Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

«О ПРЕКРАЩЕНИИ ИЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА “ЯСНАЯ ПОЛЯНА”». 1862. Журнал толстого ясная поляна


ЖУРНАЛ «ЯСНАЯ ПОЛЯНА». 1862 / Лев Толстой

В Ясной Поляне Толстой решил основать новый журнал, рассчитывая на помощь и поддержку своих молодых сотрудников по яснополянской школе. Толстой хотел объединить в этом журнале «все то, что могло бы рассчитывать на неуспех в XIX-м и на хотя не успех – но читателей, в XX и дальнейшем столетиях». Материала у него, как всегда, было «гибель».

Журнал выходил в течение 1862-го года. Всего вышло в свет 12 номеров и 12 приложений к каждому номеру. Это был педагогический журнал, программа которого включала описание новых приемов обучения, новых принципов административной деятельности, распространения книг среди народа, анализ свободно возникающих школ. Толстой приглашал к сотрудничеству в журнале учителей, «смотрящих на свое занятие не только как на средство существования, не только как на обязанность обучения детей, но как на область испытания для науки педагогики». Начиная с 4 февраля 1862 г. он опубликовал в журнале двенадцать своих статей, в которых затронул целый ряд важнейших вопросов; одни были разработаны им подробно, других он коснулся вскользь.

Названия статей Толстого, напечатанных в журнале «Ясная Поляна», напоминали его «Севастопольские рассказы»: «Яснополянская школа в ноябре», «Яснополянская школа в декабре месяце...». Некоторые исследователи отмечают, что «вероятно, Толстой пошел на параллелизм названий педагогических статей и названий рассказов об обороне Севастополя, чтобы подчеркнуть, что сражение происходит на самом главном фронте». Толстой вновь почувствовал себя в центре современной журнальной жизни, в письме к Чернышевскому в «Современник» попросил дать отзыв и откровенно признался: «Я имел несчастье писать повести, и публика, не читая, будет говорить: “Да... “Детство” – это мило, но журнал?” А журнал и все дело составляют для меня все».

Вместе с тем еще осенью 1861 г. у Толстого не было никаких материалов для его журнала, за исключением начатой им за границей статьи «О народном образовании». 5 ноября Толстой начал писать для своего журнала «Дневник ясенский». Работа очень увлекла его, и вскоре большая статья под заглавием «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» была готова. Затем он пишет статьи: «О значении описания школ и народных книг», «О методах обучения грамоте», «История яснополянской школы» (впоследствии статья эта получила название «О свободном возникновении и развитии школ в народе»), пересказывает школьникам большую французскую повесть «Maurice, ou le travail», редактирует пересказ этой повести учениками, записанный учителями (под заглавием «Матвей»), и пишет предисловие к этому пересказу, редактирует статьи учителей открытых им школ о ходе их занятий.

В первый номер журнала вошли три статьи Толстого: «О народном образовании», «О значении описания школ и народных книг» и «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы», статьи учителей окрестных школ и составленное одним из учителей описание книг, которые он нашел у крестьян той волости, где была расположена его школа.

Первый номер «Ясной Поляны», после обращения «К публике», открывался статьей «О народном образовании». Статья была написана Толстым, но появилась без подписи, очевидно для указания на то, что статья выражает основные взгляды редакции.

25 января была разрешена цензурой первая «книжка» для детей, служившая приложением к «Ясной Поляне»; в ней был помещен пересказ яснополянскими школьниками повести «Матвей», с предисловием Толстого.

Во второй номер журнала вошли две его статьи – «О методах обучения грамоте» и «О свободном возникновении и развитии школ в народе» – и две статьи учителей школ.

tolstoy.ru

Полное собрание сочинений. Том 8. Педагогические статьи 1860–1863 гг. Редакционные заметки и примечания к журналу «Ясная Поляна» и к книжкам «Ясной Поляны» (Л. Н. Толстой, 1863)

«Ясная поляна». .

Стр. 101. Примечание к статье «Книги Ломинцевской волости» А. Ш.

По недостатку места в этом нумере, мы печатаем только перечень книг. В следующем нумере надеемся поместить статью о взгляде народа и на эти книги.

Стр. 104. Заметка за подписью – Гр. Л. Н. Толстой.

13 Января. Неизвестная дама передала мне тысячу рублей серебром при письме без подписи, в котором было объяснено, что деньги эти назначаются на нужды народа. В письме сказано, что деньги могут быть употреблены на больницу или школу.

В следующем нумере я надеюсь дать отчет о употреблении этих денег.

Стр. 62. Примечание в конце статьи «О свободном возникновении и развитии школ в народе».

Продолжение Яснополянской школы по недостатку места не может быть напечатано в этом номере.

Стр. 63. Примечание к заглавию статьи «Я-кая школа» М. Б.

Во многом, почти во всем, не разделяя мнения автора этой статьи, мы печатаем ее, не говоря о ее достоинствах, с особенным удовольствием еще потому, что, приняв себе за правило в деле образования руководиться только опытом, мы считаем себя обязанными выставлять равно на вид читателя как удачи, так и неудачи опытов свободного преподавания и отношения к ученикам.

Автор статьи, как и сам признавал это, начал дело не свободно, но задавшись мыслью необходимости ввести в своей школе те свободные приемы, которые ему показались удобными в других школах, он сам был не свободен в своем отношении к ученикам, и только в этом лежит причина неудачи, которую он старается преувеличить. В таком же, еще более насильственно-свободном отношении к ученикам, в которое поставил себя учитель, замещавший его, лежит причина неудачи другого учителя. Цель учителя есть образование учеников, а не свобода и возбуждение привязанности к учителю. Этого-то не понял учитель, заместивший г-на Б. Приемы его возбудили общее негодование крестьян. Я убежден, что продлись еще несколько времени такое ученье, оно возбудило бы и неудовольствие учеников.

Ред.

Стр. 87. Заметка за подписью – Гр. Л. Н. Толстой.

Пожертвованные неизвестной особой 1000 руб. сер. употреблены следующим образом.

Ясенецкому волостному сходу предложено учредить банк для приема вкладов и выдачи ссуд крестьянам за известные проценты.

Основанием этого банка предложены им пожертвованные 1000 р. На проценты с основного капитала предложено, на вечные времена, основать училище в одном из самых бедных селений участка, – в сельце Телятинках.

Волостной сход принял предложение, избрал четырех распорядителей банка и казначея, и с 1-го марта начнет свои действия.

Телятинское общество, до сих пор, по бедности, отказывавшееся от устройства училища, сверх процентов с 1000 р., положило платить по 1 руб. сер. с ученика в год и от себя наняло помещение.

Училище будет открыто 25-го числа марта. Учеников платящих по 1. руб. сер. в год – 15, бесплатный (сирота) – 1 и девочек 3.

Мы положили себе за правило уведомлять в каждом номере неизвестного жертвователя о дальнейшем развитии, основанных на пожертвованные им деньги, банка и училища.

Стр. 93. Заметка за подписью – Гр. Л. Н. Толстой

Пожертвованные 1000 р.

Все деньги, по распоряжению избранных распорядителей банка, розданы почти поровну на все общества Ясенецкой волости. В обществах – розданы самым бедным по 5,7 и 10 рублей по приговорам «стариков».

Школа существует уже около месяца. Все 15 учеников читают по складам, пишут печатными буквами (трое на прошлой недели написали и послали письма родным).

Лучшие – делают умножение. Все знают сложение и вычитание на цифрах и щотах.

Священную историю рассказывают до Моисея. – Священник учит молитвам.

Стр. 5—8. Заметка за подписью – редактор и издатель гр. Л. Н. Толстой.

От редакции.

Редакция «Ясной поляны» убеждена, что одно из самых образованных и плодотворно-деятельных сословий русского общества, сословие педагогов: директоров гимназий, учителей гимназий, уездных, приходских и частных училищ и церковно-служителей, занимающихся школами, владеет огромным запасом, особенно драгоценных в настоящее время, педагогических фактов, наблюдений и выводов опыта, которые, быв обнародованы, не только принесут неизмеримую пользу для самого хода образования и для науки педагогии, но которые одни разрешат окончательно те бесчисленные вопросы по народному образованию, которые в настоящее время столь законно занимают наше общество. – Только на этих фактах, наблюдениях и выводах, а не на кабинетных теориях, может построиться здание нашего будущего народного образования.

Редакция «Ясной поляны» сочла бы себя счастливою и только тогда твердо была бы уверена в своей пользе и значении, если бы с разных сторон России люди искренно преданные делу народного образования избрали журнал «Ясная поляна» для заявления требований учителей, учеников и родителей, для заявления тех препятствий в деле народного образования, с которыми приходится им сталкиваться, и вообще для заявления всех тех фактов, которые могут служить материялами для развития опытной педагогии.

Несмотря на то, что редакция имеет свой определенный взгляд на народное образование, выраженный в вышедших книжках журнала, все статьи, без различия направлений, сочтутся драгоценными приобретениями, если только они будут отражениями и заявлениями действительности. Достоинство статей педагогического журнала заключается, по нашему убеждению, преимущественно: в богатстве, новизне фактов и в характере простоты, правдивости и неофицияльности их изложения.

Редакция «Ясной поляны» покорно просит гг. директоров гимназий, штатных смотрителей, учителей гимназий, уездных, приходских и частных училищ и церковно-служителей присылать свои статьи по следующим отделам:

1) Описание опытов, новых приемов преподавания по грамоте, языку, математике, истории и географии, землемерию, рисованию, пению, закону Божию и естественных наук. (Искреннее описание опыта со всеми колебаниями, изменениями, неудачами и ошибками гораздо поучительнее и дороже для науки, чем изложения будто бы непогрешимой методы).

2) Об опытах, новых способах управления учениками и администрации училищ. Наблюдения над влиянием наказаний и наград.

3) О способах и случаях свободного внешкольного образования. Наблюдения над приложениями и дальнейшим развитием знаний, выносимых из школ учениками.

4) О поразительных неуспехах преподавания и о причинах таких неуспехов, как зависящих от устройства училищ, так и от личных недостатков преподавателей.

5) О книгах, имеющих успех между учениками и вообще между народом, и суждения о них учеников и вообще народа.

6) Характеристики как целых училищ, так и отдельных, поразительных особенными типическими недостатками или достоинствами, учителей и учеников.

7) Об отношениях родителей учеников к детям, к учителям и о требованиях родителей от образования.

8) Описания возникновения и развития школ и библиотек и вообще все те статьи, которые входят в программу «Ясной поляны», как-то: критики народных и детских книг на основании опыта, переделки и оригинальные произведения, проверенные опытом и доступные народу.

Плата за статьи назначается от 30 до 100 р. сер. Статьи, неудобные для напечатания, не возвращаются.

Редакция просит до 1 августа присылать статьи в Москву, студенту университета Василию Михайловичу Попову, а после этого срока в Тулу, в Ясную Поляну, на имя Графа Льва Николаевича Толстого.

Стр. 40. Примечание к заглавию статьи «Заметки по поводу статьи г. Маркова», подписанной: «Бывший студент 2-го курса, ныне сельский учитель».

В одном из следующих номеров будет помещен ответ от редакции на статью г. Маркова. Настоящая заметка помещается в этом номере по желанию автора.

Кроме того в конце книжки, на отдельном листе напечатано:

Шестой номер школы и книжки «Ясной поляны» не мог выдти своевременно по особенным обстоятельствам.

Стр. 5. Примечание к заглавию статьи «Свобода школы» Скворцова.

Несмотря на несогласие наше в значении, придаваемом автором науке педагогии и классическому образованию, мы с особенным удовольствием печатаем статью, столь согласную с нашим воззрением на необходимость свободы в деле образования и столь сильно разъясняющую и доказывающую эту необходимость.

Ред.

Стр. 58. Начало статьи «Яснополянская школа (продолжение)» приходского свящ. К. Пашковского.

Конец ознакомительного фрагмента.

kartaslov.ru

Когда Толстой опубликовал журнал “Ясная поляна”

В Ясной Поляне Толстой решил основать новый журнал, рассчитывая на помощь и поддержку своих молодых сотрудников по яснополянской школе. Толстой хотел объединить в этом журнале «все то, что могло бы рассчитывать на неуспех в XIX-м и на хотя не успех – но читателей, в XX и дальнейшем столетиях». Материала у него, как всегда, было «гибель».

Журнал выходил в течение 1862-го года. Всего вышло в свет 12 номеров и 12 приложений к каждому номеру. Это был педагогический журнал, программа которого включала описание новых приемов обучения, новых принципов административной деятельности, распространения книг среди народа, анализ свободно возникающих школ. Толстой приглашал к сотрудничеству в журнале учителей, «смотрящих на свое занятие не только как на средство существования, не только как на обязанность обучения детей, но как на область испытания для науки педагогики». Начиная с 4 февраля 1862 г. он опубликовал в журнале двенадцать своих статей, в которых затронул целый ряд важнейших вопросов; одни были разработаны им подробно, других он коснулся вскользь.

Названия статей Толстого, напечатанных в журнале «Ясная Поляна», напоминали его «Севастопольские рассказы»: «Яснополянская школа в ноябре», «Яснополянская школа в декабре месяце…». Некоторые исследователи отмечают, что «вероятно, Толстой пошел на параллелизм названий педагогических статей и названий рассказов об обороне Севастополя, чтобы подчеркнуть, что сражение происходит на самом главном фронте». Толстой вновь почувствовал себя в центре современной журнальной жизни, в письме к Чернышевскому в «Современник» попросил дать отзыв и откровенно признался: «Я имел несчастье писать повести, и публика, не читая, будет говорить: “Да… “Детство” – это мило, но журнал?” А журнал и все дело составляют для меня все».

Вместе с тем еще осенью 1861 г. у Толстого не было никаких материалов для его журнала, за исключением начатой им за границей статьи «О народном образовании». 5 ноября Толстой начал писать для своего журнала «Дневник ясенский». Работа очень увлекла его, и вскоре большая статья под заглавием «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» была готова. Затем он пишет статьи: «О значении описания школ и народных книг», «О методах обучения грамоте», «История яснополянской школы» (впоследствии статья эта получила название «О свободном возникновении и развитии школ в народе»), пересказывает школьникам большую французскую повесть «Maurice, ou le travail», редактирует пересказ этой повести учениками, записанный учителями (под заглавием «Матвей»), и пишет предисловие к этому пересказу, редактирует статьи учителей открытых им школ о ходе их занятий.

В первый номер журнала вошли три статьи Толстого: «О народном образовании», «О значении описания школ и народных книг» и «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы», статьи учителей окрестных школ и составленное одним из учителей описание книг, которые он нашел у крестьян той волости, где была расположена его школа.

Первый номер «Ясной Поляны», после обращения «К публике», открывался статьей «О народном образовании». Статья была написана Толстым, но появилась без подписи, очевидно для указания на то, что статья выражает основные взгляды редакции.

25 января была разрешена цензурой первая «книжка» для детей, служившая приложением к «Ясной Поляне»; в ней был помещен пересказ яснополянскими школьниками повести «Матвей», с предисловием Толстого.

Во второй номер журнала вошли две его статьи – «О методах обучения грамоте» и «О свободном возникновении и развитии школ в народе» – и две статьи учителей школ.

obrazovaka.ru

«О ПРЕКРАЩЕНИИ ИЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА “ЯСНАЯ ПОЛЯНА”». 1862 / Лев Толстой

Составленное Толстым объявление о прекращении журнала «Ясная Поляна» было напечатано в газете «Московские ведомости» (1863, № 13).

В нем Толстой заявил, что его педагогические взгляды «не только не изменились, но подтвердились и постоянно подтверждаются» и что прекращение журнала вызвано главным образом тем, что, «несмотря на лестные отзывы» в печати о его журнале «Ясная Поляна», число подписчиков не превышало 400.

Далее Толстой объявлял, что и впредь будет проводить свои «педагогические опыты» и делать свои «посильные наблюдения». С 1863 г. он предполагает выпускать «отдельные сборники статей по педагогическим вопросам» «по мере накопления материала».

ПСС, т. 8, с. 373.

Несмотря на это заявление Толстого, занятия в это время в яснополянской школе еще не были прекращены; школа продолжала существовать до осени 1863 г. Но 1 октября Толстой записал в Дневнике: «С студентами и с народом распростился». Большинство студентов, занимавшихся в школах, основанных Толстым, лишившись его руководства, не могли продолжать занятия и жить в условиях крестьянской обстановки и стали разъезжаться. Толстой успел полюбить всю эту горячую, восприимчивую, увлекающуюся молодежь, и ему грустно было расставаться с ними. «Студенты уезжают, и мне их жалко», – записал он в Дневнике 19 декабря.

На всю жизнь Толстой сохранит теплые воспоминания об этих студентах-учителях. В 1908 году он выражал желание написать для его биографии, над которой тогда работал П. И. Бирюков, воспоминания об этих студентах: «Какой это был народ! Чистые, самоотверженные…». В 1877 г., отвечая на письмо профессора Московского университета С. А. Рачинского, Толстой признавался, что старые «школьные времена <...> всегда останутся одним из самых дорогих и, главное, чистых воспоминаний». В письме к своему биографу П. И. Бирюкову в ноябре 1903 г., ответив на вопрос о его «любвях», Толстой счел нужным прибавить: «Самый светлый период моей жизни дала мне не женская любовь, а любовь к людям, к детям. Это было чудное время».

ПСС, т. 74, с. 239.

Толстой вспоминал о своих занятиях с детьми как о лучшем времени своей жизни и в беседе с А. Г. Русановым в 1896 г.*

Одной из причин прекращения занятий с крестьянскими ребятишками и общения с народом были новые условия его жизни: женитьба, семейная жизнь постепенно вытесняла другие интересы, в том числе – и главное – сближение с народом и занятие школами. Софья Андреевна не хотела примириться с этим, была настроена враждебно: «Он мне гадок с своим народом. Я чувствую, что или я, то есть я, пока представительница семьи, или народ с горячею любовью к нему Левы. Это эгоизм. Пускай. Я для него живу, им живу, хочу того же, а то мне тесно и душно здесь, и я сегодня убежала потому, что мне всё и все стало гадко. И тетенька, и студенты, <...> и стены, и жизнь, и я чуть не хохотала от радости, когда убежала одна тихонько из дому... Страшно с ним жить, вдруг народ полюбит опять, а я пропала» (дневниковая запись 23 ноября).

Важная причина прекращения Толстым школьных занятий – вновь обращение к литературной работе. Завершены повести «Поликушка» и «Казаки». Впереди – великая книга «Война и мир».

Прекращение деятельности яснополянской школы Толстого вызвало сожаление в печати. Петербургская газета «Голос» одну из корреспонденций из Москвы заканчивала печальным сообщением: «В заключение позвольте сообщить вам еще новость, хотя и не совсем утешительную. Мы слышали недавно за самое достоверное, что знаменитая яснополянская школа графа Толстого пришла в упадок. Говорят, что с тех пор, как граф Л. Н. Толстой перестал в ней постоянно заниматься лично, большая часть учеников перестала посещать школу и в последнее время число их уже ограничивалось только несколькими единицами. Излишне говорить, насколько неприятна такая новость. Л. Н. Толстой, как известно, основатель новой педагогической системы и проповедник новых педагогических начал, имеющих на своей стороне многое. Они немало могли внести в науку и жизнь при своем развитии, а развивать их некому, кроме Л. Н. Толстого. Известно, как мало существенной поддержки нашли не только в публике, но и в передовых людях новые мысли журнала “Ясная Поляна”, который должен был зачахнуть. Прозелитов эти мысли почти не нашли, хотя все признавали за ними достоинства; граф Толстой оставался одиночным их поборником, так как они не вызрели еще до ясности, и, должно признаться, что отстаивал он их стойко» (1863, № 54, 5 марта).

«Журнал Министерства народного просвещения» в статье В. Золотова, посвященной описанию осмотренных им народных школ, также выразил сожаление о прекращении яснополянской и других окрестных школ: «Я предполагал съездить в Ясную Поляну, но к крайнему моему сожалению узнал, что школа графа Толстого уже не существует; говорю “к крайнему сожалению” потому, что, несмотря на некоторые увлечения графа Толстого, все-таки школа его имела большое значение по своей практичности и особенно по своей резкой противоположности с педантичною педагогичностью <...> По свидетельству коротко знакомых с яснополянской школой, успехи учеников во многом действительно были поразительны»**.

Деятельность Толстого, издателя журнала «Ясная Поляна», вызвала многочисленные статьи современников; в частности, С. Ашевского (Русская школа, 1913, № 10). В наши дни исследователи ХХ и начала ХХI вв. активно осваивают педагогическое наследие Толстого. Интернет наполнен ссылками на работы и рефераты о педагогических взглядах Толстого.

* См.: Русанов А. Г. Воспоминания о Л. Н. Толстом. – Воронеж, 1937. – С. 125. ** Журнал Министерства народного просвещения. – 1863. – № 12. – С. 184-185.

tolstoy.ru

Ясная Поляна (журнал) — WiKi

Журнал выходил в Москве в 1862 году ежемесячно.

Состоял из двух отдельных выпусков: «Ясная Поляна. Школа. Журнал педагогический» и «Ясная Поляна. Книжки для детей».

Журнал имел не более 400 подписчиков.

Толстой так формулировал программу журнала:

Школа будет заключать в себе статьи педагогические. Книжка будет содержать статьи народные, то есть удобопонятные и занимательные для народа. Вот вся наша программа, с тою лишь особенностью, что, по нашему убеждению, педагогика есть наука опытная, а не отвлеченная и что для народа, по выражению Песталоцци, самое лучшее только как раз в пору

— Л. Н. Толстой. Объявление об издании нового журнала[1]

Решительно отвергнув официальную педагогику, основанную на муштре и зубрежке, Толстой выдвигал теорию «свободного воспитания». Считая, что содержание уроков должно определяться исключительно интересами детей, он отвергал учебные программы и расписания, оценку знаний и экзамены, систему наказаний и поощрений. Отвергалась и школьная дисциплина. Кроме педагогических статей теоретического характера, в журнале помещались статьи учителей, главным образом толстовских школ, об их опыте работы по системе свободного воспитания. В книжках «Ясной Поляны» помещались рассказы из крестьянской жизни, народные песни, сказки и загадки, рассказы исторического и историко-церковного характера, изложенные простым и понятным языком.

Большая часть материала в журнале принадлежала Толстому. Он поместил здесь программную статью «К публике» (№ 1), «О народном образовании» (№ 1), «О значении описания школ и народных книг» (№ 1), «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» (№ 1, 3, 4), «О методах обучения грамоте» (№ 2) и др. и большое количество редакционных заметок.

Кроме Толстого, в журнале принимали участие А. С. Суворин, Г. И. Успенский, Н. В. Успенский, учителя толстовских школ И. И. Авксентьев, М. Ф. Бутович, С. Л. Гудим, В. М. Попов, А. П. Сердобольский и другие.

Н. Г. Чернышевский посвятил журналу «Ясная Поляна» рецензию (Полн. собр. соч., т. XI, М., 1951), в которой отмечал положительную роль борьбы журнала с официальной педагогикой, но, вместе с тем, отмечал отсутствие в нем четкой идеологической программы.

Из-за небольшого числа подписчиков журнал оставался убыточным. 18 октября 1862 года Лев Толстой пишет своему брату С. Н. Толстому:

На журнал чуть-чуть тянется подписка, но по общему счету, который я сделал на днях, журнал принесет 3000 убытку. К несчастью, получил я на днях две статьи недурные, которые можно напечатать, так что с небольшим трудом я дотяну до 63 года, но подписки на будущий год не делаю и продолжать не буду журнала, а ежели будут набираться материалы, то буду издавать сборником, просто книжками, без всякого обязательства.

— Письмо графу С. Н. Толстому. 18 октября 1862 года[2]

ru-wiki.org

ЖУРНАЛ «ЯСНАЯ ПОЛЯНА». 1862. | Сайт Ирины Петровицкой

В Ясной Поляне Толстой решил основать новый журнал, рассчитывая на помощь и поддержку своих молодых сотрудников по яснополянской школе. Толстой хотел объединить в этом журнале «все то, что могло бы рассчитывать на неуспех в XIX-м и на хотя не успех – но читателей, в XX и дальнейшем столетиях». Материала у него, как всегда, было «гибель».

Журнал выходил в течение 1862-го года. Всего вышло в свет 12 номеров и 12 приложений к каждому номеру. Это был педагогический журнал, программа которого включала описание новых приемов обучения, новых принципов административной деятельности, распространения книг среди народа, анализ свободно возникающих школ. Толстой приглашал к сотрудничеству в журнале учителей, «смотрящих на свое занятие не только как на средство существования, не только как на обязанность обучения детей, но как на область испытания для науки педагогики». Начиная с 4 февраля 1862 г. он опубликовал в журнале двенадцать своих статей, в которых затронул целый ряд важнейших вопросов; одни были разработаны им подробно, других он коснулся вскользь.

Названия статей Толстого, напечатанных в журнале «Ясная Поляна», напоминали его «Севастопольские рассказы»: «Яснополянская школа в ноябре», «Яснополянская школа в декабре месяце...». Некоторые исследователи отмечают, что «вероятно, Толстой пошел на параллелизм названий педагогических статей и названий рассказов об обороне Севастополя, чтобы подчеркнуть, что сражение происходит на самом главном фронте». Толстой вновь почувствовал себя в центре современной журнальной жизни, в письме к Чернышевскому в «Современник» попросил дать отзыв и откровенно признался: «Я имел несчастье писать повести, и публика, не читая, будет говорить: “Да... “Детство” – это мило, но журнал?” А журнал и все дело составляют для меня все».

Вместе с тем еще осенью 1861 г. у Толстого не было никаких материалов для его журнала, за исключением начатой им за границей статьи «О народном образовании». 5 ноября Толстой начал писать для своего журнала «Дневник ясенский». Работа очень увлекла его, и вскоре большая статья под заглавием «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» была готова. Затем он пишет статьи: «О значении описания школ и народных книг», «О методах обучения грамоте», «История яснополянской школы» (впоследствии статья эта получила название «О свободном возникновении и развитии школ в народе»), пересказывает школьникам большую французскую повесть «Maurice, ou le travail», редактирует пересказ этой повести учениками, записанный учителями (под заглавием «Матвей»), и пишет предисловие к этому пересказу, редактирует статьи учителей открытых им школ о ходе их занятий.

В первый номер журнала вошли три статьи Толстого: «О народном образовании», «О значении описания школ и народных книг» и «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы», статьи учителей окрестных школ и составленное одним из учителей описание книг, которые он нашел у крестьян той волости, где была расположена его школа.

Первый номер «Ясной Поляны», после обращения «К публике», открывался статьей «О народномобразовании». Статья была написана Толстым, но появилась без подписи, очевидно для указания на то, чтостатья выражает основные взгляды редакции.

25 января была разрешена цензурой первая «книжка» для детей, служившая приложением к «Ясной Поляне»; в ней был помещен пересказ яснополянскими школьниками повести «Матвей», с предисловием Толстого.Во второй номер журнала вошли две его статьи – «О методах обучения грамоте» и «О свободном возникновении и развитии школ в народе» – и две статьи учителей школ.

petrovitskaya.lifeware.ru

Ясная Поляна (журнал) Википедия

«Я́сная Поля́на» — педагогический журнал Л. Н. Толстого, издававшийся в течение 1862 года.

История[ | код]

Журнал выходил в Москве в 1862 году ежемесячно.

Состоял из двух отдельных выпусков: «Ясная Поляна. Школа. Журнал педагогический» и «Ясная Поляна. Книжки для детей».

Журнал имел не более 400 подписчиков.

Толстой так формулировал программу журнала:

Школа будет заключать в себе статьи педагогические. Книжка будет содержать статьи народные, то есть удобопонятные и занимательные для народа. Вот вся наша программа, с тою лишь особенностью, что, по нашему убеждению, педагогика есть наука опытная, а не отвлеченная и что для народа, по выражению Песталоцци, самое лучшее только как раз в пору

— Л. Н. Толстой. Объявление об издании нового журнала[1]

Решительно отвергнув официальную педагогику, основанную на муштре и зубрежке, Толстой выдвигал теорию «свободного воспитания». Считая, что содержание уроков должно определяться исключительно интересами детей, он отвергал учебные программы и расписания, оценку знаний и экзамены, систему наказаний и поощрений. Отвергалась и школьная дисциплина. Кроме педагогических статей теоретического характера, в журнале помещались статьи учителей, главным образом толстовских школ, об их опыте работы по системе свободного воспитания. В книжках «Ясной Поляны» помещались рассказы из крестьянской жизни, народные песни, сказки и загадки, рассказы исторического и историко-церковного характера, изложенные простым и понятным языком.

Большая часть материала в журнале принадлежала Толстому. Он поместил здесь программную статью «К публике» (№ 1), «О народном образовании» (№ 1), «О значении описания школ и народных книг» (№ 1), «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» (№ 1, 3, 4), «О методах обучения грамоте» (№ 2) и др. и большое количество редакционных заметок.

Кроме Толстого, в журнале принимали участие А. С. Суворин, Г. И. Успенский, Н. В. Успенский, учителя толстовских школ И. И. Авксентьев, М. Ф. Бутович, С. Л. Гудим, В. М. Попов, А. П. Сердобольский и другие.

Н. Г. Чернышевский посвятил журналу «Ясная Поляна» рецензию (Полн. собр. соч., т. XI, М., 1951), в которой отмечал положительную роль борьбы журнала с официальной педагогикой, но, вместе с тем, отмечал отсутствие в нем четкой идеологической программы.

Из-за небольшого числа подписчиков журнал оставался убыточным. 18 октября 1862 года Лев Толстой пишет своему брату С. Н. Толстому:

На журнал чуть-чуть тянется подписка, но по общему счету, который я сделал на днях, журнал принесет 3000 убытку. К несчастью, получил я на днях две статьи недурные, которые можно напечатать, так что с небольшим трудом я дотяну до 63 года, но подписки на будущий год не делаю и продолжать не буду журнала, а ежели будут набираться материалы, то буду издавать сборником, просто книжками, без всякого обязательства.

— Письмо графу С. Н. Толстому. 18 октября 1862 года[2]

Ссылки[ | код]

Примечания[ | код]

ru-wiki.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта