «Детей надо контролировать. Время у компьютера – ответственность взрослых!» В реальности же мы всё чаще видим родителя, беспомощно разводящего руками: «Они теперь другие, с рождения компьютерные, ничего не могу сделать, не слышит и не слушается, врёт. Как объяснить и доказать, что прав – не знаю!»
Автор: Елена ВРОНО, психиатр
Говоря о бессоннице, мы, как правило, считаем её проблемой взрослых и даже стариков. Помним же мы, как бабушка за завтраком жалуется: «Не сомкнула глаз всю ночь...» И дед ей вторит: «Проснулся ещё затемно, и сна ни в одном глазу». Дети подобных жалоб не предъявляют почти никогда. Дети – нет, но родители...
Автор: Светлана СМИРНОВА, психолог
Звучит немного чересчур, но для многих детей это утверждение – суровая реальность. С 7 до 10–11 лет ведущей деятельностью ребёнка является учёба. Все они хотят учиться хорошо. Да-да, абсолютно все! На этом месте многие родители скептически усмехнутся и вспомнят своё чадо, которое не затащишь делать уроки и не поднимешь утром в школу. В своей работе я чаще всего сталкиваюсь именно с такими детьми, и у всех наблюдается примерно та же картина.
Автор: Елена ВРОНО, психиатр
И взрослым, и не очень взрослым людям одинаково знакомо отчаяние, вызываемое несовершенством собственной внешности: всё не так, как хочется! Нос велик или слишком мал, глаза невыразительные и тусклые, уши торчат, веснушки или всегдашняя бледность... Многое, данное от природы, не годится, и если бы лицо и фигура были бы другими – и жизнь стала бы счастливой, и всё-всё удавалось бы без труда. Эти мысли посещают даже тех, чья красота практически безупречна: и им хочется быть лучше.
Автор: Лариса РУДНЕВА, психолог
Ваш ребёнок вырос. Что с ним происходит? Откуда берутся проблемы общения в подростковом возрасте? Что делать? Чем может помочь подростку налаженное общение со сверстниками? А если этого общения нет, какие могут быть последствия? И это только часть трудных вопросов, которые возникают перед родителями подростка.
Автор: Лариса РУДНЕВА, психолог
Жил да был ребёночек в своей семье, и там всё было более или менее понятно: что плохо, что хорошо. А если непонятно, то рядом родители, бабушки или дедушки, сёстры или братья, у них можно спросить и многому научиться... И вот наступает момент, когда любимое чадо отправляют в самостоятельное плавание. (Детский сад – тоже испытание, но более лёгкое: ребёнок там остается ребёнком). А школа – другое дело. Это, если хотите, испытание для всей семьи: как подготовили ребёночка к самостоятельной жизни, к умению действовать по правилам и в коллективе.
Автор: Галина ГОРИНА, психолог
Прилавки магазинов игрушек завалены монстрами. Кинотеатры крутят фильмы ужасов, от которых кровь стынет в жилах, а титаны мультимедийной продукции выпускают игры по сценариям ночных кошмаров – и всё это находит спрос. Потребителями становятся наши дети. И нам, взрослым, становится страшно. Мы задаёмся вопросом: зачем им это нужно? И что нам с этим делать?
Автор: Светлана СМИРНОВА, семейный психолог
В школу ходить не надо – значит, неприятностей не будет. Родители на глазах добреют, так как тревожных известий из внешней среды нет, да и ребёнок болеет – жалко. Ребёнок оказывается в ловушке: с одной стороны, проблема в школе (с учителем, с одноклассниками, с предметом). С другой стороны, родитель, который хочет только одного – чтобы у ребёнка быстренько всё стало хорошо. Напряжение растёт. И тогда находится выход, «устраивающий» всех: болезнь.
Автор: Лариса РУДНЕВА, психолог
С кем-то ЧП происходят значительно чаще, чем со среднестатистическим ребёнком. Попробуем разобраться, всегда ли тому виной неприятная случайность, зависящая от внешних обстоятельств. Какую роль играют детско-родительские отношения и семья в целом? И что могут сделать родители, чтобы свести к минимуму такие драматические, а иногда и трагические ситуации?
Автор: Светлана СМИРНОВА, психолог
Школа у большинства родителей ассоциируется прежде всего с учёбой. Да, мы знаем, что ещё там есть кружки и группа продлённого дня, но эта информация часто воспринимается как не требующая особого нашего внимания. Однако рано или поздно с продлёнкой в том или ином виде сталкиваются все родители младшеклассников. По отношению к ней мамы и папы делятся на три группы...
Автор: Анна ВАРГА, психолог
Трудно слышать и быть услышанным правильно. Обоюдное понимание – большая редкость. Если удаётся испытать его, то ощущаешь радость, даже счастье. Обычно люди редко правильно понимают то, что слышат. Легко мы уясняем простые сообщения, команды, инструкции. И тот, кто даёт команды, формулирует их определённым, не им придуманным образом. «Руки вверх» – всем понятно...
Автор: Светлана СМИРНОВА, психолог
Хорошо бы, чтобы ребёнок активно двигался, говорят все. Но если спросить: «Так когда же, как и где двигается ваш ребёнок?» – мы услышим: «Ходит на спорт (танцы)», «У них три физкультуры в неделю в школе!». То есть: 1) на учёбу времени не хватает, какое тут движение – баловство всё это, 2) когда приходишь домой усталый, детские вопли и суета очень на нервы действуют. Поэтому чем тише – тем лучше...
Автор: Елена ВРОНО, к. м. н., психиатр, психотерапевт
Они цитируют стихи и сказки страницами наизусть, запоминают многозначные числа, без запинки повторяют сложные слова. Почему-то избегают общения даже с родными. Их записывают в вундеркинды, и родители порой уверены, что всё нормально...
Автор: Ольга ТРОИЦКАЯ, семейный психотерапевт
Помните, с чего начинается сказка про Снежную Королеву? С разбитого зеркала тролля. Его осколки могли превратить сердце в кусок льда и заморозить душу... Словосочетание «бездушные дети» мы, взрослые, произносим легко и не всегда задумываемся, что на самом деле скрывается за привычными словами.
Автор: Ольга ЦЫПЛЕНКОВА, психолог
Пусть заголовок заставит задуматься: а чего вы ждете от этой статьи? Задумались? Конечно, ожидание связано с нашим представлением о желаемом. Это наши надежды, мечты, желания. А теперь представьте, что эти надежды и мечты не оправдались. Результат получился совсем другой. Возможно, диаметрально противоположный. Или похожий на то, что предполагалось, но имеющий незапланированные дополнительные вводные. Или такой, о котором мы не могли помыслить: «Сделать хотел утюг – слон получился вдруг»...
Автор: Марина БЕБИК, психолог
Если вы мама или папа, у вас, конечно, есть опыт оценивания своего ребенка. Ругаете вы его или хвалите – всё равно вы его оцениваете. То есть выносите свое мнение и суждение как авторитетное. Как не навредить ребенку, поставленными оценками?
Автор: Галина ГОРИНА, психолог
Отправляя ребенка в первый класс, все родители мечтают, что он будет хорошо учиться, а может, станет гордостью школы, ведь он уже в 5 лет читал, так умно рассуждает... Начало учебы соответствует мечтам, но в какой-то момент – второй, третий, восьмой класс – вдруг начинаются слезы, истерики: «Не понимаю, не буду, не хочу учиться!» Что это за явление и в чем его причина? Давайте разберемся.
Автор: Елена ВРОНО, психиатр
Насколько опасна подростковая депрессия? Жизненно важные органы при этой болезни не страдают, от нее не умирают... Но депрессия – одна из частых причин подростковых покушений на самоубийство. В мировой статистике причин смертности подростков она на третьем месте – сразу за тяжелыми травмами и неизлечимыми врожденными болезнями.
Автор: Ирина БИРЮКОВА
О полном понимании мечтают все – и взрослые, и дети. Конечно, прекрасно, когда оно есть. Но ведь это процесс взаимный, он требует полного включения в собеседника, готовности видеть глубоко и не воспринимать то, что видишь, буквально. А еще очень важно, насколько человек сам себя понимает и умеет это передать в общении.
Автор: Елена ВРОНО, психиатр
Да, именно так, криком о помощи, назвал подростковый суицид создатель крупнейшего кризисного центра для оказания помощи тем, кто предпринял попытку самоубийства, психолог и психотерапевт из Лос-Анджелеса Норман Фарбероу. Услышим ли мы этот крик?
Автор: Светлана СМИРНОВА, психолог
Может быть, это тенденция последнего времени, может быть, следствие изменений ценностей и приоритетов в нашей стране, но всё чаще ко мне на прием приходят семьи с одинаковым запросом: «Наш ребенок ничего не хочет. Вялый, ничем не интересуется, учится средне или плохо, даже на увеселительные мероприятия реагирует довольно апатично».
Автор: Анна ВАРГА
Что чувствует ребенок, когда бьется в истерике? Каких целей он добивается? Какие черты характера свойственны детям, часто прибегающим к истерикам? И наконец самое главное – как справиться с детской истерикой. Об этом рассказывает Анна Варга, психолог, семейный психотерапевт.
Автор: Ольга ТРОИЦКАЯ, семейный психотерапевт
Стоит это произнести или даже подумать – и немедленно слышен гул голосов из нашего прошлого. «Да какие они родители!», или «У него хорошие родители – деньги сдают вовремя, на собрания ходят, за дисциплиной следят», «Чтобы быть хорошей матерью, не мешало бы носить юбку подлинней, о мужчинах не думать, на карьере не зацикливаться»…
Автор: Марина БЕБИК
Как выбирать игрушки, какие игрушки необходимы для ребенка и полезны для его психического и эмоционального развития? Этот вопрос не случайно стал таким важным в наше время: игрушек предлагается столько, что родители, желающие ничего не упустить в помощи развитию своего чада, могут растеряться, как выбрать действительно нужную.
Автор: Анна Варга, психолог
Детская мастурбация взрослых пугает и смущает. Кажется, что с ребенком что-то не в порядке, если он этим занимается. Когда в носу ковыряет или чавкает – тоже плохо, конечно, но мастурбация, да еще прилюдная – это совсем никуда не годится. Про ковыряние в носу пишут стихи («Нет приятнее занятья, чем в носу поковырять», Г. Остер), про мастурбацию – никогда. Это лицемерие? И да, и нет.
Автор: Елена Вроно, психолог, психотерапевт
Почему дети нам врут? Очень часто – спасаясь от нас же самих. Но бывает, что ребенок спасается обманом не от конкретных людей и обстоятельств, а от жизни вообще… Ведь слово «врать» означает не только обманывать, но и выдумывать, фантазировать, а исходно – колдовать. «Врач» – это тот, кто в старину заговаривал болезнь.
Автор: Анна ВАРГА, психолог, психотерапевт
Как это знакомо: среднестатистический Вася (или Маша) не справляется со своей школьной жизнью. Или учится плоховато, хотя ума хватает, или подружиться ни с кем в классе не может. Или, того хуже, отказывается вообще в школу ходить. Дома за уроки не посадишь, а если и посадишь, то он (она) делает их бесконечно долго: отвлекается на все подряд. И хочет только одного: пялиться в экран.
Автор: Светлана СМИРНОВА, психолог
Во времена наших бабушек даже таких слов не было: «сексуальные отношения». Наши родители еще искренне верили, что ЭТИМ можно заниматься только после штампа в паспорте. Мы, «дети перестройки», думали, что все знаем о сексе из газет и журналов. Даже устраивали на уроке этики и психологии семейной жизни теоретические дебаты о пользе и вреде презервативов. Правда, в реальной жизни дело до них доходило все-таки, в большинстве случаев, только после окончания школы…
Автор: Елена ВРОНО, к.м.н., психиатр
Часто приходится слышать, что у детей настоящей депрессии не бывает и быть не может: «Ребенок – он же еще несознательный, сам не понимает, что с ним происходит, все его чувства и переживания исключительно телесной природы. Здоров, сыт, обогрет – вот он и весел, и беспечен. Дитя!»
www.za-partoi.ru
Рубрика журнала «Если учиться тяжело»
Автор: Марина Бебик, психолог
Проектная деятельность уже стала повседневной реальностью не только в старшей, но и в младшей школе. Мало сделать проект – надо ещё представить его аудитории. И здесь возникают трудности, справиться с которыми без посторонней помощи может не каждый.
Автор: Марина Бебик, психолог
«Мы получаем пятёрки, но даются они кровью всей семьи», – рассказывает мама на приёме. «Мы?» – переспрашиваю я. – «Да, это и мои пятёрки, и бабушки, и дедушки, и папы. Школа хорошая, важны результаты, стараемся, сам Лёня не сможет. Бабушки с дедушкой, кандидаты наук по математике и физике, не всегда могут сразу решить задачи, а Вы хотите, чтобы ребёнок это решил...» – «А что Вас привело на консультацию?» – «Не хочет ничего делать сам, а мы уже не справляемся. Мы бы хотели, чтобы он уже взялся за учёбу, но не знаем, как это сделать...»
Автор: Марьяна Безруких д.б.н., профессор, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО
«В сентябре моя младшая дочь пойдёт в школу. Очень волнуюсь: за 4 года с учительницей старшей так и не нашла общий язык». Это отрывок из пространного письма мамы, которая рассказывает о непонимании, обидах, затянувшемся конфликте.
Автор: Галина ГОРИНА, психолог
Наши дети осваивают виртуальный мир быстрее и проще, чем мы, взрослые. Но образовательная система не вполне успевает изменяться вслед за новыми жизненными реалиями. Тем не менее удалённое образование становится доступной альтернативой занятиям в классах. Насколько такое образование нужно именно вашему ребёнку – актуальный вопрос для многих родителей уже сейчас.
Автор: Галина ГОРИНА, психолог
Любой текст о подростках начинается с того, что гормональная перестройка и бурный рост делают картину острой, труднопредсказуемой и небезопасной. Подросток – особое состояние человека. Он уже вырос из детских штанишек, но не дорос до стадии, когда здоровый социально зрелый человек в состоянии контролировать себя. И вот в этот период буйства эмоций на подростка наваливается целое море нагрузок, где учёба – основная.
Автор: Галина ГОРИНА, психолог
Отчего он убеждён в своей неспособности учиться? Вроде и смышлёный, и все возможности у него есть, и развивали его... Иногда ответ не очевиден, и причина не столько в ребёнке и его трудностях в усвоении знаний, сколько в том, какие смыслы в отношении обучения транслируют ребёнку члены семьи – в первую очередь, родители.
Автор: Марьяна БЕЗРУКИХ
Результаты экзамена не всегда определяются уровнем знаний ученика. Порой те, кто готовился, не щадя себя, без сна и отдыха и, казалось бы, знает всё назубок, получают худшие оценки, чем те, кто ничем не жертвовал, работал в меру и без перенапряжения. Экзамен – это не только (и даже не столько) оценка уровня знаний, сколько способность сосредоточиться, мобилизоваться, организовать свою деятельность и правильно рассчитать силы.
Автор: Марьяна БЕЗРУКИХ
Педагоги и родители часто жалуются на несдержанность, грубость и прочие грехи подростков. Они учатся всё хуже, не уважают и не слушают старших, ведут себя безрассудно, рискуют собой по пустякам. Но и подростки готовы предъявить взрослым свои претензии: не понимают, не поддерживают, унижают, давят, ограничивают, навешивают ярлыки... Нередко давление идёт и со стороны семьи, и со стороны школы. Почему возникают конфликты? И кто виноват?
Автор: Татьяна ИСАКОВА, психолог
Папе не заплатили квартальную премию, мама боится сокращения, четвероклассники будут сдавать экзамены... Перемены, особенно глобальные, приводят к тревоге. Причём она может не осознаваться. Но зачем, спросите вы, в начале статьи о неуспеваемости затрагивать тему перемен?
Автор: Анна ГУСЬКОВА, психолог
Многие считают, что школа хорошему не научит. Особенно те, чьи дети ещё в школу не ходят. Их пугает мысль о том, что их ребёнка превратят в обезличенный объект обучения, не считаясь с его уникальностью. Поэтому такие родители решают заранее: если там не сложится – заберём и сами научим.
Автор: Светлана СМИРНОВА, психолог
Каникулы пролетели, и снова школа. Слово «снова» очень точно описывает ситуацию. В голове ученика, где ещё недавно были знания, теперь пусто. Полезные привычки – быстро делать уроки, собирать вечером портфель – забыты. В первый день родители ещё подшучивают: хорошо погулял. Но когда ничего не меняется целую неделю, а то и две, начинают злиться и недоумевать, обвиняя школяра в саботаже и непроходимой лени. Но и ему тоже несладко. Ведь он вроде старается, но как-то всё не так...
Автор: Светлана СМИРНОВА, психолог
Как понять, что с твоим любимым и таким прекрасным ребёнком что-то не так? Первые звоночки начинаются лет в пять. Почему-то попадать по мячу или выполнять движения, требующие координации, ему сложно. Хотя ребёнок при этом довольно подвижный. Но ловкость как будто не развивается. А потом то же самое начинает происходить с освоением чтения.
Автор: Марьяна БЕЗРУКИХ
«Все буквы знает, а читать не хочет», «Чтение у него странное: в каждом слове правильно читает лишь первые буквы, а дальше пытается угадать слово. Чаще не угадывает...», «Вроде все слова читает, но не понимает то, что читает». Это отрывки из писем, описывающих трудности чтения. К ним можно добавить то, что есть во всех подобных письмах: «Читать не любит».
Автор: Марьяна БЕЗРУКИХ
Плохой почерк, большое количество ошибок, неумение изложить собственную мысль – это лишь небольшой перечень проблем, с которым сталкиваются учителя и родители современных детей.
Автор: Марьяна БЕЗРУКИХ
Очередное письмо с просьбой о помощи: «Сын не старается, хорошо выполняет только часть любого задания, а потом словно засыпает. Часто жалуется на усталость, на головные боли. Не понимаю, отчего он устаёт. В течение года бывают разные периоды – иногда какое-то время жалоб нет, и тогда проблем с учёбой меньше, а иногда он отказывается идти в школу. Сплошные жалобы...»
Автор: Светлана СМИРНОВА, психолог
Несмотря на то, что об особенностях подросткового возраста написано огромное количество статей и все родители с тревогой и напряжением ожидают прихода этого периода жизни своего ребёнка, всё равно регулярно на приёме я слышу один и тот же запрос: верните нам того более-менее покладистого ребёнка, который хоть как-то (отлично) учился!
Автор: Ольга ЦЫПЛЁНКОВА, психолог
Каждый из нас в жизни не раз ошибался, а потом как-то исправлял последствия. Это подчас нелегко, и вспоминать бывает неприятно, потому мы стараемся такое поскорее забыть. Но иногда, сами того не осознавая, снова ощущаем неловкость и стыд. Поэтому зачастую там, где есть риск ошибиться, мы избегаем что-либо делать вообще.
Автор: Марьяна БЕЗРУКИХ
В последние годы мы все – и дети, и родители – всё чаще сталкиваемся не просто с детской агрессией (причём не только у подростков), но с буллингом, то есть травлей. В отличие от спонтанной, эпизодической, ситуационной агрессии буллинг – это умышленное и систематическое издевательство, третирование, физическое и психологическое давление, направленное на определённого ребёнка. Причём это не разовое, а многократное и целенаправленное издевательство, насилие.
Автор: Светлана СМИРНОВА, психолог
Этот вопрос задают психологу довольно часто. Но чего на самом деле хотят родители, пытаясь найти эффективный метод наказания? Рискну предположить, что они хотят достучаться до ребёнка. Хотят, чтобы он стал выполнять то, что от него требуют, чтобы и ему было хорошо, и родителям спокойно. То есть все хотят любви и взаимопонимания. Но приведёт ли к этому наказание? Раньше – возможно, с современными детьми – вряд ли. Давайте попробуем разобрать, что происходит с родителем и с ребёнком.
Автор: Светлана СМИРНОВА, психолог
«Что мне с ним делать? Стоит отойти, и он уже вместо уроков не пойми чем занимается». «Учителя жалуются на неё. Урок идёт сам по себе, она сама по себе. Не шумит, нет – в облаках витает». «Во время уроков постоянно отвлекается. В книгу смотрит и на ровном месте ошибки лепит»... Такие жалобы чаще всего слышишь от родителей детей с проблемой концентрации внимания. И это не обязательно признак гиперактивности. Просто дети почему-то совсем не могут долго концентрироваться на задании. В чём причины подобного поведения и что можно сделать?
Автор: Ольга ЦЫПЛЁНКОВА, психолог
«Не хочу учиться, хочу жениться!» Кто не знает слов шестнадцатилетнего Митрофанушки? В какой-то мере женитьбу можно вполне рассматривать как отказ от учёбы в пользу общения. Сейчас это противопоставление помолодело (акселерация всё же), и мы вспоминаем, что именно общение – ведущая деятельность подростка. А 10 лет – уже ранний подростковый возраст. Мнение родителей утрачивает былое влияние, акцент с учёбы смещается в сторону значимой группы, которой являются сверстники.
Автор: Марина БЕБИК, психолог
«А мы были в этом уверены!» – восклицают в один голос папа и мама 7-летнего Антона, второклассника. «Он лучше всех рассказывал стихи, пел песни, уверенно выступал перед взрослыми. Удивлял всех родственников своими знаниями не по годам. Он детства не видел, всё время на занятиях. Готовили его, чтобы легче ему было. И вдруг в школе начались проблемы, учительница говорит, что он стесняется, не отвечает на уроках, делает много ошибок. Как это возможно? Мы его с детства готовили, что он всё умеет и больше знает, чем сверстники. Не понимаем, может, нам школу менять?»
Автор: Марина БЕБИК, психолог
Родители тратят всё больше денег на творческие кружки, мастер-классы и поделочные материалы для своих детей – и при этом всё чаще идут к психологу: ребёнку тяжело учиться и делать уроки. Вообще-то творчество должно помогать в учёбе... В чём же дело? Удивительно, но факт: посещение кружков и студий может не иметь ничего общего со спонтанным, вдохновенным детским творчеством, без которого действительно трудно и развиваться, и учиться. Как же всё это объединить?
www.za-partoi.ru
Архив номеров | Журнал «Здоровье Школьника»
Учителями становятся не из любви к русской словесности, географии или математике, а из потребности делиться всем, что знаешь, умеешь, пережил – самим собой.
Учитель не может знать всего – информации становится с каждым днем всё больше. Но как отделить нужное знание от ненужного, может показать только он. Да и это не главное, иначе получается, что учитель – вроде диспетчера или продавца-консультанта, а это не так. Недаром, говоря о тех, кто нас учил, мы вспоминаем именно людей, а не предмет, который они преподавали. Помним, как они обзванивали вечером целый класс, чтобы разобраться, почему одна девочка чувствует себя в нём чужой. Как убеждали двоечника, что он на самом деле талант. Как водили в поход. Как, уйдя из школы, продолжали отвечать на детские письма и звонки – и так учили нас быть людьми. И сколько бы ни говорили о том, что образование уходит из школы в Интернет, где можно получать знания у лучших педагогов в любое время и в удобном для себя формате, в итоге всё возвращается на те же круги – к учителям, которые делятся с учениками всем, что считают самым важным для жизни. Главное – встретить своего учителя. А лучше пусть их будет много.
Ваш главный редактор Алла Виноградова
Тема номераМама, не надо меня провожать!
Тридцатьсорок лет назад движение на улицах было не таким интенсивным, машины редко ездили по дворам, у подъездов дежурили знакомые бабушкисоседки, а школы, как правило, были недалеко. Родители отпускали ребёнка в школу одного с 1го класса. Сейчас ситуация сильно изменилась, и многие взрослые долго не решаются отправлять школьника без сопровождения. До какого возраста стоит провожать детей и как обеспечить безопасность по дороге в школу и обратно?
— Хотя идти всего 5 минут и сыну уже 11 лет, я обязательно провожаю его, – рассказывает Светлана, мама пятиклассника Игоря. – По пути в школу нужно переходить дорогу, на ней нет светофора, только «зебра». Машины не всегда останавливаются. У нас здесь не так давно произошёл несчастный случай – мальчика сбила машина. Когда он вступил на переход, одна машина остановилась, а другая, которая ехала во втором ряду, не затормозила, и он попал под колёса. К счастью, отделался сотрясением мозга и ушибами. Но для нас этот случай послужил лишним поводом провожать ребёнка в школу как можно дольше.
Получается, что главное – не расстояние, а то, насколько просто его преодолеть…
ДошколёнокУчить наизусть? А надо ли?
«Самое главное – никакой зубрёжки, – решили Нина с Женей, когда пришло время готовить маленького Никиту к школе. – Ведь сегодня всем и каждому известно, что от механического заучивания один вред! Будем учить сына по-современному. Создадим дружелюбную развивающую среду, и малыш играючи сам потихоньку запомнит всё, что требуется». Заботливые родители купили и развесили в детской плакаты, затейливые таблицы, географические карты. Но ни через месяц, ни через два обещанного чуда не произошло. К счастью, приехавшая погостить бабушка ничего не знала о педагогических новинках, и спустя неделю Никита помнил всё, что полагается помнить будущему первоклашке...
Возможности детской памяти поистине безграничны. Но, как и все прочие данные малышу от природы способности – ползание, ходьба, речь, логическое мышление, – память нуждается в тренировке и родительской заботе
ТехнологииТесты в начальной школе
Активная работа с тестами начинается уже в начальных классах. Какие проблемы могут возникнуть у ребёнка при выполнении тестов и как научить его хорошо справляться с этим видом проверочной работы?
Регулярные тестирования начинаются со 2–3-го класса. Считается, что это быстрый и эффективный способ проверить, насколько хорошо дети усвоили пройденный материал. Обычно педагоги дают ученикам тест в конце изучения темы: например, прошли имя существительное – и написали работу. При этом тест – не только проверка знаний младшеклассников, но и освоение ими нового вида работы, который будет широко использоваться в средней школе.
Опасный симптомХрупкие косточки
Переломы костей у детей (особенно у мальчиков) случаются не только по неосторожности. Часто это результат непрочности костной ткани. Крайне редко у детей диагностируется так называемая хрустальная болезнь, причина которой – в генетических изменениях. Дети, страдающие этим заболеванием, могут «сломаться», например, чихнув. Патология обычно обнаруживается в раннем младенчестве, а иногда и до рождения ребёнка.
У детей школьного и дошкольного возраста более распространено другое заболевание – остеопенический синдром. Согласно медицинской статистике, такой синдром сегодня диагностируется у каждого четвёртого школьника 11–17 лет. Он выражается в нарушении процесса минерализации костей: их плотность снижается, и возникают частые травмы. Подобные проблемы обычно встречаются в периоды вытяжения и бурного роста, но чаще всего – в подростковом возрасте.
Заболевание не только повышает риск трещин и переломов у детей. Это один из реальных факторов риска развития в зрелые годы остеопороза – болезни, которая может привести к инвалидности. Почему возникает остеопения?
Трудный возрастЛичное пространство
Взрослеть – значит, учиться принимать решения, действовать разумно, осознавать своё место в обществе, владеть собой в разных обстоятельствах. Всё это трудно, если родители попрежнему ощущают себя одним целым со своим подросшим ребёнком. Как выпустить его из тесных объятий, поверить, что он уже готов расправить крылья? Что сделать для того, чтобы твой малыш в будущем стал уважаемым человеком? Этот путь кажется далёким, но на самом деле он начинается сегодня, и именно родители могут задать нужное направление. Как именно?
В психологии есть понятие «пространство». Это очень важная вещь! И психологи имеют в виду прежде всего внутреннее пространство. Что это такое? Человек не должен действовать импульсивно, у него всегда должно быть время и терпение подумать. Это и есть внутреннее пространство. Не должна воплощаться наиболее простая схема «стимул – реакция», где стимул – это любое внешнее воздействие. Обязательно должна быть возможность для размышления, и только затем должно последовать принятие решения, то есть реакция. Это важно в быту, в семье и на работе. А добиться этого можно через внешнее пространство, которое потом постепенно становится внутренним.
2017 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2016 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2015 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2014 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2013 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2012 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2011 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2010 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2009 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2008 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2007 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
www.za-partoi.ru
Рубрика журнала «Ситуация» | Журнал «Здоровье Школьника»
Автор: Ася Штейн, консультант Елена ВРОНО
Учебный год только начался, а ребенка словно подменили: был веселый, рассудительный, покладистый, и вдруг стал вялым, капризным, раздражительным. Кажется, что любое, даже самое простое действие требует от него невероятных усилий. Он забрасывает любимые прежде игры и игрушки, жалуется на скуку, усталость. Плохо засыпает по вечерам и с трудом встает по утрам, ест без аппетита.
Автор: Марина БЕБИК, психолог
За последние 10 лет резко возросло число обращений к психологу с вопросом: «Помогите, ребенок не хочет ходить в школу, не знаем, что делать». И если раньше по такому поводу чаще обращались родители подростков, то сейчас это актуально и для младшей школы. Нежелание ходить в школу, школьная неуспеваемость – это способ ребенка сообщить взрослым, что в его жизни есть сложности и ему требуется помощь.
Автор: Ольга ТРОИЦКАЯ, психолог
Слова «насилие в семье» звучат очень серьезно. Большая часть читателей подумает: «Это не о нас, это о каких-то страшных людях, которые бьют и насилуют жен и детей, про них и слова-то хорошего никто не скажет!» Говоря о насилии в семье, хотелось бы остановиться на менее заметных, «простых» и даже привычных, а иногда и одобряемых.
Автор: Анна ВАРГА, психолог, психотерапевт
На 10 браков случается 7 разводов. Получается, что распавшаяся семья – статистическая норма. Но развод переживается тяжело. Ужиться же друг с другом стало трудно, потому что институт семьи переживает кризис. Общество не предлагает критериев правильной семейной жизни. Жена – хорошая хозяйка: этого достаточно, чтобы муж чувствовал себя счастливым в браке? У мужа много денег, и он не жадный: этого достаточно, чтобы жена была довольна семейной жизнью? Нет, сейчас уже нет.
Автор: Мария БАУЛИНА, психолог
Родители нередко оказываются в ситуации, когда приходится ограничивать ребенка в просмотре фильмов, телепередач, чтении журналов. Как объяснить запрет, не вызвав обиды или подозрений, что за спиной школьника происходит нечто неприличное?
Автор: Мария БАУЛИНА
Когда в семье, где растет школьник, появляется малыш, мамам и папам нередко приходится разрываться между пеленками и учебниками, стараясь не обидеть своим вниманием обоих детей.
Автор: Мария БАУЛИНА, психолог
Чужие вещи обладают какой-то магической привлекательностью. Даже если у детей совершенно одинаковые формочки, руки каждого ребенка невольно тянутся к чужой. Это не значит, что ребенок с возрастом непременно угодит за решетку. Он просто с трудом устанавливает границы между своим и чужим. Что делать, если к школьному возрасту уважение к чужой собственности так и не сформировалось?
Автор: Мария БАУЛИНА
Когда дети жалуются на то, что у них совсем нет друзей, они, как правило, имеют в виду школу. Однако не стоит забывать, что во время летних каникул у каждого ребенка случаются знакомства, которые вполне могут перерасти в дружбу. Как помочь школьнику сохранить эти отношения, не допустив их прекращения с началом учебного года? Рассказывает Мария Баулина.
Автор: Свтлана ИЕВЛЕВА
Мужчина, самостоятельно воспитывающий детей – явление не слишком распространенное. Но все же семьи такие есть, и, по оценкам социологов, в настоящее время их количество увеличивается. О преимуществах и проблемах «отцовских» семей рассказывает психолог Светлана Иевлева.
Автор: Анастасия Пулич
Ребенок, свободно говорящий на двух языках, – мечта многих родителей. Они уверены, что таким детям открыта дорога к карьере дипломата или топ-менеджера западной корпорации. В то же время многие психологи и логопеды считают, что двуязычные дети отстают от своих сверстников по интеллектуальным показателям. Как избежать этих проблем и обеспечить ребенку гармоничное развитие? Прислушайтесь к советам психолога Марии Баулиной.
Автор: Юлия ДЖУММ, психолог
Подросток жить не может без сноуборда, катается на роликах по узким парапетам или увлекается паркуром (лазанием по стенам, деревьям, крышам)? Стоит задуматься, что заставляет его щекотать себе нервы. Может быть, дело в особенностях темперамента, а возможно, экстремальные поступки – это способ отвлечься от тяжелых переживаний.
Автор: Светлана ИЕВЛЕВА, психолог
Звучание собственного имени вызывает у человека положительные эмоции, ведь в раннем детстве родители произносили его с любовью и нежностью, и ассоциации эти сохраняются на всю жизнь. Однако если имя становится предметом насмешек одноклассников, у ребенка может развитьсякомплекс. Могут ли родители помочь школьнику в такой ситуации? Рассказывает психолог Светлана Иевлева.
Автор: Юлия ДЖУММ, психолог
Школьник подолгу засиживается за уроками, в классе не успевает выполнять задания учителя, зато на выходных с удовольствием перечитывает учебник? Главное – установить, в чем причина медлительности, и научить ребенка ориентироваться во времени.
Автор: Светлана ИЕВЛЕВА, психолог
Дружба – такая же важная составляющая счастья, как интересная профессия и любимая семья. И мы, конечно же, хотим, чтобы у наших детей были друзья – хорошие, надежные и верные. И по-своему об этом заботимся. Но всегда ли наши взгляды совпадают? И каким должно быть участие родителей в развитии дружеских отношений своего ребенка?
Автор: Мария БАУЛИНА
В школе ребенок проводит большую часть своего времени. Поэтому все конфликты, которые неизбежно возникают между подростками и учителями, являются для него очень серьезными. Многие родители считают, что школьник сам должен решать свои проблемы и уметь налаживать отношения с людьми. Психологи придерживаются другой точки зрения: иногда помощь взрослых бывает совсем не лишней.
Автор: Юлия ДЖУММ
Сорванец-первоклассник 24 часа в сутки представляет себя пилотом звездолета. Девочка-подросток отказывается носить платья, признает только мальчиковую одежду. А талантливый семиклассник считает, что задачи по алгебре гораздо удобнее решать в тетради по русскому языку. Иногда родители не знают, как реагировать на детские странности.
Автор: Юлия ДЖУММ, психолог
Каким надо быть во взрослом мире, чтобы иметь успех? Задумываясь об этом, ребенок сравнивает себя со звездами шоу-бизнеса, актерами кино и просто успешными людьми, и сравнение оказывается не в его пользу. Именно поэтому школьники так часто создают себе кумиров, которым стремятся подражать во всем...
Автор: Светлана ИЕВЛЕВА, психолог
Во все времена у подростков была потребность делиться своими сокровенными мыслями, пусть даже с листом бумаги. Родители часто не знают, как относиться к личному дневнику ребенка. Что думают об этом психологи?
Автор: Лариса Лотош
Любой родитель, узнав, что его отпрыск что-то украл, разволнуется не на шутку. «Столько времени и сил уделяем воспитанию, и вдруг такое!» Однако психологи уверены, что сам факт воровства не говорит о тотальной испорченности школьника и вовсе не гарантирует его криминального будущего. Главное – вовремя понять причины воровства и найти общий язык с ребенком.
Автор: Юлия Джумм
Родители хотят, чтобы ребенок учился на одни пятерки, закончил школу с золотой медалью и поступил в престижный вуз. Но так ли завидна судьба отличника?Некоторые удивятся: «Конечно, у таких детей по определению все должно быть хорошо!» Однакоэто не так. Во всяком случае, не всегда так.
Автор: Марина Кравцова
«Мой ребенок, такой искреннийи открытый, превратился в обманщикаи хитреца», – думает мама, обнаружив, что девятилетний сын прячет от нее коробочкус перочинным ножом и не хочет признаваться, о чем говорил с друзьями на перемене. Однакопсихологи уверены, что тайны необходимы ребенку для нормального психического и интеллектуального развития.
Автор: Светлана Иевлева
Многие школьники становятся послушнее, начинают с удовольствием помогать по дому и гораздо лучше учиться. Если получают за это премии в денежном эквиваленте. Но стоит ли превращать учебу или помощь по дому в бизнес?
Автор: Юлия ВАСИЛЬКИНА
Развод – это тяжелое испытание для всей семьи. Но вот время прошло, эмоции улеглись, и у одинокой мамы появилось желание найти новую любовь. Как на это отреагируют дети?
Автор: Светлана ИЕВЛЕВА
Дисциплинированный, послушный во всем ребенок – мечта педагогов и родителей: ни хлопот, ни забот... Сложности начнутся, когда человек вырастет.
Автор: Светлана ИЕВЛЕВА
Подросток привык чувствовать себя единственной радостью, надеждой и опоройсемьи, а ему преподносят сюрприз: сообщают о скором появлении младшего брата или сестры. Как подготовить ребенка к новой ситуации? Как ужиться в одной семье детям с большой разницей в возрасте, рассказывает психолог Светлана Иевлева.
Автор: Юлия Артамонова
Научить ребенка обращаться с деньгами так же важно, как объяснить ему правила поведения в гостях и за столом.
Автор: Татьяна Николаева
Бывают в жизни такие случаи, когда выход из непростой ситуации отыскать никак не удается, а советы друзей только запутывают. Может быть, есть смысл обратиться за консультацией к профессиональному психологу? Хотя бы заочно?
www.za-partoi.ru
Архив номеров | Журнал «Здоровье Школьника»
Что она такое положила в рюкзак, что его невозможно оторвать от пола? Дай-ка посмотрю...Ага, ну конечно – только самое нужное. Пяток тетрадок в клетку, столько же – в косую линейку, четыре учебника и к ним толстые, как иллюстрированные журналы, тетради на печатной основе, блокнотик с любимыми пони на обложке, коробка цветных карандашей 36 цветов, пакет фломастеров 18 цветов, трёхслойный пенал – разумеется, тоже укомплектованный по самое не балуйся, две линейки, три ластика, кукла с гардеробом, плюшевый енот, книжка, бутербродница... 7 кило остро необходимых вещей для маленькой девочки, которая весит 22. А, ещё мешок со сменной обувью и сумка со спортивной формой. И попробуй только что-нибудь выложить – она готова воевать за любую запасную ручку.
Это потом, лет через восемь, рюкзак уменьшится в размерах и заметно похудеет. А пока, видимо, весь багаж знаний умещается не в голове, а за плечами – причём родительскими, потому что ребёнку такое не поднять.
С 1 сентября начинается совсем другая жизнь, и в ней ранний подъём и тяжёлый рюкзак – пожалуй, самые понятные моменты. Обо всём остальном, не столь очевидном, но нужном постараемся рассказать родителям первоклашек, да и учеников всех остальных классов мы – редакция журнала «Здоровье школьника». А ещё хотим поздравить вас, дорогие читатели, с Днём знаний. Не все считают этот день праздником, но, каким бы ни был ваш собственный школьный опыт, давайте вместе сделаем так, чтобы для наших детей 1 сентября было только радостным. Вот увидите – у нас получится.
Ваш главный редактор Алла Виноградова
Тема номераПервый класс: шаги адаптации
Первого сентября первоклассник Миша пошёл в школу с удовольствием и воспринял этот день как праздник. Но уже через несколько дней родители стали замечать, что с ним происходит что-то странное. Прежде весёлый и общительный мальчик стал тихим и замкнутым. По вечерам он начал с трудом засыпать, а утром, когда собирался в школу, чуть не плакал. Через две недели Миша заболел. Пока сидел дома, повеселел, но перспектива вновь пойти в школу его не радовала. Он сказал, что школа ему не нравится и он туда не хочет. Родители растерялись, но как могли объяснили мальчику, что школа – это его работа и посещать её обязательно. Походив на занятия неделю, Миша снова заболел...
Первый год в школе непростой и для ученика, и для его родителей. Ребёнок попадает в незнакомую среду, его окружают новые люди, к нему предъявляют определённые требования. Новые обязанности появляются и у родителей: будить ученика рано утром, помогать собирать портфель, следить за процессом обучения.
Как долго продлится процесс адаптации и насколько успешно он пройдёт, зависит от характера ребёнка, его жизненного опыта, взаимоотношений с учителем, от условий, которые создают школьнику родители на первом году учёбы.
ДошколёнокЗа год до старта
Школа для наших детей начинается всё раньше и раньше. В Москве, например, практически не осталось детских садов – вместо них дошкольные отделения образовательных комплексов. Бывает, что и располагаются они в том же здании, что и начальные классы. Поэтому ребёнка, когда ему исполняется 5 лет, уже рассматривают как будущего школьника, которому многое полагается знать и уметь. Что именно? И правилен ли такой подход? Об этом мы беседуем с доктором биологических наук, профессором, академиком РАО и директором Института возрастной физиологии РАО Марьяной Михайловной Безруких и кандидатом биологических наук, старшим научным сотрудником Института возрастной физиологии РАО Татьяной Филипповой.
Актуальная темаКак войти в учебный ритм
Для детей начало учебного года – самое стрессовое время. После длинных и беззаботных летних каникул организм испытывает огромное напряжение, перестраиваясь на рабочий ритм. У многих возникают проблемы со здоровьем. Можно ли и, главное, как их избежать?
Период адаптации после летних каникул переживают все школьники – разница лишь в сроках. Ученикам младших классов требуется три-четыре недели, а старшеклассникам – две-три. В период перезагрузки все системы организма работают в стрессовом режиме, последствия которого могут проявляться по-разному: раздражительностью, жалобами типа «болит голова или живот», нарушениями сна, снижением иммунитета. Задача родителей – сделать переход мягким.
Авторитетное мнениеПроба Манту: почему она необходима
Основным методом раннего выявления носительства скрытой туберкулёзной инфекции и явного заболевания туберкулёзом среди дошкольников и школьников считается внутрикожная аллергическая проба с туберкулином – проба Манту. Пробу Манту ежегодно делают всем детям, начиная с 12 месяцев и до достижения ими возраста 18 лет.
Проба Манту безвредна как для здоровых, так и для детей с различными заболеваниями. Однако перенесённые болезни и прививки могут повлиять на индивидуальную чувствительность к туберкулину. Поэтому для пробы Манту установлены определённые противопоказания. Какие? Читайте в нашем материале.
Трудный возрастНе повтори моих ошибок…
Один юноша пожаловался писателю Марку Твену, что родители его не понимают. «Потерпите! – ответил писатель. – Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек поумнел». Когда мы задумываемся о будущем наших детей, хочется предостеречь их от ошибок, предупредить, «подстелить соломку», передать бесценный жизненный опыт. Возникает вопрос: как это сделать?
Как принести пользу любимому ребёнку и не оттолкнуть его? Как и когда рассказать о том, как взрослели сами, какие ошибки совершали? На вопрос «когда?» ответить проще. Есть такой трудный возраст, он называется подростковым. И трудным он считается именно потому, что в этот момент своей жизни ребёнок впервые задумывается о будущем. Его мысли абсолютно отличаются от родительских. Когда родители думают о будущем своего ребёнка, они опираются на свой опыт и знание реальной жизни. Вопрос прошлого, настоящего и будущего для них давно решён, они понимают течение времени. Конечно, и взрослые по-разному к нему относятся, но отрицать время им трудно! А как относятся ко времени дети?
2017 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2016 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2015 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2014 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2013 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2012 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2011 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2010 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2009 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2008 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
2007 год
- №12, декабрь
- №11, ноябрь
- №10, октябрь
- №9, сентябрь
- №8, август
- №7, июль
- №6, июнь
- №5, май
- №4, апрель
- №3, март
- №2, февраль
- №1, январь
www.za-partoi.ru