Много интересных и полезных ссылок по птицам. Журнал про птиц
Новая книга «О НАШИХ ПТИЦАХ»
СЕЙЧАС, ЧЕРЕЗ 10 МЕСЯЦЕВ ПОСЛЕ ПЕЧАТИ, КНИГИ УЖЕ ВСЕ РАЗОШЛИСЬ И У МЕНЯ НЕ ОСТАЛОСЬ ЭКЗЕМПЛЯРОВ НА ПРОДАЖУ.Готов сообщить всем, кто интересуется птицами, что вот, наконец, и произошло то событие, к которому я планомерно шел последние три года – напечатана моя книга. Не уверен, что этот факт кого-нибудь, кроме меня важен, но расскажу немного об этом подробнее. Сначала всё же сообщу, что по профессии я не зоолог, не писатель и не фотограф. Но с детства любимым моим времяпровождением стала фотосъёмка птиц, а позже, лет 15 назад, обязательным ежедневным занятием стало написание текстов о птицах. Из этого получилась книга, рабочее имя которой было «Птичьи секреты». В последний месяц перед печатью я переменил это название.
Итак, во-вторых, то есть о второй книге. Подготовленный материал на целую книгу про птиц лежал у меня давно. Это были собранные вместе видовые статьи (или очерки) о птицах нашей страны, написанные мной за 14 лет. Всего их подобралось 65. Почти все тексты были опубликованы в разных журналах, и позже они редактировались мной по несколько раз. Последнее их редактирование было уже когда они были помещены в эту книгу, но некоторые видовые очерки добавлены совсем недавно. Фотографии собирались долго, а некоторые из них (конечно, больше это касается съёмок у гнезд) сняты ещё на узкие и широкие слайды более 20 лет назад.Расскажу почему тираж слишком маленький. Так получилось, что после некоторых попыток напечатать книгу о птицах, мне стало ясно, что она никому, кроме меня не нужна. Вначале я обращался в разные издательства через знакомых, и хотел напечатать эту книгу обычным образом в типографии, для того, чтобы её могли купить в магазинах и прочитать те, кому она адресована. Но отовсюду, куда обращались за меня знакомые или я хлопотал самостоятельно, передавали и я слышал одно и то же: «Книги сейчас не продаются. Такая тема не интересна читателям, и никто эту книгу не купит. Можем напечатать за ваш счёт и будете сами её продавать, но тираж не менее 500 экземпляров.» Скажу правду - у меня нет денег на 500 штук книг и я не хотел решать вопросы, где её сначала хранить и потом продавать, да и сам не знал смогу ли найти читателей, готовых купить напечатанные книги, поэтому офсетная печать оказалась не для меня. Через три года, поняв, что книгу никто не будет печатать, я обратился в маленькую типографию, чтобы напечатать несколько десятков экземпляров с помощью цифровой печати. Из-за маленького тиража стоимость каждого экземпляра увеличилась в разы и потому ни о какой коммерческой выгоде речь не идёт, ведь я понимаю, что и при огромном желании, не каждый сможет купить эту книгу даже по её себестоимости.
Этот коммерческо-убыточный проект я осуществил по нескольким причинам:- мне надоело хранить дома почти метровую стопку журналов, где напечатаны мои статьи;- надо подарить несколько экземпляров моим друзьям и тем биологам, егерям, научным работникам заповедников, которые помогали мне в осуществлении моих съёмок диких птиц;- я хотел показать российской орнитологической общественности, какой должна быть книга о природе и птицах, точнее какой я её хотел бы видеть, когда искал подобные издания в книжных магазинах. Надеюсь мои критерии книги о птицах совпадают с мнением большинства читателей, и самое главное в ней: книга должна содержать познавательный текст и иметь высококлассные иллюстрации.Во времена моей молодости в магазинах и библиотеках было достаточно книг о природе нашей страны. И если тогда не хватало толковых и наглядных определителей птиц, то всё же были книги, помогающие тем молодым людям, которые имели приверженность к природе, «заразиться вирусом исследователя» и выбрать свою профессию или хобби (как в моём случае), чтобы заниматься наблюдениями за животными всю жизнь. Были увлеченные профессионалы-зоологи, книги которых расходились миллионными тиражами. Это авторы: Е.П Спангенберг, К.А.Воробьев, Ю.Б. Пукинский, Э.Н.Голованова, Г.Н.Симкин, И.А. Мухин, Л.Л.Семаго, К.Н.Благосклонов, Л.Б.Бёме, Н. Сладков, Р.Л.Потапов. Многие книги о птицах иллюстрировались качественными снимками авторов текстов, а также опытных фотографов-анималистов: М. Штейнбаха и Б.Нечаева и др. Достаточно было прочитать несколько книг, и подросток был покорен захватывающим миром птиц нашей страны. В будущем это был потенциальный защитник природы, а часто он всю жизнь связывал с ней. Теперь «полка о природе» в книжном магазине заполнена лишь наполовину и некоторые из книг, по моему мнению, скучные, а некоторые даже вызывают вопросы в компетентности авторов. И это при таком сейчас обилии российских фотографов дикой природы, имеющих прекрасные фотографии… Досадно. В общем я знал, что у меня должно получиться в итоге и приложил все силы, чтобы достичь этого.Это неправильно, что молодое поколение не может прочитать такую же литературу современных авторов, как это сделал я и многие мои сверстники. И я надеюсь, что может кто-то заинтересуется нашими птицами, прочитав новую книгу.
Развороты страниц видовых очерков по порядку:
Каковы параметры и особенности этого издания? Формат книги – А4. Обложка – 7БЦ (ламинированная, глянец). Объём – 412 страниц. Бумага мелованная. Немного о структуре и содержании книги. Сначала идут благодарности тем людям, кто помогал мне в создании её. Не поленюсь повториться. Громадное спасибо двум редакторам последовательно выправляющих мои огрехи в написании текстов: литературному – А.В.Ващенко и научному – М.В.Калякину. Их вклад в правку текстов не оценить словами!
Затем, после благодарностей, идет небольшое предисловие от В.И.Булавинцева, он ещё 3 года назад написал эти строки, а после две странички «от автора». Большая же часть книги занимают видовые очерки о наших птицах, иллюстрированные большим количеством фотографий. Снимков на каждый очерк от 6 до 21, а всего в книге использовано 690 фото причём есть и 15 фото-разворотов. Пейзажи, цветы и другие природные объекты, а также фото укрытий – 70 шт. Кроме того, хоть я и пытался отснять все кладки описанных видов, но получилось найти и запечатлеть всего 47 из 65. Причем все эти гнезда, сняты только в дикой природе.
В конце книги небольшое заключение, которое знакомит читателей с некоторыми хитростями фотоохотника, снимающего птиц. На самом деле «заключение» - это одна сотая часть моей первой книги, о фотоохоте. Все тонкости рассказать так кратко было невозможно, но зато получилось дать хоть какое-то представление о работе фотографа живой природы.
Мне было очень приятно работать с верстальщицей Галиной Кузиной. Она постаралась вставить в очерк о птице максимум снимков. Правда, всё же многие из мною выбранных изначально фото оказались не напечатаны. Всё из-за того, что некоторые тексты были слишком коротки, и фотографии без описания сделали бы эту книгу больше похожей на фотоальбом. Я же стремился, чтобы текст и фотографии дополняли друг друга. Хотел, чтобы читатель не просто рассматривал картинки, но и узнал о птице что-то интересное. Поэтому фотографии в каждый очерк вставлялись такие, чтобы наиболее полно представить птицу.
Почти во всех рассказах есть фото гнезда с кладкой, кормящих птенцов взрослых птиц и кое-где даже биотоп, где эта птица встречается. Ведь цель этого издания не в показе «моего творчества», а знакомстве читателя с миром птиц. Именно поэтому я думаю, что книга не будет интересна опытным фотографам-анималистам, у которых есть масса не менее интересных фотографий в своём архиве. Но зато она будет хорошим подарком для подростка, хоть чуточку проявляющего интерес к живой природе. Можно заметить, что не все виды мною отсняты «по полной программе». В некоторых очерках не хватает снимков гнёзд, в других не показаны птенцы вместе со взрослыми, но, наряду с обыденными для нас сейчас фотографиями портретов птиц, в этой книге есть эксклюзивные снимки кормящих внутри дупел своих птенцов четырёх дуплогнёздников: большой синицы, буроголовой гаички, мухоловки-пеструшки и скворца. Сейчас такие фото ни где не востребованы и потому, наверное, так трудоёмко никто не снимает…
Напечатанные книги уже привезены из типографии, и, конечно, ни в какой магазин они не попадут. Часть из них будет подарено знакомым, но их ещё можно купить, связавшись со мной по эл почте ([email protected]) или написав личное сообщение в ЖЖ. Далее я напишу в ответе, где можно забрать книгу и как со мной связаться. Цена для всех одна – и это себестоимость всех затрат на подготовку и печать экземпляра книги. Книг немного, поэтому сразу прошу прощения у тех желающих приобрести книги, кто живёт не в Москве. К сожалению, я не смогу отослать их Вам по почте и выход из такой ситуации вижу лишь один. Необходимо попросить своих знакомых, живущих в столице, связаться со мной в Москве, сначала выяснив самостоятельно где и когда их можно забрать.
И самое главное - у меня нет цели быстрее продать оставшиеся экземпляры. Хотелось бы, чтобы они попали в руки людям, действительно интересующимися живой природой нашей страны. Идеально - чтобы человек, купивший книгу, не только пролистал, но и прочитал её. И потому если кто-нибудь через свой журнал или другие социальные сети сможет дать информацию о моей книге заинтересованным людям – буду искренне благодарен за это.
Могу сказать, что когда в 1999 году я написал первую видовую статью о пустельге, то предел моих мечтаний был – напечататься в журнале. Но прошло 16 лет и публикаций накопилось так много, что они теперь выглядят приличной по объёму книгой. Не фотоальбомом, а именно книгой. И, конечно, я с интересом прочитаю отзывы читателей об этой книге. Как положительные, так и отрицательные. Ведь это большой этап моей жизни. Но я понимаю, что «записки не профессионального орнитолога, а любителя-фотоохотника» - это весьма сомнительный труд, и отзывы будут неоднозначны, как и мнения о том, кто же умеет правильно снимать птиц и о тех, кто вправе писать такие рассказы.
И ещё, независимо от того понравится ли Вам книга или нет (ведь к сожалению, Вы не найдёте её ни в одной библиотеке), мне хотелось бы, чтобы те люди, которые имеют возможность печататься большими тиражами в издательствах, и книги которых читает вся страна, прежде чем они выпустят в свет свои тексты и подготовят фотографии для иллюстраций своего издания, нет, не купили книгу «О НАШИХ ПТИЦАХ. Записки фотоохотника.», а просто нашли её у немногих купивших, взяли в руки и полистали её. Дело в том, что, по моему мнению, некоторые авторы даже не представляют, что нужно читателям, а берутся за этот труд. Может, конечно, я и не прав, и ничего не понимаю в издательском деле, но время нас рассудит…
Ну и теперь список видов птиц, попавших в книгу «О НАШИХ ПТИЦАХ. Записки фотоохотника.»:1 Большая синица2 Зарянка3 Глухарь4 Бекас5 Ушастая сова6 Черныш7 Серый журавль8 Скворец9 Тетерев10 Чибис11 Чомга12 Травник13 Серая мухоловка14 Ремез15 Луговой лунь16 Иволга17 Чечевица18 Болотная камышовка19 Певчий дрозд20 Пустельга21 Речная крачка22 Коноплянка23 Золотистая щурка24 Бормотушка25 Болотная сова26 Варакушка27 Серая славка28 Белокрылая крачка29 Пеночка теньковка30 Желна31 Кедровка32 Зеленая пересмешка33 Черный стриж34 Серая славка35 Дупель36 Большой пестрый дятел37 Мухоловка- пеструшка38 Вальдшнеп39 Черношейная поганка40 Длиннохвостая неясыть41 Ястребиная славка42 Коростель43 Чечетка44 Озерная чайка45 Серая куропатка46 Белобровик47 Буроголовая гаичка48 Черноголовая славка49 Зяблик50 Камышовая овсянка51 Рябчик52 Соловьиный сверчок53 Кавказский улар54 Рябинник55 Соловей56 Канюк57 Черный дрозд58 Полевой воробей59 Крапивник60 Воробьиный сычик61 Пеночка весничка62 Свиристели63 Камышница64 Береговушка65 Лысуха
Для всех купивших книгу, а особенно для тех, кто не является читателем моего журнала, и кто не видел фильмы, ссылки на которые выставлены в моих предыдущих постах - в книге прикреплён диск с 4 фильмами о птицах.Кстати, сейчас написаны ещё два очерка о птицах, уже не попавших в эту книгу. Это погоныш и кавказский тетерев. Есть повод накапливать статьи на новую книжицу.
Оформлено с помощью «Обрамлятора»
v-zabugin.livejournal.com
Устный журнал "Пять страниц про наших птиц"

Устный журнал
«Пять страниц про наших птиц»
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
«5 СТРАНИЦ ПРО НАШИХ ПТИЦ»
Цели:
расширение кругозора учащихся,
развитие познавательного интереса к предмету,
воспитание эстетических чувств .
воспитание интереса и любви к природе, заботливого отношения к птицам.
Задачи:
углубить знание ребят о птицах,
показать значение птиц для человека, для сельского хозяйства,
показать роль птиц, как мастеров (при изготовлении своих домиков).
ХОД сценария:
На нашей планете живутЧудесные созданья.Они летают и поют И землю свято берегут.Скажите, дети, Можно жить без птиц на свете?Что случится, если птицыНа земле вдруг пропадут? синица-ремезБукашки, жучки, червячкиНа деревья нападут ласточка И съедят кору, листочки,Обглодают ветки, почки - Вот что будет, Если птицы, если птицы,Все исчезнут - пропадут!И не будет щебетанья, Дивных трелей соловья,И сороки стрекотанья,Чик - чирика воробья... Скучно будет, знают дети,Жить без птиц на белом свете!


Ведущий: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением ,разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.

КОЛПИЦА РОЗОВАЯ
Первая страница
Как птицы воюют за нас?

1 СТРАНИЦА «Как птицы воюют за нас?»
1 ученик: Неисчислимая армия врагов человека в лесу, в поле, в садах и огородах. Крошечные это враги, но их так много, что людям самим их не перебить, не отбиться от них.
И если б не великая армия птиц погибли бы от них все наши леса, поля, сады и огороды- настал бы ужасный голод. Страшные это враги- гусеницы, бабочки, жуки и множество других насекомых.
2 ученик: Грачи, скворцы, галки ходят за пахарем и собирают личинки жуков. Пеночки осматривают каждый листик, крошечные корольки- каждую хворостинку, хватают сидящих там гусениц.
Стаи синиц и дятлы не только зимой, но и летом обшаривают стволы и ветви всех деревьев, заглядывают в каждую щелочку- вытаскивают от туда спрятавшихся личинок бабочек, жуков -короедов.
3ученик: Другая армия врагов не меньше страшна хлебопашцу, огороднику, садоводу - это армия зверьков, грызунов: мышей, сусликов, хомяков.
И от этих врагов тоже защищают нас птицы. Днём высматривают в траве мышей зоркие глаза сокола. Сильные кречеты, орлы без промаха ловят сусликов, хомяков.
А ночью охотятся за хомяками, мышами, полёвками совы и филин. Крючковатые, острые, сильные клювы и когти - орудие этих птиц. Уничтожая грызунов, великую услугу оказывают хищные птицы нашим полям, огородам, садам.
4ученик: Мыши, суслики вредят нам не только тем, что грызут растения, они ещё разносят чуму. Уничтожая грызунов, хишные птицы спасают нас от этой страшной болезни. Птицы несут и санитарную службу. Вороны, грифы, орлы повсюду высматривают трупы зверей и птиц и уничтожают их. Этим они оказывают нам большую услугу. Совсем особенную службу несут в лесу дятлы.
5ученик: Как внимательный врач, дятел высматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, в нём есть вредные личинки - дятел принимается долбить его и вытаскивает личинок. Дятел не только лесной врач, но и плотник. За свою жизнь он выдалбливает 10 дупел, и его дупла служат домиками для скворцов, мухоловок, синиц и других очень полезных птиц.
Вторая страница


Мастера без топора

2 СТРАНИЦА «Мастера без топора».
1ученик: Главная забота птиц - свить гнездо для детей. Не легко без рук, без топора построить избёнку. А вот мастерят ведь птицы так, что диву даёшься. Лёгкой колыбелькой висит в воздухе гнездо иволги. Оно подвешено к ветке, и вплетены в него лоскутки берёзовой коры.
Уютное гнёздышко синицы-ремеза- как рукавичка из травяного пуха. А у пеночки - шалашик на земле, вход с боку.
Лучшие мастера- строители - певчие птицы. Они завивают свои гнезда из травинок, соломы, листьев, мха, а внутри устилают перьями, конским волосом, шерстинками для тепла и мягкости.
Ласточки лепят домики свои из мягкой земли. Заглядениe гнёздышко у певчего дрозда. Снаружи всё зелёным мхом украшено, внутри гладкое, как чашечка, своей слюнёй обмазал.
Сорока строит гнездо с крышей из сучьев, а лоток делает из глины. Такие же гнёзда, только без крышки, делают себе грачи и вороны.
Многие птицы сами себе не устраивают гнёзд, а кладут яйца в дятловые старые дупла, в разные укромные местечки. А есть и такие, что обходятся совсем без гнёзд.
Птичка козодой кладёт яйца прямо в землю, а кайра прямо на скалу.
Одна только есть птичка, которая не вскармливает и не заботиться о своих детях. Она гнёзда не завивает, снесёт яйцо, возьмёт его в клюв и незаметно подложит в чужое гнездо, и другие птицы заботятся о её детях, высиживают и вскармливают их. Имя этой удивительной птицы знают все-кукушка.
Третья страница 
Что мы можем сделать для них?
3СТРАНИЦА «Как мы хотим помочь птицам».
Особенно трудно птицам зимой. Из 10, может быть, 1-2доживают до весны. И если ты в это время поможешь птицам: сделаешь кормушку, положишь немного крошек, то этим спасёшь не одну птичью жизнь. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха - и тепло ей под пухом и перьями.
Ребята, организуйте отряды для охраны гнёзд, никому не давайте разорять их. Рассказывайте всем, почему надо беречь птиц, как птицы охраняют ниши леса, поля и сады, как они спасают нам урожай.
Проведение конкурса: «Лучшая кормушка для птиц».


Четвертая страница
Голоса
весеннего леса
4СТРАНИЦА «Голоса весеннего леса».
Послушать аудиозапись с голосами: соловья, пеночек, кукушки, дятла и тд.
Сайт с голосами птиц: http://www.topguns.ru/birds/pics.


ПЕНОЧКА СОЛОВЕЙ

ДЯТЕЛ
КУКУШКА
Пятая страница занимательная
о

о

р
к


в

н

и
5СТРАНИЦА «Занимательная страница».
Разделить детей на две команды: (за каждый ответ 1 очко, за неправильный 0 очков).
Ребята посмотрите на эту странную птицу. Из частей каких птиц состоит эта птица?
Кроссворд.
Вопросы
Ответы
Почему рыжую цаплю- выпь зовут «водяным быком»?
1.Потому, что самец-выпь издаёт звук похожий на рёв быка.
Какие птицы часть пути к нам с юга шагают пешком?
2.Коростель,болотная курочка.
Куда деваются из скворечника скорлупки разбитых яиц?
3.Скворцы уносят разбитые яйца и бросают далеко скорлупки.
Какая птица кричит кошкой?
4.Иволга.
Какая птица лает?
5.Самец белой куропатки весной издаёт звук, похожий на лай.
Какая птица делает в гнезде подстилку из рыбных костей?
6.Зимородок.
Какая птица кормит своих птенцов рыбой?
7. Зимородок.
Стихи- загадки про птичьи повадки.
Это старый наш знакомый;
Он живёт на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеей, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист).
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей).
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли,на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли).
Гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения! (Жаворонок).
КТО ЭТО?
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
По полям кочует-
Коноплю ворует. (Воробей).
Кто на ёлке на суку,
Счёт ведёт: «Ку-ку…ку-ку!» (Кукушка).
Днём спит,
Ночью летает. (Сова).
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (Дятел).
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел).
Черный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор (Дятел).
Вещунья, белобока,
А зовут её… (Сорока).
Во всех странах мира живёт,
К дружбе народов зовёт,
В песнях его воспевают,
Символом мира его называют. (Голубь).
Из жарких стран я прилетаю,
Под крышей дома обитаю.
Целый день ловлю жуков
И кормлю своих птенцов. (Ласточка).
Хоть в родстве он с воробьём,
Но в мире знают все о нём.
Голос у него солиста
И поёт он голосисто. (Соловей).
С вороною роднится,
По соседству с ней гнездиться,
Злой болтуньей все зовут
И средь птиц её не чтут. (Сорока).
В селе зовут меня воришкой,
В городах меня не чтут,
Часто бьют меня мальчишки,
Часто кошки стерегут. (Воробей).
Птица предвестница весны?
Лесная птица, уничтожающая короедов?
Певчая птица, персонаж одной из популярной басни Крылова И.А?
Птица-спутник пахаря?
Самая маленькая птица в мире?
Какие птицы выводят птенцов зимой?
Чем полезны совы?
Почему птиц мы считаем своими друзьями?
ВСЕ САМЫЕ
Самые лучшие певцы у нас: в роще-соловей, в поле-жаворонок, в лесу-певчий дрозд.
Самые искустные строители : синица-ремез, иволга, ласточка.
Самые лучшие летуны: проворней всех ласточки, но сокол-сапсан их ловит на лету. Дальше всех и выше всех летают орлы и грифы. Быстрее всех - стриж.
Самые лучшие бегуны-скороходы : в лугах-дергач, в степи-бегунок, в пустыне-сойка, в поле-перепел.
Самые дружные : чайки береговушки, скворцы (тронь одного все за него горой).
Самые большие и сильные: орёл, бородач, лебедь-кликун, дрофич.
Самые маленькие: крапивник и королёк.
Самые яркие: иволга, фазаны, сизоворонка, утка-мандаринка.
Самые пушистые: совёныши.
Самые смешные: ходулочник (весь как клубочек на спицах), пеликан (нос мешком), колпик (нос ложкой-поварёжкой), топорик (нос расписанным колпачком).


дрофич
ходулочник
утка-мандаринка топорик

ЛИТЕРАТУРА
В. В. Бианки «Наши птицы»
В. В. Бианки «Лесная газета»
«Лесные были и небылицы»
Л. С. Литвинова ,О.Е. Жиренко Нравственно-экологическое воспитание школьников 2007 г. И.Москва.
infourok.ru
Много интересных и полезных ссылок по птицам
На главную страницу
Навигационное окно Главная страницаВахлаков АлександрПтицы в городеНовости и планыБлогГостевая книгаФорум Фотографии птиц Обнинска Моя кормушка Интересно о птицах Места фотоохоты на птиц в Обнинске и его окрестностях Птицы Обнинска на YouTubeПолезные ссылки
Калужская область
Парк птиц “Воробьи"
Список видов птиц Калужской области + ссылка на Красную книгу Калужской области
Государственный природный заповедник Калужские засеки.
Животный мир национального парка “Угра”
Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник
Природа Калужской области
Управление Росприроднадзора по Калужской области
Кормушки и скворечники
Кормушки для птиц - Программа “ПТИЦЫ МОСКВЫ И ПОДМОСКОВЬЯ”
Как помочь птицам?
Как помочь птицам пережить зиму?
Кормушки для птиц на APUS.RU
Вкусы синиц Статья Василия Вишневского
Кормушки для птиц
Как помочь птицам
Кормушка для птиц своими руками
Где и как развешивать гнездовья для птиц
Скворечники и синичники
Домики для птиц
WINGSCAPES BirdCam
Birdhouses101
Backyard Wild Birds
Garden bird feeders
Bird Box Cameras
Everything 4 Gardenbirds...
The Big Book of Bird Houses & Bird Feeders
Garden Bird Behaviour
The Garden Bird Handbook
Projects for the birder's garden: over 100 easy things that you can make to ...
Attracting Birds to Your Backyard: 536 Ways to Turn Your Yard and Garden ...
Attracting Birds to Your Garden
Online определители
Экологический центр “Экосистема”
Определитель птиц на сайте "Зимующие птицы Подмосковья"
Определитель птиц Средней Сибири
"Полевой определитель птичьих гнёзд"
Атлас-определитель птиц
Фотоохота на птиц
Secrets of Digital Bird Photography Tools Techniques
Продажа приспособлений для наблюдений за птицами
Лучший интернет конкурс фотографий дикой природы “Золотая черепаха”
Союз Фотографов Натуралистов
Сайт Василия Вишневского
Портал фотографов натуралистов
Форум Союза охраны птиц России
Персональный сайт Сергея Осипова.
Библиотека ProPhoto. Фотосъемка животных и растений
Виктор Тяхт
Клуб фотоохотников
Wildlife and Nature Stock Photos & Pictures
Birdpix
Birdphoto.fi
О птицах в городе
ОРНИТОФАУНА ГОРОДА РОСТОВА -НА- ДОНУ
Диссертация
Автореферат
Работа на тему “ОРНИТОФАУНА г.ОБНИНСКА”, Автор: Селиванова Дарья, клуб “Следопыт” г. Обнинск, 1999
Работа на тему “Орнитофауна г.Обнинска в зимний период”, Автор: Соколов Виктор Викторович, клуб“Следопыт” г. Обнинск, 2001
Программа “Птицы Москвы и Подмосковья”
Vancouver Avian Research Centre
Р.А. Захаров, Птицы в большом городе(2, 2001)
К.Е. МИХАЙЛОВ, Птицы в городе
"Птицы района Марьино"
С.А. Сионова, Орнитофауна парка г. Приморско-Ахтарск
Г.С.Ерёмкин, Ю.А.Насимович, Е.К.Рогов "ОЧЕРК ПРИРОДЫ ЗЕЛЕНОГРАДА С АННОТИРОВАННЫМ СПИСКОМ ПТИЦ ЕГО ТЕРРИТОРИИ"
Разнообразие и биолого-экологические особенности орнитофауны города Кишинева
Птицы Новосибирска и Академгородка
Учёты птиц и наблюдение за ними
6 разных методов учета птиц!
О применяемых методах количественного учета видимых дневных перелетов птиц
Мониторинг птиц в сельхозугодьях
Методы учета птиц
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПТИЦ
Методы учёта сов
Методика учета
Точечные учеты (учеты с постоянной точки)
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ УЧЕТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПТИЦ: ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ
Исследовательский проект “Фенология птиц”
Голоса птиц
The Virtual Bird - голоса птиц
Голса птиц на сайте Василия Вишневского
Голоса птиц на сайте "Птицы Online"
Bridsongs from the United Kingdom
Голоса птиц
Голоса птиц в природе
Книги и журналы о птицах
Литература по птицам "Зоометод" перехал на http://zoomet.ru/metod_ptica.html
Птицы
Рабочий бюллетень о пернатых хищниках Восточной Европы и Северной Азии
Публикации программы "Птицы Москвы и Подмосковья"
Googlt книги
Ibis
Journal of Ornithilogy
ORNIS FENNICA
Орнитологические организации
Союз охраны птиц России и его отделения:
Коми отделениеМосковское отделениеНИЖЕГОРОДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Чувашское отделениеНижнекамское отделениеЦентрально-чернозёмное отделение
Башкирское орнитологическое общество
Санкт-Петербургское орнитологическое общество
Мензбировское орнитологическое общество при Российской Академии НаукBirdWatching.ru – Экскурсии в природу
Юный Орнитолог
Клуб спортивных орнитологов
Азово-Черноморская орнитологическая станция
Содержание и уход
Энциклопедия владельца птицы
Госпиталь птиц “Зеленый попугай”
Птицы на "Зооклубе"
Скорая помощь птицам
Защита природы
GREENPEACE
Всемирный фонд дикой природы: За живую планету!
"Особо охраняемые природные территории Российской Федерации".
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центр охраны дикой природы
Веб-камеры
Пустельга on-line: Брест, БеларусьАfricam
Smithsonian National Zoological Park
http://www.eenet.ee/EENet/
Sparrowhawk Island
Pixcontroller.com Live Wildlife WebCam
ПТИЦЫ ИЗ ЛЕСОВ БРАЗИЛИИ
Большая подборка ссылок на birdcams
Вебкамера в скворечнике поползней
О птицах
КЛАСС ПТИЦЫПтицы Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Птицы на "Floranimal"
Птицы на "Викивидах"
Птицы
Гнездовая жизнь птиц
Птицы на "Академике"
Птицы
Пернатые многожонцы
Рабочая группа по гусеобразным Северной Евразии
Сайт о синицах
Сизые голуби
Сайт "Врановые птицы"
Заповедник для Совёнки
Вороновые птицы
Ласточки
Сайт о стрижах
Птицы материков, рек, озер, морей и побережий
Сайт о пернатых хищниках Восточной Европы и Северной Азии
Рабочая Группа по Куликам
Водоплавающие и чайковые птицы Московского региона
Список видов птиц населяющих территорию Российской Федерации
Статьи
Интересное из жизни птиц
Птицы России и стран бывшего CCCP
Сайты о птицах России
Всякие статьи о птицах на zooклубе
Язык птиц
Голос птиц В.Д. ИЛЬИЧЕВ, О.Л. СИЛАЕВА
Голоса птиц
Птицы и человеческая речь
ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ВРОЖДЕННОГО И ПРИОБРЕТЕННОГО В ПЕСНЕ ПТИЦ Бёме И.Р.
Происхождение и эволюция
Эволюция птиц Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Прародители царства пернатых
Птицы научились летать, взбегая по склонам?
Как велоцираптор разучился летать
Малый размер птичьих геномов — наследие эпохи динозавров
Коллаген из костей вымерших животных подтверждает родство динозавров с птицами, а мастодонтов — со слонами
Авимимиды и проблема происхождения птиц Курзанов С.М.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРОПОДНЫХ ДИНОЗАВРОВ И ПТИЦ Е.Н.Курочкин
О четырехкрылом динозавре и происхождении птиц Е.Н.Курочкин
НОВЫЕ ИДЕИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И РАННЕЙ ЭВОЛЮЦИИ ПТИЦ Е.Н.Курочкин
Птичьи форумы и сообщества
Клуб ПТИЦЫ на Яндексе
Форум Союза охраны птиц России
Форумы на MyBirds.ru — разговоры о птицах
BirdForum
Миграция птиц
Статья о миграции птиц на Википедии
Справочник по орнитологии. Миграции птиц
Почему не заблудятся птицы?
Bird migration Авторы: Thomas Alerstam,David A. Christie
Bird migration: a general survey Автор: Peter Berthold
The Atlas of Bird Migration: Tracing the Great Journeys of the World's Birds Авторы: Jonathan Elphick
Avian migration Авторы: Peter Berthold,Eberhard Gwinner,Edith Sonnenschein
Control of bird migration Авторы: Peter Berthold
Трудности перевода
Переводчик Google
Англо-Русский Эколого-Биологический Словарь (Часть 1)
Англо-Русский Эколого-Биологический Словарь (Часть 2)
Англо-Русский Эколого-Биологический Словарь (Часть 3)
Названия птиц на разных языках
Wikispecies
Каталоги, счетчики, рейтинги
УЛИТКА - каталог ресурсов интернет
Fat Birder's Top 500 Birding Website
Rambler's Top100
Allbest.ru
SpyloG Рейтинг
Refo.Ru
www.vakhlakov.narod.ru
Внеклассное мероприятие: устный журнал "День птиц"
Разделы: Начальная школа
Цели:
- Познакомить учащихся с птицами родного края, показать необходимость защиты птиц.
- Развитие интереса к живой природе.
- Развитие речи, внимания, наблюдательности, мышления учащихся.
- Воспитание чувства любви к птицам, бережного отношения к родной природе.
Оборудования к уроку:
Звучит фонограмма птичьих голосов.
Ведущий 1. Здравствуйте, ребята! Поздравляем вас с весенним праздником – Международным днём птиц!
Ведущий 2. Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
Ведущий 1. К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что не надо ждать милостей от природы, надо брать их самому. Поэтому на протяжении долгих лет он брал от природы всё, что хотел, ничего не давая взамен. И вот теперь в результате бездумной и бесхозяйственной деятельности человека гибнет наша планета. Мы с вами становимся свидетелями постепенного исчезновения растений и животных. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти. Красный цвет книги – знак опасности, которой приказывает нам: “Остановись!”

Ведущий 2. Охрана птиц – очень важная задача! На Земле за последние 350 лет исчезло около 150 видов птиц. Природа гибнет и просит у нас защиты.
Ведущий 1.
Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда.
Учитель. Часто мы говорим: “Наши друзья - птицы”. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей: Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, которые съедают около четверти всего урожая, обгрызают плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая).
Учитель. Сегодня мы встретились здесь, чтобы поговорить о птицах, о наших пернатых друзьях. Первая страничка нашего журнала (приложение 1):
“Перелетные птицы нашего края”
- Отгадайте 1 загадку:
Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад – вперед по пашне вскачь, А зовется птица …
(Грач)

Рассказ ученика о граче:
Прилёт грачей – верный признак наступившей весны. Грач – одна из самых полезных птиц: при массовом размножении вредных насекомых он часто уничтожает их ещё до вмешательства людей. Особенно большую пользу приносят грачи, поедая опасного вредителя – личинку жука-щелкуна.
Длина тела грача около 45 см. Оперение чёрное с фиолетого-синим отливом. У взрослых грачей кожа у основания клюва голая.
Грач – птица прожорливая: немало насекомых и их личинок надо ему съесть, чтобы насытиться. Гнездятся грачи на высоких деревьях.
Незаметно блекнет трава, осыпаются листья. Приходят первые заморозки, и грачи собираются в стаю и летят на места зимовок.
2 загадка:
Он прилетает каждый год Туда, где домик его ждет. Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет.
(Скворец)

Рассказ ученика о скворце:
Зимуют скворцы в тёплых странах. Люди любят скворцов, готовят для них домики (скворечники). Кроме готовых домиков скворцы селятся в дуплах лесных деревьев, в старых гнёздах дятлов, норах, под камнями, в строениях. Выбрав жилище, птицы чистят его. Устилают дно сеном, соломой, пухом, ватой, прошлогодней травой, а в середине гнезда делают углубление.
Держатся скворцы стаями. Весной и летом они чёрные, с ярким металлическим блеском, осенью в их оперении появляются белые пестрины. Молодые скворцы серо-бурые. Птица эта живая, весёлая, с хорошим слухом и музыкальной памятью. Он может подражать всем. Когда он поёт, его крылышки трепещут.
Скворцы объединяются в большие стаи и истребляют в огромном количестве вредных насекомых (мух, слепней, майских жуков). Эти птицы великие труженики, полезные, их надо охранять и всячески привлекать в зелёные насаждения и леса.
3 загадка:
Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины.
(Ласточка)

Рассказ ученика:
Ласточки живут в разных местах: на крутом обрывистом берегу, в городе, в деревне. Отличаются они друг от друга и внешне, и по образу жизни. Деревенские ласточки строят гнёзда из комочков земли, скреплённых их клейкой слюной.
Глядя на полёт ласточек, можно подумать, что они просто резвятся, играют, купаются в солнечных лучах, на самом деле они всё время “работают” - ловят насекомых. Ласточки ловят насекомых только в воздухе. Поэтому всё светлое время суток они проводят в воздухе, лишь, изредка присаживаются на провода. На землю ласточки спускаются очень редко: они ходят плохо, и взлететь с земли им трудно. Даже пьют на лету, зачёрпывая воду клювом. В августе ласточки собираются в стаи и отправляются на юг.
4 загадка:
Прилетел к нам наконец Лучший наш певец. Дни и ночи напролёт Он поёт.
(Соловей)
Рассказ ученика:
Лесную тишину нарушает звонкая трель соловья. Весь лес слушает соловья. Разглядеть замечательного певца удаётся не всегда. Слишком это маленькая невзрачная птица оливково-бурого цвета с рыжеватым хвостом. Но, как у всех полуночных птиц, у неё большие чёрные глаза.
Своё гнездо соловей устраивает на земле и на нижних ветках кустарников. После появления птенцов самец уже не поёт, а носит своему семейству корм. Соловьи поедают жуков, комаров, пауков, червей, гусениц, а также ягоды и семена растений. В конце августа они улетают на зимовку.
Замечательный певец не только уничтожает вредителей леса, но ещё доставляет нам удовольствие своим звучным пением.
5 загадка:
Гнездо своё он в поле вьёт, Где тянутся растения, Его и песни, и полёт Вошли в стихотворения!
(Жаворонок)

Рассказ ученика:
Ранней весной прилетают наши первые весенние птички – жаворонки. Очень звонка и красива песня жаворонка. Эта птица любит ходить пешком. Перелетает в редких случаях. Жаворонок невелик, чуть крупнее воробья, а крылья у него шире, поэтому и висит он подолгу в воздухе. Окраска жаворонка неяркая – коричневая с тёмными пестринками и крапинками. Это помогает ему прятаться от врагов, когда он садится на землю. А живут жаворонки только на земле, среди зеленеющих посевов или в траве мастерят они свои скрытые гнёзда, выводят и выкармливают птенцов.
Если вы, гуляя по лугу или находясь в поле, вдруг найдёте гнездо жаворонка – не трогайте его. Лучше скорее уйдите, оставьте птиц в покое.
Учитель. К сожалению, немногие знают, что пение птиц благоприятно сказывается на здоровье человека. Птичью песню, даже простенькую, люди всегда слушают с удовольствием. Пение птиц успокаивает человека, улучшает настроение и сон, положительно влияет на нервную систему и общее состояние организма человека. Обратили на это внимание еще врачи древности: ряд заболеваний они лечили пением птиц. Возможность использования птичьего пения вместо лекарства заинтересовала и современных врачей. В частности в нашей стране проводятся такие опыты, и они дали хорошие результаты. Я предлагаю вам, послушать пение птиц. (Звучит запись с пением птиц).
Учитель. 2-я страничка: “Лесные Айболиты”. (Слайд 1) – Презентация – (приложение 2)
- Почему этой страничке дали такое название? (Ответы детей). - Лес охраняют не только лесники, но и птицы. Их много и они все разные. Каждая по своему бережёт свой дом. (Звучит запись стука дятла).
1-й ученик.
В лесу, под щебет, звон и свист Стучит лесной телеграфист! “Здорово, дрозд-приятель!” И ставит подпись …
(Дятел)
(Слайд 2)
2-й ученик. Дятел – это лесной доктор. Он, ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых. Всевозможные насекомые и их личинки, которые копошатся в коре древесины, составляют пищу дятла. Он прилежно разыскивает их в трещинках и бороздках коры. Птица избавляет деревья от насекомых-короедов. Один дятел за день съедает до 750-900 короедов. Стучит дятел в лесу, значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.
3-й ученик. А вот какой-то верхолаз прицепился к ветке. Из щелей в коре ловко вытаскивает гусениц. Очень проворная птичка. Это же … (синичка). (слайд 3)
Синицы – подвижные и ловкие птицы. Перелетая с дерева на дерево, они обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Взрослая синица уничтожает в день 120 гусениц. Вскармливая птенцов, пара синиц за день прилетает к гнезду до 500 раз, принося 1000 разных насекомых.
4-й ученик.
В лесу ночном кукует птица. Она назвать себя боится… Ку-ку… Ку-ку, – Не спит опушка. А птицу эту звать …
(Кукушка)
(Слайд 4)
Кукушка – верный хранитель леса. Она одна из самых полезных птиц. Интересно, что кукушка поедает таких гусениц, которых кроме неё другие птицы не едят. Когда в лесу появляется много гусениц, кукушка становится незаменимой. Она съедает за день до 40 гусениц и до 50 личинок щелкунов и чернолётов.
5-й ученик.
Всю ночь летает – Мышей добывает, А станет светло – Спать летит в дупло.
(Сова)
(Слайд 5)
Совы ведут ночной образ жизни: днём спят, а ночью охотятся на мышей, полёвок, лягушек, насекомых. У сов острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летают совершенно бесшумно. За ночь одна сова вылавливает 12-15 мышей. Ни одна кошка не может соперничать в этом с совой!
Игра “Совушка”.
По сигналу ведущего: “Все оживает, день наступает” дети свободно бегают, изображая мышей, лягушек, насекомых. По сигналу: “Все замирает, ночь наступает” водящий-сова “вылетает на охоту. Дети замираю, - кто пошевелится, тот идёт к совушке в дупло.
Учитель. 3-я страничка: “Берегите птиц ”.
- Ой, а она пустая. Ребята, а как вы думаете, что может располагаться на этой страничке? (Ответы детей). - А вы поможете их составить? (Работа в группах).
- Никогда не трогайте птичьи гнезда, а уж тем более не вынимайте из них яйца и птенцов.
- В начале лета не берите в лес собаку, она может найти гнездо и съесть птенцов.
- Не берите птенцов домой, вы все равно не сможете их выкормить.
- Берегите их, зимой, когда им особенно тяжело подкармливайте их.
Учитель: И последняя страничка: “Кроссвордная”. (Итог)

- Отгадав кроссворд, вы прочитаете итог нашего журнала. (БЕРЕГИТЕ ПТИЦ)
- Кто селится в специальных домиках? (скворец)
- Какая птица любит ходить пешком? (жаворонок)
- Замечательный певец. (соловей)
- Кто первый прилетает к нам весной? (грач)
- Кто ловит насекомых в воздухе? (ласточка)
- В каком городе хранится Международная Красная книга? (Морже)
- Что обозначает красный цвет книги? (опасность)
- Главный лесной доктор. (дятел)
- Чем лечили врачи в древности некоторые болезни? (пением)
- Перелетая с дерева на дерево, она обнаруживает все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Взрослая птица уничтожает в день 120 гусениц. (синица)
- Я думаю, что теперь, когда вы столько узнали о птицах, вы постараетесь, относится к ним бережно.
Помните! Птицы – наши друзья. БЕРЕГИТЕ ПТИЦ.

Книги и газеты:
- Энциклопедия “Что такое Кто такой” - 1993, издательство “Педагогика – Пресс”, Москва.
- А.А.Плешаков “Зелёные страницы”, – 1995, издательство “Просвещение”, Москва.
- “Педагогическое творчество” - №3 за 2001 год.
- “ПедСовет” - №1 за 2005 год.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


