Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. Журнал религия церковь государство


Журнал "Государство, религия, церковь" № 4 2013 / Мировая повестка / Главная

Вышел в свет новый номер (#4 2013) журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», издающийся на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Это академическое междисциплинарное издание, посвященное изучению религии с особым фокусом на современные религиозные процессы.

Главная тема выпуска – «Эзотеризм в России и на Западе: прошлое и современность».

Номер журнала можно приобрести в магазине «Фаланстер» (Москва).

От редакции:

Последний в 2013 году номер журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» посвящен современным аспектам изучения эзотеризма. В этом смысле данный выпуск созвучен первому номеру за 2013 год, где оккультизм фигурировал как часть сложного процесса генезиса науки в раннее Новое время. Подбирая материалы для этого выпуска, мы стремились представить читателю своего рода срез настоящего состояния исследований эзотеризма — сравнительно молодого, но довольно бурно развивающегося междисциплинарного научного направления. Для этого мы выбрали наиболее интересные тексты западных и российских ученых, как начинающих, так и вполне сложившихся, посвященные общим вопросам изучения эзотеризма и отдельным традициям и движениям.

В первом разделе мы предлагаем вниманию читателя статьи методологического характера, в которых дается обзор исторического пути эзотериологии на Западе и в России и делается попытка представить контуры будущего развития этого академического направления. Такого рода очерки уже публиковались в российских изданиях, однако отражали в основном европейскую традицию изучения эзотеризма1. В данном же выпуске мы представляем статьи Артура Верслуиса, председателя американской Ассоциации изучения эзотеризма (ASE), и Сергея Пахомова, председателя Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма (АИЭМ). Критически оценивая чрезмерно объективистскую европейскую традицию, А. Верслуис пытается проанализировать возможности «инсайдерского», «гностического» подхода. С. Пахомов прослеживает историю различных интерпретаций понятия «эзотеризм» в российской академической среде, анализируя возможные варианты понимания предмета и методов исследований. Оба автора затрагивают важную и широко дебатируемую в современных исследованиях проблему многообразия определений предметной области эзотериологии и множественности подходов к ней.

Во втором разделе данного выпуска мы попытались по возможности охватить разные области эзотерического знания: магию, каббалу, алхимию, астрологию. Здесь же публикуются тексты, в которых анализируется «инобытие» эзотеризма в политической идеологии (статья Павла Носачева об интегральном традиционализме), литературе (статья Александра Рычкова о гностических аспектах русской литературы начала XX века), массовой культуре (исследование Боаза Хуса о «постмодернистской каббале»), истории тайных обществ (статья Юрия Халтурина о масонском эзотеризме в России). Большинство авторов этого раздела являются членами АИЭМ. Почти все материалы раздела связаны общей темой трансформации эзотерического знания и практик в современном и постсовременном мире.

Наконец, в третьем разделе публикуются переводы двух исследований, посвященных процессу модернизации эзотерического знания. Особо следует отметить ставшую классической, но до сих пор не переводившуюся на русский язык статью американского социолога религии, ученика Питирима Сорокина, Эдварда Тирикьяна «К социологии эзотерической культуры», опубликованную в 1978 году и послужившую во многом толчком к академическому изучению эзотеризма на Западе. В некотором смысле статьи Марко Пази и Эдварда Тирикьяна противоположны друг другу. Если Тирикьян изучает модернизацию эзотеризма с позиций социологии знания, массовой культуры и религии, то Марко Пази скорее представляет интеллектуальную историю. С точки зрения Тирикьяна, эзотеризм — это обратная сторона процессов модернизации и секуляризации, своего рода бунт, протест, контркультура, антисекулярная реакция на современность; по мнению же Марко Пази, эзотеризм — вернее, оккультизм как современная форма эзотеризма — скорее является неотъемлемой частью процесса секуляризации, одним из его проявлений. Однако оба автора ставят под вопрос такие «очевидные» понятия, как современность, модернизация, секуляризация, призывая к более сложному и многомерному их пониманию. В этом смысле данный номер продолжает магистральные темы журнала, освещаемые в предыдущих номерах.

В разделе рецензий даны обзоры и анализ нескольких интересных российских и зарубежных исследований последнего времени, посвященных истории эзотеризма — как западного, так и российского.

Мы видим, что изучение эзотеризма как на Западе, так и в России может считаться вполне сформировавшейся отраслью научного знания, прошедшей этап институционализации. В России, Европе, Америке существуют соответствующие академические ассоциации; издаются научные журналы по соответствующей тематике; регулярно проходят конференции и публикуются сборники материалов по эзотеризму и мистицизму; в таких престижных издательствах, как Brill и SUNY-Press, выходят серии книг по истории эзотерических учений; в различных университетах Европы и США возникли кафедры и центры, занимающиеся изучением эзотеризма, а также магистерские программы (одна из них со следующего года будет запущена и в Российской христианской гуманитарной академии в Санкт-Петербурге).

И все же направление все еще претерпевает процесс становления и развития. До сих пор идут споры о соотношении объективистского и «инсайдерского» подходов: предпринимаются попытки как отмежевать академическое изучение эзотеризма от мировоззрения исследователей, так и найти некий компромисс между научными методами и личными убеждениями. Хотя в России эта проблема является особенно острой, актуальна она и на Западе: многие исследователи приходят в академическую среду из оккультных кругов или, наоборот, увлекшись предметом изучения, становятся адептами тех традиций, которые изучают.

Все больше подвергается сомнению онтологический статус самого предмета: можно ли говорить об эзотеризме как некой особой форме мировоззрения или скорее это — конгломерат различных форм знания, опыта, практик? Можно ли применять единое понятие «эзотеризм» к различным эпохам, регионам, культурам? Возможно, эзотеризм — это всего лишь дискурсивный конструкт? Если изначально эзотериология формировалась как академическое изучение исключительно западного эзотеризма, то в последнее время наметилась тенденция к более широкой трактовке понятия, включающего в себя мусульманские и иудейские течения, а иногда и учения Дальнего Востока. Несомненно, возрос интерес и к истории эзотерических идей, практик и организаций в России. Возможно, российская эзотериология может стать своего рода мостом между изучением западных и восточных эзотерических традиций, что заметно и по конференциям российской АИЭМ, на которых традиционно соседствуют секции, посвященные Западу, России и Востоку, в то время как на европейских конференциях эта тенденция только намечается.

В прямой связи с вопросом о специфике самого предмета находится и другой вопрос — о месте эзотериологии среди других наук: как должно выстраиваться взаимодействие этой научной дисциплины с религиоведением, интеллектуальной историей, социологией и другими гуманитарными и социальными науками? Может быть, эзотериология — это междисциплинарная отрасль знания? Имеет ли смысл в этом случае изолировать ее от других наук в качестве отдельной дисциплины? Действительно, если первоначально исследователи эзотеризма стремились организовать специфическое сообщество со своими особыми институциями, то в последнее время наметилась обратная тенденция — интеграция в общее поле гуманитарных исследований: все чаще раздаются призывы к социологическому анализу эзотеризма, изучению его современных и постсовременных форм, делается акцент на анализе практик и роли эзотеризма в повседневности и массовой культуре, проблематизируется связь эзотеризма, секуляризации и постсекулярного состояния. На Западе исследователи эзотерических традиций пытаются включаться в общий поток религиоведения, например, организуя тематические секции на религиоведческих конференциях и конгрессах, публикуя свои тексты в журналах и книжных сериях, не связанных напрямую с эзотеризмом. В России эзотериология пока что является относительно изолированной областью исследований, однако издание номера, который вы держите в руках, является свидетельством того, что и у нас намечается тенденция к интеграции эзотериологии в общее научное пространство.

СОДЕРЖАНИЕ № 4 2013

Главная тема:

Эзотеризм в России и на Западе: прошлое и современность

Эзотеризм как предмет изучения

Артур Верслуис. Что такое эзотерика? Методы исследования западного эзотеризма

с. 11

Сергей Пахомов. Специфика современной российской эзотериологии

с. 36

Многообразие эзотерических учений

Юрий Родиченков. Практическая духовность и духовная практика алхимии

с. 66

Юрий Халтурин. Эзотеризм и мировоззрение русского масонства XVIII – XIX веков: попытка определения

с. 87

Боаз Хус. Новая эра каббалы. Современная каббала, Нью Эйдж и духовность в эпоху постмодерна

с. 113

Екатерина Зоря. От заговора к ритуалу: краткий очерк трансформации понятия «магия» на постсоветском пространстве

с. 144

Анна Тесман. Звездные отражения: попытка описания современной астрологии

с. 168

Станислав Панин. Воззрения Джеральда Гарднера на «ведовство» и их истоки

с. 184

Павел Носачев. Интегральный традиционализм: между политикой и эзотерикой

с. 203

Александр Рычков. Рецепция гностических идей в русской литературе начала XX века

с. 223

Эзотеризм и современность: теоретическая рефлексия

Эдвард Тирикьян. К социологии эзотерической культуры

с. 247

Марко Пази. Оккультизм и современность: некоторые ключевые моменты

с. 276

Рецензии

Владислав Раздъяконов. Картографирование воображаемого на границах науки: поиск универсального единства на рубеже XIX и XX столетий (книжный обзор)

с. 297

Hanegraaff, W. (2012) Esotericism and the Academy: Rejected Knowledge in Western Culture. Cambridge: Cambridge University Press

с. 313

Aptekman, M. (2011) Jacob’s Ladder: Kabbalistic Allegory in Russian Literature. Boston, MA: Academic Studies Press

с. 317

Кондаков Ю. Е. Орден золотого и розового креста в России. Теоретический градус соломоновых наук. Санкт-Петербург: МП Астерион, 2012

с. 326

Справочная информация

Авторы

с. 333

Аннотации

с. 337

About the Journal

с. 343

www.russ.ru

Журнал «Государство, религия, церковь» № 1 2014 : Портал Богослов.Ru

5 мая 2014 г.

От редакции

Уважаемые читатели!

Действующая Редакция журнала вступает в свой третий год, и мы полны надежд продолжать изначально выбранную издательскую стратегию. Мы также рады сообщить, что с этого года будет выходить, пока дважды в год, близкий по тематике отдельный журнал на английском языке State, Religion and Church; № 1 за 2014 уже опубликован (декларацию о политике и концепции журнала, так же как и сам первый выпуск, можно найти на сайте: srch.ranepa.ru).

Все номера нашего журнала за последние два года были тематическими, и мы планируем несколько новых тематических выпусков в ближайшем будущем. Тем не менее в рубриках Academia и Varia мы всегда публиковали отдельные статьи, не связанные с главной темой номера. Мы продолжаем получать от авторов тексты, посвященные разным сюжетам, связанным с религией и обществом. В портфеле Редакции скопилось несколько интересных рукописей, и мы решили опубликовать лучшие из них в этом первом номере за 2014 год.

Статьи, вошедшие в рубрику Varia, так или иначе соприкасаются со специальными номерами последних лет. Открывающая номер статья Кристофера Струпа (лекция, прочитанная им в венском Институте наук о человеке 29 апреля 2013 года) возвращает нас к магистральной тематике журнала — соотношению и взаимодействию религиозных и секулярных явлений последних столетий; автор стремится понять, как смысловые сдвиги в академических подходах последних десятилетий позволяют увидеть в российской истории то, что ранее было скрыто или казалось несущественным; и как сама русская интеллектуальная история способствовала такому переосмыслению.

Три последующие статьи отвечают ключевой для журнала задаче — глубинному анализу современной российской религиозности. Одна статья чисто социологическая, а две другие — антропологические. Иван Забаев, Дарья Орешина и Елена Пруцкова используют количественные данные и социально-сетевой метод для анализа социального капитала современных православных общин. Жанна Кормина и Сергей Штырков анализируют народные представления о святости (на примере культа Матроны Московской), а Анна Соколова — новые формы сакрального (на примере практик спонтанной мемориализации хоккеистов ярославского «Локомотива» осенью 2011 года).

Две следующие по порядку статьи перекликаются со специальным выпуском журнала № 3 – 4, 2012, посвященным религиозным практикам в советское время. Мансур Кильдеев сопоставляет все имеющиеся данные о подсчетах религиозности в Поволжье и Приуралье в позднее советское время и пытается деконструировать советские интерпретации этих данных исходя из наших нынешних знаний и подходов. Елена Кондрашина посвятила свою статью, основанную в основном на архивных источниках, гендерным структурам и функциям в евангелических общинах примерно того же периода.

Последние две статьи рубрики Varia посвящены XIX веку. Алексей Беглов возвращается к одной из самых актуальных тем религиозной истории имперского периода — попыткам переустройства православных приходов в пореформенной России. Последняя статья, Михаила Стецкевича, — единственная в этой рубрике, выводящая нас за пределы России: в ней рассматриваются перипетии католическо-протестантского противостояния через призму истории Оксфордского движения.

Рубрика Academia содержит, как обычно, ряд новых переводов средневековых латинских текстов — на этот раз участников споров о предопределении IX в. — с комментариями Кирилла Карпова, а также его собственный анализ этих споров в контексте августиновой критики пелагианства.

Массимо Розати, член Международного совета нашего журнала, профессор социологии университета Тор Вергата в Риме, тонкий и умный человек, скоропостижно скончался в начале 2014 года. Его коллега Кристина Штекль рассказывает о его творческом пути. Мы публикуем перевод статьи Массимо, присланной в Редакцию в прошлом году. В ней дается интересное прочтение понятия «постсекулярности» с точки зрения социологической теории, предлагается определенная типология того, как религия встроена в современные общества. Тем самым статья Массимо как бы замыкает логику номера, возвращая нас к теме, поднятой в первой статье, в другом ключе — через призму истории идей.

СОДЕРЖАНИЕ № 1 2014

От редакции VARIAКристофер Струп. Российские истоки так называемого «постсекулярного момента». Некоторые предварительные наблюдения Иван Забаев, Дарья Орешина, Елена Пруцкова.Социальный капитал русского православия в начале XXI в.: исследование с помощью методов социально-сетевого анализа Анна Соколова.Спонтанная мемориализация в городском ландшафте: случай ярославского «Локомотива» Жанна Кормина, Сергей Штырков. Старица и смерть: заметки на полях современных житий Мансур Кильдеев. Уровень мусульманской религиозности населения в Среднем Поволжье и Приуралье по данным советских социологических исследований (1966 – 1991) Елена Кондрашина. Женщины в общинной жизни протестантских церквей в СССР (1945 – 1991) Алексей Беглов. Земские проекты переустройства православного прихода в 1860 – 1890-е гг Михаил Стецкевич. Окcфордское (Трактарианское) движение и его влияние на протестантско-католический конфликт в ранневикторианской Англии ACADEMIAКирилл Карпов. Доктрины предопределения в cредневековой философской теологии Некоторые сочинения участников полемики о предопределении IX в. IN MEMORIAMКристина Штекль. Памяти Массимо Розати (1969–2014) Массимо Розати. Постсекулярные современности: социологическое прочтение РецензииЦерковь, государство и общество в странах восточного христианства [тематическая подборка] // Pro et Contra. 2013. № 3 – 4 (59), № 5 (60) Gauthier, F. and Martikainen, T. (eds) (2013) Religion in Consumer Society: Brands, Consumers and Markets. Burlington, VT: Ashgate Publishing, Ltd. — 268 p Menzel, B., Hagemeister, M. and Rosenthal, B. (eds) (2012) The New Age of Russia. Occult and Esoteric Dimensions. München, Berlin: Verlag Otto Sagner. — 451 p Сollis, R. (2012) The Petrine Instauration: Religion, Esotericism and Science at the Court of Peter the Great, 1689 – 1725. Leiden, Boston: Brill. — 576 p Asprem, E. and Granholm, K. (eds) (2013) Contemporary Esotericism. Sheffield, Bristol: Equinox Publishing. — 448 p Справочная информацияАвторы Аннотации About the Journal

http://fedorowicz.livejournal.com/50429.html

www.bogoslov.ru

Журнал "Государство, религия, церковь" № 2 2013 / Мировая повестка / Главная

Вышел в свет новый номер (# 2 2013) журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», издающийся на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Это академическое междисциплинарное издание, посвященное изучению религии с особым фокусом на современные религиозные процессы.

Главная тема выпуска – «Религия в судах». Речь идет о том, как в начале нынешнего века, в новых условиях десекуляризации — или, по крайней мере, несомненных изменений в значении и функциях религии повсюду в мире — религия становится предметом судебных разбирательств и сопутствующих публичных дебатов.

Плюрализм и верховенство закона — два ключевых принципа современной демократии. Управление многообразием с помощью правовых механизмов приводит к все большей юридизации жизни, и суды становятся не просто частью государственной машины регулирования и наказания, но и ключевым «механизмом повседневности», и даже зеркалом всех наличных конфликтов и тенденций. Изучая то, как суды принимают решения по поводу конфликтов, связанных с религиозными взглядами или практиками, мы обретаем невероятно богатый материал: о том, как меняется степень и характер религиозного разнообразия в эпоху глобальных смешений и размежеваний; как по-новому тематизируется «светскость» государства; как «религиозная свобода» соотносится с прочими свободами, а «права верующих» — с прочими правами; как фиксируются в законодательстве и в массовом сознании категории конфессионального большинства и меньшинства; как меняется «вес» религиозных смыслов в обществе в целом; в конце концов — что значит «быть религиозным», «верить» и «принадлежать» к религии.

Номер журнала можно приобрести в магазине «Фаланстер» (Москва).

СОДЕРЖАНИЕ

От редакции

с. 7

Главная тема: “Религия в судах”

Свобода религии и современное право

ДЖЕРОН ТЕМПЕРМАН. Свобода выражения и религиозные чувства в плюралистических обществах: проблема экстремальных высказываний

с. 12

ДЖЕЙМС РИЧАРДСОН. Социальное конструирование правового плюрализма

с. 40

МАРИАННЕ ХАЙМБАХ-ШТАЙНС. Религиозная свобода и дебаты по поводу обрезания в Германии

с. 63

Религия и правоприменение в России: ключевые проблемы

ДМИТРИЙ УЗЛАНЕР. Дело «Пусси райот» и особенности российского постсекуляризма

с. 93

АЛЕКСАНДР ВЕРХОВСКИЙ. Противодействие «религиозному экстремизму»: российское государство в поисках ответов на вызовы десекуляризации

с. 134

ИННА ЗАГРЕБИНА. От невежества к мнимому экстремизму: проблемы религиоведческой экспертизы в России

с.159

Религия на весах Европейского суда

МАРКО ВЕНТУРА. Право и религия вне национальных границ: положительное значение Европейского суда по правам человека

с.177

ЛЕВ ЛЕВИНСОН. Допустимый уровень «безнравственности»: европейское право и традиционные ценности

с. 213

АЛЕКСАНДР КЫРЛЕЖЕВ. «Дело о распятиях» в Европейском суде — в постсекулярной перспективе

с. 233

ПАСКУАЛЕ АННИККИНО. Между «пределами усмотрения» и нейтралитетом: дело «Лаутси» и новый баланс в сфере европейской защиты свободы вероисповедания

с. 270

Интервью

РОМАН СИЛАНТЬЕВ: «Россия ни в чем не обязана ориентироваться на Европейский суд по правам человека»

с. 285

In memoriam

МИХАИЛ СМИРНОВ. Личность ученого в российской социологии религии. Памяти Юлии Синелиной

с. 291

Рецензии

Fagan G. Believing in Russia — Religious Policy after Communism. London & New York: Routledge, 2013

с. 298

Religious Diversity in Post-Soviet Society. Ethnographies of Catholic Hegemony and the New Pluralism in Lithuania / Eds. Milda Ališauskienè, Ingo Schröder. Farnham, Burlington: Ashgate, 2012

с. 307

Корм Ж. Религиозный вопрос в XXI в. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012

с. 314

Смирнов М.Ю. Религия и религиоведение в России. СПб: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2013

с. 319

Протестантизм: Pro et Contra. Взгляды и полемика отечественных авторов в XVI — начале XXI века. Антология / Под ред. М. Ю. Смирнова. СПб.: Изд-во РХГА , 2012

с. 325

Справочная информация

Авторы

с. 333

Аннотации

с. 337

About the Journal

с. 343

www.russ.ru

Журнал "Государство, религия, церковь" № 3 2013 / Мировая повестка / Главная

Вышел в свет новый номер (# 3 2013) журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», издающийся на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Это академическое междисциплинарное издание, посвященное изучению религии с особым фокусом на современные религиозные процессы.

Главная тема выпуска – «Современные теоретические подходы к изучению религии».

Из статьи Александра Агаджаняна «Религия и теория: современные тенденции»:

«Подходы к религии… Начать следует с главного вопроса, который сразу же приходит в голову: зачем? Даже если буря постмодернистской критики всех нарративов — не только великих, но, в сущности, и малых — кажется, уже улеглась, и мы начинаем неуверенно озираться по сторонам в поисках островков твердой почвы, все же нам следует признать, что эта буря изрядно потрепала устои академического сознания и старые, добрые эпистемы, и потому любое упоминание «теории» часто вызывает скепсис или зевоту, а то и презрение. Не всегда, но часто. Я бы сказал, гораздо чаще, чем, скажем, в середине XX, а тем более в середине XIX века.

Ведь теория — дитя Века Просвещения, несомненный атрибут «науки», продукт европейского Модерна. Теория — это попытка ухватить невидимую Суть; построить абстрактную схему, способную упорядочить реальность; или, если говорить в выражениях, усвоенных нами в десятилетия постмодернистского штурма, теория — это амбициозная претензия навязать реальности правила, обуздать и подчинить ее. В эпоху расцвета Модерна такие интеллектуальные амбиции казались абсолютно легитимными, престижными и неизбежными, и подготовленное систематической философией теоретизирование в физике стало моделью всех прочих проектов такого рода, постепенно охватывая все новые области знания, включая общественные и гуманитарные науки.

Теперь отношение к теориям — а даже и просто к обобщениям — подчеркнуто сдержанное; превыше всего ценятся достоверность, эмпирическая аутентичность. Любое умозрение, которое отрывается от осязаемой почвы надежных первичных свидетельств, содержит риск искажения и даже как будто презумпцию вины: въедливая, безжалостная техника деконструкции обнаружит в ваших обобщениях личные предрассудки, плоды воспитания, этнокультурные предвзятости, стереотипы эпохи и даже, не дай Бог, идеологические пристрастия — все «идолы» Фрэнсиса Бэкона и многие другие в придачу. Тысячи и тысячи биологов, лингвистов или антропологов, руководствуясь методологическим аскетизмом такого рода, пожизненно привязывают себя к компактным объектам исследования, не отваживаясь на обобщения — да и не помышляя о них.

Что же говорить о теоретических подходах к религии?! Ведь теперь, после той же постмодернистской бури, почти общепринято, что и «религия» есть продукт Модерна, сконструированный по протестантской христианской модели светскими учеными во времена постпросвещенческой секуляризации. Бесконечный поиск дефиниций «религии», бесчисленные попытки объяснения этого «феномена», даже и сопровождающиеся заклинаниями о его, феномена, неисчерпаемой сложности, — не веет ли от этого какой‑то смесью первоначальной научной наивности и самоуверенности, не говоря уже о бесплодном догматизме, кажущемся ныне уже совсем démodé? Последовательная деконструкция и содержательная размытость превращают понятие «религии» в ничто, делают его бесцельным, не операциональным в целях аналитических и даже описательных, а религиоведение — дисциплиной без предмета».

Номер журнала можно приобрести в магазине «Фаланстер» (Москва).

СОДЕРЖАНИЕ № 3 2013

Главная тема: «Современные теоретические подходы к изучению религии»

АЛЕКСАНДР АГАДЖАНЯН. Религия и теория: современные тенденции

с. 7

МАРИАННА ШАХНОВИЧ. Когнитивная наука и исследования религии

с. 32

ОЛЬГА МИХЕЛЬСОН. Подходы к изучению религии в современной эволюционной психологии

с. 63

АРМИН ГИРЦ. Новые атеистические подходы в когнитивной науке о религии

с. 77

СЕРГЕЙ ПАХОМОВ, АЛЕКСЕЙ РАХМАНИН, РОМАН СВЕТЛОВ. Творческое наследие Евгения Торчинова и особенности его типологии религий

с. 110

ЕВГЕНИЙ АРИНИН. Религия как «аутопойетическая система» в работах Никласа Лумана

с. 130

ЛАРИСА АСТАХОВА. Интерпретативная антропология религии Клиффорда Гирца: религиозные практики как сети значений

с. 162

АНАСТАСИЯ БЕЛЬКОВА. Отношения государства и церкви в теории религиозной экономики

с. 178

Интервью

РОЛАНД БОЕР: «Различать негативное и позитивное в религии…»

с. 199

Современное богословие

ДЖОН МИЛБАНК. Надзор за возвышенным: критика социологии религии (с предисловием Редакции)

с. 210

ДЖОН МИЛБАНК: «Христианство возродится только в том случае, если будет стараться все заново переосмыслить по-христиански…»

с. 285

VARIA

МАЛИА МАЛИК. Правовые режимы меньшинств: адаптация религиозного права в западных демократиях

с. 291

Рецензии

Eggert, M. and Holscher, L. (eds) (2013) Religion and Secularity. Transformations and Transfers of Religious Discourses in Europe and Asia. Leiden & Boston: Brill

с. 315

Pax Islamica — Мир ислама. М.: Издательский дом Марджани. 2012. № 1 – 2 (8-9)

с. 324

Ситников А. Православие, институты власти и гражданского общества в России. СПб.: Алетейя, 2012

c. 328

www.russ.ru

Журнал "Государство, религия, церковь" # 3 2014 / Мировая повестка / Главная

Вышел в свет новый номер (# 3 2014) журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», издающегося на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Это академическое междисциплинарное издание, посвященное изучению религии с особым фокусом на современные религиозные процессы.

Тема номера: «Политическое в русском православии».

Номер журнала можно приобрести в магазине «Фаланстер» (Москва). Или заказать через издательство «Европа».

* * *

ОТ РЕДАКЦИИ

Главная тема настоящего номера журнала — «Политическое в русском православии». Первое — ключевое — слово требует некоторых предварительных разъяснений. Во-первых, представленные в тематической части материалы не ограничиваются, скажем, политическим богословием, но касаются разных погра­ничных областей, где религиозное пересекается с политическим в широком смысле. Соответственно, во‑вторых, само политическое здесь понимается многомерно, а не в каком‑то одном, четко определенном и хорошо разработанном, смысле (единого понимания «политического» нет ни в светской науке, ни в православ­ном богословии и шире — в религиозном сознании). И наконец, сама тема политического измерения русского православия (в ис­торическом и современном ракурсах) пока не исследована комплексно и, так сказать, синтетически. Поэтому подборка текстов, предлагаемая в тематическом разделе настоящего выпуска нашего журнала, является не столько итогом уже проделанной, совокупной научной работы, позволяющей систематически раскрыть главную тему, сколько демонстрацией отдельных авторских подходов к разным ее аспектам.

В то же время это «собранье пестрых глав» указывает на некоторые болевые точки, связанные как с историческим наследием, так и с актуальными дискуссиями. И здесь следует подчеркнуть, что в данном случае мы сталкиваемся с общей проблемой соотно­шения традиции и современности в религиозном сознании, которая лишь особым образом преломляется в разговоре о политиче­ском измерении русского православия.

Открывающая главную тему статья Елены Намли «Православное богословие и искушение властью» посвящена современности, и в ней особое внимание уделено официальной социальной доктрине Русской православной церкви, которая нашла свое выражение в соборно принятом документе 2000 года. При этом автор по­мещает свой анализ в более широкое пространство христианской социальной этики и, соответственно, легитимной политической деятельности церкви, выходя за пределы официального церковного дискурса и привлекая идеи русских религиозных мыслителей, а также инославных теологов и философов.

Затем Константин Костюк обращает наше внимание на историческое наследие. В статье «Формирование и эволюция „богословия власти“ в Московском государстве в XIV – XVI вв.» он описывает, если можно так выразиться, «золотой век» русского политического богословия, то есть то богословие, которое до сего дня оказывает свое влияние на актуальный православный политический дискурс. Иначе говоря, это не случайная «историческая глава», о чем свидетельствует другой текст «главной темы» — статья Михаила Суслова «Генеалогия монархической идеи в постсоветских политических дискурсах Русской православной церкви». РПЦ рассматривается автором не как официальная структура, а как сложное религиозное образование, от лица которого выступают разные «спикеры», не только современные, но и продолжающие говорить в старых и ныне актуализированных текстах, и православное понимание «власти» специфицируется через обсуждение определенной формы правления.

Вполне логичным является появление в нашей тематической подборке двух текстов иностранных («западных») авторов, которые фокусируют свое внимание на теме прав человека. Эта тема, несомненно, является «политической», поскольку в известном смысле определяет современный политический дискурс. В то же время именно Русская православная церковь (как религиозная организация) стимулировала обсуждение темы прав человека с религиозной (православной) точки зрения, приняв и обнародо­вав не только «Основы социальной концепции» (2000), но и особый документ «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008), который вызвал полемику не только в российском обществе, но и в западных инославных церквах (со стороны протестантов и католиков).

Кристина Штекль в статье «Подход Русской православной церкви к вопросу прав человека» прослеживает эволюцию официальной церковной позиции, начиная с первых публичных высказываний митрополита Никодима (1963) и профессора Московской духовной академии А. И. Осипова (1984) и вплоть до вышеупомянутого документа 2008 года. Вывод, который делает автор, состоит в том, что если в советское время РПЦ не принимала современную концепцию прав человека (одновременно по политическим и внутрицерковным причинам), то в постсоветскую эпоху ее отношение стало постепенно меняться в сторону критического принятия этой концепции с позиций консерватизма, в полемике с либерализмом и индивидуализмом международной системы прав человека.

Здесь возникает серьезный вопрос: что стоит за этим «консерватизмом»? Или иначе: каковы те теологические основания, которые определяют невозможность однозначного принятия светской концепции прав человека как одного из главных политических инструментов современности?

Поискам ответов на эти вопросы посвящена пространная статья Альфонса Брюнинга «Разные люди — разные права? О понятии „достоинства человека“ с точки зрения Запада и восточных христианских церквей». Предложенный автором анализ показывает, что понятие «достоинства человека» поныне остается дискуссионным как в философии, так и в богословии, причем разделительные линии проходят не между «Западом» и «Востоком», а скорее между «светским» и «религиозным». Освещая «сомнения и споры о достоинстве человека на „Западе“», а также углубляясь в специфику восточноправославного богословия (с его темами теозиса / обожения и соборности), автор склоняется к мысли, что, так сказать, теология прав человека, опирающаяся на понятие «достоинства», еще требует своего развития и что «позиция русского православия, сформулированная в „Основах учения…“ 2008 года и основанная на понятии теозиса, безусловно, способ­на обогатить нынешнее понимание концепции прав человека».

Таким образом, К. Штекль и А. Брюнинг далеки от того, чтобы подвести итоги и «закрыть» тему отношения РПЦ к светской концепции прав человека; напротив, они указывают на перспективы дальнейшей дискуссии и трансформации позиций ее участников.

Совсем в ином ключе выступает в рамках главной темы Алексей Зыгмонт в статье «Проблематика насилия в Русской православной церкви в постсоветский период». Здесь предпринимается попытка «прояснить сущность связанных с насилием феноменов, исходя из логики homo religiosus, то есть с позиций субъ­екта, а не объекта насилия». Используя понятия структурного, актуального и символического насилия (а также эсхатологический образ «космического завоевания» и понятие «жертвенного кризиса прихрамовой среды»), автор анализирует события и дискурсы, представленные на российской православной сцене. При этом привлекается обширный круг источников: официальные церковные документы, проповеди и интервью, новостные сообщения, блоги и форумы. Иначе говоря, РПЦ в данном случае — это не только и не столько официальная религиозная структура, сколько некое «поле церковности» (если использовать терминологию П. Бурдье), которое как бы накладывается на «поле политики» в силу своей новой публичности.

Основной раздел завершает статья Андрея Шишкова «Церковная автокефалия через призму теории суверенитета Карла Шмитта». На первый взгляд она не вполне вписывается в главную тему, поскольку политика в ней присутствует не в прямом, а в перенос­ном смысле: как «политика» современных межцерковных (межправославных) отношений, в которые РПЦ включена в качестве одного из ключевых акторов. В то же время автор вскрывает специфическое измерение «политического» в церковной жизнедеятельности, которое обнаруживается в том, что автокефальные православные церкви строят свои взаимоотношения (в рамках всемирного православия) по принципу, которому следуют современные государства как политические образования. Кроме того, анализируя нынешнюю межправославную сцену, автор уделяет особое внимание вопросам, связанным с созывом и проведением намеченного на 2016 год Всеправославного собора, который, если он состоится, будет иметь и определенное политическое значение (как в международном, так и в национальных масштабах).

К главной теме по‑разному относятся и другие материалы настоящего номера журнала.

Прежде всего, это интервью, озаглавленное «Политическое измерение русской религиозной философии», которое дал представителям редакции Константин Антонов. В данном случае русское православие также расширено за пределы сугубо церковной сферы — институциональной и богословской, поскольку такое расширение стало историческим фактом с возникновением религиозно ориентированного мышления уже в рамках секуляризированной русской культуры XIX – XX столетий. Согласно автору интервью, русская религиозная философия является, с одной стороны, одним из национальных проявлений некоего типа мышления (наряду с тем, что имело место, например, во французской или еврейской культурах), а с другой — интеллектуальным феноменом, имеющим начало и конец. Эта православная в конфессиональном отношении религиозная философия ныне уже входит в соответствующее наследие, но при этом ее политическое измерение не менее значимо, чем древнее богословие власти, о котором пи­шет в своей статье Константин Костюк.

В связи с главной темой номера следует также обратить внимание на рецензию, посвященную книге К. Рихтерс «Постсоветская Русская православная церковь: политика, культура и великая Россия» (2013), в которой обсуждаются вопросы «актуального переплетения» церкви и государства и, одновременно, внутренние коллизии, характерные для этого «переплетения».

Вместе с тем представляется очевидным, что раскрытие темы «русское православие и политическое» — в силу универсальности как православия, так и политического — предполагает выход в более широкое пространство, то есть за соответствующие религиозно-национальные пределы. В настоящем выпуске журнала такой выход осуществляется в двух материалах: в статье Александра Кырлежева «Мистическая политика как contradictio in adjecto. На полях книги Аристотеля Папаниколау», в которой предлагается критический анализ основных посылок и выводов современного американского православного богослова, выступившего с развернутым авторским проектом православной политической теологии, ставящей целью оправдание либеральной демократии; а также в статье украинского православного богослова архимандрита Кирилла Говоруна «Церковь и идеология: разделения и редукции», в которой рассматриваются различные политические и теологические парадигмы и соответствующие «интерпелляции» (если использовать термин, введенный Л. Альтюссером).

Таким образом, главная тема вышла за рамки своего раздела, что также обозначило ее незавершенность в пределах настоящего номера. Интеллектуальная работа, научная и богословская, по этой комплексной и одновременно междисциплинарной теме требует новых усилий. Редакция журнала готова к такой работе и приветствует любые инициативы, направленные на ее продолжение.

СОДЕРЖАНИЕ

ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

№ 3 2014

Главная тема: Политическое в русском православии

Елена Намли. Православное богословие и искушение властью

с. 12

Константин Костюк. Формирование и эволюция «богословия власти» в Московском государстве в XIV – XVI вв.

с. 42

Михаил Суслов. Генеалогия монархической идеи в постсоветских политических дискурсах Русской православной церкви

с. 75

Алексей Зыгмонт. Проблематика насилия в Русской православной церкви в постсоветский период

с. 117

Кристина Штекль. Подход Русской православной церкви к вопросу прав человека

с. 146

Альфонс Брюнинг. Разные люди — разные права? О понятии «достоинства человека» с точки зрения Запада и восточных христианских церквей

с. 166

Андрей Шишков. Церковная автокефалия через призму теории суверенитета Карла Шмитта

с. 197

Современное богословие

Архимандрит Кирилл Говорун. Церковь и идеология: разделения и редукции

с. 225

Александр Кырлежев. Мистическая политика как contradictio in adjecto. На полях книги Аристотеля Папаниколау

с. 247

Интервью

Константин Антонов. Политическое измерение русской религиозной философии

с. 264

Ольга Васильева. «Я против противопоставления советской и российской науки о религии…»

с. 295

Academia

Дмитрий Бирюков. Иерархии сущего в патристической мысли. Григорий Нисский и Дионисий Ареопагит

с. 302

Рецензии

Richters, K. (2013) The Post-Soviet Russian Orthodox Church: Politics, Culture and Greater Russia. London: Routledge — 212 p.

с. 325

Ioniţă, V. (2014) Towards the Holy and Great Synod of the Orthodox Church. Fribourg: Institute for Ecumenical Studies University of Fribourg. — 214 p.

с. 331

Справочная информация

Авторы

с. 335

Аннотации

с. 338

About the Journal

с. 343

www.russ.ru

Государство, религия, Церковь в России и за рубежом

"Государство, религия, Церковь в России и за рубежом" — российский ежеквартальный научный журнал, посвященный междисциплинарному изучению религии; входит в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий ВАК России.

Учредитель – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Издается с 1968 года в качестве информационно-аналитического бюллетеня, в 2009-2011 – как журнал, с 2012 года – в новом формате с новой редакцией.

Журнал имеет широкий религиоведческий профиль, однако особый акцент делается на освещении современных религиозных и религиозно-общественных процессов, а также их осмыслении в различных религиоведческих дисциплинах, в социологии, философии, антропологии, культурологии. В каждом выпуске журнала имеется специальный тематический блок. Значительное место уделяется переводам работ зарубежных авторов и рецензиям новейших публикаций, в которых отражено современное состояние профильных научных исследований.

Редакция (с 2012 года)

Дмитрий Узланер, кандидат философских наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ — исполняющий обязанности главного редактораАлександр Агаджанян, доктор исторических наук, профессор Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университетаАлексей Апполонов, кандидат философских наук, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения МГУ им. ЛомоносоваАлександр Кырлежев, научный сотрудник Синодальной библейско-богословской комиссии Русской православной церкви

Редакционная коллегия (с 2012 года)

Беглов А. Л., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАНБобровников В. О., доктор исторических наук; зав. сектором Кавказа Отдела Центральной Азии и Кавказа ИВИ РАНВасильева О. Ю., доктор исторических наук, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений РАНХиГСВдовина Г. В., доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАНВерховский А. М., директор Информационно-аналитического центра СОВАГараджа В. И., доктор философских наук; профессор социологического факультета МГУ, действительный член РАО.Давыдов И. П., кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения и философии религии философского факультета МГУ имени М. В. ЛомоносоваЛункин Р. Н., кандидат философских наук; Директор Института религии и права, ведущий научный сотрудник Института Европы РАНМалявин В. В., доктор исторических наук; профессор Института изучения Европы Тамканского университета (Тайвань)Павлов А. В., кандидат юридических наук; доцент философского факультета Высшей школы экономики (Москва)Панченко А. А., доктор филологических наук, заведующий Центром теоретико-литературных и междисциплинарных исследований, Институт русской литературы (Пушкинский Дом), СПбРашковский Е. Б., доктор исторических наук; заведующий Отделом религиозной литературы ВГБИЛ, в.н.с. Института мировой экономики и международных отношений РАНСветлов Р. В., доктор философских наук, декан факультета философии, богословия и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии (СПб), директор издательства РХГАСинелина Ю. Ю., доктор социологических наук, старший научный сотрудник, руководитель Сектора социологии религии Института социально-политических исследований РАНСмирнов М. Ю., доктор социологических наук, кандидат философских наук, доцент философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.Токарева Е. С., доктор исторических наук; руководитель Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАНШабуров Н. В., кандидат культурологи, директор Центра изучения религий РГГУШахнович М. М., доктор философских наук, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения, СПбГУЮдин А. В., кандидат исторических наук, доцент Центра изучения религий РГГУ

Международный совет (c 2012 года)

Адриан Пабст, профессор политологии Кентского университета (Великобритания), научный сотрудник Люксембургского института европейских и международных исследованийАлександр Филоненко, кандидат философских наук, доцент философского факультета Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина, Харьков, УкраинаВасилиос Макридес, профессор кафедры изучения религии в Университете Эрфурта, ГерманияВиктор Еленский, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии Украинской АН, КиевГрейс Дэви, профессор социологии Университета Эксетера, ВеликобританияДжонатан Саттон, доцент Университета Лидса, ВеликобританияДэвид Мартин, заслуженный профессор социологии в Лондонской школе экономики, почетный профессор социологии религии в Университете Ланкастера, ВеликобританияДэвид Чидестер, профессор отделения сравнительного религиоведения Университета Кейптауна, ЮАРЕвгения Федякова, профессор Института углубленных исследований Университета Сантьяго де Чили, ЧилиЖан-Поль Виллэм, ведущий сотрудник Секции исследований религии Практической школы высших исследований, Париж, ФранцияКати Русселе, директор исследовательских программ Национального фонд политических наук, Париж, ФранцияКристина Штекль, профессор факультета политических наук Венского университета, АвстрияМассимо Розати, директор Центра по изучению документации религиозных и политических институтов в постсекулярном обществе при Университете Тор Вергата, Рим, ИталияМирко Благоевич, ведущий научный сотрудник в Институте философии при Белградском университете, Сербия, приглашенный профессор в университете Никшича, ЧерногорияМихаил Эпштейн, заслуженный профессор теории культуры и русской литературы университета Эмори, Атланта, США, член российского Пен-клуба и Академии российской современной словесностиПитер Бергер, профессор социологии и религиоведения Бостонского университета, директор Института изучения экономической культуры, СШАРаджив Бхаргава, профессор политической теории и индийской политической мысли, Директор Центра изучения развивающихся обществ, Дели, ИндияРональд Инглхарт, директор Центра политических исследований при Институте социальных исследований Университета штата Мичиган, США, координатор международного исследовательского проекта «Всемирные обзоры ценностей» (World Values Surveys)Томас Бремер, профессор Института экуменических исследований и глобальных процессов в Университете Мюнстера, ГерманияЭверт ван дер Зверде, профессор отделения социальной и политической философии факультета философии, теологии и изучения религии Университета Неймегена, Голландия

Редакционный совет

Редакционная коллегия (до 2012)

  • Егоров В. К., доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, ректор РАГС при Президенте РФ —председатель;
  • Васильева О. Ю., доктор исторических наук, профессор — главный редактор -—заместитель председателя;
  • Кравчук В. В., кандидат философских наук, доцент — заместитель главного редактора — ответственный секретарь Редакции;
  • Шмидт В. В., доктор философских наук — заместитель главного редактора — секретарь-координатор Советов Редакции;
  • Барциц И. Н., доктор юридических наук, профессор — проректор по научной работе РАГС;
  • Бойков В. Э., доктор философских наук, профессор — главный редактор журнала «Социология власти»;
  • Шевченко А. В., доктор политических наук, профессор — главный редактор журнала «Государственная служба».

Наблюдательно-координационный совет (до 2012 года)

Представители органов государственной власти
  • от Администрации Президента Российской Федерации — референт Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике, ответственный секретарь Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации Кудрявцев А. И., кандидат исторических наук;
  • от Управления делами Президента Российской Федерации — советник Управляющего делами Президента Российской Федерации Хреков В. А.;
  • от аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе — советник департамента по внутренней политике Симонов И. В., кандидат философских наук;
  • от аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе — главный советник департамента по связям с общественными организациями Михайлов В. Е.;
  • от аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе — заместитель начальника департамента по внутренней политике Филиппов М. Ю.;
  • от аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе — начальник департамента во взаимодействию с политическими партиями, общественными и иными организациями Белогубова М. Н., доктор социологических наук;
  • от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — помощник заместителя Председателя Совета Федерации Бабинцев В. А., государственный советник Российской Федерации 2 кл.; кандидат философских наук, доцент;
  • от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Попов С. А., кандидат политических наук;
  • от Конституционного Суда Российской Федерации — советник Конституционного Суда Кряжков В. А., докторр юридических наук;
  • от Министерства иностранных дел Российской Федерации — директор Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями Кеняйкин В. Ф.;
  • от Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Министерства культуры России — заместитель начальника Управления по сохранению культурных ценностей Голованец Ю. А., кандидат культурологи;
  • от Министерства обороны Российской Федерации — начальник отдела по работе с общественными и религиозными объединениями Управления патриотического воспитания и связи с общественностью Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации Сергиенко И. П.;
  • от Министерства образования и науки Российской Федерации — начальник отдела особых форм и видов образования Департамента государственной политики в образовании Петрова Т. Э., доктор социологических наук, профессор;
  • от Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки — заместитель начальника Управления лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Калабин С. М.;
  • от Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации — заместитель директора Департамента информации и общественных связей Заботкин Г. А., действительный государственный советник Российской Федерации 3 кл., заслуженный работник культуры Российской Федерации;
  • от Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации — заместитель начальника отдела государственных программ и общественных инициатив Департамента молодежной политики и международного сотрудничества Попов П. В.
  • от Министерства транспорта Российской Федерации — заместитель директора Административного департамента Крастынь С. Р.;
  • от Министерства юстиции Российской Федерации — заместитель начальника отдела по делам религиозных организаций Департамента по делам некоммерческих организаций Шматько В. Б.;
  • от Федеральной миграционной службы — заместитель директора ФМС России Егорова Е. Ю.;
  • от Федеральной службы охраны Российской Федерации — научный консультант Информационно-аналитического центра ФСО России Буренков М. А., кандидат психологических наук;
  • от Федеральной таможенной службы Российской Федерации — главный государственный таможенный инспектор УСО ФТС России Прошин А. Э.;
  • от Счётной палаты Российской Федерации — помощник Председателя Счетной палаты Российской Федерации Грачёв Ю. А., заместитель Председателя Императорского Православного Палестинского Общества;
  • от Правительства Москвы — председатель Комитета по связям с религиозными организациями города Москвы Меркулов Н. В.
Представители религиозных объединений
  • от Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви — старший помощник инспектора Минских Духовных школ диакон Павел Бубнов, канд. богословия;
  • от Российского Еврейского Конгресса — вице-президент НО БФ «Российский Еврейский Конгресс» Сатановский Е. Я.;
Question book-4.svg В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 23 июля 2012.

Контакты

Почтовый адрес: 119571, г. Москва, просп. Вернадского, д. 84.Редакция журнала «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом»E-mail: [email protected]Интернет-адрес: www.religion.rane.ru

dic.academic.ru

Государство - Религия - Церковь в России и за рубежом - 4

Психология религии - активно развивающееся поле междисциплинарных исследований, которое охватывает широкий спектр явлений: от формирования религиозных концептуальных систем и специфики религиозных паттернов поведения до процессов религиозной социализации и индоктринации, феноменов религиозного фундаментализма и экстремизма. 

В настоящей статье кратко освещаются основные этапы развития психологии религии, начиная с периода становления дисциплины вплоть до конца первой четверти XX в., излагаются ключевые идеи ведущих ученых, характеризуется современное состояние науки. История психологии религии — это история «взлетов и падений», в которой зарубежная и российская традиция четко обособлены от друг друга. Если за рубежом развитие науки шло постепенно и практически без серьёзных перерывов, а упор делался на эмпирические исследования, то история психологии религии в России связана с политическими трансформациями в стране, что привело к доминированию теоретико-исторических работ описательного характера. 

 

Журнал ГОСУДАРСТВО. РЕЛИГИЯ. ЦЕРКОВЬ в России и за рубежом №4, 2016

ISSN 20737203

 

Журнал ГОСУДАРСТВО. РЕЛИГИЯ. ЦЕРКОВЬ в России и за рубежом №4, 2016 - Содержание

Varia

  • Михаил Селезнев. В поисках теологии Септуагинты. Методологические аспекты
  • Константин Антонов. Религиозная личность Нового времени в психологической прозе («Признания прекрасной души» И.-В. Гете)
  • Мирослав Ясин. Психологические исследования религиозной мотивации
  • Татьяна Фолиева, Татьяна Малевич. Психология религии в XX веке: основные вехи развития
  • Махач Мусаев. Запрет на употребление алкоголя в Исламе: религиозные императивы и практика на примере Дагестана XVII — первой половины XIX в
  • Ренат Беккин. История татаро-мусульманской общины советского Петрограда–Ленинграда (1917–1991 гг.) по материалам государственных и частных фотоархивов
  • Ирина Гарри. «Тибетский вопрос» и тибетский буддизм в Китае: реформы и конфликты
  • Татьяна Петрова. Проекты литургической реформы в английской публицистике 1828–1833 гг.
  • Виктор Шнирельман. Александр Дугин: возведение моста между эсхатологией и конспирологией

Лекция

  • Кристина Штёкль. Постсекулярные конфликты и глобальная борьба за традиционные ценности

Интервью

  • Грегори Фриз : «Понять Церковь — значит понять народ…»

Рецензии

  • Максим Богачев . Curriculum vitae: Религиозно-общественная жизнь российских регионов Palmisano, Stefania (2015) Exploring New Monastic Communities. The (Re)Invention of Tradition. Farnham, Surrey, England; Burlington: Ashgate. — 208 p.
  • Спилка Б., Лэдд К. Психология молитвы. Научный подход / Пер. с англ. Оксана Гритчина. Харьков: Гуманитарный центр, 2014. — 254 с.
  • Психология религии: между теорией и эмпирикой / Под ред. К.М. Антонова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. — 188 с.

Справочная информацияАвторыАннотацииAbout the Journal

 

Журнал ГОСУДАРСТВО. РЕЛИГИЯ. ЦЕРКОВЬ в России и за рубежом №4, 2016  - Михаил Селезнев В поисках «теологии Септуагинты» - методологические аспекты

 

Различия между книгами еврейской Библии и их греческими переводами (совокупность которых принято называть Септуагинтой, далее LXX) были обусловлены, в частности, тем, что переводчики понимали и переинтерпретировали архаический древневосточный текст в соответствии со своим новым культурным окружением, с тем миром, в котором они жили, — миром эллинизированного иудаизма. Особенно интересны подобные переинтерпретации, когда речь идет о понятиях и представлениях, связанных с религией. В таких случаях обычно говорят о «теологии» LXX или о «богословски мотивированной редактуре».

Однако расхождения между дошедшим до нас текстом еврейской Библии (масоретским текстом, далее — МТ) и LXX могут быть обусловлены самыми разными причинами. «Бритва Оккама» заставляет нас отсекать поиск «теологических» мотивов там, где для различия между еврейским и греческим текстами могут быть предложены более простые объяснения. Основная задача, которую мы ставим перед собой в данной статье, — методологическая. Поэтому, в отличие от большинства работ, посвященных «теологии LXX», наша статья будет в основном разбирать не те примеры, где «теологическая мотивировка» переводчиков LXX очевидна, а те примеры, где она дискуссионна. Поэтому же в нашей статье будет много вопросов — и не так уж много ответов.Иллюзия сознательной теологической правки библейского текста переводчиками Септуагинты вполне может возникать там, где этой правки на самом деле не было. Происходить это может по ряду причин (перечислим их по порядку, в зависимости от того, на какой именно стадии длинного пути от архаического мира Ветхого Завета к христианской рецепции Септуагинты соответствующий фактор вступает в игру).

  1. Еврейский текст, с которого делался перевод, мог отличаться от дошедшего до нас масоретского текста.
  2. Понимание еврейских слов и выражений в эпоху перевода могло отличаться от «классического» древнееврейского, на котором за столетия до того писались библейские тексты.
  3. Смысловые изменения при переводе с еврейского на греческий могли быть обусловлены переводческой техникой, а не богословским замыслом.
  4. Дошедший до нас текст греческой Библии может отличаться от первоначального греческого перевода.
  5. Мы можем находиться под влиянием тех позднейших интерпретаций греческой Библии, которые не предполагались самими переводчиками.

 

esxatos.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта