Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». Журнал по инклюзивному образованию
Инклюзивное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».
Дэвид Бланкет
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в системе образования.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учащихся, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для учащихся, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех учащихся, что обеспечивает доступ к образованию для учащихся с особыми образовательными потребностями.
За рубежом, ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей лицам с особыми образовательными потребностями. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, то есть включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что учащиеся с особыми образовательными потребностями общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей учащихся с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех учащихся без исключения.
На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями. Государственные и муниципальные образовательные учреждения получают бюджетное финансирование на учащихся с особыми образовательными потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды [1, с. 50].
В Российской Федерации осуществляется реализация проекта «Интеграция лиц с особыми образовательными потребностями». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по инклюзивному обучению учащихся с особыми образовательными потребностями. С целью подготовки педагогов к работе с учащимися с особыми образовательными потребностями коллегия Министерства образования Р.Ф., приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с особыми образовательными потребностями». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профессионального образования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.
По данным Министерства образования и науки Р.Ф., модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской, Тюменской и других областях.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Р.Ф. регулируется Конституцией Р.Ф., федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Р.Ф.», а также Конвенцией о правах ребенка и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Специальное оборудование для учащихся с особыми образовательными потребностями – необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая учащимся путь к обучению вместе со своими сверстниками [2, с. 84].
Для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в образовательное учреждение различного уровня необходимо установить пандус. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12 см), чтобы учащийся на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота – не менее 5-8 см) и поручни (высота – 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе учащийся на коляске может скатиться вниз. Вход в образовательное учреждение рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.
Для обучающихся с нарушением зрения крайние ступени лестницы при входе в образовательное учреждение необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.
Коридоры по всему периметру образовательного учреждения необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80-85 см, иначе учащийся на инвалидной коляске через нее не пройдет. Для того чтобы учащийся на коляске смог подняться на верхние этажи, в здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах. Если в образовательном учреждение есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы учащийся, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.
Для обучающихся с нарушением зрения необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри учреждения, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия аудиторий должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.
Учащимся с особыми образовательными потребностями нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.
В столовой или буфете следует предусмотреть непроходную зону для учащихся с особыми образовательными потребностями. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно учащихся с особыми образовательными потребностями сажать в столовой отдельно от остальных учащихся.
В туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата размерами не менее 1,65Х1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине должна составлять не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой же высоте.
Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.
В читальном зале библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте. Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, то есть не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.
В учебных аудиториях учащемуся с особыми образовательными потребностями необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны учебного места для учащегося на коляске – 1,5Х1,5 м.
Обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата около учебного места следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если учащийся пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в аудитории должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы учащийся на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в аудитории, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.
Обучающимся с нарушением зрения нужно оборудовать одноместные учебные места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего места, за которым сидит обучающийся с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Учебное место обучающегося со слабым зрением должна находиться в первых рядах от преподавательского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном – это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий обучающийся смог их потрогать.
Учащимся с нарушением слуха необходимо оборудовать учебные места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие учащиеся лучше ориентировались, в аудитории следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения, учащихся с особыми образовательными потребностями по территории учебного заведения следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не менее 90 см. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.
Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения учащихся с особыми образовательными потребностями:
Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся с особыми образовательными потребностями, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании учащихся, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей. Также на территории Р.Ф. существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании [3, с. 125]. Для домов-интернатов разрабатывается специальный образовательный стандарт.
Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи учащимся с особыми образовательными потребностями, положительным фактором в данном случае является возможность участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что учащиеся учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Домашнее обучение – вариант обучения учащихся с особыми образовательными потребностями, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают учащегося и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения учащихся с особыми образовательными потребностями. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения учащемуся выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых учащимся с особыми образовательными потребностями с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.д.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь учащегося с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с обучающимся в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.
На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить начальное и среднее профессиональное образование, но и высшее профессиональное образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие Вузы, что является составной частью инклюзивного образования.
Литература:
Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 2006. – 133 с.
Миндель А.Я., Степанова О.А. Разные возможности – равные права – общее жизненное пространство. – М: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
Смирнов И.П. Теория профессионального образования. – М., 2006. – 320 с.
moluch.ru
Статья об инклюзивном образовании
Автор: Слободчикова Наталья Владимировна
Слободчикова Н.В.
учитель начальных классов
МБОУ гШахты
«Лицей №3 им академика В.М.Глушкова»
Ростовской области
«Инклюзивное образование в действии».
(из опыта работы)
« Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
За последние десятилетия в нашей стране увеличилось число детей, имеющих нарушения в развитии в самых разнообразных проявлениях. Это привело к увеличению числа детей, оставшихся без возможности получить образование, и семей, лишенных социально-психологической помощи ввиду неподготовленности ни законодательной, ни коррекционно-образовательной практики. Ребенок был изолирован от общества и постепенно утрачивал шанс адаптироваться к жизни в обычной социальной среде.
До недавнего времени детей разделяли на «обучаемых» и «необучаемых». При этом ребенка, которого сочли «необучаемым», вытесняли из системы образования в систему здравоохранения.
Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Это процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Первые инклюзивные образовательные учреждения в нашей стране появились на рубеже 1980 – 1990 гг. так, например, в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.
Стоит отметить, что в России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В учебных учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми — с ними работают врачи и специально подготовленные педагоги. Но во многом из-за обособленности коррекционных образовательных учреждений происходит разделение общества на инвалидов и здоровых. В результате конкурентность детей-инвалидов на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования у них невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Суть же инклюзивного обучения как раз в том, чтобы ребята с особенностями развития учились в одном классе со сверстниками, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Это предполагает изменение образовательной системы, школы, но не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока или мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах каждого такого ученика.
Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода — нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей с ОВЗ, но и здоровых учеников. Она дает право на образование каждому, независимо от степени его соответствия критериям школьной системы. Ведь школа — основная сфера жизни ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. В связи с этим, можно с уверенностью сказать — инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.
На данный момент в МБОУ лицей №3 имени академика В.М.Глушковаобучается 6 детей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 0,63 % от общего числа обучающихся. В нашей школе нет коррекционных классов, и поэтому все дети обучаются инклюзивно в общеобразовательных классах.
Со своей новой ученицей я познакомилась на подготовке. Открытое лицо, лучезарная улыбка сразу расположила к девочке. Побеседовав с родителями, я узнала диагноз Софии. Родители очень хотели, чтобы София училась в обычном учебном заведении, но если учитель, психолог дадут отрицательный ответ, то им придется уйти. София прошла тестирование хорошо. Большие опасения были у родителей и по отношению к девочке учеников, родителей. Беседы с будущими учениками, родителями дали положительный результат. Дети не воспринимали Соню как инвалида. У них своя версия ее недуга: сейчас она болеет, но в будущем обязательно выздоровеет. Родители учеников тоже приняли позицию детей, в беседах акцентировали внимание, что Соня такая же девочка, как и все. С не надо дружить, играть, общаться.
Проводя подготовительную работу с детьми, родителями, я тоже испытывала тревогу. Занятия на подготовке длятся не так долго, как учебный день. Как будет чувствовать себя девочка, как пойдет учебный процесс?
Вопросов много, ответы сразу не находишь. Помогли курсы ИМБП РУДН, по программе «Формирование социальных компетенций детей и подростков, связанных с сохранением, укреплением и обеспечением безопасности здоровья обучающихся, формированием у них культуры здорового образа жизни». Участие во II Всероссийском конкурсе «Инклюзивная школа России – 2015». Этот конкурс дал возможность познакомиться с опытом работы учителей с особыми детьми по всей России.
У Сони процесс адаптации к школьной жизни прошел быстрои гладко, а родители долго адаптировались. Они привыкли всегда быть на чеку, ждать негатива от окружающих. Но видя каждый день как встречают Соню в лицее, какие условия предоставлены, администрация и учителя всегда готовы к раговору, у них тоже закончился период адаптации. Первый сигналом была совместная поездка в зоопарк в г.Ростов – на – Дону. Все привезли массу положительных эмоций. В прошлом учебном году родителям девочки было предложено поучаствовать в Областной фестиваль творчества детей инвалидов, но они отказались, мотивируя тем, что эти четыре месяца и так очень насыщены событиями. Предложив в этом учебном году участие в 1 городском открытом дистанционном конкурсе художественного чтения «От сердца к сердцу!» и 14 Областном фестивале творчества детей инвалидов «Мне через сердце виден мир» Г.Ростов–на-Дону, было принято положительно. В этих конкурсах Соня получила достойную награду, и это не грамоты, а общение, внимание, и самое главное, она тоже может показать свои способности. Конечно, трудности в обучении будут, но это трудности с которыми встречаются все школьники. У девочки большой потенциал, будем его поддерживать и развивать.
К основным элементам инклюзии можно отнести:
- включение всех детей с различными возможностями в такую школу, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности;
- количество детей с различными возможностями, обучающихся в школе, находится в естественной пропорции в отношении всей детской популяции этого округа в целом;
- отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в смешанных группах;
- дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их возрасту;
ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения;
- эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели обучения.
Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о проблемах какого-либо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всей школы, о том, как школе соответствовать потребностям всех её учеников. Успешное решение проблем по мере их возникновения, основанное на ясной педагогической платформе, общие ценности и позитивное лидерство представляет собой наилучший путь для продвижения школы и класса к большей инклюзивности. Решение многочисленных проблем часто является вполне естественным состоянием для учителей, которые постоянно взаимодействуют с учениками и взрослыми в течение всего дня.
Самым лучшим в инклюзии является то, что при успешном её проведении выигрывают все. Это и дети с особенностями развития, и без них, одарённые дети, учителя (имеется в виду совершенствование практики преподавания и повышение квалификации учителей), и всё школьное сообщество в плане совершенствования общего климата и духа школы. Тем не менее, существуют давние «поверья» в отношении обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде. Например, что дети – инвалиды нарушают процесс обучения всего класса, что учителя не способны справляться с новыми задачами, возникающими в классе с появлением такого ребёнка, и что дети с ограниченными возможностями при инклюзии получают недостаточно качественное образование, причём, при такой форме обучения, серьёзно страдает их самооценка. Однако, во многих исследованиях доказывается, что большинство этих «верований» являются предвзятыми, и не основываются на каких-либо основательных и очевидных фактах.
Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны:
дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах. Это становится особенно очевидным, если взрослые в школе целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным ученикам в целом.
В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.
В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и академических достижений.
Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах. Дети «переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего.
В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одноклассниками вне школы. Учителя играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.
Необходимо также сказать, что существование инклюзивных школ позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на учениках с инвалидностью. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное - способствует искренней заботе и дружбе.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.
comments powered by HyperComments
solncesvet.ru
|
На протяжении долгих лет система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются норматипичные дети. Дети с особенностями в развитии должны иметь равные возможности с другими детьми. Для осуществления этого возникает потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия в образовании. Эту форму обучения называют инклюзивным образованием. В настоящее время существует достаточно большое количество определений «инклюзивное образование». В современной науке используется несколько понятий «инклюзивное образование», такие как:
Как видно из определений, в практике инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. Очевидна значимость барьеров «архитектурного» окружения ученика – физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов дома и в школе, недоступность транспорта между домом и школой, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в школу и т.д.). Перед школой со стандартным нормативным финансированием стоит финансовый барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки. Но еще более значимыми оказываются барьеры, возникающие в результате взаимоотношений учеников и социальных контекстов их бытия, – барьеры социальных отношений. Иначе их называют «отношенческими» или социальными барьерами. Чтобы устранить барьеры на пути развития инклюзивного образования, необходимо:
В настоящее время существует 8 видов обучения детей с различными нарушениями в развитии.
Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой – реализация права на образование без дискриминации. В основе трансформации системы специального образования в глобальном контексте и развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты – декларации и конвенции, заключаемые под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), касающиеся прав человека и недопустимости дискриминации по какой- либо причине: Образовательное учреждение, в котором применяются инклюзивные подходы, должно стать нормой, знаком современного уровня развития образовательной системы. Но это не означает, что система специального (коррекционного) образования должна быть упразднена. Данная система обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям право выбора образовательного учреждения. Кроме того, огромный потенциал системы специального образования является важным информационным и методическим ресурсом для системы общего образования, переходящей на принципы инклюзии. Внедрение инклюзивных подходов не может быть отдельной попыткой решения «проблемы инклюзивного образования», ориентированного только на детей с инвалидностью, – это часть более общей проблемы неравенства в образовании «Проблема инклюзивного образования» не может быть решена локально: невозможно создать хорошие условия для детей с инвалидностью и не создать богатой и разнообразной образовательной среды для других детей. Поэтому инклюзивное образование предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества – процесса, актуального во всем мире. Развивая инклюзивные подходы в образовании, учителя, специалисты, руководители систем образования имеют хороший шанс для творческого взаимодействия, профессионального общения и совместного анализа результатов и достижений. Создается прекрасная возможность для обмена 4 мнениями, выработки оригинальных концепций и идей, что является очень ценным для профессионального развития.
|
doshkolnik.ru
Инклюзивное образование в США | Статья в журнале «Молодой ученый»
Библиографическое описание:
Васильева П. В. Инклюзивное образование в США // Молодой ученый. 2018. №2. С. 94-96. URL https://moluch.ru/archive/188/47734/ (дата обращения: 24.06.2018).
Цель — рассмотреть инклюзивное образование, как систему основываюсь на опыте США.
Задачи:
- выявить критерии инклюзивного образования, как системы.
- провести анализ инклюзивного образования в США.
- выявить проблемы инклюзивного образования в настоящее время.
Инклюзивное (от анг. «inclusion» включение) образование — это долгосрочная стратегия, представляющая собой построение такой образовательной среды, которая позволит каждому ребенку, включая детей, имеющих серьезные отклонения в психофизическом, эмоциональном, социальном и других аспектах развития, обучаться совместно в общеобразовательном учреждении, но на уровне своих возможностей. [1, с. 37]
Основополагающим элементом в образовательной системе инклюзивное образование стало не так давно. В 1988 г. на Всемирной конференции «Образование для всех» в Джомпьене. [2] Первые разработки и проекты за рубежом начались в 70-х годах XX века.
Инклюзивное образование — это сложный процесс, где основными критериями служат:
- психологическая, методическая, техническая готовность образовательных учреждений.
- готовность всех участников процесса: дети с ОВЗ, их родители, нормально развивающихся учащихся, и их родителей, образовательный состав, администрации и государства.
- Адаптация внешней среды к инклюзивному образованию.
К настоящему времени накоплен большой опыт: учебно-методический комплекс, законодательная база, технологическое и экономическое обеспечение. На сегодняшний момент более 40 стран мира используют инклюзивное образование в общеобразовательном процессе.
Рассмотрим развитие инклюзивного образования, на примере, США. США является страной с развитой системой инклюзивного образования. Вопрос об интеграции детей-инвалидов был поднят на Конгрессе США в 1973 и был закреплен законодательно. Основная цель закона заключается в интеграции — обучения детей-инвалидов в общеобразовательных школах с предоставлением по мере необходимости дополнительной помощи. С 80 — х г. XX века разрабатывается программа «Инклюжен», которая действует и в настоящее время. Основная цель которой создать все условия для детей с ОВЗ, чтобы они могли пользоваться услугами, с той же простотой, как и обычный человек. Каждое учреждение должно приспосабливаться ко всем детям, вне зависимости от их социальных, эмоциональных, психологических или других особенностей. Тем самым учитываются индивидуальные потребности учащихся на этапе планирования образовательного процесса. Его разработка осуществляется по следующим критериям: реалистичность, уровень достижения, возможность оценки, активность. Индивидуальный подход распространяется и на рабочее место, где учитываются также потребности и меры ограничений. Нужно отметить, что в США не отказываются от специализированных школ.
Активную деятельность ведется со стороны государства в 80 — е годы XX века начался процесс построек новых учреждений, переустройство, где учитывались различные потребности детей с ОВЗ. При нарушении норм, применяются жесткие санкции. [3]
Нужно отметить, что данные методики и технологии осуществляются в пределах всей страны. Государственный заказ выполняется, обучающиеся с ОВЗ имеют возможность дальнейшего трудоустройства. Тем самым можно сделать вывод, что внешняя среда адаптирована к данному процессу.
При анализе американского опыта, можно сделать вывод, что достигнуто много результатов в данном направлении. По мнению большинства зарубежных специалистов существует целый комплекс проблем: профессиональная подготовка педагогического состава, взаимодействие между детьми с ОВЗ со здоровыми, адаптация внешней среды к данному процессу. Данные проблемы — это результат постоянной инновационной модернизации. В связи с этим стоит рассматривать инклюзивного образования как инновационную систему, которая должна отвечать существенным преобразованиям, что позволит решительным образом улучшить работу всех подсистем образования.
Качество инклюзивного образования, как инновационной системы требует практического исследования, поэтому в данной статье ограничимся теоретическими данными
Литература:- Кузнецова Л. В. Стигматизация как социально-психологический барьер на пути интеграции и социализации / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Т. Н. Прилепская // Проблемы подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии в России и Болгарии на рубеже веков. Ч. II. — София — М.: ПГПУ, 2001. — 240 с.
- Малофеев Н. Н. Совместное воспитание и обучение — закономерные этапы развития системы образования/ Н. Н. Малофеев, М. М. Марковия, Н. Н. Шматко // ДОУ. — М.: Сфера, 2010. — № 6. — 129с.
- Ардзинба В. А. Инклюзивное образование инвалидов в Соединенных Штатах Америки // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». — 2010, № 5, http://www. psyedu.ru/files/articles/2282/pdf_version.pdf-С. 23–29.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, США, внешняя среда, инновационная система, ребенок.
moluch.ru
ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ | Опубликовать статью РИНЦ
Четверикова Т.Ю.
ORCID: 0000-0003-2794-0011, Кандидат педагогических наук, Омский государственный педагогический университет
ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Аннотация
Статья знакомит с современными практиками инклюзивного образования школьников с умственной отсталостью. Отмечается необоснованность этих практик. Это обусловлено тем, что при умственной отсталости ребёнок не может достичь уровня общего и речевого развития, близкого к возрастной норме. Содержание образования, реализуемое в массовой школе, не ориентировано на удовлетворение особых образовательных потребностей этих школьников. В результате дети с умственной отсталостью не могут успешно овладевать необходимым минимумом академических знаний и социальными компетенциями. Целесообразно, чтобы ребёнок с умственной отсталостью получал нецензовое образование в специальной школе или специальном классе, функционирующем в массовой школе. Наличие специальных классов в структуре массовой школы позволяет обеспечить получение детьми с умственной отсталостью качественного образования, а также обогащать жизненный опыт ребёнка через его регулярное взаимодействие со здоровыми сверстниками.
Ключевые слова: инклюзивное образование, умственная отсталость, особые образовательные потребности.
Chetverikova Т.Yu.
ORCID: 0000-0003-2794-0011, PhD in Pedagogy, Omsk State Pedagogical University
PRACTICES OF INCLUSIVE EDUCATION FOR SCHOOL STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION
Abstract
Article acquaints with modern practicians of inclusive education of mentally retarded school students. Groundlessness of these the practician is noted. It is caused by that at mental retardation the child can’t reach the level of the general and speech development close to age norm. The content of education to be implemented in mainstream schools is not focused on meeting the special educational needs of these students. As a result, children with mental retardation cannot successfully master the necessary minimum of academic knowledge and social competencies. It is expedient that the mentally retarded child got not qualification education at special school or the special class functioning at mass school. The presence of special classes in ordinary school structure ensures that children receive a quality education for mental retardation, as well as enrich the life experience of the child through his regular interaction with healthy peers.
Keywords: inclusive education, mental retardation, special educational needs.
В последние несколько лет всё больше распространяется практика инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Учёными продолжается поиск оптимальных моделей совместного обучения сверстников с нормальным и нарушенным развитием, а также определение путей подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии. Так, исследования С.Н. Викжанович свидетельствуют о возможностях образовательной интеграции детей с задержкой речевого развития и с нарушениями речи [2]. Этим же автором отмечена целесообразность отдельных инклюзивных практик в тех случаях, когда в анамнезе ребёнка имеется расстройство аутистического спектра [3].
С.В. Щербаков веско обосновывает целесообразность использования в образовательном процессе вуза интерактивных методов обучения, обеспечивающих овладение студентами компетенциями, необходимыми для реализации инклюзивных практик [5]. А.В. Бахина предлагает подходы к проектированию интерактивной модели действительности для освоения студентами социокультурных основ инклюзивного образования [1].
О.С. Кузьминой большое внимание уделено вопросам организации подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивной практики, предложено содержание курсов повышения квалификации учителей, позволяющее освоить специфику оказания коррекционной помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, интегрированному в среду здоровых сверстников [4].
Несмотря на высокий интерес к проблеме инклюзивного образования, по-прежнему мало внимания уделяется вопросам, касающимся отрицательного опыта совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием. Это провоцирует возникновение необоснованных практик инклюзивного образования.
С учётом изложенного выше обозначим цель статьи: проанализировать необоснованные практики инклюзивного образования школьников с умственной отсталостью. Это будет способствовать предупреждению случаев псевдоинтеграции, при которых ребёнок с названным нарушением лишён права на получение качественного образования, поскольку в условиях массового класса общеобразовательной школы поставлен перед необходимостью, но не может овладеть программным материалом в те же сроки и в том же объёме, что и его здоровые сверстники.
Исследование было проведено на базе регионального ресурсного цента инклюзивного образования, функционирующего в структуре Омского государственного педагогического университета. В ходе исследования мы подвергли анализу 58 случаев инклюзивного образования учащихся от 7 до 11 лет из 37 массовых школ. Дети имеют медицинское заключение «умственная отсталость лёгкой степени».
В рамках исследования использовались следующие методы:
– изучение школьной документации в виде дневников психолого-педагогических наблюдений, карт развития учащихся, протоколов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов;
– проведение опроса родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью, и педагогов, задействованных в инклюзивном образовании;
– наблюдение за учебной деятельностью учащихся с умственной отсталостью, интегрированных в школы общего типа.
Как было отмечено выше, исследование проводилось на базе регионального ресурсного цента инклюзивного образования. За консультативной помощью в центр обратились 276 человек (педагогов и родителей). От всех рассмотренных случаев инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на школьников с умственной отсталостью пришлось 58, что составило 21 %. Выше количественный показатель только в отношении детей с речевой патологий (24,7 %). Это позволяет отметить, что практики инклюзивного образования учащихся с умственной отсталостью широко распространены.
До поступления в школу 5 детей с умственной отсталостью посещали детские сады компенсирующего вида. Остальные дети находились в условиях семейного воспитания (29 человек) либо были интегрированы в дошкольные образовательные организации общего типа (24 человека). Только 2 ребёнка из 58 получали коррекционную помощь в раннем возрасте. С остальными детьми (56 человек) коррекционная работа была начата лишь с момента зачисления в детский сад либо вообще не проводилась (42 человека). Одни родители (18 человек) указали, что не имели возможность отдать ребёнка в детский сад в связи с отсутствием мест; другие (11 человек) не сделали этого целенаправленно, объясняя, что их ребёнок до поступления в школу нуждался в регулярном уходе и присмотре, который не может быть обеспечен в больших по численному составу группах дошкольников.
В целом 96, 5 % детей с умственной отсталостью не получили ранней коррекционной помощи. При этом раннее начало коррекционной работы является одним из значимых условий преодоления и профилактики вторичных нарушений в развитии, а также последующего успешного инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обосновывая выбор для своего ребёнка с умственной отсталостью массовой школы в качестве места получения образования, родители приводили различные доводы. В числе наиболее популярных – территориальная близость массовой школы к дому (27 семей), неприятие образовательной организации для детей с нарушением интеллекта (9 семей), желание обучать ребёнка с использованием программ и учебников, предназначенных для нормальных детей (22 семьи). Признавая наличие у сына или дочери трудностей в учебной деятельности, представители 32 семей демонстрировали убеждённость в том, что такие трудности являются временными и по мере взросления ребёнка сойдут на нет. Эта точка зрения ошибочна: нарушения, обусловленные умственной отсталостью, требуют длительной психолого-педагогической коррекции, при этом умственная отсталость ликвидирована быть не может.
Комментируя полученные данные, укажем: родители недостаточно осознают природу умственной отсталости. Прослеживается недопонимание роли коррекционной работы в удовлетворении особых образовательных потребностей ребёнка с нарушением интеллектуальной сферы. Безусловно, родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью, должны получать консультации со стороны квалифицированных специалистов относительно определения образовательного маршрута для ребёнка – с учётом его индивидуальных особенностей и возможностей. В ходе консультаций важно помочь родителям в выборе организации, в которой реализуемое содержание образования будет ориентировано на потребности ребёнка, позволит обеспечить овладение им необходимым минимум академического знания и жизненными компетенциями.
В ходе опроса родителей было отмечено, что 19 из них убедились, что образование их детей по программам и учебникам для массовой школы непосильно. У 11 школьников не складываются отношения со сверстниками и / или учителями. В этой связи родители не возражают, чтобы обучение их ребёнка было специальным, но желательно в этой же школе, например, в специализированом классе. Эта точка зрения заслуживает внимания. Мы полагаем, что в настоящее время необходимо создание школ нового типа – комбинированных. Но такой опыт в России только формируется. Считаем, что наличие специальных классов в структуре массовой школы (при адекватном комплектовании таких классов, реализации образовательного процесса в них дефектологами) позволяет обеспечить получение детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, предоставить своевременную коррекционную помощь, обогащать жизненный опыт ребёнка через его регулярное взаимодействие со здоровыми сверстниками.
Приведём примеры, позволяющие проиллюстрировать необоснованные практики инклюзивного образования школьников с умственной отсталостью.
Ученик 2 класса (9 лет) с умственной отсталостью лёгкой степени.
Ребёнок обучается совместно со здоровыми сверстниками с 1 класса. Уже на первом году школьного обучения мальчик не мог успешно усваивать программный материал. Во 2 классе был отнесён к числу стойко неуспевающих учеников. Родители полагают, что учебные трудности ребёнка являются временными.
Мальчик конфликтен. Отношения со сверстниками не складываются. При возникновении конфликтных ситуаций нередко прибегает к физической силе. На уроках предпочитает отмалчиваться либо даёт случайные ответы, в том числе свидетельствующие о наличии обеднённых и даже искажённых представлений об окружающем мире. Например: «Медведь – это домашнее животное. У него большая волосня на спине. Он живёт в цирке»; «9 плюс 1 будет 91». Мальчик затрудняется формулировать высказывания, демонстрируя грубое недоразвитие речемыслительной деятельности.
Ученица 4 класса (11 лет) с умственной отсталостью лёгкой степени.
Девочка обучается в массовой школе с 1 класса. Мать девочки рассматривает вопрос о переводе её дочери в адаптивную школу (для обучающихся с умственной отсталостью) в связи с выраженными учебными трудностями, отсутствием дружеских отношений ребёнка со сверстниками, нежеланием девочки посещать школу.
Девочка спокойная, в классе держится особняком. К доске выходить отказывается. С программным материалом не справляется. Учитель предлагает ребёнку несложные индивидуальные задания на карточках. Высказывания ребёнка свидетельствуют об искажённости представлений об окружающей действительности. Например: «Полезные ископаемые – это морковь, лук, капуста, потому что их достают из земли».
Каждый из представленных примеров типичен для ситуации инклюзивного образования ребёнка с умственной отсталостью. Соответственно, уместно указать на состоятельность распространённой в дефектологической науке точки зрения о том, образовательная интеграция может быть эффективна только для части детей с ограниченными возможностями здоровья. В первую очередь, это дети, уровень психофизического и речевого развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Безусловно, ребёнок с умственной отсталостью в силу объективных причин такого уровня достичь не может.
Резюмируя, сделаем вывод. В силу грубого нарушения познавательной деятельности дети с умственной отсталостью не достигают уровня психофизического и речевого развития, близкого к возрастной норме, и, соответственно, не могут овладеть общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки. Поставленные перед необходимостью освоить цензовое образование, дети с умственной отсталостью лишены возможности овладеть доступным для них академическим знанием, а также жизненными компетенциями, поскольку оказываются в условиях, не ориентированных на удовлетворение их особых образовательных потребностей. В результате процесс обучения ребёнка с умственной отсталостью приобретает формальный характер. Целесообразно, чтобы учащиеся с умственной отсталостью осваивали нецензовый уровень образования в условиях адаптивной школы либо коррекционного класса, функционирующего в массовой школе.
Литература
- Бахина А.В. Проектирование интерактивной модели действительности для освоения студентами социокультурных основ специального и инклюзивного образования // Дефектология. – 2015. – № 3. – С. 58 – 64.
- Викжанович С.Н. К вопросу о дифференциальной диагностике общего недоразвития речи и задержки темпа речевого развития у детей // В мире научных открытий. – 2013. – № 11.8 (47). – С. 72 – 76.
- Викжанович С.Н. Характеристика системного недоразвития речи при расстройствах аутистического спектра // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 8 (52). – С. 294 – 305.
- Кузьмина О.С. К вопросу о подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // В мире научных открытий. – 2014. – №5.1 (53). – С. 365 – 371.
- Щербаков С.В. Реализация компетентностного подхода в обучении студентов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2015. – № 3 (7). – С. 129 – 131.
References
- Bakhina A.V. Proektirovanie interaktivnoj modeli dejstvitel’nosti dlja osvoenija studentami sociokul’turnyh osnov special’nogo i inkljuzivnogo obrazovanija // Defektologija. – 2015. – № 3. – S. 58 – 64.
- Vikzhanovich S.N. K voprosu o differencial’noj diagnostike obshhego nedorazvitija rechi i zaderzhki tempa rechevogo razvitija u detej // V mire nauchnyh otkrytij. – 2013. – № 11.8 (47). – S. 72 – 76.
- Vikzhanovich S.N. Harakteristika sistemnogo nedorazvitija rechi pri rasstrojstvah autisticheskogo spektra // Sovremennye issledovanija social’nyh problem. – 2015. – № 8 (52). – S. 294 – 305.
- Kuz’mina O.S. K voprosu o podgotovke pedagogov k rabote v uslovijah inkljuzivnogo obrazovanija // V mire nauchnyh otkrytij. – 2014. – №5.1 (53). – S. 365 – 371.
- Shcherbakov S.V. Realizacija kompetentnostnogo podhoda v obuchenii studentov po napravleniju «Special’noe (defektologicheskoe) obrazovanie» // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovanija. – 2015. – № 3 (7). – S. 129 – 131.
research-journal.org
Статья на тему "Инклюзивное образование"
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды, которые нуждаются в специальном образовательном подходе, а по данным Министерства здравоохранения, количество больных детей в России ежегодно увеличивается на 4–5%. И уже не первый год инклюзивное образование пытается встроиться в российскую школу. Идея заключается в том, что дети с инвалидностью учатся вместе со здоровыми детьми. Это помогает обычным детям стать гуманнее и шире смотреть на мир и социализирует особенных. Во всем цивилизованном мире этой практике уже около 40 лет.
Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех. Инклюзивное образование признает, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.
Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.
Уильям Джеймс.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей. Восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;2. Каждый человек способен чувствовать и думать;3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;4. Все люди нуждаются друг в друге;5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Цель-создание безбарьерной среды в обучении людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении. Но самое главное профессиональное психолого-педагогическое сопровождения данного процесса обучения и взаимодействия.
Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия –ближайшая перспектива или недосягаемая мечта
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321Своё название школа получила от европейской общественной организации «Ковчег», оказывающей помощь людям с ограниченными возможностями. Изначально классы школы состояли из десяти человек, среди которых был один ребёнок с проблемами развития. Позднее в школу стали принимать детей с достаточно серьёзными заболеваниями: аутизм, шизофрения, синдром Дауна, ДЦП, нарушение слуха[2]. В 1996 году при поддержке Комитета образования Москвы и префектуры Юго-Восточного округа школа получила новое здание. Школа также располагает участком земли в Тверской области, где устроен летний лагерь[3].
Но идеальным примером инклюзии являются наши зарубежные соседи.
Например,
Английским школам выделяется дополнительное финансирование для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Работает система подготовки квалифицированного персонала. При необходимости ученику-инвалиду выделяется ассистент, разрабатывается индивидуальная программа обучения.
Дети с инвалидностью в обычных классах трудятся наравне со всеми. В школах Англии создается атмосфера, не позволяющая делать различия между детьми ни по признаку здоровья, ни по признаку национальности или религиознозной принадлежности. В Великобритании существует закон, запрещающий дискриминировать людей с инвалидностью, обязующий предоставлять им равные права. Не исполняющие закон, привлекаются к ответственности. Школы обязаны защищать их от издевательств, запугиваний и преследований. Школьные администрации формируют позитивное отношение к ученикам с инвалидностью. В таких школах (да и в любом магазине) в качестве игрушек можно увидеть кукольную инвалидную коляску и куклу с ходунками. Причем дети с удовольствием играют этими игрушками. Такие игрушки развивают в детях чувство помощи и понимания.
Школы оснащены различной реабилитационной техникой: есть подъемник, все коридоры оснащены направляющими перилами для слепых и слабовидящих учеников. Очень много в школе вертикализаторов. Есть комнаты релаксации. Для детей, у которых имеются проблемы с речью, разработан упрощенный язык жестов, стенды с которым размещены на стенах школы. Но такая картина практически везде: в магазинах, улицах, больницах. Инвалиды ощущают полную независимость.
В России к сожалению такие условия можно наблюдать лишь в коррекционных школа, да еще и не в полной мере.
Внедрение инклюзивного образования в России также сталкивается с рядом трудностей. Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых. Отсутствует специальное медицинское и психлого-педагогическое сопровождение в учебном заведении.
Кроме того, изучая социальные сети и статистики, я выяснила, что среди родителей не так много желающих обучать своих детей с особенностями развития в инклюзивных школах. Большая часть понимает, что во-первых их дети столкнуться с проблемами социального характера: не принятие, отторжение, возможно издевательства и дискриминация со стороны сверстников. Во- вторых возможный уровень освоения программы значительно снизиться, поскольку в общеобразовательных школы педагоги не имеют специальной подготовки обучения таких детей. Да и механизм классно-урочной системы не совсем подходит таким детям. Мнения многих родителей, что это экономия на содержании коррекционных школ.
Родители уверенны, экономя сейчас на качественном 10 летнем образовании детей с особенным развитием, государство продлевает их дальнейше материальное содержание во взрослой жизни, т.к. не получив специальности по их возможностям общество получать не дееспособного и асоциального человека. Который будет нуждаться в постоянной психологической и финансовой поддержке со стороны государства.
Однако, есть категория родителей, которая положительно встретила данную практику. Они уверены, что общаясь с детьми в общеобразовательной школе их дети тянуться и стремятся стать такими как все.
Все же есть идеальный пример инклюзивного образования дает весьма положительные и социально-значимые результаты.
В истории очень много знаменитых и гениальных людей, которые имели серьезные отклонения в развитии, при этом смогли доказать миру, что в них есть что-то особенное и уникальное.
Люди, имеющие отклонения в развитии или ограничения в деятельности осуществили огромный прорыв во всех областях социальной жизни. Ведь людей с физическими недостатками можно найти и среди звезд шоу-бизнеса, и среди певцов, мировых лидеров, выдающихся философов и великих ученых, актеров и актрис.
Инвалидность - состояние, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.
Конечно, в мире существуют миллионы не популярных и не прославленных инвалидов, о них не пишут статьи и книги, но они проживают каждый день в борьбе, каждый день превозмогают свои ограничения, преодолевают самих себя. Они - бесславные герои, которые совершают подвиги постоянно, в течение всей своей жизни.
Ведь чтобы человек с инвалидными ограничениями достиг того же, что и обычный здоровый человек, ему надо приложить в несколько раз или даже в несколько десятков раз больше усилий. И в этом секрет успеха людей необычной судьбы - они используют на все 100% процентов все имеющиеся у себя возможности, в то время, как обычный человек не использует даже десятой части своих.Альберт Эйнштейн сложности с когнитивными процессами (тяжело давало обучение, познание мира). Он не разговаривал до 3 лет. С трудом овладевал математикой в школьные годы, а также с большими усилиями овладевал письменной речью.
Джордж Вашингтон Проблемы с когнитивными способностями. Еле-еле писал, грамматику так и не осилил. Президент.
Хелен КеллерЭта женщина посвятила всю свою жизнь инвалидам. Она была слепа, глуха и нема - с рождения. И при этом полна радости и жизнелюбия.Автор, политический активист, лектор. Первый глухонемой человек, который получил степень бакалавра искусств. Борец за права инвалидов.
Марла Ранян
Женщина-бегун, выиграли 4 золотые медали, а также серебро и легкоатлет, толкательница ядра, участница Паралимпийских игр в Атланте. Слепая. Болезнь Штарградта (дегенерация желтого пятна).Робин ВильямсГолливудская звезда с диагнозом дефицит внимания (СДВГ). Стефен ХокингФизик и математик мирового уровня, считается вторым по величине ученым 20 века после Эйнштейна. Ему принадлежит теория большого взрыва и черной дыры.Парализован практически полностью, осуществляет научную деятельность через компьютер, которые озвучивает его слова.Жив и продолжает свои исследования, посетил космос, снимается в ряде научных программ и сериалах, фильмах.Том КрузЗвезда Голливуда, болен дислексией. Американский актёр, режиссёр, продюсер, сценарист.
Уолт ДиснейОграниченные когнитивные способности. Американский художник-мультипликатор, кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер, основатель компании «Walt Disney Productions»
Винсент Ван ГогТип инвалидности - ментальные, психические заболевания. Аутист. Является одним из самых дорогих художников мира. Джон Форбс НэшЛауреат Нобелевской премии, американский математикБольшую часть жизни прожил с диагнозом паранойя и шизофрения.
Майкл Фелбс.
Самая тяжелая степень СДВГ. Благодаря маме, неврологу его учителям по плаванию 10 кратный чемпион мира.
Конечно, дети с сохранным интеллектом (но слабовидящие, слабослышащие, имеющие ограничения двигательной активности) доставляют учителям не слишком много дополнительных хлопот, поскольку значительную часть их проблем, возникающих в ходе учебы, можно решить применением специального оборудования и технических средств.
Главный вопрос стоит как же обучать в условиях традиционной классно-урочной системы детей, с особенным психическим развитием.
Каждый из нас понимает, что инклюзивное образование, о котором я говорила сейчас – идеальный вариант для цивилизованного общества. Однако на практике это все совсем иначе. В школах нет материально-технического обеспечения подобного образования(Пример с семинара ребёнок с ДЦП ), нет достаточного психолого-педагогического сопровождения. А именно психологов коррекционного направления, которые всегда готовы и могут помочь выйти из стрессовой ситуации детей с особыми возможностями. И нет элементарных положений по организации учебного процесса. Ибо каждый из нас больше печется о детях, которым предстоит итоговая аттестация, к которым не будет снисхождения и поблажек на экзамене.
Нам лищь остается уповать на свою совесть, великодушие, человечность, опыт, педагогическую компетентность и самостоятельно методом проб и ошибок притворять в жизнь государственные проекты. Помня одно: Перед Богм мы все равны.
infourok.ru
Полезные ссылки - Инклюзивное образование инвалидов - РООИ «Перспектива»
Федеральный портал "Российское образование".http:www.edu.ru
Все для поступающих (cайт Научно-технического центра "Университетский").http:www.edunews.ru
Интернет-проект о детях с особенностями развития.http:www.specialneeds.ru
Интернет Проект ИВРОР (Инвалиды в России – откровенный разговор): Образование для инвалидов.http:dialogenew.narod.ru/education.htm
Статистика Российского Образования.http:stat.edu.ru
Национальный доклад 2005 "Состояние и развитие системы общего среднего образования в Российской Федерации" (1.53 МБ).http:stat.edu.ru/doc/Doklad_tabl_obl.pdf
INVAK.INFO: Информационное агентство - портал инвалидов.http:invak.info
Инициатива "Право общественных интересов" (на русском и английском языках).
ЮНИСЕФ: дети с инвалидностью (на русском и английском языках).http:www.unicef.org/ceecis/media_3021.html
Институт коррекционной педагогики РАО, ресурсный центр страны.http:ise.edu.mhost.ru
Справочная информация о образовательных учреждениях для глухих и слабослышащих по всей России.http:www.deafnet.ru/dn/index.phtml?c=46
Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребенка.http:www.defectolog.ru
Татьяна Гогуадзе: диагностика и коррекция нарушения письма.http:www.dyslexia.ru
Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих.http:www.tiflocomp.ru
"Интеграция" (сайт клуба незрячих пользователей компьютерной техники).http:integr.org
i-Школа: школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья.http:home-edu.ru"
Большая перемена" – проект, нацеленный на общественное продвижение Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010.http:www.newseducation.ru
"Московское образование": информационный портал Департамента Образования г. Москвы.http:www.mosedu.ru
Официальный сервер Департамента Образования г. Москвы.http:www.educom.ru
Министерство образования и науки РФ: Федеральное агентство по образованию.http:www.ed.gov.ru
Приоритетный национальный проект "Образование".http:www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml
Федерация Интернет Образования.http:fio.ru
Электронный научно-практический журнал «Вопросы Интернет-образования».http:vio.fio.ru
«Детские домики» – забота о детях с особыми нуждами (проект Благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас!»).http:www.hereandnow.ru/?act=sp&object=subpart&id=45
Баннерообменная сеть «ДетскиеДомики» (Задача сети – продвижение сайтов помощи детям. К обмену приглашаются сайты организаций, проектов, частных лиц, которые в своей деятельности, так или иначе, оказывают помощь детям с особыми нуждами.)http:bn.detskiedomiki.ru
Благотворительный фонд ОИП "Праздник жизни". (Объединение усилий семей с больными детьми, представителей власти, медицинских работников и сочувствующих людей в решении вопросов по организации лечения, реабилитации и социальной адаптации семей с больными детьми.)http:www.holilife.ru/blago/
Нижегородский институт развития образования.http:www.niro.nnov.ru
Независимый институт социальной политики (Москва).http:www.socpol.ru
Публикации Независимого института социальной политики (Москва).http:www.socpol.ru/publications/
АЙРЕКС: Американский совет по международным исследованиям и обменам (IREX / Russia).http:www.irex.ru
Инновационная образовательная сеть "Эврика".http:www.eurekanet.ru
Департамент здравоохранения г. Москвы.http:www.mosgorzdrav.ru
Департамент социальной защиты населения г. Москвы.http:www.kszn.ru/kszn
Министерство образования Московской области. Списки коррекционных образовательных учреждений.http:mo.mosreg.ru/contacts
Министерство социальной защиты населения Московской области. Список социально-реабилитационных центров.http:mszn.mosreg.ru/ministry_dependents_family
Российский общеобразовательный портал.http:school.edu.ru
Сайт "Образование для детей". Списки всех детских садов, школ, учреждений дополнительного образования и социально-психолошической помощи по округам.http:www.edukids.ru
Информационная медицинская сеть.http:www.neuro.net.ru
Столичные негосударственные школы.http:www.moschools.ru
Электронная библиотека "Особый ребёнок".http:www.webcenter.ru/~scdl
Сайт "Особое детство" (Центр лечебной педагогики, г. Москва).http:www.osoboedetstvo.ru
Нарастание дискриминации детей-инвалидов в сфере образования. Пути изменения ситуации.http:www.osoboedetstvo.ru/fs/archives/38-..html
Полезные книги (книжный раздел сайта "Особое детство").http:www.osoboedetstvo.ru/books.htm
Сайт Санкт-Петербургского фонда "Отцы и дети".http:www.autism.ru
Сайт "Детская психология для родителей".http:www.psyparents.ru
Сайт "Детский Психолог".http:www.childpsy.ru
Информационная сеть российской психологии.http:www.psi-net.ru
Каталог некоммерческих организаций России.http:www.nco.yandex.ru
Конференция "Другие дети" на сайте "Семья.ру".http:www.7ya.ru/conf/conf-Others.aspx
Конференция "Особые дети" клуба "Родим и вырастим".http:www.rodim.ru/conference/index.php?showforum=124
Форум на русскоязычном сайте мамы аутичного ребёнка из Канады.http:www.elinahealthandbeauty.com/forum
Каталог издательства "Теревинф" (Литература по лечебной педагогике – книги для родителей и специалистов).http:www.terevinf.ru
Портал по инклюзивному и специальному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве. Портал позволяет специалистам в области инклюзивного и специального образования и родителям детей с ограниченными возможностями здоровья иметь быстрый доступ к масштабному информационному ресурсу знаний для оперативного разрешения конкретных профессиональных и жизненных ситуаций, получения необходимых информационных материалов и рекомендаций по вопросам организации обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.http:www.edu-open.ru
Деятельность Центра лечебной педагогики (создан в 1989 году) направлена на то, чтобы помочь каждому особому ребенку найти свою дорогу в жизни: от диагностики и ранней помощи до получения профессии и интеграции в жизнь общества.http:www.ccp.org.ru
Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования создан решением Учёного совета Московского городского психолого-педагогического университета в июле 2009 года. Цель деятельности института - научно-методическое обеспечение инклюзивного образования, поддержка образовательных учреждений, реализующих инклюзивный подход, подготовка и переподготовка специалистов в области инклюзивного образования. Институт ведёт прикладные научные исследования по основным проблемам инклюзивной образовательной практики, разрабатывает программы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе интегративного и инклюзивного образования, создаёт технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в дошкольном, школьном, дополнительном и высшем профессиональном образовании.http:www.inclusive-edu.ru
"Реабiлiтацiйний простiр" (на украинском языке: Iнтернет-портал Наукового товариства iнвалiдiв "Iнститут Соцiальноii полiтики".http:info.rehab.org.ua
Programs about Inclusive Education and Community Life (на английском языке).http:www.inclusionseries.com
Centre for Studies on Inclusive Education (на английском языке).http:www.csie.org.uk
The Alliance for Inclusive Education (на английском языке).http:www.allfie.org.uk
Disability Equality In Education (DEE) (на английском языке).http:www.diseed.org.uk
The Arc of the United States advocates for the rights and full participation of all children and adults with intellectual and developmental disabilities (на английском языке).http:www.csieshopping.com
National Educational Association of Disabled Students (NEADS) (на английском и французском языках).http:www.neads.ca
Disabled People's International (DPI) (на английском, французском и испанском языках).http:www.dpi.org
Портал "Интеграция" (на болгарском языке: "За лицата с интелектуални затруднения и техните семейства").http:www.ivanrilski.org
perspektiva-inva.ru



Инклюзивное образование









