Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ В РОССИИ. Журнал налоговая оптимизация


ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ В РОССИИ | Опубликовать статью РИНЦ

Мешкова Г.В.

ORCID: 0000-0002-3795-0830, кандидат экономических наук, доцент кафедры Бухгалтерского учета, финансов и аудита, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет»

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ В РОССИИ

Аннотация

В статье рассматривается понятие налоговая оптимизация, а так же исторический путь ее развития в России.

Ключевые слова: налоги, налоговое законодательство, налоговая оптимизация.

Meshkova G.V.

ORCID: 0000-0002-3795-0830, PhD in Economics, Assistant Professor, «Accounting, finance and audit», Russian State Agrarian Correspondence University

EMERGENCE OF TAX OPTIMIZATION IN RUSSIA

Abstract

The article discusses the concept tax optimization, and also historical way of its development to Russia.

Keywords: taxes, tax law, tax optimization.

На протяжении всего времени существования налогов, налогоплательщики всегда стремились, и будут стремиться уменьшить сумму их выплаты. Для этого они предпринимают множество усилий.

Руководители организаций, предприниматели и обычные налогоплательщики считают, что налоги уменьшают их прибыль и являются «потерями» для их бизнеса. Государство же, в свою очередь, пытается воздействовать на граждан, говоря, что налоги – это плата за цивилизованное общество и именно они помогают избежать различных негативных последствий на рынке, являются финансистом капиталовложений, и оплачивают создание общественно необходимых благ. Граждане в данной ситуации имеют свое мнение по поводу налогов, и оно заметно отличается от мнения государства. Они считают, что налоги не столь важны и не играют особо важной роли в государстве, так как население платит именно столько, сколько им диктует государство и это не зависит от воли и желания граждан.

В любом случае, очень сложно создать налоговую систему, которая бы не вызывала претензий и у государства и у налогоплательщиков. В основном возникают противоречия между точкой зрения, тех, кто платит налоги и точкой зрения государства. Государство заинтересовано в пополнении государственного бюджета и пресечения мер по уклонению от уплаты налогов. Поэтому налогоплательщиками приходится применять различные методы по уклонению от уплаты. Одним из методов является налоговая оптимизация.

Налоговая оптимизация – деятельность, осуществляемая налогоплательщиком с целью снижения суммы выплат налогов.

История развития налоговой оптимизации так же стара, как и история налогов. Однако понятие налоговой оптимизации, как метода избежания от уплаты налогов, появилось в западной литературе в 70-80- х годах XX в. В исследованиях за рубежом понятие налоговой оптимизации определяется как случай избежания налогов. Оптимизация происходит за счет несовершенства налогового законодательства.

В России исследования по поводу налоговой оптимизации связаны с переходом к рыночной системе. Мероприятия налогового планирования проводились еще задолго до появления Налогового кодекса Российской Федерации, но, несмотря на появление НК РФ и его совершенствования на протяжении многих лет, налоговое законодательство в России долгое время не содержало понятия «налоговая оптимизация», не закрепляло права налогоплательщиков на ее использование. Обсуждение данной темы практикуется в кругу многих экономистов, юристов, выявляются особенности налоговой оптимизации, ее методы, предмет, ведутся споры. В России до недавнего времени развитие налоговой оптимизации находилось на ранней стадии развития, можно сказать, практически не предпринималось никаких мер по ее изучению, однако Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 27.05.2003 № 9-П изложил позицию, в которой подтвердил возможность применения налоговой оптимизации законными способами. До принятия этого Постановления оптимизация налогообложения считалась схемой достаточно агрессивной и прямолинейной. В НК РФ попытки прописать права налогоплательщиков как можно более четко и дать и разрешить им действовать вне установленных законом рамок, предоставило большие возможности для налоговой оптимизации.

Возникновение налоговой оптимизации в России – это результат ведения бизнеса в рамках российской экономики, которые вынуждают практически каждого налогоплательщика задуматься о способах минимизации налогов. Желание это обоснованно, так как порой процентная ставка налога очень высока. Конечно, можно вообще не платить налоги и хранить денежные средства, но рано или поздно этим заинтересуются налоговые службы и финансовые потери окажутся неизбежными.

Хотя законодательство Российской Федерации закрепляет право на действия по уменьшению налоговых обязательств, безгранично этим правом пользоваться нельзя.

С момента вступления в силу НК РФ к налогоплательщику применяется «принцип презумпции правоты». Все сомнения, которые возникают по поводу уплаты налогов толкуются в пользу налогоплательщика. Но этот принцип действует не до конца. В качестве примера можно привести ст. 40 НК РФ, в которой сказано что налоговая инспекция может определять цену сделок для целей налогообложения. Исходя из этого, уклонение от уплаты налогов, хотя и кажется заманчивым, благодаря всем поощрениям для налогоплательщиков, на практике налогоплательщики должны налаживать хорошие отношения с органами налоговой инспекции. В противном случае доказывать свою правоту придется очень сложно и может негативно отразиться на самом налогоплательщике.

Рассмотрев подробно данную тему, изучив понятие налоговой оптимизации, ее изменения, историю развития в России, можно сказать, что налоговая оптимизация в России требует много доработок. Ее возникновение связано с недостатками налогового законодательства в РФ в данной области. В связи с этим появляются различные нелегальные методы оптимизации, которые, как показывает практика, широко применяются налогоплательщиками. Становится очевидным, что методы, применяемые в России по борьбе с уходом от уплаты налогов должны совершенствоваться в будущем. Можно в качестве примера рассмотреть опыты разработки концепций, применяемых в международной практике.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Ч. 1,2. (ред. 13.07.2015). // Консультант Плюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан.– [М., 2015.] (Дата обращения: 20.12.2015).
  2. Мешкова Г.В. Особенности учета и оценки биологических активов в соответствии с МСФО / Бухгалтерский учет: достижения и научные перспективы ΧΧΙ века. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию кафедры бухгалтерского учета РУК.- Ярославль-Москва: Канцлер, 2015.- С. 271-278.
  3. Мешкова Г.В., Мешков С.А. Особенности отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению земельных участков / Бухгалтерский учет: достижения и научные перспективы ΧΧΙ века. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию кафедры бухгалтерского учета РУК.- Ярославль-Москва: Канцлер, 2015.- С. 278-283.
  4. Мешкова Г.В. Современные аспекты учета биологических активов // Вестник Российского государственного аграрного университета. -2008.-№ 5 (10). –С. 300-304.
  5. Мешков С.А. Агропромышленный комплекс в условиях вступления России в ВТО // Вестник Российского государственного аграрного университета. -2011.-№ 11 (16). –С. 165-167.

References

  1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii: Ch. 1,2,3. (red. 13.07.2015). // Konsul’tantPljus. [Electronic resource]. – Jelektron. dan.– [M., 2015.] (Accessed 20.12.2015).
  2. Meshkova G.V. Osobennosti ucheta i ocenki biologicheskih aktivov v sootvetstvii s MSFO / Buhgalterskij uchet: dostizhenija i nauchnye perspektivy ΧΧΙ veka. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 80-letiju kafedry buhgalterskogo ucheta RUK.- Jaroslavl’-Moskva: Kancler, 2015.- S. 271-278.
  3. Meshkova G.V., Meshkov S.A. Osobennosti otrazhenija v buhgalterskom uchete operacij po priobreteniju zemel’nyh uchastkov / Buhgalterskij uchet: dostizhenija i nauchnye perspektivy ΧΧΙ veka. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 80-letiju kafedry buhgalterskogo ucheta RUK.- Jaroslavl’-Moskva: Kancler, 2015.- S. 278-283.
  4. Meshkova G.V. Sovremennye aspekty ucheta biologicheskih aktivov // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2008.-№ 5 (10). –S. 300-304.
  5. Meshkov S.A. Agropromyshlennyj kompleks v uslovijah vstuplenija Rossii v VTO // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2011.-№ 11 (16). –S. 165-167.

research-journal.org

Вышел № 3 журнала «Налоговая оптимизация» — Индивидуальный Предприниматель

Вышел № 3 журнала «Налоговая оптимизация»

no_03_2012_120×170.jpg

Территория налоговой оптимизации — деревни, малые и средние городаУникальным для Беларуси инструментом оптимизации налоговой нагрузки являются налоговые преференции для сельской местности. Причем они настолько существенные, что о регистрации предприятий в небольших населенных пунктах всерьез задумываются даже горожане. Дополнительным поводом для такого перенаправления бизнеса может стать Декрет от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», который вступил в силу 1 июля 2012 года.

Снижаем налог на недвижимость за счет курсовых разницПринято считать, что курсовые разницы влияют только на размер налога на прибыль. Но это не совсем верно. При покупке за счет валютного кредита объектов недвижимости курсовые разницы могут повлиять и на сумму уплачиваемого по этим объектам налога на недвижимость.

Использование личного автомобиля сотрудника: какой вариант выгоднееПрактически любой организации для осуществления деятельности необходимы транспортные средства, например для перевозки собственных грузов или работников либо выполнения каких-либо работ и т.п. Причем порой в этих целях используются личные автомобили работников организаций. Обо всех возможных вариантах оформления такого использования и о том, какие из них выгоднее для организации, читайте в нашем материале.

НДС по реализации товаров на выставках-ярмарках в России: выбираем выгодный вариант уплатыРеализация отечественных товаров жителям России на выставках-ярмарках за наличный расчет привлекательна не только тем, что на этом можно неплохо заработать. По такой розничной торговле помимо освобождения от НДС и уплаты НДС по ставке 20 % МНС разрешило применять еще и расчетную ставку. Сочетание каждого из этих трех способов с расчетной ставкой НДС по розничной торговле в Беларуси может дать разные суммы налога к уплате. Мы просчитали возможные варианты на конкретном примере, который может стать основой и для ваших расчетов. Кстати, все, что будет сказано об исчислении НДС по реализации товаров на выставках-ярмарках в России, в равной степени относится и к розничной реализации на выставках-ярмарках в Казахстане.

Выгодная выплата под видом материальной помощиВ качестве материального поощрения сотрудников традиционно применяются различные надбавки, доплаты и премии. Но не всякая организация может себе их позволить, поскольку такие выплаты неизбежно увеличивают нагрузку по страховым взносам в ФСЗН и Белгосстрах. Если же работникам оформить материальную помощь на определенные, «правильные» цели, то появляется возможность на страховых взносах сэкономить.

Сотрудничество с лжепредпринимательскими структурами: риски мнимые и реальныеПредприятие во время проверки обвинили в сотрудничестве с лжепредпринимательскими структурами. Как бы угрожающе это не звучало, сами по себе договорные отношения с сомнительными компаниями нарушением не являются и прямой опасности не представляют. Другое дело, если проверяющие соберут доказательства, что сделки были притворными и операции в реальности не совершались. Но доказательства должны быть убедительными, а не поверхностными, как это зачастую происходит, когда проверяющие делают ставку на то, что субъект хозяйствования оспаривать их действия не станет.

Кому платить налог на недвижимость по незавершенке: строительной организации или собственнику?У некоторых инвесторов существует мнение, что коль скоро объект по их заказу строит строительная организация, то и налог на недвижимость за сверхнормативное незавершенное строительство должна платить виновная сторона, то есть строители, которые не уложились в нормативные сроки строительства. Подобное заблуждение оборачивается доначислением по результатам проверок налога на недвижимость с пенями и санкциями.

Как недоработка налоговиков позволила предприятию выиграть делоНалоговая инспекция предъявила ООО «П» доначисленный по акту проверки НДС, санкции и пени. Общество решение ИМНС оспорило. И хотя хозяйственный суд поддержал налоговиков, апелляционная инстанция судебное решение изменила. Причиной поворота событий стало то, что проверяющие из ИМНС, принимая решение, не проанализировали все взаимосвязанные финансово-хозяйственные операции общества и достоверность документов, которыми оформлялись эти операции. В итоге ООО «П», пройдя все судебные инстанции вплоть до кассационной коллегии ВХС, удалось добиться отмены большей части решения ИМНС.Все вопросы, связанные с приобретением журнала «Налоговая оптимизация»,Вы можете задать по телефону: (+375 17) 209-69-96. Подписаться на журнал можно здесь.

predprinimatel.by

Оптимизация налогообложения предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Рассмотрены проблемы оптимизации налогообложения для российских предприятий. Проанализированы этапы налогового планирования. Представлены принципы оптимизации налогообложения. Сделан вывод, о том, что государственная налоговая политика является одним из важнейших инструментов, с помощью которого обеспечивается повышения эффективности налогообложения организации на макроэкономическом уровне.

Ключевые слова: проблемы, оптимизации налогообложения, налоговое планирование, государственная налоговая политика.

 

В настоящее время проблема оптимизации налогообложения для российских предприятий является одной из самых актуальных. Многие предприятия для того, чтобы уменьшить затраты, стремятся к легальному сокращению налоговых выплат в бюджет, что получило название «налоговой оптимизации».

В общем случае, налоговая оптимизация представляет собой деятельность, реализуемая налогоплательщиком, по снижению налоговых выплат в бюджет при этом, не нарушая законодательства по налогам и сборам. [2]

Важнейшая роль в оптимизации налогообложения отводится налоговому планированию, включающему в себя разработку налоговой политики организации и методы налогового регулирования и налогового контроля, применяемые налогоплательщиком. При формировании того или иного метода налоговой оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты как оптимизации, так и деятельности предприятия в целом. При выборе метода налогового планирования учитываются требования отраслей законодательства.

Налоговое планирование является совокупностью конкретных действий налогоплательщика по снижению налоговых выплат в бюджет, направленных на рост финансовых ресурсов организации. Комплекс действий по налоговому планированию охватывает регулирование величины и структуры налоговой базы, воздействие на эффективность принятия управленческих решений и обеспечение своевременных расчетов с бюджетом, согласно срокам, предусмотренным налоговым законодательством Российской Федерации.

Налоговым планированием следует заниматься на предприятии еще до наступления налогового периода. Оно должно начинаться еще на стадии подготовки к заключению какого-либо контракта и поиска контрагентов, так как уже в этом случае есть возможность запланировать будущие выплаты налогов в бюджет и, если возможно, предпринять действия по их минимизации. Оптимизация налогообложения на предприятии базируется на следующих принципах:

1.                  Принцип юридического соответствия, являющийся одним из ключевых принципов, которым должны пользоваться организации при использовании системы повышения эффективности налогообложения. Этот принцип предполагает то, что способы оптимизации на предприятии в обязательном порядке должны быть законными и легитимными.

2.                  Принцип рациональности затрат означает, что выгоды от экономии на налоговых выплатах должны превосходить издержки предприятия по внедрению оптимизации системы налогообложения.

3.                  Принцип диверсификации заключается в том, что предприятие, в случае неблагоприятного воздействия внешних факторов на один из применяемых способов оптимизации, должно быть адаптировано под быстрое изменение системы налоговой оптимизации.

4.                  Принцип конфиденциальности означает, что руководство предприятия должно стремиться к тому, чтобы доступ к информации был, как можно ограничен.

5.                  Принцип автономности подразумевает, что воздействия по налоговой оптимизации должны иметь минимальную зависимость от внешних участников.

Наиболее продуктивным для предприятия представляется разработка общей модели налоговой оптимизации в зависимости от сферы деятельности организации и выполнение в согласовании с этой моделью конкретных действий, ориентированных на минимизацию налогообложения предприятия. [3]

Оптимизация налогообложения — это не только местный процесс, это процесс, реализовывающийся на уровне государства и являющийся элементом его налоговой политики и реализующийся посредством законодательной деятельности. Поэтому налоговая оптимизация, как способ корректировки налогового бремени организаций, представляет собою такой налоговый механизм, который позволяет на легитимных основаниях определять приемлемый размер налоговых платежей с целью повышения финансовых результатов деятельности организации с помощью экономии налоговых расходов.

Государственная налоговая политика является одним из важнейших инструментов, с помощью которого обеспечивается повышение эффективности налогообложения организации на макроэкономическом уровне. Налоговая политика страны является главным фактором при определении стратегии оптимизации налогообложения хозяйствующих субъектов. От того, насколько государственная налоговая политика эффективна, зависит выбор методов налоговой оптимизации, обоснование ее механизма и правового обеспечения. В то время как на микроэкономическом уровне основными инструментами развития механизма оптимизации налогообложения организации считаются налоговое администрирование, корпоративное налоговое планирование, управление налоговыми рисками.

Кроме элементов налогового планирования выделяют ряд приемов, при которых результат в виде уменьшения налоговых выплат достигается путем действий квалифицированной организации по исчислению и уплате налогов, что исключает случаи необоснованной переплаты налогов. Для уменьшения налоговых выплат со стороны законодательства налогоплательщику предоставляется широкий спектр возможностей, позволяющий минимизировать объем налогов. В связи с этим выделяются общие и специальные способы уменьшения налоговых выплат.

К общим способам можно отнести следующие приемы налоговой оптимизации:

1.                  Выбор учетной политики организации — это значительная часть внутреннего налогового планирования. Учётная политика для целей налогообложения обеспечивает выбор наиболее доступного объяснения нормативно-правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета. Одним из наиболее известных способов налоговой оптимизации является понижение налогооблагаемой прибыли и уменьшение налоговой базы по налогу на имущество за счет использования метода ускоренной амортизации, а также переоценки основных средств. В Российской Федерации способ переоценки основных средств является наиболее оптимальным, в то время как возможности использования метода ускоренной амортизации являются нецелесообразными и возможности для их применения минимальны.

2.                  Контрактная схема дает возможность оптимизировать налоговый режим при заключении конкретного договора и выполнения обязательств по нему. Суть настоящего метода заключается в использовании налогоплательщиком в договорах конкретных формулировок, а не принятых традиционных, а также в применении нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это позволяет организовать оптимальный налоговый режим выполнения определенной сделки с учетом графика поступления и издержек денежных и товарных ресурсов.

3.                  Налоговые льготы являются одной из главных деталей налогового планирования. Обычно большая часть льгот предоставляется местным законодательством, предусматривающим различные льготы.

Нельзя не отметить специальные методы налоговой оптимизации. Ведь об общих способах знают практически все предприниматели, и воспользоваться ими может большинство предприятий. К специальным методам относятся следующие:

1.                  Метод замены отношений, основанный на разнообразии способов решения хозяйственных проблем в рамках действующего российского законодательства. Субъект может воспользоваться любым из допустимых вариантов использования правовых норм наиболее подходящих для конкретных условий хозяйствования.

2.                  Метод разделения, частично основанный на методе замены отношений. В данном случае хозяйственная операция заменяется не полностью, либо применяется замена одной хозяйственной операции на несколько аналогичных. Метод применяется в тех случаях, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата.

3.                  Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения налогового обязательства на следующий календарный период. В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом.

4.                  Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью уменьшения размера объекта или замену этого объекта иным, который облагается более низким налогом или не облагаемым им вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так и имущество, причем сокращение не должно оказать отрицательного влияния на деятельность предприятия.

Для Российской Федерации наиболее приемлемым способом налоговой оптимизации считаются выбор учетной политики организации, позволяющий минимизировать налоговую базу с помощью использования метода переоценки основных средств. Одним из актуальных методов оптимизации налогообложения для российских предприятий является метод отсрочки налогового платежа, так как с его помощью возможен перенос возникшего налогового обязательства на следующий календарный период, что позволяет усовершенствовать управление оборотными активами предприятия.

Итак, каждое предприятие, стремящееся к увеличению прибыли должно вести налоговое планирование, разрабатывать и вводить способы налоговой оптимизации. Если у руководителей организации отсутствуют знания в сфере нормативно-правовой базы налогового законодательства, то это может привести к тому, что предприятие в условиях жесткой конкурентной среды не сможет занять лидирующие позиции на рынке и уступит свое место более конкурентоспособному предприятию. Но при этом следует помнить, что минимизация налогообложения должна применяться в разумных границах. Для этого применяются легальные льготы и налоговые освобождения, разрешенные законодательством. Такие действия не влекут за собой взыскание пени, налоговые санкции и доначисление налогов. Важно применять комплексный подход, где затраты на оптимизацию должны быть значительно ниже, чем прибыль от нее.

В практике использования оптимизации налогообложения необходимо следовать определенным принципам, которые имеют не только финансово-экономическую, правовую, но и нравственную природу. К примеру, невозможно при планировании налоговой оптимизации основываться только на пробелах в законодательстве. Необходимо принимать во внимание все политические аспекты, а также роль, которое играет предприятие в пополнении бюджета, поэтому, при осуществлении оптимизации налогообложения следует придерживаться принципа комплексного расчета экономии и убытков. [1]

В настоящее время в ситуации изменяемой российской экономики прекращение попыток «творческой неуплаты налогов» абсолютно правомерно и возведено в ранг государственной налоговой политики. Государство регулярно осуществляет борьбу с хозяйствующими субъектами, которые стремятся отклониться от уплаты налогов. Это проявляется в административной и судебной защите интересов бюджета.

Применяя основные принципы налоговой оптимизации, кропотливо исследуя нормативную базу, предприятие может достичь наилучшего результата от законной экономии на налогах.

 

Литература:

 

1.                  Балабанов, И. Т. Основы финансового менеджмента / И. Т. Балабанов. М.: Финансы и статистика, 2003. — 236 с. — ISBN 5–91452–0059–5

2.                  Негашев Е. В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка / Е. В. Негашев. М.:, 2009. — 186 с. — ISBN 5–8586–49–3

3.                  Попова Р. Г., Самонова И. Н., Добросердова И. И. Финансы предприятий / Попова Р.Г [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 3-е изд. — СПб.: 2010. — 208 с.

moluch.ru

К проблемам оптимизации налоговой нагрузки субъектов предпринимательства

В статье рассмотрено современное состояние системы налогообложения в Республике Узбекистан. На основе выявленных в процессе анализа проблем, автором предлагаются мероприятия по совершенствованию некоторых направлений фискальной политики в стране.

Ключевые слова:налоговая система, налоговая нагрузка, налоговое администрирование, малый бизнес, налоговая оптимизация.

The article considers the current state of the system of taxation in the Republic of Uzbekistan. On the basis of the identified problems in the analysis, the authors propose measures to improve some areas of fiscal policy in the country.

Keywords:the tax system, the tax burden, tax administration, small business, tax optimization.

 

Основы функционирования национальной системы налогообложения следует рассматривать в зависимости от состояния экономического базиса и общественно-политической надстройки в условиях рыночных реформ. При этом особое место в создании системы налогообложения рыночного типа занимают принципы ее построения. Если под налоговой системой рассматривать совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях, то для современных условий Узбекистана особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения.

Современный период реформирования налоговой системы Республики Узбекистан оказался сложным как для страны в целом, так и для отдельно взятых предприятий. Становление принципиально иной модели взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов в области налогообложения предопределило обязательность учета налоговой составляющей в общей экономической стратегии предприятий. В связи с этим у хозяйствующих субъектов появилась необходимость в формировании индивидуальной налоговой политики, предусматривающей решение вопросов оптимизации уровня налоговой нагрузки. Однако, несмотря на особую актуальность вопроса исследования влияния величины налоговой нагрузки на деятельность хозяйствующих субъектов, данная проблема находила решение лишь в виде общих выводов, призывавших к повышению активности в области реформирования налоговой системы. При этом, несмотря на то, что во многих работах отечественных авторов присутствует упоминание термина «налоговая нагрузка хозяйствующего субъекта», ее содержание остается раскрытым не в полной мере. Более того, авторами многочисленных трудов, посвященных вопросам налогообложения, не производится комплексной оценки реакции предприятий на динамику показателя налогового бремени. А ведь наряду с иными факторами, влияющими на процесс формирования налоговой политики предприятия, величина налоговой нагрузки играет значимую роль в принятии хозяйствующим субъектом решений в области налогообложения. Таким образом, возникает необходимость исследования целого комплекса нерешенных вопросов, связанных с управлением хозяйствующих субъектов в сфере налоговых отношений. Чтобы анализировать воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности отечественной экономики. Они обязывают сопоставлять не уровень среднего налогового бремени, не величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между категориями плательщиков, а также специфику формирования налогооблагаемой базы. Преобладание в налоговой системе косвенных налогов и налогов с выручки еще больше отягощает степень налогового бремени. Они вынуждают предприятия с низкой рентабельностью платить налоги за счёт сокращения собственных оборотных средств.

За последние годы осуществлены широкомасштабные налоговые реформы, способствующие росту реального дохода населения, служащие основой модернизации производства, поддерживающие малый бизнес и частное предпринимательство. Особенно, процесс либерализации бюджетной и налоговой отраслей стал важным фактором устойчивого развития нашей экономики. Так, если в 1991 году налоговая нагрузка составляла 41,2 % по отношению к ВВП, то в течение прошлых лет, в результате осуществления рациональной политики, этот показатель, на сегодняшний день, снизился почти в два раза. То есть, благодаря оптимизации налоговых ставок и внедрению упрощенного порядка налогообложения, данный показатель, на сегодняшний день, составляет 20,8 %. Если во многих странах ставка налога, взимаемого с доходов предприятий и организаций составляет, в среднем, 12,5–39,5 %, то в Узбекистане этот показатель в течение 1995–2014 гг. в среднем снизился с 38 % до 8 %, тем самым выражая качество изменений нашей экономики и особенности развития. Оптимизация налоговых ставок приводит также к важным качественным изменениям в составе доходов государственного бюджета. Самым важным является поэтапное снижение доли налогов, взимаемых с доходов предприятий и повышение доли ресурсных налогов.

Принятие Указа Президента Республики Узбекистан от 16.07.2012 г. № УП-4453 «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» сыграло важную роль в данном направлении. На основании данного Указа были сокращены лицензируемые виды деятельности и разрешительные процедуры, а также, статистическая, налоговая, финансовая отчетности. В частности, с июля 2012 года были отменены отчетности 50 видов, постоянно требуемые органами государственного и хозяйственного управления, а с 1 августа 2012 г. — 80 разрешительных процедур. Вместе с этим, некоторые формы отчетности были объединены.

Указ Президента Республики Узбекистан от 07.04.2014 г. № УП-4609 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» поднял на новый уровень меры, осуществляемые по созданию благоприятных условий для предпринимателей и обеспечению свободы предпринимательской деятельности. В частности, продлен сроком до 1 января 2017 года мораторий на проведение налоговых проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, своевременно уплачивающих налоги и другие обязательные платежи, а также обеспечивающих устойчивые темпы роста и рентабельность производства.

Созданная в нашей стране благоприятная деловая среда, осуществляемые широкомасштабные реформы по созданию бизнеса и его развития признается, также, в мировом масштабе. Так, Всемирный банк и Международная финансовая корпорация в ежегодном докладе «Ведение бизнеса 2015: за пределами эффективности», отметили, что Узбекистан по показателям благоприятной деловой среды занял 141-ое место среди 189 стран мира, улучшив свою позицию за год на 8 ступенек. Сфера налогообложения является существенно улучшенной сферой в отчетном периоде и Узбекистан, находившийся на 179 месте в прошлогоднем рейтинге, занял 118-ое место, то есть, поднялся на 61 ступень.

Особо необходимо отметить, что в рейтинге, отражающем систему налогообложения, Узбекистан поднялся на 61 позицию. По нашему мнению, основным фактором позитивных изменений является ежегодное снижение налоговых ставок. Так, если в 2000 году ставка налога на прибыль составляла 38 %, то через 5 лет она снизилась до 15 %, а ставка единого социального платежа с 40 % уменьшена до 25 %. Методично и прогрессивно снижается ставка единого налогового платежа. К примеру, установленная в 2005 году в размере 13 % для промышленных предприятий в 2015 году она составляет 5 %.

В 2015 году Постановлением Президента «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2015 год» от 04.12.2014 г. № ПП-2270 ставка единого социального платежа для субъектов малого бизнеса и фермерских хозяйств установлена в размере 15 %.

Произошло существенное снижение (на 40 %) ставки единого социального платежа для субъектов малого предпринимательства — микрофирм, малых предприятий, а также фермерских хозяйств. Снижение ставки предусмотрено вне зависимости от того уплачивают ли они налоги по упрощенной системе или являются плательщиками общеустановленных налогов.

Следует признать, что в нашей стране проводятся широкомасштабные реформы по созданию благоприятных условий для субъектов предпринимательства, оказанию содействия их деятельности, дальнейшему укреплению гарантий их прав и свободы. В результате, создаётся более благоприятная среда для предпринимательства и его позиция в нашей экономике укрепляется.

Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым осуществить следующие меры, направленные на стимулирование инвестиционной активности предпринимательских структур:

1)        усовершенствовать порядок отнесения затрат на НИОКР при определении налогооблагаемой прибыли;

2)        стимулирование модернизации промышленности, обновление основных производственных фондов предприятий;

3)        освободить от НДС все без исключения операции по ввозу на территорию Узбекистана технологического оборудования для НИОКР;

4)        в целях обновления основных фондов промышленных предприятий предоставить на срок не менее пяти лет льготы по налогу на имущество предприятий по вновь вводимому технологическому оборудованию;

5)        обеспечить конкретные льготы и преференции для инвесторов в части запрета на ухудшение условий налогообложения, и утвердить порядок определения и регистрации инвестиционных проектов;

6)        решить вопрос о возврате «инвестиционной льготы» по налогу на прибыль (в части средств, инвестируемых предприятиями в собственное технологическое развитие, на пополнение основных производственных фондов).

7)        установить льготы по налогообложению прибыли, полученной предприятиями в результате осуществления инновационной деятельности, а также прибыли коммерческих банков от кредитования ими стартовых инновационных проектов.

 

Литература:

 

1.         Налоговый кодекс Республики Узбекистан. Ташкент: Адолат, 2014.

2.         О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-4609 от 07.04.2014 г. //Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014 г., № 15, ст. 163

3.         Абдуллаев А. М., Курпаяниди К. И. Социально-экономические аспекты функционирования субъектов малого предпринимательства в системе институциональных преобразований// Новый университет. -2014.-№ 2.-С.55–60.

4.         Ведение бизнеса — 2015. Всемирный банк. МФК. Электронный ресурс: http://russian.doingbusiness.org/

5.         Власова Е. В. Налоги: теория и практика: Учебное пособие. — Scientific magazine Kontsep, 2014.

6.         Курпаяниди К. И. Механизм финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2011. — №. 5. — С. 48–50.

7.         Курпаяниди К. И. Государственное регулирование инновационного процесса в Узбекистане// ЭКО. Всероссийский экономический журнал. -2014.№ 6.-С.159–164.

8.         Курпаяниди К. И. К проблеме совершенствования инфраструктуры обслуживания субъектов предпринимательства// Социогуманитарный Вестник. -2014.№ 1.-С.38–42.

9.         Курпаяниди К. И. Государственный регламент инновационного процесса: зарубежный опыт и практика Узбекистана// Экономический анализ: теория и практика. — 2014.-№ 9.-С.60–64.

10.     Курпаяниди К. И. К вопросу совершенствования национального законодательства регулирования деятельности малого бизнеса в Узбекистане// Экономика. Управление. Право.-2012.-№ 3.-С.23–25.

moluch.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта