Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал экономическая политика официальный сайт


Рецензирование статей

Предварительным условием публикации статьи в журнале является прохождение процедуры рецензирования, состоящей из следующих этапов.

1.  Автор присылает рукопись статьи, отвечающую необходимым формальным и стилистическим требованиям, на адрес: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

2.  При поступлении рукописи в Редакцию последняя в течение 10 дней производит ее первичное рассмотрение и проверяет на соответствие общим формальным и качественным требованиям, включая соответствие тематике журнала. В частности, показатель оригинальности публикации при проверке ее системой «Антиплагиат» должен составлять не менее 90%. В случае несоответствия этим требованиям статья не принимается к рассмотрению, о чем Редакция уведомляет автора.

3.  Если статья принята к рассмотрению, она посылается, как правило, двум рецензентам на отзыв. Среди рецензентов могут быть как члены Редакционной коллегии и Редакционного совета, так и внешние эксперты. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов и имеют в течение последних 3 лет публикации по тематике рецензируемой статьи.

4.  Рецензирование осуществляется анонимно: имена автора и рецензентов не раскрываются друг другу. Отзыв представляется рецензентом в течение 3—5 недель. Рецензенты в своих отзывах высказывают одно из следующих мнений:

а)  статья может быть опубликована без существенных корректировок;б)  статья абсолютно не готова к публикации;в)  публикация возможна после определенной доработки.

При этом рецензент руководствуется следующими критериями:

1)   вклад содержащихся в рукописи теоретических построений и обобщений в экономическую теорию        и историю, а также в частные экономические и в смежные социальные дис­циплины;2)   эмпирический вклад, то есть то, насколько важен и нов первичный материал, который вводится        в научный оборот в рукописи; 3)   релевантность и полнота использованных источников;4)   качество исследования: замысел, рабочие гипотезы, методология, анализ, интерпретация;5)   композиция статьи и ясность изложения;6)   степень отражения в статье современного состояния исследований в заявленной сфере.

Отзывы рецензентов — как положительные, так и отрицательные — незамедлительно направляются автору по мере поступления.

5.  В случае если мнения двух рецензентов не совпадают, Редакция находит третьего рецензента или принимает решение самостоятельно, информируя автора о возможной задержке рассмотрения рукописи.

6.  Решение о принятии статьи к публикации выносится на основании отзывов рецензентов (в случае трех рецензентов — на основании дополнительного рассмотрения статьи Редакцией).

В случае наличия двух положительных отзывов (см. выше вариант «а») статья помещается в «портфель» Редакции для последующей публикации.

В случае двух отрицательных отзывов или в случае одного положительного, одного отрицательного отзыва и отрицательного заключения Редакции статья отклоняется, о чем Редакция направляет уведомление автору.

В случае если один или два рецензента считают, что публикация статьи возможна после определенной доработки (вариант «в»), автору предоставляется возможность в течение 30 кален­дарных дней повторно подать доработанную статью для публикации. После подачи доработанной статьи Редакция в течение 14 календарных дней принимает окончательное решение о публикации или отклонении статьи на основании того, в какой мере критика и комментарии рецензентов учтены автором.

7. Рецензии хранятся в издательстве и в редакции издания в течение 5 лет. Редакция издания направляет авторам представленных материалов копии рецензий или мотивированный отказ, а также обязуется направлять копии рецензий в Министерство образования и науки Российской Федерации при поступлении в редакцию издания соответствующего запроса.

ecpolicy.ru

№ 6, 2016

Индексирование журнала

e-library

ulrichsweb

cyberleninka

ЭБС издательства "Лань"

Russian Science Citation Index

Университетская билиотека online

East View

IDEAS

Thompson Reuters

EconBiz

Наши партнеры

Архив / 2016

№ 6

pdf

Скачать №6, 2016

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

pdf Андрей В. ЗУБАРЕВ, Андрей В. ПОЛБИН
8-35

Научная статья

 

Аннотация

В статье проводится оценка макроэкономических эффектов снижения экспортной пошлины на нефть в зависимости от различных сценариев развития нефтеперерабатывающего сектора и реализуемых мер экономической политики в рамках неоклассической модели общего равновесия для российской экономики. Экспортная пошлина на нефть субсидирует как нефтеперерабатывающую отрасль, позволяя ей существовать на рынке в условиях низкой эффективности по сравнению с зарубежными конкурентами, так и потребителей нефтепродуктов, что выражается в более низкой цене на нефтепродукты по сравнению с мировой. Основной акцент в работе делается на сопоставлении различных эффектов от проведения налогового маневра, касающегося отмены экспортной пошлины на нефть. Положительные эффекты могут проистекать из увеличения эффективности нефтеперерабатывающей отрасли, стимулы для которого должна создать отмена экспортной пошлины на нефть. Негативные эффекты для экономики связаны в основном с удорожанием важнейших факторов производства — нефти и нефтепродуктов, что может приводить к потере конкурентоспособности российского экспорта (кроме энергоресурсов). Процесс перехода на новые эффективные технологии в модели задается экзогенно. Предполагается, что отмена экспортной пошлины вынудит фирмы проводить модернизацию производства. Мы строим сценарии с постепенным снижением пошлины в течение пяти-семи лет, что не должно привести к коллапсу на отечественном рынке нефтепродуктов в краткосрочной перспективе из-за невозможности для некоторых предприятий быстро переключиться на новую технологию. В статье показано, что в текущих экономических условиях при низкихмировых ценах на нефть данные налоговые изменения могут оказаться практически безболезненными для экономики. При этом если рассматриваемая мера экономической политикивынудит нефтеперерабатывающие отрасли проводить модернизацию своих производств, тов долгосрочном периоде будет наблюдаться положительный эффект на выпуск в экономикеи на благосостояние отечественных экономических агентов.

Ключевые слова: экспортная пошлина на нефть, налоговый маневр, динамические моделиобщего равновесия, российская экономика.

JEL: E17, E27, E62, F41, F47, h3.

Андрей Витальевич Зубарев, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии РАНХиГС(117517, Москва, просп. Вернадского, 82).E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Андрей Владимирович Полбин, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник центра экономического моделирования энергетики и экологии РАНХиГС (117517, Москва, просп. Вернадского, д. 82), заведующий лабораторией макроэкономического моделирования ИЭП им. Гайдара (125009, Москва, Газетный пер., 3–5).                                                                                                                                                                      E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ И УПРАВЛЕНИЕ

Мария С. КОКОРЕВА, Анастасия С. СТЕПАНОВА, Елена В. КАРНОУХОВА 36-59

Научная статья

 

Аннотация

Структурная перестройка экономики последнего десятилетия привела к тому, что лидеры сектора информационных технологий — Apple, Google, Facebook, Microsoft, Amazon — стали крупнейшими компаниями мира, потеснив банковский и нефтегазовый секторы. Появление большого количества технологических стартапов привело к новому витку развития предпринимательской собственности. В настоящий момент основатели бизнеса сохраняют контроль над ключевыми решениями в компаниях с помощью концентрированной собственности и возрождения разных классов обыкновенных акций с неравными правами голоса. Вместе со структурой собственности меняются структура капитала и состав советов директоров. Во многих крупных компаниях более 90% директоров стали независимыми. При этом внутри советов директоров растет диверсификация — наиболее ярким примером этого является активное привлечение женщин к принятию стратегических корпоративных решений.Изменение отношения к риску демонстрирует рост доли компаний, отказывающихся от привлечения заемного капитала. В статье рассмотрены основные тенденции в структуре собственности крупнейших компаний США. Систематизированы результаты теоретических и эмпирических исследований в области корпоративного управления, структуры капитала и структуры собственности на развитых рынках. Отталкиваясь от исторических трендов в структуре собственности компаний США, мы анализируем устойчивость института распыленной собственности как элемента англо-саксонской модели корпоративного управления.Появление новых секторов экономики, бурное развитие предпринимательской собственности, возвращение популярности разных классов акций, мода на гендерную диверсификацию советов директоров и феномен нулевого долга иллюстрируются кейсами реальных компаний и результатами аналитических отчетов. В рамках дискуссии мы предлагаем рассмотреть все выявленные тенденции с точки зрения рисков. Более высокий уровень бизнес-рискановых секторов экономики заставляет топ-менеджмент и инвесторов обращаться к ряду инструментов хеджирования. Сокращение уровня заемного капитала; включение в совет директоров женщин, менее склонных к риску, чем мужчины; увеличение степени независимости советов директоров — примеры данных инструментов.

Ключевые слова: структура собственности, структура капитала, уровень риска, совет директоров, концентрация собственности.

JEL: G32, G34.

Мария Сергеевна Кокорева, кандидат экономических наук, доцент департамента финансов, научный сотрудник научно-учебной лаборатории корпоративных финансов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (119049, Москва, ул. Шаболовка, д. 26)E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Анастасия Николаевна Степанова, кандидат экономических наук, доцент департамента финансов, научный сотрудник научно-учебной лаборатории корпоративных финансов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (119049, Москва, ул. Шаболовка, д. 26)E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Елена Владимировна Карноухова, стажер-исследователь научно-учебной лаборатории корпоративных финансов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (119049, Москва, ул. Шаболовка, д. 26)                                                                                                                                                                               E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Борис Б. БОГОУТДИНОВ, Александр Л. БАРАННИКОВ 60-81

Научная статья

 

Аннотация

В статье представлены результаты исследования инвестиционной привлекательности субъектов малого и среднего предпринимательства в период c 2013-го по III квартал 2016 года. Выявлено изменение настроений представителей бизнеса в период 2015–2016 годов в связи с влиянием рецессии и снижения покупательной способности и высокой зависимости субъектов предпринимательства от частного потребления. Данные эмпирического исследования свидетельствуют о сокращении доходности бизнеса и об ухудшении качества управления расходами, обусловленного влиянием таких факторов, как обвал рубля в декабре 2014 года («черный вторник») и последовавшее за этим сжатие ликвидности. Результаты исследования по итогам 2014 года свидетельствуют об одинаковой степени инвестиционной привлекательности малого бизнеса Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России. Однако значения стоимости бизнеса, которые отражают его полезность для собственников, в регионах существенно ниже. Это объясняется более скромными ожиданиями отдачи на вложенный капитал, чем в мегаполисах России. Рассмотрен механизм коллективных инвестиций (краудинвестинг) в частный бизнес, отмечены его достоинства и недостатки. Данный механизм может стимулировать приток частных инвестиций и расширение внутреннего рынка капитала. По оценке Центрального банка, объем рынка краудинвестинговых заимствований в РФ по итогам 2015 года составил всего 52,5 млн руб., тогда как согласно отчету компании Massolution оцениваемый объем инвестиций в мире составил 34 млрд долл., что является еще одним подтверждением зачаточного состояния данного механизма в России. Для эффективного использования механизма необходимо формирование нормативно-правовой базы, позволяющей защитить интересы частных инвесторов, установить регулирование рынка p2b-заимствований и обеспечить широкий доступ физических лиц.

Ключевые слова: коллективные инвестиции, малый бизнес, внутренний рынок капитала, доходность инвестиций.

JEL: L26, L53, C7.

Богоутдинов Борис Борисович, кандидат экономических наук, руководитель ООО «Консалтинговая компании “2Б Диалог”» (109388, Москва, ул. Полбина, д. 34, кв. 60).E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Баранников Александр Лукьянович, кандидат технических наук, член-корреспондентРоссийской академии естественных наук (РАЕН) РФ доцент РАНХиГС, (119606, просп. Вернадского, 84).E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Гюзель Ф. ЮСУПОВА 82-99

Научная статья

 

Аннотация

Структура рынков с сетевыми эффектами, к которым принадлежат рынки программного обеспечения, принципиально важна для формирования эффективных бизнес-моделей в различных сферах предпринимательской деятельности. Это в первую очередь связано с пониманием сетевого эффекта и закономерностей его использования, которые являются ключевыми факторами не только коммерческого успеха множества продуктов и услуг, но и выстраивания адекватных мер экономической политики, включая антимонопольную. В статье описывается дело против корпорации Google, Inc. и компании Google Ireland Limited (дочерней компании) по подозрению в нарушении российского антимонопольного законодательства. В качестве объекта экономического анализа выступает рынок локализованных для России предустанавливаемых приложений для OC Android, который представляет собой рынок с сетевым эффектом многостороннего типа. В качестве признаков нарушения анти-монопольного законодательства рассматриваются непосредственно характеристики много-сторонних рынков, в частности присутствие платформы (магазина приложений Google) на сторонах рынка, без которого представляется затруднительным создание и поддержание продукта на рынке, — а именно политика связывания или продажи в нагрузку, которая может рассматриваться как эквивалент исключающего договора, создающего барьеры входа на рынок потенциальному новичку. Описание подобных дел против корпорации Google, Inc. и компании Google Ireland Limited,а также против компании Microsoft, которое продемонстрировало все трудности применения закона в области пресечения монополизации (в терминах антимонопольного законодательства США) или злоупотребления доминирующим положением (в терминах европейского антимонопольного законодательства) направлено на то, чтобы показать, насколько подобного рода решения могут быть оправданны в принципе.

Ключевые слова: российское антимонопольное законодательство, злоупотребление доминирующим положением, продажа в нагрузку, рынок с многосторонними сетевыми эффектами, платформа, Google.

JEL: K21, L41, L42.

Гюзель Фатеховна Юсупова,  кандидат экономических наук, научный сотрудник, Институт анализа предприятий и рынков, Лаборатория конкурентной и антимонопольной политики НИУ ВШЭ (119049, Москва, ул. Шаболовка, д. 28/11, стр. 9).                                                                                                                                                          E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Светлана В. ГОЛОВАНОВА, Анна И. МЕЛЕШКИНА

100-121

Научная статья

 

Аннотация

Статья посвящена количественной оценке взаимного влияния коррупции и конкуренции. Авторы обобщают результаты теоретических и эмпирических исследований искомой взаимосвязи, а также оценивают ее на основе международных данных. Согласно полученным результатам взаимосвязь показателей двусторонняя: с одной стороны, с ростом интенсивности конкуренции коррупционное поведение становится более распространенным; с другой — рост коррупции оказывает угнетающее воздействие на конкуренцию, тем самым обусловливая дополнительные негативные эффекты с точки зрения общественного благосостояния. Второй эффект, однако, более выражен для стран с низкими и умеренными бюрократическими барьерами; если же они высоки, эффект становится обратным. Таким образом, уменьшение и облегчение бюрократических процедур должно стать одним из важнейших направлений работы регулятора, способствующих снижению уровня коррупции и развитию конкуренции. В рамках исследования не выявлено статистически значимого влияния уровня доходов надушу населения на интенсивность конкуренции и уровень коррупции в стране. Отклонена также гипотеза о сдерживающем влиянии свободы средств массовой информации на склонность чиновников к коррумпированному поведению, что не дает оснований рассматривать этот инструмент как эффективную меру политики противодействия коррупции. При этом важным фактором, оказывающим влияние на оба показателя, является развитость институтов (защита прав собственности, эффективность работы судебной системы и правоохранительных органов). Этот результат согласуется с результатами теоретических и эмпирических исследований других авторов и подчеркивает важность развития институтов для достижения цели как снижения уровня коррупции, так и развития конкуренции на внутреннем рынке.

Ключевые слова: конкурентная политика, противодействие коррупции, институты, бюрократические барьеры.

JEL: D02, D40, D41, D73.

Светлана Викторовна Голованова, доктор экономических наук, профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»(603155, Нижний Новгород, ул. Б. Печерская, 25/12).                                                                                                                                                                                                   E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Анна Игоревна Мелешкина, научный сотрудник Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС (117517, Москва, просп. Вернадского, д. 82).                                                                              E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Мария Е. АГАМИРОВА, Наталия Б. ДЗАГУРОВА 122-137

Научная статья

 

Аннотация

Острота проблемы недоинвестирования в специфические активы, так же как и выгоды от применения вертикальных ограничивающих соглашений (ВОС), являющихся инструментом ее преодоления, во многом определяются тем, какой характер носят специфические инвестиции. В современной теории фирмы всё большее внимание уделяется проблеме поддержания стимулов к осуществлению так называемых кооперативных специфических инвестиций, которые существенно превосходят по степени рискованности эгоистические специфические инвестиции, подобные рассмотренным в модели О. Харта [Hart, 1995]. Это обусловлено тем, что при разрыве отношений между партнерами выигрыш от кооперативных инвестиций получает не сама инвестирующая сторона, а ее партнер. Однако существующие нормативные документы, регламентирующие процедуру сопоставления про- и контрконкурентных последствий заключения ВОС в соответствии с правилом «взвешенного подхода», не предполагают учета характера специфических инвестиций. В результате при проведении оценки правомерности применения ВОС методом «взвешенного подхода» возникают серьезные проблемы, осложняющие антимонопольные разбирательства. Ярким примером может служить ход судебного процесса в отношении французской компании Pierre Fabre Dermo-Cosmétique SAS (PFDC)*, продолжавшегося в течение семи лет(с 2006-го по 2013 год). В статье содержится детальный анализ этого дела, а также сформулирован ряд рекомендаций по оценке правомерности ВОС в соответствии с правилом «взвешенного подхода», которые позволяют учесть характер специфических инвестиций.

Ключевые слова: кооперативные специфические инвестиции, вертикальные ограничивающие соглашения, взвешенный подход, селективная дистрибьюция, антитраст, интернет-торговля.

JEL: B52, E22, G11, K21.

Агамирова Мария Евгеньевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20)                     E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Дзагурова Наталия Борисовна, кандидат экономических наук, доцент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20)                                                   E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА

Дмитрий А. МАЧЕРЕТ 138-169

Научная статья

 

Аннотация

На основе анализа ключевых показателей отечественных и североамериканских железных дорог за столетний период в статье сопоставлены результаты экономического развития в условиях действия рыночных механизмов и централизованного планирования. Выявлено, что более высокая и устойчивая динамика объемных показателей, достигаемая в определенные периоды в условиях централизованно планируемой экономики, не свидетельствует о ее преимуществах по сравнению с экономикой рыночной, для которой характерна цикличность. Вместо цикличности централизованно планируемая экономика демонстрирует постепенное замедление роста, вызванное накоплением диспропорций и возрастающим несоответствием иерархических систем и административных методов управления, отторгающих инновации, современной «сетевой» экономической организации, для которой инновации и быстрота обратных связей имеют ключевое значение. Показано, что на основе централизованного планирования и управления не удается реализовать стратегию «догоняющего развития». При этом выявлено, что степень успешности обеспечения производительного использования различных ресурсов в рамках централизованного планирования и управления обратно пропорциональна их значимости в современной экономике. Это свидетельствует о невозможности эффективной реализации подобных методов экономического управления. Именно в условиях рыночных отношений обеспечивается опережающее повышение эффективности использования главного экономического ресурса современности — человеческого капитала. Показаны позитивные результаты экономических реформ на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о необходимости развития рыночных механизмов и их институциональной основы (в частности, снятия ограничений на привлечение частного капитала в развитие существующей железнодорожной инфраструктуры) для успешного решения задач развития российской железнодорожной отрасли и всей экономики страны.

Ключевые слова: догоняющее развитие, экономическая динамика, рыночная экономика, централизованно планируемая экономика, железнодорожный транспорт.

JEL: L92, N70, P19, P29, R49.

Дмитрий Александрович Мачерет, доктор экономических наук, профессор, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (МИИТ)(127994, Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9).                                                                                                                                                                                                            E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

Александр Н. ДЕРЮГИН 170-191

Научная статья

 

Аннотация

Цель настоящей работы — оценка того, насколько действующая методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации сохраняет стимулы к развитию экономики регионов. Для ответа на этот вопрос уточняется понятие «стимул» и предлагается показатель, значение которого позволяет не только судить о наличии или отсутствии стимула развивать региональную экономику, но и дать его количественную оценку. Этот показатель — степень замещения прироста налоговых и неналоговых доходов снижением выравнивающих дотаций, который показывает, как изменился бы размер выравнивающего трансферта в случае, если бы налоговый потенциал региона был другим. Гипотеза о наличии достаточного количества таких стимулов, которая, на первый взгляд, противоречит распространенному мнению об их отсутствии, базируется на приведенном в работе широком перечне элементов и особенностей методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, которые способствуют сохранению таких стимулов. Данная гипотеза подтверждается результатами расчетов. В частности, на основе расчетов влияния изменения налогового потенциала регионов на размер указанных дотаций за период 2006–2015 годов показано, что для большинства регионов рост доходного потенциала менее чем наполовину компенсировался снижением выравнивающих дотаций, что говорит о наличии существенных стимулов для регионов развивать свои экономику и доходную базу бюджета. При этом стимулирующий эффект оказался разным для субъектов Российской Федерации, имеющих исходный уровень бюджетной обеспеченности до распределения выравнивающих дотаций ниже и выше 0,6: для последних он существенно выше. В работе также говорится о дополнительных факторах, связанных с ростом доходного потенциала, негативно влияющих на чистый финансовый эффект для бюджета региона.

Ключевые слова: дотации на выравнивание, бюджетная обеспеченность, налоговый потенциал, стимулы развития регионов.

JEL: H77.

Александр Николаевич Дерюгин, старший научный сотрудник, и. о. руководителя лаборатории исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС (119571, Москва, просп. Вернадского, 82).                                                                                                                                                                         E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Андрей С. НИКИТИН 192-221

Научная статья

 

Аннотация

Стимулирование эффективности региональных управленческих команд в сфере привлечения инвестиций и развития предпринимательства приобретает все большую значимость для России в связи с необходимостью поиска новых «точек роста» национальной экономики. Предметом статьи являются методология и методика оценки и стимулирования управления территорией посредством Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (Национального инвестиционного рейтинга). В статье обосновывается актуальность поиска качественно новых методов развития управления территорией в рамках концепции экономического дерегулирования, проводится анализ методологических и методических основ Национального инвестиционного рейтинга; исследуется опыт реализации Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (Инвестиционного стандарта) в 2012–2015 годах; выявляются и оцениваются возможности Национального инвестиционного рейтинга и Инвестиционного стандарта как перспективных и новых для России инструментов оценки управления регионами и стимулирования эффективности региональных управленческих команд, а также риски, связанные с их применением. На этой основе разработаны рекомендации, касающиеся дальнейшей методологической и практической валидации Национального инвестиционного рейтинга по следующим направлениям: совершенствование методологии и методики, мотивация региональных управленческих команд, вовлечение муниципальных образований и представителей малого предпринимательства в процесс мониторинга внедрения Инвестиционного стандарта. Сформулирована гипотеза о возможности использования Национального инвестиционного рейтинга в качестве механизма оценки и стимулирования эффективности управленческих команд субъектов РФ вне зависимости от социально-экономических условий, в которых находится регион. Национальный инвестиционный рейтинг может рассматриваться как перспективный для региональной экономической политики инструмент объективного и многостороннего оценивания усилий органов власти всех уровней по улучшению инвестиционного климата в регионах России.

Ключевые слова: региональная экономика, привлечение инвестиций, предпринимательский климат, конкурентоспособность регионов, оценка инвестиционного климата, эффективность управления регионом.

JEL: h21, O43, R11, R58.

Никитин Андрей Сергеевич,  кандидат экономических наук, доцент, кафедра теории и систем отраслевого управления Института отраслевого менеджмента РАНХиГС (119571, Москва, просп. Вернадского, 84).                                                                                                                                                                                                         E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Егине Г. ПЕТРОСЯН 222-241

Научная статья

 

Аннотация

В статье исследуются процессы налоговой гармонизации в ЕАЭС с целью выявления черт сходства и различия налоговых систем стран-членов и выяснения влияния гармонизации налоговой политики ЕАЭС на эти страны. Рассматриваются как основные экономические показатели, так и правовые аспекты налоговых систем. Показано, что системы косвенного налогообложения включают ряд общих норм: определены основные принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров и услуг, в частности субъекты налогообложения, налогооблагаемая база, порядок исчисления и сроки уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов, место реализации работ и услуг и другие правоотношения. Тем не менее имеются значительные различия как в роли косвенных налогов в структуре налоговых доходов стран ЕАЭС, так и в законодательстве стран-членов о косвенном налогообложении. Что касается прямого налогообложения, то, в отличие от косвенного, общая нормативная база в странах ЕАЭС отсутствует. В то же время анализ показал, что в системах налогообложения стран — членов ЕАЭС имеются существенные черты сходства в том, что касается налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций. В частности, сопоставимы уровни налоговых ставок и определения налогооблагаемой базы. Однако, как и в случае косвенных налогов, наблюдается значительная разница в объемах поступлений от данных видов налогов. На различия в налоговых системах и в структуре налоговых поступлений большое влияние оказывает асимметрия в экономической структуре стран ЕАЭС, так от нее зависит формирование государственного бюджета и налоговое законодательство стран. На основании анализа налоговых систем стран ЕАЭС и опыта Европейского Союза в статье предложены основные принципы и методы гармонизации налоговых систем стран ЕАЭС.

Ключевые слова: гармонизация налоговых законодательств, регулирование прямых и кос-венных налогов в ЕАЭС, налоговые ставки, налоговое бремя.

JEL: JEL: E62, E63, h30, H87, K34.

Егине Гагиковна Петросян, младший научный сотрудник, аспирантка кафедры «Экономика и финансы», ГОУ ВПО Российско-Армянский (Славянский) университет, (0051, Армения, Ереван, ул. Овсепа Эмина, 123).                                                                                                                                                                                                        E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Владимир В. ТАРНОВСКИЙ 242-253

Научная статья

 

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические основания и уточняются методологические подходы к исследованию объектов культуры с целью оптимизации механизмов ее финансирования. Представлены три методологически разных подхода к исследованию экономики культуры: с точки зрения принципов методологического индивидуализма, методологического холизма и теории социодинамики. В рамках каждого подхода автор показывает базовые тенденции развития культуры, выделяет приоритетные источники ее финансирования и фиксирует ориентированность на определенные группы потребителей культурных благ при принятии решений о финансировании. Отмечается существование феномена трансформации институтов общественной поддержки культуры в институт личной благотворительности за счет бюджетных средств. Трем подходам к исследованию экономики культуры соответствуют три типа финансирования. В рамках методологического индивидуализма финансирование массовой культуры идет за счет самих потребителей культурных благ, а элитарной культуры — за счет благотворительности. С позиций методологического холизма сфера культуры финансируется исключительно со стороны государства. В рамках теории социодинамики финансирование культуры осуществляется в рамках частно-государственного партнерства. При этом государство должно нести расходы по сохранению и развитию культурных благ, а частный сектор — расходы на культурное обслуживание населения. Автор делает вывод, что для научного обоснования уровня расходов на культуру необходимо выявить факторы, детерминирующие снижение или рост подобных расходов. Для решения этой задачи предлагается алгоритм исследования процессов управления объектами культуры. Построение данного алгоритма базируется на трактовке объектов культуры как одного из специфических видов благ — опекаемых благ. С учетом специфики последних и характерной для них «болезни цен» обосновывается необходимость институциональных изменений, направленных на формирование механизмов развития частно-государственного партнерства в сфере финансирования объектов культуры через эндаумент-фонды и другие виды партнерства. Данный институт должен обеспечить рост расходов на культуру за счет привлечения средств меценатов.

Ключевые слова: экономика культуры, объекты культурного наследия, общественный сектор, общественные блага, мериторные блага, институты управления.

JEL: h51, H50, Z10, Z11.

Владимир Викторович Тарновский, соискатель Поволжского института управления имени П. А. Столыпина — филиала РАНХиГС, руководитель территориального управления министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу (603006, Нижний Новгород, ул. Варварская, д. 32).                                                                 E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

ecpolicy.ru

№ 5, 2017

МАКРОЭКОНОМИКА

pdf Алексей Буренин
8-21

Научная статья

 

Аннотация

В настоящей статье исследуется проблема кризисов в современной развитой рыночной экономике. Показано, что неограниченное развитие кредита, стимулируемое финансовыми инновациями, и естественное желание большинства людей улучшать свое благосостояние периодически приводят к закредитованности экономики. Кредитные отношения опосредуют весь воспроизводственный процесс, поэтому нарушение в одном из его звеньев провоцирует негативные последствия для экономики и неизбежно ведет к экономическим кризисам.

В начале экономического цикла процентные ставки являются низкими, и участники экономических отношений активно берут кредиты. Общий оптимизм поддерживается новыми кредитами. Ситуация меняется, когда экономика приближается к стадии бума. Кредитные цепочки приобретают характер настоящей паутины, пронизывая весь экономический организм. На пике экономического бума кредитная нагрузка достигает критического уровня, срабатывает спусковой крючок, и наступает кризис. Роль спускового крючка играют действия экономических субъектов на том рынке, на котором сформировался финансовый пузырь.

В предыдущих хозяйственных системах кредит был ограничен относительно узкими рамками, чтобы на его основе могла сформироваться новая закономерность функционирования экономики, неизбежно приводящая к кризисам. Только капитализм с его инновационным характером открывает доступ к кредиту практически любому домашнему хозяйству и предприятию. Кредит обладает созидающей силой, когда в короткие сроки позволяет получить необходимые ресурсы для финансирования масштабных проектов, однако создает угрозу экономической стабильности в стране, если достигает очень больших масштабов. В результате анализа автор делает вывод о том, что проблему кризисов невозможно решить, так как капитализм максимально стимулирует потребление домашних хозяйств c использованием кредита, а финансовые инновации открывают для этого возможности с возрастающей простотой и во всё более широких масштабах.

Ключевые слова: кредит, экономический кризис, австрийская школа.

JEL: E32, E44, G1.

Алексей Николаевич Буренин — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры международных финансов, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России (119454, Россия, Москва, просп. Вернадского, д. 76).

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Ольга Клачкова 22-41

Научная статья

 

Аннотация

В статье на основе данных по 182 странам с 1981-го по 2015 год исследуется влияние инфляции на экономический рост для различных по уровню экономической свободы групп стран, выделенных при помощи кластеризации. Оценки, полученные в рамках пороговой регрессии с фиксированными эффектами, показывают, что если в стране высокие уровни верховенства закона, эффективности регуляторов и открытости рынков, то уровень вмешательства государства в экономику определяет характер воздействия инфляции на экономический рост: при высоком уровне государственного вмешательства пороговый уровень инфляции будет выше (около 10%), но ее влияние будет более жестким при превышении порога; при низком уровне вмешательства государства пороговый уровень ниже (около 2%), но и негативное влияние инфляции при превышении этого уровня является более мягким. Для стран с низким уровнем экономической свободы (включая чрезмерное вмешательство государства в экономику) пороговый уровень принимает среднее значение (около 3%), но его превышение ведет к серьезным негативным последствиям. Для объяснения полученных результатов в статье рассматривается модификация модели экономического роста Солоу, заключающаяся в том, что суммарные сбережения агентов складываются из частных и государственных. Частные инвесторы предполагаются несклонными к риску, их норма сбережений, а следовательно, и уровень инвестиций отрицательно зависят от уровня риска в экономике, описываемого инфляцией. Государство же предполагается нейтральным к риску, и при незначительном увеличении риска ни его норма сбережений, ни его уровень инвестиций существенно не меняются. Таким образом, в рамках предложенной модели рост инфляции приводит к резкому снижению частных инвестиций и постепенному снижению государственных, что в свою очередь ведет к уменьшению темпов экономического роста в зависимости от соотношения частных и государственных инвесторов в экономике.

Ключевые слова: монетарная политика, экономический рост, инфляция, панельные модели, пороговая регрессия, экономическая свобода.

JEL: C23, C24, E52, O42.

Ольга Александровна Клачкова — ассистент экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (119991, Москва, Ленинские Горы, д. 1, стр. 46).

Е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

pdf Татьяна Головина, Павел Меркулов, Андрей Полянин
42-61

Научная статья

 

Аннотация

Предметом исследования в статье является система государственной поддержки молодежного предпринимательства в России в контексте современной социально-экономической ситуации в мире. Институт предпринимательства выполняет важную функцию обеспечения занятости населения, делает среду для проживания более комфортной и удобной. Особенно актуальна данная проблема в сфере молодежного бизнеса, где необходимо развитие направлений государственной поддержки. Зарубежные страны, в которых уже сейчас активно используются передовые прямые и косвенные методы государственной поддержки молодых предпринимательских структур, получают существенные преимущества на мировом рынке, что особенно важно в условиях глобализации. Цель исследования состоит в обосновании развития государственной поддержки молодежного предпринимательства в зарубежных странах и в России, выявлении ее сильных и слабых сторон с определением перспективных направлений развития в Российской Федерации для перехода экономики России на качественно новый уровень экономического роста и повышения глобальной конкурентоспособности. Обзор текущего состояния системы государственной поддержки молодежного предпринимательства позволил сделать вывод о целесообразности развития интеграционных форм взаимодействия молодежного бизнеса и государства. Площадками эффективной интеграции должны выступать вузы, обеспечивающие становление и развитие студенческого технологического предпринимательства. Для решения проблем, с которыми сталкивается высшее учебное заведение в развитии предпринимательства, необходимо тесное сотрудничество с правительством при поддержке частных фондов и институтов развития. Только с помощью подобного сотрудничества возможно продвижение молодежного технологического предпринимательства.

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, государственная поддержка молодежного бизнеса, студенческое технологическое предпринимательство.

JEL: h21, J23, M11, M21

Татьяна Александровна Головина — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления.

Е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Павел Александрович Меркулов — доктор исторических наук, доцент, директор Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС, заведующий кафедрой политологии и государственной политики.

Е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Андрей Витальевич Полянин — доктор экономических наук, профессор, декан факультета государственного, муниципального управления и экономики народного хозяйства, профессор кафедры менеджмента и государственного управления.

Е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Среднерусский институт управления — филиал РАНХиГС (302020, г. Орел, бульв. Победы, д. 5А).

 

Ирина Левина 62-79

Научная статья

 

Аннотация

В работе исследуется влияние институциональных факторов на децентрализацию принятия решений на российских фирмах. Децентрализация является важным фактором роста и развития фирм. Возможности роста фирм в отсутствие децентрализации ограничены временем и способностями генерального директора; децентрализация же открывает возможности для более быстрого принятия компетентных решений по большему числу вопросов, что создает условия для роста фирм. Однако децентрализация принятия решений на фирмах увеличивает как агентские риски, так и риски распространения информации. В условиях малоэффективной судебной системы, высокой коррупции, низкого уровня доверия риски, связанные с децентрализацией, возрастают, что может существенно ограничивать возможности децентрализации для фирм. В данной работе автор на эмпирических данных исследует влияние коррупции, качества судебной системы, уровня доверия в регионах России на децентрализацию принятия решений на российских фирмах. Анализ демонстрирует, что коррупция оказывает существенное ограничивающее влияние на децентрализацию принятия решений на российских фирмах. Для фирм, расположенных в регионах с более высоким уровнем коррупции, вероятность децентрализации ниже. Кроме того, коррупция ограничивает не только децентрализацию, но и конкурентный наем сотрудников на российских фирмах: чем выше уровень коррупции в регионе, тем больше вероятность выбора фирмой модели управления, при которой решения принимаются централизованно, а сотрудники на ключевые должности нанимаются по знакомству. Исследование не выявило влияния качества судебной системы или уровня доверия в регионах России на вероятность децентрализации принятия решений на фирмах.

Ключевые слова: децентрализация принятия решений, наем на ключевые должности, качество институтов, коррупция.

JEL: L22, M51, K42, O17.

Ирина Александровна Левина — научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (101000, Москва, Мясницкая ул., д. 20).

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Дмитрий Марьясис 80-103

Научная статья

 

Аннотация

В статье представлена разработанная на основе израильского опыта концепция трансформации российской системы государственно-частного партнерства в области формирования и развития национальной экономики инноваций. Даны основные контуры новой системы как на философско-идеологическом, так и прикладном уровнях. В качестве иллюстрации успешности предложенной концепции в статье исследованы программы центрального государственного органа Израиля, отвечающего за эту сферу, — Ведомства главного ученого. Основная задача — показать эффективность рассматриваемых программ и их применимость в современной России при условии необходимой в таких случаях адаптации. Актуальность темы обусловлена необходимостью всестороннего изучения иностранного опыта в процессе развития национальной экономики. Опыт Израиля в этой сфере видится для России одним из наиболее релевантных ввиду существенной роли государственного аппарата в процессе формирования инновационной экосистемы, а также накопленного в Израиле длительного опыта построения экономики со значительной долей госсектора. Теоретической и фактологической базой работы послужили труды израильских и российских специалистов, а также различные справочные и информационные материалы, найденные автором в сети Интернет. Результаты анализа программ государственно-частного партнерства, приведенные в статье, могут быть применены при составлении учебных программ по таким дисциплинам, как мировая экономика, регионоведение, государственное управление, управление в области инноваций; при подготовке соответствующего аналитического и справочного материала органами государственной власти и частными компаниями. Авторская концепция применения таких программ в России может служить основой при формировании средне- и долгосрочных программ инновационного развития регионов нашей страны.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инновации, Ведомство главного ученого, технологические инкубаторы, МАГНЕТ, Йозма.

JEL: О32, О38, О53.

Дмитрий Александрович Марьясис — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН(107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12).

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

.

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Владимир Климанов, Ксения Будаева, Наталья Чернышова 104-127

Научная статья

 

Аннотация

Целью исследования является определение итогов развития системы стратегического планирования на региональном уровне, которое является неотъемлемой частью государственного управления. Задачи исследования включают анализ специализированной нормативной правовой базы в сфере регионального стратегирования, обзор динамики разработки документов, анализ количественных показателей и качественного содержания документов, оценку тенденций развития системы стратегического планирования. Обеспечение взаимосвязи прогнозирования, целеполагания, планирования и программирования является важнейшим условием повышения эффективности всей системы регионального стратегирования. В исследовании сделан акцент на соблюдении принципов, а также обеспечении взаимосвязи разработанных документов системы стратегического планирования регионального уровня. Исходными данными для исследования являлись нормативные правовые акты, в том числе с использованием базы данных «Консультант Плюс Регион», и официальные интернет-страницы органов исполнительной и законодательной власти. Данные о стратегиях и государственных программах представлены по состоянию на конец 2016 года. Проведена оценка степени нормативного и методического обеспечения планирования, проанализированы фактически действующие требования к содержанию стратегий и государственных программ, подходы к организации их разработки. Исследование показало, что большинство принципов стратегического планирования, заложенных в федеральном законодательстве, соблюдаются не в полной мере. Это касается принципа единства и целостности, который должен применяться, в частности, к методологии организации и функционирования системы стратегического планирования. Для регионального уровня значительной проблемой является также несоблюдение принципа сбалансированности системы стратегического планирования, который означает согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации.

Ключевые слова: стратегия региона, государственная программа региона, принципы стратегического планирования, документы целеполагания, документы программирования

JEL: M19, O18, P48.

Владимир Викторович Климанов — доктор экономических наук, директор АНО «Институт реформирования общественных финансов», заведующий кафедрой государственного регулирования экономикиИнститута общественных наук РАНХиГС (125009, Москва, Большой Кисловский пер., д. 1/12, стр. 2).Е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Ксения Владимировна Будаева — координатор проектов АНО «Институт реформирования общественных финансов», аспирант Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук (125009, Москва, Большой Кисловский пер., д. 1/12, стр. 2).Е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Наталья Алексеевна Чернышова — кандидат географических наук, доцент кафедры «Государственно-частное партнерство» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (125993, Москва, Ленинградский просп., д. 51).Е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Карэн Туманянц, Юлия Сесина

128-149

Научная статья

 

Аннотация

Цель исследования заключалась в сравнительной оценке эффективности расходов на социальную защиту населения из консолидированных бюджетов субъектов РФ. На основе метода DEA (data envelopment analysis) авторами разработан и апробирован алгоритм указанной оценки на данных за 2015 год. Предлагается использовать показатель объема соответствующих расходов на душу населения в качестве индикатора ресурсных затрат для анализа социальной политики в регионах, тогда как в других исследованиях применяется показатель данных расходов в процентах от ВРП. Результативность системы социальной защиты населения в регионах целесообразно измерять уровнем относительной бедности вместо показателя абсолютной бедности и коэффициента Джини. Выявлена значительная дифференциация эффективности мер социальной политики, а также ее преимущественно экстенсивный характер в российских регионах. Рассчитанные авторами коэффициенты DEAсвидетельствуют о том, что эффективность расходов на социальную политику при output oriented approach в среднем составляет только три четверти от регионов-лидеров, а при input oriented approach — лишь половину. Выявлен существенный потенциал оптимизациирасходов на социальную защиту населения. Наиболее низкие показатели соотношения «затраты — результат» в сфере социальной поддержки населения имеют наименее и наиболее развитые регионы, что может объясняться отсутствием достаточных ресурсов у первыхи достаточных стимулов — у вторых. Результаты исследования могут быть использованы для измерения сравнительной эффективности социальных расходов в регионах и выявления наилучших практик реализации социальных программ. Сделан вывод о целесообразно-сти выделения части трансфертов региональным бюджетам из федерального в зависимости от изменения эффективности расходов на социальную политику в субъектах РФ.

Ключевые слова: консолидированный бюджет субъекта РФ, метод комплексного анализа данных, уровень бедности, социальная политика.

JEL: H53, I38.

Карэн Авакович Туманянц — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики,Волгоградский государственный университет (400062, Волгоград, Университетский просп., д. 100).

Е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Юлия Евгеньевна Сесина — заместитель начальника отдела социальных выплат, отделение Пенсионного фонда России по Волгоградской области (400001, Волгоград, Рабоче-Крестьянская ул., д. 16).

Е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Александр Никулин 150-177

Научная статья

 

Аннотация

Выдающийся российский аграрник-экономист Александр Васильевич Чаянов (1888–1937) кроме всесторонних исследований российского сельского хозяйства оставил обширное научное наследие, связанное с изучением аграрных экономик самых различных регионов земного шара. Именно свободная ориентация Чаянова в вопросах международной аграрной экономики, науки и политики позволила ему органично обобщать в своих исследованиях как российский, так и зарубежный аграрный опыт, придавая во многом универсальныйхарактер его теоретическим концепциям в сфере экономики крестьянского хозяйства, сельскохозяйственной кооперации, социальной агрономии и экономической политики. До сих пор ни в российской, ни в зарубежной научной литературе не было специальных историко-аналитических исследований, посвященных А. В. Чаянову как аграрнику-международнику. В данной статье автор стремится восполнить этот пробел, реконструируя основные вехи и темы зарубежных аграрных исследований Чаянова, актуализируя их для понимания современных российских и международных аграрных проблем. В статье рассматривается эволюция аграрно-экономических взглядов Чаянова на сельское хозяйство Европы начала XX века, в частности переосмысление значения автаркизации и натурализации сельского хозяйства России и мира в условиях мировой и гражданских войн, а также международные аграрные исследования ученого и его научно-исследовательского института в 1920-е годы.В последней части статьи анализируются драматические попытки Чаянова в ходе советской коллективизации рационализировать проекты создания сверхкрупных аграрных предприятий — совхозов, ориентированных на опыт стопроцентной американской механизации.В заключение ставится вопрос о причинах востребованности чаяновского международного аграрного наследия в XXI веке.

Ключевые слова: А. В. Чаянов, сельское хозяйство, экономическая теория, регионы, крестьянство, фермерство, совхоз, автаркия.

JEL: B31, P51, Q18, R58.

Александр Михайлович Никулин — кандидат экономических наук,директор Центра аграрных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, просп. Вернадского, д. 82).E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

ДИСКУССИИ

владимир Автономов, Андрей Воробьев, Павел Кононенко, Данила Расков, Григорий Тульчинский 178-207

Научная статья

 

Аннотация

Отправной точкой для данной статьи явилась новая книга Шурда Бёгельсдейка и Робберта Маселанда «Культура в экономической науке: история, методологические рекомендации и области практического применения» (М.; СПб.: Изд-во Института Гайдара, 2016). Выход этой книги симптоматичен — в экономической науке после периода долгого игнорирования возвращается интерес к культуре. В последнее время наряду с темами культуры экономистов, корпоративной культуры всё чаще исследуются культурные факторы экономического развития. Данный процесс носит неоднозначный характер. С одной стороны, это весьма прогнозируемое расширение империалистических амбиций экономистов, которые готовывключить в исследования еще несколько параметров в виде индексов и количественных оценок, так или иначе отражающих культуру. С другой — стало понятно, что ряд экономических проблем трудно объяснять и изучать без признания того, что сама экономикаявляется частью общества и культуры. В тексте поднимаются взаимосвязанные вопросы с различных методологических позиций: история экономической мысли, экономическая методология и экономическая теория. В статье показано, что предметные поля культуры и институтов пересекаются, при этом культура в большей степени относится к неформальным институтам. Высказываются предположения, что простого расширения стандартных техник,используемых экономистами, недостаточно. В частности, это касается востребованности и применимости метафоры «культурный капитал». Авторы постулируют необходимость расширения теоретического аппарата и языка экономической науки — взгляд, обещающийновые приключения культуры в экономической теории.

Ключевые слова: экономическая методология, экономика и культура, культура и институты.

JEL: A12, Z1.

Владимир Сергеевич Автономов — доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, научный руководитель факультета экономических наук НИУ ВШЭ, заведующий сектором Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений РАН им. Е. М. Примакова(119049, Москва, ул. Шаболовка, д. 26).

Е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Андрей Станиславович Воробьёв — кандидат экономических наук, доцент экономического факультета СПбГУ.

Е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Павел Борисович Кононенко — старший преподаватель факультета свободных искусств и наук СПбГУ.

Е-mal: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Данила Евгеньевич Расков — кандидат экономических наук, доцент экономического факультета и факультета свободных искусств и наук СПбГУ.

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Григорий Львович Тульчинский — доктор философских наук, профессор, факультет свободных искусств и наук СПбГУ.

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Санкт-Петербургский Государственный университет (190000, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9).

Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова (119991, Москва, Ленинские Горы, д. 1, стр. 46).

 

ecpolicy.ru

Журнал 'Экономическая политика'

Печатная версия

1. Подписка по каталогу

На журнал «Экономическая политика» можно подписаться по Каталогу агентства «Роспечать». Система доставки — адресная (журнал поступает к Вам через отдел доставки местного отделения связи). Индекс журнала в этом каталоге — 81184.

2. Подписка в Редакции

Вы также можете оформить подписку в Редакции путем оплаты через банк. Пришлите в Редакцию по электронной почте (на адрес: [email protected] ) скан оплаченной квитанции и почтовый адрес для доставки (с индексом). Система доставки — почтовой бандеролью.Стоимость подписки на 2012 г. (включая доставку) — 1800 руб.(бланк подписной квитанции на 2012 г.).Стоимость подписки на I полугодие 2012 г. (включая доставку) — 900 руб.(бланк подписной квитанции на I полугодие 2012 г.).

3. Отдельные номера журнала

Отдельные номера журнала Вы можете приобрести путем оплаты через банк. В графе «Назначение платежа» укажите, какие номера за какие годы Вы хотите приобрести. Пришлите в Редакцию по электронной почте (на адрес: [email protected] ) скан оплаченной квитанции и почтовый адрес для доставки (с индексом). Система доставки — почтовой бандеролью.Цена 1 экз. журнала (включая доставку)— 300 руб. (бланк квитанции).

Электронная версия

1. Подписка в Редакции

Вы можете оформить подписку на электронную версию журнала (файлы в формате PDF объемом 2—4 Mb). Пришлите в Редакцию по электронной почте (на адрес: [email protected] ) скан оплаченной квитанции и адрес электронной почты, на который Вы хотите получать электронную версию журнала.Стоимость подписки на электронную версию на 2012 г. — 1500 руб.(бланк подписной квитанции на электронную версию на 2012 г.).Стоимость подписки на электронную версию на I полугодие 2012 г. — 750 руб.(бланк подписной квитанции на электронную версию на I полугодие 2012 г.).

2. Отдельные номера журнала

Вы можете приобрести электронные версии отдельных номеров журнала (файлы в формате PDF). В графе «Назначение платежа» укажите, какие номера за какие годы Вы хотите приобрести. Пришлите в Редакцию по электронной почте (на адрес: [email protected] ) скан оплаченной квитанции и адрес электронной почты, на который Вы хотите получить электронную версию. Стоимость электронной версии одного номера — 250 руб.(бланк квитанции на электронную версию).

3. Отдельные статьи

Вы также можете приобрести электронные версии отдельных статей из журнала (файлы в формате PDF). В графе «Назначение платежа» укажите общее количество заказываемых статей. Пришлите в Редакцию по электронной почте (на адрес: [email protected] ) скан оплаченной квитанции, адрес электронной почты, на который Вы хотите получить электронную версию, а также описание статей, которые Вы заказываете (год, номер, фамилии авторов).Стоимость электронной версии одной статьи — 30 руб.(бланк квитанции на электронную версию).

Приобретенные у Редакции файлы предназначены для личного использования и не подлежат копированию и несанкционированному (коммерческому или некоммерческому) распространению.

Банковские реквизиты Редакции:АНО «Редакция журнала „Экономическая политика“»Банк: Московский филиал ОАО АКБ «Росбанк»,  г. МоскваРасчетный счет: 40703810497530000002Корр. счет: 30101810200000000272БИК: 044552272ИНН / КПП: 7729543431 / 772901001

Телефон для справок: (495) 933-80-52E-mail: [email protected]

ecsocman.hse.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта