Проект «Чапаев». Журнал сеанс проект чапаев
Проект «Чапаев»
На прошлой неделе в рамках ММКФ «Сеанс» представил образовательный интернет-проект «Чапаев», который начнет свою работу в конце этого года.
«Сеанс» работает над научно-просветительским проектом «Чапаев».
Что это такое? Прежде всего, это не база киноданных. Мы не соревнуемся с порталами «Кинопоиск» или «Кино-театр.ру». «Сеанс» не обладает возможностями для строительства массивного архива, включающего в себя все отечественные фильмы, независимо от их объективной ценности для зрителя и истории нашего кинематографа. Мы не хотим, чтобы наш проект превратился в каталог фамилий и названий. У «Чапаева» принципиально другой подход. Мы хотим идти к фильмам, рассказывая о контексте, в котором они были созданы, о людях, которые их делали. Хотим посмотреть на историю нашего кино и нашей страны в её совокупной целостности как на историю связей, событий и феноменов.
В основе той информационной базы, с которой мы сейчас работаем, энциклопедическая работа, начатая еще в 1997 году до эпохи тотального интернета для «Новейшей истории отечественного кино». Это история, собранная руками. Свидетельством тому коробки с почтовой перепиской, где на биографические анкеты своим почерком отвечают композитор Исаак Шварц, режиссер Элем Климов, драматург Анатолий Гребнев и еще более тысячи кинематографистов. После выхода семитомника издание продолжалось в интернет-формате, но вечные проблемы с финансированием мешали систематической работе, а бизнес-поле для такого рода инициатив всегда проблемно. И мы рады, что в этом году наш замысел поддержан.
Сегодня история российского кино разрозненна и труднодоступна. Да, есть несколько учебников, написанных в разные годы, есть прекрасные специалисты, но не делается попыток донести информацию об отечественном кино до действительно широкой публики, до тех, кто не часто заходит в библиотеку (а может, и не имеет такой возможности) или в книжный магазин. «Сеанс» издает книги по кино и не понаслышке знает, с какими проблемами сталкиваются небольшие издательства, стремясь донести до публики плоды своего труда. Но мы видим, как востребованы образовательные инициативы пользователями интернета. Аудитория в интернете широка, свободна от географии и по преимуществу молода. Этим и объясняется наш популяризаторский подход. Мы хотим дать молодому зрителю ключи для восприятия собственной истории, отраженной в истории кино. Дать возможность увидеть в этом кино то, чего он не видел раньше, и понять, что видели в нем его родители. Мы считаем, что наше кино достойно такого подхода.

Рисунок Сергея Добротворского
В течение следующих полутора лет «Сеансом» будет разработано около ста курсов и лекций по истории нашего кинематографа от первого кинопоказа до сегодняшнего дня. Наш подход будет как хронологическим (то есть мы предложим подробные курсы согласно традиционной периодизации), так и «феноменологическим» (будут курсы, рассказывающие о жанрах и типажах, индустриальных и общественных особенностях кинопроцесса). Одна из важнейших задач для нас — погружение в контекст, к которому будет привязан объемный и доступный словарь по упомянутым в курсах и лекциях фильмам и людям.
Конечно, редакция «Сеанса» мала. В ней не так много киноведов, специализированно занимающихся историей отечественного кино, и еще меньше историков широкого профиля, но все же нам кажется, что именно «Сеанс», умеющий мобилизовать сообщество, постоянно сотрудничающий с многочисленными авторами (среди которых есть множество уважаемых исследователей) и никогда не замыкавшийся в кругу только лишь «сеансовских» авторов, способен осуществить задуманное. Спросить на манер Чапаева у коллег: «А винтовка твоя где?» И получить ответ.

Рисунки Сергея Добротворского
«Чапаев» для нас не просто звонкое слово или название громкой «ленфильмовской» картины, в которой парадоксально соединилось и проявилось авторское и массовое. Для нас это элемент не столько большого советского, сколько частного, «сеансовского» мифа, связанного с фигурой Сергея Добротворского, и той контркультурной традиции, которую парадоксальным образом вместил в себя образ лихого красного комдива.
А кому фильм понравился больше в 1935-ом, Сталину или Мандельштаму, сегодня не так уж важно.
«Сеанс»
kinote.info
Проект «Чапаев» / Культура / Лента.co
Читать оригинал публикации на kinote.info
На прошлой неделе в рамках ММКФ «Сеанс» представил образовательный интернет-проект «Чапаев», который начнет свою работу в конце этого года.

«Сеанс» работает над научно-просветительским проектом «Чапаев».
Что это такое? Прежде всего, это не база киноданных. Мы не соревнуемся с порталами «Кинопоиск» или «Кино-театр.ру». «Сеанс» не обладает возможностями для строительства массивного архива, включающего в себя все отечественные фильмы, независимо от их объективной ценности для зрителя и истории нашего кинематографа. Мы не хотим, чтобы наш проект превратился в каталог фамилий и названий. У «Чапаева» принципиально другой подход. Мы хотим идти к фильмам, рассказывая о контексте, в котором они были созданы, о людях, которые их делали. Хотим посмотреть на историю нашего кино и нашей страны в её совокупной целостности как на историю связей, событий и феноменов.
В основе той информационной базы, с которой мы сейчас работаем, энциклопедическая работа, начатая еще в 1997 году до эпохи тотального интернета для «Новейшей истории отечественного кино». Это история, собранная руками. Свидетельством тому коробки с почтовой перепиской, где на биографические анкеты своим почерком отвечают композитор Исаак Шварц, режиссер Элем Климов, драматург Анатолий Гребнев и еще более тысячи кинематографистов. После выхода семитомника издание продолжалось в интернет-формате, но вечные проблемы с финансированием мешали систематической работе, а бизнес-поле для такого рода инициатив всегда проблемно. И мы рады, что в этом году наш замысел поддержан.

Сегодня история российского кино разрозненна и труднодоступна. Да, есть несколько учебников, написанных в разные годы, есть прекрасные специалисты, но не делается попыток донести информацию об отечественном кино до действительно широкой публики, до тех, кто не часто заходит в библиотеку (а может, и не имеет такой возможности) или в книжный магазин. «Сеанс» издает книги по кино и не понаслышке знает, с какими проблемами сталкиваются небольшие издательства, стремясь донести до публики плоды своего труда. Но мы видим, как востребованы образовательные инициативы пользователями интернета. Аудитория в интернете широка, свободна от географии и по преимуществу молода. Этим и объясняется наш популяризаторский подход. Мы хотим дать молодому зрителю ключи для восприятия собственной истории, отраженной в истории кино. Дать возможность увидеть в этом кино то, чего он не видел раньше, и понять, что видели в нем его родители. Мы считаем, что наше кино достойно такого подхода.

Рисунок Сергея Добротворского
В течение следующих полутора лет «Сеансом» будет разработано около ста курсов и лекций по истории нашего кинематографа от первого кинопоказа до сегодняшнего дня. Наш подход будет как хронологическим (то есть мы предложим подробные курсы согласно традиционной периодизации), так и «феноменологическим» (будут курсы, рассказывающие о жанрах и типажах, индустриальных и общественных особенностях кинопроцесса). Одна из важнейших задач для нас — погружение в контекст, к которому будет привязан объемный и доступный словарь по упомянутым в курсах и лекциях фильмам и людям.
Конечно, редакция «Сеанса» мала. В ней не так много киноведов, специализированно занимающихся историей отечественного кино, и еще меньше историков широкого профиля, но все же нам кажется, что именно «Сеанс», умеющий мобилизовать сообщество, постоянно сотрудничающий с многочисленными авторами (среди которых есть множество уважаемых исследователей) и никогда не замыкавшийся в кругу только лишь «сеансовских» авторов, способен осуществить задуманное. Спросить на манер Чапаева у коллег: «А винтовка твоя где?» И получить ответ.

Рисунки Сергея Добротворского
«Чапаев» для нас не просто звонкое слово или название громкой «ленфильмовской» картины, в которой парадоксально соединилось и проявилось авторское и массовое. Для нас это элемент не столько большого советского, сколько частного, «сеансовского» мифа, связанного с фигурой Сергея Добротворского, и той контркультурной традиции, которую парадоксальным образом вместил в себя образ лихого красного комдива.
А кому фильм понравился больше в 1935-ом, Сталину или Мандельштаму, сегодня не так уж важно.
lenta.co
Начал работу образовательный сайт об отечественном кино «Чапаев»
Проект, созданный главным редактором Любовью Аркус и коллективом журнала «Сеанс» на основе семитомной энциклопедии «Новейшая история отечественного кино», включает в себя образовательные курсы, киноведческую базу с текстами и редкими архивными документами, а также специальный раздел видео-интервью «Свидетели, участники и потомки», в котором собраны интервью, личные письма, документы и фотографии кинематографистов и их родственников.
![]() |
На сайте размещены образовательные курсы, которые делятся на несколько типов: исторические периоды, конкретные личности, фильмы и отдельные феномены. На данный момент проект содержит два курса: «Школьный фильм» и «Маргарита Барская. Амазонка детского кино». Курсы содержат материалы разных жанров, среди которых статьи, фото, интервью, исторические документы и фрагменты хроники. Источниками большей частью становятся бумажные носители, не публиковавшиеся в интернете. Иногда это документы из личных архивов, которые ранее не были введены в широкий оборот.
Спецпроект «Свидетели, участники и потомки» включает в себя видеоинтервью с участниками кинопроцесса, детьми и внуками советских кинематографистов. Также на данный момент готовятся разделы «Летопись» и «Глоссарий».
По словам шеф-редактора «Сеанса» Василия Степанова, идея «Чапаева» не родилась спонтанно.
«Журнал "Сеанс" уже давно занимается энциклопедической работой. В начале нулевых вышел семитомник "Новейшая история отечественного кино. 1986-2000", которая подробнейшим образом рассказывает о нашем кино последних 15 лет ХХ века и портретирует множество отечественных деятелей кино: режиссёров, операторов, сценаристов, актёров, организаторов производства и прочих. В дальнейшем проект развивался, расширялся в интернете как электронная энциклопедия и несколько раз перезапускался», — приводит ИА Regnum слова Степанова.
![]() |
Над содержанием проекта работают эксперты и историки. Среди них — историк кино Евгений Марголит, сценарист и режиссёр Олег Ковалов, историк и редактор-составитель более ста изданий о кино Владимир Забродин и другие. Среди архивов и музеев, с чьей помощью проект смог увидеть свет, — Госфильмофонд, музей «Мосфильма», музей «Ленфильма», Бахрушинский музей, музей МХАТа и Музей кино.
По словам главного редактора журнала «Сеанс» Любови Аркус, есть люди (и их 98%), про которых «очень мало и очень плохо было когда-либо что-либо написано». «Среди этих людей есть выдающиеся фигуры, например режиссёры Константин Юдин или Эдмонд Кеосаян. Вы не найдёте про Кеосаяна никакой литературы, потому что критики о нём не писали, не считали нужным. Кассовый хит — писать мы об этом не будем. И если ты не находишь ничего, то нужно найти людей, которые помнят этого человека, найти участников съемочного процесса, детей, личные, семейные архивы. Это поисковая, научно-исследовательская работа. Мы это потихонечку делали, и это был живой процесс», — рассказала Аркус порталу КиноПоиск.ru.
Она добавила, что «Чапаев» сразу родился как образовательный проект. «Львиная доля времени ушла на составление базы. Мы стали её делать системно, и это огромная работа. По каждому человеку мы собрали библиографические списки, отправились в библиотеки и архивы. Тогда, с энциклопедией отечественного кино, это был онлайн-процесс, который никогда не претендовал на конечный продукт — что мы успевали, то и выкладывали. А сейчас мы собрали 150 текстов про Эйзенштейна. Хотя это не конец, хотя когда-нибудь кто-нибудь напишет новый текст о нем, и мы его туда выложим, но в целом за то, как собран сейчас Эйзенштейн, мы отвечаем. Это принципиальное отличие», — рассказала Аркус.
![]() |
| Любовь Аркус. Фото: КиноПоиск.ru |
Она добавила, что главные читатели нового портала — люди гуманитарных профессий, которые найдут для своей работы много полезного: «Тебе не придётся идти в библиотеку, искать в интернете, да в интернете этого и нет. Мы выкладываем многое впервые. Мы оцифровываем старые книги, прессу 1920-х годов, личные архивы. Этого нет в сети. Где ты сможешь узнать, кто снимал кинохронику в блокадном Ленинграде, узнаешь подробности из жизни этого удивительного человека? Только на "Чапаеве"».
Cредства на запуск «Чапаева» были выделены Фондом кино.
«Мне "Чапаев" безумно нравится. Я попробовал преподавать, и понял, что мне очень не хватает такого ресурса», — прокомментировал Ленте.ru запуск ресурса глава Фонда кино Антон Малышев.
Чёрно-белый журнал о кино «Сеанс» издается в Санкт-Петербурге с мая 1990 года. В 1994 году «Сеанс» начал вести также издательскую, а в 1997-м — научно-исследовательскую деятельность. С 1998 по 2004 годы редакция журнала создала «Энциклопедию отечественного кино. Кино и контекст» в семи томах.
www.taday.ru





