Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал на коленке


Журнал на коленке: Куда уходит секс?

Американский интернет интереснее российского: пока у нас обсуждают, сколько раз можно ударить ребенка в воспитательных целях, прежде чем это превратится в побои, и каких женщин можно насиловать, а каких всё-таки нет, там перешли к вопросам более тонким. Например, где проходит грань между изнасилованием и созданием негативного сексуального контекста. Самый последний кейс: известный комик и профеминист Азис Ансари позвал на свидание фотографиню 22 лет. Спойлер: оно прошло настолько плохо, что девушка впоследствии решила — это было изнасилование. И пошла в прессу, когда Азиз получил Golden Globe за свой юмористический сериал Master of None и в речи активно поддержал движение Time's Up.

Письмо, опубликованное на портале babe.net, вызвало поток ответных публикаций и дискуссию: так что все-таки это было, изнасилование или просто плохой секс? Краткое содержание истории:

Свидание началось дома у Ансари, они пили белое вино (девушка предпочитает красное, но, как она подчеркивает, выбрать ей не предложили), затем пошли в ресторан, Ансари слишком быстро расплатился и вот они уже снова у него дома. Он быстро ее раздел и хотел незамедлительно заняться сексом, ей такая скорость казалась не очень комфортной, она подавала невербальные сигналы: отодвигала его руки, отодвигалась сама. В какой-то момент сказала «мне не очень комфортно, давай отдохнем». Ансари каждый раз говорит «конечно, давай, я никуда не тороплюсь», но уже через две минуты опять пытается заняться с ней сексом. В какой-то момент он подводит ее к ростовому зеркалу и спрашивает «Где ты хочешь, чтобы я тебя трахнул? Тут?». В какой-то момент девушка все-таки говорит окончательное нет, Ансари вызывает ей убер, вагинального секса между ними так и не происходит, она чувствует себя как кусок говна и плачет в такси (оригинал на сайте babe.net, я взяла перевод отсюда: Патриархат, гори!).

Изнасилование? Нет. Мерзко? Однозначно да. И вот так мужчины убивают не только секс в своей жизни, но и вообще секс. И надежду на секс у других мужчин, которым отказывают, основываясь на предыдущем негативном опыте. Не злобные фениниздки, запрещающие лапать баб за жопу. Нет. Секс убивают мужчины, насмотревшиеся порнографических роликов в интернетах и вообразившие, что они имеют какое-то отношение к сексу.

Как это сделано

Исходя из описания ночи со слов девушки, что делал Азис? Воспроизводил сюжет рандомного порноролика из интернета: они приезжают к нему, он «проявляет инициативу», она «ломается» — достаточно, чтобы продемонстрировать свою стыдливость и порядочность, но недостаточно, чтобы мужчине стало скучно; а затем они «трахаются» в позе, которую мужчина считает наиболее интересной и приемлемой для себя.

Заинтересован ли мужчина в процессе прелюдии? Нет. В комфорте партнерши? Нет. В ее удовольствии? Снова нет, он даже позу выбирает сам и предлагает, но безальтернативно. Странно, что не прозвучала великая фраза известных и опытных любовников «я сам знаю, как надо». Впрочем, в порно вообще редко говорят, чаще героине ролика просто суют в рот член, она им давится до слез минут пять-десять, а потом вагинальный контакт.

И вот это преподносится как «секс». Это смотрят мальчики, начиная в некоторых случаях с первого класса (знакомая рассказывала, как застала первоклашек за просмотром подобного ролика в библиотеке). Это смотрят юноши в возрасте, когда уже хочется, но никто еще не согласен. Это смотрят молодые мужчины, считающие, что «бабы зажрались». Это смотрят и женщины, потому что у нас на рынке эротики и порнографии не так много вариантов.

И всё это формирует тот самый негативный сексуальный контекст, когда тебе проще вообще отказаться от знакомств, общения и секса с мужчинами, чем на практике выяснять, вот этот директор фирмы нормальный порядочный мужик или очередной любитель без спроса запихнуть тебе член в жопу? Потому что именно это и делают мужчин, изувеченные просмотром порнографии: они пытаются вертеть женщин как кукол и возмущаются, получив отпор.

Последствия

Возмущаются по-разному, надо сказать. Про уровень сексуального насилия на свиданиях сложно судить, в России толком не ведется статистика по этому вопросу. Но в интернетах гуляет предостаточно баек про «бревно в постели», вчитавшись в которые, можно отметить характерные звоночки: не надеясь на свое обаяние, мужчина подпаивает или накуривает женщину и устраивает ей экспресс-погружение в мир БДСМ через шлепки.

А она почему-то недовольна! Мужчины недоумевают, и их можно понять — сперва они смотрят лет -цать ролики, в которых женщины делают глубокий заглот, задирают ноги за уши и стонут под напором дилдо, похожего на гигантскую палку сырокопченой колбасы. А потом сталкиваются с реальностью, где женщинам нужно какое-то там внимание, комфорт, нежность! А дилдо в заднице не нужно. Внезапненько.

С другой стороны, женщины в еще более сложной ситуации: массовая культура внушает нам, будто отношения Анастейши и Кристиана норма, порнография учит, что женское тело способно изгибаться в самых неожиданных вариациях и принимать предметы самого разного размера, а на практике всё это больно, неприятно, душно и хочется убежать. И еще партнер говорит, что ты бревно в постели. Какой тут секс?

Снова проще отказаться, чем терпеть. Одно за другое, но в конечном итоге схема проста: порнография формирует нереалистичные образы; мужчины и женщины потребляют этот контент; мужчина вместо того, чтобы прислушиваться к женщине, пытается склонить ее воспроизводить подсмотренные в порнографии практики; женщина получает негативный сексуальный опыт и решает, что секс не для нее.

***

Я тут не раздаю советы, но из своего опыта могу сказать одно: в жизни очень важно уметь говорить нет и вставать и уходить в ситуации, когда ты чувствуешь, что тебе плохо и тебя не слышат. В этом посте речь идет не о ситуации сексуального насилия, как и в сабжевом кейсе, а только о неудачном свидании, которые, кажется, стали нормой в современном дейтинге. Ни одна из нас, кроме тех, кто вообще не ходит на свидания, не застрахована от подобных случаев.

Но каждая может научиться говорить нет, вставать и уходить.

Другое дело, что подобное поведение мужчины на свидании и в постели вообще не норма. И не должно ею становиться. И вот как бороться с нормализацией жесткого секса и давления на женщину, я не знаю.

womanfromtomsk.blogspot.ru

Журнал на коленке: Журналу на коленке

Пишите только о том, что лично знаете, пережили, серьезно осмыслили и чем были удивлены. Николай Кононов Пока другие только говорили о том, что нужно делать новое медиа, создавать новые интернет-журналы, собирать команду, искать темы, я тихо-мирно писала каждый день понемногу и дописалась до двухлетия скромного непритязательного бложика. Нисколько не претендую на универсальность своего опыта, просто пишу о том, чем живу и что думаю. И, очевидно, мои мысли находят отклик в других женщинах.
Я прекрасно осознаю всю эфемерность того, что делается на голом энтузиазме и на коленке. Сегодня Журнал (и я) есть, а завтра уже нет, и похвастаться в плане роста мне особо нечем, по сравнению с другими томскими блогерами, у которых тысячи подписчиков. Но Журналу два года, я в жизни нигде так долго не работала. Так что не стала отказывать себе в удовольствии и написала пост с капелькой ироничного самолюбования.Вы только представьте, два года назад, в мартовский ветреный (а впрочем, я не помню, какая была погода. это все литературщина из меня прет) день этот малыш появился на свет и пошел первыми нетвердыми шажками вперед, в светлое будущее, полное щедрых рекламодателей и лояльной аудитории. На самом деле все было не так, но историю нужно начинать красиво, даже если в финале ждет расчлененка.
Два года назад я вдруг осознала, что ЖЖ умирает. В комментариях появилось много троллей — и это у меня, в малопосещаемом бложике! — в ТОПе болталось не пойми что, сервис периодически "падал". Возникла мысль об отдельном архиве отзывов на книги, фильмы и сериалы. Так появился Журнал на коленке, который тогда назывался иначе, и в качестве шапки блога использовал морду одной из героинь My little pony.

Если смотреть на всю историю от и до, Журнал стал моим первым осознанным блогом. Пока что не таким популярным, как жежешечка, которую я в 2013 году вела под ником kmaas — тот блог даже в лонг-лист какой-то сибирской премии (ныне несуществующей) входил один раз, зато куда более структурированным и сдержанным. Между этими двумя проектами было два года и другой дневник, но он как раз значения не имеет.

Самым главным изменением за эти два года стало открытие паблика Вконтакте. Оттуда идет большой поток посетительниц, плюс теперь есть записная книжка для заметок "на ходу", которые превращаются или нет в отдельные посты. Например, в блоге теперь рецензии на фильмы появляются только в честь премьер, а все, что я смотрю по вечерам, висит в паблике в виде небольших заметок про кино. С книгами примерно та же история. Так что подписывайтесь, чтобы не пропустить ничего.

Как и полагается порядочной блогерше, в честь праздника написала очередной никому не нужный список банальных истин.Двадцать важных вещей, которые я поняла за два года ведения блога:

  1. Хочешь вести блог — веди. Долгая подготовка убивает желание и потенциал, лучше начать хоть с чего-нибудь, а там разберешься.
  2. Не планируй ничего первый год. Блог должен расти и жить самостоятельно, по наитию. Год — оптимальный срок для того, чтобы и ты сама осознала, зачем тебе все это нужно, и действительно ли ты хочешь именно блог, и аудитория какая-то сформировалась.
  3. Не пытайся успеть везде. Выбери три площадки (один агрегатор блогов и две соцсети в моем случае), и размещай там ссылки на свои посты. Больше все равно не осилишь.
  4. Узко-тематические блоги хороши, когда ты действительно можешь писать на одну и ту же тему в равной степени интересно, увлекательно и живо на протяжении долгого времени с равными промежутками между постами. Иными словами, выдаешь по посту раз в неделю хотя бы — специализируйся на чем-то одном. Не можешь — пиши о том, что видишь. Ищи темы вокруг себя. Увлекайся, пробуй, ошибайся и ищи снова.
  5. Никакой рекламы, пока не обрастешь аудиторией. Никто тебе все равно не даст серьезных контрактов. И нет ничего более жалкого, чем рекламные посты про колбасу и баннеры со ссылками на казино в начинающих провинциальных блогах.
  6. Пиши только о том, в чем разбираешься. Или о своем изучении чего-либо. Не пытайся сойти за гуру в вопросах, которых не понимаешь.
  7. Критикуешь — предлагай альтернативу. Не можешь предложить - напиши злобный черновик и забудь о нем.
  8. Не ходи в чужие блоги со своим "привет, я веду журнал на коленке, давай дружить". Нам не по пять лет и мы не в песочнице. Оставляй аргументированные, глубокие, интересные или просто забавные комментарии в блогах, которые тебе нравятся. Но только не тужься ради зафренда.
  9. Ходи на встречи оффлайн. Знакомься, изучай людей. Постарайся стать фигурой, которую все ждут. А если не можешь — следи за теми, кто в центре внимания. Учись.
  10. Не стесняйся говорить "вы можете прочитать это в моем блоге". 
  11. Придумай легкий адрес блога. Идеально, если адрес совпадает с твоей фамилией (при условии, что она легко пишется и запоминается). На втором месте — отсылка к родному городу, если много пишешь о нем. На третьем — название блога в качестве адреса.
  12. Запоминающееся уникальное название — плюс сто к тому, что тебя запомнят. Журнал на коленке в выдаче Яндекса и Гугла стоит на первом месте по одноименному запросу, и я для этого ничего не делала.
  13. Не пиши о триггерных темах (политика, религия, гендерная тематика), если у тебя нет аргументированной, продуманной и внятной точки зрения. 
  14. Избегай позиции Учителя. Так ты соберешь вокруг себя только неуверенных, слабых и неинтересных даже самим себе людей. И они либо утянут тебя за собой на дно, либо внушат ложное чувство величия и заставят вести себя глупо. 
  15. Избегай фразы "я разрушаю стереотипы". Это уже сам по себе стереотип.
  16. Изучай опыт других блогеров, но относись ко всему критично. Нет универсального рецепта — как сделать блог популярным. Это вообще на 99,99% лотерея. 
  17. Не принимай участия в марафонах. Никогда. Даже если очень хочется. Они устарели еще в тыщадевятьсотлохматом году.
  18. Учись писать у профессионалов. Ведение блога само по себе — хорошая тренировка. Но перенимать опыт копирайтеров и редакторов тоже полезно.
  19. Не рвись в ТОП. ЖЖ дискредитировал саму идею рейтингов, и показал, что на поверхность всегда выплывает пена.
  20. Не пиши дурацких списков. 
С днем рождения, бложик! Кстати, я завела архивный канал в телеграме, собираю там ссылки на показавшиеся мне интересными статьи об блогинге и около него. Подписывайтесь.

womanfromtomsk.blogspot.ru

Журнал на коленке: Это не повод убивать!

Безумно неприятно чувствовать, что я оказалась права в таком вопросе, но помните, я писала в прогнозе на 2018 год:

Нищие и ощущающие свое бессилие в политической, экономической и публичной сферах мужчины начнут вымещать подавленную агрессию и страх на домашних: стариках, детях, женщинах. Думаю, нас ждет волна домашнего насилия, причем случаи будут все более чудовищными. Отрубленные кисти рук и забитая до смерти женщина, чьи фото садист рассылал по друзьям, только начало. Пока нет закона о домашнем насилии и вообще системы защиты женщин, нам пиздец (источник)

С начала года СМИ растиражировали новость о как минимум двух случаях особо жестокого убийства женщины. В первом муж нанес жене 28 ножевых ранений и ушел, оставить ее умирать. В соседней комнате спал их 7-летний сын. Он же и обнаружил тело. Во втором студент Бауманки изнасиловал, убил и еще раз изнасиловал уже труп своей соседки по квартире, а потом покончил жизнь самоубийством. Женоубийцу не посадили, более того, отдали сына его родителям!

Ужасно читать заголовки СМИ, стыдно ощущать свою причастность к журналистской сфере, ко всем этим существам, которые считают правильным обвинять девушку в том, что ее убили: спровоцировала, держала во френдзоне, выкладывала фото в трусах и фаллоимитатором в социальные сети. А мальчик был хороший, так и бабушка его сказала в интервью газете Сраное зажопье. СМИ сознательно переносят фокус внимания с убийцы на убитую и ее поведение, создают поле для обсуждения и обвинения жертвы.

Погано от мужских и частью женских комментариев в интернете. Женщины поголовно напуганы, конечно, но нельзя же блять быть совсем уж дурами! Зачем писать весь этот бред про самадуравиновата? Ни одна из нас не застрахована, любая может стать жертвой мужика, у которого поехала кукушка. Мужчины вообще отъехали, самый внятно сформулированный комментарий по теме без мата был о том, что все мужчины мечтают сделать нечто подобное. Рили?

Страшно блять подходить-то к мужчине уже. Але, мужики, вы замечаете, что превращаетесь в пугало возле дороги, страшилку для девочек? Нет, не один, два или три урода, убивших женщины, а вы все. Прямо сейчас. Ваши собратья в интернетах, медиа и даже церковь прямо говорят: мужчину может спровоцировать любое слово или даже взгляд, и его не остановить. Ни психиатрия, ни полиция с этой волной насилия справиться не может. Женщине предлагается застыть и не двигаться, и тогда может быть ее не тронут.

Как издевательски, но верно написала Анна Иванова в фейсбуке:

Девочки, девушки, женщины должны понимать, что все мужчины небезопасны. У всех мужчин спермотоксикоз и вавка в башке, нужно от них держаться подальше, не дружить, не общаться, не оставаться наедине и уж тем более не жить вместе (источник).

А канал Будни радикальной феминистки назвал, мне кажется, слово года: фемицид. Да, согласна, именно это сейчас в России и происходит. Уничтожение людей по половому признаку. Нас режут, а мы еще сами в комментах подпеваем: ну да, спровоцировала, виновата, бей, бей меня еще! Когда это закончится уже?!

Запомните, запишите, выбейте себе татуировку на лбу: никакие одежда, фотографии или поведение женщины не дают права мужчине убивать ее! В воровстве виновен только вор, в изнасиловании только насильник, в убийстве только убийца!

Хочется процитировать Пушкина, но честно сказать, я в таком настроение, что не верю ни в какое будущее, ни в журналистику, ни в гуманизм, ни во что. Хочется лечь и помереть, чтобы не видеть всего этого ада. Не верю я, что когда-то Россия вынырнет из этого бесконечного кошмара с толпой фреддикрюгеров.

UPD: у меня еще нереально подгорает, когда я вижу заметки про «занялся сексом с трупом». Невозможно заняться сексом с той, которая не выразила активного, ясно артикулированного желания. Половой акт с трупом убитой женщины называется изнасилованием или некрофилией. Называйте вещи своими именами.

UPD2: мой пост немного ушел в томский народ, и один альернативно одаренный успел назвать меня усатой ковырялкой, которой хочется устроить ББПЕ (бей бабу по ебалу, если вы не в курсе), прежде чем ему насовали в панамку. Тот коммент он потом трусливо снес, а мне написал «простите за ковырялку, бомбануло» и застенчивый смайлик. М — мужская логика. За усатую не извинился.

womanfromtomsk.blogspot.ru

Первая оффлайн-встреча Журнала на коленке

Хорошие идеи приходят в голову случайно, реализация их спонтанна, а последствия необратимы. Цитата моя. Две недели назад меня клюнул жареный петух, я забегала, растормошила своих легких на подъем знакомых, договорилась с владельцем пространства SMM РОЩА Пашей Янчуком, и устроила оффлайн-встречу томских подписчиц Журнала на коленке.
Звезда Смерти на старте
Формат встречи родился сходу: выступления интересных спикеров плюс свободное общение в перерывах. Вопрос с помещением в первый раз решился очень удачно: Паша Янчук как раз закончил основные работы в своем пространстве РОЩА, и согласился пустить меня с гостями на два часа в воскресенье, за что ему огромное спасибо!

Минутка рекламы: с 18 по 22 декабря в Роще проходит интенсив по маркетингу, изучайте программу по ссылке, записывайтесь и приходите.

Скажу сразу: я приготовилась к тому, что мне придется записывать видео в стиле «я купила конфеты и написала загадки, а никто не пришел». Только если маленькая девочка в таком случае выглядит мило и вызывает сочувствие, то взрослая тетка вряд ли. Но нет, для первого раза все прошло очень камерно, мило и со вкусом, на восемь человек. Для меня это была возможность проверить, а захочет ли кто-то вообще прийти, для некоторых моих гостей способ обкатать свое выступление на лояльной аудитории.

Первой выступала Наташа Каракорскова, исследовательница архитектуры Томска и окрестностей. Она не просто выкладывает в Инстаграме фотографии домов, а ищет интересные истории, связанные с ними. Наташа интересуется не только каменными домами, но и деревянной архитектурой, а также наличниками. В ее подборках встречаются как томские памятники, так и дома из деревень и сел под Томском. В планах у нее как минимум один гостевой пост в Журнале и отдельный профиль в Инстаграме. Подписаться на Наташу: penguin_tangerine

Наташа в тренде и с Силой
Затем Аня Чубарова, радиоведущая и диктор новостей на радио Искатель и Дача, арт-директор пространства РОЩА, поделилась секретами выступлений на публику: как подавать себя, как не задыхаться во время разговора, как тренировать артикуляцию и куда пойти, если хочешь научиться всему этому. Я бы сама с удовольствием походила на Анины занятия по публичным выступлениям, если она вдруг решит их проводить. Ее и слушать интересно, и поучиться у нее есть, чему.
Аня Чубарова
Михаил Виноградов, который фактически открыл для меня чудесный мир пеших походов на длинные дистанции, рассказал о своем проекте Томская прогулка. Когда-то Миша сам занимался туризмом, потом их группа распалась, и к тому же не всякий человек на самом деле готов к уровню туристических клубов, где люди занимаются этим в качестве спорта. Тогда Миша сам разметил первую трассу от урочища Шеломок под Томском до стадиона Буревестник на Южной, пригласил друзей и друзей друзей, всё это дело стало вирусным, и в итоге на первую Осеннюю прогулку пришло 120 человек (в том числе я с двумя подругами).
Михаил Виноградов
Сейчас у проекта есть своя группа Вконтакте, прошло две Осенних прогулки и одна Зимняя, команда готовит Зимнюю прогулку-2018 и между делом ходит в походы выходного дня, к которым могут присоединиться все желающие. Я к сожалению осенью сходила только на одну прогулку, а потом болела, и пропустила минимум два похода, но зимой планирую наверстать упущенное. Никакой специальной подготовки не требуется, я в первый раз пошла на 16 километров без навыков вообще. Главное удобно и тепло одеваться, и обувь правильную подобрать. Подписывайтесь на группу и следит за обновлениями!

Свое выступление я оставила на самый конец и рассказала о том, что меня давно волнует: как вести блог в маленьком городе и не облажаться. Тема на самом деле довольно острая, потому что я знаю многих, кто и хотели бы писать, но опасаются реакции. На самом деле, если придерживаться ряда правил, которые я выработала на собственном опыте, всё можно.

Что я вынесла из первой встречи: нужно поэкспериментировать со временем проведения, чтобы выбрать максимально удобное. Место искать всегда будет сложно, к этому я заранее была готова. Найти интересных спикеров не такая уж большая проблема, у меня еще минимум на две встречи есть запас. Формат скорее всего будет меняться по ходу, я бы хотела попробовать разные варианты. В целом я очень довольна, что не затянула с подготовкой, а довольно оперативно все подготовила и провела. Есть, от чего отталкиваться в 2018 году.

womanfromtomsk.blogspot.ru

Журнал на коленке

Каждый месяц я смотрю много всякого, но иногда мне лень делать отдельный пост в блоге, и я ограничиваюсь заметкой в соцсетях. Однако раз в месяц все равно собираю все записочки в один пост.Седьмой обзор просмотренного за месяц: новые сериалы, не очень новые фильмы, плейлисты Вконтакте и прочая киночепуха.

Mr. Mersedes: отставной полицейский Билл Ходжес депрессовал на пенсии, пока не получил странное послание, отсылающее к нераскрытому массовому убийству двухлетней давности. Вместе со своим внезапным напарником Джеромом Ходжес начинает собственное расследование, отчасти чтобы закончить старое дело, а еще потому, что бывших полицейских вообще не бывает. Сериал основан на романе Стивена Кинга, и пока что это одна из лучших экранизаций. Вероятно, дело в точном попадании актера в главной роли - Брендан Глисон создан для персонажа Билла Ходжеса, у него такой сумрачный типаж как раз. Ну а если учесть, что Кинг написал аж две книги в продолжение к Мистеру Мерседесу, можно ожидать и трех сезонов. Гарри Тредэвэй в роли маньяка прекрасен и пугающе достоверен. И соль сериала вовсе не в вопросе "кто преступник", а в игре двух противников.

In the dark (2017). Фильм BBC One основан на серии детективов Марка Биллингема о детективе манчестерской полиции Хелен Уикс. На русский ни одна из книг серии не переводилась, но Биллингем сам писал сценарий, так что можно предположить, что сериал адаптирован на отличненько. Первый сезон знакомит нас с героиней, ее тяжелым прошлым и мрачным настоящим, а еще рассказывает две запутанных детективных истории. Первая разворачивается к родном городке Уикс, и в каком-то роде участие в расследовании исчезновения и убийства школьницы помогает самой Хелен разобраться со своими демонами.

А вот третья и четвертая серия куда более темные, и посвящены коррупции в полиции. Интересно, что во второй части сезона героиня глубоко беременна, но это никак не влияет на ее когнитивные способности, а даже наоборот, делает более восприимчивой и упорной. Все вокруг твердят ей, что надо беречь себя и ребенка, прилечь, отдохнуть, но как тут приляжешь, если кони все скачут и скачут, а избы горят и горят? Приходится работать. И беременность не главная характеристика героини, а просто часть линии. В общем, рекомендую - четыре часа, за неделе можно управиться. Я сперва смотреть по половине серии за раз, а потом разошлась и проглотила сразу всю вторую часть.

Defenders (1 сезон): Люк Кейдж выходит из тюрьмы, Дэнни Рэнд возвращается в Нью-Йорк из Азии, Мэтт Мёрдок пытается отвыкнуть от привычки драться по ночам, а Джессика Джонс традиционно прибухивает тут и там, отказавшись от роли супергероини навсегда. Но тут суровая женщина Александра в сотрудничестве с известной нам по прошлым сезонам Сорвиголовы мадам Гао привозит в город потрепанную Электру и устраивает небольшой бада-бум. Естественно, все идет к объединению супергероев, защищающих Нью-Йорк от сил зла. Довольно унылый старт, все медленно и грустно: Рэнд мучается галлюцинациями, Джонс все еще алкоголичка, Мёрдок скучный, Кейдж дуболом. Разнообразие вносит команда зла в лице Сигурни Уивер и Вэй Чинг Хо, ради них и буду смотреть. Проблема в целом не в сценарии, а в персонажах: кроме Джонс и Кейджа зацепиться не за кого.

Сезон оказался интересен только и исключительно злодейками: Александра, мадам Гао, Электра ака Черное Небо. Кроме того, много внимания уделили взаимоотношениям тех, кто обычно находится на втором плане, за спинами супергероев: Триш, Колин, Клэр, Мисти, Карен. Вообще было довольно много разговоров между женщинами о том, кем они себя ощущают в этом новом мире людей со сверхспособностями, обладая лишь доступными обычным людям навыками. А вот Люк, Дэнни, Мэтт и Джессика демонстрировали тотальный эгоцентризм и неспособность работать в команде. Джессика-то вообще больший мужик, чем ее напарники, она усвоила типично маскулинный стиль поведения, и с трудом демонстрирует слабость, привязанность, заботу и уязвимость. Триш, в силу их общего прошлого, вызывает в Джессике какие-то чувства, с остальными ей тяжело общаться.

Смотреть Защитников можно, только если вам реально нравятся истории всех персонажей и вы в курсе деталей предыдущих сезонов и всех сюжетных линий. Сезон небольшой, восемь серий, я за два выходных посмотрела полностью. Но не впечатлилась, и не уверена, что буду смотреть второй сезон, если он будет. Хотя в этом сериале шуток на одну больше, чем в Железном кулаке, надо признать.

Ozark (1 сезон): вышел еще в июле на Нетфликс, но я посмотрела только сейчас. Финансовый консультант Марти Бёрд помогает мексиканскому наркокартелю отмывать деньги в США до тех пор, пока его подельник и сооснователь их конторы-прикрытия не попадается на краже мафиозных средств. Вора убивают, а Марти дают выбор - вместе с семьей отправиться на небеса или поехать в курортное местечке Озарк, чтобы наладить там отмывание денег. Естественно, Марти соглашается на второй вариант, понимая, что подписывает себе смертный приговор по сути: не справится - смерть, справится - все равно смерть, просто чтобы проучить. Но у каждого мошенника всегда есть крохотная надежда.

А главный герой - мошенник. Несмотря на то, что по сюжету его работе с наркокартелем есть объяснение, да и сам Марти постоянно и много говорит о причинах своего "падения", рационализирует уголовщину в своей жизни, по сути вляпался он во все это по одной-единственной причине - в нем изначально было заложено вот это всё. Сама его работа - финансовое консультирование - предполагает толику мошенничества в рамках закона, поиск слабых мест в законодательстве и использование их в своих целях. Марти много говорит о том, что трудится ради семьи, но дети его однозначно не просили о таком, да и жена поддалась на уговоры в минуту слабости. В итоге все они стали заложниками амбиций Марти.

И не только они. В сериале очень хорошо отражен один момент: как обладающие властью, привилегиями, силой, деньгами или всем перечисленным, используют окружающих в своих целях, манипулируют ими, запугивают и давят. И всегда это мужчины, да. Женщины, даже самые на первый взгляд подлые и жестокие, в итоге оказываются жертвами обстоятельств и скорее защищают себя доступными им методами, чем пытаются захватить власть. Порядочные люди в этом мани-мирке быстро погибают или склоняют колени, непорядочные проявляют свою суть. А стервятники, как метафора нравственной смерти и разложения, кружат над домом Бёрдов, надеясь поживиться их трупами, когда все закончится.

Всего десять серий, можно посмотреть за два дня, есть о чем подумать. Сериал продлили на второй сезон. Актерские работы все замечательные, не могу даже никого выделить. Тот случай, когда каждая отдельная роль работает на ансамбль в целом. Один из наиболее интересных криминальных сериалов этого года, и без идеализации преступников, что важно. Несмотря на все, что говорят персонажи, зрительнице ясно видно, что к чему и у кого рыльце в пушку.

Strike: The Cuckoo's calling (1-2 серии): экранизация серии романов Роберта Гилбрэйта (Джоан Роулинг) о детективе Корморане Страйке и его помощнице Робин. 

Молодая женщина с тяжелым прошлым Робин Элкотт (Холлидей Грейнджер) ищет постоянную работу, а пока ходит в качестве замены в разные конторы, нуждающиеся во временных сотрудницах. Однажды ее отправляют в детективное агентство Корморана Страйка (Том Бёрк). Сперва все немного странно, но постепенно Робин втягивается в работу и понимает, что со Страйком она чувствует себя лучше, чем в корпоративном офисе самой крутой компании Сити. 

Я роман читала, кто убийца - знаю, и мне скорее интересно посмотреть на экранное воплощение любимых персонажей, чем интрига. В моем воображении Корморан почему-то представлялся таким грузным мужчиной среднего возраста (и по книге он такой и есть), но Том Бёрк в роли тоже органичен, не вызывает отторжения. Единственное, что могу поставить в минус - не всегда в кадре он держится как человек без ноги. С Грейнджер у них отличная экранная химия, а дальше все будет только напряженнее и интереснее. 

Интересно, как сценаристам парой штрихов удалось показать, какой у Робин жених мудак. Он появляется в двух сценах за две серии, и успевает при этом намудачить столько, что уже прямо кричишь в экран - беги от него, Робин, беги! А если знать предысторию их отношений и как события будут разворачиваться дальше... При этом Страйк, несмотря что довольно расхлябанный и неприбранный тип, способный нассать в стакан, потому что лень идти в туалет, намного приятнее с моральной точки зрения.

И он любит разговаривать со своим протезом!

В целом, рекомендую к просмотру - и Страйк такой себе небанальный герой детектива, и снято вполне в духе мрачного Лондона, и ощущение присутствия создано. Детективное агентство Корморана Страйка отлично вписалось в литературную карту Лондона. 

The Deuce (1 серия): 70-е, Нью-Йорк. Бармен Винсент (Джеймс Франко) пашет на двух работах, чтобы обеспечить семью из жены и двоих детей, но понимает, что из ямы безденежья честным путем без образования ему не выбраться. Его брат-близнец Фрэнки (Джеймс Франко) беззаботно проигрывает деньги на скачках, что добавляет Винсенту проблем, в основном материального характера. Кэнди (Мэгги Джилленхол) на свой страх и риск работает без сутенера, а студентка колледжа и дочь полицейского Эбигейл (Маргарита Левиева) просто мается дурью. Так или иначе пути всех этих персонажей должны сойтись на производстве и распространении домашней порнографии.

Ну такое. Я хочу посмотреть, чтобы понять, насколько создателям удастся показать изнанку порнобизнеса и проституции. Пока что постановка вопроса мне импонирует: никаких иллюзий о красивой жизни проституток, девушки утюжат улицу под присмотром сутенера, который сам страшнее любого маньяка-клиента и вполне может порезать за отказ работать из-за болезни или дождя. Клиенты вообще норовят получить "секс" бесплатно или заплатить меньше оговоренной суммы. Дома при этом девушек ждут дети, болеющие матери, нищета, тоска и наркотики как возможность забыться. Если и порнографию покажут в таком же ключе, я буду рада.

Атмосфера та еще. Джеймс Франко для съемок поймал двух жирных волосатых гусениц разной формы и использует их вместо усов в сценах с разными братьями. Наряды соответствующие, музыка, антураж, вывески, грязь на улицах. Понятно, откуда взялся образ страшного мегаполиса, пожирающего человеческие души, в романах Кинга и американских фильмах 70-80-90-хх. Слатшейминг, насилие, сексизм, мизогиния - полный набор. Это все работает на достоверность эпохи и заодно разрушает иллюзии, созданные фильмом "Красотка" например. Рекомендовать не буду, но если интересуетесь разрушением мифов о проституции и порнобизнесе - глянуть можно.

У внимательных читательниц может возникнуть вопрос - а почему "двойка"? Все просто: deuce - сленговое название отрезка 42-й улицы, где располагались стриптиз-клубы и бордели. Помните фильм "Таксист?

Твоё имя [Kimi no Na wa] (2016): фильм Макото Синкая, бесконечно красивая история предчувствия любви. Как обычно, будут юноша и девушка, одинаково одинокие и открытые таинственным силам, притягивающим людей друг к другу; катастрофа, грозящая уничтожить их маленький мир; надежда и спасение в последний момент; а еще несколько сюжетных твистов в стиле Нолана и Джей Джей Абрамса. В российском прокате фильм обещают показать осенью, хотя в японском он вышел еще в пролом году. Если вам нравятся фильмы вроде "Дом у озера", Твоё имя тоже понравится. К тому же там прекрасная рисовка, годная музыка и ощущение, что тебе снова 17. Идет в томских кинотеатрах.

Valerian and the City of a Thousand Planets (2017): Далекое будущее, бывшая космическая станция Мир стала центром дипломатических отношений существ из разных миров и разрослась до таких размеров, что ее отправили от греха подальше в Магелланово облако, где она получила новое название - Альфа или Город тысячи планет. Агенты Валериан и Лорелин возвращаются на станцию с очередной миссии, которая едва не закончилась провалом, и понимают - проблемы не остались позади, а прилетели вслед за ними. А может, вся миссия и была следствием проблемы в сердце станции. Тот случай, когда я от фильма ничего не ждала, кроме красивой картинки, и ничего не получила. Единственное, за что можно зацепиться - вступление, в котором под песню Боуи Space Oddity рассказывается история превращения станции Мир в Город тысячи планет. Сюжет рваный, в целом история вторичная и скучноватая, персонажи плоские и нераскрытые, химии между Де Хааном и Делевинь нет в принципе. Отдельно доставил момент: нам снова пытаются втюхать героя-любовника со "списком побед", хотя этот мужской типаж устарел и вряд ли кому-то сегодня интересен. Де Хаан к тому же неубедителен в роли мачо (я почитала историю персонажей в оригинальных комиксах, в целом в фильме недалеко ушли от образов "плохого парня" и "отличницы", только Де Хаан при всем желании не Крис Пайн.), и сюжетно нет никаких оснований для финального "да" от героини Делевинь. Причем финал отдает таким себе пятым элементом, но на одних повторах новую классику не сделать. В общем, если хочется визуального аттракциона - фильм сойдет. А так нет.

Baywatch (2017): не самая удачная попытка переосмысления культового сериала, который выходил с 1989 по 1999 годы (11 сезонов!). Кстати, а вы знали, что кхал Дрого\Аквамэн снимался в этой драме о трудной жизни пляжных спасателей? Посмотрите, там такой торс, такой торс. Этим оригинальная версия, кстати, выгодно отличается от фильма Сета Гордона: в те времена мужчины еще не стеснялись демонстрировать свои соски на работе. А женщины носили более закрытые купальники, чем сегодня: в оригинале попенять можно разве что на слишком высокую и явно депилированную зону бикини, в новой версии меня адски бесили купальники с замочками, кокетливо приоткрытыми на самом интересном месте (и зона бикини никуда не делась, конечно). Впрочем, это элемент мужской самоиронии: героини не склонны к кокетству на работе, им вообще все равно, как они выглядят, а вот мужик - существо примитивное, того и гляди застрянет распухшим от интимных переживаний членом в лежаке. Из всех мужских персонажей Митч Бьюкеннон (Дуэйн Джонсон) - самый вменяемый парень: спасает детей и зверей, делает свою работу, стоит горой за "семью", даже берет на поруки героя Зака Эфрона. И уж точно не отвлекается на сиськи, в отличие от туповатых преступников, которые без руководства своей хозяйки давно бы попали в тюрьму. В принципе, если совсем нечем заняться, глянуть фильм можно. Но не ждите свежего взгляда на классику, это в лучшем случае попытка отнестись к мужчинам с самоиронией. И знаете, я считаю преступлением брать на главную роль Зака Эфрона, и так мало показывать его без футболки. Ну и плейлист вам в подарок.

Snatched (2017): комедия с Эми Шумер (американская стендаперша) и Голди Хоун по сценарию Кэти Дипполд (Шпион, Охотницы за привидениями). Эмили Миддлтон (Шумер) живет как перекати-поле и постоянно влипает в разные неприятности. Она эгоцентричная, суматошная, слегка ленивая, но зато добрая. После расставания с бойрендом она решает отправиться в запланированное путешествие не одна, а со своей мамой Линдой (Голди Хоун). И конечно же, в Эквадоре они последовательно влипают во все неприятности, которые вообще могут случиться с путешественницами (особенно склонными верить первому встречному, как Эмили). Это забавный фильм без откровенного смеха, и в нем много узнаваемых мужских типажей вроде менеджера среднего звена, вообразившего себя опытным проводником в джунглях. Но в кинотеатр ради него идти не стоит.

Baby Driver (2017): I was born one dark gray morning with music coming in my ears. Майлз по кличке Малыш живет со своим приемным отцом и работает на криминального авторитета по прозвищу Док. Настоящие имена в этой среде не в ходу, да Малыш и не жаждет близко сходиться со своими напарниками - когда-то в юности он угнал тачку Дока с товаром и с тех пор отрабатывает долг, работая водителем на ограблениях банков. Но в глубине души Майлз парень хороший, и давно хочет порвать с криминалом. Вот только Доку эта идея не нравится.

Сложно сформулировать мое отношение к этой картине. С одной стороны, она очень верная с моральной и нравственной точки зрения, дает интересный и незаезженный пример персонажа, готового отвечать за свои поступки и проступки, даже если это отнимет у него часть жизни. Опять же сценарий писал Эдгар Райт, а кто не смотрела Типа крутые легавые и Зомби по имени Шон? Актерский состав - ня! Энселу Элгорту дали очиститься от снулых ролей в Дивергенте и Виноваты звезды, и он такой малыш, загляденье. Пластичный, внушающий доверие, душка. 

Потом саундтрек - Саймон и Гарфункель в титрах, да вы издеваетесь? Конечно я посмотрела фильм от и до, и собрала в Вконтакте плэйлист, и буду его теперь слушать. Как большая любительница собирать песни под настроение, проигнорировать такой фильм я не могла. Но все же в середине примерно картина сильно провисает, и это минус Райта как сценариста, и я по другим его работам помню. Ну и эстетизация насилия меня все-таки не очень вдохновляет в последнее время.

Хотя в целом советую посмотреть. Мне еще понравилось, как Райту удается держаться на тонкой красной линии между драмой и комедией, как тонко он чувствует момент, и какого эмпатичного мужского персонажа ему удалось создать. Майлз не просто еще один герой боевиков, у него есть вполне себе человеческие чувства к матери, приемном отцу, его увлечение музыкой тоже в эту копилку падает. Отношения с Деборой (Лили Джеймс) окрашены в такие нежные тона, что даже меня, старую черепаху, проняло.

Так что наверное мне больше понравился фильм, чем нет. Не шедевр, но годный и крепкий.

Get Out (2017): Крис едет в гости к родителям своей девушки, чтобы поближе познакомиться с ее семьей. Ситуация осложняется одним маленьким фактом: Крис - типичный темнокожий парень из спального района, а Роуз - белая красавица из пригорода. И хотя сперва все вроде идет неплохо, Крис чувствует себя не в своей тарелке - все друзья и родня его девушки белее снега, а темнокожие в этом доме только слуги. Постепенно герой понимает, что из гостеприимного пригорода пора делать ноги, но кто ж его отпустит? Фильм немного похож на Ключ от всех дверей, хотя показывает ситуацию с другой стороны. Как триллер о безднах разума, таящихся под маской благопристойного среднего класса очень даже. Как социальная сатира на проблемы расизма - вполне. В кино можно смело пропустить, а дома в свободный вечер глянуть.

Закончился седьмой сезон Игры престолов, но это история из той же серии, что и Mad man или True blood - скорей бы уже финал. Семь сезонов - предел для телешоу, единицы смогли преодолеть этот порог и не скатиться. И усталость сценаристов заметна, и новые сериалы на пятки наступают. 

А вообще я рада, что наступил сентябрь - лето в плане новинок кино и телевидения традиционно скудное.

telluriya-bl.livejournal.com

Городские медиа и как с ними работать

Я, как и большинство моих знакомых, нахожусь по обе стороны баррикад: пишу сама и читаю, что написали другие. Поэтому мне одинаково интересно слушать про опыт как читателей городских медиа, так и их создателей. В Томске в последнее время участились встречи местного журналистского сообщества на тему развития городских медиа. Например, 1 декабря прошло аж два мероприятия, вписанных в программу Форума университетских городов: круглый стол «Urbanmedia: контент, формат, стратегия, вовлеченность», а вечером издатель сочинского медиа SCAPP прочитал лекцию «Что медиа рассказывает о городе». Я сходила на обе встречи и готова высказать свое мнение.

Организовали движуху факультет журналистики ТГУ и Томский обзор, они же составили часть участников круглого стола вместе с редактором проекта Alma Mater ТГУ Мариной Сенинг. Остальных гостей я не знаю в лицо и по имени, так что извините, кого не упомянула. Выступали: Роман Кузнецов, издатель сочинского проекта SCAPP; Елена Фаткулина, редактор Томского обзора; Полина Колозариди, исследовательница городских медиа. Пару слов сказала кинопрофессор Валиер Ричард Аузин (Университет Флориды).

Роман Кузнецов и Елена Фаткулина просто представили кейсы двух разных городских изданий, с разным стартовым капиталом и бэкграундом, развивающихся в разных условиях. Кузнецов потом частично продублировал выступление на круглом столе вечером. Полина Колозариди выделила три основные, на ее взгляд, функции медиа. Профессор Аузин провела связь между кино о городе и сторителлингом в СМИ. Каждый из рассказов по-своему вдохновляют работать и не сдаваться, но для себя я выделила ряд моментов по каждому пункту:

Контент
Создается, исходя из интересов читателей. Тут можно сколько угодно говорить, что издателям самим должно быть интересно то, что они пишут, но реальность такова: то, что интересно тебе, может интересовать и большинство, и это удачное совпадение; а может не интересовать никого или исчезающе малое количество людей.

Для меня в этом и заключается разница между блогерами и медиа: в первом случае я могу себе позволить писать исключительно о том, что интересно мне, собрать аудиторию в 100-300 человек и вещать на нее в круглосуточном режиме. Я так и делаю. И да, из тех, кто знает о моем книжном телеграм-канале, читает его 100 человек, а сообщество Вконтакте 280.

В случае с книжной колонкой в Обзоре ее пришлось закрыть через год, потому что я писала не о тех книгах и не так, как было интересно аудитории. Обидно? Да. Но стала бы я ломать себя через колено, чтобы писать так, как принято сегодня в России в среде книжных обозревателей? Нет. Это не мой путь. И если аудитории ТО не нравятся мои обзоры, я найду свою нишу. Нашла.

Формат
Тут интереснее. На круглом столе речь шла о традиционных форматах: онлайн и бумажном. Но на мой взгляд, сегодня можно говорить уже о расщеплении онлайна на ряд более мелких направлений: сайт, сообщество Вконтакте, страница в Фейсбуке, канал в Телеграме и так далее. И каждый из этих форматов имеет свои особенности работы.

Для меня сайт (в моем случае блог) остается агрегатором больших иллюстрированных лонгридов. Про книжки я пишу в одном месте, про сериалы и кино в другом, про блогинг и писательское ремесло в третьем, на фемтемы — в ВК. Разные темы — разная аудитория. Но в конце месяца или полугода в блоге выходит большой пост, объединяющий заметки в архив.

И мне кажется, медиа и корпоративные блоги идут в том же направлении. Сколько раз материал из Вконтакте даже не появлялся в Фейсбуке. Либо подводка переписывалась, исходя из принятых на платформе норм общения. Но на сайте висит один материал, и к нему всегда можно вернуться и прочитать, вне зависимости, где ты сохранила ссылку.

Стратегия
Стратегия продвижения медиа — отдельная тема, которую я знаю только с внешней стороны. Например, Роман Кузнецов говорил, что у SCAPP трафик был органический — потому что не было аналогичных понятных изданий о Сочи, и выбор стоял не между несколькими площадками, а между сайтом администрации города и любительским блогом увлеченных городом людей.

С другой стороны, у Кузнецова явно был какой-то источник доходов, из которого он мог финансировать первые два года работы издания, пока оно не вышло на самоокупаемость. А деньги в журнал пошли после того, как они открыли бумажную версию с рекламой товаров класса «люкс» и на доходы от нее смогли оплатить seo сайта. После чего он поднялся в выдаче поисковых систем.

Чуете? Вся стратегия продвижения всегда отталкивается от финансовых возможностей. Органический трафик, причем не самый высокий, возможен либо в условиях уникальности вашего предложения на рынке, либо в отсутствии других предложений вообще. Делать онлайн то, что интересно вам лично, можно только при наличии доходов от рекламной версии журнала оффлайн.

Вовлеченность
Роман Кузнецов говорит, что за последние несколько лет в Сочи переехало много людей из-за пределов Краснодарского края, с другим менталитетом, набором потребностей и запросами. И журнал поднялся за счет этой новой прослойки людей, которые и не коренные сочинцы, и не основная масса отдыхающих с Лепсом и казачьим хором, и не потребители люксовых услуг.

В данном случае вовлеченность возникла на стыке нескольких факторов: одиночество в новом городе; бытовые и потребительские привычки, сформированные в родном городе; культурные потребности. Новичкам хотелось на новом месте поддерживать уровень жизни не хуже, чем дома, и они среагировали на предложение SCAPP, где редакция полностью из приезжих.

Вовлеченность создается на нескольких уровнях, и в первую очередь на эмоциональном. Как контент ориентируется на потребности читателей, так и вовлеченность возникает только на месте незакрытой потребности. Пишешь текст — думай не о самореализации, а чем он поможет читателю? что даст? Какую потребность закроет? Вот и вовлеченность.

Три функции городских медиа по версии Полины Колозариди
  • Хранение и передача памяти: не только общей в смысле истории города, но и частной. Например, астраханский блог о городе Последняя щука выпустил подборку воспоминаний горожан о посиделках в кофейне Шарлау. В Томске на этой нише активно работает только Томский обзор.
  • Сборка гайдов по важным вопросам: елочные базары, рождественские ярмарки, childfriendly-рестораны и так далее.
  • Место встречи разных групп населения: условная баба Валя тут может прочесть историю панка Михаила и понять наконец своего внука Витюшку.
Я бы добавила сюда еще две функции:
  • Формирование культурной городской повести: рецензии на театральные постановки, выставки, книжные обзоры, вот это всё. 
  • Создание идентичности горожанина и горожанки: кто мы, где мы живем, что есть интересно в городе и в нас, зачем всё это.
Я патриотка Томска. Не в том смысле, что сама не критикую и другим не даю, а в том, что мне нравится крошка Томск, я сюда с удовольствием приглашаю знакомых из других городов, сама живу тут полной жизнью и уже лет пять не ною на тему «ах, если бы я в Питере жила, совсем другая жизнь бы у меня пошла!». В этом смысле мне близка позиция Романа Кузнецова, который видит недостатки Сочи, но признает и огромный потенциал территории. И он концентрируется в работе именно на позитивных моментах, хотя я больше чем уверена, что всякой жести там хватает, как и у нас.

Мне бы очень хотелось, чтобы городское медиа в первую очередь изжило в себе комплекс неполноценности по отношению к Москве и Питеру, перестало думать «как бы сделать как у них», и посмотрело в направлении «как рассказать людям, что у нас не хуже?». Если хотите, в этом  вижу глобальную цель городского медиа в стране вообще. Мы и так задавлены постсоветской сверхцентрализацией, это в нашем менталитете. Но он поддается изменению, и медиа как раз могут стать таким проводником нового в головах жителей.

Но сделать это можно только после того, как из голов издателей и редакторов уйдет установка «все талантливые люди уезжают, что мы будем делать, все пропало!». Мне иногда даже немного обидно слышать такое от местных редакторов, потому что я пишу не только на Томск, и получаю хорошие отзывы на свою работу от московских редакций. Я не считаю себя мега-талантливой особой, но уж всяко не хуже любой двадцатилетней девочки, которой родительская поддержка позволила уехать подальше и постить в инсту обработанные фотки из Парижа вместо статей и работ.

Возможно, Москва и Питер действительно «высасывают» население из небольших городков поблизости, но мне кажется, от Урала и далее ситуации совсем иная. Сибирь и Дальний Восток всегда были наособицу, тут были и есть свои таланты, и далеко не все из них стремятся уехать, и даже не всем это нужно и по силам, скажем прямо. Конечно, если молодежь с первого курса слышит от преподавателей «ах, вот в Москве, а вот в Питере!», они после бакалавриата соберут манатки и свалят для работы в редакции какого-нибудь желтого издания, и там просрут молодость, силы и зачатки таланта. И возможно, Томск сам не в состоянии переварить всех пишущих людей.

Но даже если они не будут писать в томских изданиях, то жить будут здесь. И создавать новую среду, опираясь в том числе на городские медиа и создаваемую ими атмосферу. Другое дело, и это уже минутка камней в огород авторов, что у нас многие приходят с позицией «а дайте мне тему, я что-нибудь напишу». Тут я опять же соглашусь с Романом Кузнецовым — это не дело. Никогда не вырасти в автора человеку, которая живет с установкой, что ею кто-то должен руководить. Нет, безусловно, есть заказ редакции, когда тему дают и ты по ней работаешь. Но генерирование контента самостоятельно, на мой взгляд, признак потенциала. В этом смысле меня удивляет Томск — журфак регулярно выпускает кого-то, а блогософеры нет.

Это парадокс! Город, который педалирует тему просвещенности и причастности к университетским центрам страны и мира, не обладает даже зачатками блогосферы, известными авторами, запоминающимися именами. А ведь это большое поле для творчества даже за пределами горячих тем, вроде политики. Хочешь работы — иди в медиа (а лучше не иди, в большинстве случаев денег там нет), хочешь самореализации — хотя бы на своей страничке Вконтакте пиши что-нибудь внятное и осмысленное, а не только репосты розыгрышей наборов суши.

***

Конечно, я рассуждаю с позиции внешней наблюдательницы и не знаю многих нюансов работы редакций. Но как автор, и блогер, и просто неравнодушная горожанка, я, мне кажется, могу судить о состоянии дел в городе и в индустрии. На сегодняшний день в Томске только одно издание может претендовать на звание городского медиа, и ни одного блогера, регулярно и интересно пишущего на городские темы, у нас нет. Как эту ситуацию переломить, я не знаю, возможно, обещанная зимняя Urban media school от ФЖ ТГУ и Томского обзора как-то поможет.

womanfromtomsk.blogspot.ru

Хождение по мукам, Алексей Толстой

Нет прекраснее женщин, чем русские женщины. Честны в чувствах, и самоотверженны, и любят любовь, и мужественны, когда нужно (Хождение по мукам, Алексей Толстой) 1914 год, Санкт-Петербург. Даша Булавина приезжает из Самары к старшей сестре Кате Смоковниковой, чтобы учиться на юридических курсах. Дом Смоковниковых полон необычных людей, Катя мечется от безделья между мужем и любовником, сама Даша пока не поняла толком, чего хочет от этой жизни, а в России назревает революция. Это скорее книга месяца, а не недели, но отзывов в рубрике давненько не было. Не скажу, почему решила перечитать именно Толстого, может, по аналогии с 2017 годом в памяти всплыло. Но точно знаю — в 29 лет роман читается совсем иначе, чем в 19. Так что сегодня в рубрике "перечитывая классику" расскажу о своих впечатлениях от романа Хождение по мукам.Роман состоит из трех частей, написанных в разное время и под разным впечатлением от политической и социальной обстановки в России, что чувствуется по тексту. Первая книга «Сёстры» (1921—1922) — написана в эмиграции и наполнена иронично-ностальгическим чувством по отношению к русской интеллигенции и ее состоянию на момент перед Первой мировой войной, «Восемнадцатый год» (1927—1928) менее объективна по ряду параметров, и склоняется в сторону безусловного принятия советской власти, а «Хмурое утро» (1940—1941) — совсем уж идеологически выверенная книга без малейшего проблеска критического восприятия реальности.

Маленький факт: во время своего расцвета в роли признанного советского автора Толстой переработал первую книгу серии. Подчистил хвосты, так сказать.

Меня роман заинтересовал в первую очередь тем, что в нем есть два главных женских персонажа, вокруг которых и разворачивается вся дальнейшая история. Катя и Даша Булавины — дочери самарского врача. Кате на момент начала романа 24 года, Даше — 19. Катя уже замужем за адвокатом Смоковниковым и живет в Петербурге, Даша приезжает к ней, чтобы учиться на юридических курсах. Кстати, интересно, что разрыв всего в пять лет на деле оборачивается для сестер довольно серьезным образовательным провалом: у старшей только гимназическое образование, пускай и хорошее по тем временам, а у младшей уже есть возможность учиться дальше и вести самостоятельную жизнь.

Но Дашу все это мало интересует, она погружена в эгоцентричные размышления о любви и будущем. Первая книга — это целиком и полностью описание жизни женщины в роли милого и уютного домашнего животного, не обремененного обязанностями — но и правами особыми тоже. Формально Катя и Даша свободны и вольны делать что угодно, на деле их связывает необходимость "выходить в свет", общественные условности, вообще вся суета жизни их класса. Ни та, ни другая не задумываются пока, как живут остальные люди, как живет Россия, их волнуют собственные мелкие заботы. Этот эгоцентризм, бытовой эгоизм, интеллектуальная слепота и ограниченность отличают героинь в первой книге.

Не знаю, намеренно или нет, но в дальнейшем Толстой выстраивал линию сюжета, связанную с личностным ростом сестер, именно в этом ключе: бездумное течение жизни в первой книге, метания и поиски во второй, и наконец — четкая, ясная позиция в третьей. Если в первом томе Катя от безделья и отсутствие духовного и интеллектуального единения с мужем связывается с поэтом Бессоновым (собирательный образ поэтов Серебряного века, имхо), Даша из какого-то упрямства и подросткового протеста вслед за старшей сестрой тоже пытается сыграть "развратную женщину", то в дальнейшем их отношения с мужчинами и жизнь вообще определяются в первую очередь отрефлексированной жизненной позицией. Другое дело, что к третьей книге Толстой свалился в идеологическую яму и это портит роман.

Вся сюжетная линия сестер развивается на фоне Первой мировой войны и Гражданской войны, а вслед за ней — установления советской власти. Я не хочу останавливаться на историческом и идеологическом контексте больше, чем это необходимо для раскрытия интересных поворотов в судьбе персонажек. Нам интересно вот что: Толстой ухватил верную мысль — в перспективе большевики были правы, а белые нет. И с точки зрения общественного блага, и эволюционно. Но как настоящий советский писатель, автор оставляет в слепой зоне другой факт: зверства были с обеих сторон. Это гражданская война, где нет правды общей, есть частная. Но с точки зрения идеологии написать такое в советское время, конечно, было невозможно. Толстой даже вкладывает эту мысль — о недопустимости "интеллигентских" метаний и размышлений, в монологи и диалоги персонажей, требует ясности и однозначности в мыслях и словах.

Поэтому интеллектуальный и духовный рост сестер прямолинеен и местами даже скучен, хотя отчасти правдив: разочаровавшись в белом движении, Катя и Даша разными путями возвращаются в Петербург, чтобы вести новую, светлую и чистую жизнь уже в качестве субъектов, а не объектов действия. И вот тут снова парадокс: Толстой хорошо видит, что в перспективе женщина могла бы получить от советского строя многое (а кое-что действительно получила), но вне поля зрения читательниц остаются разные интересные моменты вроде отношения мужчин к этой новой женской свободе. То есть местами автору удалось вставить моменты с неприятием мужчинами нового строя, но в целом противоречия реальности остались за кадром. С другой стороны, книга вроде как подает пример "как должно быть", и тогда можно сказать, что автор заложил совет для мужчин.

В противовес Кате и Даше автор вводит в сюжет несколько других женских персонажей, на фоне которых сестры глубже и яснее понимают, как они жили до этого и какая пропасть лежала между ними и тем народом, о котором столько фантазировала интеллигенция. С одной стороны у нас есть Матрёна, жена матроса Семена Красильникова. В отсутствии мужа ей приходится взять на себя все обязанности, ранее свойственные мужчинам. И она внезапно осознает (тут нужно отдать дань уважения Толстому, он умеет рассказывать, а не надиктовывать смену настроений в персонажах), что вполне может справиться и одна. Попытка изнасилования только накаляет женщину, она ожесточается, и все ее дальнейшие действия во многом продиктованы воспоминаниями о пережитом. Кате она помогает сбежать от Алексея Красильникова отчасти потому, что помнит, что такое изнасилование. Такой маленький пример женской солидарности, при том что Матрёна Катю не любит.

Анисья — сперва повариха на барже, затем — полноценный боец Красной армии. Она молода, 24 года, но уже пережила пропажу мужа (он так и не появляется в сюжете, остается только одно упоминание о мужчине, пропавшем на войне), ее дети погибают в пожаре, устроенном белыми, и идти ей по сути некуда. Толстой делает ловкий художественный ход, сводя женщин в две пары: Катя и Матрёна на стороне белых, Даша и Анисья на стороне красных, чтобы на примере продемонстрировать место женщины в старом и новом мире. Отдельно скажу про физическое насилие — в книге его очень много по отношению к женщинам. Всех героинь пытаются изнасиловать (Катя, Даша, Матрёна), избивают (Катя, Анисья, Матрёна), подвергают порке (Анисья). Правда, Толстой и тут слукавил, приписав все самое зверское белым, а красным оставив лишь легкую объективацию, и ту устраняет "товарищеское внушение", которое один солдат делает другому.

В пару к женским персонажкам Толстой вводит двух героев: Ивана Телегина и Вадима Рощина. Оба в районе тридцати, первый — инженер на заводе, второй — кадровый военный. Первый влюбляется в Дашу, второй женится на Кате. Телегин сразу после Первой мировой уходит к красным — близкое общение с рабочими и всё, что Иван увидел на фронте, не оставило ему выбора; Рощин сперва оказывается у белых, но затем, пройдя через ряд переживаний и испытаний, а также разрыв с Катей и жизнь у батьки Махно, тоже переходит на сторону красных. Более того, в процессе романа меняется и отношение героев к возлюбленным, там реально переход от снисходительного добродушия до уважения. Их внутренним метаниям, монологам и переосмыслению жизни посвящена немалая часть романа, но для меня все же на первом месте остаются женские персонажки в силу того, что мне им проще сочувствовать, проще их понять, мне ближе их переживания.

Любопытный факт: и Телегин и Рощин проходят этап неверия в сестер, оба винят женщин то в одном, то в другом. А вот Катя и Даша никогда не отталкивали мужчин, всегда верили в своих мужей, верили им. Но позволяли себе сомневаться в мотивах и поступках Ивана и Вадима, и это, конечно, задевает героев, заставляет их говорить в адрес героинь несправедливые слова. Телегин в момент жесточайшего дашиного кризиса позволяет себе некоторую черствость и отсутствие эмпатии — считает, что ребенка потеряли они оба, но Даша почему-то выставляет все так, будто она пострадала больше. Вот вам пример мужского взгляда на мир — для Телегина слепым пятном остается простой факт: носила ребенка Даша, рожала Даша, умер ребенок, которого она чувствовала уже девять месяцев, а он знал всего три дня. Это тяжелый и острый момент, испытание для супругов, и им приходится расстаться на довольно продолжительное время, многое пережить и передумать, чтобы воссоединиться.

Интересно также, что в случае примирения инициатива исходит от женщин: Телегин дуется на Дашу до последнего, отказывает ей в интимной близости, хотя опять же — что Даша знала о сексе и что Иван ей смог предложить в первую брачную ночь? Что они оба узнали друг о друге в короткий период брака? Ничего. Но Даша в себе преодолевает неуверенность, разочарование в сексе, в Иване, и делает первый шаг. А он как ребенок, честное слово. Та же история и с Рощиным: он уходит от Кати, когда она робко намекает ему, что он, возможно, не прав. С бесконечными реверансами и приседаниями, замечу. И впоследствии Вадим позволяет себе совершенно несправедливо, не имея никаких оснований, усомниться в катиной честности и способности хранить физическую верность. А вот для Кати таких вопросов не возникает, она интуитивно чувствует, где права, где может поступиться и чем, и отталкивает Красильникова. В общем, старая история: женщины в кризис становятся только крепче, мужчины чахнут, сохнут и позволяют себе грех уныния.

Но есть один мужской персонаж, который выбивается во многих отношениях из общей канвы. Кузьма Кузьмич, поп-расстрига, изгнанный из церковного сообщества для склонность много и вслух размышлять, прибивается к Даше во время нападения на поезд и в дальнейшем становится одним из самых ее преданных и лучших друзей. Хотя сперва Даша испытывает к нему неприязнь, да и общего между ними не так уж много, Кузьма доказывает, что он полезен, а в третьей книге так и вовсе спасает Анисью и Дашу от смерти, вывезя их по приказу Ивана из окружения и сделав все, чтобы они выжили в голодное время. Кузьма нехарактерен именно отказом от типичной "мужской" роли: он больше философ, мыслитель, но также и в быту умеет наладить все, чтобы жить было комфортно. Фактически Кузьма отрицает существующие мужские и женские роли, показывает, что все могут всё абсолютно, если это не касается деторождения. В противовес ему есть Агриппина, боец Красной армии и жена командира, которая дома все равно берет на себя весь быт, а он только пользуется плодами ее трудов, как будто так и надо.

Несмотря на объективные недостатки романа, которые сегодня видны особенно хорошо (чрезмерная идеологизация, склонность к однозначности, которой нет и не может быть в гражданской войне, желание охватить необъятное, а отсюда — постоянные лирические отступления и описания передвижений армий), он все же славно работает на уровне создания нового женского образа: женщина образованная, смелая, не боящаяся ни себя, ни своих желаний, преодолевшая воспитанную в ней инфантильность и склонность прижиматься к мужскому плечу, уверенно стоящая на своих ногах, имеющая цель в жизни. Слова Кузьмы Кузьмича, которые я вынесла в эпиграф, лучше всего отражают настроение романа: уважение к женщине, способность видеть в ней не просто "удивительное существо", а личность, соратницу. И поэтому роман в наше время читается ничуть не хуже, чем, наверное, читался нашими родителями: всё это понятно и человечно, история большой любви и потребность быть любимой, история стремлений и падений, история женщины, ставшей человеком.

Больше цитат и всякого спонтанно пришедшего в голову во время чтения - в моем телеграм-канале Читательский дневник.

womanfromtomsk.blogspot.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта