Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися. Журнал проведения экскурсий
Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися.
Утверждено Постановление Министерства
образования Республики Беларусь 0з.12.2002 г.№50
Глава 1
Общие положения
Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися (далее – Инструкция) определяет порядок проведения туристских походов и экскурсий с учащимися на территории Беларуси и за её пределами, которые организуют учреждения образования.
Туристский поход (далее – поход) – это прохождение группы учащихся по определённому маршруту активным способом передвижения (пешеходный, лыжный. водный, велосипедный, комбинированный) с познавательными и учебными целями, а так же с целью воспитания.
Экскурсия – это посещение одного или нескольких достопримечательных мест в учебно-познавательных и воспитательных целях.
Глава 2 Обязанности учреждений образования, которые проводят походы, экскурсии.
Администрация учреждения образования, проводящего поход, экскурсию, обязана оказать содействие руководителям групп в их организации и проведении. Финансирование походов и экскурсий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь и других организаций, которые проводят эти мероприятия в соответствии с утверждёнными планами.
Администрация учреждения образования, проводящего поход, экскурсию, назначает приказом руководителя похода, экскурсии, заместителя руководителя. С согласия руководителя похода, экскурсии может быть назначен вместо заместителя руководителя похода из числа учащихся.
Администрация учреждения образования, проводящего поход, экскурсию, обязана провести целевой инструктаж с руководителем похода, экскурсии, его заместителе (помощником) в соответствии с приложением 1, обратив особое внимание: на порядок проведения мероприятия исходя из особенностей и местных условий; на соблюдение мер безопасности при перевозке участников автомобильным и другими видами транспорта; на организацию купания участников похода (если оно планируется) согласно приложению 2. Записи о проведении инструктажа производятся в соответствующих журналах.
Администрация учреждения образования, проводящего поход, экскурсию, издаёт приказ об их проведении и выдаёт руководителю похода, экскурсии маршрутный лист, оформленный согласно приложению 4.
Глава 3 Требования к руководителям, заместителям (помощникам) руководителей и участникам походов, экскурсий
Группы для проведения походов, экскурсий формируются из учащихся, объединённых на добровольных началах общими интересами на основе совместителей учёбы, занятий в кружках и секциях, трудовой деятельности, места жительства, обладающих необходимым опытом и осуществляющих подготовку запланированного похода, экскурсии.
Руководитель похода, экскурсии должен быть педагогический работник учреждения образования, проходящего поход, экскурсию, имеющий опыт участия в многодневных походах (для походов) и опыт участия в экскурсиях (для экскурсий).
Заместитель руководителя похода, экскурсии назначается из числа педагогических работников или родителей участников похода. Помощником руководителя похода, экскурсии может быть учащийся старших классов, имеющий опыт участия в многодневных походах, экскурсиях и пользующийся авторитетом у участников похода, экскурсии.
Количество учащихся в экскурсионной группе должно определяться туристско-экскурсионной организацией, проводящей экскурсию, администрацией учреждения образования и руководителем экскурсии.
Количество учащихся при проведении походов в группе должно быть не менее шести. Максимальное количество учащихся в группе определяется администрацией учреждения образования с учётом мнения руководителя похода и с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся.
Минимальный возраст участников походов и экскурсий – шесть лет.
studfiles.net
О нормах экскурсионной нагрузки, Письмо Минкультуры России от 06 мая 1993 года №01-132/16-25
О нормах экскурсионной нагрузки
Министерство культуры Российской Федерации считает, что повышению роли музеев в культурной жизни и развитию новых форм научно-просветительской работы препятствует существующая система регламентации, т.е. определения из центра единых для всех музеев страны норм экскурсионной, лекционной и массовой работы, без учета особенностей научной, региональной специфики и прочее.В связи с вышеизложенным, Министерство культуры Российской Федерации предоставляет директорам музеев право самостоятельно устанавливать сотрудникам годовые нормы по всем видам научно-просветительной работы, с обязательным их утверждением в приказах по музею. Для расчета оплаты внештатным экскурсоводам и штатным экскурсоводам на сдельной заработной плате за основу рекомендуется брать среднемесячный суммарный показатель экскурсионной работы 101,6 академических часа.Министерство культуры Российской Федерации рекомендует при установлении норм экскурсионной и лекционной работы за единицу расчета принимать 45 минут - один академический (экскурсионный, лекционный) час.Годовые нормы экскурсионной и лекционной деятельности рекомендуется определять из расчета 11 месяцев. Сотрудникам музеев, получающим в соответствии с существующим законодательством дополнительный отпуск, имеющим сокращенный рабочий день или освобождение от работы по болезни сроком свыше месяца, годовая норма соответственно уменьшается и учитывается из фактически проработанного времени.Месячные нормы экскурсионной деятельности рекомендуется определять делением установленной нормы на 11 (месяцев).В пределах годовых норм приказом директора для сотрудников музея рекомендуется определять количество экскурсионных часов на месяц, квартал. Исходя из производственной необходимости количество экскурсионных часов в отдельные месяцы может быть увеличено, уменьшено или снято при условии сохранения и обязательного выполнения годовой нормы проведения экскурсий для каждой категории сотрудников (или замены другими формами платных услуг).Годовые нормы лекционной деятельности включают только лекции с демонстрацией музейных материалов, а также с использованием аудиовизуальных средств, прочитанные в музее и вне его по путевкам музея и зафиксированные в журнале учета лекций.В журнале учета выполнения норм экскурсионной, лекционной и научно-просветительской работы фиксируется продолжительность экскурсии, утвержденная методической документацией. При учете научно-просветительской работы фиксируются только те мероприятия, которые проводятся по разработанным и утвержденным документациям (развернутые планы, сценарии и др. методические документы).Освобождение от экскурсионной, лекционной работы допускается в исключительных случаях и оформляется приказом директора музея.В случае временного закрытия музея (ремонт, реэкспозиция и пр.) дирекции рекомендуется определить скоординированный план лекционной работы, а также других форм научно-просветительской работы, проводимой вне музея.Министерство культуры Российской Федерации просит настоящий документ довести до сведения музеев Российской Федерации.
Приложение N 1. Ориентировочные годовые нормы экскурсионной и лекционной деятельности для музеев, имеющих отделы научной пропаганды (научно-просветительной работы)
Приложение N 1к письмуМинистерства культуры РФот 6 мая 1993 года N 01-132/16-25
Наименование должности | Годовые нормы | Ориентировочные | |
экскурсионных часов | месячные нормы | годовые нормы лекционных часов | |
Экскурсовод, лектор-экскурсовод* | 101,6 (в месяц) | 72 | 11-33 |
Старший, младший научный сотрудник отдела научной пропаганды (научно-просветительской работы) | 520-800 | 60 | 11-33 |
Старший методист, методист | 132-220 | 16 | 11-33 |
Заведующий филиалом музея, музеем (на правах отдела) | |||
Заведующий выставочным залом | 66-110 | 8 | 6-10 |
Заведующий передвижной выставкой, передвижным музеем | 90-130 | 10 | 11-33 |
Заведующий экспозиционным, экскурсионным отделами, отделом научной пропаганды (научно- просветительской работы) | 66-100 | 8 | 6-10 |
Заведующий сектором | 90-130 | 10 | 9-13 |
Старший, младший научный сотрудник экспозиционного отдела | 132-220 | 16 | 11-33 |
Старший, младший научный сотрудник отдела фондов | 33-55 | 4 | 4-8 |
_______________* Нормы установлены для экскурсоводов и лекторов-экскурсоводов, состоящих в штате музея.
Приложение N 2. Ориентировочные годовые нормы экскурсионной и лекционной деятельности для работников музеев, отделов научной пропаганды и штатных экскурсоводов
Приложение N 2к письмуМинистерства культуры РФот 6 мая 1993 года N 01-132/16-25
Наименование должности | Годовые нормы | Ориентировочные | |
экскурсионных часов | месячные нормы | годовые нормы лекционных часов | |
Заведующий отделом | 66-100 | 8 | 11-33 |
Заведующий сектором | 90-130 | 10 | 11-33 |
Младший, старший научный сотрудник | 220-440 | 30 | 11-33 |
Младший, старший научный сотрудник, осуществляющий учет и хранение фондов | 4 | 4-8 | |
Электронный текст документаподготовлен АО "Кодекс" и сверен по:файл-рассылка
docs.cntd.ru
О подготовке к проведению уроков-экскурсий в обучении истории
Задачей каждого учителя можно считать интересную подачу материала, для того, чтобы приобщить детей к исторической науке. Метод экскурсии позволяет педагогам — практикам проделать очный или заочный путь к познанию нового, незнакомого для школьников. Но урок-экскурсия, являясь нетрадиционным типом урока, может быть некачественно реализованным, так как для этого типа урока от учителя требуется хорошая методическая база. После анализа литературы ведущих методистов, необходимо правильно спланировать свой урок, и уже после, проводить его.
Ключевые слова: урок; история; методика; экскурсия; учитель; экскурсоведение.
The Objective of each teacher can be considered an interesting presentation of the material in order to introduce children to historical science. Tours method allows practitioners to do full-time or part-time path to new knowledge, unfamiliar to students. But the lesson — excursion, being a non-traditional type of lesson can be poorly implemented, since this type of lesson the teacher should show a good methodological framework. Аfter analysis of the literature leading methodologists, you need to plan your lesson, and after, to hold it.
Keywords: lesson; history; technique; tour, teacher; management of excursion services.
Реализации обучающих, развивающих и воспитательных задач обучения истории в средней школе способствует использование в образовательном процессе форм урока, которые предусматривают организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Цель настоящей статьи — раскрыть основные этапы методической подготовки учителя истории к проведению урока-экскурсии как активной формы обучения предмету. Задачей статьи является поэтапное обозначение к подготовке урока — экскурсии по истории в школе. Для написания статьи были использованы методы анализа методической литературы, а так же наблюдение за опытными педагогами на уроках-экскурсиях.
Под экскурсией понимается форма организации учебно-воспитательной работы с учащимися, которая позволяет организовать наблюдение и изучение разнообразных явлений и предметов в естественных условиях или в музеях [1, с. 722].
Педагогический экскурсионный процесс основан на дидактических принципах, которые определяют содержание, организацию и методику обучения экскурсантов. К числу этих принципов относят: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность [4, с. 10].
Главное преимущество уроков-экскурсий — «эффект присутствия» учащихся, которые видят памятники истории и культуры в естественном состоянии или грамотно оформленными в музейной экспозиции. Это способствует высокой степени познавательности урока — экскурсии, т. к. в его ходе затрагиваются чувственное восприятие и эмоциональная сфера учащихся. Сравнение традиционного урока и урока-экскурсии позволяет выделить ряд общих черт, например, оба урока ограничены во времени и проходят в определенном месте, здесь собран единый состав одного возраста учащихся, а так же традиционный и урок-экскурсия имеют свои задачи и цели. А главное их направление — единство цели и принципов обучения и воспитания. Кроме того, задачи, поставленные перед экскурсией, подчинены задачам, вытекающим из содержания учебной программы по предмету. И во время обычного урока, и на протяжении урока-экскурсии происходит познание учебного материала, причём познаёт один и тот же субъект — учащийся, усвоение материала идёт под руководством учителя. Вместе с тем, главная особенность урока-экскурсии — создание образов памятников истории и культуры.
Поскольку методический уровень проведения урока-экскурсии определяется степенью профессионализма учителя, проводимого урок, то в методической литературе выдвигаются следующие требования к его профессиональной подготовке: систематическое пополнение своих знаний; совершенствование экскурсионного мастерства; творческий подход к своему делу; поиск оптимальных способов достижения обучающих, развивающих и воспитательных задач урока-экскурсии [2,48]. Как показывает школьная практика, наиболее часто встречающимися недостатками урока-экскурсии являются:
1) лекционность — отрыв от показа объектов и увлечение рассказом;
2) фрагментарность раскрытия отдельных объектов без выявления их взаимосвязей;
3) несоблюдение логической и хронологической последовательности изучаемых событий.
Чтобы избежать этих недостатков, учителю необходимо владеть методикой подготовки и проведения урока-экскурсии. В его подготовке выделяется пять основных этапов:
- Выбор темы и определение цели. Каждая тема состоит из отдельных вопросов-подтем, которые необходимо раскрыть в ходе урока-экскурсии, поэтому его содержание требует соблюдения связи отдельных подтем между собой. Цель урока-экскурсии определяется обучающими, развивающими и воспитательными задачами, которые должны быть достигнуты в результате усвоения учащимися учебного материала. Методически грамотный выбор темы и цели урока-экскурсии особенно важен, т. к. они определяют круг источников, отбор объектов и методы его проведения.
- Отбор и изучение литературы, источников и объектов. На этом этапе необходимо составить библиографию источников по теме, при необходимости получить консультацию музейного работника или профессионального экскурсовода. Далее нужно выбрать и изучить необходимые объекты для показа, учитывая, что музейные экспозиции, как правило, созданы по хронологически-тематическому принципу. При отборе и изучении материалов можно пользоваться специальными карточками «Музей-урок». После этого можно приступать к созданию плана и текста урока-экскурсии [3,90].
- Работа над структурой и текстом. Изучаемый на уроке-экскурсии материал должен иметь свое начало, развитие и завершение, причем осмотренное в начале должно подготавливать восприятие последующего материала. Поэтому урок-экскурсия состоит из трех основных частей: вступления, основной части и заключения. Цель вступления — привлечь внимание учащихся и подготовить их к восприятию учебного материала. Считается, что по протяженности оно должно занимать 5-7 минут и быть целенаправленным, актуальным, интересным. Необходимо назвать тему и цель, сообщить основные вопросы и главные объекты, которые будут рассмотрены в ходе урока-экскурсии. Основная часть — главное содержание урока-экскурсии. При ее разработке необходимо уделять внимание внутренним связям между подтемами и логическим переходам от одной подтемы к другой. В заключении необходимо сделать нужные обобщения, сформулировать выводы и подвести итоги урока-экскурсии. Необходимо учитывать, что если время урока-экскурсии будет превышать время обычного урока, то его протяженность не должна быть более 1 часа для младших школьников и 1 часа 15 минут для старшеклассников.
- Работа над методикой проведения урока-экскурсии. От качества осуществления данного этапа зависит уровень познавательной деятельности учащихся, полнота усвоения исторического материала и глубина его осмысления. Выделяются следующие основные методы, применяемые в ходе урока-экскурсии: показ, рассказ, беседа. Как правило, они не применяются отдельно. Каждый из названных методов рассчитан на активное восприятие учащимися учебного материала. В зависимости от темы, цели, характера объектов урока-экскурсии, возраста и уровня знаний учащихся роль и взаимоотношение экскурсионных методов может изменяться.
Говоря о соотношении показа и рассказа, нужно отметить, что на уроке-экскурсии ведущим источником знаний является не только слово учителя, но и экскурсионный объект. Поэтому учитель должен стремиться связать зрительные впечатления учащихся с излагаемым материалом. Этому помогают использование мимики и жестов, которые могут дополнить слово учителя, а также расстановка учащихся полуовалом. При такой расстановке все экспонаты хорошо видны учащимся и учителю-экскурсоводу, причем в поле зрения последнего находятся и все ученики. Оправдывает себя опыт привлечения юных экскурсоводов к проведению урока-экскурсии, особенно при его проведении в школьном музее.
Среди наиболее используемых приемов рассказа выделяют описание — последовательное перечисление и изложение сведений об объекте; словесную характеристику — выяснение наиболее существенных сторон объекта, взятых в их внутренней связи; комментирование — словесное сопровождение сведений, указывающих на особенности происхождения какого-либо процесса. Кроме этого, в зависимости от темы, цели и характера объектов возможно использование словесной реконструкции, картинного описания, а также привлечение текстов исторических документов или художественной литературы для конкретизации или иллюстрации изучаемого материала [2,83].
Способ изложения учебного материала в ходе урока-экскурсии может быть как репродуктивным, когда учащимся-экскурсантам предлагается готовый материал или им предлагается воспроизвести в ее ходе уже известный им материал, либо проблемным, что ведет к применению беседы. Главная цель беседы — активизация познавательной деятельности учащихся, чтобы они не получали знания в готовом виде. Различают несколько ее видов. В ходе эвристической беседы учащиеся приходят к самостоятельному ответу в ходе мыслительных операций. В ее ходе может применяться как частично-поисковый способ проведения, при котором учащиеся сами ищут ответ, выделяют связи и отношения между объектами, не образуя целостной системы решения проблемы, так и исследовательский способ, когда под руководством учителя учащиеся сами извлекают знания и формулируют выводы в процессе восприятия учебного материала. Проверочная беседа представляет собой опрос, в ходе которого проверяются, уточняются и расширяются знания учащихся, а закрепляющая — вопросы по уже разобранному материалу.
Показ — один из ведущих методов, используемых на уроке-экскурсии. Эффективности его применения способствует придание ему целенаправленного характера и планомерное осуществление в соответствии с целью и планом урока-экскурсии. Он часто сочетается с анализом — процессом, предполагающим мысленное выделение наглядных существенных сторон объекта.
Различают три уровня показа. В ходе предварительного обзора происходит первичная ориентировка экскурсантов, когда они знакомятся с объектами, как включенными в обзор, так и с выпадающими из него. Он дает первые и обобщенные впечатления об объектах, что служит предпосылкой для последующего выделения нужных из них, и служит направленности экскурсантов на реализацию цели урока-экскурсии. Второй уровень показа — наблюдение. Под ним понимается направление внимания учащихся на нужные с точки зрения темы и цели объекты. Третьим же видом показа является собственно показ, сочетаемый с анализом, который включает в себя демонстрацию, зрительную реконструкцию посредством слова или демонстрации экспонатов, сравнение по сходству и различию, использование наглядных пособий. Четвертый экскурсионный метод — моторный — связан больше с путями и приемами перехода и осмотра экскурсионных объектов на пеших, автобусных и дальних экскурсиях, а потому, как правило, не используются при проведении уроков-экскурсий в музеях. При подготовке урока-экскурсии желательно продумывать познавательные задания для учащихся — как опережающие, так и для домашней работы по его итогам. Их использование способствует лучшему усвоению изученного материала, осознанию исторических закономерностей, выводов и обобщений, развитию творческого мышления. Разрабатывая такие задания, следует учитывать их связь с темой, степень посильности для учащихся в зависимости от уровня их подготовки [2;98].
Основным требованием к познавательным заданиям является их направленность на активизацию познавательной деятельности, развитие творческих способностей, учет выбора и желания самих учащихся. Примерами таких заданий могут быть следующие:
1) сфотографировать или зарисовать экспонат (объект) экскурсии;
2) выделить главное, общее и особенное;
3) сравнить явления или объекты;
4) применить ранее полученные знания или межпредметные связи, написать отчет (сочинение) об уроке-экскурсии.
- 3аключительный этап представляет собой работу над совершенствованием содержания и методов проведения урока — экскурсии по определённой теме. Учителем накапливается опыт его проведения, анализируется восприятие учащимися материала на различных этапах экскурсии, привлекается новый материал. Таково содержание пяти основных этапов работы учителя по подготовке к уроку-экскурсии и основные методические требования к его проведению.
Следовательно, подготовка к проведению урока-экскурсии требует от учителя знание специфики данного типа урока. Для уроков — экскурсий являются обязательными сосредоточенность внимания и единство переживания, способствующие углубленному восприятию разбираемого материала. Одной из задач учителя является дать учащимся установку на восприятие объектов, наблюдение определенных деталей и особенностей памятников. Установки могут быть направлены на запоминание событий, фактов, приводимых в рассказе экскурсовода. Не менее важны установки, стимулирующие мышление экскурсантов [3,29].
Создание и использование условий превращения получаемых знаний в убеждения — основа экскурсионного процесса. Выполнение требований психологии опирается на профессиональное использование методических приемов ведения уроков — экскурсий, выбранных с учетом тематики и особенностей состава группы экскурсантов-учеников. Эффективность урока-экскурсии в значительной мере зависит от того, насколько учитель владеет психологией, правильно понимает сущность психических процессов, от его умения использовать эти знания в руководстве деятельностью учеников (внимание, мышление, восприятие, понимание, запоминание и др.). При оценке эффективности уроков-экскурсий необходимо иметь в виду, что не только в целой параллели класса, но и в границах одного класса есть ученики по — разному воспринимают преподносимый им материал.
Литература:
- Педагогический словарь: в 2 т. / редкол. И. А. Каиров (гл. ред.) и др. М.: Изд-во АПН, 1960. Т. 2.
- Родин А. Ф. Экскурсионная работа по истории / А. Ф. Родин, Ю. Е. Соколовский. 2-е изд, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1974. 136 с.
- Савина, Н. В. Экскурсоведение: учеб. пособие / Н. В. Савина, З. М. Горбылева. — Мн.: БГЭУ, 2004. — 335 с.
- Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М.: Советский спорт, 2007. — 216 с.
moluch.ru
Экскурсионное дело
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ №1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ
ЛЕКЦИЯ № 2. ЭКСКУРСИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ
ЛЕКЦИЯ № 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ
ЛЕКЦИЯ № 4. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ
ЛЕКЦИЯ № 5. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ
ЛЕКЦИЯ № 6. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ
ЛЕЦИЯ № 7. СПЕЦИФИКА ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
ЛЕКЦИЯ № 8. СПЕЦИФИКА РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
ЛЕКЦИЯ № 9 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ
ЛЕКЦИЯ № 10 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЛЕКЦИЯ №1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ
Экскурсионное дело в России – одна из первых форм туристического обслуживания, одна из первых форм туристического бизнеса. Вместе с тем необходимо отметить, что в разные годы экскурсионное обслуживание населения выполняло различные задачи. Историю экскурсионного дела в России можно разделить на четыре основных этапа:
I) конец XVIII – начало XX вв. – возникновение и становление экскурсионного дела в России;
II) 20-е – 30-е гг. XX в. – становление экскурсионного дела в CCCР;
III) 50-е – 80-е гг. XX в. – развитие и совершенствование экскурсионного дела в СССР;
IV) конец XX – начало XXI вв. – развитие экскурсионного дела в Российской Федерации.
1.1. Развитие экскурсионного дела в конце XVIII - начале XX вв.
Экскурсионное дело в России берет свое начало с развития школьных экскурсий. Во второй половине XVIII в. передовые педагоги разрабатывали и реализовывали первые природоведческие экскурсии. В «Уставе народных училищ» 1786 г. и в «Школьном уставе» 1804 г. было рекомендовано устраивать экскурсии на природе, посещать мануфактуры, другие предприятия. В методике преподавания русского педагога XIX в. К.Д. Ушинского так же важную роль занимали природоведческие экскурсии. Передовые педагоги отдельных российских школ, частных гимназий, особенно коммерческих училищ во второй половине XIX в. начинают организовывать экскурсии-прогулки на природу и посещение предприятий.
Кроме школьных экскурсий, экскурсия как способ познания мира начинает привлекаться членами российских научных обществ. Во второй половине XIX в., в Петербурге, было создано «Общество любителей естествознания». Позднее оно возникло Москве, Казани, Екатеринбурге и других городах. Его члены изучали природные богатства окружающих территорий и проводили экскурсии для интересующихся природой края.
В Ялте в конце 80-х гг. XIX в. был организован «Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор». Кружок организовывал экспедиции, походы, путешествия и экскурсии, его деятельность привлекала значительное внимание любителей природы из других городов.
В конце XIX в. в крупных городах России стали создаваться художественно-промышленные выставки и музеи. Начинает формироваться методика музейной экскурсии. В 1872г. в Москве был открыт Политехнический музей. В 1882 г. открылась Всероссийская художественно-промышленная выставка. В музеях организовывались экскурсии для студентов и учащейся молодежи.
В 1899 г. в Петербурге, при Педагогическом обществе создается «Комиссия по организации общеобразовательных экскурсий», которая организовывала экскурсии для учащихся гимназий, коммерческих, реальных училищ, школ. В 1895 г. был организован Русский тур. клуб, ставший позднее Российским обществом туристов (РОТ). Общество так же организовывало путешествия по России и за границей, экскурсии по достопримечательностями русских городов, паломнические поездки.
В 1900 г. возникло «Русское горное общество». Русским горным обществом былпостроен на Кавказе первый отечественный горный приют, где организовывались экскурсии и путешествия. С 1902 по 1909 гг. в Пятигорске функционировало «Кавказское горное общество». Одним из направлений деятельности которого было проведение пешеходных и транспортных в окрестностях Пятигорска, Железноводска и Кисловодска.
В 1905 г. к «Крымскому горному клубу» присоединяется «Кавказский горный клуб», с этого времени он стал называться «Крымско-Кавказским горным клубом». Позднее клуб расширил географию маршрутов походов и экскурсий. Для чего было создано экскурсионное бюро, рекомендовавшее желающим маршруты экскурсий. Экскурсионное бюро «Крымско-Кавказского горного клуба» являлось одним из первых экскурсионных учреждений, имевшим четкие функции по организации экскурсий.
В 1907 г, при Российском обществе туристов создается комиссия «Образовательные экскурсии по России». Комиссия организовывала экскурсии по крупным городам, по природным достопримечательностям Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии.
В 1910 г. создается «Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий» - для учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа. Позднее там же создается «Центральная экскурсионная комиссия», организовывавшая экскурсии, разработавшая «Правила для экскурсантов», контролировавшая их выполнение. Подобные комиссии организуются и при других учебных округах России.
В начале XX в. Д. Н. Кайгородовым, В. В. Половцевым, Е. А. Звягинцевым и др. начинается разработка школьной экскурсионной методики. В 1910 г. вышла книга под редакцией Б. Е. Райкова и П. Н. Боча «Школьные экскурсии, их значение и организация». В этой монографии впервые были разработаны принципы школьной экскурсионной методики, дана система учебных экскурсий. В начале XX в. начинает издаваться периодические издания, изучавшие практику и теорию экскурсионного дела: «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант».
Т.о. первый период развития экскурсионной методики в России ознаменовался ее формированием, прежде всего как части педагогическо-воспитательного процесса. Вместе с тем уже на ранних этапах экскурсия становится частью формирующегося рынка туристических услуг. В этот период формируются первые научные методики организации экскурсионного процесса.
1.2. Развитие экскурсионного дела в 20-е – 30-е гг. XX в.
В советский период развитие экскурсионного дела происходит в русле общей просветительской политики Советского правительства. Созданный в ноябре 1917 г. Внешкольный отдел Наркомата просвещения наряду с другими методами обучения в системе внешкольного обучения взрослых начинает внедрять экскурсионный метод. Экскурсии решали новые цели и задачи, в первую очередь внедрение новой идеологии. Начинают создаваться новые учебные заведения по переподготовке учителей, открываются специальные учебные заведения по подготовке экскурсионных работников: Центральный музейно-экскурсионный институт (Москва), Экскурсионный институт (Петроград). Общество «Долой неграмотность» принимало участие в издании журнала «Спутник экскурсанта», выпускаемого Наркоматом просвещения. В приложениях к журналу давались рекомендации в помощь самообразованию, внешкольному образованию, включая сведения о тематике экскурсий.
Для идеологически верного развития экскурсионного дела в 1918 г. была создана «Опытно-показательная экскурсионная база» Наркомпроса, осуществлявшая руководство над экскурсионными учреждениями на местах. При губернских и уездных городах была организована сеть экскурсионных станций. В 1920 г. при Наркомпросе был создан «Главный политико-просветительный комитет» при котором был создан экскурсионно-выставочный отдел, в задачи которого входило руководство над развитием городских и музейных экскурсий.
В 1920 г. в центральных городах России были открыты инструкторские экскурсионные станции, которые готовили учителей к проведению и организации экскурсий для учащихся.
Экскурсионное дело на данном этапе тесно взаимодействовало с краеведческой работой. При «Центральном бюро краеведения» было открыто «Экскурсионно-справочное бюро», которое информировало о туристских и экскурсионных маршрутах, выпускало литературу в помощь экскурсантам.
В рассматриваемый период продолжает, развивается теория и методика экскурсионного дела.
В 20-е гг. выходит монография В.А. Герда «Экскурсионное дело», ставшая значительным вкладом в развитие теории и методики экскурсионного дела СССР. Автор впервые в отечественной науке дал определение экскурсии, изложил их классификацию. В Петрограде выходил научно-педагогический журнал «Экскурсионное дело», был выпущен сборник статей «Школьные экскурсии, их значение и организация». Выходят монографии Н. П. Анциферова «Теория и практика экскурсий по обществоведению»; «Внешкольные экскурсии» под редакцией Б. Е. Райкова и Э. В. Краснухи, Н. А. Гейнике «Методика и практика экскурсионного дела».
Большое значение в организации туризма и экскурсий приобрели профсоюзы. В Центральном бюро краеведения создается подсекция, на которую было возложено установление связей между профсоюзами и краеведческими организациями. Профсоюзы организовывали группы экскурсантов из рабочих и служащих и направляли их по туристско-экскурсионным маршрутам.
1.3. Развитие экскурсионного дела в 50-е – 80-е гг. XX в.
В период ВОВ продолжалось развитие теоретического экскурсоведения. В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) принял решение о возобновлении туристско-экскурсионной деятельности. Было восстановлено Туристско-экскурсионное управление в Москве, к 1948 г. Подобные управления функционировали в Ленинграде, Симферополе, Горьком, Свердловске.
При доминирующем государственном регулировании развития туризма, новый импульс экскурсионному делу давали именно государственные нормативные акты. Одним из них становится постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране». В постановлении определялась необходимость в принятии мер к массовому развитию туризма и экскурсий в стране, расширению сети и улучшению деятельности туристских и экскурсионных учреждений, превращению туристско-экскурсионного дела в крупную отрасль обслуживания населения. Министерство просвещения СССР создало Центральную детскую туристско-экскурсионную станцию.
mirznanii.com
Порядок проведения инструктажа по охране труда и соблюдению правил безопасности при проведении походов и экскурсий с учащимися
Ознакомить руководителя похода, экскурсии, его заместителя (помощника), участников похода, экскурсий с инструкциями: по охране труда; соблюдению мер безопасности при перевозке детей автомобильным транспортом; по организации купания участников туристического похода. Инструктаж проводится индивидуально с руководителем похода, экскурсии и его заместителем (помощником) перед началом похода.
Обратить внимание руководителя похода, экскурсии на обязанность проведения с участниками в канун мероприятия коллективного занятия-инструктажа по охране работы при организации общественно полезной производственной деятельности и проведении внеклассных мероприятий.
Журнал инструктажа ведётся по утверждённым формам приложения 3.
Администрация учреждения образования обязана обратить внимание инструктируемого на порядок проведения похода, экскурсии, исходя из особенностей вида туризма, маршрута, местных условий.
Руководитель похода, экскурсии, заместитель (помощник) руководителя расписывается за каждое конкретное мероприятие и только за себя.
Журнал регистрации инструктажей должен храниться у администрации учреждения образования, которая проводит мероприятие.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Требования организации купания участников туристского похода
Для купания детей выбирается место с песчаным или галечным дном, очищенным от коряг, острых камней, водорослей. Обследование места купания проводится руководителями групп. Купание проводится по непрерывным контролем руководителя похода или его заместителя при соблюдении всех мер предосторожности.
Организация купания предусматривает следующее:
температура воды для купания не ниже 200С при температуре воздуха не ниже 230С;
продолжительность одного купания в первый день 5-7 минут, постепенно увеличивая его до 15-20 минут;
глубина в месте купания при скорости воды не свыше 0,5 м\сек. не должна быть свыше 1,3 м.;
при промере глубины нужно несколько раз пройти выделенный участок по всем направлениям;
каждое купание проводится с разрешения руководителя и только в его присутствии;
для соблюдения и своевременного оказания помощи один из руководителей должен находиться на берегу;
если в группе имеются пловцы-разрядники, следует привлечь их к дежурству, но нельзя им перепоручать руководство купанием;
одновременно может купаться не более 8 учащихся;
во время купания не допускать криков, объяснив участникам, что крик есть сигнал о помощи.
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте
| № п\п | Дата | Фамилия, инициалы инструктируемого | Профессия, должность инструктируемого | Вид инструктажа | Название инструктажа | Фамилия, инициалы инструктирующего | Подпись инструктирующего | Подпись инструктируемого |
studfiles.net


