Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Церковный вестник. Журнал церковный вестник


Церковный вестник Википедия

ТипВладелецГлавный редакторОснованаПрекращение публикацийЯзыкВеб-сайт
«Церковный вестник»

газета

Русская православная церковь

протоиерей Владимир Силовьев

май 1989

конец 2012

русский

e-vestnik.ru

Церко́вный ве́стник (до 2003 года — Моско́вский церко́вный ве́стник) — российская ежемесячная православная газета, выходившая с мая 1989 по конец 2012 года. Ныне существует лишь как интернет-сайт.

История

В 1987 году была учреждена малотиражная (1000 экз.) газета «Московский Церковный вестник»[1], выход которой был приурочен к празднованию 1000-летия Крещения Руси[2]. Она выходила на нескольких листках в течение 1988 года[3].

По словам Валентина Лебедева[4]:

У сотрудников «Журнала Московской Патриархии» созрела мысль создать первую религиозную газету, тем самым положить начало церковной периодики. <…> Перестройка перестройкой, а советская власть еще действовала, а значит, существовала цензура, ощущалось постоянное пристальное внимание со стороны государственных органов. Владыке Питириму приходилось вести сложные переговоры с Комитетом по делам религий — это был государственный орган, который очень настойчиво ограничивал деятельность Церкви, особенно когда речь шла о ее влиянии на духовную жизнь граждан. Но в конце концов время и усилия людей, направленные на то, чтобы сказать новое слово в печати, пересилили упорное сопротивление со стороны светской власти.

В мае 1989 года (на Пасху) в Издательском отделе Московского Патриархата выпуск газеты «Московского Церковного вестника» был возобновлён. Как отмечает журналист Сергей Чапнин, издание начало издаваться без формального разрешения со стороны совета по делам религии и спецслужб, что означало «прекращение сильнейшего контроля за религиозной журналистикой»[3]. Некоторое время издание выходило как приложение к «Вечерней Москве»[2].

Первоначально «МЦВ» был ориентирован главным образом на зарубежного читателя и выходил без строгой периодичности на пяти языках русском, английском, французском, немецком, арабском[5].

Издание «МЦВ» временно было прекращено в 1993 и возобновлено в 1995 году[5]. Газета трансформировалась в ежемесячное издание, предназначенное для верующих России[5].

C 1999 года стала регулярно появляться вкладка-приложение «Обзор православных изданий»[6].

Архиепископ Бронницкий Тихон (Емельянов) в 2000 году отмечал, что выпуск газеты экономически нерентабелен, а «предпринимавшиеся нами попытки получить от государства дотации на её издание не привели к положительным результатам. По этой причине, несмотря на официальный статус газеты, она по-прежнему распространяется главным образом в Москве»[6].

В августе 2001 года по приглашению протоиерея Владимира Силовьева ответственным редактором издания становится Сергей Чапнин:

Задача была трудная, но интересная — используя наш журналистский опыт, реорганизовать газету «Церковный вестник», сделать её массовой и интересной. Пик развития «Церковного вестника» — это 2002—2006 годы. в том, что я сделал с газетой в 2001 году не было ничего нового. Я просто вернулся к забытым традициям русской церковной журналистики конца XIX — начала XX века. А именно — возродил в официальных изданиях неофициальную часть. Только так можно показать, что за строгим церковным фасадом была, есть и будет настоящая жизнь[7].

Алексей Сагань, выпускающий редактор издания, в январе 2003 года так охарактеризовал издание: «„МЦВ“ практически не ставит перед собой миссионерских задач. Это газета для тех, кто уже находится в ограде Церкви, „газета для протоиереев“, как мы между собой в редакции это называем»[8].

В феврале 2003 году газета получила новое свидетельство о регистрации. Из её названия исчезло слово «Московский», и теперь несоответствие между общецерковным статусом издания и прежним названием было устранено[2].

На сайте Издательского отдела Русской православной церкви помещена следующая характеристика издания на 2000-е годы

газета рассказывает о церковном и общественном служении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о деятельности канонических учреждений Московской Патриархии и церковно-общественных организаций. Особое внимание редакция уделяет практическим вопросам — современному опыту миссионерской работы и социального служения Церкви, религиозному образованию, а также различным инициативам в области церковно-государственных отношений. Регулярно публикуются репортажи о церковной жизни в России и за её пределами[9].

Редакция «Церковного вестника» регулярно проводила круглые столы по актуальным вопросам церковной жизни, оказывала информационную поддержку церковным и церковно-общественным инициативам[1].

Газета перестала выходить в конце 2012 года[10]. По словам Сергея Чапнина[11]:

Многие сомневались, некоторые возражали, но я сумел убедить патриарха, что это единственно верное решение. Нам не удалось запустить региональные версии газеты — епископы в регионах предпочитали выпускать собственные газеты и боялись ответственности, возникающей при сотрудничестве с официальным общецерковным изданием. В итоге тираж газеты печатался только в Москве и порой неделями развозился по подписчикам в разных епархиях. В эпоху интернета это был просто позор.

В настоящее время поддерживается только сайт издания[1].

Оценки

Общественный деятель, публицист, главный редактор журнала «Православная беседа» Валентин Лебедев так оценил ценность журнала в первые годы его существования:

к Пасхе 1989 года вышел в свет первый номер газеты «Московский Церковный вестник», что стало событием поистине революционным. Газета явилась важнейшей вехой не только в деле восстановления с дореволюционных времен церковной журналистики и публицистики, она стала также и центром духовной жизни. С 1989 по 1992 год «Вестник» был средоточием многих церковных и общественных инициатив[12].

На сайте Издательского отдела Русской православной церкви отмечается, что с началом издания газеты в 1989 году «принято связывать начало возрождения церковной журналистики в России»[9].

Иеромонах Симеон (Томачинский), создатель студенческой газеты «Татьянин День», отмечал, что издания «Православная Москва» и «Московский церковный вестник» в 1990-е годы «были изданиями закрытого типа с официальной информацией, не привлекавшей ни молодёжь, ни светских людей в целом»[13].

Впрочем, существуют и иные точки зрения, согласно которым, эти газеты в 1990-е годы были наоборот более насыщенными, широко затрагивали социальную и общественно-политическую проблематику, больше внимания уделяли сектоведению и противораскольнической миссии, широко освещали различные точки зрения в церковной среде, позволяли определённые дискуссии по тем или иным вопросам церковной жизни (например, о языке богослужений, о богослужебных реформах, о роли Церкви в Февральской революции 1917 г., о личности патриарха Сергия (Страгородского), и т. д.). Нынешние же издания стараются обходить дискуссионные вопросы, и избегают острых злободневных тем, сосредоточившись в основном на внутриепархиальных событиях и епархиальной хронике. При этом существенно улучшилась форма подачи материала, в том числе и с помощью Интернет-ресурсов, а также полиграфическое качество (бывшие ранее черно-белыми, ныне газеты стали цветными).

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 «Церковный вестник», газета // Патриархия.ру
  2. ↑ 1 2 3 Иванова Т. Н. Православные студенческие газеты и журналы в системе периодической печати Русской православной церкви // Ежегод. Богослов. конф. Православ. Св.-Тихон. Гуманит. ун-та, 20-22 янв. 2005 г. : материалы / гл. ред. прот. В. Н. Воробьёв. — М.: ПСТГУ, 2005. — Т. 2. — С. 138—141.
  3. ↑ 1 2 Статьи -Свободно и честно о духовном содержании событий — будущее религиозной журналистики. (Интервью с ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии» Сергеем Чапнин…
  4. ↑ Идти царским путем
  5. ↑ 1 2 3 Никитин, 2002, с. 254.
  6. ↑ 1 2 Доклад архиепископа Бронницкого Тихона, председателя Издательского Совета Московского Патриархата, главного редактора Издательства Московской Патриархии : Русская Православная…
  7. ↑ Сергей Чапнин: Массмедиа — Церковь — массмедиа. Мое большое путешествие // «Православие и мир», 1 сентября 2011 года
  8. ↑ 50 номеров и три редакции — Татьянин день
  9. ↑ 1 2 Издательство Московской Патриархии
  10. ↑ Церковный вестник — газета — подписка на газета. Подписаться и купить Церковный вестник — газета 2015 с доставкой
  11. ↑ «В России прямо на наших глазах умирает журналистика. И светская, и церковная» | Colta.ru
  12. ↑ На службе Богу: к 20-летию журнала «Православная беседа» — Татьянин День
  13. ↑ «Татьянин день»: увидеть, раскрыть, зацепить! // Православие и мир

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Церковный вестник — Википедия

ТипВладелецГлавный редакторОснованаПрекращение публикацийЯзыкВеб-сайт
«Церковный вестник»

газета

Русская православная церковь

протоиерей Владимир Силовьев

май 1989

конец 2012

русский

e-vestnik.ru

Церко́вный ве́стник (до 2003 года — Моско́вский церко́вный ве́стник) — российская ежемесячная православная газета, выходившая с мая 1989 по конец 2012 года. Ныне существует лишь как интернет-сайт.

В 1987 году была учреждена малотиражная (1000 экз.) газета «Московский Церковный вестник»[1], выход которой был приурочен к празднованию 1000-летия Крещения Руси[2]. Она выходила на нескольких листках в течение 1988 года[3].

По словам Валентина Лебедева[4]:

У сотрудников «Журнала Московской Патриархии» созрела мысль создать первую религиозную газету, тем самым положить начало церковной периодики. <…> Перестройка перестройкой, а советская власть еще действовала, а значит, существовала цензура, ощущалось постоянное пристальное внимание со стороны государственных органов. Владыке Питириму приходилось вести сложные переговоры с Комитетом по делам религий — это был государственный орган, который очень настойчиво ограничивал деятельность Церкви, особенно когда речь шла о ее влиянии на духовную жизнь граждан. Но в конце концов время и усилия людей, направленные на то, чтобы сказать новое слово в печати, пересилили упорное сопротивление со стороны светской власти.

В мае 1989 года (на Пасху) в Издательском отделе Московского Патриархата выпуск газеты «Московского Церковного вестника» был возобновлён. Как отмечает журналист Сергей Чапнин, издание начало издаваться без формального разрешения со стороны совета по делам религии и спецслужб, что означало «прекращение сильнейшего контроля за религиозной журналистикой»[3]. Некоторое время издание выходило как приложение к «Вечерней Москве»[2].

Первоначально «МЦВ» был ориентирован главным образом на зарубежного читателя и выходил без строгой периодичности на пяти языках русском, английском, французском, немецком, арабском[5].

Издание «МЦВ» временно было прекращено в 1993 и возобновлено в 1995 году[5]. Газета трансформировалась в ежемесячное издание, предназначенное для верующих России[5].

C 1999 года стала регулярно появляться вкладка-приложение «Обзор православных изданий»[6].

Архиепископ Бронницкий Тихон (Емельянов) в 2000 году отмечал, что выпуск газеты экономически нерентабелен, а «предпринимавшиеся нами попытки получить от государства дотации на её издание не привели к положительным результатам. По этой причине, несмотря на официальный статус газеты, она по-прежнему распространяется главным образом в Москве»[6].

В августе 2001 года по приглашению протоиерея Владимира Силовьева ответственным редактором издания становится Сергей Чапнин:

Задача была трудная, но интересная — используя наш журналистский опыт, реорганизовать газету «Церковный вестник», сделать её массовой и интересной. Пик развития «Церковного вестника» — это 2002—2006 годы. в том, что я сделал с газетой в 2001 году не было ничего нового. Я просто вернулся к забытым традициям русской церковной журналистики конца XIX — начала XX века. А именно — возродил в официальных изданиях неофициальную часть. Только так можно показать, что за строгим церковным фасадом была, есть и будет настоящая жизнь[7].

Алексей Сагань, выпускающий редактор издания, в январе 2003 года так охарактеризовал издание: «„МЦВ“ практически не ставит перед собой миссионерских задач. Это газета для тех, кто уже находится в ограде Церкви, „газета для протоиереев“, как мы между собой в редакции это называем»[8].

В феврале 2003 году газета получила новое свидетельство о регистрации. Из её названия исчезло слово «Московский», и теперь несоответствие между общецерковным статусом издания и прежним названием было устранено[2].

На сайте Издательского отдела Русской православной церкви помещена следующая характеристика издания на 2000-е годы

газета рассказывает о церковном и общественном служении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о деятельности канонических учреждений Московской Патриархии и церковно-общественных организаций. Особое внимание редакция уделяет практическим вопросам — современному опыту миссионерской работы и социального служения Церкви, религиозному образованию, а также различным инициативам в области церковно-государственных отношений. Регулярно публикуются репортажи о церковной жизни в России и за её пределами[9].

Редакция «Церковного вестника» регулярно проводила круглые столы по актуальным вопросам церковной жизни, оказывала информационную поддержку церковным и церковно-общественным инициативам[1].

Газета перестала выходить в конце 2012 года[10]. По словам Сергея Чапнина[11]:

Многие сомневались, некоторые возражали, но я сумел убедить патриарха, что это единственно верное решение. Нам не удалось запустить региональные версии газеты — епископы в регионах предпочитали выпускать собственные газеты и боялись ответственности, возникающей при сотрудничестве с официальным общецерковным изданием. В итоге тираж газеты печатался только в Москве и порой неделями развозился по подписчикам в разных епархиях. В эпоху интернета это был просто позор.

В настоящее время поддерживается только сайт издания[1].

Общественный деятель, публицист, главный редактор журнала «Православная беседа» Валентин Лебедев так оценил ценность журнала в первые годы его существования:

к Пасхе 1989 года вышел в свет первый номер газеты «Московский Церковный вестник», что стало событием поистине революционным. Газета явилась важнейшей вехой не только в деле восстановления с дореволюционных времен церковной журналистики и публицистики, она стала также и центром духовной жизни. С 1989 по 1992 год «Вестник» был средоточием многих церковных и общественных инициатив[12].

На сайте Издательского отдела Русской православной церкви отмечается, что с началом издания газеты в 1989 году «принято связывать начало возрождения церковной журналистики в России»[9].

Иеромонах Симеон (Томачинский), создатель студенческой газеты «Татьянин День», отмечал, что издания «Православная Москва» и «Московский церковный вестник» в 1990-е годы «были изданиями закрытого типа с официальной информацией, не привлекавшей ни молодёжь, ни светских людей в целом»[13].

Впрочем, существуют и иные точки зрения, согласно которым, эти газеты в 1990-е годы были наоборот более насыщенными, широко затрагивали социальную и общественно-политическую проблематику, больше внимания уделяли сектоведению и противораскольнической миссии, широко освещали различные точки зрения в церковной среде, позволяли определённые дискуссии по тем или иным вопросам церковной жизни (например, о языке богослужений, о богослужебных реформах, о роли Церкви в Февральской революции 1917 г., о личности патриарха Сергия (Страгородского), и т. д.). Нынешние же издания стараются обходить дискуссионные вопросы, и избегают острых злободневных тем, сосредоточившись в основном на внутриепархиальных событиях и епархиальной хронике. При этом существенно улучшилась форма подачи материала, в том числе и с помощью Интернет-ресурсов, а также полиграфическое качество (бывшие ранее черно-белыми, ныне газеты стали цветными).

  1. ↑ 1 2 3 «Церковный вестник», газета // Патриархия.ру
  2. ↑ 1 2 3 Иванова Т. Н. Православные студенческие газеты и журналы в системе периодической печати Русской православной церкви // Ежегод. Богослов. конф. Православ. Св.-Тихон. Гуманит. ун-та, 20-22 янв. 2005 г. : материалы / гл. ред. прот. В. Н. Воробьёв. — М.: ПСТГУ, 2005. — Т. 2. — С. 138—141.
  3. ↑ 1 2 Статьи -Свободно и честно о духовном содержании событий — будущее религиозной журналистики. (Интервью с ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии» Сергеем Чапнин…
  4. ↑ Идти царским путем
  5. ↑ 1 2 3 Никитин, 2002, с. 254.
  6. ↑ 1 2 Доклад архиепископа Бронницкого Тихона, председателя Издательского Совета Московского Патриархата, главного редактора Издательства Московской Патриархии : Русская Православная…
  7. ↑ Сергей Чапнин: Массмедиа — Церковь — массмедиа. Мое большое путешествие // «Православие и мир», 1 сентября 2011 года
  8. ↑ 50 номеров и три редакции — Татьянин день
  9. ↑ 1 2 Издательство Московской Патриархии
  10. ↑ Церковный вестник — газета — подписка на газета. Подписаться и купить Церковный вестник — газета 2015 с доставкой
  11. ↑ «В России прямо на наших глазах умирает журналистика. И светская, и церковная» | Colta.ru
  12. ↑ На службе Богу: к 20-летию журнала «Православная беседа» — Татьянин День
  13. ↑ «Татьянин день»: увидеть, раскрыть, зацепить! // Православие и мир

ru.bywiki.com

ВОДА ЖИВАЯ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ ВЕСТНИК

Обложка журнала "Вода живая". Май 2017 года
Обложка журнала "Вода живая". Май 2017 года
"Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник" (до 2005 - "Церковный вестник"), журнал, официальное издание Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви

Основан в 1874 году под названием "Церковный вестник" по инициативе митрополита Новгородского, Петербургского и Финляндского Исидора (Никольского) и утвержден распоряжением Св. Синода от 27 ноября 1874 года № 32695. Журнал издавался при Санкт-Петербургской духовной академии, редактировался и рецензировался её преподавательской корпорацией, которая несла за содержание статей полную ответственность непосредственно перед Св. Синодом.

До 1888 года являлся официальным органом Святейшего Всероссийского Синода и состоящих при нем центральных учреждений. Затем его в этом качестве заменили "Церковные Ведомости".

Выходил еженедельно до 1917 года. Структура издания представляла собой две равные части: официальная и неофициальная. В официальной части публиковались все, как утверждает редакция, самые важные распоряжения и постановления церковных и светских властей (Св. Синода, Учебного комитета, Хозяйственного управления и др.). В неофициальной части публиковалась информация именно частного характера (хроника с мест, научно-богословские статьи, разъяснения к официальной части, новости из-за рубежа, реклама и объявления и т.п.). Прибавления издавались ежемесячно отдельными книжками. Многие статьи журналов носили не только справочный, но и исследовательский характер.

Журнал ставил целью удовлетворить потребности всех образованных людей, не чуждых церковно-религиозного идеала, знать современную жизнь Церкви Христовой вообще, православной восточной в частности и нашей отечественной в особенности, и следить за течением этой жизни во всей ее широте и разнообразии, притом в соприкосновении ее с жизнью светского общества.

Церковный Вестник 1883 (Санкт-Петербург)
Церковный Вестник 1883 (Санкт-Петербург)
В программу журнала входили:
  • Передовые статьи, имеющие своим содержанием рассуждения, в которых научный богословский материал предлагается в общедоступной форме
  • Статьи церковно-общественного характера, посвященные обсуждению различных церковных и общественных явлений, по мере того, как выдвигает их текущая жизнь; в этом отделе редакция дает широкое место и голосу своих подписчиков, и читателей, которые соблаговолят высказаться по тем или другим назревающим вопросам жизни
  • Мнения и отзывы - в каковом отделе излагаются и подвергаются критическим замечаниям факты и явления церковно-религиозной жизни, как они отображаются в текущей духовной и светской печати
  • Обозрение духовных журналов
  • Обозрение светских журналов со стороны статей, представляющих церковно-общественный интерес
  • Книжные новости - критические заметки о вновь выходящих книгах и полный список книг, выходящих с разрешения духовной цензуры
  • Корреспонденции из епархий и из-за границы о выдающихся явлениях местной жизни
  • «Из области церковно-приходской практики» - отдел, в котором редакция дает разрешение недоуменных вопросов из пастырской практики
  • Постановления и распоряжения правительства
  • Летопись церковной и общественной жизни в России, представляющая обозрение всех важнейших событий и движений в нашем Отечестве
  • Летопись церковной и общественной жизни за границей, сообщающая сведения о всех важнейших событиях и движениях церковно-общественной мысли и жизни за пределами нашего Отечества
  • Разные известия и заметки, не укладывающиеся в вышеозначенных отделах

В 2005 году переименован в "Санкт-Петербургский Церковный вестник", чтобы исключить путаницу с газетой "Церковным вестником" Московской Патриархии (бывш. "Московский Церковный вестник").

С 2007 года журнал носит название "Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник".

Редакторы

Использованные материалы

  • Андрей Хвалин, Церковные и духовные издания Российской Империи синодального периода. . сайт "Русская Линия"
  • Р.А. Мазетов Церковная периодическая печать как исторический источник (на примере журналов Церковный вестник и Церковные ведомости), сайт научно-студенческого общества исторического факультета Пензенского Государственного Университета

[1]  А. И. Предтеченский, Словарь Брокгауза и Ефрона, http://www.brocgaus.ru/text/081/100.htm

drevo-info.ru

Церковный вестник

В 1987 году была учреждена малотиражная (1000 экз.) газета «Московский Церковный вестник»[1], выход которой был приурочен к празднованию 1000-летия Крещения Руси[2]. Она выходила на нескольких листках в течение 1988 года[3].

По словам Валентина Лебедева[4]:

У сотрудников «Журнала Московской Патриархии» созрела мысль создать первую религиозную газету, тем самым положить начало церковной периодики. <…> Перестройка перестройкой, а советская власть еще действовала, а значит, существовала цензура, ощущалось постоянное пристальное внимание со стороны государственных органов. Владыке Питириму приходилось вести сложные переговоры с Комитетом по делам религий — это был государственный орган, который очень настойчиво ограничивал деятельность Церкви, особенно когда речь шла о ее влиянии на духовную жизнь граждан. Но в конце концов время и усилия людей, направленные на то, чтобы сказать новое слово в печати, пересилили упорное сопротивление со стороны светской власти.

В мае 1989 года (на Пасху) в Издательском отделе Московского Патриархата выпуск газеты «Московского Церковного вестника» был возобновлён. Как отмечает журналист Сергей Чапнин, издание начало издаваться без формального разрешения со стороны совета по делам религии и спецслужб, что означало «прекращение сильнейшего контроля за религиозной журналистикой»[3]. Некоторое время издание выходило как приложение к «Вечерней Москве»[2].

Первоначально «МЦВ» был ориентирован главным образом на зарубежного читателя и выходил без строгой периодичности на пяти языках русском, английском, французском, немецком, арабском[5].

Издание «МЦВ» временно было прекращено в 1993 и возобновлено в 1995 году[5]. Газета трансформировалась в ежемесячное издание, предназначенное для верующих России[5].

C 1999 года стала регулярно появляться вкладка-приложение «Обзор православных изданий»[6].

Архиепископ Бронницкий Тихон (Емельянов) в 2000 году отмечал, что выпуск газеты экономически нерентабелен, а «предпринимавшиеся нами попытки получить от государства дотации на её издание не привели к положительным результатам. По этой причине, несмотря на официальный статус газеты, она по-прежнему распространяется главным образом в Москве»[6].

В августе 2001 года по приглашению протоиерея Владимира Силовьева ответственным редактором издания становится Сергей Чапнин:

Задача была трудная, но интересная — используя наш журналистский опыт, реорганизовать газету «Церковный вестник», сделать её массовой и интересной. Пик развития «Церковного вестника» — это 2002—2006 годы. в том, что я сделал с газетой в 2001 году не было ничего нового. Я просто вернулся к забытым традициям русской церковной журналистики конца XIX — начала XX века. А именно — возродил в официальных изданиях неофициальную часть. Только так можно показать, что за строгим церковным фасадом была, есть и будет настоящая жизнь[7].

Алексей Сагань, выпускающий редактор издания, в январе 2003 года так охарактеризовал издание: «„МЦВ“ практически не ставит перед собой миссионерских задач. Это газета для тех, кто уже находится в ограде Церкви, „газета для протоиереев“, как мы между собой в редакции это называем»[8].

В феврале 2003 году газета получила новое свидетельство о регистрации. Из её названия исчезло слово «Московский», и теперь несоответствие между общецерковным статусом издания и прежним названием было устранено[2].

На сайте Издательского отдела Русской православной церкви помещена следующая характеристика издания на 2000-е годы

газета рассказывает о церковном и общественном служении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о деятельности канонических учреждений Московской Патриархии и церковно-общественных организаций. Особое внимание редакция уделяет практическим вопросам — современному опыту миссионерской работы и социального служения Церкви, религиозному образованию, а также различным инициативам в области церковно-государственных отношений. Регулярно публикуются репортажи о церковной жизни в России и за её пределами[9].

Редакция «Церковного вестника» регулярно проводила круглые столы по актуальным вопросам церковной жизни, оказывала информационную поддержку церковным и церковно-общественным инициативам[1].

Газета перестала выходить в конце 2012 года[10]. По словам Сергея Чапнина[11]:

Многие сомневались, некоторые возражали, но я сумел убедить патриарха, что это единственно верное решение. Нам не удалось запустить региональные версии газеты — епископы в регионах предпочитали выпускать собственные газеты и боялись ответственности, возникающей при сотрудничестве с официальным общецерковным изданием. В итоге тираж газеты печатался только в Москве и порой неделями развозился по подписчикам в разных епархиях. В эпоху интернета это был просто позор.

В настоящее время поддерживается только сайт издания[1].

www.nidiot.de

Церковный Вестник Википедия

ТипВладелецГлавный редакторОснованаПрекращение публикацийЯзыкВеб-сайт
«Церковный вестник»

газета

Русская православная церковь

протоиерей Владимир Силовьев

май 1989

конец 2012

русский

e-vestnik.ru

Церко́вный ве́стник (до 2003 года — Моско́вский церко́вный ве́стник) — российская ежемесячная православная газета, выходившая с мая 1989 по конец 2012 года. Ныне существует лишь как интернет-сайт.

История

В 1987 году была учреждена малотиражная (1000 экз.) газета «Московский Церковный вестник»[1], выход которой был приурочен к празднованию 1000-летия Крещения Руси[2]. Она выходила на нескольких листках в течение 1988 года[3].

По словам Валентина Лебедева[4]:

У сотрудников «Журнала Московской Патриархии» созрела мысль создать первую религиозную газету, тем самым положить начало церковной периодики. <…> Перестройка перестройкой, а советская власть еще действовала, а значит, существовала цензура, ощущалось постоянное пристальное внимание со стороны государственных органов. Владыке Питириму приходилось вести сложные переговоры с Комитетом по делам религий — это был государственный орган, который очень настойчиво ограничивал деятельность Церкви, особенно когда речь шла о ее влиянии на духовную жизнь граждан. Но в конце концов время и усилия людей, направленные на то, чтобы сказать новое слово в печати, пересилили упорное сопротивление со стороны светской власти.

В мае 1989 года (на Пасху) в Издательском отделе Московского Патриархата выпуск газеты «Московского Церковного вестника» был возобновлён. Как отмечает журналист Сергей Чапнин, издание начало издаваться без формального разрешения со стороны совета по делам религии и спецслужб, что означало «прекращение сильнейшего контроля за религиозной журналистикой»[3]. Некоторое время издание выходило как приложение к «Вечерней Москве»[2].

Первоначально «МЦВ» был ориентирован главным образом на зарубежного читателя и выходил без строгой периодичности на пяти языках русском, английском, французском, немецком, арабском[5].

Издание «МЦВ» временно было прекращено в 1993 и возобновлено в 1995 году[5]. Газета трансформировалась в ежемесячное издание, предназначенное для верующих России[5].

C 1999 года стала регулярно появляться вкладка-приложение «Обзор православных изданий»[6].

Архиепископ Бронницкий Тихон (Емельянов) в 2000 году отмечал, что выпуск газеты экономически нерентабелен, а «предпринимавшиеся нами попытки получить от государства дотации на её издание не привели к положительным результатам. По этой причине, несмотря на официальный статус газеты, она по-прежнему распространяется главным образом в Москве»[6].

В августе 2001 года по приглашению протоиерея Владимира Силовьева ответственным редактором издания становится Сергей Чапнин:

Задача была трудная, но интересная — используя наш журналистский опыт, реорганизовать газету «Церковный вестник», сделать её массовой и интересной. Пик развития «Церковного вестника» — это 2002—2006 годы. в том, что я сделал с газетой в 2001 году не было ничего нового. Я просто вернулся к забытым традициям русской церковной журналистики конца XIX — начала XX века. А именно — возродил в официальных изданиях неофициальную часть. Только так можно показать, что за строгим церковным фасадом была, есть и будет настоящая жизнь[7].

Алексей Сагань, выпускающий редактор издания, в январе 2003 года так охарактеризовал издание: «„МЦВ“ практически не ставит перед собой миссионерских задач. Это газета для тех, кто уже находится в ограде Церкви, „газета для протоиереев“, как мы между собой в редакции это называем»[8].

В феврале 2003 году газета получила новое свидетельство о регистрации. Из её названия исчезло слово «Московский», и теперь несоответствие между общецерковным статусом издания и прежним названием было устранено[2].

На сайте Издательского отдела Русской православной церкви помещена следующая характеристика издания на 2000-е годы

газета рассказывает о церковном и общественном служении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о деятельности канонических учреждений Московской Патриархии и церковно-общественных организаций. Особое внимание редакция уделяет практическим вопросам — современному опыту миссионерской работы и социального служения Церкви, религиозному образованию, а также различным инициативам в области церковно-государственных отношений. Регулярно публикуются репортажи о церковной жизни в России и за её пределами[9].

Редакция «Церковного вестника» регулярно проводила круглые столы по актуальным вопросам церковной жизни, оказывала информационную поддержку церковным и церковно-общественным инициативам[1].

Газета перестала выходить в конце 2012 года[10]. По словам Сергея Чапнина[11]:

Многие сомневались, некоторые возражали, но я сумел убедить патриарха, что это единственно верное решение. Нам не удалось запустить региональные версии газеты — епископы в регионах предпочитали выпускать собственные газеты и боялись ответственности, возникающей при сотрудничестве с официальным общецерковным изданием. В итоге тираж газеты печатался только в Москве и порой неделями развозился по подписчикам в разных епархиях. В эпоху интернета это был просто позор.

В настоящее время поддерживается только сайт издания[1].

Оценки

Общественный деятель, публицист, главный редактор журнала «Православная беседа» Валентин Лебедев так оценил ценность журнала в первые годы его существования:

к Пасхе 1989 года вышел в свет первый номер газеты «Московский Церковный вестник», что стало событием поистине революционным. Газета явилась важнейшей вехой не только в деле восстановления с дореволюционных времен церковной журналистики и публицистики, она стала также и центром духовной жизни. С 1989 по 1992 год «Вестник» был средоточием многих церковных и общественных инициатив[12].

На сайте Издательского отдела Русской православной церкви отмечается, что с началом издания газеты в 1989 году «принято связывать начало возрождения церковной журналистики в России»[9].

Иеромонах Симеон (Томачинский), создатель студенческой газеты «Татьянин День», отмечал, что издания «Православная Москва» и «Московский церковный вестник» в 1990-е годы «были изданиями закрытого типа с официальной информацией, не привлекавшей ни молодёжь, ни светских людей в целом»[13].

Впрочем, существуют и иные точки зрения, согласно которым, эти газеты в 1990-е годы были наоборот более насыщенными, широко затрагивали социальную и общественно-политическую проблематику, больше внимания уделяли сектоведению и противораскольнической миссии, широко освещали различные точки зрения в церковной среде, позволяли определённые дискуссии по тем или иным вопросам церковной жизни (например, о языке богослужений, о богослужебных реформах, о роли Церкви в Февральской революции 1917 г., о личности патриарха Сергия (Страгородского), и т. д.). Нынешние же издания стараются обходить дискуссионные вопросы, и избегают острых злободневных тем, сосредоточившись в основном на внутриепархиальных событиях и епархиальной хронике. При этом существенно улучшилась форма подачи материала, в том числе и с помощью Интернет-ресурсов, а также полиграфическое качество (бывшие ранее черно-белыми, ныне газеты стали цветными).

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 «Церковный вестник», газета // Патриархия.ру
  2. ↑ 1 2 3 Иванова Т. Н. Православные студенческие газеты и журналы в системе периодической печати Русской православной церкви // Ежегод. Богослов. конф. Православ. Св.-Тихон. Гуманит. ун-та, 20-22 янв. 2005 г. : материалы / гл. ред. прот. В. Н. Воробьёв. — М.: ПСТГУ, 2005. — Т. 2. — С. 138—141.
  3. ↑ 1 2 Статьи -Свободно и честно о духовном содержании событий — будущее религиозной журналистики. (Интервью с ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии» Сергеем Чапнин…
  4. ↑ Идти царским путем
  5. ↑ 1 2 3 Никитин, 2002, с. 254.
  6. ↑ 1 2 Доклад архиепископа Бронницкого Тихона, председателя Издательского Совета Московского Патриархата, главного редактора Издательства Московской Патриархии : Русская Православная…
  7. ↑ Сергей Чапнин: Массмедиа — Церковь — массмедиа. Мое большое путешествие // «Православие и мир», 1 сентября 2011 года
  8. ↑ 50 номеров и три редакции — Татьянин день
  9. ↑ 1 2 Издательство Московской Патриархии
  10. ↑ Церковный вестник — газета — подписка на газета. Подписаться и купить Церковный вестник — газета 2015 с доставкой
  11. ↑ «В России прямо на наших глазах умирает журналистика. И светская, и церковная» | Colta.ru
  12. ↑ На службе Богу: к 20-летию журнала «Православная беседа» — Татьянин День
  13. ↑ «Татьянин день»: увидеть, раскрыть, зацепить! // Православие и мир

Литература

Ссылки

wikiredia.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта