Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

ludmilapsyholog. Живой журнал петрановской


Петрановская Людмила

Всем привет!С трудом выбралась из-под паровоза консультаций и других неотложных дел. Все эти дни только и хватало, что комменты читать и лишь иногда коротко отвечать. Но прочла я все, спасибо. В общем, вы и без меня тут неплохо пообщались: поругались, помирились, пообнимались, всплакнули, друг друга полечили и назадавали мне тьму тьмущую вопросов. На которые попробую поотвечать по мере возможности.

Сначала вот о чем. Меня тут уличили, что я отвечаю тем, кто со многой соглашается и пишет, что "отозвалось" и игнорирую комменты типа "вы не правы, все не так, у нас в семье было иначе".  Наблюдение  абсолютно верное, я даже сама сначала удивилась, а потом поняла, почему. Наверное, странно, но мне как-то совсем не важно, права я или нет. Вернее даже так: некорректно  задаваться таким вопросом, он неуместен. Мои тексты не являются ни научным исследованием, ни полемической публицистикой. Больше всего эти тексты похоже на дублирование -- есть такая важная техника в любимом мной методе психодрамы. Там психодраматист, ведущий, стоит  за спиной человека, работающего со своей темой, и постраивается под него: позой, дыханием, мыслями, чувствами. Становится дублем, "вторым я", задача котрого -- озвучить то, что сам человек не может пока осознать или осознал, но не может выразить словами, потому что сложно, много всего, слезы душат, внутрений запрет и т. д. При дублировании дается инструкция: "Если тебе подходит, повтори", "Если отзывается, скажи это еще раз".  А если нет -- просто пропусти мимо ушей, отмахнись. В реальной работе иногда человек повторяет, как эхо, иногда уточняет, иногда может сказать что-то совсем свое. Главное -- чтобыв отозвалось, так или иначе, вызвало движение чувств и мыслей. Дублировние не может быть "верным" или "не верным", его нельзя проверить на "объекивную истинность", и уж точно не может быть одного универсального дублирования для всех. Критерий "хорошего" дублирования -- отклик, попадание, отзыв. Отзыв был сильный, одних комментов вон сколько. Часто очень точный, многие находили слова, приводили примеры, которые меня, в свою очередь, цепляли и вызывали чувства и мысли. И тогда мне хотелось ответить, продлить возникшую связь. А если кому-то не отозвалось, мимо прошло, так зачем спорить? Значит, это не про них, только и всего. Объективно не про них, или это такое отрицание -- мне тоже не очень важно,  ведь за что я люблю психодраму: она не насилует, не взламывает защит. Каждый может услышать ровно столько, сколько он готов и хочет сейчас.  Я меньше всего хотела бы кому-то насильствено "открывать глаза".  Именно поэтому я призывала к осторожности всех, кто спешил поделиться "прозрением" с родителями. Одно дело, человек сам случайно наткнулся на текст или получил ссылку от друга,  ровесника -- другое, когда ребенок тебе его показывает "со значением".  Надеюсь, у всех все обошлось. Так вот, это было что-то вроде дублирования сразу большой общности людей, поколения или его части. Опыт был очень непростой для меня и очень неожиданный. Ведь многое из того, что написано, и с моей семьей буквально не совпадает. Моя бабушка была очень теплой, а мама руководила отделом крупного строительного треста и вряд ли была такой уж беспомощной. И открытых дверей никогда не требовала, и видеться с отцом не запрещала. Но в общем и целом, для поколения, это услышалось так. Поэтому не обижайтесь все те, с кем я не стала спорить. Если вам было важно, что-то прояснилось, отпустило -- я очень рада. Оказалось мимо -- тоже нормально. Тем более все это вообще спонтанно возникло, мы с вами на работу не договаривались. Ну, вот так вот вышло у нас. Видать, надо было. Я понимаю, что это сильно непривычный жанр для ЖЖ, где люди,  наоборот, скорее настроены на полемику,  ну, уж простите. В другой раз поспорим :)

Интересно, что единственный раз за все время, когда я очень жетско отреагировала, был связан с  комментарием в духе "это все от того, что они бездуховные совки, не верящие в Бога". Вот сама удивилась, но поймала себя на том, что глотку сейчас перегрызу за "своих", даже и за Страшную бабу тоже. Какая-то у нас тут родность образоваласьв процессе, и можно сколько угодно ругаться внутри, тут кого только не было, от сталинистов до скин-хедов, но вот так вот снаружи, свысока, обесценивая все пережитое нами и нашими родными.... Урою нафиг!

Очень расстроило, что кто-то не услышал важное: восприятие ребенком ситуации может сильно отличаться от реального положения дел. Это не люди военного времени своих детей не любили, это ребенок так воспринимал их "затвердевшее" от горя и перенагрузок состояние. Это не сами дети войны были по-настоящему повально беспомощны, это их дети так трактовали  безумный запрос родителей на любовь. И "дяди Федоры" тоже не параноики, намеренно убивающие в своих детях всякую живую инициативу, ими движет тревога, а ребенок может восприниать это как установку "быть беспомощным". Понимаете, никто не виноват. Никто не рожал детей, чтобы их не любить, использовать, кастрировать. Я уже говорила и повторю еще раз: это не про психов ненормальных история, не про уродов бездуховных, которым лишь бы устроитьсяв жизни получше за счет других. Это все -- про любовь. Про то, что люди -- живые и ранимые, даже если могут вынести невозможное. Про то, как странно искажается поток любви под влиянием травмы. И про то, что любовь, когда она искажена, может мучить хуже ненависти.

Поколение горя и стоического терпения.Поколение обиды и потребности в любви.Поколение вины и гипееротвественности.Вот уже прорисовываются черты поколения пофигизма и инфантильности. Зубцы колес цепляются друг за друга, "передай дальше", "передай дальше".

Меня тут спрашивают: а что же делать? А что делать, когда поток засорен, забит, запружен, искажен? Чистить. Разбирать, разгребать, по колено, по пояс, по сколько надо в грязную тухлую воду лезть и руками чистить. Вытаскивать оттуда обиды, вину, претензии, неоплаченные счета. Промывать, сортировать, что-то выбрасывать, что-то оплакивать и хоронить, что-то оставлять на память. Давать место и путь чистой воде. Можно делать это самому, с психологом, индивидуально, на группе, просто обсуждая с друзьями, супругами, сестрами-братьями, читая книги, как угодно, кто как может и хочет. Главное - не сидеть на берегу мутного потока, обиженно надув губы и не бухтеть про "плохих родителей" (говорят, даже сообщество такое есть в ЖЖ, правда, что ли?). Потому чтот так можно всю жизнь просидеть, а поток дальше пойдет -- детям, внукам. Экологически сильно нечистый. И дальше придется сидеть и бухтеть про никуда не годных детей. Мне вот кажется, что это именно нашего поколения задача, не случайно большинство участников обсуждения -- именно из него. Потому что, напомню, ресурса у нас много. Брать на себя отвественность -- не привыкать. Образованные мы все, опять-таки. Сдается, эта задача нам вполне по силам.  Ну, и вообще, сколько можно, хватит уже.

Было много вопросов про то, как быть с родителями, детьми и с собой. Не представляю, как можно давать тут конкретные  "советы по Интернету", но про общие приниципы постраюсь написать. Чуть позже, сейчас пора бежать.

ludmilapsyholog.livejournal.com

ЖЖ-шное - Петрановская Людмила

А мне платный аккаунт подарили. Удобно! Спасибо, loqva Все собиралась на праздники подвести ЖЖ-итоги года, но не вышло. Попробую сейчас.Дело в том, что население этого блога за год увеличилось раз в 20. Это те, кто подписался только, а так-то больше. Я, в общем, к этому не была готова, поскольку изначально замысел был про общение на профессиональные темы только. Но Остапа понесло, и вот. Всякое интересно здесь происходило, люди обсуждали, ссорились, мирились, советовали, делились очень личным, а временами даже плакали, виртуально обнявшись между Канадой, Израилем и Новосибирском :)Собственно, это первое, что я считаю достижением -- мой блог действительно не просто авторский блог с комментами в стиле "автор жжет" или "выпей яду". Комментарии у меня  бывают еще интереснее, чем исходный текст, это такой живой, очень личный материал, продуманные, страстные мысли, и я действительно читаю их все -- интересно же! Хотя времени много, занимает, это да.

Огромное спасибо всем, кто делится, и всем, кто с готовностью помогает, отвечая на мои вопросы. Коллективный разум -- это сила!

Второе для меня важное -- атмосфера. Когда пошла первая волна незнакомых мне подписантов, я думала, что делать с правилами, чтобы не скатывалось все в троллинг. И приняла решение: я буду отслеживать только форму. То есть, писать можно практически все, оставаясь в рамках элементарной вежливости и русского литературного языка. А так -- ругайтесь, но вежливо. Говорите неполиткорректные вещи, но без прямых оскорблений  и угроз. Ограничений по содержанию нет. При этом неважно, высказывается ли человек "за" меня или "против", можно сомневаться в моих профессиональных, умственных и прочих способностях, в моих моральных качествах, в ценности и истинности дорогих моему сердцу идей, но -- формально вежливо. За содержание я могу наехать в ответ, но выгонять буду только за форму. Из всех фильтров я поставила только один -- отключила анонимные комментарии. Все-таки один раз зарегиться не так уж сложно, а вычищать хамство анонимов технически очень тяжело. Все остальное не стала использовать, ни капчу, ни комментарии "friends only".  Капчу потому что сама ненавижу и обычно не пишу туда, где она стоит. Меня раздражает, и потом, если блог публичный, мне кажется, можно уж взять на себя труд три минуты в день спам почистить. Может, иногда у меня висит что-то дня два, если уезжаю, извиняйте. Ну, и френдз-онли мне кажется не очень вежливым, если это не личный дневник про личное, очень как-то на цензуру похоже, к тому же хотелось посмотреть, реально ли удержать атмосферу без этого.

Если честно, было страшновато. Стиль общения в Рунете довольно грязный, думаю, щас как хлынет...  Но нет. Сейчас мне мое решение годичной давности кажется верным. При всей остроте тем, которые обсуждались, за год, кроме ботов, забанить пришлось человек десять от силы. Тех, кто после предупреждения о правилах продолжал бисировать. Пару раз без предупреждения выставила -- за прямые угрозы. Согласитесь, это хороший результат. Вот даже махаловка про прививки обошлась практически без жертв, всего один бан. Ну, там тяжелый случай. Давно заметила: если кого-то зовут "светлячок" или "нежная фея" -- жди нереального хамства :)Так что мы молодцы!

Обязуюсь навести порядок с тэгами в обозримое время, а то бардак полный, люди жалуются.

Ну, и про свою френд-ленту. Я ее потихоньку редактирую, поскольку когда-то практиковала зафренд взаимный, без раздумий, а теперь так уже не могу. Очень прошу не обижаться, если от кого отпишусь, это не имеет вообще никакой связи с моим отношением к вам. Я иногда читаю тех, с кем у меня плохие отношения, и не читаю тех, с кем хорошие. Это зависит скорее от характеристик блога, чем от человека. Если у вас только про личное, притом подробно и часто, а при этом мы даже не знакомы, мне прям неловко как-то. И наоборот, если вы пишете про то, что, как Вам кажется, мне было бы интересно, дайте знать, а? В любом случае сама я под замком не пишу практически никогда, только если действительно про семейное для своих, так что вы ничего абсолютно не потеряете.

Еще много интересных наблюдений и соображений есть про специфику ситуации, когда блог ведет психолог. Но это тема отдельная,  как-нибудь.

Еще раз спасибо всем огромное, это новый и очень важный для меня опыт. Мы продолжим :)

ludmilapsyholog.livejournal.com

"И как мы теперь должны относиться?..."

Дети-невидимки: общество травит не таких, как все

Аня, 15 лет, Тамбов

Два дня назад меня пригласили учителя в учительскую на большой перемене. Там была добрая половина учительского состава. Они настоятельно порекомендовали удалить мне страницу в соцсети. Вот несколько цитат из их речи:

«Как ты не понимаешь, что своими наклонностями позоришь школу?»

«Если уж так случилось, то помалкивай, не стоит грязное белье напоказ выставлять».

«И как мы теперь должны относиться к ученице с лесбийскими склонностями?»

«Фу, какой позор! Надеюсь, что никто еще не увидел, а то такая тень на репутации школы».

Я так растерялась, что не смогла ничего возразить. Немного поколебавшись, удалила страницу. Но теперь в школу ходить стало страшно. Мои одноклассники, зная о моей ориентации, теперь почувствовали поддержку учителей. Они начинают достаточно серьезно надо мной издеваться.

Это только одна цитата из публикации в "Учительской газете" о детят 404 - детях, чья сексуальная ориентация в согодняшней России считается "ненормальной". Не зная, чем мы ещк развлечь публику и как бы еще отмежеваться от богомерзкой заграницы, наши парламентарии приняли закон, который вот все это не только разрешает - а прямо предписывает.

Понятно, в какой сложной ситуации оказались дети и их родители - и хорошо, если они с родителями хоть по одну сторону барррикады.Но сегодня я хочу поговорить о профессионалах, о педагогах и психологах, которые стали тоже заоложниками этого закона. В нем, напоминаю, как правонарушение трактуется "Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений..." (выделено мной)

Я часто веду группы в регионах, на которых школьные психологи и психологи государственных центров задают вопрос: что делать, если ко мне приходит ребенок и говорит "Я - гомосексуал"? По закону о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, взрослый человек. который скажет в ответ: "Это нормально, ты не хуже других" - нарушает закон. Так что мы должны говорить? Даже если вынести за скобки наше собственное пофессиональное мнение, просто как законопослушные граждане?  "Ты, милый, асоциалдьный урод, но если хочешь, мы можем поговорить об этом"?

Ладно, консультация проходит один на один. Но вот если ребенка начинают травить в классе, и психолога просят с этим поработать, он должен прийти к детям и сказать - что? "Это очень плохо, что ваш одноклассник - такой, но вы его не обижайте. Пожалейте несчастного. Может, он еще исправится". Потому что если вдруг он скажет, что это не вина и не болезнь, что люди с другой ориентацией не "распущенные", что они точно так же любят, заботятся, хранят верность, страдают от разлук, как и все мы - это запрещено законом.Интересно, есть на этот счет какие-то методические рекомендации?

Я не знаю, были ли прецеденты. У наших граждан с самоцензурой все в порядке, в большинстве случаев все постараются "не обострять". И сам специалист предпочтет не помочь, но не вступить в конфронтацию. И окружение вряд ли начнет писать в прокуратуру жалобу фактически на то, что психолог не стал нарушать профессиональную этику. Аморальность и дикость такой ситуации очевидна, наверное, даже самым упертым. Поэтому все шито-крыто, все тихо тлеет, каждый сам как-то приноравливается,  и если проблема облекается в слова, то только на вот такой группе для своих, среди коллег.

Но такие процессы не могут быть капсулированы только в одной теме. Они токсичны. Все принятые внутри себя решения промолчать, отвести глаза, найти обтекаемые фразы - отражаются на идентичности специалиста, на его контакте с теми, с кем он работает, на доверии, на самоуважении, наконец. Это уничтожает специалиста.

Что все так будет - было ясно с момента принятия закона. Мне очень жаль, что тогда мне не хватило ресурса, просто времени и сил, чтобы внятно высказаться. Мне очень жаль, что тогда не прозвучало консолидированное мнение профессионального сообщества, если не из сочувствия к детям - то хотя бы из чувства самосохранения.

Респект коллегам из "Учительской" и очень хочется услышать наконец мнение коллег-психологов.Если вы не заметили, на нашу территорию залезли сапогом.

ludmilapsyholog.livejournal.com

А теперь прозой-3 - Петрановская Людмила

Итак, третье поколение. Не буду здесь жестко привязываться к годам рождения, потому что кого-то родили в 18, кого-то – в 34, чем дальше, тем больше размываются отчетливые «берега» потока. Здесь важна передача сценария, а возраст может быть от 50 до 30. Короче, внуки военного поколения, дети детей войны.

«С нас причитается» -- это, в общем, девиз третьего поколения. Поколения детей, вынужденно ставших родителями собственных родителей. В психологи такое называется «парентификация».А что было делать? Недолюбленные дети войны распространяли вокруг столь мощные флюиды беспомощности, что не откликнуться было невозможно. Поэтому дети третьего поколения были не о годам самостоятельны и чувствовали постоянную ответственность за родителей. Детство с ключом на шее, с первого класса самостоятельно в школу – в музыкалку – в магазин, если через пустырь или гаражи – тоже ничего. Уроки сами, суп разогреть сами, мы умеем. Главное, чтобы мама не расстраивалась. Очень показательны воспоминания о детстве: «Я ничего у родителей не просила, всегда понимала, что денег мало, старалась как-то зашить, обойтись», «Я один раз очень сильно ударился головой в школе, было плохо, тошнило, но маме не сказал – боялся расстроить. Видимо, было сотрясение, и последствия есть до сих пор», «Ко мне сосед приставал, лапать пытался, то свое хозяйство показывал. Но я маме не говорила, боялась, что ей плохо с сердцем станет», «Я очень по отцу тосковал, даже плакал потихоньку. Но маме говорил, что мне хорошо и он мне совсем не нужен. Она очень зилась на него после  развода». У Дины Рубинной есть такой рассказ пронзительный «Терновник». Классика: разведенная мама, шестилетний сын, самоотверженно изображающий равнодушие к отцу, которого страстно любит. Вдвоем с мамой, свернувшись калачиком, в своей маленькой берлоге против чужого зимнего мира. И это все вполне благополучные семьи, бывало и так, что дети искали пьяных отцов по канавам и на себе притаскивали домой, а мамочку из петли вытаскивали собственными руками или таблетки от нее прятали. Лет эдак в восемь.А еще разводы, как мы помним, или жизнь в стиле кошка с собакой» (ради детей, конечно). И дети-посредники, миротворцы, которые душу готовы продать, чтобы помирить родителей, чтобы склеить снова семейное хрупкое благополучие. Не жаловаться, не обострять, не отсвечивать, а то папа рассердится, а мама заплачет, и скажет, что «лучше бы ей сдохнуть, чем так жить», а это очень страшно. Научиться предвидеть, сглаживать углы, разряжать обстановку. Быть всегда бдительным, присматривать за семьей. Ибо больше некому.

Символом поколения можно считать мальчика дядю Федора из смешного мультика. Смешной-то смешной, да не очень. Мальчик-то из всей семьи самый взрослый. А он еще и в школу не ходит, значит, семи нет. Уехал в деревню, живет там сам, но о родителях волнуется. Они только в обморок падают, капли сердечные пьют и руками беспомощно разводят.Или помните мальчика Рому из фильма«Вам и не снилось»? Ему 16, и он единственный взрослый из всех героев фильма. Его родители – типичные «дети войны», родители девочки – «вечные подростки», учительница, бабушка… Этих утешить, тут поддержать, тех помирить, там помочь, здесь слезы вытереть. И все это на фоне причитаний взрослых, мол, рано еще для любви. Ага, а их всех нянчить – в самый раз.

Так все детство. А когда настала пора вырасти и оставить дом – муки невозможной сепарации, и вина, вина, вина, пополам со злостью, и выбор очень веселый: отделись – и это убьет мамочку, или останься и умри как личность сам.Впрочем, если ты останешься, тебе все время будут говорить, что нужно устраивать собственную жизнь, и что ты все делаешь не так, нехорошо и неправильно, иначе уже давно была бы своя семья. При появлении любого кандидата он, естественно, оказывался бы никуда не годным, и против него начиналась бы долгая подспудная война до победного конца. Про это все столько есть фильмов и книг, что даже перечислять не буду.

Интересно, что при все при этом и сами они, и их родители воспринимали свое детство как вполне хорошее. В самом деле: дети любимые, родители живы, жизнь вполне благополучная. Впервые за долгие годы – счастливое детство без голода, эпидемий, войны и всего такого.Ну, почти счастливое. Потому что еще были детский сад, часто с пятидневкой, и школа, и лагеря и прочие прелести советского детства, которые были кому в масть, а кому и не очень. И насилия там было немало, и унижений, а родители-то беспомощные, защитить не могли. Или даже на самом деле могли бы, но дети к ним не обращались, берегли. Я вот ни разу маме не рассказывала, что детском саду тряпкой по морде бьют и перловку через рвотные спазмы в рот пихают. Хотя теперь, задним числом, понимаю, что она бы, пожалуй, этот сад разнесла бы по камешку. Но тогда мне казалось – нельзя.

Это вечная проблема – ребенок некритичен, он не может здраво оценить реальное положение дел. Он все всегда принимает на свой счет и сильно преувеличивает. И всегда готов принести себя в жертву. Так же, как дети войны приняли обычные усталость и горе за нелюбовь, так же их дети принимали некоторую невзрослость пап и мам за полную уязвимость и беспомощность. Хотя не было этого в большинстве случаев, и вполне могли родители за детей постоять, и не рассыпались бы, не умерили от сердечного приступа. И соседа бы укоротили, и няньку, и купили бы что надо, и разрешили с папой видеться. Но – дети боялись. Преувеличивали, перестраховывались. Иногда потом, когда все раскрывалось, родители в ужасе спрашивали: «Ну, почему ты мне сказал? Да я бы, конечно…» Нет ответа. Потому что – нельзя. Так чувствовалось, и все.

Третье поколение стало поколением тревоги, вины, гиперотвественности. У всего этого были свои плюсы, именно эти люди сейчас успешны в самых разных областях, именно они умеют договариваться и учитывать разные точки зрения. Предвидеть, быть бдительными, принимать решения самостоятельно, не ждать помощи извне – сильные стороны. Беречь, заботиться, опекать.Но есть у гиперотвественности, как у всякого «гипер» и другая сторона. Если внутреннему ребенку военных детей не хватало любви и безопасности, то внутреннему ребенку «поколения дяди Федора» не хватало детскости, беззаботности. А внутренний ребенок – он свое возьмет по-любому, он такой. Ну и берет. Именно у людей этого поколения часто наблюдается такая штука, как «агрессивно-пассивное поведение». Это значит, что в ситуации «надо, но не хочется» человек не протестует открыто: «не хочу и не буду!», но и не смиряется «ну, надо, так надо». Он всякими разными, порой весьма изобретательными способами, устраивает саботаж. Забывает, откладывает на потом, не успевает, обещает и не делает, опаздывает везде и всюду  и т. п. Ох, начальники от этого воют прямо: ну, такой хороший специалист, профи, умница, талант, но такой неорганизованный… Часто люди этого поколения отмечают у себя чувство, что они старше окружающих, даже пожилых людей. И при этом сами не ощущают себя «вполне взрослыми», нет «чувства зрелости». Молодость как-то прыжком переходит в пожилой возраст. И обратно, иногда по нескольку раз в день.

Еще заметно сказываются последствия «слияния» с родителями, всего этого «жить жизнью ребенка». Многие вспоминают, что в детстве родители и/или бабушки не терпели закрытых дверей: «Ты что, что-то скрываешь?». А врезать в свою дверь защелку было равносильно «плевку в лицо матери». Ну, о том, что нормально проверить карманы, стол, портфель и прочитать личный дневник... Редко какие родители считали это неприемлемым. Про сад и школу вообще молчу, одни туалеты чего стоили, какие нафиг границы… В результате дети, выросший в ситуации постоянного нарушения границ, потом блюдут эти границы сверхревностно. Редко ходят в гости и редко приглашают к себе. Напрягает ночевка в гостях (хотя раньше это было обычным делом). Не знают соседей и не хотят знать – а вдруг те начнут в друзья набиваться? Мучительно переносят любое вынужденное соседство (например, в купе, в номере гостиницы), потому что не знают, не умеют ставить границы легко и естественно, получая при этом удовольствие от общения, и ставят «противотанковые ежи» на дальних подступах.

 А что с семьей? Большинство и сейчас еще в сложных отношения со своими родителями (или их памятью), у многих не получилось с прочным браком, или получилось не с первой попытки, а только после отделения (внутреннего) от родителей.Конечно, полученные и усвоенный в детстве установки про то, что мужики только и ждут, чтобы «поматросить и бросить», а бабы только и стремятся, что «подмять под себя», счастью в личной жизни не способствуют. Но появилась способность «выяснять отношения», слышать друг друга, договариваться. Разводы стали чаще, поскольку перестали восприниматься как катастрофа и крушение всей жизни, но они обычно менее кровавые, все чаще разведенные супруги могут потом вполне конструктивно общаться и вместе заниматься детьми.

Часто первый ребенок появлялся в быстротечном «осеменительском» браке, воспроизводилась родительская модель. Потом ребенок отдавался полностью или частично бабушке в виде «откупа», а мама получала шанс таки отделиться и начать жить своей жизнью. Кроме идеи утешить бабушку, здесь еще играет роль многократно слышанное в детстве «я на тебя жизнь положила». То есть люди выросли с установкой, что растить ребенка, даже одного – это нечто нереально сложное и героическое. Часто приходится слышать воспоминания, как тяжело было с первенцем. Даже у тех, кто родил уже в эпоху памперсов, питания в баночках, стиральных машин-автоматов и прочих прибамбасов. Не говоря уже о центральном отоплении, горячей воде и прочих благах цивилизации. «Я первое лето провела с ребенком на даче, муж приезжал только на выходные. Как же было тяжело! Я просто плакала от усталости» Дача с удобствами, ни кур, ни коровы, ни огорода, ребенок вполне здоровый, муж на машине привозит продукты и памперсы. Но как же тяжело!  А как же не тяжело, если известны заранее условия задачи: «жизнь положить, ночей не спать, здоровье угробить». Тут уж хочешь - не хочешь… Эта установка заставляет ребенка бояться и избегать. В результате мама, даже сидя с ребенком, почти с ним не общается и он откровенно тоскует. Нанимаются няни, они меняются, когда ребенок начинает к ним привязываться – ревность! – и вот уже мы получаем новый круг – депривированого, недолюбленного  ребенка, чем-то очень похожего на того, военного, только войны никакой нет. Призовой забег. Посмотрите на детей в каком-нибудь дорогом пансионе полного содержания. Тики, энурез, вспышки агрессии, истерики, манипуляции. Детдом, только с английским и теннисом. А у кого нет денег на пансион, тех на детской площадке в спальном районе можно увидеть. «Куда полез, идиот, сейчас получишь, я потом стирать должна, да?» Ну, и так далее, «сил моих на тебя нет, глаза б мои тебя не видели», с неподдельной ненавистью в голосе. Почему ненависть? Так он же палач!  Он же пришел, чтобы забрать жизнь, здоровье, молодость, так сама мама сказала!

Другой вариант сценария разворачивает, когда берет верх еще одна коварная установка гиперотвественных: все должно быть ПРАВИЛЬНО! Наилучшим образом! И это – отдельная песня. Рано освоившие родительскую роль «дяди Федоры» часто бывают помешаны на сознательном родительстве. Господи, если они осилили в свое время родительскую роль по отношению к собственным папе с мамой, неужели своих детей не смогут воспитать по высшему разряду? Сбалансированное питание, гимнастика для грудничков, развивающие занятия с года, английский с трех. Литература для родителей, читаем, думаем, пробуем. Быть последовательными, находить общий язык, не выходить из себя, все объяснять, ЗАНИМАТЬСЯ РЕБЕНКОМ.И вечная тревога, привычная с детства – а вдруг что не так? А вдруг что-то не учли? а если можно было и лучше? И почему мне не хватает терпения? И что ж я за мать (отец)?В общем, если поколение детей войны жило в уверенности, что они – прекрасные родители, каких поискать, и у их детей счастливое детство, то поколение гиперотвественных почти поголовно поражено «родительским неврозом». Они (мы) уверены, что они чего-то не учли, не доделали, мало «занимались ребенком (еще и работать посмели, и карьеру строить, матери-ехидны), они (мы) тотально не уверенны в себе как в родителях, всегда недовольны школой, врачами, обществом, всегда хотят для своих детей больше и лучше, да что там говорить, почитайте хоть вот этот журнал, и все увидите сами :)Несколько дней назад мне звонила знакомая – из Канады! – с тревожным вопросом: дочка в 4 года не читает, что делать? Эти тревожные глаза мам при встрече с учительницей – у моего не получаются столбики! «А-а-а, мы все умрем!», как любит говорить мой сын, представитель следующего, пофигистичного, поколения. И он еще не самый яркий, так как его спасла непроходимая лень родителей и то, что мне попалась в свое время книжка Никитиных, где говорилось прямым текстом: мамашки, не парьтесь, делайте как вам приятно и удобно и все с дитем будет хорошо. Там еще много всякого говорилось, что надо в специальные кубики играть и всяко развивать, но это я благополучно пропустила :) Оно само развилось до вполне приличных масштабов.

К сожалению, у многих  с ленью оказалось слабовато. И родительствовали они со страшной силой и по полной программе. Результат невеселый, сейчас вал обращений с текстом «Он ничего не хочет. Лежит на диване, не работает и не учится. Сидит, уставившись в компьютер. Ни за что не желает отвечать. На все попытки поговорить огрызается.». А чего ему хотеть, если за него уже все отхотели? За что ему отвечать, если рядом родители, которых хлебом не корми – дай поотвечать за кого-нибудь? Хорошо, если просто лежит на диване, а не наркотики принимает. Не покормить недельку, так, может, встанет. Если уже принимает – все хуже.Но это поколение еще только входит в жизнь, не будем пока на него ярлыки вешать. Жизнь покажет.

Чем дальше, чем больше размываются «берега», множатся, дробятся, причудлво преломляются последствия пережитого. Думаю, к четвертому поколению уже гораздо важнее конкретный семейный контекст, чем глобальная прошлая травма. Но нельзя не видеть, что много из сегодняшнего дня все же растет из прошлого.Собственно, осталось еще немножко, почему это важно видеть и что со всем этим делать.

 

ludmilapsyholog.livejournal.com

Про наказания - Петрановская Людмила

Много было вопросов про то, чем отличаются наказания от естественных последствий. Чтобы всем отдельно не отвечать, здесь кусочек вешаю из своей книжки про трудное поведение, для тех, у кого нет

"Часто родители задают вопрос: можно ли наказывать детей и как? Но с наказаниями вот какая есть проблема. Во взрослой жизни-то наказаний практически нет, если не считать сферу уголовного и административного права и общение с ГИБДД. Нет никого, кто стал бы нас наказывать, «чтобы знал», «чтобы впредь такого не повторялось». Все гораздо проще. Если мы плохо работаем, нас уволят и на наше место возьмут другого. Чтобы наказать нас? Ни в коем случае. Просто чтобы работа шла лучше. Если мы хамоваты и эгоистичны, у нас не будет друзей. В наказание? Да нет, конечно, просто люди предпочтут общаться с более приятными личностями. Если мы курим, лежим на диване и едим чипсы, у нас испортится здоровье. Это не наказание — просто естественное следствие. Если мы не умеем любить и заботиться, строить отношения, от нас уйдет супруг — не в наказание, а просто ему надоест. Большой мир строится не на принципе наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. Что посеешь, то и пожнешь — и задача взрослого человека просчитывать последствия и принимать решения.

Если мы воспитываем ребенка с помощью наград и наказаний, мы оказываем ему медвежью услугу, вводим в заблуждение относительно устройства мира. После 18 никто не будет его заботливо наказывать и наставлять на путь истинный (собственно, даже исконное значение слова «наказывать» — давать указание, как правильно поступать). Все будут просто жить, преследовать свои цели, делать то, что нужно или приятно лично им. И если он привык руководствоваться в своем поведении только «кнутом и пряником», ему не позавидуешь.

Ненаступление естественных последствий — одна из причин, по которым оказываются не приспособлены к жизни дети, выпускники детских домов. Сейчас модно устраивать в учреждениях для сирот «комнаты подготовки к самостоятельной жизни». Там кухня, плита, стол, все как в квартире. Мне с гордостью показывают: «А вот сюда мы приглашаем старших девочек, и они могут сами себе приготовить ужин». У меня вопрос возникает: «А если они не захотят? Поленятся, забудут? Они в это день без ужина останутся?» «Ну, что вы, как можно, они же дети, нам этого нельзя, врач не разрешит». Такая вот подготовка к самостоятельной жизни. Понятно, что профанация. Смысл ведь не в том, чтобы научиться варить суп или макароны, смысл в том, чтобы уяснить истину: там, в большом мире, как потопаешь, так и полопаешь. Сам о себе не позаботишься, никто этого делать не станет. Но от этой важной истины детей тщательно оберегают. Чтобы потом одним махом выставить в этот самый мир — и дальше как знаешь…

Вот почему очень важно всякий раз, когда это возможно, вместо наказания использовать естественные следствия поступков. Потерял, сломал дорогую вещь — значит, больше нету. Украл и потратил чужие деньги — придется отработать. Забыл, что задали нарисовать рисунок, вспомнил в последний момент — придется рисовать вместо мультика перед сном. Устроил истерику на улице — прогулка прекращена, идем домой, какое уж теперь гуляние.

Казалось бы, все просто, но почему-то родители почти никогда не используют этот механизм. Вот мама жалуется, что у дочки-подростка стащили уже четвертый мобильный телефон. Девочка сует его в задний карман джинсов и так едет в метро. Говорили, объясняли, наказывали даже. А она говорит, что «забыла и опять засунула». Бывает, конечно. Но я задаю маме один простой вопрос: «Сколько стоит тот телефон, что у Светы сейчас?». «Десять тысяч — отвечает мама, — две недели назад купили». Не верю своим ушам: «Как, она потеряла уже четыре и вы опять покупаете ей такой дорогой телефон?» «Ну, а как же, ведь ей нужно, чтобы были и фотоаппарат, и музыка, и современный чтоб. Только, боюсь, опять потеряет». Кто б сомневался! Естественно, в этой ситуации ребенок и не станет менять свое поведение — ведь последствий не наступает! Его ругают, но новый дорогой мобильник исправно покупают. Если бы родители отказались покупать новый телефон или купили самый дешевый, а еще лучше — подержанный, и оговорили срок, в течение которого он должен уцелеть, чтобы можно было вообще заводить речь о новом, то Света уж как-нибудь научилась бы «не забывать». Но это казалось им слишком суровым — ведь девочке нужно быть не хуже других! И они предпочитали расстраиваться, ссориться, сокрушаться, но не давали дочке никакого шанса изменить поведение.

Не стесняйтесь нестандартных действий. Одна многодетная мама рассказывала, что устав от препирательств детей на тему, кто должен мыть посуду, просто перебила одну за другой все вчерашние тарелки, сваленные в мойку. Эксцентрично, да. Но это тоже своего рода естественное следствие — ближнего можно довести, и тогда он будет вести себя непредсказуемо. Посуда с тех пор исправно моется.

Еще одна мама, замученная привычкой ребенка беспрерывно ныть, стала надевать наушники плеера и пританцовывать под музыку, как только раздавалось нытье. Заранее она предупредила ребенка, что будет так делать, объяснила, используя Я-высказывания, что больше не может это слушать и предложила использовать условный знак — поднятую руку — чтобы дать ей понять, что нытье уже кончилось и можно снимать наушники. Все это было сделано весело, доброжелательно и совершенно не в форме наказания. Просто: ты хочешь ныть — имеешь право, а я не хочу слушать — тоже имею право. Смотри, как я здорово придумала, чтобы и тебе было хорошо, и мне. Проблема решилась за три дня. Естественно, нытье как таковое ребенку никакого удовольствия не доставляло.

Другая семья просидела всем составом неделю на макаронах и картошке — отдавали деньги, которые были утащены ребенком в гостях. Причем свою «диету» семейство соблюдало не со страдальческими физиономиями, а подбадривая друг друга, весело, преодолевая общую беду. И как все радовались, когда в конце недели нужная сумма была собрана и отдана с извинениями, и даже осталось еще денег на арбуз! Больше случаев воровства у их ребенка не было.

Обратите внимание: никто из этих родителей не читал нравоучений, не наказывал, не угрожал. Просто реагировали как живые люди, решали общую семейную проблему, как могли.

Понятно, что есть ситуации, когда мы не можем позволить последствиям наступить, например, нельзя дать ребенку вывалиться из окна и посмотреть, что будет. Но, согласитесь, таких случаев явное меньшинство. "

Да, и я не знаю, что отвечать на вопросы типа "Четырехлетка не слушается, что делать?"  Я не в курсе, "где у него кнопка". Тут очень много факторов: состояние родителя, взаимоотношения до того, история ребенка, характер и темперамент обоих, ситуация, участие третьих лиц и много всего.Да и вообще, никто не знает "что делать" чтобы ребенок все время делал то, что мы хотим. Слава Богу.

АПД. Где взять книжку спрашиваютЕсть в некоторых магазинах, есть, кажется. в Озоне и Лабиринте. Можно в редакции, тел (499) 250-64-63 или по адресу [email protected], можно подъехать к ним или заказать по почтеПолное название  Л. Петрановская "Как ты себя ведешь? 10 шагов по преодолению трудного поведения", изд-во "Студио-Диалог"

ludmilapsyholog.livejournal.com

Товарищи дорогие! - Петрановская Людмила

Пока мы обсуждали, будет или не будет гражданская война в Украине (кстати, не будет) мы все по уши погрязли в информационной гражданской войне здесь.

Полная лента криков; стреляй в комсомольскую грудь отфренживайте меня все, но я скажу!Или угроз: кто думает так-то, будет гореть в геене огненной пойдет в отфренд и бан.Старые друзья рвут отношения, родители с детьми прекращают разговаривать, говорят, даже разводы уже есть.Это безумие какое-то.Понятно, что задеты очень глубокие ценностные вещи. Понятно, что сталкиваются не просто мнения - картины мира.И все-таки.

Давайте отдавать себе отчет, что сейчас у всех нас нет полностью объемного видения ситуации. Происходят очень большие и сложные процессы, которые необратимо меняют мир и жизнь каждого из нас.Мы как те слепцы, которые щупают слона, и готовы вцепиться друг другу в глотку с криком "колонна" - "нет, шланг"-"нет, веревка".Пройдет всего несколько месяцев и многое будет выглядеть иначе.Скорость событий сейчас невероятная, при этом несутся сквозь мозг огромные потоки информации, которые невозможно успеть оценить критически и здраво, идет беспрецедентная информационная война, включающая ложь настолько беспардонную, что мозг клинит. И страсти, настоящие, искренние страсти вперемежку с заказными заклинаниями. Черт ногу сломит.

Можно, я призову (залезаю на табуретку)?

Дорогие все!Учитывая непростую ситуацию, может быть, не надо любой ценой настаивать на своем?Если тот, кто пишет нечто совершенно дикое, с вашей точки зрения, неправ, со временем все прояснится. А если прав, то со временем вы это поймете.Если он не видит, на ваш взгляд, очевидного, значит, на это есть причины. Либо он не может и не хочет видеть, и тогда какой смысл ломиться сквозь защиты? Либо то, что вам кажется очевидным, таковым не является.Спорьте, если есть желание и силы, но не ставьте целью переубедить прямщас.

Вряд ли стоит оставлять в ленте и в комментах только единомышленников - это та же "своя реальность", на которую жаловалась г-жа Меркель. Читайте разные мнения, относитесь к этому как к исследовательской деятельности, как к тренингу толерантности, как к духовной практике, наконец. Нам все равно вместе жить, мы не сможем разделить страну "по позициям", нам надо знать и уметь слышать друг друга, даже если не согласны.

Учитывайте, что сейчас все на нервах. Все остро чувствуют свою уязвимость, всем страшно. Делайте скидку на это, если возможно - не отвечайте на наезд обидой, особенно если вы человека давно знаете -- сначала поддержите, потом будете выяснять, кто что думает. Если поругались, остыньте и помиритесь, вернитесь к тому, что вас связывало, это  важнее конфликта.

Не надо молчать. Пишите, думайте вслух, делитесь чувствами и прогнозами, не оправдывайтесь за это, почему бы вам не высказываться? Мне интересно всех вас читать, с кем согласна и с кем нет, лишь бы мысли были продуманны, а чувства искренни.

И по возможности, не переходите на личности. Ну, куда это годится, напишешь про проблему, а в ответ начинают обсуждать тебя. Иногда даже в третьем лице. Чувствуешь себя такой Анной Павловной Шерер, которая собрала салон, разносит чай, как дура, а гости прямо вслух моют ей кости. Начинает закрадываться мысль, что как-то не так все должно быть.

И самое главное.Пожалуйста, не надо сейчас рвать отношения. Оно того не стоит. Если вы сто лет дружили, вместе думали и обменивались шутками, поддерживали друг друга, когда болели дети, не надо сейчас все рвать из-за того, что вы по-разному видите ситуацию.Я не призываю отключиться от самых важных тем и перейти на котегов, можно и нужно спорить, но рвать отношения, если не договорились - не надо. А если уже сгоряча разорвали, так еще не аоздно восстановить.

Отношения важнее позиций и мнений. Пока никто ни в кого не стреляет, непоправимого не произошло, между нами нет крови, и пусть не будет, давайте не рвать никаких ценных связей.Мы входим в зону очень сильной турбулентности, в которой ни одна дружеская рука не будет лишней. Не надо никого списывать со счетов.

Современный мир движется от войны и борьбы к принятию, смотрите, как много стран, которые веками ненавидели друг друга, устраивали геноцид и вторжения, сейчас стали союзниками и сотрудничают. Потому что, бесконечно пересчитывая трупы в прошлом, бесконечно настаивая на том, что они - сволочи, а мы все в белом и только защищались, невозможно двинуться никуда, невозможно вырваться из дурной бесконечности старых счетов.Все палачи и все жертвы, и это никуда не деть, но важно, что никто не ТОЛЬКО палач или жертва. Мы все можем быть правы или ошибаться, но ни один из нас не сводится ТОЛЬКО к позиции и мнению.Все сложнее, все связанней, и еврея из Небесной сотни хоронят в вышиванке и в кипе, и раввин поет поминальную молитву, а его друзья и соседи, галичане, говорят над гробом "Слава героям!".А из веселого: рассказывают, что в Одессе на митинге за единство Украины евреи в знак солидарности с крымскими татарами кричали "Аллах акбар!". Одесситы всегда верны себе:)

Мир меняется, а может быть, вспоминает, каким он был задуман.Берегите отношения.

Все, слезла с табуретки, пошла пить чай.И да, я знаю, что сама не всегда так могу. Но надо стараться.

ludmilapsyholog.livejournal.com

Я не хочу - Петрановская Людмила

Я много писала всякого глобального, и еще потом буду. Но сегодня хочу написать очень личное.

Вчера вечером, после безумных новостей, мы были на концерте у Вероники Кожухаровой, и все воспринималось, конечно, через призму. Казалось, что ее саксофон невозможный, выпевая нежные и горькие звуки "Адажио", оплакивает всех, кто еще жив, но, возможно, уже обречен. Потому что война не бывает без жертв. А "жертвы среди русского населения" уже обещаны, а значит, должны быть предъявлены.Что они делают сейчас, эти будущие жертвы? Может, чай пьют. Может, телевизор смотрят и кивают: правильно все, нужно уважать себя заставить. Может, боятся и мечтают, чтобы их оставили в покое. Я не знаю.На выходе раздавали афиши будущих концертов, через две недели запланирован Моцарт, "Реквием". И сразу мысль: через две недели может уже быть, по кому.

Я не хочу всего этого. Не только из общегуманных и идейных, а из самых что ни на есть эгоистичных соображений -- не хочу.

Я не хочу бояться повестки из военкомата для сына. Я не хочу его провожать ни на какую, даже самую маленькую и охренительно победоносную войну. Я не хочу, чтобы он стрелял, и чтобы в него стреляли.

Я не хочу непроходимой границы с Украиной, у меня там много друзей и работа, я люблю Киев и Феодосию, люблю Днепропетровск, а во Львове еще не была и очень хочу. Мы приглашаем украинских тренеров, они прекрасны и очень здесь нужны, я не хочу, чтобы это стало проблемой.

Я не хочу всего того, что начнется с экономикой страны после введения санкций, а их введут без вариантов сразу же за введением войск: скачущей инфляции, пропажи сбережений, роста тарифов, невозможности нормально зарабатывать, опять выживания, только возраст сейчас уже не тот, и все будет не так легко и весело, как было в 90-е. Это если даже не думать о перспективе, не дай Господи, серьезной болезни и дорогого лечения.

Я не хочу крушения всех планов, у меня столько планов! ИРСУ только начал становиться на ноги, у нас такое расписание на полгода вперед интересное, такие программы, у нас супервостребованная ШПР, и вообще.У меня столько книжек в кэше -- написать, издать, столько предложений, столько идей. Я не хочу, чтобы все это стало ненужным, невостребованным, неуместным в атмосфере военного времени и в последующем кризисе.

Я не хочу, чтобы сирот снова стало больше из-за того, что семьи перестанут справляться с жизнью. Я не хочу, чтобы про защиту детей забыли -- ведь это такая мелочь по сравнению с геополитическими играми. Я не хочу, чтобы российские родители  опять были вынуждены перестать думать о своих отношениях с детьми и начали думать только об их выживании.

Я не хочу утраты даже немногих оставшихся свобод, не хочу роста полицейщины и правового беспредела, которые всегда сопровождают любую войну, даже правую, что уж говорить о неправой. Не хочу посадок и скорых судов, не хочу распоясавшихся нашистов-хунвейбинов-титушек-казаков, которые под черно-оранжевыми флагами будут безнаказанно проламывать черепа "изменникам Родины". Я не хочу бояться, что за каждое недостаточно "патриотичное"  слово меня могут "судить по законам военного времени" по наводке любого истеричного патриота.

Я не хочу железного занавеса с Европой, не хочу отмены виз, которая в случае разворачивания конфликта коснется не только чиновников и политиков, а всех нас. Я только года два как начала активно ездить, я не была в Париже, Вене, Берлине, Лондоне, и я не хочу, чтобы все это снова стало недосягаемым, как в моем детстве из-за совка, а в молодости -- из-за бедности.

Я не хочу оказаться гражданином страны, которую ненавидят и презирают в мире, страны, которая спустила ради имперских понтов все, чем было щедро одарена от Бога, которая дискредитировала свою культуру -- великую культуру -- и свой язык -- прекрасный язык, подобно тому, как свои культуру и язык в свое время дискредитировала Германия.

Я не хочу жить в ближайшие годы в атмосфере ненависти, оголтелой пропаганды из каждого утюга, не хочу терять друзей "из-за политики", не хочу каждый раз подбирать слова в ответ на вопросы детей: "Они что, совсем уже?" и "А что же теперь будет?".

Я ничем,  буквально ничем из того, что мне дорого и важно, не хочу жертвовать ради "национальной гордости великороссов", Третьей империи и прочего безумия воров, метящих в кровопийцы, и их верноподданных.

Я не хочу, чтобы эта несчастная страна получила новую травму, пережила новое крушение, на ней уже места нет живого, а ресурс восстановления и исцеления не бесконечен. Боюсь, она просто не переживет еще одной авнтюры и еще одного краха.

И как бы ни бесили меня некоторые мои сограждане с их идиотской неспособностью увидеть хоть на шаг вперед, сложить два и два, с их всегдашней готовностью обмануться и отдать ответственность за свою жизнь, с их трусливой злобой ко всему живому и свободному, я не хочу, чтобы они страдали еще, я не хочу, чтобы они полной ложкой хлебали теперь эту "стабильность" и "вставание с колен". Они заслуживают, я знаю, и мы вместе с ними, раз ничего не смогли сделать, чтобы предотвратить, но я не хочу.

С Украиной все будет хорошо, я уверена. Им провели такой мощный тренинг командообразования, что они справятся со всем, все переживут и построят свою страну такой, какой сами захотят.

А вот что будет с нами...Я НЕ ХОЧУ.

 

ludmilapsyholog.livejournal.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта