50-й выпуск журнала „Диалог со временем“. Журнал диалог со временем
47-й выпуск журнала „Диалог со временем“
К ЮБИЛЕЮ: БОРИСУ ГЕОРГИЕВИЧУ МОГИЛЬНИЦКОМУ – 85!
Статья посвящена признанному лидеру Томской историографической и методоло-гической школы профессору Б. Г. Могильницкому. Наследник лучших традиций русской школы медиевистики Д. М. Петрушевского, А. И. Неусыхина, А.И. Данилова, он создал, благодаря исключительной широте своего культурного и интеллектуального кругозора, собственную модель конструктивно-критического анализа различных научно-исторических школ. Научные исследования и преподавательская деятельность Б. Г. Могильницкого так тесно переплетены, что его трехтомник «История исторической мысли» по праву считается не только лекционным курсом (как обозначено на титуле), но уникальным научным историографическим трудом.
В статье анализируется вариативность обращения к персонифицированному време-ни в историографической традиции позднего Просвещения. Автор исходит из необ-ходимости компаративного анализа макроисторий, созданных в рамках англо-шотландской и российской историографических традиций для выявления специфики «овременивания» в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.
На основе анализа взглядов на творчество Т.Н. Грановского двух крупнейших представителей русского историзма Б.Н. Чичерина и В.И. Герье освещается вопрос о вкладе историка в развитие русской исторической науки, подчеркиваются некото-рые характерные черты его историко-теоретических взглядов.
В статье рассматрены представления русского религиозного мыслителя Ф. А. Степуна (1884–1965) о I Мировой войне. Анализируется его основанная на синтезе религиозно-философского и научного подходов исследовательская стратегия, которая позволила ему отразить семантическую сложность войны как социального феномена, имеющего как эмпирическое, так и метафизическое измерение. Особое внимание уделено антропологическому измерению войны в интерпретации Степуна.
В статье рассмотрены принципы холизма, психологизма, историзма и связанные с ними научные проблемы, в сумме конкретизирующие подход к историческому познанию локальной цивилизации как целого и в её контексте – пониманию цивилизационной специфики социальных структур.
В статье анализируются гендерные отношения правящей элиты Германии и Фран-ции эпохи средних веков. В сравнительном плане рассматриваются оценки, давае-мые отечественными и зарубежными исследователями, во-первых, политическому значению брачных практик правящей элиты, а во-вторых, социально-политической роли женщин-правительниц двух стран. Показано, что изменения в области двух названных сфер тесно связываются историками с эволюцией исторической ситуации на протяжении раннего и классического Средневековья.
Статья посвящена анализу английских площадных текстов XVI–XVII вв. о рожде-нии чудовищ, выявлению специфики этих текстов в сравнении с более элитарными книгами на сходную тему: памфлетами и проповедями. Показана эволюция этого жанра и связь ее с некоторыми установками общественного сознания.
В статье рассматривается конфликт Петра I и царевича Алексея. Использование междисциплинарных технологий и активное привлечение историко-сравнительного материала позволяют автору уточнить представления о причинах и степени нети-пичности этого конфликта, анализируемого в контексте переходных процессов, протекавших в раннее Новое время в сфере представлений о семье и детстве.
В статье анализируется проблема соотношения традиции и модерна в «консерватив-ной революции». Автор отмечает, что синтез традиционных и модернистских идеологических элементов в «консервативной революции» был обусловлен необходимостью разработки динамичной идеологической и мировоззренческой модели, которая бы соответствовала историческим реалиям и условиям эволюции германского консерватизма в период существования Веймарской республики.
ОБРАЗЫ В ИСТОРИИ И ОБРАЗЫ ИСТОРИИ
Автор анализирует готские нарративы в советской и современной историографии. Черняховская археологическая культура (территории современной Украины) содержала многочисленные готские компоненты. Роль готов в развитии этой культуры отрицалась в советской историографии, воображаемая география Восточной Европы была дегерманизирована. В 1990–2000-е гг. готы «вернулись» в воображаемое пространство Восточной Европы и картированы в ее пространстве украинскими и российскими интеллектуалами. Однако другие украинские и российские авторы продолжают отрицать роль готов в развитии восточно-европейского пространства. Готские нарративы стали частью политического мифа и исторического воображения.
Поселение татар в землях Великого княжества Литовского (ВКЛ) относится к концу XIV – нач. XV в.). Их длительное существование в различной культурно-религиозной среде привело к культурной и языковой ассимиляции. В данной статье внимание сосредоточено на важном конструктивном элементе современной идентификации: месте и роли прошлого и образах и представлениях, связанных с историей.
В статье рассматриваются художественные произведения как исторические источ-ники. На примере образов военных, нашедших отражение в русской литературе, автор прослеживает взаимоотношения между родами войск, их различия, отношение к ним со стороны остальной части российского социума.
ПЕРЕКРЕСТКИ ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНОСТИ
В статье рассмотрено поле исследований по интеллектуальной истории Китая в пер-вом десятилетии XXI века. Ситуация сложилась так, что до сих пор история китай-ской философии и интеллектуальная история Китая являются совпадающими поня-тиями. Базовый набор персоналий и исследуемых систем мысли сложился в 1920-е гг. и пересматривается чрезвычайно медленно.
Статья посвящена проблеме формирования политического языка и идеологии в рамках «нового лейборизма». В связи со значительными социально-экономическими изменениями в Великобритании правительство должно было находить эффективные пути решения назревших проблем и устанавливать открытый диалог с гражданами. Политические заявления, сделанные Тони Блэром, наглядно демонстрировали, как менялось значение основных понятий, составлявших фундамент лейбористской идеологии.
В статье рассматривается концепция культурной памяти М. Стёкен, исследующей глубокую связь американской культуриндустрии и «приватизации прошлого» в memory studies. С ее точки зрения, конструирование субъективной идентичности сегодня все более подчиняется клише и стандартам потребительской культуры, апеллирующей к базовым страхам и желаниям человека и формирующей специфи-ческую «политику выживания».
ИЗ ИСТОРИИ СОБЫТИЙ
Речь идет о дипломатической миссии генерала Н.Н. Муравьева-Карского, который не только предвосхитил заключение перемирия между Османской империей и египетским пашой Мехмедом-Али, позже оформленное при посредничестве французов, но и подготовил принятие оборонительного Ункяр-Искелесийского союзного договора 1833 года. Мемуары генерала убеждают в том, что помощь Турции была оказана по просьбе султана. Доводы Муравьева об отсутствии надежных гарантий безопасности Черноморского побережья представляются вполне обоснованными.
В ПРОСТРАНСТВЕ ГЕНДЕРНОЙ ИСТОРИИ
Автор предлагает пересмотреть упрощенное представление о типах мужчин и женщин в древней Греции . Выделяются устойчивые гендерные схемы, анализ которых позволяет говорить о неоднозначности сложившихся стереотипов восприятия человека по принципу пола в Античности. Репрезентация мужских качеств как положительных, а женских – как ущербных объясняется не столько отражением действительности, сколько репрезентативностью источников.
В статье рассматривается вопрос о роли женского фактора в правопреемственности правящих династий в средневековой Сербии на примере династий Неманичей и Хребеляновичей. Показано, что в XII–XIII вв. право на престол часто обосновыва-лось не только по мужской, но и по женской линии. Особую роль в этот период играла и «брачная дипломатия».
В статье говорится о возрастании роли женщины в XVIII в. Доминирование феминности в большей степени проявило себя при Екатерине II. Представители интеллектуальной элиты, историописатели М.М. Щербатов и Ф.А. Эмин, адаптируясь к новым условиям, стали осмысливать гендерную идентичность в своих сочинениях и пришли к выводу, что наделенная многими отрицательными качествами Екатерина не может доминировать над мужчинами не только в политической, но и в социокультурной сфере, она показывает недостойный пример российским женщинам.
В статье рассматриваются материалы, опубликованные в журнале The Town & Country Magazine, издававшемся с 1769 по 1796 год, как ценный источник для изучения гендерных представлений и стереотипов, распространенных в определенных слоях английского общества последней трети XVIII столетия.
ПУБЛИКАЦИИ И ПЕРЕВОДЫ
Авторы обращаются к условиям жизни военнопленных Первой мировой войны в Сибири, как они показаны в публикуемом очерке делегата Христианского союза молодых людей Й. Принса, побывавшего в российских лагерях военнопленных в 1917–1918 гг. Авторы находят в свидетельствах очевидцев российского плена не только и не столько реалии, сколько образы, за которыми, в свою очередь, стоят образы России в целом. Сам плен рисуется при этом не как особая вещная обстановка, а как тяжелое психологическое состояние.
В статье рассматриваются особенности повседневного быта населения северной провинции России – Печорского края в период Первой мировой войны. Проанали-зированы редкие мемуарные источники рядовых представителей крестьянской, торговой и рабочей среды. Их изучение позволяет представить социальную, экономическую и политическую ситуацию, сложившуюся на периферии в 1914-1918 гг.
Адвентизм седьмого дня в России, Манифест о веротерпимости 1905 г., российское вероисповедное законодательство начала ХХ в
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
Публикуемый текст представляет собой ответ автора статьи «Две английские рево-люции как историографическая проблема» на основные замечания, высказанные А.Б. Соколовым в его полемической статье (Диалог со временем. 2012. Вып. 38).
В контексте дискуссии, состоявшейся на страницах «Диалога со временем» , автор настоящего письма поднимает важные вопросы о стиле полемики, критериях оценки трудов предшественников и особенностях дискурса научной историографии.
roii.ru
50-й выпуск журнала „Диалог со временем“
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ
Задача статьи – показать, как происходила трансформация истории в социальную науку и в чем история по-прежнему остается наукой гуманитарной. Двуликость истории, ее не только формальная, но и фактическая принадлежность к двум кластерам наук о человеке, проблематизируется как конфликт между теорией и методом в случаях, когда историки используют теории социальных наук. Хотя историки необыкновенно активно обращаются к социальным наукам, они обычно не могут использовать многие средства и приемы исследования, составляющие инструментарий той или иной теории, на которые опираются социологи, психологи или антропологи – психометрическое тестирование, социометрический мониторинг, этнографическое описание, глубинные интервью, long-term observation и др. Как же в этом случае выбирать путь исследования? И что происходит, если историк опирается на теорию, разработанную для другой дисциплины, которая предполагает совсем иные возможности для работы с объектами в настоящем? Для ответа на этот вопрос анализируются примеры из разных исторических субдисциплин.
В статье анализируется динамика развития макроистории в 1990–2010 гг. Сопоставляются ранние и более поздние работы крупнейших историков, работающих в этой области. Показано, что в макроистории произошло два серьезных сдвига – сначала от универсализма и европоцентризма в сторону постколониальной критики, а затем – к новому европоцентризму, к пренебрежению достижениями постколониальной критики. Показано, что эти изменения связаны с «процессом цивили-зации», как его понимают социологи школы Норберта Элиаса, с переходом от эпохи информализации 1960–1970-х гг. к эпохе реформализации 1980–2010-х гг. Современная мировая и глобальная история сильно отличаются от всеобщей истории середины ХХ в., хотя зарождавшийся диалог редуцирован к сравнению сильнейших глобальных центров, например, Запада и Китая.
В статье охарактеризованы основные направления изучения исторической памяти в современной отечественной науке. Автор выявляет, как отечественные исследователи трактуют социальную природу памяти, какие сообщества рассматриваются в качестве субъекта исторической памяти. Выделены основные группы источников, используемых в работах по исторической памяти, а также методы, которые применяются для их анализа. Рассмотрено, как трактуются в современных российских исследованиях проблемы структуры, содержания и «стратегий» исторической памяти. Научные труды, выполненные в русле «историографии памяти», интерпретируются как вклад ученого сообщества в социально значимую «работу над прошлым».
Статья посвящена полемике об «эмоциональном» и «аффективном» повороте в современных гуманитарных исследованиях. Работы ведущих исследователей данного направления – Т. Диксона, П. Стернса, М. Нуссбаум, У. Редди, Б. Массуми и др. – представляют интерес не только сами по себе, но и как попытка преодолеть противопоставление эмоций и рационального мышления путем проработки конкретных социальных и психосоматических механизмов их взаимосвязи. Актуальность такого диалога представляется несомненной как для обновления терминологического и концептуального аппарата истории ментальностей, так и для укрепления общественного интереса к истории в целом. Кроме того, история эмоций и «аффективный поворот» наглядно демонстрируют историчность (и потому неизбежную ограниченность) психологических теорий личности XIX–XX вв. и пытаются обозначить перспективы их развития.
В статье рассматриваются методологические основания истории понятий в контексте решения проблемы адекватного понимания прошлого, зафиксированного в текстах исторических источников. Проведен анализ основных проблемно-тематических направлений в современной историографии, в рамках которых исследователи обращаются к методологии истории понятий. На основе интеграции основных положений немецкой и англосаксонской школы «истории понятий», автором предложены принципы проведения конкретно-исторических исследований по истории России.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ
В статье обсуждаются теории платоников относительно деления мира, изложенные в Макробиевом «Комментарии на ‘Сон Сципиона’» (V в.). Анализируется учение первой группы платоников, разделявших космос на две части: неизменяемую (и «действующую») часть, простирающуюся от сферы неподвижных звезд (Апланес) до сферы Луны, и изменяемую («претерпевающую»), распространяющуюся от Луны («эфирной Земли») до собственно Земли. Разбирается космография второй группы платоников («пифагорейцы»), деливших мир на три четверки элементов. Первая четверка: земля, вода, воздух, огонь. Вторая четверка (элементы более чистой природы): луна (земля), сфера Меркурия (вода), сфера Венеры (воздух), солнце (огонь). Третья четверка элементов (в обратном порядке): Апланес (земля, Елисейские поля), сфера Сатурна (вода), сфера Юпитера (воздух), сфера Марса (огонь). Рассматривается учение третьей группы платоников, представляющих космос как двухчастную структуру, первая часть которой – небо (неподвижная сфера, Апланес), а вторая часть – семь сфер «блуждающих» планет и Земля. Применительно к изложенным теориям обсуждается вопрос о локализации преисподней и «смертях» индивидуальной души, ниспадающей в земное тело. Отмечаются источники Макробия: Оккел из Лукании, Филолай, Плутарх, Плотин, Порфирий. Применяется метод релевантных контекстов.
В статье рассматривается влияние правовых идей, развиваемых английскими цивилистами, на процесс реставрации в раннестюартовской Англии Рыцарского суда. Продолжительная дискуссия о дуэли демонстрировала не только то, как менялись акценты в традиционных представлениях о чести и служении знатной персоны, но и то, какие механизмы представлялись адекватными для регулирования конфликтов. Восстановление Суда чести акцентировало внимание на патриархальных и феодальных аспектах монархической власти. В результате монарх получил возможность явить себя в качестве творца и главы корпорации знати, гаранта корпоративной чести и границ знатного сообщества, блюстителя нормативных практик английской nobilitas.
В XVIII в. историки обнаруживают деятельность довольно аморфной группы медицинских чиновников, а уже во второй половине XIX века исследователи фиксируют активное участие медицинской профессии в осуществлении социального контроля и феномен медикализации политического дискурса. Между этими исследовательскими полями остался временной зазор первой половины XIX века, в котором, по всей видимости, происходила трансформация врачебного сословия в профессию. Данная статья посвящена выявлению одного из механизмов этого процесса – оцениванию знаний соискателей звания штаблекаря и доктора меди-цины. На основе аттестационных дел из архивов Московского и Казанского университетов прослеживаются рождение и эволюция жанра диссертационной рецензии, а также история конвенций относительно объема и характера знаний ученого врача. Выявление форм участия в этом министерских чиновников позволяет судить о том, как заключалось регулятивное соглашение между государством и профессиональной элитой, как происходило складывание в России государствен-ности нового типа – модерного социального государства.
Рекрутский Устав (1831 г.) интересен тем, что показывает роль права в становлении биовласти. Определение годности рекрутов к прохождению военной службы происходило в ходе медицинского осмотра – непривычной для людей того времени телесной практики. Военно-врачебная экспертиза стала механизмом «присвоения» государством тела человека вплоть до направления его на принудительное лечение и проведения принудительного оперативного вмешательства. Медикализация усиливала режим культурного доминирования ученых медиков над народом. Участие врачей в социально-государственном контроле над населением осу-ществлялось с помощью клинического подхода, определявшего, насколько рекрут соответствует общим нормам.
В поле зрения автора – диссертационные истории ученых-историков XIX века, представленные в качестве научных феноменов. Предлагается рассмотреть их интеллектуальную природу как фактов-событий истории историографии. Ставя вопрос, является ли та или иная диссертация и ее защита событием в науке, автор опирается на методологические идеи А.С. Лаппо-Данилевского и Ф. Броделя. Подвергая реконструкции научные судьбы магистерских диссертаций С.М. Соловьева и В.О. Ключевского, автор пытается создать историко-историографический контекст экспертных оценок их трудов, оставленных как историками-современниками, так и последующими поколениями представителей исторической науки.
ИСТОРИЯ И ЛИЧНОСТЬ
Анализируется феномен ширящихся рецепций и интерпретаций творчества Тараса Шевченко в исторической ретроспективе и перспективе, обосновывается гипотеза пяти их кругов – всеукраинского, восточнославянского, всеславянского, общеев-ропейского и глобального. Первый был ориентирован на консолидацию украинской нации, в анализе второго отмечается соотношение украинской и русской культур на началах комплементарности, в рамках третьего рассматриваются моменты чехофильства и полонофобства – при дружественных отношениях Шевченко с поляками. Наиболее полно изложенный четвертый круг фиксирует ширящееся внимание к творчеству поэта в общеевропейском, а пятый – в глобальном масштабе. Рассматриваются особенности проведения 200-летнего юбилея поэта в разных странах и связанные с этим идеи о его месте в истории культуры.
Статья продолжает серию публикаций автора, посвященных жизни и творчеству забытых российских дореволюционных англоведов – ученых и публицистов. В фо-кусе исследовательского интереса личность незаурядной женщины – Ольги Алексеевны Новиковой (1840–1925), практически постоянно с 1875 г. проживавшей в Лондоне, имевшей там популярный в интеллектуальных кругах салон и быстро приобретшей у английской публики репутацию «негласной представительницы России», у политических оппонентов – «члена парламента от России» (Б. Дизраэли), у открытых недругов – «неофициального агента русского правительства в Лондоне» (К. Маркс) и даже – «платного агента русского царизма» (Ф. Энгельс). Показана роль О.А. Новиковой в противодействии русофобским настроениям в Лондоне, в нейтрализации угрозы для России со стороны одной из могущественных стран-соперниц и в улучшении имиджа самой России в Англии. Ее успех в продвижении российских интересов в Англии во многом был предопределен ее личным влиянием на У. Гладстона. Как представительница «слабого пола», не занимая никаких официальных постов в соответствии с устоявшимся паттерном в отношении женщин, самим фактом своего существования и своей способностью привлекать к себе лучшие умы времени Ольга Новикова бросала вызов традиционным представлениям о невозможности для женщин влиять на политическую мысль и практику.
В статье впервые дана характеристика жизненного пути и научно-педагогической деятельности малоизученного российского историка Степана Федоровича Фортуна-това (1850–1918). Предпринята попытка определить его место в социокультурном пространстве России рубежа XIX-XX вв.
Автор размышляет об интеллектуальном кружке Приютинское братство, основные принципы жизненного поведения которого не пропали с уходом из жизни его создателей. На основе документальных материалов, переписки, мемуаров и рассказов тех, кто знал семьи Ольденбургов, Корниловых, Старынкевичей, воссоздается биография Натальи Фёдоровны Ольденбург (1893–1942).
В МИРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ
Автор предлагает рассмотреть феномен суицида как ментальную конструкцию, оказывающую серьезное влияние на мировоззрение и формирование социокультурного облика исторической эпохи. Смыслообразующим фактором суицида полагается смысл жизни и отношение к смерти. Для этого в статье выделяются определенные константы, которые, с точки зрения автора, являются истинными причинами суицидального поведения и проявляются в коллективной ментальности. Показано, что современные подходы к изучению самоубийств носят лишь поверхностный характер и не затрагивают сути самого явления.
В статье рассматриваются литературные произведения конца XVI – начала XVII в., относящиеся к «Спору о женщинах» и вышедшие в свет в разных европейских странах в этот период. Дается описание раннего этапа «Спора», приводятся основные произведения, относящиеся к нему, начиная с «Пятнадцати радостей брака» и сочинений Кристины Пизанской. Анализируются аргументы защитников и противников женщин (библейские, юридические, эстетические). Подчеркивается связь «гендерной напряженности» в европейских литературах конца XVI – начала XVII в. с конкретными случаями женского трансвестизма. Анализируются взгляды Монтеня и Ф. Бэкона на женщину, а также позиция приемной дочери Монтеня Мари де Гурне – защитницы женского пола и сторонницы равенства мужчин и женщин.
ИЗ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ
Цель статьи состоит в попытке верифицировать распространенный в историографии тезис о подъеме ереси лоллардов в Англии в канун Реформации на примере одного случая – обвинения в ереси декана собора св. Павла Дж. Колета в начале 1512 года. Автор анализирует свидетельства современников о преследовании Колета и его собственные сочинения на предмет обнаружения в них гетеродоксии. Анализ источников показал ортодоксальный характер взглядов Колета и негативное восприятие им ереси лоллардов. В 1511-1512 гг. в качестве судьи он принимал участие в процессах против лоллардов в Кенте. Казус с преследованием Колета показывает, что обвинения в ереси не обязательно связаны с реальной гетеродок-сией обвиняемых. Консервативная часть английского епископата в начале XVI в. использовала обвинение в ереси в качестве оружия в борьбе с любым нарушением церковной традиции и критикой в адрес клира.
В статье рассматриваются процессы, протекавшие в религиозной жизни российского Дальнего Востока c конца XIX по конец 1980-х гг., отмечаются особенности формирования дальневосточного конфессионального пространства. Дальневосточные земли обживались людьми с разнообразными этническими и вероисповедными корнями. В конце XIX – начале XX в. из-за недостатка священнослужителей, храмов, трудностей жизни в осваиваемом регионе происходило ослабление православных традиций. В первой половине ХХ в. религиозность дальневосточников эволюционировала в сторону усиления в регионе позиций протестантских конфессий. Особое внимание уделено политике Коммунистической партии и Со-ветского государства, показано, что дальневосточное «религиозное подполье» было делом рук местных органов власти, объявивших религии настоящую войну.
roii.ru
Журнал 'Диалог со временем'
Правила рассмотрения и публикации материалов, поступающих в журнал «Диалог со временем»
Статьи, переводы и другие материалы принимаются в электронном виде с обязательным предоставлением распечатанного экземпляра, оформленного в соответствии с установленными нормами (образец объявления прилагается), и текста резюме на английском или русском языке (в последнем случае перевод осуществляется силами редакции). Они заносятся в картотеку.
Заседания редколлегии проводятся четыре раза в год. На этих заседаниях обсуждаются поступившие материалы, и утверждается план очередного номера.
Экспертизу материалов производят главным образом заранее ознакомившиеся с ними члены редколлегии; решение о публикации или отклонении статьи, рецензии и т. п. принимается на основании письменных отзывов (рецензий) не менее чем двух членов редколлегии (в особых случаях, трех членов редколлегии). Эти внутренние отзывы (рецензии) заносятся в протокол заседания редколлегии. При необходимости редколлегия обращается к авторитетным специалистам, не входящим в состав редколлегии, с просьбой дать письменный отзыв о том или ином поступившем материале.
Принятые к публикации статьи и т.п. готовятся к печати сотрудниками редакции; редакционная правка обязательно согласуется с авторами.
Статьи на иностранных языках переводятся на русский язык сотрудниками редакции.
Порядок сдачи статьи ответственному редактору
Статьи в журнале «Диалог со временем» публикуются по решению редколлегии после прохождения процедуры рецензирования. Член редколлегии Журнала (ответственный редактор номера) информирует автора о решении редколлегии, а также, в случае поступления соответствующего запроса, представляет рецензии в Экспертные советы ВАК. Принятая к публикации в журнале «Диалог со временем» статья сдается ответственному редактору выпуска (члену редколлегии журнала) в электронном виде в формате *doc. Статья должна быть оформлена строго в соответствии с изложенными ниже требованиями и тщательно вычитана автором, все цитаты и ссылки на источники и литературу должны быть выверены. Файл именуется по фамилии автора (например, Иванов.doc).
Статья должна содержать в себе:
- сведения об авторе (инициалы, фамилия)
- название
- аннотацию к статье на русском языке (объем до 700 знаков)
- ключевые слова на русском языке (5-9 слов)
- основной текст статьи
- примечания в виде автоматических постраничныхсносок
- библиографический список источников и литературы, размещенный в конце статьи.
Помимо основного файла, содержащего указанные выше компоненты, в отдельном документеформата *doc (именованном по фамилии автора и названию его Института, например, Иванов-МГУ.doc) необходимо предоставить следующую информацию:
- сведения об авторе на русском языке: имя, отчество и фамилия полностью, ученые степень и звание, место работы и должность, электронный адрес и номер телефона;
- сведения об авторе на английском языке: имя, отчество, фамилия полностью, ученые степень и звание, место работы и должность, электронный адрес.
- аннотация к статье на английском языке, соответствующая русскому варианту аннотации;
- ключевые слова на английском языке, соответствующие русскому варианту ключевых слов.
Правила и примеры оформления полного библиографического перечня, помещаемого в конце статьи (в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5–2008)
В конце статьи в алфавитном порядке помещается полный библиографический перечень использованных источников и литературы. Библиографический перечень должен включать в себя все работы, использованные автором. Каждая ссылка должна содержать следующие пункты: автор/авторы, заглавие, место издания, год издания, издательство, общее количество страниц.
Также указываются редактор, составитель, переводчик и т.п.; книжная серия издания (если имеется).
Библиографический перечень не нумеруется.
Между областями описания ставится разделительный знак точка, а не точка и тире.
Также указываются данные как электронных ресурсов в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т. д.), так и составных частей электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, веб-страниц, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах и т.п.). См.:
Федеральное государственное агентство по техническому регулированию и метрологии «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» // Официальный сайт ФГУП «Стандартинформ». [М., 2008]. URL: http://www.gostinfo.ru/show.php?/news/news.htm (время доступа 17.07.2009).
ecsocman.hse.ru
39-й выпуск журнала „Диалог со временем“
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, ДУХ НАРОДА И ОБРАЗ ДРУГОГО: СПОСОБЫ ОПОЗНАНИЯ И ОПИСАНИЯ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
НАРОДНЫЙ ДУХ, НРАВ, ХАРАКТЕР
В статье анализируются концепты «национальный характер» и «образ Другого». Особое внимание уделяется проблемам изучения межкультурного взаимодействия, а также этнической и национальной идентичности. Автор подчеркивает, что историческое содержание оппозиций «мы – они», «свой – чужой» имеет фундаментальное значение для раскрытия специфики формирующей их культуры и ее самосознания.
Анализ сочинений «О средствах против превратностей судьбы», «Путеводитель к Гробу Господа нашего Иисуса Христа», «Против того, кто хулит Италию» позволяет выяснить частоту и смыслы названия «Италия», понятий «родина», «отечество», «нация», «национальность», «италик». Вывод: большой вклад в утверждение чувства нации гуманист внес своей собственной жизнью и культурным патриотизмом; гипотезы: о значимой роли культурного прошлого и интеллектуалов в формировании национального характера и традиций.
В центре внимания автора – соотношение этнического, национального и имперского в пространстве «визуального народоведения» Российской империи XVIII – первой четверти XIX в. Представлены результаты, полученные в ходе деконструкции графических репрезентаций, структурирующих человеческое разнообразие империи.
В статье поставлен вопрос о константности и/или изменчивости национального характера. Как воспринимался национальный характер англичан в конце XVIII – начале XIX в. и как такое восприятие соотносится с современными представлениями? Для анализа взглядов современников использованы некоторые труды представителей британской «моральной философии» начала XIX в. и сочинение немецкого путешественника К. Морица, посетившего Англию в 1782 г. Автор сравнивает представленные в тексте зарисовки манер, стиля общения и поведения англичан, юмора, патриотизма, кухни, одежды с выводами, содержащимися в исследовании К. Фокс (2004), выполненном в жанре «культурной этнографии».
В статье анализируются сочинения британцев о поездках в Россию в 1820–1840-х гг. Показано, что этническая принадлежность западноевропейских путешественников не столько определяла различия в их восприятии России и характера русских, сколько обуславливала цели опубликования травелогов и способ подачи материала. Особое внимание уделяется изучению мотивов публикации «путешествий», использования трафаретных сюжетов и своеобразия художественных приемов.
В статье представлена реконструкция замысла и культурных практик преобразования империи, выработанных «Вольным Обществом любителей словесности, наук и художеств», члены которого за 14 лет до создания пушкинского «Арзамаса» и его знаменитого столкновения с шишковистами начинают воплощать свой проект новой филологической культуры для России.
В статье исследуются особенности создания и восприятия британской литературы путешествий об Африке в 1850-е – 1870-е гг. Рассматривается специфика африканских травелогов как жанра, находящегося на стыке науки и литературы, анализируется трансформация языка литературы путешествий в викторианский период.
Разработка понятия «славянский характер» на русской почве рассматривается в контексте дискуссии о «народности» первой половины XIX в. и позиционирования интеллектуальной элиты в инославянском окружении. В настоящей статье сделан акцент на натуралистических моделях «национальной антропологии» исследуемого периода, а также на визуальных эффектах, которыми она пользовалась. Обращение к героическим образцам «славянского характера», распространенного на Балканах, явилось аргументом в пользу активного полюса «русской души».
В статье рассматривается содержание и функционирование концептов «национальный нрав / национальный характер», «нравы», «национальная психология» в различных областях гуманитарного знания в российской науке второй половины XIX в. Они анализируются с точки зрения формирования концепции этничности. В центре внимания – этнографические описания народов Российской империи.
Статья посвящена изучению роли общественно-политических ежемесячников в популяризации литературного «освоения» Сибири и характеристике содержания географических образов путешествий в регион на страницах «толстых» журналов.
В статье по письмам, дневникам, воспоминаниям раскрываются особенности восприятия европейского пространства русскими историками второй половины XIX века. Анализируются цели, задачи и маршруты их заграничных путешествий.
Статья посвящена формированию в сознании российского образованного общества XIX – начала ХХ вв. стратегий коллективной идентичности, связанных с понятиями нации или трудового народа-демоса. Исследована трансформация романтического нарратива в российской культуре, где роль врага-угнетателя обычно отводилась не иноземным захватчикам, а собственному деспотическому государству. Показано, что обращение науки и искусства к темам раскола и «русского бунта» способствовало особому пониманию категории «народ»: как совокупности тех, у кого существовало свое представление о народной Правде, и кто готов был отстаивать этот идеал.
В статье показано восприятие российскими путешественниками Вены и Будапешта. Вену посещали чаще, что отразилось на количестве и содержании текстов. Автор приходит к выводу, что в большинстве случаев у российских путешественников формировался положительный образ столиц Австрии и Венгрии, особенно в начале ХХ века. Данный образ выступал в качестве эталона для развития городов России.
Статья посвящена малоизвестной странице биографии А.Дж. Тойнби – его путешествию из Китая в Европу через территорию Советского Союза в 1930 г. Эта поездка непосредственно предшествовала началу работы Тойнби над «Постижением истории», и впечатления от увиденного существенно повлияли на концептуальную основу главного труда его жизни. В статье предпринята попытка рассмотреть предысторию данного путешествия и проанализировать те сдвиги в мировоззрении Тойнби, которые стали следствием знакомства с советской действительностью.
Статья посвящена перекличке тех актуализируемых образов прошлого, которые создавались в исторической науке Италии и России в периоды развития и господства тоталитарной идеологии. Однако речь не идет о простой связи между школами разных национальных историографий или прямом осознанном заимствовании, скорее, можно говорить об интеллектуальных параллелях.
В статье показано, как исторический контекст дискуссий о национализме в 1980– 1990-е гг. повлиял на изменения в подходах к данной проблематике, и как эти трансформации стали, в свою очередь, предметом критики со стороны историков, относящихся к направлению «постколониальные исследования». Особое внимание уделено позиции Ранаджит Гухи, Парты Чаттерджи, Шахида Амина по вопросу о трактовке и способах репрезентации межнационального и межэтнического насилия.
«СВОЙ» – «ЧУЖОЙ» – «ДРУГОЙ»: ЕСЛИ НЕ ДРУГ, ТО ВРАГ?
В статье исследуется специфика эллинистического исторического нарратива в его отношении к устойчивым этнокультурным стереотипам античной историографии. В центре внимания – тексты Посидония Апамейского. Многочисленные фрагменты его «Историй» позволяют говорить о том, что Посидоний не ограничивался воспроизведением привычных при описании варваров клише, и преодоление им этих клише основывалось не столько на позиции историка и этнографа, сколько на философско-этической концепции стоика-энциклопедиста.
Отношения Древней Руси и степи являются одним из важнейших «мест памяти» в российской истории. Историография Нового времени диктует восприятие этих отношений как однозначного противостояния. Однако с точки зрения современников ситуация была более сложной. Изучение характеристик и функций, приписываемых половцам в летописных текстах, позволяет увидеть многоплановость и неоднозначность русско-половецких отношений XI–XII вв.
В статье рассматриваются «парадоксы» англо-нормандского взаимовосприятия и их воздействие на некоторые аспекты этнической и социальной самоидентификации нормандской аристократии в Англии после Нормандского завоевания 1066 г.
В статье рассматривается процесс создания англиканами негативных стереотипов «враждебных ирландских католиков» в период после Ирландского восстания 1689– 1692 гг. и до начала правления Ганноверов (1714). Автор рассматривает образ «врага» в религиозных и политических текстах этого времени как важный элемент идеологии «протестантского господства» в Ирландии и, одновременно, выражение отношения этноконфессионального меньшинства к иным социальным общностям.
У. Кокс полагал, что Лжедмитрий I был настоящим царевичем Дмитрием, и писал о России конца XVIII в. как о стране варварской, критиковал Петра I, а возможные в будущем перемены связывал с именем Екатерины II. Оценки Кокса оказались «чужими» и даже опасными для царствующего дома Романовых, входили в противоречие с представлениями отечественных историков конца XVIII – начала XIX в. и с концептуальными построениями ученых советского периода.
Цель статьи – сравнить впечатления о России двух британских гувернанток, трудившихся в нашей стране с интервалом почти в сто лет (в 1730-е и 1820-е), выяснить, что было устойчиво-стереотипным в восприятии России у лиц одного профессионального круга, а что зависело от личных качеств (образовательного ценза, готовности к восприятию нового, любознательности и т.п.) самой иностранки.
В статье рассмотрен нативизм в США накануне Гражданской войны. Понятие «нативизм» использовалось для различения урожденных американцев и новых иммигрантов «первого поколения». Он был также связан с антикатолицизмом, который приобрел для американцев особую остроту в связи с войнами с Францией, Испанией, существованием «папской угрозы» для Нового Света и достиг пика в 1830–1850е гг. на фоне усиливавшихся дебатов по вопросу о рабстве.
Сфера досуга российского провинциального города второй половины XIX – начала XX в. рассматривается в статье как пространство интенсивной коммуникации горожан и городских групп, их спора о содержании и формах досуга, как пространство формирования и поддержания идентичностей. Указанные процессы изучены на примере Казани – крупного губернского города в центре России, с пестрым социально-сословным и национально-конфессиональным составом населения.
В статье представлен подход к проблеме идентификации советского человека в культуре 1920-1930-х гг. через анализ культурных стереотипов, связанных с созданием плакатных образов врага, таких как «капиталист» и «интеллигент». Наряду с выявлением признаков, по которым происходило противопоставление советского «мы» враждебному «они», целью статьи является рассмотрение символического пространства советской культуры, определяемого визуальным соотношением образа врага и образа героя в рамках плакатного произведения. Анализируется вклад плакатного искусства в конструирование когнитивного пространства советского человека.
В статье рассмотрены некоторые инструменты пропаганды, используемые для формирования образа врага, на примере английских шпионских романов периода холодной войны, прослежена их взаимосвязь с историческим контекстом, с основными направлениями британской политики того времени.
В статье на примере визуального ряда татарского национального букваря «Алифба» показана специфика репрезентации «своих» и «других» в учебном тексте, предназначенном для самой младшей возрастной категории учащихся. Путем сопоставления позднесоветских и ранних постсоветских учебников прослежена трансформация в них образа «другого», механизмы его представления, замещения и вытеснения, конструктивная и конструирующая роль «инаковости» в наделении детей национальной идентичностью. Показано влияние политической и социокультурной ситуации в Татарстане конца 1980-х – 1990-х гг. на содержание визуальных текстов и соотношение в них национального и постсоветского дискурсов.
В статье рассматривается полемика представителей американской интеллектуальной истории (М. Джея, Д. ЛаКапры, Э. Сантнера, Х. Уайта, Ш. Фелман) о способах формирования идентичности в контексте оппозиции своего и чужого. Общей установкой большинства исследователей в этой полемике становится признание некоего полупрозрачного барьера между своим и чужим — границ репрезентации прошлого.
roii.ru
Web-кабинет ученого | Библиотека становится ближе
Диалог со временем
| | Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории = Dialogue with time. Intellectual History Review/ Центр интеллект. истории ; РАН, Ин-т всеобщ. истории. - Москва. - Издается с 2006 г.ISSN 2073-7564 | История. Исторические науки | 2015: ВАК | 2016: ИИЯЛ |
| Диалог со временем 2016 N57 | Диалог со временем 2016 N57 | 2016 | 4 | | |
| Диалог со временем 2016 N56 | Диалог со временем 2016 N56 | 2016 | 3 | | |
| Диалог со временем 2016 N55 | Диалог со временем 2016 N55 | 2016 | 2 | | |
| Диалог со временем 2016 N54 | Диалог со временем 2016 N54 | 2016 | 1 | | |
| Диалог со временем 2015 N53 | Диалог со временем 2015 N53 | 2015 | 4 | | |
Страницы
Строки с 1 по 5 из 16.
i.uran.ru
36-й выпуск журнала „Диалог со временем“
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ
В статье рассматривается история складывания естественной истории как дисциплины в интеллектуальной культуре Европы XVI в. Особое внимание уделяется возникновению ранних сообществ ученых, благодаря деятельности которых конструировалось новое поле исследований природного мира, формировался язык и правила для описания растений и животных.
В статье анализируется деятельность миссий ордена иезуитов в империи Великих Моголов, при дворе императора Акбара (конец XVI в.). Дискуссии иезуитов с «просвещенными философами» – рационалистами и вольнодумцами, составлявшими окружение государя-реформатора, впервые объявившего в своей империи свободу вероисповедания, представляют интереснейший пример контакта двух интеллектуальных сообществ и опровергают многие стереотипы о «противостоянии Запада и Востока».
В статье исследуются эпистолярные практики отношений между членами Respublica Literaria. На материале писем декана медицинского факультета Парижского университета Ги Патена автор рассматривает основные функции переписки как ключевого, чаще всего единственного, способа поддержания этих отношений. Особое внимание уделяется особенностям эпистолярных практик XVII столетия, ставшим реакцией на появление регулярного почтового сообщения и изменения в представлениях о дружеских отношениях.
Автор рассматривает место российской дворянской элиты в процессе развития новых культурных практик XVIII века – дилетантизм и художественность как метод репрезентации знания; воображение как фактор познания и способ освоения «новой культуры», а также новые формы интеллектуальной деятельности и способы самопрезентации дворянства (социальные, гносеологические, психологические и эстетические аспекты).
В статье исследуется, как современное переосмысление опыта интеллектуальных сообществ в историографии повлияло на изучение данной проблематики применительно к раннему Новому времени. В качестве центрального примера берутся новоисторицистские исследования английской культуры данного периода. Ряд других исследовательских направлений привлекается для их контекстуализации. Делается вывод, что изменившееся понимание сообществ позволяет иначе трактовать ряд вопросов, и прежде всего вопрос об условиях становления новоевропейского индивида.
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ
Статья посвящена изучению процесса становления «университетского города» в России во второй половине XVIII – первой половине ХІХ вв. Благодаря университетам происходило расширение пространства диалога субкультур и круга субъектов такого диалога в городе, «университетские города» предлагали весьма динамичные культурные образцы, которые имели большое значение для развития городской жизни. Отмечается, что свой вклад в этот процесс внесли немецкие профессора, которые были носителями не только университетской культуры, но и городской культуры модернизированного типа.
В статье рассматривается эволюция риторики, употреблявшейся в первой трети XIX в. профессорами российских университетов при аргументации необходимости увольнения коллег. Выявлены факторы, повлиявшие на формирование риторики: от объективных (возраст корпораций, государственная идеология) до субъективных (позиции министров и попечителей учебных округов).
В статье рассматривается начальный этап профессиональной карьеры историка Э. Д. Гримма. На его примере показано, как продвижение по карьерной лестнице приводило к конфликтам в академическом сообществе, вызванным нарушением традиций, столкновением взглядов, амбиций, интересов ученых.
В статье анализируются особенности российской диссертационной культуры второй половины XIX – начала XX вв. В сравнительном ключе рассматриваются данные статистики о количестве диссертаций, защищенных в российских и германских университетах. В фокусе внимания оказываются рефлексии современников и мнения историков об особенностях национальных диссертационных систем. Исследуются законодательные инициативы начала XX в. по вопросу изменения системы приобретения ученых степеней.
В статье проанализирован опыт межличностных коммуникаций внутри профессорской корпорации Казанского университета в начале XX века. Рассмотрено влияние изменения политической ситуации в стране на характер внутриуниверситетских отношений – между самими профессорами, между профессорами и «младшими преподавателями», профессорами и студентами. На основе анализа неизученных ранее материалов показано изменение норм корпоративных отношений, повышение уровня конфликтности, появление новых форм конфликтов между университетскими людьми, а также способы их преодоления.
КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАУКИ
В статье предпринята попытка реконструировать сеть коммуникаций в отечественной исторической науке на основе обзора журнальной периодики второй половины XIX – начала ХХ вв. Выделены основные уровни коммуникативного пространства исторической науки, представлена структура периодических изданий, которая позволяет показать особенности внутринаучной, междисциплинарной и внеакадемической коммуникации историков.
Статья посвящена исследованию характера межпоколенческой коммуникации в научном сообществе российских историков конца XIX – первой трети XX вв. Определены формы коммуникации историков разных поколений, «учителей» и «учеников», значение «связи» и «разрыва» поколений в научном сообществе.
В статье на материале истории медиевистики и славяноведения в Казани рассматривается процесс формирования провинциальных научных школ, реконструируются специфические схоларные практики, через которые «несложившаяся» провинциальная научная школа воспроизводит научную традицию и осуществляет продуктивную деятельность.
В статье анализируется один из аспектов англоведения в России – деятельность по включению в интеллектуальное пространство страны зарубежных трудов по истории и государственному строю Англии. Переводы на русский язык трудов крупнейших европейских историков, политологов, юристов, социологов стали ответом на общественную потребность в изучении западного, прежде всего английского, опыта, в сопоставлении самобытного национального развития с политическими достижениями других народов. Книги зарубежных авторов по английской истории, конституционному строю Англии были с заинтересованностью встречены общественностью, хотя круг «потребителей» научной литературы территориально был в значительной мере ограничен столицами и провинциальными университетскими городами.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ БИОГРАФИИ
В cтатье собраны воедино материалы о биографии и творчестве Павла Осиповича Бобровского, дан историографический анализ его трудов, исследованы его подходы к конкретным проблемам истории, освещена его роль в реформировании России во второй половине XIX– начале XX в.
В статье по материалам архивов Твери и Нижнего Новгорода, воспоминаниям, письмам историка прослежено научное формирование С. В. Фрязинова в Московском университете, основные направления его исследований (история Французской революции, творчество Ипполита Тэна, история Древнего Рима, история средневековой Испании), а также преподавательская деятельность в Костроме, Калинине (Твери) и Горьком (Нижнем Новгороде).
Наследие историка Вольпе – это долгое эхо культуры Нового времени, которое Новейшее время то активно адаптирует, то пассивно, но неотступно сохраняет, – вплоть до нового удачного момента ре-актуализации. Рассматривать эту личность можно и нужно в связи с проблемами долгосрочного влияния и преемственности идей. Интеллектуальная биография Вольпе вписана в контекст формирования образа исторической науки, показаны силовые линии взаимодействия поля науки и поля политики.
roii.ru
38-й выпуск журнала „Диалог со временем“
К ЮБИЛЕЮ А. И. ГЕРЦЕНА
Статья посвящена образу А. И. Герцена в мемуарном наследии русских интеллектуалов. В статье раскрыта связь представлений о Герцене с формированием идентичностей русской интеллигенции, становлением ее мифологии.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ
В статье даны анализ и оценка теоретического обновления исторической науки за последние 10–15 лет. Объектом исследования является историческое знание в той его части, в которой формируются концептуальные основания изучения прошлой социальной реальности, определяющие сегодняшние профессиональные представления о «предмете и методе». Речь идет о новых теориях, концепциях, развитии понятийного языка, использовании конкретных методов научного анализа применительно к отдельным подсистемам прошлой социальной реальности, а также о создании новых междисциплинарных областей, обоюдных заимствованиях и интервенциях. Информационную основу исследования составляют исторические журналы, для которых характерен теоретический уклон; ведущие исторические специализированные журналы, репрезентирующие состояние дел в отдельных областях; социологические журналы, публикующие работы по исторической социологии, и научные монографии за 1995–2011 гг.
ИСТОРИЯ ИДЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
Отвечая на поставленные вопросы, автор рассказывает, как интеллектуальная история привлекла его своей широтой и относительной эпистемологической скромностью. Он видит ее, скорее, не как субдисциплину истории, а как междисциплинарное поле, ориентированное на прояснение проблем и привлечение внимания к границам, и считает, что она не должна следовать какому-то одному «правильному» подходу. Автор полагает, что сегодня важными темами интеллектуальной истории являются религия, идентичность, проблемы коллективной мотивации и наши отношения с миром природы.
В статье анализируется перевод Библии английского реформатора XVI в. Уильяма Тиндела, в частности, трактовка им ключевых терминов Священного Писания. Переводчик отвергает католическую интерпретацию ряда библейских терминов и предлагает их новое протестантское прочтение.
Монография А. А. Зимина о российской публицистике середины XVI в. вызвала дискуссию в советской и мировой науке. Интерпретации жизни и сочинений И. С. Пересветова переустроили представления о зарождении публицистики в России и потребовали от дискутантов очертить свое понимание публицистики как таковой, ее места в общественной жизни прошлого и настоящего.
В статье анализируется концепция американского автора Л. Харриса, в соответствии с которой основной внутрицивилизационной проблемой современного Запада, и прежде всего США, является противоречие между либеральной интеллектуальной элитой и консервативными популистами.
В статье исследуются идейные принципы французской христианской демократии, положенные в основу доктрины партии МРП. Затрагиваются проблемы взаимовлияния персонализма и христианской демократии, отношений с либерализмом и марксизмом, трактовки понятий человека, социальной справедливости, свободы, собственности, демократии.
ИСТОРИЯ ЧЕРЕЗ ЛИЧНОСТЬ
В статье представлена модель самоидентификации английского мыслителя ренессансной эпохи Дж. Колета, сделана попытка новой интерпретации образа Колета и верификации имеющихся в историографии идентификаций его личности.
В статье проведен сравнительный анализ воспоминаний А. И. Михайловского-Данилевского и Ф. Ф. Торнау о кампании 1829 г. в Европейской Турции, выявлены основные сходства и различия в мировоззренческих позициях офицеров, охарактеризованы их причины. Разница в статусе, возрасте и воспитании четко отразилась в мемуарах, что дает исследователю возможность отобразить личности офицеров, даже не прибегая к иным источникам.
Немецкий медиевист Г. Геймпель (1901–1988), активно сотрудничавший в годы «третьего рейха» с нацистскими властями, после Второй мировой войны призвал немецкое общество признать собственную вину за преступления Гитлера. Используя категории «вины», «памяти», «ответственности», он предложил свой вариант взаимоотношений исторической науки и исторической памяти, который выражается в концепте «преодоления прошлого».
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
В статье рассматриваются некоторые ценностные установки культуры военных сословий в средневековой Германии и Японии по наиболее ранним источникам, запечатлевшие появление рыцарского сословия в Европе и самурайского в Японии – «Песни о Нибелунгах» и «Повести о Доме Тайра». В качестве главных анализируемых категорий ментальности выделяются скромность, отношение к смерти и самоубийству. Выявляя различия, авторы делают предположения об их истоках, комплексно применяя различные методы исследования.
В статье рассматривается взаимосвязь между историографическими исследованиями и восприятием исторических событий массовым сознанием. Проблема исследуется на материалах английской истории середины XVII в. и воспроизведения событий средствами киноискусства в последней трети XX – начале XXI в.
В статье делается попытка на основе устно-исторического метода и анализа сохранившихся письменных источников личного характера реконструировать образ няни, сложившийся у советских детей, выросших 1930-е – 1950-е гг.
В статье рассматриваются наработки Ассоциации по содействию прогрессу балтийских исследований, организации-координатора изучения балтийского побережья не только в Соединенных Штатах, но и в целом на Западе. Ориентируясь на потребности американских внешнеполитических ведомств, научная структура сосредоточила свои усилия не столько на анализе современных процессов, сколько на разработке проектной базы дальнейшего развития региона. Ассоциация исследовала географические категории, применимые в отношении комплекса балтийских территорий, с целью найти приемлемые варианты для обозначения будущего региона, которые были бы современны и вместе с тем придавали бы проектируемому объекту «историческую укорененность».
Обращение к городскому тексту диктуется стремлением осмыслить город как целостное символическое пространство. В исследованиях В. Н. Топорова и Ю. М. Лотмана понятие городского текста подразумевает две сферы городской семиотики: пространство и имя. В современных исследованиях текста Ростова и Ярославля обнаруживаются сферы памяти и времени. Методология, позволяющая проследить событийность и эволюцию города в контексте прошлого, настоящего и будущего как целостный процесс, диктует проективный подход.
ИНТЕРВЬЮ
В статье приводятся размышления французских историков, выпускников и ведущих профессоров Института политических наук Парижа, а также редакторов издательств «Файяр», «Галлимар» и «Новый мир», о тенденциях во французской историографии последних 30-ти лет, на примере политической истории.
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
В статье содержится критический анализ предлагаемых М. И. Бацером подходов к пересмотру сложившегося в советской историографии понимания преемственности между революцией 1640–60 гг. и Славной революции 1688 г. и оценок исторической роли последней. Автор указывает на избирательный характер работы Бацера с историографическими источниками, игнорирование им результатов исследований современных зарубежных историков, односторонние оценки трудов советских англоведов.
Статья посвящена проблеме адресации текстов современного историка. Автор предлагает расширение поля адресации за счет установления полноценного диалога между современным академическим историком и заинтересованным в исторических знаниях интеллектуальным слоем страны.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
В статье представлен анализ точек зрения современников на демографические и экологические аспекты аграрного кризиса в черноземных и нечерноземных губерниях Европейской России.
В данной статье анализируется отношение населения Поволжского региона к военнопленным стран Тройственного союза через призму материалов периодической печати и эго-документов. Автором выявлен ряд концептов, которые активно использовались в печати и формировали отношение к пленным.
ЧИТАЯ КНИГИ
Автор анализирует две крупные биографии, вышедшие в Германии в 2007 г. и посвященные жизни и творчеству немецкого мыслителя Эрнста Юнгера.
Рецензируемая работа – результат исследовательского пути, открывшегося публикацией одной из знаковых книг в современной национальной теории.
roii.ru



Описание Год Номер в году Содержание