Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Литературный калейдоскоп. Журнал звездочка


Редакция — Звёздочка наша

     О журнале

 

Журнал «Звёздочка наша» издаётся с января 2008 года, объединяет педагогов, родителей и детей в вопросах воспитания, развития и обучения ребят. Авторами статей являются педагоги, специалисты, родители. Статьи, представленные в журнале, актуальны, интересны, полезны и изложены на доступном широкому кругу читателей языке.  В цветном журнале «Звёздочка наша» представлены разнообразные рубрики, например:  "Азбука родителей", "Затейники", "Светофор", "Будь здоров!", "Удивительный мир природы", "Мастер-класс", "По секрету всему свету", "Литературный калейдоскоп" и др. Важными в воспитании патриотических чувств являются рубрики: «Россия. Гордимся и любим тебя», «Страницы истории», «Моя Малая Родина». Также в журнале достаточно занимательного материала для детей, что делает журнал семейным.

В 2010 году журнал занял II место в номинации «Печатные СМИ. Издания для детей и молодёжи» в Межрегиональном конкурсе журналистского мастерства «Сибирь – территория надежд», в этом же конкурсе и в этой же номинации в 2011 году мы получили специальный диплом «За продвижение идей гуманизма и добра». Есть у нас и Диплом участника конкурса «ПРО – Образование – 2010», подписанный министром образования и науки РФ А.А. Фурсенко. В 2012 году журнал получил специальный диплом "За участие в воспитании, развитии, обучении детей и поощрение детского творчества" в Межрегиональном конкурсе журналистского мастерства "Сибирь - территория надежд". Осенью 2012 года мы заняли II место в номинации "Россия молодая" во Всероссийском конкурсе СМИ "Патриот России" и получили награду в г. Воронеже, где проходило торжественное мероприятие. Журнал награждён дипломами Межрегионального конкурса журналистского мастерства «Сибирь  - территория надежд» в 2013, 2015, 2016 гг.; Почётными грамотами Союза журналистов Алтайского края 2012 и 2014 гг.; множеством Благодарственных писем, в том числе и от Управлений Алтайского края по культуре и образования (2010 - 2016 гг.). 

Людмила Попова, которая неизменно является учредителем и главным редактором журнала "Звёздочка наша", за свою творческую профессиональную деятельность на торжественном мероприятии, посвящённом 60-летию Союза журналистов Алтайского края, получила Благодарственное письмо Алтайского краевого Законодательного Собрания «За многолетний добросовестный труд, активную общественную работу и в связи с 60-летием Союза журналистов Алтайского края». Раиса Голованёва, председатель Союза журналистов Алтайского края, наградила Л.Ж. Попову Почётным знаком «За заслуги перед профессиональным сообществом» (удостоверение №2489 за подписью председателя Союза журналистов России В.Л. Богданова).

Находясь в постоянном поиске и развиваясь, ежемесячный журнал «Звёздочка наша» 18 мая 2017 года получил новое Свидетельство Федеральной службы по надзору в связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о перерегистрации СМИ в связи с изменением территории распространения издания. Теперь «Звёздочка наша» – федеральный журнал и распространяться будет по всей России. Увеличилось количество страниц – их стало 48! Уже июньский номер (№ 6(105)/2017) выходит изменённым. С июля "Звёздочка наша" будет издаваться в Иркутской области.

 

«Звёздочка наша» приглашает к сотрудничеству всех своих читателей, и возможность заявить о себе есть у каждого, например, фотографии, стихи и сказки, мастерилки, опубликованные в журнале и многое другое присланы родителями и детьми.

   

  Попова Людмила Жоржевна – главный редактор журнала «Звёздочка наша».

      - Приятно познакомиться! Я – педагог высшей квалификационной категории, имеющая высшее педагогическое и среднее экономическое образование, более 10 лет проработавшая в детском саду, опубликовавшая несколько своих трудов по развитию речи дошкольников и подготовке детей к обучению грамоте. В настоящее время реализую авторский проект «Журнал «Звёздочка наша».

В памяти на всю жизнь врезались слова Павки Корчагина, героя романа Н.А. Островского «Как закалялась сталь»: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы... И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать ее». Эти слова стали моим девизом по жизни. Думаю, что для человека самое главное любить свою Родину и быть преданным ей, любить и беречь семью, быть добрым и ласковым с детьми, честным и порядочным со всеми. Считаю своим своеобразным долгом помочь детям и взрослым поделиться своими достижениями, творческими находками с другими, получить хоть небольшую, но популярность. Помочь стать звёздочкой.

А ещё я люблю делать приятное людям. Поэтому и задумано множество конкурсов, флешмобов, необычных эстафет и т.д.

Давайте дружить и общаться!

 

z-nasha.ru

Анонс журнала — Звёздочка наша

Журнал "Звёздочка наша" №2 (113)/2018

Журнал "Звёздочка наша" №1 (112)/2018

Журнал "Звёздочка наша" №12 (111)/2017

Журнал "Звёздочка наша" №11 (110)/2017

Журнал "Звёздочка наша" №10 (109)/2017

Журнал "Звёздочка наша" №9 (108)/2017

Журнал "Звёздочка наша" №8 (107)/2017

Журнал "Звёздочка наша" №7 (106)/2017

Журнал "Звёздочка наша" №6 (105)/2017

Журнал "Звёздочка наша" №5 (104)/2017

Журнал "Звёздочка наша" №4 (103)/2017

 

Журнал "Звёздочка наша" №3 (102)/2017

Журнал "Звёздочка наша" № 2 (101)/2017

Журнал "Звёздочка наша" № 1 (100)/2017

Журнал "Звёздочка наша" № 12 (99)/2016

Журнал "Звёздочка наша" № 11 (98)/2016

Журнал "Звёздочка наша" № 10 (97)/2016

Журнал "Звёздочка наша" № 9 (96)/2016

Журнал "Звёздочка наша" № 8 (95)/2016

 

Журнал "Звёздочка наша" № 7 (94)/2016

Журнал "Звёздочка наша" № 6 (93)/2016

Журнал "Звёздочка наша" № 5 (92)/2016

Журнал "Звёздочка наша" № 4 (91)/2016

Журнал "Звёздочка наша" № 3 (90)/2016

Журнал «Звёздочка наша» № 2 (89)/2016

 

Журнал «Звёздочка наша» № 1 (88)/2016

 

Журнал «Звёздочка наша» № 12 (87)/2015

 

Журнал «Звёздочка наша» № 11 (86)/2015

 Журнал «Звёздочка наша» № 10 (85)/2015

 

Журнал «Звёздочка наша» № 9 (84)/2015

 

Журнал «Звёздочка наша» № 8 (83)/2015

 

Журнал «Звёздочка наша» № 7 (82)/2015

 

Журнал «Звёздочка наша» № 6 (81)/2015

 

Журнал «Звёздочка наша» № 5 (80)/2015

 

Журнал «Звёздочка наша» № 4 (79)/2015

 

Журнал «Звёздочка наша» № 3 (78)/2015

 

Журнал «Звёздочка наша» № 2 (77)/2015

 

Журнал «Звёздочка наша» № 1 (76)/2015

  

Журнал «Звёздочка наша» № 12 (75)/2014 

  

Журнал «Звёздочка наша» № 11 (74)/2014

  

Журнал «Звёздочка наша» № 10 (73)/2014

  

Журнал «Звёздочка наша» № 9 (72)/2014 

  

Журнал «Звёздочка наша» № 8 (71)/2014

  

Журнал «Звёздочка наша» № 7 (70)/2014

   

Журнал «Звёздочка наша» № 6 (69)/2014

 

Журнал «Звёздочка наша» № 5 (68)/2014

  

Журнал «Звёздочка наша» № 4 (67)/2014 

 

Журнал «Звёздочка наша» № 3 (66)/2014

 Журнал «Звёздочка наша» № 2 (65)/2014

 

Журнал «Звёздочка наша» № 1 (64)/2014

 

Журнал «Звёздочка наша» № 12 (63)/2013

 

Журнал «Звёздочка наша» № 11 (62)/2013

 

 Журнал «Звёздочка наша» № 10 (61)/2013

 

Журнал «Звёздочка наша» № 9 (60)/2013

Журнал «Звёздочка наша» № 8 (59)/2013

Журнал «Звёздочка наша» № 7 (58)/2013

 

Журнал «Звёздочка наша» № 6 (57)/2013

  

Журнал «Звёздочка наша» № 5 (56)/2013

 Журнал «Звёздочка наша» № 4 (55)/2013

 Журнал «Звёздочка наша» № 3 (54)/2013

Журнал «Звёздочка наша» № 2 (53)/2013

 Журнал «Звёздочка наша» № 1 (52)/2013

 Журнал «Звёздочка наша» № 12 (51)/2012

 Журнал "Звёздочка наша" № 11 (50)/2012

 Журнал "Звёздочка наша" № 10 (49)/2012

 Журнал «Звёздочка наша» № 9 (48)/2012

 Журнал «Звёздочка наша» № 8 (47)/2012

 

Журнал «Звёздочка наша» № 7 (46)/2012

 

Журнал «Звёздочка наша» № 6 (45)/2012

 

 Журнал "Звёздочка наша" № 5 (44)/2012

 

Журнал «Звёздочка наша» № 4 (43)/2012

 

 

z-nasha.ru

ЖУРНАЛ «ЗВЕЗДОЧКА» А. О. ИШИМОВОЙ

В статье идет речь о детском журнале, издававшемся в середине XIX в, – «Звездочке» А. О. Ишимовой. Это был один из первых журна — лов для детей. Как издание сугубо монархической направленности «Звез — дочка» вызывала неодобрение со стороны либерально настроенных со — временников. В статье подробно проанализированы материалы журнала и показано, как в иносказательной форме в его статьях реализовывались идеологические установки царствования Николая.

Ключевые слова: А. О. Ишимова, журнал «Звездочка», Я. К. Грот, Н. А. Добролюбов.

Имя Александры Осиповны Ишимовой обычно ассо — циируется с детской литературой. Отчасти это верно, поскольку славу писательнице принесла «История России в рассказах для детей», которая еще при жизни автора была перепечатана несколь — ко раз. Но Ишимова также была журналистом – она выпускала детские журналы «Звездочка» и «Лучи». «Звездочка» выходила в 1842–1845 гг. двумя отдельными изданиями с подзаголовками:

«Журнал для детей младшего возраста» и «Журнал для детей стар — шего возраста» (последнее издание в 1850–1860 гг. выходило под названием «Лучи» и с подзаголовком «Журнал для девиц»).�

Современники отзывались о ее деятельности негативно. Н. А. Добролюбов в статье «Обзор детских журналов» пишет о том, что редакция «очень мало думает о современном движении идей и остается по-прежнему очень преданною высшим отвлеченностям и идеальным стремлениям»1. Это абсолютно естественная реакция критика на консервативность журнала. Ранее выражал неодобре — ние общей направленности журнала и В. Г. Белинский. «“Звездоч-

ка” всегда была дрянью», – безапелляционно заявлял он в частном письме2.

В советский период как личность Ишимовой, так и ее журна- листская деятельность оказались прочно забытыми. Это и понятно: в Стране Советов не было места промонархическому изданию.

Об Ишимовой заговорили снова уже в период перестройки. Однако отношение к ней почти не претерпело изменений. Хотя в книге «Детская литература», вышедшей под общей редакци — ей Е. Е. Зубаревой, Ишимова названа «первой профессиональной

писательницей в детской литературе»3, отношение к ней авторов весьма негативное: цитируя отрицательные отзывы Белинского и Добролюбова, они не только подчеркивают религиозность и кон — сервативность журналов, но и иронизируют над историческими трудами Ишимовой: «Исторические события она объясняла идеа — листически, ссылаясь на предопределенность их божьей волей»4.

В настоящее время отношение к Ишимовой и ее журналистике гораздо более сдержанное. Исследователи от идеологических оце — нок перешли к изучению журналов. Историю создания журналов описала О. С. Стыкалина в работе «К истории создания журналов для детей А. О. Ишимовой “Звездочка” и “Лучи”». Автор достаточ — но полно рассмотрела идею создания детских журналов женщиной в контексте николаевской эпохи, возможность или невозможность определенных публикаций, а также трудности, которые прихо- дилось преодолевать как самой Ишимовой, так и всей редакции. Л. Н. Аверьянова попыталась реабилитировать Ишимову в отече — ственной историографии, отмечая ее несомненные заслуги на ниве

просвещения5.

***

«Звездочка» – одно из первых изданий для детей. Журнал был

направлен на обучение детей, следовательно, должен был соот-

ветствовать определенным правилам, обозначенным властью. По-

литика в области просвещения в принципе не очень отличалась

от государственной политики в целом, проводимой императором

Николаем I. Николаевская эпоха – время полного проникновения

государственной идеологии в общественную жизнь. А образование

как одна из главных сфер общественной жизни среди первых от-

разило концепцию монарха. Государство было заинтересовано в

появлении новых рычагов воздействия на граждан. Собственно,

если журнал мог свободно издаваться, распространяться в детских

учебных заведениях, то, следовательно, его содержание полностью

удовлетворяло органы цензуры: он распространял монархические

и христианские идеи, созвучные существующей идеологической концепции власти – созданной С. С. Уваровым триаде «правосла — вие – самодержавие – народность».

Огромная педагогическая и идеологическая роль журналов для детей была отмечена еще Н. И. Новиковым, издателем перво — го в России журнала для детей. «Чтение таких пиес, – писал он в предуведомлении к первой части «Детского чтения для сердца и разума», – послужит к рождению в младых сердцах таких чувство — ваний, без которых человек в жизни благополучен и доволен быть не может. Они помогут вам некогда сделаться угодными вашему

Творцу и добрыми гражданами нашего отечества»6. Таким образом, отмечалось два направления в воспитании юношества – религиоз — ное и государственно-идеологическое.

Через много лет оба эти направления отразились в «Звездоч- ке» – государственная идеология царствования Николая I как бы соединила их в себе. Она диктовала определенные принципы пода — чи материала. Журналы Ишимовой занимались возвышением цар — ской власти и христианской церкви в глазах читателей. В данной статье на примере материалов за 1848 г. – год европейских револю — ций – будет показано, как в завуалированной, доступной для детей форме проводилась пропаганда официальной идеологии.

***

Поэтические произведения, опубликованные в «Звездочке»,

практически все посвящены религиозной теме, они подписаны

либо криптонимом, либо анонимны, что затрудняет выяснение

круга авторов журнала.

Стихотворение «Дума о севере» написано анонимным автором.

Оно призвано развить религиозное чувство, привычку размышле-

ний наедине с самим собой:

Я полон восторга, святых ощущений,

Но не с кем, как прежде, делить впечатлений7.

Стихотворение «Безумец человек, когда в нем жизнь играет…» опубликовано под псевдонимом А. К. (можно предположить, что под этим псевдонимом скрывался Александр Костылев, некоторые свои стихотворения в «Звездочке» подписывавший полным име — нем). Рассказывает оно о вечной борьбе духа с телом: душа стре — мится ввысь, а телесная оболочка желает остаться на земле:

Душа грустит о небесах,

Но самый человек не райское творенье:

Он праха сын, и любит этот прах…8

Далее поднимается вопрос: а достоин ли человек небесной жиз- ни, если он так боится покинуть этот бренный мир? Ответ: достоин, поскольку Творец «любит до конца», он всепрощающ.

Надо отметить, что философские стихотворения, а также пере- воды за подписью А. К. появляются в «Звездочке» достаточно регу — лярно9. Этим же криптонимом подписан, в частности, и перевод с немецкого, напечатанный в 28-й части10.

Есть и переводные произведения на религиозные темы. Напри- мер, перевод «Молящейся» из Матиссона11, а также «Мадонны» из Новалиса. Последнее стихотворение перевел Григорий Данилев — ский. Известный писатель и публицист, выпускник Петербургско — го университета, он занимался переводами Шекспира, Байрона, на протяжении 20 лет (1869–1890) был редактором официальной газеты «Правительственный вестник». В начале литературной деятельности Г. П. Данилевский писал стихи, позже работал над исторической беллетристикой. Судя по дате, указанной в конце стихотворения (5 апреля), Данилевскому было всего 18 лет, когда его перевод был опубликован. В произведении снова поднимается религиозная тема – образ Божьей Матери:

Вижу ль Тебя тогда, – в сладком молчании, Мысли, как звезды, в душе загораются…12

Обращение к Божьей Матери, а не к Богу-Творцу было харак- терно скорее для католической и протестантской Европы, нежели для русского религиозного самосознания.

Стихотворение А. Попова, входящее составной частью в мате- риал, рассказывающий о выпуске из Смольного института, вполне соответствует концепции журнала:

Сиротками в приют священный Вошли мы в сень монастыря, Благодаря Творца вселенной

За милость к нам Отца-Царя13.

В стихотворении «Журавли» не указан автор. В нем нет религи- озных мотивов, зато пропагандируются семейные ценности:

Жаль расстаться с кровлею родною, Жаль покинуть край,

Если связан с ним душою; Если ж милые с тобою, Всюду будет рай14.

Известное стихотворение П. А. Вяземского «Святая Русь» –

апофеоз официальной идеологии:

Когда народным бурям внемлю И с тайным трепетом гляжу, Как Божий гнев карает землю, Предав народы мятежу;

Когда надменные ученья, Плоды лжемудрости и тьмы, Питают ядом обольщенья Самолюбивые умы;

<…>

Горжусь венцом многодержавным,

Блестящим на челе твоем,

И некогда, не меньше славным,

Твоим страдальческим венцом.

<…>

О, дорожи своим залогом!

Блюди тобой избранный путь

И пред людьми, и перед Богом,

Святая Русь, святою будь!

О, будь всегда, как и доныне, Ковчегом нашим под грозой, И сердцу русскому святыней,

И нашей силой пред враждой!15

***

Прозаических произведений было опубликовано в «Звездочке»

примерно столько же, сколько поэтических. Ситуация с их автор-

ством была такая же, как и с авторством поэтических: в «Звездочке»

было много анонимных или подписанных только инициалами тек-

стов. Несмотря на то что в некоторых материалах присутствовала

религиозная тема, были работы, совсем не поднимающие подобные

вопросы. Прозаические материалы преследовали другие цели.

Так, научные материалы лишены религиозно-дидактической составляющей. Они преследуют учебные цели: в доступной форме изложить основы знаний по тем или иным наукам.

Среди такого рода материалов привлекает к себе внимание работа В. И. Шиховского о прорастании «зародыша в семени». В. И. Шиховский был, по-видимому, сыном известного ботаника Ивана Осиповича Шиховского. Статья весьма интересная, напи — сана легко. Интересны приемы, с помощью которых автор пы — тается привлечь внимание юного читателя. Так, он сравнивает Кощея Бессмертного и его душу в ящике со срединным ростком лука. Цель автора была в том, чтобы превратить изучение био — логии из скучного и иногда слишком трудного занятия в инте — ресное времяпровождение, приохотить детей к постижению на- учных знаний.

Таким образом, лицо журнала определялось не только идеоло- гическим воспитанием, но и научным просвещением.

Более того, в 27-й части «Звездочки» появился материал, кото — рый никак нельзя назвать религиозным и тем более промонархи — ческим. Это «Десять правил для жизни», которые написал третий президент США, один из авторов «Декларации о государственном суверенитете», Томас Джефферсон своему тезке Томасу Джеффер — сону Смиту. Как известно, в 1780 г. Екатерина II, отказавшись помо — гать Англии в борьбе за колонии и объявив о вооруженном нейтра — литете, фактически поддержала новое республиканское государ — ство. С тех пор отношения между Россией и США (если не считать некоторых трений из-за территорий Российско-американской компании) были дружественными. В первой половине 40-х годов XIX в. американские инженеры привлекались для строительства железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Таким образом, этот материал свидетельствует о том, что идеологическая компонента уваровской триады уступала иногда место завуалиро- ванному подчеркиванию внешнеполитических интересов Россий — ской империи.

Сами же «Правила» не содержат в себе ничего политического или идеологического. Они являются морально-дидактическими размышлениями и советами. Вот некоторые из них:

4. Никогда не покупай бесполезных вещей потому только, что они дешевы <…>

5. Гордость дороже нам приходится, нежели голод, жажда и холод <…>

8. Как часто чувствуем мы в воображении нашем то страдание,

которое в действительности никогда не наступает для нас16.

Рассказ «Богач и бедняк»17 можно назвать нравоучительной притчей. Религиозная тематика в нем уступает место политической пропаганде. Он направлен против эгалитаризма, проповедуемого европейским революционным движением. Содержание рассказа просто. Бедняк, пожелавший, чтобы не было богатых, не было ро — скоши, сам остался без работы и средств к существованию, потому что его помещик, оказавшись в весьма стесненных материальных обстоятельствах, не смог ему работу предоставить. Потеряли рабо — ту и его родственники, производившие предметы роскоши. В конце делается вывод о том, что «издержки богатого не вредят бедному, пока не вредят самому богатому»18. Излишняя роскошь губитель — на и для богатых, однако именно социальное неравенство – основа экономического благосостояния.

Аналогично морально-дидактическим целям служил истори- ческий анекдот. Исторический анекдот в то время – случай из истории, произошедший с тем или иным известным человеком. Сама форма подачи материала в историческом анекдоте выпол — няла обучающую функцию. Знание исторических анекдотов за — частую заменяло историческую эрудицию. «Анекдот из жизни Фридриха Великого», опубликованный в 27-й части журнала А. Костылевым, никоим образом не относится к характерным для журнала религиозным материалам. Речь идет о том, как однаж — ды во время прогулки король Фридрих, «который, как известно, сильно нюхал табак»19, увидел инвалида, который жевал табак. Ему это не понравилось, и он стал убеждать воина, что от тако — го способа приема табака можно быстро умереть. Оказалось, что этому инвалиду уже семьдесят лет, и жует табак он с шестнадцати. Фридрих решил провести эксперимент: поместил трех человек одинакового возраста, которые примерно одинаковое время упо — требляли табак, в отдельный дом и приказал выдавать им табак, только следить за тем, чтобы каждый употреблял его так, как и раньше. В итоге те, которые курили и нюхали табак, умерли го — раздо раньше. А инвалид, который жевал табак, пережил монарха. Подобного рода рассказы о монархах и о сметливых простолюди — нах жили в европейской культуре еще со Средневековья, посте — пенно перебираясь на русскую почву как в виде переводов, так и в виде оригинальных рассказов.

Помимо поучительных рассказов, в журналах есть целая серия материалов о различных городах и странах, служащая, безусловно, просвещенческим целям. Среди них «Прогулка по Готенбургу» из — вестного ученого Я. К. Грота, «Две ночи в Мехике», «Новая Земля»,

«Африканские сцены»20 и другие. «Прогулка по Готенбургу»21 –

часть записок, сделанных Гротом во время его путешествия в Шве — цию в 1847 г. Много места уделяется самым мелким деталям. По пути на фабрику пива автор рассказывает о том, как он нанимал из — возчика, мимо каких улиц и домов проезжал. Затем следует рассказ о том, как варится это знаменитое шведское пиво. «Прогулка…», за — тем вошедшая в полное собрание сочинений Грота22, изданное его сыном, впервые была опубликована в «Звездочке», о чем в «Трудах Я. К. Грота» имеется специальное примечание. Яков Грот был хоро — шим знакомым Ишимовой. Его публикации появлялись в журнале довольно часто.

***

Присутствовал в «Звездочке» и такой обязательный атрибут

журналов XIX в., как отдел библиографии. Назывался он традици-

онно – «Новые книги».

В 25-й части впервые за два месяца появился подобный об-

зор книг. Причина такой задержки – отсутствие хотя бы «одной

замечательно-хорошей книги для молодых людей23. Поэтому

«Звездочка» возвращается к тому, что было напечатано годом ра-

нее, – к изданиям басен И. А. Крылова. В рецензии отмечается, что

вышедшее в том же году собрание сочинений Крылова предназна-

чено для взрослых, тогда как его басни адресованы детям. При-

чем основной упор делается на то, что издание для детей более

дешевое.

После этого речь идет о книге, «достойной вашего внимания»24.

Это – «Педагогическая гимнастика со включением плавательного

искусства» Ф. З. Германа25. Отзыв на эту книгу заключается в одном

предложении, которое никак не отображает содержание: «О пользе

гимнастики мы уже не раз говорили в книжках Звездочки»26. Веро-

ятно, это связано с тем, что таких пособий было немного, и каждое

было достаточно известно и уникально. Однако такое беглое упо-

минание говорит также об авторитете журнала: простое упомина-

ние книги должно было привлечь к ней читателей.

Далее следует перечисление книг, к которым не дан даже крат-

кий обзор: «Великий пост, или беседы на св. Четыредесятницу»,

«Слова, беседы и речи к пастве Харьковской», «Всеобщий геогра-

фический атлас». Указано, где можно купить эти произведения.

В списке книг много христианской религиозной литературы. Ви-

димо, данный раздел был предназначен для родителей или настав-

ников, так как утилитарная информация вроде стоимости и места

приобретения юным читательницам была не нужна.

***

Замысел издания удался, «Звездочка» выходила почти 20 лет.

Целью Ишимовой было воспитание и образование подрастающего

поколения, что, конечно, не могло вестись помимо официальной

государственной концепции. Тем не менее многие материалы жур-

нала интересны и познавательны и действительно служат целям

просвещения.

Материал взят из: Научный журнал Серия «Филологические науки. Журналистика. Литературная критика» № 12 (113)

(Visited 213 times, 1 visits today)

moyuniver.net

ЖУРНАЛ «ЗВЕЗДОЧКА» А. О. ИШИМОВОЙ

В статье идет речь о детском журнале, издававшемся в середине XIX в, – «Звездочке» А. О. Ишимовой. Это был один из первых журна — лов для детей. Как издание сугубо монархической направленности «Звез — дочка» вызывала неодобрение со стороны либерально настроенных со — временников. В статье подробно проанализированы материалы журнала и показано, как в иносказательной форме в его статьях реализовывались идеологические установки царствования Николая.

Ключевые слова: А. О. Ишимова, журнал «Звездочка», Я. К. Грот, Н. А. Добролюбов.

Имя Александры Осиповны Ишимовой обычно ассо — циируется с детской литературой. Отчасти это верно, поскольку славу писательнице принесла «История России в рассказах для детей», которая еще при жизни автора была перепечатана несколь — ко раз. Но Ишимова также была журналистом – она выпускала детские журналы «Звездочка» и «Лучи». «Звездочка» выходила в 1842–1845 гг. двумя отдельными изданиями с подзаголовками:

«Журнал для детей младшего возраста» и «Журнал для детей стар — шего возраста» (последнее издание в 1850–1860 гг. выходило под названием «Лучи» и с подзаголовком «Журнал для девиц»).�

Современники отзывались о ее деятельности негативно. Н. А. Добролюбов в статье «Обзор детских журналов» пишет о том, что редакция «очень мало думает о современном движении идей и остается по-прежнему очень преданною высшим отвлеченностям и идеальным стремлениям»1. Это абсолютно естественная реакция критика на консервативность журнала. Ранее выражал неодобре — ние общей направленности журнала и В. Г. Белинский. «“Звездоч-

ка” всегда была дрянью», – безапелляционно заявлял он в частном письме2.

В советский период как личность Ишимовой, так и ее журна- листская деятельность оказались прочно забытыми. Это и понятно: в Стране Советов не было места промонархическому изданию.

Об Ишимовой заговорили снова уже в период перестройки. Однако отношение к ней почти не претерпело изменений. Хотя в книге «Детская литература», вышедшей под общей редакци — ей Е. Е. Зубаревой, Ишимова названа «первой профессиональной

писательницей в детской литературе»3, отношение к ней авторов весьма негативное: цитируя отрицательные отзывы Белинского и Добролюбова, они не только подчеркивают религиозность и кон — сервативность журналов, но и иронизируют над историческими трудами Ишимовой: «Исторические события она объясняла идеа — листически, ссылаясь на предопределенность их божьей волей»4.

В настоящее время отношение к Ишимовой и ее журналистике гораздо более сдержанное. Исследователи от идеологических оце — нок перешли к изучению журналов. Историю создания журналов описала О. С. Стыкалина в работе «К истории создания журналов для детей А. О. Ишимовой “Звездочка” и “Лучи”». Автор достаточ — но полно рассмотрела идею создания детских журналов женщиной в контексте николаевской эпохи, возможность или невозможность определенных публикаций, а также трудности, которые прихо- дилось преодолевать как самой Ишимовой, так и всей редакции. Л. Н. Аверьянова попыталась реабилитировать Ишимову в отече — ственной историографии, отмечая ее несомненные заслуги на ниве

просвещения5.

***

«Звездочка» – одно из первых изданий для детей. Журнал был

направлен на обучение детей, следовательно, должен был соот-

ветствовать определенным правилам, обозначенным властью. По-

литика в области просвещения в принципе не очень отличалась

от государственной политики в целом, проводимой императором

Николаем I. Николаевская эпоха – время полного проникновения

государственной идеологии в общественную жизнь. А образование

как одна из главных сфер общественной жизни среди первых от-

разило концепцию монарха. Государство было заинтересовано в

появлении новых рычагов воздействия на граждан. Собственно,

если журнал мог свободно издаваться, распространяться в детских

учебных заведениях, то, следовательно, его содержание полностью

удовлетворяло органы цензуры: он распространял монархические

и христианские идеи, созвучные существующей идеологической концепции власти – созданной С. С. Уваровым триаде «правосла — вие – самодержавие – народность».

Огромная педагогическая и идеологическая роль журналов для детей была отмечена еще Н. И. Новиковым, издателем перво — го в России журнала для детей. «Чтение таких пиес, – писал он в предуведомлении к первой части «Детского чтения для сердца и разума», – послужит к рождению в младых сердцах таких чувство — ваний, без которых человек в жизни благополучен и доволен быть не может. Они помогут вам некогда сделаться угодными вашему

Творцу и добрыми гражданами нашего отечества»6. Таким образом, отмечалось два направления в воспитании юношества – религиоз — ное и государственно-идеологическое.

Через много лет оба эти направления отразились в «Звездоч- ке» – государственная идеология царствования Николая I как бы соединила их в себе. Она диктовала определенные принципы пода — чи материала. Журналы Ишимовой занимались возвышением цар — ской власти и христианской церкви в глазах читателей. В данной статье на примере материалов за 1848 г. – год европейских револю — ций – будет показано, как в завуалированной, доступной для детей форме проводилась пропаганда официальной идеологии.

***

Поэтические произведения, опубликованные в «Звездочке»,

практически все посвящены религиозной теме, они подписаны

либо криптонимом, либо анонимны, что затрудняет выяснение

круга авторов журнала.

Стихотворение «Дума о севере» написано анонимным автором.

Оно призвано развить религиозное чувство, привычку размышле-

ний наедине с самим собой:

Я полон восторга, святых ощущений,

Но не с кем, как прежде, делить впечатлений7.

Стихотворение «Безумец человек, когда в нем жизнь играет…» опубликовано под псевдонимом А. К. (можно предположить, что под этим псевдонимом скрывался Александр Костылев, некоторые свои стихотворения в «Звездочке» подписывавший полным име — нем). Рассказывает оно о вечной борьбе духа с телом: душа стре — мится ввысь, а телесная оболочка желает остаться на земле:

Душа грустит о небесах,

Но самый человек не райское творенье:

Он праха сын, и любит этот прах…8

Далее поднимается вопрос: а достоин ли человек небесной жиз- ни, если он так боится покинуть этот бренный мир? Ответ: достоин, поскольку Творец «любит до конца», он всепрощающ.

Надо отметить, что философские стихотворения, а также пере- воды за подписью А. К. появляются в «Звездочке» достаточно регу — лярно9. Этим же криптонимом подписан, в частности, и перевод с немецкого, напечатанный в 28-й части10.

Есть и переводные произведения на религиозные темы. Напри- мер, перевод «Молящейся» из Матиссона11, а также «Мадонны» из Новалиса. Последнее стихотворение перевел Григорий Данилев — ский. Известный писатель и публицист, выпускник Петербургско — го университета, он занимался переводами Шекспира, Байрона, на протяжении 20 лет (1869–1890) был редактором официальной газеты «Правительственный вестник». В начале литературной деятельности Г. П. Данилевский писал стихи, позже работал над исторической беллетристикой. Судя по дате, указанной в конце стихотворения (5 апреля), Данилевскому было всего 18 лет, когда его перевод был опубликован. В произведении снова поднимается религиозная тема – образ Божьей Матери:

Вижу ль Тебя тогда, – в сладком молчании, Мысли, как звезды, в душе загораются…12

Обращение к Божьей Матери, а не к Богу-Творцу было харак- терно скорее для католической и протестантской Европы, нежели для русского религиозного самосознания.

Стихотворение А. Попова, входящее составной частью в мате- риал, рассказывающий о выпуске из Смольного института, вполне соответствует концепции журнала:

Сиротками в приют священный Вошли мы в сень монастыря, Благодаря Творца вселенной

За милость к нам Отца-Царя13.

В стихотворении «Журавли» не указан автор. В нем нет религи- озных мотивов, зато пропагандируются семейные ценности:

Жаль расстаться с кровлею родною, Жаль покинуть край,

Если связан с ним душою; Если ж милые с тобою, Всюду будет рай14.

Известное стихотворение П. А. Вяземского «Святая Русь» –

апофеоз официальной идеологии:

Когда народным бурям внемлю И с тайным трепетом гляжу, Как Божий гнев карает землю, Предав народы мятежу;

Когда надменные ученья, Плоды лжемудрости и тьмы, Питают ядом обольщенья Самолюбивые умы;

<…>

Горжусь венцом многодержавным,

Блестящим на челе твоем,

И некогда, не меньше славным,

Твоим страдальческим венцом.

<…>

О, дорожи своим залогом!

Блюди тобой избранный путь

И пред людьми, и перед Богом,

Святая Русь, святою будь!

О, будь всегда, как и доныне, Ковчегом нашим под грозой, И сердцу русскому святыней,

И нашей силой пред враждой!15

***

Прозаических произведений было опубликовано в «Звездочке»

примерно столько же, сколько поэтических. Ситуация с их автор-

ством была такая же, как и с авторством поэтических: в «Звездочке»

было много анонимных или подписанных только инициалами тек-

стов. Несмотря на то что в некоторых материалах присутствовала

религиозная тема, были работы, совсем не поднимающие подобные

вопросы. Прозаические материалы преследовали другие цели.

Так, научные материалы лишены религиозно-дидактической составляющей. Они преследуют учебные цели: в доступной форме изложить основы знаний по тем или иным наукам.

Среди такого рода материалов привлекает к себе внимание работа В. И. Шиховского о прорастании «зародыша в семени». В. И. Шиховский был, по-видимому, сыном известного ботаника Ивана Осиповича Шиховского. Статья весьма интересная, напи — сана легко. Интересны приемы, с помощью которых автор пы — тается привлечь внимание юного читателя. Так, он сравнивает Кощея Бессмертного и его душу в ящике со срединным ростком лука. Цель автора была в том, чтобы превратить изучение био — логии из скучного и иногда слишком трудного занятия в инте — ресное времяпровождение, приохотить детей к постижению на- учных знаний.

Таким образом, лицо журнала определялось не только идеоло- гическим воспитанием, но и научным просвещением.

Более того, в 27-й части «Звездочки» появился материал, кото — рый никак нельзя назвать религиозным и тем более промонархи — ческим. Это «Десять правил для жизни», которые написал третий президент США, один из авторов «Декларации о государственном суверенитете», Томас Джефферсон своему тезке Томасу Джеффер — сону Смиту. Как известно, в 1780 г. Екатерина II, отказавшись помо — гать Англии в борьбе за колонии и объявив о вооруженном нейтра — литете, фактически поддержала новое республиканское государ — ство. С тех пор отношения между Россией и США (если не считать некоторых трений из-за территорий Российско-американской компании) были дружественными. В первой половине 40-х годов XIX в. американские инженеры привлекались для строительства железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Таким образом, этот материал свидетельствует о том, что идеологическая компонента уваровской триады уступала иногда место завуалиро- ванному подчеркиванию внешнеполитических интересов Россий — ской империи.

Сами же «Правила» не содержат в себе ничего политического или идеологического. Они являются морально-дидактическими размышлениями и советами. Вот некоторые из них:

4. Никогда не покупай бесполезных вещей потому только, что они дешевы <…>

5. Гордость дороже нам приходится, нежели голод, жажда и холод <…>

8. Как часто чувствуем мы в воображении нашем то страдание,

которое в действительности никогда не наступает для нас16.

Рассказ «Богач и бедняк»17 можно назвать нравоучительной притчей. Религиозная тематика в нем уступает место политической пропаганде. Он направлен против эгалитаризма, проповедуемого европейским революционным движением. Содержание рассказа просто. Бедняк, пожелавший, чтобы не было богатых, не было ро — скоши, сам остался без работы и средств к существованию, потому что его помещик, оказавшись в весьма стесненных материальных обстоятельствах, не смог ему работу предоставить. Потеряли рабо — ту и его родственники, производившие предметы роскоши. В конце делается вывод о том, что «издержки богатого не вредят бедному, пока не вредят самому богатому»18. Излишняя роскошь губитель — на и для богатых, однако именно социальное неравенство – основа экономического благосостояния.

Аналогично морально-дидактическим целям служил истори- ческий анекдот. Исторический анекдот в то время – случай из истории, произошедший с тем или иным известным человеком. Сама форма подачи материала в историческом анекдоте выпол — няла обучающую функцию. Знание исторических анекдотов за — частую заменяло историческую эрудицию. «Анекдот из жизни Фридриха Великого», опубликованный в 27-й части журнала А. Костылевым, никоим образом не относится к характерным для журнала религиозным материалам. Речь идет о том, как однаж — ды во время прогулки король Фридрих, «который, как известно, сильно нюхал табак»19, увидел инвалида, который жевал табак. Ему это не понравилось, и он стал убеждать воина, что от тако — го способа приема табака можно быстро умереть. Оказалось, что этому инвалиду уже семьдесят лет, и жует табак он с шестнадцати. Фридрих решил провести эксперимент: поместил трех человек одинакового возраста, которые примерно одинаковое время упо — требляли табак, в отдельный дом и приказал выдавать им табак, только следить за тем, чтобы каждый употреблял его так, как и раньше. В итоге те, которые курили и нюхали табак, умерли го — раздо раньше. А инвалид, который жевал табак, пережил монарха. Подобного рода рассказы о монархах и о сметливых простолюди — нах жили в европейской культуре еще со Средневековья, посте — пенно перебираясь на русскую почву как в виде переводов, так и в виде оригинальных рассказов.

Помимо поучительных рассказов, в журналах есть целая серия материалов о различных городах и странах, служащая, безусловно, просвещенческим целям. Среди них «Прогулка по Готенбургу» из — вестного ученого Я. К. Грота, «Две ночи в Мехике», «Новая Земля»,

«Африканские сцены»20 и другие. «Прогулка по Готенбургу»21 –

часть записок, сделанных Гротом во время его путешествия в Шве — цию в 1847 г. Много места уделяется самым мелким деталям. По пути на фабрику пива автор рассказывает о том, как он нанимал из — возчика, мимо каких улиц и домов проезжал. Затем следует рассказ о том, как варится это знаменитое шведское пиво. «Прогулка…», за — тем вошедшая в полное собрание сочинений Грота22, изданное его сыном, впервые была опубликована в «Звездочке», о чем в «Трудах Я. К. Грота» имеется специальное примечание. Яков Грот был хоро — шим знакомым Ишимовой. Его публикации появлялись в журнале довольно часто.

***

Присутствовал в «Звездочке» и такой обязательный атрибут

журналов XIX в., как отдел библиографии. Назывался он традици-

онно – «Новые книги».

В 25-й части впервые за два месяца появился подобный об-

зор книг. Причина такой задержки – отсутствие хотя бы «одной

замечательно-хорошей книги для молодых людей23. Поэтому

«Звездочка» возвращается к тому, что было напечатано годом ра-

нее, – к изданиям басен И. А. Крылова. В рецензии отмечается, что

вышедшее в том же году собрание сочинений Крылова предназна-

чено для взрослых, тогда как его басни адресованы детям. При-

чем основной упор делается на то, что издание для детей более

дешевое.

После этого речь идет о книге, «достойной вашего внимания»24.

Это – «Педагогическая гимнастика со включением плавательного

искусства» Ф. З. Германа25. Отзыв на эту книгу заключается в одном

предложении, которое никак не отображает содержание: «О пользе

гимнастики мы уже не раз говорили в книжках Звездочки»26. Веро-

ятно, это связано с тем, что таких пособий было немного, и каждое

было достаточно известно и уникально. Однако такое беглое упо-

минание говорит также об авторитете журнала: простое упомина-

ние книги должно было привлечь к ней читателей.

Далее следует перечисление книг, к которым не дан даже крат-

кий обзор: «Великий пост, или беседы на св. Четыредесятницу»,

«Слова, беседы и речи к пастве Харьковской», «Всеобщий геогра-

фический атлас». Указано, где можно купить эти произведения.

В списке книг много христианской религиозной литературы. Ви-

димо, данный раздел был предназначен для родителей или настав-

ников, так как утилитарная информация вроде стоимости и места

приобретения юным читательницам была не нужна.

***

Замысел издания удался, «Звездочка» выходила почти 20 лет.

Целью Ишимовой было воспитание и образование подрастающего

поколения, что, конечно, не могло вестись помимо официальной

государственной концепции. Тем не менее многие материалы жур-

нала интересны и познавательны и действительно служат целям

просвещения.

Материал взят из: Научный журнал Серия «Филологические науки. Журналистика. Литературная критика» № 12 (113)

studik.net

Литературный калейдоскоп — Звёздочка наша

Дорогие друзья – дети и взрослые!

 

 

Присылайте свои сочинения к нам на электронный или почтовый адреса. Мы опубликуем в журнале (печатном издании) и на сайте «Звёздочка наша» ваши стихи, сказки, рассказы, загадки…

Обязательно указывайте свои данные: фамилию, имя, возраст, место проживания, контактный номер телефона. Пишите, творите. У вас всё получится!

      Электронный адрес: [email protected]

 Почтовый адрес: 656036, г.Барнаул, а/я 1410, Поповой Л.Ж.

 

              Мама

Нет мамы дороже, любимей на свете,

И с мамою рядом все счастливы дети.

Хотя, иногда, может быть поругает,

Потом очень нежно меня приласкает.

Стараюсь я ей во всём помогать:

Посуду помыть и игрушки убрать.

Приходит уставшая мама с работы,

И я не доставлю её много заботы.

Всё в доме помою, везде уберу.

Я маму люблю, и я не ленюсь.

Я взгляд мамин часто ловлю,

Я маму свою очень сильно люблю!

            Башева Ю., 3 класс,  МОУ «Ларичихинская СОШ»,

            Тальменский район, Алтайский край

           (Из №1-2/2009 журнала «Звёздочка наша»)

      Моя мама

Кто дороже всех на свете?

Ну, конечно, мама!

Кто за нас всегда в ответе?

Это наша мама!

По утрам разбудит в школу,

Соберёт, накормит.

Если нужно что-то сделать,

Быстренько оформит.

Свою маму я люблю

За тепло и ласку,

В праздник ей дарю

Танец и, конечно, пляску!

                     

Кузнецова В., 3 класс,

МОУ «Ларичихинская СОШ»

Тальменский район, Алтайский край

(Из №1-2/2009 журнала «Звёздочка наша»)

                     Сказка про иголку и нитку

Жила была иголка. Сначала у нее не было ушка, и она была простой проколкой. Вот однажды женщина подумала:

- Я умею прясть нитку. Но как ее приспособить к проколке? Тогда бы я смогла сшить красивое платье и покорить сердце мужчины

И так ей хотелось завоевать сердце смелого охотника, что она подолгу крутила в руках нитку и проколку и размышляла.

- И зачем эта женщина вертит меня в руках, я хотя и тонкая, но такая прочная, так крепко мной мужчина прикручивает к древку копьё, - думала нитка.

А женщина все продолжала размышлять. Наконец однажды она взяла камень и стала пробивать в проколке маленькую дурочку с помощью другой проколки. И проколка тут же превратилась в иголку с ушком. Женщина вдела нитку, радостно рассмеялась и принялась шить платье. Когда  мужчина вернулся с охоты, он протянул женщине добычу и вдруг восхищенно закричал:

- Да ты великолепна! - Сердце его горячо забилось. А женщина стала танцевать у огня, она кружилась, ударяя в бубен, прекрасная, легкая и гибкая.

Так женщина покорила сердце мужчины и сделала себя счастливой. А нитка подружилась с иголкой и они уже не расставались, а только радовались, кода женщина придумывала все новую и новую одежду. Когда у женщины и мужчины появился маленький ребеночек, иголка и нитка вовсе без устали  стали помогать женщине искусно вышивать одежду для него очень красивым орнаментом.

В.Д. Надеева,  учитель истории,

МОУ «Ларичихинская СОШ»

Тальменский район, Алтайский край 

 (Из №1-2/2009 журнала «Звёздочка наша»)

        Ослик

Ослик мой, шагай, шагай,

Едем мы в далекий край.

С моим осликом веселым

 Обойдем поля и села.

Трушин Саша, 2 «Б» класс, школа № 49, г. Барнаул

(Из №2/2008 журнала «Звёздочка наша»)

 

         * * *

День настанет,

Солнце встанет,

Мир вокруг озарится.

 Дети будут веселиться.

 

         Сагирова Настя, 2 «Б» класс, школа № 49, г. Барнаул

        (Из №2/2008 журнала «Звёздочка наша»)

 

         * * *

Кошка окна домывала,

Ей собачка помогала.

Дождь пошел совсем нежданно

 И помог им как ни странно.

          Немыкина Таня, 2 «Б» класс, школа /Vе 49, г. Барнаул

          (Из №2/2008 журнала «Звёздочка наша»)

 

          Лиса

У меня живет лиса –

В шубе вся ее краса,

Но за этой красотой

Скрылся нрав ее крутой.

           Гемар Катя, 2 «Б» класс, школа № 49, г. Барнаул

          (Из №2/2008 журнала «Звёздочка наша»)

 

 

   Исповедь маме

Я не виноват, что дома

Оказалось все вверх дном.

Я повоевал немного,

Здесь прошел огромный БОМ!

Ты когда ушла из дома,

Рисовал я тут корову.

Не моя была вина,

Что корова ожила.

Прыгнула на пол она,

Стала догонять меня.

Только прыгнул на кровать,

А меня «Му-му» бодать.

Стал в нее кидать игрушки,

Одеяла и подушки.

А она все то топтать

И трепать, зубами рвать.

К ней на помощь почему-то

Прискакали два верблюда.

Я не знаю, мам, откуда.

Из пустыни Каракума.

Я от них закрылся в зале.

Они в дверь стучаться стали.

И представь, тут с верхней полки

На меня упали волки!

Ты, наверно, их сама

Положила всех туда.

А они живые, злые

И за мною припустили.

В ванне только я закрылся,

Волки стали в дверь ломиться.

Потом слышал я, как в зале

На ушах они стояли.

И в том, что тут прошла война, -

Все это не моя вина.

Ты, кстати, вовремя пришла

И беспредел тот прервала.

Ты не веришь, мама, мне?

Ну, просто дождь был на дворе.

Ко мне зашли мои друзья,

Мы поиграли два часа.

                  Л. Михайлова (Попова)

                 (Из №2/2008 журнала «Звёздочка наша»)

 

                 Дружба

 

Жили-были зимой в лесу зайцы. Они ловко убегали от лисы, собирались на полянке, весело прыгали и радовались.

 

 Но вот наступила весна. Снег так быстро растаял, что кругом поднялась вода. Бедные зайчики не знали, что делать. Тут шел мишка. Ему стало жалко зайчиков. Он сломал большое дерево. Зайчики запрыгнули на дерево и поплыли. Мишка подвез их к сухой горке. Зайцы обрадовались своему спасению и спрыгнули.

- Мишка, ты такой добрый, ты нас спас! Сейчас мы тебя угостим заячьей капустой, - закричали они.

- Нет, зайцы, спасибо за угощение, но у меня в лесу есть своя полезная травка – медвежьи ушки. Она даже зимой не погибает, её укрывает снег. Сейчас снег сошел. Мне пора подкрепить свои силы. Да еще и брусника с прошлого года в лесу осталась. Вот какие в лесу витамины.

Мишка попрощался с зайчиками и заторопился в свой лес.

Торопов Толя (4,5 года) и бабушка, г. Барнаул, детский сад №217 (Из №3-4/2009 журнала «Звёздочка наша»)

 

   Одуванчик

Солнышко весеннее –

Самое волшебное,

Солнышко весеннее –

Необыкновенное.

Всех разбудит ласкою

И теплом своим,

От улыбки ласковой

Расцветёт весь мир.

К солнцу потянулся

Тонкий стебелёк.

Солнцу улыбнулся

Маленький цветок.

Он, согретый лаской,

Шариком раскрылся,

Солнечной краской

Утречком умылся.

             Михайлова Л.

(Из №3-4/2009 журнала «Звёздочка наша»)

 

                    

 

     Тишина

Солнце яркое играет,

Лучик травку достаёт

И цветы все расцветают,

Пчёлы по цветам летают,

Собирают пчёлы мёд.

Пробежал весёлый ветер

Над лугами и травой,

Все травинки он запутал,

Покружился и… домой.

                Прохода Настя, 3 «Б» класс,

                школа № 49, г.Барнаул

(Из №5-6/2009 журнала «Звёздочка наша»)

 

        Лето

Лето – чудная пора –

Веселиться до утра,

Плавать, прыгать и играть.

Можно целый день проспать,

Или с подружками гулять.

Летом солнце, тёплый ветер,

Летом счастливы все дети.

             Зубченко Катя, 3 «Б» класс,

             школа № 49, г.Барнаул

            (Из №5-6/2009 журнала «Звёздочка наша»)

 

 

Как Мишка стал чистым

Сказка

Жил-был медвежонок Мишка. Однажды он испачкался в грязи и стал искать водичку, чтобы помыться. А в лесу было очень сухо, так как уже вторую неделю стояла сильная жара.

 

Ходил он по лесу, ходил, искал, где бы ему помыться и решил спросить у Ромашки, где ему найти водичку. Ромашка сказала, что сама давно хочет пить, но не знает, кто её напоит.

 

Идёт медвежонок дальше, увидел маленький Грибок и спросил, где ему взять воды помыться. Грибок ответил, что тоже ждёт воды, чтобы попить и вырасти большим.

 

Медвежонок увидел большую Тучу и попросил у неё дождя, ведь тогда и Ромашка напьётся и расцветёт, Грибочек вырастет большим — большим, а сам он умоет мордочку и станет чистым.

 

А Ветерок, который гулял рядом, услышал просьбу Мишки и решил помочь ему, и Ромашке, и Грибочку, да и всем жителям леса. Он подул так сильно, что спрятал весёлое, яркое, жаркое Солнышко за Тучку. Тучка улыбнулась и на землю полил тёплый, сильный, чистый Дождь. Дождик оказался таким добрым, что своими длинными ручками напоил и умыл всех.

 

Ромашка расправила свои белые лепесточки, Грибочек надел большую шляпку на толстую, крепкую ножку, а Мишка закричал от радости, что снова стал чистым. Все стали благодарить Ветер, Тучку и Дождь за радость, которую они принесли всем жителям леса.

 

Бушков Саша, ученик 1 класса,

МОУ «Ларичихипская СОШ»

Тальменского района Алтайского края

Руководитель: Коробейиикова Г. А.

(Из №5-6/2009 журнала «Звёздочка наша»)

 

*  *  *

Погляжу в окошко!

- Где мое лукошко?

В лес мы с бабушкой пойдем,

Спелых ягод наберем.

Ждет полянка нас лесная,

На ней травушка густая.

В травке ягодку найду,

Себе в ротик положу.

 

 

*  *  *

Наша тетушка пчела

Взялась за важные дела.

На луга она летала

И нектар там собирала.

Покружилась над кашкой,

И над белою ромашкой.

Побывала и в садах,

Утопающих в цветах.

Сливы, груши, яблонь цвет, -

Лучше для пчелы и нет.

Стерлись уж сапожки

И устали ножки.

Надо деток ей кормить,

Надо ей домой спешить.

 *  *  *

По лужайке я гуляла

И цветочки собирала,

Вот ромашка, вот вьюнок,

Я сплету себе венок.

(Из №7/2009 журнала «Звёздочка наша»)

 

             Черепаха

Как-то осенью, однажды,

Когда сизый был туман,

Позвонив звоночком дважды,

Почтальон приехал к нам.

И в коробке из картона,

С ярлыком «Оранж корона»

В группу, словно Чебурашку,

Он доставил черепашку.

Что за диво, что за зверь?

Поскорей закройте дверь!

А не то ускачет в травку,

Где искать потом малявку?

Всполошился детский сад –

Сразу все помочь хотят

И советом, и заботой,

Добросовестной работой.

Но напрасны опасенья

И все меры по спасенью.

Черепахи – поползухи,

Что бы не гласили слухи,

Спят подолгу до весны,

Мирно созерцая сны.

               Высоцкая Т.Г., педагог  и дети группы № 10

 

               МДОУ «Детский сад №153», г Барнаул

               (Из №7/2009 журнала «Звёздочка наша»

*   *   *

Осень, осень уходи,

В гости зимушку зови.

Скоро к нам она придёт

И порядок наведёт:

Спрячет грязь, укроет лужи,

Снегом всё припорошит.

Будем рады зимней стуже,

Пусть она к нам поспешит!

Сагирова Настя, 4 «Б» класс,

школа № 49, г.Барнаул

(Из № 11/2009 журнала «Звёздочка наша»)

    Сосулька

 

 Я сосульку не грызу,

Стало ей от солнца жарко,

 Мне её ужасно жалко.

Пусть всё лето, целый год

В холодильнике живёт!

Сидоренко Настя, 4 класс,

МОУ «Ларичихинская СОШ»,

с.Ларичиха Алтайского края

(Из № 12/2009 журнала «Звёздочка наша»)

Считалочка

Катилась апельсинка

По имени Маринка.

Уроки не учила,

Двойку получила.

Научилась считать,

Получила цифру пять!

 Пасечник Алиса, 6 лет,  г.Барнаул

  (Из № 12/2009 журнала «Звёздочка наша»)

 

        Зимой

Зима-зимушка, зима

Все дороги замела.

Дед Мороз приходит в дом,

Все подарочки при нём.

Вот и ёлочка стоит,

Всё иголками шуршит.

И игрушечки звенят –

Про подарки говорят.

Я проснулся – к ёлке в миг:

Где подарок мой стоит?

Ждут подарки всех ребят,

Каждый очень будет рад.

Морозов Саша, 4 «Б» класс,

школа №49, г.Барнаул

(Из № 12/2009 журнала «Звёздочка наша»)

 

    Игры зайчат

На земле лежит снежок

Белый, чистый, как пушок.

Вышли зайцы на лужок

Поиграть в этот снежок.

Первый заяц лепит ком,

Второй заяц строит дом,

Третий едет на санках,

А четвёртый – на ледянках,

Пятый заяц просто рад –

Снежки кидает все подряд.

Наши зайцы хороши,

Веселятся от души!

 

           Зубченко Катя, 4 «Б» класс, 

            школа №49, г.Барнаул

(Из № 12/2009 журнала «Звёздочка наша»)

 

     Красавица-зима

 

Вот, наконец, пришла зима –

Белая, пушистая, морозная, душистая.

Снежным одеялом накрыла всё кругом,

Украсила деревья белым серебром.

Сковала реку толстым льдом,

Дороги все укутала.

Всё ближе, ближе с каждым днём

И ёлка, и каникулы.

        Бадулин Вадик, 4 «Б» класс,

школа №49, г.Барнаул

(Из № 12/2009 журнала «Звёздочка наша»)

z-nasha.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта