Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Лекарственная дистанция. Журнал катрен стиль читать


Про 15 типажей... - Журнал «Катрен Стиль»

Кто ж спорит: все мы — такие яркие, индивидуальные, и втайне гордимся этим. А окружающие?! Многие со мной согласятся, что когда мы выстраиваем взаимоотношения с другими людьми, то волей-неволей начинаем их… классифицировать. Вариаций здесь — великое множество: и по психотипам, и по типу внешности, и даже по тому, на какое животное похож человек. Все классификации по своей сути субъективны и ограничиваются лишь фантазией ­составителя.

Предлагаю нам с вами оглянуться вокруг и посмотреть на себя и своих коллег. Кто работает рядом с вами? Предлагаю вам свой ненаучный вариант ­типологии.

1. Врач «старой закалки»

 

Как ­определить:

Ничему никогда не удивляется, поскольку все уже видел. Лечит пациентов проверенными методами, даже если они безнадежно устарели. Новые веяния воспринимает с опаской и недоверием, периодической литературой активно не интересуется, считая, что в своей специальности знает всё. Подчеркнуто пренебрежительно относится к заведомо трудновыполнимым требованиям начальства и страховых компаний, пишет так же, как писал лет 30 назад, никогда не станет подделывать отсутствующий в истории болезни анализ, чтобы не придиралась страховая. Не согласен с лечением по ­стандартам.

 

Как ­общаться:

С уважением. Со «старыми» докторами лучше дружить. Опыт в медицине имеет огромное значение, и, работая с таким специалистом, можно многому научиться. Нельзя прилюдно уличать таких врачей в незнании последних американских гайдлайнов и высмеивать любимые ими схемы лечения, какими бы замшелыми они вам ни казались. Также не рекомендую принуждать к нарушению выработанных десятилетиями собственных этических ­принципов.

 

Если это вы, ­то…

…вы этот текст с огромной вероятностью не ­читаете.

 

2. «Западник»

 

Как ­определить:

Фанатичный приверженец доказательной медицины. Теоретически хорошо подкован. Знает английский, прекрасно ориентируется на Pubmed, читает западную медицинскую периодику. При этом тесным общением с пациентами, особенно если случай не самый интересный, несколько тяготится. Так называемую медицину советского периода считает одним большим недоразумением, авторитетов не признает. Довольно высокомерный и ­конфликтный.

 

Как ­общаться:

Такого коллегу можно главным образом использовать как ходячую медицинскую ­«Википедию».

 

Если это вы, ­то…

…может быть, стоит подумать, что в медицине редко все от и до укладывается в гайдлайны, и быть несколько терпимее, особенно к старшим товарищам?! Критикуя в присутствии пациента не нравящиеся вам назначения другого доктора, вы выглядите ­некрасиво.

 

3. Врач-технократ

 

Как ­определить:

Чрезмерно увлечен высокими технологиями. Данным инструментальных обследований верит больше, чем своим глазам, рукам и здравому ­смыслу.

 

Как ­общаться:

Не лениться чаще напоминать, что хорошим тоном считается лечить не анализы, а больного, и перед компьютерной томографией в трех режимах иногда достаточно сделать простой рентген, после которого все станет ­понятно.

 

Если это вы, ­то…

…попробуйте как‑нибудь поиграть в земского доктора и поставить диагноз на основании сбора анамнеза и осмотра. Увидите, как повысится ваша самооценка, если ­получится.

 

4. Врач-формалист

 

Как ­определить:

Всегда досконально следует букве инструкций и приказов, даже понимая, что местами они противоречат здравому смыслу. Педантичный, аккуратный, неторопливый и вдумчивый. Терпеть не может беспорядок в любых его проявлениях. Никогда не делает ничего, что, по его мнению, выходит за рамки его функциональных ­обязанностей.

 

Как ­общаться:

Не называть этого коллегу занудой хотя бы в его присутствии. Наверняка придется к нему обращаться за помощью, когда через час придет пожарная инспекция, а он единственный, кто сможет по памяти воспроизвести потерянный план эвакуации отделения в случае пожара. Следует ­избегать: Ни в коем случае не включайте его ни в какие проверяющие ­комиссии!

 

Если это вы, ­то…

…старайтесь не навязывать свои представления всем окружающим. О каждой мелочи не надо рассказывать полчаса со всеми обстоятельствами и подробностями. Помните, что в работе врача помимо неукоснительного выполнения требований нормативных документов может присутствовать и некоторый элемент ­творчества.

 

5. Врач-бухгалтер

 

Как ­определить:

У этого доктора вся медицинская документация всегда оформлена идеально (хоть и кажется, что такого не может быть в принципе). Коллег за ее некачественное, по его мнению, ведение осуждает. Никогда не делает ошибок в оформлении листков нетрудоспособности, соответственно, не получает за это выговоров. Общение с больными как таковыми вызывает у него гораздо меньше ­энтузиазма.

 

Как ­общаться:

Рекомендации аналогичны предыдущему случаю. Если попросите, с удовольствием поможет разобраться, правильно ли вам рассчитали отпускные. В деле составления отчетов, табелей и графиков представители этого типажа тоже ­незаменимы.

 

Если это вы, ­то…

…вспоминайте иногда, что медицина — это в первую очередь работа с пациентом, а уже потом написание дневников, эпикризов и заполнение разнообразных учетных журналов (хоть в последнее время все и указывает на противоположное положение ­вещей).

 

6. Врач-подвижник

 

Как ­определить:

Рабочая лошадка. Больше всего к нему подходит определение «Несет свой крест». Считает сочетание низкой зарплаты с высокими нагрузками естественным и непременным атрибутом профессии, никогда ни на что не жалуется. Безропотно соглашается дежурить в праздники и выходные, берет отпуск в ноябре, посещает все собрания и совещания. Успокаивает себя тем, что единственная альтернатива его modus vivendi — это стать прогульщиком, скандалистом, пофигистом или алкоголиком, что справедливо считает плохо совместимым с профессией врача. Отсюда делает вывод о неприемлемости и бессмысленности борьбы за свои ­права.

 

Как ­общаться:

Не обижать. То, что такой доктор не будет возражать и сопротивляться вашим попыткам спихнуть ему всех неудобных и неприятных больных и дежурство 1 января, когда наступила ваша очередь, еще не повод так именно и поступать. А если он в очередной раз добровольно закрыл собой амбразуру, хотя бы выскажите признательность. Имейте ­совесть!

 

Если это вы, ­то…

…учитесь отстаивать свои права и, главное, уважайте себя. Помните, что наше здравоохранение держится исключительно на таких самаритянах, как ­вы.

 

7. Врач — отец родной / мать родная

 

Как ­определить:

Умеет слушать и сочувствовать. Анамнез может собирать целый час. Всех своих пациентов знает по имени-отчеству, вникает в тонкости и хитросплетения их семейной жизни, окружает их неформальной заботой и вниманием. Немного суетлив. С готовностью откликается на все пожелания больного, пусть даже довольно странные. Пациенты быстро к такому отношению привыкают, наглеют и садятся на шею, к чему доктор относится ­снисходительно.

 

Как ­общаться:

Дружить. Если вам доведется лечить в родном учреждении своего родственника и представитель этого типажа согласится им заниматься, ему будут обеспечены все возможные и невозможные исследования и ­консультации.

 

Если это вы, ­то…

…старайтесь все‑таки помнить, что больных много, а вы у себя ­один.

 

8. Обиженный на жизнь

 

Как ­определить:

Его девиз — «Как платят, так и работаю». Всегда всем недоволен. Никто его не ценит по достоинству, зарплата маленькая, пациенты некомплаентные, начальство придирается. Любые новости, будь то смена руководства, изменение требований к работе или прочитанная в журнале статья о работе аналогичного отделения в Израиле, вызывают только раздражение. Совещания и утренние конференции тихо или демонстративно саботирует. Всегда готов к скандалу и вспыхивает от любой искры. Однако никаких действий, чтобы что‑то в своей жизни изменить, не предпринимает, плывет по течению. Знаниями не блещет, повысить свой образовательный уровень не стремится, ибо не видит смысла. К больным совершенно ­равнодушен.

 

Как ­общаться:

Будьте осторожны, подобный образ мыслей ­заразителен.

 

Если это вы, ­то…

…подумайте, а не завышена ли у вас самооценка? Если нет — может быть, не все так плохо? Иногда и больному к обоюдной радости удается помочь, и с начмедом найти общий язык. А если ситуация представляется совершенно беспросветной и ничто не радует, стоит ли мучаться на этой работе еще несколько ­десятилетий?

 

9. Врач-фанатик

 

Как ­определить:

Его жизнь состоит исключительно из медицины, все остальное, включая семью, — по остаточному ­принципу.

Поэтому семьи у представителей этого типажа часто нет, и на работе он в буквальном смысле днюет и ночует. С удовольствием занимается самыми сложными ­больными.

Всегда полон идей и любит ломать стереотипы. На неформальных мероприятиях оживляется только тогда, когда речь заходит о больных и ­болезнях.

 

Как ­общаться:

Какое‑либо общение у вас получится, если такой доктор ощутит в вас родственную душу. В противном случае он вас просто не будет ­замечать.

 

Если это вы, ­то…

…помните о таком явлении, как профессиональное выгорание. Вам оно грозит в первую ­очередь.

 

10. Врач-Бэтмен

 

Как ­определить:

Чаще всего это реаниматологи, врачи хирургических специальностей, врачи неотложной помощи. Врач-спасатель воспринимает в качестве больных только нуждающихся в реанимационных мероприятиях. Во всех остальных случаях равнодушно машет рукой — ерунда, само пройдет. За эту особенность родственники и знакомые относятся к нему, как к врачу, весьма ­скептически.

 

Как ­общаться:

Не приставать c несерьезными вопросами и учитывать, что сдержанность, переходящая в сухость, — тоже скорее… профессиональная, а не личностная ­особенность.

 

Если это вы, ­то…

…не смотрите свысока на простых смертных, чья работа менее экстремальна. Пациентам с язвенной болезнью и синуситами, а также хандрящим старушкам тоже должен кто‑то ­помогать.

 

11. Врач-коммерсант

 

Как ­определить:

Такой врач как профессионал ничем особенным от коллег не отличается, но умеет из всего извлечь материальную выгоду, как для учреждения, так и лично для себя. Легко находит общий язык с медпредами, они чуют в нем своего. На пациентов действует гипнотически, и они с удовольствием оплачивают даже то, за что платить в принципе не ­должны.

 

Как ­общаться:

Если вы «не из таких» и считаете, что коммерция и медицина несовместимы, все равно не тратьте нервы и силы на попытки выразить доктору с предпринимательской жилкой свое глубокое презрение — оно никакого впечатления на него не ­произведет.

 

Если это вы, ­то…

…поменьше афишируйте свое благосостояние и не рассуждайте в коллективе об умении и неумении жить, это изрядно раздражает коллег и некоторых ­пациентов.

 

12. Врачи с известной фамилией

 

Как ­определить:

Звезд с неба, как правило, не хватают, при этом уверены в себе и безмятежны — знают, что родитель пропасть не даст. В коллективе к ним относятся сдержанно, но терпят — все равно деваться ­некуда.

 

Как ­общаться:

От них нет ни большой пользы, ни большого вреда, и на события в подразделении они влияния не оказывают. Можно и не общаться, особенно если они вас ­раздражают.

 

Если это вы, ­то…

…к вам всегда будут относиться предвзято, пусть явно этого не показывая. Если это имеет для вас значение и неприятно, скромность и приветливость в общении со всеми, включая санитарок, рано или поздно растопит лед в ­отношениях.

 

13. Врач-дипломат

 

Как ­определить:

Необходимость общения с вышестоящим начальством вырабатывает у него выдержку и невозмутимость одновременно с умением чувствовать тончайшие нюансы начальственного настроения и предугадывать руководящие действия. Высший пилотаж — это дипломат, удержавшийся на должности после смены главного врача. Вынужден вникать в конфликты, возникающие между сотрудниками, поэтому все про всех ­знает.

 

Как ­общаться:

Наиболее разумную стратегию в общении с руководством сформулировал еще Александр Пушкин в пожелании «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская ­любовь».

 

Если это вы, ­то…

…в психологических советах вы точно не ­нуждаетесь.

 

14. Врач-альтернативщик

 

Как ­определить:

Внезапно впадает в увлечение какой‑то псевдомедицинской ересью — диагностикой по Фоллю, магнитными стельками или экстрасенсорикой. Активно распространяет полюбившуюся методику и сопутствующие ей изделия среди пациентов и ­коллег.

Среди представителей этого типажа искренне верующих в волшебный метод и прожженных циников, обогащающихся на доверчивости людей, примерно ­поровну.

 

Как ­общаться:

Если доктор позиционирует обретенный метод как дополнение к традиционно принятым, можно выражать свое отношение к вопросу периодическим незлым подкалыванием. Но врач, преподносящий пирамидотерапию как панацею от всего, рано или поздно навлечет на подразделение позор и скандал на уровне облздрава, и мириться с этим ­нельзя.

 

Если это вы, ­то…

…ради того хорошего, что было когда‑то между вами и медициной, уходите продавать свои чудо-средства в какое‑нибудь немедицинское ­учреждение.

 

15. Врач — старый циник

 

Как ­определить:

Его реакция на окружающую действительность выглядит как горькая ирония. Это высококвалифицированный эрудированный специалист с большим стажем и опытом работы и отточенным интеллектом, он знает о мире почти все. И после того, как вся жизнь, а часто и здоровье, были отданы медицине, он пришел к пониманию того, что впереди не почет, уважение и обеспеченная старость, а копеечная пенсия и вынужденная необходимость работать практически до гробовой доски и терпеть придирки начальства, а изменить ничего уже ­нельзя.

 

Как ­общаться:

Ценить, слушать и запоминать каждое слово, потому что скоро таких докторов не ­останется.

 

Если это вы, ­то…

…простите тех окружающих, кто не осознает вашего величия. Когда‑нибудь ­поймут.

 

www.katrenstyle.ru

ПРАВИЛА ЧУТКОГО РУКОВОДСТВА - Журнал «Катрен Стиль»

Бизнес-тренер Марина Почивалова о том, как начинающему руководителю повысить свой авторитет в глазах опытных сотрудников

Марина Почивалова (Москва) — сертифицированный бизнес-тренер, карьерный коуч (Международный Эриксоновский Университет, Канада). Занимается проектами развития сотрудников крупного и среднего бизнеса в России и СНГ. Ведет частную практику с клиентами, которые хотят продвигаться в карьере и поддерживать баланс в своей ­жизни.

 

Образ идеального руководителя

Самый главный вопрос, на который ищет ответ молодой руководитель, звучит примерно так: «Как мне стать авторитетом для своих сотрудников?». Ведь часто мы начинаем свою работу не с нуля. Уже описаны основные технологии работы, есть штат, который начал свою работу до вашего прихода, закреплена определенная система оплаты труда. И когда работа уже идет по намеченному пути, с порога устанавливать свои правила не получится. Но и плыть по течению управленцу нельзя. Во всем следуя за своими подчиненными, руководитель становится беспомощным в ситуации малейшего сопротивления. Например, в ситуации изменений, когда до коллектива важно донести необходимость работать в других условиях. Таким образом, именно авторитет дает возможность влиять на опытных сотрудников и управлять результатом их работы. И именно увеличение собственного авторитета в глазах подчиненных поможет эффективно построить взаимодействие с ­ними.

 

Возможно, вы уже имеете управленческий опыт, или вы еще в самом начале пути. А может быть, вы растите нового руководителя и хотите передать ему свой опыт в виде простой технологии. В любом случае первое, с чего стоит начать, — определить, из чего складывается образ авторитетного руководителя лично для вас и для ваших подчиненных. Прямо сейчас можно сделать простое упражнение: заглянуть в свой собственный жизненный опыт. И лучше это сделать с ручкой и листом бумаги в ­руках.

 

Упражнение № 1

Авторитетный руководитель — кто ­он?

Вспомните тех людей, под чьим руководством вы работали эффективно. Это могут быть руководители с вашей работы или просто люди, под управлением которых вы что‑то сделали: организовали праздник для друзей, выезд на природу, выполнили проект в университете или что‑то ­еще.

Запишите на листе ответы на ­вопросы:

— что такого умел мой руководитель, что делало его для меня ­авторитетом?

— какими личными качествами обладал, на какие принципы и ценности ориентировался в ­работе?

— каким (-ой) был (-а) я рядом с руководителем, который был для меня ­авторитетом?

— какие поступки моего руководителя произвели на меня особое впечатление? Что особенно вызывало мое уважение к этому ­человеку?

7–10 минут работы над этими вопросами дают нам устойчивые ориентиры, лучше проясняют образ и модель поведения руководителя, который пользуется авторитетом в глазах своего коллектива. Крайне полезно задать эти вопросы кому‑нибудь из своего профессионального окружения. Если с кем‑то из ваших сотрудников уже сложились доверительные отношения, то можно в неформальной беседе задать эти вопросы и им. И внимательно, с интересом послушать. За две-три беседы вы имеете шанс узнать больше, чем за полгода обучения на курсах по ­менеджменту.

 

Если вам еще только предстоит выстраивать отношения с опытным коллективом, вы можете открыто пригласить коллег к разговору об их ожиданиях. Скажите прямо, что хотите с самого начала работать на то, чтобы в максимально возможном объеме учитывались интересы и бизнеса, и персонала. После выберите время для разговора с сотрудником о его опыте, опыте работы под руководством разных людей. Во время разговора будьте готовы к тому, что раньше ему таких вопросов не задавали или задавали крайне редко. Чтобы сформулировать ответы, может потребоваться время и уточняющие вопросы. И главное — объясните важность и пользу такого разговора для самого сотрудника. Иначе вместо откровенного разговора может получиться ­допрос.

 

Пример из практики

Сюрприз для начальника

Полгода назад я проводила мини-обучение для заведующих и директоров аптек небольшой сети. В тренинге принимал участие один из собственников бизнеса. Он на несколько лет моложе всех своих работников. В начале обучения руководители проделали описанное упражнение в группе — ответили на эти вопросы сначала для себя, а потом поделились результатами с коллегами. Самым удивительным открытием для собственника и для нескольких директоров стало то, что их сотрудники считают их авторитетными совсем не за те поступки и умения, которые они сами для себя выделили как значимые. Умение собственника выйти за первый стол и показать высший класс в увеличении среднего чека имело гораздо больший вес для подчиненных, чем способность отладить рабочий процесс. Проявление уважения к сотруднику в тех ситуациях, когда он неправ, было одним из главных моментов, который ценили заведующие в профессиональных качествах своего директора. Хотя он во главу угла ставил умение твердо отстаивать свою ­позицию.

 

Возможные фразы начала разговора

 

Если вы — новый ­руководитель:

— Марина Анатольевна, я вижу, что Вам удается хорошо справляться с Вашими обязанностями. Чтобы наша совместная работа была слаженной, мне важно узнать: каким образом я мог (-ла) бы поддержать Вас как руководитель? Мне интересен Ваш прежний опыт работы с руководителями, и я хочу задать Вам несколько вопросов. ­Хорошо?

 

Если вы возглавляете коллектив уже более 3–5 месяцев и ощущаете некоторое напряжение в ­отношениях:

— Ольга Петровна, мы работаем вместе уже не первый день. Я знаю, что в целом нам удается достигать взаимопонимания, но иногда я вижу, что мои действия идут вразрез с Вашими ожиданиями. Мне бы хотелось об этом поговорить и, возможно, найти решение, которое поможет нашей совместной ­работе.

Формулировки могут быть любыми, но главный посыл всегда должен быть таким: разговор несет пользу ­сотруднику.

Выслушав, поделитесь своими ответами на эти вопросы. Подчеркните то, что показалось вам схожим.

 

­Например:

— Совсем недавно я подумала про своего первого руководителя в аптеке «Х». И мне тоже вспомнилось, как у нас произошла ситуация…. И он сделал…. Тогда для меня было очень ­важно…

Поблагодарите сотрудника за разговор. Даже если вы не узнали много нового, или с первого раза разговор прошел не так откровенно, как вам хотелось бы, вы создали возможность для открытого диалога. Придерживаясь дальше линии открытого общения, вы постепенно формируете культуру, в которой можно и нужно говорить о том, что помогает в вашей совместной работе, а что ­мешает.

 

Важный момент: если предложенный вариант кажется вам серьезным испытанием, имеет смысл посоветоваться с кем‑то из опытных руководителей или обратиться за профессиональной консультацией к специалисту по развитию управленческих ­навыков.

 

Из чего строится авторитет

Когда образ авторитетного руководителя понятен, можно осознанно использовать источники вашего авторитета. У каждого руководителя, даже начинающего, есть четыре основных источника влияния на ­сотрудников:

  • Должность руководителя
  • Полномочия поощрять и принуждать
  • Экспертность

Личностные качества и профессиональные навыки

В условиях современной ситуации на фармацевтическом рынке успешные руководители намного больше опираются на собственную экспертность и личные качества и реже — на свой статус, должность и полномочия руководителя. Давайте посмотрим, как используются эти четыре источника на примере руководителя аптечного ­предприятия.

 

Должность руководителя

Заведующие и директора аптек осуществляют задачи, обозначенные головным офисом или собственником бизнеса. Решения, которые принимает руководитель, основываются на целях, поставленных перед бизнесом. И, в теории, подчиненные должны выполнять задачи прямого руководителя без возражений. Однако на практике это не всегда так. Если у нового сотрудника крайне редко возникают сомнения в правильности решений руководителя, то у его опытного коллеги может быть своя точка зрения, которая не совпадает с мнением ­начальства.

 

То есть сама по себе должность руководителя является относительно слабым источником влияния на опытного сотрудника. Если это единственное, на что вы можете опереться, то в первых же затруднительных ситуациях в вашем лексиконе появятся заявления типа «я здесь руководитель, и поэтому все делают, как я сказал». Такой стиль управления принято называть авторитарным, и в фармацевтическом бизнесе он все менее и менее эффективен. Сегодня большинство работников аптеки хорошо понимают, что при наличии опыта и квалификации они смогут найти себе аналогичную работу. А если так, какой смысл работать под руководством человека, который ведет себя ­жестко?

 

Однако иногда авторитарный стиль руководства становится оправдан. Если руководителю пока не удалось наладить отношения, а от скорости выполнения поставленной задачи зависит многое — имеет смысл ставить задачи твердо. То есть четко объяснить, каких действий вы ожидаете от сотрудников, и дать понять, что задача должна быть выполнена в обязательном порядке. При этом даже в авторитарном стиле руководства важно использовать корректные формулировки, особенно в случае возражений.

 

Например:

— Я знаю, что последнее время мы работаем в напряженном графике, но провести переоценку нужно до четверга, и я поручаю эту задачу именно ­тебе.

— Я понимаю, что эта задача трудновыполнима, но, к сожалению, у меня нет возможности ее обсуждать. Это надо сделать завтра в полном ­объеме.

— В другой ситуации я бы, возможно, поступил (-а) иначе. Но сейчас необходимо сделать именно ­так.

Полномочия поощрять

Любая руководящая должность предполагает возможность поощрять своих работников. Чем должность выше, тем больше инструментов и способов находится в руках управленца. Например, заведующая аптекой может повлиять на график работы сотрудника, если ему вдруг надо посетить собрание в школе или уехать по личному вопросу. Заместитель директора небольшой сети может определить, в какую из аптек выйдет на работу новый первостольник. Даже такие мелочи, как новая форма или призы за сбытовые акции с поставщиками или производителями, — всё это элементы системы поощрений, которые распределяет руководитель. Уделенное время и внимание к проблемам подчиненных — тоже своего рода способ поощрения. Если руководитель использует свои полномочия поощрять по справедливости, поддерживает эффективных сотрудников и ограничивает в ресурсах малоэффективных и нелояльных, он расширяет свое влияние на коллектив в целом. Однако если начальник выбрал себе «любимчиков» и им идет на уступки, а потребности других игнорирует — отношения ухудшаются. Так авторитет руководителя постепенно сходит на ­нет.

 

Пример из жизни

Особое отношение

Валерия Сергеевна, молодая заведующая аптекой, работает в этой должности недавно. В подчинении у нее четыре провизора и два фармацевта. Персонал аптеки работает по сменам, в режиме «два через два». Ольга — провизор из первой смены, вышла на работу почти одновременно с Валерией Сергеевной. У них быстро сложились теплые отношения. Ольга — молодая мама и часто просит поменяться с ней коллег из второй смены. Это не всегда удобно, но Валерия Сергеевна всегда поддерживает Ольгу, поэтому меняться приходится. Между собой работники первого стола иронично шутят, что им, наверно, стоит уйти в декрет, чтобы тоже пользоваться ­привилегиями.

 

Чтобы полномочия поощрять усилили влияние молодого руководителя, стоит помнить о простых ­вещах:

  • Поощряйте тех, кто хорошо выполняет свою работу и лоялен к ­аптеке;
  • Механизм распределения поощрений и ресурсов должен быть понятен членам ­коллектива;
  • Создавайте правила распределения привилегий: если коллектив готов взять на себя работу кого‑то из сотрудников, значит, он вправе рассчитывать на аналогичные ­уступки.

Экспертность

Очевидно, что чем больше знания и умения руководителя, тем большим он пользуется авторитетом. Но как же стать экспертом для тех, кто трудится в аптеке лет на десять, а то и на двадцать дольше, чем вы? Начать стоит с тех областей, в которых вы действительно можете решить проблемы сотрудников. Например, ваши первостольники отлично знают препараты и неплохо продают, а ваш опыт продаж не так велик. Попробуйте посмотреть с другой стороны. Наверняка вам что‑то уже сегодня удается хорошо. Может быть, вы часто сталкивались с ситуациями претензий и жалоб и можете поделиться опытом решения подобных проблем? А может, вы видите, что кто‑то из работников, несмотря на свой опыт, не умеет справляться со стрессом, или работа по новым правилам поставила его в ­тупик?

В такой ситуации даже начинающая заведующая, которая поговорит по душам, даст выговориться и мягко предложит свою помощь в виде конкретных действий, покажет себя умелым ­руководителем.

 

Как составить такую ­беседу:

1) Приглашение к разговору

— Светлана Сергеевна, я вижу, что новые условия работы доставляют определенные неудобства. А что именно смущает в этой ­ситуации?

2) Руководитель слушает и не перебивает, старается понять, что же в действительности вызывает напряжение. Не подсказывает и не дает советов, пока сотрудник не ­выскажется

3) Руководитель делится своим опытом, примером в аналогичной ситуации и предлагает помощь, конкретное решение

— Светлана Сергеевна, мне важно, что мы смогли обсудить эту ситуацию. Хотя я работала за первым столом всего четыре года, мне несколько раз «повезло» пережить смену руководства сети, и каждый раз мы работали по‑новому. И не обходилось без обязательств по маркетинговым договорам. Вначале меня совсем не устраивали требования осуществлять кросс-продажи. Но потом мы сами составили свои схемы предложения препаратов именно тем клиентам, которым они необходимы. Я сейчас готовлю что‑то похожее для нас. Чтобы у нас не происходило «впаривания», а было именно адресное ­предложение.

4) По возможности руководитель вовлекает сотрудника в решение

— Сможете посмотреть на мои наработки и дать свою профессиональную ­оценку?

«Конечно, — может подумать читатель, — здорово, если есть такой опыт или такие наработки. А вот если их нет, что тогда? Если я не знаю, как разрешать стрессовые ситуации и работать со сложными клиентами, то что делать?» Мой ответ может прозвучать несколько жестко: иногда эксперта от неэксперта отличает пятьдесят прочитанных книг и десять встреч с профессионалами. Если на позиции руководителя вы каким‑то чудом оказались вообще без опыта работы в аптеке, тогда вперед — общаться с практиками этого дела, читать литературу практической направленности и, пардон, собирать грабли. Без негативного опыта не всегда удается сразу получить ­позитивный.

  • Организуйте в аптеке «обмен знаниями» — два раза в неделю сотрудники общаются друг с другом и делают обзор о группе препаратов и методах, помогающих их продавать. Поделитесь своими идеями и наработками, в атмосфере общего обмена знаниями проще показать себя профессионалом, не примеряя роль всезнающего гуру, которая отталкивает опытный ­персонал;
  • Общайтесь с медицинскими представителями. Одна из их задач — построить крепкие отношения с работниками первого стола аптеки и, кто знает, может быть, они поделятся существенной ­информацией;
  • Если у вас есть возможность посещать тренинги для руководителей аптек — подготовьте список вопросов и вперед, на обучение. Даже короткий круг-лый стол или тренинг от производителей или дистрибьюторов — это возможность познакомиться и поделиться бесценным ­опытом.

Личные качества и профессиональные навыки

Самый мощный источник влияния для руководителя — это личные качества, которые делают его значимым в глазах сотрудников. Существует много примеров в практике руководства людьми, которые это подтверждают. А по данным исследователей австралийского Института нейролидерства, современные исследования мозга показывают: такие важные моменты, как уважение со стороны руководителя и чувство, что решения принимаются справедливо, не просто обусловлены морально-этическими нормами, но и подкрепляются на уровне физиологии. Другими словами, если руководитель демонстрирует уважительное отношение к подчиненным и в его управленческих решениях есть обоснованность и справедливость, это создает определенный уровень физического (!), а не только психологического комфорта. Какие же «внутренние правила» руководителя повышают его значимость в глазах опытных сотрудников? Большинство из них исходит из уважительного отношения к ­персоналу:

 

1) Признавайте заслуги публично, критикуйте один на один

Всем, даже проработавшим на одном месте много лет, хочется, чтобы их вклад в работу был признан. Традиция искренней благодарности и публичного признания заслуг очень важна. Выберите время и еженедельно публично признавайте вклад коллег в работу. Если возникает повод похвалить кого‑то из команды, используйте этот повод. Любая критика же должна быть высказана с глазу на глаз. Практика «публичных порок» унижает достоинство сотрудника и снижает ваш статус не только в его глазах, но и в глазах остального ­коллектива.

 

2) Отстаивайте своих подчиненных перед руководством

Ситуации бывают разные, но разбираться в них надо на своем уровне. Если у руководства есть объективные причины быть недовольным кем‑то из ваших непосредственных подопечных, берите на себя задачу это решить. Всегда можно обратиться за помощью или рекомендацией к кому‑то из опытных руководителей, но не нужно отдавать им инициативу в решении проблемы. Если же вашего человека обвинили необъективно, умение отстоять его правоту усилит ваш авторитет, а значит, и влияние на ­сотрудника.

 

3) Будьте гибким

Даже в таком моменте, как постановка задачи, есть как минимум четыре разных варианта действий. Начинающему и неуверенному работнику важно все разъяснить по шагам и поддержать эмоционально, опытному сотруднику иногда достаточно просто сказать, что надо делать и в какие сроки важно получить результат. А иногда имеет смысл обсуждать какие‑то задачи только после поддерживающего разговора, ведь даже у опытного сотрудника бывают моменты напряжения и потери уверенности. Готовность управленца осознанно выбрать линию своего поведения сигнализирует подчиненным об очень важном факте — во время разговора с ними фокус внимания руководителя находится на них, а не на самом ­себе.

 

Чтобы эти правила начали работать уже сегодня, заведите себе привычку вспоминать о них перед разговором с подчиненными. И просто привносите что‑то новое в свои действия. Практика показывает, что руководителю важно уметь использовать все источники влияния на сотрудников. Чем больше авторитет основан на личных качествах начальника и его экспертности, тем устойчивее отношения с подчиненными. А если читать между строк, многие перечисленные рекомендации помогают улучшить отношения с окружающими не только на работе, но и за ее пределами. Так что пробуйте, совершенствуйтесь и будьте настойчивы в своем стремлении, ведь для достижения результата часто нужно приложить немалые ­усилия.

www.katrenstyle.ru

Пилюля для империи - Журнал «Катрен Стиль»

Экскурсия в российскую аптеку XIX века: что находилось в скрытых помещениях, сколько платили провизорам и как рекламировали лекарства

Повернем колесо истории: раз, два, три! — и… «всё как встарь: аптека, улица, фонарь!». Обычный день, но город кипит другой жизнью: улицы наполнены шумом цокающих конских копыт, криками газетчиков, трезвоном колоколов. Вольемся в общий ритм и прогуляемся мимо мясных лавок, булочных, кондитерских, аптек. Кстати, в аптеку надо непременно заглянуть.

Устройство аптеки

Это неповторимое сочетание запахов валерианы, эфирных масел, карболки (карболовая кислота, бактерицидное средство, — прим. ред.) и всего того, «что сыпется и льется» в аптеке, встречает нас еще на улице, и потому найти аптеку можно с закрытыми глазами.

Войдя в аптеку, мы попадаем в большой зал, разделенный прилавком на «приемную» и «рецептурную» комнаты. Стол рецептариуса оснащен весами, набором гирек1, счетами. Вдоль стен — шкафы с множеством ящичков для хранения лекарств. В глубине рецептурной оборудовано место для изготовления лекарственных форм. Изготовление лекарств по рецептам выполняет провизор лично, и только в его отсутствие помощнику провизора дозволяется самостоятельно составлять лекарства. Фармацевтические работы ведутся за высокими столами — работать можно только стоя.

01_160318.png

Незримыми остаются еще несколько помещений аптеки: материальная комната для хранения запасов, лаборатория для проведения химических и фармацевтических работ, коктория, ледник, сушильня и сухой подвал. Такой минимальный набор помещений был обязательным условием при открытии новой аптеки.

Цены, зарплаты и контролирующие органы

Управление аптекой законодательно доверялось только провизору. Для открытия новой аптеки следовало направить «Представление» в Губернское Врачебное Управление. Одобрительное решение выдавалось при наличии 10–12 тысяч населения на одну аптеку. Получив решение Врачебного Управления, провизор обращается с прошением к губернатору о разрешении открытия аптеки.

02_160318.png

Врачебные управления, контролировавшие деятельность аптек, входили в состав Управления внутренних дел Российской империи, что свидетельствует о том особом значении, которое придавалось аптекам.

Все важные фармацевтические процессы были подконтрольны и отражались в специальных журналах. «Рецептурная книга», «Книга ручных продаж» и «Книга ядов» прошнуровывались и опечатывались. Каждая аптека должна была вести «Лабораторную книгу», где фиксировались все изготавливаемые для свободной продажи лекарства. В пользовании аптечного персонала обязательно были фармакопея, список врачей, имеющих право врачебной практики, а также «Аптекарская такса». Такса устанавливала стоимость не только лекарственных веществ, но и цену на «образ их приготовления».

«Аптекарская такса» составлялась совещательно владельцами столичных аптек и печаталась с разрешения Врачебного Управления Российской империи. Утвержденной таксе придавалось законодательное значение, и она действовала на территории всей империи. Строгое соблюдение установленных цен закреплено пунктом 12 Аптекарского Устава, действующего с 1789 года до начала XX века: «Аптекарь за отпускаемые лекарства должен взимать цену в изданной таксе означенную. Когда же какого‑то лекарства цена впредь возвысится или уменьшится, тогда об оном обществу от Государственной Медицинской Коллегии возвестится».

03_160318.png

Фармацевтическое образование

Обучение аптечному делу было кустарным. В возрасте 12–14 лет молодых людей2, окончивших 4 класса гимназии, принимали в аптеки в качестве учеников. Надо сказать, что в аптекарские ученики-гимназисты шли неохотно и дефицит фармацевтических кадров в России был всегда. Как ни странно, но одним из важных аргументов нежелания обучаться аптечному делу было название должности — «ученик». Только что радостно расставшиеся со «школярством» гимназисты никак не хотели вновь обрести на 3–4 года унизительное звание «ученика». Отважившиеся стать на путь овладения аптечными науками и принявшие ученичество, попадали в совершенно бесправное положение, сравнимое разве что с рабством.

По истечении не менее трех лет ученичества нужно было сдать экзамен на помощника провизора. Но и в новой должности работать приходилось по 14–16 часов в сутки, ночных дежурств иногда выпадало до 15 в месяц, а после ночной смены поспать не удавалось. Для отдыха помощник провизора имел законные полдня в неделю и два воскресенья в месяц.

Помощник провизора, отработав три года в аптеке и прослушав курс лекций при Медицинском университете, имел право сдать экзамен на звание провизора.

04_160318s.png

Необычный ассортимент и реклама

В XIX — начале XX века в ассортименте аптек непременно были препараты опия, широко используемые в качестве обезболивающих средств не только для взрослых, но и для детей. Детский сироп с 0,2 %-ным содержанием морфина, выпускаемый компанией Beggs Manufacturing Company, рекомендовалось использовать при прорезывании зубов у младенцев.

Для снятия боли в горле в аптеках можно было приобрести леденцы с кокаином, а препараты с амфетаминами назначались как от головной боли, так и при воспалении легких.

Открытый в 1898 году героин сразу стал универсальным лекарством широкого спектра действия: его прописывали при желудочных и сердечных болях, подагре, гриппе как эффективное средство от кашля для детей и проч.

Широкое использование печатного слова, породившее рекламу для продвижения торговли, оказало сильное воздействие на торговлю лекарственными средствами, наполнив аптеки множеством «модных» лекарств. Производители, оформив патент на придуманный ими состав, могли продавать его, не раскрывая рецептуры. Реклама патентных средств заполнила страницы газет и журналов, печатались афиши и почтовые открытки с рекламой чудо-лекарств.

05_160318.png 06_160318.png

Такими «тайными лекарствами» часто пользовались шарлатаны, приписывая снадобьям чудодейственные свойства. В лучшем случае эти составы не способствовали выздоровлению, в худшем — оказывали пагубное влияние на пациента, вплоть до смерти. Фармацевтическая общественность в меру своих сил боролась с продажей «тайных» лекарств3, но зачастую оказывалась бессильной перед желанием людей обладать чудо-средством и стремлением некоторых хозяев аптек увеличить свой доход.

В XX веке список продаваемых «тайных» средств сократили до минимума, но некоторые составы популярны и сегодня, в том числе и в России4.

Фармацевтическое сообщество

Особенностью фармацевтического сословия прошлых веков была высокая социальная активность и профессиональная сплоченность. Аптечные служащие и владельцы аптек объединялись в местные и общероссийские фармацевтические общества, стараясь совместными усилиями решать актуальные задачи и развивать аптечное дело. Периодические издания, выпускаемые Российским фармацевтическим обществом, были трибуной обсуждения важных вопросов. Редакции профессиональных журналов и газет оказывали помощь коллегам: они были и биржей труда,

07_160318.png 08_160318.png

и доской объявлений по закупке товаров,

09_160318.png

и организатором помощи нуждающимся,

10_160318.png 11_160318.png

и площадкой с предложениями по продаже бизнеса.

12_160318.png 13_160318.png

От редактора:

Узнать все эти детали и вернуться в прошлое аптечного дела позволяют документы и пресса тех лет. Именно из этих беспристрастных источников, отображающих действительность без прикрас и политических спекуляций с историей, мы можем почерпнуть самое интересное и важное для наших кратких экскурсов. Если у вас есть такие старые документы, книги или журналы — просим поделиться с нами их электронной копией. Мы постараемся внимательно изучить их и рассказать о прошлом фармацевтики всем нашим читателям.

Источники

  1. Российская аптекарская весовая система претерпевала периодические изменения. В XVIII веке был утвержден равный 358,323 грамма нюрнбергский аптекарский фунт. Одна двенадцатая часть аптекарского фунта составляла 1 унцию, которая в свою очередь делилась на драхмы, скрупулы, граны. Эта система мер использовалась в российских аптеках до 1927 года.
  2. До 1887 года работать в аптеке имели право только мужчины. В связи с острой нехваткой фармспециалистов Медицинский Департамент в 1888 году был вынужден дать согласие на прием женщин в качестве аптекарских учениц. Далее, после трех лет работы, они могли сдавать экзамен на звание помощника провизора и в дальнейшем — на провизора, однако, к экзаменам они должны были готовиться самостоятельно, так как в университетские лаборатории женщины по‑прежнему не допускались.
  3. Из материалов Первого международного съезда депутатов от европейских фармацевтических сообществ: «В медицине и фармации не должно существовать «тайных лекарств», принимая во внимание, что большей частью невозможно открыть, действительно ли тайные средства содержат именно те составные части, о которых заявлено правительству» («Фармацевтический листок», № 11, 1865 г.).
  4. Классическим примером тайного средства может служить напиток «Кока-Кола», переведенный со временем из разряда лекарств в пищевые продукты. Состав «Кока-Колы» в 1886 году придумал фармацевт Джон Пембертон как бодрящее средство, излечивающее многие болезни от уныния до импотенции. Спустя 6 лет Пембертон продал рецепт Асу Кэндперу, превратившему «Кока-Колу» в национальный напиток. В связи с борьбой общества против массового употребления наркотических средств из состава напитка был исключен кокаин: в производстве «Кока-Колы» стали использовать уже «выжатые» от сока листья колы. Семейство Кэдперов до сих пор является правообладателем фирменного состава, который имеют право знать только 2 человека. Рецепт напитка до недавнего времени хранился в одном из банков Атланты, в настоящее время перемещен в специальное хранилище Музея Кока-Колы.

www.katrenstyle.ru

Лекарственная дистанция - Журнал «Катрен Стиль»

Самвел Григорян о том, что важно знать об аптечных интернет-услугах

С развитием современных технологий тема «лекарства и Интернет» становится всё более актуальной. Миллионы людей настолько привыкли совершать привычные каждодневные действия посредством Всемирной сети — включая приобретение товаров и услуг, — что без доступа к ней испытывают ощущение беспомощности. И в этом нет ничего удивительного — точно также немыслима современная жизнь без телефона или электричества.

Интернет как лекарство

Но было бы неверно считать Интернет вредной привычкой, от которой трудно или невозможно отказаться. Скорее, его можно уподобить лекарству, которое при надлежащем применении приносит человеку большую пользу, при неправильном и чрезмерном — оборачивается «побочными эффектами» и «нежелательными реакциями».

К преимуществам Интернета, например, можно отнести то, что благодаря ему необходимые товары «обретают ноги», то есть в буквальном смысле слова «сами приходят» по адресу покупателя. По улицам больших и малых городов передвигаются тысячи курьеров, доставляющие на дом либо в офис книги, мобильные телефоны, бытовую и оргтехнику, цветочные букеты на радость любимым женщинам и многое другое. Можно вспомнить также онлайн-бронирование авиа-, железнодорожных и театральных билетов, упростившее круговерть досуга и путешествий. Так что «вторжение» интернет-технологий в практику продаж можно только приветствовать — оно невероятно облегчило преодоление дистанции между потребителем и требуемым товаром, а следовательно, и жизнь миллионов людей.

Запрет дистанционных продаж

Но, как часто говорится по разным поводам, лекарства — товар особый, к ним не всегда можно применить то, что применимо к большинству других групп товаров. Это отличие касается даже самой возможности дистанционных продаж. Вряд ли в мире найдется более-менее развитое государство, в котором запрещено продавать через Интернет, например, книги, компьютеры, канцелярские товары и т. д.

А вот дистанционные продажи лекарств в некоторых странах запрещены, во многих — ограниченны. В частности, во Франции, Дании, Ирландии, Латвии, Венгрии разрешено бронировать онлайн и доставлять по адресу заказчика только безрецептурные препараты. В других участниках ЕС — Германии, Великобритании, Нидерландах, Швеции, Эстонии — данное разрешение распространяется и на часть препаратов, отпускаемых по рецепту, разумеется, с условием, что он будет предъявлен при доставке лекарственного заказа либо электронным способом.

В остальных европейских государствах — Италии, Австрии, Бельгии, Финляндии, Греции, Кипре и др. — запрет дистанционных лекарственных продаж касается как рецептурных, так и безрецептурных наименований. К числу таких стран относится и Россия. В нашей стране запрет дистанционных продаж, кроме лекарств, распространяется, в частности, на изделия из драгоценных металлов и камней, продовольственные товары, за исключением хлебобулочных и кондитерских изделий в упаковке производителя, мороженое, алкогольные напитки и пиво.

Запрет дистанционных продаж лекарств, по сути, сводится к недопустимости их доставки аптекой по адресу заказчика. Смысл данного ограничения состоит в гарантированном обеспечении следующего принципа: лекарства должны отпускаться населению только в специализированных (аптечных) учреждениях и исключительно фармацевтическими специалистами, провизорами либо фармацевтами.

Прежде всего, обозначим границы этого запрета. Российским аптекам и лекарственным сервисам, конечно, не запрещено заводить собственные интернет-сайты, наполнять их информацией о предлагаемых лекарствах, включая тексты инструкций по медицинскому применению. Кроме того, аптечные организации вправе «бороться за клиента», то есть рекламировать себя на просторах интернет-сети — разумеется, соблюдая нормы рекламного и лекарственного законодательства. Не «противопоказана» также онлайн-оплата потребителями требуемых лекарственных препаратов — посредством банковской карты либо каким‑либо иным «виртуальным» способом.

Что такое хорошо и что такое плохо

Прочитав эти строки, многие читатели недоуменно спросят: откуда в таком случае появилось понятие «интернет-аптека» и почему в поисковиках можно натолкнуться на множество объявлений, предлагающих доставку лекарств по адресу покупателя?

Ответ на этот вопрос прост: Интернет, как и жизнь вообще, не ограждает от встреч с вольными или невольными нарушителями законодательства. Постановление Правительства РФ № 81 от 06.02.2002 г. прямо и недвусмысленно запретило продажу лекарственных препаратов методом разносной торговли — при нахождении покупателя на дому, по месту работы и учебы, на улице, транспорте и иных местах вне стационарных мест торговли.

Отдельные аптечные компании и предприятия стараются обойти этот запрет путем привлечения «сторонних» доставщиков, не состоящих в штате их организаций и формально не имеющих к ней отношения. При этом создается представление, что потребитель покупает лекарства не у аптеки (на сайте которой он их забронировал), а у курьера, что по меньшей мере странно, поскольку у последнего не может быть ни лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, ни (скорее всего) фармобразования. Таким образом, потребитель, заказывая доставку лекарств на дом/в офис, берет на себя связанные с этим шагом риски (что, конечно, не снимает ответственность с поставщиков и доставщиков).

На сайтах добросовестных участников сферы лекарственных интернет-услуг нет сообщений о возможности доставки. Эти участники могут представлять собой как отдельные аптеки или аптечные сети, так и мультиаптечные онлайн-проекты, объединившие сотни и тысячи различных фармацевтических организаций. В первом случае на сайте поставщика лекарственных онлайн-услуг обычно присутствует скан аптечной лицензии.

Apteka.ru

Что касается мультиаптечных проектов этой сферы, то самым крупным из них является apteka.ru — федеральный сервис по поиску и заказу* лекарств. По данным на октябрь 2014, он объединяет 9675 аптек, работающих в 1571 населенном пункте страны. То, что проект apteka.ru осуществляется не одной или двумя организациями, а совместными усилиями и интересами тысяч участников фармацевтической отрасли, «разбросанных» по всей стране, является одним из основных его преимуществ.

Сайт apteka.ru прост и удобен в использовании. То же самое можно сказать и о самом сервисе. На страницах сайта доходчиво — с использованием картинок-скриншотов — объясняется, как на нем зарегистрироваться и сделать заказ, как он будет обработан, когда и где его можно получить. Всё это излагается не канцелярским, а понятным человеческим языком. Имеется раздел «Часто задаваемые вопросы», для остальных же вопросов предусмотрена обратная связь.

Одно из самых главных достоинств сервиса: во имя создания «удобств» для потребителей — которые в случае с лекарствами скорее являются псевдоудобствами и рисками — он не пытается обойти законодательный запрет онлайн-продаж лекарственных препаратов. На сайте apteka.ru в ответ на частый вопрос «Можно ли заказать доставку лекарств на дом?» поясняется, что дистанционная продажа медикаментов (в том числе с доставкой на дом) запрещена упомянутым выше Постановлением № 81 и что сервис не нарушает законодательства РФ.

В рамках сервиса apteka.ru заказчик имеет возможность выбрать ту из аптек проекта, которую ему удобнее всего будет посетить в указанное время, чтобы оплатить и забрать сформированный заказ. Поскольку лекарства могут отпускаться только в аптечных учреждениях провизорами или фармацевтами, apteka.ru доставляет их не по адресу потребителя, а в ближайшую по его выбору аптеку.

«Пиратский» подход

Строгое соблюдение законодательства выгодно отличает федеральный сервис apteka.ru от других аптечных структур, от имени которых осуществляется доставка лекарственных препаратов по адресу потребителей. Но есть и третий тип сайтов, которых в просторечии тоже называют «интернет-аптеками» (хотя этот термин некорректен, поскольку в условиях запрета дистанционных продаж лекарств никаких «интернет-аптек» в нашей стране быть не может). Их можно назвать злостными нарушителями.

Такие «пираты» не имеют лицензии на фармацевтическую деятельность, словом, работают вне законодательного поля. Их отличает узкий ассортимент, «специализация» на одном-двух «прибыльных» наименованиях. За такими «пиратскими» сайтами нет обычной реальной аптеки (или аптек) с соответствующей лицензией, располагающейся по конкретному адресу. А из‑за выгодных по цене и, как кажется, всеисцеляющих предложений, потребителю очень легко по принципу крылатого пушкинского изречения «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад» попасться на удочку «пиратов».

Потребность в доставке

Тема «аптека и Интернет» — одна из самых сложных, неоднозначных. Запрет дистанционных продаж действует, но насколько он целесообразен в отношении безрецептурных препаратов? Допустим, человек болен и идти до ближайшей аптеки ему не хочется, да порой и не можется. Хорошо, если есть тот, кого можно отправить за лекарствами, но так бывает не всегда. В таких случаях у заболевших людей возникает потребность в доставке лекарств по месту их нахождения.

Здесь есть важный нюанс. В случае с лекарствами потребность в их доставке по адресу потребителя зачастую гораздо более остра и уважительна, чем в тех ситуациях, когда речь идет о других товарах. По каким причинам чаще всего покупатели книг, продовольственных продуктов, различной техники прибегают к услугам интернет-магазинов? Их несколько, назову только две, самые главные из них. Первую зовут «некогда», вторую — «неохота (идти или ехать до магазина)».

К теме аптечных онлайн-услуг и дистанционных продаж мы обращались не так давно (см. «Чат с фармацевтом, или Аптека онлайн», «Катрен-Стиль Фарма», 2014, № 5). Завершая тот разговор, мы отмечали, что не исключены изменения, поскольку Минздрав РФ считает данную проблематику важной и полагает необходимым «четко определить правовой статус интернет-торговли лекарственными средствами», установить требования к ее участникам.

Поиск путей решения (в том числе законодательного) проблемы дистанционного отпуска лекарств идет уже несколько лет, но только в конце прошлого и в течение текущего года эта экспертная работа приобрела конкретную практическую направленность — обозначился вектор на разработку первого российского нормативного правого акта (приказа Минздрава), регулирующего данный вопрос.

На сегодняшний день Минздрав рассматривает два проекта приказа, регулирующих отпуск лекарственных препаратов дистанционным способом. Один из них разработан некоммерческим партнерством «Аптечная гильдия», объединяющим как сетевых, так и несетевых участников фармрозницы в регионах и столице. Другой же подготовлен рабочей группой компании «DSTech» совместно с Союзом профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), Российской ассоциацией аптечных сетей (РААС) и Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК).

Вероятно, в ближайшее время Минздрав определится с выбором взятого за основу проекта и обнародует предлагаемый текст приказа. Так или иначе, продолжение дистанционной темы следует...

www.katrenstyle.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта