№ 3-2017. Журнал проблемы современного образования
Журнал "Проблемы современного образования"
Личная страница главного редактора

БОГУСЛАВСКИЙ МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ
Библиография педагогических трудов М. В. Богуславского.
Заведующий Центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», главный научный сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Член-корреспондент Российской академии образования (РАО), доктор педагогических наук, профессор.
Известный ученый в области методологии, теории и истории педагогики и образования. В его трудах в целостном виде представлены всемирный историко-педагогический процесс и процесс развития отечественной педагогической науки и образования; разработаны современные методологические подходы к трактовке истории педагогики, как важнейшего культурно-образовательного феномена, действенного фактора решения современных задач образования.
В 1977 г. с отличием закончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию в НИИ Общей педагогики АПН СССР, а в 1994 г. – докторскую диссертацию в Институте теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО.
В 1977–1983 гг. работал учителем истории и организатором внешкольной и внеклассной воспитательной работы в школе № 106 г. Москвы. С 1984 г. на научной работе в системе АПН СССР – РАО. С 2008 г. профессор кафедры теории и истории педагогики МГПУ.
Внес значительный вклад в научно-методическое обеспечение образовательного процесса в системе высшего профессионального и постдипломного педагогического образования. Авторским коллективом под руководством М. В. Богуславского был подготовлен базовый учебник «История педагогики» для системы послевузовского профессионального образования по специальности «История и философии науки» (2007). Им создано учебное пособие «ХХ век российского образования» (2012).
Для преподавателей и студентов высшей педагогической школы им подготовлен и издан цикл антологий и избранных произведений выдающихся педагогических мыслителей прошлого. Создана антология трудов отечественных методистов ХХ в. «Золотые страницы российской методики (2010). Издано учебное пособие «Книга для учителя истории: концептуальные и методические рекомендации» (2001, в соавт.).
Председатель Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науке Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, Заместитель председателя Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, член Экспертного совета по работе инновационных площадок РАО и Совета по историческому образованию РАО, Председатель Правления Благотворительного фонда наследия Д. И. Менделеева, Президент Общественной академии творческой педагогики, Вице-президент Российской ассоциации А. С. Макаренко.
Является главным редактором журналов «Проблемы современного образования» и «Гуманитарные исследования Центральной России», членом редколлегий журналов, включенных в перечень ВАК РФ «Педагогика» и «Отечественная и зарубежная педагогика», членом редакционных советов журналов, включенных в перечень ВАК РФ «Вестник Брянского государственного университета им. Петровского», «Психолого-педагогический поиск» (Рязань), «Гуманитарные науки и образование» (Саранск).
Награжден медалью К. Д. Ушинского – за особые заслуги в области педагогических наук (2005), Золотой медалью РАО – за достижения в науке (2014), медалью им. М. Н. Скаткина – за заслуги в развитии педагогики (2015), медалью «За заслуги в развитии истории педагогики» (2016), Почетной грамотой РАО – за большие заслуги в развитии исследований в области истории педагогической науки и образования (2010). За многолетний плодотворный труд в области сохранения культурного наследия России удостоен Почетной грамоты министра культуры и массовых коммуникаций РФ (2008), за большой вклад в развитие образования удостоен Благодарности Комитета Государственной Думы по образованию (2009).
За большой вклад в развитие образования удостоен Знака Губернатора Московской Области «Благодарю» (2010), За развитие инновационных процессов и технологий в образовании удостоен звания лауреата конкурса «Грант Москвы» в области науки и технологий в сфере образования (2006).
За большую просветительскую деятельность награжден медалью Д. И. Менделеева (2008), за большой вклад в патриотическое воспитание молодежи награжден медалью М. В. Ломоносова. Общероссийской общественной организацией «Центр гуманной педагогики» награжден Золотым Знаком «Рыцарь гуманной педагогики».
Женат, имеет 3 детей и 5 внуков.
Опубликовано в изданиях, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования РИНЦ ScienceIndex 257 научных работ, их цитируемость – 1942, Индекс Хирша – 17.
www.pmedu.ru
2016 № 1

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
| МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ |
![]() |
Современные механизмы государственно-общественного управления педагогическим образованием в России |
|
Гончаров М. А. |
|
|
В статье рассматриваются проблемы взаимоотношений и согласованности интересов государства и общества в деле управления образованием в России. Дается обобщающая характеристика основных механизмов эффективного общественно-государственного управления педагогическим образованием. |
|
| Ключевые слова:
педагогическое образование, государственно-общественное управление, государственно-частное партнерство, эндаумент-фонды, социальное партнерство, общественно-государственный контроль, благотворительные фонды, попечительские советы и ассоциации. |
|
| С.5-12 |
![]() |
Конкурс профессионального мастерства для преподавателей вузов: опыт и перспективы |
|
Факторович А. А., Якубовская О. Ю. |
|
|
В статье рассматриваются проблемы готовности преподавателей вузов к работе вусловиях реформирования профессионального образования. Приводятся основныемеханизмы модернизации системы подготовки педагогических кадров для высшего образования, пути формирования актуальных компетенций преподавателей, необходимых для обеспечения качества образования. |
|
| Ключевые слова:
качество образования, компетенции преподавателя вуза, повышение квалификации преподавателей, конкурс профессионального мастерства. |
|
| С.13-20 |
| ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ |
![]() |
Методологические и теоретические основы историко-педагогической экспертизы инноваций в образовании |
|
Богуславский М. В. |
|
|
В статье представлены методологические и теоретические основы осуществления историко-педагогической экспертизы инноваций в сфере образования. Сформирован научный аппарат этого перспективного направления гуманитарной экспертизы в образовании. |
|
| Ключевые слова:
история педагогики и образования, историко-педагогическая экспертиза, гуманитарная экспертиза, экспертиза в сфере образования, педагогические инновации. |
|
| С.21-33 |
![]() |
Из опыта развития технического творчества и изобретательства как стратегической составляющей всеобщего политехнического образования |
|
Базарова Е. Г., Доржиев С. С., Занаев С. З., Иванов И. А. |
|
|
В статье охарактеризованы исторические особенности развития технического творчества и изобретательства в нашей стране как важнейшей составляющей всеобщего политехнического образования. Обращается особое внимание на современные тенденции состояния этого направления в Российской Федерации в сопоставительном сравнении с зарубежным опытом и перспективами их развития. |
|
| Ключевые слова:
техническое творчество, изобретательство, всеобщее политехническое образование. |
|
| С.34-45 |
| ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
![]() |
Важнейшая задача современного образования – воспитание творческой личности |
|
Назарова Б. А., Рахимов Б. Х. |
|
|
Одной из важных задач современного образования является воспитание творческой личности. В данной статье освещены творческие и практические аспекты формирования исследовательских умений и навыков у учащихся и студентов. |
|
| Ключевые слова:
проблемное и развивающее обучение, творческая деятельность, исследовательский метод. |
|
| С. 46-50 |
| НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ |
![]() |
Введение курса квантовой механики в программу обучениястудентов, специализирующихся на изучении информатики |
|
Бадаев Ю. Л. |
|
|
В связи с появлением новых компьютерных технологий, использующих квантовые эффекты, возникла необходимость детального изучения квантовой механики студентами, изучающими информатику. |
|
| Ключевые слова:
квантовая механика, компьютерные технологии, общая и теоретическая физика. |
|
| С. 51-54 |
| ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
![]() |
Организация курсов компьютерной грамотности для людей третьего возраста в Российской Федерации |
|
|
|
|
В статье рассматривается практика организации курсов компьютерной грамотности для людей третьего возраста. Анализируется понятие «компьютерная грамотность». Представлена деятельность органов власти, социальных проектов и разнообразных учреждений по массовому обучению пенсионеров основам компьютерной грамотности. Рассматриваются содержание обучения, очные программы и дистанционные ресурсы, учебно-методическое обеспечение, а также особенности профессиональной деятельности преподавателей и их подготовки. |
|
| Ключевые слова:
компьютерная грамотность, третий возраст, организация курсов, содержание обучения, образовательные проекты. |
|
| С. 55-62 |
![]() |
Развитие личностного интереса к химии у учащихсяпосредством химического эксперимента при обучении в условияхбольничного стационара |
|
Жадаев А. Ю. |
|
|
В статье показаны возможности применения адаптированных к условиям больницы химических экспериментов при обучении учащихся 8–9-го классов, проходящих длительное лечение. Доказано, что систематическое проведение химическогоэксперимента на уроках в специфических условиях больницы способствует развитиюпредметной мотивации и расширению личностного интереса учащихся к изучению химии. |
|
| Ключевые слова:
обучение химии, адаптированный химический эксперимент, оборудование, личностный интерес, больничный стационар. |
|
| С. 63-67 |
| СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ |
![]() |
Взаимодействие гражданских и воинских спортивныхорганизаций в подготовке физически развитой молодежи для службы вусловиях Заполярного края в составе Арктической группировки ВооруженныхСил Российской Федерации |
|
Богданов И. В. |
|
|
В статье обосновывается необходимость взаимодействия военных и гражданских коллективов в подготовке допризывной молодежи к службе в армии. Представляется подход, который определяет последовательность и регламент организации качественного взаимодействия структургражданского и военного общества. |
|
| Ключевые слова:
взаимодействие, специалисты физической культуры, военные специалисты, гражданские специалисты, призывная молодежь. |
|
| С. 68-74 |
www.pmedu.ru
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2017 № 3

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
| Философские науки 09.00.00 |
| История философии |
![]() |
ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТУРЫ И ПРИОРИТЕТЫ В ОБЛАСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМА АНТРОПОЛОГИЗМА И РАЗВИТИЕ НАУКИ |
| Бутов А. Ю. | |
|
Аннотация. В статье на обширном историко-культурологическом материале рассматривается процесс изменения, смещения направленности научного познания с антропоцентрической на социоцентрическую, наиболее отчетливо прослеживающийся в период Нового времени –эпоху, оказавшую огромное влияние на становление и развитие научной мысли. В непосредственной взаимосвязи со сферами культуры и искусства анализируются основные периоды и этапы процесса формирования европейской науки, прослеживается влияние культурной политики государства на мировоззрение общества. Наука в данном случае представлена как сложный социокультурный феномен, который, при наличии определенной имманентной логики развития, в рамках своей общественной реализации детерминирован характером культуры и влиянием системы государства, что определяет общую направленность научных интересов и, в определенной степени, самих подходов к постижению мира. |
|
|
Ключевые слова: образование, культура, архитектура, барокко, классицизм, ампир, Античность, эстетика, рациональность. |
|
| С. 9-22 |
![]() |
У ИСТОКОВ «ЦАРСТВА РАЗУМА»: ФИЛОСОФСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ж.-Ж. РУССО |
| Милованов К. Ю. | |
|
Аннотация. Статья посвящена анализу философских и общественно-педагогических взглядов Ж.-Ж. Руссо. Рассматриваются философское учение о государстве и обществе, теория естественного воспитания и концепция патриотического воспитания великого французского просветителя. |
|
|
Ключевые слова: эпоха Просвещения, Ж.-Ж. Руссо, история образования, история философии, воспитание. |
|
| С. 23-32 |
| Психологические науки 19.00.00 |
| Педагогическая психология |
![]() |
К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИИ К ДЕНЬГАМ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ |
|
Кочетков Н. В. |
|
|
Аннотация. В статье поднимается вопрос о том, какие проблемы психологического плана несут в себе социально-экономические изменения для представителей социономических профессий. Рассматривается как теоретический аспект данного вопроса, касающийся мотивации к профессиональной деятельности, так и эмпирический. На студенческой выборке показана специфика отношения к деньгам будущих специалистов-психологов. Доказано, что интенсивность отношения к деньгам у этой группы респондентов ниже, чем у студентов технического профиля обучения, но при этом у первой группы отношение к деньгам взаимосвязано с выраженностью смысложизненных ориентаций, а у второй – нет. Кроме того, продемонстрировано, что в условиях рыночной экономики студенты-психологи могут испытывать когнитивный диссонанс в результате столкновения разнонаправленных мотиваций к профессиональной деятельности. |
|
|
Ключевые слова: мотивация, социономические профессии, отношение к деньгам, студенчество. |
|
|
С. 33-38 |
![]() |
АКМЕОГРАММА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ «ЛЕСТНИЦЫ» БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ |
|
Уразова М. Б., Умрихина В. И. |
|
|
Аннотация. В статье описан инновационный метод – акмеограмма, способный представить динамику роста профессионального мастерства; определить факторы, мешающие этому росту; установить особенности изменения мотивационной сферы; выявить динамику личностного развития и то, что этому способствует или препятствует; охарактеризовать вид психотехнологий, который целесообразно применять для личностно-профессионального развития будущего учителя. |
|
|
Ключевые слова: акмеология, акмеограмма, педагог-инноватор, моделирование, подготовка, будущий учитель. |
|
|
С. 39-44 |
| Педагогические науки 19.00.00 |
| Модернизация образования |
![]() |
РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ |
|
Богуславский М. В., Неборский Е. В. |
|
|
Аннотация. В статье представлена стратегия методологических исследований (в сфере компаративистики) в вопросе те нологий разработки конкурентных образовательных продуктов университетами России в контексте кризиса глобализации. Обозначены приоритетные задачи, а также механизм экстраполяции опыта зарубежных коллег в сферу отечественного университетского образования. Статья носит обзорный характер. |
|
|
Ключевые слова: образовательные продукты, онлайн-курсы и образовательные модули, кризис глобализации, методология исследований. |
|
|
С. 45-51 |
![]() |
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ИНДИКАТОРЫ УРОВНЯ ЕГО РАЗВИТИЯ (ИРО, ИРЧП) |
|
Писарева Л. И. |
|
|
Аннотация. В статье раскрывается технология исследования качества образования как педагогической категории, характеризуется опыт использования показателей уровня развития образования, определяется роль и значение различных факторов влияния на достижения учащихся и оценку результатов их общеобразовательной подготовки в международных сравнительных исследованиях успеваемости PISA (2000–2014). |
|
|
Ключевые слова: качество образования, технология исследования, педагогическое измерение, фактор, доминирование, преобразования, индикатор развития образования. |
|
| С. 52-63 |
| История образования и педагогики |
![]() |
ДИСКУССИЯ РУССКИХ ПЕДАГОГОВ-ЭМИГРАНТОВ 1920-х ГОДОВ О ВОЗМОЖНОСТИ СОВМЕСТНОГО ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ШКОЛЕ |
|
Шевченко В. А. |
|
|
Аннотация. Статья знакомит с дискуссией о возможности совместного обучения мальчиков и девочек в школе, которая велась в 1920-е гг. русскими педагогами-эмигрантами. Публикация призвана восполнить отсутствие специальных исследований на тему отношения педагогической общественности русского зарубежья к данной проблематике. |
|
|
Ключевые слова: совместное обучение, школа, русская эмиграция, дискуссия, педагогические съезды. |
|
|
С. 64-69 |
| Новые исследования в образовании |
![]() |
К ВОПРОСУ О ТЕРМИНЕ «ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» |
|
Живодрова Т. А. |
|
|
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы терминологии поликультурной компетентности. Проанализированы две научные категории данного определения: понятие «поликультурность» и термин «компетентность». Приведены трактовки термина различными исследователями. |
|
|
Ключевые слова: компетенция, поликультурная компетентность, поликультурное образование. |
|
|
С. 70-75
|
![]() |
ТАКСОНОМИЯ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
|
Мусаева Н. Н., Авлиякулов Н. Х. |
|
|
Аннотация. Обоснована необходимость ввести в таксономию Б. Блума дополнительно две категории учебных целей: представление и отношение, что отвечает условиям современного общества. |
|
|
Ключевые слова: современный учебный процесс, учебная цель, таксономия, информационное общество, познание, представление, отношение. |
|
|
С. 76-81 |
![]() |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ |
|
Акрамова Ш. А. |
|
|
Аннотация. Воспитание идеологического иммунитета приобретает особую актуальность в условиях глобализации идеологических процессов. Автор раскрывает педагогические особенности этого процесса в условиях подготовки будущих сотрудников таможенной службы. В статье рекомендованы пути обогащения содержания идейного воспитания, направленного на укрепление идеологического иммунитета слушателей. Предлагаются методы и организационные формы, направленные на повышение эффективности социальных факторов воспитания. Предложены критерии эффективности идейного воспитания будущих сотрудников таможенной службы. |
|
|
Ключевые слова: идеологический иммунитет, идейное воспитание, эффективность воспитания, критерии оценки, таможенная служба, духовность, интеграция воспитательных факторов. |
|
|
С. 82-86 |
| Инновационные технологии в образовании |
![]() |
ОБУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ |
|
Норбоев А. Г. |
|
|
Аннотация. В статье раскрыто значение школьного обучения географии, проанализировано его современное состояние. Предложен ряд рекомендаций по улучшению качества и эффективности географического образования, повышению его социальной значимости. |
|
|
Ключевые слова: школьное обучение географии, повышение качества и эффективности обучения географии, организационно-педагогические механизмы, современное содержаниегеографического образования, информационная образовательная среда, географическая культура, география и профессиональная ориентация, география и экологическое воспитание, методика обучения географии. |
|
| С. 87-92 |
![]() |
ЭФФЕКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОНТЕКСТУАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИВ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ |
|
Алимарданов З. Ш. |
|
|
Аннотация. В статье рассматривается технология контекстного обучения, моделирующая профессиональную деятельность в учебном процессе, дающая будущим военным специалистам правильное и полное представление о будущей профессиональной деятельности, позволяющая им в процессе обучения овладеть действиями профессиональной деятельности настолько полно, что обеспечивает безболезненный переход к реальному выполнению профессиональных обязанностей. |
|
|
Ключевые слова: технология контекстного обучения, будущие военные специалисты, педагогическая игра, проблемная ситуация, решение профессиональных задач. |
|
| С. 93-98 |
| Слово молодым ученым |
![]() |
КОУЧИНГ КАК СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ |
|
Абдрашитова Л. Б. |
|
|
Аннотация. В статье рассматривается возможность использования коучинга как технологии менеджмента в управлении дошкольной образовательной организацией. |
|
|
Ключевые слова: коуч, коучинг, персональный коучинг, бизнес-коучинг, корпоративный коучинг, эффективное общение, активное слушание, открытые вопросы. |
|
|
С. 99-115 |
![]() |
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ |
|
Третьяков А. Л. |
|
|
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые организационные аспекты правового просвещения обучающихся в условиях библиотеки современной образовательной организации. Отмечается смена образовательной парадигмы. Характеризуются новые требования к выпускнику современной школы. Выявляется нормативное и правовое поле, обуславливающее необходимость правового просвещения подрастающего поколения. Представляются возможные организационные аспекты формирования информационно-правовой культуры обучающихся в виртуальной среде. |
|
|
Ключевые слова: правовое просвещение, современная школьная библиотека, общеобразовательная организация, школьный центр правовой информации, информационно-правовой портал. |
|
|
С. 116-125 |
| Научная жизнь |
![]() |
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ЛОКАЛЬНЫХ ПРАКТИК К ГЛОБАЛЬНЫМ ТРЕНДАМ (заметки о форуме «Образование России» / EDU Russia) |
|
Брызгалина Е. В., Смирнова А. А. |
|
|
Аннотация. В статье участники Форума «Образование России», состоявшегося в Казани 2–4 марта 2017 г., анализируют основные направления экспертных дискуссий, прошедших на площадках представительного Форума. Выявление основных тем и направленности дискуссий дано в контексте глобальных образовательных трендов, отражающих эволюцию образования в его ценностном, процессуальном и результативном измерениях. |
|
|
Ключевые слова: образовательные практики, образовательная среда, образование как ценность, тренд развития образования, образование как процесс, образование как результат. |
|
|
С. 126-136 |
www.pmedu.ru
2014 № 5

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
| МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ |
![]() |
Ментальные противоречия модернизации отечественного образования |
| Дорохова Т.С. | |
| В статье рассматриваются наиболее глубокие (ментальные) противоречия российской модернизации образования. Данные противоречия представлены на уровне национального менталитета, ментальных особенностей российского образования и ментальности педагогов. Одним из факторов, определяющих специфику российских модернизаций, является их дуальность. В статье модернизации образования рассматриваются как парные: догоняющие и защитные (возвратные). Это относится и к модернизации образования 1980–1990-х гг., и к модернизационным процессам, начавшимся в 2012 г. | |
|
Ключевые слова: модернизация, модернизация образования, менталитет, ментальность, национальный характер, менталитет образования, ментальность педагога. |
|
| С. 5–12 |
![]() |
Особенности организации мониторингов учебных достижений в странах мира: национальная оценка прогресса в образовании в США |
| Вальдман И.А. | |
| В статье на примере американской программы национальной оценки прогресса в образовании NAEP рассматриваются цели национального мониторинга, группы пользователей результатов мониторинга, стратегия распространения информации, формы информирования, информационные продукты и их характеристики. | |
| Ключевые слова: мониторинг учебных достижений, национальная оценка, оценка качества образования, тестирование, уровни достижений, учебные достижения, представление результатов оценки, стратегия распространения информации | |
| С. 13–34 |
![]() |
Развитие системы высшего образования Германии |
| Неборский Е.В. | |
| В статье раскрывается история развития системы высшего образования в Германии, прослеживаются основные этапы развития системы высшего образования от начала становления до наших дней. | |
| Ключевые слова: система высшего образования Германии, университеты, история образования, реформа Гумбольдта, Болонский процесс | |
| С. 35–39 |
| ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
![]() |
Cемья и школа: партнерство или противостояние? |
| Дементьева И.Ф. | |
| Российские реформы последних десятилетий изменили характер отношений семьи и школы как двух равнозначных институтов воспитания. Парадигма изменений прослеживается в результатах социологического исследования, проведенного с участием автора. | |
| Ключевые слова: семейное воспитание, педагогическая поддержка, воспитательные роли, воспитательная компетентность. | |
| С. 40–48 | |
![]() |
Основы проектирования воспитательного потенциала школьного социально-гуманитарного образования |
| Вяземский Е.Е., Синельников И.Ю. | |
| В статье рассматриваются основные идеи, цели и перспективные направления проектирования воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования, раскрывается актуальность ценностно и воспитательно ориентированного школьного образования. Вопросы реализации школьного социально-гуманитарного образования проанализированы в контексте приоритетов государственной образовательной политики. Обосновано выделение трех ключевых этапов генезиса государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи в постсоветской России, показаны возможности и риски реализации воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования, способы минимизации этих рисков. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы, реализуемой Институтом содержания и методов обучения Российской академии образования (тема 13. Методология реализации воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования в современном социуме). | |
| Ключевые слова: воспитание, воспитательный потенциал, социально-гуманитарное образование, гражданственность, межпредметные связи, внеучебная работа. | |
| С. 49–65 |
![]() |
Идеи индивидуализации обучения Торстена Хюсена |
| Аксенова Е.А. | |
| В статье рассматривается педагогическая деятельность Торстена Хюсена, крупного ученого, исследователя международных проблем образования, преподавателя Стокгольмского университета, родоначальника идеи «возобновляемого образования». Характеризуются его идеи индивидуализации обучения, стимулирования ученика к самостоятельности, активности в процессе обучения. | |
| Ключевые слова: Т. Хюсен, индивидуализация обучения, самостоятельность, активность, творчество в процессе обучения, методы стимулирования к учебе, внешняя и внутренняя мотивация к учению. | |
| С. 66–73 |
|
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ |
![]() |
Правовые проблемы воспроизведения авторских текстов в учебной литературе |
| Данилина Е.А. | |
| В статье изложено современное состояние науки об авторском праве в отношении свободного воспроизведения авторских произведений в учебных целях. Дан обзор изменений по этой теме, вносимых законом от 12.03.2014 № 35-ФЗ, проведено краткое сравнение с опытом некоторых зарубежных стран. | |
| Ключевые слова: право, авторское право, воспроизведение авторского текста в учебных целях. | |
| С. 74–79 | |
![]() |
Перспективы развития экономической составляющей предмета «окружающий мир» в начальной школе |
| Корнеева О.С. | |
| В работе представлены результаты исследования современного состояния и перспектив развития экономической составляющей естественно-научных дисциплин в начальной школе. Проанализирована экономическая составляющая предмета «Окружающий мир» как основного источника естественно-научных и обществоведческих знаний в начальной школе. Определены перспективы формирования экономической составляющей на основе аксиологического подхода: формирование содержания экономического образования в свете современных тенденций становления инновационной экономики, интеграция экономических и экологических знаний, формирование представлений о взаимообусловленности деятельности человека и изменений в природе, усиление аксиологического аспекта экономического образования, ознакомление с российским культурно-историческим опытом хозяйствования. | |
| Ключевые слова: экономическое образование, начальная школа, «Окружающий мир». | |
| С. 80–94 | |
![]() |
Воспитательные потенциал освоения российского культурного опыта хозяйственной деятельности в школьном экономическом образовании |
| Романова М.Ю. | |
| В статье раскрывается роль экономического образования сохранения и передачи культурного опыта осуществления экономических отношений с учётом российской национальной культурной парадигмы. | |
| Ключевые слова: воспитание, гуманизация, культура, культуросообразное содержание, национальная экономика, экономическое образование, хозяйственная деятельность, экономический кризис. | |
| С. 95–104 | |
![]() |
Особенности организации инклюзивного образования в России и за рубежом (компаративистское исследование) |
| Шевелева Д.Е. | |
| В статье раскрываются социальные предпосылки и правовые основы инклюзивного образования, описаны организационные формы, обеспечивающие интеграцию в массовую школу детей с различными отклонениями в психофизическом развитии. Проведен сравнительный анализ подходов к обучению и сопровождению учащихся в условиях инклюзии в России и за рубежом. | |
| Ключевые слова:инклюзивное образование, дети с ОВЗ, принцип нормализации, формы обучения, индивидуализация обучения, программы обучения, индивидуальные планы, сопровождение, взаимодействие учащихся. | |
| С. 105–115 | |
![]() |
Мотив аффилиации как основной фактор формирования сплочённости молодёжных групп |
| Норкулова Н.Т. | |
| В работе представлены данные по изучению и измерению мотива аффилиации среди молодёжных групп, а также влияние его развития на социализацию учащихся в условиях образовательного процесса высшей школы. Обоснована необходимость развивать данную мотивацию как один из факторов формирования морального облика, духовных ценностей в целом. | |
| Ключевые слова: мотив аффилиации, стремление к принятию, страх отвержения, коммуникативная компетентность, моральный облик, социальные ценности. | |
| С. 116–127 |
| ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
![]() |
Особенности психолого-педагогического сопровождения школьников в условиях интегрированного обучения |
| Григорьева М.Ю. | |
| В статье представлены особенности психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения. Рассматривается роль школьного психолога в проектировании и организации психолого-педагогического сопровождения детей и взрослых. Формулируются основные направления психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной компетентности педагога. Рассмотрены основные условия эффективности программ психолого-педагогического сопровождения. | |
| Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, подростки, психолог, педагог, родители, адаптация, интегрированное обучение, комплексный подход, психологические условия, компетентность. | |
| С. 128–137 | |
![]() |
Инновационные методики преподавания химии в рамках компетентностного подхода |
| Гулай О.И. | |
| В статье анализируются результаты применения компетентностного подхода в системе высшего образования. Рассмотрена роль химии как дисциплины фундаментальной подготовки в формировании ключевых и профессиональных компетентностей будущих инженеров-строителей. Приведены примеры применения интерактивных методик преподавания в рамках лекций, лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов. | |
| Ключевые слова: ключевые компетенции, профессиональная компетентность, интерактивные методики, химия. | |
| С. 138–151 | |
![]() |
Школьная библиотека в системе современного образования |
| Фатеева Р.И. | |
| В статье раскрываются процессы реформирования школьных библиотек в России в соответствии с требованиями ФГОС, направленными на информатизацию образования. Характеризуется должность педагога-библиотекаря, которая предполагает появление новых направлений деятельности и влечет изменения в содержании работы библиотеки. | |
| Ключевые слова: школьная библиотека, педагог-библиотекарь, информационные ресурсы. | |
| С. 152–159 | |
![]() |
Детская библиотека и образование: грани взаимодействия |
| Куликова Е.В. | |
| В статье рассмотрены цели взаимодействия учреждений образования и культуры, а также особенности детских библиотек, которые позволяют наладить наиболее эффективную работу по просвещению подрастающего поколения. | |
| Ключевые слова: детская библиотека, образование, просвещение. | |
| С. 160–164 | |
| НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ |
![]() |
Форум по непрерывному образованию в Астане |
| Ломакина Т.Ю. | |
| 10–11 октября 2014 г. в г. Астане (Республика Казахстан) в многофункциональном зале «SILKWAY» прошел второй этап XII Международной конференции «Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития». Внастоящейстатьеданобзорэтогомероприятия. | |
| С. 165–169 | |
|
РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГАМИ |
![]() |
Феномен Тарковского в культуре ХХI в. |
| Ланин Б.А. | |
| В статье представлены различные подходы к творчеству Андрея Тарковского. В ХХI в. значимость его кинематографических открытий становится всё более очевидной. Совместная деятельность с Тарковским по-разному повлияла на жизнь работавших с ним кинематографистов. В работе рассматриваются разные аспекты культурного наследия Тарковского. | |
| Ключевые слова: кинематограф, жанр, кадр, антиутопия, актер, Тарковский. | |
| С. 170–176 | |
| В МИРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ |
![]() |
Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4(19) 2014 |
| С. 177 | |
www.pmedu.ru
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2016 № 6

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
| Философские науки 09.00.00 |
| Философия образования |
![]() |
ИГРА И СТАТУС ДЕТСТВА |
| Ретюнских Л. Т. | |
|
Аннотация. Статья посвящена анализу зависимости места и роли игры в культуре от социального статуса детства, точнее, его изменения при переходе от традиционного общества к современному. Показывается, что игра обретает самостоятельное место в культуре вместе с признанием самоценности детства. |
|
| Ключевые слова:
игра, детство, традиционное общество, современное общество. |
|
|
С. 9-18 |
![]() |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ТИПА И ОТНОШЕНИЕ К ИСТИНЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ОБРАЗОВАНИИ |
| Карпов А. О. | |
|
Аннотация. Статья рассматривает отношение к истине в качестве важнейшего показателя образовательных трансформаций, а формирование данного отношения – в качестве особой задачи исследовательского образования и воспитания. Результатом же воспитания в исследовательском образовании является формирование исследовательского поведения научного типа. |
|
| Ключевые слова:
исследовательское поведение научного типа, исследовательское образование, отношение к истине. |
|
| С. 19-24 |
![]() |
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ |
| Баксанский О. Е., Коржуев А. В. | |
|
Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотрения научной революции в физике XVII столетия в контексте идей, выдвинутых и обоснованных в книге Т. Куна «Структура научных революций». Основное внимание сфокусировано на процессе создания механики Ньютона как антипода механики Аристотеля и системы мира Птолемея. Иллюстрируются такие тезисы Т. Куна, как «смена парадигмы и аномалия», «длительность смены парадигм», «конструктивность научного кризиса», «открытия типа theory indused». Анализируются философские взгляды Галилея, Коперника, Ньютона как методологическая система.
|
|
| Ключевые слова:
кризис аристотелевской парадигмы в физике, научная революция, методологическая рефлексия кризисов естествознания, научная парадигма, парадигмальные сдвиги в естествознании, смена парадигмы и аномалии. |
|
| С. 25-37 |
| Психологические науки 19.00.00 |
| Психологическая антропология |
![]() |
ГОРОД КАК ДРУГОЙ: ОДУШЕВЛЕНИЕ ГОРОДА В СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ МИФОЛОГИИ (психоаналитический аспект) |
|
Малая Е. К. |
|
|
Аннотация. Статья посвящена современным мифологическим представлениям, рассмотренным в оптике психоанализа. Автор работает с самостоятельно собранным материалом: с корпусом интервью, посвященных одушевлению и персонификации города. В результате применения к текстам приемов психоанализа доказывается сходство мифологического образа города с понятием Большого Другого в терминах Ж. Лакана и С. Жижека. Город предстает как инородное пространство, обладающее властью над сферой желаний человека, связанное с бессознательными интенциями и выражающее себя через определенную знаковую систему. Статья обращается также к литературному и кинематографическому материалу. |
|
| Ключевые слова:
психологическая антропология, психоанализ, мифологические представления. |
|
|
С.38-51 |
| Педагогическая психология |
![]() |
РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА |
|
Ткаченко Н. В. |
|
|
Аннотация. В статье дается определение поликультурной личности и рассматривается ее трехкомпонентная структура: когнитивная, аффективная и поведенческая. Вводится динамический аспект развития поликультурной личности. Особое внимание уделено чувственному Я в контексте развития поликультурной личности. |
|
| Ключевые слова:
поликультурная личность, чувственное Я, развитие поликультурной личности, психологическое сопровождение поликультурного образования. |
|
|
С.52-63 |
| Спортивная психология |
![]() |
К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАКТИКАХ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ |
|
Сафошин А. В., Стрелков В. И., Агафонова В. О. |
|
|
Аннотация. В статье рассмотрены практики восточных единоборств как особый вид деятельности, формирующей социально одобряемый тип личности. Проанализированы и обобщены результаты философских, педагогических, психологических и социологических исследований в сфере изучения особенностей личности практикующих восточные единоборства. Представлены сравнительные характеристики западного и славянского менталитета и их особенности, которые открывают феноменологию отечественной ментальности с точки зрения децентрации концепция воли. Описываются методики развития личности средствами восточных единоборств с точки зрения восточных технологий, где Учитель априори считается носителем истины, переливающим свои познания в ученика, западных – учитель представлен в качестве инструктора, отвечающего за уровень мастерства воспитанника, и отечественных – учитель помогает найти смысл осуществляемой деятельности в зазоре между врожденным и приобретенным. |
|
| Ключевые слова:
восточные единоборства, личностные качества, ценностные ориентации. |
|
|
С. 64-71 |
| Педагогические науки 13.00.00 |
| Модернизация образования |
![]() |
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА В МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ |
|
Писарева Л. И. |
|
|
Аннотация. В статье определены роль и значение начального звена обучения детей в системе дошкольного, школьного и последующего образования, проведен анализ позитивных и негативных факторов влияния на его качество, методику оценивания достижений, на выбор критериев определения готовности дошкольника учиться в начальной школе. Данные приведены из материалов, относящихся к различным европейским странам. |
|
|
Ключевые слова: образование, функция подготовки к школе, предшкольная ступень, школьная зрелость, начальная школа, методы оценки достижений. |
|
| С. 72-87 |
| История образования и педагогики |
![]() |
ДИНАМИКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СССР (1930–1950-е гг.) |
|
Милованов К. Ю. |
|
|
Аннотация. В статье рассматривается опыт реформирования образования в СССР в 1930–1950-е гг., анализируются приоритеты и стратегии государственной образовательной политики. |
|
| Ключевые слова:
СССР, государственная образовательная политика в 1930–1950-е гг., стратегия, реформа образования, принципы образовательной политики, модернизация образования, советская система образования. |
|
|
С. 88-99 |
![]() |
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВЕТСКИЙ ВАРИАНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА |
|
Козлова Г. Н., Овчинников А. В. |
|
|
Аннотация. Представлен исторический опыт взаимоотношений власти и общества в процессе модернизации общего образования в СССР. Показаны потенциальные возможности советского общего образования в социальном реформаторстве, раскрыт его реальный вклад в развитие советского общества. |
|
|
Ключевые слова: фундаментальные проблемы советского общего образования, государственная власть и общество, модель исторического развития советского общества, модернизация. |
|
|
С. 100-110 |
![]() |
МОСКОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДНИ СУРОВЫХ ИСПЫТАНИЙ (к 75-летию Московской битвы) |
|
Половецкий С. Д. |
|
|
Аннотация. В статье освещается деятельность органов государственной власти, образовательных организаций, педагогов и учащихся в период сражения под Москвой (сентябрь 1941 – апрель 1942). Приводятся различные статистические данные, примеры героизма, стойкости и самопожертвования, проявленные москвичами в период Московской битвы. В статье использованы многочисленные архивные источники, воспоминания участников тех героических событий. |
|
| Ключевые слова:
Великая Отечественная война, Московская битва, образование, фронт, работа в тылу, героизм москвичей. |
|
|
С. 111-117 |
| Новые исследования в образовании |
![]() |
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ |
|
Брейтигам Э.К., Каракозов С. Д., Рыжова Н. И. |
|
|
Аннотация. В статье авторы определяют и представляют перспективные направления для достижения целостности при обучении математике. При этом особое внимание авторы считают необходимым уделять при организации обучения математике двум основным направлениям: первое – это учет в содержании обучения «ядра» математического образования, и второе – исследование и установление метафункций учебного предмета на основе единой системы универсальных учебных действий в школе и компетенций – в вузе, которые конкретизируются в образовательном процессе. |
|
| Ключевые слова:
образовательный процесс, достижение целостности при обучении математике, содержание обучения математике, «ядро» математического образования, метафункции учебного предмета, система универсальных учебных действий. |
|
|
С. 118-124 |
![]() |
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ МЕТОДОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ КОМПАРАТИВИСТИКИ |
|
Самойлова Е. А. |
|
|
Аннотация. В статье рассматривается проблема необходимости и возможности внедрения основ методологии современной компаративистики в практику преподавания литературы в школе. |
|
| Ключевые слова:
филология, компаративистика, сравнительное литературоведение, методология, методика, ФГОС, исследовательская деятельность. |
|
|
С. 125-132 |
| Инновационные технологии в образовании |
![]() |
ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ |
|
Мельникова А. А., Нуттунен Е. А. |
|
|
Аннотация. Определяя причины актуальности формирования патриотической культуры у школьников, авторы связывают ее с ценностными трансформациями, в результате которых значимым становится поиск консолидирующего фундамента, выступающего объединяющим началом для всех поколений россиян. Таким фундаментом является патриотическая культура. Так как сущностная составляющая процесса самоидентификации личности приходится на школьный период, то актуальным также является более развернутое планирование тех педагогических воздействий, в которые в это время включен ребенок. Исторические знания выступают опорой для формирования патриотических чувств, но поскольку значимым является не просто знание исторических дат и событий, а эмоциональное отношение к ним, то наиболее продуктивно такое отношение формируется не на школьном уроке, а в историко-литературном музее, где на первое место выходит именно эмоционально-личностное восприятие исторических фактов. |
|
| Ключевые слова:
патриотическая культура, патриотизм; трансформация ценностей, патриотизм младших школьников, задачи музейного образования, история как основа патриотизма. |
|
| С. 133-140 |
| Слово молодым ученым |
![]() |
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗ РЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ |
|
Горынина М. А. |
|
|
Аннотация. В статье проведен анализ литературы по вопросам возрастной психологии, выявлены основные особенности старшего школьного возраста. Выявлены основные методы формирования научного мировоззрения у учащихся старшего школьного возраста. |
|
| Ключевые слова:
научное мировоззрение, старшеклассник, мышление, эвристический метод, анализ, синтез, метод научной абстракции. |
|
|
С. 141-146 |
| Научная жизнь |
![]() |
РАССУЖДАЛИ В ДЕСЯТЫЙ РАЗ (О 10-м МЕЖДУНАРОДНОМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ СЕМИНАРЕ «МОДЕЛИ РАССУЖДЕНИЙ») |
|
Грифцова И. Н. |
|
|
Аннотация. Представлен обзор проблематики прошедшего в октябре 2016 г. в г. Светлогорске Калининградской области Международного научно-исследовательского семинара «Модели рассуждения-10: Логика и философия», а также конкурса для школьников «Логика. Мышление. Творчество», организованных философами Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Показано, что семинар, который проводится уже в десятый раз, является важным событием научной жизни российского философского сообщества. Его тематика уникальна: проблемы рациональности, аргументации, коммуникации во всех аспектах, в том числе прикладных. Помимо разработки собственно научной проблематики, семинар выполняет и важную коммуникативную функцию, способствуя укреплению связей гуманитариев, занимающихся данными проблемами. Конкурс по логике для школьников также представляется крайне интересным мероприятием, он направлен на решение тако важной проблемы, как повышение уровня рациональности, формирование культуры мышления как необходимой составляющей общей культуры личности. |
|
| Ключевые слова:
модели рассуждения, научный семинар, рациональность, аргументация, коммуникация, логика для детей. |
|
| С. 147-152 |
www.pmedu.ru
2015 № 1
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
| МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ |
![]() |
Сравнительный анализ опыта использования результатов национальных мониторингов учебных достижений в Австралии, США и Чили |
| Вальдман И.А. | |
| В статье на примере программ национальной оценки Австралии, США и Чили рассматриваются ключевые вопросы, связанные с использованием результатов оценки учебных достижений школьников при проведении национальных мониторингов качества образования. Обсуждаются особенности использования результатов в каждой из стран, включая интерпретацию и представление данных оценки для различных групп пользователей. | |
| Ключевые слова: мониторинг учебных достижений, национальная оценка, оценка качества образования, тестирование, использование результатов оценки. | |
| С. 5–28 |
![]() |
Непрерывное образование в Германии: основы создания и проблемы развития |
| Писарева Л.И. | |
| Глобальные социально-экономические и культурологические изменения, повышение требований к образованию и профессиональной подготовке национальных кадров явились основанием для разработки международным сообществом европейской программы «Образование на протяжении всей жизни». В настоящей статье рассмотрена ее реализация в Германии. Внедрение непрерывного образования в этой стране было связано с преодолением более сложных проблем, по сравнению с другими странами Европы, что было обусловлено особенностями ее исторического развития. | |
| Ключевые слова: система образования, проблемы развития, непрерывное образование, национальные особенности, преобразования. | |
| С. 29–40 | |
| ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
|
Культура и цивилизация с позиции модели логики |
| Бутов А.Ю. | |
| В статье анализируется взаимосвязь характера цивилизации и института образования и воспитания в зависимости от реализации индуктивного и дедуктивного подходов. В ходе анализа периода античности прослеживается процесс становления образования на основе принципа, метода индукции и формальной логики и его общемировоззренческий смысл и значение. Процесс развития культуры до цивилизации предполагает переход от доминанты дедуктивного подхода в отношении мировоззрения к реализации индукции. | |
| Ключевые слова: логика, мировоззрение, образование, античность, ценности, культура, личность, развитие, эволюция, цивилизация. | |
| С. 41–63 | |
| ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ |
![]() |
Ценностные основы педагогики Иммануила Канта |
| Аксёнова Э.А. | |
| В статье рассматриваются педагогическая теория и практика И. Канта, его фундаментальные мысли о воспитании и обучении. Особое внимание уделено воспитанию в теории И. Канта как наиболее "трудному человеческому изобретению", главной функцией которого является воспитание "гражданина мира", высоконравственной личности, у которой будут исключительно добрые цели и установки, рациональное чувство ответственности, способствующее совершенству человека. | |
| Ключевые слова: И. Кант, ценностные основы педагогики, идея усовершенствования личности, искусство воспитания, нравственная зрелость, свобода личности, просвещенный разум, сократовский метод обучения, самостоятельность мышления, просвещенный всеобщий разум. | |
| С. 64–73 | |
![]() |
Первая попытка реформы математического образования (1937) и современность |
| Костенко И.П. | |
| В статье приводятся выдержки из стенограммы обсуждения учителями и методистами проекта «научной» программы по математике, состоявшегося 09.05.1937. Выделены критические аргументы учителей. Сделан вывод о том, что основным препятствием для успешной модернизации содержания образования в современной России является сохранение в обучении реформаторских принципов «научности», которые противоречат педагогическим принципам понятности и эффективности обучения, что выявили учителя ещё в 1937 г. | |
| Ключевые слова: программы, профессор, учитель, перегруженность, недоступность, абстрактность. | |
| С. 74–81 | |
![]() |
Тенденции развития отечественного образования (20–70-е годы XX века) |
| Уман А.И. | |
| В статье рассматривается история развития отечественного образования от ликвидации неграмотности до достижения наиболее высокого уровня образованности людей. Показаны периоды отрыва школы от жизни и связи школы с жизнью, а также особенности периодов введения в стране всеобщего начального, семилетнего и восьмилетнего образования, перехода ко всеобщему среднему образованию. Проанализированы последствия введения дидактического принципа связи обучения с жизнью для развития отечественной школы. Выделены актуальные проблемы дидактики в этот период. | |
| Ключевые слова: образованность, всеобщее семилетнее образование, всеобщее восьмилетнее образование, всеобщее среднее образование, профессиональная ориентация, предметная структура учебного плана, межпредметные связи, научная картина мира, принцип связи обучения с жизнью. | |
| С. 82–88 |
| НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ |
![]() |
Преемственность формирования экономических представлений в начальной и основной школе |
| Корнеева О.С. | |
| В работе представлены результаты исследования преемственности начальной и основной школы. Оценка состояния преемственности дана на основе критериев эффективности, разработанными в соответствии с элементам методической системы: по содержанию, по формам организации обучения, по возможностям использования средств обучения, а также по динамике формирования универсальных учебных действий в начальной и основной школах. | |
| Ключевые слова: экономические представления, экономическая составляющая, преемственность, окружающий мир, обществознание. | |
| С. 89–105 | |
| ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
![]() |
Реализация экологических идей в курсе «Обществознание» (модуль «Духовно-нравственная культура») |
| Коростелева А.А. | |
| Статья посвящена реализации экологических идей в отечественной педагогике. Актуальным представляется их включение в курс «Обществознание». В качестве примера рассмотрена реализация экологических идей в современной европейской педагогике (Германия, Франция, Финляндия). | |
| Ключевые слова: аутэкология, культура, лесные школы, педагогика окружающей среды, синэкология, экология, экологическая педагогика, эстетика, этика. | |
| С. 106–115 |
| В МИРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ |
![]() |
Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика» № 6(21) 2014 |
| С. 116–117 |
www.pmedu.ru



